Устное высказывание по русскому языку примеры. Чем олимпиада по русскому языку отличается от олимпиады по лингвистике. Остались вопросы? Не знаете, как правильно выступать с устным высказыванием? Записывайтесь на урок к

И. М. Саникович (Минск)
УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку. Продолжительность такого высказывания составляет 2–3 минуты (но не более 5 минут). Учащимся предлагается выбрать одну из трех тем , которые можно охарактеризовать так:


  • тема № 1 предполагает высказывание, содержание которого основывается на теоретических знаниях по языку (например, «Влияют ли заимствования на самобытность языка?» или «Почему глагол называют “великим тружеником”?» );

  • тема № 2 связана с русской и мировой литературой (например, «Современная литература: упадок или поиск новых путей?» или «Он и Она в русской поэзии» );

  • тема № 3 обращена к социально-философской проблематике (например, «Существует ли мода на профессии?», «Человек и природа: в поисках утраченной гармонии», «Герой нашего времени... Кто он?» ).

Устное высказывание оценивается по следующим критериям :


1. Содержание высказывания : соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия; аргументированность утверждений, использование в качестве иллюстративного материала не только примеров из личного опыта, но и фактов, почерпнутых из иных источников, (литература, история, наука и др.).

2. Построение высказывания : логичность, связность, композиционная четкость, соразмерность частей высказывания, цельность и завершенность.

3. Речевое оформление высказывания : богатство и выразительность речи; уместность и соответствие речи избранному стилю и жанру; правильность речи, т. е. соблюдение таких важных для устного высказывания норм, как орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речевые.

4. Творческий характер высказывания : нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции высказывания.

5. Ответы на вопросы жюри по теме устного высказывания: как правило, это 2-3 вопроса, которые также оцениваются с точки зрения глубины, композиционной стройности, речевого оформления и оригинальности.
Остановимся более подробно на содержании и композиции устного высказывания. Как правило, оно состоит из трех частей – вступления, основной части и заключения.

Вступление является своеобразной прелюдией к основной части устного выступления, в силу этого целесообразно учитывать следующие требования , которые предъявляются к этой части текста:
1. Вступление не должно быть большим по объему, иначе оно кажется необоснованно затянутым.

2. В начале устного высказывания необходимо избегать общих фраз, т. е. утверждений несомненно правильных, но всем известных, избитых. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, а лишь снижают впечатление и дают определенную негативную установку на восприятие остального содержания высказывания (например, «опять ничего нового», «как скучно и банально»).

3. Вступление не должно быть как банальным, так и излишне «экстравагантным», т. е. содержать необдуманные, спорные, противоречивые и просто неэтичные высказывания, которые могут быть превратно истолкованы слушателями. Последнее обстоятельство можно объяснить возрастными особенностями школьников, которым в 15-17 лет бывают свойственны как некоторая инфантильность суждений, категоричность высказываний, содержащих критику старых авторитетов, так и желание поразить нестандартностью и независимостью мышления .

Одним из недостатков устных высказываний учащихся является «скомканное», невнятное вступление. Это объясняется извечной проблемой, которую можно назвать «я не знаю, как начать». Поэтому целесообразно познакомить учеников с различными вариантами содержательного наполнения этой части устного высказывания.

С учетом специфики устных выступлений на олимпиаде по русскому языку во вступительной части высказывания органично будет звучать:
1) объявление темы высказывания и ее краткая характеристика (например, важность, сложность, злободневность и актуальность и т. п.);

2) ознакомление с планом выступления;

3) объяснение причин заинтересованности темой (такое вступление привлекает внимание слушателя, поскольку содержит личностно окрашенный момент);

4) раскрытие сути центрального понятия темы; это делается в тех случаях, когда в названии темы имеется термин, требующий расшифровки (например, если учащемуся предложена тема «Герой нашего времени... Кто он?», то во вступлении можно раскрыть суть понятия «герой» или «герой нашего времени»);

5) обзор темы, т. е. краткое сообщение истории ее разработки или трактовки;

6) вопрос или серия вопросов; в этом случае в основной части высказывания должна быть сделана попытка дать на него (них) ответ.


Таковы традиционные способы содержательного наполнения вступительной части к устным высказываниям. Использование одного или нескольких предложенных вариантов вступления поможет учащимся решить вопрос, с чего начать свое выступление.

Как уже отмечалось ранее, одним из критериев оценки устных выступлений на олимпиаде является их творческий характер . Придать такой характер высказыванию может необычное, интригующее вступление . Роль интриги в привлечении внимания заключается в «вуалировании» исходного материала . Поскольку начало хорошо запоминается, производит впечатление и «формирует» своеобразную установку на последующее восприятие остального высказывания, то именно в этой части можно располагать элементы, несущие заряд необычного. Перечислим некоторые приемы придания вступительной части устного высказывания творческого и интригующего характера :

1) пересказ яркого факта из жизни или фрагмента литературного произведения, где содержится ключ к пониманию характера предложенной темы или проблемы;

2) цитата из литературного произведения (воспроизведение стихотворного или прозаического отрывка), раскрывающая суть проблемы;

3) афоризм, пословица или поговорка, с помощью которых можно ярко очертить смысл проблемы;

4) высказывания русских или зарубежных критиков и деятелей культуры, в которых заключается суть описываемой проблемы;

5) несколько суждений или отзывов авторитетных лиц о произведении, отдельном герое, определенной теме или проблеме, причем эти высказывания могут «вступать в заочный спор» друг с другом. Такое вступление к устному высказыванию приобретает полемический характер, предполагающий построение основной части высказывания как доказательство истинности одного суждения и ложности всех остальных утверждений.

