Как принять решение менять работу или нет. Хочу сменить работу, но не решаюсь, как быть? Стоит ли менять работу в кризис

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту - это система критериев, на основе которых оценивается оснащенность, удобство эксплуатации и соответствие санитарным нормам рабочего места у персонального компьютера. Все эти критерии формулируются различными учреждениями и структурами и впоследствии формируются в единые СанПиН.

Характеристики рабочего места

Для понимания механизмов, с помощью которых регулируют порядок организации рабочих мест в области охраны, безопасности труда и экологии, необходимо четко ориентироваться в понятийном аппарате. Наиболее употребляемыми в данной сфере являются термины:

  • Рабочая зона - зона высотой до 2 м над территорией, где выполняются рабочие функции.
  • Рабочее место - ограниченная область, в пределах которой сотрудник пребывает от 2 часов до половины времени в течение рабочего дня. Возможно, что в процессе выполнения своих функций работник постоянно перемещается между различными областями на территории предприятия, в этом случае в качестве рабочего места будут выступать все точки маршрута его постоянных передвижений.
  • Ионизация атмосферы - присутствие в окружающем воздухе микрочастиц с электрическим зарядом. В природной среде процесс их возникновения носит естественный характер. Человеку необходимо наличие определенного количества ионов в атмосфере. При их недостатке происходит падение работоспособности, невозможность выполнения поставленных задач с необходимым уровнем напряжения и сосредоточенности. Количество ионов в воздухе оценивается по отношению к куб. см его объема.

В атмосфере находится огромное количество микроэлементов. Для оценки их наличия применяются специализированные приборы, выявляющие их удельный вес в воздухе. Например, для зданий, где расположены офисы, особенно важным станет определение содержания кислорода и сопутствующих соединений, так как именно достаточность кислорода будет влиять на интенсивность функционирования сотрудников.

  • Освещенность - берет свое начало из терминологии по физике, означает количество светового излучения на единицу площади. Вычисляется по формуле:

E - уровень освещенности (единица измерения - люкс (лк));

F - объем светового потока в люменах (лм);

S - площадь освещаемой территории в кв. м.

Однако нужно иметь в виду, что пересчет потока света в люменах - довольно сложная задача, которую под силу выполнить только очень высококвалифицированному специалисту. Для упрощения процесса нормативное излучение приводится на лампе, на основе этих данных и специализированных таблиц любой человек может провести соответствующий расчет. В частности, в маркировке электрических ламп в 75 Вт указан поток 935 Лм.

Кроме того, излучение достигает поверхностей не по прямой, а, как правило, со значительным отклонением от нее. При этом интенсивность света существенно снижается. Для учета данного фактора в расчет необходимо ввести соответствующий корректирующий коэффициент:

E = (F / S) × Кп,

где Кп - поправочный коэффициент. Чтобы применить его, необходимо обратиться к специальным таблицам. В то же время для подтверждения достаточной освещенности производственных помещений, лучше привлечь подготовленного специалиста. В случае проведения ремонта или перепланировки в небольшом офисе достаточно будет применить коэффициент 0,5: в помещениях данного класса до соответствующих плоскостей доходит не более 50% излучения.

  • Индекс естественного освещения используется для характеристики объема естественного света, проникающего в помещение через окна. Определяется так:

КЕО = E M / E N ,

КЕО - коэффициент естественной освещенности;

E M - степень освещенности внутреннего пространства в определенной точке M;

E N - cтепень освещенности за окнами помещения.

  • Яркость представляет собой соотношение силы света к площади, его излучающей.
  • Шум - неупорядоченная комбинация звуковых колебаний с различными параметрами. Наибольший негативный эффект на организм производят повторяемость и интенсивность звука.

Повторяемость (частота) - число колебаний звуковой волны в единицу времени. Звук - не что иное, как вибрации воздуха. При этом в течение 1 секунды может осуществляться разное их количество. В качестве единицы изменения данной величины применяется 1 герц, равный 1 колебанию за 1 сек.

Интенсивность - сила звука, которая передается звуковыми колебаниями. Она измеряется в децибелах.

  • Микроклимат - отражает сводную экологическую характеристику внутри помещения для работы.
  • Диффузно-отражающие материалы включают объекты, поверхность которых не отражает свет.
  • СанПиН - санитарные правила и нормы. В большинстве случаев они вбирают в себя положения нескольких нормативных актов и положений. В качестве примера можно привести СанПиН 2.2.2/2.4, определяющие условия работы с ПЭВМ. Они синтезировали в себе содержание закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

Критерии для оценки пригодности мест и помещений для работы

Достаточным для выполнения функций одного сотрудника считаются следующие нормативы площади:

  • не менее 6 кв. м для места с ПК;
  • не менее 20 куб. м пространства вокруг рабочего места.

В кабинете в обязательном порядке должны быть окна для обеспечения наличия как природного, так и искусственного освещения. Помимо этого, он должен быть оборудован системой отопления и вентиляции. Отделка осуществляется с обязательным использованием не отражающих свет материалов. Половое покрытие обустраивается ровным, из материалов, препятствующих накоплению пыли, и легко моющимся. Также необходимо наличие в кабинете огнетушителя и медикаментов.

Таковы наиболее общие требования к рабочим помещениям и рабочим местам в компании.

Ограничения температуры, влажности и наличия в воздухе вредных примесей

Экологические и климатические требования сформулированы в СанПиН 2.2.4.548-96, гигиеническими нормативами ГН 2.2.5.686-98 и ГОСТ 12.1.005-76:

  • Поддержание в помещениях температуры не ниже +22…+24 °C зимой и +20…+25 °C летом.
  • Допустимая влажность воздуха - 40–60%.
  • Обязательная циркуляция воздуха со скоростью 0,1 м/с.
  • Допустимая пропорция ионизации воздуха: от 400 до 50 000 ионов в 1 см 3 , имеющих положительный заряд, и от 600 до 50 000 ионов в 1 см 3 , имеющих отрицательный заряд.
  • Предельно допустимая концентрация вредных примесей различна для отдельных типов веществ. Действующий норматив создан с расчетом на то, что их наличие в воздухе не окажет негативного влияния на сотрудника в течение недели непрерывного воздействия. Изменение концентрации должно подвергаться постоянному мониторингу. Если в окружающей среде обнаружено несколько разновидностей опасных примесей, то определяется их общая допустимая концентрация:

К1/ПК1 + К2/ПК2 + К3/ПК3 + … ≤ 1;

К1, К2, К3 - степень концентрации того или иного вещества;

ПК1, ПК2, ПК3 - максимально допустимая концентрация данной примеси.

Необходимый уровень освещения на рабочем месте

На текущий момент, действуют следующие требования к освещению рабочего места :

  1. Для естественного света предусмотрено, что он может быть равен или превышать значение:
    • 1,2 КЕО - для мест с постоянным снежным покровом;
    • 1,5 КЕО - для прочих областей.

При этом свет должен попадать на рабочее место с левой стороны.

  1. Для света искусственного происхождения предусматривается:
    • его применение для освещения всего помещения;
    • однородность (без прерываний и перепадов яркости);
    • отсутствие отблесков от различных типов поверхностей (мониторов, столов);
    • значение не менее 300 лк в промышленных зданиях;
    • увеличение значения до 500 лк в местах работы с деловыми бумагами и техническими документами.

Значение яркости освещения допускается:

  • для светящихся поверхностей - 200 кд / кв. м,
  • для отблесков на экране монитора - до 40 кд / кв. м.
  1. В качестве источника света для кабинетов с компьютерами применяются люминесцентные потолочные общественные светильники. В качестве дополнительных источников возможны лампы накаливания с отражателем.

Параметры шума, которым должно соответствовать место для работы

Для мест, где осуществляется работа на компьютере, максимально допустимый уровень звука на частотах, воспринимаемых человеком, не должен превышать 50 дБА. Чтобы выполнить это требование, надо:

  • следовать нормативам в части территориального размещения зон работы;
  • применять специализированные материалы в процессе отделки кабинетов;
  • осуществлять дополнительные меры по обеспечению шумопоглощения.

