Каким образом общество определяет поведение человека. Нормы поведения человека в обществе. Общественное мнение как реакция на поведение человека

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.



Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Примеры:

антисоциальное:
1) Ученик 11 а класса сидит на последний парте все время, не общаясь ни с кем из учеников.
2)
Драка учеников 11 а класса.
конкурентное: среди учеников 11 а класса провели соревнования, поведение учеников является конкурентным.
помогающее: ученица 11 а класса, не понимая тему по физике, попросила свою подругу, также ученицу 11 а класса, объяснить ей материал. поведение этой подруги является помогающим.
девиантное: ученик 11 а класса Вася Пупкин, не отрываясь от компьютера целый день, играет в CS, эта зависимость именуется Гемблинг (игровая зависимость) - форма девиантного поведения.


Массовое поведение активность масс, не имеющая определенной цели и организованности , например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.


Пример:

Создание благотворительных фондов.

Человек, сидящий на диване, увидел рекламу. В ней говорилось о том, что нужно отправить SMS, и деньги, вырученные с SMS, пойдут на помощь детям.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

– связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;

– связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

– связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.

В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.


Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Девиантное поведение

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты ;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта.

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

Антидисциплинарное поведение;

Асоциальное;

Противоправное;

Аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

Патологические;

Непатологические девиации.

3) личностно-динамическая.

В. Г. Крысько. Психология. Курс лекций

3. Специфика отношений и поведения людей в обществе

Взаимодействие, общение и взаимоотношения между людьми реализуются в их поведении в обществе. Само общество осуществляет контроль над управлением и влиянием одних индивидов (и их групп) на другие, естественные для их взаимного существования. С другой стороны, оно обязано регулировать конфликты и поведение людей в определенных обстоятельствах. По этой причине каждый человек обязан разбираться в подобного рода проблемах. И психологическая наука по-своему их понимает и интерпретирует.

Роль и значение контроля и управления в жизни и деятельности людей

Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение людей, живущих в нем.

Он сводится к функционированию и проявлению:

  • социальных ожиданий, представляющих собой прямые или косвенные требования окружающих по отношению к данным людям (многие ожидания окружающих определяются теми функциями, которые человек должен выполнять исходя из своего социального статуса, положения в обществе и социальной роли);
  • социальных норм, т.е. неких образцов, предписывающих то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях (чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны должного поведения с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп);
  • социальных санкций, состоящих в применении мер воздействия как важнейшего средства социального контроля, при
  • помощи которых поведение индивида (людей) приводится к норме социальной группы (общества).

Если человек, его действия и поступки не соответствуют ожиданиям общества, если явно нарушает социальные нормы последнего, не выполняет наложенные на него санкции, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать. В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых члены группы или общество стремятся привести поведение человека к норме. В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается и наказание. С другой стороны, если человек соответствует нормам данной группы, то его поведение будет поощряться всевозможными способами.

Существуют определенные формы социального контроля, представляющие собой многообразные способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными процессами в больших и малых социальных группах. К ним относятся мораль, закон, совесть, табу, традиции и обычаи.

Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею.

Мораль - устои жизни и деятельности людей, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе. Мораль регулирует неформальные отношения в социуме и часто противопоставляется закону как регулятору формальных отношений. Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего.

Совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, определяющие внутреннее осознание людьми добра и зла.

Табу - система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

Традиции и обычаи - привычные для большинства людей способы поведения, распространенные в данном обществе.

Наряду с социальным контролем психологическая наука рассматривает управленческие проблемы, возникающие в обществе. Процессы управления имеют место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных

результатов. Эффективное управление общественными процессами, их правильное регулирование предполагает всестороннее научное изучение их причинно-следственных связей, механизмов функционирования и последующее воздействие на их субъектов и объективные условия, в которых они развиваются.

