На какой вопрос отвечает обособленное определение. Обособление согласованных определений. «ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн §6. Обособление сравнительных оборотов

Владимир, Вы задали далеко не праздный вопрос. Дело не в новой моде, а в некоторой нечёткости старых правил. Если руководствоваться справочником Д.Э. Розенталя по правописанию и стилистике, то там нет прямого и недвусмысленного указания на то, нужно ли ставить точку после закрывающих прямую речь кавычек, перед которыми стоит вопросительный или восклицательный знак. В §119 сказано следующее:

Казалось бы, в параграфе отмечено, что точка после закрывающей кавычки ставится. Однако, как мы видим, в практическом примере из Лермонтова после закрывающей кавычки точки нет. Такова же пунктуация и в других примерах, приводимых в этом параграфе.

Видимо, это и запутывает подчас издателей.

Однако в §135 изложено правило, которое позволяет трактовать ситуацию иначе:


Честно говоря, я принципиальной разницы между примером из Лермонтова и примером о лозунгах на бортах машин в плане пунктуации не вижу. Утверждения о том, что там, мол, прямая речь, а тут ― нечто другое, были бы крайне надуманны. Ведь и там, и тут ― непосредственное воспроизведение чьих-то слов (или текста).

В условиях неполной ясности правил я предпочитаю руководствоваться здравым смыслом. Точка ― пунктуационный знак, завершающий повествовательное предложение. Сравним две фразы:

(1) Она спросила меня, хочу ли я есть.
(2) Она спросила меня: «Ты хочешь есть?».

И в том и в другом случае мы имеем дело с повествовательным предложением вида Она спросила меня (о чём-то) , и логично, чтобы это предложение завершалось точкой. Вопросительный знак относится к другой фразе, вставленной в это предложение на правах цитаты, и он не должен влиять на пунктуационное завершение основной конструкции.

Резюмирую: в условиях неразберихи нужно отдать приоритет логике. Отсутствие точки в конце повествовательного предложения, включающего прямую речь или цитату, лишает предложение завершённости. Поэтому я в таких случаях рекомендовал бы точку всё же ставить, а при необходимости обосновать это ― ссылаться на §135 справочника Розенталя, тем более что и текст указаний §119 (если не считать реальной пунктуации примеров в этом параграфе) формально этому не противоречит.

Когда ставится точка с запятой в предложении? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться. Русская грамматика и считается одной из сложнейших как раз из-за подобных правил. В этой статье мы постараемся ответить на поставленный вопрос и рассмотрим все возможные варианты постановки в предложении этого

Точка с запятой: правила

Такой ставится между двумя или несколькими независимыми предложениями, которые между собой объединены в одно без вспомогательных союзов. При этом вероятность постановки точки запятой возрастает, если эти предложения распространенные и внутри имеют запятые.

"Тем временем чай был выпит; уже давно запряжённые лошади продрогли на морозе; месяц блекло мерцал на западе и готовился погрузиться в мрачные тучи, сидящие на далеких горах, как куски разорванного занавеса".

"Вокруг все застыло в осеннем сне; через сереющую мглу едва виднеются под горами широкие поля; они рассечены Волгой, перекинулись чрез неё и растаяли в тумане".

Когда ставится точка с запятой в сложносочиненных предложениях?

Сложносочиненными (ССП) называют предложения, связанные между собой с помощью сочинительной связи. Части, из которых состоят такие предложения, считаются равноправными, то есть независящими друг от друга.

Итак, мы выяснили, какие предложения называют сложносочиненными. Но в каких случаях нужно ставить точку с запятой? Итак, этот уместен в следующих случаях.

Во-первых, если независимые предложения, входящие в состав ССП, соединены союзами «однако», «но», «тем не менее», «все же» и пр.

"Была у меня только голубая краска; но, несмотря на этот факт, я задумал изобразить осеннюю охоту".

"Казалось бы, ей совершенно незачем было ездить к нему, и сам он был не очень рад ей; однако ж приезжала она и жила у него целыми неделями, а иногда и намного более".

Обратите внимание! Перед союзом «а» наш знак препинания ставится только в том случае, если предложения, которые он объединяет, имеют внутри несколько запятых и значительно распространены.

