Как увеличить дракона. Архетип Георгия Победоносца как собирательный образ мужчины в разные эпохи. К.Г. Юнг и архетипы


Тема материнского комплекса актуальная для всех людей в период подросткового возраста (сепарации), когда активно бунтующий подросток стремится к отделению себя от подавляющей Ужасной Матери. Пишу с большой буквы, потому что это - архетип. И воплощением его может быть любой взрослый опекун - и мать и отец, или другой значимый взрослый.

И вот в этой картинке хорошо отражен весь символизм сепарационной битвы

Во-первых,Герой тут мирно пьет чай с Драконом. Убить Дракона освободиться от гнетущего - это было бы разыгрыванием мифа. А все мифы про Героев заканчиваются их трагической гибелью. Или же, если говорить о сказках, убивший Дракона превращается сам в дракона.

Во-вторых, у Героя на палице висит плюшевый мишка -

борьба с Драконом это борьба мальчика с образом своей матери в подростковый период. На самом деле, подростковые конфликты это внешнее отыгрывание внутри-психических процессов, происходящих в психике подростка. В нем борются два принципа - развития, потребность в обновлении, движении вперед, и ригидные энергии, принцип безопасности, потребность сохранять, оставаться в уютном и желанном. Ни один ребенок не выйдет из семьи, если не сможет проиграть этот внутри-личностный конфликт во внешнем мире. Невозможно уйти от материнской опеки и заботы, от хорошей матери. поэтому мать наделяется качествами архетипа Ужасной Матери, становится Драконом. Именно поэтому волчица в определенный момент рычит на своих щенят. Так природы помогает развитию психики
И именно поэтому часто родители недоумевают: "Я уже и даю ему свободы, и уже не запрещаю ничего, а он все воюет и воюет со мной". Если подросток не будет проигрывать это во внешней ситуации, то у него не будет энергии чтобы развиваться дальше. С другой стороны, для завершения сепарации, необходимо осознание противоборствующих принципов. Понимание, что материнский образ, от которого так хочется оторваться, часть его самого. Это гораздо легче и быстрее происходит, когда родители не втягиваются в сепарационные битвы и не пытаются держать ребенка в слияние. То есть не препятстуют его росту и взрослению. Тогда, если в реальности никто не сражается с тобой, в конце концов этот Дракон обнаруживается внутри. Что приводит к пониманию и принятию противоположных принципов -сохранения и развития.

В-третьих, Дракон - женщина. Ригидные установки, ориентированность на сохранение и устойчивость - это принципы Материнского Архетипа

В-четвертых, Дракон - соблазнительная женщина. Это история про то, что материнский образ влияет на формирование мужской анимы (на образ, тип женщин, в которых мужчина будет влюбляться, на его представление о женственности, красоте и сексуальности, на его ожидания от партнерши). Часто, мужчина не проживший сепарацию в подростковом возрасте, выстраивает отношения именно с теми женщинами, с которыми затем продолжает разыгрывать сепарационную битву.

Образ героя, спасающего красавицу от чудовища, - один из древнейших в мифологии (идущий из тех времен, когда красавицам на самом деле сплошь и рядом была нужна такая помощь). В христианской цивилизации главным специалистом по этому делу стал святой Георгий, который, согласно легенде, спас некогда бейрутскую царевну не то от змея, не то от дракона, не то от крокодила.

Вообще-то святой Георгий еще много чего героического сделал. Например, пережил семь разных, но одинаково мучительных казней (в ассортимент входили раскаленные сапоги, ямы с негашеной известью и прочие изыски), но каждый раз все-таки не умирал. И лишь на восьмой день его мучитель, император Диоклетиан, сумел избавиться от святого, банально, без затей отрубив ему голову.

Но мучеников в христианстве много, а вот рыцарей, спасавших дам, ощущалась явная нехватка, поэтому Георгий стал одним из самых популярных святых в мире. Например, он является официальным покровителем Англии, Грузии и Москвы.

Поэтому неудивительно, что святого Георгия бесконечно высекали в мраморе и отливали в бронзе. Выкладывали в витражах и рисовали на холстах. И сейчас, рассматривая всех этих Георгиев, мы сталкиваемся с интересным фактом. Хотя и несколько пугающим.

Все дело в том, что век от века змей растет .

