Система высшего образования в беларуси. Система образования республики беларусь. Формы получения образования

23 фев 2012

25 декабря 1998 года Республика Беларусь и Российская Федерация заключили договор, согласно которому граждане обеих стран имеют равные права на получение образования. Но об этом знают далеко не все. Выпускники школ могут свободно подавать документы в вузы соседней страны, сдавать экзамены на одинаковых условиях, получать стипендию… И белорусские документы о получении высшего образования не нуждаются в подтверждении в Робнадзоре, а российские дипломы признаются действительными в Беларуси.

«Государства участники Союзного государства предоставляют равные права гражданам государств участников Союзного государства для поступления в учебные заведения Сторон на основе взаимно признаваемых эквивалентными документов государственного образца как на места, финансируемые из государственного бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения по договорам в соответствии с правилами приема, утвержденными в каждой из частей Союзного государства.

Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, учёных степенях и званиях определяет признание и эквивалентность, выдаваемых в Республике Беларусь и Российской Федерации государственных документов об образовании при продолжении образования в аспирантуре, поступлении на работу и занятии профессиональной деятельностью на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации в соответствии с установленными в документах об образовании областью подготовки и специализацией.

Правила приёма в ВУЗы Союзного государства регулируется законодательными актами Республики Беларусь и Российской Федерации».

Если для дальнейшего обучения выбран белорусский вуз, необходимо всерьёз отнестись к отметкам в школьном аттестате. При поступлении к общей сумме баллов, полученных на экзаменах, прибавляется и средний балл аттестата. Оценивание знаний и умений школьников в РБ производится с помощью 10-балльной системе, чтобы перевести «четвёрки и пятёрки» в «девятки и десятки» используется переводная таблица, которую можно найти в правилах приёма в белорусские вузы.

Переводная таблица среднего балла документов об образовании

Средний балл документа об образовании по шкале

пятибалльной

десятибалльной

пятибалльной

десятибалльной

При поступлении в вузы абитуриенты сдают экзамены в форме централизованного тестирования (ЦТ). Обычно сдают централизованное тестирование по трём школьным предметам (абитуриент может принимать участие не более чем по 3-м предметам)

В некоторых вузах на определённые направления (журналистика, актёрское мастерство и т.д.) предусмотрен творческий экзамен, который является решающим. При наличии творческого экзамена абитуриенты сдают ещё два экзамена в форме централизованного тестирования.

Сертификаты ЕГЭ при поступлении в белорусские вузы недействительны, а медалисты и победители российских предметных олимпиад не имеют никаких преимуществ.

Заявления на сдачу централизованного тестирования принимаются до 1 июня. С 2011 года по всей Беларуси действует компьютеризированная регистрация абитуриентов на централизованное тестирование по схеме одного окна.

Участие в ЦТ является платным. Стоимость трёх экзаменов обойдётся абитуриенту около 10 долларов.

До 1 июня абитуриенты должны предоставить в пункты проведения ЦТ необходимые документы:

Заявление установленной формы;

Паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность: вид на жительство, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты или хищения документа, удостоверяющего личность);

Квитанцию о внесении платы за прием и оформление документов для участия в ЦТ (документ о праве на льготы).

На данный момент правила приема в вузы РБ на 2012 год официально не опубликованы. Ориентируясь на проведение ЦТ в предыдущие годы, можно говорить о сроках сдачи: обычно ЦТ по всем предметам проводится в течение первого летнего месяца. А результаты тестирования становятся известны в первую неделю июля.

В тестах представлены от 40 до 60 заданий двух видов А и Б - закрытые вопросы, требующие выбрать один из вариантов ответа, и открытые, которые требуют краткого ответа. За выполнение тестирование по определённому предмету набрать можно максимум 100 баллов. Но таких счастливчиков в 2011 году было всего 65 человек. Из них 33 абитуриента получили 100 баллов по математике, 7 по русскому языку, 4 по истории Беларуси, 2 по физике, 1 по английскому языку.

Отличие ЦТ от ЕГЭ в том, что в Беларуси ЦТ служит только для отбора абитуриентов в вузы и ссузы, а в школе учащиеся сдают традиционные итоговые экзамены. Оценивание выполненных заданий происходит в процессе их проверки, баллы начисляются в зависимости сложности заданий: чем меньше участников ЦТ с ним справилось, тем выше оно оценивается. Максимально возможный проходной бал 400.

Как выбрать специальность?

Для объективной оценки своих знаний, возможно, стоит обратиться к проходным баллам на разные специальности прошлых лет. Например, в 2011 году самые высокие проходные баллы (от 350 до 370) на бюджетное отделение в белорусских вузах были на специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций», «Международное право», «Лингвострановедение», «Мировая экономика», «Международные отношения». Самые высокие конкурсы (44 человека для девушек) были в Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь на специальности «Правоведение: судебно-прокурорско-следственная деятельность» и 27 человек «Судебная экспертиза ». В Белорусском государственном университете в 2011 году 14 человек претендовали на одно место на специальность «Дизайн (коммуникативный)». Конкурс более 10 человек на место был в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка на специальность «Изобразительное искусство и компьютерная графика».

Впрочем, кое-где конкурса и вовсе не было. В Белорусском педагогическом университете им. Танка на специальности «Белорусский язык и литература. Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература. Немецкий язык», «Физика. Математика», «Физика. Информатика», «Физика. Техническое творчество» конкурс отсутствовал.

