Турецкий язык история возникновения. Где распространен русский язык

Святой Франциск Сальский (1567-1622) – епископ Женевы, Учитель Церкви, основатель Конгрегации визитанток. Происходил из графского рода, получил богословское образование в Париже. Проповедовал среди кальвинистов и обратил около 70 тысяч человек. Был духовным писателем и аскетом. Известен своими духовными сочинениями, в особенности «Руководством к благочестивой жизни» . Главная идея его наставлений заключается в том, что христианского совершенства можно достичь не только в монастырской обители, но и следуя своему мирскому призванию, освящая верой и любовью исполнение обязанностей, связанных с полученной профессией и занимаемым в обществе положением. Тем самым предвосхитил учение о всеобщем призвании к святости , получившее свое наиболее полное выражение в документах II Ватиканского Собора.

«Смотри на небо и не покидай его ради земли.

Смотри на ад и не бросайся в него ни на мгновение.
Смотри на Иисуса Христа и не отрекайся от Него ради мира.

Величайший успех добродетели состоит не в том, чтобы много думать о Боге, но в том, чтобы много любить Его.

Душа ближнего твоего есть древо добра и зла; к сему древу запрещено тебе прикасаться, или производить над ним суд твой; ибо суд сей Бог Себе Самому предоставил.
Будем взирать на ближнего своего оком простоты и любви, не разыскивая ни дел его, ни того, что с ним будет.

Храни радость в сердце, ибо Господь взирает на тебя с любовью и Его любовь сильнее, чем любая твоя скорбь.»

(Из «Руководства к благочестивой жизни» Франциска Сальского , переведенного на русский язык русским православным епископом святым Феофаном Затворником. Замечательный случай, когда православный святой свидетельствует о едином источнике духовной жизни Католической и Православной Церквей.)

Франциск родился 21 августа 1567 года в замке Саль (разрушен по приказу Людовика XIII), что в двадцати километрах к северо-востоку от Анси. Его родители принадлежали к старинному аристократическому семейству герцогства Савойского. Будущий святой был старшим из шести братьев и сестер.

В возрасте тринадцати лет он уехал в Париж, где получал образование сначала в колледже иезуитов, затем в Парижском университете. В 1579 г. он отправился в Падуанский университет для продолжения обучения юриспруденции и теологии. В 1593 г. против воли отца стал священником. Правда, после того, как почти сразу после рукоположения, несмотря на молодость, Франциск получил почётную должность декана Женевского капитула, отец смирился со священническим призванием сына. В качестве своих небесных покровителей молодой декан избрал св. Франциска Ассизского и св. Филиппа Нери.

Поскольку после Реформации город Женева стал центром кальвинизма, и Католическая Церковь была там запрещена, резиденция епископа Женевы и, соответственно, резиденция его капитула располагались в г. Анси в Савойе. Соответственно и деятельность Франциска поначалу проходила в родных местах, тем более что существовала потребность в борьбе с кальвинизмом, проникающим в Савойю из Женевы.

К 1594 г. район Шабле на севере Савойского герцогства стал почти полностью кальвинистским. Франциск начал там проповедническую деятельность, обращаясь главным образом к беднякам. Это было сопряжено с большими опасностями, дважды его пытались убить, а один раз он чудом избежал гибели, повстречавшись с волчьей стаей. Но проповеди Франциска были столь действенны, что через четыре года регион был полностью возвращён в католическую веру, а когда женевский епископ в изгнании Клод Гранье посетил Шабле, его встречали толпы обращённых св. Франциском бывших кальвинистов.

Слава Франциска росла, легенды ходили как о его проповедях, так и о его добродетелях. Многие его недоброжелатели были покорены терпением и кротостью святого. Франциск трижды тайно посетил оплот кальвинизма — Женеву, где вел беседы со знаменитым кальвинистским богословом и лидером, Теодором Безой, пытаясь и его вернуть в лоно католичества, но в этом не преуспел.

В 1599 г. он был назначен коадъютором епископа Женевы. В следующем году он посетил Францию, где познакомился с секретарем и исповедником короля Генриха IV кардиналом де Берюлем, знаменитым богословом, который стал его хорошим другом. Де Берюль познакомил Франциска с молодым Винсентом де Полем, эта встреча двух будущих святых была важна и полезна для обоих. Король Генрих IV также имел несколько бесед с Франциском и был настолько покорен его умом и святостью, что просил его остаться в Париже, однако Франциск отклонил это предложение и вернулся в Савойю.

В 1602 г., после смерти епископа Клода де Гранье, Франциск сам стал епископом Женевы.

До самой смерти он неустанно служил делу Церкви в Савойе и во всей Франции, проповедовал, способствовал росту приходов, приумножал христианское просвещение, спешил на помощь бедным и обездоленным. Вместе со святой Иоанной де Шанталь, духовным руководителем которой он был, Франциск основал в Анси в 1610 г. женский Орден визитанток, духовное руководство которым осуществлял до самой смерти.

Смерть и почитание

Герцог Савойский потребовал от Франциска, чтобы тот сопровождал его с дипломатической миссией в Париж и, несмотря на слабое здоровье и усталость, тот согласился. Предчувствуя свою вероятную кончину, Франциск Сальский оставил завещание и попрощался с клиром и монахинями в Анси.

Направляясь в столицу Французского королевства, Франциск 12 декабря 1622 г. сделал остановку в Лионе, где проживала последние годы Иоанна де Шанталь. Спустя несколько дней он окончательно слег, а 28 декабря умер. Вскоре после смерти его мощи были перевезены в монастырь Ордена визитанток в Анси. День перенесения мощей св. Франциска Сальского и является днем его поминовения в Католической Церкви. В 1661 г. Папа Александр VII беатифицировал Франциска, в 1665 г. тот же Папа причислил его к лику святых, а в 1877 г. Франциску Сальскому был присвоен Папой Пием IX почётный титул .

Кроме непосредственно основанного св. Франциском Сальским в содружестве со св. Иоанной де Шанталь женского Ордена визитанток, к духовному наследию этого святого возводят себя еще три мужских и четыре женских Конгрегации. Среди них — широко известная во всём мире, в том числе и в России, Конгрегация Салезианцев дона Боско .

В 1923 г. Папа Пий XI провозгласил св. Франциска Сальского покровителем католических писателей, издателей и журналистов .

Франциск Сальский - «величайший из святых, по крайней мере нового времени. И мое убеждение основано на не оставлявшем меня никогда чувстве, что в западной истории нашей эпохи был человек, характер и жизнь которого в высшей степени отражали характер и жизнь Господа нашего Иисуса Христа, отражали как сверхъестественно, так и естественно, инстинктивно».

Мишель де ла Бедваер

“Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам” (Тит 2, 11-14) .

Святой Франциск Сальский, моли Бога о нас!