Условия организации рабочего места

При формировании рабочих мест с ЭВМ должны учитываться следующие параметры:

  • между боковыми сторонами мониторов должно быть не менее 1,2 м;
  • между задней частью одного монитора и лицевой частью другого должно быть не менее 2 м;
  • каждое место оборудуется настраиваемой по высоте до 150 мм полкой для ног размером 300 на 400 мм.

Для стола как элемента оснащения рабочего места также есть определенные требования:

  • ширина столешницы от 600 мм, длина - от 1 200 мм, расстояние от пола до столешницы - от 680 до 800 мм;
  • поверхность стола не должна формировать отблесков;
  • наличие достаточного свободного места для ног;
  • наличие места для клавиатуры.

Для кресла или стула также есть ряд критериев отбора:

  • создание и поддержание оптимальной рабочей позы;
  • размер сиденья не менее чем 400 на 400 мм;
  • возможность настройки высоты от 440 до 550 мм;
  • спинка размером не менее чем 300 на 380 мм;
  • наличие подлокотников соответствующего размера;
  • неэлектризующаяся и нескользкая верхняя часть сиденья и спинки.

Оценка рабочего места с позиции сохранения здоровья

В связи с тем, что рабочий процесс оказывает влияние на здоровье работающего, необходим строгий контроль за состоянием рабочего места. В целях обеспечения указанного контроля предусматриваются:

  • определение периодов работы и нерабочего времени;
  • осуществление процедур, связанных с оздоровлением и профилактикой;
  • определение механизма прохождения медицинских осмотров;
  • проверка соблюдения условий для работы с ПК отдельными категориями сотрудников.

Соблюдение условий обеспечения пожарной охраны и электробезопасности

В целях обеспечения электробезопасности для каждого рабочего места устанавливаются специализированные правила работы с оборудованием, с которыми сотрудник в обязательном порядке должен быть ознакомлен под расписку.

Пожарная безопасность также требует реализации целого комплекса мероприятий по ознакомлению работников с элементарными правилами. Здесь необходимо обеспечить рабочие места средствами пожаротушения и наметить маршруты эвакуации на случай чрезвычайных обстоятельств.

Соответствие мест санитарно-гигиеническим критериям

Все санитарно-гигиенические требования к рабочему месту соблюдаются через применение описанных выше в тексте процедур. В качестве примера можно привести такие моменты:

  • в большинстве требований к материалам для ремонта помещений указывается возможность их легкой чистки;
  • планировка рабочих мест предполагает минимизацию скорости распространения инфекции и обеспечение соблюдения параметров эвакуации сотрудников.

Условия организации производственных площадок

В целях исполнения требований к производственным помещениям и рабочим местам в области безопасности нужно руководствоваться не только СанПинами, но и строительными нормами и стандартами (СНиПами). Как правило, их нормы частично дублируются, однако имеются и отличия, которые обязательно нужно учитывать.

Соблюдение условий охраны труда и техники безопасности требует проведения на регулярной основе целого комплекса мероприятий как предупредительного, так и контрольного характера. В соответствии с требованиями законодательства для этого в компании должно быть специально обученное ответственное лицо либо отдельный специалист, в ведении которого находятся только данные вопросы.

Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест за мониторами для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается.

Площадь на одно с компьютером для взрослых пользователей должна составлять не менее 6 м 2 , а объем не менее -20 м 3 .

Помещения с компьютерами должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией.

Для внутренней отделки интерьера помещений с компьютерами должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка — 0,7-0,8; для стен — 0,5-0,6; для пола — 0,3-0,5.

Поверхность пола в помещениях эксплуатации компьютеров должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

В помещении должны находиться аптечка первой медицинской помощи, углекислотный огнетушитель для тушения пожара.

Требования к микроклимату, ионному составу и концентрации вредных химических веществ в воздухе помещений

На рабочих местах пользователей персональных компьютеров должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата в соответствии с СанПин 2.2.4.548-96. Согласно этому документу для категории тяжести работ 1а температура воздуха должна быть в холодный период года не более 22-24 о С, в теплый период года 20-25 о С. Относительная влажность должна составлять 40-60%, скорость движения возду-

ха — 0,1 м/с. Для поддержания оптимальных значений микроклимата используется система отопления и кондиционирования воздуха. Для повышения влажности воздуха в помещении следует применять увлажнители воздуха с дистиллированной или кипяченой питьевой водой.

Ионный состав воздуха должен содержать следующее количество отрицательных и положительных аэройонов; минимально необходимый уровень 600 и 400 ионов в 1 см 3 воздуха; оптимальный уровень 3 000-5 000 и 1 500-3 000 ионов в 1 см 3 воздуха; максимально допустимый — 50 000 ионов в 1 см 3 воздуха. Для поддержания оптимального ионного состава воздуха, обеспыливания и обеззараживания воздуха в помещении рекомендуется применять аппараты завода «Диод» серии «Эллион».

Требования к освещению помещений и рабочих мест

В компьютерных залах должно быть естественное и искусственное освещение. Естественное освещение обеспечивается через оконные проемы с коэффициентом естественного освещения КЕО не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5% на остальной территории. Световой поток из оконного проема должен падать на рабочее место оператора с левой стороны.

Искусственное освещение в помещениях эксплуатации компьютеров должно осуществляться системой общего равномерного освещения.

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения документа должна быть 300-500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк. Прямую блескость от источников освещения следует ограничить. Яркость светящихся поверхностей (окна, светильники), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м 2 .

Отраженная блескость на рабочих поверхностях ограничивается за счет правильного выбора светильника и расположения рабочих мест по отношению к естественному источнику света. Яркость бликов на экране монитора не должна превышать 40 кд/м 2 . Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в помещениях должен быть не более 20, показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях не более 40. Соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1 — 5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования 10:1.

Для искусственного освещения помещений с персональными компьютерами следует применять светильники типа ЛПО36 с зеркализованными решетками, укомплектованные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами. Допускается применять светильники прямого света, преимущественно отраженного света типа ЛПО13, ЛПО5, ЛСО4, ЛПО34, ЛПО31 с люминисцентными лампами типа ЛБ. Допускается применение светильников местного освещения с лампами накаливания. Светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий сбоку от рабочих мест параллельно линии зрения пользователя при разном расположении компьютеров. При периметральном расположении — линии светильников должны располагаться локализованно над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору. Защитный угол светильников должен быть не менее 40 градусов. Светильники местного освещения должны иметь непросвечивающийся отражатель с защитным углом не менее 40 градусов.

Для обеспечения нормативных значений освещенности в помещениях следует проводить чистку стекол оконных проемов и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

Требования к шуму и вибрации в помещениях

На рабочих местах пользователей персональных компьютеров не должны превышать значений, установленных СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 и составляют не более 50 дБА. На рабочих местах в помещениях для размещения шумных агрегатов уровень шума не должен превышать 75 дБА, а уровень вибрации в помещениях допустимых значений по СН 2.2.4/2.1.8.566-96 категория 3, тип «в».

Снизить уровень шума в помещениях можно использованием звукопоглощающих материалов с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63-8000 Гц для отделки стен и потолка помещений. Дополнительный звукопоглощающий эффект создают однотонные занавески из плотной ткани, повешенные в складку на расстоянии 15-20 см от ограждения. Ширина занавески должна быть в 2 раза больше ширины окна.

Требования к организации и оборудованию рабочих мест

Рабочие места с персональными компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, желательно слева.

Схемы размещения рабочих мест с персональными компьютерами должны учитывать расстояния между рабочими столами с мониторами: расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м, а расстояние между экраном монитора и тыльной частью другого монитора не менее 2,0 м.

Рабочий стол может быть любой конструкции, отвечающей современным требованиям эргономики и позволяющей удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы. Целесообразно применение столов, имеющих отдельную от основной столешницы специальную рабочую поверхность для размещения клавиатуры. Используются рабочие столы с регулируемой и нерегулируемой высотой рабочей поверхности. При отсутствии регулировки высота стола должна быть в пределах от 680 до 800 мм.

