Туристический поход «По Сосыке по реке. Один день из жизни типичного похода

Конспект туристического похода «Войти в природу другом»
Цель: дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных, приспособившихся к жизни в воде.
Задачи:
- формировать у детей представление о реке, как о сообществе водных и наземных растений и животных.
-рассказать о типичных представителях фауны реки.
- развивать связную речь, активизировать словарный запас
- пробуждение познавательной активности детей – состояния их внутренней готовности к познавательной деятельности, проявления поисковых действий, их желания получить новое впечатление об окружающем мире.
-воспитывать доброжелательное отношение к природе, учить видеть красоту природы.
Билингвальный компонент: балык- рыба
Оборудование: рюкзаки,фото рыб, бумажные кораблики, баночка для воды
Предварительная работа: Используя технические средства, видео показывается фильм о важности воды в природе (5-7 минут) .
Составить с детьми карту маршрута.
Беседа:
Воспитатель: Какая река протекает в нашем городе?
Дети: Иртыш
-Кто из вас бывал летом на реке?
Дети называют, кто был.
- Как она тогда выглядела?
Дети: она была тёплая,все купались.
- Как водоём может выглядеть сейчас? Почему?
Дети: сейчас вода холодная, никто не купается
Воспитатель: А теперь вспомните правила поведения в походе. Как надо вести себя на водоёме?
Дети: не шуметь, не толкаться, не рвать растения, не ловить насекомых, не подходить близко к воде и т.д.
Воспитатель: Вспомните наш туристический поход к Дню туризма, сегодня мы тоже с вами отправимся в поход к реке.
Дети строятся парами и вместе с воспитателем и родителями отправляются к реке.
Ход:
По дороге к реке воспитатель обращает внимание детей на состояние деревьев, кустарников; просит их назвать знакомые растения.
Подходя к водоёму, педагог говорит:
Смотришь на воду, кажется в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Вода ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живёт!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво, интересно. Давайте полюбуемся, как блестит вода.(Возле реки дети в течение 10-12 минут осматриваются самостоятельно.)
Сейчас каждый из вас походит по берегу, рассмотрит растения и всё, что находится на берегу. Когда вы услышите сигнал бубна – вернётесь ко мне.
(Дети исследуют берег реки под присмотром родителей, по сигналу возвращаются к педагогу)
Воспитатель: Расскажите, что интересного вы увидели?
Рассказы детей
Настя:« Когда я шла вдоль берега, я увидела рыбаков, у них в руках удочки, они ловили рыбу. »
Гоша: «Я нашёл интересные камни, один похож на голову собаки, другой на облако»
Даша: « А я увидела у самого берега маленьких- маленьких рыбок, это –мальки (мама сказала)»
Исследовательская деятельность:
«Камни бывают разные»
Дается детям задание исследовать камни по форме, по цвету, по размеру.
(Ожидаемые ответы: камни разные по форме, по цвету, по размеру).
« Тонет, не тонет»
Проведение опыта с речной галькой с целью подведения детей к выводу, что “камень тонет в воде”.
Первым кладем в воду кусочек дерева, потом берем камушек и опускаем в воду.
Вывод. Легкий предмет не тонет, а тяжелый тонет.
«Бумажные кораблики».
Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Дети пускают кораблики в реку и наблюдают, как они намокают.
Воспитатель: Почему кораблики намокают?
Дети: потому что кораблики бумажные,а бумага в воде намокает.
Воспитатель: Ребята, а давайте зачерпнем немного воды, чтобы потом сравнить ее с водопроводной. (зачерпывает воду в баночку и закрывает крышкой)

Воспитатель перечисляет рыб, обитающих в Иртыше: В нашей реке водится очень много разных рыб, таких как лещ, стерлядь и осётр, ряпушка, нельма, муксун, лещ, плотва, елец, язь, и семейство карасей, и еще можно выловить щуку, налима и в большом наличии окуни, судаки, ерши.
(воспитатель показывает фото рыб)
Воспитатель: А вы знаете, как звучит рыба на казахском языке?
Рыба – балык.
Рассказ ребёнка совместно с родителями о щуке:
Щука - хищная рыба. Ее расцветка является отличным примером природного камуфляжа, потому что делает рыбу практически незаметной в камышовых зарослях и среди водорослей, где щука часами может сидеть в засаде, подстерегая добычу. В зависимости от места обитания крапчатая расцветка спины щуки варьируется от темно-оливкового цвета до сложных оттенков серого, зеленого и желтого цветов, вплоть до мраморного. Спинной плавник у щуки расположен на теле сзади, напротив анального плавника, и вместе с сильным хвостом образует мощный двигатель,позволяющий этой рыбе уже при старте развивать невероятную скорость.
Голову щуки невозможно перепутать с чьей-либо другой. Ее голова длинная, плоская, с хищной зубастой пастью.
В верхней челюсти у рыбы помещается несколько рядов мелких, острых как иголки зубов, в нижней челюсти с каждой стороны имеется по пять-шесть больших зубов, и между ними - ряды мелких. Мелкие зубы расположены у щуки даже на языке и небе, поэтому эта рыба способна схватить и удержать в своей пасти добычу, составляющую 10-25% от ее собственного веса.
Воспитатель: вспомните, какие рыбы занесены в Красную книгу?
Дети:осётр, нельма
Воспитатель:Чем отличается река летом и зимой?
Дети: зимой река покрыта льдом, и нет людей, летом вода тёплая и люди купаются
Воспитатель:Предлагаю поиграть в игру «Цапли и лягушки».
Выбрать 2 цапли, начертить большой пруд. Цапли занимают места на противоположных сторонах пруда (передвигаются, высоко поднимая ноги). Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах и говорят:
Мы зелёные лягушки. Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд – цапли в нём нас не найдут.
После этих слов лягушки прыгают в пруд, а цапли стараются их запятнать. Пойманные лягушки остаются на берегу. Молодцы, а сейчас предлагаю отдохнуть.
Конструктивная деятельность: выкладывание из природного материала силуэтов на песке.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!
Глаза на рогах,
А домик на спине
Дети: улитка
Плещет в пруду чистом
Спинкой серебристой
Дети: рыбка
Вопросы:
Воспитатель: А кто ещё живет в воде и на берегу?
Дети перечисляют насекомых и животных
Воспитатель: Кто живёт в воде и на суше, но своё потомство выращивает в воде? Дети:лягушка.
Воспитатель: Река для человека - это очень хорошо. Почему?
Дети: эта вода поступает к нам в дома, очищенная, мы поливаем ею огород, ловим рыбу
Воспитатель: Река для человека – это плохо. Почему?
Дети: можно утонуть
Воспитатель: Должен ли человек заботиться о чистоте водоёмов? Как?
Дети: не бросать ничего в реку
Воспитатель: Вы и ваши родители должны быть настоящими защитниками природы и относиться к ней бережно.
Воспитатель: Ребята, запомните всё, что вы здесь увидели, а когда придёте домой и расскажите родителям, как много интересного и необычного вы увидели сегодня на водоёме и вместе с ними нарисуете рисунок.
По возвращении в детский сад проводим опыт:
Воспитатель: Я в воронку положу кусочек ватки, затем перелью через нее воду из «речки». Посмотрите, что стало с ваткой?
Дети: Она стала грязной, на ней остался речной песок.
Воспитатель: А теперь тоже самое сделаем с водопроводной водой. Какая ватка, посмотрите?
Дети: Вата осталась чистой
Воспитатель:Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода из реки грязная, ее пить нельзя.

Светлана Воронюк
Туристический поход «По Сосыке по реке»

. Программные задачи :-Расширить знания детей о родной реке Сосыке . Научить детей видеть, слышать,

наблюдать и понимать красоту родной реки, бережно относиться к ней, любить и сохранять.

Сформировать понимание того, что заботиться о природе – значит помогать Родине.

Развивать фантазию детей, речь, эмоциональную сферу, учить ориентироваться на местности.

Побуждать использовать в своих ответах доказательства. Воспитывать любознательность.

Оздоровлять дошкольников в процессе пребывания на свежем воздухе.

Предварительная работа.

Прогулки к реке .

Беседы с детьми о водной среде.

Чтение познавательной литературы о жизни рек. Рассмотрение фотографий с видами

нашей реки Сосыки .

Оборудование :-. Карта – схема, компас, синий фломастер, мяч для игры.

Накануне воспитатель объявляет детям, что завтра они отправятся в туристический

поход . Воспитатель объясняет, что необходимо взять с собой в поход (рюкзак, питьевую воду, еду, какая должна быть форма одежды.

Воспитатель предлагает вниманию детей загадку –

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

Правильно это вода. А где мы можем встретить воду?

А у нас в станице?

