В поддержку улучшения экологической обстановки. Улучшение экологической обстановки окружающей среды. уменьшить площадь земельных участков под полигоны

Говоря честно, такие проблемы я испытываю уже лет 6. Бывают пики такого состояния, например, как сейчас, бывают и моменты избавления. Последние 2 месяца у меня начался просто пагубный застой, и в это время я как раз начал работать в своей (будущей) профессиональной сфере - журналистике; неспособность концентрироваться создаёт мне очень большие проблемы, и возможно вообще, как мне кажется, рождается из этих же проблем - рождается из страха.

Сейчас я попробую описать этот дефект более подробно, а затем попробую дать наиболее объективную картину своей нынешней жизни, общую картину своего психического состояния.

Невозможность концентрировать внимание попробую описать в нескольких примерах, имевших место недавно:

Мать гладит одежду и с гладильной доски упала майка. Я хочу сказать ей об этом, но вдруг останавливаюсь после слов "У тебя упала.." и не могу вспомнить, как называется эта вещь. Позже я целых 3 часа не мог вспомнить названия.

Подобные ситуации происходят со мной по раза 3-4 за день, только со словами более сложными.

Читаю Лермонтова. Он любитель порассуждать. Абзацы с его рассуждениями перечитываю порой по 10 раз каждый: не могу связать по смыслу несколько строчек, будто десятилетний ребёнок.

Радио вообще слушать не могу: не понимаю о чём говорит ведущий, улавливаю только некоторые отрывки из его речи.

Хочу заметить, что пишу столь сухо, ибо я любитель излить душу: начав, не могу остановиться; я решил подавить в себе эту черту характера.

Вот моя жизнь на данный момент. Мне 19 лет; сейчас сижу дома, почти без работы, иногда пописывая статьи; работы у меня нет из-за отсутствия военника, который, в свою очередь, стоит в военкомате под вопросом; учусь я на журналистике, заочке, и 2 недели назад сдал сессию.

Личной жизни нет, и никогда не было.
Мировоззрения мои чем-то подобны нигилизму, и основу свою берут в консистенции совокупности детерминизма и гуманизма, - Если подобно чуши, то уж простите: 4й час ночи, однако я надеюсь, что вы поймёте. - Я обратил на это внимание, ибо пытаюсь воплощать в себе этот идеал доброго циника и подсознательно себе его навязываю - невольно (а может быть и вольно) занимаюсь сублимацией.

Психологическое состояние:
- меня со всех сторон окружат страхи - не найти работу, не получить военник и пойти в армию (тогда коту под хвост учёба) и подобное; самые сильны страхи - страх профессионально несоответствия, страх "отупеть".

- (немного откровения: хоть и я всем, в том числе и себе, говорил, что я глупый, у меня глубоко в подсознание хранилась мысль "я очень умный", которая держалась на мнениях других людей: я много судил о политике, о людях и получал похвалы от людей - " надо же, как глубоко ты заглядываешь, из тебя получится офигенный журналист", "как ты можешь только всё это знать".

Сейчас я начал писать в прессу и не могу написать примитивнейших статей (не знаю, может быть из-за страха, а может я и вправду тупой) и мой образ "я умный " рухнул)

Рухнул мой характер , а может быть и просто образ циника. Теперь я стал подобен какой-то безвольной амёбе. Я не могу ничего ответить, когда на меня морально давят, не знаю почему, просто не могу: то ли боюсь людей, то ли себя.

В моей голове "каша", энтропия. Я не понимаю, что вокруг меня происходит, всё так быстро меняется. Я не знаю, как описать это состояние, поэтому так сухо: стесняюсь.

Также всё это усугубляет ворчливая мать дома, которая постоянно пытается меня унизить, уверить в меня в том, что я никто, гав.. О. У неё щитовидная железа "хромает" и потому она постоянно выдаёт истерики, независимо от моего заработка и поведения.

Усугубляет и то, что часто не сплю ночами: раньше из-за работы не спал, потом из-за сессии.

Началось это всё после того, как меня бросила очередная девушка, но она была только запалом, для еле держащегося "психологической устойчивости".

Никита, здравствуйте.

Обратитесь вначале к невропатологу. Возможно, есть какие-то органические причины для таких нарушений, поэтому вначале надо исключить их, а уже потом разбираться с психологией. То, что Вы пишете - достаточно серьёзно, потому не тяните, и идите на приём к врачу, и, если надо, проходите полное обследование.

Онлайн консультация Не могу думать, концентрировать внимание

Проблемы с концентрацией внимания могут иметь совершенно объективную органическую причину. Чтобы ее исключить или подтвердить и вылечить, необходимо обратиться к невропатологу и принимать лекарства, которые он выпишет. Я не специалист в медицине, поэтому не могу провести данную диагностику.

Проблемы с концентрацией внимания могут иметь также и психологическую причину - так называемые эмоциональные проблемы (наличие которых не исключает, но может лишь усиливать проблему неврологическую). Похоже, что эмоциональные проблемы имеют место быть в вашей жизни.

От вашего рассказа создается впечатление неустроенности, неопределенности, разброда планов, неизвестность будущего и тупика. С другой стороны ваш возраст - это естественное становление профессионализма и определения в работе и карьере. Это окончание одного этапа в жизни (школы, учебы) и определения следующего этапа.

Поэтому большинство молодых людей в вашем возрасте испытывают трудности с определением того русла, профессионального и социального, по которому в течение многих последующих лет их жизни будет течь ваша энергия, и сублимировать ее не стоит.

