Какой древнегреческий философ являлся идеалом цицерона. Цицерон и его идеи. Политические сочинения Цицерона

Произведения, написанные Цицероном, не только в полной мере представляют его насыщенную жизнь, но и раскрывают перед нами яркую и бурную историю гражданской войны в Риме.

Марк Туллий Цицерон, известный нам как великолепный оратор и философ древности, происходил из сословия всадников. Датой его рождения является 3 января 106 года до нашей эры. На родине в маленьком городке Арпине он прожил до 15 лет, после чего вместе с отцом и братом переехал в расположенный всего в 100 километрах, Рим. Их отец хотел дать достойное образование сыновьям и поэтому не жалел средств на достижение цели.

Цицерон, готовясь в судебные ораторы, с большим интересом изучал греческую поэзию и литературу, посещал выступления известных государственных деятелей, а также обучался у юриста К.М. Сцеволы и ритора А.Молона. Кроме того, он тесно общался с приверженцем эпикурейского учения Ф.Афинским и стоиком Диодором Кроном, благодаря им он заинтересовался греческой философией. Технике ведения спора и приведению аргументов он учился у Филона, возглавляющего новоакадемическую школу.

Впервые Цицерон обратил на себя внимание в 81 г. до нашей эры при прочтении им успешной речи «В защиту Квинкция» о возвращении нечестно присвоенного имущества. Однако речь «В защиту Росция», обвиненного в убийстве отца, принесла ему настоящую славу. При ее подготовке он лично проводил независимое расследование на месте совершения преступления, на что ему было выделено 108 дней.

Его выступление было построено в полном соответствии с правилами ораторского искусства, он ссылался на свою неопытность и юность, использовал данные о личности подсудимого, обращался к судьям и приводил факты в оправдание подзащитного. Доказав его невиновность, Цицерон под предлогом изучения философии отправился в Афины, а затем и на остров Родос. Покровителем проигравшей стороны являлся влиятельный вельможа при дворе Суллы, опасаясь преследований его сторонников, Цицерон был вынужден покинуть Рим на два года.

В 78 году до н.э. оратор возвращается в Рим, женится и продолжает работу в суде. Характерно, что после путешествия Цицерон вырабатывает собственный «умеренный» стиль речи, сочетающий азианское и аттическое направления.

Прекрасное образование, блестящий ум и успешная деятельность в роли адвоката способствует его продвижению по «политической лестнице». Он избирается на должность квестора на Сицилии и добросовестно руководит в провинции доставкой зерна в период неурожая. И хотя среди населения Сицилии он заслуживает всеобщее уважение, в столице его достижения остаются в неизвестности.

В конце лета 70 г. до н.э. Цицерон обличает сицилийского пропретора Верреса в разграблении региона и многочисленных казнях местных жителей. Особая важность обвинительной речи заключалась в том, что, по сути, она была обращена против всей олигархической системы государственного строя. Она оказалась настолько убедительной, что даже его сторонник – знаменитый Гортензий отказался защищать Верреса. Тот был вынужден добровольно отправиться в изгнание и выплатить огромный по размерам штраф.

Цицерон все больше продвигается на политическом поприще, в 63 г. до н.э., обойдя своего радикального противника Катилина, он занимает должность консула. Оратор показывает себя категорическим противником аграрных реформ, предусматривающих наделение бедных крестьян собственной землей. Ему удается настроить против нее и большинство сенаторов и всадников. В своих речах Цицерон называет предводителя бедноты, пострадавшей от кризиса и сенатской безнаказанности, Л.С.Катилину и приближенных к нему людей – бунтовщиками и заговорщиками.

Катилина, проигравший на выборах, готовит вооруженное восстание против Цицерона и его последующее убийство. Но консулу удается раскрыть покушение, он выступает с гневной речью, приписывая противнику самые страшные грехи, среди которых сожжение города и убийство мирного населения.

Катилина уезжает из Рима с группой преданных ему людей, а через некоторое время погибает в боях недалеко от Пистории. Остальные участники радикального движения были незаконно помещены под стражу, а затем задушены по личному приказу Цицерона.

Его слава в этот отрезок времени достигает своего максимального значения, он получает звание «Отца отечества», которое традиционно присуждалось только за военные заслуги.

В 60 году до н.э. Ю.Цезарем, Помпеем и Крассом был сформирован Первый Триумвират. Изначально они пытались заручиться поддержкой Цицерона, однако, получили отказ. Это явилось косвенной причиной отправления консула в добровольное изгнание под давлением трибуна Клодия. На основании принятого вскоре после этого закона о строгом наказании должностного лица, учинившего расправу над гражданином Рима без законного правосудия, часть имущества оратора была конфискована и сожжена.

Здесь он погружается в литературную работу, практически полностью оставляя политическую деятельность. Считается, что Цицерон не отдавал предпочтение какой – либо из философских систем, но в его трактатах явно просматривается влияние стоицизма. Так, в труде «О государстве» он приводит пример идеального политика, обладающего высокой нравственностью и справедливостью. Такой государственный деятель, по его мнению, может обеспечить сохранение и процветание отечества.

Наиболее эффективным государственным строем автор считал устройство, существовавшее в Римской республике до реформирования: власть монархии находилась в руках консулов, аристократии – у сената, народное собрание выражало демократию. В философском произведении «О законах» Цицерон обосновывает необходимость возрождения старинных обычаев предков.

В конце 50 г. до н.э. во время гражданского противостояния первоначально Цицерон поддерживает Помпея, но вскоре отказывается от дальнейшей борьбы, и примиряется с Цезарем.

В это время он занимается изучением вопросов ораторского искусства, результатом масштабного исследования становится появление двух трактатов «Оратор» и «Брут».

После убийства Цезаря философ возвращается к политике, надеясь на скорейшее восстановление республики. Он поддерживает сенатскую партию, представляя интересы Октавиана Августа в противостоянии с Антонием. Против него оратором было написано 14 великолепных речей, названных им по аналогии с Демосфеном, «Филиппиками».

Цицерон считал, что политическая деятельность Антония является преступлением, направленным против свободы Рима. Он рассчитывал на победу, но был предан Октавианом, который объединился с Антонием и захватил Рим.

