Процессе исследования были использованы следующие. Какие бывают методы исследования в курсовой работе. Традиционно, методы в научной работе делятся на

В ходе исследования применялись следующие методы Анализ документов. Документами в психодиагностике называют специальные материалы - письменные, фонетические, кино-видео, - и фотоматериалы, обеспечивающие возможность накопления, хранения и передачи отдельной информации о человеке. Знакомство с документами, как правило, позволяет составить самое общее представление о личности изучаемого, выработать предварительную гипотезу 9тносительно некоторых его свойств и качеств, спланировать дальнейшее изучение индивидуально -психологических особенностей с помощью других методов.

Обращение к документам позволяет получить информацию о биографических данных человека, состоянии его здоровья, моральных и психологических качествах, отношениях с товарищами и поведении в коллективе, устойчивости военно-профессиональной направленности, особенностях уже имеющегося профессионального опыта, сделать предварительный вывод о степени соответствия индивидуальных свойств и качеств добровольца требованиям военной профессии. Таким образом, наличие хорошо отработанных документов позволяет в условиях военного комиссариата получить более обоснованную информацию о кандидате и фазу выявить явно непригодного кандидата.

Выводы о качествах личности кандидата, выявленных на основе документальных источников, уточняются и дополняются с помощью других методов психодиагностики, в частности, наблюдения.

Наблюдение. Это один из наиболее объективных и надежных методов оценки индивидуально-психологиеских качеств человека Оно представляет собой целенаправленное и систематическое восприятие действий, поступков, поведения респондента., его отношений к различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех факторов, которые могут характеризовать направленность, способности, другие свойства и качества личности.

Цель наблюдения - выявить динамику и особенности проявления в реальной жизнедеятельности тех индивидуально - психологических качеств, которые определяют успешность подготовки человека к военной службе. В ходе наблюдения особый интерес представляют ситуации, связанные с адаптацией к новым условиям, с преодолением трудностей, выполнением заданий, требующих самостоятельности, инициативы, волевых качеств, организаторских способностей, творческого мышления.

Одной из задач методов наблюдения следует считать оценку нервно-психической устойчивости. При решении этой задачи наблюдения целесообразно прежде всего сосредоточить на особенностях моторики, стиль взаимоотношения с окружающими, реакциях сложных критических ситуациях.

В ходе наблюдения о нервно-психической неустойчивости могут свидетельствовать следующие признаки:

Заикание, неловкость, угловатость движения;

Подергивание век и щек, закусывание губ, частое моргание, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенная потливость рук и всего тела;

Развязное поведение, вспыльчивость, раздражительность, частые конфликты с товарищами, отсутствие эффекта от замечаний и бесед;

Изменчивость настроения, легкость возникновения эмоциональных реакций и конфликтов, тенденция к совершению необдуманных поступков;

Нерешительность, излишняя застенчивость и робость или, наоборот чрезмерная общительность, расторможенность, нетерпеливость и суетливость;

Неспособность долго переживать высокий уровень внимания, вялость, значительная зависимость работоспособности от настроения и заинтересованности;

Лживость, «театральная» обидчивость, болезненное самомнение, постоянное обвинение окружающих в несправедливости к себе, претензия на исключительное положение в коллективе.

Результаты наблюдения фиксируются в «Листе наблюдения» (Приложение 1).

Индивидуальная беседа. Беседа один из важнейших и наиболее действенных методов изучения личности. Она позволяет установить прямой контакт и оценить те индивидуальные особенности.. Которые не всегда удается определить с помощью других методов психодиагностики. Беседа в ходе профессионально психологического отбора проводится сотрудниками военкомата Она требует тщательной подготовки, четкого определение целей и последовательности постановки различных вопросов. Также важное значение имеет также выбор места и времени разговора, перед началом беседы следует тщательно ознакомиться с результатами анализа документов, с данными наблюдения и других методов.

Беседа проводится в отдельном помещении, в спокойной товарищеской обстановке. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их следует так, чтобы они способствовали развертыванию единично, целостного рассказа кандидата о себе, своей жизнедеятельности, своих интересах и наклонностях. Очень важно в процессе беседы выяснить насколько способен кандидат критически оценивать свои способности и возможности. Индивидуально - психологические качества кандидата., проявляемые им в той или иной деятельности, оцениваются в беседе непосредственно через систему взглядов, суждений и отношений к труду, окружающим людям и самому себе.

Таким образом, при оценке личностных качеств кандидата необходимо обратить внимание не только на высказывания кандидата, но и попытаться выяснить насколько они не расходятся с его реальными поступками и достижениями.