Современное управление призвано продуктивно воздействовать в гуманистических целях на материальную и духовную сферы общественной жизни в масштабах государства, региона, социальной группы. Добиться этого невозможно, опираясь только на знания технологических, экономических и организационных законов общественной жизни. Следует использовать также законы, относящиеся к функционированию социальной структуры на всех уровнях общественной жизни, происходящих на них идеологических процессов, образований правового и нравственного порядка. Особое место при этом принадлежит познанию и использованию в управлении социально-психологических закономерностей.

Управление; - комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья (людей) с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.

Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динамических системах управления (социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др.) и основано на получении, обработке и передаче информации.

Научная организация управления требует применения исследователем и руководителем системного анализа ситуации, построения (в виде умственных представлений или материализованных схем, планов) модели управляемого объекта и его возможных изменений, моделирования процессов профессиональной деятельности (построение профессиограмм) и поведения личности (психограмм людей).

Управление, осуществляемое в социальных структурах, имеет свои специфические особенности, выражающиеся в использовании гибкости человеческого ума, разнообразных знаний людей, своеобразия их памяти и волевых качеств, специфики межличностных отношений.

Цель управления - желаемый результат, который должен быть получен после осуществления действий управления. Основной

целью управления является заранее обозначенное, запрограммированное состояние системы, достижение которого в процессе управления позволяет решить нужную проблему. Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности управленческой деятельности руководителей и руководящих структур.

Задачи управления - это постановка конкретных вопросов, подлежащих решению и последовательно приводящих к достижению основной цели управления.

Управление всегда осуществляется в определенных системах. Социальная система управления - это система управления, в которой присутствуют субъектно-субъектные (человек-человек) отношения. Она включает в себя: субъект и объект управления, цель управления, проявление управленческих функций, принципов и отношений.

Субъект управления представляет собой структурно обозначенные объединения людей и руководителей, наделенных управленческими полномочиями и осуществляющих управленческую деятельность. Объект управления включает в себя отдельных людей или их группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта у правления.

Функции управления обеспечивают выполнение ряда конкретных направлений управленческой деятельности. Они подразделяются на:

  • целевые, назначение которых состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать отрасль, регион, учреждения и т.д.;
  • организационные, назначение которых состоит в использовании оптимальных методов объединения специалистов, сотрудников для реализации целей существования системы управления, обеспечения жизнедеятельности всех ее подструктур;
  • материально-технического обеспечения, посредством которой руководитель определяет действительные потребности системы и ее подсистем в материальных ресурсах;
  • экономико-финансовую, которая позволяет руководителю своевременно определять реальную стоимость для его организации при осуществлении поставленной задачи и понесенные ею затраты по жизнеобеспечению своих подразделений;
  • учета и контроля, которая состоит в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, т.е. количественной обработки, регистрации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о количественном наличии финансов и материальных ресурсов;
  • социальную, направленную на то, чтобы способствовать эффективному разрешению возникающих в обществе противоречий, которые обусловлены такими социальными явлениями, как разнородность труда и его оплата, социальное неравенство людей, наличие граждан, утративших способность к производственному труду и требующих социальной защиты;
  • мотивации, направленные на обеспечение добросовестного выполнения подчиненными их обязанностей.

Психологическая наука придает большое значение принципам управления, представляющим собой основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.

К наиболее общим из них относятся следующие принципы:

  • социальной направленности, отражающий необходимость для органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп;
  • законности, состоящий в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права, а все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) опираются на требования закона;
  • объективности, требующий знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов;
  • системности, предполагающий, что субъект управления при выборе способов методов, форм воздействия на объект должен учитывать все те изменения, которые осуществляются в окружении, в пределах которого функционирует и развивается данная система управления;
  • комплексности, заключающийся в том, что в каждом сложном акте управления необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные, политические;
  • гласности, обеспечивающий доступность обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения и включающий в себя правдивую, своевременную и широкую информацию о действительном положении дел в организации;
  • соединения единоначалия и коллегиальности, отражающий в процессе управления взаимодействие двух форм проявления властных полномочий - единоначалие прямо связано с персональной ответственностью руководителя за результаты принятых решений, а коллегиальность выступает как фактор коллективной разработки проектов решений и тем самым повышает степень их обоснованности.

