Что включает в себя грамматика русского языка. Что изучает грамматика? Грамматический строй языка. Правила грамматики. Основные единицы грамматического строя языка

Понятие «грамматика» (от греч. «запись» ) определяется как раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, а также закономерности построения правильных речевых конструкций на этом языке.

Грамматика языка – это стройная система, формировавшаяся на протяжении веков и развивающаяся до сих пор. Свое начало грамматическая наука берет в индийской языковедческой традиции, а после совершенствуется на основе античной языковой традиции. В 19-20 вв. грамматика языка существенно преобразилась, развивая все новые и новые направления. Наиболее видными деятелями этого периода в области грамматики русского языка были Ф. Фортунатов, В. Виноградов, А. Шахматов, Л. Щерба и др.

Традиционно грамматика языка представлена морфологией – учением о частях речи и синтаксисом – учением о словосочетании, предложении и их структуре. Морфология дает представление о частеречном составе языка, а также о грамматических категориях каждой части речи. Синтаксис рассматривает словосочетание и предложение с точки зрения их значения, структуры, выполняемой функции, сочетаемости компонентов и др. Основными понятиями морфологии являются: словоизменение, формообразование, форма слова, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория и др. Основные понятия синтаксиса – предложение, член предложения, синтаксическая связь и др.

Грамматика тесно связана с другими науками о языке. Например, с орфоэпией, т.к. изучает звуковые средства выражения значений и произношение грамматических форм; с орфографией, т.к. охватывает правописание слов; со стилистикой, т.к. касается стилевых закономерностей употребления грамматических форм и др.

Грамматика языка представлена несколькими направлениями: так, универсальные для всех языков мира понятия разрабатывает универсальная грамматика, а понятия, касающиеся отдельного языка, – частная; язык на конкретном этапе его развития изучает синхронная грамматика, а исторические этапы развития языка – историческая и др.

Русская грамматика имеет много схожих черт с грамматикой иных языков, но при этом обладает рядом особенностей. Так, в русском языке выделена категория вида глагола, отсюда – отсутствие необходимости иметь много типов времен (как, например, в английском языке). До сих пор в русской морфологии наблюдаются живые процессы перехода одной части речи в другую (из прилагательного в существительное и причастие, из деепричастия в наречие и др.). Кроме того, на фоне выделения традиционных 10 частей речи все еще не утихают споры о количестве частей речи в русском языке и др.

Русская грамматика сложна, в первую очередь, обилием грамматических категорий. Вспомните, чтобы охарактеризовать простое предложение нам понадобится по крайней мере 6 характеристик! Тем не менее, без знания и умения ориентироваться в грамматике русского языка невозможно постичь саму языковую систему в целом.

Успехов в изучении русского языка!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Первые 6 из них - знаменательные; предлоги, союзы и частицы - служебные; междометия не относятся ни к одному из этих классов. Иногда особыми частями речи считают причастие и деепричастие . Некоторые грамматисты выделяют также категорию состояния .

Части речи выделяются как по морфологическим (особенности словообразования и словоизменения) и синтаксическим (особенности роли в предложении), так и по семантическим признакам. В различных категориях преобладают различные критерии. Так, существительные, прилагательные и глаголы имеют чёткие морфологические признаки, отделяющие их от других частей речи. В то же время, например, местоимения разделяются на несколько классов, морфологически близких к существительным, прилагательным и наречиям, поэтому выделяются за счёт особенностей своей семантики.

Имя существительное

Имя существительное обозначает предмет, в предложении может быть подлежащим, дополнением, сказуемым.

Имя существительное в русском языке изменяется по падежам и числам. Кроме того, оно имеет категорию рода (различаются мужской, женский и средний род), не являющуюся словоизменительной. Различаются два числа: единственное и множественное,- и 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Число и падеж выражаются окончанием существительного. Кроме того, иногда выделяют ещё 3 падежа: звательный (Боже, Господи, Дим, Оль), местный (в лесу, на лугу), партитивный (нет чего? чая - Р.п., налить немного чего? чаю).

Различаются три склонения существительных. Обычно склонение существительных женского и мужского рода на -а, -я именуют 1-м, мужского рода на согласный и среднего рода на -о, -е - 2-м, а существительных женского рода на мягкий согласный или шипящий - 3-им. В старых грамматиках 1-м иногда называют склонение мужского рода на согласный и среднего рода на -о, -е , а 2-м - женского и мужского рода на -а, -я .

