Елена размечталась того когда услыхала. Повторение. знаки препинания в сложном предложении. Самостоятельная домашняя работа

  • ДОГОВОР
  • ПОДРЯДЧИК
  • ПОСТАВЩИК

В статье рассматриваются особенности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

  • Задачи и основные принципы организации учета производства продукции (работ, услуг)
  • Бухгалтерский учет финансовых результатов сельскохозяйственных организаций

В процессе хозяйственной деятельности имеют место взаимоотношения между отдельными организациями по поводу купли-продажи товарно-материальных ценностей, основных средств, выполненных работ, услуг и др.

Большинство расчетных взаимоотношений возникают по обязательствам покупателей оплатить в установленные сроки стоимость приобретенного имущества (работ, услуг) и другой задолженности после выполнения поставщиком (подрядчиком) договорных обязательств.

В организации бухгалтерского учета большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги, что закрепляется в договоре.

Денежные расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Одним из первичных документов по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, платежных поручений, аккредитивов, расчетных чеков. В связи с этим возникает необходимость введения такого реквизита как «наименование платежного документа».

Богомолов А.М. утверждает, что счет-фактура является незаменимым документом при возникновении разногласий между поставщиком и грузополучателем, т.к. в ней содержится вся информация, как о грузополучателе, так и о грузоотправителе, дате, способе отгрузки. Часто при доставке груза предприятия пользуются услугами сторонних организаций. Поэтому в структуру счета-фактуры можно добавить информацию об организации перевозчике (ее название, адрес).

Основным документом, регулирующим отношения предприятия с покупателями и поставщиками является договор. Предприятия имеют возможности самостоятельно разрабатывать формы договоров. Как правило, это договора поставки.

По договору поставки одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Сторонами договора поставки могут быть любые физические и юридические лица.

Для учета расчетов за поступившие материалы, товары, выполненные работы и оказанные услуги предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет является активно-пассивным, но больше тяготеет к пассивному, так как имеет преимущественно кредитовое сальдо, показывающее сумму кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками в результате акцепта счета, но может иметь и дебетовое сальдо, показывающее сумму дебиторской задолженности, возникшей в результате выданного поставщикам и подрядчикам аванса.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

  • полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
  • товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
  • излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
  • полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО СХП «БИС» осуществляется на 60 счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты.

Аналитический ООО СХП «БИС» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

При журнально-ордерной форме учета учет расходов с поставщиками ведут в журнале – ордере №6. В данном журнале – ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Основанием для записей в журнале-ордере являются:

  • счета-фактуры поставщиков материальных ценностей и услуг;
  • данные из ведомости учета неотфактурованных поставок;
  • данные из ведомости учета материалов в пути;
  • данные из ведомости учета расчетов с субподрядными организациями (ф. N 5-с используется в строительстве).

Рассмотрим порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками на конкретной ситуации.

В соответствии с договором поставки от 15 апреля 2013 года, в мае 2013 года в поступил щебень фракции 20-40 мм от ОАО «Лавский карьер» на сумму 520 000 руб. Стоимость без НДС 440 678 руб. Ставка НДС 18% 79 322 руб. 13 мая 2013 года с расчетного счета была перечислена вся сумма полученных материалов.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Дебет счета 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты по договорам поставки» - 440 678 руб. – приняты к учету материалы;

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты по договорам поставки» – 79 322 – отражен НДС, выделенный счете-фактуре, выданном поставщиком;

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты по договорам поставки»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» - 520 000 руб. – перечислено с расчетного счета ОАО «Лавский карьер» за поставленные материалы.

Завершая исследование организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками внести следующие предложения:

  • при расчете с поставщиками и подрядчиками использовать аккредитивную форму расчетов, которая гарантирует немедленную оплату счетов поставщика и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины;
  • разработать и утвердить график документооборота, который упростит работу бухгалтера и будет способствовать более налажено вести учет первичных документов при расчетах;
  • усилить контроль за состоянием расчётов, создать инвентаризационную комиссию
  • в перспективе обновлять компьютерную программу, используемую при ведении бухгалтерского учёта на предприятии;
  • для уменьшения документооборота использовать универсальный передаточный документ (УПД).

Список литературы

  1. Богомолов, А.М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля на предприятии / А.М. Богомолов // Современный бухучет. – 2014. - №5. – С.20-22.
  2. Березкин, М.И. Совершенствование расчетов с поставщиками и подрядчиками. / М.И. Березкин // Научный поиск молодежи XXI века. Сборник научных статей по материалам XII Международной научной конференции студентов и магистрантов Часть 3. – 2012. – С.26-31
  3. Варламова, Т.П., Безналичный расчет и учет: учебное пособие/ Т.П. Варламова, В.А. Фофанов.– М.: Экзамен, 2010. - 315с.
  4. Гетьман, В.Г., Бухгалтерский финансовый учет: учебник / В.Г. Гетьаман, В.А.Терехова.–М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2013.- 496 с.
  5. Костюкова, Е.И. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие / Е.А. Костюкова, С.А. Тунин[и др.] – М.: КНОРУС, 2014. – 408 с.
  6. Лубяная, В.С. Дебиторская и кредиторская задолженность / В.С. Лубяная // Налоговый вестник. – 2011. - №10. - с.90-99
  7. Сотникова, Л.В. Учет расчетов / Л.В Сотникова // Бухгалтерский учет. - 2011. - №6. - С.18-23.

20. Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

1) полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

2) товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили;

3) излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

4) полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта) и др.

Расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» организации, осуществляющей при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение НИОКР и иного договора функции генерального подрядчика.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты отражаются все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету ТМЦ, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. Также записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и прочее производятся за услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне.

Независимо от оценки ТМЦ в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Если в расчетных документах были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Аналитический учет должен быть построен так, чтобы он обеспечивал возможность получения необходимых данных по:

1) акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

2) не оплаченным в срок расчетным документам;

3) авансам выданным;

4) выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

5) по просроченным оплатой векселям;

6) по полученному коммерческому кредиту и др.

