Особенностью мышления человека является. Мышление человека. Мышление рождается из наблюдения

Возможности тренировки и совершенствования органов чувств очень большие. Можно выделить две сферы, которые определяют повышение чувствительности органов чувств:

Сенсибилизация из-за необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

Сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности.

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптуру, у них хорошо развиты осязательные ощущения, вибрационная чувствительность. Известный украинский психолог, ученый слепоглухонемой Ольга Скороходова, держа руку на горле собеседника, может понять, кто и о чем говорит, а также, принимая газету в руки, знает, читала ее или нет.

Явление сенсибилизации органов чувств прослеживается у людей, которые долгое время занимаются некоторыми специальными профессиями. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать не только, с какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград. Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствительное к оценке пропорций. Он различает изменения равные 1 / 60-1 / 150 величины предмета. О возможности цветных ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме - в ней большесозданных человеком оттенков основных цветов.

Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

Контраст ощущений

Контраст - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременной действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнеет. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Достаточно подробно изучены явления последовательного контраста, или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течениесекунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на мало освещенную поверхность, то через несколько секунд можно заметить довольно четкую темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора. По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах возникает со временем процесс торможения. К восстановлению исходного состояния чувствительности нервных тканей проходит несколько фаз индукционной изменения возбуждения и торможения. При достаточной культуре наблюдения можно заметить изменение положительной и отрицательной фазы последовательного образа.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляется также и в таком явлении, как синестезия. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Синестезия прослеживается в самых разнообразных видах ощущений. Чаще всего случается зрительно-слуховая синестезия, когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Известно, что способностью цветного слуха обладали такие композиторы, как HA Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и другие. Яркое проявление подобного рода синестезий мы находим в творчестве литовского художника М.К. Чюрлениса - в его симфониях красок.

На явлении синестезии инженер К.Л. Леонтьев создал аппарат, превращающий звуковые сигналы в цветные. На основе его изобретения создана цветная музыка. Иногда встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т. Синестезией обладают далеко не все люди, но никого не удивляет возможность применения таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и другие. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

Рассмотрены закономерности ощущений раскрывают высокую динамичность чувств, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторнои системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителя, а также результатом одновременного действия нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. Можно сказать, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достигает сознания. Биологически важные стимулы действуют на мозг за пониженных порогов и повышенной чувствительности, стимулы утративших биологическую значимость, - при более высоких порогов.

Сенсибилизация - понятие и виды. Классификация и особенности категории «Сенсибилизация» 2014, 2015.

Читайте также

Сенсибилизация – состояние организма, при котором повторное воздействие вещества вызывает больший эффект, чем предыдущее. К веществам, вызывающим сенсибилизацию, относятся бериллий и его соединения, карбонилы никеля, железа, кобальта, соединения ванадия и т.д. При. [читать подробнее].

Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у организма вырабатывается относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы научения проявляются в изменении степени активации организма данным стиму­лом: в случае. [читать подробнее].

Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Как показали исследования, чувствительность наших органов чувств может меняться, и в очень. [читать подробнее].

У многих людей есть проблемы, о которых они достоверно знают, но всё равно не могут от них избавиться. То есть, несмотря на то, что о проблемах известно на сознательном уровне, они по&. [читать подробнее].

Сенсибилизация в психологии примеры

Сенсибилизация – это учение в психологии, которое объясняет феномен роста чувствительности нервных центров вследствие воздействия раздражителя. В большинстве случаев сенсибилизации организма одновременно сопутствует развивающийся процесс сенсорной адаптации. У разных живых существ сенсибилизация может обнаруживаться в различной степени выраженности. Сенсибилизацией называется увеличение уровня чувствительности вследствие согласованных действий анализаторов или регулярных упражнений.

Сенсибилизация организма выявляется не только исключительно вследствие использования посторонних раздражителей, но и после проведения систематических упражнений. Выделяют две области, обуславливающие увеличение чувствительности анализаторов. К первой области относятся нарушения в работе сенсорных анализаторов (например, слепота), то есть сенсибилизация наступает вследствие необходимости компенсаторных действий. Деятельность является второй областью, которая способствует росту чувствительности анализаторов. Сенсибилизация во втором случае, обусловливается специфическими требованиями деятельности.

Сенсибилизация ощущений

Человеческие ощущения претерпевают изменения вследствие влияния среды и в результате видоизменения состояния организма. Ощущением называется простейший процесс психики, объединяющий в себе отражение отдельных характеристик предметов, явлений окружающего материального мира и внутренних состояний организм, обусловленных непосредственным воздействием раздражителей на соответственные рецепторы.

Сенсибилизация в психологии в общем смысле - это рост чувствительности, обуславливаемый направленным действием раздражителей различного характера.

Взаимодействием ощущений называют процесс трансформации чувствительности определенного анализатора вследствие воздействия раздражителей, оказывающих влияние на другие совокупности рецепторов. Закономерность подобного взаимодействия выражается в следующем: сильные раздражители при их согласованном воздействии снижают чувствительность анализаторов, а слабые, напротив, повышают.

Сенсибилизация организма является повышением чувствительности комплекса рецепторов вследствие влияния факторов психического характера.