И, наконец, психология уделяет особое внимание управленческим отношениям, когда в процессе осуществления функций управления и соблюдения его основных принципов люди (члены определенной группы, сотрудники той или иной организации) вступают в определенные контакты и связи, в ходе которых удовлетворяются как их общие, так и особые интересы каждого человека. Без этого невозможно гармоничное развитие и самого общества, и людей, его составляющих.

Сущность и виды психологического воздействия

В ходе взаимодействия, общения, взаимоотношений и управления всегда имеет место психологическое воздействие, представляющее собой социально-психологическую активность одних людей, осуществляемую в различных формах и различными средствами и направленную на других людей (их группы) с целью преобразования или изменения психологических характеристик

личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредующих их деятельность и поведение. Различают несколько видов психологического воздействия. Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) представляет собой воздействие словом, информацией. Оно ставит своей основной целью формирование у людей определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно вызывая у них положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовидные реакции.

Психогенное воздействие является следствием:

  • физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности (например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п.; либо он подвергается воздействию таких факторов, как звук, освещение, температура и др., которые через определенные физиологические реакции изменяют состояние его психики, деятельности;)
  • шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.д.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику и т.п. Чем менее подготовлен человек к психотравмирующим воздействиям окружающей действительности и ее физических влияний, тем более резко выражены его психические травмы, получившие название психогенных потерь.

Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие - это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

Нейролингвистическое воздействие (нейролингвистическое программирование) - вид психологического воздействия, изменяющий мотивации людей за счет внесения в их сознание специальных лингвистических программ. Можно составлять тексты сообщений в средствах массовой информации таким

образом и в такой форме (содержании), что они вызывают определенные реакции психики и поведения людей.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие - это влияние на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

Психотропное воздействие - это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Существуют определенные методы психологического воздействия. Убеждение - это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Внушение - это воздействие на сознание личности или группы людей, основанное на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации. Заражение - это воздействие, основанное на бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта. Подражание - способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека (субъекта психологического воздействия), в частности, его движений, манер, действий, поведения и т.д. Гипноз - бессознательное восприятие информации в процессе сна.

Индивидуально-специфическое влияние лица, осуществляющего психологическое воздействие, заключается в передаче (или навязывании) людям еще не освоенных ими образцов личностной и другой активности, в которых выражаются его индивидуально-психологические характеристики (доброта, общительность или, наоборот, недоброжелательность, эгоизм и т.п.).

Функционально-ролевое влияние субъекта психологического воздействия - форма осуществления им своих функций и взаимодействия с другими людьми, выражающаяся в навязывании другим людям социальных ценностей и поступков, способов возможного поведения, задаваемых теми целями, которые он преследует, и определяемыми той ролью, которую он играет (или исполняет).

Направленное влияние - это такое влияние субъекта психологического воздействия, которое ориентировано на определенных

людей или конкретные их личностные качества и социально-психологические особенности.

Ненаправленное влияние - это влияние, не нацеленное на определенный объект.

Прямое влияние - это непосредственное влияние самого субъекта психологического воздействия или его личностных качеств на других людей.

Косвенное влияние - воздействие, направленное непосредственно не на объект влияния, а на окружающую его среду.

Влияние реализуется через формы психологического воздействия: пример, поощрение, принуждение.

Пример представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение людей системой положительных образов, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством социального саморазвития.

Поощрение - внешне активное стимулирование, побуждение человека к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Принуждение - это применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Специфика конфликта между людьми

Отношения между людьми не всегда являются безоблачными. Они могут принимать форму конфликта, представляющего собой трудноразрешимую ситуацию, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.

Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.

