Ермил костров биография. Ермил Иванович Костров. К юбилею выдающегося русского поэта и переводчика XVIII столетия. Смотреть что такое "Костров, Ермил Иванович" в других словарях

В семье богатого русского помещика И. А. Яковлева.

Мать - Луиза Гааг, уроженка г. Штутгарта (Германия). Брак родителей Герцена не был оформлен, и он носил придуманную отцом фамилию (от Herz - «сердце»).

Раннему духовному развитию Александра Ивановича способствовало знакомство с лучшими произведениями русской и мировой литературы, с запрещенными «вольными» стихотворениями русских поэтов 10-20-х гг. «Потаенная» поэзия Пушкина и декабристов, революционные драмы Шиллера, романтические поэмы Байрона, произведения передовых французских мыслителей XVIII в. укрепляли свободолюбивые убеждения Герцена, его интерес к социально- политическим проблемам жизни.

Молодой Александр Иванович был свидетелем мощного подъема общественного движения в России, вызванного Отечественной войной 1812. Огромное воздействие на формирование его революционного мировоззрения оказало восстание декабристов. «Казнь Пестеля и его товарищей,- писал впоследствии Герцен,- окончательно разбудила ребяческий сон моей души» («Былое и думы»). Герцен с детских лет почувствовал ненависть к крепостному праву, на котором был основан полицейско-самодержавный режим в стране.

В 1827 он вместе со своим другом Н. П. Огаревым на Воробьевых горах дал клятву пожертвовать жизнью для борьбы за освобождение русского народа.

В октябре 1829 Александр Иванович поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Здесь вокруг него и Огарева сложился революционный кружок студентов, глубоко переживавших поражение декабрьского восстания. Участники кружка следили за революционным движением на Западе, изучали социально-утопические теории западноевропейских социалистов, «но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу» («Былое и думы»). Большое внимание Герцен уделял в университете изучению естественных наук; в студенческие годы им было написано несколько работ на естественнонаучные темы

«О месте человека в природе», 1832;

«Аналитическое изложение солнечной системы Коперника», 1833;

в журнале «Вестник естественных наук и медицины» (1829), «Атеней» (1830) и других. Герцен А.И. напечатал свои переводы и рефераты работ западноевропейских ученых, посвященных проблемам естествознания. В этих статьях он стремился преодолеть идеализм, утверждал мысль о единстве сознания и материи; в то же время он не мог удовлетвориться ограниченным, метафизическим материализмом XVIII века. Философские искания Герцена в 30-40-х гг. были направлены на создание такой материалистической системы, которая отвечала бы революционно-освободительным устремлениям передовых кругов русского общества.

В июле 1833 Александр Иванович окончил университет со степенью кандидата. Вместе с друзьями он строил широкие планы дальнейшей литературной и политической деятельности, в частности издания журнала, который пропагандировал бы передовые общественные теории. Но царское правительство, напуганное восстанием декабристов, беспощадно подавляло в русском обществе всякое проявление свободолюбивой мысли.

В июле 1834 Герцен, Огарев и другие члены кружка были арестованы.

В апреле 1835, Герцен был выслан в Пермь, а затем в Вятку под строгий полицейский надзор. Тюрьма и ссылка обострили ненависть писателя к самодержавно-крепостническому строю; ссылка обогатила его знанием русской жизни, гнусной крепостнической действительности. Особенно глубокое воздействие на Герцена оказало близкое соприкосновение с жизнью народа.

В конце 1837, по ходатайству поэта В. А. Жуковского, Александр Иванович был переведен во Владимир (на Клязьме).

В мае 1838 он женился на Н. А. Захарьиной.

(«Первая встреча», 1834-36;

«Легенда», 1835-36;

«Вторая встреча», 1836;

«Из римских сцен», 1838;

«Вильям Пен», 1839, и другие) он поднимал глубоко волновавший его вопрос о переустройстве общества на разумных началах. В романтически приподнятых, возвышенных образах, порой в наивной, условной форме, находили свое воплощение идейная жизнь, страстные философские и политические искания передовой дворянской молодежи 30-х гг. Пронизанные освободительными идеями своего времени, произведения молодого Герцена, при всей их художественной незрелости, развивали гражданские мотивы русской литературы 20-х гг., утверждали «жизнь для идей» как «высшее выражение общественности».

Летом 1839 с Александра Ивановича был снят надзор полиции, в начале 1840 он возвратился в Москву , а затем переехал в Петербург.

В 1840-41 в «Отечественных записках» Герцен опубликовал автобиографическую повесть «Записки одного молодого человека». Насколько позволяли цензурные условия, повесть раскрывала широкий круг духовных интересов передовой русской интеллигенции, ее заключительная глава в острой сатирической форме обличала «патриархальные нравы города Малинова» (имелась в виду Вятка), пошлую жизнь провинциальной чиновничье-помещичьей среды. Повесть открывала новый период в литературной деятельности Герцена, она знаменовала вступление писателя на путь критического реализма.

В 1841 за «распространение необоснованных слухов» - резкий отзыв в письме к отцу о преступлениях царской полиции - Герцен был вновь сослан, на этот раз в Новгород.

Летом 1842 Александр Иванович вернулся в Москву . Он принял деятельное участие в идейной борьбе 40-х гг., в разоблачении идеологов помещичье-крепостнической реакции и буржуазно-дворянского либерализма, показал себя достойным соратником великого революционного демократа Белинского. Опираясь во всей своей деятельности на традиции Радищева , Пушкина, декабристов, глубоко изучая выдающиеся произведения передовой русской и зарубежной литературы и общественной мысли, он защищал революционный путь развития России. Свои взгляды он отстаивал в борьбе со славянофилами, идеализировавшими экономическую и политическую своеобычность царской России, и либералами-западниками, преклонявшимися перед буржуазным строем в странах Западной Европы. Выдающиеся философские работы Герцена

«Дилетантизм в науке» (1842-43),

«Письма об изучении природы» (1844-46) сыграли огромную роль в обосновании и развитии материалистической традиции в русской философии.

Материализм Герцена, имел активный, действенный характер, был пронизан боевым демократическим духом. Александр Иванович был одним из первых мыслителей, которые сумели понять диалектику Гегеля и оценить ее как «алгебру революции», в то же время он обвинял немецких идеалистов и русских гегельянцев в оторванности от жизни. Вместе с Белинским Герцен поставил свои философские искания на службу освободительной борьбе народных масс.

