Под я концепцией в психологии понимается. Понятие образа я в отечественной и зарубежной психологии. Смотреть что такое "Я-концепция" в других словарях

Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус Это представления о том, каков он есть на самом деле.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть.

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Выделяют три компонента Я-концепции:

когнитивный,

эмоционально-оценочный

поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я". Составляющими "Образа Я" являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом.

Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и т.д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях).

Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности.

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

Психологические защиты

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое "Я" от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т. е. любой опасности. Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги.

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы.

Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлимого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация – это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т.е. трансформация влечений.

Интелектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

«Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) - субъектная и объектная. Одна сторона личности - есть «сознающая Я» (I) , а вторая - это та часть, которая осознается - «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей - к высшей, от физической - к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» - это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
  3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

Я-концепция

Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое с другими людьми и относится к себе. Я-к. - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, собственного Я, выступающий как по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - своих качеств, способностей , внешности, социальной значимости и т. д. (); эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой -стремление повысить самооценку , завоевать уважение и т. д. Я-к. - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом . Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные ), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным, эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая ) и др. Я-к. - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности , идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление Я-к., будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе к-рого субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-к., и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Я-концепция

Относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

2 ) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3 ) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр.

Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1 ) физическое Я - схема собственного тела;

2 ) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3 ) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4 ) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5 ) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6 ) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7 ) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Система представлений человека о самом себе.

Специфика.

Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я-концепции выступают:

1. Сравнение себя с другими;

2. Свидетельства восприятия другими;

3. Оценка результатов деятельности;

4. Переживание внутренних состояний;

5. Восприятие своего внешнего облика.

Выполняет функции:

Структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества,

Мотивирования к повышению собственной значимости.

Структура.

Выделяют следующие ее составляющие:

Я-физическое, как схему собственного тела;

Я-социальное, соотносимое со сферами социально интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой);

Я-экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Я-КОНЦЕПЦИЯ

(англ. self-concept ) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку ; в) субъективное восприятие влияющих на собственную внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии , представители которой (А . Маслоу , К . Роджерс ), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э . Эриксон ). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу , разделившему глобальное, личностное Я (Self ) на взаимодействующие Я-сознающее (I ) и Я-как-объект (Me ).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом , выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image ), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный () компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem ); 3) поведенческий компонент , который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-к. - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр., Р. Бернс представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я .

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств , служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (см. ).

В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида - социальные идентичности : половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я , характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-к. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» ( , по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения - и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Я-концепция

   «Я-КОНЦЕПЦИЯ» (с. 665) - см. «Я-концепция»


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Я-концепция

Динамичная, более или менее осознанная система представлений человека о себе. Мы испытываем чувство собственной идеитичности (отличия от остальных), а также чувство взаимозависимости (принадлежности к обществу и ассоциации с другими людьми). В разных культурах существует тенденция к усилению роли индивидуальности или взаимозависимости у отдельных людей. В индивидуалистских культурах, таких как Великобритания, США и Австралия, подчеркивается ведущая роль индивидуализма в процессе социсыизации, а в коллективистских культурах. таких как Япония и Китай, внимание сосредоточено на взаимной зависимости членов общества. «Я»концепция имеет два главных аспекта: и самооценку.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Я-концепция" в других словарях:

    КОНЦЕПЦИЯ - (от лат. conceptio понимание, система), определ. способ понимания, трактовки к.л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для… … Философская энциклопедия

    Концепция маркетинговой деятельности - подход, на основе которого коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность. Различают пять основных подходов, соответствующих различным периодам (американской) экономики: 1 концепция совершенствования производства; 2 концепция… … Финансовый словарь

    КОНЦЕПЦИЯ - (лат. conceptio, от concipere схватывать, думать, замышлять). Соображение, способ понимания, восприятие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНЦЕПЦИЯ 1) восприятие, способ понимания; 2) способность… … Словарь иностранных слов русского языка

    КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Подход, на основе которого коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность. Различают пять основных подходов, соответствующих различным периодам (американской) экономики: 1 концепция совершенствования производства; 2 концепция… … Словарь бизнес-терминов

    концепция бухгалтерского учета - Основные теоретические принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Концепция призвана: быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету: быть основой принятия решений по вопросам, еще не… …

    Концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Связывает готовность личности к поведению в данной социальной ситуации с социальными условиями предшествующей… … Большая психологическая энциклопедия

    концепция диспетчера доступа - концепция монитора ссылок Концепция управления доступом, относящаяся к абстрактной машине, которая посредничает при всех обращениях субъектов к объектам. Тематики информационные технологии в целом Синонимы концепция… … Справочник технического переводчика

Последнее обновление: 18/04/2015

Я-концепция представляет собой образ самого себя, который формирует каждый из нас. Как именно он формируется и меняется ли с течением времени? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.

