Мышление простое определение. Понятие мышления в психологии. Ручное мышление детей

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — , представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений . Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия .

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация . Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления : конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических .

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям , частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Типы и виды мышления

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление ; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление . Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

Мышление отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления — действие ; художественного — образ ; научного мышленияпонятие .

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Процесс мышления – это психический процесс, помогающий субъектам находить новые знания и отыскивать решения различным задачам. Процесс мышления человека обладает специфическими характеристиками, такими как опосредованность, протекание происходит исключительно благодаря опоре на знания, мыслительные процессы отталкиваются от созерцания живого, но к нему не сводятся, в них происходит отображение взаимодействий объектов и событий в словесной форме, наличествует связь с практической деятельностью субъектов. Мыслительным процессом называют обобщенное и опосредованное отображение главных и закономерных взаимосвязей реальности. Мыслительная деятельность социально обусловлена. Поскольку мыслительные операции могут обнаружиться исключительно в обстоятельствах существования человеческих индивидов в социальном окружении. Базисом процессов мышления являются приобретенные знания, то есть историко-социальный опыт людей.

Процесс мышления человека является совершенным отражением реального мира, но также характеризуется и материальностью форм собственного проявления. Внутренняя скрытая речь выступает инструментом мыслительной деятельности людей.

Мышление как психический процесс

Мыслительная деятельность является опосредованным отображением и обобщенным отражением реальности. Это вид интеллектуального процесса, состоящего в постижении сути вещей и сущности событий, закономерных взаимодействий и связей, находящихся между ними. В этом процессе существенное значение принадлежит слову и речи.

Самым большим феноменом является мозговая способность проводить обобщения, беря в качестве основы общие признаки предметов и событий, раскрывая между ними взаимодействия.

Особенности процесса мышления. Первой специфической особенностью мыслительных процессов считается их опосредованность, которая заключается в невозможности прямого познания индивидом. Такова природа людей, что постижения чего-либо происходит косвенно. Например, понимание одних свойств объектов происходит посредством изучения других.

Процессы мышления всегда базируются на информации, выделенной из чувственного опыта индивидов (ощущений, представлений) и полученной из ранее приобретенной теоретической информации, которая трансформируется в знания. Непрямое постижение и является познанием опосредованным. Опосредованность мышления предоставляет человечеству огромные преимущества в приобретении достоверных знаний об объектах, которые невозможно воспринять. Следующей особенностью мыслительного оперирования является обобщенность. Собственно посредством обобщения личность постигает внутреннюю суть событий и взаимодействий, наблюдающихся между ними. Именно обобщенное постижение окружающего мира при помощи мышления предоставляет возможность индивидам использовать человеческие знания всеобщих закономерностей и взаимосвязей объектов и событий окружающей реальности, установленные на фундаменте предшествующей практики развития. Мыслительные процессы позволяют предвидеть направление событий и плоды собственных действий, основанных на этих знаниях.

Процесс мышления человека неразрывно соединен с восприятием и ощущениями. С позиции физиологии, мыслительные процессы являют собой сложную аналитическую деятельность коры мозговых полушарий.

Павлов считал, что особенности процесса мышления индивидов заключается в появлении ассоциаций, вначале элементарных, находящихся в связи с окружающими объектами, а затем и цепи ассоциаций, то есть первая ассоциация является моментом рождения мысли. Изначально ассоциации характеризуются обобщенностью и отражают реально наличествующие связи в их неразделенном и наиболее общем виде, нередко даже и неправильно, по первым попавшимся, несущественным признакам. И только благодаря повторным раздражениям происходит размежевание преходящих связей, они поддаются уточнению, закреплению и становятся физиологическим базисом относительно точной и верной информации о внешнем мире.

Зарождаются такие ассоциации, преимущественно, под влиянием первосигнальных стимулов, провоцирующих возникновение соответствующих им ощущений и представлений о внешней среде, которая окружает. Истинные взаимодействия и этих стимулов обусловливают собой появление соответственных преходящих нервных связей, происходящих в первой сигнальной системе.