Из книги Бизнес путь: Amazon.com автора Саундерс Ребекка

Отношения с поставщиками По сравнению с обычными магазинами, имеющими свою страницу в Сети, Amazon.com является «виртуальной» благодаря одному основному признаку – отсутствию складских помещений из кирпича и бетона. Когда компания только начинала работать, вопросами

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

14. Аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами Целью аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами является проверка законности возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения

Из книги Теория бухгалтерского учета: конспект лекций автора Дараева Юлия Анатольевна

3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками К поставщикам относятся предприятия, поставляющие материалы, товары, оказывающие услуги или работы, а к подрядчикам – предприятия, проводящие строительные работы. Расчеты с ними осуществляются обычно после отгрузки

Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна

41. Аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами Целью аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами является проверка законности возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения

Из книги Теория бухгалтерского учета автора Дараева Юлия Анатольевна

16. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками К поставщикам относятся предприятия, поставляющие материалы, товары, оказывающие услуги или работы, а к подрядчикам – предприятия, проводящие строительные работы.Учет расчетов ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с

Из книги Психология бизнеса: управление эмоциями автора Автор неизвестен

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСТАВЩИКАМИ Осуществляя контакты по первому из указанных направлений, т. е. взаимодействуя с внешней средой, предприниматели, как правило, стремятся, с одной стороны, сформировать положительное впечатление о своей фирме, а с другой – добиться от

Из книги Учет ценных бумаг и валютных операций автора Соснаускене Ольга Ивановна

8.1. Расчеты с иностранными поставщиками, приобретение иностранной валюты для расчетов Импортом называется ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (исключительных прав на них) на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

9.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками Поставщики и подрядчики для сельскохозяйственного предприятия – основная категория контрагентов, с которыми ведутся постоянные расчеты за поставленные материалы, ГСМ, корма, минеральные удобрения, товары и т.д.Все сделки

Из книги Практический аудит: учебное пособие автора Сиротенко Элина Анатольевна

9.2. ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ Предусматривает прежде всего изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Эти договоры должны отвечать требованиям норм Гражданского

Из книги Бухгалтерский финансовый учет автора Карташова Ирина

3.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 3.3.1. Как возникают взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками?На основании заключенных договоров расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляют:? за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

104. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками На предприятиях ведется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности; принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды, связь

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

88. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками На любом предприятиях помимо учета расчетов с покупателями ведется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности; принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая

Из книги Финансовый менеджмент – это просто [Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов] автора Герасименко Алексей

Проблемы с поставщиками При возникновении у компании финансовых проблем у нее могут возникнуть серьезные проблемы с поставщиками. Опасаясь, что им не заплатят, поставщики отказываются отгружать компании свою продукцию без предоплаты. Это приводит к тому, что у компании

Из книги Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу автора Сисодиа Раджендра

Партнерство с поставщиками Компании могут работать с поставщиками в режиме сделок или в режиме постоянных отношений. Работающие в режиме сделок каждый раз стараются добиться наиболее выгодных для себя условий, однако таким образом они отказываются от многих благ,

Из книги Азбука бухгалтерского учета автора Виноградов Алексей Юрьевич

Справедливое обращение с поставщиками Справедливость необходима при общении со всеми заинтересованными лицами, особенно поставщиками. СЕО компании W. L. Gore & Associates Терри Келли говорит: «Мы не из тех мелочных, трясущихся над каждым центом компаний, которые готовы

Из книги автора

10.2. Расчеты с поставщиками и подрядчиками Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту счета 60 учитывается долг предприятия перед поставщиками. По дебету счета 60 (в корреспонденции

Наиболее активное движение финансовых потоков организации происходит при взаиморасчетах с предприятиями-контрагентами. Скорость оборота денежных средств, существующие показатели задолженности, наличие штрафных санкций являются критериями оценки платежеспособности компании. Все указанные позиции оцениваются потенциальными партнерами перед заключением договоров.

План счетов, используемых для бухгалтерского учета

Для корректной работы бухгалтерии организаций, ведущих бухгалтерский и налоговый учет, создан единый стандартный план счетов. Все используемые отражаются на соответствующей позиции. Для повышения эффективности применения они разделены на группы по назначению. Раздел для взаимодействия с контрагентами предприятия начинается с цифры 6, расчеты с поставщиками - 60 счет, с покупателями - 62 и т. д. Описываемая группа состоит из пассивных и активно-пассивных счетов, которые отражают движение финансовых потоков по заключенным хозяйственным договорам.

Задачи, стоящие перед системой учета расчетов с контрагентами

Анализ экономической деятельности предприятия, эффективность и рентабельность его работы оценивается по многим критериям. В их число входит отслеживание финансовых потоков при расчетах с поставщиками. Бухгалтерский счет 60 позволяет получить информацию, которая дает возможность выполнять следующие задачи:

  • Контроль за состоянием сумм задолженности перед подрядными организациями и поставщиками товаров и материалов (информация актуальна как для собственников, так и для предоставления достоверной отчетности).
  • Формирование информационной базы. На основе ее происходит отслеживание скорости оборота. Применяется при формировании управленческих отчетов.
  • Контроль за соблюдением договорных обязательств, сроков, объемов поставок и оплаты по ним.
  • Составление плана платежей поставщикам при распределении финансовых ресурсов.
  • Исключение возможности нарушения законодательства и отслеживание просроченных платежей.

Счет номер 60

60 счет используется предприятиями в качестве балансового, пассивного независимо от выбранной системы учета, от организационно-правовой формы деятельности. Он предназначен для отражения информации по каждому из поставщиков и подрядных организаций. Основанием для начала учета являются:

  • заключение договора на поставку ТМЦ, основных внеоборотных активов, нематериальных активов;
  • оказание услуг различного характера (коммунальные, ремонт и содержание зданий, сооружений, машин и оборудования);
  • транспортировка грузов;
  • выполнение работ подряда и т. д.

В стандартизированном плане счетов бухгалтерского учета 60 счет называется «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Синтетический обобщенный учет ведется по всем организациям. Для аналитики создаются субсчета. В балансе счет 60 отражается в накопительном виде и показывает сумму задолженности предприятия по всем поставщикам и подрядчикам. Аналитический учет для получения достоверной и объективной информации должен вестись по отдельному контрагенту или договору.

Документооборот по 60 счету

Для формирования движения расчетов с контрагентами предприятия используется 60 счет. Движение по нему происходит за счет поступления следующих документов:


При поставках товара без документа факт поступления также отражается по регистрам. В момент предъявления товарных накладных 60 счет корректируется на разницу между учетными ценами и стоимостью товара по представленным документам.

