Типы критических ситуаций и их общая характеристика. «По вашему кредиту сложилась критическая ситуация!!!» Есть ли что-то за этими словами? Критические ситуации

Ключевые понятия : самосознание, Я - концепция, образ - Я, самооценка, уровень притязаний; реальное, зеркальное (социальное), идеальное «Я».

Литература:

1. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.,1986.

2. Кон И.С. Открытие «Я». М..1970.

РАЗДЕЛ IV. ЛИЧНОСТЬ В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Лекция 19. Понятие критической ситуации и ее виды

Критическая ситуация определяется как ситуация невозможности реализации человеком внутренних необходимостей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей (Ф.Е.Василюк). Существует четыре вида критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

19.1 Стресс

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в деятельности и повседневной жизни. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние. так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации поведения и деятельности человека.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату живым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны. но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособлении к новой ситуации - может быть одинаковым.

Стресс, таким образом, связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы, согласно Г.Селье, смерть). Вредоносный или неприятный стресс называется «дистресс».

Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.

Оноре де Бальзак

Еще в 1931 г. К. Ясперс в работе «Духовная ситуация времени» обозначил кризис следующим образом: «Все стало сомнительным, всему грозит опасность.., наше духовное бытие определяется как fin de siecle (конец века). <...> Все охвачено кризисом, необозримым и непостижимым в своих причинах, кризисом, который нельзя устранить, а можно только принять как судьбу, терпеть и преодолевать» . В этих словах подчеркивается не только обреченность при столкновении с кризисом, но и безграничность самого понятия. В психологии при описании переживаний людей в трудных жизненных ситуациях зачастую одновременно используются понятия «экстремальная», «кризисная» и «критическая ситуация» как родственные категории.

Сделаем попытку внести ясность в формулировки, которые существуют. В данном параграфе остановимся на понятиях «кризис», «кризисная ситуация» и «критическая ситуация». В Большом энциклопедическом словаре понятию «кризис» (греч. krisis ) дается несколько толкований: решение, поворотный пункт, исход; резкий крутой перелом в чем-то, тяжелое переходное состояние; острое затруднение в чем-либо, тяжелое положение . В Большом толковом психологическом словаре А. Ребера кризис обозначается как любое неожиданное прерывание обычного хода событий в жизни человека или социума, требующее переоценки моделей деятельности и мышления. И уточняется: человек переживает психологический кризис при возникновении резких отклонений от обыденной жизни (например, при потере близкого человека, работы и т.п.).

В отечественной психологии кризис и кризисные явления рассматриваются с трех сторон: как необычное состояние, которое имеет объективные и субъективные характеристики (А. Г. Амбрумова и другие); как переживание (Ф. Е. Василюк и другие); как социально-психологические ситуации в процессе возрастного развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие) и в ситуациях социальных отношений (А. В. Петровский, Я. Л. Коло- минский и другие); как личностный кризис (А. Г. Асмолов и другие).

Несмотря на отличия в описании кризиса (состояние, переживание, ситуация), у всех упомянутых ученых это понятие имеет одно общее психологическое содержание: кризис становится значимым событием в жизни человека. Независимо от того, какие жизненные условия (внешние или внутренние) запустили кризис, это всегда событие душевного (внутреннего) мира, поворотный момент на жизненном пути личности, а значит, личностный кризис. Личностный кризис становится понятием чисто психологическим и рассматривается как условие для постижения проявлений человеческого сознания в экстремальных ситуациях. Поэтому кризисная ситуация имеет личностный смысл и может анализироваться как «психологическая ситуация, в которой система отношений личности с се окружением характеризуется неуравновешенностью а именно: несоответствием между стремлениями, ценностями, целями личности и возможностями их реализации» .

Чаще всего кризис в восприятии людей отмечен негативными характеристиками и связан с крайними трудностями. Таков лейтмотив экономического кризиса, означающего финансовые сложности, духовного кризиса как деградации ценностей, кризиса возрастного как неблагоприятного депрессивного эмоционального состояния, психологического кризиса как дисбаланса разрушительных и конструктивных тенденций.

Существует и альтернативное понимание кризиса. Кризисы неминуемы, а значит, любая система, находящаяся в кризисе, существенно обновляется и прогрессирует. Полезность и неизбежность кризисов была обоснована Н. Д. Кондратьевым в начале XX в. Автор подметил, что поток новых гениальных открытий и учений приходится именно на периоды кризисов.

В психологии также отмечается, что кризис предоставляет человеку возможность творчества и роста и не является исключительно вредоносным. Это неотвратимое событие жизни каждого человека. Кризис позволяет обнаружить промахи, разобраться в неудачах и изменить свою жизнь.

В кризисной ситуации выделяют два элемента: бифуркацию и трансгрессию.

Бифуркация (от лат. bifurcus - раздвоенный) означает критическое состояние системы, характеризующееся неустойчивостью, возникновением неопределенности, которое может установить, станет ли состояние системы хаотическим, или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности .

Личность - это тоже система, и деятельность системы личности в области бифуркации имеет взрывной характер, что может привести как к регрессивному развитию системы, так и к ее прогрессу. При бифуркации личность становится чувствительна к внешним влияниям, которые в привычном состоянии на нее не оказывают никакого воздействия.