Таким образом, перечисленные варианты (как традиционные, так и творческие, «интригующие») представляют собой достаточно широкий, хотя далеко и не окончательный набор приемов, овладение которыми должно помочь учащимся избежать «общих фраз» и облегчить процесс создания вступления к устному высказыванию.

Основная часть устного высказывания представляет собой собственно рассуждение школьников на избранную тему. В этой части ученики выдвигают конкретные утверждения (тезисы) и для подтверждения истинности или ложности этих положений приводят соответствующие доказательства. В качестве доказательств в устных высказываниях школьников можно использовать:


  • факты , события, имевшие место в объективной реальности;

  • примеры из языка или литературного произведения;

  • авторитетные высказывания – изречения русских и зарубежных лингвистов, литературоведов, деятелей культуры;

  • ценностные аргументы , т. е. ссылки на нормы морали и нравственности;
Основные претензии чаще можно предъявить к формулировке тезиса рассуждения . Нередко она характеризуется излишней категоричностью. Приведем несколько примеров таких «категоричных» утверждений (таблица 3).

«Категоричная» формулировка тезиса рассуждения определенным образом «загоняет» школьников в угол, поскольку любое из приведенных утверждений может быть поставлено под сомнение в ходе ответов на вопросы жюри. Например, тезис «к "настоящим" книгам

Таблица 3

при выдвижении тезиса рассуждения


Тема высказывания

Примерная формулировка тезиса

1. Согласитесь ли вы с мнением, что литература – это то, что читают два раза, а журналистика – то, что читают один раз?

1. Да, я соглашусь с этим мнением, действительно, к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно прочитать один раз

2. Какой должна быть экранизация литературного произведения.

2. Уверена, что любая экранизация будет хуже литературного оригинала, потому что

3. Свобода или ограничение – колыбель творчества?

3. Творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений.

прочитать один раз » можно опровергнуть доводом, что не числом прочтений определяется качество книги, а силой ее воздействия; «умную» и обстоятельную статью также хочется перечитать несколько раз, чтобы обдумать ее содержание.

Утверждение «любая экранизация будет хуже литературного оригинала » также может быть с легкостью опровергнута приведением в качестве примера кинофильма «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). Эта экранизация, по мнению некоторых кинокритиков, в определенных отношениях даже глубже своей литературной основы.

Тезис «творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений » также является довольно спорным, поскольку современность постоянно доказывает нам, что отсутствие ограничений ведет к вседозволенности.

Заключение – завершающая часть устного высказывания. Его значение не менее важно, чем вступления («конец – делу венец»), поскольку неудачная концовка может испортить впечатление от всей речи. Чтобы этого не произошло, необходимо помнить о следующих требованиях, предъявляемых к заключению.
1. Оно должно иметь небольшой объем, т. е. выводы следует излагать достаточно лаконично. Не нужно производить повторного доказательства и разъяснения уже рассмотренных положений (это делается в основной части устного высказывания).


Как правило, в заключении содержится:
1) итог всего высказывания, обобщение тех мыслей, которые были высказаны в основной части, т.е. определенные выводы;

2) краткий повтор главных мыслей, идей, тезисов основной части высказывания.


Для придания содержанию заключения предельной четкости и ясности целесообразно использовать вводные слова, характерные для перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д).

Чтобы концовка устного высказывания приобрела необычный, «творческий» характер, в нее можно включить:


1) риторический вопрос, содержащий в своей структуре утвердительный или отрицательный ответ, который достаточно очевиден;

2) цитату (прозаическую или стихотворную) из литературного произведения, где в сжатой, а иногда и афористичной форме дается яркая и меткая обобщающая оценка проблемы;

3) афоризм, пословицу, поговорку.
Кроме того, во вступлении и заключении можно использовать принцип кольца , при котором концовка высказывания «закругляет» его, т. е. связывает с началом . Это достигается повторением в заключительной части высказывания начальных фраз вступления. После изложения учащимися в основной части высказывания своих мыслей по избранной теме повторенные в концовке начальные фразы вступления могут приобретать более глубокий смысл или совсем иное содержательное наполнение.

При обдумывании содержания устного высказывания непосредственно на олимпиаде можно порекомендовать учащимся следующий порядок работы над его частями:


основная часть → заключение → вступление.
Целесообразность такой последовательности объясняется тем, что только после четкого представления о содержании основной части высказывания можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы. Работа над вступлением, на наш взгляд, вообще должна осуществляться в последнюю очередь. Целесообразность именно такого порядка действий была отмечена еще в эпоху античности. Так, Цицерон писал: «Только тщательно обдумав и рассмотрев все дело в целом, только подыскав и подготовив все источники доказательств, можно думать о том, как начало следует применить» . Как уже отмечалось ранее, многие школьники часто не знают, с чего же начать высказывание, это усугубляется стрессовой ситуацией и ограниченностью во времени на подготовку устного высказывания. На поиск первых фраз может быть потрачено слишком много времени, которого потом не хватит на обдумывание середины и концовки. А начинать надо с главного, с того, что хочешь сказать по поводу избранной темы, т. е. с основной части работы. В данном случае необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что процесс создания текста обязательно должен осуществляться в последовательности «вступление → основная часть → заключение». Разве научные работы начинают писать с введения, а повести или романы – с первой главы? Конечно же, нет; чаще всего начало создается в последнюю очередь. Очевидно, что и при работе над устным высказыванием подумать о том, «с чего начать», целесообразно в самом конце. Только после того, как получено представление о содержании основной части и заключения, можно подобрать удачный вариант вступления.
Литература

  1. Кохтев, Н. Н. Риторика: учебное пособие для 8-11-х кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий / Н. Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994.