Операции по К счета 60

Балансовый, пассивный 60 счет бухгалтерского учета показывает возникающую у предприятия сумму задолженности перед контрагентами. Сальдо на начало и конец периода, как правило, отражается по кредиту. По отдельным поставщикам сальдо может быть дебетовым в случае предоплаты согласно условиям договора. В корреспонденции с 60 счетом по кредиту дебет может быть следующих счетов:

  • 07, 08 - покупка, модернизация, оприходование внеоборотных активов;
  • 10, 15 - материалы, товары, полученные от поставщика;
  • 19 - сумма НДС, отраженная в товарно-транспортных документах;
  • 20, 23, 25, 26 - работы, выполненные сторонними организациями, отнесены на увеличение стоимости основного, вспомогательного производства, общехозяйственные или ;
  • 41 - приобретены товары;
  • 43, 44 - увеличение торговых издержек за счет оказания услуг подрядными организациями;
  • 50, 51, 52, 55 - возврат денежных наличных или безналичных средств от поставщика (излишне уплаченные суммы, внесение части аванса вследствие невозможности поставки оговоренной партии товара или ее отправки партнеру по качественным или иным причинам, расчеты по выставленным претензиям);
  • 60 - зачет ранее оплаченных в качестве аванса сумм;
  • 66 - гашение части краткосрочного займа (ссуды) за счет договора цессии;
  • 76 - сумма претензий, предъявленных покупателю;
  • 79 - головная организация оплатила поставленные филиалу или ТМЦ;
  • 91.2 - курсовая (отрицательная) разница по расчетам с использованием валюты списана как прочие расходы.

Операции по Д счета 60

По дебету счета находят отражение операции, связанные с погашением кредиторской задолженности по конкретному контрагенту. Счет 60 проводки по дебету в корреспонденции со следующими позициями:


Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги. Он осуществляется на базе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»;

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;

Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»;

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29.07.1983 № 105;

Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ 03.10.2002 г. № 2 - П;

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

Письмо Минфина РФ от 31.10.1994 г. № 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги».

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками определяет форма расчетов, которая, по мнению Тишкова Е.И., представляют собой совокупность способов и приемов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчетов и учреждениями банков форму расчетов. При выборе формы расчетов с необходимо принять во внимание все ее преимущества и недостатки. В настоящее время предприятия осуществляют свои расчеты:

Наличными денежными средствами;

Согласно Указания Банка России № 1050-У, расчеты наличными денежными средствами между организациями производятся в размере до шестидесяти тысяч рублей по одной сделке.

Платежными поручениями;

Платежное поручение действительно в течение десяти дней и принимается банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Отметим, что это самая распространенная форма расчетов, так как отличается относительно простым порядком документооборота и ускорением движения денежных средств между участниками сделки.

Платежными требованиями;

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование поставщика (подрядчика) к покупателю об уплате на основании направленных в обслуживающий банк расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Для совершения расчета получатель денежных средств выписывает платежное требование и представляет в обслуживающий банк на инкассо. Недостатками данной формы по сравнению с расчетами платежными поручениями является усложнение порядка документооборота и замедление движения денежных средств.

Аккредитивами;

Керимов В.Э. в своей работе дает наиболее краткое и понятное определение аккредитива: «Аккредитив - это специальный банковский счет, на котором резервируются средства организации для расчетов с поставщиком или подрядчиком». При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет депонированных своих средств или кредита банка оплату товарно-материальных ценностей, выполненных ра-бот, оказанных услуг на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на аккредитив. Мы согласны с Богаченко В.М., что в тех случаях, когда поставщик (подрядчик) сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчета является удобным способом разрешения конфликта. Однако, широкого распространения данная форма расчетов не получила вследствие отвлечения денежных средств организации на длительное время.

Расчетными чеками;

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Тумасян Р.З., в своей работе отмечает, что в настоящее время Банк России позволяет использовать только депонированные чеки с выдачей лимитированных чековых книжек. Расчеты чеками применяются редко, так как не имеют достаточных степеней защиты. Кроме того, к ним предъявляются очень жесткие требования по оформлению.

Банковскими корпоративными (пластиковыми) картами;

В настоящее время в России эта новая форма расчетов активно распространяется, что отмечает Бабаев Ю.А. в своей работе. Главными достоинствами данной формы расчетов являются компактность, использование пластиковых карточек за границей, система скидок при осуществлении платежей пластиковой карточкой. К недостаткам относят возможность хищения денежных средств с пластиковой карточки.

С использованием векселей;

Оплата по векселю происходит не сразу, а через определенное время, в течение которого векселедатель имеет право распоряжаться суммой денежных средств по векселю. Отсюда следует, что отсрочка платежа равнозначна выдаче краткосрочного кредита. Таким образом, вексель является не только одной из форм расчетов, но и одним из видов коммерческого кредита. Отрицательным моментом является то, что вексель - «платный» источник финансирования (предусмотрена уплата процентов по векселю).

Выбранная партнерами форма расчетов обычно фикси-руется в договорах по приобретению материальных ценно-стей, выполнению работ и услуг или их реализации. Договор должен содержать существенные условия - предмет договора, условия, предусмотренные законодательными или нормативными актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, условия, сочтенные существенными любой из сторон. Договор, не содержащий хотя бы одно существенное условие, не считается заключенным (ст. 432 ГК РФ). Кроме того, договор является основным документом, определяющим права и обязанности покупателя и поставщика (подрядчика). Кочинев Ю.Ю. в своей работе акцентирует внимание, что для формирования учетной информации особое значение имеют сведения о поставках: наименование товара, его количество, цена, формы расчетов, сроки поставки и ее оплаты, условия транспортировки, момент перехода права собственности на приобретенные товары, материалы и другое имущество от продавца к покупателю.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженно-сти перед поставщиками (подрядчиками) являются расчетные документы и документы, свидетельствующие о факте свер-шения сделки. К расчетным документам относят счета и счета-фактуры.

В счете поставщик указывает наименование товара (работы, услуги), единицы измерения, количество, цену за единицу измерения без НДС и с учетом НДС, стоимость товара (работ, услуг), включая НДС, и стоимость без НДС, а также данные, необходимые для заполнения платежного поручения: полное наименование организации, номер расчетного счета, наименование обслуживающего банка и его местонахождение, банковский идентификационных код, номер корреспондентского счета.

Особенно внимательно необходимо проверять поступающие счета-фактуры, служащие основанием для возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) из бюджета. Согласно правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, поставщик выписывает счета - фактуры по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее пяти дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации - поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость. Организация ведет учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов. Счета-фактуры регистрируют в журнале учета полученных счетов фактур, который должен быть прошнурован, а его страницы пронумерованы. Организация также ведет книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Материальные ценности, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы, считаются неотфактурованными поставками. Они принимаются на склад, согласно ПБУ 5/01, с составлением акта о приемке материалов не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику. Организация принимает меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов.