Сегодня мы отправляемся в поход , чтобы познакомиться поближе с нашей рекой

Дети вспоминают правила «Юных туристят » :

Никто не говорит «не могу» , «не хочу» , «не буду» (правило трех «не» );

В гости к реке идем без палки и камня;

Никого не обижаем : ни муравья, ни лягушку, ни цветок;

В походе семеро одного не ждут (идем по силам слабейшего) ;

Учимся слушать тишину и музыку природы, плеск воды у реки;

Помогаем природе (собираем мусор и уносим в контейнеры, складываем в кучи сухие ветки, собираем для поделок камешки, листья, ветки);

Место привала после нас должно быть чище, чем было до нас;

«Ты – настоящий знаток» - скажем мы тому, кто увидел и запомнил много интересного и рассказал об этом.

Карта – схема маршрута.

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправляемся в туристический поход вдоль нашей реки .

Мы должны разделиться на две подгруппы, у каждой из которой будет свое особое задание :

«Штурманы» будут определять, и вычерчивать наш маршрут на схеме, а «Знатоки»

определять направление течения нашей реки, берега левый и правый, растения на воде и у воды.

Дети штурманы рассматривают, определяют направление движения, определяют курс по компасу, отмечают на кате- схеме пройденный путь.

Воспитатель предлагает полюбоваться красотой окружающей природы :

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит

В камышах, вздыхая.

Вопросы к детям :

Где мы с вами находимся?

На берегу какой реки расположена наша станица?

Откуда течет река?

Воспитатель. Что вы знаете о нашей реке ?

Воспитатель рассказывает :- Сосыка - степная река , левый и крупнейший приток реки Еи. Длина 159 км На реке расположено три крупных станицы : Павловская, Ленинградская и Староминская.

Наиболее значительные притоки река принимает справа : Попова, Бичевая, Добренькая

Ширина Сосыки разная от 8 до 400 м. На реке есть мелководья и глубины до 6 м.

Название реки происходит от тюркского сасыкъ - «вонючий» . Связано это с наличием в грунтовых водах, питающих реку,сероводорода, имеющего неприятный запах. Сосыка имеет самую большую минерализацию воды среди всех рек края. Вода в реке горько-соленоватая . Раньше наша река была судоходной и по ней корабли перевозили грузы в Азовские и Чёрное моря. Но сейчас состояние реки Сосыки вызывает беспокойство. Река заросла водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть рыба.

Дно реки забито отложениями ила и гнилых водорослей. Причина тому - русло реки на всем протяжении перегорожено многочисленными дамбами, плотинами. Толщина донных отложений достигает более 5 метров. Река загрязнена. По берегам зарастает тростником.

Следующим нашим пунктом будет такая дамба, которая расположена неподалёку, вниз по течению.

«Знатокам» воспитатель предлагает рассказать, как река выбирает путь для себя, а

«Штурманы» определяют направление течения реки и нашего маршрута, показывают куда нам идти (Туда, куда река течет)

1. остановка «Мост»

Воспитатель обращает внимание детей на мост.

Воспитатель. Для чего люди строят мосты? Какие они бывают?

В этом месте русло реки сужено людьми, это и есть дамба. Она заканчивается узким горлышком через которое проложен мост. Под ним с шумом и грохотом вырывается на свободу задержанная дамбой река.

Проходим на мост и с него осматриваем берега Сосыки , отмечаем, что течение реки тихое и спокойное,а в узком месте становится быстрым и бурным, что река в некоторых местах широкая, а в некоторых не очень. Далее определяем левый и правый берега реки.

Воспитатель. На каком берегу находится наша станица? (На левом)

берегу реки.

2 остановка «Низинка»

Спускаемся с моста вниз и по левому берегу мимо садов и продолжаем свой путь.

Воспитатель обращает внимание на размытые берега. Даже корни у деревьев все оказались наружу, и в скором времени эти деревья могут упасть.

Вопрос для «Знатоков» : -Когда же, в какое время года вода свершила эту свою коварную работу? (Ответы детей.)

Штурманы отмечают на карте крутой берег, и помечают маршрут.

3. остановка.. Рассматриваем растения на реке , передвижение

водомерок по глади воды, деревья растущие рядом с водой и в дали от неё.

Воспитатель. Почему деревья так растут?

4. остановка.

Воспитатель. Стоп! Препятствие! Небольшая канавка преградило путь. Можно обойти, можно перепрыгнуть через неё, можно по бревну перейти

Проведем тренировку – и перепрыгнем, и по стволу пройдем.

«Знатоки» обследуют положенное через канавку дерево и определяют его.

«Штурманы» на карте отмечают препятствие.

5. остановка «Лужайка»

Воспитатель. Привал! Можно расположиться на отдых и перекусить.

Во время привала проводятся наблюдения за растениями луга, обитателями. Рассказ воспитателя о Сосыке . После отдыха дети со взрослыми обследуют место привала, не оставили ли после себя мусор.

Переходим через мост и отправляемся в обратный путь

Воспитатель предлагает детям дома зарисовать самые интересные моменты похода и

принести рисунки в садик, чтобы показать младшим детям и рассказать им об увлекательном походе .

Памятка для родителей по воспитанию любви к природе родной станицы.

1. Совершайте всей семьей прогулки по станице и её окрестностях, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного края.

2. Рассказывайте о своем районе, посетите с ребенком музей.

3. Гуляя по улицам родной станицы и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.

4. Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации.

6. Поощряйте любознательность ребенка.


Вопрос о цели турпохода можно сформулировать и иначе: зачем? То есть какую практическую цель вы собираетесь преследовать, отправляясь в дорогу? Мы уже поговорили вскользь о самой распространенной и даже непременной цели каждого похода — накопить сил и здоровья, а заодно отвлечься от надоевшей однообразной городской жизни. А какие еще могут быть цели? Опытные туристы-специалисты их даже систематизировали. Вот посмотрите на этот список наиболее часто встречающихся целей:

  • спортивно-туристские (пройти категорийный маршрут, получить спортивный разряд, преодолеть определенные, еще не испытанные, препятствия — перевалы, пороги, таежные пространства и т. д,);
  • учебно-туристские (научиться ставить палатки, разжигать костры, ориентироваться на местности);
  • краеведческие (ознакомиться с новым районом, неизвестной местностью, их природой, историей, памятниками культуры и т. д.);
  • исследовательские (изучить новый маршрут, составить описание и собрать коллекцию, например, минералов);
  • экскурсионные (посетить памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей истории, культуры);
  • военно-патриотические (пройти по местам боевой, исторической славы своей страны);
  • общественно-полезные (очистить лес от мусора, собрать лекарственные растения, выяснить места промышленных стоков, пройдя по берегам реки).

Этим перечнем, надо вам сказать, список полезных целей турпохода не ограничивается. К примеру, некоторые возвращаются из пешего странствования с десятками метров фотопленки и сотнями метров кинопленки — с запечатленными неповторимыми пейзажами и достопримечательностями, встреченными в пути. Иные в обратный путь отправляются с зарисовками к художественным работам, другие — с заметками к новой книге. Встречаются и такие, кто тащит домой рюкзак с банками варенья — из земляники, дикой малины и прочих природных витаминов.

А еще можно пойти в поход просто так. А «просто так» — значит без определенной цели, без обязательной практической задачи. С семьей, друзьями — просто отдохнуть от суеты наедине с природой, неторопливо бредя по тропинке, ведущей, к примеру, на юг или восток. Понравился пригорок на фоне ландшафта — разбили лагерь, надоело через день-другой быть на одном месте — пошли дальше..! А что? Неплохая и вполне приемлемая идея. Не исключено, она привлечет многих, тем более, что позволяет взять с собой и удочки (тем, кто любит рыбалку), и фотоаппарат (тем, кто считает себя украшением любого пейзажа), и лукошко для ягод (ягоды на десерт любят все).

Шпаргалка по организации похода .

(Лекция "Организация, подготовка, проведение спортивных походов. Обязательные и важные аспекты подготовки проведения похода, обязанности в походе.")

1. Предмет лекции:


Не помню чудного мгновенья!
Одни лишь беды помню я.
Противное до омерзенья
рыло, мягко говоря,
Что в зеркале явилось мне.
Я помню в пояснице боли,
Лохмотья кожи на спине,
Галер кровавые мозоли;
И часто вижу я во сне:
Изнемогая от сопленья,
плыву куда-то в отупеньи.
Я помню: не ходили ноги.
я не забуду про ожоги,
Про плов из топора (без жира),
Ночь в ожидании вампира;
Я помню просыпанья муки,
Обглоданные комарами руки;
Я помню страшные мгновенья
Под свист свободного паденья.
Я помню шишки, переломы,
Инфаркта частые симптомы,
Занозы, сопли, волдыри
И утопленья пузыри.
Жарищу до изнеможенья
И трупное окочененье,
Клещей энцефалитных, змей...
Вот только чудное мгновенье
Не помню я, ну хоть убей!
( .)

