Интересные факты о латинском языке. Латинские афоризмы: описание, список и интересные факты. Латынь – мертвый язык

Япония и Россия были несравнимы ни по человеческому потенциалу – разница практически троекратная, ни по возможностям вооруженных сил – сами японцы опасались, что разозленный «медведь» может в случае проведения мобилизации выставить трехмиллионную армию.

Тезис, знакомый еще с советских времен, о том, что конфликт с самураями был проигран по причине гнилости царизма, «общей отсталости России» полностью совпадает с выводами, что во множестве содержатся в западных изданиях. Суть их сводится к простому – мол, «коррумпированный царизм не мог эффективно вести войну». Взгляды наших и западных историков совпадают нечасто, в чем же причина подобного единства мнений?

Практически все исследователи сходятся в том, что одержать победу японцам помогли трудолюбие, самопожертвование, патриотизм, высокая боевая выучка солдат, мастерство военачальников, исключительная дисциплинированность - славословие можно продолжать до бесконечности. Попробуем во всем этом разобраться.

В какой степени готовы были офицеры и солдаты Страны восходящего солнца жертвовать собой, как это сейчас любят утверждать? Насколько их боевой дух превосходил патриотизм наших солдат и матросов? Ведь русским приписывается склонность к бунту не только в тылу – это о броненосце «Потемкин», но даже на фронте – вспомним описание небольшого бунта на броненосце «Орел» перед Цусимским сражением. Как это резко контрастирует с описанием быта японских матросов, ставшем достоянием гласности благодаря перу французских журналистов: члены экипажа японского броненосного крейсера в свободное время плели шерстяные носки для своих армейских коллег!

Для того, чтобы расставить все точки над «i», обратимся к источникам японским. Речь идет о художественных фильмах, созданных в самой Стране восходящего солнца. Причем далеко не в целях воспитания пацифистских чувств у подданных императора, а, что называется, потомкам в пример.

Рассказывая о жизни простых матросов на флагманском корабле японской эскадры «Микаса», кинематографисты показывают всю ее подноготную – массовые драки, воровство, неподчинение приказам, неуставные взаимоотношения.

Присутствует и незнакомый нам элемент: старшины ссужают деньги матросам под большой процент. Такого «букета» нарушений русская армия и флот, слава Богу, не знала никогда. Так что понятно, почему, несмотря на внешнюю дисциплину, экипаж «Микасы» взбунтовался сразу после прихода из Англии в 1902 году.

Теперь – о готовности к самопожертвованию. У нас, как, впрочем, и у большинства в мире укоренилось совершено ложное представление о всех японцах, как о летчиках-камикадзе. Необходимо принимать во внимание и следующее: храбрость японцев как ветром сдувало, как только они начинали терпеть неудачи в боях. Как напоминают историки, в 1904-м, после нескольких неудачных попыток штурма Порт-Артура прямо на передовой отказался подчиняться приказам 8-й пехотный полк, а многие японские офицеры собирались дезертировать, сбежать в Шанхай из страха погибнуть.

Еще один аргумент в пользу исключительности японцев состоит в следующем: они действовали в бою исключительно грамотно, за счет чего и победили. Вспомним даже известный стишок тех времен: «В Маньчжурии Куроки на практике дает Куропаткину уроки по тактике». Это качество якобы и позволило японцам одержать верх. На поверку – это лишь усердно раздуваемый миф. О какой грамотности может идти речь, когда русские укрепления в Порт-Артуре штурмовались в лоб через хорошо пристрелянную местность по нескольку раз. А тот же адмирал Хейхатиро Того, провозглашенный чуть ли не военным гением той войны, так и не смог объяснить своим почитателям, почему в августе 1904-го не атаковал русскую эскадру, сбившуюся в кучу после выхода из строя флагманского «Цесаревича». Еще вопрос: с чего вдруг на начальном этапе Цусимского сражения он подставил свой флагманский корабль под сосредоточенный огонь самых мощных русских кораблей, едва не погибнув сам?

Не отличались действия наших врагов и особой слаженностью различных подразделений.

Как свидетельствует англичанин, капитан первого ранга Уильям Пэкинхэм, который был прикомандирован на эскадру адмирала Того, после окончания первого дня Цусимы, когда японцы отдали приказ атаковать остатки Второй тихоокеанской эскадры своим миноносцам, один из них, избегая столкновения с внезапно вынырнувшим из мглы кораблем другого соединения, совершил резкий поворот и перевернулся. Наверно, правы те, кто говорит, что корень всех фантастических побед японцев в исключительной везучести адмирала.

