Кто такой симеон полоцкий истории. Краткая биография семеона полоцкого. Религиозная и литературная деятельность

Жорж Бенжамен Клемансо (фр. Georges Benjamin Clemenceau) (28 сентября 1841 года, Муйрон-ан-Паре, департамент Вандея, - 24 ноября 1929 года, Париж) - французский политический и государственный деятель, журналист, премьер-министр Франции. Член Французской академии (1918; отказался от церемонии принятия). За жёсткий характер и непримиримость к политическим противникам получил прозвище «le Tigre» («Тигр»).

Биография

Жорж Клемансо родился в Вандее. Изучал медицину в Нанте и Париже. Здесь, на почве оппозиционного движения против второй империи, у Клемансо впервые зародился горячий интерес к политическим вопросам. Он принял деятельное участие в волнениях университетской молодежи и вследствие этого вынужден был оставить свои занятия в Парижской медицинской школе. Предприняв путешествие в Америку, он пробыл там около четырёх лет, в течение которых окрепли его демократически-республиканские идеи. «Америка - единственная страна, перешедшая из стадии варварства прямо в стадию дегенерации, минуя стадию цивилизации» - итог этого путешествия. Вернувшись в Париж в 1869 г., он получил степень доктора медицины, занялся врачебной практикой, поселился в центре рабочего квартала Монмартр и вскоре завоевал себе широкую популярность.

После революции 4 сентября 1870 года он был мэром XVIII (Монмартрского) округа, а 8 февраля 1871 года избран был одним из 43 представителей Парижа в национальное собрание, где занял место в группе крайней левой. Сохранив за собой должность мэра, Клемансо старался путём взаимных уступок достигнуть соглашения между центральным комитетом национальной гвардии и правительством. Усилия эти не удались, крайние элементы получили преобладание, и на новых муниципальных выборах (26 марта 1871 года) Клемансо не был избран, причём счел нужным сложить с себя и депутатское звание. На новых выборах, имевших место (в июле) после подавления коммуны, Клемансо был избран членом муниципального совета; позже был его вице-президентом и президентом.

На выборах в палату депутатов, в феврале 1876 года, Клемансо был избран депутатом от того же XVIII округа Парижа. Одним из первых действий его в палате было требование амнистии осужденным за участие в коммуне - амнистии, в которой он видел залог умиротворения страны. В 1877 году Клемансо был одним из 363 депутатов, которые, сплотившись вокруг Гамбетты, оказали решительный отпор монархической коалиции.

На выборах в октябре 1877 года Клемансо снова был избран депутатом огромным большинством 18620 голосов из 18820, а по открытии заседаний палаты вошёл в состав «комитета восемнадцати», образованного для борьбы против попыток монархической реставрации.

С отставкой Мак-Магона опасность, угрожавшая республике, миновала, и разногласие в среде республиканцев обострилось. К. образовал радикальную группу, которая поставила своей задачей борьбу с «оппортунистами», не находившими нужным идти навстречу многим запросам демократии и, в частности, социальным реформам. Он нападал на господствующую партию и за недостаточно решительную политику по отношению к клерикализму, и за увлечение колониальной политикой. Отличаясь, как оратор, логичностью, энергией и нервностью, Клемансо завоевал себе репутацию «сокрушителя министерств». Особенно выдающуюся роль он играл при падении кабинетов Гамбетты (в январе 1882 г.) и Ферри (в марте 1885 г.), а также при избрании Карно президентом республики (в декабре 1887 г.) и в эпоху борьбы с буланжизмом, который нашёл в Клемансо энергичного врага, как только выяснилось, что это - движение к цезаризму и против республики. Отличаясь по преимуществу отрицательным характером, политическая деятельность Клемансо имела и положительные результаты: своей критикой Клемансо не раз приводил умеренных республиканцев к сознанию необходимости расширить свою программу и немало способствовал осуществлению тех реформ, какие проведены были в 80-х и начале 90-х гг.

В конце 1892 года, в разгар панамских разоблачений, на Клемансо пало обвинение в подозрительных сношениях с одним из главных героев «Панамы», Корнелием Герцем; это в сильной степени подорвало его репутацию, и на выборах 1893 г. Клемансо был забаллотирован. С тех пор участие его в политической жизни Франции выражается главным образом в редактировании газеты «Justice», которую он основал в 1880 г.

