Рассказ о девятом мае. День Победы в России: история и традиции праздника. Завершение Великой Отечественной войны

КОНСУЛЬТАЦИЮ СОЗДАЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: СЕРЖАТОВА АНАСТАСИЯ ПЕТРОВНА.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

Своеволием

Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

в недовольстве, раздражительности, плаче.

в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

Спокойный тон общения, без раздражительности.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

достигнуто не своим трудом.

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

за поступок, за свершившееся действие.

начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

наказание не должно вредить здоровью.

если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

надо наказывать и вскоре прощать.

если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте.

Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5 – 3 года в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда повторяется в среднем дошкольном возрасте – около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная, с 4 лет и во многом определяет, поведение ребёнка в среднем, и даже старшем дошкольном возрасте.

И упрямство и капризы – две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей социализации.

Упрямство присуще сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающим своё мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями. Капризы же вызываются, в общем, теми же причинами, что и упрямство, но обычно свойственны чаще детям более зависимым от взрослых, более нуждающимся в тёплом эмоциональном контакте с матерью. Обычно они менее уверены в себе, не умеют отстоять свою точку зрения, не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьём.

Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности» к капризу: если упрямый малыш проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу. У упрямого ребёнка всегда есть какое-то своё мнение, желание, цель, которой он добивается и отстаивает. Его излюбленное выражение: «Я хочу».

У капризного ребёнка любимые слова «Я не хочу». Ему очень нравится быть в центре внимания, поэтому отказываясь от чего-то малыш практически, никогда не предлагает своего варианта.

Разберёмся в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка. Развиваясь в обществе, ребёнок овладевает определёнными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Данный процесс носит название социализации, о чём говорится выше. Процесс сложный, далеко не всегда протекающий гладко. На развитие малыша в первую очередь сказываются особенности семьи- первого коллектива в жизни ребёнка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребёнку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка – вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в форме капризов или упрямства обязательно имеют в своём истоке не только особенности самого ребёнка – его характер, или нервной системы, привычки, но и особенности поведения взрослых членов семьи в первую очередь родителей. На упрямство детей жалуются, те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного, безоговорочного подчинения. Его отказ от повиновения они рассматривают как протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают ни - каких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт. Они вступают в сражение с ребёнком, никогда ему не уступают, стараясь, переупрямить и во что бы то ни стало, добиться подчинения, то есть применяют ту же тактику, что и ребёнок. Как правило, это ведёт лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребёнка. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребёнок иногда может «добиваться победы в этой изнурительной борьбе и постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера: он не с кем не считается, старается добиваться своего всегда, во всём и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, выраженное стремление, во что бы то не стало главенствовать в группе.

К счастью это бывает достаточно редко. Гораздо чаще родителям строгим удаётся «сложить» так раздражающее их, упрямство», а заодно и развивающуюся личность ребёнка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате взрослеющий человек растёт покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым. Вот к чему приводит ранее « искоренение» упрямства чересчур строгими родителями. Первые проявления упрямства не случайно приходятся на возраст 2-3 лет. Именно в этот период у ребёнка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь мнение, не совпадающее с мнением родителей и пытается его отстаивать.

Одним из способов настоять на своём является – упрямство – первая попытка самоутверждения. Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребёнка к правилам и нормам, принятом в человеческом обществе. Например: из чашки пьют, а стучать ею по столу или сбрасывать на пол нельзя, кошку можно гладить, но нельзя держать за хвост, книгу можно листать, рассматривать картинки, но нельзя рвать или вытирать ею лужу на полу. В общении со взрослым ребёнком уясняет и первые правила поведения с людьми можно рассчитывать на помощь взрослых, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем. Умелое поведение родителей помогает малышу научиться вести себя как положено дома, в детском саду на прогулке, у врача, в гостях, даёт овладеть навыками: самостоятельно есть, одеваться, проситься на горшок и т.д.

