Правила поведения со сверстниками. Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях. Отсюда несколько правил

Занятие в 1 классе

по материалам урока окружающего мира,

«Планета знаний».

Педагог-психолог

МБОУ «СОШ №3»

г.Мензелинска РТ

Вахитова Гульшат Вакилевна.

Тема занятия: Правила взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми, культура поведения в школе и других общественных местах: вежливость гарантирует хорошее настроение для всех.

Цель: Способствовать формированию умения общаться с людьми, воспитанию культуры чувств учащихся, создать условия для понимания учащимися недопустимости грубости, бестактности, равнодушия, развитие внимания к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых, умению оценивать его.

Планируемые результаты:

Предметные: знают и соблюдают правила общения с людьми, правила поведения в школе, общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке.

Личностные: ориентируются на выполнение моральных норм, оценивают свои поступки.

УУД(метапредметные):

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы, используя рисунки, рассказ учителя; логические - делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя.

Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.

Оборудование: презентация, раздаточный материал. Раздаточный материал.

Ход урока.

1 Организация класса, проверка готовности.

2 Актуализация знаний.

Ответить на вопросы мини теста.

Выбрать подходящий ответ и отметить галочкой.

Вопрос

Варианты ответа

При пожаре нужно позвонить по телефону…

Если тебе угрожают незнакомые люди, нужно звонить в полицию

Если вы увидели, что кому-то стало плохо, нужно позвонить по телефону…

Если почувствовали запах газа, нужно позвонить по телефону…

    Повторить правила работы в паре. Работа по картинкам.

Обсудить в паре картинки, выбрать правильно поведение. Дать пояснение.


4 Определение темы и цели классного часа.

    Какова тема беседы?

    Какие знания нам нужны для изучения темы?

5 Григорий Остер. Вредные советы. Обсудить смысл вредных советов.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, -
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.

Решил подраться - выбирай
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.

6. Работа с текстом. С. Маршак. Ежели вы вежливы. Чтение и разбор стихотворения. Обсуждение картинок к тексту.

Ежели вы вежливы.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

"Спасибо!" - говорил.

Самуил Яковлевич Маршак

7 Устав школы - свод правил. Обсуждение правил учащихся в Уставе школы.

В каком документе есть правила поведения для учащихся школы, учителей и родителей?

8. Закрепление темы урока.

Игра молчанка. Стоя. Хлопнуть в ладоши, если согласен.

    Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

    Входящего в класс взрослого, приветствуют стоя.

    На уроке можно болтать.

    В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору, сломя голову.

    Если хочешь ответить на вопрос учителя, кричи с места.

    Можно прийти в школу без учебников.

    Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

    В столовой можно баловаться.

    Не нужно выполнять домашнее задание.

    За обедом можно разговаривать.

    После обеда нужно убрать за собой посуду.

    Нельзя опаздывать на урок.

    Помогать друг другу нужно всегда и всюду: «Один за всех и все за одного».

    Не нужно ябедничать.

9. Работа в группе, обсуждение стихотворения, определение правила к тексту стихотворения.

Повторение правила работы в группе.

    Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить.

Крикнуть громко, с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает,

Отвечать другим мешает.

НА УРОКАХ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОТВЕТИТЬ ПОДНИМИ РУКУ, А НЕ КРИЧИ.

    Да – интересный был урок,

Сказал Антону Игорек.

При помощи простых зеркал

Да Винчи город защищал!

Но промолчал в ответ Антон…

Он весь урок считал ворон

НА УРОКАХ ВНИМАТЕЛЬНО, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ, СЛУШАЙ УЧИТЕЛЯ.

    Носятся на перемене

Гриша с Федей, как олени.

Всех толкают, задевают

И кричать не забывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

НА ПЕРЕМЕНАХ НЕ БЕГАЙ, РАСТАЛКИВАЯ ВСЕХ ЛОКТЯМИ И НЕ КРИЧИ ГРОМКО.

10 Поведение итога.

Какую главную мысль нужно усвоить из этой беседы?

Рефлексия.

Тема была полезной для меня.

Тема для меня не очень интересная.

Тема для меня не важная.

Итог урока.

Этикет для девочек. Правила общения по телефону

Телефонные разговоры - еще один пример того, что правила хорошего тона должны быть обусловлены ситуацией и созданы для того, чтобы нам было легче жить, а не мешать.

Поэтому стоит сказать несколько слов о времени телефонных звонков.

Разве правила хорошего гона могут определить, какая передача и для кого важна и ценна, а какая - нет?

Каждый человек вправе сам решать, что для него важнее: фильм, развлекательная программа или спортивная передача, так же как и каждый сам выбирает, что для него лучше: разговаривать по телефону или смотреть телевизор.

Если ты собралась позвонить на работу родственникам или знакомым, то здесь все гораздо проще: это не возбраняется, если звонок действительно имеет вескую причину.

Но если ты застала нужного тебе человека за каким- либо важным делом, то лучше не стоит ему мешать.

Если поймешь, что твой абонент занят срочной работой, лучше извинись и пообещай перезвонить ему в более удобное для него время.

Вообще же по личным вопросам звонить знакомым на работу нежелательно.

Лучше дождаться вечера и позвонить домой, где он может поговорить с тобой в более спокойной обстановке.

Если же ты звонишь хорошим знакомым или подругам, не нужен никакой совет. Зная их обстоятельства жизни и привычки, ты не станешь обдумывать, какое время самое удобное.

Если знаешь, что подруге лучше звонить около 10 ч вечера, когда она завершит домашние дела и никто не помешает вашему разговору, можешь не терзать себя сомнениями - не поздновато ли?

Любительнице криминальных фильмов, не проявляющей большой интерес к последним известиям, звони тогда, когда идет программа новостей. Тут уж ты точно не оторвешь подругу от телевизора в самый интересный момент фильма.

Когда твой абонент взял трубку и ответил, сразу поздоровайся и представься (например, «Здравствуйте, это Оля, могу ли я поговорить с. »).

Даже если трубку поднимает непосредственно твоя подруга, правила этикета требуют, чтобы ты назвала свое имя: «Привет, Катя! Это Марина. Как поживаешь. ».

Есть еще некоторые правила, которые ты должна помнить, если звонишь сама.

Если происходят перебои со связью, перезвонить должна ты. Что касается завершения разговора, доверь это дело своему собеседнику.

Хотя можно сделать исключение, если у тебя появилось какое-то неотложное дело или ты понимаешь, что уже слишком поздно для разговоров, а на другом конце провода к завершению не стремятся.

В общем-то, больше особенных правил нет.

О тематике и уровне неформальности должна подумать уже ты.

Теперь давай разберемся в правилах поведения, если звонят тебе. Их нужно применять еще до начала разговора.

Во-первых, считается дурным тоном, если ты не поднимаешь трубку дольше, чем пройдет четыре гудка. Во-вторых, старайся говорить «Добрый день (вечер и т. д.)» либо «Алло» вместо «Да» или «Я слушаю». Это очень недружелюбно.

Также никогда не веди сразу две беседы (к примеру, по телефону с подругой и с братом, сидящим в комнате за компьютером).

С этим разобрались, а как же вежливо отказать, если ты сейчас не можешь вести беседу? Здесь могут сработать стандартные дежурные фразы.

Приведем некоторые из них:

1) «Очень не хочется тебя перебивать, но, к сожалению, мне сейчас нужно уйти»;

2) «Извини, пожалуйста, но мне срочно нужно позвонить в одно место. Это очень важно. Но после этого мы сможем продолжить наш разговор»;

3) «Сейчас я никак не могу с тобой поговорить. Может, ты перезвонишь немного позже».

Заканчивать разговор обязательно нужно, убедив собеседника в том, что ты была рада его слышать.

