Произношение гласных и согласных звуков. Нормы произношения гласных звуков. §237. Произношение отдельных грамматических форм

Орфоэпические нормы базируются прежде всего на основных фонетических закономерностях в области гласных и согласных звуков: аккомодации ударных гласных под влиянием соседних с ними мягких согласных, редукции двух видов (количественной и качественной), всех случаях ассимиляции и диссимиляции согласных, оглушении согласных в конце слова. Однако данные вопросы являются скорее объектом рассмотрения в фонетике в узком понимании этого термина (как науки о звучащей речи). Орфоэпию же более всего интересуют те случаи, когда возможно употребление двух вариантов произносительной нормы, когда возможна «вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий». Такие варианты могут отличаться или стилистически (опека - общелитературное, опёка – разговорное; [пЛэ´т] – нейтральное,

[поэ´т] – высокое), или семантически (серде[чн]ый приступ – серде[шн]ый друг).

Наибольшие затруднения возникают у говорящих на русском языке как родном в следующих случаях.

1. Произнесение ударного гласного [˙о´] или [э] после мягких согласных. Ничем не оправданное отсутствие в письменной речи буквы Ё часто служит причиной неверного произношения слов. Как вы произнесете слова: гололедица, опека, маневры, шерстка, гренадер, оседлый? При подобных затруднениях приходится обращаться к «Орфоэпическому словарю», где указано, что со звуком [˙о] следует произносить слова безнадёжный, осётр, шёрстка, манёвры (дополнительный вариант – маневры), блёклый (и доп. блеклый). Ударный звук [э] должен сохраняться в словах гололедица, опека, гренадер, недоуменный, избег.

2. Трудности могут возникать при выборе гласного после твердых шипящих в первом предударном слоге на месте буквы А. По современным нормам в этой позиции должен произноситься гласный первой степени редукции нижнего подъема среднего ряда, нелабиализованный, т.е. [Л]. Однако действовавшие еще в середине нашего века нормы старомосковского произношения требовали, чтобы в этой позиции был употреблен звук [ыэ], т.е. считалось верным такое произношение слов:

жара - [жыэра´], шары – [шыэры´],

шалун – [шыэлу´н], шантаж – [шыэнташ].

Эту норму можно в настоящее время считать устаревшей. Однако ни одна ранее действовавшая в речи норма не исчезает, не оставив исключений, своего рода речевых атавизмов, в которых по традиции сохраняется старое произношение. Таким исключением в русском языке стало произношение слов:

жалеть – [жыэл’ ]еть, жасмин – [жыэс]мин,

лошадей – ло[шыэ]дей, жакет – [жыэ]кет,

а также числительных 20 и30 в косвенных падежах:



двадцати – двад[цыэ]ти.

Напротив, после мягких шипящих, как и после любых мягких согласных, в позиции первой степени редукции не должен появляться звук [Л], но только [иэ]. Следовательно, надо произносить слова таким образом:

Орфографическая запись Верное произношение Неверное произношение

Щавель [ш’иэв’ê´л’ ] [ш’ Лв’êл’ ]

Часы [ч’иэсы´] [ч’Лсы´ ]

Чащоба [ч’иэш’ ˙о´бъ] [ч’Лш’ ˙о´бъ]

Зачастую [зъч’иэсту´iу] [зъч’Лсту´iу]

3. В области согласных орфоэпические нормы регламентируют такие случаи произношения:

а) Замена в некоторых словах [г] взрывного на [Υ] фрикативное (как в украинском языке). Звук [ Υ ] рекомендуется произносить в словах бухгалтер, господи, у бога, ага.

б)Произношение долгого твердого согласного [ж] на месте букв жж, зж. Лишь в некоторых словах у ряда носителей языка (чаще всего у интеллигентов пожилого возраста) сохранился старомосковский вариант произношения с долгим мягким согласным [ж’] в таких словах, как дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, брюзжать, вожжи, езжу, позже, дожди, дождик. Надо отметить, что такие варианты произношения все более выходят из употребления.

в) Произношение сочетания ЧН как [шн] или [чн]. В современном русском языке отмечается тенденция к сближению произношения с написанием, и вариант [шн] на месте орфографического ЧН как обязательная и единственная орфоэпическая норма отмечается лишь для некоторых слов: конечно, скучно, яичница, скворечник, прачечная, горчичник, нарочно (ср. явно устаревшие для современного языка варианты произношения, отмеченные в «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова: молочник – моло[шн]ик, коричневый – кори[шн]евый, гречневый – гре[шн]евый).



Поскольку старая орфоэпическая норма исчезает из языка достаточно медленно, возникают параллельные произносительные варианты: горни[чн]ая – горни[шн]ая, полуно[чн]ик -–полуно[шн]ик, двое[шн]ик – двое[чн]ик, порядо[чн]ый – порядо[шн]ый. В последние годы появилась тенденция произносить с [чн] женские отчества: Ильинична, Кузьминична, Никитична и др., которые совсем недавно рекомендовалось произносить только через [шн].