Сенсибилизация ощущений являет собой рост чувствительности, наступающий под влиянием внутренних факторов следующего характера:

  • комплексная работа рецепторов и последующее их взаимодействие (при слабой насыщенности ощущений одной модальности увеличиваются ощущения другой, например, при несильном охлаждении кожи обнаруживается световая сенсибилизация);
  • психологическая установка (способно настраивать на максимально ясное восприятие раздражителей ожидание какого-либо особенно значимого события так, например, предстоящий поход к стоматологу может вызвать усиление боли в зубе);
  • приобретенный опыт (в ходе выполнения деятельности развиваются определенные сенсорные анализаторы. Сенсибилизация примеры: опытные музыканты различают на слух относительную продолжительность нот или профессиональные дегустаторы, определяющие тончайшие нюансы вкуса блюд);
  • воздействие на организм фармакологических средств (введение различных препаратов, таких как фенамин или адреналин, провоцирует значительное усиление чувствительности рецепторов).

Вследствие чрезмерного возбуждения одной анализаторной системы может наблюдаться уменьшение чувствительности другой. Механизм взаимодействия ощущений физиологического характера заключается в процессах иррадиации возбуждения и его концентрации в коре мозга, в которой представлены центры анализаторов.

В соответствии с концепцией И. Павлова, незначительный раздражитель провоцирует в мозге процессы возбуждения, легко иррадиируемые (распространяются). Итогом иррадиации процесса возбуждения является рост чувствительности другой анализаторной системы. При воздействии интенсивного раздражителя зарождается процесс возбуждения, характеризующийся тенденцией к концентрации, что ведет к торможению в центрах анализаторов, результатом которого будет понижение чувствительности последних.

Понимая закономерности видоизменений чувствительности сенсорных анализаторов, можно посредством применения побочных раздражителей, подобранных специфическим образом, сенсибилизировать рецептор, другими словами повысить его чувствительность. На этом принципе базируются некоторые методики борьбы с алкоголизмом.

Сенсибилизация к алкоголю это введение комплекса медикаментозных средств, направленных на создание своеобразного барьера, который провоцирует устойчивое отвращение к спиртосодержащим жидкостям. В большинстве случаев результативность сенсибилизирующей терапии связана с понижением или даже полным отсутствием тяги к алкоголю. Постепенно индивиды, злоупотребляющие употреблением алкогольных напитков, меняют собственное отношение к таким напиткам. Их все больше начинает увлекать трезвый образ жизни. Эффект от данного метода лечения фиксируется на уровне рефлексов приобретенного характера. Однако сенсибилизация к алкоголю это довольно серьезная методика терапии, требующая систематического контроля врача.

Часто родителей интересует вопрос сенсибилизация у ребенка - что это? При сенсибилизации повторное воздействие стимула приводит к более интенсивной активации организма, в результате чего он становится более чувствительным к такому стимулу. Таким образом, можно объяснить феномен, который заключается в том, что раздражитель, при однократном воздействии не вызывавший никакой реакции, повторяясь, провоцирует на определенные действия.

Сенсибилизация зависит от возрастного этапа развития, на котором находится индивид. Чем младше малыш, тем менее выражено это явление. У новорожденного малыша все анализаторные системы по своему строению готовы к отражению, но при этом они должны преодолеть существенный путь к своему функциональному развитию. Острота чувствительности сенсорных систем увеличивается с взрослением ребенка и достигает максимума в возрастном интервале от 20 до 30 лет, а затем идет на снижение.

Таким образом, ощущения зарождаются и формируются на протяжении всей человеческой жизни и образуют ее сенсорную организацию. Развитие личности может происходить на довольно ограниченном сенсорном фундаменте, даже при утрате двух ведущих анализаторных систем их недостаток будет компенсирован другими сенсорными системами.

Сенсибилизация примеры: некоторые индивиды, лишенные слуха, способны слушать музыку при помощи вибрационной чувствительности, положив руку на инструмент.

Сенсибилизация и синестезия

Возникновение вследствие воздействия раздражения на одну анализаторную систему одновременно ощущений характерных для нее и соответствующих другой системе рецепторов называют синестезией. Данное явление не считается расстройством психики.

Синестезия может проявляться в различных вариациях ощущений. Более часто наблюдаются зрительно-слуховые синестезии. Например, у индивида возникают зрительные образы в качестве реакции на воздействие звуковых стимулов. У различных субъектов не существует совпадений в подобных синестезиях, но при этом они достаточно устойчивы для каждой отдельной личности. Некоторые композиторы обладали способностью цветного слуха.

Явление сенсибилизации и синестезии являются еще одним свидетельством устойчивой взаимосвязи анализаторных систем организма человека, единства чувственного. Именно на синестезии базируется создание цветомузыкальных аппаратов, трансформирующих звуковой ряд в цветовые образы. Реже наблюдаются случаи возникновения вкусовых ощущений в качестве реакции на слуховые стимулы, слуховых – зрительные раздражители.

Синестезии подвержен далеко не каждый. Наиболее типичными примерами синестезии являются шелест запахов, цветной слух и обоняние в цвете.

Цветным слухом называют способность субъекта ассоциировать слышимый звук с каким-нибудь цветом.