Церковь Святого Франциска расположена в Анси на берегу реки Тиу, самой короткой во Франции. Церковь была построена в XVII столетии в честь двух святых – Франциска Сальского, епископа Женевы, причисленного после смерти к лику святых и получившего титул Учителя церкви, а также его духовной ученицы Иоанны де Шанталь. Святой Франциск Сальский и его соратница в начале XVII века стали основателями женского ордена посещения Пресвятой Девы Марии (или ордена визитанток). Кроме этого, святой Франциск Сальский является покровителем городов Анси, Шамбери и Женевы, а также писателей и журналистов.

Можно сказать, что святой Франциск был уроженцем Анси – в 1567 году он родился в замке Саль, который находился в 20 километрах от города и в следующем столетии был разрушен Людовиком XIII. Вопреки воле знатных родителей Франциск получил религиозное образование и выбрал стезю священника. В католическом мире он был известен как талантливый проповедник, который вел подвижническую деятельность по обращению последователей кальвинизма в католическую веру, а также помогал бедным и обездоленным и отличался кротостью и терпением.

Церковь Святого Франциска была построена на месте церкви первого монастыря ордена визитанток. До конца XVIII столетия в ней покоились мощи самого святого Франциска Сальского и Иоанны де Шанталь. Во время Великой Французской революции в церкви была размещена текстильная фабрика. Только в конце XIX века в храме была проведена реставрация и был реконструирован большой алтарь клироса. XVIII столетием датируется позолоченная фигура Иоанны де Шанталь, выполненная в стиле барокко.

В память о святом Франциске Сальском в Анси на площади Буа была установлена его статуя. При жизни Франциск Сальский написал много книг на религиозные темы, поэтому на площади он изображен в окружении фолиантов.

"Св. Франциск Сальский является единственным представителем своей школы духовности. Он -- ее начало, развитие и квинтессенция".540 По утверждению Филиппа Хьюгеса, именно во Франциске Сальском "французский Ренессанс получает крещение, а гуманизм становится религиозным". Он также являет собой как бы мост между Ренессансом и новым временем, а начиная с семнадцатого века до настоящего времени его личное влияние на духовность было одним из наиболее ощутимых.

Родился Франциск Сальский в Савойе в 1567 г. Образование получил у иезуитов в Париже, а затем в Падуе, где ему было присвоено звание доктора гражданского и канонического права. В декабре 1593 г. он был рукоположен в священика и назначен главой Женевского капитула, т.е. на первую по значению должность после епископской. Франциск тотчас же с пылом занялся обращением кальвинистов и достиг таких значительных успехов, что был назначен коадъ-юктором епископа Женевы, а 8 декабря 1602 г. был хиротонисан в епископа Женевского. До смерти в 1622 г. он отдавал всего себя проповеди, написанию духовных работ и руководству душ, управляя при этом делами вверенной ему епархии. Вместе со св. Жанной Франсуазой де Шанталь он основал монашескую организацию Посещения Пресвятой Девы, полузакрытую общину для молодых женщин и вдов. В 1887 г. Папа Пий IX объявил св. Франциска Сальского Учителем Церкви, причем он стал первым французом, удостоенным такой чести.

Все связанное с Богом невероятно притягивало св. Франциска Сальского с раннего возраста, и различные неожиданные события его жизни всячески свидетельствуют о непосредственно божественном промысле в призвании его к церковному пути. Мишель де ла Бедваер говорит, что Франциск Сальский -- "величайший из святых, по крайней мере нового времени. И мое убеждение основано на неоставлявшем меня никогда чувстве, что в западной истории нашей эпохи был человек, характер и жизнь которого в высшей степени отражали характер и жизнь Господа нашего Иисуса Христа, отражали как сверхъестествено, так и естественно, инстинктивно".

Учение, проповедовавшееся св. Франциском Сальским, не было новым, но изложение духовного учения поистине отличалось оригинальностью; к заслугам св. Франциска относится и то, что он вывел христианскую духовность за монастырские стены, в которых она томилась, как в заточении, долгие века. Получив образование у иезуитов, св. Франциск точно придерживался в духовной практике традиции св. Игнатия, но его богословие находится в традиции св. Августина, обладая при этом томистским реализмом и оптимизмом. Весьма вероятно, что он был знаком с работами фламандской школы, св. Екатерины Сиенской (к которой он питал огромную любовь), св. Екатерины Генуэзской, св. Филиппа Нери и многочисленных писателей испанской школы, прежде всего св. Терезы Авильской, св. Иоанна Креста, Луиса Гранадского, Иоанна Авильского и Гарсиа де Сиснероса. С самого начала пребывания в Падуе любимой книгой медитаций для св. Франциска была книга Духовная брань. В Париже у него завязались контакты с капуцином Ришаром Бокузеном, Берюллем, монахинями-кармелитками и м-м Акари.

Критическое издание трудов св. Франциска Сальского включает двадцать семь томов, из которых двенадцать томов -- письма. В остальных томах содержатся работы: О должном поклонении Святому Кресту; Введение в благочестивую жизнь; Трактат о любви к Богу; Духовные беседы,CIII его полемические работы и четыре тома проповедей. Здесь мы можем ограничиться обобщением его учения, изложенного во Введении в благочестивую жизнь.

Впервые эта работа была опубликована в 1609 г., последнее же издание, подготовленное самим св. Франциском, вышло в 1619 г. Книга была изначально адресована исключительно мирянам, и возможно, св. Франциск -- первый духовный писатель, написавший трактат о духовности мирян. Так, в предисловии он утверждает, что предшествующие авторы работ о духовной жизни либо писали с целью наставления тех, кто разорвал связь с миром, либо проповедовали духовность, подводящую человека к этому разрыву. Намерение же св. Франциска состоит в том, чтобы духовно направить остающихся в миру, продолжающих работать по своей специальности, живущих семьями и ошибочно считающих, что благочестивая жизнь и стремление к ней предназначены не для них.

Как же понимает св. Франциск благочестивую жизнь или подлинное благочестие? Во-первых, это -- не какая-то особая, необыкновенная благодать или милость, и св. Франциск утверждает это вполне категорично:

Есть вещи, которые многие люди принимают за добродетель, тогда как это вовсе не так... Я имею в виду экстазы, восхищенность, отрешенность, бесстрастие, божественные соединения, левитации, преображения и другие подобные виды проявления совершенства, о которых говорится в ряде книг, обещающих возвести душу к чисто интеллектуальному созерцанию, к существенному проявлению духа и к высшим формам жизни... Эти виды совершенства не являются добродетелями; это, скорее, награды, даруемые Богом за добродетели, или бледные прообразы наслаждений, ожидающих нас в будущей жизни... Тем не менее, стремиться к подобным милостям не следует, ибо никак не ими определяется любовь к Богу и достойное Ему служение, которые и должны составлять нашу единственную цель.