Как видишь, все очень просто. Не забывай соблюдать эти правила, тогда и с тобой будут поступать соответствующе.

Итак, правила общения по телефону

1. Если звонишь ты, всегда надо представиться, даже в том случае, если твой собеседник - твоя близкая подруга.

2. Время и тему звонка лучше обдумать заранее, чтобы не помешать своим звонком и не вести неинтересную для собеседника беседу.

3. Два параллельных разговора лучше не вести. Тем самым ты показываешь, что разговор не слишком-то для тебя важен.

4. Старайся вежливо прервать разговор, если он тебе неинтересен или неприятен. В любом случае лучше закончить общение фразой-благодарностью, в которой ты скажешь, что тебе было приятно пообщаться.

Чтобы мобильник не прирос к уху

XXI в. - время современных модернизированных технологий. Почти у всех людей в наше время есть мобильный телефон, и ты скорее всего тому не исключение.

Мобильный телефон, безусловно, очень полезная вещь, ведь иногда тебе просто необходимо связаться с кем-нибудь, а обычного телефонного аппарата рядом нет. Но все чаще мобильник становится просто игрушкой или лекарством от безделья.

Давай поподробнее разберемся с этой проблемой. Ты случайно не задумывалась, сколько времени у тебя уходит на телефонные разговоры в день?

Так вот, лучше подумай об этом, пока не поздно. Мобильник создан для быстрого общения. Если ты полностью переключишься на телефонные разговоры, вместо того чтобы встречаться с друзьями, то люди просто перестанут с тобой дружить.

Кому может понравиться общение исключительно по телефону? Твои друзья просто могут подумать, что ты не хочешь их видеть и тебе вполне достаточно только телефонной болтовни. Гораздо лучше встречаться с близ- ч кими тебе людьми лично.

С помощью mp3-плейера ты можешь слушать свою любимую музыку, независимо от того, где ты находишься. Только, чтобы не нервировать окружающих, когда ты будешь прослушивать свою любимую Бритни Спирс в маршрутном такси, лучше пользоваться наушниками. Так ты сможешь беспрепятственно, культурно насладиться любимыми звуками, никому не мешая.

Еще одна проблема, очень часто назревающая у подростков: непристойные мелодии для звонков.

Тебе и твоим друзьям кажется прикольным, когда, к примеру, в магазине вы слышите десятиэтажные нецензурные выражения, вылетающие из чьего-то мобильного телефона. А всем окружающим эти звуки режут слух.

Такие мелодии уж точно нельзя ставить на звонок. Так можно только смутить и напугать окружающих, а не понравиться им, произведя впечатление оригинального человека.

Так же, как и при общении по стационарному аппарату, при звонке с мобильного телефона не помешает представиться. Вдруг у твоего собеседника нет определителя номера, и он тебя не узнает?

И, уж конечно, в любом случае не помешает элементарно поздороваться.

Тебе, наверное, знакома ситуация, когда прямо на уроке у кого-нибудь начинает звонить мобильник. Владелец телефона судорожно хватается за свою сумку в надежде найти телефон и отключить его, но аппарат почему-то не находится, и весь класс прослушивает мелодию до конца.

Возможно, что и ты попадала в подобную ситуацию, поэтому стоит взять за правило, приходя в школу, отключать звук телефона.

Ты обычно ставишь сигнал в режиме вибрации? Вынуждены тебя огорчить, но даже этого делать не стоит, ведь в таком случае ты заработаешь строгий выговор учителя за то, что из твоей сумки раздается «жужжание майского жука».

В общем, будь хорошей девочкой и отключай мобильный на время занятий. Телефонные разговоры лучше отложить до перемены.

Эти же правила касаются и посещения театра, музея, выставки. Согласись, не очень-то приятно, когда во время лирического монолога главного героя из зала вдруг несется веселенькая мелодия.

А теперь представь, каково в этой ситуации артисту? А окружающим тебя людям, которые из-за твоей рассеянности пропустили для себя что-то важное? Лучше сразу, как только ты вошла в зрительный зал (не важно, чего - театра или кинотеатра) полностью выключить мобильный телефон.

И уж ни в коем случае нельзя вести телефонные разговоры во время спектакля, даже если ты делаешь это шепотом, все равно таким поведением ты показываешь неуважение к актерам и окружающим тебя зрителям.

Похожие правила относятся и к общественному транспорту. Тебя никогда не раздражали слишком громкие разговоры в автобусе или громкая настойчивая мелодия, льющаяся из кармана стоящего рядом с тобой человека?

Если нет, то можем тебя поздравить - у тебя железные нервы и завидное терпение. Но не забывай, что такими качествами обладают не все люди.

Если же ты выбрала положительный ответ, значит, ты сможешь правильно понять чувства окружающих тебя людей, если в качестве раздражающего объекта будешь выступать ты.

Отсюда несколько правил.

Во-первых, лучше не ставить телефон на максимальную громкость звонка.

Во-вторых, лучше не стоит вести разговор в транспорте на повышенных тонах. Не надо вмешивать в свою личную жизнь окружающих и показывать свою невоспитанность.

А еще лучше, если ты отложишь телефонный разговор до того момента, когда выйдешь из транспорта, поскольку это неудобно не только находящимся рядом людям, но и тебе - согласись, что в транспорте часто плохо слышно собеседника и поэтому приходится постоянно о чем-то переспрашивать. Ну, а если ты в транспорте совсем не можешь удержаться от мобильного общения, то, может, стоит воспользоваться CMC?

Итак, основные правила общения по мобильному телефону

1. Неприятных и громких звонков на телефон лучше не ставить.

2. При входе в театр, на урок в класс или любое другое общественное место лучше выключать телефон совсем или отключать звук звонка.

3. В транспорте лучше не вести громких разговоров, а телефон переводить в более тихий режим звучания.

Правила этикета для школьников в картинках. 10 правил этикета для школьника

Ежегодно миллионы мам приводят своих детей в школу. Первоклашкам достаточно сложно привыкать к совершенно новой для них жизни. Они боятся, как их примут одноклассники, понравятся ли они учителю.

В школе необходимо вести себя правильно. Существуют всевозможные правила, соблюдение которых обязательно. Только в этом случае учиться будет действительно комфортно.

10 правил этикета школьника

Каждый школьник должен вести себя правильно. Необходимо соблюдать определенный этикет. Существует огромное количество важных правил. Можно выделить 10 основных:

1. Следует вовремя приходить в школу.

2. Необходимые вещи следует аккуратно складывать в ранец.

3. При входе в школу вытирают ноги. При входе в класс здороваются с учителем.

4. Для ответа нужно обязательно поднимать руку.

5. Разговаривать с друзьями и учителями следует вежливо.

6. Необходимо беречь все школьное имущество и ни в коем случае не портить его.

7. На перемене запрещено бегать и кричать.

8. Со всеми взрослыми следует здороваться.

9. Мальчик пропускает в дверях вперед девочку, а школьник – взрослого.

10. Весь мусор следует бросать в урну.

Как вести себя на уроках?

· Лучше всего приходить в школу заранее. До урока должно оставаться минимум 10 минут. Этого времени как раз хватит на то, чтобы оставить верхнюю одежду в гардеробе и прийти в класс. Важно приготовиться к уроку.

· Необходимо выполнять все домашние задания. В дневнике должно быть заполнено расписание.

· На время урока нужно забыть о существовании сотового телефона.

· Нельзя произносить неприличные слова и показывать некультурные жесты.

· Уходить с уроков можно лишь с разрешения врача или учителя.

· Если уроки пропущены по болезни, необходимо принести в школу записку от родителей или справку.

· В начале урока обязательно приветствуют учителя. Для этого весь класс обязательно встает. Таким же образом приветствуют других взрослых.

