Специальность антропология. Антропология как наука. Как происходит профессиональное развитие

Антропология как наука

Нет ничего более интересного и важного для человека, чем он сам. «Познай самого себя», – учил древнегреческий мыслитель Сократ. Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Сократ и Эпикур, Гиппократ и Спиноза, Линней и Дарвин, Кант и Энгельс – это лишь немногие в плеяде выдающихся ученых, для которых познание человека было необходимой, первостепенной задачей.

Среди всех наук есть одна, о которой не так уж много знают, хотя она о человеке, его облике в прошлом и настоящем и, конечно, в будущем, о многообразии человеческих индивидуальностей, о тех поразительных изменениях, которые претерпели многие поколения людей в процессе длительного развития. Это антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас; наука прошлого, настоящего и в какой-то мере будущего. Изучая настоящее, пытаясь проникнуть в прошлое, заглядывая в будущее, антропология стоит в центре человеческих знаний, и в этом заключена сущность ее необходимости и силы.

Итак, в широком смысле антропология – наука о человеке (от греч. anthr?pos – человек).

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Впервые термин «антропология» употребил Аристотель, древнегреческий философ и ученый, изучая духовное начало человека. Научные сведения о человеке встречаются в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение: как науки анатомической (о человеческом теле) и науки о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в повседневный научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека: его биологические, социальные и духовные качества. В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже определение термина «антропология» не было четко сформулировано. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расы и их различия, были в центре внимания общества, ученых и философов. Интерес к естествознанию, в частности к антропологии, зарождался у естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи и у других групп людей прогрессивных взглядов.

Становление антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине XIX в. В течение XIX в. и до наших дней во многих странах (Англия, Франция, США) распространена трактовка антропологии в широком смысле – как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на физическую, или соматическую, и социальную, или культурную, т. е. этнографию.

В ХХ в. существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина , аккумулировав важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Накапливались данные об отдельных классах природных свойств человека – это возрастная физиология , включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.

Специальной дисциплиной является сексология , изучающая закономерности полового диморфизма в филогенезе и онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, а также с воспитанием.

Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.

Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человеческого организма способствовали познанию природных особенностей личности. Выявить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, поскольку именно в человеке природа и история объединены бесчисленным рядом связей и зависимостей.

Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.

На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики, с другой стороны, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология , объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии.

По сравнению с XIX в., когда с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке, предмет современной антропологии значительно ограничен проблемами антропогенеза, расогенеза и морфологией человека.

Раздел морфологии изучает индивидуальную и половозрастную изменчивость морфофизиологических признаков человека. Она включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но в отличие от последней дает не обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеристику половозрастной изменчивости отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний.

В морфологии человека выделяют соматологию, изучающую изменчивость тела в целом, и мерологию – учение об изменчивости отдельных органов. Основные задачи морфологии сосредоточились вокруг двух вопросов: теоретическое обоснование учения о физическом развитии и разработка методов стандартизации (соматология охарактеризована выше).

Раздел антропогенеза освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнительном плане морфологию современного человека и его предков, историю становления человеческого общества. Этот раздел включает учение о современных и ископаемых обезьянах, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию – науку о его ископаемых формах.

Раздел расоведения изучает формирование рас, расового состава и происхождение народов, их расселение и степень родства. В состав расоведения входит этническая антропология, но она имеет более узкое содержание. Речь идет о решении исторических проблем на основании изучения расового состава этнических общностей и определения характера генетических процессов в древних и современных популяциях. В связи с этим этническая антропология использует методы и данные естественных и гуманитарных наук.

Таким образом, современная антропология представляет собой раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности человека и эволюцию его поведения.

Антропология – отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и во времени, о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом заключается ее отличие от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками: археологией, этнографией, историей.

Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые в недалеком прошлом казались трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента, выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий. Задача антропологов – изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

Антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.

Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.