Мы в чем-то уступали японцам в конструкции артиллерийских систем, однако и японцы тоже были далеко не во всем хороши: их винтовка «Арисака» заметно проигрывала русской винтовке Сергея Мосина по ряду важнейших характеристик. Самураи просто не в силах тягаться с лучшей в мире русской конницей, а, самое главное, наши противники не могли состязаться в физической силе с нашими воинами.

Хорошо, а что же помогло японцам одержать победу? Думаю, дал о себе знать целый комплекс факторов - как субъективных, так и объективных. Один из главных - крайне бережное обращение японцев с военной тайной, наши соперники смогли засекретить даже гибель двух из шести имевшихся у них броненосцев. Что уж говорить про более мелкие миноносцы – они шли ко дну «пачками», но японцы все упорно отрицали, а через некоторое время вводили в строй однотипный, то есть такой же корабль под таким же именем. Мировая и российская публика верила, так и рождался миф о непобедимости врагов. Естественно, все это сказывалось и на настроениях среди наших военных. Японцы же черпали всю информацию о наших потерях, передвижениях войск и назначении новых командующих из российских газет.

Наша жандармерия, на которую была возложена тогда функция контрразведки, просто не смогла справиться с новыми для нее условиями – элементарно отличить японца от китайца многие ее сотрудники были не в состоянии.

Дело доходило до того, что летом 1904 года, как явствует из фронтовых репортажей журнала «Нива», вышел строжайший приказ расстреливать всех азиатов, появившихся на боевых позициях наших войск.

Не будем сбрасывать со счетов и недооценку противника: поначалу царь не хотел перебрасывать ни одного соединения из европейской части России, а вторую Тихоокеанскую эскадру начали снаряжать в путь лишь после гибели адмирала Степана Макарова.

Еще одна причина - особенность русского духа. Мы ведь привыкли вести войну с расчетом на постепенный сбор сил для последующего сокрушительного удара по врагу. Пример – Отечественная война 1812-го, когда мы отступали до Москвы, да и Великая Отечественная. Как говорится, русские медленно запрягают, но быстро ездят. Вот и в те годы раздавались высказывания вроде «Японцы будут неизбежно разгромлены, если не под Лояном, так под Мукденом, не под Мукденом, так под Харбином, не под Харбином, так под Читой». История нам этого шанса не дала.

Но было еще и безволие российской дипломатии. Ведомство на Певческом оказалось не в состоянии использовать для международной изоляции Токио факт атаки на Порт-Артур без объявления войны.

Не под силу дипломатам было решить и вопрос о пропуске через контролируемые Турцией проливы мощнейших броненосцев Черноморского флота. Вместо этого внешнеполитическое ведомство предпочло сочинять страшилки о возможной войне с Англией, Афганистаном и Турцией в случае прохода наших кораблей.

Злые языки тогда обвиняли министра иностранных дел Владимира Ламздорфа в слабости характера, видя причину в его нетрадиционной сексуальной ориентации…

Основная же причина заключалась в изначально неправильном решении разместить главную военно-морскую базу в Порт-Артуре. Это - в более чем девятистах километрах от Корейского пролива, который был и является до сих пор узловым пунктом маршрутов судов между Россией, Китаем, Кореей, Японией и странами Юго-Восточной Азии. Не зря моряки не любили этот город, называя его «дырой». Поэтому военно-морское командование, чтобы подсластить пилюлю, формально считало весь Тихоокеанский флот… Тихоокеанской эскадрой Балтийского флота. Усугубляло положение главной базы то, что она была связана с метрополией тонкой «ниточкой» железной дороги, конечная часть которой пролегала по Маньчжурии, территории, имевшей тогда непонятный статус – вроде бы и не китайская, но и не полностью русская. Но военно-морские стратеги упорствовали – нам нужна незамерзающая гавань на Тихом океане, и точка.

Наиболее реалистичную позицию в этом вопросе занимал, как ни странно, тогдашний военный министр генерал Алексей Куропаткин. В самом конце 1903 года он разослал по инстанциям записку, в которой, в частности, писал, что Порт-Артур, «будучи в стороне от нашей естественной оборонительной линии, идущей вдоль берега Японского моря, и находясь в расстоянии от нее от 600 до 1000 миль, он не может служить опорой для наших морских операций вдоль этого берега, оставляя его совершенно открытым неприятельскому нападению; в особенности остается открытым для безнаказанного завладения весь юго-восточный берег Кореи с существующим здесь японским аванпостом Фузаном, и, находясь в расстоянии от нее от 600 до 1200 миль от северных портов нашего главного противника - Японии, флот наш в Порт-Артуре был бы совершенно лишен возможности воспрепятствовать и даже угрожать наступлению японского флота к корейскому или нашему побережью. База эта не прикрывает даже западного побережья Кореи и подступов к Сеулу, ибо она расположена в расстоянии 350 км перед входом в Желтое море, то есть перед фронтом неприятельского наступления, которое будет к тому же прочно опираться на все порты южного и юго-западного побережья Кореи. Наконец, находясь в расстоянии 1080 миль от нашей главной базы - Владивостока, Порт-Артур остается совершенно от него отрезанным, ибо линия сообщения, с одной стороны не имеет промежуточных опорных пунктов, с другой - по всей своей длине подвержена нападению японского флота».