  2. Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно / П. С. Таранов. – Симферополь, 2001.

  3. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.

  4. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Цицерон; пер. под ред. М. Гаспарова. – М.: Политиздат, 1972.

ТРЕТИЙ ЭТАП РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМЫ УСТНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Билет № 1

    Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком.

    «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля». Согласны ли вы с этим определением Д. Свифта?

    Из всех наук, которые должен знать человек, есть одна обязательная – как жить, делая как можно меньше зла (Л. И. Толстой).

Билет № 2

    Новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.

    Сопоставьте две точки зрения.

А. «Критик - читатель, который причиняет неприятности» (Ж. Ренар).

3. Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга (Вольтер).

Билет № 3

1. Согласны ли вы с мнением Эразма Роттердамского, что «язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»?

2. «Воображение - первичная ступенька и база всякой поэзии» (Г. Лорка). Согласны ли вы с этим мнением?

3. Как вы понимаете высказывание Монтескье «Надо много учиться, чтобы знать хоть немного»?

Билет № 4

1. Язык - это самое человечное, что есть на свете.

2. Согласны ли вы с мнением французского историка литературы Э.Фаге «Читать - значит мыслить с другим, продумать мысль другого, продумать мысль сходную или противоположную нашей»?

3. Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться (Б. Окуджава).

Билет № 5

1. Как вы понимаете выражение Вольтера «Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли»?

2. «Хорошо написанные исторические романы стоят лучших курсов истории». Согласны ли вы с мнением О. Бальзака?

3. Отчизна - это край, где пленница душа (Вольтер).

Билет № 6

    «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе» (Д. С. Лихачев).

    «Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание». Прокомментируйте высказывание Ч. Диккенса.

3. Как вы понимаете высказывание Матери Терезы «Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо»?

Билет № 7

    Как вы понимаете совет Н. А. Некрасова «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно»?

    «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть» (К. Паустовский).

    Прав ли А. Дистервег, утверждая, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?

Билет № 8

1. «Что в имени тебе моем?»

2. «С великими писателями не спорят, к ним испытывают признательность за то, что они нам дают». Разделяете ли вы мнение французского литературного критика Алена?

3. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес).

Билет № 9

    «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает» (Д. С. Лихачев).

    «Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только увеселителем публики». Согласны ли вы с мнением О. Бальзака?

3. Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы (Ларошфуко).

Билет № 10

    Как вы понимаете выражение «экология языка»?

    «Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом». Прокомментируйте высказывание И. Гете.

3. Мужественный человек не стерпит оскорбления, а благородный человек не нанесет его (Публий Сир).

Билет № 11

1. Как вы понимаете высказывание Сократа «Заговори, чтоб я тебя увидел»?

    «Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда ни потратил». Разделяете ли вы мнение Валерия Брюсова?

    От удара не так больно, как от слова (Януш Корчак).

Билет № 12

1. Как вы понимаете высказывание Вольтера «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку»?

2. «Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать». Прокомментируйте высказывание Александра Блока.

3. Самое великое, самое божественное в человеке - способность жалеть и прощать (А. Дюма-сын). Согласны ли вы с мнением писателя?

Билет № 13

    Академик Д. С. Лихачев в одном из интервью сказал, что русский язык чрезвычайно приспособлен для поэзии. Согласны ли вы с этой мыслью?

    «Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека». Разделяете ли вы мнение К. Г. Паустовского?

    Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности (Ж Лабрюйер).

Билет № 14

    Словари в моей жизни.

    «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Как вы понимаете высказывание К. Г. Паустовского?

    «Молчание - верный друг, который никогда не изменит». В каких ситуациях справедливо высказывание Конфуция?

Билет № 15

    Порассуждайте на тему: «Вредят ли заимствования самобытности языка?»

    «Дело художника - рождать радость» (К. Г. Паустовский). А как вы понимаете предназначение художника?

    «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым». Прав ли Р. Эмерсон?

Билет № 16

1. «Диалог – поддакивание другим; монолог – поддакивание себе самому» (А.Сток). Дайте лингвистический комментарий этому определению.

    Как вы понимаете высказывание поэта Александра Кушнера «Время – кожа, а не платье. Глубока его печать»?

    Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага (Аристотель).

Билет № 17

    Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно (Ф. Ларошфуко).

    «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие» (Л. Леонов).

    «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу». Докажите справедливость высказывания А. С. Грибоедова.

Билет № 18

    Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить (П. Буаст).

    Кого из писателей-классиков вы считаете самым современным и почему?

    Как вы понимаете высказывание Г. Бокля «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом»?

Билет № 19

1. Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями (А. Моруа).

    Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой (Вольтер).