Любой раздел антропологии так или иначе направлен на раскрытие определенного среза целостности человека, и именно только в этом он и может обрести свою специфичность в рамках общего антропологического направления гуманитарного знания. Иными словами, определить предмет антропологической дисциплины, означает определить тот срез целостного видения человека, на раскрытие и изучение которого эта дисциплина направлена.

В настоящее время оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин, «региональных антропологий», изучающих отдельные «стороны» человека:

философская антропология – наука о сущности человека, его метафизической природе, о силах и способностях, которые движут им, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовного и социального развития;

педагогическая антропология – учение о человеке, формирующемся в сфере образования;

биологическая антропология исследует человека в его связях и взаимоотношениях с природным миром;

социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей;

культурная антропология рассматривает особенности связи человека и культуры (устройство культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах);

психологическая антропология изучает психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание его сущностных психологических характеристик;

антропология техники – это философское раскрытие бытия человека в мире техники, проявление человеческой природы через нее.

Специфический комплекс проблем выделяется в юридической, медицинской, исторической антропологии. Существуют и такие формы ненаучного познания человека, как религиозная и художественная антропология.

Таким образом, современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается и как продукт биологической эволюциивид homo sapiens, и как естественный индивид с присущей ему генетической программой, и как субъект, и как объект исторического процесса – личность. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта познания и управления, предмета воспитания и т. д.

Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применением к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Проблема человека становится общей проблемой науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

14 Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка Матери беспокойных детей, которых мы встречаем в нашей практике, подписались бы под заявлением: «Пока я ношу своего малыша, он спокоен». Наблюдая, как родители все больше и больше пользуются преимуществами

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Наука чистить зубы Ребенок должен чистить зубы, по крайней мере, раз в день. Вот советы, как покончить с препирательствами по этому поводу и включить чистку зубов в заведенный порядок.? Формируйте эту привычку как можно раньше. У ребенка от полугода до года очищайте десны и

Антропология (от греч. человек и слово, учение) наука о человеке. Изучая столь сложное явление природы, как человек, антропология содержит в себе множество аспектов и граней, определяемых целью исследования.
Сначала антропология как естественная наука уделяла внимание биологической природе человека. Антропологи возникает как биологическая наука.
Впервые понятие «антропология» было связано с появлением в 1596 году научного трактата Освальда Гасмана «Антропология». Рассвет данной науки происходит в 19-ом веке. Антропология изучает происхождение человека, а так же специфику его строения и эволюции. Бурно развиваться эта наука стала во второй половине девятнадцатого века, когда Дарвин создал свою теорию происхождения человека. Антропология – это такая область научного знания, которая всесторонне изучает человека с точки зрения триединства – биологического, духовного, социального.
Существуют философская антропология, религиозная, культурная, физическая и другие ее направления. И хотя само это понятие появилось еще на заре европейской культуры в трудах древнегреческого ученого Аристотеля, смысл и значение антропологии непрерывно пересматриваются и уточняются вплоть до нашего времени.
Долгое время человек был предметом глубоких, но преимущественно умозрительных мифологических и религиозных размышлений, а также художественно-поэтических произведений. О возможности создания научной антропологии всерьез заговорили лишь в XVIII в. философы-просветители (Д. Юм в Англии и Ж. Д’Аламбер во Франции и др.). Однако только с появлением трудов великого английского естествоиспытателя Ч. Дарвина идея создания научной антропологии стала приобретать реальные очертания. К этому времени сформировались такие социально-гуманитарные науки, как лингвистика, социология, этнография, психология и др. Формирование научной антропологии шло по двум, долгое время не пересекавшимся между собой направлениям:
1) создание антропологии как биологической науки, занимающейся изучением происхождения человека как биологического вида, его развитием и популяцией (в пространстве и времени),
2) создание антропологии как науки гуманитарной, которая бы исследовала духовную жизнь человека в прошлом и настоящем в составе различных социальных групп и этнических образований. (В последнее время это направление стали обозначать термином «культурная антропология».)
Во второй половине XX в. вновь возрос интерес к проблеме человека, и наметился процесс дифференциации исследований в этой области. Появились популяционная, социальная, политическая и даже поэтическая антропология. Сложились предпосылки для создания антропологии как единой комплексной науки о человеке. «Антропология ставит перед собой цель познать человека вообще, охватывает этот вопрос во всей его исторической и географической полноте. Она стремится к познаниям, применимым ко всей совокупности эпохи эволюции человека, скажем, от гоминид до современных рас. Она тяготеет к положительным и отрицательным обобщениям, справедливым для всех человеческих обществ от большого современного города до самого маленького меланезийского племени», писал французский социолог и этнограф К. Леви-Строс.
В нашей стране аналогичную задачу разрабатывал в своих трудах академик И. Т. Фролов. Созданный по его инициативе Институт человека в качестве одной из основных задач занялся разработкой проблем человеческого потенциала. Это понятие включает не только телесное здоровье человека, но и способность к семейной жизни, профессиональному труду, культурно-ценностные ориентации, возможность адаптироваться к окружающему миру.
Человек, как биологический вид, занимает определенное положение в животном мире. Общий план строения и характерные признаки позволяют отнести человека к типу хордовых. Это такие признаки как наличие в эмбриональном развитии хорды, нервной трубки и жаберной щели.
К классу млекопитающих человека относят по следующим признаками: – внутриутробное развитие,
- молочные и потовые железы,
- четырехкамерное сердце,
- хорошо развитая кора головного мозга,
- диафрагма, дифференциация зубов,
- теплокровность,
- волосяной покров,
- строение органа слуха и ушные раковины,
- определенное подобие, в строении внутренних органов.