Оратор был убит 7 декабря 43 г. до н.э., когда попытался бежать в Грецию. По преданию отсеченная голова и руки Цицирона были отправлены Антонию, а его жена вонзала в мертвый язык острые булавки. Впоследствии, по свидетельству Плутарха, она была выставлена для обозрения и устрашения римских жителей на городской ораторской трибуне.

Наследие, оставленное Цицероном – это громадное количество сочинений по науке красноречия, философии, более 700 писем и 50 судебных и политических речей.

«Никогда не будет написано более мудрого, более правдивого, более полезного сочинения...»

Вольтер

«Рассуждение об обязанностях» - лучшее сочинение по нравственной философии, которое когда-либо было или будет написано."

Фридрих П

Трактат «Об обязанностях» - последнее философское произведение Марка Туллия Цицерона. Он стал одним из наиболее популярных его философских произведений.

Для современников и ближайших потомков Цицерон был в первую очередь величайшим оратором и стилистом. Для идеологов времен поздней империи христианства - в первую очередь философом и моралистом. Его этика оказала огромное влияние и даже в какой-то мере легла в основу христианского учения о морали.

Трактат разделен на три книги. В первой анализируется понятие нравственно-прекрасного, во второй обсуждается вопрос о полезном и в третьей - о конфликте нравственно-прекрасного с полезным, о конфликте, в результате которого всегда должно торжествовать нравственно-прекрасное.

Жанр трактата «Об обязанностях» для Цицерона необычен. Подавляющее большинство его философских произведений написано в форме диалога, данный же трактат представляет собой наставление сыну. Этот жанр предопредилил в значительной мере своеобразие трактата. Его содержание разнообразно: это и моральные предписания, и отступления политического характера, и исторические примеры, и юридические казусы. В целом трактат Цицерона представляет собой определенный свод правил и норм поведения, рассчитанных отнюдь не на каких-то особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных честных и «порядочных» граждан. Здесь речь идет об обязанностях, приложимых ко всем людям, ко всем, у кого имеется хоть какая-либо «склонность к доблести»; он не только адресован, но и ориентирован на молодого римлянина (изначально), достойного гражданина, вступающего на путь государственной карьеры.

В основе учения Цицерона об обязанностях лежит представление о высшем благе как о нравственно-прекрасном. Цицерон отмечает, что любой области жизни и деятельности соответствуют свои обязанности, в исполнении которых и состоит нравственный смысл всей жизни. Отсюда следует, что все обязанности должны иметь своим источником стремление к нравственно-прекрасному, к высшему благу.

Нужно отметить, что в то время римские представления о «нравственном» благе развивались в тесной связи с развитием представлений об идеальном гражданине, о его фамильных и гражданских качествах, добродетялях, обязанностях. Поэтому в Риме признанием такой деятельности со стороны общества считался почет (такая позиция в корне отличается от позиции греческих философов). Цицерон также был сторонником римского восприятия нравственно-прекрасного.

Согласно греческим философским учениям Старой Стои только нравственно-прекрасное и соответствующие ему действия есть благо, только порок и соответствующие ему действия - есть единственное зло, все же остальное, что лежит между ними - безразлично.Благо и порок являются такими, что ими нельзя обладать отчасти, а только или вполне или вовсе не обладать, т.е. можно быть только добродетельным или только порочным.

Цицерон же ставит между иделом «блаженного» и «порочного» человека ставит человека «стремящегося», а между благими действиями и пороками - надлежащий поступок, «должное», так называемые «средние действия».

Термин «оязанность», которым решил воспользоваться Цицерон, имел в Риме практический и вполне конкретный характер, да и сам Цицерон не понимал его овлеченно, в смысле какого-то общественного долга. Его больше занимал вопрос, насколько приложим этот термин к государственным обязанностям. Трактат Цицерона «Об обязанностях» имеет в виду обязанности не человека вообще, а обязанности римского гражданина, достойного члена римской общины.

По мнению Цицерона, существует четыре источника, или четыре «части», того, что считается нравственно-прекрасным. В его интерпритации они выглядят следующим образом: на первом месте стоит познание истины, затем следует «двуединая» добродетель - справидливость и благотворительность, затем величие духа и, наконец, благопристойность и умеренность. Из каждой этой добродетели вытекают определенные обязанности, предписываемые стремлением к главной и конечной цели - к высшему благу. Цицерон считает, что обязанности гражданина вытекают из «двуединой» добродетели (справедливости и благотвороительности). Нужно отметить, что он неоднократно подчеркивает общественный, социальный характер этой добродетели. Следовательно, обязанности, вытекающие из нее, тоже должны считаться обязанностями общественными, социальными. Цицерон даже утверждает, что обязанности, вытекающие из «общественного начала», больше «соответствуют природе», чем обязанности, вытекающие из познания.

Критики особо отмечают определение существа справидливости, которое дает Марк Туллий Цицерон. «Первое требование справидливости в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя не вызвали на это несправидливостью; затем в том, чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной -как своей». Здесь Цицерон также формулирует свое отношение к проблеме собственности.

Частной собственности от природы не бывает, говорит он, она возникает либо путем оккупации незаселенных земель, либо вследствие победы на войне, либо благодаря законам, договорам, жеребьевке. Государство и собственность изначально связаны друг с другом, и охрана собственности есть причина образования государства. И частная, и государственная собственность закрепляются тем или иным историческим актом, приобретающим затем силу закона. Кто завладевает чужой собсбвенностью, утверждает Цицерон, тот нарушает и оскверняет права человеческой общности.

