Что такое социальная жизнь определение. Биологическое и социальное в человеке. Структура природы человека

Цели урока:

  • рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во времени;
  • развивать самостоятельность в чтении, умение высказывать суждение о прочитанном.

Место данного урока в системе уроков по этой теме: третий урок в системе уроков по изучению сказочной повести Сельмы Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

Чуракова Н.А.учебник “Литературное чтение”, ИКТ: отрывки из мультфильма “Заколдованный мальчик”,рисунки детей к сказочной повести, портреты Л.Н. Толстого, Сельмы Лагерлеф.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Учитель : Какое у вас было домашнее задание?

Дети : Нарисовать иллюстрации на тему “Каким я себе представляю Нильса” к отрывкам сказочной повести.

Учитель : Рассмотрите рисунки ваших товарищей. Как вы думаете, почему я просила, чтобы дома вы нарисовали иллюстрации к разным отрывкам повести Сельмы Лагерлеф?

Дети : Чтобы можно было пронаблюдать, как меняется образ главного героя в сказочной повести.

– Чтобы разобраться, как меняется характер Нильса во времени.

– Чтобы понять смысл этого произведения.

Учитель : Как называется глава учебника, где помещена сказочная повесть “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями?”

Дети : “Как трудно стать человеком”.

Дети затрудняются ответить.

Учитель : А смысл названия главы вам понятен? Ведь Нильс и родился человеком. Разве нужно тому, кто родился человеком, еще и становиться человеком?

Дети : Стать человеком– означает стать хорошим человеком, настоящим человеком.

Учитель : Прав ли Мартин, который сказал Акке про Нильса: “Его и человеком-то не назовешь”?

Дети : Если судить по прошлым поступкам, его нельзя назвать человеком. К тому же Нильс слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи.

Учитель : Прочитайте эпиграф к главе (с.38). Давайте уточним, кто же такой Григорий Горин? Знаете ли вы такие кинофильмы как “Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен”? сценарии для этих фильмов написал известный русский драматург, который умер совсем недавно,– Григорий Горин.

– Как вы, ребята, понимаете смысл эпиграфа? Что значит стать еще более живым? Возможно ли это?

Дети : Писатель имеет в виду пробуждение в человеке его души, человек может “прозреть”, стать более чутким по отношению к другим людям, к окружающему миру.

Учитель : Кто из вас может адресовать эти слова самому себе?

Дети поднимают руки.

Учитель : В чем это проявится?

Дети : В помощи животным, природе, близким и знакомым людям.

II. Анализ отрывков сказочной повести в аспекте главной нравственной проблемы “Стать человеком”. (с.31-61)

Учитель : К кому из известных вам литературных героев можно отнести слова Григория Горина?

Дети : К Нильсу.

Учитель : А теперь начнем работать над каждой главой в отдельности, чтобы проследить, как проявлялся и изменялся со временем характер Нильса в поступках и речи.

– Как нам лучше организовать работу на уроке, чтобы успеть проанализировать все главы, которые мы прочитали вместе.

Дети : Работать по группам.

Учитель : Хорошо, я рада, что вы научились экономить учебное время и знаете очень хороший способ сделать это. Сколько групп может быть?

Дети : Сколько групп рисовали иллюстрации, столько и главы будут анализировать-4. (по 6 человек в каждой группе.)

Все группы получают карточки с заданиями: рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи в разных отрывках.

Дети работают 5-7 минут, после чего начинается обсуждение. Все, что ребята говорят о Нильсе, доказывается текстом. Основные черты характера героя записываются в тетради по литературному чтению с указанием номера страницы для чтения подтверждения этой черты.

III. Просмотр отрывка из мультфильма “Заколдованный мальчик”.

Реализация требований нового ФГОС:

Учитель : Прежде, чем начать обсуждение главного героя, посмотрим, каким же предстает перед нами Нильс в самом начале (просмотр отрывка мультфильма).