Мыслительные оперирование опирается не только лишь на связи первосигнальной системы. Они неизбежно предполагают неразрывное функционирование первосигнальной системы в соединении со второй сигнальной системы. Стимулами в этом случае выступают уже не определенные объекты окружающей среды и их качества, а слова.

Процессами мышления являются такие операции, как анализ и синтез, сопоставление и обобщение, конкретизация и абстракция. Произведение перечисленных операций затем ведет к выработке понятий.

Анализом называется процесс мысленного разделения целостного на составные части, определение и выделение отдельных частей, свойств и признаков.

Синтезом называется мысленное совмещение в одно целостное составных частей.

Несмотря на видимую противоположность операций анализ и синтез, они все же неразрывно взаимосвязаны между собой. Поскольку на отдельных стадиях мыслительного оперирования на передний план выходит анализ или синтез. Например, для постановки диагноза необходимо произведение анализа с последующим синтезом.

Сравнением называется установление схожести или нахождение различий между объектами мыслительной деятельности. В ходе сопоставления обнаруживаются различные значимые признаки предметов и событий. Обобщением называется мысленное объединение друг с другом объектов и явлений через выделение главного.

Абстракция являет собой абстрагирование от определенных конкретных, чувственных и образных свойств объекта. Она связана с обобщением. В процессе абстракции исключается все несущественное и случайное в предмете или событии.

Конкретизация представляет собой демонстрацию, обнаружение объекта на примере предмета или феномена, который реально существует.

Таким образом, процессами мышления являются определенные мыслительные операции, которые производятся в процессе накопления информации. Весь мыслительный процесс может пострадать при нарушении одной из операций.

Мышление как познавательный процесс

Личность познает мир, который ее окружает, через ощущения и при помощи восприятия. То есть в ходе познания происходит прямое чувственное его отражение. При этом внутренние закономерности, суть объектов не может отобразиться непосредственно в человеческом сознании. Человек, глядя в окно, определяет по наличию луж, шел ли дождь, то есть совершает мыслительное действие или, другими словами, происходит опосредствованное отражение существенных связей между объектами путем сопоставления фактов. Познание базируется на обнаружении связей и взаимоотношений между объектами.

Постигая среду, человеческий индивид обобщает результаты, полученные из чувственного опыта, отображает общие признаки вещей. Для постижения окружающей среды совсем недостаточно найти связь между объектами, необходимо определить, что найденная связь является общим качеством объектов. На этом обобщенном фундаменте и базируется решение индивидом конкретных познавательных задач.

Мыслительная деятельность решает вопросы, которые разрешить через непосредственное, чувственное отражение невозможно. Именно вследствие наличия мышления индивид может правильно находить ориентиры в окружающей среде, при этом применяет ранее полученную обобщенную информацию в новой обстановке. Деятельность людей разумна вследствие знания законов, норм, взаимодействий объективной действительности.

Мышление в качестве отражения наличествующих связей и взаимоотношений между вещами, обнаруживается у субъектов в первые месяцы после рождения, но в зачаточной конфигурации. Мышление в процессе обучения приобретает осознанный характер.

Сущностью человеческого мыслительного процесса является определение общих взаимосвязей, обобщение признаков однородного класса явлений, понимание сути определенного явления в качестве разновидности конкретного класса явлений.

Однако мыслительные операции, выходя за границы восприятия, все же всегда остаются неразрывно соединенными с чувственным отображением реальности. Обобщения вырабатываются, основываясь на восприятии единичных предметов, а их верность проверяется через практический опыт.

Ключевой спецификой процессов мышления является их обобщенное и косвенное отображение реальности, взаимосвязь с практическим опытом, тесная связь с речью, обязательное наличие проблемного вопроса и неимение на него готового ответа.

Кроме этого, мыслительные процессы, равно как и все прочие познавательные процессы индивидов, характеризуются наличием ряда специфических качеств, которые в разной степени выраженности присутствуют у человеческих субъектов, а также в разной степени значимы для решения различных проблемных вопросов. К таким качествам относят: быстроту, гибкость и глубину мышления. Способностью отыскивать в условиях нехватки времени правильные решения является быстрота мышления. Гибкостью мышления называют умение видоизменять намеченную стратегию действий в случае изменения условий либо критериев правильности решения. Глубина мышления представляет собой уровень проникновения в суть изучаемого объекта, способность обнаруживать важные логические цепочки между элементами задачи.