В некоторых словах разное произношение различает слова семантически: пере[чн]ица – ’столовый прибор’, старая пере[шн]ица (разг.-просторечн.) – устойчивый оборот с неодобрительной оценкой лица; серде[чн]ые капли, серде[чн]ый приступ – ’связанный с сердцем как внутренним органом’, серде[шн]ый друг – ’близкий, родной’.

Со звуком [ш] произносится и сочетание ЧТ в словах что, чтобы, кое-что (но: почта, мачта и многие другие слова – только с [чт]).

г) Произношение мягких согласных в конце слова, которые иногда под действием просторечия или диалектной речи неправомерно заменяются твердыми согласными: семь, восемь, очень, теперь, вепрь.

д) Произношение согласных на месте удвоенных букв может быть долгим (касса – ка[с]а) или кратким (суббота – су[б]ота).

Долгий согласный должен произноситься в следующих случаях:

На месте интервокальной группы согласных после ударения: ва´нна, га´мма, из кла´сса;

На стыке приставки и корня, предлога и знаменательного слова: рассердился, беззлобный, с собакай.

Краткий согласный произносится:

В интервокальной группе перед ударением, кроме случаев, отмеченных выше: суббота, иллюминация, терраса, территория;

На месте удвоенной согласной в положении перед согласными: классный, программный, группка.

12. Особенности произношения заимствованных слов в русском языке.

Большинство иноязычных слов, вошедших в общенародный язык, фонетически уже освоены русским языком, и их произношение ничем не отличается от слов исконно русских. Однако некоторые из них - технические термины, слова науки, культуры, политики, собственные имена - все еще выделяются своим произношением.

В ряде слов иноязычного происхождения в первом и втором предударных слогах сохраняется ясный нередуцированный звук [о]: б [о] а, б[о]монд, б[о]рдо, к[о]ктейль, [о]азис, [о]тель, д[о]сье, б[о]леро. Гласный [о] произносится в некоторых словах и в заударном положении: вет[о], кред[о], авиз[о], ради[о], кака[о], ха[о]с.
Нередуцированный звук [о] сохраняется в безударном положении во многих иностранных собственных именах: Б[о]длер, В[о]льтер, 3[о]ля, Ш[о]пен, М[о]пассан и др. Однако таких случаев сравнительно немного. В большинстве слов иноязычного происхождения о и а в безударном положении произносятся в соответствии с общими нормами, т.е. несколько ослаб- ленно, с редукцией: [б/\]кал, [б/\]стон, [к/\]нцерт, [б/\]таника, [к/\]стюм, [пр/\]гресс, [р/\]яль. В словах, прочно вошедших в русский язык, согласные перед буквой Е произносятся мягко.

Неверно произносить твердые согласные перед Е в таких словах, как аффект, бассейн, берет, конкретный, корректный, кофе, музей, Одесса, пионер, профессор, тема, фанера, эффект.

Однако в ряде случаев перед Е все же отмечается произношение твердых согласных. Эта норма относится прежде всего к зубным согласным [т], [д], [н], [с], [з], [р].
Твердый [т] произносится в таких словах, как адап[тэ]р, ан[тэ]нна, анти[тэ]за, а[тэ]изм, а[тэ]лье, бифш[тэ]кс, о[тэ]ль, с[тэ]нд, эс[тэ]тика и др.

В ряде географических названий и имен собственных тоже следует произносить твердый [т]: Амс[тэ]рдам, Гва[тэ]мала, Воль[тэ]р. Сохраняется произношение твердого [т] в иноязычной приставке -интер: ин[тэ]рнационализм, ин[тэ]рвью, ин[тэ]рпретация.
Твердый [д] произносится в словах: вун [дэ]ркинд, [дэ]кольте,
[дэ]льта, [дэ]нди, ко[дэ]кс, кор[дэ]балет, мо[дэ]рн, [дэ]-юре, [дэ]-факто, мо[дэ]лъ и др.
В трудных случаях следует обращаться к орфоэпическим словарям.

1. В русском языке гласные под ударением не изменяются и
произносятся четко и ясно. Ударение в слове только одно (иск­
лючение составляют сложные слова, в которых одно ударение
главное - четкое, а второе слабое: водонепроницаемый,
обоюдоострый
и др.). Ударный гласный отличается от безудар­
ного высотой и длительностью (ударный звук более долгий).

Как было сказано выше, все безударные гласные звуки про­износятся короче. Долгота или краткость безударных гласных аав исит от позиции по отношению к ударному слогу: чем даль- 016 находится звук от ударного слога, тем он короче.

2. Гласные о, о, е, я изменяются количественно и качествен-
в °; гласные и, э, у, ю, ы изменяются только количественно, т.е.


В безударном положении произносятся короче по отношению к

ударному слогу.

