Станислав Гроф: Людьми управляют матрицы. Участие в эксперименте спровоцировало устойчивый интерес к изучению расширенных состояний сознания


Я думаю, большинство из нас знает, что такое гормоны и зачем они нужны. Но мало кто знает, как именно происходят исследования в области гормональных взаимодействий в человеческом организме. По понятным причинам и сложностям многие эксперименты и опыты не могут быть проведены над людьми. В связи с этим, во второй половине века в мире в большинстве стран мира были созданы специальные научно-исследовательские институты, где занимались исследованиями в области этого вопроса. И как вы уже, наверное, догадались, большинство необходимых экспериментов проводилось (и проводится) на животных - крысах, кроликах и приматах. Именно последний случай и будет рассмотрен в данном репортаже. Нам удалось побывать в заброшенном филиале крупнейшего в СССР научно-исследовательского института в области изучения влияния различных факторов на приматах. Именно НИИЭПиТ в советский период был всемирно известным приматологическим центром, в котором проводились важнейшие научные исследования - аппробация различных прививок и лекарственных препаратов, изучение влияния радиации на организм животных и подготовка обезьян к полетам в космос. А еще именно про это место ходит много слухов о попытке скрещивания в СССР на территории института людей и обезьян с целью создания супер-солдат (!?).

Разумеется, почти все слышали с детских времён про известнейший обезьяний питомник, расположенный в столице Абхазии - Сухуме. Множество людей бывали тут или в советское время, или 2000-ые. Безусловно, сходить на отдыхе с детьми на территорию к обезьянкам - это большое удовольствие и развлечение. Однако после известных событий абхазо-грузинской войны 92-93 годов, деятельность НИИ фактически приостановилась, ведутся только небольшие исследования, а условия содержания животных лишь недавно начали улучшаться. Работы тут невпроворот, нужно финансирование, вливание огромных средств, создание рабочих мест, обновление материальной базы, модернизация клеток, вольеров и т.д. Но сейчас речь пойдет о другом. К сожалению, далеко не каждый посетитель питомника задумывается о судьбе животных, которые заточены в клетках на территории. И если сейчас главной проблемой для них является отсутствие нормального питания и хороших условий содержания, то раньше в советское время, здесь активно проводились множественные исследования, эксперименты и опыты. Так что питомник - это всего-лишь следствие, и об этом не стоит забывать. Разумеется, можно бесконечно рассуждать и спорить на тему двух тезисов: 1). Людей надо лечить, людей надо защищать, опыты проводить над людьми нельзя, приматы сильно похожи на людей, поэтому из двух зол выбираем меньшее. 2). Несмотря ни на что, животные - братья наши меньшие, и проводить бесчеловечные опыты на них кощунственно, проведение опасных исследований на территории курортной зоны неблагоразумно, поэтому институт закрыть. Данный вопрос не имеет однозначного ответа, поскольку именно исследования этого НИИ, такие как изучение полиомиелита, желтой лихорадки, сыпного тифа, клещевого энцефалита, оспы и гепатита, дали советским ученым столько знаний об этих болезнях. И это только небольшой список...

"Лаборатория экспериментальной эндокринологии (руководители в разные годы д.м.н., профессор Н.П.Гончаров, д.м.н. Г.В.Кация, к.м.н. В.Ю. Бутнев) освоила и разработала методы определения гормонов в малых порциях крови у обезьян, изучила стероидогенез у обезьян разного вида, возраста и пола, в норме и при эмоциональном стрессе, при ряде патологических состояний. По договорам с учреждениями Всемирной организации здравоохранения была проведена огромная работа по репродуктивной физиологии, изучены половые циклы и состояние беременности у обезьян. Лабораторией радиобиологии (открыта в начале 60-х гг.) накоплены данные о различных формах радиационного поражения, что позволило сделать основополагающий вывод о сходстве течения лучевой болезни у обезьян и человека. Лабораторией разрабатывались вопросы лекарственной профилактики лучевой болезни. Такие соединения как мексамин, цистамин и др. впервые обследованы на модели лучевой болезни обезьян. Большое внимание лаборатория уделяла изучению отдаленных последствий радиации, а также хроническому действию малых доз радиации, чем моделировалось облучение людей в Чернобыле. Творческое участие в работе лаборатории радиобиологии принимали такие ученые как д.м.н., профессор Л.Ф.Семенов, Е.А.Диковенко, Л.А.Яковлева, Р.Б.Стрелков, Б.А.Федоров, В.С.Баркая, Л.П.Косиченко, Ж.В.Елистратова и др. " (с)

Поэтому этот вопрос я оставлю вам на размышление. Сейчас перед нами - один из филиалов НИИЭПиТ, в котором расположились экспериментальные эндокринологическая и радиобиологическая лаборатории, а также бывший вивариум. Вообще, сложно определить, что в них было, потому что я не ученый, и общая картина для меня - это кабинеты и лаборатории. Сейчас здание заброшено и укрыто в зелени тропических деревьев. Хочется заметить, что сохранность данного комплекса, в отличие от других заброшенных зданий в Абхазии просто отличная. Десятки кабинетов и лабораторий, сотни химических реактивов, образцов гормонов, большая библиотека книг и журналов по тематике, операционная - все сохранилось фактически в том же виде, как они и были покинуты в 92 годы во время обороны города.