· Во время урока нельзя мешать другим разговаривать.

· Если необходимо выйти, нужно обязательно поднять руку.

· На парте важна чистота и аккуратность. Лежать на ней должно лишь то, что понадобится на уроке. Все посторонние предметы убирают в ранец.

Как вести себя на перемене?

Долго сидеть и внимательно слушать учителя достаточно утомительно. Перемена необходима для отдыха. Но это не говорит о том, что нужно бегать и кричать. Это не просто неправильно, но и опасно. Обязательно необходимо соблюдать правила этикета для школьников, касающиеся верного поведения на переменах.

Если возникло желание побегать, лучше отправиться на спортплощадку. Перемена подходит для похода в библиотеку, в столовую, подготовке к другому уроку, звонка маме.

Если поведение на перемене спокойное, это говорит не только об уважении окружающих, но и себя самого. Необходимо постараться хорошо отдохнуть и набраться сил на следующий урок.

Что нельзя делать во время перемены?

Правила запрещают на переменах:

· Кидать в других любые предметы.

· Вступать в драки или быть их зачинщиком.

· Съезжать по перилам или же перегибаться через них. Это очень опасно. По ступенькам спускаются или поднимаются только с правой стороны.

· Сидеть на подоконниках.

С учителями и родителями обязательно здороваются.

Открывать и закрывать двери следует очень осторожно. Не стоит ими хлопать. Обязательно пропускают идущих впереди взрослых, а затем уже идут сами. Нельзя на лестнице никого толкать, так как это очень опасно.

Как вести себя в столовой?

В столовой обычно скапливается много народу. Перемена всего 15 минут, и за это время необходимо успеть поесть. Важно соблюдать правила этикета для школьников за столом:

· Не стоит стремиться попасть сюда первым. Необходимо приходить вместе с классом. Не нужно торопиться усесться за стол первым даже в том случае, если очень хочется есть.

· Стоит соблюдать очередь.

· Идти по столовой нужно аккуратно. При этом следует обязательно смотреть под ноги. Если же в руках у вас тарелка, нужно быть вдвойне внимательным.

· Перед едой обязательно моют руки.

· Необходимо очень осторожно пользоваться вилкой и ни в кое случае не размахивать ею.

· Есть суп и чай следует аккуратно, не проливая его на себя или на соседей.

· Сидеть за столом нужно прямо, не толкая при этом сидящих рядом. Локти на стол не ставят.

· Каждый после еды обязательно убирает за собой посуду.

Правила этикета для младших школьников

Особое внимание стоит уделить правильному поведению в начальной школе. Именно в этом возрасте закладываются все нормы. Если учащиеся не будут научены тому, как вести себя в определенных местах, то сделать это в более старшем возрасте будет намного сложнее.

· Входят в любой транспорт аккуратно, никого при этом не толкая.

· Стоит уступать место пожилым людям и беременным женщинам.

· Нельзя громко разговаривать, так как это мешает другим.

· Не стоит пытаться разговаривать с незнакомыми людьми.

· Не стоит вызывающе себя вести.

· Не следует громко комментировать фильм.

· Нельзя разговаривать во время сеанса по телефону.

Существуют определенные нормы поведения и в других общественных местах. Правила этикета для школьников 4 класса крайне важны, так как дети становятся старше и переходят в среднюю школу. К этому времени они должны быть уже воспитанными.

Правила этикета в картинках

Дети должны знать и соблюдать огромное количество всевозможных правил этикета. Обучение необходимо начинать с раннего возраста. Детям достаточно сложно запомнить все сразу.

Чтобы сделать правила этикета для школьников легкими для усвоения и сделать обучение максимально интересным, стоит использовать наглядность. Правила этикета для школьников в картинках позволят детям не только быстро их усвоить, но и наглядно представить то, как надо себя вести. Стоит также применять и картинки, на которых изображено неправильное поведение. Дети будут понимать, что такое поведение далеко от общепринятых норм. Наглядное обучение позволит усвоить материал быстро и просто.

Также стоит воспитывать детей на собственном примере. Это должны быть сами родители, а также учителя в школе. Обучение этикету в игровой форме наиболее эффективно. Это позволяет отлично усваивать правила этикета для школьников. Картинки помогают сделать это.

Ребенок должен приходить в школу с уже сформированными навыками этикета. Если в дошкольном возрасте ребенку не были привиты определенные нормы поведения, ему будет очень сложно в коллективе. Дурные манеры и грубость вызовут у окружающих лишь раздражение и непременное отторжение. Именно поэтому обучать детей этикету должны прежде всего именно родители.

Почему важны нормы поведения?

Дошкольники не всегда ведут себя правильно. Для них это простительно. Все давно знают, что если у родителей хорошее воспитание, то и ребенок постепенно усвоит все необходимые нормы поведения.

Но если школьники ведут себя неправильно в общественном месте, окружающие обычно возмущаются. Неприятно смотреть на неопрятно одетых, толкающихся и кричащих детей, не умеющих пользоваться столовыми приборами.

Усвоить правила этикета для школьников достаточно просто. Научиться вежливому общению совсем нетрудно. Опрятно одеваться может каждый.

Обычно родители требуют от детей, чтобы они прилично себя вели. Важным это оказывается тогда, когда дети оказываются одни в каком-то общественном месте. Правила этикета для школьников в школе важно неукоснительно соблюдать. Дети должны знать, как поступить в той или иной ситуации. Именно в этом и проявляется их взрослость.

Также не стоит забывать, что по поведению детей судят о родителях. Не стоит заставлять их краснеть. Нужно стараться быть вежливым и воспитанным. Именно для этого и следует изучать правила этикета для школьников.

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь­ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про­звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Правила поведения для школьников в общественных местах

Даже самое свободное общество всегда требует от своих членов придерживаться определенных правил поведения в общественных местах. Нарушение установленных предписаний может вылиться в осуждение со стороны окружающих и проблемы с законом. Если взрослые хотя бы относительно ориентируются в данной теме, для школьников этикет общественных мест может представлять собой нечто новое.

Многие дети не склонны соблюдать правила в силу своего незрелого возраста, тогда родители должны приложить максимум усилий, чтобы заставить ребенка чувствовать ответственность за свое поведение.

Не дома: основные принципы

Каждое общественное место может иметь собственный кодекс поведения, учитывающий специфику собирающихся здесь людей и их занятий. Впрочем, это не мешает сформулировать обобщенные правила, которые актуальны везде, где бы не находился школьник. Если существуют конкретизированные правила поведения в данном месте, их обязательно нужно соблюдать .

В любой ситуации предельно важна культура взаимодействия с другими людьми.

Вежливость формирует одобрительное отношение со стороны окружающих, нередко позволяет избежать конфликта. Выражаться она должна не только в словах «спасибо» и «пожалуйста», но и в отсутствии грубых слов, а также нецензурной брани. Следует помнить, что все посетители общественных учреждений равны . Однако стоит внимательнее отнестись к пенсионерам, инвалидам, беременным женщинам и маленьким детям.

Чужое имущество, включая общественное, ломать или портить нельзя ни в коем случае. Подобные действия чреваты большими проблемами с владельцем испорченных вещей или даже с правоохранительными органами. Порчей можно считать и пачканье (в частности, при помощи баллончиков с краской). Даже если поверхность была использована исключительно в художественных целях, и все присутствующие, включая взрослых, признали в рисунке шедевр, хозяин может этого не оценить. Нельзя мусорить или плеваться.

Детям до 16 лет не следует находиться вне дома после определенного времени. Такое время обычно определяется каждыми родителями индивидуально. Хотя существуют и рекомендации специалистов, предлагающих не разрешать самостоятельные прогулки несовершеннолетних после 21-22 часов. Нарушать данное правило недопустимо.

