Национальный парк что охраняется. Парк национального значения. Состояние национальных парков в России

Вася Ложкин (настоящее имя Алексей Владимирович Куделин) – российский художник и блогер, певец, основатель музыкального коллектива «Эбонитовый колотун», участник группы «Вася Ложкин и какие-то люди», член общества «Колдовские художники».

Алексей родился 18 августа 1976 года в подмосковном городе Солнечногорске. После школы окончил юридический институт, но по профессии на работу не устраивался. Специального художественного образования Куделин не получал.

Живопись и творчество

В 1996 году Куделин начал создавать собственные картины с помощью гуаши. Сюжеты первых полотен содержали сцены пыток, убийств, кровавых разборок. Холсты молодой художник размещал на стенах собственной квартиры. В 1998 году на два года Алексей прекратил заниматься художественным творчеством. В 2000 году начал писать масляными красками. Художник приобрел холсты и кисти. Новые картины Алексей дарил друзьям, у самого Куделина осталось только одно полотно второго периода творчества.


В 2002 году Куделин вступил в сообщество «Колдовские художники» (КОЛХУи), которое насчитывало 20 участников. Авторы работали в стиле «мультреализма». Новый термин был придуман членами сообщества и обозначал использование анимационных приемов в сатирических картинах. Основателями группы стали художники из Санкт-Петербурга – Николай Копейкин, Андрей Кагадеев, Владимир Медведев. Первые выставки художественных работ Алексея Куделина прошли в рамках экспозиций «Колдовских художников» на биеннале в ЦВЗ «Манеж», фестивалях в Амстердаме, Роттердаме, Женеве, на выставках «ЧМО», которые проходили в Санкт-Петербурге и Москве.


Вскоре Алексея пригласили в Солнечногорский драматический театр работать над сценографией к спектаклям, и художник переключился на новый вид творчества. В 2007 году Куделин вновь начал заниматься художественным творчеством, используя поначалу гуашь, а с начала 2008 года – масло и холсты. С тех пор художник не бросал увлечения. В своем творчестве Алексей обращается к темам котиков, зайцев, слонов, медведей. Присутствуют на рисунках художника и злобные бабушки и дедушки с топорами или пилами, а также представители советской милиции. Куделин изображает на полотнах мир сказок, полный злых персонажей, которые стараются стать добрее. При этом образный строй, по словам автора, лишен метафоричности.


Герой Вася Ложкин появился в жизни Алексея Куделина в 2005 году, когда художник начал осваивать просторы интернета. Художник создал собственный блог в «Живом журнале» и использовал в качестве псевдонима имя героя анекдотов. Аккаунт Ложкина быстро стал популярным и уже через год после первого поста насчитывал 10 тысяч подписчиков.

Картинки Васи становились интернет-хитами, подписчики использовали их в качестве аватарок, иллюстраций к собственным статьям. Виртуальное имя Алексей стал применять в реальной жизни. Несколько персональных выставок Васи Ложкина прошло в московском Центральном доме художника. Но когда Алексей впервые обратился в Союз художников Москвы, профессионалы отказали самоучке в поддержке.


С 2007 году, пользуясь поддержкой сообщества питерских художников, Вася участвовал в выставках «ТАРТАРАРЫ», «ЛИБИДО», «ЛЕНЭНЭРБЕ», «Семейный портрет», которые проходили поочередно в Санкт-Петербурге и Москве. В 2013 году картины Васи Ложкина можно было увидеть на экспозиции Just аrt в Женеве. Наибольшей популярностью среди пользователей интернета до сих пор пользуются картины «Дама в вечернем туалете», «Родина слышит», «Дед Хасид и зайцы», «Не время улыбаться», «С днем рождения», «Заграница», «Улыбнись этому миру».