Поскольку здание является филиалом НИИ, да еще и такого комплесного и экспериментального, следовательно, в помещениях могло быть что угодно, находиться здесь без должной защиты долго и вообще - опасно для здоровья. Разумеется, перед тем, как собраться сюда, я детально изучил подробный фотоотчет моей подруги и запасся дозиметром, респиратором и перчатками (не спорю, защита только поверхностная, но лучше это, чем ничего). Носился по комнатам довольно быстро, но основные вещи заснять успел. Вообще, место довольно любопытное, напомнило больше всего мне .Учитывая этот факт и всякие разные слухи, а вполне вероятно - и не просто слухи (!) о попытке скрещивания в СССР на территории института людей и обезьян с целью создания супер-солдат, было интересно побывать если не хотя бы в самом институте, то хотя бы филиале.

Итак, продираемся через небольшие заросли плюща и лиан и залезаем в приоткрытое окно лаборатории. Сразу складывается впечатление, что мы отмотали лет 30 назад и вернулись в типичный советский НИИ или "почтовый ящик". Так оно, по факту, и есть. Ведь с тех пор, как здание было брошено в 92 году, сюда приходили разве что мародеры, да и то не очень часто.

1. Первым делом мы заходим в большое помещение лаборатории. Перед нами - старые добрые советские плакаты по Гражданской обороне, хорошо известные нам. На них подробно расписано, как и что делать в случае тотальной угрозы, про средства защиты, пункты эвакуации и прочие вещи. В принципе, это реально полезные сведения (о которых современный офисный планктон не парится вообще), но на деле взрослое поколение метко опишет все изложенное в них, как "в случае ядерного взрыва - заворачиваться в простыню и позти на кладбище".

2. Отвлечемся от прочтения и посмотрим на убранство лаборатории. Несмотря на небольшой хаос и бедлам, многие вещи на своих местах. Большое количество стеклянной посуды и химических реактивов, инструментов - ими забиты все полки.

3. Пройдем в следующую комнату. Это бывшая операционная. А может, и не операционная, но кресло явно использовалось не для массажа:(Лично у меня сразу предстают перед глазами кадры из фильмов в духе "Восстание обезьян" или игр в духе "System Shock 2", кто смотрел или играл - тот знает. Верещащие мартышки, и докторы в белых халатах. Я конечно, несколько приустрашаю, но на самом деле именно так и было. А вы как думали?

4. Следующая комната мало отличается от предыдущей. Разве что здесь расположены специальные лабораторные столы, разбросаны медицинские инструменты и журналы из подшивки "Химия и жизнь". В правой части кадра можно заметить торзионные весы.

5. Очень тоскливо смотрелся выцветший календарь 90-го года. Когда-то яркий и цветной, он стали иссине-синим. Из-за ненатуральных цветов я решил привести его в черно-белом варианте. Кошка Багира и клуб любителей кошек.

6. Идем дальше по темным коридорам. Здание стоит в тени деревьев, освещение очень тусклое, особенно между кабинетами. Но вскоре мы попадаем в более светлое и чистое помещение. Здесь можно обнаружить еще один склад реактивов и старую советскую ЭВМ-калькулятор со встроенным кассетным проигрывателем. Кто знает марку и назначение, просьба написать в комментариях)

7. Реактивы и лекарства на полках можно смотреть бесконечно, но долго торчать не стоит, поэтому делаем кадр и идем дальше, а дома уже подробно изучаем назначение. Итак, например, "Ваготил" - средство, применяемое в том числе при эрозии шейки матки, обладающее противопротозойным и антибактериальным действием. Это еще раз доказывает, что здесь занимались и репродуктивными вопросами, а также вопросами испытаний новых лекарств.

8. На окне в коробочке находим визитки из прошлого. Из поисков в интернете можно найти, что эта женщина, кандидат медицинских наук, занималась вопросами эндокринологии и гормональными исследованиями.

9. Порой в шкафах попадались такие вещи, назначение которых так и осталось для меня невыясненным.

10. Как видно, множество реактивов поставлялось из-за границы. Например, эта банка из Швейцарии с tartaric acid - виннокаменной кислотой.

11. Большинство докладов и диссертаций писалось на печатной машинке. Поэтому в кабинетах они встречались довольно часто, разных модификаций.

12. А вот и пример одной из таких напечатанных работ института, возможно, будет кому-то будет интересно.

13. В разных комнатах, а картина одинаковая - полки, забитые реактивами и стеклом, всякими банками и склянками.

14. Однако некоторые комнаты выглядят по состоянию гораздо хуже, чем другие. И к такому состоянию привело даже не воздействие людей, а природа и южный климат. Очень сыро, выросло много плесени, с потолка капает вода, шкафы и столы вздулись и искривились. Но подождите, а что это за желтые этикетки сыпятся из падающего шкафа?

15. Присмотримся поближе. Так и есть - этикетки для препаратов со значком радиации. Встречаются такие названия, как 3H-тестостерон (мужской половой гормон), 3H-прогестерон (гормон яичников), 3H-кортикостерон (гормон коры надпочечников) и другие. Что же это такое? Как позже выяснислось эти этикетки были предназначены для специальных баночек с различными гормональными растворами, а значок радиации обозначал, что это не просто гормоны, а радиоактивные изотопы. То есть короче говоря - каждый раствор был помечен свеобразным маркером для отслеживания по дальнейшему воздействию на организм. В общем, все это догадки, но факт остаётся фактом.

16. Заходим в следующую лабораторию. Здесь довольно пустовато, но на столе можно обнаружить импортную лабораторную мешалку.

17. Вообще лучше ничего не трогать руками, повсюду встречаются разные пробирки и ампулы.

18. Но из лабораторий мы переходим в небольшую библиотеку. Здесь хранится множество научно-технических и медицинских журналов, а также книг-энциклопедий.

19. "До и после". Одна из советских ЭВМ-калькуляторов типа той, что на фотографии 6, оказалась распотрошена мародерами. Слева стоит такая же целая, но под большим слоем побелки.