Теперь рассмотрим более подробно документы, свидетельствующие о факте свершения сделки. Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком, если он сам организует доставку товара покупателю. В случае, когда продавец отпускает товар покупателю непосредственно со своего склада, он оформляет товарную накладную по форме N ТОРГ-12, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, по которой он передает товар представителю организации-покупателя. Данная товарная накладная является основанием для оприходования этих ценностей.

Согласно ПБУ 5/01, при полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика в момент сдачи на склад экспедитором ценностей заведующий складом или кладовщик составляет приходный ордер. При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов. В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется. Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации. При приемке товаров составляется соответственно акт о приемке товаров и акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей.

Покупатель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе покупатель должен немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.

Прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств организации-получателя оформляется актами о приемке, которые утверждаются руководителем организации. К актам прилагается и техническая документация, относящаяся к данным объектам.

Отметим, что при оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товаров (работ, услуг) должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты, а именно: кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Таким образом, первичные документы являются основанием для отражения информации в учете организации о совершенных хозяйственных операциях с поставщиками и подрядчиками в результате взаимодействия контрагентов при приобретении продукции, товаров, работ, услуг, других активов. Такие операции осуществляются посредством проведения как денежных, так и неденежных расчетов. Проведение расчетных операций сопро-вождается передачей актива и сопровождающих документов, что отмечает Жадан Л.Г. в своей статье. Все операции, связанные с расчета-ми за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отра-жаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется методом начисления, то есть все операции, связанные с расчетами за приобре-тенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, должны быть отражены на счете 60, независимо от времени оплаты. Таким образом, реализуется допущение временной определен-ности фактов хозяйственной деятельности, предусмотренное ПБУ 1/98. На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются следующие расчеты:

За полученные товарно-материальные ценно-сти, принятые выполненные работы и по-требленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. п., а также по доставке или переработке матери-альных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

За товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, то есть так называемые неотфактурованные поставки;

За излишки, товарно-материальных ценно-стей, выявленные при их приемке (когда фактическое количество поступивших ценно-стей превышает количество, указанное в рас-четных документах поставщиков). Излишки, выявляемые при приемке материальных цен-ностей, должны отражаться в первичных учетных документах. А так как появление из-лишков признается отклонением от нормаль-ного режима поставки, то с точки зрения ор-ганизации и реализации внутреннего контро-ля оправдано применение специальных форм первичных учетных документов;

За полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам та-рифа (фрахта);

За все виды услуг связи;

Генерального подрядчика со своими субпод-рядчиками при выполнении договора строи-тельного подряда;

Генерального подрядчика со своими субпод-рядчиками при выполнении договора на вы-полнение научно-исследовательских, опыт-но-конструкторских и технологических работ (НИОКР).

Отметим, что приведенный перечень не является исчерпывающим, по мнению Сотниковой Л.В. Однако, он дает общую характеристику операций расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Рассмотрим учет приобретения материальных ценностей организацией. По мнению Патрова В.В. и Пятова М.Л., на бухгалтерский учет приобретения материальных ценностей влияют условия договора, заключенного между поставщиком и покупателем. К ним относится в первую очередь момент перехода права собственности на материальные ценности. В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя возникает по договору с момента передачи ценностей. Однако, участники договора могут установить отличный от общепринятого момент перехода права собственности на реализуемые ценности (п.1 ст. 223 ГК РФ). Помимо условий о переходе права собственности порядок бухгалтерского учета операций по приобретению материальных ценностей определяется условиями о цене и порядке оплаты материальных ценностей. Таким образом, порядок бухгалтерского учета приобретения материальных ценностей определяют два фактора: момент перехода права собственности на материальные ценности от продавца к покупателю и установленное договором условие оплаты материальных ценностей (последующая или предварительная оплата). Исходя из этого Патров В.В. и Пятов М.Л., выделяют четыре наиболее распространенных варианта оплаты материальных ценностей и перехода права собственности на них.

Вариант 1: поскольку по условиям договора право собственности на получаемые ценности переходит от поставщика в момент их передачи, то покупатель может принять их к учету. Причем задолженность перед поставщиком отражается в сумме цены приоб-ретения с НДС. Оприходование материальных ценностей и наличие счета-фактуры дает возможность предъявления суммы налога к вычету.

Вариант 2: особенность данного варианта - предварительная оплата материальных ценностей покупателем, не приводящая к получению им права собственности на них. Перечисление денег постав-щику приводит лишь к возникновению деби-торской задолженности, которая отражается в учете покупателя по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные». Право собственности на материальные ценности возникает у покупателя лишь после их получения от продавца. После этого материальные ценности могут быть оприходованы на баланс покупателя, а НДС по ним предъявлен к вычету.

Вариант 3: у организации-покупателя право собственности на приобретаемые материальные ценности возникает только после их оплаты. До перечисления денег поставщику поступившие материальные ценности учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». После оплаты право собственности на материальные ценности переходит к покупателю, и, следовательно, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» их следует отражать на счетах балансового учета. Только после этого согласно предписаниям ст. 171 HK РФ НДС, относящийся к оприходованным материальным ценностям, может быть предъявлен к вычету.

Вариант 4: моментом перехода права собственности на материальные ценности к покупателю является их оплата. Поэтому после перечисления денег за материальные ценности последние оприходуются на баланс организации-покупателя. При этом налог на добавленную стоимость по этим материальным ценностям согласно ст. 171 НК РФ может быть предъявлен к вычету. Бухгалтерские записи по отражению операций по приобретению материальных ценностей обобщим в таблицу 1.1.

Таблица 1.1.

Учет у организации-покупателя приобретения материальных ценностей

Корреспонденция

Вариант 1

НДС предъявлен к вычету

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца

Произведена оплата поставщику

Вариант 2

Перечислен аванс продавцу

Отражено получение права собственности на материальные ценности

Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС

Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца

Сумма аванса зачтена в качестве оплаты за материальные ценности

Сумма фактически уплаченных денежных средств

НДС предъявлен к вычету

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца

Вариант 3

Отражено поступление материальных ценностей от поставщика

Произведена оплата поставщику

Фактически перечисленная сумма денежных средств

Отражено получение права собственности на материальные ценности

Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС

Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца

Списаны с забалансового учета материальные ценности, по которым получено право собственности