    Знание без нравственной основы - ничего не значит (Л. И. Толстой).

Билет № 20

    Язык - это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ (И. Мележ).

    Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон).

    «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника». Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского?

Билет № 21

    «Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством» (Р.Куиллен). Дайте лингвистический комментарий этому определению.

    Как вы понимаете слова В. Г. Белинского: «У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец»?

    «Воспитание развивает способности, но не создает их». Разделяете ли вы мнение Вольтера?

Билет № 22

1. «Если есть в мире вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л. Успенский).

2. «Поэт - это философ конкретного и живописец абстрактного». Как вы понимаете высказывание В. Гюго?

3. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Справедливо ли, на ваш взгляд, замечание Л. Н. Толстого?

Билет № 23

    «Метафора или поясняет мысль, или затемняет ее. В первом случае метафора - поэзия, во втором - риторика». Прокомментируйте мысль В.Ключевского.

    «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество». Как вы понимаете это высказывание Гельвеция?

    Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть - из воли (К. Досси). Согласны ли вы с этим утверждением?

Билет № 24

    Каким быть уроку русского языка?

    «Только человек, по-настоящему любящий поэзию, может оценить прозу». Согласны ли вы с мнением Е. Евтушенко?

    Как вы понимаете слова В. Г. Белинского «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения не бывает»?

Билет № 25

    «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и гражданской ценности» (К. Г. Паустовский).

    Настоящие писатели - совесть человечества (Л. Фейербах).

3. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше». Согласны ли вы с мнением Э.Золя?

Билет № 26

1. Знание истории языка - ключ к пониманию его богатства.

    «Проза - это архитектура, а не искусство декоратора». Как вы понимаете высказывание Э. Хемингуэя?

    «Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем». Разделяете ли вы мнение О. Уайльда?

Билет № 27

1. Мой любимый раздел науки о языке.

2. «Поэты - непризнанные законодатели мира». Согласны ли вы с утверждением П. Шелли?

3. «Сознаться в своей неправоте - это быть умнее, чем были». Прав ли, по-вашему, П. Буаст?

Билет № 28

1. Русский речевой этикет.

2. «Одного вдохновения для поэта недостаточно – требуется вдохновение развитого ума». Разделяете ли вы мнение Ф. Шиллера?

3. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей (Д. Дидро).

Билет № 29

    «Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно» (Н. В. Гоголь).

    Как вы понимаете высказывание Б. Шоу «Стиль что нос: двух одинаковых не бывает»?

    «Быть добрым совсем нетрудно - трудно быть справедливым». Подтвердите мысль В. Гюго или опровергните ее.

Билет № 30

1. «Жесты человека, подобно его зубной щетке, должны быть сугубо индивидуальными». Воспользуетесь ли вы советом американского психолога Дейла Карнеги?

2. Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Цени Дидро).

3. «Исключительное счастье человека - быть при своем постоянном любимом деле». Согласны ли вы с мнением В. И. Немировича-Данченко?

УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку. Продолжительность такого высказывания составляет 2–3 минуты (но не более 5 минут). Учащимся предлагается выбрать одну из трех тем , которые можно охарактеризовать так:

    тема № 1 предполагает высказывание, содержание которого основывается на теоретических знаниях по языку (например,«Влияют ли заимствования на самобытность языка?» или«Почему глагол называют “великим тружеником”?» );

    тема № 2 связана с русской и мировой литературой (например, «Современная литература: упадок или поиск новых путей?» или «Он и Она в русской поэзии» );

    тема № 3 обращена к социально-философской проблематике (например, «Существует ли мода на профессии?»,«Человек и природа: в поисках утраченной гармонии», «Герой нашего времени... Кто он?» ).

Устное высказывание оценивается по следующим критериям :

1. Содержание высказывания : соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия; аргументированность утверждений, использование в качестве иллюстративного материала не только примеров из личного опыта, но и фактов, почерпнутых из иных источников, (литература, история, наука и др.).

2. Построение высказывания : логичность, связность, композиционная четкость, соразмерность частей высказывания, цельность и завершенность.

3. Речевое оформление высказывания : богатство и выразительность речи; уместность и соответствие речи избранному стилю и жанру; правильность речи, т. е. соблюдение таких важных для устного высказывания норм, как орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речевые.

4. Творческий характер высказывания : нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции высказывания.

5. Ответы на вопросы жюри по теме устного высказывания: как правило, это 2-3 вопроса, которые также оцениваются с точки зрения глубины, композиционной стройности, речевого оформления и оригинальности.
Остановимся более подробно на содержании и композиции устного высказывания. Как правило, оно состоит из трех частей – вступления, основной части и заключения.

Вступление является своеобразной прелюдией к основной части устного выступления, в силу этого целесообразно учитывать следующие требования , которые предъявляются к этой части текста:
1. Вступление не должно быть большим по объему, иначе оно кажется необоснованно затянутым.

2. В начале устного высказывания необходимо избегать общих фраз, т. е. утверждений несомненно правильных, но всем известных, избитых. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, а лишь снижают впечатление и дают определенную негативную установку на восприятие остального содержания высказывания (например, «опять ничего нового», «как скучно и банально»).