Подобие человека и животных подтверждается существованием у него рудиментов и появлением атавизмов. Среди них можно отметить такие рудименты, как аппендикс - рудимент слепой кишки, развитой у травоядных животных, рудимент третьего века во внутреннем углу глаза, хорошо развитый у птиц, рептилий. Так же у человека имеются рудиментарные ушные мышцы, которые играют важную роль у других млекопитающих, когда они прислушиваются. Копчик - рудимент, представленный сросшимися между собой позвонками. Рудиментная мышца в основе волосяной сумки, которая служит для поднятия волос у млекопитающих. Зубы мудрости, часто недоразвитые или отсутствующие.
К атавизмам относят появление хвоста, дополнительных сосков, образования сплошного волосяного покрова.
Человека по некоторым признаками относят к ряду Приматов. Он имеет признаки отличия и подобия с человекообразными мартышками. К похожим можно отнести следующие признаки: конечности хватающего типа, одна пара сосков, наличие ногтей, на пальцах, хорошо развитые ключицы, рождения, как правило, одного детеныша, замена молочных зубов на постоянных, четыре группы крови, строение кожи, хромосомный набор.
Отличительными признаками, являются прямохождение, изгибы позвоночника, плоская грудная клетка, широкий таз, хорошо развитый большой палец руки, которая противопоставляется, отсутствие в черепе сплошных надбровных дуг, слабые челюсти, маленькие клыки, подбородное выступление на нижней челюсти, хорошо развитая мозговая часть.
Таким образом, можно подытожить, что антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой ту область знания, предметом исследования которой является человек

Антрополог … Орфографический словарь-справочник

антрополог - а м. anthropologue m. Ученый, занимающийся изучением происхождения и эволюции физической организации человека и его рас. СИС 1985. Почтенный немецкий антрополог, раз уже скомпрометировавший себя по поводу окраски ириса у учеников школ Эльзаса и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (этим. см. предыд. сл.). Занимающийся изучением человека, со стороны физической и духовной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОЛОГ греч. anthropologos, от anthropos, человек, и lego, говорю.… … Словарь иностранных слов русского языка

антрополог - и устарелое антрополог … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

АНТРОПОЛОГ, антрополога, муж. Ученый специалист по антропологии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Сущ., кол во синонимов: 1 расовед (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