Слуховая синестезия представляет способность отдельных индивидов как бы «слышать» звуки в ходе наблюдения за движущимися объектами.

Вкусовая синестезия выражается в появлении вкусовых ощущений вследствие произнесения каких-нибудь слов, образов. Так, например, многие субъекты при прослушивании любимой мелодии всякий раз вспоминают вкус шоколада.

Поэтому сенсибилизация в психологии это явление, основанное на взаимодействии ощущений также как и синестезия. Ведь синестезия и сенсибилизация представляют собой тесно соединенные свойства ощущений.

Сенсибилизация и адаптация

Выделяют две стержневые формы видоизменения чувствительности: адекватность и сенсибилизация. Адаптация зависит от обстоятельств среды. А сенсибилизация – от состояния организ­ма. Адаптация более выражена в обонятельной, зрительной, слуховой, осязательной сфере и свидетельствует о высокой пластичности организма, его умении приспосабливаться к условиям среды.

Адаптацией называют приспособление сенсорных анализаторов к особенностям влияющих раздражителей для их наилучшего восприятия и защиты рецепторов от перегруженности. Нередко обнаруживаются разные этапы процесса адаптации к особым экстремальным обстоятельствам: этап первоначальной декомпенсации, последующий этап частичной, а затем и глубокой компенсации.

Трансформации, сопутствующие адаптации, задевают все уровни организма. Ключевую роль в эффективности адаптации к экстремальным обстоятельствам играют упражнения, а также функциональное состояние индивида, психическое и моральное.

Большинство взрослых ищут ответ на вопрос адаптация и сенсибилизация у ребенка - что это? Сенсорная адаптация наступает вследствие видоизменений чувствительности анализатора и служит для подстройки его к интенсивности стимула. Может проявляться в многообразии субъективных эффектов. Достигается путем приумножения или приуменьшения общей чувствительности и характеризуется интервалом изменения чувствительности, интенсивностью такого изменения и селективностью видоизменений относительно адаптирующего влияния. Закономерности адаптации демонстрируют, каким образом видоизменяются пороги чувствительности при продолжительном действии раздражителя. При применении сенсорных стимулов сенсибилизация обычно прячется за одновременно развивающийся процесс сенсорной адаптации.

Соответствие процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить с помощью параллельного измерения чувствительности к электрическому стимулу и сенсорному раздражителю. Одновременно с понижением световой чувствительности (т.е. адаптацией) при освещении глаза наблюдается рост электрической чувствительности (т.е. сенсибилизации). Тогда как в темноте наблюдается обратная зависимость. Электрический стимул адресован по направлению к нервным участкам анализатора, которые находятся выше рецепторных связей, и является непосредственным способом измерения сенсибилизации.

Таким образом, процессы сенсибилизации, адаптации и явление синестезии непосредственно взаимосвязаны с трансформациями чувствительности анализаторов и имеют отношение к качественным чертам ощущений. На этом базируется метод сенсибилизации и десенсибилизации.

Метод десенсибилизации заключается в торможении тревожных реакций при помощи параллельного вызывания других реакций, антагонистических, с физиологической точки зрения, по отношению к тревожности. При вызывании несовместимой с тревогой реакции одновременно с раздражителем, который до этих пор провоцировал тревогу, относительная связь между раздражителем и тревогой ослабевает. Противоположным по воздействию методу десенсибилизации считается метод сенсибилизации, состоящий из двух этапов и заключающийся в создании в воображении клиента наиболее стрессогенных обстоятельств, после чего он в реальности переживает пугающие его обстоятельства.

Итак, сенсибилизацией называется рост чувствительности организма к воздействующему раздражителю, вследствие увеличения возбудимости головного мозга. Физиологический базис сенсибилизации ощущений представлен в процессах взаимосвязи анализаторов, которая усиливается вследствие участия функций разных анализаторов в общей деятельности.

Сенсибилизация организма: что может вызвать

Термин «сенсибилизация» применяется в медицине для описания процесса, в результате которого различные внешние раздражители оказывают повышенное влияние на человеческий организм. Помимо этого, данный термин применяется для характеристики процесса выработки антител к инфекционным агентам и другим возбудителям различных заболеваний. На основе этих процессов составляются программы десенсибилизации. Давайте разберем, что такое сенсибилизация и рассмотрим это понятие в различных отраслях медицины.

Сенсибилизация организма в биологии - это повышение его чувствительности к воздействию раздражителей

Что такое сенсибилизация

Сенсибилизация в медицине – это процесс, в результате которого человеческий организм активно воспроизводит антитела, использующиеся для защиты от возбудителей разных заболеваний. На принципах этого процесса построен фундамент различных методик десенсибилизации. Программа десенсибилизации основывается на снижении влияния провоцирующих факторов, что позволяет устранить восприимчивость организма к возбудителям болезней. При повторном проникновении в организм, иммунная система запускает синтез антител, которые уничтожают вредоносных микроорганизмов.

Сенсибилизирующее действие является неординарной тренировкой организма человека, что позволяет снизить влияние агрессивно воздействующих факторов. В основе этого действия лежит адаптация внутренних систем к негативному действию раздражителей, для того, чтобы предупредить их поражение.