Почему так важна подготовка к походу? Сочетание хорошей тактической, технической, физической и психологической подготовки позволяет не только пройти поход безаварийно, имея запас прочности к нештатным ситуациям, но и получить удовольствие от похода - нечто свое, иногда не выразимое словами, что ищет в горах каждый из нас. Подготовленность не означает, что на маршруте нас не ждут приключения, однако они не должны приводить к тяжелым последствиям, трагедии. Предусмотреть и отыграть до похода можно очень многое, в зависимости от фантазии и опыта руководителя и группы, об этом подробней в следующих главах.

Эта лекция предназначена для участников и руководителей простых и не совсем простых походов, которые в будущем нацеливаются на походы совсем не простые и научаются, из каких ингредиентов можно приготовить поход. Заметки для руководителей будут даны курсивом .

2. Цели и задачи похода .

Ваш интерес к лекции определенно говорит о том, что вы хотите пойти в поход, а может даже запланировали несколько на ближайшую пятилетку. Возможно, вы уже знаете, или же помедитируете и узнаете - зачем вам идти в этот поход, чего вы от него ждете, с кем и куда вам хотелось бы пойти, и почему именно туда и с ними?

Для облегчения задачи приведу несколько примеров "почему":

А) Спортивные цели - прохождение похода определенной сложности, первопрохождение нового перевала, восхождение на не пройденную или очень красивую вершину, закрытие разряда, улучшение физической и технической подготовки.

Б) Исследовательские цели - изучение района, нового для себя либо туристов вообще; местных обычаев, истории, языка; разведка района для прохождения более сложного похода в дальнейшем; исследование влияния высоты на человеческий и собачий организмы; просто узнать, что такое походы и почему в них ходят многие.

В) Творческие цели - самопознание, преодоление себя, слияние с природой, поиск вдохновения для будущих произведений, распевание авторской песни у костра, обучение различным походным ролям (см. ниже).

Г) Человеческий фактор - общение с друзьями, знакомство с новыми близкими по духу людьми, изучение психологии малых групп, проведение культ-массовых мероприятий в походе для сплочения группы, набор опыта в походе с хорошим руководителем.

Закономерно, что у каждого туриста свой набор значимых целей, и попав в группу, цели к-рой не совпадают с вашими, вы можете не только не получить удовлетворение и радость от похода, но и не набрать нужного вам опыта. Поэтому важно сознательно подходить к выбору похода и руководителя, заранее интересоваться целями и задачами планируемого похода. Примером неудачного попадания может быть хорошо физически развитый и технически грамотный спортсмен, стремящийся к спортивным достижениям, напряженному маршруту и прохождению сложных препятствий - и исследовательская группа, нацеленная на сбор бабочек и написание картин в высокогорном районе. Хотя видимо больше не повезет ловцу бабочек, попавшему в сложный спортивный поход...

После похода отдохните и проверьте, как поменялась ваша мотивация, в какие походы вы хотите теперь ходить и почему, что для этого нужно сделать?

Понятно, зачем руководителю важно узнать походные цели своих участников, и стремиться приготовить такой поход, общие цели которого были бы близки каждому. И не менее важно вовремя отказать участнику, к-рый по каким-либо параметрам не подходит для вашего похода: лучше сделать это на начальном этапе подготовки, нежели посреди ледника во время прохождения перевала, отдаленного от ближайшей цивилизации на несколько суток, выход откуда потребует помощи нескольких участников группы. Будьте вежливы и объективны .

3. Как приготовить поход - распределение обязанностей .

Для облегчения развития сложных организмов и сообществ со сложными целями природа придумала такое свойство как специализация. И хотя количество и качество обязанностей при подготовке и проведении похода ограничено только фантазией руководителя, однако целесообразно придерживаться по крайней мере главных ролей, открытых еще нашими туристскими предками за последнее столетие. Обязанности начинаются на этапе подготовки к походу, продолжаются в самом походе и заканчиваются после написания отчета, и, разумеется, об особо выдающихся представителях своих ролей будут помнить еще долгие годы спустя ("каким же Вася был завхозом, каким завхозом Вася был...").

Ваша роль в походе это не наказание, а возможность творчески развиваться и принимать участие в жизни группы - чем больше усилий и внимания вы прикладываете к подготовке похода, тем больше вероятность, что ваши права не ущемят, вы будете полезными и не чужими на этом празднике. Вы можете стать виртуозным завхозом, высококлассным ремонтником горелок или другим специалистом, которого будут с радостью брать на одну и ту же должность во все новые походы, однако если в будущем вы планируете сами повести либо хотите развиваться всесторонне, нужно освоить все роли, дабы иметь представление о том, чем занимаются ваши участники, при необходимости вовремя дать совет начинающим либо взять на себя другую обязанность в случае нештатной ситуации .

Палитра ролей участников:

3.1 Медик (он же доктор, врач, санинструктор, зав. аптечкой и пр.). Предпоходная цель: сформировать аптечку, подготовить организмы участников и самого себя. Действия:

  • Повышение медицинской подготовки походного медика.

    Если вы не являетесь профессиональным мед. работником, необходимо пройти курсы оказания первой помощи. Также необходимо ходить на тематические лекции для походных медиков в тур. клуб, где рассказывается об особенностях гор (пониженное барометрическое давление, снижение парциального давления кислорода в воздухе, высокая солнечная радиация с преобладанием жесткого излучения, низкая температура воздуха, низкая абсолютная влажность воздуха, сильные ветры) и механизмах реакции на них организма, принципах лечения. Для приемлемой подготовки к походу в удаленный горный район может потребоваться минимум несколько месяцев.

  • Заблаговременный опрос участников о заболеваниях, оценка их здоровья.

    Необходимо опросить участников о наличии хронических болезней, используемых обычно лекарств, наличия переломов в последние годы, склонности к определенным заболеваниям в погодных и прочих условиях будущего похода. Не всегда уместно придавать широкой огласке болезни участников - но необходимо, чтобы о них знали медик и руководитель. Медик должен заставить участников профилактически пролечить все, что возможно; если же болезнь участника опасна в походе - оценить риск и принять соответствующее решение. Медику также необходимо знать основные показатели (пульс, давление и пр.) каждого участника в покое и после нагрузки, чтобы иметь возможность оценить состояние в походе. Не нужно забывать и о том, что подготовка организма к походу обеспечивается тренировками. Перед сложным походом желательно проверить здоровье всех участников в мед.диспансере, а также сделать нагрузочные тесты для различных органов.

  • Стоматолог.

    Если у ваших участников есть зубы, проследите, чтобы их лечение было закончено не позже чем за месяц до похода. Свежие пломбы и испорченные зубы имеют тенденцию обязательно воспаляться в походе, что в лучшем случае приводит пострадавшего и сопровождающих ко встрече с сельским врачом в не очень стерильных условиях, и чаще всего срывает поход.

  • Профилактика местных болезней.

    Интерес к специфическим для данной местности болезням может показать, что всей группе необходимо заблаговременно пройти прививки от клещей или малярии. Вы можете провести также мероприятия для усиления иммунитета, пропить витамины.

  • Формирование аптечки.

    Необходимо составить список общей и личных аптечек. В личные аптечки попадают лекарства первой помощи и часто употребляемые (лейкопластырь), лекарства от хронических болезней участников. Общая аптечка стремится к обеспечению излечения всех возможных в походе болезней при условии минимизации ее веса. Также важен ценовой фактор. Необходимо написать инструкции к каждому взятому препарату, желательно также разделить лекарства по спектру заболеваний (например, лекарства для ЖКТ сложить в отдельную секцию), упаковка для аптечки не должна позволить лекарствам разбиться или рассыпаться в рюкзаке, в том числе под воздействием перепадов высоты. Очень желательно ознакомление с содержимым аптечки и его употреблением всех участников похода, т.к. медик может и сам стать пациентом.

  • Удовлетворение требований руководителя.

    Руководитель похода может поставить разумное ограничение на вес аптечки (в случае длинного похода можно отправить дубль расходуемой части аптечки в заброску), ее максимальную цену. Необходимо попытаться вписаться в его требования в рамках разумного, а также заранее выяснить погодные и пр. условия прохождения похода и подготовиться к ним. Например, могут потребоваться также запасные медикаменты для местного населения в случае посещения удаленных от цивилизации районов.

3.2 Завхоз по питанию (завпит и т.п.). Цель: составить приемлимую продуктовую раскладку, подготовить и распределить продукты. Действия:

  • Опрос пищевых пристрастий участников.

    Необходимо выявить продукты, вызывающие аллергию или стойкое неприятие у некоторых участников, вычислить вегетарианцев. Такие продукты по возможности лучше не включать в раскладку, если без них можно обеспечить необходимую питательность. Либо придумать, как заменить участнику не съедобные для него продукты во время готовки. После подготовки раскладки желательно испробовать спорные блюда из меню на участниках во время подготовительных выездов группы.