Обычно к конфликтам приводят следующие причины:

  • наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или группы;
  • присутствие противоборства между различными людьми (официальными руководителями и неформальными
  • лидерами), формальными и неформальными группами (микрогруппами), разностатусными их членами, разными микрогруппами;
  • разрыв отношений между определенными группами (микрогруппами) и внутри них;
  • появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами общества и группами. Конфликт играет как конструктивную (дает возможность более глубоко оценить индивидуально- и социально-психологические особенности членов конкретных групп общества и самих этих групп, оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологической напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на морально-психологическое состояние членов общества и его социальных групп, ухудшает взаимоотношения между людьми, негативно отражается на эффективности совместной деятельности) роль.

Обычно конфликты имеют свою структуру (стороны конфликта и конфликтную ситуацию, т.е. столкновение сторон, в нем участвующих) и динамику:

  • при появлении конфликтной ситуации фиксируется возникновение противоречий между членами группы;
  • приходящее через определенное время осознание конфликтной ситуации активизирует участников конфликта на принятие необходимых мер;
  • конфликтное взаимодействие вызывает острое противоборство сторон;
  • разрешение конфликта приводит к снятию или избавлению от противоречий конфликтующих людей (разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта, для чего необходимо изменение самих его сторон; часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу);
  • на послеконфликтной стадии происходит разрядка напряженности.

Может иметь место и затухание конфликта, т.е. временное прекращение противодействия при сохранении основных

признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из "явной" формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

  • истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
  • потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;
  • переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Конфликт, кроме того, может быть урегулирован или устранен. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. Под устранением конфликта обычно понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на "неконструктивность" устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Иногда один конфликт может перерасти в другой конфликт, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Различают социальные конфликты, свойственные для всего общества в целом и конкретных его групп. Они могут играть как положительную, так и отрицательную роль.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на реалистические и нереалистические. Реалистические конфликты возникают из-за фрустрации конкретных требований участников, их оценок, возможной выгоды и направлены на предполагаемый источник фрустрации. Нереалистические конфликты вызваны необходимостью разрядки напряжения по крайней мере для одного из участников конфликта. Их именуют еще рациональными и эмоциональными, рациональными и иррациональными.

Конфликты могут классифицироваться также по сферам общества, в которых лежат объекты конфликта и основные цели участников противоборства. Конфликты в социально-экономической сфере - конфликты, борьба в которых идет по поводу производства, распределения и потребления материальных благ, функционирования и управления предприятиями различных

форм собственности. Конфликты в политической сфере отличаются противоборством по поводу управления обществом, распределения и использования власти, политического устройства общества. Конфликты в сфере культуры связаны преимущественно с борьбой знаний, представлений, верований и ценностей. На первом месте - проблемы толкования и понимания смысла жизни, ее содержания, добра, справедливости, реализации свободы, равенства прав и обязанностей личности и общества.

В реальности любой конфликт разворачивается и затрагивает все сферы жизнедеятельности, но мера вовлеченности конфликта в каждую из сфер различна.

По составу участников социальные конфликты - это межгрупповые конфликты, которые возникают:

  • между социальными общностями - социально-классовыми, профессиональными, национально-этническими, религиозными и т.п.;
  • между организациями, политическими партиями, политическими союзами и фронтами и др.;
  • между государством и между социальными группами и общностями, политическими партиями, общественными организациями и т.д.;
  • между социальными институтами и внутри социальных институтов (например, между политической системой и религией, между государством и армией; между государствами, союзами государств).

Формой межгрупповых нередко бывают и межличностные конфликты, которые в ряде случаев могут играть в их развитии заметную роль: например, конфликты между двумя лидерами социальных групп, движений, партий, группировок в правительстве и т.п.

При анализе и осмыслении роли и значения социальных конфликтов важно, чтобы при их разрешении было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборствующими сторонами. В то же

время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми, гораздо более сильными конфликтами в социапьной сфере жизни общества.