IV. Продолжение работы по анализу отрывков сказочной повести.

Учитель : Послушаем ребят 1 группы (проявление характера Нильса в поступках и речи в 1 отрывке с.38-42)

Дети называют черты характера и зачитывают соответствующие отрывки повести.

Озорной, рассеянный, нерадивый, ленивый, хулиган, нетерпеливый, непоседа – с.38.

Лгун, неуч, любопытный – с.39.

Сообразительный, догадливый – с.40.

Забияка, хитрый, находчивый, осторожный, безжалостный – с.41.

Жадный, эгоистичный – с.42.

2 группа детей анализирует отрывок на с.42-47.

Врунишка – с.43.

Послушный, настойчивый, целеустремленный, задира, обидчивый – с.43.

Доверчивый, смышленый, догадливый, трусливый – с.44.

Хулиган, обижал всех, кто слабее него, вежливый – с. 45.

Льстивый, бессердечный – с.46.

Самолюбивый – с.47.

3 группа детей анализирует отрывок на с.47-55.

Заботливый, бесстрашный, отчаянный – с.48.

Жалостливый, ласковый – с.49.

Цепкий, выносливый, привязанность к своему дому – с.50.

Заботливый, решительный, благодарный, умеет приспосабливаться к новым условиям жизни – с.51.

Запасливый – с.52.

Нетерпеливый, открытый, умеет смириться с обстоятельствами – с.54.

Умеет вжиться в чужую для него жизнь – с.55.

4 группа детей анализирует отрывок на с.55-60.

Выносливый, смелый, отважный, справедливый, храбрый, сообразительный, ловкий – с.56.

Смелый, отчаянный, умеет защитить друга, сильный, находчивый – с.57.

Не жалеет жизни ради друга, решительный, бесстрашный, цепкий, выносливый – с.58.

Доверчивый, человечный, ранимый – с.59.

Добрый, отважный, справедливый, сильный, умный, храбрый, приносит счастье другим – с.60.

Учитель : Как же изменился характер Нильса за время путешествия? Я буду называть качества, присущие Нильсу до путешествия, а вы называйте те качества, которые приобрел герой во время путешествия.

Был – стал:
Рассеянный – внимательный.
Хулиган – справедливый.
Нетерпеливый – выносливый.
Одинокий – приобрел много друзей.
Лгун – правдивый.
Ленивый – трудолюбивый.
Забияка – защитник, друг.
Безжалостный – человечный.
Эгоистичный – щедрый.
Трусливый – отважный.
Обидчик, бессердечный – защитник слабых, смелый.
Противный, самолюбивый – приносит счастье другим.

Учитель : Получается, мы видим двух совершенно разных людей. Почему же так изменился Нильс?

Дети : Приобрел мудрость, жизненный опыт за время путешествия. Происходит становление человека.

Учитель : Мог бы Нильс не помочь Мартину?

Дети : Нет, сам погиб бы.

Учитель : Мог бы он не помогать дикому гусю?

Дети : Мог. Ведь угрозы для жизни Нильса не было, но уже стая стала его семьей.

Учитель : Почему же Нильс не побоялся погнаться за лисом, который был во много раз больше него и мог раздавить его одним взмахом своей мощной лапы?

Дети : Он был одержим приступом храбрости.

Учитель : Зачем мальчику понадобилось спасать гуся, если раньше он дразнил животных, бросал в них камнями?

Дети : Гуси стали его семьей, его родными в теперешнем положении, он полюбил их. Учитель: В старину, когда русский мужчина звал девушку замуж, он говорил ей: “Я люблю тебя больше, чем себя.”

Вот и Нильс забыл об опасности, которая угрожает его собственной жизни, когда спасал гуся, он любил и жалел гуся больше, чем себя.(слова Л.Н.Толстого)

Случайно ли Сельма Лагерлеф делает так, что Нильс попадает в другое измерение и начинает понимать язык животных?