Мыслительная деятельность по мере формирования психики индивида и в процессе личностной социализации поэтапно проходит четыре фазы.

В возрастном периоде от годика до трех лет у деток наблюдается предметно-действенное мышление, другими словами мышление при помощи практических манипуляций.

Следующей ступенью становится наглядно-образное мыслительное функционирование, которое заключается в наглядных образах и представлениях. Данный вид мыслительных операций базируется на практической реальности, но уже способен создавать и сохранять образы, которые не имеют непосредственного аналога в представлениях (например, сказочные персонажи). Ключевым значением обладает наглядно-образное мышление в процессе обучения малышей.

В образном мышлении инструментом для решения задач являются образы, извлекаемые из памяти либо воссоздающиеся при помощи воображения, а не понятия. Отличием от предыдущего вида является широкое применение словесных элементов в формировании и трансформации образов и использование абстрактных понятий.

Процесс творческого мышления как раз и основан больше на образной мыслительной деятельности. Творческим мышлением называют одну из форм мыслительной деятельности индивида, которая характеризуется сотворением субъективно нового объекта и появлением новообразований непосредственно в познавательной деятельности, относящейся к его созданию. Такие новообразования происходят в мотивационной сфере и касаются целей, оценивания, смыслов.

Процесс творческого мышления разнится с иными операциями по применению готовых знаний и навыков, называемых репродуктивным мышлением. Таким образом, главной характеристикой творческой мыслительной деятельности должно быть наличие результата, то есть субъективно нового продукта, созданного индивидом.

Абстрактно-логическое оперирование функционирует в форме абстрактных представлений, символов и цифр. оперирует понятиями, которые получены не опытным путем посредством органов чувств.

Мыслительные процессы являют собой познавательный процесс, который выступает в форме творческого отображения субъектом реальности, порождающей такой итог, которого непосредственно в реальности или у субъекта не существует сейчас.

Мышление является своеобразной, высшей для человека формой сознания с функциями управления поведением. Вот как образно определил мышление великий американский психолог и философ начала XX в. Уильям Джеймса: «Мышление можно сравнить с театральным действом, в каждой сцене которого одновременно присутствует множество возможностей выбора. Деятельность сознания заключается в сравнении между собой этих возможностей, отборе некоторых из них и вытеснении всех остальных за счет усиления или ослабления концентрации внимания… Иными словами, работа сознания над данными, которые оно получает, напоминает работу скульптора над глыбой мрамора. (James, 1890, р. 288-289).»

Мышление можно образно сравнить с поведением музыканта, слух которого привычно-спонтанно выбирает из какофонии окружающих звуков только нравящиеся, после чего начинает привычно сочинять бесконечные импровизации давно заезженной для него темы. Брюнер (Вгипег, 1957) дал очень глубокое сжатое определение мышлению: «Выход за пределы наличной информации» (цит. по. Д.Халперн). Иными словами, из массы разрозненной информации мышление строит новую реальность (модель несуществующего пока будущего, либо иного мира).

С мышлением связаны процессы приема, оценки, переработки, хранения информации, а также выбора решения. Суть человеческого мышления - трансформация ограниченной информации в некий речевой код (звуки, слова, предложения), который в последующем сам служит материалом общения. Мысль есть кодирование и декодирование информации. Конечный итог трансформации - некий мыслеобраз, несущий отпечаток эмоций. С эзотерической точки зрения, все отражения объектов в форме мыслеобразов материалистичны (наполнены энергией); различие между отражением (мыслеобразом) и исходным объектом - в их «тонкости» (плотности энергии).

Результатом мышления есть мысль, оформленная в слово или предложение; мышление неразрывно связано с речью. О мышлении судят по двум критериям: анализу поступков и анализу особенностей речи индивида.

Мышление имеет характерные черты:

  • способность к произвольному выбору объекта изучения;
  • способность к анализу, синтезу, кодированию, образованию банка данных, декодированию, сличению, принятию решения о действии, наблюдению за изменениями, сопоставлению ожидаемого и полученного результатов;
  • способность к акту творения - созданию собственной информационной модели мира.