Разразившаяся затем война полностью подтвердила его опасения.

Более того, в своей записке А. Куропаткин шел намного дальше – он предлагал оставить не только Порт-Артур, но и всю Южную Маньчжурию, ссылаясь на аргументы – у нас может попросту не хватить сил на одновременную оборону Порт-Артура и ведение масштабных боевых действий с японцами в Маньчжурии и Корее. Предвидя возможные возражения, генерал утверждал, что промышленных предприятий в этих краях не слишком много, а потому издержки от возможного ухода будут не слишком велики. Всего он приводит более дюжины аргументов в пользу оставления нами Южной Маньчжурии.

Хорошо поднаторевший во всех тонкостях функционирования государственной машины, А. Куропаткин хорошо осознавал, что его новаторский план имеет мало шансов на реализацию. Поэтому он и разослал его «веером», в надежде хоть где-то заручиться поддержкой. Но все промолчали.

И вот начинается война. Куропаткина назначают на пост командующего Маньчжурской армией. И тут начинают происходить странности – русская армия терпит одно за другим унизительные поражения, причем, как кажется стороннему наблюдателю, совершенно на пустом месте. Например, под Лояном мы, отойдя раньше запаниковавших японцев, которые готовились было отступать, просто отдали победу. Практически тоже самое повторилось и под Мукденом в начале 1905-го: Куропаткин отказался в критический момент для японцев вводить в бой русские резервы, за что и был прилюдно оскорблен другим русским военачальником. Не говорит ли это об упрямом, фатальном стремлении Куропаткина все же реализовать свой план оставления Южной Маньчжурии? Ведь так в конечном итоге и получилось. Выходит, командующий рассчитывал, что и в случае поражения он останется в высших эшелонах власти – что и произошло.

Напоследок еще один, часто возникающий вопрос: могла ли Россия продолжать войну после Цусимского сражения? Тот же Владимир Линевич, назначенный на должность командующего русской армией после снятии Куропаткина, позже заявлял, что мог бы разбить японцев. Ему вторит в своих воспоминаниях и будущий вождь Белого движения на юге России Антон Деникин, говоря, что мы могли дожать японцев. Но это - мнения генералов, не слишком хорошо представляющих роль флота.

Следует понять: после разгрома русской эскадры японцы владели морем. А это означало, что они могли беспрепятственно и быстро высадить десант там, где им заблагорассудится – например, они уже прощупывали почву для вторжения на Камчатку.

Предпринять что-либо в ответ мы были не в состоянии – нам по силам было сосредоточить войска лишь в конечных пунктах наших железных дорог.

Конечно, Русско-японская война, несмотря на утверждения о том, что все факты о ней известны, пока остается так до конца и не изученной. Чтобы более или менее прояснить ситуацию, необходима работа как в российских, так и в японских, китайских и корейских архивах. А это задача не для одного поколения исследователей.

Ясно одно - заверения о непобедимости японской армии и гениальности ее военачальников – просто миф.

Одним из самых крупных противостояний считается русско-японская война 1904-1905. Причины ее будут рассмотрены в статье. В результате конфликта были применены орудия броненосцев, дальнобойной артиллерии, миноносцев.

Суть этой войны состояла в том, какая из двух воюющих империй будет главенствовать на Дальнем Востоке. Император России Николай Второй считал своей первоочередной задачей усилить влияние своей державы в Восточной Азии. В то же время император Японии Мэйдзи стремился получить полный контроль над Кореей. Война стала неизбежной.

Предпосылки конфликта

Понятно, что русско-японская война 1904-1905 (причины связаны с Дальним Востоком) началась не мгновенно. У нее были свои предпосылки.

Россия продвинулась в Центральной Азии до границы с Афганистаном и Персией, что затрагивало интересы Великобритании. Не имея возможности расширяться в этом направлении, империя переключилась на Восток. Там был Китай, который из-за полного истощения в опиумных войнах и вынужден был передать России часть территории. Так она получила под свой контроль Приморье (территория современного Владивостока), Курильские острова, частично остров Сахалин. Для соединения дальних рубежей была создана Транссибирская магистраль, которая по линии железной дороги обеспечивала связь между Челябинском и Владивостоком. Помимо железной дороги, Россия планировала торговать по незамерзающему Желтому морю через Порт-Артур.