"Мне показалось, что он начал плакать; а ведь надо вам сообщить, что Витька был упрямейший мальчишка, и, бывало, нипочем у него не выбьешь слез, даже когда был он и помладше".

Во-вторых, если бы между предложениями, входящими в состав ССП, можно было поставить точку, не будь они соединены союзами «да» (в знач. «и») и «и».

"Она читала книгу, думая о том, что читала, приостанавливаясь, чтобы выслушать Нину Аркадьевну, которая болтала без устали; и вместе с тем разнообразные картинки будущей совместной жизни и хозяйства без какой-либо связи представлялись внутреннему взору ее".

Предложения с распространенными однородными членами

Теперь поговорим о том, когда ставится точка с запятой в предложении с распространенными однородными членами. Обычно ставятся, когда внутри себя имеют одну или несколько запятых.

«В темноте смутно представлялись все те же неясные очертания предметов: в отдалении иссиня-черная стена, такие же пятна на ней; возле меня самого - круп коня, который, помахивая хвостом, широко открывал рот; спина коня в белой черкеске, на которой виднелась беловатая головка пистолета в самодельной кобуре и раскачивалась винтовка в темном чехле; огонёк папиросы, освещающий рыжеватые усы, бобровый воротник и руку в кожаной перчатке». (Л. Н. Толстой).

«Люди были здесь из станиц и из хуторов и города, задержанные по подозрению в том, что они были советскими работниками, партизанами, коммунистами, комсомольцами; люди, словом или поступком оскорбившие немецкие мундиры; люди, скрывшие свои еврейские корни; люди, арестованные за то, что у них не было документов, и просто потому, что они люди». (А. А. Фадеев).

Сложноподчиненные предложения

Еще когда ставится точка с запятой в предложении? Данный знак препинания расставляется между придаточными (распространенными), если их не связывает союз, и они подчинены одному главному. Это правило становится обязательным, если внутри придаточных предложений есть другие придаточные.

«Разница в том, что, вместо насильной воли, объединявшей их в школе, они самостоятельно кинули матерей и отцов и бежали из отчих своих домов; что были здесь и те, у которых моталась уже веревка около шеи и которые, вместо мрачной смерти, увидели настоящую жизнь, и жизнь во всем своем разнузданном разгуле; что были здесь те, которые, по давнему и благородному обычаю, не могли в кармане своем удержать копейки». (Н. В. Гоголь).

Указание границ между предложениями

Продолжаем описывать случаи, когда ставится точка с запятой в предложении. Если смысловая составляющая требует, чтобы читатель точно увидел границу между группой предложений и отдельными предложениями, точка с запятой ставится между:

  • несколькими независимыми предложениями;
  • несколькими придаточными предложениями, относящимися к единому главному.

«В том саду было огромное множество ворон, их гнезда покрывали вершины деревьев, они кружили вокруг них и громко каркали; иногда, особенно в вечернее время, они взлетали целыми сотнями, поднимая других и шумя; иногда какая-нибудь из них перелетит наскоро с одного дерева на другое, и все снова затихнет». (А. И. Герцен).

Перечисления

Мы рассмотрели, в каких предложениях ставится точка с запятой, теперь поговорим о перечислениях.

Наш знак препинания ставится после рубрик перечисления. Но только если эти рубрики не могут выступать самостоятельными предложениями, но в то же время достаточно распространены, и внутри них уже поставлены какие-либо другие знаки препинания.

"Из-за такого использования мин к ним были предъявлены следующие требования:

  • чтобы случайно оторвавшаяся и свободно плавающая на поверхности воды мина не смогла нанести вред проплывающему мимо нее судну;
  • чтобы в момент установки заграждений мины не всплывали, указывая таким образом врагу места заграждения;
  • увеличение безопасности при установке мин (Академик Крылов).

Таким образом, точка с запятой может ставиться как в сложных предложениях, так и при перечислении чего-либо.

Инструкция

Выясните, есть ли в однородные члены. Запятая между ними ставится, если они не соединены союзом. Также она ставится между ними, если они соединены противительными союзами "а", "но", "да", " " и др. Ставится между однородными членами также, если они соединены повторяющимися союзами "и …, и", "да …, да", "ни …, ни", "или …, или" и др.