Таким образом, он выступает в качестве защитника и «охранителя» не только частной, но и государственной собственности. Смысл формулы " пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной - как своей" требуют не только охранения собственности, но и активного содействия благу всего государства своей деятельностью и своим имуществом. Ссылаясь на Платона, Цицерон говорит, что «мы рожены не только для самих себя, но какую-то часть нас по праву требует отечество, другую часть - друзья. Все, что родит земля, - все это предназначено для пользы людей; люди же, в свою очередь, тоже рождены для людей, дабы они могли приносить пользу друг другу, поэтому, следуя природе, необходимо трудиться для общего блага, употребляя все силы и способности на то, чтобы теснее связать людей в единое общество

Далее Цицерон переходит к рассуждению о двух видах несправидливости. С его точки зрения, существует несправидливость не только тех, кто ее причиняет, но и тех, кто не оказывает помощи потерпевшим несправидливость. Для борьбы с несправидливостью надо понимать причины зла. Обычно причинами проявления несправидливости бывают страх, жадность к деньгам, честолюбие, жажда славы. Однако забота о своем имуществе, - подчеркивает Цицерон, - если только она не вредит другому, вовсе не порок. Обдуманная несправидливость должна караться более сурово, чем внезапный эффкт. Мотивы, мешающие борьбе с несправидливостью, бывают, как правило, «узкоэгоистического характера», это - ленность, нерадение, боязнь неприятностей, нежелание участвовать в общественной деятельности. Таким образом, в основе учения Цицерона о справидливости и несправидливости лежит некое представление о неприкосновении собственности, и потому первейшая обязанность заключается в соблюдении и охране этой неприкосновенности. Кстати, Цицерон всегда был ярым противником всяких аграрных законов и вообще вторжений в священную область собственности.

Из понятий справедливости вытекают обязанности «военной морали». Здесь основные положения Цицерона таковы: война может быть только вынужденным актом и допустима лишь в тех случаях, если переговоры не дают никаких результатов. Причина подобных войн только одна: оборона своего государства, цель же их - прочный мир. В обращении с побежденными следует проявлять человечность; сдавшиеся на милость победителя безусловно имеют право на пощаду. Однако он допускает (с некоторыми оговорками относительно причин) войны, которые ведутся ради укрепления власти и славы. «Это результат убежденности во „всемирно-исторической миссии“ Рима». Таким образом вырисовывается новая обязанность и новая черта облика идеального гражданина - обязанность воина, защитника могущества римского государства. А если учесть, что наряду с этим превозносится мирная жизнь и занятие сельским хозяйством, причем говорится, что это «самое приятное и самое достойное занятие для свободного человека», то возникает идеал еще староримским времен - идеал земледельца и воина.

Рассуждение о справидливости заканчивается упоминанием о рабах, по отношению к которым, по мнению Цицерона, тоже следует проявлять справидливость(хоть и своеобразную): к рабам следует относиться как к «наемникам», т.е. требовать от них работу и предоставлять то, что им «полагается». Здеся можно выявить еще одну обязанность - обязанность «справидливого» хозяина, владельца рабов.

Другой «частью», или стороной, социальной добродетели следует считать благотворительность, которую также можно определить как доброту или щедрость. Переходя к рассуждению о благотворительности, Цицерон отмечает прежде всего, что нет ничего более соответствующего человеческой природе. Но применение этой добродетели на практике требует определенной осторожности: благотворительность (или щедрость) не должна ни вредить тому, по отношению к кому ее проявляют, ни идти за счет других людей; она не должна превышать средств самого благотворителя и должна распределяться в соответствии с достоинством того, по отношению к кому ее проявляют. Все это еще раз напоминает, что людская жизнь происходит в обществе, причем «поскольку мы живем не среди совершенных и без исключения мудрых людей, а среди таких, для которых вполне достаточно, если они являются отображением добродетели, то надо также понять, что нельзя полностью пренебрегать ни одним человеком, в котором могут проявляться хотя бы малые признаки такой добродетели».

Говоря олюдской жизни в обществе, Цицерон подчеркивает, что общество связывает людей союзом, разумом, речью (этим люди и отличаются от животных). Человек обязан помогать человеку, но средства отдельных лиц невелики, и потому необходима градация благотворительной деятельности. Она должна быть установлена в соответствии с существующими степенями общности людей. Таких степеней несколько. Если не говорить о понятии человечества в целом, то то можно выделить такие связи, как общность племени, происхождения, языка. Еще более тесной связью считается семья. Это, так называемая, первая ячейка общества, из которой вырастает впоследствии государство.

«Из всех общественных связей, - говорит Цицерон, - для каждого из нас наиболее важны, наиболее дороги наши связи с государством. Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу?» Таким образом, здесь приводится определенная шкала обязанностей, расположенных в зависимости от их значимости: на первом месте стоят обязанности по отношению к отечеству и родителям, затем - к детям, семье и, потом, к родственникам и друзьям. Так к характерным чертам и обязанностям идеального гражданина прибавляется еще одна (это наиболее специфическая римская черта) - особое отношение к отечеству, семье, близким.

Таковы нравственные нормы и вытекающие из них обязанности, присущие идеальному гражданину. При этом рассматривая их применение в сфере «полезного», Цицерон нашел, что противопоставление «нравственно-прекрасного» и полезного есть величайшее заблуждение, т.е. «что нравственно-прекрасно, то, тем самым, уже и полезно». А «кто захочет снискать истинную славу справидливого человека, тот должен выполнять обязанности, налагаемые справедливостью...»

Многие критики считают, что образ идельного гражданина, со всеми связанными с этим идеалом обязанностями и нормами поведения, со всеми его характерными чертами и качествами, «может рассматриваться как некое своеобразное политическое завещание Цицерона, завещание умудренного жизненным и государственным опытом деятеля, оставляемое им современникам и потомству в один из наиболее напряженных моментов как его личной судьбы, так и судьбы всего римского государства».

Государственный университет

Высшая школа экономики

Эссе по философии

Трактат Цицерона

«Об обязанностях»

образ идеального гражданина

Составлено: Провоторова Мария, экономика, 205 группа

Почему римского оратора Марка Тулия Цицерона называли греком? Благодаря каким обстоятельствам и заслугам Цицерон стал популярен? Сколько раз Цицерону угрожала смерть, его предавали, и он отправлялся в изгнание? Какую политическую карьеру сделал Цицерон? О чем знаменитые труды Цицерона, согласно которым, он известен и по сей день?

Знаменитого оратора, писателя, философа и политического деятеля Марка Туллия Цицерона называли в Древнем Риме греком, и он, по-видимому, не удивлялся этому, а, возможно, даже втайне гордился, зная, с каким уважением относилась к греческой культуре высшая римская знать. Сам он был происхождения не знатного: его отец относился к сословию всадников. В роду Туллиев греков не значилось - Цицерона так прозвали в молодости после его публичных выступлений.