В Японии в это же время происходили свои преобразования. Придя к власти, император Мэйдзи прекратил политику самоизоляции и начал модернизацию государства. Все его реформы были настолько успешными, что спустя четверть века после их начала империя смогла всерьез задуматься о военной экспансии на другие государства. Первыми ее целями стал Китай и Корея. Победа Японии над Китаем позволила ей заполучить в 1895 году права на Корею, остров Тайвань и другие земли.

Назревал конфликт между двумя сильными империями за господство в Восточной Азии. Результатом оказалась русско-японская война 1904-1905 гг. Причины конфликта стоит рассмотреть более детально.

Основные причины войны

Для обеих держав было крайне важно показать свои боевые достижения, поэтому развернулась русско-японская война 1904-1905. Причины этого противостояния кроются не только в притязаниях на территорию Китая, но и во внутриполитических ситуациях, которые к этому времени сложились в обеих империях. Удачная кампания в войне не только дает победителю экономическую выгоду, но и повышает ее статус на мировой арене и заставляет умолкнуть противников существующей в ней власти. На что рассчитывали оба государства в этом конфликте? В чем заключались основные причины русско-японской войны 1904-1905? Таблица, приведенная ниже, раскрывает ответы на эти вопросы.

Именно из-за того, что обе державы стремились к вооруженному разрешению конфликта, все дипломатические переговоры не приносили результатов.

Соотношение сил на суше

Причины русско-японской войны 1904-1905 были как экономическими, так и политическими. На Восточный фронт из России была отправлена 23-я артиллерийская бригада. Что касается численного преимущества армий, то лидерство принадлежало России. Однако на Востоке войско ограничивалось 150 тысячами человек. При этом они были разбросаны по обширной территории.

  • Владивосток - 45000 чел.
  • Маньчжурия - 28000 чел.
  • Порт-Артур - 22000 чел.
  • Охрана КВЖД - 35000 чел.
  • Артиллерия, инженерные войска - до 8000 чел.

Наибольшей проблемой российской армии была отдаленность от европейской части. Связь осуществлялась телеграфом, а доставка - линией КВЖД. Однако по железной дороге можно было доставить ограниченное количество грузов. К тому же у руководства не было точных карт местности, что негативно отразилось на ходе войны.

Япония перед войной имела армию численностью 375 тысяч человек. Они хорошо изучили местность, имели достаточно точные карты. Армия была модернизирована английскими специалистами, а солдаты преданны своему императору до смерти.

Соотношения сил на воде

Помимо суши, бои проходили и на воде Руководил флотом Японии адмирал Хэйхатиро Того. Его задачей было блокировать эскадру противника вблизи Порт-Артура. В другом море (Японском) эскадра Страны восходящего солнца противодействовала Владивостокской группе крейсеров.

Понимая причины русско-японской войны 1904-1905, держава Мэйдзи подготовилась к боям на воде основательно. Важнейшие корабли ее Соединенного флота были произведены в Англии, Франции, Германии и существенно превосходили российские судна.

Основные события войны

Когда в феврале 1904 года японские силы начали переправляться в Корею, российское командование не придало этому значения, хотя им были понятны причины русско-японской войны 1904-1905.

Кратко про основные события.

  • 09.02.1904. Исторический бой крейсера «Варяг» против японской эскадры близ Чемульпо.
  • 27.02.1904. Японский флот атаковал российскую Порт-Артур без объявления войны. Японцы впервые применили торпеды и вывели из строя 90% Тихоокеанского флота.
  • Апрель 1904. Столкновение армий на суше, которое показало неготовность России к войне (несоответствие формы, неимение военных карт, неумение фехтовать). Из-за наличия у русских офицеров белых кителей, японские солдаты их легко вычисляли и убивали.
  • Май 1904. Взятие японцами порта Дальний.
  • Август 1904. Успешная оборона русскими Порт-Артура.
  • Январь 1905. Сдача Порт-Артура Стесселем.
  • Май 1905. Морской бой под Цусимой уничтожил русскую эскадру (во Владивосток вернулся один корабль), при этом ни один корабль Японии не пострадал.
  • Июль 1905. Вторжение японских войск на Сахалин.

Русско-японская война 1904-1905 гг., причины коей имели экономический характер, привели к истощению обе державы. Япония стала искать пути разрешения конфликта. Она прибегла к помощи Великобритании и США.

Сражение при Чемульпо

Состоялось знаменитое сражение 09.02.1904 у берегов Кореи (город Чемульпо). Двумя русскими кораблями командовал капитан Всеволод Руднев. Это были крейсер «Варяг» и лодка «Кореец». Эскадра Японии под командованием Сотокити Уриу состояла из 2 броненосцев, 4 крейсеров, 8 миноносцев. Они заблокировали русские корабли и вынудили вступить в бой.