В целях собственной безопасности детям не рекомендуют вступать в разговор с незнакомцами в общественных местах. Это правило не запрещает молодежи знакомиться между собой.

Но если взрослый проявляет явное желание познакомиться с ребенком, это должно вызвать подозрение. Совершенно недопустимо куда-либо идти с таким человеком, даже если он зовет в людное место.

Правила дорожного движения существуют не только для водителей и пешеходов, но также и для юных велосипедистов, а также школьников, катающихся на самокатах, скейтах и другом личном транспорте подобного рода. Безответственное поведение на проезжей части или рядом с ней грозит нарушителю весьма серьезными последствиями. Нельзя создавать аварийные ситуации.

Нарушение общественного порядка детьми является таким же подсудным делом, как если бы его совершили взрослые. Но ответственность за это могут понести родители, если ребенок не достиг 14-летнего возраста. Пить и курить на улице не рекомендуется даже взрослым, а для детей подобные развлечения недопустимы в принципе. Нельзя приставать к прохожим на улице, слишком громко говорить или смеяться (особенно в позднее время).

Следует обратить внимание на собственное поведение с огнем и на воде. Огонь вообще не является игрушкой для детей, особенно вблизи жилых домов или других построек. Купание без сопровождения взрослых допускается только в специально приспособленных для этого местах. При этом важно соблюдать условие, чтобы один из группы всегда находился на берегу.

В общественном транспорте

В крупных городах до популярных общественных мест нередко приходится добираться на автобусе или другом транспорте. Здесь также есть свой этикет.


Другие правила

Напоследок стоит обратить внимание еще на несколько советов, которые помогут сформировать у окружающих положительное мнение о себе.

  • Если нужно войти в закрытую дверь, сначала постучись: там могут не обрадоваться неожиданному появлению.
  • Шептаться при других людях считается невежливым: они могут посчитать, что их обсуждают. Не факт, что незнакомым людям нужно слышать, о чем вы разговариваете, но тогда хотя бы не нужно в процессе общения посматривать в их сторону.
  • Когда говорит другой человек, не нужно его перебивать: следует дать высказаться и закончить свою мысль. Это касается абсолютно любых собеседников, включая собственных друзей.
  • Крайне невежливым и даже оскорбительным жестом будет повернуться спиной к человеку, когда он к тебе обращается. Этим демонстрируется пренебрежение или нежелание общаться, что уже само по себе может восприниматься как оскорбление.
  • Большинство родителей сталкивается с нарушением правил поведения в школе их детьми. При этом в некоторых случаях вина ребенка не столь очевидна, особенно если он тихий и ссылается на необоснованные нападки со стороны одноклассников и учителей в свой адрес.

    Иногда ребенок даже при положительном поведении по той или иной причине сильно выделяется из толпы, что может провоцировать его отторжение коллективом. Чтобы избежать подобных ситуаций, родителям следует знать современные правила поведения учащихся в школе.


    Особенности

    Многие проблемы в школе появляются из-за того, что дети здесь чувствуют себя некомфортно. Причиной тому может быть как недоброжелательное окружение, так и банальное неприятие того, что малышу постоянно навязывают какие-то задания посторонние люди, пусть даже родители сказали их слушаться. Восприятие школы в качестве места, где у обучающихся есть только обязанности, приводит к потере мотивации и снижению интереса к изучению нового.

    Следует объяснить ребенку, что у него есть не только обязанности, но и определенные права.


    Правила поведения в любой современной школе должны соответствовать новому закону об образовании, который определяет для ученика следующие права.

    • Школьный курс должен быть вычитан ребенку максимально полно. Он имеет на это право согласно Конституции. Это означает, что не существует ни одного законного основания, чтобы удалить ребенка с занятия, даже если он явно нарушает дисциплину. Ни в одном учебном заведении также недопустимо отказать ученику в посещении урока, если он пришел на него уже после звонка.
    • Школа создана для обучения, а не для работ по ее обслуживанию . Никто не имеет права силой привлечь ребенка к работам на улице или в помещении. Историческая эпоха обязательных субботников давно осталась в прошлом. То же самое касается и уборки классных помещений. При этом подобные мероприятия могут проводиться при условии привлечения участников на добровольной основе. Отказ от участия не должен становиться причиной для предвзятого отношения.


    • Существует общеобразовательная программа, обязательная для изучения для всех без исключения , однако все, что в нее не входит, обязательным априори быть не может. Можно только поприветствовать стремление педагогов организовать дополнительные факультативы, творческие кружки или художественную самодеятельность, но нельзя заставлять ребенка посещать такие занятия, если ему это неинтересно. Даже завуалированные задания по типу проведения минимального времени в библиотеке, репетиций в актовом зале, материалов, самостоятельно изучаемых дома, могут быть отклонены ребенком как необоснованные, если в программе их нет. Даже условная викторина особо педантичным учеником может быть отклонена как неправильный метод обучения.
    • Согласно Конституции, в нашей стране каждый имеет право на бесплатное образование . Это, пожалуй, наиболее спорный момент, который не соблюдается. Если говорить теоретически, педагоги не имеют права собирать деньги даже для какого-либо условного фонда класса, не говоря уже об уборке или охране школы. Законное исключение – интернат, где дети живут постоянно во время обучения, но там и нужды принципиально другие.

    Следует заметить, что школа – это все-таки не армия, так что не все нормы регламентированы на общегосударственном уровне. Педсовет учреждения может определять собственные правила поведения в некоторых частях школы, например в гардеробе или столовой.


    Как правильно одеваться?

    Человека, как известно, «встречают по одежке», а по внешнему виду ученика судят не только о нем, но и о его родителях. Следует заметить, что дети, с одной стороны, стремятся к самовыражению любым путем и не всегда правильно оценивают собственный внешний вид, с другой – довольно жестоки к своим сверстникам. Они нередко выступают категорически против взглядов, которые отличаются от их собственных.

    Законодательство не вводит единого понятия школьной формы, поэтому во всех учреждениях страны руководство самостоятельно принимает решение об обязательности того или иного дресс-кода. Многие учебные заведения буквально заставляют своих учеников приобретать одинаковую одежду, что имеет свои преимущества и недостатки.

    Многими критикуется такой подход за чрезмерную унификацию и обезличивание детей, которые теряют собственную индивидуальность, а также за повышенные растраты, поскольку школьную форму приходится специально заказывать или покупать, а больше никуда, кроме школы, такой костюм не наденешь.


    Тем не менее преимущества в строгом соблюдении нормы тоже есть, поскольку в таких условиях снижается вероятность появления учеников вызывающего внешнего вида, идущих против правил, одинаковых для всех.

    В условиях многонационального государства, в котором проживают носители разных религий и традиций, такой подход выглядит обоснованным. Кроме того, внешний вид детей из семей разного достатка не отличается.



    При этом многие школы все же оставляют выбор дресс-кода родителям или самим школьникам. Это позволяет ученикам оставаться собой, а родителям не тратить ресурсы на поиски оптимального костюма, ведь достаточно одевать ребенка в повседневную одежду.

    Чистота и опрятность без вызывающих деталей в таких условиях представляют собой залог успеха, однако остается риск гипертрофированного самовыражения, которое не будет воспринято коллективом, что повлечет за собой напряженность внутри школы.

    Впрочем, даже в школах со свободным стилем одежды никто не запрещает родителям одевать ребенка в форму. Общим и никого не раздражающим стандартом принято считать белый верх (рубашку – для мальчиков, блузку – для девочек) и черный низ (брюки – для обоих полов, а для девочек – еще и юбки). Сверху можно добавить также пиджак или жилет.