По характеристике В. И. Ленина, Герцен в крепостной России 40-х гг. XIX в. «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени... Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед - историческим материализмом» (Полн. собр. соч., т. 21, с. 256). В статьях Герцена давалось глубокое обоснование основным принципам материалистической философии. Историю человеческого мира он характеризует как продолжение истории природы; дух, мысль, доказывает Герцен, являются результатом развития материи. Отстаивая диалектическое учение о развитии, писатель утверждал противоречие как основу прогресса в природе и обществе. Его статьи содержали исключительно яркое, полемически острое изложение истории философских учений, борьбы материализма и идеализма. Герцен отмечал самостоятельность русской философии, критическое восприятие русскими мыслителями передовых философских направлений Запада. Борьба Герцена с идеалистической философией как идейным оплотом крепостнической реакции носила определенно выраженный политический характер. Однако в условиях отсталой, крепостнической России он оказался не в силах дать материалистическое объяснение борьбы идеологических и материалистических философских систем как одному из проявлений классовой борьбы в обществе.

Материалистические идеи, развитые в статьях Герцена, оказали большое воздействие на формирование мировоззрения русской революционной демократии 60-х гг.

Активное участие Александра Ивановича в освободительной борьбе русского народа служило могучим источником художественной силы его литературного творчества.

С 1841-46 пишет роман «Кто виноват?» (полное издание - 1847) он поставил важнейшие вопросы русской жизни 40-х гг. Герцен дал уничтожающую критику крепостного права и помещичье-самодержавного строя, подавляющего человеческую личность. Острота его протеста против крепостного строя приобретала в романе подлинно революционное звучание.

1846 повесть «Сорока-воровка» (издана в 1848) рассказывала о неиссякаемых творческих силах и талантливости русского народа, о его стремлении к раскрепощению, о присущем простому русскому человеку сознании личного достоинства и независимости. С большой силой повесть раскрывала общую трагедию русского народа в условиях самодержавно-крепостнического строя.

1846 повесть «Доктор Крупов» (издана в 1847),написанная в форме записок врача, рисовала сатирические картины и образы русской крепостнической действительности. Глубокий и проникновенный психологический анализ, философские обобщения и социальная острота повести делают ее шедевром художественного творчества Герцена.

В январе 1847 преследуемый царским правительством, лишенный возможности вести революционную пропаганду, Герцен с семьей уехал за границу. Он приехал во Францию накануне революционных событий 1848. В цикле статей «Письма из Avenue Marigny» (1847, позднее вошли в книгу «Письма из Франции и Италии», 1850, русское издание - 1855) Герцен подверг острой критике буржуазное общество, пришел к выводу, что «буржуазия не имеет великого прошедшего и никакой будущности». В то же время с большим сочувствием он писал о парижских «блузниках» - рабочих и мастеровых, выражал надежду, что готовящаяся революция принесет им победу

В 1848 Герцен стал свидетелем поражения революции и кровавого разгула реакции. «Письма из Франции и Италии» и книга «С того берега» (1850, русское издание- 1855) запечатлели духовную драму писателя. Не поняв буржуазно- демократической сущности движения, писатель неверно оценил революцию 1848 как неудавшуюся битву за социализм.

Тяжелые переживания, вызванные поражением революции, совпали с личной трагедией Герцена: осенью 1851 во время кораблекрушения погибли его мать и сын, в мае 1852 в Ницце умерла жена.

В августе 1852 Александр Иванович переехал в Лондон. Годы лондонской эмиграции (1852-65) - период активной революционной и публицистической деятельности Герцена.

В 1853 он основал Вольную русскую типографию.

В 1855 начал издавать альманах «Полярная звезда».

В 1857 вместе с Огаревым приступил к выпуску знаменитой газеты «Колокол».

В 60-х гг. Александр Иванович Герцен окончательно пришел в лагерь русской революционной демократии. Убедившись на опыте освободительной борьбы русского крестьянства в период революционной ситуации 1859-61 в силе революционного народа, он «безбоязненно стал на сторону революционной демократии против либерализма» (Полн. собр. соч., т. 18, с. 14). Герцен разоблачал грабительский характер «освобождения» крестьян в России. С большой силой звал народные массы к революционной активности и протесту (статьи в «Колоколе»: «Исполин просыпается!», 1861;

«Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ», 1861, и другие).

В начале 60-х гг. Герцен и Огарев принимали участие в деятельности тайного революционно-демократического общества «Земля и воля», вели революционную пропаганду в армии.

В 1863 Александр Иванович решительно поддержал национально-освободительное движение в Польше. Последовательная революционно-демократическая позиция Герцена в польском вопросе вызвала ожесточенные нападки со стороны реакционных и примкнувших к ним либеральных кругов.

В 1864 Александр Иванович гневно заклеймил расправу царизма с вождем русской революционной демократии Чернышевским.

Герцен был одним из основоположников народничества, автором, так называемой теории «русского социализма». Не уяснив действительной социальной природы крестьянской общины, он в своем учении исходил из освобождения крестьян с землей, из общинного землевладения и крестьянской идеи «права на землю». Теория «русского социализма» в действительности не содержала «ни грана социализма» (Ленин), но она в своеобразной форме выражала революционные стремления крестьянства, его требования полного уничтожения помещичьего землевладения.

В первые годы эмиграции и в Лондоне Герцен продолжал напряженно работать в области художественного творчества. Он отстаивал неразрывную связь искусства с жизнью и считал литературу политической трибуной, используемой для пропаганды и защиты передовых идей, для обращения с революционной проповедью к широким кругам читателей. В книге «О развитии революционных идей в России» (на франц. языке, 1851) он отметил как характерную черту русской литературы ее связь с освободительным движением, выражение революционных, свободолюбивых устремлений русского народа.

На примере творчества русских писателей XVIII - 1-й половины XIX в. Герцен показал, как литература в России стала органической частью борьбы передовых общественных кругов. Темы и образы русского крепостного быта продолжали занимать главное место в художественных произведениях Герцена (неоконченная повесть «Долг прежде всего», 1847 - 51, изд. в 1854; «Поврежденный», 1851, изд. в 1854).

Вместе с тем Герцена- художника и публициста глубоко волновали вопросы буржуазной действительности в странах Западной Европы. В своих произведениях 50-60-х гг. он неоднократно обращался к жизни различных кругов буржуазного общества

(очерки «Из писем путешественника во внутренности Англии», «Оба лучше», 1856;

цикл «Концы и начала», 1862-63;

рассказ «Трагедия за стаканом грога», 1863, и другие).

С 1852-68 пишет мемуары «Былое и думы» которые занимают центральное место в литературно-художественном наследии Герцена. Свыше 15 лет напряженного труда посвятил Герцен созданию произведения, ставшего художественной летописью общественной жизни и революционной борьбы в России и Западной Европе - от восстания декабристов и московских студенческих кружков 30-х гг. до кануна Парижской коммуны. Среди художественных автобиографий всей мировой литературы XIX в. «Былое и думы» не имеют равного себе произведения по широте охвата изображаемой действительности, глубине и революционной смелости мысли, предельной искренности повествования, яркости и совершенству образов. Александр Иванович выступает в этой книге как политический боец и первоклассный художник слова, В повествовании органически сочетаются события личной жизни автора с явлениями общественно-политического характера; мемуары запечатлели живой образ русского революционера в его борьбе против самодержавия и крепостничества. Возникнув из страстного желания писателя рассказать правду о своей тяжелой семейной драме, «Былое и думы» вышли за пределы первоначального замысла и стали художественным обобщением эпохи, по выражению Герцена, «отражением истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге». Мемуары Герцена принадлежали к числу тех книг, по которым изучали русский язык Маркс и Энгельс.