Сенсибилизация является одной из важной составляющей такой отрасли медицины, как иммунология. Для примера приведем ситуацию, в которой в человеческий организм проникает инфекционный агент. Заражение вирусом позволяет иммунной системе запустить механизм создания антител для уничтожения вредоносных микроорганизмов. Создание этих антител позволяет иммунитету предупредить рецидив заболевания и противодействовать повторному проникновению бактерий и вирусов. Таким образом, человеческий иммунитет защищает внутренние системы от опасных последствий, которые могли бы стать причиной смерти.

Термин «сенсибилизация» довольно часто упоминается в аллергологии. Он используется для описания развития и проявления разных типов аллергической реакции. Бытовая сенсибилизация – воздействие «домашних» аллергенов на человеческий организм, что приводит к появлению симптомов аллергии. На основе сенсибилизации, специалистами применяются различные методы, что помогают выявить степень чувствительности к разным возбудителям аллергии.

Также термин «сенсибилизация» активно применяется в области психологии, для объяснения феномена повышения чувствительности нервной системы к воздействию различных раздражителей. По словам специалистов, сенсибилизация организма имеет тесную взаимосвязь с процессами сенсорной адаптации. Важно отметить, что рассматриваемый феномен наблюдается у всех живых организмов. Единственной разницей является лишь яркость выраженности этого процесса. По своей сути сенсибилизация является увеличением степени чувствительности, что является результатом воздействия систематических упражнений или действий различных анализаторов. Таким образом, сенсибилизацию организма можно выявить при помощи проведения специальных тренировок.

Процесс сенсибилизации делает организм очень восприимчивым к конкретным веществам

По словам специалистов, существует две области, которые имеют влияние на чувствительность анализаторов. В первую группу входят различные патологии, нарушающие работу сенсорных анализаторов. К таким патологиям относится слепота. В этом примере сенсибилизация организма вызывается необходимостью осуществления компенсаторных действий. Во вторую группу входят различные действия, что увеличивают степень чувствительности анализаторов. В данном случае, важное значение уделяется специфическим требованиям различным видам деятельности.

Сенсибилизация чувств

Влияние окружающей среды имеет высокую власть над человеческой чувствительностью, что вызывает внутренние видоизменения в организме. При помощи термина «чувствительность» обозначаются простейшие психические процессы, которые отражают характеристику окружающих объектов, что являются основой материального мира. Помимо этого, данный термин применяется для описания внутреннего состояния, которое достигается ввиду воздействия на определенные рецепторы внешних и внутренних раздражителей.

В общем смысле, сенсибилизацией организма является повышение чувствительности из-за направленного воздействия различных факторов. Таким образом, процесс взаимодействия чувств является трансформацией определенных анализаторов под внешним воздействием, что приводит к изменению многих рецепторов. Довольно интересна следующая закономерность: сильное влияние раздражителей, имеющих согласованное воздействие, снижает восприимчивость рецепторов, а слабое влияние увеличивает чувствительность.

Сенсибилизирующие факторы – раздражители, увеличивающие силу чувствительности человеческой психики. Давайте ознакомимся с самыми распространенными видами факторов:

  1. Совокупное действие рецепторов, направленное на усиление их взаимодействия – слабая выраженность чувствительности в одной сфере, увеличивает силу выраженности насыщенности в других сферах. К примеру, несильное охлаждение кожных покровов, увеличивает чувствительность кожи к свету.
  2. Психологические установки – в результате длительного ожидания важных событий, человеческая психика становится максимально подвластна действию различных раздражающих факторов. Для примера можно привести ситуацию, в которой ожидание похода к врачу может усилить выраженность болевого синдрома.
  3. Полученный опыт – определенные действия способствуют развитию различных сенсорных анализаторов. В качестве примера можно привести парфюмеров, которые, услышав запах парфюма, могут разбить его ноты на десятки составляющих.
  4. Влияние на внутренние рецепторы разных медикаментозных препаратов – использование специальных фармацевтических продуктов может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на степень чувствительности внутренних рецепторов.

Сенсибилизация (от лат. sensibilis - «чувствительный») это приобретение организмом повышенной чувствительности к чужеродным веществам

Повышение степени возбуждения одних систем, приводит к снижению чувствительности других рецепторов. Процесс иррадиации возбуждения связан со взаимодействием чувств, обладающих физиологическим характером. Большинство центров анализаторов сосредоточены в коре головного мозга.

По мнению лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова, даже незначительные раздражающие факторы увеличивают возбуждение нервной системы, которое распространяется на степень чувствительность других анализаторных систем. Воздействие интенсивных раздражителей приводит к появлению возбуждения, которое характеризуется как тенденция к концентрации. Вышеописанный процесс оказывает влияние на торможение многих рецепторов, что приводит к снижению их чувствительности.

Изучив закономерность подобных изменений можно оказывать влияние на организм при помощи специально подобранных раздражителей. Эффект применения специфических побочных раздражителей выражается в виде повышения чувствительности взаимосвязанных рецепторов. Данное явление стало своеобразным базисом многих практик, применяющихся в борьбе с наркоманией и алкоголизмом.