    Даже учреждения со свободной формой одежды требуют от учеников опрятного вида. Недопустимо носить даже классически правильный костюм, если он грязный, помятый или разорванный.

    Относительно обуви выдвигаются особые требования к чистоте. Многие школы считают нужным обязать учеников носить с собой сменную пару обуви, чтобы переобуваться при входе в школу.

    Отдельный момент – это прическа школьника.

    Предпочтение следует отдавать прическам классического фасона, тогда как современные способы «самовыражения» (неестественные оттенки волос, вызывающие формы по типу ирокезов или стриженной «под ноль» головы) считаются нежелательными.


    Как вести себя на уроке?

    Основные проблемы с дисциплиной учащихся в школе возникают на почве того, что они чрезмерно отвлекаются от проводимого занятия или, что еще хуже, мешают нормальному проведению урока в классе своими выходками.

    Привить ребенку правила этикета в условиях общеобразовательной школы не может ни один учитель, если этого не сделали родители дома.

    Правильные манеры чаще всего бывают не у тех детей, которые исправно посещают добровольный для посещения классный час, а у тех, кому родители еще до похода в первый класс доходчиво объяснили основные правила поведения со старшими. Главное, на что указывают психологи – не выдать список аксиом, а доходчиво объяснить малышу, почему нельзя делать тех или иных вещей.


    Выглядеть это могло бы так:

    • Приходи в класс раньше на 5-10 минут. Это позволит не бежать и лишний раз не просить прощения за опоздание, мешая одноклассникам.
    • Всегда садись на свое место. Это позволит не обидеть кого-либо из одноклассников, а также уменьшит риск, что обидят тебя самого, в том числе и замечанием в дневнике.
    • Посторонние предметы на столе во время урока не нужны. Они отвлекают от занятия, что повлечет за собой более долгое освоение материала и выполнение домашних заданий. Сократится выделенное время на отдых.
    • Не нужно шуметь на уроке. Возможно, кому-то из одноклассников интересно то, что сейчас рассказывает учитель. Взаимное уважение в коллективе заставит их не шуметь тогда, когда будут рассказывать что-то, что будет интересно тебе.


    • Если очень нужно выйти из класса во время урока, следует поднять руку и попросить разрешения. Это признак уважения к учителю, который тяжело трудится для того, чтобы сделать каждого из детей умным и успешным взрослым человеком.
    • Если нужно что-то спросить или хочется ответить на вопрос учителя, нужно также поднять руку и дождаться, пока тебя вызовут. Это позволяет проводить урок в тишине, не пропустить информацию, которая могла бы оказаться полезной.
    • Не следует выкрикивать и подсказывать правильные ответы, если спрашивают другого ученика. Это невежливо, а одноклассника, который, возможно, знает правильный ответ, ты поставишь в неловкое положение.


    Поведение на перемене

    Перемена – наиболее любимая большинством учеников часть рабочего дня, ведь в эти моменты они фактически предоставлены самим себе. Важно научить ребенка правилам хорошего поведения. Тогда у малыша не будет проблем с администрацией учреждения и, скорее всего, с другими школьниками.

    Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение. Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные правила поведения пригодятся ребенку даже после окончания школы.

    Донести до малыша нужно следующее:

    • Звонок на перемену – исключительно для учителя. Он не имеет права отнять у детей перемену совсем, однако хотя бы из уважения следует дать ему пару минут, чтобы закончить мысль.
    • Сидеть на подоконниках или открывать окна не стоит, даже если очень хочется. Подоконник может не выдержать веса своих «пассажиров» и обрушиться, а открытое окно станет причиной сквозняка и возникших в результате заболеваний. Даже маленькому ребенку должно быть понятно, почему это плохо.


    • В коридоре на перемене возникает огромная вероятность столкновения, поэтому здесь, как и на автомобильной дороге, следует придерживаться правил дорожного движения. Ходить лучше всегда по правой стороне, уровень речевой активности свести до негромкого, чтобы не оглушать окружающих. Не стоит толкать и тем более бить других детей. Для младших школьников актуально и правило, касающееся девочек: невежливо дергать их за волосы.
    • В местах общего пользования - таких, как столовая или туалет, следует придерживаться очереди. Ни в коем случае нельзя выводить из нее стоящих впереди малышей.
    • Недопустимо также мусорить или портить имущество школы, рисовать несанкционированные граффити на стенах.



    Как общаться с учителем и другими школьниками?

    В школе учат не только общеобразовательные предметы, но и жизнь, в частности особенности поведения в коллективе. Во взаимоотношениях между детьми наиболее часто возникают проблемы, потому что дети по природе своей жестоки, они любят обижать друг друга по причине незрелого возраста. Родители должны объяснить ребенку общие принципы общения: рассказать, что такое этика, как ведется уважительная беседа.

    Даже если данный малыш воспитан хорошо, поблизости всегда найдется хулиган, так что ученик должен уметь дать словесный отпор атакующему. Однако и здесь приоритетной должна оставаться культура.

    Простые правила включают также уважение собственности других детей. Недопустимо брать их вещи без разрешения. В чужие конфликты влезать не следует, разве что с целью их прекращения.



    К учителю нужно относиться с должным уважением. К этому пункту относятся не только своевременно выполненные домашние задания, но и должный этикет. Так поступать следует даже не потому, что преподаватель старше, но в большей степени из-за его более высокого уровня интеллекта, а также в виде благодарности за то, что он делится своими знаниями, делая каждого из своих учеников умнее.

    Хотя многие современные компании переходят на обращение друг к другу без отчества, пусть и в уважительной форме, к учителю всегда нужно обращаться на «вы» по имени и отчеству. Более умного человека всегда нужно слушать не перебивая.

    Для ребенка учитель должен быть непререкаемым авторитетом, а его задания, имеющие непосредственное отношение к обучению, необходимо выполнять без споров. В качестве дополнительного признака вежливости рекомендуется также вставать, когда учитель входит в класс перед началом урока.


    Использование мобильного телефона в школе

    Относительно новым явлением в школьном процессе является массовое использование мобильных телефонов, ведь еще полтора десятка лет назад учеников, обладающих такой техникой, можно было пересчитать по пальцам рук. Сегодня даже среди первоклассников сложно найти такого ученика, у которого не было бы гаджета, и это с одной стороны хорошо, поскольку родители имеют полное право знать, где их ребенок, все ли с ним в порядке.

    Именно из-за необходимости связи родителей с ребенком школы не могут запретить использование мобильных телефонов вовсе, однако родители должны научить малыша, что в школе гаджет нельзя использовать так же, как дома. Учителя на уроке нужно слушать хотя бы из вежливости, даже если рассказываемая им тема совершенно не интересна, даже если кажется, что она никогда не пригодится в жизни.

    Пользоваться телефоном можно только на переменах, а в качестве исключения – и на уроке с разрешения учителя, например, для поиска в сети интернет учебной информации.

    Однако даже на перемене не стоит погружаться в цифровые миры с головой, ведь для развития куда более полезным может оказаться опыт живого общения с настоящими людьми.


    Основные правила поведения раскрыты в следующем видео.

    Задачи:

    Познакомить учащихся с правилами речевого этикета;

    Развивать речь, внимание, память;

    Воспитание этических норм поведения, культуры взаимоотношений, развитие потребности хорошего тона, культуры взаимоотношений, уважения к ровесникам, старшим и младшим.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема «Правила общения».

    Задачи:

    Познакомить учащихся с правилами речевого этикета;

    Развивать речь, внимание, память;

    Воспитание этических норм поведения, культуры взаимоотношений, развитие потребности хорошего тона, культуры взаимоотношений, уважения к ровесникам, старшим и младшим.