Когда Жорж Клемансо умер, все похоронные церемонии в соответствии с заслугами и государственным положением покойного были совершены на деньги, выделенные парламентом - политик оказался, что называется, гол как сокол и по уши в долгах. Он был депутатом полвека. Министром внутренних дел. Премьер-министром и военным министром одновременно. Ни разу не взял ни гроша...


газета "Алфавит" No.29, 2000.

В ТЕЧЕНИЕ СТОЛЕТИЙ ФРАНЦИЯ БЫЛА бессменным лидером европейского, а по- тому - и мирового исторического процесса. Потом этот период закончился, но память о нем жива. Французские духи были самыми ароматными в мире, вино самым тонким и хмельным, женщины самыми соблазнительными, мужчины самыми храбрыми. И, конечно, наука, философия, богословие, литература, театр, музыка, живопись, архитектура - всюду французы были впереди. А государственная система Франции веками считалась образцовой. Если монархия, то владетельные князья всего мира подражали этикету парижского двора. А если республика, то левые всего мира подражали выразительному и зловещему жаргону "бешеных" Сент-Антуанского предместья. Образованные люди от Нового Света до Японии говорили и часто даже думали по-французски.

В блестящей шеренге французских государственных деятелей, где плечом к плечу - Карл Великий, Людовик Святой, Генрих IV, кардинал Ришелье, Людовик XIV, вожди Великой революции, Наполеон, скромно стоит невысокий коренастый человек с большими по моде своего времени усами и, неизвестно отчего, явно монголоидными чертами сурового лица. При жизни, а прожил он на белом свете без малого 90 лет, его звали Тигром, Отцом победы. Для профессиональных политиков он был Ниспровергателем министерств, потому что за полвека своей политической карьеры опрокинул не менее десятка правительственных кабинетов, по различным поводам, но никогда - без веских и справедливых аргументов.

Были и другие характеристики. Ленин называл его одним из "самых худших хищников, зверей империализма" за то, что он выиграл Первую мировую войну, которую Владимиру Ильичу угодно было бы проиграть. Многие попросту звали его старой лисой, потому что в политической схватке он был беспощаден и удар наносил всегда внезапно и с неожиданной позиции, как это делает лиса на охоте.

Как подумаешь, что не было у нас никогда разумных, искренних, патриотических - не на показ, а на деле - правителей, невольно и вспоминается Жорж Клемансо, его бескорыстная любовь к отечеству, лишенная всякого шовинизма и национальной спеси, - только мужество в борьбе за реальные интересы нации, только трезвый, точный, холодный расчет в политике и войне, только строгое, честное и доброе отношение к народу, врагом которого он считал того, кто думает, будто народ всегда прав. Эту важнейшую мысль он высказал в 1906 г. во время парламентской дискуссии со своим другом и союзником в годы молодости Жаном Жоресом. При этом Клемансо имел в виду левых вообще и социалистов в частности "с их утопическим и вредным идеалом".

Начинал же свою карьеру Клемансо с крайне левых позиций и за долгие годы проделал мучительный путь в стан умеренных консерваторов, оставаясь при этом верным республиканцем до последнего дня жизни.

ОН РОДИЛСЯ В ВАНДЕЕ В 1841 г., и детство его прошло в имении Обрэ и городе Нанте. Его родители не были богаты, но состоятельны, и по мужской линии многие поколения Клемансо работали врачами. Это было время, когда счастливая звезда Франции уже пошла к закату. Ее экономика была расшатана бурными событиями на рубеже XVII-XIX веков. Нация была расколота сторонниками различных систем государственного устроения и многочисленными претендентами на роль общенационального вождя - республиканцы, роя- листы, орлеанисты, бонапартисты боролись за власть над "милой Францией". Перевороты следовали один за другим, и угроза гражданской войны постоянно висела над горизонтом, будто грозовая туча.

Отец Жоржа, Бенжамен Клемансо, известный в округе врач, был убежденным республиканцем, у него был брат Поль Клемансо, бонапартист. Когда в июне 1848 г. Национальное собрание обратилось к французам, призывая их подавить восстание парижских рабочих, пытавшихся остановить движение Второй республики в сторону бонапартистской монархии, Бенжамен узнал, что Поль собирается по этому призыву ехать в Париж, и немедленно прискакал из Нанта в Обрэ.