Правильная организация взрослыми жизни ребёнка уменьшает вероятность появления нежелательных реакций, в том числе и упрямства. Одной из частных причин появление капризов и упрямства у малышей является отступление от привычного уклада жизни – нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только нормализуется обстановка исчезает и упрямство. Для этого надо хорошо представлять себе привычки, потребности и желания малыша, разумно их оценивать. Например: мама села его кормить не справа как он привык, а слева, да ещё предлагает незнакомое овощное рагу, причём сразу полную порцию. Так возникают споры из-за еды, которые перерастают в проблему. Или на стол ставится три сразу блюда: борщ, котлета с горшочком и компот – нельзя было ставить сразу три блюда.

Другая ситуация: ребёнок отказывается, от всех блюд заявляя, «не хочу суп, ничего не хочу – начинаются уговоры, упрашивания подключаются все члены семьи – ложечку за папу, маму и так далее - лучше не предлагать множество вариантов или решительно лишить его обеда. В целом же для борьбы с капризами и упрямством необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом важно единодушие – твёрдо выработанная единая линия поведения всех окружающих ребёнка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека именно того кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.

Прежде всего, взрослым нужно изменить своёобычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой. Малыш хоть и с запозданием, усвоит что нельзя это нельзя, а надо -это надо и что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сформировать у ребёнка адекватные способы поведения – научить его хотеть что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить своё желание. Дома надо всемирно поощрять самостоятельность ребёнка, предлагать ему самому сделать что-то очень интересное, постирать бельё кукле и свои носочки, порадоваться какими они становятся чистыми, самому сложить книжки на полке – сказки со сказками, раскраски с раскрасками, самому построить гараж и поставить туда все машины, или убрать игрушки. При этом важно незаметно помогать ребёнку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам».

Элемент самостоятельности воспринимается ребёнком как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и поддерживать убеждённость, что ему страшно повезло: когда ему разрешили самому поставить тарелку, полить цветы, покормить рыбок. Нужно приложить старше и преодолеть привычку всё делать за ребёнка и предлагать ему уже в готовом виде и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребёнка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остаётся на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, при настойчивом внимательном, педагогическом руководстве – цели вполне можно достигнуть. Для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребёнке бесполезно.

Консультация для родителей

«Детские капризы»

Даже самые мягкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Нет какого-то определенного периода в развитии ребенка, который можно было бы назвать «временем капризов».

Капризы -это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью.

Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко «бывает, что родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если малышу все же удалось добиться своего С ПОМОЩЬЮ каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще».

Иными словами, наша неверная реакция на капризы - наиболее частая причина, из-за которой они повторяются.

Как же нужно бороться с капризами?

1. Как только ребенок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте малыша ничем.

2. Если вам не удалось это сделать, ОСТАВЬТЕ РЕБЕНКА В ПОКОЕ, не обращайте на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Его гнев - это в какой-то мере лишь попытка убедить вас и весь мир, что у него «плохая» мама.

3. Можно попробовать отвлечь внимание ребенка, переключить на что-то другое (нужно иметь с собой всегда какую-нибудь интересную для ребенка вещь).

4. Самые эффективные способы лечения капризов - те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал. Если ребенок капризничает в многолюдном магазине или в каком-нибудь другом месте, где вы не хотели бы ударить в грязь лицом, вынесите его оттуда на руках, и пусть он поплачет на воле сколько ему угодно.

Первые капризы чаще всего начинаются дома. Это объясняется тем, что ребенок большую часть времени в проводит в квартире, в обществе родителей. Так что если вы справитесь с первым капризом, то легко избежите его повторения в общественном месте. Помните, гораздо легче осилить первый или шестой по счету каприз, нежели сотый или двухсотый. Действуйте разумно с самого начала, и тогда вам не придется долго страдать.

5. Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Уверьте ребенка, что вы все равно любите его и убеждены: он никогда больше не станет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется.

Такая реакция на капризы ребенка столь же важна, как и те рекомендации, что предложены выше. Подобный разговор с малышом необходим, чтобы у него не возникло чувство вины, как это нередко случается после бурных всплесков гнева.

Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины.

Внешними проявлениями детских капризов чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики". Капризы могут носить случайный, эпизодический характер и возникать в результате эмоционального переутомления; иногда они являются признаком или следствием физического недомогания или выступают в качестве своеобразной реакции раздражения на препятствие, запрет.

В то же время детские капризы часто принимают вид стойкого и привычного поведения в общении с окружающими (особенно с близкими взрослыми) как средство достижения своих целей и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера. В норме естественным (хотя и не обязательным) является учащение капризов в периоды кризисов развития, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.

Преодоление капризности требует четкого определения причины возникновения каприза

Наиболее типичными ошибками взрослых, провоцирующих капризы у детей, являются:

2) заласкивание ребенка , потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требований ("капризы баловня");

3) отсутствие необходимого ребенку внимания , безразличное (малоэмоциональное) отношение к поведению и действиям ребенка, отсутствие последовательной системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного").

Ребёнок по сути своей, уникальное создание, чистое светлое, не испорченное социальными установками и негативным опытом. Уровень его капризности всегда зависит от уровня нашего внимания к нему. Ведь не забывайте, ребёнок, особенно в ранние годы зависим от нас фактически полностью.

Очень важно знать, что внимание, как и всё, впрочем, в нашей жизни, должно быть умеренным, ребёнок не должен чувствовать себя отвергнутым, но и корону на него одевать не стоит .

В первую очередь, Вас должен потревожить тот факт, что ребёнок начал манипулировать, ведь капризами он пытается добиться всего того чего пожелает. В один прекрасный момент он просто почувствовал, что таким вот способом взять можно, и, причём очень просто. Помните, что такое поведение вашего малыша не только влияет на ваши нервы, оно непосредственно портит нервную систему ребёнка, в результате могут возникнуть неврозы, чувство тревожности, бессонница, может пропасть аппетит.

Чтобы избежать таких последствий, постарайтесь выяснить причину каприза, иначе устранить его будет сложно.

Ваш ребёнок, это и вправду ещё ребёнок, ему сложно решать важные задания, ему хочется играть, ему сложно усидеть на одном месте, он набирается опыта и, причём по ускоренной программе. Как часто мы думаем, что ребёнок избалован, изнежен и поэтому капризничает. Но вспомните своё поведение, ведь чрезмерное внимание утомляет и нас с вами, что ж тогда творится с ребёнком, у которого психика послабей будет. Из радостного смеха всё переходит в плач, в апатию.

Но и не забудем о том, что недостаток внимания, равнодушие вызовет всё те же капризные реакции. Малыш от нехватки материнского внимания может стать агрессивным, раздражительным, могут даже наблюдаться отставания в умственном развитии.

Итак, узнав причину каприза, выяснив каприз ли это нужно приступать к устранению:

Прежде всего, будьте сдержаны, терпеливы и спокойны . Попробуйте оставить ребёнка на некоторое время одного (если конечно это каприз). Ведь капризность это как фильм, а вы главный зритель, лишившись объекта, у малыша не будет другого выхода, как закончить своё выступление. Переплакав, немного всхлипывая, он обязательно к вам подойдёт, узнать, почему вы неотреагировали, что за обстановка. Да, и не забывайте, ведь он просит о помощи, и надобность в ней не отпала, просто отпал способ, которым он хотел её попросить.

- Не стоит напоминать ребёнку об этой ситуации , говорить с ним о его переживаниях, иначе всё может, повторится, воспоминания нахлынут, и Вы будете свидетелем очередного каприза.

- Уважаемые родители, будьте внимательны к своим чадам, знайте, что всегда есть причина и как результат – следствие, помните, что ребёнок это ребёнок и фактически всё зависит от вас. Старайтесь не допускать ошибок, а, допустив, разумно их исправлять .

Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления.
Прежде чем приступить к рассмотрению темы, необходимо определить область этой темы то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы как и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегосяповедения, наряду со:
1. Непослушанием, выражающимся в непослушании и озорстве.
2. Детским негативизмом то есть неприятием чего либо без определенных причин.
3. Своеволием.
4. Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Понятие «капризы» и «упрямство» очень родственны и четкой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
Упрямство – это психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которых нет видимых мотивов.
Проявление упрямства
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер,то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своем».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Проявления капризов
- желание продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- в недовольстве, раздражительности, плаче;
- в двигательном перевозбуждении.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризах
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 – 4 годам;
3. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь нормальная;
4. Пик упрямства приходится к 2,5 – 3 годам жизни;
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики;
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по пять раз в день. У некоторых детей до девятнадцати раз.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что – либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки его еще сильнее возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и отвести в сторону.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: « Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь идет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. Нельзя хвалить за то, что достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ум, ловкость), из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже; уметь хвалить ребенка,не хваля (например, попросить о помощи, совет, как у взрослого).
О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. Наказывать нельзя и ругать когда:
- ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;
- когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;
- во всех случаях, когда что-то не получается, (например, когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);
- после физической или душевной травмы (например, ребенок упал, а вы ругаете за это, считая, что он виноват);
- когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью, но он очень старался;
- когда внутренние мотивы его поступков вам не понятны;
- когда вы сами не в себе;
7 правил наказания
1. Наказание не должно вредить здоровью;
2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (например, вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, то есть наказывать «на всякий случай» нельзя;
3. За один поступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
5. Надо наказывать и вскоре прощать;
6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому не важно объяснить ребенку, за что и почему наказан;
7. Ребенок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
«Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия».
Все взрослые, имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с их капризами.Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми? Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребёнок выражает недовольство всем на свете - он всё время хнычет, а сам не знает, что хочет.
Нам, взрослым, поступки капризничающего ребёнка порой кажутся непонятными, а его поведение нелогичным. Но в капризах детей есть своя внутренняя логика. Часто это реакция слабости нашего ребёнка на тяжёлые для него требования. Бывает ребёнок требует что-то совершенно невыполнимое и, не добившись своего закатывает истерику: бросается на пол, колотит руками и ногами, ревёт в голос. Для того чтобы уметь гасить капризы у ребёнка, надо хорошенько разобраться в мотиве каприза.
Вот ребёнок в песке. Солнышко по-весеннему пригревает, а одет он слишком тепло, ребёнку жарко. Вдруг, неудачно повернувшись, он падает. И хотя он не ушибся, тут же раздаётся громкий плач. Его утешают, а плач ещё сильней. Что это - каприз? Скорее сигнал. Это реакция ребёнка на неудобство на скованность одеждой и перегрев.
Часто ребёнок капризничает во время, и после болезни. И многие родители снисходительно относятся к этому. Конечно, мягкость и бережность - чувства обязательные, но постоянно и настойчиво нужно стремиться к тому, чтобы каприз, порождённый болезненным состоянием, не вошёл в привычку и не стал формой поведения и здорового ребёнка.