    Оборудование:

    На доске запись пословиц: «Красную речь красиво слушать», «Лошадь узнают в езде, а человека в общении», «Учись вежливости у невоспитанного», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

    Рисунки по теме урока, каждому ребёнку на листках домашнее задание.

    1. Объявление темы урока.

    Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. Как вы их понимаете?

    Определите тему урока.

    2. Работа по теме урока.

    1. Беседа по теме.

    Вы уже знаете, что человек живёт в обществе. Его повсюду окружают люди: в семье, в школе, в театре и магазине. Для того чтобы всем было приятно разговаривать друг с другом, чтобы у вех ладились дела, и у каждого человека было всегда хорошее настроение, нужно соблюдать правила культурного поведения, правила общения. С самого детства надо осваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.

    Мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, что мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы с вами совсем не думаем над тем, что можем обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.

    Как вы думаете, могут ли обидеть жесты, выражение лица человека?

    В разговоре человек часто использует различную мимику (движение лица) и жесты (движения рук, ног, тела). Они могут о многом рассказать: с вниманием ли слушает один другого, нравится ли ему то, что говорит собеседник или вызывает гнев, раздражение, страх, удивление. Но не все жесты приятны. Есть жесты, которых нужно стараться избежать, потому что они показывают недоброжелательность человека, грубость и нежелание понять собеседника.

    2. Работа с рисунком.

    Рассмотрите рисунок №1.

    Что вы можете сказать о мимике разных лиц?

    Какое выражение лица тебе нравится? Почему?

    Какое выражение лица тебе не нравится? Почему?

    С кем из ребят приятней общаться?

    Посмотри ещё раз внимательно на рисунок и запомни жесты, которыми не надо пользоваться.

    Можно ли говорить о культуре речи тех учеников, которые обращаются друг к другу по прозвищам и кличкам?

    3. Чтение и обсуждение рассказа А. Раскина «Как папу дразнили»

    Послушайте отрывок из рассказа, а затем выскажите своё мнение по поводу того, почему родители не смогли понять, о каких детях говорила на родительском собрании учительница?

    …Однажды учительница сказала ребятам так:

    Я знаю, что у всех вас есть прозвища. Мне кажется, очень глупо дразнить человека за то, что у него очки, или за то, что он маленького роста. Почему вы так не уважаете себя и друг друга?

    Ребята обещали забыть свои прозвища. И некоторое время они держали слово.

    А потом опять в классе можно было услышать: «Цыган», «Рыжий», «Толстый», «Очкарик».

    Тогда Анастасия Николаевна приняла свои меры. Вот что она сделала.

    На родительском собрании она сказала:

    Поговорим теперь об успеваемости ваших детей. Цыган успевает по всем предметам, но много разговаривает на уроках. Толстый – хороший математик. Но вот грамотность его меня беспокоит. Он делает много ошибок. Федура хорошо отвечает в классе, а домашние работы делает небрежно. Рыжий – лучший художник в классе, но ему надо больше читать вслух. Рёва-Корова плохо решает задачи. Я бы прикрепила их к Очкарику.

    Как вы думаете, родители поняли, о ком шла речь?

    Приятно ли родителям было слышать эти прозвища?

    Как вы думаете, какое настроение было у родителей после этого собрания?

    Какие меры могли предпринять родители после всего услышанного?

    Что вы почувствовали?

    Какие выводы сделали?

    4 Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».

    Живёт на свете Саша,

    Во рту у Саши каша –

    Не рисовая каша,

    Не гречневая каша,

    Не манка,

    Не овсянка

    На сладком молоке

    С утра во рту у Саши

    Слова простые наши –

    Слова простые наши

    На русском языке.

    Но то, что можно внятно

    Сказать для всех понятно,

    Красиво,

    Чисто,

    Ясно,

    Как люди говорят,

    Наш Саша так корёжит,

    Что сам понять не может:

    Произнести словечко –

    И сам тому не рад!

    Он скажет:

    «До свиданья!»

    А слышится:

    «До здания!»

    Он спросит:

    «Где калоши?»

    А слышно:

    «Это лошадь?»

    Когда он вслух читает,

    Поймёшь едва – едва:

    И буквы он глотает,

    И целые слова.

    Он так спешит с налёта

    Прочесть,

    Спросить,

    Сказать,

    Как будто тонет кто-то,

    А он бежит спасать…

    Он может, но не хочет

    За речью проследить.

    Нам нужен переводчик

    Его переводить.

    Понятно ли вам, о чём говорил Саша?

    Что нужно сделать Саше, чтобы его все поняли?

    5. Мини-опрос.

    А сейчас мы проверим, насколько вы знаете правила речевого этикета.

    * Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?

    А ) Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику.

    Б) Ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более живым, интересным.

    В) Остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались.

    * Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?

    А ) Это недопустимо.

    Б) Конечно, можно, особенно если она безупречна.

    * Куда деть руки во время беседы?

    А) Если в руках нет ничего, то можно взяться за плечо, локоть собеседника.

    Б) Если в руках нет ничего, то они останутся свободно опущенными.

    В) Если руки некуда деть, то лучше их скрестить на груди.

    * Допустимо ли в обществе беседовать шёпотом?

    А) Недопустимо, лучше уединиться и поговорить.

    Б) Допустимо, если тема разговора – глубоко личная.

    В) Допустимо сказать собеседнику шёпотом не более двух-трёх слов.

    3. Закрепление. Основные правила речевого этикета.

    Для чего нужно осваивать науку общения?

    Что значит умение общаться?

    Умение общаться – это, в первую очередь, умение вести беседу. Старайтесь внимательно слушать человека, с которым разговариваете. При этом старайтесь смотреть ему в глаза. Не выслушав до конца то, что ваш собеседник хочет вам сказать, не спорьте и не возражайте. Даже если вы с кем-то не согласны, никогда не повышайте голос, ведь криком никого не убедишь. Не прерывайте говорящего на полуслове, не отворачивайтесь, не зевайте. Если разговор слишком затянулся, а вы спешите по своим делам, можно вежливо извиниться и сказать, что вам, к сожалению, пора уходить, но вы с удовольствием продолжите этот разговор в следующий раз.

    Запомни, что люди хотят общаться и дружить с теми, кто:

    Часто улыбается, знает много интересных игр, историй;

    Доброжелателен, не ссорится, не злится;

    Смело вступает за правду и сам старается не лгать;

    Внимательно относится к другим, замечает их настроение;

    Не обижается по пустякам, но и имеет чувство собственного достоинства, то есть уважает себя.

    4. Домашнее задание.

    Вспомни как можно больше добрых и ласковых слов.


    Правила этикета распространяются на все основные стороны жизни человека. Начиная с внешнего вида и стиля одежды, он включает даже правила пользования личным компьютером.

    Так что тем для обсуждения у нас множество. А начнем мы с культуры общения. Ведь встречают, возможно, и по одежке, да только провожают по уму.

    А умным человеком обычно считают не того, кто прочитал больше книжек, а того, кто умеет правильно и красиво излагать свои мысли, да еще при этом никого не обидев и не рассердив.

    Мы расскажем тебе об основных правилах, которые стоит усвоить каждому человеку, чтобы без труда находить общий язык с окружающими его людьми.

    Как правильно вести беседу

    А давай-ка с тобой проверим: умеешь ли ты общаться в том самом смысле, который подразумевал классик, говоря, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения? Как думаешь, для чего люди вообще разговаривают друг с другом? Знаешь ли ты, чтобы два человека обменивались связными звуками, называемыми нами разговором, существует масса причин.

    Во-первых, посредством разговора мы, как и животные, передаем друг другу информацию, обмениваемся сведениями как из нашей, частной жизни, так и из жизни всего общества.

    Во-вторых, существует такая разновидность разговора, как просто приятная беседа. Приятно беседуя, люди, в сущности, не стремятся сообщить или узнать какие-то важные сведения.