20. В углу одной из лабораторий обнаружился большой импортный прибор. Судя по всему, он как-то связан с помывкой и температурными режимами.

21. Одинокий забытый эмалированный чайник. Здесь после лабораторных работ отмывали руки и пили чай.

22. На некоторых шкафах приклеены довольно настораживающие таблички, однако дозиметр во всех помещениях показывает нормальный фон. Зная тот факт, что пыль или частицы могут быть где угодно, лучше тут долго не торчать.

24. Внимание привлек старый советский календарь, раскрытый на годе моего рождения, а число - неделей позже. Поверхность покрылась большим слоем пыли.

25. В другой части здания состояние помещений значительно лучше и начинает даже казаться, что тут не заброшено. Однако - это всего лишь иллюзия и консервация.

26. Сохранилась и фотолаборатория с фотоувеличителем "Беларусь" - классика жанра.

27. В одной из комнат была расположена большая установка. Решил сфотографировать приборную панель.

28. И снова помещения в плохом состоянии, печатная машинка уже другого типа.

29. В шкафу вивария обнаружились клетки для кроликов, а также бутылки с силикогелем и другие реактивы.

30. В одной из комнат встретился подобный экспонат. Жаль, в совсем погибающем состоянии(Радиола "Серенада" с проигрывателем пластинок. Вещь !

31. Но времени уже много, меня заждалась девушка снаружи, поэтому двигаемся в обратную сторону. По пути еще раз фотографируем операционный стол.

32. Повсюду разбросаны разные лекарства, например, "Profasi". Показания к приёму: бесплодие, обусловленное ановуляцией.

33. Много и пустых пузырьков для лекарств.

34. Ещё раз пробежимся по помещениям и отправимся на волю, мы итак долго тут торчали.

Такое вот необычное и грустное место. Из подобного в Московской области стоит отметить НИИБМ неподалёку от Шереметьево, правда рабочее. Стоит взять на заметку особенно тем, кто собирается приобретать квартиры в новом ЖК между промзонами у Ленинградки "Солнечная система".

И напоследок хотелось бы ещё раз напомнить о братьях наших меньших. Хотя в природе и побеждает сильнейший, но все-таки стоит задуматься. Когда вы выпиваете какое-то лекарство или делаете прививку, помните, каким образом все это испытывалось и тестировалось.

P.S. Этого отчёта не было бы, если мне с организацией вылазки не помогла бы Юля. Также в отчёте представлено 5 фотографий ее авторства, а именно - 12, 15, 22, 26 и 30. Выражаю огромную благодарность этой прекрасной девушке)

P.S.2 Ходить в место без защиты крайне опасно для здоровья.

А тем, кто хочет видеть мои путешествия и приключения в режиме реального времени, предлагаю добавить меня в Instagram ;)

Я буду очень рад новым друзьям и читателям в ЖЖ! Дружить ;)

Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть также:

До новых встреч! В следующий раз скорее всего будет отчёт из Брюсселя!

анна щербинина

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человек. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.




Это только начало создания моей лаборатории .

В процессе экспериментирования развивается познавательный интерес ребенка. Обобщается знание детей о назначении предметов и веществ в нашей жизни. развивается любознательность и логическое мышление. Расширяется и активизируется словарный запас. Формируются партнерские отношения у детей в процессе экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников одна из важнейших задач современного образования в рамках федеральных.

Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность. 1. Веселая полоска. Воспитатель: Будем мы сейчас играть и полоску оживлять. Раз, два, три-посмотри. Что.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Воспитатель – Лапшина Л. Е. Цель: формирование у детей познавательной активности,.

Открытое занятие «Экспериментальная лаборатория» в старшей группе. Видео Мое открытое занятие по теме:"Детское экспериментирование". Старшая группа. Проведено на базе МКДОУ детского сада №4 р. п. Таловая. Конкурс.

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебный магнит» Предметное направлении: физика. Старшая возрастная группа. Краткое описание работы: Мотив выбора темы: Камешек, принесенный одним ребенком.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжает работу наш семейный клуб «Цветик – семицветик».Тема очередного заседания «Опытно-экспериментальная.

Исследовательская коллективная игра

«Экспериментальная лаборатория»

Цель : развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка; совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей; познакомить с понятием эксперимент, его структурой; научить проводить эксперимент самостоятельно; расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.

Метапредметные:

Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; позитивную самооценку; стремление к успешности в исследовательской деятельности;

Регулятивные: учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений,

Определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.

Познавательные:

уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.

Коммуникативные:

формировать умение уважать мнение собеседников;

задавать вопросы и отвечать на них;

входить в коммуникативную игровую ситуацию;

учить проявлять интерес к общению и групповой работе.

Технологии:

Проблемно-диалогическая технология;

Технология личностно-ориентированного обучения;

Информационно-компьютерная технология;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, магниты, металлический предметы, стакан с водой, мандарин, яйцо, соль.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

Звучит песня «Почемучки…».

Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Мы теперь непросто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! (читают дети)

II. Актуализация знаний.

А кто такой исследователь? (ответы детей)

Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

Сегодня мы продолжаем быть исследователями и отправляемся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты.)

Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!

Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре : « Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

С какой целью проводится эксперимент, для чего?

- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперимент ы самостоятельно.

Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

III . Практическая работа.

1-ая лаборатория - Наблюдательная.

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений.

    Найдите ошибки художника.

    Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?

    Найди спрятавшиеся предметы

    Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

2-ая лаборатория- Плавательная «Научи яйцо плавать»

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах . Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

3-я лаборатория- Магнитная

Посмотрите! Я научилась двигать предметы!

* На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).

Почему стакан двигается?

* Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.

Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.

Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)

Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.

Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек.

Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

Каков результат эксперимента?

ВЫВОД : не все металлические предметы притягиваются магнитом.

Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно, они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

4-ая лаборатория – Выборная

Внимание, на экран. (слайд с изображением телефона, машины, барабана, самовара).

Нам предстоит выяснить, какие из этих предметов приносят пользу, а какие не во всех случаях полезны.

И так, ребята, перед нами стоит проблема. Давайте попытаемся её решить.

Я раздам вам карточки с изображением этих предметов. У меня есть вот такие 2 симпатичных солнышка, одно – весело улыбается, а другое грустит. Внимательно посмотрите на картинку, определите, что изображено на картинке, вредно это или нет и положите её к определенному солнышку. (Ребята выполняют задание)

Затем рассматривают содержимое двух коробок.

Интересно самовар и в этой, и в другой коробке? Ребята, а почему, так получилось?(Обговаривается каждый предмет с точки зрения пользы и опасности)

Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой. (на доске – глаза, ухо, голова)

Это мысленный эксперимент – смотрю, слушаю, думаю. (слова на доску)

5-ая лаборатория- Творческая

Попробуйте нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. (Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

Вызываются к доске 5 человек. Обсуждение нарисованных предметов.

Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования? (все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!

Станислав Гроф известен как один из самых авторитетных исследователей необычных состояний сознания и их исцеляющего потенциала. Для широкого круга людей, интересующихся эффективными психотехнологиями, Гроф прежде всего разработчик метода холотропного дыхания .

Родился он 1 июля 1931 года в столице Чехословакии Праге. Там же, а также в небольшом чешском городке прошло его детство. Так как для этого человека мистическая сторона жизни впоследствии оказалась очень важной, отметим, что его родители не настаивали на обращении своих двух сыновей к какой-либо конкретной религии, решив, что они сами сделают выбор, когда повзрослеют. Очевидно, это были мудрые, толерантные люди. Культурология, антропология и психология интересовали Грофа с подросткового возраста. Однако знаковой для самоопределения молодого человека оказалась прочитанная им незадолго до окончания школы книга З. Фрейда "Введение в психоанализ". Глубоко впечатлённый прочитанным, юноша решает стать психоаналитиком и поступает в медицинский университет. Влияние некоего специфически медицинского цинизма не обходит Грофа стороной — он утверждается на атеистических позициях. Он умён, пытлив, много читает и теперь может с уверенностью утверждать, что мистические откровения, переживаемые святыми и пророками, — всего лишь формы душевных расстройств, для каждого из которых в науке есть название. Такая позиция была обусловлена и марксизмом, который в социалистической Чехословакии мыслился вершиной философии. В то время в университете считалось немыслимым изучать концепции, тяготевшие к идеализму и мистицизму.

В университетские годы Гроф присоединяется к группе талантливых аналитиков-фрейдистов. Со временем опьянение психоанализом стало проходить, и появилось осознание его громоздкости и ограниченности возможностей. В 1956 году Гроф получает диплом врача от Медицинской школы Карлова университета и степень доктора наук от Чехословацкой Академии Наук.

Когда учёный только начинал свою деятельность психиатра, ему довелось участвовать в экспериментальном психоделическом сеансе. Этот сеанс в итоге заставил молодого доктора пересмотреть и своё мировоззрение, и профессиональные методы работы. В ходе сеанса он подвергся одновременному воздействию ЛСД (этот препарат тогда только проходил испытания в научных лабораториях) и света стробоскопической лампы. ои переживания, — вспоминает Гроф, — были очень близки тем, о которых я читал в великих мистических писаниях всего мира. И хотя мой ум находился под сильным действием препарата, я был способен видеть всю иронию и парадокс ситуации. Божественное проявилось и овладело мной в современной научной лаборатории во время эксперимента, проводимого в коммунистической стране с веществом, произведённым химиком двадцатого века". Особенно испытуемого поразило ощущение, что его сознание не фокусируется в мозгу, а пребывает вне тела. Спустя некоторое время доктор уже работал в группе, которая занималась сравнительным изучением обычных психозов и состояний психики людей, подвергшихся воздействию психотропов. Кроме того, он работает как практикующий психиатр-клиницист. В 1967 году его приглашает для исследовательской работы американский Университет Джонса Хопкинса. Вскоре учёный полностью обосновывается в США. С 1973-го по 1987 год доктор Гроф работает в калифорнийском Институте Эсален в Биг Суре.

В ходе экспериментов с ЛСД Гроф выяснил, что для всех людей могут быть доступны переживания, выходящие за пределы биографического опыта. И эти переживания нельзя объяснить состоянием наркотического опьянения. Ведь люди выходили за рамки своего сознания и вспоминали не только впечатления младенчества, собственного рождения, но и жизнь своих предков и других людей, детали которой не могли быть известны испытуемым, зато подтверждались впоследствии реальными свидетелями. Но не только границы времени оказалось возможным раздвинуть. Человек переходил границы своего тела и отождествлял себя с другим человеком, животным или растением. В случае с людьми были многократные подтверждения, что отождествляемый действительно делал, чувствовал, говорил то, что транслировал пациент. А относительно жизни животных и растений Гроф как-то сказал, что в изменённом состоянии сознания её можно лучше узнать, чем через канал Discovery. Ведь если телесный образ человека приобретает вид орла, то он наблюдает мир глазами этой птицы со всеми её оптическими особенностями.