Отличительной чертой человеческого мышления считается способность к логике, умению из имеющихся суждений (посылок) сделать очевидный (либо неочевидный, но правильный) вывод (заключение). Существует ряд законов, описывающих логику; заключения, которые не согласуются с законами логики, называют алогичными. Примером простейшей частной формы логики есть силлогизм; суть его - из двух утверждений, которые называются посылками, делают обоснованный вывод (заключение).

Процесс мышления зависит от целого ряда факторов (находится под их влиянием). Это:

  • предварительный опыт (предубеждения, стереотипы, интроекция);
  • сопутствующие обстоятельства (стресс);
  • физическое и психическое состояние индивида (усталость, эмоции, желания);
  • ментальные (мыслительные) возможности индивида (генотипически унаследованные способности и фенотипически приобретенные навыки).

В обычной жизни человеческие рассуждения всегда несут отпечаток субъективизма, и объективны лишь отчасти. В неблагоприятных условиях (сильный стресс, паника) мышление порой становится алогичным; человек не воспринимает либо игнорирует вполне очевидные факты, делая из них неверные выводы. Пример: ребенок чуть не утонул, с тех пор, даже став взрослым, он боится подходить к воде ближе, чем на 10 метров.

Стереотипы и предубеждения

В результате когнитивной деятельности у человека в течение жизни формируется система стереотипов по всем аспектам жизни. Стереотип - это обобщенное представление, некий обобщенный образ о том или ином предмете. Примеры: политик, как правило, это мужчина; известный, часто муссируемый стереотип – умственные способности блондинок. Феномен стереотипа позволяет быстро отнести предмет внимания к той или иной категории. Безусловно, это помогает быстро ориентироваться в ситуации. С другой стороны, если у человека сложился стереотип – начинает срабатывать феномен предубеждения (ложного обобщения и «додумывания»). Пример: у женщины сложился определенный негативный стереотип поведения мужчин по отношению к ней; нового знакомого она автоматически отнесла к категории повес и была несказанно приятно удивлена, когда этот знакомый на поверку оказался совсем иным, нежели она ранее представляла.

В своей известной книге о предубеждениях Олпорт (Allport, 1954) пишет: «Стереотип может жить и набирать силу вопреки всем имеющимся фактам…» (цит. по. Д.Халперн). Именно поэтому всегда необходимо отслеживать, что и как мы думаем и воспринимаем, чтобы уменьшить отрицательное влияние стереотипа. Фиске (Fiske, 1993) тонко заметил: «Без стереотипов будет намного меньше поводов для того, чтобы кого-то ненавидеть, изгонять, истреблять» (цит. по. Д.Халперн)..

Операции мышления

В ходе мышления происходят следующие операции:

Сравнение - установление тождеств и различий между предметами и явлениями, выделение существенных и несущественных элементов.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на множественные элементы с последующим рассмотрением их вне связи с целым; при этом выделяются существенные и несущественные элементы. С анализа начинается любое научное исследование.

Синтез - соединение различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам. Синтез не является «зеркальной» операцией анализа.

Обобщение - процесс выделения и означивания относительно устойчивых свойств окружающего мира. На базе обобщения создаются различные классификации (например, животных, растений и пр.).

Абстракция (лат. abstractio - отвлечение) - высшая степень обобщения существенных свойств и связей объектов с полным отрывом их от непосредственных чувственно-образных качеств предметов. Различают формальную абстракцию (на базе теоретических построений) и содержательную (на основе непосредственного опыта).

Представление формирует в единое целое существенные и случайные связи в предмете; иными словами, создается чувственный образ объекта.

Понятие , в отличие от представления, заключает в себе качественно новое, иное знание о предмете, в котором образ лишается чувствственного компонента. На этом этапе происходит отделение от чувственных характеристик предмета и превращение его в самодостаточный объект. Понятие - это символьное отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое действие, воспроизводящее предмет познания в абстракции. Можно сказать, это своего рода экономная минипрограмма (драйвер), созданная в результате объемной работы познания предмета.