Есть также впечатление, что вы убегаете от реальности, от реальный, практических, банальных, материальных, земных проблем - убегаете, закрываясь размышлениями, философствованиями, и прочей интеллектуальной деятельностью и сублимацией, которая "спасает", но лишь на время, вас от того давления, которое оказывает внешний мир со своими "примитивными" проблемами.

Мама судит о вас жестоко, но она ожидает, чтоб вы уже начали ПРЕДПРИНИМАТЬ ДЕЙСТВИЯ. Именно отсутствие действия - ваше слабое место. Такое ощущение, что вы парализованы бездействием, в то время, как внутри вас полно энергии и желания перемен.

По опыту знаю, что такое состояние тяжело преодолеть головой или сердцем, но оно может быть неплохо преодолено "через ноги". Ваше внимание "убегает" от реальности - оно хочет быть внутри, в своей скорлупке, в теплом гнездышке привычных философствований и рассуждений... Оставьте его там и не насилуйте!

А тело между тем займите делом. Спортом, например, бегом, писанием статей на уровне чтива - ремесла, а не творчества - то, что хочет толпа, выявлением бюрократических проблем с военкоматом, обзваниванием потенциальных работодателей или рассылкой резюме...

Не бойтесь деградации и отупения - когда вы добьетесь материальных, практических достижений, которые можно будет потрогать, придет и ощущение успеха. То, что вы усвоили и добились - уже ваше, и оно никуда не денется. Его всегда в дальнейшем вспомнить будет уже проще, легче и быстрее, чем изучать и познавать заново.

Джеймс Клир

Блогер, предприниматель.

Концентрация внимания: что это и как работает

Начнём с самого основного: что представляет собой концентрация внимания? Согласно определению психологов, это акт направления интереса или действий на одну цель. Да, звучит скучновато, однако тут скрывается очень важная идея.

Что такое концентрация внимания

Чтобы сконцентрироваться на чём-то одном, придётся игнорировать всё остальное.

Концентрация появляется только тогда, когда мы говорим «да» одному варианту и «нет» - всем остальным. Другими словами, исключение - это необходимое условие для концентрации внимания.

От того, что вы не делаете, зависит то, что вы можете сделать.

Тим Феррис, писатель, оратор

Конечно, чтобы оставаться сосредоточенным, не требуется неизменное «нет», важно сказать «нет» сейчас, в данный момент. Позже вы можете заняться чем-то другим, но сейчас вы должны направить своё внимание только на одну вещь.

Концентрация внимания - это ключ к продуктивности. Говоря «нет» любым другим вариантам, вы открываете свою способность довести до конца одно оставшееся дело.

А теперь важный вопрос: что нужно сделать, чтобы сосредоточиться на вещах, которые имеют значение, и игнорировать бесполезные?

Почему не получается сосредоточиться

У большинства людей нет проблем с концентрацией внимания. У них трудности с принятием решения.

Мы можем убедить себя сосредоточиться на деле, если убрать с пути всё, что отвлекает. У вас когда-нибудь была задача, которую нужно было закончить во что бы то ни стало? Вы выполняли её, потому что дедлайн принимал решение вместо вас. Может, вы и , но, как только дело вынуждает вас принять решение, вы действуете.

Часто вместо того, чтобы принять трудное решение и выбрать одно дело, мы убеждаем себя, что лучше работать в многозадачном режиме. Но это неэффективный подход, и вот почему.

Почему многозадачность не работает

Технически мы можем делать два дела одновременно. К примеру, смотреть телевизор и готовить ужин или отвечать на входящие во время телефонного разговора.

Но сосредоточиться на двух делах одновременно невозможно. Вы либо смотрите телевизор, помешивая макароны в кастрюле в фоновом режиме, либо готовите макароны, а телевизор становится фоновым шумом. В каждый отдельный момент времени вы концентрируетесь или на одном, или на другом.

Но какой бы метод вы ни использовали и как бы серьёзно ни были настроены, в какой-то момент концентрация пропадает. Как дольше оставаться сосредоточенным? Для этого нужно выполнить два простых действия.

Измеряйте свои результаты

Внимательность часто пропадает из-за отсутствия обратной связи. Естественно, ваш мозг хочет знать, получается ли у вас достигать поставленных целей.

У всех нас есть сферы жизни, которые, как мы утверждаем, очень для нас важны, но которые мы не отслеживаем. Это в корне неверный подход. Только с помощью цифр и полного отслеживания мы можем что-то предпринять, когда становимся лучше или хуже.

  • Когда я начал считать, сколько сделал отжиманий, я стал сильнее.
  • Когда я начал следить за выполнением привычки читать по 20 страниц в день, я прочитал больше книг.
  • Когда я записал свои ценности, я стал более принципиальным.

Задачи, которые я отслеживал, оставались в центре моего внимания.

К сожалению, часто мы избегаем измерения результатов, потому что боимся, что цифры будут невпечатляющими. Поймите, измерение нужно не для того, чтобы осуждать себя. Это просто обратная связь, которая необходима для понимания, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Измеряйте, чтобы открывать, узнавать, понимать. Измеряйте, чтобы лучше узнать себя. Измеряйте, потому что это поможет вам сосредоточиться на вещах, которые для вас важны.

Цените прогресс, а не показатели результата

Вторая вещь, которую вы можете сделать, чтобы дольше сохранять внимание, - сосредоточиться на процессе, а не событиях. Слишком часто мы представляем себе успех как некое событие, которое может быть достигнуто и завершено.

Вот несколько примеров.