Вся полученная информация сопоставляется со сведениями, отмеченными по результатам изучения документов в «Листе результатов анализа документов и беседы». (Приложение 2) Выявленные в процессе беседы дополнительные данные регистрируются там же.

Анкетирование. Это один из наиболее популярных и проверенных методов исследования личности. Оно помогает (в дополнение других методов) выявить основные события и факты жизненного пути человека, оценить их влияние на становление личности, определить особенности формирования и проявления в реальных условиях жизнедеятельности основных интересов и склонностей, нравственных качеств, профессиональных намерений, обоснованность и устойчивость мотивов поступления на военную службу. Анкеты анализируются не по отдельности, а в совокупности всей полученной информации.

Методики психологического и психофизиологического обследования «Методика S-тест» (Приложение 3) служит для оценки способности к оперированию образами, а также - темпа мыслительных операций. Сущность ее состоит в следующем: испытуемому необходимо определить, частью какой из четырех предложенных фигур является каждый из 150 предлагаемых фрагментов. Обследование проводится на регистрационном листе. Обработка результатов обследования путем подсчета по «ключу». Время решения задач ограничено пятью минутами. Для объяснения используется демонстрационный плакат.

Методика «Установление закономерностей» (Приложение 4) служит для оценки особенностей процесса мышления (активности, сообразительности) и оперативности памяти. Сущность методики состоит в следующем: испытуемому необходимо определить, какое слово зашифровано символами в задании или такое слово отсутствует. Всего на стимульном бланке представлено 30 заданий. Результаты обследования фиксируются на регистрационном листе. Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества правильно выполненных в соответствии с «ключом». Время выполнения заданий методики 8 минут. Для

Методика «Арифметический счет» (Приложение 5) направлена на исследование вербально - логического мышления, оперативной памяти, внимания, счетных навыков, оценку темпа мыслительных операций. Содержит 30 заданий. Сущность методики заключается в устном выполнении арифметических действий с целыми числами в пределах от 1 до 100, приведенных на стимульном бланке. Результаты отмечаются испытуемым на регистрационном бланке для оценки используется количество правильных ответов, совпавших с «ключом». Для объяснения используется демонстрационный плакат.

Методика исследования особенностей мышления МИЭМ-2 (Приложение 6) позволяет исследовать способности к абстрагированию и оперированию вербальными понятиями. Содержит 20 заданий, которые необходимо выполнить за шесть минут. Ответы испытуемый отмечает на регистрационном листе. Оценка осуществляется с помощью «ключа» по количеству правильных ответов. Для объяснения используется демонстрационный плакат.

16-факторный личностный опросник Кэттела. оценивает характерологические качества личности, во многом определяющие особенности ее поведения, социальной адаптации и профессионального становления. Методика состоит из 105 вопросов, отражающих обычные жизненные ситуации, на которые предлагается три варианта ответов (а, в, с), задача испьпуемого выбрать один из них Время обследования ориентировочно 25-30 минут. Ответы заносятся испьпуемым в регистрационный лист, а затем обсчитываются с помощью «ключа». Совпадение ответов с пунктами «а» и «с» оценивается двумя баллами, а с пунктом «в» - одним баллом. Исключение составляет шкала фактора «В». Здесь за каждое совпадение с «ключом» присваивается один балл. Сумма баллов по каждой группе вопросов дает в результате значение фактора Максимальная оценка по каждому фактору в результате дает 12 баллов, по фактору «В» - 8 баллов.

Все 16 факторов представлены в биполярной форме (высокие значения -низкие значения):

А- сердечность, доброта- обособленность, отчужденность;

В - высокий интеллект, умный - низкий интеллект, глупый:

С - эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость;

Е - настойчивость, напористость - покорность, зависимость;

F - жизнерадостность - осторожность;

G - высокая совестливость - недобросовестность;

Н - смелость - робость;

I - мягкосердечность, нежность - суровость, жестокость;

L - подозрительность - доверчивость;

М - мечтательность - практичность;

N - проницательность - расчетливость;

О - склонность к чувству вины - самоуверенность;

Q1 - гибкость - ригидность;

Q2 - самостоятельность - зависимость от группы;

Q3 - высокий самоконтроль поведения - низкий самоконтроль поведения;

MD - адекватность самооценки.

Многоуровневый личностный опросник « Адаптивность». (Приложение 7), Методика оценивает способность к социально-психологической адаптации. Теоретической основой методики является представление адаптации, как постоянном процессе активного приспособления человека к новым условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточное развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к антисоциальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней. Время выполнения методики 25-30 минут. Методика «Адаптивность» содержит 165 вопросов. На каждый вопрос обследуемый может отвечать «да» или «нет». Ответы на вопросы заносятся в регистрационном лист.