Поль, если ты поедешь защищать этих негодяев, я поеду тоже, но драться буду на стороне парижан!

Однако они слишком любили друг друга и остались дома.

Жоржу в этот момент было 7 лет. Вероятно, это был его первый урок жестокой политической игры. С раннего детства он знал, во что обходятся политические разногласия, когда брат идет на брата.

В 1851 г. была установлена бонапартистская диктатура. Племянник Наполеона I Луи Наполеон Бонапарт, человек крайне жестокий, мстительный и совершенно бездарный, объявил во Франции Вторую империю. Демократические институты были уничтожены, газеты закрыты, политические организации запрещены. Моральная атмосфера в стране была удушливой и неподвижной. Центральной фигурой в государственной системе стал полицейский. В I860 г., когда это положение казалось неизменным и бессмысленной всякая оппозиция, 19-летний Жорж Клемансо, по семейной традиции, приехал в Париж и поступил на медицинский факультет Сорбонны.

Клемансо сразу окунулся в водоворот политической деятельности. В современной России сторонник демократии - всегда справа, во Франции наоборот. И Клемансо занимает место на самом левом политическом фланге. Не проходит и года, как он уже в тюрьме Мазас за пропаганду и организацию антиправительственной демонстрации.

Студентом он впервые сталкивается с живой реликвией французского революционного движения, "вечным узником" Огюстом Бланки, с другими "красными", например Луизой Мишле. И сам в качестве "красного" участвует в политической жизни.

МЕДИЦИНА НЕ УВЛЕКЛА ЕГО. Его диссертация на степень доктора медицины, которую он защитил в 1865 г., по его же словам, прошла только потому, что ее никто не прочел. После университета Клемансо несколько лет проводит за границей и возвращается на родину накануне франко-прусской войны.

Он приехал в Париж 1 сентября 1870 г., в день разгрома французских войск под Седаном и капитуляции Наполеона III, которому понадобилось, совсем немного времени, чтобы понять наконец, чем же он отличается от своего гениального дядюшки. Провозглашена Республика, и Жорж Клемансо назначен мэром Монмартрского округа, населенного в основном рабочими. Затем последовали осада Парижа прусскими войсками, бегство правительства в Версаль, выборы в Коммуну и кровавое восстание парижан, беспощадно подавленное.

Считается, что это восстание было прелюдией к той чудовищной симфонии, в финале которой звучат мрачные аккорды нашей Октябрьской революции. Клемансо обладал даром удивительно точного исторического предвидения. В дни Коммуны Клемансо не "красный", а сторонник национального примирения - позиция весьма невыгодная, когда город уже перегорожен баррикадами. Он не был избран в Коммуну и подал в отставку из членов версальского Национального собрания. Ничего другого, как бежать в Вандею, ему не оставалось. Его чуть не расстреляли коммунары, а в правительстве некоторое время стоял вопрос о его аресте. Вспоминая те дни, он писал: "Это было одно из самых безумных безумств за всю историю. Люди убивали, бросались под пули, давали себя убивать, про- являли подчас подлинное величие духа, не зная во имя чего".

Через несколько месяцев Клемансо возвращается в Париж. Занимаясь врачебной практикой, он снова вступает в область большой политики. Он левый радикал (термин, изобретенный им самим), сторонник народовластия, - но народ осуществляет власть, опуская избирательные бюллетени, а вовсе не поднимая по всякому конкретному поводу социальные ураганы. Франция не должна быть империей, и колониальные захваты ей не нужны. В то же время необходимо отвоевать свое, утраченное в результате поражения, в частности Эльзас и Лотарингию с городом Страсбургом, то есть готовиться к войне с Германией. Клемансо шовинистом не был, но был патриотом в самом прямом смысле слова.

И еще. Не хуже, а лучше российского обер-прокурора Победоносцева, обличавшего пороки демократического строя, Клемансо знал слабые места демократии. Самое слабое место - коррупция на уровне парламента и правительства. Он был Ниспровергателем министерств. Ему претило всякое мракобесие, и в деле Дрейфуса он проявил величайшую энергию на стороне дрейфусаров. Не только потому, что считал антисемитизм неприемлемым, но и потому еще, что в преддверии войны был убежден в недопустимости распространения в армии всякого рода людоедских настроений.