Помимо художественного творчества, Алексей Куделин создал собственную музыкальную группу «Эбонитовый колотун», первым альбомом которой стал сборник под названием «Слава России!». В 2015 году Алексей выпустил альбом «Пьянство и разврат». Коллектив музыкальной группы записывает клипы, которые выкладывает в свободное пользование на видеохостинге YouTube. В честь художника названа рок-группа «Вася Ложкин рокынролл бэнд», с которой он некоторое время выступал. После создания четвертого альбома коллектив распался. В качестве художника Алексей поработал над обложкой диска «Ноль+30» группы «Ноль». С 2015 года Алексей работает с группой «Вася Ложкин и какие-то люди».

Личная жизнь

О биографии Алексея Куделина в интернете практически нет никаких сведений. Даже на официальном сайте в автобиографическом очерке сам художник сообщает о своей жизни крайне мало.


Известно, что у художника есть жена и малолетний сын. До 2013 года семья жила в Солнечногорске, позже Куделины переехали в Ярославль, где сейчас и проживают.

Вася Ложкин сейчас

В 2016 году состоялась выставка «Сюжеты Ветхого Завета» в галерее «Свиное рыло» в Санкт-Петербурге, где были выставлены популярные работы Куделина. В январе этого же года картина Васи Ложкина «Великая прекрасная Россия» по решению Новосибирского суда была признана экстремистской.


Осенью одному пользователю сети «Вконтакте» пришла повестка из Следственного комитета за размещение экстремистского изображения у себя на странице. Когда молодой человек отказался приезжать в СК, следователь пообещал вызвать наряд полиции для задержания. На защиту творчества художника встал его давний поклонник, московский бизнесмен Алексей Ходорковский, который с 2012 года стал официальным правообладателем на использование картинок Васи Ложкина.


Вместе с юристом Дамиром Гайнутдиновым предприниматель решил обжаловать решение суда Новосибирска, которое было вынесено неправомерно, без присутствия на процессе автора произведения – Алексея Куделина. Помимо юридических нюансов, Ходорковский намерен доказать авторское право на иронию, которая не является экстремизмом и проявлением нацизма. Последняя экспозиция картин Васи Ложкина под названием «Живы будем - не помрем!» завершилась в январе 2017 года в Центральном доме художника в Москве.

Картины

  • «Добрый вечер!»
  • «Русская готика»
  • «Было и айфон»
  • «Родина слышит»
  • «Дорога»
  • «Дама в вечернем туалете»
  • «Врачи»
  • «Цой»
  • «Не время улыбаться»
  • «Сотни нефти»
  • «Я твой дом труба шатал»

Современные российские художники представляют собой достаточно разнородную группу деятелей, творящих и вытворяющих в различных стилях и направлениях. Некоторые из них получают классическое образование и созидают в поле традиционной живописи, выставляясь, например, в ЦДХ, создавая картины на заказ, работая дизайнерами и оформителями, рисуя комиксы и устраивая квартирные посиделки, обращая свои взоры к чистому, доброму и вечному, пребывая в постоянном поиске выражения абстрактного через конкретное. Другие и вовсе не умеют рисовать, а своей главной целью называют публичное обнажение актуальных социально-политических проблем. Но к играм на нервах общества интерес создается искусственный, при помощи СМИ; «нормальная» же современная живопись, особенно та ее часть, которая не пытается чем-то эпатировать, широкой информационной поддержки, и, как следствие, народной любви, лишена, не взирая на высокий уровень профессионализма многих наших художников.

Однако и в среде современных художников есть один, востребованный в народе — Вася Ложкин. И пусть востребованность эта выражается не в денежном эквиваленте и давке желающих «прикоснуться к прекрасному», а в количестве целевых запросов поисковых систем, например, или в масштабах использования его картин для иллюстрации текстовых материалов на социально-политические темы, или в распространенности Васиных работ вне всякого контекста по социальным сетям — это и можно назвать признаками настоящей популярность; в фундаменте же ее лежит неприкрытая, но добрая ирония, с которой Вася описывает родную действительность.