Из козявки с лапками, которую мы встречаем на самых древних изображениях, из жалкой змееобразной сосиски, надетой на копье святого, как на шампур, он постепенно превращается сперва в крепенького мутанта с мускулистыми ногами, потом, отращивая дополнительные конечности, потихоньку перерастает и самого Георгия, и его лошадь. А на самых современных работах авторам еле-еле удается найти клочок пространства, чтобы впихнуть туда субтильного святого, ибо все остальное место занимают обильные телеса гигантского монстра.


Так что случилось со змеем?


Со змеем случилось изобретение пороха и атомной бомбы. А если проще, то человек стал ощущать себя настолько сильным и могущественным, что теперь его козявкой, пусть и зубастой, не напугаешь, особенно если она нарисованная. Да если и живая - тоже. Например, согласно информации Испанской федерации ассоциации туроператоров интерес как туристов, так и местных жителей к корриде неуклонно падает из года в год. Потому что сражение человека с быком за последние века превратилось из безрассудного подвига в издевательство над маленьким и беззащитным животным. Пусть тореро по-прежнему реально рискуют жизнями, как и их дедушки, уворачиваясь от выставленных рогов, но коллективное бессознательное на зрительских трибунах отлично понимает: на самом деле, чтобы превратить любого быка в большой бифштекс, современному человеку достаточно слегка шевельнуть указательным пальцем.

И это же коллективное бессознательное уже не может сдержать пренебрежительной усмешки, глядя на древние изображения Георгия Победоносца . Змей, который еле достает тебе до колена? И это вы называете драконом? Ну напишите тогда героическое полотно «Почтальон, побивающий сумкой спаниеля»!


Что случилось с либидо?


Свое любопытное объяснение драконьей раскормленности предлагает психоанализ. Вообще, надо понимать, что в христианской традиции дракон никогда не воспринимался как банальный злобный ящер. Священное Предание - это не фэнтези (хотя местами и похоже). Нет, дракон, змей - это воплощение первородного греха, душевной скверны, это фактически тот самый змей, который соблазнил Адама. А Георгий воспринимался как обновленный Адам, Адам-христианин, сумевший-таки справиться с пороком.

Психоанализ, который вообще обожает работать с мифами, вцепился в дракона всеми руками. Например, исследователь психоанализа Петр Мельников в своей работе «К вопросу об изучении мифологии власти в раннем психоанализе» пишет: «Эта победа представляет собой в рамках ортодоксального психоанализа победу морали над необузданным влечением». Так что в условиях данной теории Георгий - это человек, грубо говоря, откручивающий голову змею своей похоти*.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Ах какое замечательное полотно можно было бы создать на этот вдохновляющий сюжет в психоаналитической трактовке! Но цензура не пропустит ».

Если рассматривать этот вопрос в таком ключе, все становится понятно. Современный человек, надо отдать ему должное, конечно, сражается с соблазнами в меру своих сил, но только соблазнов становится все больше, больше и больше. Соблазн, скажем, не дописывать эту статью прямо сейчас, а пару часиков позависать в «Дьябло» был совершенно незнаком во времена, когда змеи были еще совсем маленькими. А XXX-сайты, а мини-юбки, а чипсы, в конце концов?!


Так что случилось со зрителем?


Изучая старинные картины и иконы, мы долж­ны понимать одну важную вещь. Наши предки не умели так видеть мир, как видим его мы. У них не было компьютеров, кино, фотографии, ярких иллюстрированных книг в большом количестве. А большая часть жителей средневековья, например, если где и видела живопись, то либо в своей церкви, либо в виде росписи на сундуке, сделанном соседом-столяром. В отличие от нас, человек прошлого перед своим носом созерцал обычно реальность, и только реальность, причем довольно однообразную. Информацию же он чаще всего получал через слух, поэтому гораздо хуже нас умел мыслить зрительными образами. Зато он умел мыслить символами. Символ сам по себе имел для него глубочайшую художественную убедительность, не требовавшую детальных подробностей. И, глядя на библейскую миниатюру, изображающую гигантское морское чудище Левиафана, готовящегося пожрать царство, средневековый человек вполне безмятежно относился к тому факту, что больше всего изображенный художником Левиафан смахивал на некрупную селедку. Картинка была лишь кодом, передающим последовательность символов. Средневековый человек не ждал от нее ни реализма, ни красочной детализации. Ты же не застываешь перед дорожным знаком «Осторожно, дети!», изумленно вопрошая: где у этих детей глаза, носы, волосы или вообще хоть что-нибудь, что указывало бы на их принадлежность к роду человеческому?