Гроф был уверен, что ЛСД не вещество, вызывающее экспериментальный психоз, а катализатор, повышающий энергетический уровень психики и позволяющий видеть её динамику. Оно помогло сделать важное открытие: психика неизмеримо больше, чем её мыслили западные психиатры. Человеческое сознание оказалось способным быть холотропным, то есть целостным. На Востоке об этом говорили давно. В в одном из интервью Гроф признаётся, что ему близка восточная точка зрения: то, что мы видим, является трансформацией Брахмана и порождением космического сознания. На язык Запада это можно перевести так: всё, что есть в этом мире, мы можем воспринимать как некий объект, которому соответствует некое субъективное состояние.

Кроме того, Гроф выяснил, что пребывание в изменённом состоянии сознания может иметь терапевтический эффект. Ведь многие "психозы" являются ни чем иным, как духовным кризисом, таящим в себе не только опасности, но и большие возможности. Если правильно понять смысл изменений, происходящих с человеком, поддержать его на пути трансформации, то включаются механизмы самоисцеления. Вот как объясняют этот феномен последователи Грофа: "При энергизации нашей психики, когда взбадривается наши латентные состояния, происходит автоматическое восстановление целостной коммуникативной ткани нашего сознания как сознания Божественного ".

Важным событием для учёного оказалась встреча в 1975 году с женщиной, ставшей вскоре его женой и переживающей необычно выраженный духовный кризис. Кристина находилась в состоянии, сходном с состоянием человека, испытывающего на себе воздействие ЛСД, без употребления этого препарата. Станислав Гроф бережно поддерживал процесс активной духовной трансформации в супруге, который занял, по признанию самой Кристины Гроф, 12 лет. "К руглосуточное участие в этом процессе, происходившем со столь эмоционально близким мне человеком, открыло совершенно новые аспекты и измерения, которые ускользали от меня при работе с необычными состояниями в профессиональном контексте ", — пишет, вспоминая эти годы, Станислав Гроф. Наступил момент, когда Кристина стала активно помогать мужу. Когда официально было запрещено применять препарат ЛСД, супруги изобрели метод холотропного дыхания, имеющий тот же эффект, что ЛСД-терапия, и считающийся более экологичным.

Гроф, как основатель и президент Международной трансперсональной ассоциации (МТА), и Кристина организовали научные международные конференции в Соединённых Штатах, в бывшей Чехословакии, в Индии, Австралии и Бразилии. Создали они и Сеть поддержки в духовном кризисе.

Следует сказать, что научное сообщество далеко не единодушно поддерживает идеи и методы трансперсональной психологии. По крайней мере, когда в 1990 году специалисты этого направления подали прошение в Американскую психологическую ассоциацию о создании отдела трансперсональной психологии, им в этом было отказано вследствие "ненаучного" состояния данной области психотерапии.

В настоящее время Станислав Гроф с супругой живёт в Калифорнии, в Милл-Вэлли, и является профессором психологии Калифорнийского института интегральных исследований (КИИИ). Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов, пишет книги, выступает с лекциями по всему миру.

Основные труды Грофа, переведённые на русский язык:

  • Человек перед лицом смерти (вместе с Джоан Хэлифакс).
  • За пределами мозга: смерть, рождение и трансценденция в психотерапии.
  • Путешествие в поисках.
  • Духовный кризис: когда преображение личности становится кризисом (редактор-составитель, вместе с К. Гроф).
  • Неистовый поиск себя (вместе с К. Гроф).
  • Холотропное сознание: три уровня сознания и как они дают форму нашим жизням (вместе с Хэл Беннеттом).
  • Космическая игра: исследование рубежей человеческого сознания.
  • Надличностное виденье: исцеляющие возможности необычных состояний сознания.
  • Революция сознания: трансатлантический диалог (совместно с П. Расселом и Э. Ласло).
  • Психология будущего: уроки современных исследований сознания.
  • Зов Ягуара (фантастический роман).
  • Величайшее путешествие: сознание и тайна смерти.
  • Когда невозможное возможно: приключения в необычных реальностях.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

В энциклопедиях по психологии имя Станислава Грофа идет третьим, после Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, в ряду крупнейших новаторов науки о тайнах человеческой души. Революционные открытия Грофа, до сих пор игнорируемые официальной медициной, вдохновили культовых режиссёров братьев Вачовски на создание кинотрилогии «Матрица». Всемирно известный учёный дал «Правде.Ру» эксклюзивное интервью.

Уважаемый Станислав, позвольте поблагодарить Вас, что в год своего 75-летия Вы нашли время для столь серьезного и масштабного разговора с нами. Ещё Карл Юнг утверждал, что психика младенца не является « tabula rasa ». Вы на основе многолетних клинических исследований пришли к выводу, что наше бессознательное содержит перинатальные (то есть дородовые) и трансперсональные области. Но почему же официальная медицина игнорирует эти открытия?

Современные исследования в области сознания принесли массу доказательств того, что модели человеческой психики, доминирующие сегодня в официальной психологии и психиатрии, поверхностны и неадекватны. На основе многолетних данных психоделических исследований мне пришлось создать чрезвычайно расширенную модель психики путем добавления двух больших областей – перинатальной и трансперсональной.

Перинатальная область относится к воспоминаниям о внутриутробной жизни и биологическом рождении. Эта область состоит из четырех базовых перинатальных матриц, соответствующих четырем стадиям родов - от блаженного покоя в матке до появления на свет. Трансперсональная сфера содержит опыт отождествления с другими людьми, другими биологическими видами, эпизоды из жизни наших предков, как людей, так и животных, а также историческое коллективное бессознательное, как его трактовал Юнг.

Моя картография психики имеет огромное сходство со взглядами Юнга, за исключением фундаментальной вещи. Я был удивлен и разочарован тем, что Юнг яростно отрицал, что биологическое рождение имеет какое-то психологическое значение, что оно является главной психотравмой. Даже незадолго до смерти в одном из интервью Юнг отрицал всякую возможность такого значения.