антропологізм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Антрополог - специалист, занимающийся антропологией. Если речь идет об отечественном ученом, то уточнять физический антрополог не принято это и так понятно … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

антрополог - а, ч. Фахівець із антропології … Український тлумачний словник

М. Специалист в области антропологии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Антрополог на Марсе , Сакс, Оливер. Оливер Сакс – британский невролог и нейропсихолог, автор ряда популярных книг, в которых он рассказывает реальные истории своих пациентов. Экранизация его книги «Пробуждения» с Робертом Де…
  • Антрополог на Марсе , Оливер Сакс. Оливер Сакс - британский невролог и нейропсихолог, автор ряда популярных книг, в которых он рассказывает реальные истории своих пациентов. Экранизация его книги "Пробуждения" с Робертом Де…

Антропологи изучают человека как биологический вид, с точки зрения его происхождения (антропогенеза), развития, разнообразия, своеобразия (биологического) людей разного возраста, пола, разной национальной принадлежности. Во многих странах в антропологию включают и этнографию, и археологию, и целый ряд других дисциплин, а биологию человека в этих странах называют также физической или биологической антропологией.Предметом интереса антропологов может быть не только современное состояние человечества, а также и его история.

Антрополо́гия (antropos-человек + logos-учение) - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека. Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает «наука о человеке» (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. Наука имеет своей целью не только описание этого разнообразия, но и определение причин, приводящих к нему. Исходя из антропоцентричности большинства сфер знания (даже бытового), можно заключить, что антропологией, в широком смысле, является почти любая современная наука - большинство из них, прежде всего остального, обращено к теме человека.

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

Направления

Включает в себя целый ряд дисциплин: физическую антропологию, социальную антропологию, культурную антропологию (дисциплину, достаточно близкую этнологии), лингвистическую антропологию, доисторическую антропологию. В философии существует раздел философской антропологии.

В пределах антропологии можно выделить ряд своеобразных отраслей: историческую антропологию, этническую (исследование биологических особенностей разных народов), возрастную, экологическую (рассмотрение влияния условий природной и общественной среды на рост и развитие человека), даже спортивную (изучение влияния спорта на человеческий организм).

Ныне здравствующие люди и их сообщества могут быть предметом разнообразных обследований, в частности, измерений (антропометрии). Кстати, данные антропометрии находят применение в конструировании одежды, мебели, предметов потребления, в проектировании не только жилья, но и промышленного, транспортного, школьного и подобного оборудования.

Прошлые человеческие сообщества изучают по ископаемым скелетам, черепам. Знаменитые антропологи - Эжен Дюбуа, нашедший череп питекантропа, Роберт Дарт (первая находка австралопитека), Луис Лики, его супруга Мэри и сын Роберт (находки человека умелого и многих видов австралопитеков).

В России зародилась в начале XVIII в., сформировалась к середине XIX в. Значительный вклад в антропологию внесли К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин, В.В. Бунак, Г.Ф. Дебец, Я.Я. Рогинский, М.М. Герасимов, В.П. Алексеев и др.

Источники информации:

Антропологическое знание используется во многих областях науки и практики - в археологии, медицине, педагогике, психологии труда и инженерной психологии, этнологии (от греч. ethnos народ). Соответственно и антрополог должен иметь некоторую ориентировку в указанных областях знания и практики. Возможны исследования на стыках антропологии и других наук

Где и как работают антропологи?

В области исторической антропологии работа специалиста будет связана с археологическими экспедициями и с последующей обработкой антропологического костного материала. Если антрополог занимается изучением современных популяций (множеств людей, обитающих на определенной территории), то он работает в специальных антропологических экспедициях. Экспедиции разворачивают свои лаборатории в местных школах или поликлиниках, где организуют обследование населения. Программа таких обследований может быть самая обширная. Проводятся не только антропологические измерения. Собираются даже отпечатки ладоней, берутся образцы крови. Последующее изучение и обработка собранного материала происходят частично на месте, частично после экспедиции, в лабораторных условиях. Дальнейшая работа может быть, например, изучение антропологических особенностей отдельных групп людей, различающихся по признакам возраста, пола. Благодаря этому оказывается возможным выявить закономерности индивидуального развития в разных группах населения (популяциях), продолжительность жизни и другие показатели, характеризующие данную общность (демографические показатели). Возможно изучение антропологических особенностей населения районов, оказавшихся в экстремальных, с экологической точки зрения, условиях. В результате исследований могут быть обнаружены ранее не явные, но реальные угрозы («факторы риска») для здоровья населения отдельных регионов. И это может оказаться важным для принятия государственных решений.