Так что случилось с Георгием?


Но есть и еще одна, пожалуй, самая важная причина роста дракона. Если вернуться к тому же Фрейду, то Георгий - это как бы всеобщий архетип мужчины. Активный и агрессивный чемпион в борьбе Порядка с Хаосом (вот женщина как раз ближе к стихиям, хаосу перворожденному). На Георгия как на носителя копья по праву рождения (да-да, фрейдистские ассоциации тут вполне уместны) человечество возлагает определенные надежды, поэтому мальчиков всегда воспитывали несколько иначе, чем девочек.

Важнейшей функцией девочки биологические и социальные законы определили способность к физическому выживанию. Хоть чучелком, хоть тушкой девочка должна сохранить свою жизнь, вырасти и родить потомство. Любые действия, которые ставят под угрозу ее жизнь и безопасность, объявлены неприличными для молодой леди. Ей нельзя лазить по деревьям, драться и объезжать диких коней, а надо быть покорной и уступчивой, уметь легко подчиняться насилию, ибо все это гарантирует ей наилучшие шансы на выживание. Гены, живущие в девочке, вовсе не хотят, чтобы она с мечом в руках выходила отражать захватчиков. Гены полагают, что при таком положении дел у нашего вида будут не только проблемы с вариативностью генофонда - наш вид вообще может ненароком исчезнуть.

А вот встроить, впечатать свои гены в генофонд захватчиков девочкам удается куда лучше, чем мальчикам - по вполне понятной причине.

Вот, например, у Гомера:

«Деве свободы не дам, она обветшает в неволе,
Ткальный стан обходя или ложе со мной разделяя».

Конечно, сидеть в рабском состоянии у ткального стана - занятие неприятное, но зато девочка одновременно будет возрождать своих братьев, дядюшек и дедушек, населяя их копиями территорию победителя. И чем уступчивее и приветливее будет она с врагом, тем большую биологическую победу над ним в конце концов одержит.

Древние евреи, кстати, серьезно над этим задумывались. Моисей с Иисусом Навином не зря так настойчиво требовали в Библии, чтобы их соплеменники, разбив врага, уничтожали не только мужчин, но и женщин. (Ну ладно, можете оставить эээ… детей женского пола. Черт с вами, берите этих аммонитянок себе в жены! Что с вами поделаешь, народ вы жестоковыйный!)


С мальчиками же все обстояло совсем иначе. Мальчик должен смело смотреть вперед, уметь драться, настаивать на своем, добиваться успеха трудом и кровью. Потому что мальчиков в общем-то не больно и жалко с биологической точки зрения, пусть выживет сильнейший , для породы полезнее будет.

Так что каждый мальчик, только вставший на ножки, очень скоро понимал, что где-то в будущем его непременно ждет дракон. Или много драконов. И все его обучение так или иначе сводилось к тому, чтобы, увидев наконец красные глаза и острые клыки, отважно ринуться в бой. Твердо зная, что дракон на самом деле будет небольшой и ты почти наверняка победишь. Ну или не очень сильно проиграешь. Потому что без этого знания на войну не ходят.

А Георгий прежде всего был воином, повергающим врага. И подростки, стоявшие в своих кольчужках в церкви перед первым боем, с восторгом смотрели хоть и на противное, но все же небольшое тельце гадины, искренне веря в свои силы и всей душой стремясь в битву. Согласись, рисовать им дракона величиной с колокольню было бы идеологически неверно.


Георгий сегодня


Да, мир меняется. Семь миллиардов населения, конец эры информационных технологий, человечество вступило на путь всепланетного объединения, впереди - биотехнологическая революция, важнейшим ресурсом стал человек, образованный, свободный и предприимчивый вне зависимости от пола, а война признана безусловным злом. Что современное общество думает о Георгии?

Что он уже по большому счету не больно-то и нужен. Агрессивность мужской части населения стала проблемой. Когда обществу нужно безостановочно отправлять половину своих мужчин на штыки неприятеля - тогда да, агрессивность поощряется. Пусть офицеры стреляются на дуэлях из-за ерунды, пусть ребята шалят, гоняя крестьян и лавочников, пусть мальчишки кидаются друг в друга камнями - ничего, бравые вояки будут! Сейчас, когда лавочники стали важнее солдат (особенно те лавочники, которые в своих лавках научились клепать беспилотники), приоритеты стали совершенно иными. Насилие стало проблемой. Борьба мужчин за лидерство стала проблемой. Попытка мужчины держать в узде своих соседей и под контролем жену и детей стала проблемой. Сейчас обществу не нужно, чтобы ты кормил свою семью, а жена рожала тебе десять детей. Обществу сейчас нужно, чтобы и мужчины, и женщины двигали научный и производственный прогресс, а дети, на воспитание которых отныне уходит треть века, рождались гораздо реже.

