Как выделяются все части речи. Что такое самостоятельные части речи в русском языке. Могут ли слова разных частей речи быть одним членом предложения

Творчество Николая Алексеевича Некрасова лирично и поэтично. Значение его поэм и стихотворений настолько велико, что они будут волновать еще много поколений.

По своим взглядам поэт причислял себя к демократам, но современники неоднозначно относились к его идеям и взглядам. Несмотря на это великий поэт и публицист оставил после себя поэтическое наследие, которое позволяет его ставить в один ряд с величайшими литераторами-классиками. Некрасовское творчество высоко оценено во всем мире, а его произведения переведены на множество языков.

Происхождение поэта


Известно, что Николай Алексеевич был выходцем из семьи дворян, которая проживала некогда в Ярославской губернии, где долгие годы жил дед поэта Сергей Алексеевич Некрасов. Но у него была небольшая слабость, которая, к сожалению, потом передалась и отцу поэта, - любовь к азартным играм. Так легко Сергей Алексеевич смог проиграть большую часть капитала семьи, и дети его остались со скромным наследством.

Это привело к тому, что Алексей Некрасов, отец поэта, стал армейским офицером и скитался по гарнизонам. Однажды он встретился Елену Закревскую, девушку богатую и очень симпатичную. Он называл ее полькой. Алексей сделал предложение, но получил отказ, так как родители готовили более надежное и обеспеченное будущее для своей дочери. Но Елена Андреевна полюбила небогатого офицера, поэтому решение родителей не приняла и тайком от них обвенчалась. Алексей Сергеевич не был богат, но не бедствовал вместе со всем своим большим семейством.

Когда в 1821 году полк поручика Алексея Некрасова стоял в Подольской губернии, в городе Немиров, в семье родился мальчик Николай. Это событие произошло 28 ноября.

Нужно сказать, что брак родителей оказался несчастливым, поэтому страдал и ребёнок. Когда впоследствии поэт будет вспоминать свои детские годы, то образ матери для него всегда будет жертвенным и страдальческим. Мать Николай видел жертвой грубой и даже развратной среды, в которой жил его отец. Потом он своей матери посвятит много стихотворных произведений, ведь это было что-то светлое и нежное в его жизни. Мать Николая очень много давала своим детям, которых у неё было тринадцать. Она максимально старалась окружить их теплом и любовью. Все выжившие дети, обязаны ей своим образованием.

Но в его детской жизни были и другие светлые образы. Так, его надежным другом была сестра, с судьбой похожей на судьбу матери. Ей Некрасов тоже посвящал свои стихи.

Детские годы


Все детство маленького Николая Некрасова прошло в селе Грешнево под Ярославлем. Семья поселилась в имении дедушки, когда поэту едва исполнилось три года.

С малых лет будущий поэт видел, как жестоко обращался отец с крестьянами, как был груб с женой, и как часто перед глазами мальчика проходили и менялись любовницы отца – крепостные девки.

Но увлечения отца женщинами и картами вынудили его занять место исправника. Разъезжая по селам и деревням, чтобы выбивать из крестьян недоимку, отец брал с собой Николая. Поэтому поэт с раннего детства видел несправедливость и то, какое большое горе переживает простой народ. Это потом станет основной темой для его поэтических произведений. Николай никогда не изменял своим принципам, не забывал среду в которой вырос.

Едва Николаю Некрасову исполнилось одиннадцать лет, как его отдали в гимназию города Ярославля, где он проучился пять лет. Но к сожалению, учеба ему давалась плохо, он не успевал по многим предметам, да и хорошим поведением он тоже не отличался. Много конфликтов у него возникало с учителями, так как он писал на них свои небольшие стихотворения сатирического содержания. В возрасте шестнадцати лет он решил записывать эти свои стихотворные пробы в домашнюю тоненькую тетрадь.

Образование


В 1838 году Николая Некрасова, которому едва исполнилось семнадцать лет, отец отправил его в Санкт-Петербург, чтобы он мог служить в полке для дворян. Но тут желания сына и отца разошлись. Отец мечтал о военной службе для сына, а сам поэт думал о литературе, которая увлекала еще с каждым днем все больше.

Однажды Николай Некрасов встретил своего друга, Глушицкого, который на тот момент был студентом. После общения с товарищем, который рассказал Николаю о студенческой жизни, об образовании, юноша окончательно решил не связывать свою жизнь с военным делом. Затем Глушицкий познакомил друга с другими своими друзьями, такими же студентами, и вскоре у поэта возникло огромнейшее желание учиться в университете. Хотя отец был категорически против учёбы в университете Николай ослушался.

Но экзамены, к сожалению, он провалил. Это не смогло его остановить, и он решил стать вольным студентом, который просто приходил на лекции и слушал. Выбрал он филологический факультет, и упорно его посещал на протяжении трех лет. Но с каждым годом ему становилось все тяжелее, так как отец все-таки выполнил угрозы и лишил его материальной поддержки. Поэтому большая часть времени Николая Некрасова уходила на то, чтобы найти хоть какую-то небольшую работу или даже подработку. Вскоре нужда оказалась очень сильной, он не мог даже пообедать, да и за съемную небольшую комнатку он уже не мог платить. Он заболел, жил в трущобах, питался в самых дешёвых столовых.

Писательская деятельность


После лишений жизнь молодого поэта понемногу стала налаживаться. Сначала он стал давать частные уроки, и это приносило ему хоть и небольшой, но стабильный заработок, а затем стал печатать свои статьи в литературных журналах. Кроме этого, ему дали возможность писать еще и водевили для театра. В это время молодой поэт увлеченно работает над прозой, иногда пишет и стихи. Публицистика становится его излюбленным жанром в это время. Потом он сам о себе скажет:

«Сколько же я работал!».