3. Вступление не должно быть как банальным, так и излишне «экстравагантным», т. е. содержать необдуманные, спорные, противоречивые и просто неэтичные высказывания, которые могут быть превратно истолкованы слушателями. Последнее обстоятельство можно объяснить возрастными особенностями школьников, которым в 15-17 лет бывают свойственны как некоторая инфантильность суждений, категоричность высказываний, содержащих критику старых авторитетов, так и желание поразить нестандартностью и независимостью мышления.

Одним из недостатков устных высказываний учащихся является «скомканное», невнятное вступление. Это объясняется извечной проблемой, которую можно назвать «я не знаю, как начать». Поэтому целесообразно познакомить учеников с различными вариантами содержательного наполнения этой части устного высказывания.

С учетом специфики устных выступлений на олимпиаде по русскому языку во вступительной части высказывания органично будет звучать:
1) объявление темы высказывания и ее краткая характеристика (например, важность, сложность, злободневность и актуальность и т. п.);

2) ознакомление с планом выступления;

3) объяснение причин заинтересованности темой (такое вступление привлекает внимание слушателя, поскольку содержит личностно окрашенный момент);

4) раскрытие сути центрального понятия темы; это делается в тех случаях, когда в названии темы имеется термин, требующий расшифровки (например, если учащемуся предложена тема «Герой нашего времени... Кто он?», то во вступлении можно раскрыть суть понятия «герой» или «герой нашего времени»);

5) обзор темы, т. е. краткое сообщение истории ее разработки или трактовки;

6) вопрос или серия вопросов; в этом случае в основной части высказывания должна быть сделана попытка дать на него (них) ответ.

Таковы традиционные способы содержательного наполнения вступительной части к устным высказываниям. Использование одного или нескольких предложенных вариантов вступления поможет учащимся решить вопрос, с чего начать свое выступление.

Как уже отмечалось ранее, одним из критериев оценки устных выступлений на олимпиаде является их творческий характер . Придать такой характер высказыванию может необычное, интригующее вступление . Роль интриги в привлечении внимания заключается в «вуалировании» исходного материала. Поскольку начало хорошо запоминается, производит впечатление и «формирует» своеобразную установку на последующее восприятие остального высказывания, то именно в этой части можно располагать элементы, несущие заряд необычного. Перечислим некоторыеприемы придания вступительной части устного высказывания творческого и интригующего характера :

1) пересказ яркого факта из жизни или фрагмента литературного произведения, где содержится ключ к пониманию характера предложенной темы или проблемы;

2) цитата из литературного произведения (воспроизведение стихотворного или прозаического отрывка), раскрывающая суть проблемы;

3) афоризм, пословица или поговорка, с помощью которых можно ярко очертить смысл проблемы;

4) высказывания русских или зарубежных критиков и деятелей культуры, в которых заключается суть описываемой проблемы;

5) несколько суждений или отзывов авторитетных лиц о произведении, отдельном герое, определенной теме или проблеме, причем эти высказывания могут «вступать в заочный спор» друг с другом. Такое вступление к устному высказыванию приобретает полемический характер, предполагающий построение основной части высказывания как доказательство истинности одного суждения и ложности всех остальных утверждений.

Таким образом, перечисленные варианты (как традиционные, так и творческие, «интригующие») представляют собой достаточно широкий, хотя далеко и не окончательный набор приемов, овладение которыми должно помочь учащимся избежать «общих фраз» и облегчить процесс создания вступления к устному высказыванию.

Основная часть устного высказывания представляет собой собственно рассуждение школьников на избранную тему. В этой части ученики выдвигают конкретные утверждения (тезисы) и для подтверждения истинности или ложности этих положений приводят соответствующие доказательства. В качестве доказательств в устных высказываниях школьников можно использовать:

    факты , события, имевшие место в объективной реальности;

    примеры из языка или литературного произведения;

Основные претензии чаще можно предъявить к формулировке тезиса рассуждения . Нередко она характеризуется излишней категоричностью. Приведем несколько примеров таких «категоричных» утверждений (таблица 3).

«Категоричная» формулировка тезиса рассуждения определенным образом «загоняет» школьников в угол, поскольку любое из приведенных утверждений может быть поставлено под сомнение в ходе ответов на вопросы жюри. Например, тезис «к "настоящим" книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно

при выдвижении тезиса рассуждения

Тема высказывания

Примерная формулировка тезиса

1. Согласитесь ли вы с мнением, что литература – это то, что читают два раза, а журналистика – то, что читают один раз?

1. Да, я соглашусь с этим мнением, действительно, к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно прочитать один раз

2. Какой должна быть экранизация литературного произведения.

2. Уверена, что любая экранизация будет хуже литературного оригинала, потому что

3. Свобода или ограничение – колыбель творчества?

3. Творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений.

прочитать один раз » можно опровергнуть доводом, что не числом прочтений определяется качество книги, а силой ее воздействия; «умную» и обстоятельную статью также хочется перечитать несколько раз, чтобы обдумать ее содержание.

Утверждение «любая экранизация будет хуже литературного оригинала » также может быть с легкостью опровергнута приведением в качестве примера кинофильма «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). Эта экранизация, по мнению некоторых кинокритиков, в определенных отношениях даже глубже своей литературной основы.

Тезис «творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений » также является довольно спорным, поскольку современность постоянно доказывает нам, что отсутствие ограничений ведет к вседозволенности.