Сумма, указанная в товаросопроводительных документах

НДС предъявлен к вычету

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца

Вариант 4

Перечислена оплата продавцу за материальные ценности

Сумма фактически уплаченных денежных средств

Отражено получение права собственности на материальные ценности

Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС

Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца

НДС предъявлен к вычету

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца

Для отражения на счетах бухгалтерского учета принятия выполненной работы (оказанной услуги) используются счета расходов (20, 25, 26 и др.). Задолженность организации согласно расчетным документам подрядчиков за принятые работы, услуги, отражается записью:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Обще-хозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажи»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. отмечают, что отличительной особенностью расчетов за работы и услуги является то, что не всегда стоимость оказанной услуги или выполненной работы можно сразу отнести к тому или иному виду затрат (прямые, общепроизводственные, общехозяйственные и т.п.) и распределить между потребителями внутри организации (подразделениями). Например, стоимость электроэнергии, воды, газа и др. Поэтому одновременно с регистрацией документов, подтверждающих стоимость оказанных услуг (работ), их оплату, бухгалтерия должна иметь распределительные документы внутреннего характера об объеме и стоимости полученных услуг каждым потребителем. С этой целью бухгалтерия может накапливать информацию об объеме, виде и стоимости полученных услуг каждым из них в отдельных регистрах в разрезе статей затрат (содержание зданий, сооружений, оборудования, охрана труда и т.д.).

Расчеты по претензиям к поставщикам и подрядчикам могут возникнуть, когда счет поставщика (подрядчика) был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. Учет расчетов по претензиям ведется с использованием субсчета 2 «Расчеты по претензиям», открытого к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Он предназначен для обоб-щения информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организа-циям, а также по предъявленным им, признанным и присужденным штрафам, пеням и неустойкам. В работе Макальской М.Л. бухгалтерские записи по учету претензий к поставщикам и подрядчикам обобщены в табличной форме (табл. 1.2.).

Таблица 1.2.

Учет претензий к поставщикам и подрядчикам

Корреспонденция счетов

При приемке груза обнаружена недостача товарно-материальных ценностей:

а) в пределах, предусмотренных договором

б) сверх величин, предусмотренных договором (предъявлена претензия поставщику)

Претензия погашена поставщиком

По истечении срока исковой давности сумма претензии отнесена на счет потерь от порчи ценностей

Сумма потерь от порчи ценностей признана прочим расходом

При заключении договора купли-продажи с иностранным поставщиком цена приобретаемых материальных ценностей устанавливается в условных единицах, например в иностранной валюте. Для того чтобы определить подлежащую уплате сумму (в рублях), в договоре необходимо предусмотреть курс, по которому валюта будет пересчитываться в рубли. Чаще всего в качестве такового принимается официальный курс соответствующей валюты к рублю. Хотя никто не запрещает сторонам договора устанавливать любой иной курс. Наибольшее распространение на практике получила следующая схема заключения договоров. Стоимость товаров договором определена в иностранной валюте. Оплата за эти товары производится покупателем в рублях по согласованному сторонами курсу на день оплаты. Если отгрузка товаров (работ, услуг) предшествует их оплате, либо осуществляется предварительная частичная оплата, то в этом случае возникают суммовые разницы. Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой обязательства на дату отгрузки товара и рублевой оценкой этого обязательства на дату его оплаты. Учет суммовых разниц ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (табл. 1.3.).

Таблица 1.3.

Учет суммовых разниц у организации-покупателя

Отметим, что Кондраков Н.П. предлагает учитывать суммовые разницы на 91 счете, а Бабаев Ю.А. предлагает отражать суммовые разницы следующими проводками:

Д 10 К 60 - отражена положительная суммовая разница

Д 10 К 60 (красное сторно) - отражена отрицательная курсовая разница.

Первый вариант учета суммовых разниц, на мой взгляд, более предпочтителен, так как согласно ст. 250 и ст. 265 НК РФ суммовые разницы входят в состав внереализационных доходов (расходов).

Организация в качестве отсрочки платежа за товары, работы, услуги может выдать поставщику (подрядчику) вексель. «Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете», - отмечает в своей работе Каморджанова Н.А.

Выданный собственный вексель отражается бухгалтерскими запи-сями:

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по векселям выданным».

Погашение собственного векселя, выданного поставщику (подрядчику), отражается бухгалтерскими записями:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расче-ты по векселям выданным»

Кредит счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

Причитающиеся к уплате проценты по векселю отражаются в бухгалтерском учете организации:

Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расче-ты по векселям выданным».

Хотелось бы отметить, что рассматриваемое направление учета расчетов относится к учету обязательств организации. В Гражданском кодексе РФ обязательство определяется как отношение, в силу которого должник должен совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. Согласно ст. 407- 419 ГК РФ, основаниями прекращения обязательств могут быть надлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ), зачет (ст. 410 ГК РФ), новация (ст. 414 ГК РФ), прощение долга (ст. 415 ГК РФ), ликвидация юридического лица, являющегося должником или кредитором в обязательстве, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ).

Надлежащее исполнение обязательств предполагает погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками за счет собственных средств или кредитов банка. На счетах бухгалтерского учета делается запись:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «специальные счета в банках», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований от-ражают следующей записью:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупате-лями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощеная сумма долга является прочим доходом и отражается:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

При прекращении обязательств новацией происходит замена од-ного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридическо-го лица и при списании кредиторской задолженности, по которой ис-тек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 и кредиту счета 91. Списание кредиторской задол-женности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

Параллельно с синтетическим учетом осуществляется аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Он позволяет раскрыть содержание синтетического учета и усилить контроль над этим участком учета. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленному счету, а по расчетам в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.

В соответствии с планом счетов, построение аналитического учета должно обеспечить возможность группировки и обобщения информации в разрезе акцептованных и других расчетных документов, срок оплаты которых не наступил, не оплаченных в срок расчетных документов, неотфактурованных поставок, авансов выданных, выданных векселей, срок оплаты которых не наступил, просроченных оплатой векселей, полученных коммерческих кредитов и др.

Согласно общероссийского классификатора управленческой документации, аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками организуется в следующих карточках и ведомостях:

Карточка аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами (типовая форма № РТ-12);

Ведомость № 5 (типовая форма № В-5), применяемая в аналитическом учете расчетов с поставщиками и подрядчиками в порядке плановых платежей;

Ведомость № 6-с (типовая форма № В-6-с), применяемая в аналитическом учете по неотфактурованным поставкам;

Ведомость аналитического учета по предприятию в целом по счету 60;

Ведомость аналитического учета в разрезе структурных подразделений по счету 60.

