Парижская коммуна корабль. Советские линкоры в великой отечественной войне. Линкор «Октябрьская революция»

Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.

Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.


Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса составляла 181,2 м., ширина 27 м., осадка 8,5 м. Стандартное водоизмещение по проекту составляло около 23 тыс. тонн, на деле же на приемных испытаниях оно доходило до 24,8-25,9 тыс. тонн, изменяя осадку судна до 9,3 м. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.

Линкор класса Севастополь 1914 г.

Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе.

Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.

Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов.

Линкор после модернизации

Линкор «Парижская коммуна»

Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле.

27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск.

В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь».

Линкор "Севастополь" СССР


За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота.

Линкор «Марат»

Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.

В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта.

Линкор "Марат" перед войной


К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани.

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.

Линкор «Октябрьская революция»

Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3.

Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев.

Использованы источники:
www.flot.sevastopol.info/ship/linkor/sevastopol.htm
www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/07/04.htm
www.ussrfleet.1939-45.ru/lin.php
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

О необходимости строительства больших хорошо вооруженных надводных кораблей в России впервые задумались несколько столетий тому назад, но осуществить мечту в расширенном масштабе возможным стало только в конце XIX века, именно тогда император приказал выделить, ни больше и не меньше, как 30 тонн чистого золота, и приказал построить линкор, который мог бы стать лучшим среди всех, имеющихся в мире кораблей данного класса. Естественно, что приказа императора никто ослушаться не посмел.

Строительство было выполнено в короткие сроки и полностью соответствовало всем ожиданиям императора, получившийся громадный корабль имел водоизмещение свыше 23 тысяч тонн, на его вооружении стояли 12-ть орудий 305-миллиметрового калибра и 16 орудий 120-миллиметрового калибра. Вместо применяемых в то время паровых котлов, инженеры предложили установить на линкоре, названном «Севастополь» четыре паровые турбины, существенно повлиявшие на скорость и вес корабля. Экономя топливо, линкор был способен пройти более 3 тысяч морских миль, имея на борту свыше 1000 человек команды.

Благодаря тому, что башни главного калибра были спроектированы особым способом, артиллеристы получили возможность производить по два выстрела в минуту, успевать перезаряжать и производить еще два выстрела, и так, пока не закончатся снаряды. Дальность выстрела каждого орудия превышала 24 километра, потому вес снаряда равнялся 450 килограммам. Поднять такой снаряд ни один человек был не в силах, потому подача снаряда осуществлялась с помощью технических устройств – лебедок и иного рода приспособлений.

Башня линкора «Парижская коммуна»

К началу Революции линкор «Севастополь» был полностью укомплектован боеприпасами и командой, прошел учения и был готов к боевым действиям, базируясь в Кронштадте. Большинство моряков восприняли изменение политической власти в стране с большим энтузиазмом, но в 1921 году именно команда «Севастополя» стала основными участниками событий, позже получивших известность, как Кронштадтское восстание, жестоко подавленное большевиками.

Отряды Красной Армии под командованием Тухачевского подавили восстание, большая часть экипажа линкора была арестована, некоторые из них позже были расстреляны, а сам корабль в целях полного забвения самой возможности восстания переименовали в «Парижскую Коммуну».

Линкор с новым названием и экипажем вплоть до конца 30-х годов базировался в Балтийском море, но перед самой войной был переброшен для охраны Черноморских проливов, на которые покушалась не только Турция, но и набирающая силу Италия. В это же время линкор прошел полную модернизацию, на нем было заменено все устаревшее оборудование, а команда прошла необходимые в этом случае учения, максимально приближенные к боевым.

Двигатели корабля получили совершено новое для него топливо – каменный уголь, загрузка которого требовала титанических усилий, был заменен обычной электрической силовой установкой. Для того чтобы линкор мог пройти заданное ему расстояние требовалось не менее 2 тысяч тонн угля, уголь грузился вручную всем личным составом корабля, погрузка занимала целые сутки, а после нее приходилось еще сутки драить палубы, люки и личные вещи матросов, испачкавшиеся в саже и копоти.

Кроме того, после модернизации, «Парижская Коммуна» лишилась авиационного вооружения, представленного небольшой катапультой на одной из башен корабля, а также самолета разведчика. В условиях боя катапульта мешала точному наведению прицела, а в мирное время от самолета было мало толку, потому от этих устройств было решено отказаться.