Трансгрессия (лат. transgressio - выход за какую-нибудь границу) обозначает момент перехода от одного состояния к другому .

Трансгрессия фиксирует переход непроходимой границы (границы между невозможным и возможным). «Трансгрессия - это жест, который обращен на предел»; это «преодоление непреодолимого предела» . Йозеф Козелецкий рассматривает трансгрессию в мыслительных процессах и действиях, которые выходят за рамки существующих достижений .

Четыре вида трансгрессии выделяют Й. Подгурецки, А. Зубко, И. Воскова:

  • 1) трансгрессия, сосредоточенная на материальном благополучии (созидательное переустройство окружающего мира);
  • 2) направленная на людей и связанная с проявлением альтруизма, властности и др.;
  • 3) содержащая новые мыслительные конструкции (искусство, наука, философия);
  • 4) обращенная на саморазвитие, «делание себя» .

Ссылаясь на Й. Козелецкого, Й. Подгурецки, А. Зубко и И. Воскова рассматривают человека как творца в жизни, наполненной рисками. Трансгрес- сионную деятельность человек применяет чаще, чем защитную, потому что она приносит удовольствие, несмотря на поражения. Сам по себе «выход за привычные границы приносит ни с чем не сравнимое удовлетворение» . Даже теряя свой мир в кризисе, человеку свойственно снова и снова создавать его с нуля. Перед ним открывается высшая возможность творить даже в ситуации невозможности.

Таким образом, понятия «бифуркация» и «трансгрессия» как характеристики кризисной ситуации позволяют нам уяснить содержательный аспект экстремальности.

Перейдем к анализу феномена критической ситуации. Понятие «критический» в словаре А. Ребера имеет несколько значений: имеющий отношение к критике или присущий ей; характеристика скептического, придирчивого обзора; имеющий отношение к кризису в любом из значений этого термина; характеристика суждения или решения, которые имеют важное значение; что-то, что является определяющим .

Во многих словарных источниках оба понятия - «кризис» и «критический» - обнаруживают сходное смысловое содержание: переломный, опасный, кризисный, значимый, решающий и т.п.

Так, Ф. Е. Василюк обозначает критическую ситуацию как ситуацию невозможности , в которой человек сталкивается с невозможностью осуществления внутренних необходимостей (стремлений, мотивов, ценностей) . Невозможность при этом «определяется тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности» .

В го же время С. В. Духновский соотносит критическую ситуацию с социальными ситуациями, считает ее одним из их видов и связывает с психологической травматизацией личности. Сопровождается такая ситуация ситуационными реакциями - ситуационными защитными автоматизмами, способными переходить в стереотипы поведения, которые могут закрепляться в виде «защитно-компенсаторных образований» . Критериями отнесения ситуации к критической являются:

  • 1) невозможность реализации внутренней жизненной необходимости (потребностей);
  • 2) степень эмоционального напряжения;
  • 3) ситуационные защитные автоматизмы.

Критическая ситуация часто основана на некотором «вызывающем событии», дезадаптирующем личность.

Как «столкновение со смертью» рассматривает критические ситуации Л. Л. Баканова. При этом имеется в виду не физическая смерть, а смерть как специфический трансформирующий процесс отказа от привычных способов жизнедеятельности и рождения новых, более адекватных изменившимся условиям. Это та же невозможность, толкуемая как невозможность прежнего бытия.

В синергетике под критической ситуацией понимается бифуркационный перелом (так называемая точка бифуркации). При бифуркационном переломе система личности не может существовать в старом качестве. В отличие от кризисной ситуации, где речь шла о зоне бифуркации, в критической ситуации - это бифуркационная точка, точка накопления, грань, предел . Это та грань в развитии системы личности, за которой прежняя устойчивая и предсказуемая линия развития становится невозможной, и личность поставлена перед необходимостью изменений.

Таким образом, под критической ситуацией будем понимать ситуацию нескольких невозможностей:

  • 1) невозможность осуществления внутренних потребностей (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.);
  • 2) невозможность старого, изжившего себя способа жизнедеятельности.

Как видим, кризисная ситуация выходит за границы критической, приобретает самостоятельное значение, становится более широким понятием, имеющим экзистенциальную наполненность. По и та и другая ситуации наполнены экстремальностью, которая проявляется в пиковых моментах: зоне и точке бифуркации.

  • Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. С. 335.
  • Большой энциклопедический словарь. С. 662.
  • Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / сост. А. Ребер; пер. Е. Чеботарева. Т. 1. М.: Вече; ACT, 2000. С. 389.

Введение

Критические ситуации - это эмоционально значимые социально-психологические ситуации вызывающие особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики, переживания.

Актуальность темы исследования объясняется значимостью исследований в области проблем преодоления критических ситуаций и выработки эффективной методики.

Цель исследования - раскрыть понятия «переживания», «критической ситуации», проанализировать теоретико-методические подходы к исследованиям способов преодоления критических ситуаций.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи исследования ;

1. Осуществить теоретический анализ способов преодоления критических ситуаций.

2. Разработать экспериментальную программу исследования особенностей способов диагностики критических ситуаций.

3. Реализовать программу экспериментального исследования способов преодоления критических ситуаций.

4. Сформулировать по результатам проведенного исследования итоговые выводы.

Объект исследования - особенности различных способов преодоления критических ситуаций. Предмет исследования - методика преодоления критических ситуаций. Методы исследования: анализ литературы, сравнения и обобщения.