Глубина рабочей поверхности стола должна составлять 800 мм (допускаемая не менее 600 мм), ширина — соответственно 1 600 мм и 1 200 мм. Рабочая поверхность стола не должна иметь острых углов и краев, иметь матовую или полуматовую фактору.

Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной на уровне колен — не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм.

Быстрое и точное считывание информации обеспечивается при расположении плоскости экрана ниже уровня глаз пользователя, предпочтительно перпендикулярно к нормальной линии взгляда (нормальная линия взгляда 15 градусов вниз от горизонтали).

Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю.

Для удобства считывания информации с документов применяются подвижные подставки (пюпитры), размеры которых по длине и ширине соответствуют размерам устанавливаемых на них документов. Пюпитр размещается в одной плоскости и на одной высоте с экраном.

Для обеспечения физиологически рациональной рабочей позы, создания условий для ее изменения в течение рабочего дня применяются подъемно-поворотные рабочие стулья с сиденьем и спинкой, регулируемыми по высоте и углам наклона, а также расстоянию спинки от переднего края сидения.

Конструкция стула должна обеспечивать:
  • ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
  • поверхность сиденья с закругленным передним краем;
  • регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углом наклона вперед до 15 градусов и назад до 5 градусов.;
  • высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину — не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм;
  • угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0±30 градусов;
  • регулировку расстояния спинки от переднего края сидения в пределах 260-400 мм;
  • стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной 50-70 мм;
  • регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм.;
  • поверхность сиденья, спинки и подлокотников должна быть полумягкой, с нескользящим неэлектризующимся, воздухонепроницаемым покрытием, легко очищаемым от загрязнения.

Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Режим труда и отдыха при работе с компьютером

Режим труда и отдыха предусматривает соблюдение определенной длительности непрерывной работы на ПК и перерывов, регламентированных с учетом продолжительности рабочей смены, видов и категории трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности на ПК разделяются на 3 группы: группа А — работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом; группа Б — работа по вводу информации; группа В — творческая работа в режиме диалога с ПК.

Если в течение рабочей смены пользователь выполняет разные виды работ, то его деятельность относят к той группе работ, на выполнение которой тратится не менее 50% времени рабочей смены.

Категории тяжести и напряженности работы на ПК определяются уровнем нагрузки за рабочую смену: для группы А — по суммарному числу считываемых знаков; для группы Б — по суммарному числу считываемых или вводимых знаков; для группы В — по суммарному времени непосредственной работы на ПК. В таблице приведены категории тяжести и напряженности работ в зависимости от уровня нагрузки за рабочую смену.

Количество и длительность регламентированных перерывов, их распределение в течение рабочей смены устанавливается в зависимости от категории работ на ПК и продолжительности рабочей смены.

При 8-часовой рабочей смене и работе на ПК регламентированные перерывы следует устанавливать:
  • для первой категории работ через 2 часа от начала смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
  • для второй категории работ — через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2,0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
  • для третьей категории работ — через 1,5- 2,0 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2,0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.

Продолжительность непрерывной работы на ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часа.

При работе на ПК в ночную смену продолжительность регламентированных перерывов увеличивается на 60 минут независимо от категории и вида трудовой деятельности.

Эффективными являются нерегламентированные перерывы (микропаузы) длительностью 1-3 минуты.

Регламентированные перерывы и микропаузы целесообразно использовать для выполнения комплекса упражнений и гимнастики для глаз, пальцев рук, а также массажа. Комплексы упражнений целесообразно менять через 2-3 недели.

Пользователям ПК, выполняющим работу с высоким уровнем напряженности, показана психологическая разгрузка во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня в специально оборудованных помещениях (комнатах психологической разгрузки).

Медико-профилактические и оздоровительные мероприятия. Все профессиональные пользователи ПК должны проходить обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу, периодические медицинские осмотры с обязательным участием терапевта, невропатолога и окулиста, а также проведением общего анализа крови и ЭКГ.

Не допускаются к работе на ПК женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью.

Близорукость, дальнозоркость и другие нарушения рефракции должны быть полностью корригированы очками. Для работы должны использоваться очки, подобранные с учетом рабочего расстояния от глаз до экрана дисплея. При более серьезных нарушениях состояния зрения вопрос о возможности работы на ПК решается врачом-офтальмологом.

Для снятия усталости аккомодационных мышц и их тренировки используются компьютерные программы типа Relax.

Интенсивно работающим целесообразно использовать такие новейшие средства профилактики зрения, как очки ЛПО-тренер и офтальмологические тренажеры ДАК и «Снайпер-ультра».

Досуг рекомендуется использовать для пассивного и активного отдыха (занятия на тренажерах, плавание, езда на велосипеде, бег, игра в теннис, футбол, лыжи, аэробика, прогулки по парку, лесу, экскурсии, прослушивание музыки и т.п.). Дважды в год (весной и поздней осенью) рекомендуется проводить курс витаминотерапии в течение месяца. Следует отказаться от курения. Категорически должно быть запрещено курение на рабочих местах и в помещениях с ПК.

Обеспечение электробезопасности и пожарной безопасности на рабочем месте

Электробезопасность.

На рабочем месте пользователя размещены дисплей, клавиатура и системный блок. При включении дисплея на электронно-лучевой трубке создается высокое напряжение в несколько киловольт. Поэтому запрещается прикасаться к тыльной стороне дисплея, вытирать пыль с компьютера при его включенном состоянии, работать на компьютере во влажной одежде и влажными руками.

Перед началом работы следует убедиться в отсутствии свешивающихся со стола или висящих под столом проводов электропитания, в целостности вилки и провода электропитания, в отсутствии видимых повреждений аппаратуры и рабочей мебели, в отсутствии повреждений и наличии заземления приэкранного фильтра.

Токи статического электричества, наведенные в процессе работы компьютера на корпусах монитора, системного блока и клавиатуры, могут приводить к разрядам при прикосновении к этим элементам. Такие разряды опасности для человека не представляют, но могут привести к выходу из строя компьютера. Для снижения величин токов статического электричества используются нейтрализаторы, местное и общее увлажнение воздуха, использование покрытия полов с антистатической пропиткой.

Пожарная безопасность

Пожарная безопасность — состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных его факторов и обеспечивается защита материальных ценностей.

Противопожарная защита — это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, предотвращение пожара, ограничение его распространения, а также на создание условий для успешного тушения пожара.

Пожарная безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара и системой пожарной защиты. Во всех служебных помещениях обязательно должен быть «План эвакуации людей при пожаре», регламентирующий действия персонала в случае возникновения очага возгорания и указывающий места расположения пожарной техники.

Пожары в ВЦ представляют особую опасность, так как сопряжены с большими материальными потерями. Характерная особенность

ВЦ — небольшие площади помещений. Как известно, пожар может возникнуть при взаимодействии горючих веществ, окислителя и источников зажигания. В помещениях ВЦ присутствуют все три основные фактора, необходимые для возникновения пожара.

Горючими компонентами на ВЦ являются: строительные материалы для акустической и эстетической отделки помещений, перегородки, двери, полы, перфокарты и перфоленты, изоляция кабелей и др.

Источниками зажигания в ВЦ могут быть электрические схемы от ЭВМ, приборы, применяемые для технического обслуживания, устройства электропитания, кондиционирования воздуха, где в результате различных нарушений образуются перегретые элементы, электрические искры и дуги, способные вызвать загорания горючих материалов.

В современных ЭВМ очень высокая плотность размещения элементов электронных схем. В непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, кабели. При протекании по ним электрического тока выделяется значительное количество теплоты. При этом возможно оплавление изоляции. Для отвода избыточной теплоты от ЭВМ служат системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При постоянном действии эти системы представляют собой дополнительную пожарную опасность.

Для большинства помещений ВЦ установлена категория пожарной опасности В.