В его ранних произведениях отмечается романтизм, хотя в дальнейшем все некрасовские труды критики и литераторы относили к реализму. Стали у молодого поэта появляться свои сбережения, которые помогли ему выпустить первую книгу стихов. Но вот только критики не всегда его стихотворные произведения принимали хвалебно. Многие безжалостно ругали молодого поэта и стыдили его. Например, самый уважаемый критик Белинский, отнёсся очень холодно и пренебрежительно к творчеству Некрасова. Но были и те, кто хвалили поэта, считая его произведения настоящим литературным искусством.

Вскоре писатель решает обратиться к юмористическому направлению и пишет несколько поэм. И в жизни его происходят новые удачные изменения. Николай Некрасов становится сотрудником одного из журналов. Он сближается с кружком Белинского. Именно критик оказывал сильнейшее влияние на неопытного публициста.

Издательское дело становится его жизнью и источником дохода. Сначала он выпускает различные альманахи, в которых печатались и молодые, начинающие поэты и писатели, так и настоящие акулы пера. Он настолько стал преуспевать в новом для него деле, что вместе с Панаевым приобретает популярный журнал «Современник», и становятся его редакторами. В то время начали печататься в нем, ставшие потом известными, писатели: Тургенев, Огарев, Гончарова, Островский и другие.

Свои произведения поэтические и прозаические на страницах этого литературного журнала печатал и сам Николай Некрасов. Но в 1850 году он заболел болезнью горла, вынужден был уехать в Италию. А когда вернулся, то увидел, что в просвещенном обществе грядут перемены. В результате всего этого литераторы, которые печатались в журналах, разделились на две группы. Обострились и цензурные запреты.

Из-за смелых публикаций журналу было вынесено предупреждение. Власть боялась деятельности литераторов. На самых опасных мастеров пера была организована настоящая опала. Многие попали в ссылку. Деятельность «Современника» сначала была приостановлена. Затем, в 1866 году, журнал закрыли навсегда.

Некрасов переходит работать в журнал «Отечественные записки». Он начинает выпускать приложение к журналу, которое имеет сатирическое содержание.

Личная жизнь поэта


В личной жизни у поэта было три женщины, которых он любил и которых он упомянул в своем завещании:

А. Панаева.
С. Лефрен
З.Н. Некрасова


Авдотья Панаева была замужем за другом Николая Некрасова. Их встреча произошла на литературных вечерах. Тогда поэту было 26 лет. Авдотья, хоть и не сразу, заметила Николая Некрасова и ответила взаимностью. Они стали жить вместе, да еще в том доме, где жил и ее законный муж. Этот союз продлился целых 16 лет. В этом странном союзе рождается ребенок, но он в ранних годах умирает, а между влюбленными начинается разлад и вскоре Авдотья уходит к другому революционному поэту.

С Селиной Лефрен Николай Некрасов познакомился случайно, так как его сестра жила с ней на квартире. На лето в этой квартире остановился и поэт. Между молодыми людьми был небольшой роман.

В возрасте 48 лет он познакомился с Феклой Викторовой, которая впоследствии стала его женой. На момент знакомства Фекле было всего лишь двадцать три года, и она была из простой деревенской семьи. Некрасов занимался ее образованием, а со временем девушка сменила свое имя и стала именовать себя Зинаидой Николаевной.

Последние годы жизни


В свои последние дни и годы публицист и поэт работал много. В 1875 году он заболевает и при врачебном исследовании выясняется, что у него рак, который излечить было невозможно.

После этого Николай Алексеевич в течение двух лет был прикован к постельному режиму. Когда в литературной среде узнал о тяжелой болезни писателя интерес к нему возрос и его произведения стали пользоваться успехом, славой и популярностью. Его пытались поддержать добрым словом многие коллеги, он получал письма и телеграммы со всей России.

Умер поэт в конце 1877 года по старому стилю. Около восьми часов, вечером, 27 декабря. На его похороны пришло большое количество людей. Выразить дань великому писателю и поэту пожелали все, кто мог присутствовать на похоронах.

Творчество классика, оценённое ещё при его жизни, остаётся бесценным даром по истечении почти 140 лет, а некоторые произведения поражают своей актуальностью, современностью и значимостью.

Биография и эпизоды жизни Николая Некрасова. Когда родился и умер Николай Некрасов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Николая Некрасова:

родился 28 ноября 1821, умер 27 декабря 1877

Эпитафия

«Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей…
Уступит свету мрак упрямый,
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой,
Баю-баю-баю-баю!..»
Из стихотворения Н. Некрасова «Баюшки-баю», написанного им в год смерти

Биография

Николай Некрасов, знакомый нам со школьной скамьи своими «народными» стихами, которыми вызывал сострадание к народным мучениям, и сам не понаслышке был знаком с тяготами и лишениями. Ещё в детстве, «благодаря» отцу, он видел насилие, жестокость и смерть; впоследствии тяжело страдал от нужды, а в последние годы жизни чудовищно мучился от неизлечимой болезни. Возможно, именно несчастья наполнили поэзию Некрасова тем чувством, которое вызывало настолько широкий отклик у читателей и выдвигало его в глазах многих современников в один ряд с Пушкиным.

Некрасов родился в дворянской, когда-то богатой семье. Отец хотел, чтобы юноша поступил в дворянский полк в Петербурге, но, оказавшись в столице, Некрасов понял, что хочет получить образование. Молодой человек не выдержал экзамена и остался при университете вольнослушателем. Мало того, отец так рассердился, что перестал помогать ему финансово, и молодой Некрасов, терпя страшную нужду, был вынужден искать любого заработка.

Несколько лет спустя дела будущего поэта немного поправились: он давал частные уроки и печатал статьи. Некрасов уже давно понял, что смысл его жизни - в литературе. Первый сборник стихов Некрасова был по-юношески максималистичным подражанием поэтам-романтикам, довольно неудачным, так что Василий Жуковский посоветовал начинающему автору печататься без имени, чтобы потом не краснеть за эти стихи.