Самый маленький конкурс был на специальности «Математика»» 122 балла и «Русский язык и литература. Иностранный язык (китайский)» 134 балла. Самый большой на «Логопедию. Специальную психологию» (285 баллов).

На платном отделении университета на специальность «География. Экскурсионно-краеведческая работа» проходной балл был 105. За редким исключением, поступали все, кто подавал документы.

Перечень высших учебных заведений Беларуси.

Брестская область

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Брестский государственный технический университет

Барановичский государственный университет

Полесский государственный университет

Витебская область

Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Витебский государственный технологический университет

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Полоцкий государственный университет

Гомельская область

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Белорусский государственный университет транспорта

Гомельский государственный медицинский университет

Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого

Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Гомельский инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Гродненская область

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Гродненский государственный аграрный университет

Гродненский государственный медицинский университет

Могилевская область

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия

Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова

Могилевский государственный университет продовольствия

Белорусско-Российский университет

город Минск

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Военная академия Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Белорусский государственный аграрный технический университет

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Белорусский государственный медицинский университет

Белорусский государственный технологический университет

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Белорусский государственный университет физической культуры

Белорусский государственный экономический университет

Белорусский национальный технический университет

Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова

Командно-инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Высший государственный колледж связи

Минский государственный высший радиотехнический колледж

Минский государственный высший авиационный колледж

Минский государственный лингвистический университет

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

БИП – институт правоведения

Женский институт «ЭНВИЛА»

Институт парламентаризма и предпринимательства

Институт предпринимательской деятельности

Институт современных знаний имени А.М. Широкова

Международный гуманитарно-экономический институт

Международный институт трудовых и социальных отношений

Минский институт управления

Частный институт управления и предпринимательства

Остались вопросы? Необходима помощь при подготовке к ЦТ или ЕГЭ?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

Национальная система образования в Республике Бела­русь включает:

^ участников образовательного процесса; ^ образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; ^ образовательные учреждения; ^ органы управления образованием. Образовательные учреждения осуществляют: ^ дошкольное воспитание; ^ общее среднее образование; ^ внешкольное обучение и воспитание; ^ профессионально-техническое образование; ^ среднее специальное образование; ^ высшее образование;

^ подготовку научных и научно-педагогических кадров;

^ повышение квалификации и переподготовку кадров.

Современное развитие национальной системы образова­ния обусловлено, прежде всего, преобразованиями в со­циальной и экономической структуре белорусского об­щества, изменениями в политической ориентации Рес­публики Беларусь.

«Основные направления развития национальной сис­темы образования», одобренные Советом Министров Республики Беларусь в 1999 году, определяют следующие цели и задачи ее реформирования:

Образование, впитав духовное наследие народа Бе­ларуси, станет определяющим фактором формирования

свободной, духовно, интеллектуально и физически раз­витой личности.

Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фак­тором совершенствования правового демократического го­сударства.

Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.

Основные принципы реформирования всех звеньев на­циональной системы образования:

Доступность образования;

Равенство прав граждан на получение образования;

Единство образовательных и воспитательных задач;

Диверсификация (оптимальное разнообразие) об­разовательных учреждений;

Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

Преемственность между уровнями и ступенями обра­зования;

Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования;

Поэтапность проведения преобразований и их кор­ректировка с учетом достигнутых результатов;

Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.

Реформа белорусской общеобразовательной школы

Реформа общеобразовательной школы обусловлена, преж­де всего, трансформацией социально-экономической струк­туры общества, поворотом к рыночной экономике, изме­нениями в политической сфере белорусского общества.

Основная цель этой реформы состоит в переводе обще­образовательной школы на качественно новый уровень, в личностно-гуманистической ориентации школьного об­разования при сохранении достижений советской шко­лы и творческом использовании мирового опыта.

В ходе реформы должны быть созданы оптимальные усло­вия для подготовки школьников к полноценной жизни в изменяющемся мире, овладения основами национальной и мировой культуры, гармоничного развития их личности.

Для достижения этих целей нужно решить следующие практические задачи:

Переход на 12 - летний срок обучения, что предпо­лагает обучение детей с 6 - летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы. Обязательное десятилетнее образование с 4 - летней на­чальной школы (с 6 до 10 лет) и 6 - летней базовой школой (с 10 до 16 лет). Полное среднее образование с 17 до 18 лет (старшая ступень).

Разработка и внедрение нового учебного плана, обес­печивающего высокий уровень образования при сниже­нии учебной нагрузки школьников. Переход на 5-днев­ную учебную неделю с целью создания условий для фи­зического развития и охраны здоровья учащихся.

Трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала.

Обеспечение разноуровневого, вариативного обуче­ния школьников с учетом их индивидуальных возмож­ностей и способностей.

Дифференциация обучения на старшей ступени об­щеобразовательной школы по различным направлени­ям: гуманитарное, природоведческое, технологическое и другие.

Повсеместное внедрение десятибалльной системы оценки знаний (компетенций) и централизованного тес­тирования школьников.

Создание эффективной системы патриотического, гра­жданского и духовно-нравственного воспитания школь­ников.

Основным общеобразовательным учебным заведением остается школа наряду с расширением числа гимназий и лицеев.

Гимназий учебное заведение базовой и старшей сту­пени общеобразовательной школы, призванное обеспе­чить реализацию требований государственных стандар­тов к образованию в сочетании с повышенным его уров­нем, широкой гуманитарной и общекультурной подго­товкой учащихся.