  • Составление раскладки, удовлетворение требований руководителя.

    Необходимо составить вкусное меню и распределение продуктов по приемам пищи. У руководителя могут быть требования по весу, калорийности, полезности, сочетанию белков/жиров/углеводов для восполнения энергозатрат в конкретном походе, также он может задать стиль питания - варимые обеды, наличие овощных супов раз в 2 дня с минимальным весом и пр. Для составления походной раскладки необходимы знания требований к питанию (пластическая ценность, достаточность витаминов, микроэлементов, усвояемость и пр.), которые можно получить на лекциях в турклубе.

  • Подготовка продуктов.

    Для минимизации веса раскладки без изменения ценности продуктов завхозу необходимо распределить между участниками обязанности по сушке овощей, хлеба и мясных продуктов, топления масла. Возможно, целесообразной будет покупка сублимированных продуктов. Также завхоз должен проследить за упаковкой продуктов для транспортировки в походных условиях, своевременной закупкой остальных продуктов в нужной развесовке.

  • Распределение продуктов между участниками.

    Перед походом завхозу необходимо распределить продукты между участниками справедливо, адекватно их весу и физическим возможностям (данные об этом, а также соотношении веса для М и Ж получаем у руководителя). Также необходимо учесть вес прочего общественного снаряжения у каждого участника, равномерность разгрузки на маршруте, справедливое распределение объемных продуктов и снаряжения.

  • Прочее распределение продуктов.

    Если поход делится на несколько частей с возможностей заброски продуктов на разные части маршрута, завхоз должен заранее сформировать мешки для заброски и продумать меры их сохранности, распределить списки продуктов на несколько частей, придумать равномерное распределение каждой партии между участниками. Если же часть продуктов докупается непосредственно перед походом, необходимо продумать докупку и транспортировку продуктов в другом ключе. Например, в случае перелета бОльшей части группы самолетом, необходимо разделить списки продуктов на те, что везутся из дома, на перевозимые в поезде в течение нескольких суток, и на докупаемые на месте. В таком случае необходимо узнать местный ассортимент и возможности замены привычных продуктов на местные аналоги, не повредит и знание продуктов на местном языке. Конечно, у завхоза должен быть кантор и глазомер для распределения продуктов непосредственно перед походом.

3.3 Зав.снар (заведующий снаряжением). Цель: подобрать и протестировать снаряжение. Действия:

  • Подбор общественного снаряжения.

    Необходимо подобрать бытовое снаряжение (палатки, спальники, котлы или автоклав, горелки и пр.), адекватное для данного района, сложности похода, рельефа, погоды и пр. Стремиться к экономии веса и объема (сшивки спальников, тур.пила вместо топора, вкладывающиеся друг в друга котлы и пр.) Выбирать лучшее из доступного - например, протестировать горелки и выбрать наиболее стабильно работающую и с минимальным временем закипания воды; выбрать палатки бОльшего жизненного объема и с большими тамбурами при том же весе. Давать предпочтение взаимозаменяемым вещам, например,3 одинаковые горелки для похода, где нужны 2. В случае необходимости завснар ищет возможности проката снаряжения либо обмена у знакомых, самостоятельного пошива или сварки. Заправляет пустые газовые баллоны группы, покупает качественный бензин либо узнает где его взять перед началом похода в случае, если группа летит на самолете. Завснар должен выполнять требования руководителя в соотношении вес/качество/цена. Результатом деятельности завснара должен быть список снаряжения с указанием веса и распределенный по участникам, возможно, согласно рекомендаций руководителя. В дальнейшем этот список передается завхозу для распределения продуктов, а снаряжение - ответственным за носку (логично давать носить палатки тем, кто в них живет, и пр.).

  • Подбор специального общественного снаряжения.

    К такому снаряжению относится обеспечивающее безопасность на технически сложных участках похода (веревки, жумары, пикеты и пр.) Некоторое снаряжение приходится также делать самим, выбирая наилучшую конструкцию. В таком случае желательно сделать несколько экземпляров и протестировать запасные на разрыв и пр. нагрузки. Нужно знать особенности использования снаряжения, например, что новые веревки лучше не брать из магазина сразу в поход, про удобную маркировку снаряжения и пр.

  • Подбор личного снаряжения.

    Часто функции зав. по личному снаряжению выполняет руководитель как лучше всех представляющий требования к предстоящему походу. Необходимо заранее дать участникам список снаряжения с описанием качеств каждой вещи, условий использования, ожидаемого веса (может быть альтернатива - например, шорты и ходовые штаны либо штаны, превращающиеся в шорты, суммарный вес 350 г). Участник должен подобрать, купить или пошить минимально необходимый набор вещей, удовлетворяющий общему весу. Как правило, большое внимание обращают на ботинки, наличие треккинговых палок и пр. вещи, непосредственно могущие повлиять на состояние здоровье участников в походе. Также даются требования к специальному личному снаряжению участников (каски, системы, усы, снегоступы и пр.), их весу и надежности. Участникам желательно протестировать снаряжение в условиях, близких к походным, обязательно разносить ботинки, начать пошив своевременно.

    3.4 Финансист (казначей). Цель: свести баланс похода. Действия:

    • Запись всех затрат при подготовке.

      Каждый участник сообщает о своих затратах в процессе подготовки. Финансист может по согласованию с группой либо сразу собрать с каждого одинаковую сумму в общий бюджет и покрывать затраты из общей кассы, либо записывать затраты и свести бюджет уже после похода. Как правило, удобней бывает собирать в кассу несколько раз по мере необходимости. Финансист должен заранее представлять возможные в походе затраты (варианты проезда, плата за ресурсы), ориентироваться в местных ценах, курсах валют, также он может помогать с покупкой билетов, быть готовым в походе договариваться с транспортными перевозчиками, производить валютообменные операции, отвечать за сохранность и доступность общественной кассы. Желательные требования к нему: умение договариваться, считать деньги и сводить баланс.

    3.5 Ремонтник (реммастер, примусист). Действия: подготовить ремонтный набор для всех видов снаряжения.

    При взаимодействии с завснаром и руководителем. Обязательно включить в ремнабор средства для ремонта ботинок, ремнабор для примуса.

    3.6 Фотограф (видеооператор). Действия: приготовить оборудование и запасные зарядки (набор батареек) к нему, научиться качественно снимать, поднять физ.подготовку.

    Как правило, фото и видео оборудование входит в список общественного снаряжения, и его вес вносится в общественный.

    3.7 Хронометрист (летописец). Действия: изучение информации о маршруте.

    3.8 Эколог . Действия: Изучение возможности участия в экологических акциях по маршруту, правил пребывания в заповедниках, сроках полураспада мусора и пр.

    3.9 Навигатор . Действия: запись в GPS интересных руководителю точек маршрута, если они есть. Закачка карт местности, продумывание заряда (набрать батареек или солнечных батареек и пр.)

    Личная подготовка каждого участника к походу состоит в участии в тренировках, выездах и пр. мероприятиях группы, предложенных руководителем. Требует уделить внимание личному снаряжению, поскольку девиз туристов: "чудовищные мешки - признак не крутости, а безграмотности". Важно также не забыть заработать деньги на поход. Помним, что плохая подготовка каждого участника ставит под удар возможность прохождения похода всей группой.

    4. Предпоходные действия руководителя .

    Это глава о том, почему руководителю нужно помогать. Ответ прост - потому что у него всегда много дел, даже при наличии толковых и активных завхоза, завснара и прочих участников. Итак, руководителю желательно своевременно и последовательно выполнить все необходимые действия и ничего не забыть. Вот некоторые из них:

    5. Один день из жизни типичного похода .

    Распорядок дня на маршруте :

    • Подъем
    • Завтрак и сбор лагеря
    • Движение
    • Движение
    • Постановка лагеря, подготовка запас воды и дров на утро
    • Отбой

    На бивуаке (во время приемов пищи, в лагере) мы встречаемся с такой должностью как дежурные .

    Как правило, это 1-3 человека, в зависимости от численности группы, чаще двое, отвечающие за приготовление пищи в течение суток, а затем уступающие очередь следующей паре. Удобно, когда дежурство передается вечером или в обед, поскольку так дежурные могут контролировать наличие продуктов на завтрак, подготовить все с вечера для быстрого разведения утреннего костра либо знают где лежат горелки. Утром дежурные встают первыми и будят группу, когда закипает вода для завтрака. Но лагерь собирается быстрее, когда вся группа встает одновременно. В то время как дежурные готовят завтрак, группа может максимально собраться, сложить палатки и приготовиться к выходу. В таком случае желательно, чтобы котлы нес самый расторопный участник, т.к. выход на маршрут будет зависеть от скорости его сборки после завтрака или варимого обеда. Утренняя подготовка к выходу у хорошо схоженной либо опытной группы занимает около 1,5 часов, в спортивном походе нужно стремиться к этой цифре.

