Такие страдания людям но сами. Зачем нужны страдания? Нравственные страдания в понятии морального вреда

Грех первого человека стал причиной возникновения страдания в мире. Из-за первой ошибки человек начал умирать с самого начала своего существования и, взяв пример от диавола, стал сам уже изобретателем порока, то есть сам стал виноват во всем том зле, которое начало, как цепная реакция, распространяться во всем мире из-за его склонности ко греху.

Часто человек ищет комфорта везде и во всем, так что мысли о страдании, о болезнях, о смерти - своей или близких - он отгоняет куда-то прочь, «на потом». Погрязает в каких-то бытовых ежедневных мелочах, не замечает, что вокруг него есть много людей, которые сталкиваются со страданием лицом к лицу. Человек часто предается греху, мелкой злобе, раздражению, а когда сам встречается со страданием - даже не задумывается, что ведь это Бог захотел его «встряхнуть» и обратить хотя бы немного к Себе, предложить ему перевести свое внимание от мелких бытовых вещей - к вечности.

В таких и в подобных ситуациях люди, часто уже от безысходности, обращаются к Богу, а потом к священнику с главным вопросом: «За что мне это?».

Так или иначе, в современном мире человеку все чаще приходится сталкиваться со страданием, как бы он ни пытался этого избежать. Это связано с ухудшением экологии, уменьшением продолжительности жизни, новыми болезнями, учащающимися случаями заболевания раком («чумой XXI века»), наконец, с внезапными катастрофами, терактами и т. д. Дети разбиваются на мотоциклах, близкие заболевают неизлечимыми недугами, что-то еще случается - в таких и в подобных ситуациях люди, часто уже от безысходности, обращаются к Богу, а потом к священнику с главным вопросом: «За что мне это?». И задача священника найти индивидуальный ответ для каждого страдальца, потому что каждое страдание уникально.

Первозданное состояние человека и его грехопадение

Страдание как явление , ненормальное по отношению к замыслу Бога о творении, напрямую связано с понятием зла, а значит, с состоянием противления Богу.

Как уже было сказано, Священное Писание четко говорит, что Бог зла не создавал, и всякое творение Божие хорошо (1 Тим. 4:4). Равно как и зло, не создавал Бог и страдание. Оно чуждо замыслу в отношении всего Его творения.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что «трансформацию природы в… тление и смерть человек изначально не получал от Бога», потому что Господь по образу Божию сотворил его [человека] (Быт. 1:27). Как говорит об этом святитель Григорий Нисский, невозможно было бы сказать о человеке, «что он создан по образу Божию, если бы отображенная красота была противоположна красоте первообразной». И потому человек не знал страдания в первозданном состоянии , будучи бесстрастным.

В связи с этим преподобный Максим говорит, что «Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки». Потому состояние человека в Раю было целостным; однако, по мысли святителя Феофила Антиохийского, он был создан способным как к состоянию смерти, так и к бессмертию: не совершенно смертным, но и не совершенно бессмертным. И если бы человек решил не поддаваться искушению и исполнить заповедь Творца без принуждения, свободно, то он получил бы в награду бессмертие тела; но так как он преступил заповедь, то сам стал виновником своей смерти. Об этом же говорит святитель Игнатий Брянчанинов.

Теперь необходимо ответить, по какой причине нарушается первозданная целостность и приходит страдание и смерть в жизнь человека.

Согласно святителю Григорию Нисскому, Бог сотворил человека от преизбытка любви и потому хотел, чтобы человек также испытывал любовь. Однако, чтобы дать возможность любить по-настоящему, Бог дал свободу воли: с ее помощью человек мог решить - любить или не любить, «потому что любовь всегда включает в себя выбор» .

История грехопадения человека (Быт. 3) делает очевидным тот факт, что человек соприкасается со злом через диавола , который стал первым уклонившимся от Бога: …сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8), а уже с завистью диавола вошла в мир человеческий смерть (Прем. 2:24).

Через искушение диаволом, явившимся в виде змея, пала Ева. И фактом самого разговора со змеем Ева подтвердила свое грехопадение еще до вкушения запретного плода, потому что, не будучи расположенной изменить воле Творца, она не сказала бы: «плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3). В словах Евы («не прикасайтесь к ним» ), которые не были сказаны Богом, но которые Ева Ему приписала, многие толкователи видят упрек Евы Творцу «за лишнюю суровость и трудность Его заповеди и глухое недовольство этим».

В словах змея «…и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5) блаженный Августин Иппонский видит, что здесь указано на гордость как начало всех грехов. И святой продолжает, говоря, что диавол использует эту фразу лишь потому, что на тот момент «люди уже проявляли склонность к поиску удовлетворения в самих себе», к поиску обособления от Бога, а значит, состояние зла уже началось в первых людях до встречи со змеем-обольстителем, а змей лишь провоцирует человека, «но ни в какой мере не определяет выбор человека в пользу зла».

Будучи сам павшим от гордости, диавол усматривает в том же слабое место Евы, которая уже была на пути гордости (блаженный Августин Иппонский). Преподобный Ефрем Сирин говорит то же: «Искусительное слово не ввело бы в грех искушаемых, если бы руководством искусителю не служило собственное их желание». И преподобный Иустин (Попович) отмечает: «Она поступила по предложению сатаны лишь после того, как предварительно сознательно и добровольно всей своей душой приняла его предложение».

Здесь видно подтверждение слов Писания: «Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его » (Сир. 10:14). И потому дьявол не смог бы обольстить человека…, если бы человеком уже не овладело довольство собою. Потому-то и понравилось ему услышанное: «будете, как боги». Профессор А. П. Лопухин обращает здесь внимание, что в оригинале используется слово אֱלהִים («элохим»), которое является одним из имен Божиих. И следует понимать, что человеку было ложно и соблазнительно предложено быть богом, так как «первые люди еще не знали других богов, кроме единого истинного Бога».

Преподобный Ефрем Сирин даже допускает, что «Если бы и не пришел искуситель, то само дерево красотой своей привело бы к борьбе из-за их тяги к обладанию». Таким образом, больше, чем совет змея, прародителям навредило их собственное пожелание.

Блаженный Диадох Фотийский говорит, что, посмотрев на древо с вожделением и вкусив от него с неудержимым желанием, Ева в тот же момент испытала «склонность к самоуслаждению плоти», хотя до воззрения на древо помнила заповедь Божию и была покрываема как бы крыльями любви Божией.

Еву научил Божией заповеди Адам, а он получил заповедь напрямую от Бога, на самом себе испытав безмерную Божественную любовь, и потому «не имел никаких смягчающих его вину обстоятельств, так что его грех… тяжелее греха Евы». Как пишет святитель Григорий Нисский, «и муж, и жена участвовали в своем падении своей полной свободой, ибо вне свободной воли нет греха, нет зла».

Размышляя о событии грехопадения, блаженный Августин Иппонский говорит, что Бог позволил диаволу приступить к человеку, поскольку в противном случае человек не продвинулся бы к бо́льшему совершенству, «не пройдя испытания злом». Кроме того, нужно сказать словами святителя Иоанна Златоуста, что Господь дал заповедь не из ненависти к человеку, «но любя нас и заботясь о нас».

На вопрос, почему же Бог попустил человеку быть искушенным, блаженный Августин Иппонский дает ответ, что это неведомо ему, однако, насколько об этом можно рассуждать, то представляется вероятным, что «человек не заслуживал бы бо́льшей похвалы, если бы мог жить добродетельно потому только, что никто не склонял его жить порочно, раз он имел и в природе возможность, и в воле желание не следовать внушению», причем при помощи Бога. Однако далее святой Августин приводит цитату из Первого Соборного Послания апостола Петра: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Таким образом, блаженный Августин наводит на мысль, что человек, находясь в состоянии превозношения и начиная искать возможности обособиться от Бога и быть, как Он, не может получать от Бога далее силы к существованию в том состоянии, в котором был создан первоначально.

Попытавшись обособиться в искушении диаволом и обманувшись, далее человек сталкивается с новым состоянием - страха : «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:9-10).

Говоря о возникновении страдания в жизни человека, важно отметить, что Адам и Ева, после преступления заповеди, еще и усугубили свою вину нежеланием покаяться, самооправданием, перекладыванием вины (Быт. 3:9-13) и таким образом навлекли на себя смерть. Однако важно отметить, что смерть - это общее понятие состояния человека вне общения с Богом.