Лицей - профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень обще­го среднего образования па старшей ступени в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой уча­щихся по направлениям и специальностям высших учеб­ных заведений.

Реформирование системы высшего образования в Республике Беларусь

Подготовка специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь осуществляется на базе общего сред­него, среднего профессионально-технического и среднего специального образования в университетах, институтах, академиях и высших колледжах, как государственных, так и негосударственных.

В настоящее время 20% населения республики имеет высшее образование (Аргументы и факты в Белоруссии, № 3, 2008 г.). По итогам 2007 года бесплатно обучалось 41% студентов, остальные за обучение платили (там же). Платная форма обучения является ответом на изменив­шиеся запросы рынка труда и потребности многих моло­дых людей в получении высшего образования.

Дальнейшая регионализация высшего образования по­зволит обеспечить не только удовлетворение образовательных запросов граждан, но и решение задач социально-культурного развития регионов, позволит перейти к мас­совости высшего образования. Примером здесь может слу­жить функционирование в некоторых областных и район­ных центрах филиалов столичных вузов, открытие в 2004 году Барановичского государственного университета, а в 2006 году - Полесского государственного университета в Пинске.

Сегодня Республика Беларусь предпринимает шаги к интеграции в мировое образовательное пространство. Клю­чевым направлением нашего международного сотрудниче­ства в области высшего образования является создание еди­ного образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Для этого создаются следующие условия:

Общность принципов государственного государствен­ной политики в области образования;

Согласованность образовательных стандартов и про­грамм;

Единство требований по подготовке и аттестации на­учных и научно-педагогических кадров;

Равенство прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях СНГ.

Другое направление - это интеграция в Европейское обра­зовательное пространство. В 2002 году Беларусь присоеди­нилась к Лиссабонской конвенции о взаимном признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. А в соответствии с принципами формирования Европейского образовательного пространства, изложенными в Болон-ской декларации, наша республика предпринимает меры по переходу к двухступенчатой системе высшего образо­вания. В связи с этим принято решение о поэтапном со­кращении сроков подготовки специалистов с высшим образованием, а также об открытии магистратуры. Дан­ное направление реформирования системы высшего об­разования закреплено в законе Республики Беларусь «О высшем образовании», принятом в июне 2007 года.

Эти решения направлены на повышение конкуренто­способности национальной системы высшего образова­ния, развитие академической мобильности, обеспечение трудоустройства выпускников на рынке труда, укрепле­ние международного сотрудничества в области обеспече­ния качества высшего образования и расширение возможности их получения. Однако массовый переход на двухсту­пенчатую систему высшего образования ожидается не рань­ше 2010, когда завершится переход общеобразовательной школы на 12 - летний срок обучения.

Реформирование белоруской высшей школы сопровож­дается в последнее время также следующими новшествами:

Прием в вузы по результатам централизованного тес­тирования и письменных экзаменов вместо устных.

Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.

Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.

Увеличение доли управляемой самостоятельной ра­боты студентов за счет снижения объема аудиторной учеб­ной нагрузки.

Замена контрольных работ у заочников на компью­терное тестирование и т.п.

36. Воспитание наряду с наследственностью и средой являет­ся важнейшим фактором развития личности. При этом среда, как известно, воздействует на развивающуюся личность часто стихийно и пассивно. В отличие от среды, воспитание в ши­роком смысле слова - это целенаправленное, заранее пла­нируемое, специально организуемое и систематическое воз­действие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Без воспитания немыслима реализация социаль­ных программ развития личности.

Подобным образом воспитательное воздействие на раз­вивающуюся личность взаимодействует с влиянием наслед­ственности. Например, чтобы задатки человека в полной мере трансформировались в его способности, нужна не только соответствующая социальная среда, но и соответ­ствующее воспитание. Воспитание, таким образом, кор­ректирует и координирует развивающее влияние среды и наследственности. Под влиянием воспитания человек раз­вивается физически и социально.

Физическое развитие включает морфологическое, био­химическое, и физиологическое.

Социальное развитие находит выражение в психиче­ском, духовном и интеллектуальном росте.

Л.С. Выготский открыл два уровня умственного раз­вития ребенка:

уровень достигнутого интеллектуального развития - самостоятельное выполнение заданий;

зона ближайшего развития - решение задач с помо­щью взрослых.

На этой основе была сформулирована закономерность-цели и методы воспитания должны соответствовать уров­ню достигнутого развития ребенка и зоне его ближайшего развития.

По мнению Л.С. Выготского обучение, а значит, и вос­питание - это источник развития* и оно (обучение) должно идти впереди, вести за собой развитие личности.

Академик И.Ф. Харламов в своих учебниках по педаго­гике подчеркивал, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стиму­лирование ее активности в работе, над собой.

Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации (потребности, ин­тересы, убеждения и т.п.), к запуску внутренних механиз­мов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности.

В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействи­ям она может развиваться в самых различных направле­ниях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.

Обучение как целенаправленный процесс формирования личности

Как уже отмечалось, воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение. Потому процесс обу­чения имеет такую же структуру, как и любой педагоги­ческий процесс: цель обучения - принципы обучения - со­держание обучения - методы обучения - средства обуче­ния-формы обучения.

, Цель обучения в современной дидактике (теории обуче­ния) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей состав­ляющих. Эти цели определяют и соответствующие функ-ции процесса обучения.