Александр Иванович Герцен был художником-публицистом. Статьи, заметки и памфлеты в «Колоколе», полные революционной страстности и гнева, являются классическими образцами русской демократической публицистики. Художественному таланту писателя была свойственна острая сатиричность; в едкой, уничтожающей иронии, в сарказме писатель видел действенное орудие социальной борьбы. Для более полного и глубокого раскрытия уродливых явлений действительности Герцен часто обращался к гротеску. Рисуя в мемуарах образы современников, писатель использовал форму острого сюжетного рассказа.

Большой мастер портретных зарисовок, Александр Иванович умел лаконично и метко определить самую сущность характера, в нескольких словах очертить образ, схватив главное. Неожиданные острые контрасты были излюбленным приемом писателя. Горькая ирония чередуется у него с забавным анекдотом, саркастическая насмешка сменяется гневным ораторским пафосом, архаизм уступает место смелому галлицизму, народный русский говор переплетается с изысканным каламбуром. В этих контрастах проявилось характерное для Герцена стремление к убедительности и наглядности образа, резкой экспрессии повествования.

Художественное творчество Герцена А.И. оказало большое влияние на формирование стиля критического реализма и развитие всей последующей русской литературы.

В 1865 Герцен перенес издание «Колокола» в Женеву, становившуюся в те годы центром русской революционной эмиграции. При всех расхождениях с так называемыми «молодыми эмигрантами» по ряду существенных политических и тактических вопросов Александр Иванович видел в разночинной интеллигенции «молодых штурманов будущей бури», могучую силу русского освободительного движения.

Последние годы жизни писателя ознаменовались дальнейшим развитием его мировоззрения в направлении к научному социализму. Герцен пересматривает свое прежнее понимание перспектив исторического развития Европы. В заключительных главах «Былого и дум» (1868-69), в своей последней повести «Доктор, умирающий и мертвые» (1869) он ставит вопрос о «современной борьбе капитала с работой», новых силах и людях в революции. Настойчиво освобождаясь от пессимизма и скептицизма в вопросах общественного развития, Герцен приближается к правильному взгляду на историческую роль нового революционного класса - пролетариата.

В серии писем «К старому товарищу» (1869), писатель обратил свои взоры к рабочему движению и руководимому Марксом Интернационалу.

Умер Александр Иванович Герцен в Париже, был похоронен на кладбище Пер-Лашез, затем перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.

После смерти Герцена вокруг его идейного наследия развернулась острая политическая борьба. Демократическая критика последовательно рассматривала Герцена в ряду великих учителей революционной интеллигенции 70-80-х гг. Реакционные идеологи, убедившись в тщетности попыток очернить Герцена в глазах молодого поколения, начали прибегать к фальсификации его образа. Борьба с идейным наследством писателя приняла более тонкую форму лицемерной «борьбы за Герцена». В то же время произведения Александра Ивановича продолжали находиться в царской России под строгим и безусловным запретом.

Первое посмертное Собрание сочинений писателя (в 10-ти т., Женева, 1875-79) и другие заграничные издания Герцена А.И («Сборник посмертных статей», Женева, 1870, изд. 2 -1874, и другие) были мало доступны русскому читателю.

В 1905, после 10 лет настойчивых усилий, удалось добиться первого русского издания Собрания сочинений (в 7-ми т., Спб., изд. Павленкова), однако оно было изуродовано многочисленными цензурными пропусками и грубыми искажениями.

В буржуазно-дворянской печати конца XIX века и особенно в период реакции после поражения первой русской революции повторялись бесконечные вариации лживого толкования взглядов Герцена, его идейного и творческого пути. Предельно циничное выражение они нашли в «веховской» легенде о Герцене как непримиримом противнике материализма и всяких революционных действий. Буржуазные идеологи умаляли роль великого мыслителя и писателя в развитии русской и мировой науки и литературы. Тщательно выхолостив революционную сущность деятельности писателя, «рыцари либерального российского языкоблудия», как называл их Ленин, пытались использовать искаженный облик писателя-демократа в своей борьбе с революционным движением и передовой общественной мыслью России.

Большая заслуга в разоблачении реакционных и либеральных фальсификаторов Герцена принадлежит Г. В. Плеханову. В ряде статей и выступлений («Философские взгляды А. И. Герцена», «А. И. Герцен и крепостное право», «Герцен-эмигрант», «О книге В. Я. Богучарского «А. И. Герцен», речь на могиле Герцена в сотую годовщину со дня его рождения и другие) Плеханов дал глубокий и разносторонний анализ мировоззрения и деятельности Герцена, показал победу материализма над идеализмом в его взглядах, близость многих философских положений Герцена к воззрениям Энгельса. Однако в оценке Плехановым Герцена, было немало серьезных ошибок, вытекавших из его меньшевистской концепции движущих сил и характера русской революции. Плеханов не смог раскрыть связь Герцена с нараставшим революционным движением широких масс крестьянства. Неверие в революционность русского крестьянства и непонимание связи между крестьянством и революционерами-разночинцами 60-х гг., лишили Плеханова возможности увидеть классовые корни мировоззрения Герцена и всей русской революционной демократии.

В каприйском курсе лекций по истории русской литературы (1908-1909) большое внимание Александру Ивановичу уделил М. Горький. Горький подчеркнул значение Герцена как писателя, поставившего в своем творчестве важнейшие общественные проблемы. В то же время, выделив в мировоззрении Герцена как его ведущую черту «драму русского барства», Горький рассматривал его вне основных этапов развития русской революции и потому не мог определить подлинного исторического места Герцена- мыслителя и революционера, как и Герцена- писателя.

В изучении идейного наследства писателя значительную роль сыграли статьи и речи А. В. Луначарского. Луначарский правильно подчеркнул взаимосвязь различных сторон деятельности и творчества Герцена, органическое единство в его произведениях художника и публициста. Слабой стороной работ Луначарского была недооценка преемственности русских революционных традиций, в результате чего он преувеличил значение западных влияний на идейное развитие Герцена Ошибочно рассматривая Герцена и Белинского как выразителей некоего единого «западнического» направления русской интеллигенции 40-х гг., Луначарский не раскрыл глубокого смысла борьбы русской революционной демократии с буржуазно-помещичьим либерализмом. Луначарский ошибочно сближал мировоззрение писателя с анархическими взглядами Бакунина и либеральной идеологией позднейших народников.