Содержание политической жизни государств, обществ составляет особую форму реализации политических интересов людей (классов, социальных групп, партий, национальных и религиозных общностей и т.д.) Политическая жизнь общества находит выражение во властных отношениях (борьбе за Власть), направленных на защиту, закрепление и развитие достигнутых завоеваний, создание предпосылок для улучшения положения определенных политических сил, достижение баланса между ними. Если такой баланс отсутствует, то возникают политические конфликты.

Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене.

Политические конфликты делятся на внешнеполитические (межгосударственные) и внутриполитические, но могут проявляться и на межличностном уровне, и на уровне малых групп, и на уровне больших социальных групп, и на региональном и глобальном уровнях.

Кроме того, конфликты могут быть классовыми, возникающими между общественными силами, группами, взаимоотношения между которыми носят антагонистический (часто общегражданский) характер.

Могут возникать также конфликты между политическими партиями (общественно-политическими движениями). С переходом мировой цивилизации от авторитарных форм правления к преимущественно демократическим борьба по вопросам о путях развития общества в демократических государствах сместилась в пользу деятельности политических партий и общественно-политических движений. Политическая борьба партий редко выходит за рамки конституционных норм, хотя и приобретает порой драматический характер (достаточно вспомнить события в России в 1993 г.)

Часто могут иметь место конфликты между различными группировками за лидерство в государстве, партии, движении и т.п.

Эти группировки, как правило, официально не оформлены в объединения, однако их интересы всегда связаны с борьбой за власть. Иногда к политическим конфликтам относят и межэтнические конфликты, если они носят ярко выраженную политическую окраску.

Политические конфликты выполняют определенные положительные и отрицательные функции:

  • стабилизирующую;
  • способствуют разрешению противоречий;
  • стимулируют переоценку политических ценностей;
  • ускоряют закрепление новых структур;
  • обеспечивают лучшее познание других людей;
  • могут приводить к дезинтеграции и дестабилизации общества;
  • могут повлечь гибель людей и ликвидацию материальных ценностей;
  • могут привести к неблагоприятным изменениям во властных отношениях.

Обществу для стабильного функционирования необходима постоянная модернизация, включающая в себя и политическую модернизацию как основу законности и стабильности политической власти. Но модернизация - это процесс разрешения возникающих входе развития противоречий и конфликтов. Политической практикой выработаны пути стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутриполитических конфликтов.

Специфика поведения людей в толпе

Люди в обществе, особенно в ходе социальных кризисов и конфликтов, не всегда ведут себя организованно. Примером тому их действия в толпе. Толпа - это относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной, несоизмеримой с индивидуальной силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведение и деятельность людей.

На всем протяжении истории толпу боялись или восхищались ее силой, ее противопоставляли личности, организованной группе и в то же время всеми силами пытались быть похожими на нее и позаимствовать некоторые качества, присущие ей, толпой пытались управлять не только, чтобы справиться с

ее гневом, но и для того, чтобы направить этот всесметающий гнев на кого-либо ненавистного.

Подлинная стихия толпы - социально-политические кризисы, сотрясающие все общество, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому. Ощущения неблагополучия, тревоги, несправедливости, угрозы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создавшегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и национальности экстренным образом самомобилизоваться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рождается толпа - эта кажущаяся случайность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.

К основным психологическим особенностям толпы обычно относят:

  • кратковременность и бесструктурность скопления множества людей;
  • единый объект внимания;
  • отсутствие общей осознанной цели;
  • высокую степень контактности людей и их пространственную близость;
  • чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей;
  • высокую степень их конформизма и др.

Важнейшим механизмом, управляющим поведением и действиями людей в толпе, является циркулярная реакция, представляющая собой нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных ситуациях.