Часто капризы ребёнка есть следствие того, что взрослые отказываются выполнить его желание. Ребёнок не всегда может разобраться, какое из его желаний выполнимо, а какое нет. Поэтому, когда взрослые отказывают ребёнку в чём- либо, то он приписывает это их злой воле полагает, что они просто не хотят считаться с его желаниями. Света требует, чтобы мать разрешила ей гладить большим утюгом. А когда ей отказывают, начинает сердиться на мать. Нужно убедить ребёнка, что утюг для неё слишком тяжёл, и, кроме того, можно обжечься.
Бывает и так, мы отказываемся удовлетворить желание ребёнка легко выполнимое, но просто в этот момент, когда ребёнок обращается к нам со своей просьбой, мы или чем-то раздражены, или устали, или просто считаем просьбу пустой и не выполняем её. Ребёнок обижен и как протест опять каприз. Ребёнок никогда не будет капризничать наедине с собой, ему обязательно нужно свидетель, для которого он плачет, капризничает. Характерно, что дети это понимают и сами.
Источником капризов может служить внутреннее состояние ребенка- усталость, сонливость, голод или жажда, перегрузка новыми впечатлениями, приводящая к перевозбуждённости нервной системы.
Не случайно, мы в детском саду никогда не даём детям сразу много новых наглядных пособий, не читаем несколько сказок сразу. Игры чередуются рисованием, чтением сказок, наблюдением. Ребёнок постоянно меняет характер занятий и не устаёт.
Часто родители оказываются беспомощными перед малышом.
Ребёнок становится маленьким деспотом в семье, он привык, чтобы ему все угождали, выполняли все его прихоти и желания. Наверное, для многих родителей странно звучат слова: требовать от ребёнка. Что, мол, можно требовать от ребёнка? Довольно многое. Конечно, требования эти должны быть разумными, учитывать возраст и состояние ребёнка его физические и психические возможности. Форма требования должна быть понятна ребёнку.
Многому можно научить ребёнка через игру. К примеру, не просто заставить убирать разбросанные игрушки, а укладывать их спать. Главное, чтобы взрослые сами серьёзно относились к обязанностям ребёнка, не брали на себя выполнение тех дел, которые уже поручили ребёнку.
Все родители замечали, что дети любят, когда на них обращают внимание окружающие. Некоторые мамы и папы идут на поводу этой склонности детей Они захваливают ребёнка, особенно, когда у них он один. Красивый какой! Умный какой! И способности необыкновенные, развит не по годам. Глядишь, и ребёнок сам уверовал в это. Но ведь он находится не только в семье - играет среди сверстников во дворе, посещает д/с, почему-то там не замечают какой он особенный- тогда появляется чувство обиды и, как следствие этого, капризы.
Очень важно при разговоре с детьми не бросать слова на ветер.
Если вы сказали, что накажете ребёнка за какой-то неблаговидный поступок или за баловство, то непременно выполните своё обещание, ведь ребёнок всё помнит и, если это войдёт в систему, в следующий раз не будет реагировать на ваши замечания.
Капризным детям полезно быть среди сверстников. И если дома им легко разжалобить маму или бабушку, то среди сверстников это, как правило, не удаётся. Капризным волей-неволей приходится сдерживать себя, не распускаться, ведь могут и засмеять, и в игру не принять.
Причиной капризов может быть и отсутствие внимания, равнодушие к детям. Эта причина меньше распространена, но всё же случается, что иные родители не считаются со справедливыми и разумными желаниями детей. Бывает, дела, игры, которые родителям кажутся незначительными, для ребят важны и серьёзны. Родители часто недоумевают: « Я же не баловала своего ребёнка, была строга к нему!» Строга - это хорошоl НО когда ребёнок только и слышит: «Перестань шуметь! Не делай этого! Не ходи туда! Не вертись!» и т.д.- он начинает протестовать. И протестует доступным ему способом - капризом.
Весьма влияет на поведение ребёнка- климат в семье. Ссоры, конфликты, неуважительное отношение взрослых друг к другу или противоречия в требованиях, которые они предъявляют к ребёнку. Отец настаивает, а мать отменяет, ребёнку бывает трудно разобраться в потоке разрешений и запретов, и он вынужден протестовать против путаницы - отсюда каприз. Конечно, в семье могут быть разные оценки поступков ребёнка, разные подходы к нему, но важно помнить одно, ребёнок не должен этого чувствовать. Требования к нему должны быть едиными.
И главное попробовать не обращаться с ребёнком как с малышом, а в любой период жизни подчеркнуть, как он вырос, каким стал большим и умелым. Это поднимает ребёнка в его собственных глазах, он будет более самостоятельным, и упрямство снимет как рукой.
Чрезвычайно важно, чтобы самостоятельность малыша не искала выхода в упрямстве, а нашла применение в развитии полезной деятельности. Необходимо учить дошкольника не только самостоятельно есть, одеваться, но и привлекать его к домашним делам. И как бы иной раз плохо не удавалось малышу его первое начинание всегда надо одобрить, а при малейшей удаче похвалить его.