Кроме того, организация может самостоятельно разрабатывать регистры аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, либо использовать регистры аналитического учета, создаваемые с помощью бухгалтерской программы. Данные аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны обеспечивать получение необходимых данных для составления бухгалтерской отчетности.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить следующее. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками рассмотрен во многих учебных пособиях и статьях по бухгалтерскому учету, однако, в данных работах не уделяется внимание аффилированным поставщикам и подрядчикам. В работе Бурлаковой О.В. поднята проблема учета внутрикорпоративных расчетов с аффилированными поставщиками и подрядчиками. По мнению Бурлаковой О.В., в действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета необходимо добавить отдельный синтетиче-ский счет для учета расчетов основного общества с дочерними и зависимыми обществами, а также расчетов между дочерними и зависимыми обществами. В частности, автор предлагает ввести в план счет 61 «Расчеты с аффилированными поставщиками и подрядчиками». К данному счету следует также предусмотреть открытие субсчетов - расчеты с материнским обществом, расчеты с дочерними обществами, расчеты с дочерним обществом материнского общества (имеются в виду расчеты между дочерними обществами), расчеты с зависимыми обществами, расчеты с прочими аффилированными лицами, расчеты по претензиям к аффилированным обществам. Раскрытие информации об аффилированных поставщиках и подрядчиках посредством счета 61 позволит сформировать прозрачную, полную и достоверную картину финансового положения и финансовых результатов деятельности организаций-участниц корпоративной структуры.

При реализации любого проекта, имеющего отношение к строительству, возникает необходимость привлечения сторонних организаций, которые могут поставлять какие-либо товары или услуги или выполнять определенный перечень работ. Соответственно, между этими фирмами возникают долговые обязательства. Поэтому крайне важен точный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Общие понятия учета расчетов

Каждая компания в процессе хозяйственной деятельности осуществляет большое количество операций внутреннего и внешнего характера, вступая во взаимодействие с государственными органами, предприятиями и частными лицами. Основная цель этих операций – получение определенных товаров или услуг, а также их своевременная и в полном объеме оплата.

Движение ресурсов при реализации инициативы, особенно во время строительства, происходит постоянно и из разных источников. Поставляющие необходимые материальные ценности агенты – это оптовые торговые компании или же непосредственно заводы-изготовители нужной продукции. Приобретается сырье, стройматериалы, запасные части, топливо, конструкции. Кроме того, в соответствии с договорами на площадку подаются энергетические ресурсы – вода, электроэнергия, газ, пар. От подрядчиков требуется выполнять общестроительные и специализированные работы по возведению сооружений и зданий, ремонту (текущему и капитальному) основных средств.

Проведение своевременного и полного расчета обеспечивает договорную дисциплину, контроль над задолженностями, ускорение оборачиваемости средств и общее финансовое здоровье компании. Учитывая важность взаимного исполнения взятых на себя обязательств, периодически проводятся аудиторские проверки целесообразности, достоверности и законности платежей, а также их учет. Аудитор проверяет такие направления:

  • соответствие правилам и стандартам платежной дисциплины, обоснованность тарифов и цен, примененных для расчета;
  • юридическую обоснованность и реальность сумм задолженности;
  • правильность оформления и своевременность выставления претензий к дебиторам (арбитраж, судебные иски), сопровождение этих дел и взыскание сумм зафиксированного ущерба.

Основой взаимоотношений между контрагентами выступает договор, в котором указаны основные параметры сделки: вид работ, услуг или товаров, сроки отгрузки, условия транспортировки и поставки, порядок оплаты, право перехода собственности. Все сделки в зависимости от их сущности и предмета соглашения подразделяются на 2 обширные группы:

  • Приобретение имущественных прав и товаров. Основными здесь являются договора поставки, купли-продажи, мены, энергоснабжения.
  • Приобретение услуг. Чаще всего встречаются сделки на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), возмездное оказание отдельных услуг или подряда.

При сотрудничестве с иностранными организациями, расчет проводится по международным Унифицированным правилам по инкассо (редакция 1978 года) и документарным активам (редакция 1983 года), обобщенным Международной торговой палатой.

Виды и сущность расчетных операций

Деятельность любого предприятия предполагает наличие широких хозяйственных связей с различными субъектами: покупателями, предприятиями, предоставляющими услуги или товары, налоговыми органами и фондами социального страхования. Все расчеты осуществляются в денежном виде, в основном в безналичной форме, путем переводы (перечисления) денег на счет получателя. Посредником при этом выступает выбранный для кредитно-расчетного обслуживания банк. Наличные средства в наше время используются все реже, в основном для оплаты работ физическим лицам, а также при розничной или мелкооптовой торговле.

В зависимости от движения ресурсов может возникать дебиторская и кредиторская задолженность, т.е., говоря бухгалтерскими терминами, активно-пассивное сальдо. Кредитовое сальдо характеризует долги предприятия перед партнерами, а дебетовое – задолженность предприятию. Это зависит от того, как предпочитает работать конкретная компания: по предоплате или с отсрочкой платежа. Наличие неоплаченных счетов заметно влияет на основные финансовые показатели, размер прибыли за конкретный период времени, наличие и объем оборотных средств.

Сейчас фирма-заказчик сама принимает решение, в какой форме платить поставщику или подрядчику . Оплата проводится в зависимости от договоренностей, после выполнения работ или отгрузки материально-товарных ценностей или же одновременно с ними. Дебиторская задолженность между контрагентами возникает, когда момент оплаты и перехода прав собственности на услуги, работы или товары не совпадают во времени. Если говорить кратко, то дебиторская задолженность – это неотъемлемая часть оборотного капитала, общая сумма всех долгов партнеров перед фирмой. Фактически это временно изъятые из оборота финансы.

Наличие дебиторской задолженности – это естественное состояние, если оно неоправданно не затягивается, то открывает окно возможностей для обеих сторон:

  • должник в течение некоторого времени может пользоваться дополнительными бесплатными оборотными средствами;
  • кредитор, немного подождав с получением денег, получает возможность сбыть свою продукцию или услугу.

По срокам погашения и связям с производственным циклом выделяют такие виды задолженности:

  • Текущая. Она возникает в нормальном операционном цикле и погашается в течение 12 месяцев с момента составления баланса. Сюда же относят и более чем годовую задолженность, если она не противоречит нормальному операционному циклу предприятия. Она может быть связана с реализацией продукции или выданными авансами, внутренними расчетами, начисленными доходами, бюджетными обязательствами.
  • Долгосрочная. Длится более года и не вытекает из нормального цикла работы, бывает нормальная (срок ее оплаты еще не наступил), просроченная и безнадежная. Обычно она представлена переданным в аренду имуществом и долгосрочными векселями.