Но Некрасов не опустил рук: он продолжал писать теперь уже в юмористическом и сатирическом жанре, начал работать над прозой. Он сблизился с В. Белинским и его литературным кружком, и знаменитый критик оказал огромное влияние на поэта и поддержал его. Но пока ещё именно издательская деятельность прославила Некрасова: он стал выпускать альманахи, в которых печатались Достоевский, Тургенев, Майков. А в возглавленном им «Современнике» с помощью Некрасова были открыты такие имена, как Иван Гончаров, Николай Герцен, Лев Толстой. Здесь же, в «Современнике», расцветает и поэтическое дарование самого Некрасова.

Так или иначе, а только в зрелые годы поэт обрёл ту славу, которой по праву заслуживал. Главной работой в жизни Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», итог многих лет наблюдений и раздумий о крепостной системе и жизни народа. Ко времени создания поэмы за Некрасовым уже сформировалась собственная поэтическая школа: группа поэтов-реалистов, противопоставлявших своё творчество «чистому искусству». Именно Некрасов стал символом гражданского значения поэзии.

За два года до смерти врачи обнаружили у Некрасова рак кишечника, который сделал последние годы его жизни невыносимо мучительными. Известие о том, что Некрасов смертельно болен, облетело Россию, и со всех её концов ему посыпались слова поддержки и утешения. Смерть Некрасова вызвала огромный общественный резонанс: несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожали гроб с телом от квартиры Некрасова до Новодевичьего кладбища. И когда выступавший на похоронах Достоевский поставил Некрасова на третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, ему не дали договорить, объявив поэта выше Пушкина.

Линия жизни

28 ноября 1821 г. Дата рождения Николая Алексеевича Некрасова.
1832 г. Поступление в ярославскую гимназию.
1838 г. Переезд в Петербург.
1839 г. Поступление в качестве вольнослушателя на филологический факультет Петербургского университета.
1840 г. Выпуск первого сборника стихов «Мечты и звуки».
1842 г. Знакомство с Авдотьей Панаевой.
1843 г. Начало издательской деятельности.
1847 г. Некрасов становится руководителем журнала «Современник».
1858 г. Выпуск сатирического приложения к «Современнику» — журнала «Свисток».
1865 г. Создание первой части поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1868 г. Назначение редактором журнала «Отечественные записки».
1875 г. Болезнь.
27 декабря 1877 г. Дата смерти Николая Некрасова.
30 декабря 1877 г. Похороны Некрасова на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Памятные места

1. Г. Немиров, где родился Некрасов.
2. Дом № 11 по Революционной (ранее - Воскресенской) улице, здание Ярославской гимназии, где Некрасов учился с 1832 по 1838 гг.
3. Дом № 13 по Поварскому переулку в Петербурге, где в кв. 7 Некрасов жил с 1845 по 1848 гг.
4. Мемориальный музей-квартира Некрасова в бывшем Доме Краевского (№ 36 по Литейному проспекту) в Санкт-Петербурге, где находились редакции журналов «Современник» и «Отечественные записки» и где Некрасов жил с 1857 по 1877 гг.
5. Литературно-мемориальный музей-заповедник «Карабиха», где Некрасов жил в летние месяцы в 1861-1875 гг.
6. Дом-музей в бывшем охотничьем домике Некрасова в Чудово, где писатель проводил летние месяцы с 1871 по 1876 гг.
7. Новодевичье кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Некрасов.

Эпизоды жизни

Отец Некрасова был семейным деспотом, который ужасно обращался и с собственной женой, и с крепостными. Для поэта его образ олицетворял самодурство и жестокость власть имеющего, тогда как мать Некрасова стала в его глазах символом кроткой и долготерпеливой России.

Личная жизнь Некрасова вызывала немало сплетен и возмущения в обществе. Поэт был влюблён в Авдотью, жену своего друга, писателя Ивана Панаева, и троица жила вместе в квартире Панаевых больше 15 лет, что послужило поводом к общественному осуждению. А уже в зрелом возрасте 48 лет Некрасов познакомился с крестьянской девушкой Фёклой Викторовой, которую вывозил в свет, назвав более благородным именем Зинаида, и с которой впоследствии обвенчался.

Некрасов, как и его предки по мужской линии, был заядлым игроком в карты. Но, в отличие от них, он выигрывал, а не наоборот. Так, с помощью карточной игры ему удалось возвратить отобранное за дедовские долги наследное поместье Грешнево, дом детства поэта.

Заветы

«Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора».

«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И - бог тебе судья!»

«Всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т. п. Вздор! Слова всегда есть, да ум наш ленив».


В рамках проекта «Живая поэзия» Михаил Полицеймако читает стихотворение Некрасова «Мороз, Красный нос»

Соболезнования

«Его слава будет бессмертна… вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».
Н. Г. Чернышевский, писатель

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого».
Дмитрий Писарев, литературный критик

«После Пушкина Достоевский и Некрасов - первые у нас поэты города…»
Валерий Брюсов, поэт

«…человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем, и горем до чрезмерности».
Иван Панаев, писатель и друг Некрасова

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Подольская губерния, Российская империя - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист, революционер-демократ, классик русской литературы. С 1847 года по 1866 год - руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года - редактор журнала «Отечественные записки».

Наиболее известен такими произведениями, как поэма-роман «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, красный нос», «Русские женщины», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.