Я-концепция складывается благодаря сочетанию целого ряда факторов; прежде всего, роль играет то, как мы взаимодействуем с важными людьми в нашей жизни.

Какие определения дают Я-концепции учёные?

«Я-концепция есть наше восприятие, образ наших способностей и нашей уникальности. Поначалу Я-концепция каждого из нас носит очень обобщённый и переменчивый характер… По мере того, как мы становимся старше, эта концепция становится гораздо более организованной, подробной и конкретной».

Пасторино & Дойль-Портийо (2013)

«Я-концепция представляет собой совокупность представлений о собственной природе, уникальных качествах и типичном поведении. Ваша Я-концепция - ваша мысленное изображение самого себя. Это целая совокупность ощущений. ОНа может включать в себя, например, такие утверждения, как „Я лёгок на подъём“, „Я милый“ или „Я трудолюбивый“».

Вейтен, Данн и Хаммер (2012)

«Индивидуальное Я состоит из атрибуций и личностных черт, которые отличают нас от других (например, „интроверт “). Относительное Я определяется нашими отношениями с близкими людьми (например, „сестра“). Наконец, коллективное Я отражает нашу принадлежность к социальным группах (например, „англичанин“)».

Р.Дж. Крисп & Р. Н. Тёнер (2007)

Составляющие Я-концепции

Как и в случае с другими понятиями в рамках психологии, разные теоретики предлагают различные точки зрения на Я-концепцию.

Согласно теории, известной как теория социальной идентичности, Я-концепция состоит из двух основных аспектов: личностной и социальной идентичности. Наша личностная идентичность включает в себя черты личности и другие характеристик, которые делают каждого человека уникальным. Социальная идентичность включает в себя группы, к которым мы принадлежим - в том числе, нашу религиозную принадлежность и т.д.

Бреккен (1992) предположил, что существует шесть конкретных аспектов Я-концепции:

  • социальный (способность взаимодействовать с другими);
  • компетентностный (способность удовлетворить основные потребности);
  • аффективный (осознание эмоциональных состояний);
  • физический (ощущение внешности, здоровья, физического состояния и общего вида);
  • академический (успехи в учении);
  • семейный (функционирование в рамках семьи).

Психолог-гуманист Карл Роджерс полагал, что существуют три составляющих Я-концепции:

  • Я-образ , или то, как вы видите себя. Важно понимать, что этот образ не обязательно совпадает с реальностью. Люди могут считать, что они лучше, чем есть на самом деле. С другой стороны, люди склонны также к формированию негативного образа, очень часто они воспринимают только или преувеличивают собственные недостатки и слабые места. Например, подросток может поверить, что он неуклюж и неловок, когда на самом деле он довольно обаятелен и симпатичен. Девушка может поверить, что у неё имеется избыточный вес, когда в действительности она стройна. Я-образ каждого человека, судя по всему, является результатом сочетания различных факторов, включая его физические характеристики, личностные качества и социальные роли.
  • Самооценка , или то, насколько вы цените себя. Повлиять на самооценку могут самые разные факторы - в том числе и то, как мы сравниваем себя с другими и как другие реагируют на нас. Когда люди положительно реагируют на наше поведение, мы более склонны к формированию позитивной самооценки. Когда мы сравниваем себя с другими и находим в себе недостатки, это может оказать негативное влияние на нашу самооценку.
  • Идеальное Я , или то, каким бы вы хотели быть. Во многих случаях то, какими мы видим себя и какими мы хотели бы быть, не совсем совпадает.

Соответствие и несоответствие

Как упоминалось ранее, наша самооценка не всегда совпадает с реальностью. Некоторые студенты могут считать, что отлично справляются с учебной программой, однако их отметки могут рассказать об обратном. По мнению Карла Роджерса, то, в какой степени Я-концепция человека совпадает с реальностью, следует называть соответствием/соответствием. Все мы склонны искажать действительность в определенной степени; соответствие случается тогда, когда наша Я-концепция довольно согласована с реальностью.