Как и «положено» современному художнику — рисовать Вася не умеет (по его собственному утверждению), а темы, которые поднимает — в массе своей остросоциальны. Но это таки не мешает ему создавать живописные, по-детски наивные и по-взрослому содержательные полотна на различные более чем актуальные темы: расизм, общественные противоречия, сырьевой характер экономики, алкоголизм, дикость, безнравственность общества и прочие. Причем делает это Вася не с отвращением к своей Родине, а наоборот, с любовью и сожалением, выступая невольным свидетелем творящихся вокруг бесчинств. Эффективность выражения народной мысли отразилась и на признании одной из картин художника экстремистской. Мы вам ее, разумеется, не покажем, но поиск по названию — «Великая прекрасная Россия» — обязательно даст желаемый результат.

Алексей Владимирович Куделин, настоящее имя Васи Ложкина, родился в 1976-м году в городе Солнечногорске. По образованию — юрист. Рисовать начал в 90-е годы. Кроме живописи Алексей увлекается музыкой (петь, по его же словам, тоже не умеет) и состоит в художественной секте «Колдовские художники» (КОЛХУи). Всё его творчество пропитано духом задорного детского хулиганства, но если музыкальные произведения Ложкина строго на любителя, то живопись его удивительным образом вошла в резонанс с массовым бессознательным, явившись средством выражения народной мысли.

Хотя с видеорядом его песни воспринимаются намного лучше


Сам художник утверждал, что обобщений на его картинах искать не надо: «если это, например, выжившая из ума человекообразная бабушка с топором, то это она и есть, а не какой-то там собирательный образ, метафора или прочая лабуда ». Однако художник лукавит и его же картины, при тщательном изучении достаточно объемного их каталога, помогают найти очевидные ключи к пониманию и без того, в общем то, понятных образов.

Нарочитая примитивность и символизм в работах Васи соседствуют и вовсе друг другу не мешают. Даже наоборот. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: тут Вася беспокоится о судьбах подрастающего поколения, тут констатирует очевидные факты общественного поведения, тут обыгрывает информационные мемы, а тут просто стебется. И стеба в его работах не меньше, чем ироничной сатиры, так и не скатывающейся в ядовитый сарказм. А всё потому, что пишет Вася с любовью и это чувствуется.


0 /0













Углубляться в филологическую эквилибристику и проводить культурологические параллели — дело неблагодарное, да и задача стояла просто познакомить наших читателей с творчеством Васи Ложкина, если они, по каким-то причинам, с ним еще не знакомы; с творчеством, несущем в себе заряд позитива и наталкивающим на размышления о насущном.

Настолько весело о грустном (в контексте живописи) умеет, пожалуй, только Вася. Да ведь и не о грустном только. И это тоже отражает нашу действительность — поводов плакать, если хорошенько задуматься, у нас намного больше, чем смеяться. Но смеемся мы чаще, не смотря на то, что иногда это смех сквозь слезы.

Многие люди слышали словосочетание «национальный парк», но далеко не все представляют, что это такое на самом деле. Особый интерес данные объекты представляют для путешественников, особенно для тех из них, кто предпочитает природные красоты рукотворным. В данной статье мы объясним, что такое национальный парк , чем он отличается от заповедника, и перечислим наиболее достойные для посещения объекты из мирового природного наследия.

Что такое национальный парк

Национальный парк – это особая территория с природным ландшафтом, которая охраняется с целью ограничения деятельности человека. Под этим названием может выступать, кстати, не только территория, но и акватория – т.е. абсолютно любой участок планеты, на котором предпринимаются усилия для того, чтобы сохранить его природную первозданность.

Главное, что нужно знать путешественнику о национальных парках – это то, что по ним можно путешествовать. По сути они именно для того и созданы, чтобы современный человек мог воочию убедиться в бесконечной красоте нетронутой природы. Также в национальных парках можно проводить научные изыскания, вести некоторые виды хозяйственной деятельности.