Где учат антропологов?

Специальность антрополог можно получить на биологическом факультете МГУ. Молодой специалист может заниматься преподаванием и наукой на кафедре вуза, где в учебном плане есть антропология. Может работать сотрудником антропологического научно-исследовательского учреждения, музея (в этом случае тоже не исключается и преподавательская работа).

Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии наук - старейшее гуманитарное научное учреждение страны, берущее начало от Петровской Кунсткамеры. Сегодня - это ведущий исследовательский центр в области социально-культурной и физической антропологии с высоким международным статусом. Целью исследований является изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира во взаимодействии с социально-политическими и экономическими процессами. Институт ведет полевые исследования на территории бывшего Советского Союза и других государств, публикует около 50 книг в год и периодические издания: журнал "Этнографическое обозрение", ежегодник "Расы и народы", альманах-ежегодник "Вестник антропологии", "Библиотека российского этнографа", "Этнографическая библиотека". Институт публикует "Исследования по прикладной и неотложной этнологии", осуществляет мониторинг этноконфессиональной ситуации в регионах России и в других странах СНГ и Балтии с целью содействия более эффективной внутренней и внешней политике государства

В Интернете существует виртуальный проект «Философская антропология», стратегической целью которого является создание открытого коммуникативного пространства для широкого обсуждения философско-антропологической проблематики.

Использованы материалы с сайтов:

Добавление от команды id015 Дети Солнца

Антрополог должен знать: Биологию, химию, биохимию, генетику, антропогенез, антропогеографию, антропометрию и др., методы научных исследований по специальности. Профессионально важные качества для антрополога: - память; - внимание; - склонность к научно-исследовательской работе.

Источники информации:

3. Новая Российская энциклопедия, т.2, А-БАЯР, изд. «Энциклопедия»,2005

В годы учёбы на филфаке МГУ я дружила со студентами исторического факультета, обучавшимися по специальности «этнология», и именно тогда поняла, что неправильно выбрала факультет. Стала посещать лекции на истфаке, читать специальную литературу. До университета я занималась хореографией, в период учёбы углубилась в этнохореографию, а с 3-4 курса начала концертную деятельность. В 1990-е годы поступила в аспирантуру по специальности «культуролог», которая тогда начала выделяться как научная специальность из философских дисциплин и во многом пересекается с культурной и социальной антропологией. Но вообще в эти специальности люди приходят разными путями: кто-то оканчивает исторический факультет по специальности «этнология», кто-то поступает в аспирантуру, имея другую гуманитарную специальность.

Правда ли, что часть социальных антропологов – представители различных народностей, потому изучают они собственную культуру и социальное развитие?

Да, это действительно так. Если вы придёте на конгресс этнологов и антропологов, то увидите там специалистов различных национальностей, и многие из них изучают свою национальную или этническую культуру.

Какие вузы готовят антропологов? Какие профильные предметы предстоит изучить?

В России профессия социокультурного антрополога не выделена как отдельная научная специальность. Сейчас она составляет часть подготовки преимущественно этнологов, культурологов и социологов, но озвучена в рамках этнологической специализации под номером 07.00.07: «Этнография, этнология и антропология». Методы антропологических исследований социумов и их культуры у нас и во многих странах Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря составляют сейчас часть подготовки этнографов, и социокультурную антропологию преподают на исторических факультетах, в последние годы – также студентам, изучающим культурологию, в то время как в странах Запада эта специальность рассматривается как часть социологической науки. Существуют такие направления, как политическая, философская, лингвистическая антропология, и другие. Исследователи разных специальностей получают образование на различных факультетах высшей школы: историческом, социологическом, философском, филологическом.