  • Многие люди представляют здоровье как событие («Если я смогу сбросить 10 килограммов, то буду в отличной форме»).
  • Многие люди представляют предпринимательство как событие («Если бы о нашем бизнесе написали в New York Times, мы бы пришли к успеху»).
  • Многие люди представляют искусство как событие («Если бы мои картины выставили в большой галерее, я бы стал известным»).

Это лишь несколько примеров из многих, когда мы определяем успех как единичное событие. Но если вы посмотрите на людей, которые сосредоточены на своих целях, то поймёте, что значение имеют не события или результаты, а концентрация на самом процессе. Эти люди любят то, чем занимаются.

И что самое забавное, концентрация на процессе в любом случае позволит вам наслаждаться результатами.

  • Если вы хотите быть хорошим писателем и выпустить бестселлер, это прекрасно. Но единственный способ достичь этого результата - любить писать.
  • Если вы хотите, чтобы весь мир узнал о вашем бизнесе, было бы неплохо, чтобы о вас написали в журнале Forbes. Но единственный способ этого достичь - любить процесс продвижения.
  • Если вы хотите быть в хорошей форме, возможно вам действительно необходимо потерять 10 лишних килограммов. Но единственный способ достичь этого результата - любить здоровое питание и делать упражнения.
  • Если вы хотите стать намного лучше в любом деле, вы должны полюбить сам процесс. Вы должны влюбиться в построение образа человека, который занимается делом, а не просто мечтать о желаемых результатах.

Концентрация внимания на целях и результатах - это наша естественная склонность, но концентрация на прогрессе приводит к в долгосрочной перспективе.

Лайфхаки для улучшения концентрации

Даже когда вы искренне влюблены в процесс и знаете, как оставаться сосредоточенным на своих целях, ежедневная практика может привнести хаос и навредить вашей внимательности. Вот несколько дополнительных способов повышения концентрации.

1. Выберите якорную задачу

Выбирайте один (и только один) приоритет на каждый рабочий день. Хотя я и планирую завершить другие задачи в течение дня, моей приоритетной задачей является одно не подлежащее обсуждению дело, которое я должен закончить. Я называю его «якорной задачей».

Благодаря единственному приоритету мы, не задумываясь, начинаем выстраивать жизнь вокруг этого обязательства.

2. Управляйте своей энергией, а не временем

Если задача требует от вас полной концентрации внимания, запланируйте её на определённое время дня, когда у вас есть для неё силы. Например, я заметил, что моя творческая энергия выше всего по утрам. Утром я бодрый, лучше пишу и лучше принимаю стратегические решения для своего бизнеса. Поэтому я планирую все творческие задачи на утро. А все остальные рабочие дела отодвигаю на вторую половину дня: встречи, ответы на входящие, телефонные звонки и чаты в Skype, анализ и обработку числовой информации.

Практически каждая стратегия продуктивности включает совет лучше . Но само по себе время бесполезно, если у вас нет сил, чтобы выполнить задачу.

3. Никогда не проверяйте электронную почту в первой половине дня

Концентрация - это устранение всего отвлекающего. А электронная почта может оказаться самым большим отвлекающим фактором.

Если я не проверяю почту в начале дня, я могу самостоятельно составить свой распорядок дня, а не подстраиваться под распорядок дня кого-то ещё.

Я понимаю, что многим людям нет смысла ждать второй половины дня, но я хочу бросить вам такой вызов. Можете ли вы потерпеть до 10 утра? Или до 9? До 8:30? Точное время ограничения не так уж важно. Суть в том, чтобы вы могли выкроить себе время утром, когда можно сосредоточиться на том, что для вас важнее всего.

4. Оставляйте телефон в другой комнате

5. Работайте в полноэкранном режиме

Каждый раз, когда я запускаю программу на компьютере, я использую её в полноэкранном режиме. Если я читаю статью в интернете, браузер занимает весь экран. Если я пишу заметки в Evernote, я использую полноэкранный режим. Если я редактирую изображения в Photoshop, окно программы - единственное, что я могу видеть. Я настроил рабочий стол так, чтобы строка меню автоматически пропадала. Когда я работаю, я не вижу время, иконки приложений и все остальные отвлекающие вещи.

Кажется, мелочь, но в плане концентрации внимания это очень важное действие. Если вы видите иконку приложения, то у вас время от времени появляется соблазн щёлкнуть по ней. Однако если убрать визуальный сигнал из поля зрения, то и желание отвлечься пропадает через несколько минут.

6. Удалите все задачи, которые мешают вашей концентрации с утра

Я люблю делать самые важные дела с самого утра, потому что в это время ещё не появляется спешка. Поэтому я перенёс первый завтрак на полдень, чтобы высвободить немного дополнительного времени с утра на работу, а не готовку.

Независимо от того, какой стратегии вы придерживаетесь, помните, что когда мир отвлекает вас, всё, что нужно сделать - придерживаться одного дела. Вначале у вас может не получаться. Но нужно просто начать.

Ситуационный анализ

Важнейшим критерием конкурентоспособности города является чистота воды, воздуха и почвы, эффективное управление отходами, снижение уровня шума, наличие достаточных озелененных пространств, эстетические качества городского ландшафта.

Ежегодно в Управлении Росприроднадзора по Вологодской области по городу Череповцу в качестве объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду регистрируется до 140 природопользователей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории города.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные производства, энергетические установки и транспорт. Состояние воздушного бассейна города также зависит от климатических условий, определяющих перенос, рассеивание и превращение выбрасываемых веществ. На качество атмосферного воздуха оказывают влияние применение современных технологий в промышленности, состояние и эффективность использования природоохранного оборудования, а также выполнение мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на атмосферный воздух.

