Родительный падеж множественного числа вопросы. Родительный падеж: правила образования и интересные факты. Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч

Одним из косвенных падежей в русском языке является генитив (иными словами, родительный падеж). Основная функция этого падежа - это выражение притяжательных отношений.

Своими корнями слово «родительный» уходит в Древнюю Грецию. Ведь именно здесь для указания имени родителя (отца) использовался такое понятие, как «родительный», например: «Ахилл, сын Пелея».

Каждый школьник знает, что слова в родительном падеже отвечают на такие вопросы, как «Кого? Чего?». В прошлом произошло слияние двух индоевропейских форм, вследствие чего этот падеж стал неотъемлемой частью славянских и балтийских языков. Форма родительного падежа в современных текстах часто употребляется с определенными предлогами: с, от, из .

Генитив в русском языке имеет определенные функции. Одной из них является притяжательная функция: «улица поселка»; «день празднования». Вторая функция родительного падежа - разделительная: «кое-кто из них»; «больше сахара». Третьей функцией генитива является отложительная, например: «обезопаситься от краж»; «что с нее взять».

Еще в праславянском языке отмечается слияние склонения имен с основой на -о - с именами с основой на -и -. В результате этого появились слова, которые уже имеют две формы родительного падежа, оканчивающиеся на -у(ю) единственном числе). Вследствие того, что вторая форма взяла на себя определенные функции, ее даже стали выделять в особый падеж, который называют разделительным (или количественно-определенным).

Часто подобная вторая форма употребляется в разговорной речи и используется для указания количественного значения: «чашка чаю», «добавил чесноку», «ложка меду». Такие формы можно назвать факультативными, так как вместо них вполне можно употреблять привычные для нас формы в родительном падеже.

Применяемый главным образом (но не только) для указания принадлежности, то есть для обозначения, что что-то относится к чему-то. Русское название «родительный», как и в случае с большинством других языков, восходит к греческому определению родства («сын такого-то»). Помимо принадлежности, родительный падеж в русском языке может:

  • указывать, что что-то является частью чего-то («окно здания»);
  • что-то выделять («участок дороги»);
  • что-то разделять или отлагать («спастись от смерти»),
  • а также выполнять множество других функций, одной из важнейших среди которых является отрицание («не дано указания»), - о чем отдельно ниже.

Как образуется родительный падеж

В данном случае имена существительные отвечают, в частности, на вопросы «кого?», «чего?», и для упрощения образования этой формы можно попробовать применить отрицание («нет книги», «нет льда»).

Употребление родительного падежа соотносится с предлогами: без, возле, вокруг, до, для, из, около, от, после, с, у - и другими. Родительный падеж имени существительного образуется при помощи прибавления к основе слова окончания в зависимости от числа и склонения. В единственном числе:

  • для первого склонения, т. е. слов женского и мужского рода, оканчивающихся на -а, -я, добавляется -ы, -и : «мамы», «дяди»;
  • для второго склонения, т. е. всех остальных слов мужского и среднего рода, добавляется -а, -я : «стола», «коня»;
  • для третьего склонения, т. е. остальных слов женского рода (оканчивающихся на мягкий знак), добавляется (часто сопровождаясь чередованием в корне) : «лжи», «мощи».

Как образуется множественное число в родительном падеже

Внимание! Данный падеж множественного числа существительного требует запоминания, хотя очень часто ненулевое окончание заменяется на нулевое, и наоборот. В большинстве случаев прибавление к основе слова нулевого окончания, окончаний -ев, -ов или -ей образуют родительный падеж. Окончания можно попытаться классифицировать по некоторым системам, однако для каждой из них получится слишком много исключений. Имена прилагательные склоняются в этом падеже в зависимости от того, является основа твердой или мягкой, приобретая окончания -ой, -ей для женского и -ого, -его для мужского рода. Родительный падеж множественного числа, если рассматривать его в отношении прилагательных, дает им окончания -их, -ых .

Сегодня все чаще наблюдается тенденция к небрежному использованию родительного падежа в случае отрицания, а это такая же лакмусовая бумажка грамотности, как правильное употребление категории рода («кофе» - мужской род, «мозоль» - женский и т. п.) или ударений («договор», «звонит», «ходатайство» и т. п.). В частности, речь идет о таких конструкциях, как «не было дано распоряжения» (а не «распоряжение»), «не увидел этого явления» (а не «это явление»). Не исключено, что со временем такое употребление может стать нормой, но в настоящий момент оно считается ошибкой. Также огромной проблемой является склонение числительных вообще, и родительный падеж здесь «страдает» чаще всего: сплошь и рядом даже от пытающихся говорить правильно людей можно услышать «не хватает восьмиста тысяч» вместо «восьмисот», поскольку речь идет о множественной форме числительного «сто». В целом, этот падеж в русском языке хоть и не играет такой важной роли, как в других языках аналогичного устройства, но крайне сложен даже для носителей, и далеко не исчерпывается приведенным выше описанием.