Он же Жора, он же Гоша...

Вообще-то в оригинале это имя произносилось как
Гюргий
и претерпело множество трансформаций в разных языках: Георг, Джордж, Джирджис, Егор, Юрий, Дьордь.

Общество, которое сегодня хочет быть успешным, не может позволить, чтобы половина взрослого населения скромно сидела за пяльцами и восхищенно взирала на своего Георгия. Поэтому Георгию из всех сил внушают, что он более не глава семьи и не защитник царевен. Охолони, парень, царевна как-нибудь сама разберется! Она, в конце концов, взрослый самостоятельный человек, прояви уважение. Стереотипы изменились. Разумная трусость стала пользоваться большим уважением, чем готовность кидаться в драку. Осторожность и предусмотрительность в мальчиках стали развивать еще усерднее, чем в девочках. Девочек, может, и не вредно слегка подбодрить, но мальчиков нужно всеми силами отучать от привычки выяснять споры кулаками. Мальчики, запомните: настоящая война - это ужас-ужас-ужас! Нет, на этот фильм до восемнадцати вам нельзя, там умирает хомячок, это может приучить вас к жестокости. Настоящий герой - это тот, кто избегает сражения. При любых проблемах зовите родителей, звоните в полицию, и упаси вас боже самим подходить к этому дракону - доверьте дело специалистам. Вы видели, какие у него зубы? Там каждый зуб больше вашей ноги!

О нет, у современного Георгия жизнь вовсе не безоблачна. Ему нужно быть успешным на работе; ему нужно относиться с уважением к женщинам, младенцам и престарелым канарейкам; ему нужно больше времени проводить с детьми; ему нужно посещать хорошего психолога, чтобы справиться со своими неврозами, потому что Георгий всегда и во всем виноват. Ведь из-за мужчин и их неуемных мечей все беды этого мира. Войны, драки, экономические потрясения, проигрыши национальных футбольных сборных - это все дело мужских рук и ног! Сознавай свою вину, искупай свою вину, уступай другим дорогу. И отойди от дракона, кому говорят!

Почему сейчас невозможно обойтись без диплома, где его можно купить и чем Вам поможет наша компания?

Купить диплом Гознак

Многим известно, что система образования, сформировавшаяся в нашем государстве, не только не идеальная, но и устаревшая. Для получения образования требуется немало времени и денежных средств. Получить его еще сложнее, если бывший выпускник школы сразу не поступил в вуз после ее окончания. В результате все чаще бывшие учащиеся сталкиваются с необходимостью покупки диплома, что позволяет, при оплате в один раз решить все проблемы без временных затрат.

Документы, которые мы предлагаем нашим клиентам, абсолютно законны. Распечатка их производится с использованием официальных бланков фабрики Гознак. Данные диплома попадают в государственный реестр. Качество готового результата, обеспечиваемого нашими специалистами, позволяет убеждаться в том, что Ваш выбор полностью безопасен и верен. Менеджеры компании подберут документ требуемого образца, учебного заведения и года его окончания.

Недорого купить диплом на оригинальных бланках

Купить диплом вуза России – вовсе не значит обмануть всю систему образования и трудоустройства. Согласитесь, часто бывает так, что человек получает образование по смежной специальности, а потом понимает, что сделал после школы неправильный выбор. Или много лет работает на одном предприятии, пока в один прекрасный день работодатель не ставит условие: "работники должны быть только с профильным образованием". И вы можете быть во сто крат опытнее, надежнее, трудолюбивее и ответственнее любого молодого специалиста, однако преимущество отдадут ему – ведь у него диплом! Что делать? Начинать готовиться к ЕГЭ? А если нет ни денег на обучение, ни возможности потратить еще пять лет для получения заветной "корочки"? Именно по этой причине пользователи все чаще вбивают в поисковые системы запрос "диплом Москва куплю" и стараются найти надежного продавца документов об образовании. И здесь главное – не дать себя обмануть и купить исключительно настоящий диплом!