Знаменитая фраза «О времена! О нравы!» принадлежит именно Цицерону. Он использовал ее в первой речи против Катилины.

Дед знаменитого римского оратора был землевладельцем и жил в сельской местности. Там, в его поместье возле города Арпина (Арпинума) и появился на свет 3 января 106 года до н. э. мальчик - сын Марка, внук Марка, прославивший свою фамилию и древнегреческую культуру. Отец Цицерона, удалившись от городской суеты, интересовался, в основном, литературой, проявляя равнодушие к политике по причине слабого здоровья. Способности его старшего сына Марка к быстрому запоминанию и декламации проявились уже в детстве. В наше время такого ребёнка назвали бы вундеркиндом.

Чтобы дать детям хорошее образование, отец привёз в семилетнем возрасте Марка и его младшего брата Квинта в Рим, где у него был свой собственный дом в городском квартале Карины. Организацию обучения своих сыновей он поручил знаменитому оратору Крассу, и, возможно, по его совету мальчики стали заниматься по разным предметам у греческих преподавателей, дававших фундаментальные знания. Блестящие способности старшего сына сразу же обратили на себя внимание: он делал успехи в поэзии, ораторском искусстве и в совершенстве овладел греческим языком . В шестнадцать лет Марк одел мужскую тогу, что свидетельствовало о совершеннолетии, и стал изучать римское право у знаменитого Квинта Муция Сцеволы. Незнатные юноши могли тогда продвинуться, в основном, выступая защитниками или обвинителями на судебных процессах.

Эллинизации Рима в античности способствовали войны: в I в. до н. э. туда перебрались многие видные греческие учёные и писатели, принеся свою культуру и знания. Марк Туллий Цицерон основательно изучил с их помощью язык Эллады и литературу. Военная карьера его не интересовала, и при первой возможности юноша расстался с армией, пробыв там около года. Он вернулся в Рим и увлёкся философией, став учеником грека Филона Ларисского, перебравшегося из Афин . Другой греческий философ, Диодот жил в доме его отца и учил молодого Цицерона искусству спора, упражняясь как на латинском языке, так и на греческом.

Посещал Марк и лекции знаменитого греческого профессора риторики Аполлония Молона, приезжавшего в Рим. Первую свою научную работу по искусству красноречия, называвшуюся «О подборе материала», молодой Цицерон написал на основе аналогичных греческих руководств. Юность свою он полностью посвятил занятиям. Будущий знаменитый оратор обратил на себя внимание на первом же успешно проведённом судебном процессе, и ему поручили защищать сына Секста Росция, обвинявшегося в отцеубийстве. Молодой адвокат не побоялся выступить на процессе против любимца римского диктатора Корнелия Суллы всесильного Хрисогона, заклеймив «гнусный режим». Выиграв дело Росция, Марк вместе с братом Квинтом поспешно уехал в Грецию под предлогом лечения, опасаясь, вероятно, преследования властей.

Плутарх предполагал, что первый в роду Цицерона получил прозвище «цицеро» («горошина») из-за того, что форма его носа, широкого и приплюснутого, напоминала горошину.

Восхищаясь культом разума и мудрости у греков , он решил посетить как можно больше памятных исторических мест на их родине. Цицерон отправился на полуостров Пелопоннес посмотреть на древнегреческий Коринф и его разрушенные стены. Этот полис был основан дорийцами около десятого века до новой эры и экономически процветал при тиранах Периандре и Кипселе. В начале шестого века Коринф соперничал с Афинами , активно участвуя в колонизации греков . Периандра называли одним из «семи мудрецов» Древней Греции : при нём быстрыми темпами развивались культура, наука, ремёсла, и полис стал крупным торговым центром, славясь своими изделиями из керамики и бронзы. Современный город-порт Коринф находится в шести километрах от древнего полиса, где, по версии Плутарха, тиран Периандр устроил когда-то «пир семи мудрецов». Новое поселение возникло на канале, прорытом в 1881-1893 годах и соединившем Эгейское море с Ионическим.

Посетил Цицерон и дом великого Пифагора в Метапонте, побывал на Дельфах и даже обратился к оракулу. Затем он направился в Афины – центр философской мысли того времени. Это государство-полис, названное древними греками именем богини войны, победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, было образовано на основе поселений 16 – 13 веков до н. э. и находилось с середины второго века до новой эры под властью Рима. В Афинах ученик великого философа Сократа Платон открыл в 386 году до н. э. свою школу (академию), находившуюся в роще, посвящённой аттическому герою Академу. Спустя девятнадцать лет слушателем этого учебного заведения стал сын придворного врача македонского царя Аминты III Аристотель , уроженец полиса Стагира на Северо-Западном побережье Эгейского моря. После смерти Платона в 347 году он покинул и Академию и Афины , но, вернувшись через тринадцать лет, основал свою философскую «перипатетическую» школу с крытыми галереями для прогулок – Ликей, находившуюся недалеко от храма Аполлона Ликейского.

Оба учебных заведения успешно действовали, когда Цицерон приехал в Афины и продолжил занятия философией, слушая лекции платоника Антиоха Аскалонского. Скептицизм, проникший в школы во II в. до н. э., содействовал сближению философских воззрений Платона, Аристотеля и стоика Зенона, возродившего учение о мире, пронизанном творческим первоогнём. Характерной особенностью первого века до новой эры стало смешение в философии разных теорий. Проучившись полгода у Антиоха из Аскалона, Цицерон решил продолжить образование на Родосе , где обучал в это время риторике Аполлоний Молон, но сначала отправился в Малую Азию, чтобы послушать известных греческих ораторов. Он уже сам многое познал в искусстве красноречия и, посетив Мениппа Стратоникейского, Эсхила Книдского, Дионисия Магнета, Ксенокла Адрамиттийского, оценил выступление каждого из них, выделив среди всех первого.