Во-вторых, подлинное благочестие не сводится ни к какому особому виду духовных упражнений:

Я не внимаю ничему, кроме совершенства, и, однако, вижу очень мало людей, на практике воплощающих его формы... Одни устремляют свою добродетель в аскезу; другие -- в воздержание в пище; чья-то добродетель -- подаяние; кто-то чаще прибегает к таинству покаяния и чаще причащается; некоторые углубляются в молитву, произносимую вслух или творимую мысленно; иные погружаются в некое пассивное и высшее созерцание; наконец, есть и такие, чья добродетель проявляется в даром даваемых им эктра-ординарных милостях. Однако все они ошибаются, принимая следствия за причины, ручей за источник, ветви за корни, второстепенное за главное, и часто призрак за сущность. Я же не знаю и не имел никакого другого опыта христианского совершенства, кроме опыта любви к Богу всем сердцем и любви к ближнему как к самому себе. Всякое другое, лишенное этого, совершенство суть лжесовершенство.

Подлинное благочестие, которое для св. Франциска Сальско-го совпадает с христианским совершенством, состоит в выполнении двойной заповеди любви, провозглашенной Христом (Мф 22:34-40). Введение в благочестивую жизнь св. Франциск начинает с подробного предисловия, напоминающего определение благочестия, данное Луисом Гранадским:546

Подлинное и живое благочестие, Филотея, предполагает любовь к Богу; это действительно не что иное, как любовь к Богу, но это не просто некая особая любовь. Поскольку божественная любовь облагораживает наши души, она именуется благодатью и делает нас достойными Божественного Величия; поскольку она дает нам силы творить добро, ее именуют любовью; но когда, достигая совершенства, она подвигает нас не только на добрые дела, но и к тому, чтобы творить их достойно, часто и своевременно, тогда именуется она благочестием.

Хотя св. Франциск говорит о добрых делах, проистекающих из подлинного благочестия, он подчеркивает, что благочестивая жизнь -- по сути жизнь внутренняя. Более того, формы ее зависят от призвания или профессии; а потому всем следует стремиться к совершенной благочестивой жизни, однако, соизмеряя свои личные силы и учитывая свои обязанности, возложенные на каждого его положением.

Подчеркнув всеобщую призванность христиан к совершенству, св. Франциск Сальский сразу же делает акцент на необходимости духовного наставника. Он признает, что хорошего наставника, который должен быть человеком любвеобильным, знающим и благоразумным, найти трудно. Он одновременно предупреждает, что духовное руководство никогда не должно мешать работе Святого Духа и ограничивать свободу души, ибо люди призваны идти к совершенству не одним и тем же путем. В сущности этот совет совпадает с тем, о чем говорили св. Тереза Авильская и св. Иоанн Креста.

Первая встающая перед душой задача -- очищение от греха, и на этом этапе св. Франциск, следуя учению св. Игнатия Лойолы, предлагает медитацию о вещах последних и достопамятных, а также полную исповедь. Затем должен последовать отказ от всяческой привязанности ко греху, без чего невозможно окончательное обращение и дальнейшеее совершенство. Чтобы достичь второго уровня очищения, очищения более глубокого, следует избегать любого соприкосновения с грехом и участвовать в мирских делах только при необходимости, не утрачивая при этом любви к тварным вещам. Так что, хотя душе и требуется иногда умение жить, тем не менее она, ощущая свое несовершенство и немощь, никогда не должна по доброй воле сживаться с недостатками характера или привычек. Для возрастания в добродетели, говорит св. Франциск, мы должны преодолеть даже свои неумышленные недостатки. Во второй части Введения cв Франциск приводит ежедневное расписание духовных упражнений, центральное место среди которых занимает мысленно творимая молитва. В основном это те же духовные упражнения, что указаны в Духовной брани и выполняемые регулярными клириками: ежедневная мысленно творимая молитва, молитвы утренние и вечерние, испытание совести, еженедельная исповедь, а также частое причащение, чтение духовной литературы и практика внутреннего сосредоточенного размышления.

Салезианский метод мысленно творимой молитвы прост, понятен и краток. Во многих аспектах он напоминает формы молитвы, которым учили Луис Гранадский, св. Игнатий Лойола и книга Духовная брань. В самом начале, следуя учению св. Бернарда, св. Терезы Авильской и св. Иоанна Креста, Франциск Сальский подчеркивает важное значение медитации о жизни Христа.

Собственно сама медитация состоит в применении разума и воли к размышлению на определенную тему. Спокойно, не торопясь, рассудок должен осмысливать различные аспекты предложенной к рассмотрению тайны и, открыв в любом из вопросов источник вдохновения и восхищения, он должен сразу остановиться и углубиться в этот вопрос. Так медитация будет порождать в воле благие устремления: любовь к Богу и к ближнему, ревность о спасении душ, подражание Христу, уверенность в благости и милосердии Божием.

Результат таких устремлений чувств должен быть двояким: беседа с Богом и практические выводы на будущее. Именно потому, что цель медитации -- возрастание в добродетели и любви к Богу, св. Франциск настаивает на том, что душа не может удовлетвориться пробудившимися чувствами и беседой с Богом, но должна принимать определенные решения для осуществления их в течение дня.

"Ко всему этому, -- говорит св. Франциск, -- я добавил требование, согласно которому каждый должен собрать небольшой букет благочестия, и вот что я тут имею в виду: ... когда наш ум изучает какую-то тайну в процессе медитации, нам следует отобрать один, два, три момента, которые, на наш взгляд, особенно согласуются с нашими представлениями и наиболее полезны нашему продвижению вперед, отобрать их, чтобы в течение оставшегося дня вспоминтгь их...".

Св. Франциск предлагает также советы, касающиеся поведения человека после завершения медитации: ищите случая воплотить на практике свои решения; оставайтесь некоторое время в молчании, а затем спокойно приступайте к выполнению своих обязанностей. Далее, возвращаясь к практике Медитации, св. Франциск говорит, что хотя он и указывает ее методику, душа должна всегда и сразу уступать любым святым вдохновениям и чувствам, пробуждающимся во время молитвы Святые чувства не следует никогда подавлять, однако все решения должны приниматься только в конце медитации.

В третьей части Введения св. Франциск рассматривает практическую сторону добродетели, отбирая те ее проявления, которые особенно необходимы христианину-мирянину. Мы могли бы сказать, что из всех разбираемых добродетелей главной салезианской добродетелью после любви является кротость. Так, в одном из своих писем св. Франциск пишет: "Помните главный урок, тот, что Господь наш преподал нам, выразив его тремя словами, дабы мы никогда не забыли его и повторяли бы его сотню раз в день: "Будьте, как Я, кротки и смиренны сердцем! Вот и все. Просто облеките свое сердце в кротость по отношению к своему ближнему и в смирение по отношению к Богу".