Рождение и происхождение

Николай Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи Ярославской губернии. Родился в Винницком уезде Подольской губернии в городе Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец - поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), которого не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Алексеевич Некрасов (1746-1807), дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Алексея Сергеевича полюбила Елена Андреевна Закревская (1801-1841), красивая и образованная дочь мелкого малороссийского чиновника, которую поэт считал полькой. Родители Елены Закревской не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого и малообразованного армейского офицера, что вынудило Елену в 1817 году вступить в брак без согласия родителей. Однако брак этот не был счастливым. Вспоминая о детстве, поэт всегда говорил о своей матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Своей матери он посвятил целый ряд стихотворений - «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час», в которых он нарисовал светлый образ той, которая своим благородством скрасила непривлекательную обстановку его детства. Тёплые воспоминания о матери сказались в творчестве Некрасова, проявившись в его произведениях о женской доле. Сама идея материнства проявится позже в его хрестоматийных произведениях - глава «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская». Образ матери - главный положительный герой некрасовского поэтического мира. Однако в его поэзии будут присутствовать и образы других родных людей - отца и сестры. Отец выступит в роли деспота семьи, необузданного дикаря-помещика. А сестра, наоборот, как нежный друг, чья судьба подобна судьбе матери. Однако эти образы будут не так ярки, как образ матери.

Ранние годы

Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии, в уезде, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), выйдя в отставку, переселился, когда Николаю было 3 года. Мальчик рос в огромной семье (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), в тяжёлой обстановке зверских расправ отца с крестьянами, бурных оргий его с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице»-жене, матери будущего поэта. Запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова занять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, и ему, ещё будучи ребёнком, нередко доводилось видеть мёртвых, выбивание недоимок и т. п., что залегло в его душу в виде печальных картин народного горя.

В 1832 году, в возрасте 11 лет, Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он неважно и не очень ладил с гимназическим начальством (частично из-за сатирических стишков). В ярославской гимназии 16-летний юноша стал записывать свои первые стихи в домашнюю тетрадку. В его начальном творчестве прослеживались печальные впечатления ранних лет, которые в той или иной мере окрасили первый период его творчества.

Его отец всегда мечтал о военной карьере для сына, и в 1838 году 17-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.

Однако Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого, и познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание учиться. Он пренебрёг угрозой отца остаться без всякой материальной помощи и начал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Однако экзамена не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 год пробыл в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка, так как рассерженный отец перестал ему оказывать материальную поддержку. В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать. Не всегда у него была также и квартира. Некоторое время он снимал комнатку у солдата, но как-то от продолжительного голодания заболел, много задолжал солдату и, несмотря на ноябрьскую ночь, остался без крова. На улице над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в одну из трущоб на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе подработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда только закалила его характер.

Начало литературной деятельности

После нескольких лет лишений, жизнь Некрасова начала налаживаться. Он стал давать уроки и печатать небольшие статьи в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете». Кроме этого, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Некрасов увлёкся литературой. Несколько лет он усердно работал над прозой, стихами, водевилями, публицистикой, критикой («Господи, сколько я работал!..») - вплоть до середины 1840-х годов. Его ранние стихи и проза отмечались романтической подражательностью и во многом подготовили дальнейшее развитие некрасовского реалистического метода.

У него начали появляться собственные сбережения, и в 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых он выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки». В стихах можно было заметить подражания Василию Жуковскому, Владимиру Бенедиктову и другим. Сборник состоял из псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Готовящуюся книгу Некрасов отнёс В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Тот выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами «Н. Н.».

Литературный критик Николай Полевой похвалил дебютанта, в то время как критик В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался пренебрежительно о книжке. Книга начинающего поэта «Мечты и звуки» совершенно не раскупалась, и это так подействовало на Некрасова, что он, подобно Н. В. Гоголю (который в своё время скупил и уничтожил «Ганса Кюхельгартена»), стал также скупать и уничтожать «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

Тем не менее, Белинский, при всей суровости своего мнения, упомянул в рецензии на сборник «Мечты и звуки» о стихах, как о «вышедших из души». Однако неудача поэтического дебюта была очевидна, и Некрасов пробует себя в прозе. В его ранних повестях и рассказах отразились собственный жизненный опыт и его первые петербургские впечатления. В этих произведениях действуют молодые разночинцы, голодные поэты, проживающие в нужде чиновники, бедные девушки, обманутые столичными хлыщами, ростовщики, наживающиеся на нуждах бедняков. Несмотря на то, что его художественное мастерство ещё было несовершенно, раннюю некрасовскую прозу можно смело причислить к реалистической школе 1840-х годов, во главе которой стояли Белинский и Гоголь.

Вскоре он обратился и к юмористическим жанрам: таковы были балагурная поэма «Провинциальный подьячий в Петербурге», водевили «Феоктист Онуфриевич Боб», «Вот что значит влюбиться в актрису», мелодрама «Материнское благословенье, или бедность и честь», повесть о мелких петербургских чиновниках «Макар Осипович Случайный» и др.

В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», начав работу в библиографическом отделе. В 1842 году произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, который близко с ним познакомился и высоко оценил достоинства его ума. Белинский полагал, что в области прозы из Некрасова ничего более, чем заурядный журнальный сотрудник, не выйдет, но его стихотворение «В дороге» восторженно одобрил. Именно Белинский оказал на Некрасова сильное идейное влияние.

Вскоре Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846), в которых дебютировали Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, выступали И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Майков. Большой успех имел «Петербургский Сборник», в котором были напечатаны «Бедные люди» Достоевского.

Особое место в раннем творчестве Некрасова занимает роман из современной жизни того периода, известный под названием «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Роман был начат в 1843 году и создавался на пороге творческой зрелости писателя, что проявилось как в стиле романа, так и в самом содержании. Наиболее это заметно в главе «Петербургские углы», которую можно рассматривать как самостоятельную повесть очеркового характера и одно из лучших произведений «натуральной школы». Именно эту повесть Некрасов опубликовал отдельно (в альманахе «Физиология Петербурга», 1845). Она была очень высоко оценена Белинским в его рецензии на этот альманах.