КЛЕМАНСО БЫЛ НАЗНАЧЕН ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ Франции в страшном для Антанты 17-м году, когда Россия вышла из войны. Ему было 76 лет. И ему понадобилось около года, чтобы принести Франции победу вместо грозившего ей поражения. Председательствуя на Версальской мирной конференции, он занимал по отношению к побежденной Германии крайне жесткую позицию и впоследствии, уже будучи в отставке, до последнего дня жизни не уставал твердить об опасности германского реванша.

Жорж Клемансо умер в 1929 г. в доме своего отца, в Обрэ. Все похоронные церемонии в соответствии с заслугами и государственным положением покойного были совершены на деньги, выделенные парламентом. Тигр оказался, что называется, гол как сокол и по уши в долгах. Он был депутатом полвека. Министром внутренних дел. Премьер-министром и военным министром одновременно. Ни разу не взял ни гроша...

Симеон Полоцкий - выдающийся деятель славянской культуры XVII века. Начитанный и энергичный, изучивший философские науки, развил русское просвещение.

Изучив ряд наук, простой монах Полоцкий отмечен как педагог и воспитатель. Добился успехов в поэзии и драматургии.

Так же его интересовали искусство, медицина, астрология и другое. Предпочёл быть приближенным царю и его семье вместо блестящей церковной карьеры.

Годы жизни

Самуил Гаврилович Петровский - Ситнянович рождён в декабре, 12-го, 1629 года. Дата смерти - 25 числа в августе, 1680 года.

Биография

Родился в белорусском городе Полоцк, Литовского княжества. В семье Петровских - Ситниановичей, кроме Самуила, было ещё четверо детей: три мальчика и девочка. В народной памяти остался как Симеон Полоцкий.

Конец 1640-х гг. - посещал Киево - Могилянскую коллегию.

С учителем - Лазарем Барановичем, в 1657 г. ставшим епископом Черниговским, постоянно поддерживал дружеские отношения.

Первая половина 1650 гг. - закончил польскую Виленскую иезуитскую академию, получив звание духовного оратора. Там же стал членом греко - католического ордена св. Василия Великого.

Начало 1660 гг. - вынужденное бегство в Россию по причине доносов на людей, симпатизирующих Русскому государству.

Конец 1656 г. - стал православным монахом по имени Симеон в Полоцком Богоявленском монастыре и учителем в православной школе. Молодой педагог расширил программу обучения: дополнил русским и польским языком, изучением риторики и поэзии. Больше времени отводилось на грамматику.

1656 г. - Симеон преподносит проезжавшему государю сочинённые как приветствие «Метры». Самодержец был поражён декламацией стихов 12 учениками поэта и пригласил Полоцкого и других учёных в столицу.

1664 г. - поехав в Москву за вещами умершего архимандрита Игнатия, остался, по поручению государя, для подготовки подьячих на дипломатическое поприще.

1665 г. - написал для царя поздравление с рождением сына, стихотворные строки которого обрамляли геометрическую звезду. В этом же году на Московском соборе, участвовал как переводчик и редактор - издатель по делу суда над Никоном и староверами. В этом же году занял место скончавшегося игумена Заиконоспасского монастыря и организовал школу, где обучались мелкие чиновники.

С 1667 г. - поэт при дворе и учитель в царской семье. Кроме этого Полоцкий составляет тексты выступлений для царя, сочиняет черновики с торжественными объявлениями. Взошедший на престол Фёдор дал учителю разрешение на заведение в 1678 г. собственной типографии с выпуском первого издания - «Букваря».

Через год, в 1679 г., Полоцкий спроектировал положение первого российского высшего учебного заведения, названном Славяно - греко - латинская академией. Спустя год богослов - философ умер. Последнее место учителя и просветителя - Заиконоспасский монастырь. Доработан проект учеником Симеона Сильвестром Медведевым, в 1687 г. академия открылась.

Реформы

Симеон Полоцкий участвовал в необходимых России реформах, послуживших толчком для реформ царя Петра. Но его предлагаемые преобразования были европейского образца.