Раскрывая подробнее указанный выше тезис, следует обратиться к размышлениям святителя Григория Паламы. Он пишет о том, что смерть в Священном Писании является главным следствием прародительского греха , но она, однако, должна пониматься в широком смысле слова, а именно: это, прежде всего, смерть духовная, то есть удаленность от Бога, Источника жизни. А если человек удаляется от Источника жизни, то попадает в мир тления, где постепенно и смерть физическая его побеждает как естественное следствие смерти духовной. И, таким образом, тление приводит к различным формам страдания: духовная «смерть, привнесенная в душу через нарушение заповеди, не только испортила саму душу, но также отяготила тело болью и страстями и в конечном счете подвергла его смерти» физической .

Кроме того, смерть духовная сделала тело человека болезненным и страстным, предала его, наконец, смерти физической. Это обуславливается и изречением Господа по итогам грехопадения: Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). И Адаму сказал: терния и волчцы произрастит… тебе (земля); и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:18). Так Господь определил меру страдания человека по факту грехопадения.

Преподобный авва Дорофей отмечает, что, как только было совершено нарушение Божией заповеди, Адам был изгнан из рая и, лишившись своего первозданного состояния, «обнаружил себя в состоянии, противном природе, то есть в страстях, которые властвовали над ним, потому что он через преступление сделал себя их рабом» . Кроме того, по мысли святителя Василия Великого, человек заболел, познал страдание, удалившись «от здоровья по причине плохого образа жизни или по какой-то другой причине», которая вызывает болезнь .

Нужно сказать также, что, исходя из размышлений святых отцов, причина изменения воли к действию против Бога , как и в падших ангелах, так и в согрешившем человеке, - это обращение внимания на себя и забвение Бога. И тем самым человек перечеркнул свое вечное предназначение, которое - с Богом (преподобный Макарий Великий), и оказался в мире страданий, потому что «именно грех есть причина человеческого страдания, начиная с Адама, и величайшая угроза его вечному счастью» .

Человечество было обмануто отпавшим от Бога диаволом, представившим Еве зло сильным и соблазнительным: Вступив на путь зла, люди стали не богами, а зверями, не свободными, а рабами, попали во власть закона смерти и страдания. Все манящие обещания зла оказались ложью, обманом.

Подытоживая первопричину появления человеческого страдания, нужно сказать, что началом падения было ложное удовольствие, полученное обманом. Здесь нужно добавить, что преподобный Максим Исповедник говорит об особенной связи удовольствия и страдания, которая поддерживается страстной любовью к себе «и которая у первого человека заменила собою любовь к Богу», так что, по мнению преподобного Максима, любовь к себе стала матерью всех страстей . Кроме того, необходимо отметить, что, по словам святителя Григория Нисского, зло стало распространяться в мире, потому что в жизнь человека вошла «растлевающая привычка ко греху».

В связи с тем, что мир от грехопадения изменился, то и удовлетворение многих желаний (например, в связи с необходимостью поддержания жизненных сил пищей, что ранее осуществлялось в Раю безболезненно) стало сильно затрудненным, потому что сказано Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17).

Таким образом, Бог, будучи любовью и бездной милости, «не позволяет нам впасть в совершенную погибель» и делает все возможное, чтобы человек не погиб до конца в гордости, и потому Он дает человеку страдание как воспитательное средство .

Страдания как следствие прародительского греха

Говоря о страдании, нужно отметить, что в греческом языке слово «скорбеть» близко по смыслу к слову «сжимать, давить», то есть, сдавливается мое «я» чем-то другим… Если я скорблю, то, значит, внутри меня действует что-то лукавое и оказывает на душу давление, предотвращает полную погибель человека от гордости и делает его смиренным разнообразными смиряющими факторами. Не случайно сказано: «смиренным дает благодать» (Иак. 4:5). И потому страдание и приобретаемое с его помощью смирение становятся для выбывшего из Рая человека инструментом, который рушит эгоизм и возвращает к Богу.

Итак, первозданные отношения с Богом разорвались, и грех естественным образом привнес в мир людей смерть и тление. Человек начал страдать от того, что теперь в новых исторических обстоятельствах он не имеет всего того, что имел, когда был с Богом. Теперь труд и болезнь - ключевые факторы, сопровождающие всю его жизнь.

Однако Бог по Своему свойству всеведения еще до сотворения человека знал, что тот уклонится от добра, однако все равно хотел привести «его в бытие и (затем) заболевшее естество снова воззвать в первоначальную благодать» . Таким образом, можно сказать, что Бог знал, что человек восстанет против Него. Но Он так же знал, что многие решат последовать за Ним и достигнуть Его Царствия. Это можно сравнить с тем, как родители, предвидя болезни своих детей, все равно становятся родителями, потому что знают, что и у чад, и у них самих будет, помимо боли, и потенциал для великой радости.

Из повествования о грехопадении ясно, что Господь объявил человеку падшему, какой будет его жизнь без Него: это боль и страдания. И никто не в силах этого приговора избежать, потому что каждый человек рождается в эту жизнь страстным путем, расположенным к страстям по вине всеобщей тленности, тленного тела: тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем. 9:15).

Последствие греха первых людей - это измененная природа человека, подвластного страстям с момента грехопадения, которая биологически передается из поколения к поколению. По слову святителя Григория Нисского, зло смешивается с естеством тех, кто допустил непослушанием вселить в себя болезнь, и потому как вследствие естественного закона природы «рожденное есть то же с родившим, так и от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешник».

Важно, что каждый человек ответственен за свой грех : «Сеющий неправду пожнет беду…» (Притч. 22:8); или: «Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего» (Иер. 4:18). Не нужно все списывать на грехопадение Адама и Евы, но все же смерть царствовала… над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5:14). И каждый человек, рожденный от Адама и Евы, согрешая впоследствии, становится подобными Адаму и Еве, и потому - частично ответственным вместе с ними за последствия их греха как в отношении себя, так и в отношении окружающих и рождающихся далее.

Таким образом, страданию становятся причастны все люди , в большей или меньшей степени. С одной стороны, страдание действительно берет свои истоки от греха и зла, в которое ввергнул человечество Адам; но, с другой стороны, оно становится следствием личных грехов людей, рожденных от Адама страстным путем. Кроме того, в Священном Писании еще будет много примеров страданий, которые напрямую не связаны с грехом страдающего, но стали следствием чужих грехов или действий диавола. Это, например, страдания Авеля, Иова, и в конечном итоге - Мессии, Который перенес самые великие страдания, не совершив ни малейшего греха и не будучи ни в малейшей степени виновным.

Понятие «страдание» в Священном Писании

Говоря о понятии «страдания», необходимо обратить внимание на употребление этого слова в Священном Писании, преимущественно - в текстах Ветхого Завета, и обзорно обозначить рамки понимания страдания.

В еврейском (масоретском) тексте в тех местах, где в русском Синодальном переводе стоит слово с корнем «страд-», еврейским языком, согласно переводу на русский, передаются следующие смыслы. Во-первых, например, по Быт. 35:17 и Исх. 3:7 под «страданием» понимается нечто трудное, тяжелое, суровое, и даже жестокое . Также это может быть притеснение или бедствие. Во-вторых, со страданием ассоциируется часто зло или беззаконие, в общем, то, что причиняет бедствие, что несет разрушительную силу (например, в Руф. 1:21 или Иов. 6:2).

Самая распространенная ассоциация со страданием - это боль или перенесение боли (например, Иов. 2:13). Особенно часто страдание ассоциируется с родовыми муками, то есть это такое состояние, при котором хочется кричать (от боли), корчиться от страха, быть объятым ужасом (например, в Мих. 4:10).

Кроме того, страдание - это тяжелый труд, который приводит к изнеможению, мучению (Иов. 5:7). Еще страдание связывается с горем, несчастьем, бедой (Пс. 24:18); или с угнетением, притеснением, нуждой, теснотой (Пс. 106:17 или Ис. 48:10).

Иов и его друзья. Худ. Илья Репин.

В Новом Завете (в греческом тексте) маркерами «страдания» часто являются слова, производные от πάσχω, что значит «претерпевать, терпеть, переносить, испытывать» (например, Мф. 16:21; Лк. 9:22; Иак. 5:10; 1 Пет. 2:19 и др.). Кроме того, «страдание» - это терпение мучения от боли (Мф. 8:6). Или, например, когда есть какой-то стесняющий фактор, используется производное слово от συνέχω, что значит «сдерживать, охватывать, зажимать, объять» (например, Деян. 28:8).