Процесс сенсибилизации к наркотическим веществам и спиртным напиткам основан на комплексном применении фармацевтических продуктов, чье действие направлено на создание своеобразной преграды для вредных элементов. Использование этого метода позволяет вызвать чувство отвращения к употреблению средств, изменяющих сознание. Эффективность данного метода терапии обусловлена значительным снижением тяги к употреблению вредных веществ для организма. Через определенный промежуток времени у людей, имеющих алкогольную и наркозависимость наблюдается изменение отношения к привычному образу жизни. На одном из этапов, больной начинает получать удовольствие от своего «освобождения». Рассматриваемое явление можно охарактеризовать как рефлексы, обладающие приобретенным характером. Следует упомянуть, что данный метод применяется исключительно в клинических условиях, где больной находится под постоянным медицинским контролем.

Сенсибилизация у детей

Многих родителей волнует вопрос о том, что такое детская сенсибилизация. В данном случае, сенсибилизация - значит увеличение активности организма к повторному воздействию различных стимулов. Результатом этой активности является повышение чувствительности. Этим объясняется факт того, что однократное влияние внешних раздражителей может не спровоцировать возбуждение, однако повторное влияние стимулов заставит ребенка совершить определенный набор действий.

Влияние стимулов на организм тесно взаимосвязано с возрастным этапом развития.

По словам специалистов, наивысшая степень выраженности рассматриваемого явления наблюдается в дошкольном возрасте. В младенческом возрасте, работа анализаторных центров основана на отражении, однако по мере взросления, увеличивается их функциональность. Сенсорные системы постепенно увеличивают остроту чувствительности, которая достигает своего пика в возрасте от двадцати до тридцати лет. Далее восприимчивость рецепторов постепенно идет на спад.

Человеческие чувства формируются в течение многих лет и видоизменяются на протяжении жизни. На их основе образуется сенсорная организация. Важно отметить, что формирование личности может основываться на ограниченном сенсорном восприятии. Утрата нескольких анализаторных систем может быть компенсирована увеличением активности других центров. В качестве примера можно сказать о том, что люди, лишенные слуха, обладают способностью слушать музыку, прикоснувшись к музыкальному инструменту, который испускает вибрации недоступные для ощущения здоровыми людьми.

В области аллергологии сенсибилизация - это ответная воспалительная реакция иммунной системы на действие аллергенов

Синестезия и сенсибилизация

Сенсибилизацию организма может вызвать множество внешних раздражителей, которые имеются в окружающей среде. Раздражение одной анализаторной системы может вызвать различные ощущения, которые характерны как для нее, так и для других рецепторов. Данное явление именуется термином «синестезия». Это явление может иметь множество форм выраженности. Зачастую, у большинства людей наблюдается синестезия в области зрительно-слуховых рецепторов. Этот феномен проявляется в виде зрительных образов при воздействии определенных звуковых стимулов. Важно отметить, что подобные образы обладают повышенной устойчивостью для различных типов личности.

Феномен взаимосвязи синестезии и сенсибилизации используется в качестве доказательства наличия тесной связи между анализаторными системами и единства чувствительных сенсоров. На этом феномене основывается технология создания цветомузыкальной аппаратуры, которая трансформирует звуки в цветовые образы. Значительно реже наблюдается формирование вкусовых чувств в виде реакции на воздействие слуховых сенсоров.

Важно обратить внимание на то, что синестезия наблюдается лишь у малого количества индивидов. Среди примеров этого явления следует выделить вкусовую синестезию, что характеризуется как вкусовые ощущения, вызванные определенными фразами. Так упоминание о лимоне, может спровоцировать появления чувства лимонной кислоты во рту.

Сенсибилизация в психологии

Понятие сенсибилизации применяется в психологии для описания процесса увеличения чувствительности нервных рецепторов при помощи внешних раздражителей. Сенсибилизация применяется музыкантами для развития слухового восприятия, а дегустаторами - для вкусовых и обонятельных сенсоров. С точки зрения психологии, подобное воздействие может носить как кратковременный, так и продолжительный характер.

Продолжительная сенсибилизация является результатом неосознанных действий или тренировки, направленной на достижение конкретных целей. Кратковременное явление возбуждения нервных рецепторов связано с приемом медикаментозных средств или воздействием определенных условий, что способствуют обострению органов чувств. Данный метод применяется в качестве инструмента, создающего у пациента чувство страха, которое позволяет предупредить развитие неблагоприятных ситуаций.

Адаптация и сенсибилизация ощущений

Адаптацией называется понижение или повышение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, затем при непрерывном действии того же раздражения ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. Примером может служить адаптация к длительно действующим запахам. В других случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности. Например, при переходе от света к темноте мы не различаем находящихся вокруг нас предметов. Однако по прошествии некоторого времени это ощущение оказывается возможным.

Сенсибилизацией называется повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под воздействием определенных раздражителей. Например, прием кофеина или каких-либо других возбуждающих средств усиливает нервную деятельность коры, в связи с чем повышается и чувствительность анализаторов: слуховые, зрительные, тактильные и другие ощущения начинают протекать более ясно, чем в обычных условиях.