Клодий разрушил дом «отца отечества», а затем, организовав вооружённые банды из рабов и вольноотпущенников, выступил и против Помпея. Сенаторы, увидев, что Клодий со своими отрядами стал опасен для города, решили вернуть Цицерона. Народ единодушно проголосовал за возвращение знаменитого оратора после того, как Помпей с помощью солдат прогнал банды Клодия с форума. Возращение Цицерона после шестнадцати месяцев отсутствия было триумфальным – из Рима ему навстречу вышли толпы людей , а сенат постановил отстроить его разрушенные дом и виллы за государственный счёт. Вскоре его отправили наместником в Киликию в Малой Азии. На всём пути греки встречали Цицерона с большим почётом – слава о нём, как о выдающемся ораторе, полюбившем греческую культуру, распространилась повсюду.

В это счастливое для него время он проявил себя образцовым правителем: был доступен, справедлив, неподкупен, не давая грабить киликийцев, и они были ему благодарны. Если бы он знал, какие испытания приготовила ему судьба в Риме, где царил культ силы! Он вернулся на родину, когда началась гражданская война за единоличное правление между Помпеем и Цезарем. Знаменитый оратор пытался их примирить, но сенат отверг все его предложения и объявил военное положение. После поражения Помпея при Фарсале Цицерон считал его положение безнадёжным и предлагал заключить почётный мир. Его обвинили в измене и хотели убить, но он бежал. В письмах 49 года знаменитый оратор размышлял над убийством марианцами своего учителя - великого понтифика Муция Сцеволы. Рок испытывал его потерями: он развёлся с женой , с которой прожил тридцать лет, похоронил многих друзей и свою любимую дочь Туллиолу.

При диктатуре Цезаря Цицерон всё своё время посвящал литературным и научным занятиям, не принимая никакого участия в государственном управлении. Он был убеждён в большом значении греческой культуры для образования человека и переводил на латинский язык произведения великих деятелей Эллады. Из греческой философии Цицерон выбирал учения, наиболее нужные и разумные, по его мнению, и переводил в виде диалогов. Его воззрения значительно опережали рабовладельческое время, в которое он жил, исследуя проблемы правового равенства и государства. Он писал, например, в «праве народов» о необходимости соблюдать международные договорённости. Цицерон рассматривал три формы государства, как основные: власть аристократов, народа (демократию) и царскую. Смешанную власть, опирающуюся на прочность государства и равенство прав её граждан, он считал наилучшей. В одном из своих сочинений под названием «Утешение» Цицерон уверял, что философия может служить средством отвлечения от разных бед и жизненных неурядиц. Его речи и сочинения уже в античности стали считаться образцовыми и достойными для подражания.

Стихи М.В.Ломоносова: «Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут, в домашних трудностях утеха и в дальних странствах не помеха» являются точным переводом прозаического изречения Цицерона.

После смерти Цезаря Цицерон на свою беду забросил философские трактаты и вернулся в политику, возглавив сенатскую партию. По его предложению сенат помиловал убийц римского диктатора, но утвердил его завещание и распоряжения. Незадолго до смерти Цезарь усыновил внука своей сестры Юлии Октавиана и назначил его наследником. Цицерон заключил с ним союз, надеясь, видимо, что восемнадцатилетний юноша будет во всём его слушаться. Октавиан был почтителен с Цицероном, называл его отцом, использовал в борьбе с Антонием. И опять великий оратор переоценил своё влияние: он надеялся стать вторым консулом и руководить юным наследником Цезаря. Но Октавиан решил, что уже не нуждается в помощи Цицерона, которого не поддерживали народ и армия. Он заключил союз с Антонием и Лепидом (второй триумвират), согласившись на их требование – казнить главного своего врага Цицерона.

Знаменитый оратор узнал, что объявлен вне закона, находясь с младшим братом Квинтом в своём поместье. Братья решили бежать в Македонию , но по дороге Квинт решил вернуться, чтобы запастись продуктами. Спустя несколько дней младший брат был убит вместе с сыном. Цицерону удалось добраться до моря и сесть на корабль. Он никак не мог поверить, что девятнадцатилетний мальчик, почтительно слушавший его и называвший отцом, так подло предал, отдав на поругание врагам жизнь оратора и философа. Убийцы, посланные Антонием, настигли Цицерона в его имении. Смерть свою «грек» встретил спокойно, держась левой рукой за подбородок и глядя в упор на убийц. Он не ждал милосердия, давно усвоив, что примитив культа силы ведёт к звериному ожесточению, что «человеком можно стать лишь благодаря образованию».

В обстановке социальной и политической борьбы конца II - начала I в. до н.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография, мемуарная и эпистолярная литература.

1. Ораторское искусство.

Особенного успеха достигло ораторское искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние на все виды литературы, и прежде всего на прозу. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н.э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами.

Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

В красноречии были известны два направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым языком, пристрастием к афоризмам и к метрическому построению концов периода и его частей. Представителем этого направления был Гортенсий Гортал, старший современник Цицерона, консул в 69 г. до н.э.

Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв, республиканец Марк Юний Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат "Брут".

Сам же Цицерон выработал средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направлений.

2. Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона.

Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине, к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного в то время юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике - искусству спора и аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во многих своих произведениях он излагал взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата "О государстве" он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии - в лице сената, а демократии - народного собрания.


Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить другие законы, возродить "обычай предков" (трактат "О законах").

Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты "О дружбе", "Об обязанностях"; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Он написал трактаты "О границах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О природе богов". Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, признавая вместе с тем необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания (трактат "О гадании").

Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характер и рассматривались им в зависимости от практического их значения в области этики и политики. Считая всадников "опорой" всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала приобрести расположение народа, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом.

Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: "Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя популярным, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах" ("О домогательстве консульства"). Первая дошедшая до нас речь (81 г. до н.э.) "В защиту Квинкция", о возвращении ему незаконно захваченного имущества принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью "В защиту Росция Америнского". Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвинили в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилий суллан-ского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Корнелия Хризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе.

Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон отправился в Афины и на остров Родос якобы ввиду необходимости более глубокого изучения философии и ораторского искусства. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени Цицерон стал придерживаться "среднего" стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем. Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 г. до н.э. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.