Одна из наиболее важных задач пожарной защиты — защита строительных помещений от разрушений и обеспечение их достаточной прочности в условиях воздействия высоких температур при пожаре. Учитывая высокую стоимость электронного оборудования ВЦ, а также категорию его пожарной опасности, здания для ВЦ и части здания другого назначения, в которых предусмотрено размещение ЭВМ, должны быть первой и второй степени огнестойкости. Для изготовления строительных конструкций используются, как правило, кирпич, железобетон, стекло, металл и другие негорючие материалы. Применение дерева должно быть ограничено, а в случае использования необходимо пропитывать его огнезащитными составами.

Хотите получать удовольствие от работы за своим компьютером, быстрее соображать и быстрее завершать работу? Примите рекомендации от таких видов деятельности, что требуют более долгого сидения на месте (например, просмотр ТВ), выносливости (например, при грузоперевозках) и задействуют максимум внимательности (например, вождение гоночной машины). Не сутультесь над своей работой – откиньтесь и глядите на нее снизу вверх! Если этого не требует профессия, не нужно всматриваться с таким вниманием как, например, служащий на стойке регистрации (эта деятельность связана с атмосферой стресса и прерываний). Вместо этого, сосредоточьтесь на том, как сделать свое рабочее место за компьютером более комфортным.

Шаги

    Примите естественную позу. Устройтесь в естественном расслабленном положении. К сожалению, такой позой считается положение зародыша, то есть вам придется внести в нее некоторые изменения, чтобы быть способным что-то делать. Сядьте так, чтобы ваши руки оставались свободными для работы. Поскольку это переложит вес на вашу спину, выпрямите ее так, чтобы вес, не поддерживаемый спинкой стула, распределился аккуратно по низу позвоночника без нагрузки на мышцы и соединительные ткани спины. Сбалансируйте положение рук и ног так, чтобы не напрягать спину или другие более тонкие конечности. Это полностью освободит ваше внимание для работы.

    • Используйте то, что у вас есть. У вас может не быть определенного оборудования, или ваше оборудование не будет определенным образом отрегулированным, или отрегулированное оборудование будет несовместимым с вашей работой (возможно, вы – работник стойки регистрации, который все время должен сидеть прямо). Пройдитесь по всем перечисленным ниже шагам и попробуйте максимально приблизиться к рекомендациям, здесь сказанным. Корректировка одной части вашей установки зачастую может облегчить корректировку остальных частей. Затем обдумайте, на что именно следует потратить деньги для покупки дополнительного оборудования, чтобы решить оставшиеся проблемы.
  1. Выберите кресло. Обратите внимание на:

    • Поверхность:
    • Опора: сетка представляет собой как покрытие, так и опору. Она позволяет воздуху циркулировать для охлаждения. Но, так как каждая часть опирается только на прилегающую к ней, у этих сеток появилась тенденция качаться как гамаки или водяные кровати, и только ближе к опорам они становятся устойчивыми. Может помочь регулировка середины обитых покрытием областей стула, таких как спинка, и умный дизайн тех частей стула, с которыми соприкасается тело, например, передняя часть мягкого сиденья. Лучше всего держит форму поролон, он заполняет собой каждый участок как матрац. Избегайте тонкого поролона, он мягкий, пока новый (или если он смягчен или уплотнен): скоро он «просядет» под тяжестью.
    • Стиль: кресло должно поддерживать спину и плечи. Этот вид часто называют креслом «менеджера». Ваша шея должна быть прямой, чтобы положение головы было сбалансировано и не нуждалось в подголовнике, как у стула «руководителя». Если вы работаете на стуле руководителя, убедитесь, что у него есть полный диапазон регулировок. На некоторых он есть только для вида, а не для практического использования.
    • Сиденье: существует много видов стульев, дизайн которых тщательно разработан в разных вариациях. Большинство из них, возможно, кому-то очень хорошо подошло, прежде чем производитель решил пустить их в серийное производство. Самые дорогие стулья зачастую можно настраивать для разных людей в большое количество разных позиций для сидения. Обычно лучше всего попробовать сам стул и понять, устраивает ли он вас, чем заплатить деньги за то, что кто-то его испробует или продавец вам о нем все расскажет. Посидите на нем за столом так, будто вы печатаете, а не только в расслабленной позе или согнувшись, и внимательно смотря вперед. Посмотрите, как на нем сидится в основных вариантах настройки сидения, в середине их диапазона, а не только на конечных значениях; возможно, позже вы решите, что вам нужен немного другой стул.
    • Деревянные стулья в старом стиле, отлично настраиваемые, выглядят внушительно, но стоит убедиться, что габариты сиденья отлично вам подходят и подлокотники (их обычно не настроишь особенным образом) находятся на нужной высоте и не будут мешать размещению вашей клавиатуры. Если все так, то этот стул будет таким же удобным, как и поролоновый; вы отлично впишетесь в него. Хотя обычно у них нет высокой спинки.
    • Вы даже сможете сделать стул из автомобильного сиденья.
  2. Настройте свой стул. Вам может понадобиться настроить более тонко некоторые параметры, как только основные будут установлены правильно.

    • Отрегулируйте угол наклона. Чем дальше вы откидываетесь, тем большая часть туловища отдыхает на спинке сиденья, и тем меньше давление на ваш позвоночник. Поставьте угол около 20-30 градусов. Этот существенный наклон также будет мягко тянуть вас, чтобы откинуться назад и это лучшая поза, чем если вы будете сутулиться, наклоняясь вперед или рассматривая что-то интересное.
      • Зафиксируйте спинку в нужном наклоне.
      • Если зафиксировать спинку нельзя, то посмотрите, можно ли ее установить на максимальный угол наклона, и оттяните так, чтобы посмотреть, вернется ли она на место.
      • Если нельзя регулировать угол наклона (на некоторых креслах наклон фиксируется в нескольких позициях, его нельзя менять по своему желанию), настройте спинку так, чтобы кресло сохраняло нужный угол наклона, когда вы в нем расслабляетесь.
      • Откидывание на спинку кресла может снизить нагрузку на вашу спину, но может потребовать специфических углов наклона монитора, клавиатуры и другого офисного оборудования.
    • Отрегулируйте сиденье. Оно должно быть чуть наклонено назад, чтобы бедра были расположены естественно, и чтобы сила наклона спины не заставляла вас соскальзывать с сиденья. Спинки и сиденья некоторых стульев составляют одно целое; у других же сиденье отклоняется вместе со спинкой, но ненамного, с помощью более сложного механизма, который называется «синхронным наклоном». Некоторые позволяют изменять наклон сиденья отдельно от спинки. Выберите то, что вы предпочитаете.
    • Отрегулируйте высоту спинки. Часто спинки стульев имеет более выдающуюся часть, что идет до середины спины и более углубленную для плеч. Отрегулируйте спинку (или же, на некоторых креслах спинка состоит из разных частей) так, чтобы она была поставлена правильно.
    • Отрегулируйте ширину сиденья. Обычно у стульев та часть сиденья, что находится под верхней частью бедер, более вогнутая, а более толстая под нижней. Сдвиньте сиденье вперед так, чтобы нижняя часть бедер хорошо поддерживалась, но не настолько далеко вперед, чтобы она не давила на внутреннюю часть коленей или сухожилия и связки. Копчик должен быть расположен напротив спинки стула.
    • Отрегулируйте положение ног. Они должны стоять под естественным углом (немного расставлены) и на такой высоте, чтобы ноги не болтались и не растягивались, и чтобы колени не выдавались вверх, позволяя бедрам повернуться вперед и не поддерживать ими низ спины. Давление на нижнюю часть бедер должно быть умеренным.
      • Лучшее решение – наклонная подставка для ног. Некоторые из них регулируются.
      • Не носите туфли с высоким каблуком; если вы обязаны так одеваться, то прислоните подушечки ног к чему-нибудь, чтобы обеспечить удобный угол наклона.
    • Отрегулируйте положение рук. Подлокотники должны быть расположены близко к телу, так, чтобы руки не вытягивали, поддерживающие их, плечевые суставы. Они должны располагаться на высоте чуть ниже, чем если бы руки болтались естественным образом, не растягивая и не толкая вверх плечи. Широкая часть мышц предплечья, центральная внешняя поверхность кости предплечья – все это должно быть расслаблено на подлокотнике. Предплечье должно быть сбалансировано так, чтобы запястье шло ровно (как выглядит рука с тыльной ее части) до точки над клавиатурой примерно на 2,5 см, пальцы мягко опирались в естественном расслабленном изгибе над клавишами в любой момент. Это сбалансирует ваши руки таким образом, что запястья не будут чувствовать вес, за исключением небольшого веса от пальцев в их естественно изогнутом положении или постоянного свисания плеч. Сделайте так, чтобы верхняя часть предплечья упиралась в спинку стула, в одной плоскости с туловищем (но локти должны немного выступать, чтобы можно было свободно двигать мышцами рук). Локти также могут располагаться на подлокотнике, но большая часть веса должна приходиться на широкую часть предплечья.
    • Вам не нужна подставка под голову. Голова и шея должны находиться в вертикальном положении, чтобы вес распределялся точно на позвоночник, требуя лишь небольших усилий мышц, чтобы изменять их положение.
  3. Выберите клавиатуру. Лучше всего выбрать «эргономический» стиль – такая клавиатура выгнута вперед наружу и предпочтительно поднята в центре, но потребуется время, чтобы к ней привыкнуть. Она сохраняет запястья прямыми и оставляет их в расслабленном состоянии при повороте, когда локти немного выставлены вперед, чтобы у плеч была опора, а руки были расположены в центре клавиатуры.