При определении профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу по контракту; подсчитываются результаты по шкалам «достоверность» (ДХ «нервно-стистическая устойчивость» (НПУ)-«адаптивные способности « (А), «коммуникативные способности (Ю, «моральная нормативность» (МН). Обработка результатов заключается в подсчете количества ответов., совпавших с «ключом» . По шкале «Д» оценивается степень достоверности ответов. В случае, если общее количество ответов. Совпавших с «ключом», превышает 10. то полученные результаты считаются недостоверными из-за стремления испьпуемого как можно больше соответствовать социально - желаемому типу и проводится повторное его обследование.

Математические методы. Математические методы используются как средство повышения надежности объективности, точности поучаемых данных Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Математические методы используются психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Данные методы становятся необходимыми, когда в эксперименте исследователь работает одновременно с несколькими переменами, с набором гипотез предполагающих вовлечение в исследования большого массива эмпирических данных.

В нашей работе использовался метод ранговой корреляции Спирмена который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками

Не будет полным, если указана только актуальность, цель или задача. Во введении обязательно описывается методология курсовой . Делается это путем перечисления тех приемов, которые были использованы во время проведения исследования.

Приведем примеры того, как описывается методология курсовой работы:

  • «Для достижения цели были использованы следующие методы исследования в курсовой работе : системного анализа, теоретического обобщения, анализа и синтеза, дедуктивный».
  • «Методологической основой исследования являются методы теоретического обобщения, системного анализа, анализа и синтеза, система показателей анализа финансовой устойчивости и другие, которые были использованы для обработки информации».
  • «Исследование выполнялось с помощью общенаучных методических приемов (индукция, дедукция, синтез, анализ), экономико-статистических способов познания (анализ динамических рядов, группировка, графический). Обработка информационного обеспечения осуществлялась с использованием современных информационных программ».
    Как видите, не нужно расписывать суть или место использования каждого метода.

Рассмотрим наиболее распространенные методы исследования в курсовой работе

Методы научного познания в курсовом проекте

Традиционно, методы в научной работе делятся на

  • теоретические
  • практические (или же эмпирические)

Это не означает, что некоторые науки никогда не используют, например, практические подходы.

Наиболее часто используются теоретические методы в курсовой, пример:

  • синтез,
  • сравнение,
  • обобщение,
  • анализ научной литературы,
  • разработка классификации.
  1. Анализ. При его применении предмет разделяется на несколько частей, которые потом изучаются по отдельности. Он создает возможность для студента рассмотреть явление или процесс деятельности в разных соотношениях, при этом выделяются самые существенные свойства и связи. У студента возникает возможность благодаря своему мышлению одновременно охватить значительное количество фактов, выявить возможные взаимосвязи между ними.
  2. Синтез. Благодаря ему происходит объединение частей воедино путем понимания взаимосвязи между ними. Он дает возможность изучить объект как некое целое. Именно, используя прием синтеза, мы имеем возможность воссоздать группу предметов исследования как систему связей, взаимодействий, акцентировать внимание на наиболее существенных компонентах. По сути, это зеркальное отражение предыдущего способа познания.
  3. Индукция. При использовании этого приема из частных явлений, событий или особенностей выводятся некие общие закономерности или принципы. Он особенно эффективно используется в тех исследованиях, когда основу положен опыт, эксперимент или наблюдения, дающие возможность сбора эмпирических фактов. Изучая эти факты, исследователь устанавливает явления, которые имеют повторяющийся характер, на этом основании выстраивает индуктивное умозаключение. Таким образом, логика мышления переходит к общему от частного, активно используется обобщение.
  4. Дедукция. С помощью него частные положения выводятся из общих. Дедукция отличается от индукции противоположным движением мысли. Она основывается на общем суждении.
  5. Аналогия. При ее использовании знание о предмете или объекте получается на основании изучения его сходства с другими. Течение мысли предполагает перенос на менее изученный, но похожий, объект свойств более изученного явления. Она широко применяется в научных исследованиях благодаря своей наглядности, возможности сравнить, отобразить подобные качества.
  6. Абстрагирование. Студент словно забывает про остальные стороны изучаемого явления, сосредотачивая все свое внимание только на одной.
  7. Классификация. Очень часто существует множество разновидностей чего-либо, которые можно сгруппировать с помощью определенных признаков, то есть классифицировать.
  8. Анализ научной литературы. Чтобы получить необходимый результат, достичь поставленную цель, студент подбирает, а после внимательно изучает учебники, научные статьи, монографии, отчеты, результаты проведенных другими экспериментов.
  9. Аксиоматический метод. При его использовании часть положений являются аксиомами, а другая часть выводится логическим путем.