В 66 г. до н.э. Цицерон был избран претором; он произносит речь "О назначении Гнея Помпея полководцем" (или "В защиту закона Манилия"). Цицерон поддерживает законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет. Речь эта, защищая интересы денежных людей и направленная против нобилитета, имела большой успех. Но этой речью заканчиваются выступления Цицерона против сената и оптиматов.

Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и заселении ее бедными гражданами.

Когда в 63 г. до н.э. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. до н.э. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ей это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона.

Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу. В своих четырех речах против Каталины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан.

Катилина покинул Рим с небольшим отрядом и, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. до н.э. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме.

Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союза сенаторов и всадников. Реакционная часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Каталины и даровала ему титул "отца отечества".

Деятельность Каталины достаточно тенденциозно освещена римским историком Саллюстием. Между тем сам Цицерон в речи за Мурену (XXV) проводит следующее замечательное высказывание Каталины: "Только тот, кто сам несчастен, может быть верным заступником несчастных; не верьте, пострадавшие и обездоленные, обещаниям преуспевающих и счастливых... наименее робкий и наиболее пострадавший - вот кто должен быть призван вождем и знаменосцем угнетенных".

Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Каталины вызвала неудовольствие популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарь и Красе, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. до н.э. отправиться в изгнание. В 57 г. до н.э. Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой. К этому времени относятся его речи в защиту народного трибуна Сестия, в защиту Милона. В это же время Цицероном был написан известный трактат "Об ораторе". В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51-50 гг. до н.э.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императором (высшим военным начальником). По возвращении в Рим в конце 50 г. до н.э. Цицерон примкнул к Помпею, но после его поражения при Фарсале (48 г. до н.э.) он отказался от участия в борьбе и внешне помирился с Цезарем. Он занялся вопросами ораторского искусства, издав трактаты "Оратор", "Брут", и популяризацией греческой философии в области практической морали.

После убийства Цезаря Брутом (44 г. до н.э.) Цицерон снова вернулся в ряды активных деятелей, выступая на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются "Филиппиками". За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н.э. убит.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы. Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.

3. Язык и стиль речей Цицерона.

Для политического и особенно судебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказывать давления на решение судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной риторики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.

Цицерон сам отмечает в своих речах "обилие мыслей и слов", в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпизоды, образы, придающие речам художественную форму.

В речи против Верреса Цицерон рассказывает о казни римского гражданина Гавия, которого не имели права наказывать без суда. Его секли на площади розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: "Я римский гражданин!" Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: "О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданином! О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебс и которую наконец ему возвратили!" Эти патетические восклицания усиливали драматизм рассказа. Таким приемом варьирования стиля Цицерон пользуется нередко. Патетический тон сменяется простым, серьезность изложения - шуткой, насмешкой.

Признавая, что "оратору следует преувеличить факт", Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию - прием преувеличения. Так, в речи против Каталины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных людей. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что "от слез не может говорить", а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца.

Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разделяются на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы.

4. Риторические произведения.

В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трактаты "Об ораторе" (55г.), "Брут" (46г.) и "Оратор" (46г.).

Произведение "Об ораторе" в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона - Лицинием Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.

В трактате "Брут", посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинения раскрывается в другом его наименовании - "О знаменитых ораторах". Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрождения. Цель его - доказать превосходство римских ораторов перед греческими.

Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия - эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским оратором.

Наконец в трактате "Оратор" Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периода.

5. Цицерон о красоте в природе и искусстве.

Сочинения Цицерона изобилуют рассуждениями на самые разнообразные темы поэтики, риторики, эстетики слова. Теория художественного слова у Цицерона проявляется не только в его специальных эстетических трактатах, но и в философских сочинениях, где ставятся вопросы о разной степени прекрасного, его соотношении с этическими категориями полезного и хорошего, о связи искусства с наслаждением и необходимостью.

Красота в представлении Цицерона часто имеет этический характер. В красоте (pulchritudo) есть нечто "достойное", "добродетельное", "нравственно-прекрасное". Красота, как и добродетель, полна порядка, меры, гармонии частей, умеренности, сдержанности, собранности, твердости, уравновешенности, спокойствия. Все эти качества, присущие красоте, а также неотделимость прекрасного и морального указывают на связь Цицерона с классической греческой эстетикой. Следует отметить, что Цицерон, тонко чувствующий, как выдающийся ритор, малейшие оттенки слова, пользуется для определения прекрасного целой градацией как будто бы близких, но вместе с тем чрезвычайно специфических терминов (так, "умеренность" выражается у него как moderatio, temperantia, modestia, constantia, а "красота" как pulchritudo, venustas, festivitas, lepos), которые должны переводиться на русский, конечно же, не одним однозначным словом, а умело подобранными синонимами ("умеренность" как сдержанность, собранность, скромность, твердость; "красота" как прекрасное, прелестное, милое, изящное).

Цицерон чрезвычайно высоко ставит красоту космоса и природу, являющиеся образцом для человеческого подражания. Однако никакое искусство не может состязаться с природой в изобретательности. Природа - это "наша общая мать", и все рожденное ею "совершенно в своем роде" и целесообразно по своему предназначению. Человек же превосходит все создания природы и становится совершенным духом, "абсолютным разумом", достигая добродетели.

Природа, таким образом, становится у Цицерона художницей (artifex), созидательницей так же, как она была у философов-стоиков чем-то "демиургическим", то есть "творящим", "творческим огнем", "мастером всего", "ваятельницей".

Все в мире пронизано красотой и искусством, которые присутствуют в самой ничтожной из вещей и в самых величайших. Красота именно там, где неживая природа и живой мир обращены на пользу человеку и становятся предметом искусства. Жестокость поэтому никогда не сможет быть прекрасной, так как в ней нет ничего полезного и она самый страшный враг человеческой природы. "Зато самое прекрасное (pulcherrimae res) из всего, что существует на свете,- это мощь духа и какое-то необыкновенное его величие". Прекрасно быть воздержанным и полным умеренности (temperantia), так как при этом сохраняются здоровые суждения ума, а невоздержанность (intemperantia) и неуправляемые инстинкты ведут к губительному "разрыву с разумом". Природе и ее красоте также присущи соразмерность и гармония, своеобразное согласие или "симпатия" (sympatheia). Мир, по воле божественного провидения, "вечно украшен", а все части мироздания таковы, что не может быть "ничего лучшего и ничего более прекрасного". Однако природа ничего не создала "совершенным во всех отношениях, и каждому она дала свои достоинства вместе с каким-нибудь недостатком". Поэтому идеал прекрасного недостижим, и великий художник Зевксис вынужден был обратиться к "живой красоте" нескольких девушек, создавая "совершенную женскую красоту".