Утром в ясную погоду «Варяг» с «Корейцем» снялись с якоря и попытались выйти из бухты. В честь выхода из порта для них заиграла музыка, но спустя всего пять минут на палубе пробили тревогу. Поднялся боевой флаг.

Японцы не ожидали таких действий и рассчитывали уничтожить русские корабли в порту. Эскадра противника в спешке подняла якоря, боевые флаги и начала готовиться к бою. Началось сражение с выстрела из «Асамы». Далее шел бой с применением бронебойных и фугасных снарядов с обеих сторон.

В неравных силах «Варяг» был сильно поврежден, и Руднев решил повернуть назад к якорной стоянке. Там японцы не могли продолжать обстрел из-за опасности повредить корабли других государств.

Опустив якорь, команда «Варяга» принялась к исследованию состояния корабля. Руднев тем временем отправился за разрешением на уничтожение крейсера и перевод его команды на нейтральные корабли. Не все офицеры поддержали решение Руднева, однако спустя два часа команда была эвакуирована. «Варяг» решили потопить, открыв его шлюзы. Тела умерших моряков при этом оставили на крейсере.

Лодку «Кореец» было решено взорвать, эвакуировав перед этим команду. Все вещи оставили на судне, а секретные документы сожгли.

Моряки были приняты французским, английским и итальянским кораблями. После проведения всех необходимых процедур они были доставлены в Одессу и Севастополь, откуда их расформировали по флоту. Им по договоренности нельзя было продолжать участие в русско-японском конфликте, поэтому на Тихоокеанский флот они не допускались.

Итоги войны

Мирный договор Япония согласилась подписать при полной капитуляции России, в которой уже началась революция. По Портсмунскому мирному договору (23.08.1905) Россия обязана была выполнить следующие пункты:

  1. Отказаться от притязаний на Маньчжурию.
  2. Отказаться в пользу Японии от Курильских островов и половины острова Сахалин.
  3. Признать за Японией право на Корею.
  4. Передать Японии право на аренду Порт-Артура.
  5. Выплатить Японии контрибуцию за «содержание пленных».

Помимо этого, поражение в войне имело для России негативные последствия в экономическом плане. Начался застой в некоторых отраслях промышленности, поскольку сократилось их кредитование со стороны иностранных банков. Жизнь в стране существенно подорожала. Промышленники настаивали на скорейшем заключении мира.

Даже те страны, которые вначале поддерживали Японию (Великобритания и США), поняли, насколько тяжела ситуация в России. Войну необходимо было прекратить, чтобы направить все силы на борьбу с революцией, которой одинаково сильно опасались мировые государства.

Начались массовые движения среди рабочих и военнослужащих. Ярким примером является восстание на броненосце «Потемкин».

Причины и итоги русско-японской войны 1904-1905 понятны. Осталось выяснить, каковы были потери в человеческом эквиваленте. Россия потеряла 270 тысяч, из которых 50 тысяч были убиты. Япония потеряла такое же количество солдат, но убитых было более 80 тысяч.

Оценочные суждения

Русско-японская война 1904-1905 года, причины коей носили экономический и политический характер, показала серьезные проблемы внутри Российской империи. Об этом же писал и Война раскрыла проблемы в армии, ее вооружении, командовании, а также промахи в дипломатии.

Япония не была в полной мере довольна исходом переговоров. Государство потеряло слишком много в борьбе с европейским противником. Она рассчитывала получить больше территории, однако США в этом ее не поддержали. Внутри страны стало назревать недовольство, и Япония продолжила путь милитаризации.

Русско-японская война 1904-1905, причины коей рассматривались, принесла много военных хитростей:

  • использование прожекторов;
  • применение проволочных заграждений под током высокого напряжения;
  • полевая кухня;
  • радиотелеграф впервые позволил управлять кораблями на расстоянии;
  • переход к нефтяному топливу, которое не производит дыма и делает корабли менее заметными;
  • появление кораблей - минных заградителей, которые стали производиться с распространением минного оружия;
  • огнеметы.

Одним из героических сражений войны с Японией является битва крейсера «Варяг» при Чемульпо (1904). Вместе с кораблем «Кореец» они противостояли целой эскадре врага. Бой был заведомо проигран, но моряки все же совершили попытку прорваться. Она оказалась неудачной, и чтобы не сдаваться в плен, экипаж во главе с Рудневым потопили свой корабль. За мужество и героизм они были удостоены похвалы Николая Второго. Японцев же настолько поразили характер и стойкость Руднева и его моряков, что они в 1907 году наградили его орденом Восходящего Солнца. Капитан затонувшего крейсера принял награду, но никогда ее не надевал.