Суждение представляет собой оформленную в словесную формулировку мысль. В суждении всегда что-то утверждается (или отрицается). Суждение представляет собой высшую, конечную форму мыслительного процесса (но не познания!). В решении проблемной ситуации мышление всегда и обязательно завершается неким суждением. В теории и практике описания когнитивных процессов используется ряд специальных терминов, например «умственные действия» и «умозаключение», а также «дедукция» и «индукция».

Умственные действия обозначают познавательные операции человека, направленные на выявление тех признаков предметов, которые не даны в перцептивном (чувственном) плане. Развитие математики, физики и вообще теории науки осуществляется благодаря умственным действиям.

Умозаключение - логический вывод на основе установления связи между какими-либо суждениями. Умозаключение облекается в словесную форму, за счет чего открывается перспектива выхода из-под влияния перцептивного поля. Различают два вида умозаключений: дедуктивный (логический вывод на основании перехода от общих положений к частным) и индуктивный (логический вывод на основании перехода от частных положений к общим). Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:

  • всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие);
  • всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина;
  • если варьирует причина, варьирует и феномен;
  • если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства.

Виды мышления

При описании психических процессов выделяют следующие виды и направленности мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, визуальное (абстрактно-образное), а также конвергентное и дивергентное.

Наглядно-действенное мышление проявляется в умении манипулировать реальными предметами и обслуживает прежде всего практические задачи.

Наглядно-образное мышление отражает способность к моделированию и разрешению проблемной ситуации в виде представлений о предметах.

Визуальное, или абстрактно-образное мышление (лат. visualis - зрительный) представляет чисто творческий акт познания. Оно напрямую связано с абстрактно-образной репрезентацией объектов действительности и решением проблемных задач путем внутреннего образного моделирования абстрактными понятиями.

Конвергентное мышление (лат. convergere - сходиться) - форма мышления, основанная на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи. Иными словами, происходит последовательный выбор из множества элементарных операций той единственной, необходимой для решения этой задачи. Иначе конвергентное мышление называют индукцией (от частного к общему). Пример: у каждого из окружающих – одна голова, следовательно, у всех людей одна голова. Иными словами, из множества мелких фактов строится общая гипотеза.

Дивергентное мышление (лат. divergere - расходиться) - форма мышления, противоположная конвергентному; основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Иначе дивергентное мышление называют дедукцией (от общего к частному). Пример: все англичане носят шляпы, следовательно, если человек в шляпе, он – англичанин. Иными словами, из одного общего суждения делается частное предположение.

1039

Коротко о мышлении

Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды мышления:

Теоретическое понятийное мышление

Это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление

Оно отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Наглядно-образное мышление

Отличительная особенность - мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно-действенное мышление

Сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Операции мышления

Перечисленные виды мышления выступают одно­временно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. В житейской практике отмечалось, что, например, наглядно-действенное мышление встречается у людей, занятых реальным производственным трудом, а наглядно-образное – у людей, которым приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь. Теоретическое понятийное мышление – это мышление ученого. Доминирующее свойство мышления, безусловно, оставляет свой отпечаток на личности, поэтому задолго до выделения этих свойств психологической наукой они были отмечены в житейской практике.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления - анализа и синтеза. Анализ-это рас­членение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция

Выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.

Обобщение

Соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация

Операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Мышление как производство умозаключений

Мышление – процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними. Почти так, но в этот процесс, изменяя его, вмешиваются эмоции. Эмоции, впрочем, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Из жизни известны примеры того, как под влиянием эмоционального подъема человек оказывался способен на неожиданные, неординарные решения проблем. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты на­хождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что из­бранный ход направления мысли ошибочен.

Патологические мыслительные процессы

Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников) , а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Характер мышления

Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Теоретические модели

Теории, объясняющие процесс мышления, можно разделить на 2 большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Идея заранее существующих интеллектуальных способностей - задатков - характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

Все сомневаются в своей памяти и никто не сомневается в своей способности к суждению.