Примечание. Гласный э встречается в немногих словах: в местоимениях это, эта, этот, поэтому, в междометиях эх, эй, а также в словах и именах собственных, заимствованных из других языков, например: этаж, эталон, эшафот, Эльза, Эве­лина и др. Задание

Произнесите вслух слова и обратите внимание на различия в произношении гласных и, э, у,ю,ыв ударном и безударном по­ложении:

эскалатор элипс

электрический эльф
рисовать лист

вырывать выпад

лужёный сук

людоед салют

3. Гласные а и о в предударном слоге (непосредственно пе­ред ударным) и в начале слова, независимо от места, занима­емого по отношению к ударному слогу, произносятся как а, но несколько короче. В транскрипции этот звук имеет обоз­начение [о]. Задания

1) Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог, запом­ните произношение предыдущего звука, который звучит как а:

произносится

[а]строном

[а]гроном

[а]вторизованный

[а]тодвигать

[а]бразование

[а]бращёние


4. Безударные гласные а и о на втором и третьем месте перед ударением и в заударных слогах подвергаются количест­венному и качественному изменению (редукции) и звучат как звук, средний между а и ы. В транскрипции этот звук имеет условное обозначение [■*].

Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Сле­дите за правильным звучанием редуцированного звука [ъ] вза­мен а и о на втором и третьем местах перед ударением:

пишется произносится пишется произносится

парадокс п[ъ]радокс города г[ъ]орода

карантин к[ъ]рантйн борода б[ъ]рода

карандаш к[ъ]рандаш золотой з[ъ]лотой

Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Сле­дите за правильным произношением редуцированного звука в конце слов - [-&]:

пишется произносится пишется произносится

пальма пальм[ъ] осторожно осторожн[ъ]

больница больнйц[ъ] болото болот[ъ]

ворона ворон[ъ] голодно голодн[ъ]

только тольк[ъ] сколько скольк[ъ]

несколько нёскольк[ъ] нисколько нискольк[ъ]

(Последние восемь слов включены, потому что часто в них пропускают мягкий звук л и вместо только, сколько, несколь­ко говорят: ток[ъ], нескок[ъ], скок[ъ] и т.п.

ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ е, я

5. Безударные гласные е, я после мягких согласных в пер­вом предударном слоге произносятся как звук, средний между кие. В транскрипции он условно обозначается как [ие]. Такой же звук произносится вместо гласного а после мягких соглас­ных ч и щ.

Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Сле­дите за правильным произношением безударных я,еи гласно­го а после согласных ч и щ:

Пишется произносится пишется произносится

в[ие]зать

л[ие]гать

м[ие]снйк

щ[ие]дйть

щ[ие]вёль

пощ[ие]дйть

йЩОЬа ч^»ю\шукт

6. Безударные гласные е, я в начале слова и после гласных в середине слова (в первом предударном слоге) произносятся как звук, средний между и и е с предшествующим ему й. В тран­скрипции он условно обозначается как .

пишется произносится

тяготение т[ь]готёние

лягушонок л[ь]гушонок

мясорубка м[ь]сорубка

пятилетка п[ь]тилётка


поле пол[ь] доля дол[ь]

горе гор[ь] воля вол[ь]

8. Безударные гласные е, я, которые находятся в начале сло­
ва, но далеко от ударного слога, произносятся как редуцирован­
ный звук ь с предшествующим й. В транскрипции он обознача­
ется как [йь].

Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Сле­дите за правильным произношением безударных гласных е, я - как [йь]:

пишется произносится пишется произносится

Енисей [Йь]нисёй ярлычок [йь]рлычок

европеец [йь]вропёец ядовитый [йь]довйтый

егоза [йь]гоза ягуар [йь]гуар

естество [йь]стество яровизация [йь]ровизация

Иногда безударные гласные е, я произносят как и (так назы­ваемое «иканье»). Часто также встречается неправильное произношение гласного я - его произносят одинаково как в ударном, так и безударном слогах. Эти достаточно диалектные явления необходимо исправлять.

9. Гласный и в качестве союза, стоящего после слова, кото­
рое оканчивается на твердый согласный и гласный и в начале
слова, если тому предшествует слово, которое оканчивается на
твердый согласный, а также после предлогов к, в, с, из, перед
и др. переходит в ы.

Произнесите фразы, следя за тем, чтобы и звучал как ы:

пишется произносится

как вы, так и мы как вы, так [ы] мы

вот и мы вот [ы] мы

отправились в Испанию отправились в [ьфпанию

ушел из института ушел [ы]з [ы]нститута

читаю с интересом читаю с [ы]нтересом

вот именно вот [ы]менно

Если же во фразе между словами должна быть по смыслу пау­за, например, в названии произведения, то гласный и произно­сится в таких случаях без изменения:

Произносится
пишется f

враг и друг враг / и друг

Чертопханов и Недопюскин Чертопханов / и Недопюскин
лес и степь лес / и степь

Нарушение правила перехода ивы является очень распро­страненным. Особенно много делается ошибок в сочетании с предлогом в, например, говорят: «иду винститут», «еду Вита­лию», «живу визбушке» вместо: [иду вынститут], [еду выта-лию], [живу вызбушке].

