Общие и специальные способности личности. Общие и специальные способности. Методы исследования и развития специальных способностей

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используетсядля того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание - все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Главная особенность подростка- личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст –период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с запретных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Это может делаться для пробы или для куража, но вполне возможно возникновение физической или психологической зависимости. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка,превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику человека. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. На почве неблагополучного опыта многие могут обрести неврозы. Другой проблемой могут являться еще и венерические заболевания.

Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве («курильщик», «сексуальный партнер», «лидер тусовки» и др.) толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Возможны два пути протекания кризиса:

Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подросткатребование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики

Российской Федерации.

Екатеринбургский колледж физической культуры.

Курсовая работа

по дисциплине: Возрастная психология.

Тема: Кризис подросткового возраста.

Выполнил студент

Группы № 41

Киселёва А. А.

Научный руководитель:

Преподаватель ЕКФК

Кругликова С. В.

Екатеринбург

Введение…………………………………………………………………….………..3

1.Кризис………………………………………………………………………………4

2. Кризис подросткового возраста.

2. 1. Характеристика кризиса подросткового возраста…………………………4

2. 2. Варианты выхода из кризисных состояний…………………………….....7

3. Помощники во время кризисных состояний.

3.1.Друзья…………………………………………………………………..…….…14

3.2.Родители………………………………………………………………………...18

Выводы…………………………………………………………………………...…21

Список литературы…………………………………………………………………22

Приложения…………………………………………………………………………24

Введение.

Несмотря на все богатства фундаментальных исследований, сегодня нет целостного описания развития психики человека на данном этапе его жизненного пути. От того, как пройдет подростковый период зависит отношение человека к самому себе и к миру в целом.

Кризис подросткового возраста, является одной из актуальнейших проблем детей современного мира. Это связано с возникновением современно новых требований, предъявляемых к ним происходящими социально – экономическими преобразованиями. Процессы, происходящие в нашем государстве в последние два десятилетия в социально – экономической сфере и здравоохранения, привели к значительным как качественным, так и количественным изменениям в состоянии здоровья населения, особенно детского .

Цель нашей курсовой работы – раскрытие сущности подросткового кризиса, специфические особенности проявления кризисных состояний.

1) Изучить литературу по данному вопросу.

2) Рассмотреть главные особенности кризисных состояний подросткового возраста.

3) Описать пути выхода из кризисных состояний.

1. Кризис.

Кризис – это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром .

Кризис - он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя, или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни .

2. Кризис подросткового возраста.

2. 1. Характеристика кризиса подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивать свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Основной деятельностью подростка является - учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый – 11–13 лет; старший подростковый – 14–15 лет; юношеский возраст – 16–18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.

Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости .

Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения .

Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.

Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта.

Отличительная черта психического развития состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый гетерохромный характер на протяжении всего школьного периода. Психофизиологическое функциональное развитие является в это время одним из основных направлений психической эволюции.

У подростков развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем, выдвигают гипотезы, предположения, строят прогнозы. У юношей появляется тяготение к общим теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением, – изменение отношения категорий возможности и действительности. Освоение логического мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т. д. Отсюда своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы действительности .

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания.

Характерологическая особенность 10-15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне с взрослыми .

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки (СО); у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни .

Основное содержание и специфику всех сторон развития (физического, умственного, нравственного, социального и др.) В подростковом возрасте определяет переход от детства к взрослости. Во всех направлениях происходит становление качественных новообразований в результате перестройки организма, трансформации взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, освоения новых способов социального взаимодействия, содержания морально-этических норм, развития самосознания, интересов, познавательной и учебной деятельности.

Причины кризиса подросткового возраста объясняются психологами по-разному.

По мнению Стэнли Холла, Зигмунда Фрейда, кризис подросткового возраста биологически обусловлена и поэтому неизбежна, оказываясь обязательно во всех подростков. Эти психологи аргументируют свою позицию тем, что в организме подростка неизбежно происходят глубокие преобразования, которые влияют на его переживания и психическое развитие.