Заключение – завершающая часть устного высказывания. Его значение не менее важно, чем вступления («конец – делу венец»), поскольку неудачная концовка может испортить впечатление от всей речи. Чтобы этого не произошло, необходимо помнить о следующих требованиях, предъявляемых к заключению.
1. Оно должно иметь небольшой объем, т. е. выводы следует излагать достаточно лаконично. Не нужно производить повторного доказательства и разъяснения уже рассмотренных положений (это делается в основной части устного высказывания).

Как правило, в заключении содержится:
1) итог всего высказывания, обобщение тех мыслей, которые были высказаны в основной части, т.е. определенные выводы;

2) краткий повтор главных мыслей, идей, тезисов основной части высказывания.

Для придания содержанию заключения предельной четкости и ясности целесообразно использовать вводные слова, характерные для перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д).

Чтобы концовка устного высказывания приобрела необычный, «творческий» характер, в нее можно включить:

1) риторический вопрос, содержащий в своей структуре утвердительный или отрицательный ответ, который достаточно очевиден;

2) цитату (прозаическую или стихотворную) из литературного произведения, где в сжатой, а иногда и афористичной форме дается яркая и меткая обобщающая оценка проблемы;

3) афоризм, пословицу, поговорку.
Кроме того, во вступлении и заключении можно использовать принцип кольца , при котором концовка высказывания «закругляет» его, т. е. связывает с началом. Это достигается повторением в заключительной части высказывания начальных фраз вступления. После изложения учащимися в основной части высказывания своих мыслей по избранной теме повторенные в концовке начальные фразы вступления могут приобретать более глубокий смысл или совсем иное содержательное наполнение.

При обдумывании содержания устного высказывания непосредственно на олимпиаде можно порекомендовать учащимся следующий порядок работы над его частями:

основная часть → заключение → вступление.
Целесообразность такой последовательности объясняется тем, что только после четкого представления о содержании основной части высказывания можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы. Работа над вступлением, на наш взгляд, вообще должна осуществляться в последнюю очередь. Целесообразность именно такого порядка действий была отмечена еще в эпоху античности. Так, Цицерон писал: «Только тщательно обдумав и рассмотрев все дело в целом, только подыскав и подготовив все источники доказательств, можно думать о том, как начало следует применить» . Как уже отмечалось ранее, многие школьники часто не знают, с чего же начать высказывание, это усугубляется стрессовой ситуацией и ограниченностью во времени на подготовку устного высказывания. На поиск первых фраз может быть потрачено слишком много времени, которого потом не хватит на обдумывание середины и концовки. А начинать надо с главного, с того, что хочешь сказать по поводу избранной темы, т. е. с основной части работы. В данном случае необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что процесс создания текста обязательно должен осуществляться в последовательности «вступление → основная часть → заключение». Разве научные работы начинают писать с введения, а повести или романы – с первой главы? Конечно же, нет; чаще всего начало создается в последнюю очередь. Очевидно, что и при работе над устным высказыванием подумать о том, «с чего начать», целесообразно в самом конце. Только после того, как получено представление о содержании основной части и заключения, можно подобрать удачный вариант вступления.

Литература

    Кохтев, Н. Н. Риторика: учебное пособие для 8-11-х кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий / Н. Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994.

    Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно / П. С. Таранов. – Симферополь, 2001.

    Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.

    Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Цицерон; пер. под ред. М. Гаспарова. – М..


УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

НА ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку. Продолжительность такого высказывания составляет 2–3 минуты (но не более 5 минут). Учащимся предлагается выбрать одну из трех тем , которые можно охарактеризовать так:


  • тема № 1 предполагает высказывание, содержание которого основывается на теоретических знаниях по языку (например, «Влияют ли заимствования на самобытность языка?» или «Почему глагол называют “великим тружеником”?» );

  • тема № 2 связана с русской и мировой литературой (например, «Современная литература: упадок или поиск новых путей?» или «Он и Она в русской поэзии» );

  • тема № 3 обращена к социально-философской проблематике (например, «Существует ли мода на профессии?», «Человек и природа: в поисках утраченной гармонии», «Герой нашего времени... Кто он?» ).

Устное высказывание оценивается по следующим критериям :
1. Содержание высказывания : соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия; аргументированность утверждений, использование в качестве иллюстративного материала не только примеров из личного опыта, но и фактов, почерпнутых из иных источников, (литература, история, наука и др.).

2. Построение высказывания : логичность, связность, композиционная четкость, соразмерность частей высказывания, цельность и завершенность.

3. Речевое оформление высказывания :богатство и выразительность речи; уместность и соответствие речи избранному стилю и жанру; правильность речи, т. е. соблюдение таких важных для устного высказывания норм, как орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речевые.

4. Творческий характер высказывания :нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции высказывания.

5. Ответы на вопросы жюри по теме устного высказывания: как правило, это 2-3 вопроса, которые также оцениваются с точки зрения глубины, композиционной стройности, речевого оформления и оригинальности.
Остановимся более подробно на содержании и композиции устного высказывания. Как правило, оно состоит из трех частей – вступления, основной части и заключения.

Вступление является своеобразной прелюдией к основной части устного выступления, в силу этого целесообразно учитывать следующие требования ,которые предъявляются к этой части текста:
1. Вступление не должно быть большим по объему, иначе оно кажется необоснованно затянутым.