Где может работать антрополог?

Для человека, желающего посвятить себя социокультурной антропологии, есть две основных возможности: работа в вузе или в научном учреждении. Но в вузах (учитывая рост нагрузки на преподавателей в последние годы) мало возможностей для исследовательской работы. Из научных учреждений для академических исследований наиболее благополучны институты Российской академии наук. Но из-за непрерывного реформирования и сокращения финансирования науки трудно сказать, на что сейчас может рассчитывать молодой человек.

С другой стороны, социальный (культурный) антрополог – современная специальность, востребованная и в академической, и в прикладных областях. Она связана с исследованиями человеческого капитала, который в постиндустриальных обществах представляет собой один из важнейших факторов развития. Уже не одно десятилетие в США и Западной Европе курс социальной (культурной) антропологии составляет часть подготовки специалистов разных профилей, от академического учёного до управленца и социального работника. Подобная тенденция в России начала проявляться в 2000-х годах. Например, в Департаменте межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ состав сотрудников обновлялся за счёт специалистов-этнографов. Сейчас этого министерства не существует, а отдел перекочевал в Министерство культуры, где его функции сужены до регулирования национальных отношений в сфере культурной политики. В органах исполнительной власти различных уровней есть должности, связанные с межнациональными отношениями, но нет условия, чтобы их занимали специалисты-антропологи. В этом смысле России есть куда развиваться.

На что живёт антрополог?

Зарплаты преподавателей зависят от нагрузки, и могут достигать 40 тысяч рублей, но это в Москве. В учреждениях федерального уровня и в регионах зарплаты гораздо ниже – это 15-20 тысяч рублей для преподавателя с научной степенью. В последние 4 года сильно сокращено , которое широко практиковалось преподавателями и исследователями. В системе РАН зарплаты доходят до 30-40 тысяч рублей у кандидатов и докторов наук, но в последние годы ставки научных сотрудников, прежде всего, более высоких должностей, сокращают, что ставит под вопрос возможности карьерного роста для учёного. Оклады в 90-100 тысяч рублей связаны с административной работой (заместитель директора или другие высокие посты), и у основной массы научных сотрудников таких зарплат нет.

При этом можно получать гранты…

Да, часть заработка может складываться из грантов. В России два крупных фонда, предоставляющих в социогуманитарной сфере: РГНФ и РФФИ. Их бюджеты сокращаются, при этом приоритет в финансировании отдаётся крупным научным коллективам, а не одиночным исследователям. Есть зарубежные фонды, часть которых допущена для работы с российскими гражданами. Финансирование исследований этнической проблематики и публикаций внутри страны нередко проще получить через общественные организации, с которыми работает часть исследователей.

Как обычно проходит рабочий день?

Рабочий день специалиста по этнической культуре зависит от того, где и над каким проектом он в данный момент работает. Если по научным проектам вне рамок учреждения – он абсолютно свободен. В академическом институте всегда было 1-2 присутственных дня, остальное время – так называемые «библиотечные дни», когда человек работает в библиотеке или дома или встречается с нужными людьми.

Исследования складываются из нескольких этапов. Сначала накапливается эмпирический материал: это полевые исследования или, если речь идет об исторических данных, работа в библиотеках и архивах. Активная направленная работа «в поле» может занимать несколько месяцев – это поездки или встречи. Если объект исследования находится в том же городе, то общение может быть регулярным. В период обработки и систематизации данных учёный начинает составлять текст и обычно работает дома, в библиотеке, посещает институт для контактов с коллегами, обсуждения проектов. Это «чисто» антропологические методы исследования, связанные с синхронностью наблюдения. Но восточноевропейский подход исследования этнических культур, развивавшийся в рамках историко-этнографического направления, предполагает и исторический, ретроспективный взгляд, что требует работы с историческими источниками: публикациями, документами. Благодаря оцифровке архивов в последние годы всё больше документов становятся доступны через интернет, что в сотни раз ускоряет научную работу. То же самое с поиском научной литературы – уже невозможно представить, чтобы мы работали так, как 10 лет назад.