Образовательная цель (функция) процесса обучения за­ключается в формировании определенных знаний и навы­ков обучающихся. Например, образовательной целью пред­ставляемого здесь раздела «Основы педагогики» является фор­мирование у студентов системных знаний об образовании как о социокультурном феномене, о различных педагоги­ческих явлениях, процессах, системах и технологиях.

Воспитательная цель (функция) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности. На примере изуче­ния раздела «Основы педагогики» - это формирование у студентов отношения к образованию как общечеловече­ской ценности, осмысленных взглядов на социально-педа­гогическую действительность; формирование готовности к разрешению проблем собственной жизнедеятельности, профессионально-личностного становления и роста.

Развивающая цель (функция) обучения реализуется, глав­ным образом, в развитии мышления, творческих способно­стей и дарований личности. В нашем случай - это формиро­вание у студентов системного и критического мышления, умений рефлексии и развития на этой основе стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Принципы обучения ~ это основополагающие требова­ния к организации этого процесса. Обычно здесь выделя­ют Принцип научности обучения, принцип систематич­ности, последовательности, доступности, связи обуче­ния с жизнью и другие.

Методы обучения - это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать кон­кретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярны­ми из которых являются следующие две:

Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, на­глядные и практические, у.

Классификация по характеру познавательной деятель­ности обучаемых, где все методь! делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные," репродуктивные, мето­ды проблемного изложения материала, частично-поиско­вые й исследовательские методы, обучения.

Средства обучения - это учебные программы, учеб­ники, конспекты, плакаты, технические средства обуче­ния (ТСО), раздаточный материал и т.д.

Формы организации обучения - это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.

37. В отличие от социализации, в процессе которой влия­ние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание - это целенаправленное воз­действие на личность. Его можно считать частью социа­лизации.

Воспитание всегда направлено на достижение опреде­ленной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Различные типы обществ в разные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, ко­торая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гума­низма, справедливости и имеет научные взгляды на окру­жающий мир.

Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образователь­но-воспитательных учреждениях Республики Беларусь при­звана сосредоточиться на достижении следующих целей:

Формирование самосознания гражданина, ответствен­ного за судьбу своей Родины.

Приобщение воспитанников к общечеловеческим цен­ностям, формирование соответствующего поведения.

Развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству.

Помощь в формировании «Я-концепции» личности, в ее самореализации.

Уважительные отношения между педагогами и воспи­танниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологи­ческий комфорт, в котором развивающаяся личность чув­ствует себя защищенной, нужной, значимой.

Природосообразность воспитания, которая предпола­гает обязательный учет половозрастных и других при­родных особенностей воспитанников.

Кулыпуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую об­рядность, привычки.

Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней сре­ды образовательно-воспитательного заведения, среды жиз­недеятельности и развития воспитанников.

Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковско-го, должны составлять общечеловеческие ценности: Чело­век, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведе­нием и другие.

Средства воспитания -

38. В современной педагогике методы воспитания оп-I ределяются как совокупность наиболее общих способов осущест­вления воспитательных взаимодействий, способ решения воспитательных задач.

выделяют три основные группы методов воспитания:

Убеждения;

Стимулирующие (возвратно-оценочные);

Организации жизни и деятельности.

Методы убеждения .

Целью убеждения является создание, усиление или измене­ние взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего.

Обычно выделяют четыре ос­новные группы методов убеждения: информационные (воспи­танникам предлагаются в готовом виде понятия о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном); поисковые (воспитанники включаются педагогом в поиск ответов на по­ставленные проблемы); дискуссионные (предлагаются различ­ные пути решения проблем, и воспитанники самостоятельно должны прийти к правильному ответу); взаимного просвеще­ния.

К стимулирующим методам относятся одобрение и осуж­дение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положив тельных и отрицательных качеств личности воспитанника:] стимулирование первых и торможение вторых.

Цель методов организации жизни и деятельности - нау­чить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В ос­нове этих методов лежит непосредственный практический опыч^ людей. Назовем некоторые из них:

Педагогическое требование;

Приучение;

Упражнение;

Создание воспитывающих ситуаций;

Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской?! психологии, лечебной педагогики. Внушение - это механизм воздействия воспитателя на подсознание ученика.

Средства воспитания применяются в единстве с методами и педагогическими приемами. Средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действи­тельности: предметы и ценности материальной культуры, при­родные явления, достижения науки и техники, живая и нежи­вая природа и др.

Средства воспитания - это мероприятия или виды дея­тельности воспитанников: учебные занятия, беседы, соб­рания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.

Современные подходы к воспитанию

В современной педагогике существуют следующие под­ходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен-ческий, личностно-ориентированный и другие.

Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и орга­низуется как система взаимосвязанных условий и факто­ров формирования личности. Целесообразность его при­менения объясняется следующим образом:

Поскольку формирующаяся личность - это целост­ное образование, то и воспитываться она должна в ин­тегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятель-ностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.

При гаком подходе специально моделируется систе­ма условий, необходимых и достаточных для самореали­зации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников.

Формируется неповторимый облик образовательно-вос­питательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.

Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заве­дения.

Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды дея­тельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой дея­тельности, можно осуществлять его эффективное воспи­тание.

Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) счи­тают, что само по себе внешнее воспитательное воздей­ствие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувст­венное переживание (отношение) и возбуждает ее соб­ственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и стано­вясь привычными, такие отношения определяют устой­чивое поведение человека в любых условиях, то есть ста­новятся личностными качествами.

Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагоги­ке. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведе­нии человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно соз­дать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее неповторимой ин­дивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побу­ждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания яв­ляются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, ана­лиз и разрешение моделируемых конфликтов.

Несмотря на то, что любое воспитание ориентирова­но на личность, правомерность названия данного подхо­да оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внеш­ним факторам воспитательного воздействия, а развиваю­щейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ЦТ по истории Беларуси: Создание белорусской государственности в 1917-1919 гг., Акценты #10

    ✪ Поступить в белорусский ВУЗ - кому проще?

    ✪ Белорусский государственный медицинский университет

    ✪ Реформы белорусского образования должны совершенствовать имеющуюся базу

    ✪ Беларусь 1: В БГУ прошел семинар по новым методам образования

    Субтитры

Общие сведения

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

  1. дошкольное (ясли, детские сады)
  2. общее базовое (на базе 9 классов средней школы). Начинается с 6 лет.
  3. общее среднее (на базе 11 классов), начальное профессиональное (ПТУ , лицеи), среднее специальное (техникумы , колледжи)
  4. высшее профессиональное (высшие колледжи , институты, университеты , академии).

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

  • профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающий право на поступление в высшее учебное заведение - аттестат или диплом, подтверждающий получение профессионально-технического или среднего специального образования. В Белоруссии имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов. Базовое общее образование (1-9 классы средней школы) является обязательным. Образование в средней школе является бесплатным. Выпускники профессионально-технических учреждений образования, получившие образование за счёт средств бюджета, обязаны отработать по распределению один год, выпускники средних специальных и высших учреждений образования - два года. Цена платного высшего образования на отдельных специальностях достигла в 2012 году 12 млн рублей в год, и продолжала расти .

Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента . Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали» .

В системе общего среднего образования 130 639 учащихся (13,7 %) обучаются на белорусском языке, 822 970 учащихся (86,2 %) – на русском, 834 учащихся – на польском и 64 учащихся – на литовском.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» .

Основные показатели

В 2012 году в Республике Беларусь действовало 4064 учреждения дошкольного образования с 398 тыс. детей и 54,1 тыс. педагогических работников . В 2012/13 учебном году действовало 3579 учреждений общего среднего образования с 928,2 тыс. учащихся и 128,1 тыс. учителей , 226 учреждений профессионально-технического образования с 79,9 тыс. учащихся, 225 учреждений среднего специального образования с 152,2 тыс. учащихся . Больше всего учащихся в учреждениях среднего специального образования обучалось по техническому и технологическому профилю (50 тыс.), а также экономико-юридическо-управленческому (34,3 тыс.), сельскохозяйственному (21,3 тыс.), архитектурно-строительному (14,3 тыс.) и медицинскому профилям (11,5 тыс.)

В 2012/13 учебном году в стране насчитывалось 54 высших учебных заведения (45 государственных и 9 частных), где обучалось 428,4 тыс. студентов, в том числе 209,3 тыс. на дневной форме обучения, 0,9 тыс. на вечерней и 218,3 тыс. на заочной. Более половины (30) вузов находится в Минске; в столице обучается и более половины студентов (223,9 тыс.) .

История образования в Беларуси

В средние века среднее и высшее образование получали в коллегиумах (Вильно, Полоцк , Пинск , Гродно, Юровичи). Первым высшим учебным заведением на территории Великого княжества Литовского стал Виленский университет .

Российская империя

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой.

В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.

Одной из первых гимназий на территории нынешней Беларусь является Слуцкая гимназия . На территории нынешней Беларусь также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на белорусском и польском языках.

После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись.

БССР

В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов:

  • Белорусский государственный экономический университет ,
  • Белорусский государственный педагогический университет ,
  • Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.

После присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) - первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней .

1990-е

Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.

2010

В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании В 2010 году был создан . На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60 % студентов белорусских вузов - заочники) . Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы

2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ . В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 - частной) . 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила» . На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек) .

2013

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения .

2015

14 мая 2015 г. в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике было объявлено о присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования .

Принята дорожная карта реформирования системы высшего образования, рассчитанная на 3 года. Республика Беларусь должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат - магистратура - докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом .

Кодекс об образовании

Проект

2010 год - при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые .

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко .

Ряд положений проекта:

  • Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
  • Частные вузы обяжут иметь общежитие
  • Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
  • Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

  • В образовательном учреждении:
    • Очная форма
    • Очно-заочная (вечерняя)
    • Заочная
    • Дистанционная, непрерывная
  • В форме семейного образования
  • Самообразование
  • Экстернат
  • С репетитором

Уровни образования

Высшее образование

Современное состояние

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет , основанный 30 октября 1921 года , и Академия управления при Президенте Республики Беларусь , образованная 29 января 1991 года . Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли . Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет , Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники , Белорусский государственный медицинский университет , Белорусский государственный аграрный технический университет , Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет культуры и искусств и другие).

В Белоруссии студенты вузов могут получать академические степени специалиста (бакалавра) и магистра .

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование , поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования.