    Настройте клавиатуру. Она должна быть в горизонтальном положении (уберите все задние опоры). Расположите ее так, чтобы «домашние клавиши» были прямо перед вами. Они должны быть достаточно близки к вам, чтобы предплечья оставались ровными. Ваши запястья должны оставаться прямыми и пальцы изогнуты и мягко опускаться на клавиши. Возможно, для клавиатуры понадобится выдвижной ящик.

    • Помните, что не надо опускать свои запястья для отдыха прямо на клавиатуру или перед ней, даже если она достаточно широкая.
  4. Выберите мышь. Если вы в основном печатаете, то мышь не является важной для вас вещью. В идеале, это должна быть оптическая мышь, которая работает более последовательно, чем мышь с шариком, с неопреновым ковриком для плавного движения мыши. Если вы левша, то нужно приобрести мышь, предназначенную для левшей. Некоторые пользователи предпочитают трекболы (шаровые манипуляторы), так как они требуют меньше движений запястьями, но они менее точны и более медленны, так как им нельзя увеличивать чувствительность. Мышь с кнопками, что отделены от широкой задней части, на которой находится передняя часть ладони (а именно, некоторые модели Apple) позволяет руке и ладони оставаться в расслабленном состоянии.

    • Мышь со шнуром легче, и ее легче передвигать, чем беспроводную. Также шнур предохраняет мышь от падения с такой маленькой поверхности как, например, с клавиатуры, и не даст ей потеряться. Проследите, чтобы провод свободно лежал рядом с мышью, немного провисая, так, чтобы вес шнура не влиял на передвижение мыши.
    • Избегайте сложных сочетаний клавиш с использованием мыши, что содержит полный набор стандартных кнопок, таких как левая и правая кнопка и прокручивающееся колесо. Больше всего пользуются пятью кнопками. Колесо, которое кликается для прокручивания не такое плавное, но более точное, и оно больше подходит для игр, в которых обычно один клик представляет собой отдельную команду.
    • Некоторые трекболы и сенсорные панели (тачпады) уже интегрированы в клавиатуру. Лучшее для них расположение это тот участок клавиатуры, что ближе всего к «домашней» позиции, такой как пластиковая поверхность «отдыха для запястья» (используйте пальцы).
  5. Настройте мышь. Она должна быть около клавиатуры на таком расстоянии, чтобы уменьшить движения рук и не растягивать плечи в неоптимальных позициях.

    • Если вы левша, то вам нужно переключить функции левой и правой кнопки мыши в операционной системе.
    • Увеличьте чувствительность мыши, желательно с ускорением, чтобы уменьшить общее расстояние, на которую вы будете перемещать мышь. Для этого может понадобиться всего лишь плавное движение запястьем или даже пальцем.
  6. Выберите остальные необходимые устройства ввода. Постарайтесь расположить их близко и на одном уровне с клавиатурой.

    Испробуйте «лоток» для клавиатуры или «выдвижной ящик». Руки и их верхняя часть, где проходят сухожилия, управляющие пальцами, должны быть распрямлены. Лучшим способом достичь этого, является использование «лотка» или «выдвижного ящика». Он должен быть практически на коленях – точная высота зависит от ваших рук, их поддержки и вашей клавиатуры.

    • Лучше всего широкая подставка, так как на нее еще можно поместить и мышь, и с нее не будут соскальзывать предметы. Однако она может мешать подлокотникам.
    • Локти должны быть выставлены немного наружу, чтобы не пришлось выворачивать внутрь руки, когда нужно достать до клавиш. Это означает, что клавиатуру лучше ставить поближе к животу. Выдвиньте лоток и поставьте к нему стул.
  7. Выберите себе один или несколько мониторов. ЖК мониторы сегодня считаются универсальными, и от них меньше страдают глаза, чем от ЭЛТ. Используйте такие цифровые подключения как DVI (не требуют дорогих кабелей; основное преимущество цифровой передачи в том, что проблемы не идут дальше превращения «нулей» в «единицы» и это не имеет никакого влияния). Некоторые мониторы не поддерживают цифровую передачу; некоторые видеокарты не поддерживают цифровую передачу или разрешение больше чем 1920x1200, многие не поддерживают подключение двух мониторов и лишь немногие могут поддерживать 3 монитора. Чтобы получить такие функции, нужно их просто поискать, а не переплачивать, исключение возможно для видеокарт с тройным подключением.

    • Если у вас ЭЛТ монитор, установите частоту мерцания (при 60 Гц и ниже заметно мерцание; лучше ставить 70 Гц; а лучше всего 85 и выше) и поставьте фильтр бликов. Если вы выбираете ЭЛТ монитор, то поищите полностью плоскую или вертикальную поверхность экрана, так как поверхность с наклоном (по меньшей мере, по отношению к одной оси), может отражать блики незаметно для вас.
    • Монитор должен охватывать область, достаточно широкую для того, чтобы вы видели все документы, с которыми вы работаете в данный момент, и показывать достаточно информации, чтобы вам не приходилось постоянно прокручивать и кликать, а также не тратили время на то, чтобы запоминать о содержании того, что читали.
    • Расположите несколько мониторов рядом друг с другом. Шея не будет сбалансирована при наклонах вверх и вниз, а глаза не смогут так быстро двигаться, так, что выгода от нескольких мониторов небольшая.
    • Обрамление может отвлекать, особенно между несколькими мониторами. Выберите монитор с узкой, ненавязчивой и не кидающей бликов рамкой, желательно матового черного или серого цветов. Большие мониторы стоят дороже, чем мониторы среднего размера. Один или более мониторов с разрешением 2560х1600 (76 см) хороши, но мониторы с разрешением 1920х1200 (61 см) уже можно выгодно сторговать.
    • Чем больше разрешение, тем лучше (обычно так). Если текст слишком мелкий, то вы можете его масштабировать, но его изображение станет зернистым.
    • Охват монитором площади большей, чем ваше поле обзора, приносит уменьшение отдачи.
    • Избегайте блестящих мониторов. Они лучше выглядят, когда выключены, но нет особой разницы при включенном состоянии, они также отбрасывают много бликов.
  8. Настройте мониторы.