Таким образом, обобщая употребление слова «страдание» в Священном Писании, можно сказать, что оно по большей мере связано с перенесением чего-либо стесняющего, где этот самый стесняющий фактор - в большей степени какая-либо боль (физическая, или боль утраты, или какая-либо другая душевная боль, например, состояние Агари в Быт. 16:11). Или стесняющим фактором может быть состояние угнетения от сложившейся ситуации (исторической или личной, будь то стихийное бедствие, война, плен, какое-либо иное угнетение, например, страдания народа еврейского в Египте в Исх. 3:7 и т.д.). Кроме того, страдание может быть перенесением влияния страстного состояния или какого-либо совершенного греха (состояние богача из притчи Лк. 16:25 или метафора страдающего члена единого тела, от которого страдает все тело в 1 Кор. 12:26).

Понятие «страдание» в русской лингвокультуре

В продолжение рассмотрения библейского понимания понятия «страдание», следует обзорно осветить понимание «страдания» в русской языковой картине мира, потому что невозможно рассматривать духовное понятие в отрыве от языка человека.

Нужно сказать, что в русском языке этимологически слово «страдание» связано с такими действиями, как «стараться, добиваться». Со «страданием» связывается процесс преодоления какой-то трудности, боли, на пути к положительному результату. То есть, страдать - значит испытывать боль.

В истории русского народа на пересечении языка и культуры сформировалась ассоциация со «страданием» как с тяжелой физической работой (преимущественно, крестьянский труд). Часто «страдание» связывалось с трудоемким процессом сенокоса, сбором урожая, жатвой (например, по-древнерусски страдомая земля - значит, «пахотная земля»).

Кроме того, страдание ассоциируется с процессом прохождения или переживания чего-либо (тяжелого), или «можно было бы сказать “идти по какой-то дороге с болью”, иметь боль своей попутчицей на каком-то отрезке своего жизненного пути».

Итак, как это было видно из обзорного анализа употребления понятия «страдание» в Священном Писании и в связи с этимологией русского слова «страдание», оно неразрывно связано с болью. О страдании как о терпении, перенесении нравственной или физической боли пишет также и В. И. Даль. В Словаре русского языка С. И. Ожегова боль также характеризуется, как «ощущение страдания». Ф. М. Достоевский писал, что «страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца».

Как маркер организованной и сформировавшейся личности, страдания, переживания, «боль сердца», сострадание, побуждают человека действовать в соответствии с идеалами поведения. Кроме того, сожалением о каких-то поступках можно назвать моральную боль. И преодоление такой боли предполагает стремление к изменению себя или окружающего мира к лучшему.

Таким образом, рассмотрев понятие «страдания» как «боли» в системе русской культуры и русского языка, следует отметить, что как бы значение перенесения страданий и боли ни оценивалось, однако естественным желанием человека остается прекращение любой боли, любого страдания .

C Виктором Петровичем Легой беседовала Наталья Смирнова

Почему этот мир полон страданий? Есть ли объяснение тому, что всеблагой, всемогущий и всезнающий Бог не освобождает наш мир от страданий? Получается, что Бог этого не хочет?

Бог знает о страдании, может изменить и хочет этого, но не избавляет нас от них. И людям трудно понять, почему так. Ведь даже любой человек посчитает верхом эгоизма не помочь своему другу, если тот страдает и просит о помощи. Поэтому атеисты считают, что решить проблему страданий в мире можно только предположив, что Бога просто нет. Нет другого выхода. Если бы Бог был, то Он как всемогущий и благой сделал бы все, чтобы мы не страдали. Дидро сказал, что эта проблема, как никакая другая, породила большее число атеистов. Часто можно слышать, что человек поверил бы в Бога, если бы в мире не было столько зла.

Как же эта проблема решается в христианстве?

В христианстве ответ дается очень простой: зло – не от Бога, а от нашей свободы. Человек сотворен по образу Божию, сотворен свободным. Если бы Бог лишил человека его свободной воли, то тогда бы он лишил человека его сущности, и человек перестал бы быть человеком. Поэтому, если человек остается человеком, то он может выбирать между добром и злом. А если он выбирает между добром и злом, то он может выбрать и зло. Иначе он не человек, иначе он не свободен. Таким образом, Бог не отвечает за зло творимое в мире, а отвечает за это лишь человек.

Но есть и еще очень важный фактор, без учета которого это объяснение происхождение зла в мире становится еретическим. Ведь примерно так же думал и Пелагий. Необходим еще и догмат о грехопадении.

Мы все знаем, что первородный грех состоял в том, что Ева съела плод с древа познания добра и зла и дала есть Адаму. А вот в чем сущность этой истории?

Чтобы понять это, давайте разберемся, почему Бог дал человеку заповедь «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» . Обычно говорят, что это была первая заповедь поста. Да, это так. Но почему именно от этого дерева нельзя есть? Ведь Бог не дает бессмысленных заповедей, а мы в свою очередь не лошади, которые тянут телегу, не зная, куда и зачем. Всадник и лошадь – существа принципиально разные, и лошадь не обязана знать, куда ее направляет всадник. Почему же была дана именно такая заповедь?

Может быть, Адам и Ева не должны были знать, что такое добро и зло, а вот когда они съели с этого дерева, то тогда появилось добро и зло?

Отцы Церкви однозначно такую версию отметают. Свт. Иоанн Златоуст, например, напоминает, что сатана совершил свое отпадение от Бога задолго до появления Адама. Зло уже было в мире, и человек об этом знал, и когда он встречался с сатаной, то он знал, с кем разговаривает.

Причину данного запрета можно понять, если задуматься над смыслом слова «познание». Заповедь «не есть с древа познания добра и зла» означала не познавать добро и зло. Казалось бы, очень странное повеление. Наоборот, человек должен знать что есть добро и что – зло, чтобы делать первое и не делать второе. Но в Ветхом Завете под познанием подразумевалось не знание в обычном смысле слова, а как бы «обладание». Когда мы говорим «знать», то подразумеваем какое-то отстраненное от жизни знание, просто информацию. Например, человек нам может излить свою душу, рассказать как ему плохо, а мы выслушали и спокойно так говорим: «Спасибо, я принял это к сведению». А про себя думаем: «Ну, это твоя проблема и меня она не касается». Для ветхозаветного же человека, как и для античного, а также и для христианина знание – это обладание истиной, единение с ней. Если человек познал истину, то он как бы стал единосущен с ней. Отсюда мы можем понять смысл первой заповеди, данной человеку: он должен помнить, что он не творец мира, а творение. Мир был сотворен для человека и дан ему весь целиком, что символически выражено в фразе «от всякого дерева в саду ты будешь есть». Ему было дано в распоряжение все, кроме нравственного критерия. Адам и Ева должны были понимать, что критерии нравственности, критерии добра и зла не в них, а в Боге. Тем самым указывается, что именно добро и зло являются самыми важными понятиями для человека: он всё может делать по своему усмотрению, кроме того, что относится к области нравственности. Вот что это означает. И когда наши прародители съели этот плод, нарушили данный им запрет, то они как бы сказали: «Извини, но мы не согласны. Мы есть критерий добра и зла. Добром является не то, что говорит нам Бог, а то, что мы сами выбираем».

Иначе говоря, Адама и Еву поставили перед выбором, сообщив перед этим, каким критерием пользоваться при этом, и они сказали: «А мы вот лучше знаем. Да, Бог говорил «не ешь», а мы подумали и решили, что это неправильно. Мы сами выбираем, что нам надо». Такова позиция всего человечества после грехопадения. Если мы посмотрим, как идут современные споры по каким бы то ни было проблемам: политическим, нравственным, любым иным, почитаешь газеты, посмотришь телевизор или просто поговоришь с людьми далекими от Церкви, то видишь, что человек всегда основывается на своих собственных представлениях. Можно взять любую ситуацию, например, разводиться или не разводиться? Человек начинает думать: «С одной стороны, жена мне надоела, и я уже видеть ее не могу, а с другой стороны, детей жалко, поэтому, может быть, лучше не разводиться. Ну а что дети? Дети уже взрослые, они поймут». Человек начинает разбираться сам, исходя из своих собственных представлений. Он не пользуется каким-то объективным критерием, все его представления субъективны. И все люди после Адама стали во всех вопросах основываться на своих собственных представлениях.

Часто говорят, что это Адам согрешил, а не я, так почему я должен страдать и отвечать за чужой грех?