Калькулятор стоимости документа

Выберите тип документа Высшее образование Среднее проф. образование Аттестаты Свидетельства ЗАГС Справки Другие документы

Наименование документа

Год выдачи

Срок изготовления

1-2 дня 3-5 дней до 10 дней

Доставка

Россия Страны СНГ Др. зарубежье

Заказать документ

Что мы предлагаем

Вы хотите достичь карьерного роста, наметили достойные варианты заработка, стремитесь к финансовой независимости. От успеха задуманного зависит благосостояние, личное признание, уверенность в будущем. Не хватает лишь диплома о высшем или среднем образовании.

Получить диплом о среднем или высшем образовании легко, если:

поступить в учебное заведение с 1 раза

усердно посещать лекции и вовремя сдавать экзамены

удачно совмещать занятия с работой

Готовы к таким испытаниям?

За годы учебы Ваша ситуация изменится. Ожидания не оправдаются.

Диплом Вам НУЖЕН СЕЙЧАС!

Мы ПОМОЖЕМ достичь нужной Вам цели!

Предоставим НАСТОЯЩИЙ ДИПЛОМ о высшем или среднем образовании.

Без лишних вопросов. Быстро. С гарантией качества.

Абсолютно конфиденциально!

Наши преимущества

Оригинальность дипломов на бланках ГОЗНАК.

НИКОГДА не выдаем типографский бланк сомнительного качества за настоящий ГОЗНАК. НИКОГДА не «половинем» бланки (как некоторые компании подобного рода деятельности). Вы всегда получаете сам диплом на бланке ГОЗНАК и приложение с оценками тоже на настоящем бланке ГОЗНАК.
ВСЕГДА разрешаем нашим клиентам на встречу с курьером взять с собой чей-то образец реально выданного диплома или любого другого документа и сравнить с нашим… Отличий никогда не будет! Диплом полностью соответствует оригиналу!

Справедливая стоимость и удобство доставки.

Цена диплома, именно на полных бланках ГОЗНАК полностью соответствует затраченным средствам на его приобретение и правильное заполнение. Возможна реализация варианта с использованием типографских бланков, они немного дешевле. Готовый документ Вы получаете удобным для вас способом в течении 2-5 дней с момента заказа. Есть срочное изготовление документа за один день.
Сотрудничать с нами комфортно, безопасно, выгодно!

Коллективная деятельность профессионалов.

15-ти летний опыт работы, знание тонкостей оформления и заполнения дипломов, очень тесное сотрудничество с ВУЗами, техникумами и колледжами России - позволяет выполнять Ваши заказы максимально качественно и в назначенный срок. Ошибки в оформлении диплома исключены!

Согласование макета диплома и фото-видео готового документа.

До момента изготовления оригинала мы согласовываем с Вами полную электронную версию диплома, со всеми предметами, нужными оценками, темой дипломной или выпускной работы, а по мере его готовности, демонстрируем Вам скан, фото и видео уже готового, заполненного под Ваши данные документа. При чём, фото и видео можем сделать под ультрафиолетовой лампой. Вы убеждаетесь в качестве заказанного диплома дистанционно. Вы всегда спокойны за полученный результат!

Полная конфиденциальность.

Вы получаете заветный документ, а мы забываем о факте вашего обращения в нашу компанию и удаляем все личные данные без возможности их дальнейшего восстановления. Вы уверены в полной безопасности своей покупки!

Этапы реализации вашего заказа

Оставляете заявку на нашем сайте, заполнив нужную форму заказа или отправляете письмо на нашу почту, со всеми Вашими данными, указав качество и тип документа, который Вам необходим. При возникновении сложностей заполнения обращаетесь к менеджеру онлайн или заказываете обратный звонок.

Уточняются детали вашего заказа. Менеджеры проверяют правильность предоставленных Вами данных, консультируют по возникшим вопросам.

Изготавливается макет документа, согласовывается с Вами и полностью утверждается. На этом этапе возможны любые правки по документу.

Оформляется сам оригинал диплома, по готовности он фотографируется и снимается на видео, Вам демонстрируется его подлинность. Возможно использование УФ лампы

Доставляется документ удобным для вас способом (обсуждается).Вы будете на 100% довольны результатом!