Цицерон, выражая главным образом принципы классической греческой эстетики, был близок тем самым к стоикам и платоникам, что особенно заметно в том случае, когда он утверждает некий "мысленный образ" (cogitata species), созерцаемый художником в глубине собственного духа и воплощаемый в его произведении.

Цицерон пишет: "Я утверждаю, что и ни в каком другом роде нет ничего столь прекрасного, что не уступало бы той высшей красоте, подобием которой является всякая сила, как слепок является подобием лица. Ее невозможно уловить зрением, слухом или иным чувством, и мы постигаем ее лишь размышлением (cogitatione) и разумом (mente)... Так и сам художник, изображая Юпитера или Минерву, не видел никого, чей облик он мог бы воспроизвести, но в уме у него обретался некий высший образ красоты, и, созерцая его неотрывно, он устремлял искусство рук своих по его подобию" ("Оратор", 2, 8). Здесь же Цицерон разъясняет, что еще Платон называл такие "мыслимые образы" предметов "идеями", утверждая их вечность в "мысли и разуме", между тем как все остальное рождается, гибнет, течет, исчезает (там же, 3, 10).

Мысль, ярко выраженная Цицероном и ставшая достоянием многих, а не узкого круга философов, получила в дальнейшем принципиально новое значение, чуждое классике и свойственное именно эллинистическо-римскому миру. Если раньше художник "подражал" и только копировал, то теперь он является носителем идеала и творит, как искусный мастер, демиург, следуя высшим идеям.

Цицерон, таким образом, намечает такую концепцию художественной формы, которая является вполне закономерным объединением классического платонизма и аристотелизма с эллинистической философией. Цицерон решает также проблемы целесообразности и красоты. В классической эстетике Платона полезное ставилось не ниже красоты, если считать последнюю чисто эстетической категорией. Однако красота как вечная форма бытия, неотъемлемая от него самого, была уже несравнима с пользой. У поздних философов-стоиков красота соответствовала хорошей сделанности предметов, и потому красота и польза, красота и целесообразность часто отождествлялись. Цицерон же пишет:

"Но так уже устроила с непостижимым совершенством сама природа: как во всем на свете, так и в человеческой речи наибольшая польза обыкновенно несет в себе и наибольшее величие, и даже наибольшую красоту. Мы видим, что ради всеобщего благополучия и безопасности само мироздание устроено от природы именно так: небо округло, земля находится в середине и своею собственной силой держится в равновесии. Солнце обращается вокруг нее, постепенно возвышаясь вновь, луна, увеличиваясь и убавляясь, получает свет от Солнца, и по тем же пространствам движутся с разной скоростью и по разному пути пять светил. Все это настолько стройно, что при малейшем изменении не могло бы держаться вместе; настолько восхитительно, что и представить себе нельзя ничего более прекрасного. Взгляните теперь на вид и облик людей и животных и вы найдете, что все без исключения части тела у них совершенно необходимы, а весь их облик создан как бы искусством, а не случайностью" ("Об ораторе", III, 45, 178 и след.). Далее Цицерон рисует строение деревьев и переходит к искусствам, кораблям с их "изящным видом", колоннам, у которых "достоинство не уступит пользе"; крыше Капитолия, которой необходимость, а не изящество придали особый вид. Цицерон говорит о совершенстве речи, когда за "пользой и даже необходимостью в ней следует и приятность, и прелесть" (там же, 46, 189 и след.).

Цицерон отождествляет красоту и целесообразность не идеально, а чисто физически. Фронтон здания для него - произведение искусства, которое служит для стока дождевой воды, то есть в этом отождествлении есть нечто близкое стоикам раннего эллинизма. Отсюда в концепции красоты и целесообразности у Цицерона можно найти черты стоического платонизма, то есть тот эклектизм, который был близок римскому практицизму и утилитаризму.

6. Письма.

Дошедшие до нас письма Цицерона относятся к последним 25 годам его жизни. Хотя полностью вся переписка не сохранилась, но она дает богатый исторический материал жизни конца республики, знакомит с видными политическими деятелями этого времени, не говоря уже о том, что в этой переписке перед нами выступает личность Цицерона как политика, как оратора, как человека со всеми его слабыми сторонами - его тщеславием и растерянностью, которую он проявил в изгнании.

Письма Цицерона изучались еще в древнем Риме и положили начало эпистолографии. Им следовал Плиний Младший.

В средние века, а особенно в эпоху Возрождения, интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.

Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской прозы. В эпоху Просвещения рационалистические философские взгляды Цицерона оказали влияние на Вольтера и Монтескье, написавшего трактат "Дух законов".

Политические деятели буржуазной французской революции XVIII в. Мирабо и Робеспьер пользовались ораторскими приемами Цицерона.

В начале своей карьеры Цицерон интересовался философией лишь постольку, поскольку видел в ней одну из основ ораторского образования. Он начал заниматься философией еще в молодые годы, сначала в Риме, где слушал эпикурейца Федра, академика Филона и стоика Диодота. В 79 г. Он совершает с образовательной целью поездку в Грецию. В Афинах он посещает чтения эпикурейца Зенона Сидонского и академика Антиоха Аскалонского. На Родосе состоялось его знакомство с крупным представителем стоической школы - Посидонием, с которым он продолжал поддерживать отношения и в дальнейшем.

Общефилософские воззрения Цицерона отличались эклектизмом. Его основными источниками были представители новых (эллинистических) философских школ. Хотя он часто ссылается на Платона и уверяет, что следует ему, на самом же деле глубокого знакомства и понимания философской системы Платона он не обнаруживает. В теории познания он, скорее всего, придерживается взглядов, характерных для последователей новой Академии («пробабилизм»), в вопросах этики он примыкает то к стоикам, то к перипатетикам.