Л. С. Выготский подчеркивал, что причина кризиса подросткового возраста заключается в несогласованности процессов полового созревания, загальноорганичного развития и социального формирования. Сейчас это противоречие, обусловлена опережением полового созревания, имеет особенно острый характер.

Видимо подтверждение мысли Л.С.Выготского получено в исследованиях Маргарет Мид и Рут Бенедикт, которые показали, что кризис подросткового возраста не имеет обязательного универсального характера, а зависит от социальных условий. Так, исследовательницы не нашли кризиса подросткового возраста у местных жителей острова Самоа в Океании, которые находятся на первичной стадии общественного развития. У подростков острова наблюдается гармоничный переход к взрослости за отсутствия временных различий между биологической и социальной зрелости. Как только ребенок достигает физической зрелости, она проходит обряд инициации (вступления во взрослую жизнь), после чего считается полноправным взрослым членом общины. Это первый тип перехода от детства к взрослости, когда общественные требования к детям и к взрослым сближены. Он наблюдается в экономически слабо развитых обществах. При втором типе перехода к взрослости существует значительное расхождение общественных требований к детям и взрослых. Именно второй тип имеет место в промышленно развитых обществах, в том числе и нашем. Таким образом, исследования М. Мид и Р.Бенедикт свидетельствуют о том, что продолжительность подросткового возраста и наличие кризиса определены конкретными социальными обстоятельствами.

В то же время, исследования отечественных психологов показывают, что кризис подросткового возраста также не является обязательным для общества, а зависит от успеха в перестройке системы отношений подростка со взрослыми. Кризис появляется тогда, когда взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремления к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями (Т. В. Драгунова, Д. Б. Эль-Конин).

Родители и учителя субъективно связывают трудности воспитание не с кризисом как таковым и не с докризисным периодом, когда начинался и проходил процесс разрушения старых психологических структур, а с послекризисным периодом (14-15 лет) (С. К. Масгутова). То есть для взрослых субъективно сложным является период появления новых и прогрессивных психологических структур, которые значительно меняют переживания и поведение подростка. Взрослые, которые привыкли к постепенным изменениям в поведении ребенка, оказываются невооруженными перед внезапными и кардинальными преобразованиями в поведении подростка, не успевают перестроить свой стиль общения с ним.

ВЫВОДЫ о кризисе подросткового возраста:

Причина кризиса подросткового возраста заключается в несогласованности процессов полового созревания, загальноорганичного развития и социального формирования;

Кризис подросткового возраста не имеет обязательного универсального характера, а зависит от социальных условий;

Кризис подросткового развития появляется тогда, когда взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремления к новым формам взаимоотношений с ними;

Взрослые, привыкшие к постепенным изменениям в поведении ребенка, оказываются невооруженными перед внезапными и кардинальными преобразованиями в поведении подростка, не успевают перестроить свой стиль общения с ним.

Воспитание ребенка это непростой повседневный труд. Невозможно заниматься им только с восьми до восьми или по выходным, когда есть свободное время. Парадокс воспитания заключается в том, что даже, когда вам кажется, что вы ничего не делаете для воспитания своего чада в данный момент времени, этот процесс происходит сам собой. Ребенок чутко впитывает в себя манеру поведения родителей, их отношение к миру и жизненные ценности. И если в раннем детстве вы даже не задумываетесь, насколько верно воспитываете своего отпрыска, главное, чтобы он был послушным, то во время кризиса подросткового возраста моментально вскрываются все проблемы и недочеты родительского воспитания.

Что такое кризис подросткового периода?