    Руководителю следует назначать дежурных, исходя из тактики сборки лагеря и психологических принципов: например, чтобы быстрее собираться в случае, если лагерь встает одновременно с дежурными, стоит назначать дежурных из разных палаток, в противном случае некому либо сложно будет собирать их родную палатку, следить за их вещами. Желательно, чтобы каждый участник непосредственно общался со всеми другими в ходе закрепленных ролей. Так, с одними людьми участник живет в палатке, с другими дежурит, с третьими идет в связке и пр., что обеспечивает большую психологическую устойчивость в группе и в конечном счете большее удовольствие от похода. Особенно полезен этот принцип в случае, если группа большая и ранее не ходила вместе (имеет склонность к разбивке на микрогруппы и общению только внутри них) .

    Утренний переход должен быть длиннее вечернего, примерно 2/3 дневного движения, т.к. к вечеру организм туриста устает и требует отдыха. Желательно не ходить больше 8-10 (для подготовленных групп) часов в день, поскольку после этого времени из-за усталости снижается концентрация внимания, что может привести к травмам или более неприятным последствиям.

    Обед может занимать разное время в зависимости от тактики руководителя. Если поход проходит в теплых странах или в жаркий сезон, имеет смысл делать варимый обед и отдыхать в тени банана, потратив на это 2-3 часа. В зимнем же походе с коротким днем и невозможностью согреться на привале, желательно делать короткие сухие перекусы с чаем из термоса, занимающие около 30-45 минут, но так чтобы пища все же успела перевариться.

    Руководителю стоит сознательно относиться к приемам пищи. Часто у молодого руководителя возникает непреодолимое желание бежать вперед без остановок, чтобы успеть по маршруту либо нагнать пропуск из-за отсидок в плохую погоду или зачем-то сэкономить дни "про запас". В таких случаях необходимость в регулярной еде может показаться ему досадной помехой, тратой времени. Но помните, что в режиме марафона с тяжелыми рюкзаками ваши участники начнут быстро выдыхаться, и после пропуска пары обедов, или обеда и ужина, вам скорее всего понадобится дневка для восстановления сил группы, если повезет и никто из участников не будет вынужден сойти с маршрута из-за обострения хронической болезни и пр. Исключение составляет руководство группой роботов .

    На стоянку лучше становиться не позже чем за час до наступления темноты, т.к. необходимо поставить лагерь и приготовить запасные дрова на вечер в лесной зоне либо набрать воду на леднике, дел по лагерю всегда много. Не говоря уже о личных делах и необходимости полноценно отдохнуть. Конкретное время утреннего выхода и вечернего бивуака также зависит от района проведения похода, иногда из-за сильной лавинной опасности приходится каждый день выходить посреди ночи либо становиться на бивуак посреди дня из-за ежедневных дождей во второй половине дня. Место для лагеря нужно обязательно выбирать безопасным и желательно удобным, поэтому руководитель должен знать возможные опасности в горах - повышение уровня воды из-за дождей (нужно иметь запас высоты до речки и не ставить лагерь в излучинах рек), сход селей со специфических склонов (не ставить лагерь под голыми склонами, которые могут быть размыты), не становиться на открытых ветреных местах и пр. Неплохо было бы также вырывать канавку вокруг палатки летом и знать правила .

    Добавлю и очевидное - дежурным можно и нужно помогать. Во время постановки лагеря достаточно много общих дел, поэтому дурным тоном считается заниматься личными делами, за исключением быстрого переодевания в теплые вещи сразу по приходу на стоянку. Вы можете выбрать то, что вам по душе - ставить палатки, собирать дрова, набирать воду, разводить костер, помогать с горелками и пр. Активное поведение на бивуаке (активная акклиматизация) полезна и просто для организма для более быстрой адаптации к непривычным условиям похода.

    Движение группы на маршруте : у каждого человека есть комфортная для него скорость передвижения, частота и длительность привалов. И так бы группа и разбегалась на целый день, а потом возможно находила друг друга во время приемов пищи, если бы не помогли психологи. Не зря академический час составляет 45 минут - это примерное время, в течение которого человек может производить монотонные действия, не сильно утомляясь. Поэтому туристы тоже ходят 45 минут, а потом отдыхают 15. Разумеется, эта цифра приблизительная - на крутых подъемах, сразу после утреннего выхода или в дни акклиматизации можно идти медленней или делать привалы чаще, а если есть возможность отдохнуть в лучшем месте, то пройти на 5 минут дальше, но общий принцип таков.

    Хочется упомянуть о важном моменте в регулировке скорости группы - если вы чувствуете себя плохо либо не можете нормально ходить по другой причине, необходимо сразу сообщить об этом медику и/или руководителю. К чему приводят героические молчаливые страдания, вы можете прочесть в списке литературы . Поэтому будьте мужественны - сразу скажите о своей проблеме перечисленным товарищам. И если это приведет к тому, что вас придется временно и частично разгрузить (раздать часть общественных вещей другим участникам), будьте мужественны до конца и примите это как должное, ибо только так вы можете сделать нечто полезное для группы в целом, а вещи заберете потом - как только причина проблемы устранится. Помните, что такое случается с самыми сильными спортсменами, и никто от подобного не застрахован. Также нужно помнить об очевидных вещах: лучше своевременно заклеить или смазать потертость, чем лечить кровавые мозоли.

    Руководителям нужно также знать, что чаще всего далеко вперед стремится убежать участник, сильно недогруженный по весу. Так что если ему отдать часть общественного веса самой медленной девушки, хуже от этого никому не станет. А девушку лучше поставьте сразу за собой или даже перед собой на простом рельефе, тогда она удивит вас своей новой скоростью. Если же рельеф и опыт быстрого участника позволяют, его можно отправлять на разведки в случае необходимости, больше нагружать на бивуаках, но следите, чтобы и он не перетрудился .

    Питьевой режим . В походе в организме человека нарушается водно-солевой баланс, так как в горах жарко - вода активно теряется организмом, также сказываются серьезные нагрузки. Соль выходит с потом. Человек обезвожен, ему все время хочется пить поначалу. Если пить простую воду, то это не совсем правильно, т.к. она выходит просто с потом и не задерживается в организме, в результате пить все равно хочется. Поэтому рекомендуется брать какие-нибудь растворимые соки либо регидрон. Чувство жажды возникает еще и потому, что ощущается сухость в горле. В растворимых соках присутствует кислота, которая позволяет влаге гораздо лучше смачивать горло. Если в первые дни употреблять в пищу больше соли, то чисто физически будет меньше хотеться пить. Общий совет - не напиваться на привалах! Особенно перед подъемом (это дает дополнительную нагрузку на сердце). Много пить можно на обеде, на привалах же надо ограничиться несколькими глотками либо полосканием рта. Также стоит побольше пить на ужине. Через три-четыре дня баланс нормализуется, и пить уже захочется не так сильно. Но в первые дни надо себя контролировать. (С, )

    На марше также есть ситуативные роли, которых желательно придерживаться. Так, должен быть направляющий , чаще всего это руководитель. И замыкающий - один из опытных участников, к-рый сможет оповестить направляющего или идущих следом в случае, если группа сильно растягивается. Либо если договорено встретиться через 30 минут, и вы идете по четкой тропе без развилок, замыкающий должен все равно идти последним, чтобы помочь отставшему участнику в случае непредвиденной ситуации. Все же это крайние варианты, и желательно чтобы группа шла в пределах видимости друг друга, особенно на сложном рельефе, в тумане, в местах с неочевидным направлением движения либо в группе новичков. Если возникает необходимость в разведке какого-то участка пути, отпуская разведчиков (опытных участников), договоритесь о контрольном времени, раньше которого им следует вернуться. Вообще же разделения группы лучше не допускать, и в случае схода участника с маршрута из-за ухудшения здоровья или по другим причинам, его нужно проводить как минимум до ближайшего населенного пункта и посадить на автобус, а в случае серьезных травм доставить в больницу и оставить с ним сопровождающего до выяснения обстоятельств .

    Старайтесь ходить ровным темпом (шаги не большие, спешить не нужно, отдыхать только на привалах), так сердце работает в стабильном режиме, и меньше устаешь. Желательно, чтобы вся группа шла в темпе, заданном руководителем. Вверх рекомендуется идти небольшими шагами, вниз не бежать, идти на полусогнутых ногах для амортизации, т.к. спуски технически сложнее подъемов, а в жизни нам дается только одна пара коленей (хрящевые ткани в суставах регенерируются плохо).