В 2012/13 учебном году в 54 вузах Республики Беларусь обучалось 428,4 тыс. студентов. Больше всего обучалось по специальностям профиля «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» - 167,3 тыс. человек. По специальностям технико-технологического профиля обучалось 83,2 тыс. студентов, педагогического - 42,4 тыс., сельскохозяйственного - 28,1 тыс., медицинского - 21,7 тыс., гуманитарного - 16,6 тыс., естественнонаучного - 13,8 тыс., физкультурного и туристического - 9 тыс., искусствоведческого и дизайнерского - 7,1 тыс. . 12 002 студента были гражданами других государств, в том числе 6514 - из Туркменистана, 1658 - из России, 1146 - из Китая, 265 - из Азербайджана, 244 - из Шри-Ланки, 242 - из Нигерии, 208 - из Ирана, 168 - с Украины, 154 - из Ливана, 124 - из Сирии, 118 - из Казахстана, 115 - из Турции, 110 - из Литвы . Численность профессорско-преподавательского состава составляла 24 612 человек, в том числе докторов наук - 1346, кандидатов наук - 9043, профессоров - 1260, доцентов - 7509 .

Обучение иностранных граждан

Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Стоимость которого зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Для получения приглашения на учёбу необходимо обратиться в вуз. Для этого в учебное заведение отправляются все необходимые документы .

Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Белоруссии годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Все высшие учебные заведения Белоруссии имеют отделы по обеспечению жильём, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это удобно и достаточно дёшево.

На 2010 год в Белоруссии обучаются около 2 тысяч китайских студентов . На 2013 год 7,400 студентов являются гражданами Туркменистана , это самый большой контингент среди иностранных студентов в Белоруссии. .

Интернатные учреждения

2011 год - 52 интерната для детей-сирот (на 30 % меньше, чем в 2005 году), около 70 % детей-сирот воспитываются в семьях (на такую форму усыновления ориентирует социальная политика государства) .

Статистика

В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 - серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали - герб Белоруссии, на другой - надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки - «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала.

В качестве основного показателя (при сравнительной оценке различных стран их инновационного потенциала и расчета индекса конкурентоспособности) используется число студентов и аспирантов инженерных и естественнонаучных специальностей на тысячу жителей. В Республике Беларусь на 1000 человек населения выпускается 7 инженеров .

См. также

  • Учреждения образования Минска

Примечания

  1. Образование, Беларусь | Belarus.by
  2. В БГУ стоимость одного года обучения уже превышает 12 млн рублей
  3. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь/1-8 июня
  4. Вышколенная школа. Белорусские новости
  5. Система образования Республики Беларусь в цифрах МО РБ, 2016 - стр. 34 (стр. 37 по нумерации файла)
  6. Беларусь принята в Болонский процесс
  7. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 мая 2004 г. № 285-З «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»
  8. . - С. 173.
  9. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 177.
  10. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 181-182.
  11. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 185.
  12. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 187-188.
  13. Беларусь гимназическая
  14. Красовский, Н. И. - Высшая школа советской Белоруссии. 2-е изд. - Минск: «Вышэйшая школа», 1972
  15. Ежегодник БСЭ - 1959. С. 110
  16. Постановление Совета Министров БССР от 29 января 1991 г. № 33 «О первоочередных мерах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики» (СП БССР, 1991 г., № 4-5, ст. 30)
  17. Эксперт: Мы теряем целые поколения белорусов из-за неудачных школьных реформ
  18. С 1 сентября в белорусских школах появятся «Основы православной культуры»
  19. Белорусские депутаты приняли во втором чтении проект Кодекса Республики Беларусь об образовании
  20. Белорусским студентам планируется предоставлять отпуск для прохождения военной службы
  21. Указом президента внесены дополнения и изменения в правила приема в вузы

Учеба в Белоруссии может быть интересна тем россиянам, которые по каким-либо причинам не хотят или не могут учиться на родине, но не располагают средствами для учебы в Европе или в Америке. Образование в Белоруссии не столь престижно, но качественно и бесплатно.

По данным Минобразования Белоруссии, сегодня в 55 белорусских вузах обучается более 2 тысяч россиян. В основном, это, конечно, вузы Минска: в столице много университетов, предлагающих полный спектр специальностей. При этом проживание в Минске обойдется россиянину куда дешевле, чем жизнь в Москве или Санкт-Петербурге – это еще один фактор в пользу белорусского образования.

Опять же, как уже отмечал BusinessTimesв предыдущих материалах о Белоруссии, наше Союзное государство все-таки существует на практике: по договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25 декабря 1998 года граждане обеих стран имеют равные права на получение высшего образования. Иными словами, россияне имеют право поступать в белорусские вузы на бюджетное отделение на общих основаниях, получать стипендию и претендовать на общежитие, либо, если не вы не прошли по конкурсу – учиться на платном отделении. Стоимость платного образования в Белорусском государственном университете – ведущем вузе страны – 1000 – 1300 долларов за семестр на дневной форме обучения, в зависимости от выбранного факультета. Вечерняя, заочная формы, равно как и обучение в других университетах, обойдутся вам значительно дешевле. Белорусский диплом признается в России без необходимости какого-либо заверения.

Тем не менее, в белорусском образовании есть некоторые нюансы, о которых лучше знать заранее. К примеру, с 2003 года и среднее, и высшее образование в Белоруссии оценивается по 10-бальной шкале. Оценка «10» — это не традиционная «5», а «5+», и её практически не используют. «9» — это «5», «6» — это классическая четверка, ниже белорусских «5» баллов – это неудовлетворительная отметка, ниже российской тройки. Вам потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть к 10-бальной шкалой – а главное, при приеме в белорусские вузы вам необходимо будет перевести ваш школьный аттестат в эту систему по специальной шкале перевода: средний балл аттестата приплюсовывается к результатам вступительных экзаменов.