Кредиторская задолженность формируется, когда предприятие получило материальные ценности или услуги от другого юридического или физического лица, но еще не осуществило оплату. Сюда же можно отнести и сумму удержанных, но еще не перечисленных налогов, а также банковские кредиты. Кроме того, "кредиторка" может сформироваться по таким обязательствам:

  • оплата коммерческих векселей;
  • передача имущества, выплата денег или выполнение работ зависимым или дочерним обществам;
  • проведение работ в счет предоплаты или перечисленного аванса;
  • оплата труда персоналу в соответствии с индивидуальным или коллективным трудовым договором;
  • уплата взносов в социальные фонды и налогов;
  • обязательства перед другими кредиторами.

Помимо выплат в денежной форме, к долговым обязательствам можно отнести страхование (личное и имущественное), депонированные суммы, претензии, дивиденды и другие виды доходов. Расчеты между взаимосвязанными предприятиями учитываются отдельно, по ним составляется сводная отчетность (бухгалтерская).

Законодательная и нормативная база регулирования учета

Бухгалтерский учет в РФ соответствует международным стандартам и ориентируется на реалии рыночной экономики. Его регламентирующие и регулирующие документы можно разделить на 4 уровня:

  • Законодательный (законы, указы Президента, постановления Правительства). Основными являются Гражданский и Налоговый кодексы (их I и II части) и Федеральный закон № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
  • Нормативный. Положение № 34н по бухучету и бухгалтерской отчетности и Стандарты бухучета.
  • Методический (письма, инструкции, методические указания). Сюда можно отнести План счетов, рекомендации относительно инвентаризации финансовых обязательств и имущества, а также по применению формы счетоводства (журнально-ордерной).
  • Инициативный. Положение об оплате труда, график документооборота, приказ относительно учетной политики и т.д.

Благодаря такой многоуровневости, в компании может быть организована гибкая и современная система отчетности и бухучета. Утвержденные внутрифирменные стандарты базируются на вышеуказанной нормативно-правовой базе, отечественных и международных стандартах. Также в них должны быть включены четко прописанные процедуры относительно проведения аудита.

Учет и инвентаризация расчетов с подрядчиками и поставщиками

Всеми организациями и предприятиями регулярно проводятся финансовые расчеты с бизнес партнерами по проведенным нетоварным (образовательные и научно-исследовательские услуги, квартирная плата) и товарным (купля-продажа) операциям. Основанием для проведения оплаты в соответствии с заключенными ранее договорами являются:

  • принятые материальные ценности, потребленные услуги и выполненные работы, по которым документы акцептованы и будут оплачиваться через банк;
  • плановые платежи;
  • неотфактурованные поставки, т.е. услуги, работы и материальные ценности, документы на которые исполнителями не были предоставлены;
  • выявленные во время приемки излишки товаров;
  • полученные услуги связи, а также услуги по транспортным перевозкам, в их числе перебор и недобор тарифа или фрахта.

Все расчеты за товарные операции, независимо от времени совершения оплаты, находят свое отражение на балансовом счете 60, который носит название "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", здесь же учитывают и выданные предприятием авансы. Нетоварные фиксируются на счете 76 с общим названием "Расчеты с разными кредиторами и дебиторами".

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в соответствии с Инструкцией относительно применения Плана счетов, ведется на счете 60 по каждому предъявленному счету, а если речь идет о плановых платежах – то отдельно по каждому подрядчику и поставщику. Структура такого учета должна предусматривать возможность получения требуемых данных в разрезе по каждому контрагенту относительно таких показателей:

  • акцептованные и другие документы для расчета, срок оплаты по которым еще не наступил;
  • не оплаченные вовремя документы;
  • выданные авансы;
  • неотфактурованные поставки;
  • непросроченные выданные векселя;
  • просроченные векселя;
  • взятые компанией коммерческие кредиты.

На 60 счете может быть, в случае необходимости, открыты дополнительные субсчета, например, по выданным авансам или векселям. В учетной политике предприятия должны быть зафиксированы точные названия подобных субсчетов и их количество.

Если у предприятия возникает долг перед партнерами за работы или товары, то он отображается по кредиту, если же обязательства исполнены – то по дебету. Все операции фиксируются на счете на основании оправдательных первичных документов, которые должны быть оформлены надлежащим образом. Кредиторская задолженность основывается на поданных поставщиком расчетных документах (счета-фактуры) или бумагах, подтверждающих факт свершения оговоренной сделки (приходные ордера, акты о выполненных работах, товарно-транспортные накладные, акты приемки, кассовые чеки).

Если конкретизировать некоторые моменты, то бухгалтерские записи в разных случаях совершаются по-разному:

  • при получении товаров и материальных ценностей – дебет 08, 10, 41 ("Внеоборотные активы", "Материалы" и "Товары" соответственно) кредит 60;
  • при принятии услуги или работы долг перед подрядчиком записывается так – дебет 20, 25, 26, 44 ("Основное производство", "Общехозяйственные расходы", "Расходы на продажу") кредит 60;
  • при выставлении счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость – дебет 19 ("НДС по приобретенным ценностям") кредит 60;
  • при списании потерь, допущенных в пределах установленных норм – дебет 94 ("Потери и недостачи от порчи ценностей") кредит 60;
  • при принятии документов по оплате услуг или работ, которые будут проведены в следующие расчетные периоды – дебет 97 ("Расходы будущих периодов") кредит 60.

Если речь идет об импорте, то открывается соответствующий субсчет, куда вносятся суммы по предоставленным документам иностранного продавца в той валюте, к которой был заключен контракт. Возникающая между днями акцепта и оплаты курсовая разница списывается на 91 счет.

Инвентаризация расчетов – с это проверка обоснованности сумм финансовых средств, которые числятся на бухгалтерских счетах. Она регулируется Положением, утвержденным приказом Министерства финансов №34н от 29 июля 1998 года и Методическими указаниями (приказ Минфина №49 от 13 июня 1995 года). По работе с поставщиками, а также подрядными организациями проверяется счет 60, а при наличии задолженности и счет 76.

Целями инвентаризации являются:

  • полнота отражения обязательств в бухучете;
  • проверка обязательств и имущества по факту;
  • сверка данных бухгалтерского учета и наличного имущества.

Руководитель компании определяет сроки, когда проводится инвентаризация, проверка расчетов с дебиторами и кредиторами организовывается не реже одного раза в полгода. Распоряжением или приказом руководителя создается инвентаризационная комиссия, действующая постоянно. В ее состав, как правило, входят заместитель руководителя или сам руководитель, начальники подразделений и главный бухгалтер, могут также привлекаться и другие специалисты. Чтобы выводы комиссии не были опротестованы, при проверке должны присутствовать все ее члены.