    Предметом беседы могут служить какие-нибудь малозначительные факты, например, прогноз погоды. В этом случае собеседники просто выражают свое расположение друг к другу и некоторую заинтересованность. Существует также так называемая милая болтовня ни о чем.

    В этом случае разговор имеет своей целью своеобразное «убивание времени». Так вот, уважаемая юная леди, мы советуем тебе задаться вопросом: для чего ты чаще всего вступаешь в разговор?

    Для того, чтобы сообщить другим что-то важное и интересное, или для того, чтобы было просто не скучно в компании или с кем-нибудь наедине? Если преобладает второй вариант, думаем, тебе нелишне будет прочитать эту главу.

    Начнем с самого распространенного — с твоего общения с подружками, одноклассницами и просто девочками одного с тобой возраста.

    Несомненно, болтая и шушукаясь с подружками на уроках, на переменке и в свободное от школы время, ты, сама того не подозревая, используешь все три основных типа разговора, определенные нами.

    Но именно в том, как вовремя перейти на какую- нибудь нейтральную тему или, наоборот, почувствовать момент, когда можно без труда узнать у задушевной подруги какую-либо тайну, например про ее новое знакомство с интересным мальчиком, т. е. в том, что, в сущности, и называется искусством разговора, некоторые люди не очень-то хорошо разбираются.

    Поэтому и случаются казусы и недоразумения.

    Как же добиться, чтобы тебя всегда понимали правильно и ты получала ту информацию, которая тебе интересна?

    Прежде всего надо быть очень внимательной. Ведь не зря же часто можно услышать «Она хорошо умеет слушать», и редко услышишь такой комплимент, как «Она умеет говорить».

    Знаешь, во все времена от девушки требовали скромности, сдержанности, молчаливости. Тебе, конечно, трудно это себе представить, ведь ты живешь в современном мире, в XXI в., когда в молодежной среде ценится умение «тусоваться», быть раскованной и общительной, уметь говорить обо всем и в то же время ни о чем.

    Нет-нет, мы совсем не собираемся тебе давать советы, которые читали еще наши бабушки, это было бы глупо и бесполезно! Но тем не менее кое-чем можно заинтересоваться и взять на вооружение.

    Чтобы прослыть девушкой, с которой интересно общаться, совсем необязательно говорить, не закрывая рта и не давая собеседнику вставить ни слова.

    Даже если ты вполне грамотная, образованная и эрудированная личность, неплохо разбирающаяся во многих вопросах, например в музыке, искусстве, живописи, спорте, все равно не стоит обрушивать на собеседника всю информацию, которой ты располагаешь.

    Возможно, такое положение дел вызовет у тебя некоторое недоумение, но все так необычно и сложно только на первый взгляд.

    Действительно, это очень интересно, когда собеседник сообщает много новой и полезной информации, но, подумай, как ты будешь чувствовать себя с подружкой, которая говорит и говорит, не давая тебе, что называется, и рта открыть?

    Без сомнения, тебе будет неловко, неудобно, и ты почувствуешь себя, вероятно, глупее, не интереснее и чем-то хуже, чем она.

    А как будет выглядеть ситуация, если взглянуть на нее с другой стороны? Вероятно, у тебя есть пара-тройка знакомых девчонок, которые ведут себя подобным образом.

    Нет, не стоит сейчас вспоминать их имена, давай лучше попробуем разобраться, не поступаешь ли частенько и ты подобным же образом?

    Случаются, конечно, ситуации, когда такое поведение оправданно.

    Например, часами может говорить лектор, учитель, проповедник, т. е. тот, кто по долгу своей профессии обязан учить, просвещать других.

    Но если в обычном разговоре поведешь себя подобным образом ты, будь уверена, это самый лучший способ с течением времени потерять всех подружек. Ты же этого не хочешь?

    Значит, усвой первое и главное правило разговора: ты должна уметь и хотеть слушать собеседника. Ведь разговор — это диалог, т. е. люди по очереди говорят и потом по очереди слушают друг друга, так, чтобы каждый имел возможность высказаться.

    Тот же, кто только слушает, подавленный словесным потоком собеседника, может почувствовать себя обиженным, ненужным и уж вряд ли в дальнейшем захочет общаться с чересчур говорливым субъектом.

    А что значит «уметь» и «хотеть»? Чтобы вести беседу, интересную для обоих, нужно всерьез интересоваться человеком, который перед тобой стоит.

    Ведь ты же далека от того, чтобы воспринимать его как одушевленный магнитофон, который записывает твои переживания, или как «контейнер» для твоих чувств и эмоций?

    Нет, твой собеседник — живой человек со своими радостями и горестями, и следует помнить об этом всегда. «Доброе слово и кошке приятно», — гласит пословица.

    А это значит, что каждый из нас нуждается в ласке и внимании со стороны окружающих.

    Все мы любим, когда нас гладят «по шерстке», интересуются нами, нашей жизнью, сочувствуют, сопереживают или радуются вместе с нами.

    Поэтому, прежде чем «излить» на собеседника свои проблемы, поинтересуйся для начала, как дела у него самого: быть может, его одолевают заботы серьезнее твоих, и непорядочно сваливать на его голову лишние проблемы.

    Кстати, ты не замечала, что существуют девчонки, которые всегда и везде говорят только о себе, и есть такие, которые только слушают, не решаясь вставить и слова? Так вот, чтобы прослыть девочкой, с которой приятно вести разговор, надо выбрать золотую середину между этими двумя крайностями.

    Научись тонко разбираться, когда надо вставить свое слово, а когда лучше и помолчать. Откровенно рассказывать о своих переживаниях, вдаваясь во все подробности и детали, можно только самой близкой подруге, в крайнем случае двум.

    Когда число лиц, знающих твои личные секреты, превышает двоих, будь готова к тому, что узнают и все остальные.

    И совсем глупо поступает девочка, рассказывающая подробности своей личной жизни (о ссоре с мальчиком, отношениях с родителями) большому кругу подружек во весь голос.

    Некоторые ведут себя подобным образом, думая, что так они выглядят раскованными, современными, «своими в доску». Часто, кстати, так поступают и внутренне весьма скованные девочки, стремящиеся таким образом изменить свой имидж.

    Право же, не стоит так поступать, уважаемая наша читательница, иначе ты можешь прослыть чересчур легкомысленной и даже недалекой. Так вот, способна ли ты искренне и всерьез заинтересоваться человеком, с которым намерена вести разговор?

    Имей в виду, это не праздный вопрос. Многие люди считают, что они умеют разговаривать, на самом деле обманываясь по этому поводу.

    Часто такой собеседник (или собеседница), делая вид, что слушают внимательно, лишь пережидают момент, когда возникнет пауза, чтобы тут же ворваться в разговор с восклицанием «Это что, а вот у меня...». И рассказчик, оборвав свою мысль на полуслове, уже не сможет вставить ни слова в «общую» беседу.

    Так ведут себя люди с некоторой долей эгоизма в характере. Это не такая уж большая редкость, как ты, вероятно, думаешь.

    Возможно, ты, общаясь с другими, вполне уверена, что твой внутренний мир богаче и разностороннее, чем у собеседников. Но, даже если это действительно так, не показывай этого. Вот тебе второе правило искусства ведения беседы.

    В любом случае, разговаривая с человеком, далеким от твоего привычного круга собеседников, постарайся вывести его на тему, в которой он себя чувствовал бы как рыба в воде. Тогда он раскрепостится и, может быть, сообщит много полезной информации, ранее тебе неизвестной.

    Возможно, кстати, что после этого у тебя изменится мнение о нем, и весьма значительно. В любом случае вы расстанетесь, довольные друг другом.