Несмотря на то что понятие национального парка универсальное, у него в каждой стране могут быть свои особенности, соответственно правила поведения в природных объектах могут быть различными, и путешественнику следует внимательно изучать их перед поездкой.

Универсальное определение термину, что такое национальный парк, попытались дать на десятой сессии Генассамблеи Международного союза охраны природы. Общими чертами для подобных парков предложили назвать:

  • первозданность природной системы либо незначительное влияние человека на нее;
  • достаточно большую площадь;
  • интерес к данным местам с точки зрения науки, духовной сферы или туризма.

В России, например, обязательным является пункт о наличии полностью нетронутых участков природы в национальном парке. Т.е. если таковых не имеется, то данный участок не может считаться национальным парком.

К числу характерных особенностей, объединяющих понятия национального парка во всем мире, также относятся:

  • Разнообразие ландшафта, животного и растительного мира. Здесь также могут находиться редкие, занесенные в красную книгу виды растений и животных.
  • Объективная красота ландшафтов;
  • Наличие значимых культурно-исторических событий в данной местности;
  • Четко осознаваемый туристический потенциал места.

Заповедник. Определение

Заповедник – это участок нетронутой человеком экосистемы, доступ на территорию которого жестко ограничен с целью защиты находящихся в нем редких видов животных и растений. Таким образом, основная цель заповедника – сохранение естественного хода жизни всех структур, составляющих экосистему.

Чем национальный парк отличается от заповедника

Главное, в чем национальный парк отличается от заповедника, — степень ограничения деятельности человека . В национальных парках разрешены достаточно многие виды деятельности – от научных исследований до организации туристических походов. В заповедник же невозможно зайти без специального разрешения органов природоохраны, а практически все виды человеческой деятельности там запрещены. Перемещение по территории жестко ограничивается, пресекаются любые мероприятия, несущие опасность хоть какой-либо части природной системы. В этом, кстати, у заповедников отличие от заказников, в которых защите «подвергаются» только отдельные популяции животного и растительного мира.

Чем же вызван такой строгий режим доступа на территорию?

В заповедниках, за немногими исключениями, находятся редкие и исчезающие виды растений либо животных. Ситуация часто настолько серьезная, что лишь полный запрет вмешательства человека может спасти живую популяцию. Туризм в заповедниках практически исключен, но проводится разнообразная научная деятельность – наблюдение за состоянием экосреды, подсчет животных, подготовка специалистов по экозащите и т.п.

Как и в случае с национальными парками, понятие природного заповедника может варьироваться в зависимости от страны. В России заповедники находятся под жесткой охраной федерального законодательства. Любой российский заповедник, определение которого достаточно четко прописано в законодательных актах, – это особо охраняемая территория.

Что такое заповедник? Существенно ли он отличается от национального парка? В обоих случаях это охраняемые территории, созданные с целью сбережения участков природы в неизменяемом виде и сохранения их флоры, фауны, геологических или других естественных особенностей, а также генофонда животных и растительных видов. Подобные зоны предоставляют уникальную возможность для наблюдения и научного исследования их естественной среды и обитателей. Основное различие: в заповедниках запрещен допуск посторонних лиц и любая человеческая деятельность, кроме охранной и научной, а в национальных парках позволен туризм и ограниченные хозяйственные действия.

Подведомственность

Природные заповедники (резерваты) могут назначаться, а также курироваться государственными и научно-исследовательскими учреждениями, благотворительными организациями, в некоторых случаях — частными землевладельцами. В зависимости от уровня их защиты, природные заповедники попадают в различные категории МСОП, то есть Международного союза охраны природы, представленного местным законодательством. В случае уникальной всемирной значимости объект попадает в сферу защиты ЮНЕСКО. В Российской Федерации 100 природных заповедников и 50 национальных парков подведомственны Министерству природных ресурсов и экологии.