Выясните, если ли в предложении обособленные члены. В большинстве случаев обособляются распространенные , которые стоят после определяемого . Обособляются также деепричастные обороты и одиночные деепричастия, обозначающие действие.

В сложносочиненном предложении ставьте , если его части связаны соединительными, противительными, разделительными, присоединительными, пояснительными союзами. В сложноподчиненном предложении ставьте запятую, чтобы отделить придаточное от главного. Придаточное предложение отделяется от главного одной запятой или же с обеих сторон.

Ставьте запятую также в сравнительных оборотах с союзами "как", "что" и т.п. Обратите внимание, что такие обороты выделяются запятыми, только если обозначают уподобление и никаких других оттенков более.

Обратите внимание, что также ставятся при вводных и , выражающих отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Например, различные чувства говорящего (к счастью, к сожалению и т.д.), большую или меньшую степень уверенности (конечно, безусловно и т.д.), порядок изложения, связь мыслей (во-первых, таким образом и т.д.).

Обратите внимание

Но разговор пойдет о выделяющих знаках препинания. Где поставить запятую, а где ее ставить не нужно? Для чего служат запятые и что нужно знать, чтобы расставлять их правильно, Вы узнаете, просмотрев данный видеоролик.

Полезный совет

Например, нередко пробелы оказываются перед точкой или запятой, после открывающей кавычки или перед закрывающей. Часто знаки препинания неправильно расставлены или используются там, где не положено. Ещё одно важное правило касается простановки знаков препинания перед закрывающими кавычками: не ставится точка, запятая, точка с запятой и двоеточие. Эти символы правильно ставить после закрывающей кавычки.

Источники:

  • «Пособие по русскому языку», Розенталь Д.Э., 2004.
  • запятые ставятся
  • Давайте дружить с запятыми!
  • Ты просто использовал меня!

Совет 2: Как ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), нужно определить его тип. Для этого необходимо обозначить границы главного и придаточных предложений. В большинстве случаев части СПП отделяются друг от друга запятой.

Основные виды СПП

Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и грамматически. Придаточные предложения соединены с главным подчинительными союзами: что, как, где, зачем, когда и др.

В зависимости от количества придаточных предложений СПП делятся на две основные группы: СПП с одним придаточным и СПП с двумя и более придаточными.

Если придаточных несколько, то они могут присоединяться непосредственно к главному . Бывают как однородными (имеют равнозначное значение, при произношении отделяются интонацией перечисления) или неоднородными. Другой вариант – цепная связь, когда первое придаточное зависит от главного, второе придаточное – от первого и т.д.

Правила расстановки знаков препинания в предложении основываются на том, к какой группе оно относится. Именно с определения главного и придаточных, а также типа связи между ними стоит начинать постановку знаков.

Если придаточное одно

Придаточное предложение отделяется от главного запятой: «Я ценю, когда мне доверяют». Если оно стоит внутри главного, то нужны две запятые – перед придаточным и после него. Например: «В , в которой мы ехали, играла музыка».

Запятая не ставится, если придаточное неполное, то есть состоит только из союза (союзного слова). К примеру: «Меня спросили, кто меня . И я рассказал кто».

Если придаточное начинается с составного союза, то либо перед ним, либо между его частями. Всё зависит от интонации: «Я здесь, потому что тебя!» или «Я здесь потому, что люблю тебя».

Когда придаточных несколько

Если придаточные однородные, то каждая часть такого сложноподчиненного предложения отделяется от других запятой. Пример: «Я вижу, как ты хочешь мне понравиться, как искренне на меня».

Если же однородные придаточные разделены союзом и, то запятая между ними не ставится: «Я хочу, чтобы мы были вместе и чтобы не ссорились». Запятая будет нужна, если придаточные предложения разделены повторяющимися союзами: «Я люблю и когда светит солнце, и когда ». Обратите внимание, что знак ставится только перед вторым союзом и.

Если придаточные неоднородные, запятые между частями СПП нужны в любом случае. Пример: «Когда мы встретились, я сказал ей, что она хорошо выглядит». При цепной связи в СПП части предложения также всегда отделяются друг от друга знаком: «Я , что приготовлю торт, который всем понравится».