Заказать документ

На нашем сайте представлены все образцы дипломов , выдававшиеся студентам вузов в различных регионах России, начиная с конца 1980-х и по сегодняшний день. При оформлении заказа вам необходимо учитывать, какой именно диплом вам необходим: старого или нового образца, образца до 1996 года или нынешнего, 2016-го. На каждый вид диплома цена будет немного отличаться: все зависит от качества выбранного бланка, года выдачи документа и срочности выполнения заказа. Перед отправкой готового, заполненного документа мы всегда демонстрируем заказчику фото и видео диплома или любого другого документа, чтобы вы могли убедиться в том, что на документе присутствуют необходимые водяные знаки, микртотекст, ультрафиолетовые и другие защиты. Мы изготавливаем дипломы на настоящих бланках ГОЗНАК следующих видов: - диплом бакалавра нового образца; - диплом специалиста нового образца; - диплом магистра нового образца; - дипломы вузов РФ, выдававшихся до 2003 года; - дипломы старого образца (до 1996 года); - дипломы техникума или колледжа; - красные дипломы; - дипломы для нерезидентов РФ и т. д.

Диплом о высшем образовании: почему заказать документацию лучше у нас

Изготовлением дипломов о высшем образовании мы занимаемся не первый год, хорошо знакомы с особенностями и нюансами создания документации такого рода, понимаем, насколько важны его качество и подлинность. Ведь ваш будущий работодатель наверняка заинтересован в том, чтобы взять в коллектив хорошего сотрудника с достойным образованием. Перед тем как заказать диплом, сообщите нам: документ какого вуза России вас интересует (название вуза, факультет, специальность); в каком году, согласно документации, вы должны были закончить учебу; нужная форма обучения и качество бланка (настоящий ГОЗНАК или типография).

Каждый документ изготавливается индивидуально под заказ. Мы гарантируем качество продукции, что подтверждается высокой репутацией нашей компании! С нами вы сможете быстро построить успешную карьеру по выбранной вами специализации! Звоните! Наши менеджеры готовы ответить на все интересующие вас вопросы относительно приобретения документов о высшем образовании!

Король/Королева
Король воплощает власть сознания, устоявшееся устройство миропорядка, стабильность. Он обладает самодисциплиной и ответственностью. Негативная сторона этого архетипа - отрицание нового, цинизм, жесткость и консерватизм.
У Королевы гораздо больше ходов. Это женщина, сохраняющая женскую силу и при этом обладающая властью. Она способна творить и вдохновлять, она наделена властью повелевать, к каждому её слову прислушиваются, она в состоянии вершить судьбы. У нее есть большая сила, но на ней лежит и огромная ответственность.

Воин/Воительница
Архетип воина - это энергия человека, способного действовать, ставить цели, бороться, преодолевать препятствия. Его основные качества - импульсивность, воинственность и сила воли. Негативная сторона этого архетипа - агрессивность, жестокость.
Женщина-воительница. Это архетип амазонки, феминистки, женщины, дерзнувшей помериться силой с мужчиной, отстаивать свои права в сражении. В ней немного женского. Ее животные - волки и змеи, это сама хтоническая, всемогущая, подземная сила земли.

Маг/Жрица
Маг всегда связан с некой чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Он накопил знания, постиг высшие законы мироздания, обрел опыт, философию, познал иерархию, его могущество состоит во владении истинными именами вещей. Этот архетип заставляет человека приподыматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимое. Негативная сторона этого архетипа - отрыв от реальности.
Жрица выступает силой, стоящей над суетой самих богов. Это носительница высших знаний, мудрости, волшебства, таинственности. Она знает всё, но ничему не удивляется - она отстранена, и живет как бы в другом измерении.

Возлюбленый/Возлюбленая
Возлюбленный мягок и восприимчив, ласков и нежен. Его черты - привязанность, потребность раствориться в партнере… Негативная сторона этого архетипа - зависимость.
Возлюбленная - это образ богини любви, выявляющий мощь земного плодородия, также как и развитые, стабильные и глубокие чувства. Она нежна и сексуальна, её мягкость ничего не требует, но всё принимает, она способна к бесконечному пониманию. В ней есть черты ребенка - иногда шаловливого, иногда капризного, но всегда спонтанного и естественного. И точно так же, как ребенок, она не может быть вполне независимой: ей нужен объект для любви.