Учитель : Найдите на с.60 строки, подтверждающие мысль о том, что природа находится в опасности.

Дети : “Ты первый человек, от которого мы видели добро…”

Учитель : Только вдумайтесь в эти слова, дети! В ваших руках будущее планеты.

Знайте, прогресс цивилизации оплачен потерями природы: унылые пустыри сменяют тенистые леса, пустыни наступают на поля, отравлены многие тысячи рек и озер, исчезли сотни видов растений и животных. Долг человека – защищать все живое. Эта мысль была высказана в начале ХХ века замечательным врачом и философом Альбертом Швейцером, который построил в Африке больницу. В ней находили приют не только люди, но и больные животные: лань, обезьяна, пеликан. А на письменном столе врача всегда стояла чашечка со сладкой водой, которой приходили лакомиться муравьи.

А в нашем городе как люди заботятся о природе?

Дети: Сохранили много участков леса, сажают деревья, цветы, подкармливают птиц, белок.

V. Осмысление идеи рассказа.

Учитель : Вернемся к названию сказочной повести. Помните, мы говорили, что в названии очень часто содержится идея произведения?

Почему именно с дикими гусями суждено было отправиться в путешествие Нильсу?

Дети : Сам был дикарь.

Дети : Путешествие – это жизненный путь. Все мы путешествуем по жизни. Произошло настоящее чудо в жизни Нильса.Он учился у природы ее простоте и мудрости, сумел “прижиться” в непривычной обстановке, выжить в трудных ситуациях, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих бед.

– Стал человеком, настоящим человеком: заботливым, чутким, сильным.

Учитель : Почему именно Нильсу выпало такое трудное испытание?

Дети : Он был двоечником и не мог прочитать книги, чтобы научиться на ошибках других людей.

Учитель : Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям?

Дети : Каждый человек – человек, а главный путь изменения жизни в самосовершенствовании.

– Сельма Лагерлеф хотела, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, учились на опыте других людей, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире, а использовать это время во благо расцветания природы.

Учитель : надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.

– Правильно ли поместили сказочную повесть в разделе “Как трудно стать человеком”?

Дети : Правильно. Ведь она показывает, какие испытания надо пройти, чтобы стать настоящим человеком: добрым, заботливым, ответственным за другого человека, за животных, за природу.

Учитель : И не только за близких людей, но и за тех, кого мы, может, и не знаем, но кто нуждается в нашей помощи. Как Нильс среди животных, так и мы, живя среди людей, проявляем свой характер в поступках и речи, осознаем со временем и понимаем что-то новое.

VI. Итог урока.

Учитель: Над чем каждый из вас сегодня задумался? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Дети : Надо внимательнее относиться ко всему, что нас окружает.

Учитель : Глубже понять главную мысль сказочной повести мы сможем …

Дети: Когда рассмотрим систему образов и разберемся в характерах и отношениях героев.

Учитель: Этим мы и займемся на следующем уроке.

Другие дипломы по предмету Педагогика

вопросов, относящихся к первой группе, могут быть отнесены такие вопросы, как:

  1. Определите основные черты характера героя (А.Толстой Акула)
  2. Каким вам представился Гаральд? Опишите его (Неведомый рай Шведская народная сказка)
  3. Понравился ли вам рассказчик? Можно ли назвать его положительным героем? (Н.Носов Мишкина каша)
  4. Соответствует ли внешнее описание Нептуна его внутреннему миру? Почему вы так думаете? (И.Панькин Легенда о матерях)

Формированию умения понимать причины поступков способствует система таких вопросов, как:

  1. Чем и почему пожертвовали матери ради своих сыновей? (И.Панькин Легенда о матерях)
  2. Почему отец сказал Коле: Смотри портрет самого дурного товарища? (Дм.Мамин-Сибиряк Дурной товарищ)
  3. Подумайте, почему старый артиллерист упал и закрыл лицо руками? (Л.Толстой Акула)
  4. Почему Вася хотел быть грубияном, тертым калачом, стреляным воробьем? (Ю.Коваль Усы и поросята)

И к третьей группе вопросов можно отнести вопросы такого характера, как:

  1. Менялось ли ваше отношение к герою рассказа по ходу чтения? Почему? (С.Вольф Век его не забуду)
  2. Когда вы переживали? Когда радовались? (Н.Гарин-Михайловсикй Тема и Жучка).