Предварительная гипотеза исследования - существует взаимосвязь причин и характера кризисных ситуаций, личностных характеристик и наиболее подходящих способов преодоления критических ситуаций.

Основные теоретические подходы к исследованию данной проблемы исследовали ученые: Л.С. Выгодский, Э. Эриксон, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, Ф.В. Бассин, А. Адлер, А.Н. Леонтьев и др.

Психологические особенности, сущность и классификация критических ситуаций

Проблема критической ситуации

Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Несмотря на огромную литературу вопроса, теоретические представления о критических ситуациях развиты довольно слабо. Особенно это касается теорий стресса и кризиса, где многие авторы ограничиваются простым перечислением конкретных событий, в результате которых создаются стрессовые или кризисные ситуации, или пользуются для характеристики этих ситуаций такими общими схемами, как нарушение равновесия (психического, душевного, эмоционального), никак их теоретически не конкретизируя. Несмотря на то что темы фрустрации и конфликта, каждая в отдельности, проработаны намного лучше, установить ясные отношения хотя бы между двумя этими понятиями не удается, не говоря уже о полном отсутствии попыток соотнести одновременно все четыре названных понятия, установить, не перекрещиваются ли они, каковы логические условия употребления каждого из них и т.д. Положение таково, что исследователи, которые изучают одну из этих тем, любую критическую ситуацию подводят под излюбленную категорию, так что для психоаналитика всякая такая ситуация является ситуацией конфликта, для последователей Г. Селье - ситуацией стресса и т.д., а авторы, чьи интересы специально не связаны с этой проблематикой, при выборе понятия стресса, конфликта, фрустрации или кризиса исходят в основном из интуитивных или стилистических соображений. Все это приводит к большой терминологической путанице.

Внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными пунктами, по которым характеризуют основные типы критических ситуаций и отличают их друг от друга.

Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации. «Вряд ли кто-либо думает, - апеллирует к здравому смыслу Р.С. Разумов, - что любое мышечное напряжение должно явиться для организма стрессорным агентом. Спокойную прогулку… никто не воспринимает как стрессорную ситуацию» .

Однако не кто иной, как сам отец учения о стрессе Ганс Селье, даже состояние сна, не говоря уже о прогулке, считает не лишенным стресса. Стресс, по Г. Селье, это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» .

Нарушения самоактуализации, контроля и т.д. вызывают стресс, это достаточные условия его. Но дело состоит в том, чтобы обнаружить минимально необходимые условия, точнее, специфические условия порождения неспецифического образования - стресса.

Любое требование среды может вызвать критическую, экстремальную ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение всякой потребности, иначе говоря, у существа, нормальный жизненный мир которого «легок» и «прост», т.е. таков, что удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности.

Полную реализацию такого гипотетического существования, когда блага даны прямо и непосредственно и вся жизнь сведена к непосредственной витальности, можно усмотреть, да и то с известными оговорками, только в пребывании плода в чреве матери, однако частично оно присуще всякой жизни, проявляясь в виде установки на здесь-и-теперь удовлетворение, или в том, что З. Фрейд называл «принципом удовольствия».

Понятно, что реализация такой установки сплошь и рядом прорывается самыми обычными, любыми требованиями реальности; и если такой прорыв квалифицировать как особую критическую ситуацию - стресс, мы приходим к такому понятию стресса, в котором очевидным образом удается совместить идею «экстремальности» и идею «неспецифичности». При описанных содержательно-логических условиях вполне ясно, как можно считать стресс критическим событием и в то же время рассматривать его как перманентное жизненное состояние.

Итак, категориальное поле, которое стоит за понятием стресса, можно обозначить термином «витальность», понимая под ним неустранимое измерение бытия, «законом» которого является установка на здесь-и-теперь удовлетворение.

Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению .

В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров». К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними - те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» и «идеологические» барьеры.

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является, необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточные условиях фрустрации, или, что то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации - поведенческие «следствия» фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации?

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в известном исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуация лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция; г) стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения».

Конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта - что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения - решаются совершенно по-разному у разных авторов.

Решение первого из этих вопросов тесно связано с общей методологической ориентацией исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности - словом, феномены сознания. Эти три парадигмы рассмотрения конфликта сливаются у отдельных авторов в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные воплощения таких сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, то сама идея подобного синтеза выглядит очень перспективной: в самом деле, ведь за тремя названными парадигмами легко угадываются три фундаментальные для развития современной психологии категории - мотив, действие и образ, которые в идеале должны органически сочетаться в каждой конкретной теоретической конструкции.

Не менее важным является и второй вопрос - о характере отношений конфликтующих сторон. Он распадается на три подвопроса, первый из которых касается сравнительной интенсивности противостоящих в конфликте сил и разрешается чаще всего утверждением о приблизительном равенстве этих сил. Второй подвопрос связан с определением ориентированности друг относительно друга противоборствующих тенденций. Большинство авторов даже не обсуждает альтернатив обычной трактовке конфликтующих побуждений как противоположно направленных. К. Хорни проблематизировала это представление, высказав интересную идею, что только невротический конфликт (т.е. такой, который, по ее определению, отличается несовместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознательным характером побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. «Угол» между направлениями побуждений в нормальном, не невротическом конфликте меньше 180°, и потому при известных условиях может быть найдено поведение, в большей идя меньшей мере удовлетворяющее обоим побуждениям.