Да это позиция известная: я то не грешил, почему я должен отвечать за дела Адама. Но в действительности каждый из нас всегда, каждый день, по нескольку сотен раз делает тот же самый выбор. Даже мы, христиане, крайне редко, если покопаться в себе, ставим себе задачу поступать только так, как говорит Церковь. Хорошо еще, если дело касается мяса в пост, тут-то мы можем твердо стоять, а когда чуть-чуть посложнее, то начинается: «Да я и так уже очень много сделал, я уже две недели мяса не ем, а от меня тут еще что-то требуют. Ну нет, это-то уже для святых, для подвижников, а мне достаточно отказаться от мяса, от творожка». Поэтому не надо говорить, что мы святые, мы постоянно этот же первородный грех делаем.

Да, действительно непонятно. Например, говорю я своим детям: «Конфеты не берите», а они не послушались и съели. Что же я? Скажу им: «Вон! Что бы ноги вашей в моем доме не было!»? Так мы должны поступать? Это настоящая православная позиция? Почему же тогда нам велено прощать, причем бессчетно раз? А Бог не простил. Это ж надо, нам говорит – прощайте, а Сам не простил. Чуть что – сразу выгнал.

Чтобы понять этот вопрос, надо осознать, каковы были последствия грехопадения для человеческой природы. Человек, ослушавшись Бога, сделал шаг от Него. Бог есть жизнь, следовательно, человек, сделав шаг от жизни, тем самым сделал шаг в сторону смерти. Фактически, ослушание Бога есть акт самоубийства. Именно поэтому человеку было сказано «ты умрешь, если съешь плод с древа». Поэтому же «с грехом смерть вошла в мир». Есть ли место для смерти в раю, в Царствии Божием? Безусловно, нет. Поэтому изгнание не было в буквальном смысле изгнанием, хотя в Библии и прямо написано: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Но, конечно, это надо понимать образно, аллегорически. Человек стал смертным, его сущность стала иной по сравнению с природой Царствия Небесного, поэтому человек просто не мог оставаться в раю. Это было бы нарушением гармонии Царствия Божия. Нарушение заповеди привело к изменению существа человека. Когда мы прощаем ребенка или даже убийцу, то мы можем простить потому, что их грехи не изменили их природы. То, что произошло с Адамом, более похоже на сказку о том, как Иванушка не послушался сестрицу Аленушку, выпил водицы и стал козленочком. И после этого Иванушке уже не было места среди людей. Вот тебе хлев и живи в нем. Природа человека изменилась, и место его обитания должно быть другим. Именно поэтому и мир изменился. Изменился человек, и место обитания его изменилось вместе с ним, потому что мир был создан для человека, под человека. Рай, конечно же, не изменился, но мир тварный изменился. Вот интерпретация догмата о грехопадении. И в этом случае становится понятно, почему Бог не может прекратить в мире зло и страдания. Первородный грех стал возможен потому, что человек был и остается свободным.

Но что же получается, Бог изгнал человека из рая и ничего не делает для того, чтобы вернуть его обратно? Может быть, уже настало время простить человечество за первородный грех? Но здесь получается парадоксальная ситуация. С одной стороны, Бог не может вернуть человека в рай, потому что для этого необходимо полное исправление человека, человек должен стать фактически святым, как Адам до грехопадения. Но люди продолжают грешить и исправляться не собираются. А Бог насильно сделать человека безгрешным не может, потому что тогда Он сделал бы человека несвободным существом, и человек перестал бы быть человеком. Но, с другой стороны, Бог не может и мириться со столь бедственным положением человека и хочет его спасения. И тогда Он Сам становится человеком, умирает и воскресает, побеждает смерть. Христос Сам становится безгрешным Адамом и говорит нам, что наше спасение возможно, что Он простил нас, Сам искупил наши грехи, а от нас требуется только одно – поверить во Христа, что Он действительно Сын Божий, пострадавший и воскресший за нас. То есть Бог решил неразрешимую для нас задачу: не нарушив нашу свободу, вновь открыл для нас врата рая. Поэтому говорить, что Бог ничего не делает для того, чтобы избавить нас от зла и страданий, это значит ничего не понимать в христианстве.

Как быть с тем, что Бог, творя человека, заведомо знал о том, что тот Его ослушается и вынужден будет покинуть рай?

Весь замысел Бога о мире возможен только в условиях того, что у человека есть свобода и возможность эту свободу реализовать, то есть имеется выбор. Согласно блаженному Августину, Бог сотворил человека, который мог грешить и мог не грешить, и человек должен был достигнуть совершенства – такого своего состояния, когда он уже не мог бы грешить, то есть стал бы фактически вторым Богом. Но человек отказался от этого пути, он мог согрешить – и согрешил.

То есть иными словами, если бы Бог лишил человека выбора, оградил его от искушения – запретного плода, то человек не смог бы реализовать то свое качество, которое отличает нас от животных, – свободу?

Да, человек является образом Божиим, свободным существом, и любое насилие над человеком является его убийством, превращением человека в животное, в машину.

Но остается еще один вопрос. Мы говорили пока только о зле, но не о страдании. Что такое страдание? Это всегда некоторое состояние неправильности. Если у человека что-то заболевает, то человек понимает, что надо это лечить. Боль душевная или физическая есть сигнал о необходимости лечения. Нарушение заповеди послушания Богу в раю, отказ от Бога, стал отказом от жизни и шагом в сторону смерти. Поэтому закономерно появились и страдания. Любой человек понимает, что болезнь и сопровождающие ее боли есть симптом смерти – если не лечиться, то болезнь окончится летальным исходом. Почему сказано было, что мужчина будет зарабатывать хлеб в поте лица своего, а жена будет рожать в муках? Не надо понимать это как жестокое наказание за непослушание. У нормального порядочного атеиста, не знающего догматики, просто волосы дыбом встают. Мне неоднократно приходилось слышать, как атеисты говорят: «И вы этого Бога любите? Который за малейшее непослушание осуждает на мучения и смерть? Вы хотите жить с Ним в раю?!» А решается проблема очень просто. Это не наказание, а, скорее, констатация факта, потому что человек сам избрал этот путь, он сам отошел от жизни, поэтому и сам покинул рай. А Бог, как врач, констатирует этот факт.

Представим себе ситуацию: два друга сидят в ресторане: один водочку заказал, шашлычок, а другой – манную кашу.

– Ты что так? – спрашивает первый.

– Да знаешь, врач не разрешает, – отвечает второй.

– Мой врач тоже мне не разрешал. Но я вот ему тысячу долларов дал, он и разрешил.

Этот абсурдный диалог показывает, что врач существует не для того, чтобы разрешить или запретить пить водку больному человеку, а для того, чтобы поставить правильный диагноз и вылечить, а для этого сам больной должен ограничить себя в некоторых продуктах. Так и Бог констатирует состояние человека: «Извини, но ты смертельно болен, и твоя жизнь будет полна страданий». Это не наказание, это констатация факта.

Страдание в мире и от прачеловека и от каждого из нас, ведь мы совершаем грех каждую минуту и каждую секунду, и живем в смерти и в страдании. Но если мы верим во Христа, то мы понимаем, что это путь, ведущий к истинной жизни, потому что Спаситель сказал, что «Я есть путь и истина и жизнь». И когда мы выбираем этот путь, ведущий к жизни, то тогда мы обретаем то самое первозданное состояние.

Как тогда можно объяснить, что более праведные люди зачастую живут в страданиях, тогда как злодеи и грешники блаженствуют?

Христос нам сказал, что путь в Царствие Небесное – это узкий путь, то есть уже сам по себе этот путь подразумевает некоторые страдания. Почему же такой сложный путь, почему надо входить узкими вратами? Дело в том, что страдание – это необходимый спутник любого труда. Томас Эдисон как-то сказал, что гений – это 1% таланта и 99% пота. Если мы хотим чего-то добиться, то мы должны прилагать усилия, и поэтому сказано, что Царство Небесное силою берется. Но надо также понимать, что есть страдание во имя добра, во имя любви к Богу и к ближнему, а есть бессмысленное страдание. Если я палец себе дверью прищемлю специально, то ни к Богу, ни к раю я ближе не стану.

Вообще же страдание – это мерило того, правильно ли мы живем. Если у нас нет страданий, то мы должны задуматься: что-то, наверное, не так. А когда есть страдания, то мы понимаем, что мы на правильном пути. Именно поэтому мы часто слышим, что Бог посылает испытания действительно тем, кто любит Его, хотя по нашей слабости мы, естественно, не хотим этого.

Приведу такое сравнение: есть два спортсмена, один талантливый, другой не очень. Что скажет тренер более талантливому спортсмену? Естественно, заставит тренироваться по нескольку раз в день, будет постоянно к нему придираться, требовать лучших результатов. А другому может сказать: часок попрыгай, побегай, поплавай и можешь идти домой. Первому он дает страдание, и тот мог бы обидеться, но он понимает, что это сейчас ему тяжело, а потом он олимпийским чемпионом станет. А второй в лучшем случае здоровье поправит. Человеку сначала приходится себя заставлять, а потом вдруг от того же самого начинает получать удовольствие. Но это только в том случае, если ты идешь в правильном направлении.