Например, при возникновении паники страх одних участников панических действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно сравнить с процессом формирования снежного кома, полагая, что в толпе психологическое состояние, настроения и формы поведения людей резонируют, усиливаются путем многократного отражения по образцу цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна захватывать в свою орбиту большое количество людей, эмоционально стимулируя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмоций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реакция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных различий между людьми, охваченных ею, т.е. поведение и эмоциональное состояние человека определяются не столько его сознательной интерпретацией обстановки, сколько чувственным восприятием состояния окружающих людей. В крайних случаях действие этой реакции может привести к превращению группы в однородную массу, одинаковым образом бессознательно реагирующую на стимулы.

Исследователи феномена толпы также отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности людей, т.е. их способности самостоятельно и рационально оценивать происходящее вокруг. Одновременно увеличивается внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим из этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, который обусловливает только иррациональное и общественно опасное поведение людей. Выраженная в достаточно умерен ной форме, она повышает, например, эффективность коллективного восприятия искусства или политической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения общественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реакция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отрицательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.

Вероятность возникновения циркулярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может испытывать сходные эмоции и их внимание будет сосредоточено на общих проблемах.

Различают несколько разновидностей толпы.

Случайная толпа - неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием - например, дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д.

Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно

она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны и отдельные случаи, когда случайная толпа состояла из нескольких тысяч.

Конвенциональная толпа - толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях.

Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Естественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почитателей рок-звезды во время ее выступления и кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.

Экспрессивная толпа - общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.).

Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстраций, выражающие свою поддержку политике правящего режима или протест.

Экстатическая толпа - вид толпы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.

Чаще всего это случается с молодежью во время рок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект.

Агрессивная толпа - скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто

направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.

Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п. Не случайно во многих странах футбольные поля стадионов окружены специальными железными решетками, болельщиков противоборствующих команд рассаживают в изолированных секторах, а на матчах дежурят усиленные наряды полиции и даже подразделения войск безопасности.

Паническая толпа - скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

Паника представляет собой социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который, однако, выступает предпосылкой, почвой для группового страха, для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей - стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов для организации совместного противодействия возникшей опасности.

Стяжательская толпа - скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.

Стяжательная толпа многолика. Ее могут образовывать и покупатели в магазинах при продаже товаров повышенного спроса при явном их недостатке; и пассажиры, стремящиеся занять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички; и покупатели билетов у билетных касс перед началом

какого-либо зрелищного мероприятия; и вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата вложенных денег; и лица, грабящие материальные ценности или товары из магазинов и складов при массовых беспорядках.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение деятельности людей.
  2. Раскрой те структуру деятельности.
  3. Что представляет собой взаимодействие людей?
  4. Какие виды взаимоотношений людей вы знаете?
  5. Перечислите механизмы социальной перцепции.
  6. Дайте определение общения людей и охарактеризуйте его функции.
  7. Какую роль играют социальный контроль и управление в жизни общества?
  8. Опишите особенности и виды психологического воздействия одних людей на других.
  9. Что представляет собой поведение толпы?
  10. Каков механизм поведения людей в толпе?
Обратно в раздел

Сущность понятия "социальное поведение личности"

Социальное поведение личности выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.

Определение 1

Социальное поведение личности – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.

Социальное поведение дает характеристику поведению личности в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.

Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.

Замечание 1

Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.

Формы социального поведения личности

Для того, чтобы достичь каких-либо целей в жизни, а также для реализации отдельных жизненных задач человек использует две ключевые формы социального поведения:

  • Естественное поведение – направленное на достижение индивидуальных целей, а также поведение, которое адекватно поставленным целям, не выходит за рамки норм и возможностей человека;
  • Ритуальное поведение (так называемое «церемонное») – индивидуальное поведение, отличающееся неестественностью. Благодаря этому поведению общество может воспроизводиться, если в основе его деятельности лежит какой-либо конкретный ритуал, характерный данному сообществу.

Факторы социального поведения личности

Безусловно, социальное поведение индивида или более широкой социальной общности зависит от ряда ключевых факторов. Мы затронем некоторые из них.