Существует версия, по которой Стессель сдал японцам Порт-Артур за вознаграждение. Насколько эта версия верна, проверить уже невозможно. Как бы там ни было, из-за его поступка кампания была обречена на провал. За это генерал был осужден и приговорен к 10 годам в крепости, однако он был помилован спустя год после заточения. Его лишили всех званий и наград, оставив при этом пенсию.

Латинский язык, или латынь – один из древнейших индоевропейских языков, имевших письменность. Он появился у народов древней Италии примерно во втором тысячелетии до нашей эры, вытеснил другие языки, на которых говорили италийцы, и стал основным на западе Средиземноморья. Наибольшего расцвета язык достиг в первом веке до нашей эры, развитие так называемой классической латыни – литературного языка, на котором писали Цицерон, Гораций, Вергилий, Овидий. Латынь совершенствовалась одновременно с развитием Рима и становлением его как крупнейшего государства на Средиземном море.

Далее этот язык пережил периоды постклассики и поздней латыни, в которой уже намечались сходства с новыми романскими языками. В IV веке сформировалась средневековая латынь, на которую существенное влияние оказало христианство. На латинский язык была переведена Библия, и с тех пор он стал священным языком. Все богословские труды были написаны на нем. Деятели эпохи Возрождения тоже пользовались латынью для своих трудов: на нем писали Леонардо да Винчи, Петрарка, Боккаччо.

Латынь – мертвый язык

Постепенно латинский язык исчезал из речи людей, в Средневековье все чаще и чаще в качестве устного языка использовались местные наречия, но латынь жила в религиозных текстах, научных трактатах, жизнеописаниях и других произведениях. Правила произношения звуков забывались, грамматика немного изменялась, но латинский язык жил.

Официально мертвым языком его можно назвать с VI века, после падения Римской империи, когда начали расцветать варварские государства и латынь постепенно вышла из повседневного использования. Мертвым языком лингвисты называют язык, который не существует в обиходе, не употребляется в живом устном общении, а существует в виде письменных памятников. Если нет ни одного человека, который говорит , как на родном, то язык считается мертвым.

Но латынь – особенный мертвый язык, который можно назвать таковым с натяжкой. Дело в том, что он до сих пор активно используется во многих сферах жизни. Латынь широко применяется в медицине и биологии, а также в других науках, но даже в обычной жизни люди еще используют некоторые и на латинском языке.

Кроме того, латинский язык активно используется католической церковью, это язык Ватикана, Святого Престола и Мальтийского ордена.

Довольно непросто научиться читать по-латыни, просто потому что это вымерший язык, который используется сейчас в научной среде, энциклопедиях. Тем не менее, студенты языковых специальностей должны тоже его освоить на хорошем уровне. Но даже если вы не принадлежите ни к кругу ученых, ни студентов, вы также имеете все шансы научиться читать латынь.

Вам понадобится

  • - компьютер;
  • - интернет;
  • - преподаватель.

Инструкция

Начните с изучения основ латинского языка, а именно с алфавита и фонетических правил. Пройдите на сайт http://latinista.tk/doca/phonetica.htm. Вам будут представлены все особенности прочтения гласных и согласных букв, а также различные исключения, которые стоит также учитывать. Читайте все внимательно и делайте пометки в рабочей тетради, чтобы быстрее пришло понимание.

Начните осваивать таким же образом и лексическую структуру латинского языка. Помните о том, что этот язык уже более 1 тысячи лет не используется в повседневном общении и содержит только такие слова как «моряк», «поля», «океаны», «сенатор» и т.д. В нем вы не встретите современных выражений, как « , как дела?» и т.п. Кликните по ссылке http://latinista.tk/vocabularium.htm. Вы увидите небольшой список основных слов, которые вы сможете прочитать и запомнить значения, если они вам понадобятся. Пройдитесь по каждому , следя за правилами фонетики, которые вы уже изучили. Например, слово ratio по- , как «рацио».

Изучите правила произношения гласных и согласных звуков, дифтонгов, диграфов и других буквосочетаний. Сделайте несколько упражнений на склонение существительных , повторите степени сравнения прилагательных, и т.п. Чтобы вам было легче запомнить грамматические правила, проводите аналогию с русским языком. Например, в латыни пять падежей, в – шесть, существительные имеют три рода (мужской, женский и средний), два числа (единственное и множественное), как и в русском языке и т.д.

Развитие общества новых государств приводило к постепенному появлению на свет все новых переводов Библии на другие языки. Эпоха мореплавания, позволившая неизвестные ранее страны, дала возможность развития миссионерского движения. Это, в свою очередь, потребовало новых усилий для перевода Священного Писания на те языки, на которых говорили жители далеких территорий. Особым толчком в этом направлении явилось развитие книгопечатания. Первая печатная Библия, «Библия Гутенберга», вышла в 1456 г. С тех пор экземпляры Священного Писания, переводимые на разные языки народов мира, стали выходить в свет с увеличивающейся прогрессией. На данный момент Библия полностью или частично доступна для чтения 90% населения планеты.