Дурак
В сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение свои самые худшие качества, соответствующие более низкому уровню развития сознания человечества. Архетипически дурак формирует единое целое с образами других нарушителей культурных и социальных запретов — образами первых разумных существ на Земле, прародителей-близнецов, которые нарушением табу порождают человечество, что становится и причиной смерти людей.
Осознание своей совершенной некомпетентности и неполноты — необходимое условие движения к более высокому уровню знания и полноты. Именно поэтому в сказках царём становится Иван-дурак: обманывая себя и нас полной неспособностью к традиционной нормальной жизни — ради того, чтобы сделать её более полноценной.

Герой
Герой - это смертный, который совершает много великих дел, чаще всего, впрочем, не по своей воле: так складываются обстоятельства. В очень многих сказках и мифах герой совершает великие подвиги: у него есть для этого энергия и способности. Негативной чертой героя является стремление выйти за рамки ограничений для простых смертных и там найти свою гибель.

Дракон
Дракон присутствует во всех символах энергии, в Китае он воплощает Ян - мужское начало начало космического миропорядка. Он символизирует творчество, динамику, силы движения и осознания. Дракон чувствует себя в небесах, как дома. Он является причиной явлений природы и природных аномалий: древние верили, что когда дракон летит по небу, начинается гроза. Драконы могут извергать пламя. Дракон символизирует огромную силу. Негативный аспект этой силы заключается в том, что она может зайти слишком далеко.

Странник
Странник несет в себе энергию поиска, прежде всего поиска индивидуальности. Он свободен, это самый свободный из всех архетипов, и при этом для него характерна собственная реализация и открытие тайн мира в движении. Его привлекают тайны природы, загадки истории. Он стремится познать смысл жизни, найти свое призвание, предназначение. Любит философствовать, путешествовать наяву и в своих фантазиях, одной из граней странника является божественный ребенок. Главными ресурсами странника являются развитая интуиция и внутренняя свобода. Странник независим и самодостаточен, обладает любопытством и свежестью восприятия, близостью к природе и созерцательностью. Негативной чертой архетипа может являться ненадежность. Появление Странника свидетельствует о начале индивидуации по Юнгу, когда человек в выборе пути больше руководствуется своим внутренним миром, чем требованиями социума.

Мое знакомство со старым Краковом началось у знаменитого Вавельского Дракона . Слушая экскурсовода я еще раз нашла подтверждение тому, что легенды корнями своими уходят в коллективное бессознательное. Давайте попробуем проанализировать текст легенды и провести параллели с архетипами из аналитической психологии .

Существуют две легенды о Вавельском Драконе. Они многогранны и содержат несколько психологических феноменов. В этой статье я рассмотрю только феномен, лежащий в основе невроза страха. Обе легенды начинаются одинаково, с того, что начало существования города связывается с имением Кракуса - человека, который избавил людей от дракона.

«Давным-давно, когда не было еще никакого замка на Вавельском холме, да и самого города Кракова еще не существовало, вдоль речки расположились несколько деревень, в которых жили простые люди. Старожилы рассказывали, что в те времена в пещере у подножия холма жил огнедышащий дракон. Он не показывался из своего укрытия, потому вход в пещеру давно зарос густым кустарником. Однако, никому не следовало лишний раз рисковать и ходить вблизи пещеры, дабы не пробудить спящее чудовище.» Дракон (в аналитической психологии) – это символ негативной репрезентации матери. Архетипически он представлен в психике каждого человека. В норме у ребенка к полутора годам происходит интеграция в единое целое негативной и позитивной репрезентации материи. То есть ребенок начинает понимать, что мама, которая его любит и о нем заботится, может иногда быть и злой матерью, которая не удовлетворяет его потребности. Т.е. это не два разных человека, а один. Бывает и так, что достичь понимания этого единства ребенку не удается, репрезентация негативной части матери становиться отщепленной (существует, но не переживается). Иными словами «дракон не показывается на свет, но ходить рядом опасно, можно разбудить». Активировать в психике архитип Дракона, без дальнейшей проработки и интергации в единое целое опасно, поскольку актируется ахраический страх поглощения (засасывания). Иногда в имагинациях (переживание образа) клиентов спонтанно появляется изголодавшийся дракон, который длительное время сидел в пещере. И только переступив порог своего страха, можно найти путь к себе к своей целостности.