Инвентаризационная комиссия в период времени, ограниченный приказом, проводит документальную проверку и устанавливает:

  • правильность проведения расчетов;
  • обоснованность и верность числящейся задолженности;
  • правильность сумм кредиторской, дебиторской и депонентской задолженности, в т.ч. с истекшими сроками исковой давности.

Результаты инвентаризации фиксируются в соответствующем Акте по форме ИНВ-17, который составляется минимум в двух экземплярах.

Оформление неотфактурованных ценностей

Более детально следует остановиться на неотфактурованных ценностях. Законодательством предусмотрен механизм, при котором продавец вместе с вещью должен передавать на нее соответствующие документы. В 456 статье Гражданского кодекса прописано, что обязательно вместе с поставкой должны быть в наличии сертификат качества, технический паспорт, инструкция по эксплуатации и пр. Другими нормативными актами предусматривается передача расчетных документов с указанием цены и количества передаваемых вещей. Однако на практике так бывает далеко не всегда, и товар привозится без документации на него. Подобные поставки по нормам бухгалтерского учета признаются неотфактурованными. Наиболее часто это касается поступления товаров, сырья, материалов, тары, запасных частей.

Чтобы оформить все правильно, бухгалтер обязан уточнить, перешло ли к его предприятию право собственности на эти ценности. Если перешло, то ТМЦ считаются собственными, они признаются неотфактурованными поставками и в зависимости от типа учитываются как материально-производственные запасы.

Если твердой уверенности в переходе права нет, то ценности следует ставить на забалансовый учет (счет 002) на ответственное хранение до выяснения всех обстоятельств. При этом очень важно оценить приблизительную стоимость чужого имущества. Это необходимо для того, чтобы взыскать его стоимость при возможной утрате с материально ответственных работников и возместить владельцу. Как правило, учет производится, исходя из стоимости предыдущих подобных поставок, с включением в нее НДС.

Если же договор поставки отсутствует, и право собственности подтвердить нет возможности, то в таком случае с ситуацией должна разбираться юридическая служба компании, которая дает заключение, как оформлять данные ТМЦ – как поступившие на хранение или собственные. Если в соглашении не указаны иные условия, то по умолчанию право собственности от продавца переходит к покупателю при совершении отгрузки товара. Следовательно, на баланс можно принять неотфактурованные ценности:

  • с перешедшим в момент отгрузки правом собственности;
  • с переходом права собственности после оплаты ТМЦ, принятых ранее на хранение, или после проведения предоплаты;
  • с соблюдением отдельно оговоренных условий, предусмотренных соглашением.

При этом отсутствие или наличие счета-фактуры особого значения не имеет, поскольку речь идет именно о товаросопроводительных бумагах. На склад товары принимаются после составления специально собранной комиссией актов о приемке материалов по утвержденной Госкомстатом форме М-7, один экземпляр которой отправляется претенциозным письмом поставщику, а второй используется бухгалтерией для оприходования ценностей по форме ТОРГ-4. Второй акт составляется в трех экземплярах – для бухгалтерии, для поставщика и для лица, ответственного за МТЦ.

Особенности бухучета расчетов с партнерами по поставкам

Экономические связи с продавцами и подрядными фирмами могут быть косвенными и прямыми, краткосрочными и долгосрочными. Они имеют несколько форм:

  • прямые договора;
  • через посреднические и оптовые фирмы;
  • централизованные закупки специализированными организациями, отвечающими за обеспечение материально-техническими ресурсами.

Прямые связи – это непосредственные отношения между изготовителями продукции и ее поставщиками, при опосредованных наличествует минимум один посредник (брокер, дистрибьютор, агент). Прямые связи экономичнее при значительных объемах закупаемых материалов, поскольку позволяют обеспечить стабильные и регулярные поставки, сокращают документооборот и издержки. Косвенные связи влекут за собой дополнительные расходы, но целесообразны, когда количество требуемых предметов или сырья невелико и не достигает объемов поставок транзитной формы.

Снабжение может быть транзитной и складской формы. Обоснованность применения каждой из них нужно просчитывать экономически в каждом отдельном случае:

  • При транзитной форме ресурсы перемещаются к потребителю без использования посреднических промежуточных складов и баз, что позволяет экономить на заготовительных и транспортных расходах, поскольку вагоны и автомобили имеют полную загрузку. Однако транзитные нормы отпуска серьезно ограничивают ее применение, поскольку получателю приходится складировать больше продукции, чем необходимо, а, следовательно, дополнительно тратиться.
  • При складской форме продукция может завозиться с баз посредников часто и партиями небольших размеров, что позволяет получателю не накапливать запасы. С другой стороны, к увеличению расходов ведет необходимость оплачивать услуги посредников по хранению, переработке и транспортировке ресурсов с их складов.

Все операции, связанные со снабжением предприятия различными ресурсами, ведутся через счет 60, который кредитуется в соответствии с расчетными документами отправителя. Если выставленный счет был предварительно оплачен до завоза груза, а при поступлении была обнаружена недостача МТЦ, несоответствие обусловленных контрактом цен или просто ошибки в подсчетах, то 60 счет на эту сумму кредитуется соотносительно с субсчетом по претензиям счета 76.

76 счет нужен для обобщения данных по дебиторским и кредиторским операциям такого свойства:

  • Претензии к транспортным фирмам, подрядчикам и поставщикам по несоответствию тарифов и цен, арифметическим ошибкам, качеству выполненных работ и браку, недостаче груза и простоям. Сюда же входят неустойки, пени и штрафы.
  • Личное или имущественное страхование (кроме обязательного медицинского и социального страхования), в его дебет списываются все потери при порче или уничтожении готовых изделий или производственных запасов.
  • Удержания из зарплаты сотрудников по постановлениям судов и исполнительным листам в пользу сторонних юридических и физических лиц.
  • Определение положенных к выплате компании дивидендов, убытков и прибылей.
  • Расчет с сотрудниками по не выплаченным из-за неявки получателя, но начисленным суммам (депонированные суммы).

На этом же 76 счете, но обособленно, ведется учет расчетов с партнерами в группе взаимосвязанных компаний.

Для облегчения проведения всех процедур и сокращения кадров наиболее оптимальный вариант – автоматизированный бухучет, типа 1С или "Инфо-бухгалтер". Он позволяет постоянно видеть размеры текущей задолженности, а все бухгалтерские проводки заложены в компьютерные программы. Существуют мини-бухгалтерия, интегрированная и комплексная системы, а также сетевая версия бухучета, которые различаются сложностью и перечнем функций. Они могут применяться в фирмах с различной численностью сотрудников и объемами проводимых средств.