«Современник»

Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года - январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественных записок», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан». Тем не менее, Белинский был в «Современнике» на уровне такого же обычного журналиста, каким был ранее у Краевского. И это впоследствии Некрасову ставили в упрёк, так как именно Белинский больше всех содействовал тому, что основные представители литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» перешли в «Современник».

Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».

С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика. В период «мрачного семилетия» 1848-1855 годов правительство Николая I, напуганное французской революцией, стало преследовать передовую журналистику и литературу. Некрасов как редактор «Современника» в это нелёгкое для свободомыслия в литературе время сумел ценой огромных усилий, несмотря на постоянную борьбу с цензурой, сохранить репутацию журнала. Хотя нельзя было не отметить, что содержание журнала заметно потускнело.

Начинается печатание длинных приключенческих романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Николаем Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним Головачёвой-Панаевой). Главами этих долгих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за цензурных запретов.

Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом нового периода русской жизни. В его творчестве также наступила счастливая пора - его выдвигают в первые ряды русской литературы.

Однако этот период нельзя было назвать лёгким. Обострившиеся в то время классовые противоречия отразились и на журнале: редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы, одна из которых, во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, которые ратовали за умеренный реализм и эстетическое «пушкинское» начало в литературе, представляла либеральное дворянство. Противовес им составили приверженцы сатирической «гоголевской» литературы, пропагандировавшейся демократической частью русской «натуральной школы» 1840-х годов. В начале 1860-х годов противостояние этих двух течений в журнале достигло предельной остроты. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов крестьянской демократии. В этот нелёгкий период наивысшего политического подъёма в стране поэт создаёт такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).

В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова. Началась эпоха студенческих волнений, бунтов «освобождённых от земли» крестьян и польского восстания. В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предостережение». Выход в свет «Современника» приостанавливается, а в 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал закрылся навсегда. Некрасову, за годы своего руководства журналом, удалось преобразовать его в главный литературный журнал и прибыльное предприятие, несмотря на постоянное преследование цензорами.

После закрытия журнала Некрасов сблизился с издателем Андреем Краевским и через два года после закрытия «Современника», в 1868 году, арендовал у Краевского «Отечественные записки», сделав их боевым органом революционного народничества и превратив их вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным в орган передовой демократической мысли.

Сатирическое приложение к журналу - «Свисток»

В 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым было основано сатирическое приложение к журналу «Современник» - «Свисток». Автором идеи был сам Некрасов, а основным сотрудником «Свистка» стал Добролюбов. Первые два номера журнала (вышедшие в январе и апреле 1859 года) были составлены Добролюбовым, Некрасов же принял активное сотрудничество с третьего номера (октябрь 1859 г.). К этому времени он уже был не просто сотрудником, а занимался организацией и редактированием номера. Также Некрасов печатал в журнале свои стихи и заметки.

Поздние годы

На всех этапах развития творчества Некрасова одно из важнейших мест в нём занимала сатира, тяготение к которой наметилось ещё в 1840-х годах. Эта тяга к острокритическому изображению действительности привела в 1860-70-х годах к появлению целой серии сатирических произведений. Поэтом создавались новые жанры, он писал стихотворные памфлеты, поэмы-обозрения, обдумывал цикл «клубных» сатир. Ему удавалось искусство социальных разоблачений, умелое и тонкое описание самых злободневных вопросов. В то же время он не забывал про лирическое начало, умел легко переходить от задушевных интонаций к приёмам колючего стихотворного фельетона, нередко близкого даже к водевильной манере. Все эти тонкости его творчества предопределили появление нового типа сатиры, какого до него ещё не было в русской литературе. Так, в своей большой сатирической поэме «Современники» (1875) Некрасов умело чередует приёмы фарса и гротеска, иронию и сарказм. В ней поэт со всем своим талантом обрушил силу своего негодования против набиравшей силы российской буржуазии. По мнению литературного критика В. В. Жданова, сатирическая поэма-обозрение Некрасова «Современники» в истории русской литературы стоит рядом с обличительной щедринской прозой. Салтыков-Щедрин и сам положительно отзывался о поэме, которая поразила его своей силой и правдой.

Однако главной работой Некрасова стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», в основу которой легла мысль поэта, которая неотступно преследовала его в пореформенные годы: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Эта поэма-эпопея вобрала в себя весь его духовный опыт. Это опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства, разорённого этой реформой.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника - неизлечимую болезнь, которая на два последующих года приковала его к постели. На это время его жизнь превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург Бильрот, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России к нему в больших количествах стали приходить письма и телеграммы. Поддержка народа сильно помогла поэту в его страшных мучениях и вдохновила его на дальнейшее творчество.

В это нелёгкое для себя время он пишет «Последние песни», которые по искренности чувства относят к его лучшим творениям. В последние годы в его душе ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. Так, в колыбельной песне «Баю-баю» смерть говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!…»

В «Дневнике писателя» Достоевский писал: «Я видел его в последний раз за месяц до его смерти. Он казался тогда почти уже трупом, так что странно было даже видеть, что такой труп говорит, шевелит губами. Но он не только говорил, но и сохранял всю ясность ума. Кажется, он всё ещё не верил в возможность близкой смерти. За неделю до смерти с ним был паралич правой стороны тела». Некрасов умер 27 декабря 1877 года, в 8 часов вечера.

Проводить поэта в последний путь пришло огромное количество народа. Его похороны стали первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Прощание с поэтом началось в 9 часов утра и сопровождалось литературно-политической демонстрацией. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище. Молодёжь даже не дала говорить выступавшему на самих похоронах Достоевскому, который отвёл Некрасову (с некоторыми оговорками) третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, прервав его криками «Да выше, выше Пушкина!». Этот спор затем перешёл в печать: часть поддерживала мнение молодых энтузиастов, другая часть указывала на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка». Были и третьи, которые с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, по их мнению лишённым всякого художественного значения.