История современных заповедников

Первый в мире современный заповедник был создан в 1821 году натуралистом-исследователем Чарльзом Уотертоном вокруг его фамильного поместья в Западном Йоркшире. Он потратил 9000 (немыслимые деньги по тем временам) фунтов стерлингов на строительство 3-мильной стены высотой 9 футов, чтобы оградить свой парк от браконьеров. Тогда впервые было применено понятие: что такое заповедник. На этой территории Уотертон создавал благоприятные условия преимущественно для жизни и размножения диких птиц, за которыми производил научные наблюдения.

Первым государственным заповедником стал Drachenfels, образованный в Германии в 1836 году, когда прусское правительство выкупило участок, чтобы защитить его от добычи природных ископаемых.

Йеллоустон в Вайоминге, США — первый крупнейший национальный заповедник-парк, основанный на площади 8991 кв. км в 1872 году. За ним последовали: Королевский национальный парк недалеко от Сиднея в Австралии (1879) и Баргузинский природный заповедник Императорской России (1916), впервые созданный правительством полностью для научного изучения природы.

Биосферный резерват

Природный парк или заповедник может относится к одному из трех типов: биосферному, ботаническому и минералогическому или же быть комплексным.

Биосферных заповедников на планете создано 669, из них 564 резервата составляют Всемирную сеть: особый международный проект, разработанный и организованный по программе ЮНЕСКО. Его главная задача — сохранить устойчивую экосистему, растительный и животный генофонд различных природных зон планеты, а также всесторонне изучать естественную среду и биологическое разнообразие этих и прилегающих территорий. Биосферные резерваты создаются на основе, уже имеющихся природных национальных парков и заповедников. В программе приняли участие 120 стран. В России располагается 37 такого рода резерватов.

Что такое заповедник ботанический?

Это территория, на которой важно сберечь уникальную флору: исчезающие, реликтовые и эндемичные виды, занесенные в национальную или международную Красную книгу. Для этой цели сохраняется природный ландшафт и естественные условия для размножения этих растений, к примеру, заповедник Хомутовская степь, где 1028 га степной зоны сохранено в первозданном состоянии.

Минералогические заповедники

Это резерваты, где сохраняется естественное состояние особых природных эталонов: ценные с точки зрения науки, геолого-минералогические образования. Такие заповедники, в основном, создаются в местах с карстовыми пещерами, минеральными источниками, соляными озерами, водопадами, гейзерными и вулканическими геоландшафтами, пещерами, рудными жилами с богатым разнообразием минералов и другими интересными геологическими объектами и явлениями. Первым специализированным объектом такого рода в мире был Йеллоустон, а в России — Ильменский заповедник (1920) на Урале.

Комплексные заповедники

Термин «музей-заповедник» появился в советской России, с 1922 года он впервые был применим к «Пушкинскому уголку». А с 50-х годов утвердилась государственная форма присвоения некоторым историко-культурным комплексам, с прилегающими к ним территориями, положения музеев-заповедников, что обусловливало их сохранность и финансирование.

Сейчас в России около ста музеев-заповедников, которые можно разделить на несколько видов, исходя из того, какие объекты находятся на их участках. Это может быть сочетание объектов и территорий исторической, архитектурной, археологической, художественной, военной, и даже, научно-технической направленности. Но что такое заповедники комплексные? Каждый из таких музеев, помимо основного профиля, соединяет по несколько назначений: художественно-историческое, архитектурно-историческое, историко-археологическое, военно-историческое и другие. Потому все музеи-заповедники можно считать комплексными.

Природные национальные парки и заповедники также бывают комплексными, когда, интересный для науки ландшафт с геолого-минералогическими образованиями формирует особую среду для уникальной флоры и мест обитания редких видов животных. А такое сочетание не часто встречается на планете.