Государственно-правовые теоретические взгляды Цицерона сформировались под значительным влиянием Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков. Вместе с тем, он сумел объединить и согласовать эти учения с собственно римскими традициями в области государственно-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права. Творчески используя идеи своих предшественников, Цицерон сумел сформулировать целый ряд оригинальных и новых положений в сфере теории государства и права. Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние всего народа (res populi). При этом, он подчеркивает, что «народ не любое объединение людей, собранных вместе каким образом, а объединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Таким образом, государство в трактовке Цицерона выступает не только как воплощение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которое в дальнейшем было много приверженцев, вплоть до современной идеи «правового государства».

Главную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страховые, как считал Полибий, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Вслед за Аристотелем, Цицерон считал семью начальной основой общества, с которой постепенно, естественным путем возникает государство. Он отмечает извечный основополагающий связь государства и собственности, подчеркивая, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как пренебрежение и нарушение справедливости и права.

Возникновение государства и права не из случайного желания людей, а в соответствии с общими требованиями природы, в том числе и требований человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сути государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.

Цицерон значительное внимание уделяет рассмотрению форм государственного устройства. В зависимости от числа правителей, он различает три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «Когда верховная власть находится в руках одного человека, мы называем его царем, а такое государственное устройство царской властью. Когда она находится в руках у выборных, говорится что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь она так и называется) есть такое сообщество, в которой все находится в руках народа». Каждая из этих форм должна свои положительные и отрицательные черты, но все они терпимы и могут быть достаточно прочными, если только сохраняются те основы и связи, в том числе и правовые, которые с самого начала прочно объединили людей в силу их общего участия в создании государства. «Благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматов, свободой - народы», - писал Цицерон. В то же время, при царской власти все прочие люди отстранены от участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и отстранен от власти при господстве оптиматов. При демократии, когда все решается согласно воле народа, то какой справедливый и умеренный он ни был, все же сама равенство уже несправедлива, если при ней нет различий в общественном положении. Главным недостатком этих форм является их нестабильность, которая может привести к тирании, господство клики (а как подчеркивал Цицерон, «не имеет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими)», либо в «безумия и произвола толпы». Эти виды господства уже не является, согласно Цицероном, формами государства, поскольку в таких случаях отсутствует само государство, как общее дело и совместный достояние всего народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право. Предотвратить подобное вырождение государства призвана смешанная форма государственного устройства, содержащей положительные качества трех простых форм. Главными преимуществами такого государства была бы ее стабильность и правовое равенство граждан. Собственно такой он и считает Римскую сенатскую республику. При этом, носителем царского начала были полномочия консулов, власти оптиматов - полномочия сената, народной власти - полномочия народных собраний и народных трибунов. Поэтому Цицерон подчеркивает необходимость их взаимного равновесия и равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий между ними.

Цицерон отрицал идею имущественного равенства и считал справедливым социальное расслоение и неравенство в общественно-политическом отношении. Даже демократическое равенство, т.е. равенство всех свободных, он считал несправедливой, поскольку она игнорировала различие в социальном положении и достоинстве (достоинства) граждан.

Большое внимание в творчестве Цицерона уделяется праву. Говоря о требованиях, которые ставятся перед государственным деятелем, он подчеркивает, что, кроме того, что такой человек должен быть мудрым, справедливым, сдержанной и красноречивым, она должна быть знакома с учениями о государстве и владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедливым.

В основе права, за Цицероном, лежит присущая природе справедливость. При этом, под справедливостью понимается вечная, неизменная и неотъемлемая свойство как природы в целом, так и человеческой природы.

Цицерон дает такое определение естественного права: «Естественный закон - это разумное положение, которое соответствует природе, распространяется на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает, оно, однако, ничего, когда этого не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и влияет на бесчестных людей, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену этого закона - святотатство, частично ограничивать его действие не разрешено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни решением народа освободиться от этого закона не можем». Этот «истинный закон» - один и тот же всегда и везде, и «на все народы и на все времена будет распространяться один вечный и неизменный закон, при этом, он будет общим наставником и повелителем всех людей, как бог, создатель, судья, автор закона». Любой, кто поправ человеческую природу, своевольно не подчиняется этому закону, по мнению Цицерона, является беглецом от самого себя, который неминуемо понесет наибольшую (божью) казнь, даже если он сумеет избежать обычного человеческого наказания.

Рассматривая справедливость, Цицерон считал, что она заключается в том, чтобы каждому воздавать должное и сохранять равенство. Равенство заключается в том, что все люди формально в равной степени, но с разными фактическими предпосылками и последствиями, подпадают под действие общего принципа, который требует отдавать каждому свое. «Первое требование справедливости, - подчеркивал Цицерон, - состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а также, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной, как своей».

Закон, устанавливаемый людьми, не должен нарушать порядка в природе и создавать право из бесправия, блага из зла, честного с нечестного. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе и естественному праву выступает, как критерий и мерило их справедливости и несправедливости. В то же время, законы, принимаемые в том или ином государстве, должны быть не только справедливыми, но и соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон отводит вступлению (преамбуле) к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель такой преамбулы - укрепление божественного авторитета закона и использование страха божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений. Цицерон подчеркивает, что «под действие закона должны подпадать все».

Цицероном принадлежит первенство в закладке основ международного права. «Право народов» он трактует, как сочетание позитивного права разных народов и естественного права международного общения (т.е. международное право). Он сформулировал важный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств по международным договорам. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считает несправедливой ту, которая не была объявлена. Войну Цицерон характеризует, как вынужденный акт, возможен только в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны, он отмечает необходимость защиты государства в качестве цели - установление мира. Мыслитель выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.

Творческое наследие философа, в том числе его учение о государстве и праве, оказало глубокое влияние на все последующее развитие мировой культуры. Его работы находятся в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов, мыслителей последующих эпох (Возрождение, Новое и Новейшее время). Широко используются соответствующие высказывания Цицерона в различных прошлых и современных концепциях правового государства.