Наконец, в двух последних частях Введения св. Франциск говорит об искушениях, о печали, об утешениях и о сухости. Завершает же он работу серией вопросов для личного испытания совести и самоанализа, с помощью которых душа может судить о своем продвижении по пути истинного благочестия. Таким образом, Введение в благочестивую жизнь в целом содержит исчерпывающую программу духовного развития для мирян. Если Введение было написано для всех христиан доброй воли, то Трактат о любви к Богу был адресован узкому кругу читателей. Согласно дому Макею, в Трактате во всем величии святости раскрываются душа и сердце Франциска Сальского. Учение, содержащееся в Трактате, не всегда находило по достоинству высокую оценку вследствие того, что янсенисты, квиетисты и Фенелон пытались воспользоваться им для защиты своих заблуждений. Даже Боссюэ, по мнению дома Макея, нанес учению св. Франциска вред, пытаясь опровергнуть ошибки Фенелона. В результате учение св. Франциска не оказало на французскую школу того влияния, какое могло бы оказать в иной ситуации.

В Трактате поставлена задача проследить восстановление души из падшего состояния до вершин божественной любви, в чем и состоит совершенство и святость христианина. Св. Франциск приводит психологические объяснения, необходимые для понимания богословия любви. Затем он развивает тему божественного происхождения любви, показывая, что любовь человека к Богу представляет собой соучастие в вечной любви Самого Бога. А поскольку любовь по своей природе либо возрастает, либо оскудевает, то св. Франциск рассматривает возрастание любви, происходящее благодаря даже самым незначительным делам. Он рассматривает и то, что препятствует любви, и различные ситуации, когда душа иногда отказывается от божественной любви из-за любви к тварному. Он подчеркивает различие между любовью в полноте и любовью благодетельной, утверждая, что первая присуща славе, в которой любовь переживается в созерцании и покое, тогда как вторая свойственна душе в обыденной жизни.

В рассуждениях о мистической молитве и об экстатическом состоянии, которым она может сопровождаться, св. Франциск, всегда предостерегавший о возможной иллюзорности мистических явлений и об опасности самообмана, предстает как автор, описывающий нечто, пережитое им лично. Однако жизнь в любви состоит не только в восхищении мистической молитвой; она также связана с послушанием и страданием. Поэтому св. Франциск говорит о "любви подчинения", благодаря которой душа повинуется заповедям, заветам и особым видам вдохновения; он также говорит о "соединении нашей воли с божественной благоустремленной волей", о соединении, благодаря которому душа идет на страдание.

Завершается Трактат обобщением богословия любви. Св. Франциск разбирает заповеди любви к Богу и к ближнему; рассматривает любовь как связующее звено и причину всех добродетелей; он говорит о дарах и плодах Святого Духа и приводит краткие и точные советы о том, как творить дела самым совершенным образом.

Наиболее значительный вклад св. Франциска Сальского в мистическое богословие, с доктринальной точки зрения, состоял в том, что св. Франциск связал христианскую нравственность в целом и святость узами любви. Это учение, как известно, во всех деталях проповедовалось св. Фомой Аквинским и другими средневековыми богословами, однако ко времени св. Франциска Сальского снова возникла необходимость подчеркнуть, что христианское совершенство состоит не в каком-то особом виде упражнений или практики, но в Любви к Богу и к ближнему. Немногие авторы говорили о любви и о других добродетелях с большим благоговением Или с большей убежденностью. Другой вклад св. Франциска состоит в том, что он настаивал на призванности всех христиан к совершенству, независимо от их призвания и положения в этой жизни. Наконец, св. Франциск дал подробное объяснение двух основополагающих для христианской жизни упражнений: практики мысленно творимой молитвы и взращивания добродетелей, соответствующих жизненному статусу каждого человека. Св. Франциска Сальского можно по праву назвать отцом духовности нового времени, хотя разные события помешали распространению его влияния с той эффективностью, на которую можно было бы надеяться.