Подростковый кризис является последним и самым сложным детским кризисом. Это период вступления ребенка во взрослую жизнь, переосмысления заложенных родителями моральных ценностей и собственных жизненных ориентиров. Этот этап всегда тяжело переживается и самим ребенком и его близкими. В некоторых случаях взаимоотношения между родителями и детьми подросткового возраста разрушаются до основания буквально в одночасье, и для того, чтобы восстановить их, требуются долгие десятилетия кропотливой работы над собой. Что нужно знать, чтобы помочь своему ребенку пережить подростковый кризис? Каковы причины кризиса подросткового возраста? Как распознать начало проявления кризиса подросткового периода? Как вести себя в разных ситуациях? Попробуем ответить на волнующие многих родителей вопросы.

Начало кризиса многие родители могут пропустить, но вот его пик трудно не заметить. Ребенок становится раздражительным, плаксивым и неуверенным в себе. У него появляются комплексы по поводу своей внешности, новые друзья и секреты. С подростком трудно договориться, он отвергает любые предложения родителей, даже если очень хочет с ними согласиться. Довольно часто у детей ухудшается успеваемость в школе, и они стараются проводить все свободное время вне стен родного дома в компании сверстников и молодых людей постарше. Время наступления подросткового кризиса колеблется от 11 до 13 лет. Девочки, начинающие созревать раньше своих одноклассников мужского пола, переживают кризис в 11-12 лет. Родители мальчиков сталкиваются со всеми «прелестями» подросткового возраста чуть позже, в 13-14 лет.

Причины кризиса подросткового возраста

В целом психологи выделяют две причины подросткового кризиса:

  • гормональная
  • внутрисемейная

Основной причиной резких изменений в подростке являются гормоны, бушующие в его организме. В этот период выброс их в кровь увеличивается на 40-50%. Уже никогда в будущем организм не будет так активно вырабатывать гормоны, поэтому очень часто подростка называют «гормональной бомбой». Тестостерон у мальчиков и эстроген у девочек заставляют тела подростков ускоренно расти и видоизменяться:

  • ежегодно ребенок прибавляет в росте на 10-20%;
  • сердце тоже увеличивается в размерах и начинает работать с повышенной нагрузкой;
  • быстрый рост провоцирует различные заболевания — от проблем с суставами до временной слепоты;
  • ребенок начинает страдать от повышенной утомляемости;
  • проявляются первичные и вторичные половые признаки;
  • происходит ломка голоса у мальчиков.

Конечно, все эти изменения не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние подростка. Каждое новое изменение в его теле ребенок воспринимает в штыки. Ему становится все сложнее принимать себя, к тому же бунтующие гормоны расшатывают и без того ранимую психику, особенно, если отношения в семье далеки от идеальных.

Семья играет в жизни подростка весьма противоречивую роль. С одной стороны он все еще ребенок и очень нуждается в любви, тепле и понимании. А с другой стороны подросток стремится всеми силами оторваться от семейного «гнезда» и смело шагнуть во взрослую жизнь. Поведение родителей в этот период должно смягчать проявления кризиса подросткового возраста, но, к сожалению, большинство родителей бывают не готовы к внезапному взрослению своих детей. Это приводит к серьезным конфликтам в семье вплоть до ухода подростка из дома. Чаще всего именно семья раздувает пожар кризиса, доводя его до полного абсурда. Конечно, весьма сложно оставаться мудрым и терпеливым родителем, когда твой ребенок становится грубым и агрессивным, но без этого очень сложно сохранить теплые отношения с растущим отпрыском.