Если подчинительные союзы оказываются рядом, запятая между ними ставится: «Мой друг уточнил, что, если я не приду, он обидится». Знак не нужен, если далее в предложении есть вторая часть союза – «то» или «так». Например: «Мы договорились, что если она не вернется в течение часа, то я пойду ее искать».

Могут встречаться предложения и с комбинированной связью. Если сомневаетесь, как поставить знаки препинания, нарисуйте схему предложения. Обозначьте все связи между его частями. Четкая и знание основных правил помогут не запутаться.

Видео по теме

Простым называется предложение, имеющее только одну грамматическую основу в составе. При этом оно может иметь множество второстепенных членов, которые в ряде случаев требуется выделять запятой.

Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств

Определение обосабливается запятыми, если оно стоит возле : «Она, прекрасная, сидела и грустила». Также запятые ставятся, если определение стоит за определяемым словом: «Небо, яркое и величественное, улыбалось солнцем». Если определение стоит перед определяемым словом и имеет значение обстоятельства, запятая также необходима: «Отвергнутый всеми, он стоял позади дома».

Приложение необходимо выделять запятыми, если оно стоит у личного местоимения: «Мы, считаем…». Также оно обосабливается, если стоит после имени собственного: «Анна, хозяйка, осталась сидеть». Если при приложении имеются слова «даже», «например», «то есть», «или», «особенно», «по имени», запятая ставится: «Мало кто его любил, особенно я».

Дополнения с предлогами «кроме», «помимо», «исключая», «сверх», выделяются запятыми: «Никто, включая Федора, не жалел Анну». Выделяются в простом предложении обстоятельства с уточняющим значением: «Он оставил нас здесь, на берегу, возле старого причала». Если обстоятельство имеет при себе предлог «несмотря на», оно также требует обособления: «Несмотря на боль, солдат продолжал идти».

Сравнительные и пояснительные обороты

Сравнительные обороты в простом предложении обычно обосабливаются запятыми. Сравнительный оборот имеет союзы «как», «точно», «словно», «будто» и т.п. «Смеялся, будто ненормальный».

Требуют выделения запятыми и пояснительные обороты со словами «то есть», «именно», «даже», «в том числе», «главным образом», «притом». «Она всего лишь подруга, даже не родственница». Всегда обосабливаются обращения в простом предложении: «Дорогая мама, добрый день!».

Наличие вводных конструкций и однородных членов

Если в простом предложении имеется вводная конструкция, она требуют выделения. Это могут быть одиночные слова: «Вероятно, все погибли». Могут быть и предложения: «Дверь, как он и говорил, была взломана».

Запятая в простом предложении ставится между двумя и более однородными членами без союзов: «Мальчики подрастали, крепли, мужали». Если при них есть повторяющийся союз, запятая также нужна: «Ни брат, ни ничего не подозревали». Наличие при однородных членах союзов «а», «но», «да» также указывает на необходимость запятой: «Он был напуган, но не подавал виду».

Запятая перед союзом «как»

Запятая перед союзом «как» в простом предложении ставится в ряде случаев. Если союз входит в сравнительный оборот: «Вышел принц, прекрасный, как луна». Если союз «как» включен в состав вводной конструкции: «По пути, как обычно, он шутил и смеялся».

Перед союзом «как» ставится запятая, если он стоит при приложении с причинным значением: «Его, как любимого друга, Анна никогда не оставит в беде». Если после союза стоит «и»: «Животные, как и люди, обладают разным характером». Запятая нужна в выражениях «не кто иной, как», «не что иное, как».