Родился в Шато де Саль в Торане, Савойя (Château de Sales, Thorens, Savoy), 21 августа 1567; умер в Лионе, Франция, 28 декабря 1622; формально беатифицирован в том же году (1622) в базилике Святого Петра (первая торжественная беатификация, которая там проходила); канонизирован в 1665; провозглашён Учителем Церкви в 1877; объявлен святым покровителем журналистов и католической прессы в 1923; его день раньше отмечался 29 января.
«Тот богат духом, у кого есть богатство в его духе, а не дух в его богатствах; тот беден духом, у кого нет богатства в его духе, или духа в его богатствах.» --святой Франциск Сальский.
Святой Франциск Сальский
Image courtesy of
Saint Charles Borromeo Church
«Есть ли что лучше на свете, чем доброта? Если бы было, Иисус Христос научил бы нас тому. Но Иисус преподал нам всего два урока. "Научитесь у меня,” говорит Он, "ибо Я мягок и кроток сердцем.”» --святой Франциск Сальский.
«Не говорю вам, что не нужно стремиться к тем высоким и особым добродетелям, но говорю, что должно развивать в себе меньшие, без которых большие часто становятся ложными и обманчивыми. Научимся терпеть слова унижения и слова пренебрежения к нашему мнению и взгядам; тогда научимся переносить страдания, растворяться в Боге, и быть невосприимчивыми ко всему.» Святой Франциск в письме к святому Жану де Шанталь (Jane de Chantal) (Да будет воля Твоя: Письма к людям в мире, Манчестер, Нью-Гемпшир: Sophia Press, 1995).
«Отличие доброго от благочестивого: добрый соблюдает заповеди Божии, хотя и без особого поспешания или рвения; благочестивый же не только соблюдает, но делает это с охотою, скоро, и от всего сердца.» --святой Франциск Сальский. «Не думайте о том, что может случиться завтра.
Тот же Предвечный Отец, Который заботится о вас сегодня,
позаботится о вас и завтра.
Он или защитит вас от страдания,
или даст вам неисчерпаемую силу, чтобы перенести его.
Будьте же спокойны,
и оставьте все беспокойные мысли и домыслы.»
--святой Франциск Сальский. «Всё, что невечно, недостойно мысли.» Последняя цитата - это девиз святого Франциска Сальского, епископа Женевского, Швейцария, и Учителя Церкви.
Франциск родился в семейном замке спустя 21 год после смерти Мартина Лютера, и внёс огромный вклад в дело борьбы с Реформацией. Тридентский Собор, реализовавший истинные принципы самореформации Церкви, закончился только за четыре года до кончины Франциска.
Его жизнь прошла в то же время с созвездием святых, отмечающих любой период, когда Церковь стоит перед вызовом: Папа святой Пий V, чьё доминиканское облачение стало образцом одежды современных понтификов, свв. Карла Борромео, Филипа Нери, Терезы Авильской, Иоанна Креста, Франциска Борджа, Станислава Костка, Алоизия, Иоанна Бергмана, Винсента де Поль, Петра Крестителя, Петра Канизия, Петра Клавера Клавера, Петра Фурье, Жана Франциска де Шанталь, Жана Франциска Режи, и Марии Магдалины де Пацци. Его время было подобно великому Апостольскому веку, второе видимое сошествие Святого Духа.
Благодаря высокому происхождению по обоим линиям своих родителей, святой Франциск мог занять практически любую должность в государстве. Франциск был старшим сыном Francis, Seigneur de Nouvelles, и Frances of Sionas, (неудивительно, что его назвали Франциск!). Родился недоношенным, на седьмом месяце, был болезненным ребёнком. На следующий день после рождения его крестил Франциск Бонавентура. Из-за хрупкого здоровья его мать и аббат Дэж (Abbé Déage) преподавали ему уроки благочестивой жизни дома.
Возможно, на последующий его выбор повлияло то, что он родился в комнате св. Франциска Ассизского. Там находилось изображение св. Франциска, проповедующего птицам и рыбам. Теперяшний святой, без сомнения, подражал простоте и доброте своего покровителя.
Аббат Дэж повсюду сопровождал молодого Франциска. После того, как он окончил домашнее обучение, его отец стал готовить его к высоким государственным должностям, оплачивая его учёбу в самых лучших близлежащих школах. Во время учёбы в Collège of Annecy Франциск принял первое причастие, получив конфирмацию. Франциск знал о намерениях своего отца, но уже в возрасте девяти лет был уверен в своём призвании стать священником, и в знак этого получил пострижение волос на макушке (tonsure). Тем не менее, его отец по-прежнему желал, чтобы сын занялся политикой.
Святой Франциск был мягким и душевным человеком, возможно, это связано с событием из его юности, когда он стоял на коленях перед статуей Богоматери св. Этьен де Гре (Etienne de Gres), полный уныния, граничащего с отчаянием. Он молился о том, что если будет на то воля Божья, он смог бы любить и восхвалять Его даже в преисподней. И в тот момент он понял, что уныние - это большой грех, и тотчас же избавился от своих чёрных мыслей. Сердце его наполнилось Евангельской свежестью, которую он смог передать многим поколениям людей.
Страх, что Бог покинет его, ушёл, и он научился особой заботе и вниманию к тем, кто также как и он когда-то, сомневался в собственном спасении. Доброта его произошла не от слабости, а из его опыта душевного страдания.
Франциск мечтал посвятить себя христианскому служению, однако отец видел его будущее в более мирских целях. В послушании, Франциск в 14 лет уехал поступать в Парижский университет, чтобы выучиться на юриста. Но вместо того, чтобы посещать Наваррский колледж (устроенный для детей Савойской знати), он учился в иезуитском колледже Клермонта (1580-1588), где как он предполагал, его призвание проявится более ярко, так как школа была известна своими благочестием и образованием.
И снова, в компании аббата Дэж, Франциск поселился в гостинице Белой розы (Hôtel de la Rose Blanche, Rue Saint-Jacques). Он изучал философию и риторику, добавив к этому занятия по богословию. Чтобы порадовать отца, он посещал уроки по верховой езде, танцам и фехтованию, хотя и без энтузиазма. В тайне Франциск всё это время не оставлял мысли стать священником, но ничем себя не выделял от остальных знатных детей университета. Он закончил своё обучение закону в Падуа, где получил докторскую степень в возрасте 24 лет в 1591 г. Помимо всего прочего, он научился схватывать самую суть вещей и собирать всё в единое целое.
Он вернулся в семью в Шато де Тюиль на озере Аннеси (Château de Thuille, Annecy). Только матери, кузену о. Людвигу Сальскому и самым близким друзьям он рассказал о своём желании целиком посвятить свою жизнь Богу, зная, что когда-нибудь нужно будет о этом поговорить и с отцом. Чтобы не расстроить отца, он бы мог стать священником, продолжавшим щёгольски одеваться, с жадностью собирающим вознаграждение, как делали многие молодые люди того времени (некоторые из них позже пришли к покаянию, как Жан-Жак Олье, основатель ордена сульпициан; или Арманд де Ранс, реформатор траппистов, (Jean-Jacques Olier, Sulpicians, Armand de Rance, Trappists), но Франциск не хотел останавливаться на середине.
Во время подготовки к занятию должности сенатора Савойи, созрев для прекрасного брака, он разочаровал своего отца, объявив ему о своём призвании стать священником. После смерти настоятеля кафедрального собора Женевы, по совету кузена Людовика, Франциск обратился за помощью к своему епископу. Его тут же назначили настоятелем епархии Женевы, то есть он стал вторым лицом после епископа. Для этого потребовалось согласие отца, которое он и дал, хотя и неохотно, и шесть месяцев спустя, 18 декабря 1593 г., Франциск был рукоположен в священники.
Вот так Франциск, граф Сальский, принёс в жертву положение и богатство, выбрав путь благочестия и милосердия. Сразу же он проявил исключительное внимание к бедным. Кроме того, он оказался отличным проповедником, его слова были ярки, искренни и просты. Его хорошо понимали простые люди, обаяние Франциска чувствовали все, кто его слушал. Как апостол, он был скромным и энергичным, ограничивал себя во всём, испытывал лишения, не боялся трудностей и опасностей.
В то время в малонаселённой епархии дал о себе знать кальвинизм. Католичество было объявлено вне закона в самом кафедральном городе, поэтому епископ осуществлял руководство из Аннеси. Бедность и нестроения в епархии доставляли Франциску много хлопот, а для его отца это было всего лишь досадным обстоятельством.
На собрании своей епархии епископ Клод де Гранье (Claud de Granier) объявил, что намерен направить миссионеров на южный берег Женевского озера по просьбе герцога Савойского. Епископ предостерёг о трудностях и опасностях, которые могут подстерегать в этой миссии. Этого не испугался молодой о. Франциск, вызвавшийся пойти добровольцем в эту апостольскую миссию. Епископ горячо одобрил его желание. Но отец Франциска не одобрил это. Франциска расстроило то, что он предпринял свою миссию без благословения отца.
14 сентября 1594, в праздник Святого Креста, Франциск и о. Людовик пешком отправились в Шабле (Chablais). Обращение кальвинистов было опасной затеей. Споры о вере между протестантами и католиками сопровождались в ту пору бряцанием оружия. Они каждый день проповедовали в Тононе (Thonon), постепенно распространяя свои усилия на близлежащие деревни.