В 1-м и втором склонениях различаются мягкий и твердый типы в зависимости от характера последнего согласного основы.

Кроме того, выделяют ряд существительных, не подпадающих под эти типы (10 существительных среднего рода на -мя и слово путь ); многие иностранные существительные с нестандартными для русского языка окончаниями (и, у и др.) не склоняются.

Имя прилагательное

Имя прилагательное изменяется по падежам, числа и родам. Род, падеж и число прилагательного выражаются его окончанием.

Склонение прилагательных

В отличие от существительных прилагательные изменяются в целом по одному образцу, различаются только мягкий и твердый типы склонения.

  1. После шипящей или заднеязычной согласной вместо «ы» пишется «и».
  2. Если прилагательное в мужском роде заканчивается на «-ой», этот слог всегда стоит под ударением.
  3. После шипящих согласных в среднем роде прилагательных идёт «-ее». Иногда это называют «правило хорошее ».
  4. Винительный падеж мужского рода и в множественном числе зависит от одушевлённости существительного.

Глагол

Грамматические категории русского глагола

Глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Категория вида относится по различным причинам к словообразовательным, но в ряде случаев влияет на словоизменение глагола.

Традиционно выделяется три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. (Кроме того, инфинитив, причастие и деепричастие характеристики наклонения не имеют).

В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам. В настоящем и будущем времени глагол изменяется по числам и лицам, а в прошедшем по числам и родам.

Две основы глагола

Формы глагола образуются от двух основ. Первой является основа инфинитива (от нее образуются собственно инфинитив, прошедшее время и сослагательное наклонение, причастие и деепричастие прошедшего времени), а второй - основа настоящего времени (от нее образуются настоящее время, повелительное наклонение, причастие и деепричастие настоящего времени).

Чтобы найти основу инфинитива, надо от формы единственного числа женского рода прошедшего времени отнять конечное -ла .

Чтобы найти основу настоящего времени, надо от формы 3-го лица множественного числа настоящего времени отнять окончание -ат или -ут (окончаний -ят и -ют не существует - это чисто графические варианты: их наличие после гласной говорит, что основа настоящего времени оканчивается на суффикс -j- , после согласной - о том, что основа оканчивается на мягкий согласный).

Например, кидать : кидала - основа инфинитива кид-а- , кидают (= кид-а-j-ут) - основа настоящего времени кид-а-j- ; водить : водила - основа инфинитива вод-и- , водят - основа настоящего времени вод"- (но в первом лице единственного числа основа вож- ), назвать : назвала - основа инфинитива на-зв-а- , назовут - основа настоящего времени на-зов-

Соотношение этих основ очень сложно. Выделяется более 20 типов образования основы настоящего времени от основы инфинитива, хотя новые глаголы образуются только по пяти из них. В результате дать какие-либо правила определения одной по другой невозможно.

Формы, образуемые от основы инфинитива

Собственно инфинитив образуется от основы инфинитива при помощи суффикса -ть .

Сочетание инфинитива с вспомогательным глаголом быть образует будущее время глаголов несовершенного вида.

Форма прошедшего времени образуется от основы прошедшего времени при помощи суффикса -л- и окончаний, указывающих на род и число. -0 для мужского рода единственного числа, - для женского рода единственного числа, - для среднего рода единственного числа, - для множественного числа.

При помощи присоединения к форме прошедшего времени частицы бы образуется форма сослагательного наклонения.

От основы прошедшего времени при помощи суффикса -вш- и окончаний прилагательного образуется причастие прошедшего времени действительного залога, при помощи суффикса -ан(н)- - причастие страдательного залога.

Формы, образуемые от основы настоящего времени

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Грамматика персидского языка
  • Грамматика турецкого языка

Смотреть что такое "Грамматика русского языка" в других словарях:

    Грамматика (описание языка) - У этого термина существуют и другие значения, см. Грамматика (значения). Грамматика церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого … Википедия

    Грамматика турецкого языка - Турецкий язык относится к агглютинативным (или «приклеивающим») языкам и, тем самым, существенно отличается от индоевропейских. Содержание 1 Морфология 1.1 Гармония гласных 1.2 Число … Википедия

    Диалекты русского языка - … Википедия

    Орфография русского языка - Орфография русского языка совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка. Современная русская орфография. Главн … Википедия

§ 177. Термин "грамматика", так же как и многие другие лингвистические термину, греческого происхождения. Греческий термин grammatike образован от слова gramma – "буква, написание"; первоначально он использовался в значении "искусство писать и читать". В современной лингвистике термин "грамматика" используется в разных значениях. Обычно им обозначается определенный участок языковой системы, часто называемый грамматическим строем языка, и раздел языкознания, в котором изучается данный участок языковой системы.