10. В русском языке много звукосочетаний из двух безудар­ных гласных: аа, оо, ао, оа, ay, оу, аи, ои, ей, ео, еу, еа. Эти зву­косочетания встречаются в словах, а также на стыке слов, ког­да одно слово оканчивается на безударный гласный, а другое начинается с безударного гласного.

а) сочетания безударных гласных аа, оо, ао, оа произносятся

как два а: аа:

пишется произносится

заасфальтировать заасфальтировать

наобум наабум

воображение ваабражёние

заострение заастрёние;

б) в сочетаниях безударных гласных ау, оу, аи, ои, гласные а и о произносятся как редуцированный звук, в транскрипции имеющий обозначение [ »]:

пишется произносится пишется произносится
наугад н[ъ]угад поисковая п[ъ]исковая

поудобней п[ъ]удобней наискосок н[ъ]искосок

в) в сочетаниях безударных гласных ей, еу, еа, ео гласный е произносится как редуцированный звук, и в транскрипции име­ет обозначение [ь]:

пишется произносится

неинтересный н[ь]интерёсный

неудобный н[ь]удобный

необразованный необразованный

реализация р[ь]ализация


Для освоения произношения безударных гласных в указан­ных выше звукосочетаниях проговорите вслух следующие фра­зы. Но прежде чем их произнести, обдумайте каждую и реши­те, что вы хотите сказать, с какой целью и с каким отношением к высказываемой мысли. Также обратите внимание на знаки препинания.

аа,оо, ао, оа: аа

Живут на островах. Иду по Арбату.

Входите по одному! Отправляюсь за авансом.

Богатое воображение! Прочтите на обороте.

ау,оу:ьу

Несмотря на упреки. Работать по ударному!

Спасибо за удовольствие. Действую по убеждению!

Ответите Всем на удивление,
за укрывательство.

аи,ои: ьи

Посмотрите Лекции по иконографии.

на иллюстрации!

Трудные наименования. Действовать по инерции.

ей,еу: ьи, ьу

Неиссякаемая энергия. Неуживчивый характер.

Неизъяснимое волнение! Неужели сделали?

Неизбежный конец! Не уединяйтесь!

ео,еа:ьа

Необоснованное заявление! Она не актриса!

Необыкновенное сооружение. Это не аргумент.
Говорил неоднократно. Это не оригинально.

РАБОТА НАД УДАРЕНИЕМ В СЛОВЕ

Знакомство с правилами современного литературного произ­ношения - первый шаг в работе над техникой речи. Для того чтобы научиться говорить правильно, нужно специально тре­нироваться в запоминании правил произношения и ударения в русском языке.

Изучая литературное произношение, надо овладеть умени­ем наблюдать не только за своей речью, но и за речью окружаю­щих. Речь преподавателя, естественно, является образцом для студентов.

Необходимо прослушивать записи выступлений актеров, чте­цов, речь которых может служить образцом правильного про­изношения. Полезно прослушивать по радио и телевидению вы­ступления специалистов по лингвистике, посвященные вопро­сам устной речи.

Но только слушать чужую речь мало. Надо тренироваться, закреплять правила произношения на практике.

На первоначальных этапах полезно пользоваться магнито­фоном: записывать свою речь, потом прослушивать, сверять с образцами и затем повторять запись, стараясь исправить заме­ченные отклонения от нормы. Слушая себя «со стороны», легче замечать собственные ошибки.

Освоение ударения в слове требует выработки определенных навыков и большой затраты времени.

Мы предлагаем задания, выполняя которые вы должны бу­дете размышлять над тем, на каком слоге поставить ударение, как произнести слово, имя, фамилию. Задания на ударение со­четаются с заданиями на применение различных правил орфо- " эпии.

Полезно, чтобы студенты, расставив ударения и проверив предварительно правильность своего произношения, слушали и контролировали друг друга.

При чтении книги, слушании речи окружающих у вас мо­гут возникать вопросы, связанные с постановкой ударения, с произношением того или иного слова. Поэтому целесооб­разно завести небольшой словарик и записывать туда слова, произношение которых вызывает сомнения. Проверять пра­вильность «сомнительных слов» следует по словарю-справоч­нику.


1. Проставьте ударение в словах. Если возникнут затрудне­ния, проверьте ударение по словарю-справочнику.

2. Если значение какого-либо слова вам будет не понятно, сверьтесь со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова.

3. Выпишите и произнесите вслух слова, в которых встреча­ются звуки о и а в безударном положении в начале слова и в первом предударном слоге.

4. Выпишите и произнесите вслух слова, в которых звуки о и а встречаются в безударном положении во втором и третьем предударных слогах.

5. Выпишите и произнесите вслух слова со звуками е и я в безударном положении в начале слова, в первом и втором сло­гах перед ударным. Ответьте на вопрос, есть ли разница в про­изношении безударных еияв начале слова, в первом предудар­ном слоге и во втором предударном слоге.