Модернизированный линкор «Парижская Коммуна»

Переоборудованный линкор не только стал лучше, но и больше, его водоизмещение увеличилось на 8 тонн, достигнув 31 тысячи тонн. Возросла также и численность экипажа линкора, она превысила 1700 человек. Единственным минусом нового оснащения, отмеченным несколько позже, стало уменьшение свободного пространства внутри линкора, предназначенного для отдыха и сна команды, некоторые каюты были настолько малы, что на одного матроса в них приходилось менее 1 квадратного метра. К счастью теснота волновала матросов менее всего, экипаж без устали восхищался новым оборудованием и с гордостью называл линкор «парижанкой» .

Обновленная «парижанка» вошла в состав Черноморского флота вполне своевременно, мощный линкор возглавил огромный и сильный Черноморский флот, состоявший из 5 крейсеров, 19 лидеров эскадренных миноносцев и 47 подводных лодок, как раз накануне нападения Гитлеровской Германии на Советский Союз. Необходимо отметить, что советское правительство видело будущую войну совсем в ином свете, поскольку опасалось более Турции, Румынии, Болгарии и Италии, нежели собственного союзника – Германии. Планировалось, что возможное нападение произойдет с моря, и на море же будут происходить основные бои. Ставка делалась на то, что итальянская армия, на вооружении которой имелось к тому времени 4 линкора, 22 крейсера, полсотни эсминцев и подводных лодок, все же слабее русского Черноморского флота.

К сожалению, ожидания правительства не оправдались, в 12 часов ночи 22 июня 1941 года капитан «Парижской Коммуны» получил секретное распоряжение от командующего флотом Кузнецова – привести корабль в состояние повышенной боевой готовности. Приказ означал, что батареям корабля разрешалось открывать огонь по любым воздушным целям, которые попытаются пересечь границу СССР без должного на то разрешения и опознавательных знаков.

Линкор «Парижская Коммнуна» на защите

В 3 часа ночи над Севастополем и Крымом появись первые немецкие бомбардировщики, атака которых, благодаря своевременной подготовке была отбита без получения повреждений. Для «Парижской Коммуны» да и для всего советского флота настали тяжелые времена, несмотря на то, что все корабли оказались в достаточной мере подготовленными и отлично справлялись с поставленными боевыми задачами, им приходилось достаточно сложно – артиллерия многих кораблей, в том числе и линкора, оказалась неприспособленной для отражения многочисленных авиационных атак, хотя с обстрелами с моря и суши справлялась без труда. Несмотря на то, что опасность быть атакованными с воздуха была велика, «Парижская Коммуна» одними своими силами сдерживала наступающего на Севастополь и Крым, врага вплоть до марта 1943 года, после чего встала на экстренный ремонт – ее пушки не выдержали большого числа выстрелов, одни из них лопнули, другие просто разорвались на части.

Ремонт был осуществлен в кратчайшие сроки, заняв всего 16 дней, но линкор более к боевой службе не возвращался, так как господство на в небе в это время целиком и полностью уже принадлежало немецкой авиации , обороняться от налетов которой советский линкор уже не был способен. Потеря же столь большого и прославленного линкора означала бы для Советского Союза также и падение его престижа в глазах союзников, чего допустить нельзя было ни в коем случае.

После войны «Парижская Коммуна» была исключена из состава боевого флота и превратилась в учебный корабль, прослужив в этой роли до конца января 1957 года, после чего была списана на слом. Эпоха громадных боевых кораблей была завершена.

После тяжелого поражения российского флота в войне 1904-1905 гг., утраты почти всех броненосцев и начавшегося в те же годы стремительного развития линейных кораблей, обозначенного появлением английского "Дредноута", восстановление российского линейного флота являлось чрезвычайно важной задачей. Предполагалось строительство серии "броненосных кораблей" (линкоров) в первую очередь для Балтийского моря, с учетом мировых тенденций в военном кораблестроении и опыт, приобретенный в русско-японской войне.
Еще в 1906 г. началось составление технического задания на проектирование корабля дредноутного класса, инициированное Главным морским штабом.

(Гангут)

А в апреле 1907 г. императору Николаю II было представлено 4 варианта программы развития военно-морского флота. По одобренному им проекту намечалась постройка четырех линейных кораблей для действий на Балтике, и летом того же года был объявлен конкурс на проект российского дредноута, имевший международный характер. В конце 1907 г. состоялась рассылка приглашений фирмам - будущим участницам конкурса, содержащих и разработанные Морским генеральным штабом тактико-технические требования.