"Термин грамматика ... употребляется в двух значениях: и как учение о строе языка, и как синоним выражения “строй языка”"; "Грамматикой называется наука о строе слова и строе предложения в отвлечении от конкретного материального значения слов и предложений, а также самый строй слова и срой предложения, присущие данному языку"; "Следует иметь в виду, что слово грамматика употребляется как в смысле учения о грамматике, так и в смысле грамматического строя языка, т.е. грамматического строя слова, словосочетания и предложения". При этом грамматический строй понимается "либо в широком смысле – как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры.., либо (чаще) в более узком смысле – как совокупность правил построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных высказываний и их частей – из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли".

Наряду с данными определениями термина "грамматика" иногда особо выделяется значение этого термина, связанное с его употреблением по отношению к отдельным элементам грамматической системы, например, в словосочетаниях типа "грамматика имени", "грамматика глагола", "грамматика инфинитива" и т.д.

Термином "грамматика" нередко называется также книга, содержащая описание грамматического строя того или иного языка или же излагающая основы какого-либо языка и целом. В некоторых толковых словарях данное, последнее значение рассматривается как особый оттенок одного из двух основных значений.

Грамматика как особый участок системы языка в современном отечественном языкознании чаще всего определяется как совокупность, или система, правил, приемов, способов, средств или норм образования грамматических единиц – грамматических форм в широком смысле.

Правомернее было бы определить грамматику в этом смысле как совокупность, или систему, грамматических единиц (подобно тому, как определяются в современной лингвистике другие языковые подсистемы: фонетика, морфемика, лексика, словообразование. Единицами грамматики (грамматического строя) являются, прежде всего, грамматические формы (в широком смысле), грамматические категории и граммемы (подробнее о них см. ниже). Таким образом, грамматику следовало бы определить как совокупность (систему) грамматических форм, или грамматических категорий, или граммем, или тех, других и третьих вместе взятых.

Сравним некоторые подобного рода определения, предлагаемые разными лингвистами: "Грамма́тика ... – 1) формальный строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций..."; "Грамматика языка (грамматический строй) – это совокупность и система присущих языку грамматических категорий"; "Совокупность грамматических категорий составляет грамматику языка".

Итак, грамматика как определенная языковая система (подсистема), как объект грамматического учения, – это система грамматических единиц: грамматических форм (в широком смысле), грамматических категорий, граммем.

Как уже отмечалось, термином "грамматика" обозначается не только грамматический строй языка, по и учение о нем, т.е. раздел языкознания, занимающийся изучением грамматического строя языка.

Различия в понимании и объяснении термина "грамматика" как названия грамматического строя языка отражается в толковании данного термина как названия учения о грамматическом строе. Сравним некоторые определения (объяснения) данного понятия: "наука о строе слова и строе предложения", "наука о языковых формах, о формах слов (морфология) и формах словосочетаний (синтаксис)", "раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке", "раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений".

С целью терминологической дифференциации разных понятий – грамматики как области языковой системы и как раздела языкознания, для обозначения первого из них некоторые языковеды предлагают использовать составной термин "грамматика языка".

"Для того чтобы избежать двоякого понимания терминов “фонетика” и “грамматика” и им подобных, можно было бы говорить “фонетика” и “фонетика языка”, “грамматика” и “грамматика языка”". Термин "грамматика языка" в этом значении употребляется также другими учеными.

При использовании термина "грамматика" в значении учения о грамматическом строе данный термин нередко сопровождается сравнительными оборотами: "как наука", "как лингвистическая наука", "как раздел языкознания", "как учение о строе языка".

"В тех случаях, когда названные термины (т.е. термины "грамматика", "словообразование", "морфология" и другие подобные. – В. Н.) употребляются для обозначения науки, вводятся формулировки: “грамматика как наука”, “морфология как наука” и т.д.". Такие сравнительные обороты в подобных случаях используются и в других работах. Аналогичные сравнительные обороты используются и для обозначения соответствующей языковой системы (подсистемы) (ср.: "грамматика как строй языка", "грамматика как система" и др.).