Первый в мире природный резерват в современном понимании, или национальный парк, был учрежден 1 марта 1872 года в США. Его создателями двигали сугубо эстетические мотивы: незадолго до этого экспедиция натуралиста Фердинанда Хейдена открыла в долине реки Йеллоустон в дикой и безлюдной части территории Вайоминг тысячи поражающих воображение гейзеров, живописные водопады, каньоны, озера и множество других красот и чудес. Приложенные к отчету Хейдена фотографии Уильяма Джексона и особенно красочные пейзажи Томаса Морана произвели такое впечатление на конгресс, что он принял решение навечно сохранить эти земли в их первозданном виде. Для чего учредил новый, нигде и никогда не существовавший институт — национальный парк.

Кажется невероятным, что в эпоху безраздельного господства пафоса «покорения дикой природы» огромная территория была выведена из хозяйственного оборота только из-за ее красоты. Но на эти земли в ту пору никто не претендовал — свободного пространства на американском Западе было куда больше, чем желающих его осваивать. С другой стороны, молодое государство, которому еще не исполнилось и века, отчаянно нуждалось в собственных достопримечательностях и памятниках — если не исторических, то природных. Создание Йеллоустонского парка стало важнейшим прецедентом: впервые сохранение ненарушенной природы оказалось не побочным результатом достижения других целей (выполнения религиозных требований или сбережения ценных ресурсов для их последующего использования), а самостоятельной и основной целью заповедания территории.


Некоторое время Йеллоустонский парк был единственным в своем роде, но уже в 1890-е годы у него появляются собратья в США — национальные парки «Секвойя» и Йосемитский. Еще раньше, в 1885-1886 годах, первые нацпарки были созданы в соседней Канаде. В ту же эпоху подобные резерваты стали появляться в азиатских и африканских колониях европейских государств: «Гунунг-Геде-Пангранго» в Индонезии (1889), южноафриканские национальные парки «Сент-Люсия», «Умфолози», «Хлухлуве» (1897) и «Саби» (1898), ныне известный как Национальный парк Крюгера. А в первое десятилетие ХХ века эта форма охраны природы появляется и в Европе. В 1902 году был создан резерват «Добрач» в Австро-Венгрии, в 1909-м — «Абиску», «Сарек» и «Гарпхюттан» в Швеции.

Все эти парки (и многие другие, возникшие в 1910-1930-е годы) организовывались примерно по тому же принципу, что и Йеллоустон, — в них включали местности с живописными ландшафтами и большим числом природных достопримечательностей. Главной задачей таких парков было обеспечить гражданам доступ к этим красотам, в том числе и в будущем. То есть с самого начала предполагалось массовое посещение парков публикой, а естественность и ненарушенность природных экосистем были в лучшем случае одними из многих принимавшихся в расчет качеств. Иногда же без них обходились вовсе. Например, задачей упомянутого шведского национального парка «Гарпхюттан» было сохранение не природного, а традиционного сельскохозяйственного ландшафта. В современной отечественной номенклатуре это соответствует не природному, а историко-культурному заповеднику.


В России попытки сохранения ненарушенных природных территорий начали предприниматься примерно в это же время, но их инициаторы ставили перед собой несколько иные цели. Если в большинстве развитых стран охота к началу ХХ века превратилась в спорт состоятельных людей, то в России промысел пушных зверей оставался серьезной отраслью экономики, в которой было занято немало профессиональных охотников. И к 1900-м годам даже бескрайняя сибирская тайга оказалась не в состоянии обеспечить устойчивый «урожай». Охотникам и раньше приходилось временно исключать из промысла некоторые участки, превращая их в естественные питомники дичи. Новая ситуация потребовала резко увеличить размер таких зон и обеспечить им охрану. В отличие от прежних небольших заказников, такие территории стали именовать заповедниками. Для их создания и охраны было уже недостаточно договоренности между самими промысловиками — заповедность должно было обеспечить государство. Работы над такими проектами велись на Ангаре, в Саянах, в южном Приморье, но до своего крушения Российская империя успела создать только один заповедник — Баргузинский, официально учрежденный 20 января 1917 года. Впрочем, ряд подготовленных в ту пору проектов был позже реализован советской властью.