Дальше об этом в легенде повествуется так: «Группа отважных молодых людей не поверила старшему поколению. Они приняли за безрассудство старую историю и вознамерились доказать ее ложность. Вооружившись факелами, они пробрались сквозь заросли ко входу в пещеру. Но, заглянув внутрь, так ничего и не увидели. Однако нельзя было просто так ни с чем вернуться в деревню и они решили двигаться дальше. Вдруг молодые люди услышали глубокое дыхание дракона, но было уже поздно – зверь проснулся. Юноши обратились в бегство, слыша позади рев чудовища и чувствуя спинами его горячее дыхание. Задыхаясь и спотыкаясь, они успели выбраться из пещеры и лишь тогда смогли рассмотреть злые горящие глаза и острые зубы дракона. После долгого сна дракон, называемый живоглотом (holophagus - то есть существо, заглатывающее своих жертв целиком) был ужасно голоден. И с того дня мира в деревнях не стало.» Если говорить на психологическом языке, то вначале, появляется сильная тревога, потом страх поглощения кем-то или чем-то. может находиться в плоскости внутриличностного или межличностного конфликта. Согласно легенде дракону каждый день приносили в жертву корову. Символ коровы связан с архитипом позитивной, дающей матери. Страх того, что негативная часть личности поглотит позитивную, можно наблюдать при неврозе страха у человека с пограничной структурой личности. Это страх пограничной формы, то есть природа такого страха - внутриличностный конфликт. Обычно пациентам в таком состоянии врачи назначают препараты антидепрессивного действия. В результате медикаментозного воздействия на организм эффективность переживаний страха уменьшается, но внутренний конфликт зреет как затаившийся вулкан, периодически угрожая очередным извержением (обострением заболевания). Проработка внутриличностных конфликтов во время психотерапии позволяет избавиться от накопившегося напряжения и завершить интеграцию образа матери.

Дальше в легенде: «Проснувшийся Дракон стал наводить ужас на жителей деревень, извергая огонь и поглощая людей. Деревенские жители назвали его Смок. Самые сильные мужчины хотели положить этому конец и, вооружившись, решили убить жестокого зверя.» Иногда люди, склонные к аутоагресси, именно так желают поступить с появившимся и угрожающим драконом в своих имагинациях (представление и переживание образа чего-то). То есть убить агрессивную, вышедшею из под контроля часть себя. В реальной жизни это заканчивается травматизацией и разрушением себя.

«Дракон , услышав приближение людей, вышел из пещеры им навстречу, извергая на своем пути пламя. И мужчины напрасно размахивали топорами - они не смогли причинить вреда дракону. Пораненные и обгоревшие, в отчаянии вернулись они в свои селения, а многие и вовсе погибли. Дракон же стал лютовать еще сильнее - никто теперь не был в безопасности. Зверь пожирал каждое живое существо, которое видел. И тогда отчаявшиеся люди пришли просить совета как одолеть дракона у мужчины по имени Кракус, который слыл мудрым человеком». Как Вы уже поняли, активировавшийся архетип Воина в данном случаи не поможет. Воевать со своими недугами бесполезно, только себе во вред.

«Хотя некоторые считали Кракуса чудаком, а другие - волшебником: он умел смешивать травы и лечить болезни, все время что-то бормоча себе под нос». Архетип Волшебника или Мага. Но волшебник не может быть правителем. Это активизирует другой архетип. Именно в этом месте легенды расходятся. «Кракус долго думал, но наконец его взгляд прояснился и он сказал: "Ни один мужчина не может убить этого огнедышащего монстра, но победить его можно уловкой"».

В кататимно-имагинативной терапии есть такой режиссерский прием: накормить и перекормить пугающий интроект (помещенная вовнутрь фигура кого-то) до трансформации его во что-то доброе. «Кракус предложил людям возвратиться в свои дома и ждать там, пока они не услышат звуки его рожка. Он же придумал следующее: взял кожу молодого ягненка и заполнил ее смолой и самородной серой. В темноте ночи, пока дракон спал, он отнес это к Вавельскому холму. Кракус спрятался среди кустарника на краю реки. Дракон с удовольствием проглотил ягненка, но его содержимое вызвало нестерпимые муки. Задыхающийся от боли, дракон решил водой потушить внутренний пожар от смолы и серы, и пополз к реке. Он пил и пил, и выпил столько, что уже не мог двигаться. Некоторые говорят, что в тот день дракон выпил половину Вислы. Только ничего не помогало - он пил снова и снова и в конце концов лопнул».

Почему лопнул дракон, а не трансформировался во что-то другое? Возможно, что из-за давности повествования эта часть утеряна. Но интуиция подсказывает мне, что трансформация – это рождение нового, а значит, это начало уже другой легенды.