(Императрица Мария)

В ТТТ указывалось проектное водоизмещение в ~20 000 тонн, скорость хода в 21 узел. Вооружение должно было состоять из не менее чем 8 орудий главного калибра (305 мм) и 20 среднекалиберных противоминных орудий (120 мм). Броневая защита намечалась в пределах 130-200 мм по поясу, более чем 200 мм по башням.
В конкурсе приняли участие 6 российских предприятий и 21 иностранная фирма, в том числе британские "Виккерс" и "Армстронг", немецкие "Блом унд Фосс" и "Шихау" и многие другие. По условиям тендера, постройка кораблей должна была осуществляться на отечественных верфях, но при максимальном привлечении фирмы-победительницы. Оценка предложенных проектов возлагалась на Морской технический комитет (кораблестроительный отдел которого с 1908 г. возглавлял А. Н. Крылов), при соучастии Морского генерального штаба.

(Андрей Первозванный)

К 28 февраля в МТК поступил в общей сложности 51 проект, из которых явно лидировали четыре: дредноут германской компании "Блом унд Фосс", линкор Балтийского завода (главные конструкторы - И. Г. Бубнов и Н. Н. Кутейников), линкор итальянской фирмы "Ансальдо" (главный конструктор - В. Куниберти) и проект "Дальний Восток" полковника Л. Л. Коромальди. Эти корабли довольно заметно различались между собой: так, немецкий вариант характеризовался довольно широким корпусом при большом объеме бортовых отсеков и высоком размещении пороховых погребов; отечественный проект имел линейно-ступенчатое размещение орудийных башен и "сжатый" силуэт; проект Куниберти отличался оригинальной компоновкой машинного отделения, а проект Коромальди - нестандартной установкой противоминной артиллерии. К сожалению, все четыре варианта объединял один недостаток - относительно слабая защита. МТК признало лучшей разработку "Блом унд Фосса", за которой шли российская и итальянская. МГШ, напротив, выдвинул проект Куниберти на первое место, отдав второе место немцам, а третье - Коромальди.

(Севастополь)

Однако на окончательный вердикт жюри повлияла политика: вмешалось французское правительство, опасаясь возможности оформления заказа потенциальному противнику. "Блом унд Фосс" был исключен из конкурса, и на первое место выдвинулся линкор Балтийского завода, в чем некоторые усматривали последствие закулисной борьбы, ибо фактический председатель жюри А. Н. Крылов внес свой вклад в проектирование этого корабля.
В 1908 - начале 1909 г. велась работа над усовершенствованием проекта и устранением выявленных изъянов конструкции. В мае 1909 г. чертежи линейного корабля были утверждены МТК, и, по решению морского министра С. А. Воеводского, Балтийский завод приступил к немедленной подготовке строительства четырех линкоров. 3 июля на Балтийском заводе были одновременно заложены линкоры, получившие имена "Севастополь" и "Петропавловск", а на Адмиралтейском заводе - линкоры "Гангут" и "Полтава". 16 июня головной линкор - "Севастополь" - в торжественной обстановке был спущен на воду, однако дальнейшая достройка затянулась. Корабли были укомплектованы и вступили в строй только в конце 1914 г.

(Гангут)

(Полтава)

(Петропавловск)

(Севастополь)

Линкоры класса "Севастополь" имели наибольшую длину в 181,2 м при ширине 26,9 м и осадке 8,5-9 м. Стандартное водоизмещение на разных стадиях проектирования определялось в 22 880-23 288 т при полном в 25 000 т. Конструкция корпуса представляла из себя основу из 150 шпангоутных рам и килевой балки, и образовывавших корпус и броневой пояс стальных плит из трех сортов стали. Корабли имели три палубы и в общей сложности пятнадцать водонепроницаемых переборок, деливших корпус на отсеки. Центральный броневой пояс изменялся по толщине от 225 мм (борт корпуса, прикрывавший башенные погреба, от 1-й до 4-й орудийной башни, что составляло более 110 м) до 100-125 мм в носовой и кормовой части. Верхний пояс заметно уступал по толщине (75-125 мм) главному. Броня палуб и переборок колебалась от 50 до 12 мм. Вертикальные стенки двух боевых рубок защищала 250-мм сталь, горизонтальное же их бронирование - 70-120 мм.