Третий подвопрос касается содержания отношений между конфликтующими тенденциями. Здесь, по нашему мнению, следует различать два основных вида конфликтов - в одном случае тенденции внутренне противоположны, т.е. противоречат друг другу по содержанию, в другом - они несовместимы не принципиально, а лишь по условиям места и времени.

Конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности.

Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации, как мы видели, может создаваться не только материальными преградами, но и преградами идеальными, например, запретом на осуществление некоторой деятельности. Эти преграды, и запрет в частности, когда они выступают для сознания субъекта как нечто самоочевидное и, так сказать, не обсуждаемое, являются по существу психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию.

Так же, как трудности внешнего мира противостоит деятельность, так сложности внутреннего мира, т.е. перекрещенности жизненных отношений субъекта, противостоит активность сознания. Внутренняя необходимость, или устремленность активности сознания, состоит в достижении согласованности и непротиворечивости внутреннего мира. Сознание призвано соизмерять мотивы, выбирать между ними, находить компромиссные решения и т.д., словом, преодолевать сложность. Критической ситуацией здесь является такая, когда субъективно невозможно ни выйти из ситуации конфликта, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовав одним из них.

Кризис - это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована.

И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данный момент отсутствующие.

Выделяют четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Особый интерес представляет определение критической ситуации, данное Ф.Е. Василюком, как ситуации невозможности (Василюк Ф.Е., 1984). На первый взгляд это определение кажется диаметрально противоположным определению экстремальной ситуации как ситуации возможности - предельной возможности «бытия возможности».

Не вдаваясь в детальное обсуждение этого определения, которое, к тому же, дано в контексте развиваемой Василюком концепции, и поэтому не может быть вырвано из его теоретического «корпуса», тем не менее, необходимо хотя бы вкратце обозначить наши позиции в этом вопросе. Начиная краткое обсуждение, предварим его двумя важными замечаниями. Первое замечание касается самого понятия критической ситуации, которое разрабатывалось Василюком на основе одновременного соотнесения четырёх ключевых понятий: стресса, фрустрации, конфликта и кризиса - каждое из которых и задаёт специфическое категориальное поле понятия «критическая ситуация». Второе замечание уточняет наш замысел - оно началось с эмпирического изучения жизненной судьбы уцелевшего, отталкиваясь от которой, стало выходить во всё более расширяющийся онтологический горизонт бытия личности в жизненном мире. Пытаясь построить концептуальный аппарат психологии жизни человека для понимания ситуации существования человека в условиях контакта жизни и смерти, бытия и небытия, мы делали всё увеличивающийся крен в психологию бытия[В7]

На этом метапсихологическом пути мы нередко перенимали необходимые нам понятия из философского дискурса, особенно, феноменологии, фундаментальной онтологии, естественно, изменяя значение заимствованных категорий и пытаясь укоренять их на психологической почве.

Таким образом, концептуальное поле экстремальной психологии мы пытаемся очертить, именно двигаясь от жизни человека к онтологии человека, пытаясь связать феномены жизни, бытия и времени в сфере феномена события человека. Уже из высказанных замечаний становится ясным, что понятие «возможность» и другие аналогичные термины мы используем, отталкиваясь от фундаментальной онтологии, как сущностную характеристику человеческого бытия. При этом не только эмпирия жизни, но и феноменология жизненного мира интерпретируется нами в горизонте бытия, и, следовательно, различая жизнь и бытие, мы исследуем движение их взаимопроникновения.

Василюк утверждает, что «критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» (Василюк Ф. Е., 1984, с.31 - курсив Василюка Ф. Е.). «Невозможность», которая определяет критическую ситуацию, сама «определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость, оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности» (там же, с.32 - курсив Василюка Ф. Е.). Напомним: мы не занимаемся оценкой концепции Василюка, а стремимся прояснить разное значение, вкладываемое в двух подходах в одни и те же слова, чтобы предупредить возможные заблуждения в трактовке терминов. Здесь нет хорошего и плохого, лучшего и худшего употребления терминов, а есть разные задачи, решаемые в двух подходах.

Ситуация невозможности определяется Василюком с точки зрения ситуации субъекта, в которой он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей. Действительно, в экстремальной ситуации небытие ограничивает реализацию многих возможностей человека, более того, небытие подводит человека к предельной возможности - возможности невозможности. В этом поворотном пункте значение невозможности тождественно онтологическому понятию смерти. Из этих различий сразу вытекают свои следствия: даже невозможность для живущего человека рассматривается в нашей модели как возможность невозможности, которая удивительным образом предстает подлинной возможностью собственной возможности (Хайдеггер М., 1997). Поэтому термин «невозможность» мы используем здесь в предельном значении, а не в значении неудовлетворенных необходимостей. Чтобы не возникало путаницы, мы стараемся разграничить зоны использования схожих терминов.