2. В начале устного высказывания необходимо избегать общих фраз, т. е. утверждений несомненно правильных, но всем известных, избитых. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, а лишь снижают впечатление и дают определенную негативную установку на восприятие остального содержания высказывания (например, «опять ничего нового», «как скучно и банально»).

3. Вступление не должно быть как банальным, так и излишне «экстравагантным», т. е. содержать необдуманные, спорные, противоречивые и просто неэтичные высказывания, которые могут быть превратно истолкованы слушателями. Последнее обстоятельство можно объяснить возрастными особенностями школьников, которым в 15-17 лет бывают свойственны как некоторая инфантильность суждений, категоричность высказываний, содержащих критику старых авторитетов, так и желание поразить нестандартностью и независимостью мышления .

Одним из недостатков устных высказываний учащихся является «скомканное», невнятное вступление. Это объясняется извечной проблемой, которую можно назвать «я не знаю, как начать». Поэтому целесообразно познакомить учеников с различными вариантами содержательного наполнения этой части устного высказывания.

С учетом специфики устных выступлений на олимпиаде по русскому языку во вступительной части высказывания органично будет звучать:
1) объявление темы высказывания и ее краткая характеристика (например, важность, сложность, злободневность и актуальность и т. п.);

2) ознакомление с планом выступления;

3) объяснение причин заинтересованности темой (такое вступление привлекает внимание слушателя, поскольку содержит личностно окрашенный момент);

4) раскрытие сути центрального понятия темы; это делается в тех случаях, когда в названии темы имеется термин, требующий расшифровки (например, если учащемуся предложена тема «Герой нашего времени... Кто он?», то во вступлении можно раскрыть суть понятия «герой» или «герой нашего времени»);

5) обзор темы, т. е. краткое сообщение истории ее разработки или трактовки;

6) вопрос или серия вопросов; в этом случае в основной части высказывания должна быть сделана попытка дать на него (них) ответ.
Таковы традиционные способы содержательного наполнения вступительной части к устным высказываниям. Использование одного или нескольких предложенных вариантов вступления поможет учащимся решить вопрос, с чего начать свое выступление.

Как уже отмечалось ранее, одним из критериев оценки устных выступлений на олимпиаде является их творческий характер . Придать такой характер высказыванию может необычное, интригующее вступление . Роль интриги в привлечении внимания заключается в «вуалировании» исходного материала . Поскольку начало хорошо запоминается, производит впечатление и «формирует» своеобразную установку на последующее восприятие остального высказывания, то именно в этой части можно располагать элементы, несущие заряд необычного. Перечислим некоторые приемы придания вступительной части устного высказывания творческого и интригующего характера :
1) пересказ яркого факта из жизни или фрагмента литературного произведения, где содержится ключ к пониманию характера предложенной темы или проблемы;
2) цитата из литературного произведения (воспроизведение стихотворного или прозаического отрывка), раскрывающая суть проблемы;
3) афоризм, пословица или поговорка, с помощью которых можно ярко очертить смысл проблемы;
4) высказывания русских или зарубежных критиков и деятелей культуры, в которых заключается суть описываемой проблемы;
5) несколько суждений или отзывов авторитетных лиц о произведении, отдельном герое, определенной теме или проблеме, причем эти высказывания могут «вступать в заочный спор» друг с другом. Такое вступление к устному высказыванию приобретает полемический характер, предполагающий построение основной части высказывания как доказательство истинности одного суждения и ложности всех остальных утверждений.

Таким образом, перечисленные варианты (как традиционные, так и творческие, «интригующие») представляют собой достаточно широкий, хотя далеко и не окончательный набор приемов, овладение которыми должно помочь учащимся избежать «общих фраз» и облегчить процесс создания вступления к устному высказыванию.

Основная часть устного высказывания представляет собой собственно рассуждение школьников на избранную тему. В этой части ученики выдвигают конкретные утверждения (тезисы) и для подтверждения истинности или ложности этих положений приводят соответствующие доказательства. В качестве доказательств в устных высказываниях школьников можно использовать:


  • факты , события, имевшие место в объективной реальности;

  • примеры из языка или литературного произведения;

  • авторитетные высказывания – изречения русских и зарубежных лингвистов, литературоведов, деятелей культуры;

  • ценностные аргументы , т. е. ссылки на нормы морали и нравственности;


Основные претензии чаще можно предъявить к формулировке тезиса рассуждения . Нередко она характеризуется излишней категоричностью. Приведем несколько примеров таких «категоричных» утверждений (таблица 3).

«Категоричная» формулировка тезиса рассуждения определенным образом «загоняет» школьников в угол, поскольку любое из приведенных утверждений может быть поставлено под сомнение в ходе ответов на вопросы жюри. Например, тезис «к "настоящим" книгам

Таблица 3

при выдвижении тезиса рассуждения


Тема высказывания


Примерная формулировка тезиса


1. Согласитесь ли вы с мнением, что литература – это то, что читают два раза, а журналистика – то, что читают один раз?


1. Да, я соглашусь с этим мнением, действительно, к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно прочитать один раз …


2. Какой должна быть экранизация литературного произведения.


2. Уверена, что любая экранизация будет хуже литературного оригинала, потому что


3. Свобода или ограничение – колыбель творчества?


3. Творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений.

прочитать один раз » можно опровергнуть доводом, что не числом прочтений определяется качество книги, а силой ее воздействия; «умную» и обстоятельную статью также хочется перечитать несколько раз, чтобы обдумать ее содержание.