Во-первых, индивидуальные эмоциональные и психологические качества субъекта (актора) социального взаимодействия. К примеру, в политике этот фактор продемонстрирован особо ярко. В.В. Жириновскому и его поведению характерна эмоциональная насыщенность, эпатаж и непредсказуемые действия и высказывания. В свою очередь, В.В. Путин отличается сдержанностью, рассудительностью и взвешенностью как в словах, так и в поступках. Как мы видим, оба политика относятся к одной и той же политической сфере в одной стране, но при этом их поведение абсолютно разное, так же, как и отношение к одним и тем же событиям.

Во-вторых, личная (или групповая, если дело касается социальной общности) заинтересованность субъекта (актора) в событиях, которые происходят вокруг него. Например, некоторые политики очень активно продвигают какой-либо законопроект, хотя во время его принятия и обсуждения его поведение отличалось сдержанностью и пассивностью.

В-третьих, адаптивное поведение актора – это такой вид поведения, которое связано с острой необходимостью в приспособлении к новым, объективным условиям жизни и действительности. Например, очень сложно сейчас представить себе человека, который поддерживает политика или вождя (Сталина, Гитлера), но при этом выкрикивает лозунги, которые этого же вождя обличают и выставляют в негативном свете.

Еще один фактор – это ситуативное поведение человека. Оно обусловлено совокупностью возникших условий, когда социальный субъект (актор, личность, социальная общность) в своих поступках и действиях вынужден оценивать возникшую ситуацию и учитывать в первую очередь именно ее, а не собственные потребности, мотивы и интересы.

На характер социального поведения во многом оказывает влияние и мотивация индивида, а также степень вовлеченности актора в какие-либо события или процессы. Массовое поведение при этом обуславливается социальными и психологическими свойствами толпы, в условиях, когда социальная мотивация подавляется в неосознанных, а зачастую стихийных действиях толпы.

Уровни социального поведения личности

В социологической и психологической науках исследователи выделяют четыре ключевых уровня социального поведения субъекта или более широкой социальной общности:

  • Реакция субъекта на имеющуюся в обществе социальную и актуальную ситуацию, а также на те или иные сменяющие друг друга события и процессы, которые носят целенаправленный или стихийный характер;
  • Привычные для индивида или обширной социальной группы действия и поступки, которые выступают в качестве элементов поведения. В этих действиях и поступках выражаются устойчивые отношения одного субъекта с другими социальными субъектами;
  • Целенаправленная последовательность социальных действий и поступков, которые происходят в условиях той или иной сферы жизнедеятельности с целью достижения субъектом более отдаленных целей. В жизни человека, на каждом этапе его существования такими целями могут выступать поступление в вуз, получение необходимой профессии, создание семьи, обустройство быта;
  • Реализация ключевых стратегических целей в жизни индивида или более обширной социальной группы.

Социальное поведение контролируется при помощи ряда необходимых методов, которые необходимы для того, чтобы ожидания в отношении человека соответствовали реалиям.

К методам относятся следующие: социальные нормы, правовые нормы, нормы морали и нравственности. Таким образом, методами являются стандарты, формально и неформально предписанные и предусмотренные к соблюдению в обществе, не зависимо от того, к какому социальному, демографическому и возрастному слою относится личность.

Замечание 2

Данные нормы могут привести или к общественному одобрению социального поведения, или наоборот, к общественному порицанию, которое влечет за собой наказания как на бытовом, так и на более высоком – законодательном уровне.

Втаптывающий в грязь

Поскольку Втаптывающие в грязь меньше остальных уверены в себе, лучше всего общаться с ними спокойно и добродушно.

Используя спокойные вопросы, воздержитесь от повышения голоса и высокомерных замечаний: это заставляет людей защищаться и вести себя еще более дерзко.

Этот метод похож на маленький экзамен, цель которого - узнать, что же...

Этот человек очень странно вел себя по отношению ко мне, до сих пор не понимаю, почему. Сначала, как только он меня узнал, вроде нормально общался, а в обществе все время просто выходил из од контроля, начинал всяко меня задевать, пытаться разозлить меня. Но я тоже была не промах, мстила ему, “отбивалась“ как могла, но силы иссякли, и я стала просто игнорировать.