Сложно все же для человеческой психики принять, что больше страданий попускается Богом для любящих Его.

Важно понять, что Бог для нашего спасения и блага использует наши же ошибки. Бог не творит зло, чтобы использовать его как некоторый инструмент во спасение. Такое понимание было бы разновидностью манихейства. Но Бог использует наши же собственные ошибки для нашей же пользы. Именно в этом плане можно говорить, что страдание есть путь к спасению. Бог не столь бессердечен. Он Сам стал человеком и Сам пострадал, не только телесно, но и душевно, ведь его предали и ученики, и весь богоизбранный народ. Он испытал все страдания, которые только можно представить себе, – и телесные и душевные. Поэтому Бог – не отстраненное существо, равнодушно смотрящее, как Его тварь страдает.

Часто в классической русской литературе можно прочитать, что страдание облагораживает человека, а человек, который живет без страданий, в неге и роскоши, портится. Как сказал апостол Павел «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». И что поразительно, современный писатель Варлам Шаламов, который 25 лет провел в колымских лагерях, фактически повторил слова апостола Павла. Он вывел из лагерей опыт, что в нечеловеческих условиях хорошие люди становятся лучше, а плохие хуже. Чем больше в лагерях греха, тем больше в них добра человеческого. В этом смысле страдания облагораживают человека.

Есть люди, которые умеют преодолеть себя, умеют встать над своими невзгодами и победить свою собственную природу, свой собственный недуг. И мы таких людей уважаем, любим и преклоняемся перед ними. Или люди, которые побеждают недуг других людей, испытывая к ним сострадание. Само слово «со-страдание» означает совместное страдание. Кто-то страдает, а у меня все хорошо, я здоров, но я ему сострадаю.

У великого поэта А.С. Пушкина есть такая фраза: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Зачем, казалось бы, это – жить, чтобы страдать? Мазохизм какой-то. Но нет. Нет страдания – нет жизни. Потому что жизнь – это борьба, совершенствование, движение вперед, а оно всегда сопровождается некоторым усилием. Путь к Царствию Небесному – это путь ввысь. Чтобы взобраться на гору, надо приложить огромные усилия, а вот чтобы упасть с горы, усилий не надо никаких. Падать всегда приятно, особенно если не знать, что тебя ждет внизу.

Недавно прочитал интервью с американским рок певцом, который критикует западную цивилизацию за то, что она создала культ бессмертия. То есть человек живет так, как будто его не ожидает смерть, человек живет для наслаждений. А чтобы наслаждения были абсолютными, надо представить, что они вечные и что никакой расплаты за них не будет. Поэтому не принято ни в литературе, ни в фильмах, особенно в Голливуде, говорить о смерти как о каком-то страдании. Не принято говорить о смерти как о метафизической страшной проблеме, о которой надо всегда думать. Наша цивилизация – это цивилизация, в которой страдания стремятся убрать.

Очень часто считается, что Бог посылает нам страдания в наказание за какие-то наши грехи. Даже апостолы так думали и в парадоксальной форме задали Христу вопрос о человеке, слепом от рождения: «…кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Как мог согрешить тот, кто еще не родился? «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Так что страдания имеют некую иную причину, а не есть просто наказание за грех. В Библии есть книга, которая полностью посвящена проблеме страданий. Это книга Иова. Праведный Иов, как мы помним, не соглашается с тем, что он страдает за какой-то свой грех. Но друзья ему постоянно говорят: «Ты страдаешь, значит ты согрешил». Иов же говорит: «Пусть Бог мне ответит, за что я страдаю. Я чист перед Богом». И Бог ему открывается и говорит: «Перепояшься как муж», – то есть приготовься к поединку, если ты считаешь себя равным Мне. И дальше Иову в этом поединке Бог задает несколько вопросов, суть которых сводится к одному: «Ты говоришь, что в мире многое плохо. Но ты можешь создать хотя бы такой же мир? Не лучше, хотя бы такой же?» – «Нет», – отвечает Иов. – «Но если нет, то о чем ты тогда говоришь?» Есть такая фраза: критиковать легко, сделай лучше. Мы все видим сучок в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Так и здесь, если Иов говорит, что мир плох, то, значит, он знает, как сделать его лучше, а если не знает и тем более не может, то должен жить в том, который создал Бог. И когда Иов понимает и соглашается, принимает мир таким, каков он есть, то есть понимает, что критерий добра и зла в мире не он, Иов, а Бог. И тогда все возвращается в прежнее состояние. Именно в этом состояло грехопадение, когда Адам сказал: «Я – критерий добра и зла». Именно в этом состояло прощение Иова, когда он сказал: «Да, не я, Иов, критерий, а Бог». Поэтому зло и страдание в мире есть необходимое следствие настоящего мира, испорченного первородным грехом. И мы должны принимать мир таким, каков он есть, благодаря Бога за всё, что Он сотворил и сделал для нашего спасения.

Спрашивает Ольга
Отвечает Виктор Белоусов, 04.11.2015


Ольга спрашивает: "Сколько бы и что я не читала, я не могу понять почему страдания очищают душу. При страданиях люди даже могут ожесточаться, и я таких знаю. Очистить душу может только Любовь. , я так рассуждаю. Но хотелось бы понять, почему пишется всё же о том, что страдания душу очищают. Спасибо."

Мир Вам, Ольга!

Таких слов нет в Библии. Соответственно, нужно понять - кто именно так считает, что страдания очищают душу.

Страдания - они есть в жизни любого человека. Но вот отношение к страданиям и последствия - разные. Также может отличаться понимание "нормы", некоего среднего приемлемого образа жизни.

Нашел следующее: "По православному учению, для достижения спасения достаточно с благодарением претерпевать невольные скорби, находящие на человека, но монашествующие для достижения больших ступеней христианского совершенства накладывают на себя произвольные скорби. Эти скорби: болезненный пост, бдение, молитва, смирение, девство и прочее. Богословская основа такого поведения - противопоставление ветхого, плотского, человека - духовному (). Соответственно, при умерщвлении плоти и порабощении её духу можно достичь высших духовных состояний, что и является целью монашества". (Википедия)

"Христианин более чем кто-либо ощущает непостоянство и ничтожность временного и тленного. Его душа невольно рвется туда, где живет вечная Правда. Неся свой крест, он знает, что не напрасно он терпит напасти и гонения, скорби и лишения... Если удары учащаются, слышится как бы неперестающий гром, он знает, что именно тут-то и раскрывается вся нежность Божественной любви.

...Человек высокообразованный и почтенный имел двух красавиц-дочерей шестнадцати и девятнадцати лет. Он был горд отцовской гордостью, чувствуя, что возродился в детях. Но неожиданно младшая была скошена тифом; старшая заразилась от нее и пошла следом... Целую неделю отец не выходил из уединения... Вышел же другим человеком. Его счастье, что он был убежденный христианин. Он понял, что эти удары - ласка Божественной любви. Его взгляд на жизнь земную стал иным. Когда он умер и вознесся от этой жизни, две его красавицы-дочери встретили его, преображенные сиянием небесной славы. Бог разлучил их на мгновение, чтобы соединить в блаженстве вечного света.

Так христианский крест светлеет все ярче и ярче среди испытаний жизни. Драгоценные камни, изумруды все более и более украшают венец на главе того, кто смиренно несет свои страдания. Из этих страданий вытекают свет и красота, чистота и воздушность, которые возносят душу к Богу.

Очищаясь и возвышаясь страданиями, душа расширяется в любви. Страдание животворит и умножает пламень духовной крепости. "Сердце наше расширено" ( ,11), - говорит святой апостол Павел в послании к коринфским христианам. "Ты, страдание, производишь истинных людей", - говорит поэт. Мы видим самую великую и существенную причину страдания: оно расширяет душу и умножает любовь. Чуть было не сказал, что страдание вновь созидает душу, вкладывает в нее красоту глубоких чувств, трогательность, величие. Ни гений, ни слава, ни добродетель без страдания не могут дать человеку истинного величия. Вот почему все святые герои, гении, все великие души были воспитанниками страданий. Лавровый венок всегда покоился лишь на измученном челе. Никогда душа не раскрывает своих сил в более трогательной и истинной красоте, как перед лицом страданий, когда она забывает себя ради ближнего. Это высшие красота и величие. Один мыслитель сказал: "Знаете, в чем завидуют нам ангелы? Ни в чем, кроме того, что мы, люди, можем страдать ради Бога, а они никогда ради Него не страдали".