  • Церковная реформа. Считая правильной Греческую православную церковь, сравнивал с традиционными обычаями Русской церкви, называя их предрассудком. Подобное внимание к религии у Полоцкого сформировалось во время учёбы в Киеве и Вольно.
  • Выступления против старообрядчества написанием книг, поддерживая реформистские направления Никона. Например, Симеон обличал старую веру в «Жезле правления». Труд имел значение в спорах по поводу раскола. В XX в. трактат раскритикован с утверждением недостаточности аргументов и слабой исторической подготовкой автора. Кроме этого, говорится о сложности чтения трактата и невостребованности произведения.

Духовная жизнь

Духовную практику Полоцкий передал в богословских трудах, названных «Венцом веры», и составил краткий катехизис. Проповедник возобновил проповедническое слово. Симеон написал больше 200 нравоучений. В «Обеде душевном» и «Вечерне душевной» внимание слушателей обращается на религиозно - нравственные идеалы и жизненную цель. Остальные проповеди обличают злой нрав вообще и рассказывают о правильных христианских понятиях.

К сожалению, тексты написаны бездушно и казённо. Два сборника проповедей издали через 1-3 года после кончины Полоцкого. Результат религиозной работы философа:

  • Церковь продолжает влиять на нравственное совершенствование людей.
  • Укрепляется положение религии в обществе.
  • Усилилось влияние церкви.

Творчество

Симеон Полоцкий — первый русский поэт, применивший изосиллабизм в написании стихов, изложенных в двух сборниках. Стихотворец сделал Псалтырь рифмованной, назвав «Рифмотворной». Так же автором написаны стихотворения «Рифмологиона», первого сборника. В этих сочинениях воспета жизнь царской семьи и приближённых царя. Во втором альманахе, названном «Вертоград Многоцветный», содержатся нравственно - дидактические поэмы с поучительными наставлениями, научными и литературными сведениями, вопросами воспитания. Этот сборник - творческий пик Полоцкого как литератора.

Учёным монахом написана пастораль и 3 пьесы, сыгранные в придворном театре. Таким образом, Москва узнала о драматическом искусстве.

  • «Беседы пастуские».
  • «Блудный сын»
  • «Навуходоносор и три отрока»
  • «Навуходоносор и Олоферн».

Особенность произведений - отсутствие аллегорических фигур, среди действующих лиц - реальные люди. В пьесах Симеона образы убедительные, композиция стройная, есть веселым интермедиям.

Итоги

Являясь ярким деятелем в искусстве и религии, Симеон Полоцкий проповедовал нравственность в обществе, учил жить по - божески, принося добро. Принёс в Россию поэзию и драматургию. Внёс ощутимый вклад в развитие образования. Добивался открытия школ, организовал типографское производство. Создал основу первого высшего российского учебного заведения.

Память

  • 1995 г. - выпуск белорусской почтовой марки, посвященной просветителю
  • 2004 г. - установление памятника в г. Полоцке
  • 2008 г. - издание исторического романа Рассолова о Симеоне Полоцком
  • 2013 г. - в Белоруссию вернулась книга «Жезл правления».

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русскоязычной силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений».

Биография

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Возможно, во время обучения в Виленской иезуитской академии в первой половине 1650-ых годов С. Полоцкий вступил в греко-католический орден святого Василия Великого. Сам он себя именовал как «[…] Simeonis Piotrowskj Sitnianowicz hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»).

Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 Алексеем Михайловичем, Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 он отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако, в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Московском государстве.

В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666-1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

Богословие и педагогика

По поручению Собора 1666 года составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, - утверждения во утверждение колеблющихся во вере, - наказания в наказание непокоривых овец, - казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих». Книга является типичным образцом схоластической риторики. Хотя Собор отозвался о труде Полоцкого с высокой похвалой, признав «Жезл» «из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным», сочинение содержало некоторые западные богословские мнения (прежде всего, по вопросу о времени пресуществлении св. Даров), что и было впоследствии отмечено одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием.

Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку - тогда языку дипломатии - молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.

С 1667 года на С. Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина).

С. Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилее»: «Московская академия по проекту царя Феодора - это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ - и костер запылает для преступника.»

В богословском споре о времени преложения Святых Даров С. Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (1690) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у Патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Проповеди

Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681-1683 гг., в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Поэзия

Симеон Полоцкий - один из первых русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная» (издано в 1680 г.), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологион»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». По мнению Л. И. Сазоновой, «Вертоград многоцветный» является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя.