Но прямой контакт с изучаемыми этносами всегда необходим?

Одна из основных методик работы в поле – прямое включённое наблюдение, то есть участие в событиях. Например, исследователя приглашают на праздник, на свадьбу, в гости, где он просто наблюдает за событиями или участвует в них. Другой важный метод – интервью на обговорённую с информантом тему. При этом можно строго придерживаться каких-то вопросов, а можно задать общее направление разговора и дать информанту свободно высказываться, так как разговор может выйти на другую интересную тему.

Накопление материала идёт всю жизнь, потому что антрополог (этнолог, культуролог) получает данные не только во время специальных экспедиций. Врастая в изучаемую среду, он часто поддерживает отношения с информантами, некоторые могут стать его приятелями или друзьями. А если он ещё и носитель культуры, тогда он постоянно находится в изучаемой среде. В последние годы с развитием интернета возможность контактов с удалёнными информантами становится неограниченной.

Международное общество исследований цыганской культуры занимается ещё и сохранением культуры (мастер-классы по фольклорному танцу и т.п.), образованием на родном языке. Как участвует в этом антрополог?

– Выбор сферы деятельности определяется интересом самого человека, ведь свобода научных исследований – основной принцип науки, её дух. К примеру, этнохореография – такая же область научного знания, как и любая другая. Есть этнологи, которые профессионально занимаются этнической хореографией, она составляет часть их научных интересов, и они совмещают это с научной карьерой. Например, С.В. Рыжова – сотрудник института Этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, много лет профессионально исполняет и преподаёт несколько традиционных танцевальных стилей Индии.

Я много лет работала исполнителем этнических танцев и этнохореографом. В последние два года являюсь экспертом Всероссийской танцевальной организации.

Что касается образования – мы с Георгием Николаевичем Цветковым семь лет проработали в Федеральном институте развития образования в отделе, который занимался проблемами образования национальных и этнических групп в России, и почти все публикации на эту тему мы сделали в рамках разработки программ для носителей цыганского языка. Поэтому мы можем давать практикум по цыганскому языку.

Какие навыки, черты характера необходимы будущему антропологу, а какие противопоказаны?

Среди общих качеств учёного: самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, умение анализировать, сопоставлять, систематизировать. Для антрополога важно умение общаться с любыми людьми, находить с ними контакт, располагать к себе. Считается, что необходимы и актёрские данные. Нужно уметь поставить себя на место и в обстоятельства жизни членов исследуемого общества. Нужно терпение, так как далеко не все информанты легко пойдут на контакт.

Неприемлема нетерпимость – религиозная, этническая. Важнейший этический кодекс – не навредить информанту и общине. Если люди не хотят, чтобы их записывали – значит, нельзя записывать. Если не хотят, чтобы на них ссылались – не надо упоминать их данные. Если просят не публиковать какую-то информацию – значит, она много лет останется в записях. Это бывает, когда речь идёт о «закрытой» социальной информации, которой нельзя делиться с «чужими», или о личной информации человека, публикация которой нанесёт ему или общине вред. В некоторых случаях вообще лучше не упоминать даже этническую группу информантов или же очень аккуратно затрагивать в публичном пространстве некоторые темы. Последнее связано с агрессией, этнической нетерпимостью, дискриминацией, спекулятивным использованием этнической информации в СМИ.

Как происходит профессиональное развитие?

Направленное повышение квалификации – это обучение в аспирантуре и написание докторской диссертации. Самообразование происходит постоянно, особенно это заметно при исследовании междисциплинарных тем, когда приходится углубляться в смежные специальности. Например, недавно я писала статью о законодательстве Российской империи в отношении цыган и обращалась к исследованиям по истории права в России и к работам по общей теории права.