Величие и красота души расположены по ступеням, по силе страдания. На вершине те, у которых горит на челе пламя добродетели и страдания, ниже - менее страдающие и более легкомысленные, еще ниже встречаешь уже смеющихся. Высота страдания кладет на душу красоту серьезности как спутницу великих людей. Лицо, как и сердце, становится более прекрасным и одухотворенным."

В разных культурах и народах есть разное отношение к страданию . Интересно заглянуть именно в социокультурный пласт. Приведу цитаты из автореферата по диссертации "Плач как феномен русской культуры" Коныревой И.В. Сама диссертация была защищена в 2003 году в Комсомольске-на-Амуре. Текст написан не самым простым языком, но это интересно для понимания корней данной концепции :

" Специфика менталитета русской культуры обусловлена природно-географическими особенностями, своеобразием геополитического положения и религиозным двоеверием. В русской культуре осуществился значительный духовный синтез греко-византийской веры и славянского язычества. Поэтому, уникальный синтез христианских и языческих элементов существенно повлиял на формирование двух начал русской культуры: смехового и плачевого. Доминирование одного или другого начал в культурно-историческом процессе определяет тип мироотношения, ценностно-смысловые парадигмы и специфику поведенческих моделей.

Исследованная нами «подчеркнуто дуальная» (Н.А. Хренов) эпоха Средневековья была наиболее значимой в процессе формирования плачевой основы русского менталитета и культуры. В православной вере доминирует идея всеобщего греха и порочности земного мира. Истинный верующий должен всем сердцем и помыслами стремиться в мир чистоты и благости, туда, где нет зла и страдания, в мир, дающий избавление. Самое главное избавление - избавление от мучительного, порой трагического раздвоения души и плоти.Значительное влияние на процесс формирования русского «иррационального» и «чувствительного» (И.В. Кондаков) православного менталитета оказало византийское мистическое учение. Нравственно-психологические основы исихазма заложили в православной культуре «слезные» традиции. Согласно их учению, плач воспринимался как способ излияния глубинной печали, как возможность открытия души самому Богу, как слезная исповедь о своих прегрешениях. Начала духовной свободы и иррационального мироощущения, заложенные последователями исихазма - «нестяжателями», - во многом определили психологическую глубину переживаний, молчаливое «очищение сердца» слезами, способствовавшее формированию плачевой основы русской культуры.

Феномен двоеверия в Древнерусской культуре обусловил специфику «диссонансного» мировоззрения, основанного на остром ощущении дисгармонии и несовершенства земного мира. Это определило существование таких антропологических констант в русской культуре, как «экзистенциальная печаль», склонность к страданию и состраданию. Специфическое душевно-психологическое состояние тоски, рожденное ощущением богооставленно-сти, несбыточности идеала «должного», осмысляется в диссертационной работе как трансформированная форма плача.

В периоды исторической нестабильности смех, наряду с плачем, становится выражением общественных настроений и поведения. Однако эсхатологическая сущность русской культуры не позволяет осмыслять смех кризисных эпох как жизнерадостный, он, скорее, «плачевый» («смех сквозь слезы»). Такая семантическая трансформация смеха нашла свое отражение в юродстве, в творчестве бродячих слепых певцов и, отчасти, скоморохов. Скоморошечий смех кризисного периода был нерадостным: его природа - сатирическая, а не комическая. «Двухполюсность» (Г.П.Федотов) русской ментальное™ во многом детерминирует «двухслойность» русского смеха, связанного с идеей фатализма. Восточные элементы (фаталистичность, покорность) русского менталитета пронизывают смех трагическим чувством. Итак, смеховая культура Древней Руси парадоксальным образом вбирает в себя плачевое начало.

В Средневековую эпоху плач проявился не только на уровне поведенческой модели, но и получил свое воплощение в культурных текстах: обрядовых, литературных, живописных, музыкальных. Плач рассмотрен нами как мотив, характерный для многих художественных произведений Древней Руси, и как жанр, сформировавшейся под воздействием фольклорных традиций и благодаря византийскому (исихастскому) влиянию.

Преобладание «женского» начала в русской ментальности, актуализирующее иррациональность, фатализм, покорность, склонность к жертвенности, страданию и состраданию, также определяет «плачевость» как укорененную основу русского менталитета."

Для сравнения мы можем прочитать понимание страданий и духовного роста из другой культуры - иудейской. Речь также идет о том, что в страданиях мы можем чему-то научиться, но взгляд чуть другой - страдания есть данность бытия, но не ставятся в качестве основного инструмента для духовного просвещения:

Есть вопросы, которыми человек задается на протяжении всей своей жизни. Почему в мире так много страдания? Что мы делаем в случае душевного или физического страдания? Почему Б-г допускает, чтобы праведные люди страдали от чрезмерной боли?

В самые тяжелые минуты отчаяния нельзя забывать, что именно глубокая вера дает нам силы как-то примириться с нашей болью, противостоять ей. В мире без Б-га боль, страдание абсолютно напрасны. Но в мире, которым управляет Б-г, боль, даже если она и не покидает нас, можно принять как средство познания жизни. Она толкает нас на поиск ответов, на выяснение наших отношений с Б-гом, на получение дальнейшего жизненного опыта.

Таково испытание, которое приносит с собой боль. Позволите ли вы ей ослабить вас или будете рассматривать ее как катализатор для более глубокого погружения в себя и свои верования? Дадите ли охватившим вас эмоциям исказить ваше внутреннее чувство правды или признаете боль тем горнилом, из которого сможете выйти более сильным, чем были ранее?

Один из главных вопросов, требующих нашего ответа, заключается не только в том, почему мы иногда испытываем большую боль, но и в том, чему мы можем у нее научиться.

Если вы рассматриваете жизнь как существование, ограниченное определенным пространством и текущим временем, непосредственностью материального бытия, вас непременно будет пугать все, что ему угрожает. И это, естественно, будет вас огорчать. Если же наряду с физической реальностью вы видите более широкую картину духовной реальности, боль оказывается лишь одним из компонентов этой реальности. Страдание, физическое ли оно, эмоциональное или духовное, имеет свои границы, тогда как жизнь бесконечна. И, что немаловажно, она оказывается полем вашего длительного участия в ней. В связи с этим вам следует познать ту положительную энергию, которую образует ваше страдание. Подобно тому как несколько капель драгоценного масла может быть извлечено лишь при раздавливании оливок, через страдание мы можем прийти к пересмотру смысла жизни, к более полной приверженности нашему духовному развитию.

На первый взгляд, цель нашей жизни сводится к достижению материального благополучия, обеспечивающего кратковременное счастье. В конце концов мы убеждаемся в том, что это неосновательная и не имеющая смысла цель. Истинная, высокая цель состоит в испытании своих сил совершенствовать материальный мир. Жизнь – это и есть испытание своих сил, возможности творить добро и зло, способности выбирать между тем и другим. Без этой способности жизнь потеряла бы независимость и, следовательно, смысл.

Боль и страдание являются итогами этой независимости, а также раздвоенности тела и души. Создавая гармонию между ними, переходя от физической, одномерной жизни к духовной, двухмерной, вы приступаете к преобразованию своей боли в поучительный опыт и положительную энергию.

Перестройка жизненной перспективы не может быть легко осуществлена. Она требует строгой дисциплины и сосредоточения усилий на учебе, молитвах и добрых делах. При этом в вашу жизнь внедряется система более высоких ценностей, что является достойным ответом на страдание. Даже если страдание и не будет облегчено, оно окажется кратковременным симптомом долговременной причины, которую вы теперь можете рассмотреть.

Задача состоит в том, чтобы установить, каким образом боль может стать скрытым благословением и как преодолеть боль, восстановить гармонию между телом и душой. Подумайте о неизбежном разочаровании, предшествующем созидательному росту, или о муках, испытываемых женщиной при родах. Независимо от того, как велико страдание, оно в конечном итоге поглощается той добротой, образованию которой способствует.

Пробираясь ощупью, спотыкаясь по жизни, мы задаемся рядом вопросов. Обретем ли мы когда-нибудь подлинное счастье, покой в самих себе, удастся ли нам наполнить нашу жизнь смыслом? Или в ней навсегда поселились страх и неясность? Восторжествуют ли в этом мире добродетель и сердечность? И если нет, то как сможем мы оправдать перед собой и своими детьми необходимость следовать моральным и этическим принципам? Действительно, человеческая природа стремится к высшей цели, но какой смысл так тяжело трудиться над тем, чтобы придерживаться высокой духовности, если это никуда не приведет?