§ 178. Грамматика языка, его грамматический строй, так же как и другие подсистемы языка и языковая система в целом, может изучаться с разных сторон, в разных аспектах. В соответствии с этим различаются разные типы, или виды, грамматической науки: грамматика общая и частная, описательная и историческая, сопоставительная и сравнительно-историческая, научная и школьная, формальная и функциональная и др.

Подобно тому, как языкознание делится на общее и частное, различается общая грамматика и грамматика частная. Общая и частная грамматика различаются в зависимости от объекта изучения (количества изучаемых языков) и характера изучаемых явлений. Общая грамматика изучает грамматические явления (единицы грамматического строя, их функционирование, изменение, взаимоотношения между ними и т.д.), характерные для разных языков мира, преимущественно языковые универсалии; частная грамматика занимается изучением соответствующих явлений, относящихся к отдельно взятому языку или определенной группе языков.

В зависимости от характера, способа изучения одних и тех же грамматических явлений различается грамматика описательная, дескриптивная, или синхроническая, и историческая, или диахроническая. В описательной грамматике изучаются грамматические явления отдельного языка или группы языков по их состоянию в определенный промежуток времени, например, в современном их состоянии, т.е. в синхроническом плане; в исторической грамматике те же явления рассматриваются с точки зрения их изменения в процессе исторического развития языка путем сравнения их состояния в разные промежутки времени, т.е. в диахроническом плане.

В рамках описательной грамматики особо выделяется грамматика сопоставительная, в рамках грамматики исторической – сравнительно-историческая. Сопоставительная, или контрастивная, грамматика занимается сравнением (сопоставлением) грамматического строя разных (обычно двух) языков, родственных или неродственных, с целью облегчить усвоение грамматического строя изучаемого неродного языка; в сравнительно-исторической грамматике сравниваются грамматические явления родственных языков, отраженные в письменных памятниках или зафиксированные в живом употреблении, с целью воссоздания более раннего их состояния, не засвидетельствованного в письменных памятниках.

Наряду с терминами "сопоставительная грамматика" и "сравнительно- историческая грамматика" в тех же значениях иногда употребляется термин "сравнительная грамматика".

В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой грамматическая наука, различается научная (теоретическая, или общая) грамматика и грамматика школьная (учебная, практическая). Целью научной грамматики является углубленное изучение и описание грамматического строя отдельного языка или разных языков на основе современной лингвистической теории, новейших достижений лингвистической науки. Научная грамматика обычно является нормативной, в ней устанавливаются литературные нормы употребления грамматических форм слов, построения синтаксических конструкций. Нормативная научная грамматика, получившая одобрение основной научной организации страны (например, Академии наук СССР, Российской академии наук), называется академической. Академическими научными грамматиками являются, например, Грамматика русского языка в двух томах (М., 1953–1954), Грамматика современного русского литературного языка под редакцией Н. Ю. Шведовой (М., 1970), Русская грамматика в двух томах под редакцией Η. Ю. Шведовой (М., 1980). Школьной называется преподаваемая в школе грамматика, "излагающая в освещенном традицией духе элементарные грамматические сведения вместе с орфографическими и пунктуационными правилами". Основное различие между научной и школьной грамматикой заключается в том, что первая "изучает всесторонне все единицы и категории грамматического строя языка", в то время как последняя "изучает базовые (основные, типические) свойства грамматического строя конкретного языка". Необходимо отметить, что вопрос о соотношении научной и школьной грамматики учеными решается по-разному.

Научная грамматика может быть формальной (пассивной, грамматикой слушающего) и функциональной (активной, грамматикой говорящего). В формальной грамматике в основу описания грамматического строя языка положены грамматические формы, их классификация но разным признакам; описание осуществляется в направлении от формы к значению. Формальная грамматика ориентирована на слушающего, который чувственно воспринимает форму, материально выраженную грамматическую единицу, и через нее узнает соответствующее грамматическое значение. В функциональной грамматике, наоборот, в основе описания грамматического строя лежат сгруппированные определенным образом грамматические значения, функции разных грамматических единиц; описание идет от значения, от функции к форме, к конкретной единице, выражающей определенное значение, выполняющей ту или иную функцию. Функциональная грамматика ориентирована на говорящего, который выбирает из имеющегося у него арсенала необходимое грамматическое значение и сообщает его слушающему с помощью соответствующего формального средства.

Понятие «грамматика» (от греч. «запись» ) определяется как раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, а также закономерности построения правильных речевых конструкций на этом языке.