Только в статьях и высказываниях В. И. Ленина революционное наследие Герцена получило подлинно научное осмысление. Статья Ленина «Памяти Герцена» (1912) стала важнейшим историческим документом в борьбе большевистской партии за теоретическое вооружение народных масс в преддверии нового подъема рабочего движения. На примере Герцена Ленин призывал учиться «великому значению революционной теории». Ленин воссоздает образ подлинного Герцена, писателя-революционера, историческое место которого, наряду с Белинским и Чернышевским, среди славных предшественников русской социал-демократии. В статье Ленина мировоззрение, творчество и историческая роль писателя подвергаются конкретному и всестороннему анализу, вопросы идейной эволюции Герцена Ленин исследует в неразрывном единстве с его революционно-политической деятельностью. Ленин глубоко раскрыл путь Герцена - революционера, непосредственного наследника декабристов, к революционному крестьянскому демократизму. Статья содержала замечательную характеристику мирового значения философских исканий Герцена.

Великая Октябрьская социалистическая революция впервые открыла возможность для углубленного изучения жизни и творчества Герцена. В тяжелых условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи было продолжено и успешно завершено 22-томное издание полного собрания его сочинений и писем под редакцией М. К. Лемке. Это издание, несмотря на серьезные недостатки, стало крупным событием в жизни молодой советской культуры. Общий подъем марксистско-ленинской литературоведческой мысли, достигнутый на основе направляющих и руководящих указаний партии, оказал животворное воздействие на дальнейшее развитие советского герценоведения.

125 - летний юбилей со дня рождения Александра Ивановича Герцена, широко отмеченный в нашей стране весной 1937, ознаменовал начало серьезной исследовательской работы в области изучения наследия писателя.

В последующие годы советские исследователи Герцена внесли ценный вклад в литературную науку. Был создан ряд больших монографий о Герцене; в 1954-65 Академия наук СССР выпустила научное издание сочинений писателя в 30 томах. Значительную работу по изучению и публикации архивных материалов Герцена, хранящихся в советских и зарубежных коллекциях, проделала редакция «Литературного наследства».

Советский народ высоко ценит богатейшее наследие Герцена - «писателя, сыгравшего великую роль в подготовке русской революции» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 21, стр. 255).

Умер 9(21).I.1870 г. в Париже.

(псевдоним - Искандер) (1812-1870) русский прозаик и публицист

Отцом Герцена был И.А. Яковлев, который принадлежал к знатному роду, мать - Г. Л. Гааг, дочь мелкого чиновника из Штутгарта. Но брак родителей не был оформлен, и ребенок получил вымышленную фамилию. В дальнейшем Герцен считался воспитанником Яковлева.

В 14 лет Аександр поклялся отомстить за казненных декабристов. Через год он повторил эту клятву со своим другом Н.П. Огаревым на Воробьевых горах. Они мечтали о том, чтобы продолжить дело декабристов.

В 1829 году Александр Иванович Герцен стал студентом физико-математического факультета Московского университета. В то время университет отличался духом вольномыслия. Вокруг Герцена и Огарева собираются единомышленники с ярко выраженными политическими интересами.

В 1833 году Герцен закончил университет со степенью кандидата и серебряной медалью за сочинение «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника». А через год Герцен, Огарев и их друзья были арестованы. После тюремного заключения, «как смелый вольнодумец, весьма опасный для общества», он был сослан сначала в Пермь, затем в Вятку, а после ходатайства Василий Андреевич Жуковского - во Владимир. Всего через полгода после возвращения из ссылки в Москву и короткой службы в Петербурге, Александр Герцен получил назначение на службу в Новгород, а на самом деле это была очередная ссылка. Эти годы сыграли важную роль в духовной жизни Герцена и закалили его характер.

В январе 1847 года он с семьей уезжает за границу, не думая, что оставляет Россию навсегда. Александр Герцен верил в свои силы, в будущее и надеялся, что приближающаяся революция освободит не только народы Европы, но и его страну.

События французской революции 1848 года и ее поражение, были отражены Герценом в знаменитой книге «Письма из Франции и Италии» (1847-1852), где автор выступает как один из самых остроумных и глубоких критиков буржуазного общества.

Александр Иванович Герцен разочаровался в революции, потерял веру в революционный Запад, он мучительно расставался со своими иллюзиями и пытался найти дальнейший путь. Только в одном он был уверен точно: что человек - «не самовластный хозяин» в истории; «законы исторического развития... не совпадают в своих путях с путями мысли»; необходимо серьезно заняться историей «как действительно объективной наукой».

Идейное разочарование совпало с семейной трагедией. В ноябре 1851 года во время кораблекрушения погибают мать и младший сын Герцена, а в мае 1852 года умирает жена писателя. «Все рухнуло - общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье », - писал он позже. От отчаяния его спасает только вера в свой народ, в будущее своей страны. Одним из способов духовного возрождения стала работа над книгой воспоминаний «Былое и думы» (1852-1868). Герцен начал работу над ней в Лондоне, куда переехал после смерти жены.

Замысел этой книги и его творческое воплощение было подчинено одной из главных задач - «заключить счет с личной жизнью... остальные думы - на дело, остальные силы - на борьбу». Для того чтобы во всем разобраться, нужно было вернуться в детство, повторить «былое» в «думах» и попытаться разобраться в том, что истинно и что ложно. В этом произведении автор соединяет все разновидности прозы: исповедь, художественные портреты, дневники, письма, теоретические и публицистические статьи. Весь предшествующий опыт Герцена-философа, романиста и публициста воплощен в этой книге.

В 1853 году Александр Герцен открывает Вольную типографию в Лондоне. В 1855 году начинает выходить альманах «Полярная звезда». Писатель повторяет название издания К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева и помещает на обложке профили пяти казненных декабристов. Здесь были опубликованы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, запрещенные стихи Пушкина, Рылеева, Лермонтова, первое «Философическое письмо» Чаадаева, письмо Белинского к Гоголю, печатались произведения Герцена и Огарева и многие другие материалы.

С 1857 года начала выходить газета «Колокол», основной задачей которой была борьба за освобождение крестьян. Газета просуществовала почти десять лет, Александр Герцен считал, что «Колокол» сыграл свою роль в истории освободительного движения России и теперь нужно заняться разработкой революционной теории.

Помимо многочисленных революционных, философских, теоретических и публицистических работ Герценом были созданы замечательные художественные произведения: роман «Кто виноват?» (1841-1846), повесть «Сорока-воровка» (1846), роман «Доктор Крупов» (1847).

Весной 1869 года Александр Иванович Герцен переехал в Париж, но через месяц он умер. Похоронен он был на кладбище Пер-Лашез, а позже его прах перенесли в Ниццу и захоронили рядом с могилой его жены.

Значение творчества Александра Герцена для развития русской литературы знаменательно отражено в рецензии на французский перевод книги «Былое и думы»: «Все, что он делает и создает для России, в то же время становится достоянием остальной Европы, и вся Европа с большим интересом и сочувствием смотрит на все возрастающую энергию его деятельности».