Ответом на эти вопросы служит только одно слово – избавление, символизирующее свет в конце туннеля нашей жизни. Избавление – это разговор Б-га с нами о том, что причина, по которой Он сотворил мир, будет в конце концов воплощена – добробудет править и наша жизнь может наполнится смыслом. Избавление – это неотъемлемая часть и плана Б-га, и человеческой жизни. Без избавления она оставалась бы бессмысленной, как никогда не кончающийся туннель в темноте, с незначительной осведомленностью об альтернативе и без надежды увидеть когда-либо свет.

Но что означает избавление, от чего нам необходимо избавиться? Мы нуждаемся в избавлении от опасности быть затянутыми в сети темноты материального мира, которая затрудняет наши поиски смысла жизни, делает ее вялой и бесцельной, наполняет сомнениями и страхом.

Б-г наделил нас Б-жественной искрой, которая, если ее раздувать, позволит осветить все вокруг и уверенно идти вперед.

Избавление – это не событие, которое происходит в конце нашей жизни на земле. Это нарастающий процесс, зарождающийся с нашим появлением в мире. Каждый добрый поступок поднимает нас на одну ступеньку, приближает к завершению этого процесса.

Мы понимаем, что мир совсем не идеален, но ищем идеала. Мы видим вокруг страдания и трудности, но мечтаем о спокойствии и благополучии.

То же самое происходит на коллективном и глобальном уровне. Во все времена люди отдавали свои знания, ум и сердце для того, чтобы облегчить жизнь человечества. Созданы новые политические и экономические системы, получили развитие промышленность и сфера предпринимательства, значительное внимание уделяется образованию. И все это имеет своей целью совершенствование мира, общества. Людей не покидает надежда на лучшее будущее.

Таким образом, все мы ждем избавления. Не надо бояться этого слова. Избавление – это не обязательно религиозное или духовное понятие. Оно означает свободу.

("К жизни, полной смысла" Менахем-Мендл Шнеерсон)

Что Библия говорит по поводу страданий, очищения и любви? Что приводит к духовному росту?

Любовь к Богу и всему, что связано с Богом - как действие:

2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!

8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.

97 Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

Принятие любви Божьей к нам:

1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.

6 ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.

7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, -

8 но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Слушание Божьего Слова:

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;

8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,

9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Наша реакция на обличения и наказания:

4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,

5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9 Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени

13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

Все это работает в целостности. Кто-то может делать акцент на страданиях, кто-то на служении, кто-то - на любви. Но одно без другого невозможно. В любом случае мы сталкиваемся со страданиями и нам нужно реагировать, адаптироваться. Мы сталкиваемся перед нуждами других, чтобы помочь (или не помочь) и это тоже предмет роста. Через различные обстоятельства и веру мы переживаем Божью любовь и сами начинаем испытывать эту любовь к Господу - и это есть основополагающий мотив.

Благословений Божьих,

Читайте еще по теме "Нравственность выбора, этика":

29 окт Сегодня сорвался и с матерными словами спросил, обращаясь к Богу, в чем же Его помощь? (Сергей) Сергей спрашивает: Здравствуйте! Моя очень пожилая мать, да и сам я немолод, мучается от головных болей и не всегда понимает смысл того, что я ей объясняю. Лекарства практически не помогают. Сегодня сорвался и с матерными словами спроси... 18 29 апр Добрый день, Владимир!В данном случае я вижу, что это было неуместно, Иуда осознавал на что он идёт и какие есть гарантии. Он покончил жизнь самоубийством и слова обличения в его адрес, сомневаюсь что привели бы к изменению решения, а только...

В этой статье хотел бы рассказать о нескольких методах, которые позволяют избавиться от психологического страдания. До этого на сайте уже была статья « ». Однако, методы, предложенные там, относились скорей к иному образу жизни. Здесь же, мы рассмотрим достаточно конкретные практические техники.

Дыхательный метод

Необходимо сделать несколько глубоких, осознанных вдохов и выдохов. Во время вдоха Вы как бы осознаете, что вдыхаете Вашу жизненную энергию, счастье, здоровье и все самое лучшее. Во время выдоха, Вы выдыхаете страдание и боль. Если почувствовать это напрямую не получается, можно просто представить, словно у Вас это получается. Как правило, срабатывает почти мгновенно. Достаточно всего два-три вдоха и выдоха. Эффективность этого метода объясняется тем, что дыхание напрямую связано с энергетикой. Мы вдыхаем энергию, чтобы жить. Осознание дыхания в таком ключе привязывает переживания к течению энергии дыхания, и во время выдоха, вы действительно будете избавляться от всего лишнего. Если Вы материалист, можно объяснить для себя этот эффект самовнушением. Ведь, по сути, психологическое страдание – также, всего лишь самовнушение.

Расслабление

Практика расслабления одна из самых важных и на сайте описывалась неоднократно. Если быть кратким, суть в том, что причиной любого страдания являются блоки в психических каналах, по которым движется жизненная энергия. Во время напряжения там, где должно быть движение, энергия стопорится, что и вызывает страдание. Причиной напряжения является неприятие — отказ проживать собственные переживания, которые в итоге такой блокировки уходят на уровень подсознания. Соответственно благодаря расслаблению мы проходим через обострение подавленных переживаний, и постепенно от них освобождаемся, при этом переживая облегчение, словно нечто тяжелое и ненужное отвалилось и стало легче жить.

Выключение внутреннего диалога

Необходимо воспринять этот метод как можно проще и практичней, и выполнять его просто и конкретно. Это — реальный метод, благодаря которому можно вынести любую психологическую боль. Выключение внутреннего диалога – это начало. Затем необходимо выключить фантазирование и мышление на какие-либо конкретные бесполезные темы. Лучше всего, если это происходит при помощи расслабления. Иначе, напряженное подавление мышления, может привести к тому, что мысли «набросятся» на разум с удвоенной силой. Психологическое страдание по большей части вызвано оценками, идущими от ума. Тяжелые мысли, с которыми страдание вступает в трение, заставляют переживать неприятие жизни и утонченное психологическое напряжение. Можно сказать, что неприятие жизни – одна из граней страдания как такового. Расслабление ума ведет к растворению болезненной рефлексии. Когда ум выключается, внутренний оценщик уходит, и в месте с ним уходит психологическая боль.

Созерцание «я»

Терпение

Осознание смысла происходящего дарует терпение. Необходимо помнить, что страдание развивает и закаляет личность — то есть делает нас сильней. Монахи терпеливо выносящие трудности становились святыми. Конечно, это не должно превратиться в мазохизм и самобичевание. Но каждому человеку в жизни в отдельные периоды необходимо совершать смелые шаги, и терпеливо справляться с трудностями.

Молитва

Этот метод, если можно назвать молитву методом, помогает в самых тяжелых жизненных ситуациях. Когда ничто не может помочь, человека спасает .

Общение

Обыденное общение на мирские темы – то, что помогает отвлечься от рефлексии и поглощенности тяжелыми мыслями. Однако куда более мощный эффект оказывает общение в ситуации, когда сознание не может найти никакой опоры. Если неосторожный мистик каким-то образом перепрыгнул необходимые этапы развития, и его занесло в состояние, где личность не способна найти опор, но еще в них нуждается, общение магическим образом быстро возвращает сознание на привычные рельсы.

Метод погружения в страдание

Это, пожалуй самый кардинальный и непростой метод. Как известно, чтобы избавиться от какого-либо переживания, иногда просто необходимо его усилить и полностью прожить. Тогда переживание сгорает, исчерпывает себя и человек переживает облегчение, катарсис. Иногда на физическом уровне это может привести к головокружению. Если в это время ощущается тошнота, возможно лучшим способом будет выпить литр теплой воды и вызвать рвоту.

Настройка на любовь

Этот метод притягивает позитивную, гармоничную энергию, состояние, в котором все страдания растворяются. Если, например, причиной Вашего страдания является поступок другого человека, необходимо сделать кардинальный для Вашего самолюбия шаг, и пожелать Любви и тепла обидчику. Иногда это крайне сложно. Однако здесь можно подойти практично. Спросите себя: нужно ли Вам страдание? Обидой и злостью Вы делаете хуже лишь себе самому. Если пожелать тепла и любви чужому человеку, этим, Вы, по сути, привносите тепло и любовь в ту область Вашего бытия, где ощущалось страдание, связанное с этим человеком. Если внешних причин нет, просто почувствуйте, что источник любви находится в сердце Вашего существа. Если не получается почувствовать, просто представляйте это. Этот метод можно использовать даже, когда все хорошо. Мастера говорят, что единственный способ идти по жизни без психологических напряжений – любовь ко всему живому.