Утверждение «любая экранизация будет хуже литературного оригинала » также может быть с легкостью опровергнута приведением в качестве примера кинофильма «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). Эта экранизация, по мнению некоторых кинокритиков, в определенных отношениях даже глубже своей литературной основы.

Тезис «творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений » также является довольно спорным, поскольку современность постоянно доказывает нам, что отсутствие ограничений ведет к вседозволенности.

Заключение – завершающая часть устного высказывания. Его значение не менее важно, чем вступления («конец – делу венец»), поскольку неудачная концовка может испортить впечатление от всей речи. Чтобы этого не произошло, необходимо помнить о следующих требованиях, предъявляемых к заключению.
1. Оно должно иметь небольшой объем, т. е. выводы следует излагать достаточно лаконично. Не нужно производить повторного доказательства и разъяснения уже рассмотренных положений (это делается в основной части устного высказывания).

2. Содержанию заключения должна быть присуща последовательность и завершенность. Непоследовательность при формулировании выводов и их противоречие друг другу, незаконченность умозаключений снижают впечатление от всего выступления.
Как правило, в заключении содержится:
1) итог всего высказывания, обобщение тех мыслей, которые были высказаны в основной части, т.е. определенные выводы;

2) краткий повтор главных мыслей, идей, тезисов основной части высказывания.
Для придания содержанию заключения предельной четкости и ясности целесообразно использовать вводные слова, характерные для перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д).

Чтобы концовка устного высказывания приобрела необычный, «творческий» характер, в нее можно включить:
1) риторический вопрос, содержащий в своей структуре утвердительный или отрицательный ответ, который достаточно очевиден;

2) цитату (прозаическую или стихотворную) из литературного произведения, где в сжатой, а иногда и афористичной форме дается яркая и меткая обобщающая оценка проблемы;

3) афоризм, пословицу, поговорку.
Кроме того, во вступлении и заключенииможноиспользовать принцип кольца , при котором концовка высказывания «закругляет» его, т. е. связывает с началом . Это достигается повторением в заключительной части высказывания начальных фраз вступления. После изложения учащимися в основной части высказывания своих мыслей по избранной теме повторенные в концовке начальные фразы вступления могут приобретать более глубокий смысл или совсем иное содержательное наполнение.

При обдумывании содержания устного высказывания непосредственно на олимпиаде можно порекомендовать учащимся следующий порядок работы над его частями:
основная часть → заключение → вступление.
Целесообразность такой последовательности объясняется тем, что только после четкого представления о содержании основной части высказывания можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы. Работа над вступлением, на наш взгляд, вообще должна осуществляться в последнюю очередь. Целесообразность именно такого порядка действий была отмечена еще в эпоху античности. Так, Цицерон писал: «Только тщательно обдумав и рассмотрев все дело в целом, только подыскав и подготовив все источники доказательств, можно думать о том, как начало следует применить» . Как уже отмечалось ранее, многие школьники часто не знают, с чего же начать высказывание, это усугубляется стрессовой ситуацией и ограниченностью во времени на подготовку устного высказывания. На поиск первых фраз может быть потрачено слишком много времени, которого потом не хватит на обдумывание середины и концовки. А начинать надо с главного, с того, что хочешь сказать по поводу избранной темы, т. е. с основной части работы. В данном случае необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что процесс создания текста обязательно должен осуществляться в последовательности «вступление → основная часть → заключение». Разве научные работы начинают писать с введения, а повести или романы – с первой главы? Конечно же, нет; чаще всего начало создается в последнюю очередь. Очевидно, что и при работе над устным высказыванием подумать о том, «с чего начать», целесообразно в самом конце. Только после того, как получено представление о содержании основной части и заключения, можно подобрать удачный вариант вступления.


Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным , т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Чтобы сделать речь эффективной , необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами .

Во-первых, необходимо держать зрительный контакт . Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно бегать глазами по слушателем – это также не придаст Вам веса в их глазах. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления: этому человеку будет некомфортно под Вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.

Итак, выберите несколько своих «точек» опоры – например, Ваш преподаватель, одноклассник или директор школы, и по очереди обращайтесь к ним, при этом не забывая «скользить» и по членам жюри, и по слушателям, и по гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать Вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.

Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.

Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора. Безусловно, у Вас есть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и др., но это вовсе не значит, что шаг влево-вправо – расстрел. Е сли Вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно» - отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни! Более разговорный тон сможет расположить к Вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.

Запомните, что для живого общения нужна практика : если Вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что нельзя скатываться до сленга и жаргона – все же границы следует уважать, а также необходимо помнить о временном регламенте : если у Вас всего 10 минут на выступлении, вряд ли нужно вспоминать о всех речевых оборотах дядюшки Петра Никоноровича и о его любимой рыбалке, даже если они и являются темой беседы.

В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным : активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя – и, как следствие, снижает интерес к произносимому.

Особенно важен этот совет при члени лирических произведений, где сам Бог (и автор, конечно же) велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.

Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями или душещипательными воплями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не цирк и не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.

Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.

И, наконец, в-пятых, следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайте структуру своего выступления : заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов – как правило, Вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь их! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если Вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.

Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

Остались вопросы? Не знаете, как правильно выступать с устным высказыванием? Записывайтесь на урок к репетиторам.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.