На вопрос Где родился латинский язык? Страны, где он используется? Какие интересные факты связаны с ним? заданный автором Валентина лучший ответ это Латинский язык принадлежит к семье индоевропейских языков италийского корня.

В литературном латинском языке различают 4 периода, датирующиеся от времени правления Ливия Андроника и Цицерона до Тиверия и императора Адриана.
В истории Италии и ее духовного развития, как и в истории итальянского языка, роль латыни была особенно велика. И это понятно: Италия исторически - метрополия Римской империи, "сад Империи", Италия - прямая наследница Древнего Рима, колыбель европейского Возрождения. Именно здесь на протяжении веков латынь процветала как письменный язык, здесь необычайно долго длились противостояние и взаимодействие латыни и народного языка.
Будучи давно вытесненной из живого общения простых смертных, латынь стойко держалась как официальный язык письменности и в этом смысле никогда не умирала в Италии. Однако золотой век латыни связан с эпохой Возрождения. Латинский язык символизировал непрерывность традиции и законность владения античным наследием.
Эволюция общественной жизни Италии в конце XIV и в XV столетии, кризис городских коммун, черты регресса в общественном развитии привнесли новые моменты в языковую ситуацию, выдвинули новые факторы усиления позиций латыни. Объективным проявлением культа латыни становится богатая литература на этом языке - эпистолярная, публицистическая, историческая и философская проза, новеллистика (флорентиец Поджо Браччолини и его "Фацеции", неаполитанец Джироламо Морлини) , поэзия (неаполитанец Джованни Поптано и флорентиец Анджело Полициано) .
Культ латинского языка находит свое выражение и в прямом его прославлении, которое сочетается с глубоким филологическим изучением. Здесь, конечно, должно быть названо имя Лоренцо Баллы, автора трактата "О красотах латинского языка".
На протяжении все той же исторической эпохи, которую мы именуем Возрождением, фортуна латыни в ее блистательном беге на пути к статусу признанного общего языка Италии изменилась.
Опасный разрыв между письменным и живым языком в конечном счете оказался невыгодным и для господствующих классов, ибо угрожал их культурной власти. Так возникали предпосылки для новой языковой ориентации
Смена вех отчетливо проявилась в такой области, как перевод. Вторая половина кватроченто и XVI век - это время, когда гуманисты разных поколений ("кающиеся грешники", как назвал их когда-то Филипп Монье) , усиленно занимаются "вульгаризацией" латинских книг – переводом их на итальянский язык.
Латынь еще надолго осталась языком науки, и понадобился творческий подвиг Галилея, чтобы наука Италии уверенно заговорила народным, итальянским языком.
Латинский язык раньше был распространен в древнем Риме и его окрестностях. Потом он постепенно стал доминировать на огромное пространство вокруг бассейна Средиземного моря, от Гибралтарского пролива на Западе до реки Евфрата на Востоке и от Северной Африки до Великобритании.
Сейчас латинский язык распространен везде, где есть профессиональные медики, биологи и филологи, а также знатоки «крылатых выражений» .
Почти исключительную однозначность словообразовательных форм делает латинский язык (наряду с греческим) удобнейшим средством пополнения интернациональной научной терминологии в самых различных областях науки и жизни.
Несколько «крылатых выражений»
Non enim tam praeclarum est scire Latine, quam turpe nescire. - Не столь прекрасно знать латынь, сколь постыдно ее не знать (Цицерон) .
Ad cogitandum et agendum homo natus est. - Для мысли и действия рожден человек.
Amicus Plato, sed magis amica veritas. - Платон мне друг, но истина дороже (Аристотель) .
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Где родился латинский язык? Страны, где он используется? Какие интересные факты связаны с ним?

Ответ от Aljono4ka [гуру]




Латинский язык первоначально был языком небольшой ветви италийского племени латинов, жившего еще и доисторическое время в области над Тибром и известной под именем Лациума. Вместе с римским завоеванием латинский язык распространился на всю Италию, а затем и за ее пределы в Галлию, Испанию и др. Во время империи латинский язык приобрел всемирное значение.


Ответ от Евровидение [гуру]
Лати́нский язы́к (самоназв. lingua latina), или латы́нь, - язык латино-фалискской подгруппы италийских языков индоевропейской языковой семьи. На сегодняшний день это единственный активно употребляемый италийский язык (хотя людей с родным латинским уже как минимум полтора тысячелетия нет, следовательно, он должен считаться мёртвым языком) .
Латинский язык является одним из наиболее древних письменных индоевропейских языков.
В наши дни латинский язык является официальным языком государства Ватикан, а также католической церкви.
Большое количество слов в европейских (и не только) языках имеют латинское происхождение (см. также международная лексика) .
Латинский алфавит является основой письменности многих современных языков.