Однажды ночью на Франциска напала статья волков, и он был вынужден спасаться, взобрашись на дерево, где провёл всю ночь. По меньшей мере один раз его пробовали отравить, несколько раз в него стреляли убийцы из засады, один раз он был избит толпой. Но со временем стали появляться небольшие успехи. Просто чудо, что Франциск и Людовик не потеряли уверенности в своих силах, ведь всё это время Франциску писал его отец, призывавший его сдаться.
В поисках новых путей к сердцам людей, Франциск понял, что лучшее средство для обращения - это перо. Он использовал любую возможность, писал и копировал памфлеты и листоки против кальвинизма (потом они были собраны вместе в книгу Споры, способствовавшую возвращению в Церковь многих отпавших от неё католиков). У него были не просто заезженные аргументы против кальвинизма, он применял более тонкий подход, пытаясь ловить мух на мёд. Кальвинисты, которым доводилось его слушать, находили, что он говорил не как логик, озабоченный лишь победой над своими оппонентами, они видели в нём отца, заботящегося о благополучии своих детей.
Францсик продолжал, и его проповеди становились всё более популярными, а обращения - многочисленнее. За два года Франциску удалось обратить более 8 000 человек, проповедуя католическое вероучение с огромной любовью, пониманием и неизменным спокойствием. И постепенно, согласно многим свидетельствам, большинство епархии вернулось в Церковь. Один раз после проповеди о Святых Таинствах по меньшей мере 600 кальвинистов преклонили колени, обретая мир с Богом.
В течении пяти лет своей миссионерской деятельности, Франциску удалось несколько раз лично беседовать с преемником Кальвина, Фёдором Беза (Theodore Beza), задав ему прямой вопрос о буквальном истолковании кальвинистами extra ecclesiam nulla salus. Беза оказался перед диалектическим выбором: логически выходило так, что из-за грубых заблуждений Рима, истинная Церковь какое-то время переставала существовать, и восстановилась лишь Кальвином. Тогда получалось, что твёрдое обетование Христа не выполнено, по крайней мере, он не всегда выполнялось. После тщательных раздумий, Беза удалось избежать ловушки, признав, что одну душу можно спасти и в католической Церкви, и даже что «нельзя отрицать того, что Римская Церковь - мать всех церквей.» Подобное допущение вызвало дискуссию о трудах, необходимых для спасения. Франциск питал надежды о обращении Беза, но предложение ему пенсиона выглядело бы подкупом.
Он показал нам, как сохранить грань между мирскими частностями и духовными запросами. Его святость - это равновесие между широтой, умеренностью и спокойствием. Его духовность не отпугивала тех, кого мы называем средними христианами, ей может подражать всякий, кто выбрал себе призванием путь любви к Богу.
Жизнь и учение святого Франциска проливают свет на проблему святых, которые кажутся нам слишком праведными, образы жизни которых для нас, живущих обычной жизнью, кажутся слишком недостижимыми. Он любил повторять, что святые - это воистину соль земли, но по этой же самой причине они должны жить в миру - каждая жизнь должна проходить там, где Бог её зародил. Он настаивал на том, что добродетель не причиняет вреда нашей природе; она не ограничивает, а продолжает её; благодать, проливающаяся на неё, освещает и освящает её красоту, так же как солнечный свет усиливает красоту мутного стекла.
Он учил, что святость даётся не за дёшево, являясь величайшим из всех чудес веры. Тем не менее, не бывает таких обстоятельств в человеческой жизни, которые бы препятствовали приобретению святости. Он называл дорогу к святости «приятным путём». Он говорил, что Бог создал нас для Себя так, чтобы мы обрели покой в Нём, и что мы можем покоиться в Нём сейчас, оставаясь самими собой, а не некими подобиями Его творений.
Кому-то из своих духовных чад он позволял придерживаться некоторых мирских увлечений и удовольствий, что некоторые бы осудили как полностью несовместимыми с набожной жизнью. Он считал, что они очистятся от порока не его приказаниями, что обращение требует времени, и если их желание достичь совершенства позволит им возрасти в вере, а не лишит уверенности в себе, то постепенно покаяние позволит им оставить свои вредные привязанности без его командного окрика.
Он всегда проповедовал спокойствие, самообладание и приветливость, даже в самых отчаянных ситуациях. Всё должно быть устремлено к верности. Святость, не уставал он повторять, это воля; она достигается не обязательно подвигами, а главным образом упорством. Это также и любовь, а не страх. Святость в его понимании доводит до совершенства, а не подавляет всё то хорошее, что есть в нас, поскольку все наши добродетели - Его, и уничижая себя, мы становимся более достойными Его милости и могущества.
Он был щедрым и заботливым настоятелем Женевы, с вниманием относился к нуждам бедняков. В духовной жизни был оптимистом и гуманистом, принявшим идеи Возрождения и творения ранних Отцов. Он особо выделял радости земные и небесные, а христианскую идею чистой любви видел в естественном и щедром милосердии и доброй воле. «Также как душа - это жизнь тела», говорил он, «так и милосердие - это жизнь души.» «Мы должны продолжать возрастать в милосердии до последнего выдоха.»
«Всегда,» писал он, «будьте терпеливы, насколько возможно, никогда не забывайте, что можно поймать мух больше ложкой мёда, чем сотнями бочками уксуса.»
«Если,» добавлял он, «и проявлять неумеренность, то пусть это будет в терпимости, потому что кашу маслом не испортишь. Человеческий разум так устроен, что твердеет против суровости, а доброта любви делает его сговорчивым. Гнев усмиряется добрым словом, как вода тушит огонь, и не бывет столь чёрствой души, чтобы неустанная доброта не принесла ни малейшего плода.»
«Я скорее отчитаюсь перед Богом за чрезмерную мягкость, чем за чрезмерную суровость. Разве Бог не любовь? Бог-Отец - это Отец милосердия; Бог-Сын - это агнец; Бог-Дух Святой - это голубь, то есть, сама доброта.»
Франциск Сальский является одним из величайших Тишайших мистиков, находящих в своём собственном сердце, а не в распорядке и соблюдении правил, внутреннюю святыню, где они преклоняются перед Божественной славой. Он не понимал нетерпимость или преследования, не принимал почести и повышение по службе, отклонив предложение возглавить Парижскую архиепархию.
«Тот, кто молится,» говорил он, «должен настолько раствориться в Боге, что забыть о том, что он молится.» А о нетерпении в молитве он писал так: «Люди ждут по полгода, чтобы семя дало хлеб, и они ждут годами, чтобы яблони стали плодоносить.»
Он не уставал повторять о мягкости: «Ничто так не смягчает, как масло, и нет ничего слаще мёда, но когда они кипят, то обжигают сильнее, чем любая другая жидкость.»
У него также есть мудрые слова о браке: «Пчёлы не могут оставаться там, где есть эхо и отзвук голосов; также и Святой Дух не пребудет в доме, где крики, раздоры, ссоры и перебранки... Муж с женою должны исповедоваться, причащаться и вверять Богу больше обычного счастливое развитие своего брака, обновляя свои добрые намерения, чтобы ещё больше освятить его взаимной любовью и верностью, вновь собираясь с силами, как если бы это было в Боге, чтобы лучше выполнять обязанности своего призвания.»
Франциску не доставало честолюбия, и он постоянно отказывался от хороших предложений. Кардинал де Рец (de Retz) пытался убедить его стать своим коадьютором (заместителем) с правом наследования епархии Парижа; Милан дважды, практически силой, пытался назначить его своим архиепископом; а Папа хотел, чтобы он возглавил совет кардиналов. Он с улыбкой отклонял эти предложения, оправдывая это шуткой, что человек, у которого бедная жена, не должен бросать её просто потому что у него есть перспектива выгодного брака.
В 1599 Франциск был выбран коадьютором епископа Женевы, Швейцария. Поначалу он не хотел стать коадьютором, но постепенно увидел в этом волю Бога и согласился. Однако Франциск серьёзно заболел и едва не умер. Поправившись, он поехал в Рим, где его выслушали Папа Климент VIII, кардинал Бароний (Baronius), святой Роберт Беллармин, кардинал Фридрих Борромео (двоюродный брат святого Карла Борромео и другие. Они задали ему не меньше 35 абстрактных вопросов по богословию, и на все Франциск отвечал с простотой и скромностью. Его назначение было одобрено, и он принял епархию Женевы в 1602 г. после смерти епископа, обосновавшись в Аннеси.
Он идеально подошёл на должность коадьютора, поскольку в нём прекрасно сочетались твёрдость в вере и любовь к ближним. Он был неутомим: организовывал собрания духовенства, учил их проводить катехизацию простыми словами, требовал прямоты и простоты в проповедях, и основал семинарию в Аннеси, которую постоянно навещал.
Как епископ, Франциск придерживался строгих жизненных правил. Он переустроил свой быт на основе строжайшей экономии. Он выполнял свои епископские обязанности с беспредельной щедростью и преданностью. Он поднимался обычно в 4 утра. Каждый день он проводил в молитвах, изучении Писания, навещал бедных и занимался обычными делами своей епархии. Он организовывал катехизацию по всей епархии, а в Аннеси сам раздавал указания. Дети любили его и следовали за ним по пятам.