6. Выпишите и произнесите иностранные слова, в которых со­гласные звуки т, д,р, с перед гласным е произносятся твердо.

7. Выпишите и произнесите иностранные слова, в которых звуки т, д, р, с в соответствии с правилами русской орфоэпии перед гласным е произносятся мягко.

8. Отметьте слова, которые всегда пишутся одинаково, но в которых изменение ударения меняет их значение.

Аргумент. Автобус. Алиби. Афера. Автобус. Алкоголь. Алфа­вит. Ангажировать. Абитуриент. Занял, заняла, заняли. От­дал, отдала, отдали. Отнял, отняла, отняли.

Афиняне. Египтянка. Еритик. Ксендз, ксендза, ксендзу. Мо­нолог. Эпилог. Диалог. Ободранный, обдран; ободрано, ободраны. Ободрать, ободрал, ободрала, ободрало, ободрали.

Ворожея, ворожеи. Заговор (разные значения). Договор. При­говор. Звоню, звонишь, звонит; звоним, звоните, звонят. От-

Татьяна Вахлова
Произношение гласных и согласных звуков в пении

В русском языке принято различать два вида произношения: певческая дикция, и сценическая речь.

Сценическая речь-более яркая выразительная, более эмоционально окрашенная, подчинена правилам произношения, использует логические ударения. Изменение темпа речи и динамики.

Певческая дикция- близка к сценическому произношению. Но каждый звук имеет определенную высоту, слова ритмически строго организованы, дыхание более продолжительно и починено требованиям музыки.

Произношение и в сценической речи, и в пении является не только их внешней формой, но и важным выразительным средством, с одной стороны, актерской игры наряду с интонацией, жестом, костюмом, гримом, с другой, художественного воплощения, посредством агогики, тембра и пр. «Хорошо сказанное- на половину спето»,- говорил Ф. И. Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса.

Произношение гласных звуков в пении.

Все гласные звуки тянутся, а согласные являются как бы перерывами, они проговариваются, поэтому гласные максимально распеваются.

Все гласные округляются на манер буквы «О».

Всего 10 гласных из них 5 основных «А», «О», «У», «И», «Э»

Йотированные- когда перед основным добавляется «Й».

Звук «Ы» самостоятельный.

При пении йотированных гласных произносится очень быстро и мягко, а тянется основной звук.

Распетые гласные всегда звучат ясно и чисто.

Ударные гласные всегда звучат ясно и чисто.

Безударные гласные звучат по разному: чем длиннее безударный гласный, тем он более ясен, чем короче, тем более редуцирован.

Безударное «О», в большинстве случаев произносится как «А»

Безударная «Я», на конце слова всегда должна звучать чисто (поля, сверкая).

Безударная «А» и «Э» мало редуцируются, звучат менее ярко, динамически ослобляются.

Безударная «Е» - на коротких длительностях звучит с примесью «И», «Е».

Два гласных звука внутри слова или на стыках слов произносятся слитно, а на стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения два одинаковых звука на одной высоте поются раздельно.

Произношение согласных звуков.

Звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие или глухие, (наш паравос, вперет летит).

Зубные «З», «Д», «С», «Т» - перед мягкими согласными смягчаются например: (казни, песнь, гость).

«Н» или «НН» - перед мягкими согласными произносится мягко, перед «Л» твердая «Н».

Возратные частицы окончание мягче «СЯ» и «СЬ» произносится тверда как «СА» и «С».

В ряде слов считании «ЧН» и «ЧТ» и произносится как «ШН» и «ШТ», (скушно, грусно, што).

Сочетание «СЧ» и»ЗЧ» как долгое «Щ» (сщастье).

Все согласные произносятся коротко, четко, но аккуратно не нарушая мелодическую линию.

Согласные находящиеся в середине слова переносятся к следующему слову или слогу, но не в конце предложения.

Характер певческой дикции за висит от содержания и характера произведения, от его образности. При исполнение быстрых, легких по звуку произведений следует облегчать силу звука, слова произносить легко, близко и очень активно при минимальном движении артикуляционного аппарата. Драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно (крупная дикция). В спокойных распевных сочинениях - мягкая дикция.

Певцы хора должны постоянно учиться правильной, грамотной речи. Если они обладают правильным и хорошим произношением, то хор достигает высокого уровня певческой культуры. Это значит, что он умеет наилучшим образом строить и соотносить поэтическую и музыкальную фразы в соответствии с идеей и образной сферой хорового произведения, отбирая наиболее подходящие в каждом случае слова и музыкально-исполнительские средства.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

Игровая обучающая ситуация «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» (Закрепление гласных звуков, определение позиции звука) НОД в средней группе компенсирующей направленности.

Интерактивное пособие изготовлено вручную из пластика, магнитного листа, самодельных букв русского алфавита в двух вариантах (мягкий вариант.