Александр Иванович Герцен — российский революционер, писатель, философ.
Внебрачный сын богатого русского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Получил вымышленную фамилию Герцен — сын сердца (от нем. Herz).
Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н. П. Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах, мальчики поклялись бороться за свободу.
В 1829 году Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вскоре образовал группу из прогрессивно мыслящих студентов. К этому времени относятся его попытки изложения собственного видения общественного устройства. Уже в первых статьях Герцен показал себя не только философом, но и блестящим литератором.
Уже в 1829—1830 годах Герцен написал философскую статью о Валленштейне Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был Карл Моор — герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).
В 1833 году Герцен с серебряной медалью окончил университет. В 1834 году был арестован - за то, что в компании друзей якобы распевал песни, порочащие царскую фамилию. В 1835 году он был выслан сначала в Пермь, потом в Вятку, где и определен на службу в канцелярию губернатора. За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику (будущему Александру II), Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни.
В 1840 году Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Обратившись к художественной прозе, Герцен написал роман «Кто виноват?» (1847), повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848), в которых своей главной целью считал обличение русского рабства.
В 1847 году Герцен с семьей покинул Россию, уехав в Европу. Наблюдая жизнь западных стран, перемежал личные впечатления с историко-философскими исследованиями (Письма из Франции и Италии, 1847-1852; С того берега, 1847-1850, и др.)
В 1850-1852 годах прошла череда личных драм Герцена: гибель в кораблекрушении матери и младшего сына, смерть жены от родов. В 1852 году Герцен поселился в Лондоне.
К этому времени его воспринимали как первую фигуру русской эмиграции. Совместно с Огаревым он стал издавать революционные издания - альманах «Полярная звезда» (1855-1868) и газету «Колокол» (1857-1867), влияние которых на революционное движение в России было огромным. Но главным его созданием эмигрантских лет является «Былое и думы».
«Былое и думы» по жанру - синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум». Первые пять частей описывают жизнь Герцена с детства и до событий 1850-1852, когда автора постигли тяжелые душевные испытания, связанные с крушением семьи. Шестая часть, как продолжение первых пяти, посвящена жизни в Англии. Седьмая и восьмая части, еще более свободные по хронологии и тематике, отражают жизнь и мысли автора в 1860-е годы.
Все другие сочинения и статьи Герцена, как, например, «Старый мир и Россия», «Le peuple Russe et le socialisme», «Концы и начала», и др. представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847—1852 годов в сочинениях, указанных выше.
В 1865 году Герцен покинул Англию и отправился в длительное путешествие по Европе. В это время он отдалился от революционеров, в особенности от русских радикалов. Споря с Бакуниным, призывавшим к разрушению государства, Герцен писал: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». Эти слова воспринимаются как духовное завещание Герцена.
Как и большинство российских западников-радикалов, Герцен прошел в своем духовном развитии через период глубокого увлечения гегельянством. Влияние Гегеля отчетливо прослеживается в цикле статей«Дилетантизм в науке» (1842-1843). Их пафос - в утверждении и интерпретации гегелевской диалектики как инструмента познания и революционного преобразования мира («алгебры революции»). Герцен сурово осуждал отвлеченный идеализм в философии и науке за оторванность от реальной жизни, за «априоризм» и «спиритизм».
Дальнейшее развитие эти идеи получили в главном философском сочинении Герцена - «Письмах об изучении природы» (1845-1846). Продолжая критику философского идеализма, Герцен определял природу как «родословную мышления», а в идее чистого бытия видел всего лишь иллюзию. Природа для материалистически настроенного мыслителя - вечно живое, «бродящее вещество», первичное по отношению к диалектике познания. В Письмах Герцен, вполне в духе гегельянства, обосновывал последовательный историоцентризм: «ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического бытия», а в понимании смысла истории придерживался принципов исторического детерминизма. Однако в размышлениях позднего Герцена прежний прогрессизм уступает место гораздо более пессимистическим и критическим оценкам.
21 января 1870 года Александр Иванович Герцен умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.
Библиография
1846 — Кто виноват?
1846 — Мимоездом
1847 — Доктор Крупов
1848 — Сорока-воровка
1851 — Поврежденный
1864 — Трагедия за стаканом грога
1868 — Былое и думы
1869 — Скуки ради
Экранизации
1920 — Сорока-воровка
1958 — Сорока-воровка
Интересные факты
Елизавета Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства».

Александр Иванович Герцен. Родился 25 марта (6 апреля) 1812 года в Москве - умер 9 (21) января 1870 года в Париже. Русский публицист, писатель, философ.

Герцен родился в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767-1846), происходившего от Андрея Кобылы (как и Романовы). Мать - 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг (нем. Henriette Wilhelmina Luisa Haag), дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен - «сын сердца» (от нем. Herz).

В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы, преимущественно конца XVIII века. Французские романы, комедии , Коцебу, произведения , с ранних лет настроили мальчика в восторженном, сентиментально-романтическом тоне. Систематических занятий не было, но гувернёры - французы и немцы - сообщили мальчику твёрдое знание иностранных языков. Благодаря знакомству с творчеством Шиллера, Герцен проникся свободолюбивыми стремлениями, развитию которых много содействовал учитель русской словесности И. E. Протопопов, приносивший Герцену тетрадки стихов : «Оды на свободу», «Кинжал», «Думы» Рылеева и пр., а также Бушо, участник Великой Французской революции, уехавший из Франции, когда «развратные и плуты» взяли верх. К этому присоединилось влияние Тани Кучиной, молоденькой «корчевской кузины» Герцена (в замужестве Татьяна Пассек), которая поддерживала детское самолюбие молодого фантазёра, пророча ему необыкновенную будущность.

Уже в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огарёвым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов 14 декабря 1825 года. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах мальчики поклялись бороться за свободу.

Уже в 1829-1830 годах Герцен написал философскую статью о «Валленштейне» Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был Карл Моор - герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).

Герцен грезил дружбой, мечтал о борьбе и страданиях за свободу. В таком настроении Герцен поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, и здесь это настроение ещё более усилилось. В университете Герцен принимал участие в так называемой «маловской истории» (протест студентов против нелюбимого преподавателя), но отделался сравнительно легко - недолгим заключением, вместе со многими товарищами, в карцере. Из преподавателей только Каченовский своим скептицизмом да Павлов, умудрявшийся на лекциях сельского хозяйства знакомить слушателей с немецкой философией, будили молодую мысль. Молодёжь была настроена, однако, довольно бурно; она приветствовала Июльскую революцию (как это видно из стихотворений Лермонтова) и другие народные движения (много содействовала оживлению и возбуждению студентов появившаяся в Москве холера, в борьбе с которой деятельное и самоотверженное участие приняла вся университетская молодёжь). К этому времени относится встреча Герцена с Вадимом Пассеком, превратившаяся потом в дружбу, установление дружеской связи с Кетчером и др. Кучка молодых друзей росла, шумела, бурлила; допускала по временам и небольшие кутежи, вполне невинного, впрочем, характера; усердно занималась чтением, увлекаясь по преимуществу вопросами общественными, занимаясь изучением русской истории, усвоением идей Сен-Симона (утопический социализм которого Герцен считал тогда наиболее выдающимся достижением современной ему западной философии) и других социалистов.