Ответ от Голосовать [гуру]
Латинский язык родился в Древнем Риме, сейчас он мертвый язык, то есть на нем нигде не говорят, Но он предок современных романских языков, ближе всего - итальянский. Еще медицинскую латынь используют медики.


Ответ от Керосин [гуру]
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК, язык италийской группы индоевропейской семьи языков. Развился на основе языка латинов. С возвышением Рима распространился на всю Италию, затем на значительную часть Римской империи. Становление литературного языка - 3-2 вв. до н. э. Народно-разговорный латинский язык перестал существовать в 9 в. , к этому времени на его основе закончилось формирование романских языков. В средние века существовал в качестве общего письменного языка западноевропейского общества, католической церкви, науки и частично литературы. Латинский язык сыграл большую роль в истории культуры (особенно западноевропейской) . В 20 в. используется в научной терминологии. Язык католической церкви и официальный язык (наряду с итальянским) Ватикана.


Ответ от Навруза [новичек]
Латинский язык (Linqua Latīna) свое название получил от небольшого италийского племени латинов (Latini), жившего в области Лаций (Latium). Эта область находится в средней части Апеннинского полуострова. Здесь по преданию в 754/753 гг. до н. э. братьями Ромулом и Ремом был основан город Рим (Roma). Рим вел агрессивную, завоевательную политику. По мере роста завоеваний Рима и расширения Римского государства латинский язык получил широкое распространение не только в бассейне Средиземного моря, но и за его пределами. Таким образом, до второй половины V в. н. э. (476 г. - год падения Западной Римской империи) латинский язык приобретает статус международного на всей территории Римской империи. Меньшее распространение латынь получила в Греции, завоеванной римлянами в 146 г. до н. э. , а также в греческих колониях, находящихся на юге Апеннинского полуострова и острове Сицилия. Эти колонии назывались Graecia Magna (Великая Греция) .
Широкому распространению латинского языка на завоеванных территориях способствовало его лексическое богатство, отражающее все сферы человеческого бытия, а также абстрактные понятия, грамматическая стройность, краткость и точность выражения. Языки завоеванных народов в основном еще не имели таких характеристик.
История латинского языка делится на несколько периодов:
Архаический период VI--IVвв. до н. э. ;
Доклассический период III--IIвв. до н. э. - это период становления литературного латинского языка. Основные памятники этого периода: комедии Плавта и Теренция, а также трактат Катона Старшего «О земледелии» .
Однако наибольшего расцвета и совершенства латинский язык достигает в эпоху «золотого века» - во время правления императора Августа (I в. до н. э.) . Классическая, или «золотая» латынь получила свою грамматическую, синтаксическую и стилистическую законченность. «Золотой век» - век наивысшего расцвета римской литературы. В это время творили Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Цезарь, Саллюстий.
File: /home/c000835/domains/latinsk.ru/public_html/cgi-bin/ml.php don"t exists
Следующим этапом истории латинского языка является период «серебряной латыни» (I в. н. э.) . Он характеризуется отступлениями от чистоты классического литературного языка и испытывает определенное влияние языков римских колоний. К этому времени уже окончательно сложились фонетические и морфологические нормы литературного языка, были установлены правила орфографии, которыми до сих пор руководствуются при издании латинских текстов. Эпоха средневековья в истории латинского языка характеризуется как период Latinĭtas vulgāris («вульгарная латынь») или еще как Latinĭtas culinaria («кухонная латынь») . Именно в этот период в латинский язык вводится масса новых слов и понятий, отсутствовавших в классической латыни.
Однако в эпоху гуманизма (XIV--XVII вв.) латинский язык вновь приближается к идеалу «золотой латыни» . Именно в этот период создается прекрасная новолатинская литература. Белорусский Ренессанс также славен своими латиноязычными авторами. Всему миру известны имена белорусских просветителей и поэтов (Франциск Скорина, Николай Гусовский, Ян Вислицкий, Симеон Полоцкий) .
В эпоху среденевековья на латинском языке ведется преподавание в школах и университетах Западной Европы, кроме того, на этой территории он функционирует как общий письменный язык.
В новое время, вплоть до XVIII в. , латинский язык используется как язык науки и дипломатии.
В настоящее время латинский язык является официальным языком католической церкви и государства Ватикан. В католической церкви до Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.) служба велась только на латинском языке.
Несмотря на последующее вытеснение латинского языка национальными языками, и до настоящего времени он сохраняет свое значение в области научной терминологии, особенно в юриспруденции, биологии, медицине.