Объем валовых выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, за пятилетний период снизился на 20,7 тыс. тонн (6%). В общей массе выбросов по Вологодской области за пятилетний период объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов Череповца снизились с 75,3% до 69,8 %.

Объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта за пятилетний период увеличился на 2,82 тыс. тонн (7,5%) в связи с ежегодным ростом автомобильного транспорта в городе.

Анализ качества атмосферного воздуха в селитебной части города показал, что с 2005 года среднегодовые концентрации сероуглерода (за исключением 2009 года), диоксида азота, оксида азота, аммиака, оксида углерода, сероводорода, фенола и диоксида серы не превышали значений установленных гигиенических нормативов. Среднегодовые концентрации бенз(а)пирена и формальдегида остаются выше установленных гигиенических нормативов.



Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) с 2009 года характеризует уровень загрязнения атмосферного воздуха как «высокий».

С 2007 года отмечается ежегодное уменьшение объемов водопотребления, водоотведения и массы загрязняющих веществ, поступающих в водоемы со сточными водами. За пятилетний период объемы водопотребления, водоотведения и массы загрязняющих веществ уменьшились соответственно на 22%, 24% и 19,5%.

Очистка хозяйственно – бытовых сточных вод осуществляется на комплексе очистных сооружений канализации города, на которых все сточные воды проходят полную механическую, биологическую очистки и обеззараживаются ультрафиолетом. В городе выполнены работы по переключению в сети хозяйственно – бытовой канализации 18 ливневых выпусков из 35 существующих. Ливневые воды проходят полную биологическую очистку и обеззараживание на очистных сооружениях канализации. Планируется дальнейшее переключение ливневых выпусков для последующей очистки ливневых вод, поступающих с территории города.

На промышленных предприятиях города для обеспечения очистки промышленных и ливневых сточных вод действуют соответствующие очистные сооружения сточных вод, для снижения объемов водопотребления и водоотведения организованы водооборотные циклы.

Качество поверхностных вод природных водных объектов - рек Шексна, Кошта и Ягорба – на границах города Череповца по большинству показателей в последние годы существенно не изменялось. Оценка их качества входит в диапазон от 3 класса разряда «Б» до 4 класса разряда «Б».

За последние годы отмечается стабильность состава водопроводной воды по бактериологическим и санитарно-химическим показателям. С 2008 года в водопроводной питьевой воде отсутствуют антигены ротавирусов.

На территории города ежегодно образуется около 8,5 млн. тонн отходов производства и потребления, что составляет 53,4% от объемов отходов производства и потребления, образующихся на территории Вологодской области. Отмечается постепенное снижение объемов образования и размещения отходов в природной среде вследствие увеличения количества используемых и обезвреженных отходов ОАО «Северсталь», группой предприятий ОАО «ФосАгро-Череповец», МУП «Водоканал».

На территории города образуется ежегодно в среднем до 190 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО). На территории Вологодской области только в Череповце с 1999 года осуществлялась утилизация твердых бытовых отходов методом термической переработки. С сентября 2011 года эксплуатация мусоросжигательных установок была прекращена и практически весь объем ТБО размещается на городском полигоне. В последние годы отмечается незначительное уменьшение отходов, размещаемых на полигоне ТБО. Этому способствовала продолжающаяся активная работа предприятий среднего и малого бизнеса по сбору отходов (вторсырья) с последующей передачей их для переработки.

Вместе с тем проектные мощности городского полигона ТБО в ближайшие сроки будут исчерпаны.

Целью экологического образования является становление экологической культуры общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его проживание и развитие. Воспитание экологической культуры является актуальной задачей экологического образования детей и подростков. Общее количество организованных и проведенных мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения в среднем составляет 1880 в год с охватом до 90 тыс. человек, в том числе активных участников – 24 тыс. человек. Мониторинг уровня экологической культуры детей и подростков, проведенный в 2011-2012 учебном году, показывает, что высокий уровень составляет 32% - активно восстановительный (в 2004 году - 24%), средний уровень составляет 54% - активно сберегающий (в 2004 году - 53%), низкий уровень составляет 14% - пассивно потребительский (в 2004 году – 23%).

Приоритетные задачи:

1. Снижение загрязнения атмосферного воздуха

2. Снижение загрязнения территории города промышленными и бытовыми отходами.

3. Предотвращение возможного негативного ущерба природным водным объектам

4. Повышение уровня экологической образованности населения, формирование основ экологической культуры населения.

Для реализации приоритетного направления планируются следующие мероприятия:

1. Благоустройство и озеленение городской территории, в том числе территорий санитарно-защитных зон предприятий.

2. Развитие атмосферного мониторинга на территории города с учетом возрастающего влияния автотранспорта на среду обитания.

3. Реализация мероприятий по снижению негативного воздействия автотранспорта на качество воздуха в селитебной части города за счет комплексного строительства улиц и дорог, автомобильных развязок, реконструкции и строительства мостовых переходов, установки современных светофорных объектов, создание условий для увеличения доли экологически безопасного транспорта в структуре городского автотранспорта.

4. Выполнение муниципальными и промышленными предприятиями воздухоохранных мероприятий, в том числе по достижению нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) в соответствии с утвержденными проектами.

5. Строительство мусоросортировочного комплекса и нового полигона твердых бытовых отходов, отвечающих современным требованиям объектов размещения отходов, увеличение объемов переработки вторичного сырья.

6. Выполнение муниципальными и промышленными предприятиями мероприятий по соблюдению нормативов размещения отходов в окружающей среде в соответствии с утвержденными проектами.