Он в это время снова попытался спровоцировать меня на ссору но когда понял, что мое молчание не чем не нарушить, начал говорить...

Существует 4 основных типа психологических защит человека, из которых можно вывести уже более конкретные формы проявления этих защит.

Однако типов - четыре: по содержанию того, что лежит в основе защиты.

Что значит "психологическая защита"?

Это поведение, при котором человек не решает свои проблемы осознанным путем, а уходит от их решения. Или - РЕАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, при котором человек не руководит собой сам, а им руководят его реакции.

Итак, типы.

Возбуждение - или "перевод...

По всей видимости, ничто во Вселенной не может существовать, так или иначе не принадлежа к какой-нибудь организованной системе Атом, образуемый связанными между собой частицами,-это всего лишь один из элементов, из которых построена молекула.

А молекула в свою очередь, взаимодействуя с другими молекулами, участвует в органи­зации клетки Специфические клетки образуют ткани и органы, которые, координируя свою деятельность, позволяют живому организму занять свое место в растительной или животной...

Поколение монстров должно уйти. Чему можно научиться у людей, которые говорят: "Ты должен идти утром в школу, быть хорошим мальчиком, а потом ты вырастешь, женишься, обзаведешься детьми, и все у тебя будет хорошо…"

Новое поколение хочет вырваться из материальных ограничений и войти в поле информации, в океан сил, к тому, что лежит за гранью повседневного существования.

Мы пытаемся втиснуть в них то, что привыкли считать нужным и полезным, но они, как будто, хотят чего-то другого...

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.

Б.Г. Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека.

По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки в целом. Вторая особенность заключается во все возрастающей...

Зов. Знакомо ли читателю это состояние, которое ни с чем нельзя спутать? Иногда оно переживается, как внезапно пришедшая любовь, иногда, как неудержимая тяга к чему угодно - к путешествиям, дальним странам и культурам, к науке или искусству, к человеку или религии.

И куда ты влечешь меня,
Темная грозная муза,
По великим дорогам
Необъятной отчизны моей?
Никогда, никогда
Не искал я с тобою союза,
Никогда не хотел
Подчиняться я власти твоей.
Н. Заболоцкий

Зов может прозвучать...

Человек создал мощные технологии и научился преобразовывать мир. Но научился ли он преобразовывать самого себя? Приблизился ли он к своему совершенству? Видим ли мы человека, любящего других людей, справедливого, правдивого, реализующего себя как личность?

Ответ очевиден. В нашей жизни зачастую нет достоинства, чести, истинной дружбы, счастья и удовлетворенности. Гораздо чаще нас окружают духовный хаос и мешанина, близкие к безумию, причем не к средневековой истерии, а скорее, к...

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени - от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения - это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид - координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» - системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание - это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения - естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») - индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм - от этикета до церемонии - настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения - помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;

родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных - начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Заключение.

Под девиантным поведением понимается социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

По поводу причин девиантного поведения единого мнения среди исследователей нет. Некоторые исследователи причиной отклоняющегося поведения считают несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое мнение сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. В современной отечественной социологии интерес представляет позиция, считающая источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Существует также зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Есть мнение, что причиной девиантного поведения являются изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность».

Преступность – отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно определить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности.

Все попытки ограничить потребление алкоголя (ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений) не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней. Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры – медицинские, правовые и др.

Суицид в большей степени характерен для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии. На лицо связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Также прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам.

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. Сегодня в числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм, регламентация, аболиционизм. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Необходим поиск других путей борьбы.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции (аддикция - пагубная склонность к чему-либо). Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных - «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков, проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

Список использованных источников и литературы.

    Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

    Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

    Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / Ред. В.А.Ядов. 2-е изд. М., 1998.

    Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.