Он был известен также как замечательный духовник (его духовным чадом была блаженная Мари Акари в Париже какое-то время) (Marie Acarie), также как и святой Жан Франциск де Шанталь (Jane Frances de Chantal), с которым он встретился в 1604 во время пасхальных проповедей в Дижоне. Вместе с ним он основал Орден Посещения в 1610. Как духовник, он оказывал огромное влияние на души, нежно ведя горячие сердца к высотам самоотречения и любви Бога.
Занимаясь делами становления женского ордена Посещения, он возлагал надежды на группу погружённых в размышление женщин, которые смогли бы заняться благотворительной деятельностью за пределами монастыря. Традиционное мнение о монастырских монахинях было слишком укоренившемся в общественном сознании, чтобы позволить этому реализоваться. Предполагалось, что орден возьмёт себе покровителем святую Марту, но местный епископ не одобрил это. (Святому Винсенту де Поль удалось обойти это препятствие, когда он основывал орден Сестёр Милосердия, и его монахини не носили монашеских облачений и не приносили вечных обетов (они носили форму и каждый год давали обеты), поэтому могли работать на нужды бедноты.)
Он проявлял такое внимание к личности человека, что некоторые из им обращённых распространяли его проповедь Трактат о Любви Бога, опубликованное в 1616 г. (более полный список его трудов приводится далее). Незадолго до смерти в 1622, одна монахиня попросила его написать добродетель, которую он более всего желал. Он написал единственное слово: «Смирение.»
Скамони (Schamoni) в последний год его жизни написал его портрет. Он выглядит на нём широкоплечим, почти лысым, квадратным лицом с высокими скулами. Он щеголяет роскошной кудрявой бородой и короткими усами. Но самая характерная черта - его глаза, большие, тёмные, глубоко посаженные и очень добрые.
В 1622 Франциск принял приглашение встретиться с Людовиком XIII и герцогом Савойским в Авиньоне. И хотя он знал, что зимняя поездка будет тяжела для него, он хотел получить от Людовика определённые привилегии для французской части его епархии. Поэтому он начал устраивать дела в епархии перед отъездом. После проповеди большому числу людей в Авиньоне, он на месяц остановился в загородном доме садовника, принадлежавшему женскому монастырю Посещения в Лионе. Усталый, он продолжал проповедовать в очень холодную погоду во время Адвента и Рождества. В день святого Иоанна, «Кроткий Христос Женевы» умер от апоплексического удара. Получив последнее причастие, он лежал, шепча слова из Библии, выражая свою смиренную и тихую веру в милосердие Божие. Последнее слово, которое он произнёс, было «Иисус.»
Его тело было перенесено в Аннеси в январе 1623, и перезахоронено в новой усыпальнице в 1912. По его смерти произошло множество чудес. Спустя несколько лет после его смерти его гроб открыли и увидели, что тело осталось нетленным, а по монастырю распространился самый восхитительный аромат.
Его труды
Кроме своих главных трудов, святой Франциск является автором множества небольших работ, он был плодовитым автором писем, особенно к сёстрам Посещения.
Introduction a la vie devote (Введение к Посвящённой Жизни) были впервые опубликованы в 1609 в форме писем к «Филотее» (возлюбленной Бога), составному персонажу из мадам де Шамуасси (Chamoissy, кузина по браку) и собственной матери. Они были написаны без намерения их опубликовать. Поскольку они были адресованы женщинам, многие мужчины воздерживались их читать.
Введение было обнародовано по настоянию короля Генриха IV и группы иезуитов, которым мадам де Шамуасси показывала эти письма, которые она получила от Франциска. Франциск не хотел их опубликовывать, однако иезуиты заявили о своём намерении сделать это, если он откажется.
Трактат о Любви Бога (1616) был адресован к вымышленному «Теотиму» («Theotimus») для мужчин, не читавших советы, данные женщине, хотя он и указывал, что обращается не к какому-то определённому полу, а к человеческому духу, в равной мере к мужчинам и к женщинам.
Обе работы предназначены как мужчинам, так и женщинам, живущим в миру. Он хотел, чтобы читатель понял, что они, с их домашними заботами и обязанностями, призваны быть святыми, и могут даже достичь более уровня, чем те, кто уединился в монастырях. Он показывает, как любовь Бога, когда ставится выше всего, позволяет согласовывать стремление к личной святости с самым точным исполнением всех мирских занятий.
Он переносит упор с физического аспекта на невидимое умерщвление желания. На физический аскетизм иногда смотрят как на состязание в умерщвление плоти. (см. св. Макария). У Франциска же была другая точка зрения по этому вопросу, сходная с той, которую изложил св. Бенедикт в своём Уставе. Его аскетизм - это кротость, мягкость, скромность и умерщвление сердца (т.е. умение терпеливо переносить несправедливости).
Вместо строгого поста он рекомендует: «Ешьте то, что стоит перед вами... По-моему, бОльшая добродетель есть без разбора то, что положено перед вами, в том же порядке, как предлагается, подходит это более или менее вашему вкусу или нет, чем всегда выбирать худшее; и хотя последнее может показаться более аскетичным, тем не менее первое заключает в себе больше смирения, поскольку мы отказываемся не только от нашего вкуса, но даже и от выбора; и это не малое смирение, приспосабливать свой вкус любому кушанию, это заставляет нас подавлять себя во всём. Кроме того, этот вид смирения не выставляется на показ, не причиняет неудобств никому, и он удачно подходит к мирской жизни.»
В Введении он проводит мысль о духовной бедности, т.е. отрешённости: «А если вы действительно бедны, дорогая Филотея, то будьте и, Бога ради, воистину бедны духовно; соделайте потребность добродетелью, цените этот драгоценный камень бедности так высоко, как он это заслуживает; его блеск не раскрыт в этом мире, но он гораздо богаче и красивее.»
Он продолжает: «Ваша бедность, Филотея, обладает двумя огромными преимуществами, которыми вы можете весьма расширить её достоинства. Первое, это то, что она пришла к вам не случайно, но по воле Бога, Который соделал вас бедной без какого-нибудь согласования с вашей собственною волей... Второе преимещество такого рода бедности - это то, что она поистине бедность. Та бедность, которую превозносят, лелеют, почитают, укрепляют и содействуют [добровольная бедность, принимаемая обетом], есть не вполне бедность: но та, которую презирают, отвергают, в которой упрекают и от которой бегут, есть самая настоящая... по этой причине она превосходит монашескую; хотя в другом отношении у бедности монашеской есть очень большая ценность.»
Говоря о святости в миру в Введении: «Грешно, и даже еретично говорить, что посвящение несовместимо с жизнью воина, торговца, князя или замужней женщины. Это правда, Филотея, что посвящение чисто созерцательное, монастырское и монашеское не может быть исполнено в этих призваниях; но кроме этих трёх видов посвящений, существует несколько других, способных привести к совершенству тех, кто живёт в мирской жизни... Больше того, случалось и так, что многие теряли свой путь к совершенству, живя в изгнании, и обретали его в миру.»
Он добавляет, что созерцание даже более необходимо мирянам, чем монашествующим, поскольку монастыри задуманы для поддержания созерцательной жизни, тогда как служение обществу стремится помешать ей. «Как птицы, где бы они ни летали, всегда соприкасаются с воздухом, так и мы, куда бы мы не шли, и где бы ни были, всегда обнаружим присутствие Бога.»
Франциск предостерегает читателя не придавать слишком большого значения мистическому опыту. «...Я не подтверждаю того, что тот, у кого в его экстазе есть больше света в понимании того, как восхищаться Богом, чем тепла в его воле, чтобы любить Его, останется настороже; надобно опасаться того, что такой экстаз может оказаться ложным, и может скорее раздуть его дух, чем наставить его, поставив его как Саула, Балаама, Кайфа (Saul, Balaam, Caiphas) пророком, но оставив его нечестивцем» (Attwater, Benedictines, Bentley, Butler, Delaney (1978) и (1983), Encyclopedia, Farmer, Gill, Hamon, Henry-Couannier, Maynard, Melady, Sanders, Schamoni, Steuart, Walsh, White).
В искусстве святого Франциска легче всего узнать по его лицу. Он изображается францисканским епископом XVII века, часто в красной епископской сутане, лысым с длинной бородой, часто держащим книгу. Иногда он (1) с пронзённым сердцем, окружённый терновым венцом, с сияющим крестом над ним, (2) держащим изображение Девы или сердце в своей руке (Roeder, White).
Святым Престолом объявлен покровителем писателей, редакторов, журналистов и католической прессы (Maynard, Roeder). Папа Пий XI, объясняя выбор его для этого, пояснил, что он показал в Полемике пример того, как нужно «спорить убедительно, но с сдержанностью и милосердием» (White). Его особенно почитают в Аннеси (Roeder).