Видео по теме

на чём . Полностью заканчивать что-либо. По мере того как я писал, развёртывались события в России, и мне становилось ясно, что нельзя ставить точку на этой книге, что это начало большой эпопеи (А. Н. Толстой. Как создавалась трилогия «Хождение по мукам»).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Ставить точку" в других словарях:

    ставить точку - заканчивать, шабашить, заключать, закругляться, доканчивать, кончать, приканчивать, добивать, довершать, оканчивать, доводить до конца, подводить черту, завершать, доделывать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    СТАВИТЬ ТОЧКУ - кто [на чём, в чём] Окончательно завершать что л., прекращать что л. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) непременно должны завершить начатое дело, разговор, иногда прервать какие л. отношения (Р). Обычно о деле или о проблеме, которые… …

    ставить точку над i

    СТАВИТЬ - ставлю, ставишь, несов. (к поставить). 1. кого что. Придавать кому чему н. стоячее положение, укреплять стоймя, помещать что н. куда н. так, чтоб стояло. Ставить палку в угол. Ставить столбы. Ставить цветы в вазу. Ставить книги на полку. Бутылки… … Толковый словарь Ушакова

    ставить - глаг., нсв., употр. часто Морфология: я ставлю, ты ставишь, он/она/оно ставит, мы ставим, вы ставите, они ставят, ставь, ставьте, ставил, ставила, ставило, ставили, ставящий, ставимый, ставивший, ставленный, ставя; св. поставить 1. Если вы … Толковый словарь Дмитриева

    СТАВИТЬ НА ТОЧКУ. ПОСТАВИТЬ НА ТОЧКУ. Устар. Прост. 1. кого. Заставлять кого либо поступать, вести себя надлежащим образом; приструнивать. Лохматый адвокат, милейший и понимающий парень, обещавший всех поставить на точку. Уж этот от всех… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Точку ставить рано - ТОЧКА 1, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ставить точки над i - ставить/поставить точки <точку> над «i» Окончательно все выяснить, уточнить все подробности, довести все до логического конца. Обычно с сущ. со знач. лица или предмета: профессор, докладчик, доклад, выступление… ставит точки над «i». Марья… … Учебный фразеологический словарь

    СТАВИТЬ ВСЕ ТОЧКИ НАД И - кто, что [в чём] Вносить полную ясность, разъяснять положение дел, не оставляя ничего недосказанным. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), результат работы, какое л. решение, мнение (Y) окончательно проясняет ту или иную ситуацию (Р).… … Фразеологический словарь русского языка

    Ставить/ поставить на точку - Прост. Устар. 1. кого. Заставлять кого л. поступать, вести себя надлежащим образом. 2. кого, что. Приводить кого л. или что л. в надлежащее положение, в надлежащий вид. Ф 2, 112 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Тень летучей мыши , Михаил Нестеров. Месть не имеет срока давности. Это отлично известно лидеру крупнейшего мафиозного клана Султану Узбеку. Когда-то он совершил главную ошибку жизни, не сумев устранить легендарного киллера…

Обособление (выделение запятыми) согласованных определений зависит от нескольких факторов:

а) от части речи определяемого (главного) слова;
б) от положения определения по отношению к определяемому (главному) слову - перед главным словом, после главного слова;
в) от наличия дополнительных оттенков значений у определения (обстоятельственных, пояснительных);
г) от степени распространения и способа выражения определения.

Условия обособления согласованных определений

А) Определяемое слово - местоимение

1. Определения, которые относятся к личным местоимениям (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они ), обособляются. Степень распространения определения, способ его выражения (причастие, прилагательное), положение по отношению к главному слову обычно роли не играют:

Я , наученный опытом , буду внимательнее к ней. Усталая , она замолчала, оглянулась. И, утомлённый своим счастьем , он тотчас же уснул.

2. Определения, которые относятся к отрицательным местоимениям (никто, ничто ), неопределенным местоимениям (кто-то, что-то, некто, нечто ), обычно не обособляются, так как образуют с местоимениями единое целое:

С этим романом не сравнится ничто написанное автором ранее . На лице его мелькнуло нечто похожее на улыбку .

Примечания.

1) При менее тесной связи, при наличии паузы после неопределенного местоимения определительный оборот обособляется. Например: И кто-то , вспотевший и задыхающийся , бегает из магазина в магазин (Панова).

2) Прилагательные или причастия с зависимыми словами или без них, связанные с определительным местоимением весь , не обособляются, если прилагательное или причастие выступает в роли главного слова, а местоимение весь - в роли зависимого определения. Например: Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре . (ср.: Опоздавшие на лекцию стояли в коридоре ). Если главным словом является местоимение весь , а определительный оборот поясняет или уточняет его, то такой оборот обособляется. Например: Всё , связанное с железной дорогой , до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (ср.: Всё до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий ).