Память

  • В 1995 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Полоцкому.
  • В 2004 году в Полоцке был установлен памятник Симеону Полоцкому (скульптор А. Финский).

Симеон Полоцкий в литературе

В 2008 году был издан исторический роман М. М. Рассолова «Симеон Полоцкий». В этой книге внимание уделяется в большей степени российскому быту второй половины XVII века и общественной деятельности Симеона Полоцого, а не его литературной и богословской деятельности. Роман содержит ряд неточностей, в частности, утверждается что Симеон является создателем силлабо-тонической (на самом деле - силлабической) системы стихосложения в русской поэзии.

Библиография

Современные издания

  • Вирши. Силлабическая поэзия XVII-XVIII веков - Л., 1935. - С. 89-119.
  • Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко. - Ленинград: Советский писатель, 1970. - С. 164-173.
  • Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонаревой. - Минск: Мастацкая літаратура, 1990. - 447 с. ISBN 5-340-00115-6
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста, статья и комм. И. П. Еремина. - Санкт-Петербург: Наука, 2004. - 280 с. ISBN 5-02-026993-X

иеромонах, русский проповедник, педагог и стихотворец, родился в Белоруссии в 1628 г. Окончивши курс в киево-могилянской коллегии , Симеон Полоцкий побывал и в польских академиях. Царствовавшая в коллегии схоластическая система образования, служившая специальным целям – выработать опытных духовных ораторов, «сберегателей православия», имела в лице Симеона Полоцкого достойного представителя. 27-ми лет он принял монашество в Полоцком Богоявленском братском монастыре, в школе которого потом состоял «дидаскалом» (преподавателем).

Благодаря сильным связям и лично снискавши расположение царя Алексея Михайловича , проезжавшего в 1656 г. через Полоцк во время русско-польской войны , Симеон Полоцкий был приглашен, вместе с другими учеными, в Москву, где вскоре сделался придворным поэтом и наставником царских детей. В то же время он основал латинскую школу в Спасском монастыре за Иконным рядом, в которой, по царскому указу, обучал некоторых лиц «Альвару» (латинской грамматике Альвареса) и сочинению вирш и ораций.

Будучи сторонником западноевропейского просвещения , Симеон Полоцкий является энергичным антагонистом «греческого» направления, имевшего своих защитников главным образом, в Чудовской и Ртищевской школах. По поручению собора, созванного в 1666 г. о патриархе Никоне , Симеон Полоцкий написал книгу «Жезл правления» (в 1668 г.) в защиту нововведений Никона и в обличение «раскола ». Кроме того, известны его богословские труды: «Венец веры» (первая популярная догматическая система на севере России) и краткий катехизис.

Но всего более деятельность Симеона Полоцкого в церковно-административной сфере выразилась в возобновлении проповеднического слова. Религиозно-нравственный идеал, определяемый двумя сборниками его проповедей: «Обед душевный» (109 проповедей) и «Вечеря душевная» (78 проповедей и 29 поучений), близок к аскетическому. Из всего числа их только 26 трактуют о вопросах времени и потребностях общества, но, несмотря на это, Симеон Полоцкий является постоянным вестником государственных нужд. В остальных проповедях он обличает «злые нравы обще», проводит здравые христианские понятия и пр. Книги, написанные Полоцким, обнаруживают немалую начитанность автора, но невыгодно отличаются от живых, ярких и народно-русских сочинений современных ему старообрядцев (Аввакума и др.) бездушным, казённым, «ненациональным» слогом.

Стоя во главе стихотворцев своего времени, Симеон Полоцкий написал два сборника силлабических стихов: «Вертоград многоцветный» (энциклопедия нравственных наставлений, литературных и научных сведений, вопросов воспитания), и «Рифмологион», заключающей речи панегирического характера на случай всевозможных событий в царском семействе. Наконец, важная заслуга Симеона Полоцкого, как поэта, состоит в том, что он один из первых познакомил Москву с драматическим искусством, написав в духе средневековых мистерий три пьесы, которые были сыграны при царском дворе: «О блудном сыне», «О Навуходоносоре и трех отроках» и «ОНавуходоносоре и Олоферне». Употребляя все свое влияние и энергию на то, чтобы сделать науку фактором общественной жизни, Симеон Полоцкий хлопотал об учреждении школ, основал типографию и даже мечтал об академии, для которой сочинил устав.