В более поздней своей работе «Переживание и молитва» (Василюк Ф.Е., 2005) Василюк соотносит переживание и молитву. В отличие от переживания и деятельности, феноменологическая основа молитвы - «возможность невозможного» считает Василюк. В этой формуле возможность невозможного» трактуется как молитва, когда «взор успевает сквозь казавшуюся последней незыблемую и неумолимую реальность разглядеть чаемое как возможное, пусть лишь чудом» (Василюк Ф.Е., 2005, с.7 - курсив Василюка Ф.Е.). При этом в отличие от переживания, направленного к самому человеку, молитва, по его мнению, направлена к Богу. В этом пункте присутствия человека в мире он оказывается в трансцендентной ситуации, которую мы охарактеризовали как присутствие отсутствия, требующее своего метапсихологического определения. Метапсихологическую реальность человека мы определяем как транзитное «бытие-между» или транзитное «СО-бытие». «Невозможное» в тексте Василюка все-таки характеризуется как «возможное, пусть лишь чудом», т.е. отличается от онтологического определения феномена смерти, конечности, которая открывает аутентичную, собственнзчо способность быть (Хайдеггер М., 1997). Идея предельной возможности - собственной невозможности, конечности, смертности и предельной возможности бытия, т.е. предельности, подвергается в нашей модели трансгрессии. Трансгрессия раскрывается нами как запредельный феномен перехода перехода, т.е. перехода бытия и небытия, возможного и невозможного, возможности невозможного и невозможности возможного.

Все эти идеи подводят нас к необходимости темпоральной трактовки переживания. Мы отстаиваем следующий тезис - как переживаемое, так и деятельность переживания, будучи психологическим явлением, требует темпорального конституирования в метап-сихическом горизонте работы личности в мире.

Нужно учитывать также то, что мы пытаемся вывести экстремальность за пределы стресса и дистресса, чтобы ухватить различие между катастрофической и некатастрофической экстремальностью. Поэтому из психоонтологического подхода к возможности, который мы развиваем, прямо и непосредственно следует, что в экстремальной ситуации субъект сталкивается с возможностью реализации подлинной необходимости своего бытия. Поэтому в ситуации вторжения небытия в бытие человек всегда стоит в просвете бытия - просвете возможности жизни - вопреки всему и всяким возможностям невозможности. Обратим внимание на то, что фундаментальная онтология Хайдеггера, по сути, ставит запрет на невозможность бытия для бытия человека - человек, говорит он (имея в виду человеческое бытие), не околевает, а умирает (Хайдеггер М., 1997).

Выдвигая в определении понятия экстремальности значение возможности - «бытие-возможности», мы не впадаем в философствование, а основываемся на важном теоретическом повороте от негативного к позитивному, на котором мы строим концепцию травмы, утраты, стресса.

Как известно, традиционные концепции следуют из негативной установки, реализуя принятые в медицине, философии представления о страдании и освобождении от страдания. Следуя этой линии, психологические концепции, особенно стараниями психоанализа, к которому присоединилась физиология стресса, прочно обосновались на модели «воздействие - нарушение - восстановление». В этой модели восстановление есть переход от болезни к отсутствию болезни, и одним из основных объяснительных конструктов стал «копинг».

Сама идея копинга построена на редукции напряжения, страдания, на овладении негативным состоянием. Но имеется другая, оборотная, сторона травмы, стресса и несчастья - позитивная, в которой человек, вопреки страданию, обнаруживает стремление к жизни, более того, ситуация страдания даже рождает особый рост личности.

Поворот, раскрывающий заложенную в экстремальности тенденцию к росту личности, трансформации бытия, приводит нас, в свою очередь, к другому повороту, в котором ситуация стресса предстаёт в событийности и событии, её конституирующем. В этом событийном повороте экстремальная ситуация уже предстает не как стимул, который необходимо устранить преодолением, а является событием жизни человека, заброшенного в ситуацию, в которой надо жить. Событие жизни предъявляет требования и ставит перед человеком жизненные задачи, которые он должен осуществить.

В этом ракурсе ситуация есть то, что создаёт расхождение, раздвигание, дистанцию между человеком и бытием, требующим утверлсдения бытия в жизни. Тогда сущность личности, высвечивающаяся в экстремальности, в горизонте разрыва, края (бытия-к-концу, возможности невозможности), взывает к бытию возможности. Экстремальная ситуация - это ситуация возможности невозможности, которая открывает человеку подлинную возможность собственной возможности. В этом определении невозможность трактуется как предельная возможность - конец (смерть).

Во многих жизненных ситуациях, в том числе в спорте, творчестве, люди проходят испытания, переживают фундаментальные состояния, проявляют стойкость, волю, мужество, героизм. Сакральные (религиозно-мистические, творческие) переживания также основываются на переживании предельного опыта (Мосс М., 1996; Кайуа Ж., 2003; Батай Ж., 1997).

Не вдаваясь в дальнейшее углубление анализа этих проблем, сделаем следующий вывод. В экстремальности взаимосвязаны два модуса: возможность и невозможность, позитивное и негативное, сохранение и рост, расстройство и креативность.