Ларошфуко

Понятие мышления

Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

К помощи мышления мы прибегаем тогда, когда не можем получить информацию, опираясь на работу только органов чувств. В подобных случаях приходится получать новое знание при помощи мышления, выстраивая систему умозаключений. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, какая температура воздуха на улице. Для того чтобы получить это знание, не обязательно выходить на улицу. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Кроме двух обычно фиксируемых признаков мышления (обобщенность и опосредованность) важно указать еще на две его особенности - связь мышления с действием и с речью.

Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии или действием. Все мыслительные операции (анализ, синтез пр.) возникли сначала как практические операции, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

Характеризуя мышление, важно указать на связь мышления с речью. Мы мыслим словами. Высшей формой мышления является словесно-логическое мышление, посредством которого человек становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если сформулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у испытуемого фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Интересно, что любое предложение решить сложную задачу вызывает у испытуемого отчетливые электрические разряды в речевых мышцах, которые не выступают в виде внешней речи, но всегда ей предшествуют. Характерно, что описанные электрические разряды, являющиеся симптомами внутренней речи, возникают при всякой интеллектуальной деятельности (даже той, которая раньше считалась неречевой) и исчезают, когда интеллектуальная деятельность приобретает привычный, автоматизированный характер.

Виды мышления

Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Потому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что наглядно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план, и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. Ребенок осмысливает только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. Наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить: потому что он красный или потому что это Бовин кораблик.

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Образы обоев, цвет потолка, окраска окон и дверей становятся средствами решения задачи. Наглядно-образное мышление позволяет придумать изображение таких вещей, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннего строения земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое, или абстрактное, мышление представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

В процессе мышления можно выделить несколько операций - сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, данные в восприятии. Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У одних людей в складе мышления наблюдается склонность к анализу, у других - к синтезу. Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Процесс словесно-логического мышления протекает по определенному алгоритму. Изначально человек рассматривает одно суждение, добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.

1-е суждение: все металлы проводят электричество. 2-е суждение: железо - это металл.

Умозаключение - железо проводит электричество.

Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выделил тип нелогического мыслительного процесса, который он назвал предикативным мышлением. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие. Рекламные объявления часто бывают рассчитаны именно на предикативное мышление. Их авторы могут, например, утверждать, что "выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders", надеясь на то, что вы будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

■ Выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders.

■ Я мою голову шампунем марки Head and Shoulders.

■ Следовательно, я - выдающийся человек.

Предикативное мышление есть псевдологическое мышление, при котором различные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них какого-нибудь одного общего предиката.

Педагоги стали выражать серьезное беспокойство по поводу слабого развития логического мышления у современных подростков. Человек, не умеющий мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, может быть легко одурачен пропагандой или мошеннической рекламой.

Советы по развитию критического мышления

■ Следует отличать те суждения, которые основаны на логике, от тех, что базируются на эмоциях и чувствах.

■ В любых сведениях учитесь видеть положительные и отрицательные стороны, учитывайте все "плюсы" и "минусы".

■ Нет ничего плохого, если вы сомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным.

■ Учитесь замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.

■ Повремените с выводами и решениями, если у вас нет достаточной информации.

Если вы будете применять эти советы, у вас будет намного больше шансов не поддаться обману.

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все виды мышления, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида.

Другой важный признак, согласно которому строится типология мышления, - это степень и характер новизны информации, которая осмысливается человеком. Различают репродуктивное, продуктивное и творческое мышление.

Репродуктивное мышление реализуется в пределах воспроизведения в памяти и применения определенных логических правил, без установления каких-либо необычных, новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.п. Причем это может происходить как сознательно, так и на интуитивном, подсознательном уровне. Типичный пример репродуктивного мышления - решение типовых задач по заранее заданному алгоритму.

Продуктивное и творческое мышление объединяют такие черты, как выход за пределы наличных фактов, выделение в данных предметах скрытых свойств, выявление непривычных связей, перенесение принципов, способов решения задачи из одной сферы в другую, гибкая смена способов решения задач и т.п. Если подобные действия рождают новые знания или информацию для школьника, но не являются новыми для общества, то мы имеем дело с продуктивным мышлением. Если же в результате мыслительной деятельности появляется нечто новое, до чего никто ранее не додумался, то это творческое мышление.