Особенности кризиса подросткового возраста

Подростковый кризис можно условно разделить на три этапа, каждый из которых имеет ряд особенностей и нюансов:

  1. Предкритический этап

Обычно наступление этого этапа родители как раз пропускают. Ребенок только начинает видоизменяться, но это пока еще не сильно заметно окружающим. Он становится более внимательным ко всему, что происходит вокруг него. Любую проблему, даже самую незначительную, он пытается решить с помощью логики, применяя разные подходы. Подросток испытывает тягу к глубокомысленному философствованию на бытовые темы, любит выводить на долгие разговоры родителей. Горячо оспаривает их мнение и отношение к жизни, делает это категорично и вежливо. В этот период могут появиться первые симптомы ухудшения успеваемости, но чаще всего это единичные случаи низких оценок. Ребенок начинает отстаивать свое мнение внутри семьи, требует, чтобы с ним советовались по различным вопросам. Обычно все эти проявления кризиса подросткового периода воспринимаются родителями слегка снисходительно и даже с некоторым умилением. Они не воспринимают их, как начало трудного периода становления личности ребенка, который им придется пройти вместе на протяжении ближайших двух лет.

  1. Пиковый этап

Он начинается весьма неожиданно для родителей и самого подростка. Внезапно дискуссии в семье сменяются криками и агрессией. Подросток начинает поступать своевольно, доказывая каждым своим действием, что не нуждается в родительских советах и внимании. Он не просто критикует их жизненные цели, а полностью отвергает их, хотя с трудом может представить им какую-либо достойную альтернативу. Особый вес приобретает мнение сверстников, особенно одного пола с собой. Подросток стремится завоевать свое место в коллективе и применяет для этого все возможные и известные ему способы. Параллельно с внешней грубость и агрессией ребенок становится излишне чувствительным и ранимым. Его задевают малейшие просьбы, он болезненно реагирует на любую критику в свой адрес. Известны случаи, когда критика родителей в отношении умственных способностей ребенка, приводила к попыткам суи цида. В этот период общение с подростком становится практически невыносимым испытанием — любой разговор заканчивается слезами и скандалом.

  1. Посткритический этап

Этот период можно считать заключительным в подростковом кризисе. Ребенок пытается заново выстроить свои отношения с окружающим его миром. Девизом этого этапа может стать фраза «Я сам!». Подросток стремится все сделать самостоятельно. Он рвется к свободе, но, зачастую, просто не знает, что с ней делать. И чем больше разумной свободы он получит от родителей, тем быстрее закончится его борьба за свои права. Чаще всего на этот период выпадает и первая любовь, которая закладывает основы отношений с противоположным полом на всю жизнь, и первая сигарета, и первые жизненные победы, которые подросток кладет в свою «копилку». Отношения с родителями начинают постепенно выравниваться и гармонизироваться. Ребенок выстраивает их на правах взрослого человека, требующего уважения к своим жизненным принципам.

Каждый из этапов подросткового кризиса длится определенный период времени. Это зависит от многих факторов:

  • пола подростка;
  • воспитания;
  • отношений с родителями;
  • атмосферы внутри семьи;
  • глубины проявления кризиса в пиковый этап и т.д..

Специалисты отмечают в особо сложных случаях затягивание подросткового кризиса до 18-19 лет. Многие подростки вступают во взрослую жизнь, так и не пройдя все этапы кризиса поочередно. Они останавливаются на каком-либо одном из них и уже в своей самостоятельной жизни пытаются решить ворох накопившихся проблем, мешающих им проявлять себя в роли взрослой личности.

Проблема кризиса подросткового возраста

Взрослым очень часто кажется, что все проблемы подростков надуманны. На самом деле это не так. Ребенок сталкивается с действительно серьезными и непреодолимыми для него ситуациями. Причем сталкивается впервые, не имея опыта и инструментов для их решения. Он только начинает делать робкие шаги во взрослую жизнь, которые закладывают фундамент в его личностное становление. Попробуем выделить несколько основных проблем подросткового кризиса:

  1. Борьба за свободу

Практически на всем этапе своего взросления ребенок борется за свободу. Этот процесс начинается с первых самостоятельных шагов малыша и заканчивается, когда ребенок начинает жить отдельно от своей семьи. Борьба за свободу это самый естественный процесс становления и развития личности, но, к сожалению, родители не всегда разделяют стремление своих детей к самостоятельности. Многие родители так боятся дать некоторую свободу своим детям, что контролируют каждый их шаг: просматривают компьютер, соцсети, телефоны, устанавливают строгие правила и т.д. Все эти методы воспитания только усугубляют отношения в семье и озлобляют подростка. Родителям стоит принять своего ребенка как взрослую личность, которая имеет право на свободу и уединение по своему желанию. Постарайтесь дать подростку так называемую «безопасную» свободу, гармонизируя ее рядом обязанностей. К примеру, не запрещайте ребенку проводить свободное время со сверстниками там, где он хочет, но обяжите его отвечать на любой ваш телефонный звонок немедленно и приходить домой в определенное вами время. Так ребенок приучится быть более ответственным и станет воспринимать взрослую жизнь не только как сказку о неограниченной свободе.

  1. Первая любовь

Скорее всего, каждый взрослый помнит это болезненно-восхитительное чувство первой влюбленности, которое обожгло сердце на всю оставшуюся жизнь. Отношения с противоположным полом в подростковый период манят и пугают одновременно. С одной стороны подросток испытывает сильную тягу к противоположному полу, вызванную всплеском гормонов. А с другой стороны он не имеет опыта в этой сфере, что провоцирует агрессию и замкнутость. Помочь ребенку справиться с этой проблемой очень сложно. К сожалению, он должен «набить свои шишки» и получить свой неоценимый опыт, который будет помогать ему в дальнейшем. Задача родителей просто быть рядом и поддержать в трудный момент советом, а иногда просто сочувствием.

  1. Мнение о себе

Одна из самых главных проблем подросткового кризиса это мнение ребенка о себе. Заниженная самооценка является корнем зла многих поступков подростка. Чаще всего он недоволен абсолютно всем:

  • формой лица;
  • фигурой;
  • волосами;
  • размером ноги;
  • ростом;
  • цветом кожи;
  • тембром голоса;
  • умственными способностями и т.д..

Подросток не замечает в себе плюсов, но усиленно культивирует минусы, как выдуманные, так и реальные. Все попытки переубедить ребенка обычно ни к чему не приводят, и родители чаще всего опускают руки, надеясь, что со временем все изменится. К сожалению, не изменится. Задача родителей постоянно говорить подростку о его положительных качествах, хвалить и помогать в улучшении внешности. С девочкой можно сходить в салон красоты и пройтись по магазинам, чтобы научить ее правильно подбирать одежду. Мальчика хорошо бы записать в спортивный зал или бассейн, физическая нагрузка поможет фигуре быстрее сформироваться по мужскому типу.

Подростковый кризис это сложный этап для любой семьи, пережить который можно только проявляя безграничную любовь и нежность по отношению к своему взрослеющему ребенку. Родителям, которые любят своего ребенка, а также имеют с раннего детства доверительные и теплые отношения с ним, имеют больше шансов благополучно справится с подростковым кризисом своего чада. Да и самому подростку в такой семье будет гораздо проще пережить этот трудный период его жизни.

Подростковый возраст медики классифицируют с довольно раннего периода. Врачи и юристы различают несколько категорий подростков:

  • Младший подросток – 12-13 лет
  • Средний подростковый возраст – 13-16 лет
  • Старший подростковый возраст – 16-17 лет.

К какому возрасту относится ваш ребенок? Родителям иногда очень трудно справиться с сыном или дочкой, которые в этом возрасте становятся совершенно несносными. Они просто не знают, что им делать: еще недавно такой послушный ребенок теперь постоянно дерзит, у него на все своя точка зрения, он считает, что умнее всех родителей и бабушек с дедушками, вместе взятых. Взрослым нужно понять, что это продиктовано не испортившимся характером сына или дочки, а подростковыми особенностями, которые редко кого обходят стороной. В конце-концов, пару десятков лет назад родители сами были такими, просто забыли…

Почему подростковый возраст самый трудный?