В 1834 году все члены кружка Герцена и он сам были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где и был определен на службу в канцелярию губернатора.

За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику престола (будущему ), Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни.

В начале 1840 года Герцену было разрешено возвратиться в Москву. В мае 1840 года он переехал в Петербург, где по настоянию отца стал служить в канцелярии министерства внутренних дел. Но в июле 1841 года за резкий отзыв в одном письме о деятельности полиции Герцен был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении до июля 1842 года, после чего он поселился в Москве.

Здесь ему пришлось столкнуться со знаменитым кружком гегельянцев Станкевича и , защищавших тезис полной разумности всякой действительности.

Большая часть приятелей Станкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников; другие примкнули к лагерю славянофилов, с Хомяковым и Киреевским во главе (1844).

Несмотря на взаимное ожесточение и споры, обе стороны в своих взглядах имели много общего и прежде всего, по признанию самого Герцена, общим было «чувство безграничной обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому складу ума». Противники, «как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». «Со слезами на глазах», обнимаясь друг с другом, разошлись недавние друзья, а теперь принципиальные противники, в разные стороны.

Герцен часто ездил в Петербург на собрания кружка Белинского, а вскоре после смерти своего отца уехал навсегда за границу (1847).

В московском доме, где Герцен проживал с 1843 по 1847 год, с 1976 года работает Дом-музей А. И. Герцена.

В Европу Герцен приехал, настроенный скорее радикально-республикански, чем социалистически, хотя начатая им публикация в «Отечественных записках» серии статей под заглавием «Письма с Avenue Marigny» (впоследствии в переработанном виде опубликованы в «Письмах из Франции и Италии») шокировала его друзей - либералов-западников - своим антибуржуазным пафосом. Февральская революция 1848 года показалась Герцену осуществлением всех надежд. Последовавшее затем Июньское восстание рабочих, его кровавое подавление и наступившая реакция потрясли Герцена, который решительно обратился к социализму. Он сблизился с Прудоном и другими выдающимися деятелями революции и европейского радикализма; вместе с Прудоном он издавал газету «Голос народа» («La Voix du Peuple») которую финансировал. К парижскому периоду относится печальное увлечение его жены немецким поэтом Гервегом. В 1849 году, после разгрома радикальной оппозиции президентом Луи Наполеоном, Герцен был вынужден покинуть Францию и переехал в Швейцарию, из Швейцарии он переехал в Ниццу, принадлежавшую тогда Сардинскому королевству.

В этот период Герцен вращался среди кругов радикальной европейской эмиграции, собравшейся в Швейцарии после поражения революции в Европе, и, в частности, познакомился с Джузеппе Гарибальди. Известность ему доставила книга эссе «С того берега», в которой он производил расчёт со своими прошлыми либеральными убеждениями. Под влиянием крушения старых идеалов и наступившей по всей Европе реакции, у Герцена сформировалась специфическая система взглядов об обреченности, «умирании» старой Европы и о перспективах России и славянского мира, которые призваны осуществить социалистический идеал.

Литературная деятельность Герцена началась ещё в 1830-х годах. В «Атенее» за 1830 год (II т.) его имя встречается под одним переводом с французского. Первая статья, подписанная псевдонимом Искандер, была напечатана в «Телескопе» за 1836 год («Гофман»). К тому же времени относится «Речь, сказанная при открытии вятской публичной библиотеки» и «Дневник» (1842). Во Владимире написаны: «Записки одного молодого человека» и «Ещё из записок молодого человека» («Отечественные записки», 1840-1841; в этом рассказе в лице Трензинского изображен Чаадаев). С 1842 по 1847 год помещает в «Отечественных записках» и «Современнике» статьи: «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Здесь Герцен восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни, против их квиетизма. В статье «Об изучении природы» мы находим философский анализ различных методов знания. Тогда же Герценом написаны: «По поводу одной драмы», «По разным поводам», «Новые вариации на старые темы», «Несколько замечаний об историческом развитии чести», «Из записок доктора Крупова», «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Москва и Петербург», «Новгород и Владимир», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры». Из всех этих произведений особенно выделяются повесть «Сорока-воровка», в которой изображено ужасное положение «крепостной интеллигенции», и роман «Кто виноват?», посвященный вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке. Основная мысль романа заключается в том, что люди, основывающие свое благополучие исключительно на почве семейного счастья и чувства, чуждые интересов общественных и общечеловеческих, не могут обеспечить себе прочного счастья, и оно в их жизни всегда будет зависеть от случая.

Из произведений, написанных Герценом за границей, особенно важны: письма из «Avenue Marigny» (первые напечатаны в «Современнике», все четырнадцать под общим заглавием: «Письма из Франции и Италии», издание 1855 года), представляющие замечательную характеристику и анализ событий и настроений, волновавших Европу в 1847-1852 годах. Здесь мы встречаем вполне отрицательное отношение к западноевропейской буржуазии, её морали и общественным принципам и горячую веру автора в грядущее значение четвёртого сословия. Особенно сильное впечатление и в России, и в Европе произвело сочинение Герцена «С того берега» (первоначально по-немецки «Vom anderen Ufer», Гамбург, 1850; по-русски, Лондон, 1855; по-французски, Женева, 1870), в котором Герцен высказывает полное разочарование Западом и западной цивилизацией - результат того умственного переворота, которым и определилось мировоззрение Герцена в 1848-1851 годах. Следует ещё отметить письмо к : «Русский народ и социализм» - страстную и горячую защиту русского народа против тех нападок и предубеждений, которые высказывал в одной своей статье Мишле. «Былое и думы» - ряд воспоминаний, имеющих частью характер автобиографический, но дающих и целый ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих характеристик, и наблюдений Герцена из пережитого и виденного им в России и за границей.

Все другие сочинения и статьи Герцена, как например: «Старый мир и Россия», «Le peuple Russe et le socialisme», «Концы и начала» и др. - представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847-1852 годов.

Влечение к свободе мысли, «вольнодумство», в лучшем значении этого слова, особенно сильно были развиты в Герцене. Он не принадлежал ни к одной, ни явной, ни тайной партии. Односторонность «людей дела» отталкивала его от многих революционных и радикальных деятелей Европы. Его ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из его непрекрасного далека русской действительности 1840-х годов. С поразительной последовательностью Герцен отказался от увлечений Западом, когда он оказался в его глазах ниже составленного раньше идеала.