7. Реализация комплекса мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве по снижению загрязнения природных водных объектов, в том числе за счет применения современных технологий очистки сточных вод, уменьшению сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, включая ливневые воды, мероприятий по обустройству водоохранных зон и прибрежных полос рек в городской черте.

8. Выполнение муниципальными и промышленными предприятиями водоохранных мероприятий, в том числе по достижению нормативов предельно-допустимых сбросов в соответствии с утвержденными проектами.

9. Реализация комплекса мероприятий по 6 приоритетным направлениям экологического воспитания:

Развитие секции «Экология и биология» городского научного общества учащихся;

Создание эколого-краеведческой карты города Череповца и его окрестностей;

Формирование банка данных деятельности городских образовательных учреждений в области экологического воспитания, обобщение и распространение опыта работы;

Повышение уровня экологического просвещения детей и школьников за счет внедрения новых технологий познания окружающего мира;

Проведение организационно-массовых образовательных мероприятий, акций, конференций, развитие сети детских экологических театров;

Реализация экологически значимых проектов «Наш общий дом», «Школа – центр воспитания экологической культуры», «Школьные экоотряды – городу».

Финансирование указанных мероприятий планируется осуществить за счет бюджетных средств (городской, областной и федеральный бюджет), а также собственных средств предприятий и на принципах государственно-частного партнёрства.

Реализация указанных мероприятий позволит:

Уменьшить объемы валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Улучшить качество атмосферного воздуха в селитебной части города;

Уменьшить объемы водопотребления, водоотведения и массы загрязняющих веществ, поступающей в природные водоемы со сточными водами;

Улучшить качество поверхностных вод городских рек;

Создать условия для формирования будущего поколения с высоким уровнем экологической культуры, ориентированного на здоровый образ жизни;

Увеличить количество объектов и площадок, использующих экологическую модель познания окружающего мира, обеспечить развитие научно-практической деятельности учащихся;

Обеспечить развитие организационно-массовой деятельности детей и их родителей в реализации экологически значимых проектов;

Обеспечить распространение информации о практике внедрения и результатах экологического образования и воспитания населения.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России»

«Всегда существует противоречие

Между развитием и сохранением природы.

Оно всегда было, есть и будет, но нам нужно найти этот баланс».

В.В.Путин

На совещании «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России»

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами собрались сегодня для того, чтобы поговорить по проблемам экологического характера, по проблемам охраны окружающей среды, по таким вопросам, которые волнуют практически каждого, но точно совершенно каждого касаются. Предлагаю сосредоточиться сегодня на конкретных, практических мерах, реализация которых позволит улучшить экологическую обстановку и, конечно, обозначить ключевые акценты дальнейшей работы. Это особенно важно, учитывая, что сейчас идёт подготовка базового документа, который называется «Основы экологической политики России на период до 2030 года».

Интенсивное развитие хозяйственной деятельности, транспортной, промышленной инфраструктуры неизбежно оказывает воздействие на окружающую среду. Своё негативное влияние вносят и архаичные производства, которые не отвечают современным экологическим требованиям, загрязняют природу. Данные ежегодных государственных докладов показывают, что антропогенное воздействие на естественные экосистемы не снижается, а только увеличивается. Практически во всех регионах страны загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов сохраняется на высоком уровне.

Серьёзной проблемой является и так называемое захламление почв. Речь идёт не только об экологическом ущербе, связанном с прошлой хозяйственной деятельностью, но и о неуклонном увеличении количества отходов, которые идут не на вторичный хозяйственный оборот, а на полигоны, а проще сказать - на свалки, которые, к сожалению, очень часто находятся в ненадлежащем состоянии и наносят вред природе и людям.

В целом, согласно оценкам экспертов, около 15% территории Российской Федерации по экологическим показателям находится в критическом состоянии. И бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды. Главными причинами таких проблем называют несовершенство системы природоохранного регулирования, неэффективность управленческих и контрольных функций государства, слабые стимулы для использования современных чистых и так называемых зелёных технологий.

Для изменения ситуации предлагается внести в законодательство ряд изменений. Прежде всего они касаются нормирования воздействия на окружающую среду за счёт внедрения так называемых наилучших существующих технологий, то есть технологий, основанных на последних достижениях науки и техники, которые направлены на снижение негативного воздействия на природу.

Важное условие, разумеется, что такие технологии должны быть финансово доступными для предприятий и экономически эффективными. Кстати, в странах Евросоюза, у наших соседей, уже начиная с 1996 года внедрение подобных технологий является обязательным требованием. Проблема обсуждается, и, собственно говоря, её внедрение на экспертном уровне началось ещё в 1984-1988 годах, когда эти идеи были разработаны и предлагались.

Ещё одной мерой, направленной на уменьшение антропогенной нагрузки, могут стать экономические стимулы. Так, если предприятие активно вкладывает инвестиции в модернизацию, в энергосбережение, экологически чистые технологии, то оно вправе рассчитывать на преференции. Например, затраты на проведение природоохранных мероприятий могут учитываться при определении размера платы за воздействие на окружающую среду.

Одновременно с этим предлагается ввести увеличение штрафов для предприятий, не соблюдающих законодательство и нарушающих установленные правила. Подчеркну, что все предлагаемые новации полностью соответствуют международной практике в этой сфере и в целом направлены на обеспечение экологической безопасности страны, повышение качества жизни людей, укрепление здоровья нации. И конечно, они дают дополнительный импульс процессам технологического развития нашей промышленности и экономики.