ОСОБЫЙ ПУТЬ РОССИИ

Несколько раньше, в начале 1890-х годов, знаменитый русский почвовед Василий Докучаев, с ужасом наблюдавший исчезновение последних остатков европейских черноземных степей, предложил сохранить несколько уцелевших участков нетронутой степи в качестве эталона. Разумеется, для этого надо было обеспечить им полную неприкосновенность на вечные времена.

К сожалению, «вечность» оказалась слишком краткой: ни одна из созданных самим Докучаевым в воронежских, донецких и херсонских степях «научно-заповедных площадок» по разным причинам не дожила даже до Первой мировой. В годы революции и Гражданской войны та же судьба постигла и участки, созданные по образцу докучаевских в имении графини Паниной в Саратовской губернии и в знаменитой Аскании-Нова — вотчине баронов Фальц-Фейнов, которую они превратили в природный парк.

Впрочем, истинной причиной неудачи этого опередившего свое время проекта была вовсе не нестабильность российской хозяйственной и политической ситуации. Докучаев роковым образом ошибся в масштабе: площадь его «степных эталонов» составляла всего несколько десятков гектаров. Сегодня мы знаем, что степь может устойчиво существовать, только когда в ней пасутся стада диких копытных, которым для жизни нужны сотни квадратных километров.

Но даже если бы Докучаев знал об этом, он все равно ничего не смог бы изменить: на свете уже не было ни таких пространств травяного моря, ни его четвероногих хранителей. Последний тур погиб еще в 1627 году. А дикий тарпан в последний раз встретился человеку на воле за несколько лет до закладки докучаевских площадок.


Тем не менее именно докучаевские идеи заповедника-эталона (в современной терминологии — площадки экологического мониторинга), абсолютной неприкосновенности и постоянной научной работы как главной его задачи легли в основу идеологии советского заповедного дела. Идее заповедника как естественного питомника промысловых животных это не противоречило, но никакого массового туризма в таких условиях быть не могло — даже сотрудники заповедника имели право находиться на его территории лишь с конкретной целью и с ведома руководства. Такое понимание заповедности укоренилось только в СССР — нигде больше в мире взятие природных территорий под охрану не подразумевало полного запрета на их посещение.

С точки зрения охраны природы это весьма привлекательно. Много позже некоторые зарубежные специалисты даже завидовали советским заповедникам, избавленным от орд туристов и имеющим возможность сосредоточиться исключительно на охране и изучении флоры и фауны. Однако в реальности требование «абсолютной заповедности» было в лучшем случае идеалом, к которому следовало стремиться. На территории заповедников неизбежно приходилось строить жилье, хозяйственные постройки, лаборатории и т. д. Их сотрудники разбивали при своих домах огороды и держали скотину. Не были советские резерваты полностью закрыты и для посетителей. Даже совсем постороннего человека, явившегося без предварительной договоренности и не представляющего никакой организации, практически никогда не выгоняли из заповедника, если он ограничивался прогулками по его территории. А через некоторые заповедники даже проходили официальные туристические маршруты, причем весьма популярные. То есть многие заповедники играли роль отсутствующих в стране национальных парков.


Отступления от идеала «абсолютной неприкосновенности» этим не ограничивались. В СССР с 1920-х годов проводились эксперименты по акклиматизации различных видов животных: ондатры, нутрии, американской норки и других. Базой для этой работы, как правило, служили заповедники — именно там выпускали на волю партии «вселенцев», фиксировали динамику их распространения и по возможности помогали ему. В то же время в заповедниках велась борьба с «вредными животными», прежде всего с волками. Их не только отстреливали круглый год безо всяких ограничений, но и истребляли с помощью капканов и отравленных приманок — от которых гибли отнюдь не только волки. Вероятно, именно широкое применение отравы в середине 1950-х годов было последней каплей, довершившей истребление леопарда на Западном Кавказе.