Как последовательный гегельянец, Герцен верил, что развитие человечества идёт ступенями и каждая ступень воплощается в известном народе. Герцен, смеявшийся над тем, что гегелевский бог живёт в Берлине, в сущности перенёс этого бога в Москву, разделяя со славянофилами веру в грядущую смену германского периода славянским. Вместе с тем, как последователь Сен-Симона и Фурье, он соединял эту веру в славянский фазис прогресса с учением о предстоящей замене господства буржуазии торжеством рабочего класса, которое должно наступить, благодаря русской общине, только что перед тем открытой немцем Гакстгаузеном. Вместе со славянофилами Герцен отчаивался в западной культуре. Запад сгнил, и в его обветшавшие формы не влить уже новой жизни. Вера в общину и русский народ спасала Герцена от безнадежного взгляда на судьбу человечества. Впрочем, Герцен не отрицал возможности того, что и Россия пройдёт через стадию буржуазного развития.

Защищая русское будущее, Герцен утверждал, что в русской жизни много безобразного, но зато нет закоснелой в своих формах пошлости. Русское племя - свежее девственное племя, у которого есть «чаянье будущего века», неизмеримый и непочатой запас жизненных сил и энергий; «мыслящий человек в России - самый независимый и самый непредубежденный человек в свете». Герцен был убеждён, что славянский мир стремится к единству, и так как «централизация противна славянскому духу», то славянство объединится на принципах федераций. Относясь свободомысленно ко всем религиям, Герцен признавал, однако, за православием многие преимущества и достоинства по сравнению с католицизмом и протестантством.

Философско-историческая концепция Герцена акцентирует активную роль человека в истории. Вместе с тем она признает, что разум не может осуществить свои идеалы, не считаясь с существующими фактами истории, что результаты её составляют «необходимую базу» операций разума.

В июле 1849 года Николай I арестовал все имущество Герцена и его матери. После этого арестованное имущество было заложено банкиру Ротшильду, и тот, ведя переговоры о предоставлении займа России, добился снятия императорского запрещения.

После смерти жены в 1852 году Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с 1857 года издавал еженедельную газету «Колокол».

Пик влияния «Колокола» приходится на годы, предшествующие освобождению крестьян; тогда газета регулярно читалась в Зимнем дворце. После крестьянской реформы её влияние начинает падать; поддержка польского восстания 1863 года резко подорвала тиражи. В то время для либеральной общественности Герцен был уже слишком революционным, для радикальной - чересчур умеренным. 15 марта 1865 года под настойчивым требованием правительства России к правительству Великобритании редакция «Колокола» во главе с Герценом покинула Лондон навсегда и переехала в Швейцарию, гражданином которой Герцен к тому времени стал. В апреле этого же 1865 года туда была переведена и «Вольная русская типография». Вскоре начали переезжать в Швейцарию и люди из окружения Герцена, например в 1865 году туда переехал Николай Огарёв.

9 (21) января 1870 года Александр Иванович Герцен умер от воспаления лёгких в Париже, куда незадолго перед тем прибыл по своим семейным делам. Похоронен он был в Ницце (прах был перенесён с парижского кладбища Пер-Лашез).

Семья Герцена:

В 1838 году во Владимире Герцен женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне Захарьиной. В 1839 году у них родился сын Александр, в 1841 году родилась дочь. В 1842 году родился сын Иван, который умер через 5 дней после рождения. В 1843 году родился сын Николай, который был глухонемым. В 1844 году родилась дочь Наталья. В 1845 году родилась дочь Елизавета, которая умерла через 11 месяцев после рождения.

В эмиграции в Париже жена Герцена влюбилась в друга Герцена Георга Гервега. Она призналась Герцену, что «неудовлетворенность, что-то оставшееся незанятым, заброшенным, искало иной симпатии и нашло её в дружбе с Гервегом» и что она мечтает о «браке втроем», причём скорее духовном, нежели чисто плотском. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой жили в одном доме. Затем Герцен потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, а Гервег шантажировал Герцена угрозой самоубийства. Гервеги всё же уехали. В международном революционном сообществе Герцена осуждали за то, что он подверг жену «моральному принуждению» и воспрепятствовал её соединению с любовником. В 1850 году жена Герцена родила дочь Ольгу.

16 ноября 1851 года около Гиерского архипелага в результате столкновения с другим кораблем затонул пароход «Город Грасс», на котором плыли в Ниццу мать Герцена и его глухонемой сын Николай, и они оба погибли.

В 1852 году жена Герцена родила сына Владимира и через два дня умерла, сын тоже вскоре умер.

С 1857 года Герцен стал сожительствовать с женой Николая Огарёва Натальей Алексеевной Огарёвой-Тучковой, она воспитывала его детей. У них родилась дочь Елизавета. В 1869 году Тучкова получила фамилию Герцена, которую носила вплоть до возвращения в Россию в 1876 году, после смерти Герцена.

Елизавета Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал в очерке «Два самоубийства».

Сочинения Герцена:

«Кто виноват?» роман в двух частях (1846)
«Мимоездом» рассказ (1846)
«Доктор Крупов» повесть (1847)
«Сорока-воровка» повесть (1848)
«Повреждённый» повесть (1851)
«Трагедия за стаканом грога» (1864)
«Скуки ради» (1869).

Герцен Александр Иванович родился 6 апреля н.с. 1812, российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок.

В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848).

С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества.

В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей.

В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-64.

Умер в Париже, могила в Ницце.

Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852-68) один из шедевров мемуарной литературы.

"В смутные времена общественных пересозданий, бурь, в которые государства надолго выходят из обыкновенных пазов своих, нарождается новое поколение людей, которых можно назвать хористами революции. Как для Николая шагистика была главным в военном деле, - так для них все эти банкеты, демонстрации, протестации, сборы, тосты, знамена - главное в революции."

"Один русский министр в 1850 г. с своей семьей сидел на пароходе в карете, чтоб не быть в соприкосновении с пассажирами из обыкновенных смертных. Можете ли вы себе представить что-нибудь смешнее, как сидеть в отложенной карете... да еще на море. Надменность наших сановников происходит вовсе не из аристократизма, - барство выводится; это чувство ливрейных, пудреных слуг в больших домах, чрезвычайно подлых в одну сторону, чрезвычайно дерзких - в другую. Аристократ - лицо, а наши - верные слуги престола - вовсе не имеют личности."

Герцен Александр Иванович (1812-70), российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-64. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852-68) — один из шедевров мемуарной литературы.

Портрет работы А. Збруева

Хроника человечества

Герцен А. И. (статья В. Я. Богучарского из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1911 - 1916)

Александр Иванович Герцен

(псевдоним - Искандер)

Писатель, философ, публицист

Родился 25 марта (6 апреля) 1812г. в Москве в семье богатого помещика И. А. Яковлева; мать - немка Луиза Гааг. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом (от нем. Herz - сердце).