В этой связи хотел бы особо отметить следующее. Безусловно, нужно избавляться от грязных производств, обеспечивать высокие экологические стандарты, предъявлять жёсткие требования к нарушителям. Мы такую работу должны вести последовательно, но при этом нельзя создавать новые административные барьеры в экономике. Нам нужен реальный, позитивный результат, эффективно работающая система, не создающая дополнительные проблемы для бизнеса, но при этом эффективно обеспечивающая экологическое благополучие.

Всегда существует противоречие между развитием и сохранением природы. Оно всегда было, есть и будет, но нам нужно найти этот баланс. Я прекрасно понимаю озабоченность тех специалистов, которые думают о необходимости повышения производительности труда, состоянии нашей конкурентоспособности. Но все мы понимаем, что если стимулов нет, то тогда это консервирует старые производства и старые технологии и ведёт к экстенсивному пути развития, которое всегда будет опаздывать за передовыми технологиями, за нашими конкурентами не угонится никогда, - мы будем всегда плестись в хвосте. И не только в хвосте решения проблем, связанных с сохранением природы, но и в хвосте экономического развития. Будем всегда догонять, а это ошибочный путь. Это путь, который не приведёт нас к лидерству ни в деле защиты природы, ни с точки зрения экономического развития, а значит, и решения социальных проблем.

Давайте начнём работать. Юрий Петрович - вам слово.

Ю.П.Трутнев: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Прежде всего несколько слов - о сегодняшней экологической ситуации в России. Как видно из представленных графиков, ситуация по выбросам в воздух, сбросам в водные источники практически стабильна, а по отходам идёт некоторое превышение уровня. В то же самое время мы не можем назвать эту стабильность благоприятной. Сегодня около 10 млн граждан Российской Федерации проживает на территориях с высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Здесь показаны эти зоны и горячие экологические точки, накопленные по результатам прошлой экономической деятельности.

Основным инструментом воздействия на ситуацию является государственное регулирование. Необходимо сказать, что система нормирования, система государственного регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации разрабатывалась в 1980-х годах на основе эколого-экономических моделей того времени. Она очевидно устарела.

Какие накопились проблемы? Прежде всего система нормирования негативного воздействия субъективно позволяет предприятиям восстанавливать любой уровень воздействия на окружающую среду. Плата за негативное воздействие минимальна и не индексировалась с 1991 года. Отсутствует экономический стимул для перехода предприятий на наилучшие, доступные технологии. Отсутствует механизм ликвидации накопленного экологического ущерба. Не обеспечены условия для создания бизнес-среды в сфере переработки и утилизации отходов. Практически ликвидирован институт государственной экологической экспертизы.

Владимир Владимирович, Вы говорили о балансе. Необходимо сказать, что при отсутствии эффективной системы государственного регулирования экологии экономический рост приводит к ухудшению состояния жизни людей, состояния среды.

В целях реформирования законодательства Министерством совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовлен пакет из восьми экологических законопроектов, охватывающих различные стороны отношений человека и природы. В каком они сегодня состоянии? Четыре законопроекта, перечисленные на слайде №5, согласованы со всеми федеральными органами исполнительной власти, внесены в Правительство.

Хочу доложить, что при подготовке к данному совещанию, практически вчера, согласован пятый. То есть сегодня пять из восьми согласованы и готовы к рассмотрению на Правительстве Российской Федерации. Тем не менее в несогласованном состоянии остаются три законопроекта, в том числе важнейший - о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.

С Вашего разрешения хотелось бы остановиться на каждом из несогласованных проектов и сказать, в каком состоянии они находятся. Прежде всего самый важный законопроект - о нормировании и экономическом стимулировании. Очевидно, разные предприятия совершенно по-разному влияют на состояние окружающей среды. Из миллиона предприятий Российской Федерации, оказывающих то или иное воздействие на природу, только 11,5 тыс. предприятий отвечает за 99% выбросов и сбросов. Таким образом, по отношению к подавляющему массиву предприятий мы видим задачи не столько ужесточения экологического законодательства, сколько снятия административных барьеров. По 700 тыс. предприятий с незначительным уровнем воздействия мы предполагаем переход на декларирование, по 290 тыс. нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов.

Что же касается оставшихся 11,5 тыс. опасных экологических объектов, то по отношению к ним законопроект планирует переход на принципы наилучших существующих доступных технологий. При выборе этого принципа мы опирались на мировой опыт. Хочу сразу сказать, что, кроме принципа наилучших существующих доступных технологий, в мире иногда используются нормативы качества окружающей среды, но они используются не для нормирования, а для контроля нагрузки на соответствующую территорию, то есть скорее как инструмент территориального развития. Кроме того, для предприятий они абсолютно невыполнимы, потому что требуют снижения выбросов в 10 раз.

Что же такое «наилучшие существующие доступные технологии»? Это технологии, которые экономически доступны и которые практически внедрены на нескольких предприятиях. При этом очевидно, что законодательством задаются не сами технологии, а задаются нормативы выбросов и сбросов на единицу продукции, соответствующие наилучшим технологиям, то есть мы создаем для предприятий цель, к которой они реально могут стремиться. При этом для внедрения наилучших существующих доступных технологий нам необходимо 6 тыс. описаний технологических процессов. В Евросоюзе они разбиты на 27 отраслевых справочников, обновляемых один раз в три года. Это достаточно большая работа, для нее предусмотрен переходный период. Но сразу хочу сказать, что мы, конечно, не собираемся изобретать что-то новое. Наилучшие существующие доступные технологии существуют не в национальном, а в межнациональном масштабе, поэтому прежде всего мы будем переводить и адаптировать уже имеющиеся справочники BREF.