В погребении Некрасова принимали участие представители «Земли и воли», а также другие революционные организации, которые возложили на гроб поэта венок с надписью «От социалистов».

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву (ур. Брянская) - жену писателя Ивана Панаева. Авдотья Панаева, привлекательная брюнетка, считалась одной из самых красивых женщин Петербурга того времени. Кроме этого, она была умна и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа Ивана Панаева. Её собственный литературный талант привлекал в кружок в доме Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Её мужа, писателя Панаева, характеризовали как повесу и гуляку. Несмотря на это, его жена отличалась порядочностью, и Некрасову пришлось приложить немалые усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой замечательной женщины. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось. Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.

Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи - Иваном Панаевым. Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева. Всё это вызывало общественное осуждение - про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу. В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Ей даже удалось от него забеременеть, а Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов - так называемый «Панаевский цикл» (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе). Соавторству Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов, имевших большой успех. Несмотря на такой нестандартный образ жизни, эта троица оставалась единомышленниками и соратниками в деле возрождения и становления журнала «Современник».

В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и Николай Алексеевич. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые вскоре привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях. В 1860-х годах умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём, а с Панаевым всегда оставался в очень хороших отношениях. Панаевой, этой эффектной брюнетке, Некрасов посвятил много своих пламенных стихов.

В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев. Жил он преимущественно в Париже вместе со своими спутницами - родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен (фр. Lefresne), с которой он познакомился ещё в Петербурге в 1863 году. Селина была обычной актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре. Она отличалась живым нравом и лёгким характером. Лето 1866 года Селина провела в Карабихе. А весной 1867 года она отправилась за границу, как и в прошлый раз, вместе с Некрасовым и его сестрой Анной. Однако на этот раз она в Россию больше не вернулась. Однако это не прервало их отношений - в 1869 году они встретились в Париже и весь август провели у моря в Диеппе. Некрасов остался очень доволен этой поездкой, поправив также и своё здоровье. Во время отдыха он чувствовал себя счастливым, причиной чему была и Селина, которая была ему по душе. Хотя её отношение к нему было ровным и даже чуть суховатым. Вернувшись, Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

Позже Некрасов познакомился с деревенской девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой, простой и необразованной. Ей было 23 года, ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя - Зина. Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. Однако Некрасов всё же тосковал по своей прежней любви - Авдотье Панаевой - и одновременно любил и Зинаиду, и француженку Селину Лефрен, с которой у него был роман за границей. Одно из самых своих знаменитых стихотворных произведений - «Три элегии» - он посвятил только Панаевой.

Следует также упомянуть о страсти Некрасова к игре в карты, которую можно назвать наследственной страстью семьи Некрасовых, начиная с прадеда Николая Некрасова - Якова Ивановича, «несметно богатого» рязанского помещика, который довольно быстро лишился своего богатства. Впрочем, и вновь разбогател он достаточно быстро - одно время Яков был воеводой в Сибири. В результате страсти к игре его сыну Алексею досталось уже одно только рязанское имение. Женившись, он получил в качестве приданого село Грешнево. Но уже его сын, Сергей Алексеевич, заложив на срок ярославское Грешнево, лишился и его. Алексей Сергеевич, когда рассказывал своему сыну Николаю, будущему поэту, славную родословную, резюмировал: «Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед - две, дед (мой отец) - одну, я - ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю». И только Николаю Алексеевичу первым удалось переломить судьбу. Он также любил играть в карты, но стал первым - не проигрывавшим. В то время, когда его предки проигрывали, - он один отыгрывал и отыграл очень много. Счёт шёл на сотни тысяч. Так, ему весьма крупную сумму проиграл генерал-адъютант Александр Владимирович Адлерберг, известный государственный деятель, министр Императорского Двора и личный друг императора Александра II. А министр финансов Александр Агеевич Абаза проиграл Некрасову больше миллиона франков. Николаю Алексеевичу Некрасову удалось вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство и которое было отобрано за долг его деда.

Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота. Псовая охота, которую обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, была гордостью Алексея Сергеевича. Отец поэта давно простил своего отпрыска и не без ликования следил за его творческими и финансовыми успехами. И сын до самой смерти отца (в 1862 году) приезжал к нему в Грешнево каждый год. Некрасов посвятил псовой охоте весёлые стихи и даже одноимённую поэму «Псовая охота», воспевающую удаль, размах, красоту России и русской души. В зрелом возрасте Некрасов пристрастился даже к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»). Авдотья Панаева вспоминала, что, когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы - везлись дорогие вина, закуски и просто провизия. С собой даже брали повара. В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи - Савушка («сплошавший на сорок первом медведе») из «В деревне», Савелий из «Кому на Руси жить хорошо». Также поэт любил охотиться на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи. Ходил он на охоту и с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, с которым они долгое время дружили и переписывались. Некрасов в своём последнем послании Тургеневу за границу даже просил того купить ему в Лондоне или Париже ружьё Ланкастера за 500 рублей. Однако их переписке было суждено прерваться в 1861 году. Тургенев не ответил на письмо и ружья не купил, а на их многолетней дружбе был поставлен крест. И причиной тому были не идейные или литературные разногласия. Гражданская жена Некрасова, Авдотья Панаева, ввязалась в тяжбу о наследстве бывшей жены поэта Николая Огарёва. Суд присудил Панаевой иск на 50 тысяч рублей. Некрасов оплатил эту сумму, сохранив честь Авдотьи Яковлевны, но тем самым его собственная репутация пошатнулась. Тургенев выведал у самого Огарёва в Лондоне все хитросплетения тёмного дела, после чего порвал все отношения с Некрасовым. Некрасов-издатель разошёлся и с некоторыми другими старыми друзьями - Толстым, Островским. В это время он и переключился на новую демократическую волну, исходившую из стана Чернышевского - Добролюбова. Ставшая в 1870-м году его поздней музой Фёкла Анисимовна, наречённая Некрасовым на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове - циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг. Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова - чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь.