1823 - знакомство с Н.П.Огарёвым.

1829-1833 - учеба на физико-математическое отделении Московского университета. Произведения 30-х гг. ("О месте человека в природе", 1832, и др.), свидетельствуют о знакомстве Герцена как с вопросами естествознания, так и с идеями современных ему философских и социальных учений (Сен-Симона, Шеллинга, Кузена и др). В университете вокруг Герцена и его друга Н.П.Огарёва собирается кружок революционного направления, в который входят Н.И.Сазонов, А.Н.Савич, Н.М.Сатин и др.

1834 - Герцен арестован вместе с некоторыми другими участниками кружка.

1835 - выслан в Пермь, оттуда в Вятку, где служит в губернской канцелярии. Переписка с двоюродной сестрой Натальей Александровной Захарьиной, дружба с ссыльным архитектором А.Л.Витбергом, автором первого проекта храма Христа Спасителя в Москве, и литературные занятия поддерживают Герцена в ссылке.

1836 - Герцен начинает печататься под псевдонимом Искандер (первое оригинальное произведение, появившееся в печати - очерк "Гофман").

1837 - благодаря ходатайству В.А.Жуковского, посетившего Вятку вместе с наследником престола, Герцену разрешают переехать во Владимир, где он служит в канцелярии губернатора, редактирует "Прибавления к Владимирским губернским новостям".

1838 - Герцен женится на Н.А.Захарьиной.

1840 - возвращается в Москву, где знакомится в В.Г.Белинским, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским; затем переезжает в Петербург, где по настоянию отца поступает на службу в канцелярию министерства внутренних дел.

1841 - за резкий отзыв в частном письме о полиции выслан в Новгород, где служит в губернском правлении. Идейные и философские искания Герцена в годы ссылки носят социально-религиозные формы, что находит выражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведениях той поры ("Из римских сцен", 1838, "Вильям Пен", 1839, и др.).

С начала 40-х гг. Герцен выступает с научными и беллетристическими произведениями (цикл статей "Дилетантизм в науке" (1842-43), «Письма об изучении природы" (1844-45); повести "Доктор Крупов" (1847), "Сорока-воровка" (1848) и роман "Кто виноват?" (1841-46) - один из первых русских социально-психологических романов).

1847 - Герцен с семьей уезжает за границу. Поражение Революции 1848г. во Франции, очевидцем и участником которой становится Герцен, приводит его к пересмотру некоторых основных положений философской концепции 40-х гг. Он выступает с критикой разного рода социальных утопий и романтических иллюзий ("С того берега", 1847-1850, и др.). Разочаровавшись в революционных возможностях Запада, Герцен разрабатывает теорию “русского социализма”, становится одним из основоположников народничества. С наибольшей полнотой его идеи сформулированы в книге "О развитии революционных идей в России" (1850), освещавшей как русскую историю, так и историю развития русского освободительного движения.

1849 - Герцен переезжает в Женеву (Швейцария). Здесь участвует в издании газеты Прудона "Голос народа".

1850 - переезжает в Ниццу, где сближается с деятелями итальянского освободительного движения. В том же году на требование царского правительства вернуться в Россию отвечает отказом.

1851 - во время кораблекрушения гибнут мать и сын Герцена.

1852 - умирает жена Герцена.

1853 - переехав в Лондон (1852), Герцен основывает там Вольную русскую типографию. Первые два года, не получая материалов из России, печатает листовки- прокламации ("Юрьев день! Юрьев день!", "Поляки прощают нас!", "Крещеная собственность" и др.).

В начале 50-х гг. Герцен начинает работать над своим основным произведением - автобиографическим романом "Былое и думы" (1852-68, 1-е полное издание 1919-20).

1855 - Герцен издает альманах "Полярная звезда", который получает широкое распространение в России.

1856 - в Лондон переезжает Огарёв.

1857 - Герцен и Огарёв издают "Колокол" - первую русскую революционную газету. Широкое распространение "Колокола" в России способствовало объединению демократических и революционных сил, созданию в России революционной организации "Земля и Воля". Выступив в поддержку Польского восстания 1863-64 гг., Герцен теряет большинство читателей. Перенесение издания из Лондона в Женеву не поправляет дела, т.к. молодая эмиграция, сосредоточенная там, не находит общего языка с Герценом.

1867 - издание "Колокола" прекращено.

Последние годы Герцен живет в разных городах Европы (Женева, Канн, Ницца, Флоренция, Лозанна, Брюссель и др.).

9 (21) января 1870 - Александр Герцен умер в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах Герцена был перевезён в Ниццу.

Основные произведения:

Художественные произведения:

«Доктор Крупов» (1847)

«Сорока-воровка» (1848)

«Долг прежде всего» (1854, Лондон)

«Поврежденный» (1854, Лондон)

«Доктор, умирающий и мертвые» (1869, опубл. 1870, Женева)

Цикл «Скуки ради» (1868—69)

Роман «Кто виноват?» (ч. 1-2, 1845-46, отд. изд. 1847)

Автобиографическая книга «Былое и думы» (ч. 1-8, 1855-68; отд. изд. 1861-66, Лондон-Женева; полн. 1919-20, Петроград)

Литературно-критические статьи, в т. ч.

«О романе из народной жизни в России» (1857)

«Западные книги» (1857)

«Very dangerous!!!» (1859)

Философские сочинения:

циклы статей «Дилетантизм в науке» (1842—43)

«Письма об изучении природы» (1845—46)

ст. «Опыт бесед с молодыми людьми» (1858)

«Разговор с детьми» (1859)

«Письма к противнику» (1864) и др.

Историческо-публицистические работы, в т.ч.:

кн. «О развитии революционных идей в России» (1850; опубл. на немецком и французском языках, 1851, на русском языке нелегально 1861, Москва)

Публицистика, в т.ч.:

фельетон «Москва и Петербург» (1842, распространялся в списках; опубл. 1857, Лондон, в России —1905)

циклы статей «Капризы и раздумья» (1843—47)

«Письма из Франции и Италии» (1847—52; в России частично опубл. 1847, отд. изд. 1855, Лондон)

«С того берега» (1847—50, в нем., франц. и итал. изданиях; отд. изд. на рус. яз. 1855, Лондон, в России нелегально 1861)

«К старому товарищу» (письма 1 — 4, 1869, опубл. 1870)

Статьи, в т. ч.:

«Россия» (1849)

«Русский народ и социализм» (на французском языке 1851, на русском языке 1858, Лондон)

«Крещеная собственность» (1853)

«Земля и воля» (1863)

«Н. Г. Чернышевский» (1864)

Дневники

Герцен А.И. Собрание сочинений: В 8т. - М., 1975.

Краткая литературная энциклопедия: В 8т. - М.: Советская энциклопедия, 1962. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. - М.: БРЭ, 1989.