Для объяснения разных исходов переживания экстремального, предельного опыта (опыта края) мы привлекаем понятие работы личности, которое бьшо введено нами для схватывания трансценденции личности - из деятельности в присутствие, в существование, из однородности в разнородность, из одномерности в многомерность, из сферы субъекта в сферу бытия самости, из системы, структуры в присутствие, пространство-время «бытия-между», между Я и Другим, из сферы смысла в присутствие связывания смыслов и смысловых сфер, от тотального субъекта к множественной субъектности, от деятельности к полидеятельности, из одного времени в другое время (Магомед-Эминов М.Ш., 1998). Абстрактное для психологической концепции понятие «трансценденция», создающее видимость парения личности над реальностью, мирским, насущным, мы определили с точки зрения трансформации бытия личности, в том числе, трансформации времени. Оказываясь «над», «вне», «за», «под» ситуацией, реальностью, актуальным существованием, личность оказывается вне времени, т.е. над временностью. Этот момент требует раскрытия невременной временности человеческой индивидуальности, не совпадающей с логическим существованием или вневременной вечностью Бога. В работе трансформации личность и имманентна, и трансцендентна деятельности. Таким образом, термин «работа» исходно наполняется содержанием в вертикальной трансформации, в которой личность дублицируется, дифференцируется, множится и, следовательно, требует связывания - и в восхождении, и в нисхождении.

Итак, личность может существовать, присутствовать в мире, только работая - чтобы двигаться по поверхности существования (переход), личность должна трансформироваться (в том числе, темпоральность). РазличАние бытия личности, создающее многообразие существований, миров и множественность бытия, требует связывания. РазличАние забрасывает личность в транзитный феномен, который открывает нам личность на пересечении измерений, миров, связей. Транзитное существование не только ухватывается в образе кочевника, путника, возвращающегося, приступающего, выбирающего, но уже у детей в манипуляции с переходным объектом (Винникот Д., 2002), в зоне ближайшего развития (Выготский Л.С, 1984), в феномене горькой конфеты (Леонтьев А.Н., 1981) и др.

Применяя понятие работы к деятельности переживания, мы сформулируем следующий тезис - переживание экстремального, травматического опыта субъектом опосредствовано работой личности. В работе личность относится к актуальному переживанию опыта из разных транзитных (отдалённых, разнесённых) горизонтов бытия. Конституирование переживания опыта как страдания, мужества или сакральности определяется горизонтностью бытийно-темпоральной работы личности в мире с событием. При этом страдание, в частности, ухватывается в термине «расстройство», «мученичество», мужество - в термине «стойкость», а сакральное - в термине «трансгрессия».

Таким образом, мы различаем работу и деятельность с точки зрения перехода, транзитности. Деятельность - это деятельность субъекта, единица жизни субъекта жизни, направленного на мир. Работа - это работа личности (человеческой индивидуальности - сингулярного человека) в «существовании-в-мире», связывающая в становящееся единство многообразие различающихся деятельностей субъекта.

В работе личность - самость, открывается не в деятельности - в работе субъект исчезает - а в точке пересечения многообразия деятельностей как собственных измерений, т.е. в точке пересечения многообразия субъектов, каждый из которых осуществляет отдельную деятельность данного единичного человека.

Работа обеспечивает: 1) деятельность - горизонтом существования; 2) личность - горизонтом трансценденции - перехода от одномерности, однородности, наличности, непосредственности к гетерогенной множественности и транзитности; 3) субъекта, который исчезает в переходе, трансценденции, - воплощением в событии рождения личности в событии «СО-бытия» в мире; 4) «наличное» бытие, существование, сущность - транзитным существованием и транзитной онтологией: бытием в переходе, бытием во времени.

Работа не только интенциональна и есть то, что определяется направленностью - работа раскрывается в новом горизонте обращения с собственным и несобственным бытием и временем. В работе интенциональность переходит в работу заботы. В работе личность не только переживает, понимает и конституирует, но и относится и обращается. Работа создаёт метапсихоло-гическую реальность, из горизонта которой раскрывается психическая деятельность. Метапсихология для нас не абстракция, а конкретность сингулярного бытия-времени в мире.

Критические ситуации - это события, которые предшествуют кризисному состоянию человека. Поэтому каждый из нас должен знать, как себя вести в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, чтобы в случае надобности легко и быстро найти выход из создавшегося положения.

Определение

Критическая ситуация - это такая ситуация, выход из которой быстро найти невозможно. Человек должен полностью сосредоточиться и действовать быстро. Но не у всех людей хорошая реакция и быстрая координация. Для некоторых действовать в критической ситуации бывает просто невозможно. Вот таких индивидов и ждет кризис после того, как они не смогут быстро смириться со сложившимися обстоятельствами. Переживания в критической ситуации у каждого человека разные. Кто-то выбирает йогу, кто-то вместо медитации находит хобби и погружается в него, а кто-то полностью перестраивает свою жизнь, чтобы загрузить себя работой и ни о чем не думать. И это неплохие способы борьбы с психологической подавленностью. Но бывают и другие «методы» самолечения. Алкоголь, табак и наркотики - вот быстрые «лекарства», на которые подсаживаются слабые личности. Они не хотят разбираться в себе и своих проблемах. Вследствие всего сказанного можно понять, что искать, а главное, находить выход из критической ситуации нужно, да притом довольно быстро. Ведь в случае неудачи вся жизнь может пойти под откос.

Понятия

Критическая ситуация - это переломный момент в жизни любого человека. Индивид не знает, что делать дальше и в какую сторону нужно двигаться. Да и действовать особо не хочется. Существует несколько типов понятий критической ситуации.