Следующим параметром, по которому осуществлялся анализ учебника, выступает анализ тематики заданий для самостоятельной работы. Примерами таких заданий являются.

1. Расскажите, какие рисунки вы бы сделали к сказке (Неучтивый сын. Белорусская народная сказка).

2. Составьте характеристику Нильса по прочитанному отрывку.

  1. Внешний вид;
  2. Черты характера;
  3. Поступки Нильса;
  4. Взаимная связь характера героя и его поступков;
  5. Ваше отношение к герою (Сельма Лагерлеф Лесной гном)

3. Напишите письмо, которое Нильс мог бы послать своей матери из путешествия (Сельма Лагерлеф Лесной гном).

4. Подберите определения к слову мама (И.Панькин Легенда о матерях).

6. Какие бы вы пословицы употребили, характеризуя героя? (Дм.Мамин-Сибиряк Дурной товарищ).

7. Перескажите рассказ от имени героя (Дм.Мамин-Сибиряк Дурной товарищ).

8.Сделайте рисунки к каждой части. Подпишите словами из текста и сделайте диафильм (Ю.Коваль Усы и поросята).

9. Придумайте свою историю, которая могла бы произойти с Пеппи (Астрид Линдгрен Как Пеппи поселилась в вилле Курица).

10. Придумайте свой вариант продолжения повести. Какие новые герои в ней появятся? Чем они будут заниматься? (Э.Успенский Меховой интернат открывается).

Итак, опираясь на вышесказанное не трудно заметить, что учебник для чтения в 3-ем классе располагает небольшим количеством творческих заданий, заданий для самостоятельной работы (около десяти), которые могут содействовать формированию у младших школьников навыков понимания другого человека. Помимо этого следует отметить и неравномерность распределения данных заданий по урокам. В учебнике преобладают тексты, которые лишены творческих заданий (Неведомы рай шведская народная сказка, Сказка о попе и о работнике его Балде А.С.Пушкина, Мишкина каша Н.Носова, Шиворот-навыворот В.Драгунского, Акула Л.Толстого и др.), в результате чего нельзя говорить о тематическом развитии навыков понимания другого человека младшими школьниками. Таким образом, можно сделать следующий вывод: учебник по литературному чтению для 3-го класса содержит недостаточное количество художественных произведений, богатых человеческими знаниями, и соответственно слаборазработанную систему вопросов, заданий творческого характера и заданий для самостоятельной работы. Исключением является сказка Сельма Лагерлеф Лесной гном, где предлагается более обширный перечень вопросов и творческих заданий, направленных на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения героя, оценку его поступков. Это такие вопросы, как:

  1. Почувствовали ли вы отношение писательницы к своему герою? Каково оно?
  2. Каким был Нильс до происшествия?
  3. Какие поступки мальчика свидетельствуют о его жестокости?
  4. Сожалел ли Нильс о своих злых поступках?
  5. Можно ли сказать, что Нильс был ленив?
  6. Определите основные черты характера героя.
  7. Что ощущал Нильс после превращения в маленького человечка?

В качестве заданий для самостоятельной работы предлагается:

1. Составить характеристику Нильса по прочитанному отрывку.

  1. Внешний вид.
  2. Черты характера.
  3. Поступки Нильса.
  4. Взаимная связь характера героя и его поступков.
  5. Ваше отношение к герою.

2. Написать письмо, которое Нильс мог бы послать своей матери из путешествия.

Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет.

В. А. Сухомлинский

Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными.

Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…» Такой подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека.

Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Структура природы человека.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...

Духовная природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Биологическое и социальное в человеке.

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны... освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того, чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.

Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.

Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так только в обществе новорождённый биологический кандидат на человека становиться настоящим человеком. Здесь же необходимо сказать, что социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества, других людей.

Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни

Изучение человеческих обществ начинается с изучения основных ус­ловий, которые определяют их функционирование, их "жизнь". Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных об­щностей, а также совместного использования природных ресурсов, необ­ходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.

При анализе основ социальной жизни следует подвергнуть анализу особенности биологии человека как социального субъекта, создающих биологические возможности человеческого труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.

Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и исполь­зовать руки в процессе труда.

Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участ­вовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок,гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интел­лекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития. Мозг ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижне­теменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность.

К специфическим биологическим свойствам человека относится дли­тельная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и поло­вого созревания. Социальный опыт, интеллектуальные достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует внегенетической передачи нравственных ценностей, идеалов, знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей.

Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой опыт".Оно не потеряло своего значения и в наше время,несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "иашинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла ката­строфа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования,культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.

При утверждении огромного значения биологической основы деятель­ности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые раз­личия в особенностях организмов, являющиеся основой деления челове­чества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие расы, и низшие, призванные служить первым. Они утверждали, что общест­венное положение людей соответствует их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора среди биологически неравно­ценных людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследова­ниями. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.

Проанализируем различные аспекты влияния географической среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует отметить, что есть определенный минимум природно-географических условий, который необходим для успешного развития человека. За рам­ками этого минимума социальная жизнь не возможна или носит опреде­ленный характер, как бы замерев на некотором этапе своего развития.

Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне (в полярной зоне, в степи или в субтропиках).

Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.

Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.

Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы разви­тия экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых чело­веком усилий.

Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Я. Щепаньский, известный польский социолог, считал, что "демократические системы развились в странах, имеющих естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная, абсолютистская власть".

На этапе первоначального развития того или иного народа, геогра­фическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфи­ческих привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.

Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан, лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в соче­тании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и т.п.)становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и названия самих народов.Например,береговые чукчи называют себя "ан калын" - "морские жители", а одна из групп селькупов, другого малого северного народа -"леинкум",т.е. "таежные люди".

Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспро­изводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в без­лесных степях Казахстана).

Исходя из вышеизложенного,следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", пол­ное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географичес­кого детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправлен­ную зависимость между геграфической средой и процессами социальной жизни,когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.

Социальная жизнь

Исторические типы социальной жизни

В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как особой категории.

Сторонники первого подхода ("социальный атомизм") полагают, что общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между ними.

Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов, существует.

Представители другого направления в социологии ("универсализм") в противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество есть некая объективная реальность, которая не исчерпывается совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придержи­вался мнения о том, что общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реаль­ность, наделенную особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет сввою собствен­ную жизнь и организацию".

Вторая точка зрения преобладает в социологии. Общество не мыслимо без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. В процессе этого взаимодействия люди оказывают систематическое воздействие на других индивидов, формируют новое целостное образование - общество.

В социальной деятельности личности проявляются устойчиво-повто­ряющиеся, типические черты, которые формирует у нее общество как целостность, как система.

Система - это определенным образом упорядоченное множество эле­ментов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, которое не сводимо к сумме своих элементов. Общество, как социальная система, это способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение основных пот­ребностей людей.

Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духов­ная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в об­ществе существуют одновременно различные формы социальной деятель­ности и поведения, между которыми возможен выбор.

Для того, чтобы общество функционировало как единое целое, каждая подсистема должна выполнять конкретные, строго определенные функции. Функции подсистем означают удовлетворение каких - либо общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости

общества. Нарушать стабильность общества может дисфункция (разруша­ющая функция) подсистемы. Исследователь этого явления Р. Мертон полагал, что одни и те же подсистемы могут быть функциональны по отношению к одним из них и дисфункциональны по отношению к другим.