Наряду с профессиональным становлением необходимо человеческое развитие, умение понимать людей. Возможность смотреть на мир глазами других подразумевает не только профессиональный, но и жизненный опыт.

Важно научное общение, обсуждение своих и чужих публикаций, материалов, обмен опытом. Личные встречи с коллегами, конференции, симпозиумы, научные форумы – основные формы научного общения. Сейчас есть возможность удалённого участия в конференциях и общения с коллегами через скайп.

Кто для вас является профессиональным ориентиром?

Личность идеального учёного – это скорее собирательный образ. Среди классиков антропологии привлекают работы разных авторов, но особенно Фредерика Барта, Рут Бенедикт, Мэри Дуглас. Направления их исследований находятся в сфере моих научных интересов. Сейчас я пишу ряд статей о цыганах в Российской империи, и для меня пример качества работы с историческими источниками представляют тексты историков предреволюционного периода, например, известного историка Украины Дмитрия Ивановича Багалея. Примером служат и работы некоторых современников и коллег. Один из образцов историко-этнографического исследования – монография 1998 года «Цыгане в румынской истории» Виорела Акима. Образец современного социально-антропологического исследования – труд Елены Николаевны Успенской 2010 года «Антропология индийской касты». Пример коллективного научного проекта – выходившая последние 15 лет известная научная серия «Алгебра родства» под руководством Владимира Александровича Попова. Конечно, много и других интересных работ.

Международное общество исследований цыганской культуры приглашает к сотрудничеству исследователей-профессионалов и любителей. Кто откликается на это приглашение?

Это очень разные люди. Иногда учёные. Например, так мы познакомились с профессиональным историком В. Н. Шкуновым, который в своём исследовании о торговле цыган обнаружил ряд интереснейших неизвестных ранее исторических источников. Обращаются разные люди с просьбой прислать литературу. Несколько раз писали учителя, преподающие цыганским детям, цыганская интеллигенция из разных регионов России и бывших республик СССР, из общественных организаций.

Как к вашей необычной специальности относятся окружающие?

Смотря какие окружающие. Российское общество ведь крайне неоднородно. Есть агрессивно настроенные в этническом отношении люди. Среди молодых людей, получающих высшее образование, в последние 10-15 лет бытует мнение, что в науку идут неудачники, которые не смогли реализовать себя в других областях, что связано с ухудшением положения ученых в последние 25 лет и деградацией сферы науки и образования в России. Причём это касается даже детей весьма успешных знакомых: они считают, что заниматься наукой в российских условиях – бред. Но своих родных они почему-то к неудачникам не относят (улыбается) .

С точки зрения исследований многим эта профессия представляется интересной, ведь она позволяет объективно увидеть общество, да и сам процесс научного поиска – необычайно творческое занятие. Нашей интернет-библиотекой пользуются люди разных возрастов и профессиональных интересов: не только учёные или общественные деятели, но и представители этнической диаспоры, особенно молодёжь.

Каковы главные проблемы современной российской науки и антропологии в частности?

Проблема переходных обществ, к которым принадлежит Россия и страны бывшего соцлагеря, в резком понижении уровня жизни учёных в постсоветский период, в несоответствии их настоящего положения той роли, которую играет наука в обществе, в недофинансировании научных исследований, малокомфортных условиях работы. Самое плохое – это то, что в последние годы под видом реформ в стране происходит попытка ликвидации самостоятельности науки как общественной отрасли, бюрократизация научного процесса, попытка внедрения идеологического контроля в социогуманитарном знании (прежде всего в исторической науке), подмены научного творчества начетничеством, с внедрением соответствующих социальных инструментов. То есть происходит попытка ликвидации того, что делает науку наукой – уникальной саморазвивающейся областью. Как результат – падение престижа науки в России. Активные исследователи, и прежде всего молодёжь, стараются уехать в развитые страны, где условия работы на порядок выше. Речь не обязательно идёт об , многие работают по грантам или по контракту. Поскольку сфера науки интернациональна, этот процесс вполне естествен.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!