    • Разместите их на задней части стола, чтобы ослабить слишком близкую фокусировку. Это защитит глаза от перенапряжения и от возникновения близорукости.
    • Тот монитор, что вы чаще всего используете, должен быть прямо перед вами, чтобы обеспечить прямое положение вашего тела. Остальные же должны стоять по обеим сторонам.
      • Назначьте в операционной системе главный монитор, чтобы такие приложения, как программные меню, размещались на нем автоматически. Если ваши мониторы разного размера, то нужно выбрать самый большой.
    • Установите мониторы на такой высоте, чтобы их центры по высоте находились прямо перед вашими глазами, если голова выпрямлена, или даже чуть выше. Это позволит вам не сутулиться.
    • Наклоните их так, чтобы они были перпендикулярны в обеих плоскостях (обычное положение) вашему полю обзора. Если мониторов несколько, то они должны стоять по дуге так, чтобы их центры были равноудалены от вашей головы. Это позволяет лучше сфокусироваться на них; вашим глазам не придется менять фокус, когда вы переводите взгляд.
    • Сделайте так, чтобы освещение монитора совпадало с окружающим светом. Не работайте в темноте. Делайте свет в комнате настолько рассеянным, насколько возможно, и настройте его интенсивность так, чтобы белые объекты в комнате не светились ярче, чем белые области на экране, которые к тому же довольно яркие. Также, вы можете настроить яркость монитора, но большинство мониторов, которые вы предпочитаете, уже настроено практически на максимум. Найдите баланс белого на экране со светом в комнате, также, делая настройки в мониторе или уже в операционной системе.
  9. Разложите перед мониторами свои бумаги. Как самым легким способом переключать свое внимание между компьютерными документами является расположение их рядом на широком экране, так и самым легким способом переключения внимания между компьютерными и бумажными документами является их расположение около компьютера на приблизительно одинаковом расстоянии от ваших глаз. Держите бумажные документы на подставке около монитора, если вы только читаете их, или на прочной подставке с наклоном впереди монитора, если вы на них пишете. Убедитесь, что подставка не будет ударять или царапать экран.

  10. Настройте свою рабочую среду.

    • Температура . Должно быть тепло. Холод заставляет пальцы застывать, неметь и замедляться. Чрезмерное тепло, также как и холод, заставляет мозг неметь и замедляться. 22 градуса Цельсия оптимальная температура для большинства людей. Если в офисе слишком холодно, то нужно тепло одеваться и носить такую одежду, чтобы запястья тоже были в тепле и неплотно охвачены. Если слишком тепло, то носите тонкую свободную одежду, включайте тихий вентилятор или открывайте окно.
      • В жаре тепло плохо передается по жилам от теплокровного, непрерывно изолированного тела к пальцам, когда вы сидите за столом, так что, одевая тяжелую одежду, чтобы сохранить пальцы подвижными в холодной обстановке, можно получить перегрев тела (и головы), что сделает вас сонным. Достаточно теплая среда делает этот компромисс ненужным.
      • Ногам обычно не нужно работать за компьютером, но если они мерзнут, то это может отвлекать вас. С помощью нагревающейся подставки для ног, вы можете их греть отдельно, или можно поставить обогреватель под стол – желательно, чтобы шел только теплый поток воздуха, а не излучение от обогревателя, со всеми современными функциями безопасности, что будет потреблять больше энергии и сможет обогреть ноги и тело.
    • Качество воздуха . Сохраняйте его чистым. Можно использовать ароматизаторы.
    • Освещение. Темнота может сделать вас сонливым. Глаза напрягаются, чтобы сосредоточиться, и ваш мозг, имея мелкую глубину резкости от расширения, задержку фокусировки, видит слишком много, когда вы перемещаете поле обзора. Не является неожиданностью то, что зимний полумрак даже может вызвать у вас депрессию. .
    • Звук . Лучше всего тишина. Белый шум лучше, чем отдельные, отвлекающие звуки.
      • Ослабляйте звуки, в том числе и компьютерные, насколько это возможно. Например, компьютер намного сильнее шумит, когда перегревается или в нем слишком много пыли. Также, вентилятор более высокого качества меньше жужжит.
        • Держите шумную офисную технику на уровне выше или ниже вас, закрывайте ее мебелью или поворачивайте так, чтобы шумо-излучающие отверстия выходили в сторону от вас, если не получается ее передвинуть. Только не закрывайте отверстия для вентиляции. Высокоскоростные принтеры можно поставить в более медленный режим, так, они будут работать намного тише.
      • Беруши, или блокираторы шума, или наушники с подавлением шума могут убирать шум. Генератор белого шума может заглушать отвлекающий шум, но держите его рядом с собой, чтобы его громкость была на низком уровне, и он помогал немного влиять на общий уровень шума всем остальным.
      • Быстрая веселая музыка (например, Интернет-радио) может вам помочь занимать мозг на половину и это лучше, чем заморачиваться и решать простые повторяющиеся задачи, требующие малой концентрации. Но не отвлекайте других: используйте наушники.
    • Двигайтесь и разминайтесь . Даже если у вас лучшее рабочее место, вам будет удобнее, если вы хоть иногда будете вставать со своего стула. Потягивайтесь или ходите каждую пару часов, чтобы ослабить и снять напряжение, стресс и усталость, также, смотрите и слушайте что-нибудь другое. Можно даже людей.
    • Если вам приходится внимательно смотреть:
      • Меньше откидывайтесь, но не настолько, чтобы вы начали сутулиться, когда расслабляетесь.
      • Смотрите и оставайтесь видимым за своим монитором (или двумя маленькими). Если у вас маленький рост, поднимите сиденье и сделайте выше подставку для ног. Опустите свой монитор так, чтобы вы видели его и вас могли видеть поверх него, но не настолько, чтобы вам приходилось наклонять голову и напрягать шею для того, чтобы не сутулиться. Сохранение достаточной дистанции понизит угол, на который вам придется склоняться. Поставьте свой стол со скошенным углом так, чтобы там удобно стоял компьютер, но чтобы вы сами могли периферическим зрением видеть людей.
      • Отрегулируйте наклон монитора так, чтобы он был перпендикулярным и находился в центре вашей линии обзора, и угол своей подставки для ног, чтобы опирать на нее ваши ноги слегка вытянутыми.
    • Портативные компьютеры предоставляют небольшое количество функций, в зависимости от того, какое дополнительное оборудование вам нужно для пользования:
    • Попробуйте использовать раскладку Дворака, там самые часто используемые буквы стоят на самых легкодоступных клавишах, чтобы сократить движение пальцев. Вы просто дадите команду операционной системе «переориентироваться» (распознать другие символы) и отметить их заново, если хотите; вам не понадобится новая клавиатура, и вы сможете легко переключиться обратно. Способность проворно печатать не уйдет, но вам понадобится время, чтобы привыкнуть к расположению клавиш.
    • Сбросьте вес, чтобы вас меньше нужно было поддерживать, и нарастите мускулы, чтобы вы могли поддерживать его лучше.
    • Носите такую одежду для нижней части тела, включая нижнее белье, чтобы, когда вы стояли, она сидела свободно на талии. Сидение стягивает одежду так, что спереди она будет поднята, а сзади потянется вниз и будет сидеть на вас косо. Когда вы сидите часами, то вам должно быть в вашей одежде свободно и удобно. Если вы снимаете напряжение, сутулясь, чтобы расширить угол живота и ног, образованный сгибанием нижней части спины, то вам нужна мягкая поддержка спинки стула и устойчивость прямой спины для напряжения согнутой. Таким образом, вместо этого, нужно устранить давление.
      • Одежда, которая свисает с плеч, например, брюки с подтяжками или платье, является лучшим вариантом, так как ей не надо держаться на талии, чтобы не соскользнуть.
      • Одежда, которая неплотно облегает ноги, такая как свободная юбка, не должна тянуться криво. Но она может затянуться, так как вы сидите, и тянуть вверх некоторые части тела. Подберите такую одежду, которая будет достаточно удобной там, где она плотно утягивает, или совсем не держаться там, где сжимает.
      • Та одежда, что держится только на бедрах, типа брюк без подтяжек, может носиться вместе с ремнем во время передвижения. Или же, чтобы чувствовать себя уютно, ее можно затягивать упругим или эластичным ремнем.
      • Тщательно выбирайте эластичную одежду. Поищите что-то с большим запасом длины в складку или вплетенной неэластичной тканью, связанной с резинкой таким образом, что растягивается не с таким усилием и растягивается умеренно в пределах диапазона, по мере того как вы сидите, стоите или двигаетесь.
    • Откидываясь назад в кресле с ногами, чуть выдвинутыми вперед, но поддерживая колени, ваш стул двигается назад. Если он имеет тенденцию откатываться от своей самой удобной позиции, то следует избегать пластиковых гладких ковриков или даже постелить коврик с нескользящей поверхностью, чтобы кресло не откатывалось так легко.
    • Держите в уме эти правила, когда вы отрегулируете другие виды сидений и настроек, как если бы вы проделывали это с автомобилем.
      • Иногда существует компромисс между расслаблением и балансировкой. В мощных автомобилях с круиз-контролем нужно поставить свое сиденье низко и дать отдых своим пяткам на полу, чтобы вы смогли продлить отдых, периодически переставляя ноги для торможения и газа. Локти поставьте по бокам, желательно на подлокотниках, а руки выровняйте по позициям восемь и четыре часа на руле, а не на самом его верху. Вам может не понадобиться смещать свои руки так, чтобы машина ехала прямо (или немного в стороне от встречного движения) без постоянной нагрузки, если ваши подлокотники не на уровне или что-то не симметрично расположено. Для транспортного средства, которое требует большого количества усилий, вы можете предпочесть сиденье поближе к средствам управления или рядом. Не имеет значения, что более всего удобнее, убедитесь, что у вас получится дотянуться и управлять машиной в экстренных ситуациях.
    • Самой дорогой частью в компьютерных системах зачастую является не компьютер, а оператор, который сидит за ним. Так что, устранение помех для сосредоточения оператора, ясности мыслей и скорости ввода данных, а также аккуратность играют большую роль для начала усилий по повышению производительности. Мягкие подлокотники могут выиграть намного больше времени для ввода данных пальцами, чем сэкономит быстрый ЦП при сохранении того, что ему ввели с клавиатуры.