В социологии сложилась определенная типология обществ. Исследо­вателями выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и основанном на традиции способом регулирования отношений между людьми. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невос­приимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями его функци­онирования. Поведение индивидов строго контролируется, регламентиру­ется обычаями, нормами, социальными институтами. Перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, отрицается даже мысль об их возможном преобразовании. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляли любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием твор­ческого процесса в обществе.

Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон. Он акцен­тировал внимание на производственной основе общества. Важными чертами индустриального общества также являются гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуни­каций. Это такое общество, в котором созданы гибкие структуры управ­ления, позволяющие разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е г. две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разраба­тываемая в американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.Турэн) социологии. Причина появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего,резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в прод­вижении по лестнице социальной иерархии. Творческий труд становится основой успеха и процветания как человека, так и общества.

Помимо общества, которое в социологии зачастую соотносится с границами государства, анализируются иные типы организации социаль­ной жизни.

Марксизм, избирая основой способ производства материальных благ (единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений), определяет соответствующую ему общественно-экономическую формацию как основную структуру социальной жизни. Развитие социальной жизни представляет собой последовательный переход от низших к высшим общественно-экономическим формациям: от первобытно-общинной к рабовла­дельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Прмитивно-присваивающий способ производства характеризует первобытно­общинную формацию. Специфической чертой рабовладельческой формации является собственность на людей и использование труда рабов, феодаль­ной - производство, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян, буржуазной -переход к экономической зависимости формально ­свободных работников наемного труда, в коммунистической формации предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Признавая причинно-следственные связи между экономическими, политическими, идеологическими и другими институтами, определяющими полагаются производственные, экономические отношения.

Общественно-экономические формации выделяются на основании того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной фор­мации.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами.

Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Среди множества цивилизаций выделяются Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон, европейская цивилизация, цивилизация России и др.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической об­щественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона.

Некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и достижения получают всеобщее признание распространение. Так к цен­ностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.

В сфере производственно-экономических отношений -это достигнутый уровень развития техники и технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно - денежных отношений, наличие рынка.

В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере общим достоянием всех народов явля­ются великие достижения науки, искусства, культуры, а также обще­человеческие моральные ценности.

Социальная жизнь формируется сложным комплексом сил, в котором природные явления и процессы являются только одним из элементов. На основе условия, созданных природой,проявляет себя сложное взаимодей­ствие индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе развития многообразных типов организации социальной жизни.

Социальные связи, социальные действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни

Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необ­ходимых для удовлетворения потребностей.

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими инди­видами, входить в социальную группу, участвовать в совместной дея­тельности.

Зависимость может быть элементарной, прямой зависимостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость может быть сложной, опосредован­ной. Например, зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня раз­вития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, состояния нравов. Имеют место зависимости между различными общностями людей (между городскими и сельскими жителями, студентами и работающими и т.д.).

Социальная связь всегда налична, осуществляема, реально ориентирована на социальный субъект (индивид, социальную группу, социальную общность и т.д.). Основными структурными элементами социальной связи являются:

1) субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);

2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами или "правила игры".

Социальные связи могут быть устойчивыми или случайными, непосред­ственными или опосредованными, носить формальный или неформальный характер, быть постоянными или спорадическими. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Социальная связь выступает прежде всего в виде социального контакта.

Тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызыва­емых соприкосновением л


Вернуться назад на

В широком смысле социальная жизнь - это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди людей; жизнедеятельность всего общества, функционирование и взаимодействие его различных сфер и сторон.

В узком смысле (в социологическом понятии) – это рассмотрение социальной жизни как организованной, упорядоченной системы действий и взаимодействия людей, социальных общностей (групп), общества в целом через функционирование социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.