Орудийные башни в количестве четырех размещались линейно; сектор обстрела 2-й и 3-й башен частично перекрывался боевыми рубками и трубами, поэтому совместный огонь они открывали на курсовых углах от 25 до 155 градусов; т. о., суммарный сектор простреливаемого всеми орудиями пространства составлял 130 градусов на каждый борт. Лобовая и бортовая башенная броня - 203-миллиметровая, задняя - 305-миллиметровая (для придания статической уравновешенности), броня крыши - 75 мм.

В каждой башне устанавливалось по три 305-мм орудия с длиной ствола 52 калибра. 471-килограммовый снаряд покидал ствол на скорости в 762 м/с (дульная энергия - 136 МДж). Углы возвышения орудий изменялись в пределах -5/+25 градусов, скорость горизонтального наведения - до 3 град/с. Подбашенное пространство занимали погреба (по 100 выстрелов на каждую башню, снаряды и пороховые полузаряды хранились раздельно) и механизмы заряжания и наведения орудий с электрическими либо электрогидравлическими приводами. Цикл заряжания, в зависимости от угла возвышения, колебался от 40 до 60 секунд, и, в итоге, максимальный суммарный минутный залп составлял 18 выстрелов.

Шестнадцать 120-мм орудий, предназначенных для самообороны от миноносцев, устанавливались в казематах верхней палубы вдоль борта. Орудия прикрывались полукольцевыми бронещитами, вращавшимися вместе с шаровыми опорами пушек. Их боекомплект равнялся 250 (впоследствии 300) выстрелам.
Дополнительное вооружение - по проекту восемь 75-мм, четыре 63,5-мм и столько же 47-мм зенитных орудий, но в итоге корабли комплектовались лишь двумя 75-мм и одной 47-мм пушкой. Также линкоры вооружались четырьмя торпедными аппаратами калибра 450 мм.

В котельном отделении устанавливалось 25 паровых котлов системы Ярроу, использовалось два типа котлов - три малых с площадью нагревательной поверхности 311,9 кв. метров и 22 больших (по 375,6 кв. м). Шесть котлов работали на мазуте, остальные - на каменном угле. Стандартный запас топлива составлял 816 т угля и 200 т нефти, полный - 1500 и 700 т соответственно, усиленный - 2500 и 1100. Главную энергетическую установку образовывали десять паровых турбин системы Парсонса, работавшие на четыре гребных вала, и конденсаторы. Стандартная мощность турбин - 32 000 л. с. - придавала кораблю скорость хода в 21,75 узлов, при форсировании до 42 000 л. с. скорость возрастала до 23 узлов. Корабль приводили в движение четыре гребных винта диаметром 3,28 м, а управление производилось двумя рулями. Наконец, швартовое оборудование представляло из себя три якоря Холла.

В целом, первые российские дредноуты заслуживали весьма неоднозначных оценок. С одной стороны, их характеризовало чрезвычайно мощное вооружение: 305-мм орудия Обуховского завода считались лучшими в мире, отличались весьма высокой точностью, дальностью стрельбы (23 км против 18-20 у английских и немецких орудий того же калибра) и жувучестью ствола. В числе других достоинств "севастополей" необходимо отметить малую площадь силуэта и высокую скорость хода. Однако остальные ТТХ кораблей смотрелись посредственно.
Главным изъяном российских линкоров стала слабая защита. Подобная толщина брони более подходила линейным крейсерам: для сравнения, современники "Севастополя" - германские дредноуты класса "Нассау" - при меньшем водоизмещении имели броню главного пояса и боевых рубок до 300 мм, башен - до 280 мм. С более поздними дредноутами, особенно с английскими "Ройял Соверенами" и германскими "Байернами", российские линкоры и вовсе не были сравнимы. В этой особенности конструкции - попытке решить вопрос защиты за счет скорости, а не брони - прослеживался некритичный анализ морских баталий русско-японской войны. Невысокими были и показатели запаса хода - всего 1625 миль 13-узловым ходом при стандартном запасе топлива, что объяснялось неудачным устройством силовых установок.

К сожалению, недостатки линкоров класса "Севастополь" оказались настолько серьезными, что фактически поставили крест на их боевой карьере. Недопустимая уязвимость (в особенности - пороховых погребов) кораблей вынудила российское морское командование в течение всей Первой Мировой войны держать эти линкоры в качестве резерва: большую часть времени они провели на стоянке в Гельсингфорсе, хотя в 1915 г. приняли участие в маневрах и в операции по восстановлению минных заграждений в Ирбенском проливе, оказывая прикрытие миноносцам. Подобная служба стала одной из причин распространения революционных настроений среди экипажей линкоров: в частности, на "Гангуте" особенно сильным было влияние большевиков, на "Полтаве" - эсеров. Матросы балтийских линкоров приняли активное участие в революционных событиях 1917 г. и, впоследствии, в Гражданской войне.