Однако не всякой работе достаточно только теоретических приемов. Потому чуть реже, но встречаются практические методы в курсовой работе, пример:

  1. моделирование,
  2. эксперимент,
  3. наблюдение,
  4. измерение.

  • Моделирование. Изучаемый объект для удобства заменяется моделью, которая точно отражает его характеристик. Модель строят после начального изучения, теоретического анализа и прогнозирования предполагаемых результатов. Моделирование считается достаточно эффективным способом прогнозирования влияния внешних факторов на изучаемое явление и принятия конкретных решений. Модель должна конструироваться исследователем таким образом, чтобы операции отражали основные характеристики объекта исследования (основные элементы структуры, их взаимосвязь, функциональные параметры), важные для решения цели, поставленной во введении к курсовой работе. Модель не может быть полностью адекватна объекту, эта адекватность всегда будет относительной и касаться в основном цели, поставленной студентом. Если результаты теоретического анализа основных параметров не совпадают с характеристиками реального объекта, то происходит корректировка моделей. Само определение модели указывает на то, что она является чаще всего уменьшенной, а не увеличенной копией.
  • Наблюдение. Суть наблюдения заключается в отстраненном изучении чего-либо с фиксацией изменения его состояния.
  • Эксперимент. Для подтверждения предполагаемого результата, студент доказывает его на практике. Иногда требуется воссоздать некоторые специальные условия, а иногда используют те, которые уже существуют. Часто используют специальные устройства для фиксации результатов. Примером можно считать измерение скорости после улучшения технических характеристик машины.
  • Измерение. При написании курсовых работ проводятся измерение определенных характеристик для того, чтобы наиболее полным образом можно было рассказать об изучаемом объекте.
  • Описание. По сути оно является составляющей эксперимента или наблюдения. От студента требуется лишь задокументировать увиденное.
  • Анкетирование, опрос. Иногда по теме курсовой проводится анкетирование или опрос. При анкетировании ответчик выбирает один из уже готовых ответов, при опросе дает его полностью сам. Используя анкеты или перечень вопросов, не забудьте дополнить приложения курсовой их бланками.
  • Беседа, интервью. Нужные ответы получаются при беседе на изучаемую тему. Чтобы спокойно проанализировать полученную информацию, рекомендуется записывать разговоры на диктофон или же отмечать важные моменты письменно.
    Теперь вы можете выбрать наиболее подходящие для вас способы достижения цели, поставленной во введении к курсовой работе.

Какие методы следует использовать в курсовой работе

Какая бы задача перед вами не стояла, следует выбирать наиболее подходящие пути ее решения. Не нужно отдавать предпочтение наиболее простым методам в своей работе, лучше повысить свой уровень знаний. Настоящий научный подход не бывает простым.

Однако не стоит использовать все подряд чтобы , особенно если не понимаете в чем же суть данных методов. По этой же причине нельзя указывать те методы в курсовой, которые абсолютно нигде не применялись. Если вы не сможете ответить на вопрос научного руководителя о том, как или где воспользовались именно этими методами, то существенно понизите свои шансы на отличную оценку.

Вы можете сочетать практические и теоретические методы исследования в курсовой

Пример: эксперимент совместно с изучением научной литературы.

Во введении к курсовой работе необходимо указать, какие методы студент использовал для достижения цели исследования. Проще говоря, методы – это действия, которые производил исследователь в ходе научной работы. Существуют общие и специальные (специфические) методы. Специальные методы применяются только в данной конкретной науке, например, физическое моделирование в физике. В отличие от них, общие методы используются во всех отраслях всех научных дисциплин. Общие методы, в свою очередь, подразделяются на теоретические и практические, в зависимости от характера исследования. Теоретические методы научного исследования связаны с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением, систематизацией и переработкой материала.