Конспект индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками с РДА «Закрепление произношение гласных звуков» Задачи приоритетной образовательной области: Развивать зрительное восприятия, умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнение.

"Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи, а произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает ускоряет процесс общения.
Особенности произношения гласных звуков в русском языке.

Основной особенностью русского литературного произношения в области гласных является их разное звучание в ударном и безударном слогах при одинаковом написании. В безударных слогах гласные подвергаются редукции.

Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам.

Существуют два типа редукции–количественная (когда уменьшается долгота и сила звука) и качественная (когда в безударном положении изменяется сам звук). Меньшей редукции подвергаются гласные в 1-м предударном слоге, большей – во всех остальных слогах. Гласные [а], [о], [э] подвергаются в безударных слогах как количественной, так и качественной редукции; гласные [и], [ы], [у]не меняют в безударных слогах своего качества, но частично теряют длительность.

1.Гласные в 1-м предударном слоге:

а)после твердых согласныхна месте о и а произносится ослабленный звук [а]: в [а] да́, н[а] га́, М[а]сква́, с[а]ды́, з[а]бо́р; после твердых шипящих ж и ш на месте а и о также произносится ослабленный звук [а]: ж[а]ра́, ж[а]нглёр, ш[а]ги́, ш[а]фёр.

б)после твердых шипящих ж, ш и ц на месте е произносится редуцированный звук типа [ы] с призвуком [э], обозначаемый условно [ыэ]: ж[ыэ]на́,ш[ыэ]пта́ть, ц[ыэ]лу́й;

в) после мягких согласных на месте букв я и е, а также после мягких шипящих ч и щ на месте а произносится ослабленный звук [и] с призвуком [э],обозначаемый условно [иэ]: м[иэ]сно́й, Р[иэ]за́нь, м[иэ]сти́, ч[иэ]сы́, щ[иэ]ди́ть, а также в формах множественного числа слова площадь: площ[иэ]де́й,площ[иэ]дя́м и т.д.;

2. Гласные в других безударных слогах :

а) в абсолютном начале слова на месте букв а и о всегда произносится ослабленный звук [a]: [а]рбу́з: [а]кно́, [а]втомоби́ль, [а]тклоне́ние;

б) после твердых согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а и о произносится редуцированный звук, средний по звучанию между [а] и [ы], краткий по длительности, обозначаемый условно [ъ]: г[ъ]лова́, к[ъ]ранда́ш, я́бл[ъ]к[ъ];

в) после мягких согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а/я и е произносится редуцированный, средний по звучанию между[и] и [э], краткий по длительности, обозначаемый условно [ь]: [п’ь]тачо́к, [л’ь]сору́б, вы́[н’ь]су, ч[ь]лове́к.

3. Гласный и в начале корня после приставки или предлога, оканчивающихся на твердые согласные, произносится как [ы]:

с кем вы возвращаетесь из института – и[зы]нститута, с Игорем – [сы]горем; сохранение в этой позиции [и] и смягчение согласного перед ним является областной чертой произношения и не соответствует норме.

4. Ударные гласные звуки на месте е и ё. В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё, т.к. для их обозначения употребляется только буква е. Поэтому рекомендуется запомнить два ряда слов:

а) с буквой е, на месте которой звучит [э]: афера, бесхребетный, блеф, бытие, гололедица, головешка, гренадер, дебелый, житие, иноплеменный, крестный ход (но крёстный отец), опека, оседлый (оседлость), преемник, правопреемник, слежка, современный, ярем, ячменный и др.;

б) с буквой ё, на месте которой, звучит [о]: безнадёжный, вёдер, гравёр, жёлчь (допустимо желчь), жёлчный (допустимо желчный), издёвка, коммивояжёр, ксёндз (но ксендза), манёвры, наёмник, осуждённый, внесённый, переведённый, приведённый, осётр, побасёнка, полёгший, привёзший, принёсший, скабрёзный, скрупулёзный, ремённый, смётка, тёша, шёрстка (грубошёрстный), и др.

В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного [о] или [э]: истекший (срок) – истёкший (кровью),оглашенный (кричит как оглашенный) – оглашённый (указ), совершенное (пение) – совершённое (открытие).

В ряде случаев редукции могут подвергаться целые слоги, слова, предложения. Например русское «привет» > быстрое [прет], сейчас > [щас], человек > [чеек], девушка > [деушка].

Одним из наиболее заметных слов, подверженным существенным изменениям при беглом произношении, является приветствие «здравствуйте» ([ˈzdra.stvuj.tʲɪ]), которое повсеместно сокращается до «здрасте» [ˈzdra.sʲtʲɪ] или даже «драсте» [ˈdra.sʲtʲɪ]. Некоторые распространенные примеры:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

1. Согласный м в нормированной речи - звук взрывной (при оглушении - [к]). На его месте у носителей южных говоров распространен фрикативный [у] (при оглушении [х]). В нормированном произношении в виде исключения [у] звучит в слове бухгалтер и производных от него (на месте хг), а глухой [х] в конце слова Бог.