По Брестскому миру, линкоры требовалось вывести из баз в Финляндии. 17 марта 1918 г. все четыре корабля класса "Севастополь" прибыли в Кронштадт. В октябре 1918 г. "Гангут" и "Полтава", которые стало проблематичным поддерживать в боеспособном состоянии, отправились на "долговременное хранение". В строю остались только "Севастополь" и "Петропавловск". Именно эти корабли приняли участие в драматичных событиях 1 - 18 марта 1921 г. - Кронштадтском мятеже. Линкоры в течение двух недель обстреливали оставшийся верным правительству форт "Краснофлотский" и города Сестрорецк и Ораниенбаум, пытаясь воспрепятствовать сосредоточению сил Красной Армии, готовившихся к штурму Кронштадта. Они капитулировали только в ночь на 18 марта.
После падения Кронштадта мятежные экипажи подверглись фильтрации и репрессиям. Состав команд был почти полностью заменен, а впоследствии, 31 марта, на общематросском собрании корабли получили новые имена: "Севастополь" стал "Парижской коммуной", а "Петропавловск" - "Маратом".

На Х съезде РКП(б) весной 1921 г. была принята программа восстановления военно-морского флота. Однако положение экономики страны оставалось крайне тяжелым, и три уцелевших линкора типа "Севастополь" ("Полтава" полностью вышла из строя в ходе пожара 25 ноября 1919 г.) стали последними кораблями такого класса, имевшими военный потенциал: достройка линкора "Николай I" и четырех линейных крейсеров класса "Измаил" не представлялась возможной.
Техническое состояние линкоров было катастрофическим и требовало немедленного ремонта. Его смогли осуществить в неполном объеме лишь в 1924-1925 гг., что, впрочем, позволило совершить заграничный поход, в ходе которого "Марат" и "Парижская коммуна" посетили Кильскую бухту. Восстановительные мероприятия проводились и на "Гангуте", переименованном в "Октябрьскую революцию".

В течение второй половины 20-х - 30-х гг. линкоры прошли капитальную модернизацию, в ходе которых котлы перевели на нефтяное отопление (на "Марат" установили 22 котла, на "Октябрьскую революцию" - 12 котлов повышенной производительности), заменили вспомогательные силовые установки, усовершенствовали системы управления огнем, изменили конструкцию носовой надстройки, передней трубы и фок-мачты, установили носовую наделку с закрытым полубаком. Кроме того, на "Октябрьской революции" и "Парижской коммуне" несколько усилили горизонтальное бронирование и зенитное вооружение, а на последнем корабле - модернизировали артиллерию главного калибра: угол возвышения теперь составлял 40 градусов, а скорострельность - 2-2,2 выстрела в минуту. Полное водоизмещение после пройденных мер превысило 26 000 т.
В 30-х гг. советские линкоры неоднократно выходили в море, посещая зарубежные гавани. "Парижская коммуна" была переведена на Черноморский флот. В дальнейшем, до начала Великой Отечественной войны, на кораблях проводились работы по дальнейшему увеличению числа зенитных орудий.

Судьба "севастополей" в военные годы сложилась по-разному. "Марат" принял участие в обороне Ленинграда, прерванное 23 сентября 1941 г.: в тот день в результате немецкого авианалета корабль получил тяжелейшие повреждения, в ходе которого корпус был разрушен и осел на грунт, а носовая часть вместе с надстройкой и первой башней затонула. Позднее, в 1943 г., "Марат" восстановили в качестве несамоходной плавучей батареи; в таком виде он поддерживал огнем своей артиллерии советские войска в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской операции. В 1950 г. он был переименован в "Волхов" и вскоре переформирован в несамоходное учебное судно. В сентябре 1953 г. был сдан на слом.