Чувствительность одних анализаторов может повышаться под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, при раздражении глаза светом оптимальной интенсивности, при которой зрительная функция осуществляется легко и быстро, одновременно повышается и чувствительность к звукам; острота зрения и цветовая чувствительность увеличиваются при одновременном длительном воздействии звуков средней степени, ощущения холода повышают слуховую и зрительную чувствительность; наоборот, жаркая температура и душная атмосфера приводят к их снижению (С. В. Кравков). Ритмические слуховые ощущения содействуют усилению мышечно-двигательной чувствительности: мы лучше ощущаем и выполняем наши движения, если физичес-ские упражнения сопровождаются музыкой.

Физиологической основой сенсибилизации ощущений являются процессы взаимосвязи анализаторов. Корковые части одних анализаторов не изолированы от других, они принимают участие в общей деятельности мозга. В связи с этим движение нервных процессов в центральных отделах одних анализаторов по законам иррадиации и взаимной индукции находит свое отражение в деятельности других анализаторов.

Эта взаимосвязь усиливается, когда функции разных анализаторов участвуют в какой-нибудь общей деятельности. Например, мышечно-двигательный и слуховой анализаторы могут быть органически связаны с выполнением движений (характер звука соответствует характеру движений), и тогда один из них усиливает чувствительность другого.

Чувствительность анализаторов иногда повышается также и вследствие того, что на них долгое время не воздействовали соответствующие раздражители. Например, чувствительность глаза к свету после 30-40 минутного пребывания в темноте может увеличиваться враз.

Сенсибилизация

Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

Сенсибилизация ощущений

Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:

  • Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;
  • Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;
  • Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;
  • Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.

В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.

Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.

Сенсибилизация и адаптация

Если сенсибилизация связана исключительно с повышением чувствительности в зависимости от психологических или физиологических факторов, то адаптация обусловлена окружающей средой и характеризуется как усилением, так и ослаблением ощущений. Адаптивные способности проявляются, например, при резкой смене уровня освещения – требуется какое-то время, чтобы глаза приспособились к темноте или яркому свету.

По степени выраженности ощущений различают 2 типа адаптации:

  • Анестезия. Возникает при продолжительном действии раздражителя, которое ведет к полному исчезновению ощущений. Например, в течение дня люди не ощущают прикосновений одежды или не обращают внимания на обручальное кольцо;
  • Притупление интенсивности чувств. Выражается в виде реакции на сильные раздражители. Это может быть привыкание к резкому запаху в медицинских учреждениях или в парфюмерном магазине.

Синтез адаптации и сенсибилизации осуществляется при структурировании неупорядоченных элементов. Живопись вблизи может выглядеть как хаотичные цветовые пятна, в которых со временем становится видна картина. В постоянном фоновом шуме также постепенно можно различить отдельные звуки. То есть, в процессе привыкания к интенсивному внешнему раздражителю появляется возможность его анализа, и направленность внимания на отдельные элементы способствует повышению восприимчивости к ним.

Сенсибилизация и синестезия

Сенсибилизация и синестезия – тесно связанные свойства ощущений. При синестетическом восприятии раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, соответствующими другому органу. Наиболее распространенным примером сенсибилизации с изменением модальности является возникновение кислого вкуса при виде лимона. Также нередко появляются зрительные образы во время прослушивания музыки или чтения. С неврологической точки зрения этот феномен объясняется тем, что возбуждение нервных структур иррадиирует из одной модальности в другую, в результате чего образуется множество синестетических ощущений – «цветной» слух, «вкус» слов, «запах» цвета и другие варианты. Синестезия также считается основой метафорических оценок и переносов.

Сенсибилизация ощущений способна проявляться при сопоставлении различных раздражителей. Например, светлая фигура на черном фоне будет казаться белой. Участок серого цвета на зеленом фоне будет казаться красноватым, а на красном – наоборот, приобретет зеленый оттенок. Вертикальные линии кажутся более протяженными, чем горизонтальные, при объективно одинаковой длине. Контраст ощущений часто обыгрывают в рекламе, живописи, в дизайнах одежды и интерьера.

Исследования показывают, что сенсибилизация зависит также от следующих факторов:

  • Возраст. Нарастание восприимчивости рецепторов продолжается до 30 лет и впоследствии медленно снижается;
  • Тип нервной системы. К сенсибилизации больше предрасположены люди со слабой нервной системой, не обладающие выносливостью и устойчивостью.
  • Эндокринный баланс организма. При беременности наблюдается сенсибилизация обонятельных ощущений.

Временная сенсибилизация обусловлена тормозным состоянием коры головного мозга, возникающим при переутомлении.

Восприятие участвует в формировании поведения. Изменение чувствительности анализаторов и взаимосвязь ощущений обеспечивают получение и обработку информации об окружающем мире.

3. Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.

Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при их отсутствии чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности требует времени. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух адаптируется к окружающему фону через 15 с.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. А. Р. Лурия выделяет две стороны сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам, затем снижается.Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние человека

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов. Например: высокие звуки чаще всего расцениваются людьми как «светлые», а низкие – как «темные».

4. Психофизика ощущений и измерение чувствительности. Сенсорные пороги.

Психофизика - это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синэстезия.