Особенно интенсивно вовлечение заповедников в «преобразование природы» практиковалось в 1940-х — первой половине 1960-х годов. В заповедниках испытывались гербициды, высевались культурные растения, проводились опыты по скрещиванию диких копытных с домашним скотом. Апофеозом этой политики стал фактический разгром системы заповедников в 1951 году, когда их число было сокращено более чем вдвое, а общая площадь — в 11 с лишним раз.


ДОРОГИ СХОДЯТСЯ

Тем временем в остальном мире развивалась концепция национальных парков. Уже с 1920-х годов они понемногу начинают переходить от простого ограничения хозяйственной деятельности к серьезной научной работе и целенаправленному восстановлению редких и исчезающих видов. Пионером тут можно считать американского таксидермиста Карла Экели, который не только добился в 1925 году создания в тогдашнем Бельгийском Конго Национального парка Альберта для спасения последних уцелевших горилл, но и сделал центром деятельности резервата не туризм, а научные исследования. По мере накопления опыта работы парков научная и природоохранная деятельность играла в них все более важную роль. Изменились и принципы заповедания: инициатива взятия под охрану тех или иных природных территорий все чаще исходила от ученых. А при выборе участка все большую роль играла не живописность, а ненарушенность — именно то, чем руководствовались создатели советских заповедников.

В СССР, где сеть заповедников с 1960-х годов понемногу залечивала раны, взгляд на заповедное дело тоже менялся. С 1971 года в стране создаются и национальные парки. Вокруг заповедников возникают охранные и буферные зоны, режим которых сходен с режимом национального парка. Две концепции охраняемых природных территорий развивались навстречу друг другу. Реформы 1990-х подстегнули процесс трансформации заповедников: оказавшись без денег и надежной государственной защиты, они вынуждены были искать новые источники финансирования. Практически во всех российских заповедниках в это время появляются центры приема посетителей, лавки с сувенирами и прочие атрибуты национальных парков.

Сегодня почти во всех странах принята точка зрения, согласно которой современный резерват должен одновременно быть эталоном естественных экосистем, убежищем для находящихся под угрозой видов, местом проведения регулярных исследований, зоной отдыха и познавательного туризма и просветительским центром.  


ЗАПОВЕДНЫЙ ГЛОССАРИЙ

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны.

Заповедник — согласно российскому законодательству, это категория особо охраняемых природных территорий федерального значения, полностью и бессрочно изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения и изучения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных. Такая территория закрыта для публичного посещения.

Заказник — разновидность ООПТ, на которой (в отличие от заповедников), при ограниченном использовании природных ресурсов, под охраной находится не природный комплекс в целом, а лишь некоторые его части: флора или фауна, отдельные виды животных и растений либо историко-мемориальные или геологические объекты.

Национальный парк — ООПТ, включающая природные комплексы и объекты, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенная для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях, а также для регулируемого туризма.

В России выделяют четыре типа национальных парков:

ОТКРЫТОГО ТИПА , где вся или почти вся территория доступна для публики; 

КУРОРТНОГО ТИПА — вокруг климатических или бальнеологических курортов, где доступ публики может быть частично ограничен; 

ПОЛУЗАКРЫТОГО ТИПА , где на большую часть территории посетителей не допускают, и она функционирует в режиме заповедника;


ЗАПОВЕДНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ , почти полностью закрытые для туризма и сохраняемые в интересах науки.

РЕЗЕРВАТ — территория, на которой охраняется один вид животных или растений, либо группа видов, либо весь природный комплекс. Таким образом, этот термин во многом синонимичен заказнику или заповеднику.