Социальная жизнь – это особый тип жизни. Ее самые разнообразные формы – от семьи до общества погружены в природу, которая способна прямо или косвенно, сильно или слабо влиять на них. Общество вынуждено считаться с природой, адаптироваться к ней.

Рассмотрим различные аспекты влияния природы на жизнедеятельность человека, формы организации социальной жизни:

1. Первый механизм – это механизм принудительного воздействия, или достаточно жесткого воздействия географической среды, проявляющегося в нескольких аспектах:
Прежде всего, это наличие необходимого минимума природно-географических условий, необходимого для успешного развития человека. Вне границ этого минимума социальная жизнь как таковая невозможна, или носит вполне определенный характер (малые народы севера, которые как бы замерли на определенном этапе своего развития);
Принудительная сила экологического фактора, который обязывает социум вырабатывать такие правила, которые могли бы предотвратить возникновение экологической угрозы или способствовали бы ее своевременной нейтрализации;
Влияние природных катаклизмов (гибнут целые цивилизации с их нравами, порядками и устоями; люди вынуждены покидать свои жилища, расселяясь в разных концах Земли, в результате чего их обычаи и нравы исчезают; иногда люди совместно переселяются на новое место и в основном воспроизводят свои прежние обычаи и традиции).
2. Второй механизм – это механизм формирующего воздействия природно-географической среды, механизм адаптации к внешним природно-географическим условиям путем прямого приспособления:
Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, тип жилья и т.п. – все это несет отпечатки той природно-географической среды, в которой находится социум (хлопководство, оленеводство и т.п.);
Влияние среды на духовно-этическую жизнь общества (специфика архитектуры, живописи, языка, песен, танцев, одежды и т.д.).
3. Третий механизм проявляется в содействии или препятствии географической среды эффективному социальному развитию (например, плодородие почвы создает благоприятные условия для прогресса народа, и наоборот, скудные почвы сдерживают развитие благосостояния человека, эффективность прилагаемых усилий снижается; высокие горы затрудняют контакты между общинами, равнина же способствует возникновению крупных этносов; наличие рек благоприятно для установления контактов с другими народами, развития торговли).

При всем этом приходится констатировать, что одна и та же географическая среда может по-разному отразится на жизни людей (т.е. в одних случаях природно-климатическая среда оказывает прямое воздействие, в других – незначительное, в третьих, – не оказывает вообще). Следовательно, существует некая невидимая стена, “оболочка”, пройдя через фильтры которой природно-географическая среда оказывает то или иное воздействие на социальную жизнь.

Этой “оболочкой” становится социокультурная система, которая включает в себя ценности, нормы поведения, стандарты хозяйственной деятельности, организацию общественно-политической жизни. И, видимо, чем совершеннее организация социальной жизни, тем слабее способность географического фактора влиять на социальную жизнь.

Конечно же, не следует рассматривать связь “географическая среда – общество” односторонне. Очень важно определить и обратную связь: что увидят люди в данной географической среде, какие варианты жизни изберут, - все это зависит от сложившихся в данном обществе ценностей, традиций, устоев.

Социальная реальность символична. По сути своей – это сфера смыслов и значений, рожденных внутри человеческого общения. А чтобы уловить эти значения необходимо иметь “социальное зрение”, которое формируется социальной средой.

Важной формой проявления социальных длительных, постоянных, системных, обновляемых, разнообразных по содержанию связей являются социальные отношения.

Они являются отношениями сходства и отличия, равенства и неравенства, господства и подчинения между отдельными людьми и группами.

Основой социальных отношений являются социальные связи, которые объединяют индивидов, группы и другие элементы общества в функциональное целое. Ядром их являются отношения равенства и неравенства, поскольку раскрывают взаимоотношения между людьми, которые находятся на разных социальных позициях. Речь идет о сложной диалектике равенства и неравенства между людьми в границах социальной структуры общества. Поскольку отношения абсолютного равенства невозможные, ведущими выступают отношения социального неравенства.