Чем объясняются трудности подросткового возраста, который – хочется того или нет – всегда самый сложный в отношениях родителей и ребенка? Прежде всего, этот возраст характеризуется гормональными бурями, из-за которых идут изменения в поведении и психике ребенка.

Избыточное производство одних гормонов и недостаток других, смена их соотношений может сделать из ребенка настоящего тирана или наоборот – депрессивную истеричку. Этот период родителям нужно пережить, потому что он временный. 3-5 лет терпеливого отношения и разумных требований к сыну или дочке – такова нелегкая родительская плата за причуды физиологии.

Конечно, гормоны – не единственный камень преткновения в понимании старшего и младшего поколения. Ребенок бурно растет, развивается, он хочет чувствовать себя взрослым, но социально и психологически пока что к этому не готов. Поэтому родителям стоит уяснить, что конфликты ребенка с ними или с учителями в школе, а также друг с другом – это, прежде всего, конфликт подростка с самим собой. Кризис подросткового возраста. Чем характеризуется этот сложный период?

  1. Постоянное или периодическое чувство беспокойства, суетливости, тревожности
  2. Завышенная или заниженная самооценка
  3. Повышенная возбудимость, ночные эротические фантазии, повышенный интерес к противоположному полу
  4. Резкие перепады настроения от веселого до мрачно-депрессивного
  5. Постоянное недовольство родителями или другими людьми
  6. Обостренное чувство справедливости

У ребенка в это время происходит постоянная борьба с самим собой. С одной стороны, он уже взрослый, у него есть все половые признаки взрослого человека (особенно в старшем подростковом возрасте). С другой стороны, подросток еще не может социально себя реализовать, он просит деньги у мамы и папы на булочки и кофе, и ему это стыдно. К тому же, подросток склонен в этом возрасте приписывать себе много заслуг, которые взрослые почему-то не признают. Самая большая его претензия к миру в этот период – подростку как будто бы не дают права на свободу и во всем ограничивают.

Каких реакций ожидать от подростка?

Реакции подростков в этом возрасте можно разделить на 4 больших группы. Родителям важно знать о них, чтобы успешно ориентироваться в непростом поведении своего ребенка.

«Реакция повальной эмансипации»

Это самая распространенная реакция в подростковый период. Ребенок как бы говорит и родителям, и всему миру: «Я уже взрослый, слушайте меня, считайтесь со мной! Не нужно меня контролировать!» Ребенок в это время хочет показать, что он – личность, свободная, самостоятельная, и не нуждается в указаниях других, что ему делать. Слишком много потребности в самовыражении и слишком мало опыта – вот два фактора, которые порождают конфликт подросткового возраста.

Ребенок конфликтует со взрослыми и одновременно – сам с собой. Не удивляйтесь, если ребенок отказывается выполнять простые просьбы: убрать в комнате, сходить в магазин, надеть ту или другу курточку. Этот возраст характеризуется как возраст обесценивания всего опыта, который накопили старшие, и их духовных идеалов. В стремлении к воображаемой свободе подросток может пойти на крайние поступки: уйти из дома, не ходить в школу, постоянно возражать родителям, кричать и истерить. Это типичная реакция для этого возраста, поэтому родителям нужно набраться терпения и такта и почаще говорить со своим сыном или дочерью, не упустить психологических срывов.

Реакция группирования

Это линия поведения, при которой подростки собираются в группы – по интересам, по психологическим потребностям, по социальному статусу. В возрасте 14-17 лет детям свойственно сколачивать группы: музыкальные, где они вволю могут покричать и побарабанить, поиграть на гитаре, спортивные, где они могут побороться и показать друг другу разные приемы, наконец, дворовые, где дети могут выпить вместе пива или энергетика и поговорить о запретном – о сексе, например. В такой группе обязательно есть лидер – он учится завоевывать свой авторитет прямо как во взрослой жизни, есть конфликтующие стороны и те, кто поддерживает друг друга. Такие подростковые группы – модель будущего взрослого общества. Дети тренируются вести себя так, как ведут себя их папы и мамы. Правда, неосознанно.