2. В наречиях сегодня, отчего, в частицах итого, того на месте г произносится [в] (как и в окончаниях местоимений и прилагательных мужского и среднего рода в форме родительного падежа единственного числа). Исконный источник этой черты - северные говоры.

3. В словоформах лучший, лучше перед [ш] слышится [т] или твердый [ч].

4. В словах помощник, всенощная произносится твердый [ш]; другими словами, на месте щ перед н в словах церковнославянского происхождения читается как бы сочетание ч перед н из исконно русских помочь, ночь (ср. произношение [ш] в словах горчичник, очечник, подсвечник и т.д., см. ниже, п. 6). Вместе с тем современному русскому языку в положении перед [н] свойственны и [ш], и [ш"], ср. клавишный, чудовищный.

5. В словах мужчина, перебежчик на месте сочетания жч, в форме сравнительной степени наречий жёстче, хлёстче на месте стч может слышаться долгий мягкий звук [ш":] (в первой словоформе может звучать также [ш’ч’]). Звук [ш’:] может произноситься или всегда произносится на месте сочетаний зч, сч в словах грузчик, заказчик, резчик, смазчик, извозчик, приказчик, рассказчик, навязчивый, разносчик, подписчик, песчаник, счастливый, счастье, счет, электронно-счетный, счетчик, хозрасчет, считать и др. Если межморфемная граница между приставкой и корнем реально осознается говорящими, на месте сч звучит сочетание [ш"ч"]: считать деньги [ш";], но считывать текст [ш"ч"].

6. В словах что, чтобы, ничто произносится [ш], а в нечто - аффриката [ч"]. Слова конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, девичник, прачечная, полуночничать, подсвечник, тряпочный, тряпичник произносятся с фрикативным согласным [ш] перед н (в одном-двух словах из перечня как вариант может быть [ч’]). Звук [ш] в сочетаниях - старомосковского происхождения. Стремясь к гиперкорректной речи, имеющей якобы «старомосковские корни», некоторые произносят слова нечто, съемочный со звуком [ш]. Это неверно, более того, частица нешто по русским говорам и в просторечии означает ‘разве’, а на прилагательное съемочный старомосковская норма произношения никогда не распространялась.

Некоторые ученые, ссылаясь на традиции русской классической рифмы, настаивают на произношении [ч’] в словах типа скучно, нарочно, конечно и т.п. Надо, однако, отметить, что прямых соответствий в произношении стихов и прозаической речи на протяжении столетий не наблюдалось. Известный немецкий филолог Ф. Заран некогда сказал: «Кто судит о поэзии по законам общепринятой прозы, легко впадает в заблуждения, имеющие тяжелые последствия» . Правило имеет и обратную силу - от стихов к общепринятой речи. В русской классической поэзии отмечены как орфографические рифмы (типа скучны - неразлучны, конечно - вечно и т.д.), так и фонетическое произношение (конечно - грешной, конечно - поспешно, скучно - равнодушно и др.). Другими словами, норму общепринятой речи находим в орфоэпических словарях или в словарях трудностей, а не только в классической поэзии.

7. В словах легкое (-ие), легкий, мягкий, а также в производных от прилагательных, например легкомысленный, легковая, налегке, легкоатлет, мягкотелый и др., сочетание гк произносится как [хк]. (Ср. тягчайший, где слышится [кч"].)

8. Ряд слов с консонантными сочетаниями характеризуются так называемыми непроизносимыми согласными (явление диерезы). Слова безжалостный, бескорыстный, добросовестный, должностной, грустный, радостный, честный, местность, крепостнический, буревестник, местничество, лестница, частник, взгрустнется, шестнадцать и многие другие произносятся без взрывного согласного в сочетании стн, т.е. безжало[сн]ый, буре- ве[с"н"]ик и т.д.

В словах безвозмездный, звёздный, празднование, безвыездно, поздно, праздник, наездник, упразднить и др. не произносится, но может и произноситься (в молодежной речи) взрывной [д, д"] в сочетании здн.

При образовании в русском языке прилагательных с суффиксом -ск- от названий населенных пунктов с финальным -рг (Выборг, Гамбург, Зальцбург, Люксембург, Оренбург, Петербург и т.д.) взрывной согласный после р выпадает, в нормированной речи прилагательные оренбургский, петербургский, нюрнбергский, страсбургский, эдинбургский и др. произносят с сочетанием [рск]. Однако допустимо новое произношение с сочетанием [ркск].

Русские прилагательные, образовавшиеся от иноязычных существительных на -ск (Дамаск, баск, этруск), произносятся с выпадением интерконсонантного к, т.е. с сочетанием [с:к"]: ба[с: к"]ий, дама[с:к"]ий, этру[с:к]ий (в некоторых случаях слышен нормально краткий [c]).

Последние два слова так-и пишутся - с сочетанием сск. Сходное произношение (без интерконсонантного к) может быть у слов хельсинкский, хельсинкцы - с сочетаниями [нс, нц], однако допустимы в произношении сочетания [нкск, нкц].