Традиционные психиатры, и в Америке, и у вас прекрасно знают о существовании перинатального и трансперсонального опытов, поскольку они спонтанно проявляются у некоторых пациентов. Но, в отличие от меня, эти медики не считают их нормальной составляющей человеческой психики, а рассматривают как результаты неизвестных патологических процессов, поражающих мозг. То есть людей, чье бессознательное вышло на перинатальный и трансперсональный уровни, считаютстрадающими психозом, психически больными.

Сопротивление значительной части академических кругов открытиям современных исследований сознания понятно. Новые революционные данные требуют радикального пересмотра всего психологического и психиатрического мышления, аналогичного тому, через что пришлось пройти физикам в начале ХХ века, когда они перешли от ньютоновского понимания материи к квантово-релятивистской картине мира. Новые сведения в области исследований сознания ставят под вопрос основные философские положения западной науки, подрывают ее материалистическую направленность. Основанная на клинических данных, трансперсональная психология предлагает мировоззрение, сходное с мировоззрением великих мировых религий и восточных духовных философий.

- А помните ли вы свой первый трансперсональный опыт?

Он был настолько необычным и поразительным, что его просто невозможно забыть. Это произошло в ноябре 1956 года в лаборатории чешского НИИ психиатрии, когда я добровольцем принимал участие в ЛСД-сеансе. Замысел эксперимента заключался в воздействии мощной стробоскопической лампой в момент кульминации моих ЛСД-ощущений. Моё сознание оставило тело, и все границы Вселенной растворились. Я испытал внушающий и по сей день трепет опыт Космического Разума, перестал быть отдельным существом и стал самим Мирозданием.

Этот опыт я описываю в своей книге «Когда невозможное становится возможным. Приключения в необычных реалиях», скоро выходящей в русском переводе. Опыт полувековой давности был настолько сильным, что на всю жизнь вызвал у меня интерес к необычным состояниям сознания. Конечно, он не смог тогда сразу разрушить мое материалистическое мировоззрение, которое было привито учёбой в коммунистической Чехословакии. Потребовались годы ежедневных наблюдений во время психоделических сеансов, как и моих собственных, так и пациентов, а позже и на сеансах холотропного дыхания и немедикаметозных методов терапии, разработанных мною вместе с

Кристиной. Сегодня, повторю, я абсолютно убежден – современная система взглядов и понятий нуждается в радикальном пересмотре.

После двадцатилетних официальных исследований, которые проводились и в СССР Марией Телашевской, психоделики были запрещены. Вас не смущают упреки, что необычные состояния сознания, в которых проявляются перинатальные и трансперсональные уровни, связаны с психоактивными веществами?

Я много лет думал, что для необычных состояний сознания необходимы сильные психоактивные вещества, такие как ЛСД. И был удивлен, когда обнаружил, насколько глубокое воздействие на психику имеют такие простые методы, как более быстрое дыхание или вызывающая воспоминания музыка. Но ведь шаманы и аборигенные культуры знали это тысячелетиями и использовали священные технологии в целительной, ритуальной и духовной практиках. Научные наблюдения, в том числе и антропологов, показали, что разрыв между т.н. «нормальным состоянием сознания» и необычным состоянием не так велик, как было принято думать. Более того, у многих людей такие состояния могут быть спонтанными, возникать прямо посреди повседневной жизни.

Но ведь традиционная психиатрия по-прежнему рассматривает такие состояния как психоз, требующий, в основном, медикаментозного лечения?

В этом суть проблемы. Когда мы осознаем, что перинатальный и трансперсональный опыты – нормальная часть человеческой психики, то начнем совершенно по-другому задавать вопросы о таких эпизодах и отвечать на них. Ведь вопрос ныне заключается не в том, как мозг порождает необычные переживания и какие якобы патологические процессы их вызывают. Для меня ясно, что переживания, возникающие в таких состояниях, представляют собой нормальные составляющие человеческой психики. Вопрос в другом – почему некоторым людям, чтобы погрузиться в глубины своего бессознательного, нужны психоделические вещества или мощные немедикаментозные техники, а у других это возникает спонтанно?

Трансперсональная психология считает, что, когда необычные состояния сознания правильно понимаются и поддерживаются, они могут быть целительными, трансформирующими и эволюционными. Кристина и я называем их «духовными авариями», потому что они представляют собой не только кризис, но и возможность самостоятельно выйти на высший уровень сознания и психологического действия.

- Ваше утверждение, что мистический опыт доступен каждому человеку, вызвало ожесточенные споры…

Наши достижения в области психоделических исследований и холотропного дыхания убедили нас в том, что способность к мистическим переживаниям является главным правом человека от рождения. В принципе они могут быть у любого человека, только некоторым людям это дается легче, чем другим. Есть люди, которым трудно, несмотря на всё их желание, войти в такие состояния, и они пытаются их вызвать различными способами. Но есть и те, у кого мистические состояния возникают прямо посреди дня, иногда помимо их воли, и им сложно соотнести себя с обычной реальностью. Кстати, ко второй категории принадлежал мой великий предшественник Карл Юнг. Он использовал свою возможность легкого доступа к бессознательному как источнику новой, революционной психологии.

В своей книге «Психология будущего», выпущенной и в России, Вы опять ставите вопрос о необходимости обсуждения юридических, социальных и медицинских аспектов психоделиков. Такая дискуссия в прошлом году началась в научном сообществе Великобритании. Может быть, стоит ее провести на уровне Всемирной организации здравоохранения, чтобы снять налет тайны с этой темы?