К наиболее часто применяемым общим методам относят:

  • Анализ. Он представляет собой процесс разложения явления или предмета на составные части (его свойства, признаки и т.д.). Этот метод исследования широко применяется при написании курсовых работ;
  • Синтез является методом, противоположным анализу. В результате использования синтеза происходит соединение частей в общую систему знаний;
  • Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сходстве объектов по некоторым признакам. С помощью аналогии можно судить о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим;
  • Дедукция – это метод, основанный на получении общего вывода о свойствах предмета, исходя из исследования его частных признаков;
  • Индукция – это метод, противоположный дедукции, при котором рассуждение происходит от общего к частному;
  • Обобщение – метод исследования, похожий на дедукцию, при котором делается вывод об общих свойствах предмета или явления и его признаках;
  • Классификация широко применяется в научных исследованиях особенно в гуманитарных науках. Она представляет собой деление предметов или явлений на группы по какому-либо определенному признаку;
  • Моделирование – это метод, при котором исследуется не сам объект, а его заменитель – модель. Полученные при изучении свойств модели результаты переносят и на сам объект исследования.
  • Практические (эмпирические) методы связаны со сбором конкретных данных об объекте исследования и оценкой результатов. Также с помощью практического метода выявляются и описываются явления. К практическим методам относятся:
  • Наблюдение – это познавательный процесс, направленный на восприятие внешнего мира с целью получения информации о свойствах предметов и явлений. Для получения точных результатов наблюдение должно быть целенаправленным, объективным и систематичным;
  • Сравнение – один из наиболее популярных практических методов исследования. Обычно явления сравниваются по какому-либо существенному признаку, важному именно для данного исследования;
  • Измерение – наиболее точный метод познания, который заключается в определении численного значения какой-либо величины с помощью единицы измерения;
  • Эксперимент – метод, широко применяемый в науке. Он представляет собой вмешательство в естественные условия существования явлений. При этом экспериментатор, изучая определенные свойства или признаки, может контролировать ход эксперимента.
  • Описанные методы – это наиболее часто используемые, но далеко не все методы, которые применяются при написании курсовых работ.

Методы исследования – способы, помогающие достигать поставленных задач и целей в дипломном работе.

Их нужно указать во введении и на основе них выполнять все практические действия. Они подразделяются на практические и теоретические. Более того, в каждой отдельной сфере науки разработаны свои методы, которые также нужно учитывать при написании проекта.

Методы исследования в дипломной работе:

  • Анализ. Предполагает рассмотрение предмета или явления с учетом его индивидуальных свойств или признаков.
  • Синтез. Объединяет отдельные элементы (признаки, свойства) в одно целое.
  • Моделирование. Существующий объект исследования проектируется на определенную модель.
  • Аналогия. Подчеркивает сходство отдельных предметов по каким-либо качествам.
  • Индукция. Рассуждение от общего к частному.
  • Дедукция. Выводы делаются с учетом множества частных свойств предметов.
  • Обобщение. Рассматривается множество признаков, чтобы сделать общий вывод об явлении или предмете.
  • Классификация. Предметы или явления делятся на определенные категории по отдельно взятому показателю.
  • Наблюдение. Основывается на объективном восприятии происходящего с целью получение определенной информации о качествах и свойствах предметов.
  • Сравнение. Предполагает сравнение определенного числа предметов между собой по отдельно взятому свойству.
  • Измерение. Основывается на точных расчетах и числовых показателях.
  • Эксперимент. Заключается в испытании или тестировании изучаемых объектов или явлений в контролируемых или специально созданных условиях.
Выбор методов нужно делать обдуманно и с учетом специфики своей темы. Они согласовываются с задачами и целями, озвученными в работе. Если же вы затрудняетесь самостоятельно в них разобраться или написание всего диплома кажется сложным, - не отчаивайтесь! Обращайтесь в наш учебный центр! Мы поможем с написанием научного проекта по любой теме и сделаем это качественно.

Рассмотрим примеры методов исследования в дипломе

По праву:

Методологической основой дипломной работы послужили методы: логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования.

По менеджменту:

Методологические основы исследования:
В процессе работы над дипломом я опиралась на методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, опроса экспертов, наблюдения.

Пример методов исследования в дипломной работе по экономике:

Методы исследования: методологической основной при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа финансового состояния организации. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты оценки финансового состояния и финансовой устойчивости, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Системно-структурный метод использован для анализа финансового состояния и выявления структурных изменений. Применение экономико-математических и экономико-статистических методов позволило определить тенденции развития организации, оценить их динамику, выявить диспропорции и противоречия, прогнозировать их дальнейшее развитие и методы повышения финансовой устойчивости организации.

Пример в дипломе по психологии:

Методы исследования: опросники, проективный метод, беседа, наблюдение, анкетирование. Психодиагностические методики: проективная методика «Рисунок семьи»; методика «Определение особенностей распределения ролей в семье», методика выявления самооценки Дембо – Рубинштейна.