Образ революционного демократа в поэзии Н. А. Некрасова

По утверждению русского литературоведа профессора Ленинградского университета В. Е. Евгеньева-Максимова, Николай Алексеевич Некрасов был самым замечательным поэтом русской революционной демократии. По мнению Евгеньева-Максимова, мысли о тяжёлом положении народа приводили писателя к сочувствию угнетённым, то есть крепостным, и отрицательному отношению к помещикам.

В. И. Ленин ещё до Октябрьской революции рассмотрел в нём революционного демократа. Ленин считал одной из заслуг Некрасова то, что он учил русское общество различать под внешностью образованности крепостника-помещика его собственнические интересы, боролся как против крепостничества, так и против лицемерного российского либерализма.

М. И. Калинин в своей статье «О моральном облике нашего народа» (1945) говорил об общественно-воспитательном значении поэзии Некрасова, что тот своими произведениями пробуждал в людях ненависть к рабовладельцам, любовь к народу, призывал к борьбе.

Как утверждал литературовед и критик В. В. Жданов, Некрасов не только сочувствовал народу, но и отождествлял себя с крестьянской Россией, говорил от её имени и её языком, а также был выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, что и стало основой идейных и художественных особенностей его творчества.

По словам русского писателя, революционера-демократа Николая Чернышевского, Некрасов резко отрицательно воспринял Манифест 19 февраля 1861 года, откликнувшись на реформу стихотворением «Свобода», в котором отразились его собственные наблюдения над переменами в деревне: «Родина мать! По равнинам твоим Я не езжал ещё с чувством таким!» Эти чувства были вызваны надеждами на улучшение жизни крестьянина, а новую крестьянскую реформу он считал лишь ещё одними «сетями» для крестьянства: «Знаю: на место сетей крепостных люди придумали много иных…».

Примечательно, что Некрасов благополучный выход для крестьянства видел в индивидуальном хозяйстве. Он был сторонником американского пути развития капитализма в России, выступал за ликвидацию пережитков крепостничества, за передачу крестьянству помещичьей земли, за политический и культурный рост мужика. В то же время он отрицательно относился к «прусскому» варианту капитализма и изобличал русский капитализм, который в то время был ещё очень слаб.

В некрасовской лирике первой половины 1860-х гг. заметна напряжённая атмосфера, которая была в обществе того времени: это подъём освободительного движения в годы революционной ситуации, заметное нарастание, а затем и спад послереформенных крестьянских волнений. Сказались также правительственные репрессии и аресты революционеров. Все эти события придали некрасовским стихам в одних случаях мрачный колорит, а в других наполнили их мятежным пафосом, чувством протеста. В 1864 году поэт пишет небольшую поэму «Железная дорога», в которой отразилась жестокая реальность жизни и труда русского крестьянина, был проведён строгий социальный анализ. Некрасов затронул в этой поэме острую социальную тему эксплуатации рабочих, вчерашних крестьян, на тяжёлом строительстве железных дорог. В поэме он указал на послереформенное разорение деревни и связал его с начавшимся процессом капитализации России.

В середине 1860-х годов Некрасов написал острую сатиру «Газетная», в которой высмеял своего исконного врага - цензуру: он показал отрицательный образ цензора николаевских времён, который по инерции продолжает искать «крамолу» в газетах. Некрасов посвятил теме борьбы с цензурой и либерализмом обширный цикл сатирических стихов «Песни о свободном слове» (1865-1866), написанных в ответ на цензурные «реформы», которые ставили в тяжёлое положение и его журнал «Современник». В этих стихах он подверг осмеянию цензурную политику правительства, а также и либеральную печать, которая восхваляла эту политику.

В то же время, пытаясь спасти журнал «Современник», Некрасов написал хвалебную оду, которую прочитал Муравьёву-Вешателю, жестоко подавившему Польское восстание, на обеде в Английском клубе 16 апреля 1866 года. Это не могло не возмущать революционеров, и не только их, но даже и некоторых жандармов, так как в этой оде поэт настойчиво требовал кары для тех, кого сам же призывал на революционные подвиги. Некоторые, уже бывшие, поклонники Некрасова срывали со стен его портреты и рвали в клочья, а также писали на этих портретах «подлец» и отсылали ему по почте. Этот поступок не понравился даже большей части членов клуба, которые слышали оду. Более того, стих не оставил впечатления даже у самого Муравьёва, и на вопрос Некрасова, стоит ли это напечатать, тот ему ответил отрицательно.

Писатель в то время не мог прямо писать о революционерах, которых преследовало правительство, и поэтому искал обходные пути, чтобы донести свои мысли. Однако в 1868 году он пишет стихотворение «Душно! Без счастья и воли…», в котором ему удаётся почти прямо выразить революционный призыв и мысль о назревающей в долгой ночи грозе, которая расплещет «чашу вселенского горя»: «Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна!».

Некрасовская лирика 1870-х, его поэмы пропитаны революционными настроениями. В них отражены влияние освободительной борьбы, время подъёма и спада народнического движения, «хождения в народ», которому поэт искренне сочувствовал.

Некрасовская школа

В поэзии 1860-х годов сформировалось такое понятие, как «Некрасовская школа». Это была группа поэтов, которые противопоставляли себя поэтам «чистого искусства» как поэты реального и гражданского направления, - Дмитрий Минаев, Николай Добролюбов, Иван Никитин, Василий Курочкин и другие. Само понятие «Некрасовская школа» вовсе не означало, что они являлись учениками Некрасова в прямом смысле. Скорее, Николаю Некрасову удалось наиболее полно выразить совокупность тех тенденций гражданской поэзии 1840-60-х годов, которые были значимы в их творчестве: Добролюбов и Минаев были поэты по преимуществу сатирические, Никитин - крестьянский, так же и с другими поэтами.