Всемирная организация здравоохранения принимает важное участие в контроле за психоактивными веществами, а все страны-члены ВОЗ обязаны выполнять её рекомендации. Психоделические вещества, в том числе и ЛСД, в настоящее время включены в «Перечень №1» с определением «лекарственный препарат без терапевтической ценности и с высоким потенциалом злоупотребления».

Я считаю, что для специалистов с многолетним опытом очевидна ошибочность такого определения. Исследования показали, что при правильном и контролируемом применении психоделические вещества обладают большим терапевтическим потенциалом, а, с точки зрения психологии, не вызывают привыкания. Тем более, что повсеместно нарастает недовольство официальной психиатрической терапией, сводящейся к стандартному подавлению психических симптомов транквилизаторами. Симптомы подавляются, но основные психологические проблемы не решаются. К тому же, люди становятся все более осведомленными о побочных эффектах

Применяемых устарелых методов.

Обнадеживает, что в последние годы в научном климате начались перемены. Желание найти альтернативы зашедшим в тупик методам традиционной психиатрии привело к официальному разрешению исследовательских программ психоделической терапии в некоторых центрах США, Швейцарии, Израиля и ряда других стран. Насколько я знаю из статей в западной прессе, в частности, в газете «Гардиан», официально начаты программы исследований методов терапии с использованием ЛСД, псилоцибина, диметилтриптамина (ДМТ), метилен-диокси-метамфетамина (ММДА) и кетамина.

- То есть исследователи возвращаются к опыту исследований 50-х годов прошлого века?

Я думаю, что западное общество сейчас лучше подготовлено для принятия психоделической терапии, чем полвека назад. Как я помню, тогда вся психотерапия сводилась к вербальному, то есть словесному, общению между врачом и пациентом. Сильные эмоции и активное поведение во время сеанса назывались «внешним выражением подсознательных психических процессов» и оценивались как нарушения правил терапии.

Психоделические же сеансы вызывали психомоторное возбуждение, драматичные эмоции, яркие познавательные перемены. Они походили скорее на кадры из фильмов по антропологии, где рассказывалось о целебных церемониях и ритуалах туземных культур, нежели на то, что традиционно можно было увидеть в кабинете психотерапевта.

Кроме того, многие наблюдения, полученные после психоделических сеансов, ставили под угрозу материалистические представления о человеческой психике и устройстве Вселенной, основанные на ньютновско-декартовской парадигме. Помню, что еще в период работы в Чехословакии один из пациентов Ричард после ЛСД-сеанса сообщил мне, что во время «путешествия» от неких сущностей получил информацию с просьбой передать родственникам некоего Ладислава, что с ним в ином мире всё хорошо. Они продиктовали ему название города Кромериче, что в Моравии, где живут родственники, и даже номер телефона. Я записал эти сведения в медицинскую карту и, как человек тогда ещё материалистических взглядов, оставил их без внимания. Когда же любопытство взяло верх и через пару недель я позвонил по записанному номеру в Кромериче и назвал услышанное пациентом имя, то на той стороне трубки прозвучали рыдания и слова: «Мы потеряли Ладислава три недели назад…»

Да, за последние десятилетия в психотерапии произошла настоящая революция. Были разработаны мощные эмпирические техники, которые придают особое значение глубокой регрессии, прямому выражению сильных эмоций и упражнениям, приводящим к всплеску физической энергии. Среди новых подходов я бы выделил гештальт-практику, биоэнергетику, примитивную терапию, ребёфинг (возрождение через дыхание) и холотропное дыхание. И для врачей, практикующих в этих направлениях, введение психоделики явилось бы не внезапной переменой в практике, а следующим логическим шагом. Надеюсь, что возрождение интереса к психоделическим исследованиям, которые, безусловно, требуют тщательной юридической и медицинской проработки, вернет этот необычный инструмент в руки надежных докторов.

Но поможет ли это спасти человечество, которое с каждым годом, похоже, все больше и больше, погружается в хаотичную трясину деструктивности, жадности и животных инстинктов?

Психоделические исследования и опыты с холотропным дыханием, лечение людей, попавших в «духовные аварии», совершенно точно подтвердили учение Юнга о черных и зловещих сторонах человеческой психики. Их Юнг удачно назвал Тенью. Я сам много писал о перинатальных и трансперсональных корнях человеческой жестокости и жадности. В частности, в книге «Психология будущего» есть глава «Эволюция сознания и выживание человека: трансперсональный ракурс глобального кризиса».

На основе многолетних клинических исследований трансперсональная психология пришла к выводу: все аспекты современного мирового кризиса – экономические, политические, военные, религиозные, экологические – имеет один общий знаменатель.

И этот знаменатель таков. Корни человеческой жестокости и жадности лежат глубоко в перинатальной и трансперсональной областях бессознательного. То есть намного глубже, чем классическая психиатрия себе представляет. Традиционные же формы вербальной (словесной) психотерапии оперируют исключительно на уровне послеродовой биографии и не достигают уровня, на котором возникают истинные проблемы. Если же человек выходит на эти уровне спонтанно, в результате «духовной аварии», то его объявляют страдающим психозом и задерживают естественный процесс трансформации

Применением транквилизаторов.

Вот почему для выживания человеческого вида необходима систематическая работа по духовному раскрытию личности, прежде всего, тех, кто находится в состоянии психодуховной трансформации.

Кажется, что мы вовлечены в страшную гонку за временем, прецедента которой не было в истории человечества. Если мы будем придерживаться старых стратегий, которые чудовищно разрушительны, то род человеческий не выживет уже в этом веке. Нас может спасти только глубокая внутренняя трансформация достаточно большого количества людей, и официальная психология и психиатрия здесь показали свою полную неспособность.