  • Стресс. Причиной любых жизненных трудностей может стать простая накопившаяся усталость. Если человек не находит достаточно времени для сна, он не пытается каким-то образом разрешить свои текущие проблемы и все решения откладывает на потом, то такого индивида в конце скользкой тропинки ждет стресс. Человек становится вялым, раздражительным и апатичным.
  • Фрустрация. Когда человек устал и вял, у него нет сил для того, чтобы решать свои проблемы. В итоге они формируются как снежный ком. Если вовремя не взяться за ум, то согнуться под давлением проблем будет просто. Состояние фрустрации - это состояние, когда человек очень хочет что-то изменить в своей жизни, но психологические барьеры не позволяют ему это сделать.
  • Конфликт. Иногда человек сталкивается со сложным выбором. Ему нужно принять решение, а как это сделать, индивид не знает. Внутри него развивается конфликт. Такое происходит в тех случаях, когда человек - многогранная личность с широким кругом интересов. Определиться, что главное в жизни, а что второстепенное, иногда бывает просто невозможно. И если конфликт, возникающий в душе, разрешить тяжело, то конфликт, который происходит между двумя людьми, устранить не так сложно. Два человека, которые не находят общего мнения по спорному вопросу, всегда могут обратиться к третьей стороне.

Кризис

Человек, который долгое время борется с проблемой, но не может найти решение, попадает в капкан. Кризис накрывает его с головой. Самостоятельно выбраться из сильной депрессии, которая является неотъемлемым спутником затяжного кризиса, порой невозможно. В этом случае нужно обращаться к специалисту.

Действия

Критическая ситуация - это ситуация, в которую попадает человек и из которой не может найти выход самостоятельно. Что же делать, если проблемы накрыли с головой и просвета не видно? Нужно обратиться к специалисту. Преодоление критических ситуаций - это психологическая работа. Да, человек в состоянии самостоятельно перерасти проблему, но по пути индивид может навесить на себя комплексы, которых у него не было до возникновения кризисной ситуации. Если вы решили самостоятельно устранять свои проблемы, для начала опишите их. Да, записать нужно на бумагу, а не сформировать мысль в голове. Порой кажется, что сознание ясное, но оно не может быть таким, если у человека в жизни есть проблемы. Когда критическая ситуация обозначена, нужно подумать, что может случиться в худшем случае. Кто-то может решить, что такой пессимистический подход может приблизить депрессию. На самом же деле, предполагая самое худшее, человек будет рад любому развитию событий, которые не приведут к ожидаемому результату. Ну а если приведут, индивид не упадет на дно, а сможет заново построить себе лесенку, чтобы было легко подняться. Разберем на примере. У девушки случилась нежданная беременность. Критическая ситуация может развернуться двумя исходами: девушка родит или же сделает аборт. Если было принято решение рожать, то нужно распланировать жизнь на ближайшие 5 лет. Этот список поможет прийти в себя и выйти из подавленного состояния.

Последствия

А к чему может привести поведение в критических ситуациях, когда человек не пытается решить возникшие проблемы? В этом случае дно, на которое индивид может упасть, с каждым днем становится все ближе. Когда возникает кризис и человек не может с ним справиться, наваливается депрессия. Родные и близкие могут стараться помочь, но помощь будет отвергнута. Человек может на фоне стресса лишиться работы, потерять семью. От него отвернутся друзья и родственники. С каждым днем ситуация будет становиться все хуже. Что будет дальше? Человек, который не справится с психологическими проблемами, может отправиться в психбольницу, стать бомжом или алкоголиком. В какой критической ситуации стоит опасаться таких последствий? В той, из которой выход невозможно найти месяцами. Именно от таких нерешенных проблем можно сойти с ума.

Преодоление

А как выглядит жизненный путь человека, который справился с критической жизненной ситуацией? Он вырастает. Становится устойчивей морально, ведь самое сложное в жизни - вступать в противоборство с собой. Многие замечали, что после критических жизненных ситуаций люди меняются. Действительно, такое случается. Но здесь нечему удивляться. Это происходит в те моменты, когда индивид преодолевает внутренний кризис и меняет свои моральные ценности. Например, женщина, которая никак не могла внутренне решиться разорвать брак с мужем-алкоголиком, чувствует освобождение от связывающих уз, но одновременно она становится более замкнутой. У нее могут начаться проблемы с доверием. Ведь она долгие годы терпела побои и издевательства от пьяного мужа, а наутро слушала извинения и признания в любви. Сложные решения, которые принимает человек, могут изменить не только его характер, но и судьбу. Когда индивид понимает, что ему нужно уходить с работы, но в городе он не сможет найти себе подходящей должности, он может бросить семью и уехать на заработки в столицу из провинциального городка. Впоследствии хорошая жизнь становится намного привлекательней, чем пеленки и распашонки, которые каждый вечер долгое время ждали дома. Поэтому человек может принять решение окончательно переехать в столицу и порвать все связи со своей семьей.

Психология

Несмотря на то что поведение в критических ситуациях должно быть уже давно досконально рассмотрено психологами, на самом деле это не так. Критические ситуации на сегодняшний день для многих специалистов так и остаются загадкой. Да, каждый психолог знает четыре типа ситуаций, которые приводят к проблемам человека. Главный ориентир специалиста - это понятие о невозможности. Если человек действительно хочет избавиться от своих проблем, но не может это сделать, хотя прикладывает все усилия, значит, он попал в критическую ситуацию. Подход, можно сказать, кустарный. Соответственно, психология критических ситуаций изучена плохо. Врачи считают, что лучшее средство решения проблемы - это своевременная профилактика. Но не всегда можно самостоятельно решить проблемы, а ходить к психотерапевту у нас в стране просто не принято. Поэтому зачастую врачам приходится устранять последствия критических ситуаций вместо того, чтобы лечить их причину. Лучший совет, который вам может дать врач относительно выхода из ситуации: вы должны всеми силами решать проблему в течение месяца и при этом не падать духом. Если ничего не получается, идите к опытному специалисту при первых признаках появления депрессии. Не затягивайте.