    Привалы . Как ни странно, привал между переходами нужен для того, чтобы полноценно отдохнуть. Перебрать вещи в рюкзаке, если его упаковка не мешает вам идти, постирать футболку или сделать другие подобные действия лучше во время длинных привалов - на обеде или вообще в лагере. Кроме того, что вы тратите на них время своего отдыха, можете также задержать группу при выходе. Если погода позволяет, на привале лучше снять обувь и носки, посушить носки и ноги, спину и футболку, полежать. Если же у вас холодно, не забудьте прикрыть мокрую спину теплой одежкой, которую нужно всегда держать для этой цели вверху рюкзака. На привале можно восстановить силы карманным питанием (карманкой), к-рое дает быстрые углеводы. Иногда бывает хорошо положить за щеку конфету или курагу перед затяжным подъемом.

    Руководитель привыкает автоматически прикидывать, где стоит сделать следующий привал, по возможности в красивом и удобном месте, и обязательно безопасном. Не стоить проскакивать и мимо достопримечательности района только потому что у вас еще 10 минут ходового времени .

    Самые тяжелые дни похода - первые 3-4, потом наступает акклиматизация. При этом быть активным на переходах и бивуаках полезно как каждому участнику лично, так и группе в целом. Особенно в первые дни, тогда привыкаешь делать это и весь поход - лень уменьшает безопасность похода (Зачем ставить палатки и вовремя есть? Мы итак как-нибудь пройдем. Читать ).

    6. Походные роли .

    Кроме указанных в предыдущей главе ситуативных обязанностей по лагерю или во время движения, есть еще стабильные роли, о которых рассказано в Главе 3. Чем же занимаются завхоз, завснар и прочие завы в походе?

    6.1 Медик . Задача: выполнять профилактику болезней и излечить участников.

    • Следить за состоянием здоровья каждого участника, предупреждать возможные заболевания, зная симптомы болезней, возникающих в горах (своевременно обрабатывать потертости, отслеживать признаки гипоксии, отека легких и мозга, состояние кожи и слизистых, зрение, суставы, признаки обморожений). При переутомлении в критических случаях медику нужно иметь иммуностимуляторы, могущие поставить группу на ноги; можно также иметь небольшое кол-во спирта на случай переохлаждения группы, около 300 г (принимать в малых кол-вах только на бивуаке во избежание простудных заболеваний; либо для обеззараживания наружных поверхностей).
    • Должен ставить руководителя в известность при возникновении проблем со здоровьем участников, давать ему рекомендации по необходимости срочной дневки (или просто привала, бивуака) либо схода участников с маршрута, транспортировке участников при нештатных ситуациях. В группе новичков медик может научить участников гигиене, проследить, чтоб руководитель рассказал о правилах перемещения на разных типах рельефа во избежание механических травм. Решение медика всегда имеет первостепенный вес для группы за исключением случаев непосредственной физической опасности, когда на первый план выходит воля руководителя.

    6.2 Завхоз . Задача: накормить всех, сохранив нужные продукты до конца похода.

    • Завхоз по согласованию с руководителем должен организовать заброску продуктов, если есть такая возможность, т.е. распределить продукты и обеспечить их сохранность. Перед походом и после забирания заброски ему нужно распределить продукты между участниками по принципам, описанным в Главе 3.
    • Заблаговременно предупреждать участников о том, какие продукты держать сверху на обед, что доставить на ужин и завтрак на бивуаке - согласно написанной дома раскладке. Консультировать дежурных о приготовлении блюд, количестве необходимых продуктов.
    • Подчиняться рекомендациям руководителя о необходимости сухого обеда вместо варимого либо еще каких-то перестановках, гибко изменять раскладку. Предупреждать руководителя в случае возникновения проблем с достаточным кол-вом пищи либо ее качеством.
    • Придумать способ накормить участников во время поездки в поход и возвращения домой. Быть строгим с участниками, требующими лишней еды, беречь еду на все приемы пищи до конца похода.

    6.4 Ремонтник . Задача: в случаях поломок выдавать участникам ремнабор, при необходимости помогать в починке.

    • Следить за примусами и горелками, вовремя их чистить, при необходимости помогать дежурным во время их использования. Уметь ремонтировать обувь (клей, гвозди для ботинок), палатки, рюкзаки, треккинговые палки. Иметь золотые руки и крепкие нитки.

    6.5 Фотограф (видеооператор). Задача: сделать необходимый набор отчетных фотографий.

    • Используя свою замечательную физ.подготовку, в идеале нужно фотографировать группу на маршруте постоянно и со всех сторон одновременно. Делать отчетные фотографии по требованию руководителя, а также знать требования к отчетным фотографиям - фото всех участников за исключением фотографирующего на ключевых участках маршрута (контрольные точки, тех.препятствия). Если это перевал, то в обе стороны. Фотографировать долины и перевалы для того, чтобы при подготовке отчета иметь возможность прорисовать на фотографии маршрут. Периодически менять фотографирующего, чтоб самому появиться на отчетных фото.
    • Слушаться руководителя - не задерживать группу при фотографии больше положенного времени, во время выполнения фотографий не оказываться на опасных для себя или окружающих участках рельефа, не терять бдительность и не отрываться от группы. Имеет смысл дублировать важные снимки на 2 или 3 фотоаппарата разных фотографов.
    • После прохождения похода или воспоминаний о походе через несколько лет интересней всего увидеть фотографии участников. Поэтому, и для написания отчета, желательно иметь "мордотеку" - набор фотографий крупным планом всех участников, можно до похода и в конце похода до бритья и прочих процедур перед выходом в цивилизацию. Интересна также журналистская съемка того, что происходит в походе. Стоит снимать не только во время приемов пищи, когда делать это легче всего, а в разнообразные моменты жизни группы. Художественные фотографии природы (пейзажи, флора, фауна), панорамы для отчета также приветствуются. Фото местных жителей, как правило, является иногда единственно возможной благодарностью за оказанное гостеприимство, нужно записать адрес и не забыть прислать фотографии адресатам.
      Однако в некоторых странах могут быть табу на съемку определенных людей, частей тела или зданий, местные обычаи, о которых необходимо узнать перед походом.

    6.6 Навигатор . Задача: записать координаты интересных точек маршрута, ориентирование.

    6.7 Эколог . Задача: сбор мусора.

    • Организация уборки стоянок участниками, обычно мусор после своих готовок носят дежурные, но за ними тоже нужно следить. Если есть консервные банки, их нужно обжигать и плющить, и закапывать либо брать с собой. Необходимо знать способы утилизации мусора, вредное воздействие сжигаемых веществ, экологические программы в районе, любить лесников и уметь с ними общаться, знать нормы поведения и границы заповедников и пр.

    6.8 Летописец (хронометрист): записывает время прохождения контрольных точек, места привалов, местные ориентиры, составляет перевальные и вершинные записки (основной текст которых можно ). В зависимости от знания маршрута и квалификации может вести записи и под диктовку руководителя.

    Хороший руководитель придумает каждому участнику полезную роль, к-рая соответствует его склонностям и темпераменту, поскольку их бесконечное количество. Один человек в случае необходимости может исполнять сразу несколько ролей, особенно если одни из них требует большей загрузки при подготовке, а другие в походе. Из не упомянутых ролей есть, например, шут или массовик-затейник, к-рый помогает выровнять эмоции в группе, повысить настроение, развлечет во время длительных отсидок или на дневках. Но это может скорее чертой характера, психологической ролью, чем обязанностью.

    Не упомянуто также, что делает в походе руководитель. А делает он все остальное и координирует действия всех ответственных - на нем оформление документов (регистрация) перед выходом на маршрут; организация проезда, заброски. На маршруте - ежедневная техника и тактика, координация планов согласно акклиматизации и состояния участников, погодных условий и пр., прохождение тех. препятствий, ориентирование, расчет использования запасных дней, слежение за псих.климатом в группе, поддержание дисциплины и пр., главное - принятие решений в нештатных ситуациях. И, наконец, вывоз участников в цивилизацию, разбор похода. Поэтому если есть возможность иногда освобождать руководителя от дежурств или других мероприятий, что помогло бы добавить внешней памяти его вечно работающей голове, это рекомендуется делать .

    Когда же заканчивается поход? Можно было бы подумать что тогда, когда последняя нога замыкающего туриста наступит на отмеченный цивилизацией кусок земли, дорогу, например. Однако туристы как правило остаются группой до приезда домой, завхоз пытается продолжать их кормить, руководитель отвечать за них. Если участник теряется во время переезда домой или попадает за негуманное поведение в милицию, группа не может быть в стороне. Поэтому стоит соотносить свои действия с тем, что вы все еще представитель своей группы, пока не будете высажены на том вокзале, откуда вас некогда взял в поход руководитель.

    Непосредственно после похода (в последний вечер в красивом месте) либо уже после окончания похода на выезде группы на выходные рекомендуется собраться и обсудить прошедший поход. Выразить, что понравилось или нет каждому участнику, что он ожидал от похода и что получил, донести свои мысли и чувства до других участников и руководителя. Это так называемый "гусятник" , где можно обменяться впечатлениями и фотографиями о прошедшем походе, спеть понравившиеся в походе песни. Это ставит некую психологическую точку в походе, позволяя почувствовать завершенность события, да и просто приятно опять встретиться.