Станислав, Ваши взгляды на решающую роль духовной, а не животной доминанты в психике человека во многом схожи со взглядами великих русских философов и писателей. Кого бы Вы выделили из них для себя лично? И насколько близки нашему менталитету Ваши революционные идеи, доказывающие полное банкротство чистого материализма?

Когда мы с Кристиной в 1989 году были официально приглашены в Советский Союз, то были потрясены, насколько наши русские коллеги оказались открытыми для новых идей, в том числе и в академических кругах. На встречу с нами люди приехали из дальних мест – из Грузии, из Сибири…Меня очень тронуло, когда ко мне подходили для автографа с переводом «Областей человеческого бессознательного», выпущенного благодаря подпольным типографиям в самиздате. Конечно, поскольку я был воспитан в коммунистической стране, то самиздат для меня не был в диковинку. Но это была же не политическая книга, а чисто научная! Я сохранил такую книгу как дорогой сувенир на память о моем визите в Россию. Но она, к сожалению, сгорела в феврале 2001 года во время пожара в нашем доме вместе со всей моей библиотекой и другим имуществом.

Я думаю, что есть много причин для открытости россиян трансперсональной психологии. И прежде всего, глубокая духовность, свойственная русским людям. Мой близкий друг и выдающийся психолог в России Владимир Майков включил в свою книгу по истории трансперсональной психологии огромное количество людей русского происхождения, сыгравших неоценимую роль в развитии новой науки о человеческой душе. Среди них много известных имён, таких как Елена Блаватская, Георгий Гурджиев, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Лев Толстой и Василий Налимов.

Другую причину растущей популярности трансперсональной психологии в России я вижу в том, что при советской власти психология и психиатрия ограничивались небольшим количеством философски приемлемых подходов, например, основанных на работах Ивана Павлова. Когда старая система пала, возник духовный вакуум, и российские специалисты проявили искренне желание приобщиться к самым последним достижениям в области изучения сознания.

И в отличие от американских университетов, в большинстве которых кафедры психологии и психиатрии в течение многих десятилетий возглавляют консерваторы биологического, неофрейдистского и бихевиористического направлений, в России гораздо более ученых, которые поддерживают трансперсональную психологию. Я это почувствовал и во время поездки в Санкт-Петербург летом 2001 года. Очень надеюсь вскоре вновь побывать в великой России и готов принять участие в самых острых и откровенных дискуссиях на темы изучения человеческого бессознательного, психоделической и холотропной терапии.

Наша справка.

Станислав Гроф родился 1 июля 1931 года в Праге. С 1956 по 1967 г.г. был практикующим психиатром-клиницистом. В 1961-66 годах возглавлял лабораторию исследований применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств в НИИ психиатрии Минздрава ЧССР. В 1959 году Грофу присуждается премия Кюффнера - награда Академии наук ЧССР «за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии».

В 1967 году Станислав Гроф уезжает в США в университет Джона Хопкинса. В 1968-1973 руководит лабораторией исследований психоделиков в Мэрилендском центре психиатрических исследований – единственном месте в США, где официально продолжались исследования с ЛСД.

С 1973 по 1987 годы Станислав Гроф и его жена Кристина работают во всемирно известном Институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния), где создают уникальную холотропную психотерапию, основанную на особых техниках дыхания, работы с телом и специально подобранной музыке. В настоящее время Гроф проводит тренинги по холотропному дыханию, выступает с лекциями, принимает активное участие в работе Международной Трансперсональной Ассоциации.

Огромную известность Станиславу Грофу принесли его научные труды - «Области человеческого бессознательного», «За пределами мозга», «Путешествие в поисках себя», «Психология будущего» и другие.. В мировом бестселлере «Человек перед лицом смерти» (совместно с Джоан Халифакс) Гроф обнародовал клинические данные о мистических озарениях, которые были зафиксированы у смертельно больных раком во время сеансов с ЛСД-25. Эта книга оказалась в центре внимания многих религиозных деятелей – так, ссылки на неё имеются в знаменитой книге крупнейшего православного мыслителя отца Серафима (Роуза) «Душа после смерти».

Впервые в нашей стране Гроф побывал в 1963 году, приезжал и в 70-е годы, чтобы ознакомиться с исследованиями неврозов у обезьян в Сухумском питомнике. Но настоящей сенсацией стал приезд супругов Гроф в апреле 1989 года по приглашению Минздрава СССР. В Психоэндокринологическом центре на Арбате Станислав и Кристина прочли лекции по холотропному дыханию перед тысячами поклонников своих идей, которые съехались со всего Союза. Тогда же издательство АН СССР выпустило ряд книг Грофа тиражом 500 экземпляров. В настоящее время на русском языке выпущены практически все труды ученого, за исключением «ЛСД-психотерапии». Телеканал ТНТ заканчивает работу над четырехсерийным документальным фильмом о жизни и работах великого новатора, который увидит свет в этом году.

От редакции.

Мы выражаем признательность директору Института трансперсональной психологии Владимиру Майкову за помощь в установлении прямого контакта со Станиславом Грофом.

Мы готовы предоставить слово оппонентам доктора Грофа, в частности директору Центра судебной и социальной медицины имени Сербского Татьяне Дмитриевой по всему комплексу вопросов, затронутых знаменитым учёным в своем интервью.

Обращаем внимание , что психоактивные вещества, упоминаемые Станиславом Грофом (ЛСД, псилоцибин, ДМТ,МДМА и кетамин), в настоящее время официально запрещены на международном уровне для производства, распространения и употребления в любом качестве. Согласно данным и выводам официальной медицины, употребление данных веществ, в особенности бесконтрольное, представляет угрозу здоровью человека, может стать причиной психических расстройств и деструктивного поведения.