Поведение

Когда в жизни человека складывается критическая ситуация, вести он себя будет одним из трех способов.

  • Импульсивно. Человек не может смириться со сложившейся ситуацией и реагирует на нее излишне бурно. Такой способ поведения не помогает решить проблему, но индивид к этому и не стремится. Человек хочет выплеснуть свои эмоции, поплакать и покричать. Такой тип поведения присущ неуравновешенным людям, которые искренне могут верить в то, что весь мир настроен против них. Например, студент, не выучивший билеты и вследствие этого проваливший экзамен, будет обвинять во всем преподавателя, институт или же судьбу. Но ему и в голову не придет подумать о том, что виновник всех проблем он сам.
  • Пассивно. Этот способ реагирования присущ апатичным людям. Такие личности никуда не стремятся и ничего не хотят. В сущности, им все равно, как сложатся обстоятельства и каким образом решатся проблемы, да и решатся ли они вообще. Пассивные люди в критической ситуации замыкаются в себе и никак не реагируют на окружающих. Например, женщина, у которой умер муж, может впасть в тихую депрессию. Ее не будет волновать ничего, кроме собственного горя. Спустя годы она даже сможет находить в нем радость. Женщина перестанет думать о себе и о детях, которых нужно как-то содержать.
  • Активно. Такой человек не теряет связи с миром. В его сердце нет места депрессии, несмотря ни на какие жизненные трудности. Такой индивид справляется со своими проблемами и ищет выход из сложившейся ситуации. Если выхода не видно, человек не стесняется обратиться за помощью к близким людям или же врачу. Решать свои проблемы нужно сразу, как только они появились. Активный человек не будет сидеть на месте и ждать, когда ситуация станет еще хуже. Например, два бизнес-партнера, которые не могут прийти к общему решению, могут не ругаться, а просто найти компромиссный третий вариант.

Переживание

Каждый переживает сложные периоды жизни по-своему. Какими же действиями в критической ситуации люди чаще всего стараются себе помочь?

  • Работа. Когда уходит земля из-под ног, чтобы не упасть, человек должен найти твердую почву. Поэтому любые проблемы, которые возникают у людей, чаще всего залечивают работой. Такой подход очень эффективен. Благодаря работе можно забыть неразделенную любовь, можно избавиться от постоянного присутствия вины за что-то или перед кем-то. Нет ничего зазорного в том, чтобы искать поддержку и опору там, где она есть.
  • Хобби. Человек в критической ситуации должен найти себе отдушину. Если это будет не работа, значит, должно быть хобби. Причем желательно увлечь себя не чем-то монотонным вроде вышивки или рыбалки, а чем-то активным. Ваше хобби должно быть или подвижным, или таким, чтобы занятие активно задействовало мозг. Например, можете начать кататься на лыжах или же на лошадях. Научитесь играть в шахматы или же на гитаре.
  • Чтение. Книги могут уносить человека в далекие миры. Благодаря хорошей литературе получается расслабиться и забыть обо всех проблемах. Так что если вы оказались в критической ситуации, то возьмите в руки фантастическую книгу, лягте на диван и погрузитесь в вымышленные проблемы. Процесс разбора чужой жизни помогает отвлечься и очистить сознание от лишнего мусора.

Помощь

Вы оказались в критической ситуации? Помощь в таких случаях нужно искать у специалиста и только там. Не старайтесь залечить душевные раны алкоголем и не пытайтесь в очередной раз размышлять на одну и ту же тему. Свежие мысли не появятся. Чтобы каша в голове не подгорала, ее периодически нужно перемешивать. Поэтому сходите к специалисту, который поможет вам разобраться в себе, своих целях, желаниях и амбициях.

Кто чаще других попадает в критические ситуации? Неуравновешенные люди, которые не знают, чего они хотят от жизни. Когда человек плывет без карты, ему кажется, что все равно, к какому берегу его прибьет жизненная ситуация. Но когда индивид причаливает, он понимает, что хотел-то он совсем не того, что получил. Конечно, судьба всегда будет преподносить вам сюрпризы, но чтобы подарки были приятными, вы должны постараться и заслужить их. Запишите, чего вы хотите, и идите к своей цели. Тогда у вас не будет недоразумений и каши в голове. Если есть цели и амбиции, то проще принимать решения, ведь вы же знаете, какой выбор вас к цели приведет, а какой нет.

Постарайтесь разбираться в ситуации, пока она еще не дошла до своей крайней критической точки. Решить бытовые проблемы вам всегда помогут родные и друзья. Еще один способ избавиться от психологических проблем - это вести дневник. Ежедневные записи помогут вам своевременно обнаружить проблему, а значит, вовремя начать работу по ее устранению. Делайте записи каждый вечер и смотрите, чтобы пессимистических мыслей на бумаге не появлялось.