    Обязательны такие разборы после тяжело прошедших походов - приведших к травмам участников или чего похуже. В таких случаях лучше проводить разбор похода вместе с МКК, комиссией, к-рая поможет разобрать ошибки, что предотвратить их для этой и других групп в будущем, либо в коллективе клуба, к к-рому группа относится и к-рый отвечает за нее. О некоторых внешних причинах, обусловленных плохой подготовкой, попробуем кратко разобраться в следующей главе.

    Что еще нужно сделать после похода? Спортивный поход необходимо защитить в той же МКК, где он выпускался. Для защиты простых походов достаточно показать фотографии, для более сложных требуется сокращенный либо полный . В последнем случае в его написании участвует вся группа - график движения пишет летописец, паспорта перевалов, иногда и основной текст пишет летописец либо участники (задание подготовиться к прохождению и последующему описанию перевалов руководитель мог раздать еще до выхода в поход). Соответствующие приложения пишут медик, завснар, завхоз и прочие, основной текст со вступительными частями и компоновка всего текста остается на руководителе. В результате защиты похода участники и руководитель получают , которые можно использовать для получения спортивного разряда по туризму , а также для участия в походе следующей категории сложности либо руководства. В справках обязательно пишется характеристика, к-рая будет полезна руководителю вашего следующего похода.

    Можно также оформить впечатления о походе в виде литературного произведения, фоторепортажа и поучаствовать в каком-либо (нашего турклуба, например), живого рассказа с фотографиями и чаепитием привезенных напитков в клубе, сделать игру по мотивам похода или что угодно еще.

    А после этого можно приступать и к планированию следующего совместного похода.

    7. Сюрпризы на маршруте .

    Итак, сюрпризы на маршруте могут сильно развить фантазию руководителя и участников, но не всегда повышают настроение и улучшают самочувствие, поскольку бывают не только приятными. Объективная опасность - термин условный. Несмотря на то, что такие явления носят независимый от человека характер, люди, основываясь на опыте поколений и знании природы гор и человека, могут успешно противостоять им или, по крайней мере, предвидеть и избегать их. Задолго до похода руководителю, да и участникам тоже, желательно прочесть и обдумать статью Олега Янчевского , здесь же мы бегло упомянем лишь некоторые факторы, важные для подготовки к походу.

    Самым сложным решением для руководителя является сход с маршрута при возникновении нештатных ситуаций (когда продолжение движения является опасным, при болезни участника) либо распада группы по психологическим причинам, поэтому при возникновении объективных обстоятельств участникам желательно войти в его положение, а не подливать масла в огонь. Желательно заранее изучить типичные случаи, встречающиеся на территории, куда вы едете.

    Здесь я привожу только некоторые случаи, с к-рыми лично сталкивался наш турклуб в походах, за исключением ссылки на О.Неподобу.

    7.1 Человеческий фактор :

    7.2 Неточность карт :

    • Засекреченность - пионерлагерь может означать военную базу, озеро иногда случайно не попадает на карту и пр.
    • Экологические изменения - в связи с глобальным потеплением ледники вытаивают, обнажая лед и этим увеличивая техническую сложность прохождения перевалов, появляются новые ледопады. Ледник может сильно отступить, что увеличивает время прохождения, т.к. на его месте остается конгломерат со льдом.
    • Человеческая деятельность - исчезают тропы в луговой зоне и верхнем криволесье в результате редкого посещения некоторых районов, появляются вновь протоптанные вместо постоянных.
    • Разночтения карт - на разных картах названия и сложность технических препятствий (перевалов) указывается по-разному, перевальные записки на неправильной седловине или с неправильным текстом иногда вносят еще большую путаницу.

    8. Формальная сторона .

    Хотелось бы кратко упомянуть, что формальная сторона проведения спортивных походов описывается в . Оттуда можно черпать эталонные маршруты для походов определенной сложности в определенном районе, требования к участникам, руководителю и самому походу для данной категории сложности, а также многие полезные моменты. Подробней об этом написано в . Откуда взялись правила - они были написаны в результате многолетнего опыта туристов, поэтому старшее поколение любит говорить, что "они писаны кровью". Следование правилам позволяет постепенно повышать сложность походов для каждого участника и руководителя, тем самым стремясь к безопасному хождению. Сама система существования маршрутных комиссий, МКК, контролирующих подготовку и проведение похода, также призвана обеспечить безопасность походов. Поэтому советуем пользоваться ею по меньшей мере до того времени, пока вы не прочувствуете, что имели ввиду наши заслуженные старики в вышеописанном выражении.

    Именно о знании Правил подписывается участник в маршрутной книжке перед выпуском в МКК. Ниже приведены выдержки из Правил о том, что он этим обязывается выполнять. Не лишне помнить и о том, что руководитель несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье участников.

    2.3.3. Права та обов"язки керівника групи:
    2.3.3.1. Керівник має право:
    - одноосібно приймати рішення під час проведення походу;
    - після обговорення на зборах групи виключити з числа учасників туриста, який за моральними якостями або спортивно-технічними даними не підготовлений до проходження маршруту; якщо така необхідність виникла під час походу, турист при першій можливості доставляється в населений пункт для відправки його до місця проживання;
    - передавати у випадку необхідності керівництво походом своєму заступнику або іншому учаснику, який має відповідну кваліфікацію;
    - звертатись до туристсько-спортивних організацій при незгоді з результатами розбору його дій.

    2.3.3.2. Керівник зобов"язаний виконувати вимоги даних "Правил".

    Під час підготовки до походу керівник повинен:
    - отримати допуск лікаря до участі в змаганнях СП та страховий поліс, дійсний на час проведення заходу;
    - забезпечити підбір членів групи за їх туристською кваліфікацією, фізичною та технічною підготовкою, а також враховуючи їх психологічну сумісність;
    - впевнитись в наявності страхових полісів і лікарняних довідок про стан здоров?я у учасників;
    - ознайомитись з районом походу;
    - розробити основний та запасний варіанти маршруту;
    - вивчити складні ділянки маршруту та засоби їх подолання, підготовити картографічний матеріал;
    - провести необхідні тренування групи;
    - організувати підготовку і підбір спорядження, продуктів харчування, складання кошторису витрат;
    - одержати при необхідності дозвіл на відвідування району з обмеженим доступом (прикордонна зона, заповідник тощо);
    - оформити маршрутні документи;
    - при необхідності вирішити ліцензійні та страхові питання;
    - у випадку зміни маршруту або складу групи узгодити їх з МКК до від"їзду групи на маршрут;
    - рекомендується зв"язатися з регіональною рятувальною службою та поінформувати її про маршрут, графік та контрольні терміни походу, з?ясувати можливість та спосіб спілкування.

    Під час проведення походу керівник повинен:
    - у випадку змінення маршруту або складу групи після виїзду повідомити про це (по можливості терміново) МКК, що випустила групу на маршрут;
    - повідомити МКК про вихід на маршрут та завершення походу; якщо документи розглядались у вищій МКК, то повідомлення направити в МКК, яка проводила первинний розгляд маршрутних документів групи;
    - дотримуватись маршруту та виконувати одержані в МКК та рятувальній службі вказівки та рекомендації;
    - вживати необхідних заходів, які спрямовані на забезпечення безпеки учасників, навіть до зміни маршруту або припинення походу в зв"язку з виникненням небезпечних природних явищ, та з іншими обставинами, а також у випадку необхідності надання допомоги потерпілому, при цьому ускладнення маршруту допускається тільки у виняткових випадках і не дає підстави для підвищення залікової категорії складності походу;
    - призначити в разі тимчасового розділення групи з метою розвідки, закидання тощо в кожній підгрупі (в водних походах - на кожному судні) своїх заступників з найбільш підготовлених учасників, визначити завдання для виконання, контрольний термін, порядок дій та зв"язок;
    - у разі передбаченого планом походу розділення групи призначити керівників підгруп, які повинні мати туристський досвід, що відповідає вимогам до походів тих категорій складності, елементи яких мають місце в маршрутах підгруп;
    - проводити поділ групи в аварійних ситуаціях, виходячи з реальної наявності сил та засобів, конкретних обставин та максимальної можливості виконання завдання по ліквідації аварії;
    - повідомляти про нещасний випадок, що стався, у найближчі рятувальні служби або органи внутрішніх справ, а також до МКК, яка випускала групу.

    Після походу керівник повинен:
    - оформити звіт про похід і подати його в МКК, а також після розгляду та затвердження звіту оформити довідки про виконаний похід членами групи.

    2.3.4. Права та обов"язки учасників СП.