Теперь по поводу того, что предполагается в рамках мер экономического воздействия в период внедрения наилучших существующих доступных технологий. Мы предполагаем два этапа увеличения платы за негативное воздействие: в 2-3 раза, по отношению к существующему уровню сегодня, в 2012 году, и в 3-4 раза в 2016 году. С учётом этих повышений объём платы в 2020 году будет составлять 1,1% от прибыли предприятий. При этом это будет касаться предприятий, которые не переходят на существующие наилучшие доступные технологии (НДТ). Что касается предприятий, переходящих на принципы НДТ, то плата для них будет снижаться. Хочу сразу сказать, мы, очевидно, понимаем, что 1,1% - это в среднем по всей экономике Российской Федерации. Очевидно, будут отраслевые искажения, будут искажения, связанные с конкретными предприятиями. На эту тему нам с коллегами из Министерства экономического развития и Минфина ещё надо вместе работать, но времени на это у нас существует вполне достаточно - до 2020 года.

Теперь по поводу административных мер и как они будут действовать в период перехода на принципы НДТ. С 2012 до 2014 года мы предлагаем разработку всей необходимой документации - деление предприятий на категории (категории будут утверждаться постановлением Правительства), подготовку нормативных актов, утверждение планов мероприятий по снижению воздействия. С 2014 года мы предлагаем запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам существующих наилучших доступных технологий. Это тоже примерно тот путь, которым шёл весь мир. С 2016 года предлагается запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. И наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется ещё пятилетний период для её завершения.

Что хотелось бы сказать в целом по предлагаемым мерам? Все решения носят отсроченный характер. Меры экономического характера в целом составляют 1,1% от прибыли предприятий. Для предприятий, переходящих на НДТ, объём платы снижается (а не увеличивается!) на 70%. И наконец, до внедрения принципов НДТ на существующих предприятиях в 2020 году у Правительства есть возможность проанализировать экономическую ситуацию и сделать выводы по судьбе каждого конкретного предприятия.

Несколько слов о стоимости модернизации. Очевидно, самых больших вложений потребуют такие отрасли, как электроэнергетика: переход с мазута, угля на газ, на другие источники. Потребует довольно много денег и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом жилищно-коммунальное хозяйство, поскольку сегодня это государственная ответственность, потребует ещё больше внимания.

В то же время хочу сказать о том, что модернизация и там, и там необходима в любом случае. Кроме того, значительная часть требуемых денег уже сегодня предусматривается теми или иными отраслевыми документами, такими комбинированными схемами размещения объектов электроэнергетики, как федеральная целевая программа, комплексная программа «Модернизация и реформирование ЖКХ», и так далее. В целом стоимость модернизации российской экономики оценивается в 2% ВВП - это примерно то, во что она во всём мире обходилась.

Прогнозируя дальнейшее развитие экономики, также можно сказать, что сохранение темпов экономического развития ещё некоторое количество времени возможно на старых мощностях. Но в стратегической перспективе мы в любом случае при этом сценарии проиграем, поскольку модернизация постепенно позволит достичь совершенно других показателей развития экономики.

Теперь по оставшимся замечаниям. Замечания у нас осуществляются двумя федеральными органами исполнительной власти - Минфином и МЭРом, и они во многом противоположны, потому что механизмы экономического стимулирования, очевидно, поддерживаются Российским союзом предпринимателей и МЭРом. В то же время у Минфина это вызывает некоторые, скажем, возражения, поэтому здесь мы предлагаем, как вариант выхода из ситуации, заложить механизмы экономического стимулирования как правовую оболочку, принимая конкретные решения постановлениями Правительства по результатам анализа и консультаций с нашими коллегами.

Теперь о законопроекте об отходах. Сегодняшнее законодательство не предусматривает полномочия и ответственность органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации за размещение отходов, территориальное планирование, уменьшение объёма, утилизацию. Такие полномочия данным законопроектом вводятся.

Кроме того, вновь возрождается вид деятельности, связанный с переработкой вторичных отходов. Мы закладываем возможности устанавливать, определять отрасли промышленности и виды продукции, по которым будет работать залоговый механизм, то есть стоимость продукции будет закладываться в стоимость утилизации. В принципе этот механизм прекрасно работал в Советском Союзе - мы все его прекрасно знаем. Замечания здесь только у Минфина - они говорят о том, что передача полномочий субъектам Российской Федерации повлечёт необходимость выделения дополнительного финансирования. Но мы считаем, что финансовых полномочий мы всё-таки здесь на них не возлагаем, административно могут выполняться тем же персоналом. И позиция Минфина состоит в том, что обнуление ставок платы за экологическое безопасное размещение отходов повлечёт за собой выпадающие доходы из консолидированного бюджета.

Я здесь не сказал о том, что в законопроект заложена норма, что если отходы производства размещены безопасно, нет дренажа в почву, нет развеивания и так далее, то есть, если это не угрожает окружающей среде, то мы обнуляем плату за хранение отходов. Для чего мы это делаем? Мы это делаем потому, что сегодня большинство полигонов не оборудовано соответствующим образом и причиняет вред окружающей среде. Нам надо добиться, чтобы предприятия были заинтересованы безопасно хранить отходы.

Возражение Минфина, что это приведёт к выпадающим доходам… Можно сказать только о том, что этот объём оценивается в 600 млн рублей в год по Российской Федерации. Мы думаем, что это всё-таки по сравнению с ущербом для природы не такая большая величина.

Законопроект о ликвидации экологического ущерба, Владимир Владимирович, разработан в соответствии с необходимостью выполнения поручений, данных Вами по ликвидации экологического ущерба в разных точках нашей страны.