Сочетание ндц в словоформах ирландцы, новозеландцы, самаркандцы, шотландцы и др. упрощается в произнесении до [нц]: ирла[нц]ы и т.д.

В произношении слова шестьсот между двумя с нет взрывного согласного, т.е. ударный слог слова звучит как [с:от].

В словах участливый, завжтливый, счастливый (и производных от них) также не произносится [т].

В сочетании вств первый звук [в] не произносится в основах чувств- и здравств-(чувство, самочувствие, сочувствовать, бесчувственный, здравствовать, да здравствует, здравствуйте и др.). Кроме того, в слове безмолвствовать выпадает первое [в]: безмо [лств] овать.

В словах сердце, сердцевина, сердцебиение взрывной [д] не произносится.

В словах солнце, солнцезащитный, солнцепек, солнцестояние сочетание согласных произносится как [нц].

9. В отличие от прилагательных от сентябрьский до декабрьский, где произносится мягкий [р"], в слове январский в нормированной речи звучит [р] твердый. Те, кто допускает здесь мягкий звук, не только нарушают правило орфоэпии, но могут ошибаться и в правописании. Числительные семьсот, восемьсот произносятся с твердым [м].

10. Во многих случаях на месте орфографического написания с удвоенной согласной в слове произносится нормально краткий согласный, или согласный нормальной длительности (речь идет об исконно русских словах; о кратких и долгих согласных в словах иноязычного происхождения см. в § 52): русский (и все однокоренные слова), Россия (и все однокорен- ные^, Белоруссия (и однокоренные^), рассказ (и все однокоренные), бессонница ([н"] и [н’:]), лиственница (и однокоренное), искусство, искусственный, верноподданнический [н"], гривенник (и однокоренные), дубинноголовый [н~н:], ремесленный, поленница [н’~н’:], сумасшедший (на месте сш - [ш]), одиннадцать, шестьдесят (на месте стьд - [з"д"]), недреманное око, озлобленный и т.д.

Ряд бесприставочных страдательных причастий, пишущихся через нн, произносится с нормально кратким [н]: вяленный (на солнце), раненный (из пистолета), варенный (на медленном огне), крашенный (белилами), тисненный (золотом), мазанный (глиной) и т.д. Имеются исключения: с долгим [н:] произносятся купленный, лишённый, брошенный, данный, пленённый.

В словах, оканчивающихся на заударные сочетания -енник, -инник, основным вариантом в произношении считается нормально краткий [н] (т.е. согласный нормальной длительности): единомышленнш, вольноотпущентк, подлинник, предшественник, nроизводственник, промышленник, путешественник, ремесленник, родственник, соотечественник, ставленник [н’~н’:], трезвенник, утопленник, утренник, хозяйственник [см. также: Богомазов, 2001, 121-122].

Наряду с нормально кратким [с] в прилагательных русский, французский имеется два десятка прилагательных с суффиксом -ск-, которые произносятся с [с:]: матросский, арзамасский, абхазский, киргизский и т.д.

Пожалуй, только в словах поручик, подпоручик на месте одинарной согласной буквы ч можно традиционно услышать от носителя нормированного произношения долгий [ч":]. Здесь повлияла аналогия с правилом о произношении долгого согласного (на месте удвоенной буквы) после ударного гласного в интервокальном положении (ср. чинно, матросский, обновлённый и т.д.). Решающую роль в выборе долгого/краткого согласного звука на месте удвоенных букв (или при слиянии парных по глухости-звонкости согласных) играет морфемный стык, как его ощущают говорящие: при очевидном стыке произносится долгий звук (например, старинный, оттащить, рассада, ссылка, беззвёздный, отдушина), если морфологический стык утрачен, слышится гласный нормальной длительности (одиннадцать, гривенник, помазанник и др.).

Упражнение 30. Как произносятся, с точки зрения консонантизма, следующие словоформы? За справками обращайтесь к орфоэпическим словарям.

Проездной, горчичник, пациентка, прачечная, жёстко, пустячный, студентка, вожжи, булочная, гимнастка, завистливый, тряпичница, властный, булавочный (укол), дождь, дождя, артистка, стрелочник, позже, копеечный, езжу, поезжай, хлёсткий, хлёстче, похлёстче, похлеще, дождик, яичный, корреспондентка, богиня, приезжать, пряничный, шестьдесят, жужжит, посадочная (площадка), уездный, скучно, лаборантка, уезжать, дожди, молочница, хрустнувший, размозжить, альпинистка, убыточный, визжать, порядочный, считывать (текст), дребезжать, лучше, тягчайший, легче, легкоатлет, оренбургский, восемьсот, хельсинкцы, петербургский, шотландцы, гривенник, верноподданнический, одиннадцать, арзамасский, поручик, брошенный, сердцебиение, нечто, съёмочная (площадка), сердечные (болезни), скворечник, яичница, (друг) сердечный, отсюда.