Предметом доказывания по гражданскому делу является совокупность юридических фактов (юридический состав), образующих основание иска. В деле по иску о компенсации морального вреда это виновное, а в определённых законом случаях и безвиновное совершение ответчиком противоправного деяния, в результате которого истцу причинены нравственные (или физические) страдания. Процессуальное законодательство требует также доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются. Таким образом, истец самостоятельно должен доказать факт причинения ему вреда.Анализ судебной практики даёт основание утверждать, что в подавляющем большинстве исков с требованиями о компенсации морального вреда сумма, заявляемая в качестве таковой, как правило, ничем не подтверждается.Для того, чтобы избежать противоречия с требованием ст.

Что такое нравственные страдания?

Страдания — это чувства, эмоциональное состояние человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику, здоровье событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие и другие ценности. Эмоциональный профиль страданий считается одним из сложных, поскольку собственно страдание отдельно, в чистом виде, наблюдается крайне редко.


Обычно страданию сопутствуют страх, психическая напряженность, посттравматические стрессовые состояния, гнев, импульсивность, аффект, чувства вины, стыда, другие негативные психические, эмоциональные состояния. Наиболее распространена связь страданий и страха, страданий и стресса (фрустрации).
Так, угроза, реальная или мнимая (запугивание), совершить то или иное преступление против личности может вызвать страх.

Консультация юриста: что такое моральный вред и нравственные страдания?

РЕЗЮМЕ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ Понятие о психических (УК РФ) и нравственных (ГК РФ) страданиях. Давно замечено, что человек — не только существо разумное, но и в не меньшей мере — существо страдающее.

Инфо

Как подметил наш великий русский поэт, «страдать — есть смертного удел». По тому, как люди переносят житейские невзгоды, как они ведут себя в состоянии стресса, проявляют индивидуальный стиль реагирования, переживаний различных неблагоприятных факторов, в том числе криминального характера, мы судим о переживаемых ими страданиях, оцениваем их состояние психики.


Не случайно законодатель в целый ряд правовых норм уголовного и гражданского законодательства ввел такие понятия, как «психические страдания» (ст. 117 УК), «нравственные страдания» (ст. 151, 1101 ГК).

Доказывание нравственных страданий в исках о компенсации морального вреда

Ненадлежащим ответчиком является лицо, в отношении которого исключается его принадлежность к спорным обстоятельствам. Так как моральный вред возмещается причинителем при наличии вины ответчика, его замена в таком случае является обязательным условием для установления истины в рамках процесса.

При замене ненадлежащего ответчика не требуется его согласие. Оно необходимо только со стороны истца. При несогласии истца на замену ненадлежащего ответчика суд может привлечь это лицо, как второго ответчика.

Второго ответчика нельзя рассматривать как соответчика, ведь его интерес в процессе противоположен интересу основного фигуранта дела. если должник не платит В ближайшем будущем планируется разработка законопроекта, который даст возможность лишать водительских прав лиц, с задолженностью больше 10.000 рублей.

Психические и нравственные страдания

На вопрос облагается ли такой ущерб ндфл дает предельно ясный ответ ст. 217 НК РФ: законодательно установленные компенсации вреда, причиненного жизни или здоровью, не облагаются налогом на доходы физических лиц. Что касается ответа на вопрос, облагается ли налогом компенсация юридическому лицу, то в этом случае стоит исходить из норм главы 23 НК РФ. Подоходный налог уплачивается, так как нет оснований для его исключения из общей суммы прибыли организации. проблемы возмещения душевного урона в гражданском праве Основная проблема относительно получения возмещения подобного урона – это доказывание и доказательства понесенных потерь. Если физические страдания доказать значительно проще, то с душевными травмами возникают сложности.
Фактические данные, которые подтверждают страдания, должны быть крайне убедительными для суда, иначе на получение компенсации рассчитывать не придется.

Моральный вред

Ущербом считаются любые неблагоприятные изменения существующих имущественных и неимущественных благ. Он выражается в физических и душевных страданиях, которые возникают из-за нарушения нематериального права.
Таким образом, его видами могут считаться:

  • посягательство на жизнь и здоровье потерпевшего, его родственников;
  • незаконным лишением свободы или права;
  • раскрытие семейной, личной или врачебной тайны;
  • нарушение тайны переписки, обмена сообщениями;
  • распространение несоответствующих действительности сведений, которые порочат честь и достоинство человека;
  • нарушение авторских и прочих личных, неотчуждаемых прав.

В целом моральный вред условно можно поделить на две большие группы: тот, который связан с физическими страданиями лица или его близких, а также тот, который связан с моральными переживаниями личности.

Чем нравственные страдания отличаются от моральных?

Чаще всего возмещение ущерба в криминальном праве связано с существованием вреда первой группы. Моральный урон в гражданском праве имеет больше общего с ситуациями, которые выражаются нравственными страданиями. правопреемство

Согласно ст. 20-23 Конституции РФ неимущественными правами являются те, которые не могут быть отделены от определенного человека. Но в случае с возмещением морального вреда возможно правопреемство.

Личные неимущественные права и прочие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться третьими лицами, в том числе и его наследниками (ст. 150 ГК РФ). Таким образом, признак непередаваемости личных прав не влияет на их защиту и осуществление после смерти лица.

экспертиза При определении размеров компенсации урона суд учитывает такой фактор, как степень физических и нравственных страданий потерпевшего (ст. 151 ГК РФ).

Какие бывают нравственные страдания

Что же означают понятия моральный вред и нравственные страдания в смысле юридическом и общечеловеческом? Современная интерпретация определяет моральный вред (или ущерб) как неблагоприятные перемены, которым подвергаются охраняемые законом человеческие блага, имущественные либо неимущественные, приводящие к нравственным или физическим страданиям.человека. Личные неимущественные блага перечислены в статьях 20-23 Конституции и ч.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Это жизнь, здоровье, свобода, личная неприкосновенность, право свободного передвижения, честь и достоинство, доброе имя и деловая репутация, личная и семейная тайна, выбор места проживания, авторское право и другие нематериальные блага, которые человек получает от рождения или по закону и которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми другим лицам.

Иная сложность возникает при установлении степени вины нарушителя и степени моральных страданий нарушителя. Во многом это остается субъективным мнением суда, даже при наличии заключения эксперта.

И логика в этом присутствует. Ведь кто, кроме самого потерпевшего, может реально оценить степень воздействия негативных эмоций на жизнь человека? возможна ли компенсация на будущее Любой вред является реальным, а не абстрактным понятием. Получить компенсацию за возможный урон, который ожидается в будущем, невозможно.

Внимание

Ведь как подтвердить урон в таком случае, если нет ни физических, ни душевных страданий, иных неимущественных потерь. Возмещение вреда в будущем возможно только в отношении материального ущерба.


Именно он предполагает покрытие убытков, связанных с упущенной выгодой в прошлом или будущем времени.
Таким образом, моральный вред и вред здоровью сводятся к единому понятию, называемому неимущественным вредом. Как же определяется понятие здоровья? Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

И любые неправомерные действия либо бездействие в отношении гражданина способны лишить его, как минимум, одной из составляющих такого благополучия. Из этого следует, что по своей сути моральный вред и вред, наносимый здоровью, частично совпадают, поскольку страдающий человек непременно утрачивает благополучие психическое.

Теперь рассмотрим понятие страдания. Что же это за состояние? Страдание — это эмоциональное состояние человека, обусловленное негативными переживаниями, возникающими под действием травмирующих его психику событий и влияющими на его настроение, самочувствие и, само собой разумеется, здоровье.

Какие бывают нравственные страдания и в чем они выражаются

За причинённый моральный вред может последовать ответственность, рамки которой формируются судебным решением. Получение личностью морального вреда, возможно, после определённых событий, а именно:

  • Смерти близких;
  • Невозможность вести нормальный образ жизни;
  • Потеря работы;
  • Огласка врачебной тайны;
  • Клевета, порочащая репутацию гражданина;
  • Физическая боль от увечий;
  • Болезни вследствие пережитых негативных событий.

Нравственные страдания, влияя на психическое и физическое здоровье личности, определяют характер физических и нравственных страданий. Исходя из этого, их можно подразделить на степени:

  1. Лёгкие страдания.