Б) Определяемое слово - имя существительное

1. Распространенное определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются, если стоят после определяемого существительного. Такие определения обычно не обособляются, если стоят перед определяемым существительным.

Ср.: Поляны , усыпанные листьями , были полны солнца. - Усыпанные листьями поляны были полны солнца; Особенно понравились мне глаза , большие и грустные . - Особенно понравились мне большие и грустные глаза .

Примечания.

1) Не обособляются распространённые и однородные одиночные определения, стоящие после существительного, если существительное нуждается в определении, если без этого определения высказывание не имеет законченного смысла. В устной речи именно на эти определения падает логическое ударение, а пауза между определяемым словом и определением отсутствует. Например: Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (Пушкин). Где-то на этом свете есть жизнь чистая , изящная , поэтическая (Чехов).

2) Одиночное определение, стоящее после существительного, обычно не обособляется. Например: Человеку молодому непонятны тревоги старика . Одиночное определение может обособляться только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение (его можно заменить на придаточное предложение с союзами если, когда, потому что, хотя и др.). В устной речи обособленные одиночные определения обязательно произносятся с паузами. Например: Молодому человеку, влюблённому , невозможно не проболтаться (Тургенев). - Молодому человеку, если он влюблен , невозможно не проболтаться; Люди же, изумлённые , стали как камни (М. Горький). - Люди же стали как камни, потому что были изумлены . Однако такое выделение всегда является авторским (!).

2. Перед определяемым существительным распространённое определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются только в том случае, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (к ним можно задать вопросы почему? вопреки чему? и др.; их можно заменить на обстоятельственные придаточные предложения с союзами потому что, хотя и др.). В устной речи такие определения обязательно выделяются паузами.

Ср.: Всегда весёлые, бойкие , медсестры теперь сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани (Казаков). - Хотя медсестры всегда были весёлыми и бойкими , теперь они сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани.

Однако такое обособление обычно является факультативным, а не обязательным. И в зависимости от интонации (наличие пауз или их отсутствие) одно и то же определение в положении перед главным словом - существительным будет обособленным или необособленным.

Ср.: Раненный в голову , разведчик не мог ползти (Так как разведчик был ранен в голову , он не мог ползти - пауза после существительного в голову ). - Раненный в голову разведчик не мог ползти (пауза после существительного разведчик ).

3. Распространённые и одиночные определения обособляются, если оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находятся ли они перед главным словом или после него).

Например:

1. сердитая , угрюмая , прошлась по комнате (Чехов). Однородные одиночные определения сердитая , угрюмая относятся к существительному Каштанка и отделены от него сказуемыми потянулась, зевнула .

2. Мне навстречу, чистые и ясные , , принеслись звуки колокола (Тургенев). Определения чистые и ясные , словно умытые утренней прохладой стоят перед определяемым существительным звуки , но отделены от него другими членами предложения - сказуемым принеслись .

Обратите внимание!

1) Если обособленное определение стоит в середине предложения, то оно отделяется запятыми с двух сторон.

Поляны , усыпанные листьями , были полны солнца.

2) Определительный оборот, стоящий после сочинительного союза (и, или, а, но и др.), но не связанный с ним, отделяется запятой от союза по общему правилу.

Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая , угрюмая , прошлась по комнате.

Союз и связывает однородные сказуемые и к обособленным определениям отношения не имеет. Определения можно изъять, а союз сохранить: Каштанка потянулась, зевнула и прошлась по комнате . Поэтому запятая ставится после союза и .

Но между союзом (обычно это союз а ) и определительным оборотом запятая не ставится, если при опущении оборота требуется перестройка предложения.

Шар держится на поверхности бассейна, а погружённый в воду , быстро всплывает.

В данном случае нельзя изъять определительный оборот без союза а .

Шар держится на поверхности бассейна, а быстро всплывает.

3) Прилагательное и причастие, связанные с глаголом - сказуемым, являются не определениями, а именной частью сказуемого. Такие прилагательные, причастия не подчиняются названным выше правилам.

Ср.: До шалаша мы добежали промокшие ; Она прибежала из клуба взволнованная и радостная .