В настоящее время компьютер стал частью нашей жизни: без него не обойтись ни дома, ни на работе. Конечно, у всех разные условия труда: кто-то работает за компьютером всего пару часов в день, а кто-то всю смену из-за него не выходит. Несмотря на то, что современные технологии постоянно совершенствуются, «нажить» проблемы со здоровьем работники могут, работая за компьютером даже незначительное количество рабочего времени. Сегодня расскажем работодателю, какие требования предъявляются к организации рабочего места с компьютером, каким должен быть режим труда и отдыха у сотрудников, работающих за компьютером, полагаются ли им медицинские осмотры.

Какие вредные факторы воздействуют на работника?

Cогласно Типовой инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01 при эксплуатации компьютера на работника могут оказывать влияние следующие опасные и вредные производственные факторы:
  • повышенный уровень электромагнитных излучений;
  • повышенный уровень статического электричества;
  • пониженная ионизация воздуха;
  • статические физические перегрузки;
  • перенапряжение зрительных анализаторов.
Кроме того, если работник длительное время работает за компьютером, у него могут возникать боли в позвоночнике и венозная недостаточность, потеря (или ухудшение) зрения из-за перенапряжения глаз, хронический стресс из-за необходимости постоянного принятия решений, от которых зависит эффективность работы.

Однако если правильно организовать рабочие места (помещение, освещенность, микроклимат), то можно существенно сократить воздействие на здоровье работников вредных факторов и снизить вероятность развития осложнений.

Организация рабочего места

В современных фирмах большинство сотрудников проводят свой рабочий день за компьютером. Зачастую в помещении площадью 10 кв. м трудятся пять, а то и шесть человек. Между тем требования к организации рабочего места при работе за компьютером установлены СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» . Так, площадь на одно рабочее место сотрудника, проводящего за компьютером более четырех часов в день, зависит от типа монитора:
  • если компьютер снабжен монитором на базе электронно-лучевой трубки, площадь должна быть не менее 6 кв. м;
  • если компьютер снабжен жидкокристаллическим или плазменным монитором, площадь может составлять 4,5 кв. м.
При этом в помещении, где эксплуатируются компьютеры, окна рекомендуют ориентировать на север и северо-восток. Ну а если компьютеры эксплуатируются в помещениях без естественного освещения (например, склад или офис на цокольном этаже), то работодатель должен организовать искусственное освещение в соответствии с требованиями нормативной документации, а для этого необходимы расчеты, обосновывающие соответствие нормам естественного освещения и безопасность для здоровья сотрудников.

Отметим, что освещенности как помещений, так и рабочих мест уделяется особое внимание, поскольку уровень освещенности напрямую влияет на интенсивность зрительного утомления. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении мониторов. Если компьютеры расположены по периметру комнаты, линии светильников должны располагаться локализованно над рабочим столом, ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.

Особое внимание в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 уделяется осве-щенности на поверхности стола: она должна быть в пределах от 300 до 500 лк. Светильники местного освещения не должны быть слишком яркими и не должны создавать бликов на поверхности экрана, так как ее освещенность не должна превышать 300 лк. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в кабинетах следует проводить чистку окон и светильников не реже двух раз в год и свое-временную замену перегоревших ламп.

Вообще СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 достаточно подробно регламентирована организация рабочего места. Так, при размещении рабочих мест с компьютерами расстояние между рабочими столами должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

Обратите внимание

Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2 м (п. 9.3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 ).

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. Оптимальными размерами поверхности рабочего стола для компьютеров следует считать: ширину - от 800 до 1 400 мм, глубину - 800 и 1 000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.

Монитор на столе нужно располагать на расстоянии 60 - 70 см от глаз пользователя, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

Стул должен обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять ее с целью снижения напряжения мышц спины и шейно-плечевой области. Лучше всего, если рабочее кресло будет подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона спинки, причем регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществимой и иметь надежную фиксацию.

Рабочее место пользователя компьютера следует оборудовать подставкой для ног (п. 9.3 и 10.5 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 ). Подставка должна иметь ширину не менее 0,3 м, глубину не менее 0,4 м, регулировки по высоте в пределах до 0,15 м и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Кроме того, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 установлены требования по уровням электромагнитных полей, шума, вибрации, микроклимату.

К сведению

В помещениях, оборудованных ПЭВМ, должна проводиться ежедневная влажная уборка, а также систематическое проветривание после каждого часа работы (п. 4.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 ). Кроме того, помещение нужно оборудовать системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Оптимальными параметрами микроклимата в помещении с компьютерами считаются:

  • температура воздуха - от 19 до 21°;
  • относительная влажность - от 62 до 55%;
  • скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с.

Перерывы в работе

Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей компьютеров рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работы с использованием компьютера и без него (п. 1.3 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 ). Если же работа требует постоянного взаимодействия с монитором (набор текстов или ввод данных и т. п.) с напряжением внимания и сосредоточенности при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организовывать перерывы на 10 - 15 минут через каждые 45 - 60 минут работы.

Такие перерывы:

Отметим, что в зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе за компьютером продолжительность перерывов может варьироваться от 50 до 90 минут (при 8-часовой смене) и от 80 до 140 минут (при 12-часовой смене). Продолжительность и начало каждого перерыва устанавливаются работодателем в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 109 ТК РФ ).

Для снижения нервно-эмоционального напряжения, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии целесообразно устраивать физкультурные минутки. Они различны по содержанию и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц (например, для общего воздействия, улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук и др.).

Проведение медицинских осмотров

Согласно п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 лица, работающие за компьютером более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией электронно-вычислительных машин), должны проходить медосмотры. Следовательно, работодатель обязан организовывать проведение как предварительных (при поступлении на работу), так и периодических медицинских осмотров. Напомним, что в силу ст. 213 ТК РФ данные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

Обратите внимание

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» лица, работающие за компьютером не менее 50% рабочего времени, один раз в два года должны проходить осмотр у невролога и офтальмолога.

Беременные женщины при представлении справки, подтверждающей данный факт, должны быть переведены на работу, не связанную с использованием компьютеров, или для них ограничивается время работы на таких машинах (не более трех часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований. Отметим, что для такого перевода необходимо заявление беременной.