, ; St François de Sales - Святой Франсуа де Саль ) - святой, основатель конгрегации . Святой покровитель писателей и журналистов.

Биография

Св. Франциск родился в г. в знатной семье. В возрасте тринадцати лет уехал в , где получал образование сначала в колледже , затем в парижском университете. В г. он отправился в для продолжения обучения праву и теологии в местном университете. В г. против воли отца стал священником. Правда, после того, как почти сразу после рукоположения, несмотря на молодость, Франциск получил почётную должность декана женевского капитула, отец смирился со священническим призванием сына. В качестве своих небесных покровителей молодой декан избрал св. и св. Филиппа Нери.

Поскольку после город стал центром , и католическая церковь была там запрещена, резиденция епископа Женевы располагалась в г. Анси в Савойе. Соответственно и деятельность Франциска поначалу проходила в родных местах, тем более что существовала потребность в борьбе с кальвинизмом, проникающим в Савойю из Женевы.

К г. район Шабле стал почти полностью кальвинистским. Франциск начал проповедническую деятельность там, обращаясь главным образом к беднякам. Это было сопряжено с большими опасностями, дважды его пытались убить, а один раз он чудом избежал гибели, повстречавшись с волчьей стаей. Но проповеди Франциска были столь действенны, что через четыре года регион был полностью возвращён в католическую веру, а когда женевский епископ в изгнании Грайнер посетил Шабле, его встречали толпы обращённых св. Франциском бывших кальвинистов.

Слава Франциска росла, легенды ходили как о его проповедях, так и о его добродетелях. Многие его недоброжелатели были покорены терпением и кротостью святого.

В г. он был назначен коадьютором епископа Женевы. В следующем году он посетил , где познакомился с секретарем и исповедником короля кардиналом , знаменитым богословом, который сделался его хорошим другом. Де Берюль познакомил Франциска с молодым , эта встреча двух будущих святых была важна и полезна для обоих. Король Генрих IV также имел несколько бесед с Франциском и был настолько покорен его умом и святостью, что просил его остаться в Париже, однако Франциск отклонил это предложение и вернулся в Савойю.

В г. после смерти епископа Грайнера, Франциск сам стал епископом Женевы.

До самой смерти он неустанно служил делу Церкви в Савойе и Франции, проповедовал, способствовал росту приходов, приходил на помощь бедным и обездоленным. Вместе со святой Иоанной де Шанталь, духовным руководителем которой он был, Франциск основал в Анси в г. женский орден , духовное руководство которым он осуществлял до самой смерти.

Умер св. Франциск г. в . Похоронен в Анси.

В г. папа Франциска, в