В 1860 г. Фехнер опубликовал труд под названием «Элементы психофизики». Незнающий психологии человек редко задумывается над тем, что вспышка света и ощущение, ею вызванное, принадлежат физическому и психическому миру. Фехнер над этим задумался. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физи­ческого и психического мира и количественное описание этого соотношения. Фехнер обратил внимание на элементарные собы­тия, происходящие в физической и психической реальности: это были физический раздражитель и ощущение.

Первый вопрос, который интересовал Фехнера, - это проблема порогов чувстви­тельности. Возможности наших органов чувств ограничены: мы можем разговари­вать на расстоянии 5, 10, 20 метров, но если наш собеседник удалится от нас на рас­стояние пяти километров, разговор без применения специальных средств усиления звука станет невозможным. Значит все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.

Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и разностный(дифференциальный).

Абсолютный порог чувствительности - это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение. Обратимся к рис. 11-1. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения (правая часть диапазона). Стоит же нам несколь­ко уменьшить величину стимула (сдвинуть его в левую часть диапазона), как мы пе­рестаем его ощущать.

Есть еще верхний порог чувтвительности. На нем ощущения становятся болевыми.

Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно на­строить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании, но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Эта величина носит назва­ние дифференциального порога /

Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Сенсибилизация-повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.

Контраст ощущений- (от франц. contraste – резкая противоположность) – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств! действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном – белой.

Синестезией – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Сенсибилизация организма

Отдельная область психологии изучает феномен сенсибилизации – своеобразный процесс роста чувствительности рецепторов в зависимости от постоянного воздействия на них конкретного раздражителя.

Как правило, данному процессу также сопутствует естественный механизм адаптации сенсоров. Иными словами, сенсибилизация организма - это повышенная чувствительность вследствие координированной работы анализаторов или регулярных упражнений.

Действительно, сенсибилизация может наступить не только как ответ на влияние различных естественных раздражителей, но также и являться результатом регулярных целенаправленных упражнений, формируясь в виде компенсации. В целом выделяют два механизма формирования подобной сенсибилизации: нарушение одного из анализаторов или специфика деятельности.

К примеру, слепота – это нарушение работы зрительных анализаторов. Как правило, при развитии данной патологии наступает компенсаторная реакция, которая проявляется в виде повышенной чувствительности, то есть сенсибилизации анализаторов другого ряда. Иной вариант формирования сенсибилизации – это развитие чувствительности рецепторов в результате приспосабливаемости организма к определенной специфике постоянной работы.

Чувствительность ощущений

Ряд ощущений человеческого организма практически всегда подвергается изменениям вследствие влияния окружающей среды или перемен в самом организме. По определению ощущение является простейшим психическим процессом. Оно представляет собой совокупность отображения отдельного набора характеристик предметов, явлений и эффектов окружающего мира, а также внутренним состоянием самого организма, которое является следствием раздражения рецепторов всеми внешними факторами.

Чувствительность ощущений с точки зрения психологии – это повышение чувствительности, рост сенсибилизации, вследствие направленного регулярного воздействия раздражителей из окружающего мира.

Следует также отметить понятие «взаимодействие ощущений», которое подразумевает возможность изменения чувствительности одного определенного рецептора в результате влияния различных раздражителей на другую группу рецепторов. Эта закономерность находит свое выражение и в другом факте:сильное и интенсивное влияние раздражителя на рецептор со временем оказывает на его чувствительность подавляющий эффект, в то время как слабое воздействие – усиливает ее.

Под термином повышения сенсибилизации организма понимают также повышение раздражимости некоторого типа рецепторов под воздействием ряда факторов сугубо психологической природы.

К ним чаще всего относятся:

  • Общая работа комплексов рецепторов и их дальнейшее взаимодействие между собой. При слабой насыщенности одного определенного фактора и модальности, повышается насыщенность другого. К примеру, при несильном охлаждении поверхности кожи может наблюдаться повышенная световая чувствительность.
  • Различные психологические установки. В том числе к ним относится самоубеждение или перепросмотр ранее пережитого опыта, который может настроить на максимально ясное ощущение того или иного ожидаемого в ближайшее время раздражителя. Ярким примером является боязнь посещения стоматолога, которая способна усилить зубную боль.
  • Ранее полученный опыт. Это означает, что отдельные группы анализаторов приобретают повышенную чувствительность в ходе практики некоторой специфической деятельности. К примеру, опытные музыканты способны на слух определять относительную продолжительность ноты, а дегустаторы – по вкусу опознать специфику напитка или еды.
  • Применение фармакологических препаратов из ряда или групп, которые могут усиливать восприятие того или иного рода раздражителей.

В результате слишком высоко возбуждения и повышения чувствительности одной анализаторной системы наблюдается соответствующее понижение тех же характеристик у другой системы. Процесс взаимодействий сугубо физиологических ощущений базируется на механизмах иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где располагаются центры всех групп анализаторов.

Знание закономерности взаимодействия рецепторов, а также повышения и снижениях их сенсибилизации, делают возможными различные методики лечения. Они производятся с помощью применения того или иного набора различного рода искусственных или естественных раздражителей, подобранных в необходимом количестве, качестве, и с заданными конфигурациями.

Влияя подобным «набором» раздражителей с конкретно заданной силой и интенсивностью, можно опытным путем повысить или снизить сенсибилизацию нужного типа анализаторов. Данная методика все чаще рекомендует себя в борьбе с алкогольной или наркотической зависимостью.