Специальная оценка условий труда

Прежде всего отметим, что в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ ) работодатель должен выявлять вредные и опасные производственные факторы и оценивать их влияние на здоровье работников с помощью процедуры специальной оценки условий труда, которая заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Введение специальной оценки внесло некоторые корректировки и в отношении рабочих мест с компьютерами. Так, в соответствии с ранее действовавшим порядком проведения аттестации рабочих мест, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н , рабочие места, на которых работники были исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатировали аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства, не подлежали оценке на наличие вредных и опасных производственных факторов.

Теперь в силу ст. 3 Закона № 426-ФЗ в отношении таких рабочих мест необходимо проводить специальную оценку условий труда.

К сведению

Те работодатели, кто уже оценил условия труда посредством проведения аттестации до 2014 года (в том числе те, у кого по результатам проверки не были обнаружены вредные факторы), могут не проводить специальную оценку условий труда в течение пяти лет с того дня, как завершилась процедура аттестации, но не более чем до 31 декабря 2018 года (п. 4 и 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ ). По желанию можно провести специальную оценку раньше этого срока.

Законом № 426-ФЗ установлено, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:

оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс). В свою очередь, вредные условия труда делятся на подклассы (3.1 - 3.4). Так вот, если по результатам специальной оценки условий труда рабочие места с компьютерами будут отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, работодателю придется предоставлять работникам, трудящимся на таких рабочих местах, определенные гарантии и компенсации.

В частности, в силу ст. 92 ТК РФ им нужно установить сокращенную продолжительность рабочей недели - не более 36 часов.

Также работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда, полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ ). Напомним, что минимальная продолжительность такого отпуска составляет семь дней.

Эти работники вправе рассчитывать и на повышенную оплату труда. Напомним, что согласно ст. 147 ТК РФ минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем локальным нормативным актом либо коллективным или трудовым договором.

Инструкция по охране труда

Статьей 212 ТК РФ для обеспечения безопасных условий труда на работодателя возложены определенные обязанности. Одна из них - разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Поскольку технологический процесс не стоит на месте, а постоянно совершенствуется и развивается, необходимо пересматривать инструкции не реже одного раза в пять лет. Однако инструкции по охране труда могут быть досрочно пересмотрены:

  • при изменении межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для разработки инструкций следует использовать Методические рекомендации , по которым инструкция для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой им работы, на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства.

Напомним, что с такой инструкцией работник должен быть озна-комлен до подписания трудового договора на основании ст. 68 ТК РФ .

Электробезопасность

Офисное оборудование, включая компьютеры, относится к электрическим приборам, поэтому работодатель должен обеспечить электробезопасность работников. Чтобы избежать короткого замыкания, а значит, возникновения пожара и получения электротравмы, помещения, где размещаются рабочие места с компьютерами, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации (п. 3.7 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 ).

Кроме того, в силу Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00) , утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3 , Приказом Мин-энерго РФ от 27.12.2000 № 163 (далее - ), всему персоналу, работающему с приборами, через которые проходит ток (в частности, с компьютерами), должна присваиваться I группа по электробезопасности. Присвоение такой группы производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током с фиксацией в журнале установленной формы (приложение 6 к ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00 ).

Ответственность работодателя

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства, в том числе правил охраны труда. Ведь каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Так, государственная инспекция труда при проведении контрольных мероприятий может проверить:

  • наличие инструкций по охране труда (по профессиям и видам работ);
  • соблюдение требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  • наличие в локальных нормативных актах закрепленных положений о регламентированных перерывах при работе за компьютером;
  • фактическое соблюдение норм охраны труда (как расположены рабочие места с компьютерами, проводится ли инструктаж с работниками и пр.).
Соблюдение СанПиН проверяет Роспотребнадзор, причем он активно штрафует работодателей:
  • за нарушение норм освещенности на рабочем столе (Постановление ФАС ВСО от 22.11.2012 по делу № А19-5282/2012 );
  • за отсутствие подставок для ног на рабочих местах пользователей персональных электронно-вычислительных машин (Постановление ФАС ВСО от 29.12.2010 по делу № А33-8142/2010 );
  • за несоответствие рабочих стульев пользователей компьютеров требованиям СанПиН (Постановление ФАС ВСО от 16.09.2013 по делу № А58-6877/2012 ).

В заключение

Как мы выяснили, работа за компьютером не так уж безобидна, и наличие работников, проводящих более 50% рабочего времени за экраном монитора, накладывает на работодателя определенные обязанности - проведение медицинских осмотров, специальной оценки условий труда, а возможно, и обеспечение повышенной оплаты труда, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска.

С точки зрения санитарных норм работу за компьютером можно сделать безопасной. Для этого нужно обеспечить работников правильными стульями и столами, расставить мониторы и столы по правилам СанПиН, а также предоставлять работникам перерывы в работе. Тогда ни инспекторы ГИТ, ни проверяющие Роспотребнадзора не смогут оштрафовать работодателей, да и работники будут выполнять свои функции гораздо эффективнее.

Требования безопасности при работе на персональных электронно-вычислительных машинах сформулированы в санитарных нормах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Указанные Санитарные правила и нормы предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (ПК). Они определяют санитарно-гигиенические требования в основном к проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ЭВМ, ПК и обеспечению безопасных условий труда пользователей ВДТ и ПК.

Видеодисплейные терминалы персональных компьютеров являются источниками электромагнитных излучений достаточно широкого диапазона частот, требующих проведения защитных организационно-технических мероприятий. Основными источниками электромагнитных излучений являются экран монитора, системный блок, питающие провода и разъемы. Все ВДТ должны иметь гигиенический сертификат, включающий, в том числе, оценку визуальных параметров. Конструкция ВДТ, его дизайн и совокупность эргономических параметров должны обеспечивать надежное и комфортное считывание отображаемой информации в условиях эксплуатации. Конструкция ВДТ и ПК должна обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ при любых положениях регулировочных устройств, нс превышающей 0,1 мбэр/час (100 мкР/час). Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений не должны превышать следующих значений (см. табл. 1).

Таблица 1

Допустимые значения нарамегров неионизирующих электромагнитных излучений при работе с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (ПК)

Требования к рабочему месту пользователя ПК. При размещении рабочих мест с персональными компьютерами расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Рабочие места с персональными компьютерами в помещениях с источниками вредных производственных факторов размещаются в изолированных кабинах с организованным воздухообменом. При выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рабочие места с персональными компьютерами рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5...2,0 м. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600...700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов (рис. 1).

Рис. I. Схема рабочего места пользователя ПК с ВДТ

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5...0,7. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680...800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПК, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину - 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину - 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на персональном компьютере, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейноплечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПК. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должны быть независимой, легко осуществляемой и иметь падежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Рабочее место пользователя Г1К следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100...300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

Режим труда и отдыха при работе па персональных компьютерах. Рациональный режим труда и отдыха предусматривает соблюдение определенной длительности непрерывной работы на персональном компьютере и перерывов, регламентированных с учетом продолжительности рабочей смены, вида трудовой деятельности.

Выделяют три вида работ, выполняемых на ПК: группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом; группа Б - работа по вводу информации; группа В - творческая работа в режиме диалога с ПК.

Для видов трудовой деятельности устанавливают три категории тяжести и напряженности работы с ПК, которые определяются:

  • - для группы А по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 гыс. знаков за смену;
  • - для группы Б по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 тыс. знаков за смену;
  • - для группы В по суммарному времени непосредственной работы с ПК за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.

При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПК принимают такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Таблица 2

Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей ПК рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работ с использованием персонального компьютера и без него. В случаях, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с ВДТ (набор текстов или ввод данных и т. п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПК, рекомендуется организация перерывов на 10... 15 минут через каждые 45...60 минут работы. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать одного часа. Суммарное время регламентированных перерывов зависит от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с использованием ПК (табл. 3).

Таблица 3

Суммарное время регламентированных перерывов в зависимости

от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с ПК

При работе с ПК в ночную смену (с 22 до 6 ч) независимо от категории и вида трудовой деятельности продолжительность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30 %. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития позотонического (статического) утомления целесообразно выполнять специально разработанные комплексы упражнений.

Пользователям ПК, выполняющим работу с высоким уровнем напряженности, показана психологическая разгрузка во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).