Вам понадобится

  • Существительные в родительном и винительном падежах.
  • Знание определения падежей.
  • Знание вопросов, определяющих падежи.

Инструкция

Родительный падеж
Согласно определениям в , родительный падеж обозначает:
Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;

Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;

Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;

Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;

Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например, «желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;

Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;

Если существительное является объектом измерения, или родительной даты, например «ложка сметаны» или «День Парижской Коммуны».

Винительный падеж
Согласно определениям в русскоом языке винительный падеж обозначает:
Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;

Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать »;

В редких случаях образуется как зависимость от , например «обидно за друга».

Чтобы никогда не перепутать существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском языке соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем соответствующий падеж.
Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для неодушевленных существительных.
Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для неодушевленных существительных.
Определять падежи существительных по его определениям или крайне затруднительно. Допустим, запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания существительных довольно часто совпадают.
Приведем пример с использованием одущевленного существительного во множественном числе:

Неподалеку я заметил людей (вижу кого? - В.п.)

Вокруг не было людей (не было кого? - Р.п.)
Как видите, склоняется в обоих падежах слово одинаково.

Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно вместо одушевленного существительного неодушевленное.
Например:

Неподалеку я заметил столб (вижу кого? - В.п.)

Вокруг не было столбов (не было кого? - Р.п.)
Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от того же существительного, имеющего родительный падеж.

Отсюда можно сделать выводы:
1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.

2. Если вам определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если слово будет выглядеть как в , тогда падеж вашего существительного – винительный.

В большинстве случаев различение форм родительного и винительного падежа не представляет никаких трудностей: нужно только обратить внимание на падежные окончания. Если же окончания обеих форм совпадают, нужно действовать по следующему алгоритму.

Инструкция

Если перед вами неодушевленное , то вам следует задать вопрос к этому . Существительные в

При объяснении родительного падежа (и при объяснении других падежей и грамматических тем вообще) можно идти двумя путями: от значения к форме и от формы к значению. А можно и совмещать оба способа: на практике так чаще всего и получается. В первом случае учащимся предлагается небольшой текст, где встречаеся изучаемая форма; их задача - догадаться о её значении, а затем вывести правило, как она образуется и когда употребляется. Во втором случае преподаватель сам комментирует и вводит новую форму слова. В интенсивном курсе полезно комбинировать эти приёмы.
Родительный падеж имеет следующие значения (или функции):
1) Субъект обладания (тот, у кого что-то есть; у кого есть что): дом отца, кабинет директора
В конструкции у кого есть что: ž У брата есть собака.
2) Объект при отрицании (после слова нет): У него нет сестры.
3) Количество чего-либо: пачка масла, пакет молока
Здесь ещё можно выделить так называемый второй родительный (партитив), характерный для разговорной речи: стакан чаю
4) После числительных два, три, четыре + Р.п. ед.ч. (два окна, двадцать три года, пятьсот тридцать четыре рубля ) после числительных пять и далее, а также слов много, мало, сколько, несколько + Р.п. мн. ч. (шесть лет, восемь часов, пятнадцать книг )
5) Родительный падеж даты (когда? какого числа?): третьего января
ž НО! Какое сегодня число? - Третье января.
6) Характеристика: человек высокого роста, учебник русского языка
7) С предлогами:
ž - адресат: книга для детей
ž - пространственные отношения: далеко от дома, взять из библиотеки, посередине комнаты, у окна, около магазина
ž - время: в течение дня, с утра до вечера, во время урока, после уроков
ž - причина: от боли, из-за дождя, из скромности, вследствие недоговоренности
ž - цель: для учёбы, ради карьеры, с целью привлечения инвестиций
ž - условие: в случае (чего) дождя
- после предлога кроме: Пришли все, кроме Пети.

Формы родительного падежа можно объединить в виде следующих таблиц:
единственное число

множественное число


особые формы множественного числа
Ж, Ш, Ч, Щ, Ь, Е + ЕЙ
Этаж - этажЕЙ
Нож - ножЕЙ
Врач - врачЕЙ
Плащ - плащЕЙ
Ночь - ночЕЙ
Площадь - площадЕЙ
Море - морЕЙ
Поле - полЕЙ

-ИЯ, -ИЕ + ИЙ
Аудитория - аудиторИЙ
Здание - зданИЙ

!!!
друзья - ДРУЗЕЙ
деньги - ДЕНЕГ
год - ЛЕТ
раз - РАЗ
человек - ЧЕЛОВЕК

В практике преподавания русского языка как иностранного все эти формы не вводятся сразу, а поэтапно, концентрически. Иностранца, который только недавно приступил к изучению русского, вначале знакомят только с базовыми значениями (после слова нет и при обозначении количества). Так материал предъявляется и в учебниках по РКИ и отрабатывается в системе языковых и речевых упражнений.
Вот целое пособие о родительном падеже
Russian Genitive: its forms and usage

А это видео поможет проследить, как используют родительный падеж герои фильма "Ирония судьбы":