Грамматика языка – это стройная система, формировавшаяся на протяжении веков и развивающаяся до сих пор. Свое начало грамматическая наука берет в индийской языковедческой традиции, а после совершенствуется на основе античной языковой традиции. В 19-20 вв. грамматика языка существенно преобразилась, развивая все новые и новые направления. Наиболее видными деятелями этого периода в области грамматики были Ф. Фортунатов, В. Виноградов, А. Шахматов, Л. Щерба и др.

Традиционно грамматика языка представлена морфологией – учением о частях речи и синтаксисом – учением о словосочетании, предложении и их структуре. Морфология дает представление о частеречном составе языка, а также о грамматических категориях каждой части речи. Синтаксис рассматривает словосочетание и предложение с точки зрения их значения, структуры, выполняемой функции, сочетаемости компонентов и др. Основными понятиями морфологии являются: словоизменение, формообразование, форма слова, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория и др. Основные понятия синтаксиса – предложение, член предложения, синтаксическая связь и др.

Грамматика тесно связана с другими науками о языке. Например, с орфоэпией, т.к. изучает звуковые средства выражения значений и произношение грамматических форм; с орфографией, т.к. охватывает правописание слов; со стилистикой, т.к. касается стилевых закономерностей употребления грамматических форм и др.

Грамматика языка представлена несколькими направлениями: так, универсальные для всех языков мира понятия разрабатывает универсальная грамматика, а понятия, касающиеся отдельного языка, – частная; язык на конкретном этапе его развития изучает синхронная грамматика, а исторические этапы развития языка – историческая и др.

Русская грамматика имеет много схожих черт с грамматикой иных языков, но при этом обладает рядом особенностей. Так, в русском языке выделена категория вида глагола, отсюда – отсутствие необходимости иметь много типов времен (как, например, в английском языке). До сих пор в русской морфологии наблюдаются живые процессы перехода одной части речи в другую (из прилагательного в существительное и причастие, из деепричастия в наречие и др.). Кроме того, на фоне выделения традиционных 10 частей речи все еще не утихают споры о количестве частей речи в русском языке и др.

Русская грамматика сложна, в первую очередь, обилием грамматических категорий. Вспомните, чтобы охарактеризовать простое предложение нам понадобится по крайней мере 6 характеристик! Тем не менее, без знания и умения ориентироваться в грамматике русского языка невозможно постичь саму языковую систему в целом.

Успехов в изучении русского языка!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Структура языка, система правил, которые диктуют допустимые последовательности элементов языка, образующих предложения на этом языке. В лингвистике и психолингвистике принято считать, что взрослый человек, говорящий и воспринимающий речь на данном языке, знает, в некоторой имплицитной форме, грамматику этого языка. То есть он знает свод правил: правила фонологии, морфологии, семантики и синтаксиса, которые делают возможным продуцирование (или "порождение") неопределенно большого количества грамматических конструкций. Таким образом,

это знание и пока еще не разрешенные вопросы о том, как усваиваются такие сложные вещи, делают грамматику важным предметом исследования для психологии.

Обратите внимание, что такое употребление этого термина отличается от того, как он употребляется в "грамматической" школе. Лучший способ увидеть это различие заключается в том, чтобы понять, что "грамматика", которую изучают в младших классах, является предписывающей, она состоит из правил, диктующих образцы использования, в то время как современные грамматики в лингвистике – порождающие, они определяют формальные правила продуцирования предложений (см. порождающая грамматика). Более подробно об образцах употребления см. следующие статьи.

Грамматика

греч. grammatike от gramma – написание) – строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства., служащих для передачи в понятном виде собственных впечатлений Основные понятия грамматики: 1. слово и словообразование, 2. предложение и 3. синтаксис. Усвоение правил грамматики происходит, повидимому, таким же образом, как и формирование других навыков. До 2-летнего возраста, как предполагается, развитие языка и мышления происходит параллельно одно другому. В норме дети в возрасте 5-6 лет, а нередко и много ранее, основными нормами грамматики владеют уже свободно, как и взрослые люди. Нарушение грамматической практики (аграмматизм) обычно наблюдаются при локально-органических повреждениях речевых зон мозга, а также при расстройствах мышления, особенно это касается некоторых форм шизофрении. Прямой связи аграмматизма и патологии мышления, повидимому, не существует, хотя этот вопрос нельзя считать до конца изученным.