    Правило третье. Постарайся избегать бессмысленного спора. Спор сам по себе никогда не несет в себе положительного заряда.

    То, что в споре рождается истина, если подумать, весьма сомнительно. Вступая в спор, два человека имеют противоположные мнения, и их цель — убедить «противника» в том, что он неправ.

    Это напоминает перетягивание каната: кто сильнее, тот и победил. Если ты вступила в спор с единствен

    ной целью — переубедить собеседника, знай, что время, потраченное на разговор, можешь смело вычеркивать из своей жизни. Если тебе даже удастся настоять на своем, в лучшем случае ты получишь в награду лишь испорченное настроение.

    Что же касается худшего... Нередко началом настоящей вражды между людьми становился какой-нибудь спор по пустяковому поводу.

    В «Путешествии Гулливера в страну лилипутов» приводится пример, как два племени лилипутов враждовали друг с другом многие годы, но при этом никто толком не помнил, что же послужило предметом войны.

    На вопрос Гулливера жители страны припомнили спор о том, с какого конца чистить вареное яйцо — с тупого или острого, и с этого все и началось.

    Не правда ли, достаточно бессмысленный предмет для спора? Поверь, что не так много найдется тем, о которых действительно нужно спорить, и не так часты ситуации, когда это нужно делать.

    В конечном счете оба спорящих по-своему правы. Мысль, неожиданная для тебя, не так ли? Но, тем не менее, если тебя втянули в спор, попытайся первым делом вспомнить это утверждение и повторить его мысленно.

    Вместо того чтобы в словах оппонента (так называется человек, имеющий противоположную точку зрения) искать слабые места и в своей ответной речи пытаться их опровергнуть, поступай иначе.

    Прежде всего отметь, в чем собеседник действительно не грешит против истины, и в разговоре скажи об этом ему. Пользуйся фразами типа «Да, конечно, ты права в том-то и том-то, и в этом я с тобой полностью согласна, но если взглянуть на вопрос с другой точки зрения...» или: «Возможно, я в чем-то не права, может, я в чем-то заблуждаюсь...»

    Только не думай, что мы тебе предлагаем обязательно пользоваться такой «старомодной» на твой взгляд речью. Нет, говори так, как ты привыкла, пользуйся сленгом, принятым в твоей среде, главное, чтобы мысль ч и доброжелательное отношение к собеседнику оставались по сути теми же.

    Теперь давай разберемся, что ты выигрываешь, пользуясь этими несложными правилами ведения разговора. Умея слушать собеседника, ты никогда не прослывешь ни занудой, ни пустой болтушкой, ни несерьезным человеком.

    Люди потянутся к тебе, чтобы рассказать о своих проблемах, и ты всегда будешь окружена друзьями.

    Даже те, кто раньше мог показаться неинтересными, скучными, вдруг блеснут перед тобой совершенно неожиданной гранью своей личности. Теперь давай конкретно остановимся на так называемых девчачьих разговорах.

    О чем говорят девчонки, когда, собравшись в тесный кружок, шепчутся, восклицают «Да ты что!», «Да не может быть!» и хихикают? Ну, конечно, сплетничают друг о дружке и обсуждают противоположный пол, т. е. мальчиков.

    Все это вполне естественно. Без так называемой болтовни женщина не женщина, это сейчас признают даже ученые. Генетическая предрасположенность, что поделаешь!

    Конечно, немножко посплетничать с любимой, преданной подружкой о безвкусном «прикиде» новенькой и приятно, и безопасно.

    Но если то же самое ты станешь делать в большой компании, это уже будет первая степень «риска» нажить неприятности, т. е. в большой компании всегда найдется «самая умная», которая обязательно передаст твои слова той, для чьих ушей они не предназначались.

    А если будешь обсуждать учительницу или, например, директора школы, степень риска возрастает в геометрической прогрессии.

    Гак вот, об этом и стоит подумать, прежде чем открывать рот для парочки колкостей в чей-либо адрес.

    Часто беседа, на первый взгляд безобидная (о природе, о погоде), имеет своей целью получить или сообщить какую-либо информацию, и не стоит об этом забывать.

    Если твоей целью является получение какой-либо информации от собеседника, то для начала постарайся повести разговор так, чтобы собеседник внутренне расслабился, т. е. не начинай разговор с того вопроса, который тебя интересует.

    Как это применить на практике?

    Например, тебе жутко интересно, был ли мальчик, которым ты увлечена, на вечеринке и чем он там занимался.

    Ты же не начнешь разговор приблизительно так: «Скажи-ка мне, был ли N вчера вечером; интересно, что он там делал?» Глупо звучит, не правда ли? Напоминает допрос свидетеля. Каждый щекотливый разговор требует предварительной «раскачки».

    Например, для начала поинтересуйся делами своей собеседницы, проявляя как можно больше участия. Чем больше искренности она почувствует, тем больше расположится к тебе.

    Затем, если подруга близкая, можно переводить разговор на вчерашний день в целом или после предварительной болтовни об общих знакомых как будто бы невзначай поинтересоваться вчерашней вечеринкой.

    Обсуждая тех, кто присутствовал, следует начать с личностей, отдаленных от предмета твоего интереса, но не слишком отвлекаясь от основной для тебя темы, иначе нужную информацию получишь нескоро.

    Потом, когда дело дойдет непосредственно до объекта твоего интереса, не следует показывать, как тебе важна эта информация. Наоборот, лучший способ «разогреть» собеседника — слушать его с несколько рассеянным и невнимательным видом.

    Тогда он подсознательно попытается овладеть твоим вниманием, выдавая всё новые и новые подробности (а тебе-то этого и надо!).

    Еще хороший способ — это чуть-чуть сыграть, притворяясь немного непонимающей или не верящей в подлинность того, что тебе рассказывают.

    Стоит только недоверчиво протянуть «Да неужели? Да ну, ты, наверное, как всегда, все перепутала (не расслышала, не рассмотрела, ошиблась)», и подружка, обидевшись, начнет с жаром отстаивать свою правоту, приводя все новые и новые доказательства.

    Получив нужную информацию, следует замести следы (на случай, если подружка не задушевная).

    Следует с тем же интересом выспросить и выслушать подробности вечеринки, которые тебе неинтересны (не делая при этом скучающего лица и внутренне не отстраняясь от собеседницы).

    Хорошо бы еще и пустить подружку по ложному следу, проявив неподдельный интерес к другому моменту вечеринки или к подробностям других взаимоотношений.

    Можно также «заинтересоваться» совсем другим мальчиком и выспрашивать о нем все так подробно, как если бы это действительно было тебе нужно позарез.

    Все эти ухищрения не очень-то понадобятся в беседе с близкой, любимой подругой, но в ином варианте надо учесть эти рекомендации.

    Итак, повторим урок и вспомним правила вежливого общения

    1. Надо не только уметь красиво говорить, важно научиться внимательно слушать собеседника — тем самым ты даешь человеку понять, что он тебе действительно неберзразличен.

    2. Попробуй всерьез заинтересоваться собеседником — это сделает общение приятным и интересным для вас обоих.

    3. Умей употреблять слова и фразы уместно. Если ты не специалист в обсуждаемом вопросе и твоя реплика может поставить тебя в неловкое положение, лучше промолчать.

    4. В общении не пытайся в первую очередь показать себя в чем-то лучше, чем твой собеседник. Ты скорее всего обидишь его и оттолкнешь от себя хорошего человека.

    5. Разговор лучше начинать с темы, интересной каждому из собеседников. Это раскрепостит партнеров по беседе, а ловко меняя темы для общения, ты сможешь узнать много нового и полезного лично для тебя. Только не следует прыгать с темы на тему без плавных переходов — ты рискуешь запутать своего собеседника и показаться непоследовательной.