Сенсибилизация и процесс адаптации

В психологии и физиологии выделяют две основные формы изменения чувствительности, которые условно принято называть сенсибилизацией и адекватностью. Разница между адаптацией и сенсибилизацией заключается в том, что процессы адаптации ориентируются непосредственно на внешние факторы и условия. В то время как сенсибилизация зависит от внутреннего состояния организма.

Следует также отметить, что адаптация может более ярко выражаться в изменениях чувствительности различных внешних анализаторов, например, слуховых или зрительных, являясь показателем «пластичности» организма. Иными словами, адаптация представляет собой своеобразный уравновешивающий механизм, который обеспечивает наиболее оптимальную работу рецепторов организма в условиях изменений окружающий среды, а также их защиту от перегрузки. В большинстве случаев адаптация происходит практически мгновенно, однако в особо экстремальных ситуациях можно выделить три этапа адаптации: поверхностная декомпенсация, частичная, а затем и глубокая стадия компенсации.

Важным является также то, что все изменения в организме, которые сопутствуют процессам адаптации, относятся практически ко всем уровням физиологии. Таким образом, эффективность и скорость адаптации может напрямую зависеть от физической подготовки, психического и общего состояния самого организма.

Таким образом, сенсибилизация и процесс адаптации достаточно выражено взаимосвязаны между собой, а также с изменением чувствительности анализаторов. На этой взаимосвязи основываются широко распространенные методы сенсибилизации и десенсибилизации.

Методика десенсибилизации представляет собой искусственную стимуляцию рецепторов, активность которых тормозит активность другой группы рецепторов, которые являются «тревожными». Говоря иначе, это целенаправленное задействование рецепторов антагонистов. Когда в организме вызывается реакция. Которая несовместима по своей сути с раздражителем, ранее вызывающим исключительно тревогу, связь между тревожным раздражителем и его специфическими рецепторами ослабевает.

В противоположность этому, метод сенсибилизации представляет собой вызов тревоги путем применения стресообзразующих факторов и раздражителей, в результате чего пациент переживает страх или стресс. Такая методика делает возможным приспосабливание человека к экстремальным или стрессовым условиям, с которыми он может столкнуться в будущем, в опытных, лабораторных условиях.


Определение 1

Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

Мышление включает в себя следующие особенности:

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Мышление опирается на законы явлений

Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

Мышление рождается из наблюдения

Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

Мышление проявляется в словесной форме

Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление связано с ощущениями и восприятиями, оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Средства передачи мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.

Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, c рече-слуховыми и рече-двигательными, с практической деятельностью людей. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Сознание -- это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Сознание - субъективный образ объективного мира, субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.

Сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание -- самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.

Сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.

Стержнем сознания, способом его существования является знание.

Труд развивает сознание.

Речь (язык) формируют сознание.

Сознание является функцией мозга.

Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.

Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений, труд, язык и знания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Мышление это интеллектуальная фаза обработки информации мозгом с целью получения суждения о предмете или явлении.

Из определения следует, что мышление следует рассматривать в цепи элементов

Особенности мышления состоят в его опосредованном характере и обобщающей сущности.

Опосредованный характер

мышления состоит в том, что человек не может мыслить вне образов и понятий. Он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения , восприятия , представления - и далее на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Следовательно, мышление никогда не приносит нового знания . Именно этим мышление отличается от инсайта, доступного лишь интуиции .

Обобщающая сущность

мышления вытекает из первого свойства — постигать через связь с известным. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует в отдельном, в конкретном, и проявляется лишь в частностях

Полученные обобщения люди выражают посредством . Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Понятие - есть отражение сущностных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Формы мышления:

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

КОМЕНТАРИЙ

Важно подчеркнуть, что мысль, зарождается интуитивно либо ассоциативно в форме инсайта (озарения).И далее уже оформляется внутренней а затем врешней речью. Любое кодирование мысли, обедняет ее первичную глубину, ибо язык, как любое кодирование информации , несет в себе шаблоны восприятия. Он лишает восприятие новизны. Не даром существует афоризм: «Мысль высказанная вслух – есть ложь ».

Виды мышления:

Выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое; конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических или теоретических

Абстрактное мышление (Словесно-логическое) - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Это мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Мыслительные операции

разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Обе рперации сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Классификация — процесс структуризации накопленной информации. Он помогает вычленению общих черт и дифференциации объектов познания по избранным свойствам. Обычно классификация предшествует обобщениям точно так же, как анализ предшествует синтезу.

Обобщение — процесс формирования законченного суждения на основе выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.. Как правило обобщение выступает в форме результата мыслительной деятельности.

Теории мышления

Ассоциативная теория мышления . Как утверждает О.К. Тихомиров (1984), мышление в ассоциативной психологии – это всегда образное мышление, а его процесс непроизвольная смена образов и накопление ассоциаций. В отечественной психологии Л.С. Выготский допускал, что принцип ассоциаций может быть применен к простым формам обобщения (комплексам).

Теория мышления в бихевиоризме . изучали мышление, исходя из общепринятой формулы «стимул – реакция». Как утверждает