Сами вступительные экзамены – централизованное тестирование (ЦТ) – аналог российского ЕГЭ, но не совсем. К примеру, в ЦТ по русскому языку больше теории, но нет сочинения, а в ЦТ по математике достаточно только вписать в бланк ответов результаты и расставить галочки, без решения. Основная же трудность при сдаче ЦТ для россиян – необходимость во время зарегистрироваться и приехать на экзамены, которые стандартно проводятся во второй половине июня. Регистрация обычно проходит за месяц, точные даты меняются из года в год и поступающим лучше следить за этой информацией на сайтах самих университетов.

Первый шаг при поступлении в любую страну миру – выбор вуза. В Белоруссии система высшего образования представлена следующими типами учебных заведений:

Классический университет;
- профильный университет или академия;
- институт;
- высший колледж.

Учеба в большинстве вузов длится 4-5 лет. Ведущими считаются следующие университеты страны:

— Белорусский государственный университет, открытый в 1921 году;

— Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Белорусский национальный технический университет
— Белорусский государственный экономический университет

— Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка
— Белорусский государственный медицинский университет
— Белорусский государственный аграрный технический университет
— Белорусский государственный университет культуры и искусств
— Белорусский государственный университет физической культуры

— Белорусская государственная академия искусств
— Белорусская государственная академия музыки
— Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Для поступления в один из этих университетов, вам, помимо результатов ЦТ, необходимо подать следующие документы:

— заявление-анкета, заполняется при подаче документов;

— оригиналы документов о среднем образовании;

— оригинал медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей возможность учиться;

— копия свидетельства о рождении и копия паспорта;

— 6 или 8 фотографий 4х6 см.

После того, как вы определитесь с университетом, сдадите ЦТ и подадите документы, наконец, узнаете о своем поступлении, встанет вопрос, где жить. Общежития в белорусских вузах есть, но надеяться на них лучше не стоит – мест катастрофически не хватает даже в общежитии БГУ. Выход – аренда комнаты или квартиры, что в Белоруссии достаточно дешево. Даже в Минске снять однокомнатную квартиру вы сможете от 200 долларов, комнату – за 80. В областных городах цены будут еще ниже.

Распределение по окончанию учебы – этот осколок советской системы образования все еще существует в Белоруссии – для россиян является добровольным.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное я физи-ческое становление личности, подготовку молодого поколения к полно-ценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Бе-ларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

В Республике Беларусь функционирует развитая система общего сред-него образования, основы которой были заложены в советский период. Такие достижения советской школы как доступность и бесплатность на-чального, базового и среднего образования, высокие требования к содер-жанию образования и квалификации педагогических работников стали базовыми принципами развития национальной системы общего сред-него образования.

В первые годы после обретения Республикой Беларусь независимости система общего среднего образования оказалась в трудном положении. Школа остро нуждалась в отечественной учебной и методической лите-ратуре. До 1992 г. практически вся учебная литература поставлялась из России, своими были только учебники по белорусскому языку и литера-туре, истории и географии Беларуси. В связи с этим правительством страны было принято решение о создании системы национального учеб-ного книгоиздания для общеобразовательной школы. Начался поэтапный переход школы на отечественные программы, учебники и учебные пособия.

За эти годы общеобразовательные учреждения страны полностью обеспечены учебными программами нового поколения, отечественной учебной литературой, действуют системы стандартизации, экспертизы и подготовки к изданию учебников и учебных пособий. Всего с 1993 г. выпу-щено более 3,5 тыс. учебных изданий, в том числе более 1,5 тыс. наиме-нований отечественных школьных учебников, свыше 400 учебно-методи-ческих пособий для учителей, более 80 наименований отечественных контурных (настенных) карт по истории и географии, свыше 350 наиме-нований программных художественных произведений из серии «Школь-ная библиотека». Новые учебники и учебные пособия стали более до-ступными по содержанию, практико-ориентированными (при сохране-нии фундаментальности и системности построения учебного материала), значительно улучшилось их полиграфическое исполнение.

Со 2-й половины 1990-х годов в стране началась реформа общеоб-разовательной школы. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554 утверждена Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь, а также принята Программа реализации реформы общеобразовательной школы в Рес-публике Беларусь. В дополнение к указанным документам по решению Первого съезда учителей Республики Беларусь, прошедшего в Минске в октябре 1997 г., и указаниям Президента Республики Беларусь в 1998 г. были разработаны и одобрены постановлениями Совета Министров го-сударственные республиканские программы: «Учитель», «Сельская школа», «Иностранные языки», «Информатизация системы образования», «Комп-лексный капитальный ремонт зданий школ и других учреждений образо-вания на 1998-2005 гг.» и др.

В результате проводимых преобразований будут обеспечены выход государственной системы общего среднего образования на уровень, отве-чающий передовым мировым образцам, соответствующим запросам лич-ности, общества и государства, повышение престижа образования, создание эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравствен-ного воспитания. Одновременно происходит переход на 10-летнее обя-зательное общее базовое образование при начале обучения детей с шести-летнего возраста, увеличение до 12 лет срока получения общего среднего образования, осуществление профильной дифференциации на завер-шающем этапе общеобразовательной школы и др.