    Учасник походу має право:
    - брати участь у виборі та розробці маршруту;
    - після закінчення походу обговорювати дії керівника та учасників походу, а у випадках незгоди з їх діями звертатися в туристсько-спортивні організації;
    - брати участь у розгляді туристсько-спортивними організаціями дій групи та його власних.

    Учасник походу зобов"язаний:
    - своєчасно виконувати вказівки керівника походу;
    - знати про ступінь небезпеки і ризику для здоров?я та життя при проходженні маршруту, що засвідчується підписом в відповідній графі маршрутної книжки;
    - під час підготовки до походу отримати допуск лікаря до участі в змаганнях СП та страховий поліс, дійсний на час проведення заходу;
    - своєчасно інформувати керівника походу про погіршення стану здоров"я;
    - брати участь у підготовці походу, тренуваннях та складанні звіту.

    2.3.5. За порушення Правил туристсько-спортивні організації можуть застосувати до учасників змагань СП такі заходи впливу:
    - не зарахувати участь або керівництво в здійсненому поході;
    - заборонити брати участь, керувати в походах певної складності на певний термін;
    - виключити зі складу керівних органів, комісій федерації спортивного туризму або членів федерації спортивного туризму;
    - порушити клопотання про позбавлення спортивних звань, зниження або анулювання спортивних розрядів.

    9. Эпилог

    Эта лекция-шпаргалка начиналась с вечного вопроса "Зачем мы ходим в походы" и "Как найти в них то, что ищешь". Мне понравились простые и емкие размышления на форуме о том, как получить удовольствие от похода, думаю, что думать о вечном можно начинать с них:

    "Вопрос скорее к самосознанию участника - желание услышать и готовность измениться. Уважение к группе и природе - это без комментариев, это должно быть нормой. Если нет - значит, обратимся к поиску ошибок в себе. Мы все люди и можем делать ошибки - и если мы их размножаем, ничего хорошего не будет. И наоборот - иногда излишнее суждение, особенно в некорректной форме, способно привести к проблемам. Так что тут важен уровень внутренней культуры и общения в целом". (Алексей Келин)

    Один из важных элементов подготовки маршрута похода – это четко сформулированные цели и задачи похода. Однозначно обозначенная идея путешествия помогает подобрать участников похода, объединить их интересы. Единство целей и интересов объединяет участников в дружный коллектив, а реализация идеи похода приносит всем участникам, большое моральное удовлетворение.

    Цели и задачи похода могут быть очень разнообразные , но важно определиться и согласовать с участниками основные и второстепенные задачи, которые будет решать группа в походе. Одни участники ценят в походах спортивность, другие идут в поход "отдохнуть, а не напрягаться", третьи любят походы из-за трав, грибов, ягод и рыбалки. Главная гарантия успеха совместного путешествия в том, чтобы цели каждого участника похода совпадали с общими целями группы.

    Лучше, если перед походом будет поставлена только одна цель. Если все же намеченных целей две или больше, то надо совершенно четко выделить среди них основную. Все остальные цели считаются второстепенными и выполняются только если есть время и возможность.

    Ниже мы постарались сформулировать основные цели и задачи часто встречаемые в походах:

    Фотографирование, Видеосъемка – фото и видеосъемка неотъемлемый атрибут любого путешествия, а так же «зерном раздора» в группе. Фотограф часто останавливается для съемки, тем самым задерживает группу. На этой почве возникает множество недовольств и конфликтов. Поэтому стоит четко сформулировать приоритет фото и видео съемки в походе. Существуют специальные походы, где основной приоритет съемка. Для большинства же походов, съемка имеет второстепенный приоритет, и любителям фотографировать стоит это учитывать. Это совсем не означает, что если вы хотите много фотографировать, то стоит искать походы для фотографов. Просто постарайтесь понять других участников и их основную цель, и не задерживать группу. Помните, что на обзорных площадках и в красивых местах всегда привалы, и вы можете спокойно поснимать. А для съемки по ходу движения, мы вам откроем вам секрет походного фотографа : идите во главе группы, увидев интересный кадр спокойно его отснимите, закончив съемку вы окажетесь в хвосте группы, остается только увеличить шаг что бы опять оказаться во главе группы.

    Прохождение маршрута – прохождение заданного маршрута из точки начала маршрута в конечную точку. Является основной целью в спортивных походах. В других походах обычно носит второстепенный характер.

    Радиальные выходы – однодневные выходы налегке, с обязательным возвращением в базовый лагерь. Это основная цель радиальных походов, в которой группа разбивает базовый лагерь с палатками и основным снаряжением, и ежедневно совершает однодневные прогулки по ближайшим достопримечательностям и природным объектам налегке.

    Отдых на природе – понятие отдыха у каждого человека свое. Мы подразумеваем под этой целью времяпровождение на свежем воздухе в дали от цивилизации. Это второстепенная цель всех походов на природе. Главной, основной целью похода, отдых на природе может быть в случае матрасничества (пикник, отдых на пляже) – когда вам главное просто побывать на природе вне зависимости от посещения каких либо достопримечательностей. Так же основной целью отдых на природе может быть в радиальных походах. В этом случае если у вас нет желания совершать радиальные выходы, вы можете просто отдохнуть в базовом лагере.

    Отдых с детьми – поход с участием детей. Хотя детей можно брать в любые походы для начинающих, стоит обратить внимание на специальные походы с участием детей. В специализированных походах для детей, разрабатываются облегченные маршруты, с акцентом на локальные достопримечательности, которые дети лучше воспринимают в отличие от обзорных площадок и панорамм. Так же намного удобнее когда дети находят в походе сверстников и новых друзей.

    Экстремальные ощущения – для любителей экстрима, разработаны маршруты в которых участник получает множество экстремальных ощущений. К таким походам мы относим походы с веревками или Экстрим походы. Такие маршруты включают элементы пешеходной и горной техники: веревочные переправы над реками и обрывами, спуски в пещеры, троллеи, дюльферы (спуски по веревки с обрывов), спас работы, каньонинг и др.

    Каньонинг – подъем или спуск по руслу каньона или ущелья. Популярный, развивающийся вид активного экстремального отдыха, с использованием специального снаряжения. Каньонинг, как основная цель похода, обычно проходит в один день, хотя может быть и целью многодневного похода, очень удобно в это случае радиальные походы.

    Скалолазание – восхождение по скалолазным маршрутам, используя специальное скалолазное снаряжение. Так как участники лезут на гору налегке, то в многодневных маршрутах подразумевается разбитие базового лагеря и радиальное восхождение.

    Навыки работы со скалолазным и горным снаряжением – в «Экстрим походах» вам понадобиться использовать специальное снаряжение для работы с веревками. Поэтому в таких походах обязательно второстепенно будет присутствовать данная цель. Если же данная цель стоит в походе как основная, значит поход носит тренировочный характер, что бы участники научились самостоятельной работе со всем комплексом снаряжения. Тогда получение экстремальных ощущений становиться второстепенной задачей.

    Пещеры, подземный мир – посещение пещер украшает любой поход. Есть множество пещер в которые можно спуститься без веревок. И разрабатывая маршрут, популярно включать в него пару таких пешеходных пещер. Для тех кто хочет побывать настоящим спелеологом, стоит рассмотреть экстрим походы в которых «пещеры, подземный мир» являются основной целью.

    Места боевой славы – посещение мест боевой славы: места значительных вооруженных столкновений, партизанских стоянок, памятников героям войны. Походы с целью – пройтись по местам боевой славы, довольно популярны, для них разработаны специальные маршруты по военно-патриотической тематике.

    Исторические объекты – посещение мест исторического значения: пещерных городов, замков, развалин монастырей, древних укреплений. Посещение исторических объектов украсит любой поход. Специализированные походы (на байдарках) по историческим объектам и Замкам очень популярны в западной Украине.

    Природные объекты – посещение уникальных природных объектов: водопадов, вершин, горных озер, перевалов и дт. Дополнительная цель во всех походах. Так же может быть и основной целью похода, когда четко обозначена определенная достопримечательность, в посещении которой заинтересованы все участники похода.

    Объекты религиозного значения – посещение объектов религиозного значения, таких как церкви, храмы, монастыри, места паломничества, посещение культовых мест. Походы с основной целью: «посещение объектов религиозного значения» или «мест силы» обычно называют паломничество.

    Море – отдых на море, на пляже, купание. Обычно входит во многие летние походы как второстепенная цель. Поэтому многие маршруты специально разработаны с окончанием путешествия на побережье. Хотя может быть и основной целью путешествия.

    Баня – походная баня, оставляет очень яркие впечатления и может являться основной целью похода. Так же часто бывает второстепенной целью в многих многодневных походах на дневках.

    Травы, грибы, ягоды – сбор разнообразных даров природы. В качестве основной цели обычно выступает в однодневных походах. Хотя может являться и целью многодневного радиального похода. В остальных же походах обычно выступает второстепенной задачей.

    Живи активно, ходи в походы, путешествуй с нами!