"Октябрьская революция" участвовала в тех же войсковых операциях, что и "Марат". 23 сентября она также подверглась воздушной атаке, но получила незначительные повреждения. 22 июля 1944 г. корабль был награжден орденом Красного Знамени. В 1956 г. линкор исключили из списков флота и разделали на металл в 1957 г.
"Парижская коммуна" к ноябрю 1941 г. была передислоцирована в порт Поти. В ноябре-декабре линкор дважды появлялся под Севастополем и наносил мощные артиллерийские удары по наступавшим немецким войскам. В 1942 г. корабль неоднократно действовал против немецких частей и укреплений на Керченском полуострове. Всего за время войны он совершил 15 боевых походов, не получив ни одного серьезного повреждения. 31 мая 1943 г. ему вернули прежнее имя - "Севастополь", а в 1945 г. наградили орденом Красного Знамени. Путь корабля закончился в 1957 г. на базе "Главвторчермета" в Севастополе.

1941 год ознаменовался ожесточенной борьбой на Южно-Украинском фронте. Битва шла за Севастополь, где базировался Черноморский флот.

Составляют 30 заливов, никогда не покрывающихся льдом. Здесь могут останавливаться суда любого водоизмещения и осадки. Стратегическое значение Севастополя было очевидно. Кавказ оставался недостижимым для вермахта до тех пор, пока Севастопольскую бухту защищал флот Черного моря.

Попытка молниеносного захвата города и бухты провалилась осенью 1941 года. Зимой немцы предприняли очередное наступление. К концу декабря немецким силам оставалось всего 2 км до Севастопольской бухты, и они усиленно готовились к атаке.

В разгар битвы со стороны моря в сторону противника посыпался град снарядов гигантской разрушительной силы. Силы противника были сметены артиллерией линкора «Парижская коммуна». Штурм Севастополя силами немецкой армии потерпел крах.

Линкор, или представляет собой очень сложное и мощное сооружение. Размер такого корабля может быть с два футбольных поля, а высота - с Линкор вооружен крупнокалиберной дальнобойной двуствольной артиллерией, а также защищен броней. Все это делает корабль настоящей плавучей крепостью. Ни один плавучий объект не способен противостоять напору линкора. К 1941 году СССР имел три линкора: «Парижская коммуна» (Черное море), «Марат» (Балтийское море) и «Октябрьская революция» (Балтийское море). Построили линкоры еще в дореволюционные времена по одному проекту. Несколько инновационных решений выгодно выделяло эти корабли. Прежде всего, роль выполняла не паровая машина, а 4 Башни главного калибра оснащались не двумя, а тремя орудиями. Башни были расположены в линию, что делало возможным одновременный выпуск орудий из 12 стволов.

Линкор «Парижская коммуна» ранее назывался «Севастополь». Водоизмещение судна составляло 23 300 тонн. Вооружение составляли три башни с 12 орудиями и 16 орудий в бортовых казематах. На создание этого гиганта из императорской казны было выделено 40 миллионов рублей, или 30 тонн золота. 1220 человек - столько требовалось людей, чтобы обслуживать, содержать и управлять таким кораблем. Это были солдаты и офицеры «Парижской коммуны». Это был самый точный и дальнобойный линкор в мире.

Революция перевела «Севастополь» в Красный флот. Корабль получил название «Парижская коммуна». До 1930 года база линкора была на Балтийском море, а затем его направили на Черное море, где была произведена его полная модернизация. В результате было увеличено водоизмещение корабля и численность экипажа. Но несмотря на тяжелые условия службы, солдаты и офицеры «Парижской коммуны» гордились своим кораблем.

Черноморский флот был призван обеспечить Советскому Союзу полное господство на Черном море и уничтожать любого противника. И это казалось совершенно реальным, ведь в состав флота входил корабль «Парижская коммуна», 47 подводных лодок, 19 миноносцев и 5 крейсеров. По условиям международных договоров, Германия не имела права водить корабли по Черному морю. Турция располагала только одним мощным кораблем. Только Италия выглядела серьезным противником. Её флот располагал 4 линкорами, 59 эсминцами, 22 крейсерами и 110 подводными лодками.

Легендарный корабль встретил на рейде, а в полночь был приведен в боевую готовность. Уже в 3 часа ночи линкор отбил первый налет фашистской авиации.

Позже немцы отправили на уничтожение «Парижской коммуны» свои лучшие силы. Корабль не раз спасал советских солдат на суше, когда немцы были на подступах к Севастополю. Благодаря команде корабля и его великолепному вооружению удавалось отбивать атаку за атакой. Через некоторое время корабль перестал участвовать в военных операциях, так как угроза со стороны авиации была слишком велика. Но его команда сошла на берег и вступила в ряды сражающихся на суше.

Линкор спустил флаг лишь в 1957 году, чем и закончил большую эпоху артиллерийских кораблей.