Ещё Чернышевский заявил, что Некрасов является создателем нового периода в русской литературе. На появлении самого термина «Некрасовская школа» сказалось влияние такого понятия, как «натуральная школа», которая в середине 1840-х годов также в большой мере связывалась именно с именем Некрасова. Определение «Некрасовская школа» прозвучало впервые в связи с характеристикой поэзии Дмитрия Минаева. Существование такого направления признавали и критики, враждебно относившиеся к демократической поэзии. Под этой школой можно понимать систему художественных принципов, которые сложились в русской (прежде всего демократической) поэзии к середине XIX века. Школа оказывала своё влияние на русскую поэзию. Следы некрасовской школы находят даже у поэтов позднейшего времени - у Андрея Белого, у Александра Блока. Однако обычно под школой Некрасова подразумевают поэтов 1850-70-х годов, которые идеологически и художественно наиболее были ему близки и испытывали на себе прямое его влияние. Большинство из них формировалось вокруг немногочисленных демократических изданий: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры». Сама некрасовская поэзия характеризовалась народностью. Некрасов был поэтом, который не просто писал о народе, но и говорил его языком.

Родился Николай Некрасов в 1821 году в городе Немиров (Подольская губерния). Семья была зажиточная, большая. Отец был помещик. У Николая было тринадцать братьев и сестер. Детство писателя прошло в "родовом гнезде", с. Грешнево.

В одиннадцать лет Некрасов начал учебу в гимназии, и пять классов прошел именно там, хотя учеба шла не очень успешно. В то время юный поэт уже начал сочинять первые стихи с сатирическим уклоном, которые он записывал в тетради.

Начало творчества

Отец Николая Некрасова был деспотом и часто проявлял жестокость в обращении с другими, что сказалось и на будущей биографии Николая Некрасова. Когда Николай отказался от службы в армии, отец заявил, что больше не будет материально помогать сыну. В 1838 году поэт отправился на учебу в Петербургский университет, где начал учиться на филологическом факультете. Однако материальные трудности поглощали Николая, он жил впроголодь, а средств к существованию взять было неоткуда, поэтому Некрасов нашел подработку - иногда давал уроки и на заказ сочинял.

В то время Николай завел знакомство с Белинским, который был критиком, и в последующие годы оказал на поэта значительное влияние. Когда Некрасову было 26 лет, он и писатель Панаев совместно выкупили "Современник", который вскоре получил большую популярность и имел успех в обществе. Однако в 1826 году правительство запретило издательство.

О чем писал Николай Некрасов

Говоря о биографии Николая Некрасова, стоит отметить, что в основном в произведениях Некрасова прослеживается линия трудной крестьянской жизни, страданий русского люда. Язык писателя очень богат, хотя часто можно встретить простые разговорные выражения, что указывает опять же на богатство русской речи, которая шла от народа. Он один из первых, кто в стихотворной форме сочетал разные жанры, такие как: сатира, лирика, элегические нотки. Можно смело утверждать, что Николай Некрасов внес бесценнный вклад в русскую поэзию и литературу.

В 1840 году, когда писатель накопил достаточно денег, чтобы издать книгу, в свет выходит первый его сборник "Мечты и звуки", правда успеха дебют не принес. Жуковский В. порекомендовал большую часть этой работы опубликовать без указания автора. Тогда Николай Некрасов решил временно оставить стихи и перешел на прозу, посвящая все время повестям и рассказам. Кроме того он издает альманахи, в одном из которых впервые был напечатан Достоевский (читайте краткую биографию Федора Достоевского). Считается, что одним из самых успешных альманахов стал "Петербургский Сборник", который вышел в 1846 году.

Женщины в биографии Николая Некрасова

У Николая в жизни было много романов. Его женщинами были: Авдотья Панаева - хозяйка литературного салона, француженка Селина Лефрен, простая деревенская девушка Фёкла Викторова.

С Авдотьей Панаевой у Некрасова сложились особые отношения. Она была очень красивой женщиной, и многие мужчины общества в Петербурге знали ее и добивались расположения. Законным мужем Авдотьи был писатель Иван Панаев, однако благодаря многочисленным усилиям Николай, все-таки, завоевал ее внимание. Некрасов и Панаева признались друг другу во взаимности и стали жить вместе. Вскоре у них родился сын, который в раннем возрасте умер, что сподвигло Авдотью уйти от Некрасова. Николай в свою очередь сошелся с Селиной Лефрен, которая играла в театре, и они вместе уехали в Париж, правда Некрасов спустя время вернулся. Роман между француженкой и писателем продолжался несмотря на расстояние и до тех пор, пока Николай не познакомился с Фёклой - простой деревенской девушкой. Поэт обвенчался с ней и стал звать по-своему - Зиной.

Многие сходятся во мнении, что на протяжении всей своей жизни Николай Некрасов любил именно Авдотью Панаеву, а не свою законную жену, и именно Авдотья Панаева повлияла на творческую биографию Николая Некрасова в большей степени.

Последние годы

Умер русский поэт и писатель в Петербурге в 1877 году от тяжелой болезни рака кишечника, которую выявили двуми годами ранее. Николай Некрасов успел написать последний сборник стихов "Последние песни", посвященный своей жене Зинаиде Некрасовой.

Если вы уже прочитали краткую биографию Николая Некрасова, вы можете поставить свою оценку поэту вверху страницы. А кроме того рекомендуем вам посетить раздел Биографии , чтобы почитать о других популярных авторах.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский . Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев , Иван Гончаров , Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого .

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после