В период с 1998 по 2002 г. был осуществлен переход начальной шко-лы на обучение с шести лет. За 1998-2004 гг. прошли апробирование новые учебные программы для базовой школы, определен порядок и условия перехода старшей ступени общеобразовательной школы с 12-лет-ним сроком обучения на новую структуру и содержание образования. С 2002 г. начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который будет завершен к 2008 г. С 2004 г. ведется апробация новых учебных программ 11-12 классов 12-летней школы. Первый выпуск 12-лет-ней школы состоится в 2010 г.

С 2002 г. в школах введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся, позволяющая объективно оценить знания и способности учеников. В учебные планы внесены принципиальные из-менения, направленные на расширение свободы выбора содержания обра-зования и обеспечение разноуровневого обучения с учетом индивидуаль-ных особенностей и возможностей учащихся. В общеобразовательных школах проводится активное внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих создание оптимальных условий для физического раз-вития и охраны здоровья учащихся.

Одним из направлений повышения качества образования является создание дифференцированной образовательной среды. В 2004 г. утверж-дена Концепция профильного обучения, на которое перейдет старшая ступень 12-летней школы, и на базе 18 экспериментальных школ рес-публики уже началась ее апробация.

В последние годы сделаны значительные шаги в нормативном обес-печении общеобразовательной школы. Наиболее важными документами являются Положение об учреждении, обеспечивающем получение обще-го среднего образования, утвержденное Министерством образования Рес-публики Беларусь 7 июля 2004 г., № 44 и Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», принятый Палатой представителей На-ционального собрания Современная модель общеобразовательной школы включает:

общее начальное образование (период обучения - 4 года, I-IV классы);

общее базовое образование (период обучения с учетом начального образования - 10 лет, I-IV, V-X классы);

общее среднее образование (срок обучения с учетом базового обра-зования - 12 и более лет, I-I V, V-X, XI—XII (ХШ) классы).

Начальная школа призвана развивать у ребенка устойчивый интерес к обучению, знанию, освоению базовых навыков учебной деятельности; формировать основы первоначальной грамотности, позволяющей продолжать даль-нейшее обучение. Обучение детей по программе первого класса может проводить как в учреждении, обеспечивающем получение общего сред-него образования, так и в дошкольном учреждении.

Базовая школа несет основную нагрузку по реализации задач обще-образовательной школы, подготовке детей к жизни и труду в обществе. Программа базовой школы характеризуется логичной завершенностью и полнотой знаний, которые предоставляются в рамках государственного учреждения.

Успешное завершение базовой школы предоставляет возможность продолжить образование в лицейских или гимназических классах обще-образовательной школы с целью получения общего среднего образования либо получения общеобразовательного и профессионального образова-ния в профессионально-технических учреждениях и средних специальных учебных заведениях.

В Беларуси создана широкая сеть общеобразовательных учреждений. К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образова-ния, относятся начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа (общеобразовательная), гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат (общеобразовательные учебные заведения), а также учебно-педагогический комплекс, в том числе детский сад-школа, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств, лингвисти-ческая гимназия-колледж и др. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

В системе общего среднего образования на начало 2005/2006 учеб-ного года функционировало 4,2 тыс. учебных заведений различного типа, в которых обучалось 1,2 млн. учащихся. Отмечается постоянное сокраще-ние школ традиционного типа, особенно это касается начальных и базо-вых школ, количество которых к началу 2005/2006 учебного года соста-вило 348 и 841 соответственно. Это связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, особенно на селе, где вследствие сниже-ния рождаемости сокращается численность детей школьного возраста. В результате активно идет процесс реорганизации начальных и базовых школ в более крупные школы, включающие все ступени среднего образо-вания. Одновременно значительно выросла сеть учреждений нового типа. В 2005/2006 учебном году в республике функционировало 160 гимназий (12 гимназий в 1990/1991 учебном году), 35 лицеев (5 в 1990/1991 учебном году), 7 учебно-педагогических комплексов. На начало 2005/2006 учебно-го года в Беларуси было 12 частых общеобразовательных учреждений (650 учащихся).

За последние годы заметно вырос образовательный уровень учитель-ского персонала государственных дневных общеобразовательных школ. В 2000 г. численность учителей системы Министерства образования с высшим образованием составляла 82,9%, на начало 2005/2006 учебного года - 88,1%. За 1990-2005 гг. улучшилось соотношение между числен-ностью учителей и учащихся (в начале 1990-х годов на одного учителя приходилось 12 учащихся, а в 2005/2006 учебном году - 8,5). Такая си-туация в системе общеобразовательной школы позволяет индивидуали-зировать образовательный процесс и улучшить качество образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является повышение качества и доступности обра-зования в сельской местности. Для сельской молодежи к началу 2005/2006 учебного года создано 4 гимназии, 3 лицея, более 1000 школ с классами углубленного изучения предметов. При активной поддержке государства продолжается разработка и внедрение различных моделей организации

учебно-воспитательного процесса в сельской школе, расширяется сеть гимназических, лицейских классов, совершенствуется материально-тех-ническая база общеобразовательных учреждений, внедряются современные технологии обучения и воспитания. Реализуются меры, направленные на закрепление педагогических кадров на селе, повышение уровня квалифи-кации учителей сельских школ. Совершенствование учебно-воспитатель-ного процесса в сельских школах происходит и за счет развития про-фильного обучения, которым уже охвачена четверть всех учеников. В со-ответствии с утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 Государственной программой возрождения и раз-вития села на 2005-2010 гг. к 2010 году планируется увеличить охват уча-щихся сельских школ профильным обучением до 80%.