Хочу доложить, что в этом году мы приступаем к реализации четырёх таких проектов: это Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля, Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат на Байкале и в устье реки Селенги скопление нефтепродуктов. В то же самое время какой бы то ни было правовой оболочки для проведения такого вида деятельности не существует. Поэтому мы параллельно и начинаем реализацию проектов, и создаём правовое пространство. Законопроект согласован полностью вчера, последнее замечание снято, поэтому пока будет просто как раздел.

Достаточно важный для нас законопроект - проект об особо охраняемых природных территориях. Здесь есть некоторое количество технических разногласий, которые вряд ли достойны обсуждения в таком кругу. Но принципиальные разногласия, концептуальные, в том, что существует позиция, что изменения режима работы особо охраняемых природных территорий несёт угрозу биоразнообразию, их существованию. Мы уверены в том, что это не так, потому что то, что мы предлагаем, полностью соответствует мировой практике, сбалансировано и защищено инструментами государственного регулирования.

В то же самое время мы уверены в том, что мы должны иметь возможность создавать туристическую инфраструктуру в рекреационных, специальных, предназначенных для этого законодательством зонах национальных парков, должны совершенствовать инфраструктуру заповедников.

И в этом году эта работа началась. Наконец, у нас существуют ситуации, когда люди живут в пределах особо охраняемых природных территорий и не имеют права выйти в лес, собрать грибы, заготовить дрова, то есть законодательством такой возможности не предусмотрено. Очевидно, этот пробел законодательства необходимо ликвидировать, потому что люди там все равно живут и мы никуда их оттуда не выселим.

Ну и, наконец, последнее. Мы периодически сталкиваемся с ситуацией, когда существует крупный, национального масштаба инфраструктурный проект, который упирается в то, что мы ничего не можем сделать с границами особо охраняемых природных территорий. Мы хотим сохранить норму невозможности уменьшения площадей, но при этом в какой-то части при компенсировании другими землями мы должны иметь возможность реализовывать инфраструктурные проекты. Очень остро это сказалось, например, в ситуациях с лесными пожарами, когда мы столкнулись с тем, что у нас просто нет никаких дорог в заповедниках, национальных парках и там тушить просто нет возможности.

И наконец, общие выводы. Мы уверены в том, что предлагаемый пакет законопроектов создаёт новую оболочку для правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации - современную, основанную на мировом опыте, что мы создаём систему инструментов, вводящих долгосрочные стимулы для перехода на принципы минимального воздействия на окружающую среду, повышения эффективности использования природных ресурсов, роста конкурентоспособности. Уменьшаются административные барьеры и коррупционные факторы в сфере охраны окружающей среды, создаются системы управления отходами, создаются механизмы защиты морской среды от нефтяного загрязнения, внедряются механизмы экологического аудита и экологической экспертизы, повышается эффективность государственно-экологического мониторинга и контроля и, наконец, создаются условия для развития систем особо охраняемых природных территорий.

Спасибо за внимание.

Http://premier.gov.ru/events/news/14655/

    Обеспечение благоприятных условий для сохранения биосферы и воспроизведения природных ресурсов.

    Безусловное соблюдение действующих нормативов в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

    Выявление и сохранение особо ценных природных территорий и комплексов посредством развития системы особо охраняемых природных территорий.

    Обеспечение соответствия территории города Костромы требованиям экологической безопасности, охраны окружающей среды и санитарных норм.

    Снижение интенсивности транзитных транспортных потоков на жилых и общественных территориях, обеспечение равномерности движения на магистральных улицах городского значения, распределение внутренних транспортных потоков на территории города.

    Защита от шумового воздействия транспорта примагистральных территорий, жилых и общественных зданий, расположенных в зонах превышения нормативного уровня шума, установленного санитарными нормами.

    Ограничение размещения открытых стоянок индивидуального автотранспорта на жилых и общественных территориях.

    Ликвидация стационарных источников загрязнения окружающей среды, расположенных на жилых и общественных территориях, а так же природных и озелененных территориях.

    Ликвидация на территориях производственных зон источников загрязнения окружающей среды, оказывающих негативное воздействие на прилегающие жилые, общественные, природные и озелененные территории.

    Обеспечение инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от воздействия опасных природных и техногенных процессов.

    Восстановление и очистка акваторий и водоохранных зон рек и водоемов, обеспечение в них режима санитарного водообмена.

    Применение экологически безопасных технологий утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.

      1. Задачи по формированию природного каркаса и городской системы озеленения

    Формирование природного и градостроительного каркаса города как единой системы, объединяющей озелененные территории, парки, скверы, бульвары, набережные, лесопарки, озеленение улиц, участков общественных зданий, территорий санитарно–защитных зон, кладбищ, земель сельскохозяйственного использования.

    Общее увеличение озелененных территорий города, преимущественно за счет озеленения неиспользуемых территорий, сельскохозяйственных земель, освобождаемых территорий, активного вовлечения лесов в рекреационное использование.

    Увеличение территорий зеленых насаждений общего пользования до нормативного уровня обеспеченности населения, общегородского значения – до 10 кв. м на человека, районного значения – до 6 кв. м на человека.

    Сохранение существующих и создание новых озелененных территорий общего пользования, ограниченного пользования и территорий специального назначения.

    Формирование системы рекреационных зон.

    Контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий.

    Рекультивация и реабилитация нарушенных хозяйственной деятельностью территорий (карьеры, золо- и шламоотвалы и др.) и включение их в систему природного каркаса.