Зачастую подростки дорожат мнением своего маленького коллектива и стараются не уронить в нем свой авторитет. Мало кто в этом возрасте позволяет себе роскошь и имеет достаточно мудрости оставаться самим собой. Мнение Коли из его класса может быть для ребенка авторитетом, а мнение родителей он может не ставить ни во что.

Реакция хобби (увлечений)

Этим хобби для подростков могут быть разные занятия, как хорошие, так и плохие. Спортивная борьба, танцы, музыкальная группа – хорошо. Отбирание денег у младших по возрасту – плохо. Но и то, и другое в подростковом возрасте может уживаться и проявляться. Хобби делятся на:

познавательные (все занятия, которые дают новые знания – музыка, катание на роликах, фотография)

накопительные (собирание плакатов, марок, денег и так далее) спортивные (занятия бегом, штангой, танцами и т.д.)

Реакция хобби – хороший повод для родителей лучше узнать своего ребенка и дать ему побольше любимых заданий вместо того, чтобы ребенок тратил время на споры и доказательства своей правоты. Если подросток занят любимым делом, у него просто не останется времени на бунты.

Реакция самопознания

Эта реакция проявляется у подростка как способ понять себя и главное – на что ребенок способен, что у него лучше всего получается, в чем он лучше всего может себя проявить. Максимализм в подростковом возрасте и вера в то, что он сможет переделать весь мир – черты, свойственные для ребенка. Это хорошие черты, которые при сильном упорстве сделают из такого ребенка успешного человека. Жаль только, что через пару-тройку лет эти черты постепенно угасают и подросток, ставший взрослым, едет на нелюбимую работу или махает на себя рукой.

Самые важные черты подростка, который проникается самопознанием – сравнивание себя с другими людьми (как правило, более успешными)

  • Формирование для себя авторитетов и кумиров
  • Формирование собственной личностной ценности
  • Цели и задачи на будущее (покорить мир, изобрести машину времени, придумать новую ядерную бомбу)

Когда ребенок общается со своими сверстниками взрослыми, его самооценка корректируется и регулируется. Ребенок жаждет признания – явно или скрыто. Если это ему удается, он становится более успешным. Если нет – появляются скрытые комплексы, желание возместить невнимание общества вызывающим поведением. Или, наоборот, подросток замыкается в себе и перестает доверять людям. В этом тоже проявляется кризис подросткового возраста.

Черты характера подростка, которые важно знать родителям

Всем подросткам в той или иной мере свойственны одинаковые черты характера. Родителям стоит знать их, чтобы быть готовыми вовремя реагировать на выходки сына или дочери. И понимать, что такое поведение не исключение, а норма в подростковом возрасте. Поэтому нужно проявить максимум терпения и мудрости в общении с ребенком-подростком. Вот какие линии поведения характерны для подростков 12-17 лет, которые страдают кризисом подросткового возраста

  • Неприятие несправедливости, резкое отношение к малейшим ее проявлением
  • Жесткость и даже жестокость по отношению к близким, особенно к родителям
  • Неприятие авторитетов, особенно авторитета взрослых
  • Желание самому принять меры и разобраться в ситуациях, которые происходят с подростком
  • Сильная эмоциональность, ранимость
  • Стремление к идеалу, стремление быть совершенным, но неприятие любых замечаний со стороны взрослых
  • Стремление к экстравагантным поступкам, желание выделиться «из толпы»
  • Показная бравада, стремление показать свою решимость и храбрость, «крутость»
  • Конфликт между желанием иметь много материальных благ и невозможностью их заработать, желание иметь «все и сразу».
  • Чередование периодов бурной деятельности и безынициативности, когда подросток разочарован во всем мире.

Знание этих особенностей поможет родителям более лояльно отнестись к своим детям, когда они переживают кризис подросткового возраста, и легче перенести его самим.