Образование как соц. Социальный институт образования. Образование — как социальный институт

Политическая идеология является важным элементом общественного сознания, играя значительную роль в жизни общества. История еще не знала ни одной политической системы, которая бы не была связана с идеологическими ценностями.

Идеология – это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиции интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы.

Идеология, по сути дела, является односторонним, социально заинтересованным отражением действительности.

Основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов социальных групп и классов. Эти интересы познаются, осознаются, далее, разрабатываются программные цели и средства их достижения.

Любая идеологическая система включает в свое содержание экономические, политические и другие концепции. При этом осуществляется опора на определенную философию жизни: картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравственные нормы, ценности и идеалы.

Общество состоит из нескольких классов и социальных групп и у каждого класса и группы свои интересы, не совпадающие между собой, следовательно, в обществе постоянно происходит идеологическая борьба.

Одна из важных задач идеологической борьбы – это предание интересам господствующего класса формы всеобщих интересов и внедрение в сознание людей идеи общности интересов всех классов.

Таким образом, идеология предполагает борьбу за единство мировоззрения и ценностных установок. Силовое навязывание этих установок происходит с помощью социальных институтов. В прошлом таковыми институтами была церковь, система воспитания и образования, сейчас целенаправленная деятельность по формированию общественного сознания осуществляют СМИ и коммуникации. Идеология сплачивает общество, интегрирует, создает широкую социальную основу для власти правящих элит.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что политическая идеология определяется как специфическое учение (доктрина), обосновывающее притязания того или иного класса, социальной группы на власть (или ее использования) и добивающиеся, в связи с этими целями, подчинения общественного мнения идеям класса.

Цели политической идеологии:

· овладение общественным сознанием;

· внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития;

· регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

В политической идеологии выделяются три уровня:

· теоретико-концептуальный уровень – на этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы. Проводится работа по отбору и обобщению идейного материала для устранения противоречий в идеологической системе. От того, как будут выстроены эти ценности и идеалы, зависит восприятие идеологии массами;

· программно-директивный уровень. На этом уровне ценности и идеалы переводятся в программы, требования, лозунги элит, партий. Формируются стратегия и тактика политической борьбы;

· поведенческий уровень. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов, требований к определенному типу политического поведения.

Мировая практика выработала множество различных идеологических систем, среди которых либерализм, консерватизм др.

Либерализм . Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 году «либералами» называли делегатов-националистов в Кортесах (испанская разновидность протопарламента). Затем оно вошло в английский, французский и другие языки.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации. У ее истоков были идеи таких авторов, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольтд, Т. Джефферсон, Дж. Мэдилон, Б. Констан.

В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Ценности либерализма – это свобода, достоинство человеческой личности, терпимость.

Свобода понималась приверженцами либерализма несколько в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Эту позицию А. Берлин сформулировал следующим образом: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие».

Классический либерализм объявил потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий, поставив на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельного разумного существа, независимой единицы социального действия.

Свобода отождествлялась с частной собственностью, так как частная собственность рассматривалась как гарант и мера свободы.

Проблема отношения государства и человека, проблема пределов вмешательства государства в дела индивида была одна из основных, рассматриваемых в учении либералов.


Право, по их мнению, являлось инструментом гарантирования отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм своды выбора.

В политической, государственной сфере была предложена также идея государст ва – «ночного сторожа». Суть этой идеи состояла в оправдании так называемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности.

В экономической сфере – идея свободного рынка, ничем неограниченной конкуренции.

Классическому либерализму было чуждо рассмотрение прогресса общества через революции, хотя именно эта идеология стимулировала начало революций конца XVIII – XIX веков.

Неолиберализм современная форма либерализма. Эта концепция сформировалась в XX веке. В русле данного направления принципы классического либерализма модернизируются. Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, приверженцы неолиберализма в то же время стали подчеркивать необходимость определенного вмешательства в экономику для ограничения господства монополий и предотвращения экономических конфликтов.

Одна из значительных идей неолиберализма – это, прежде всего, идея коллективизма независимых и свободных индивидов.

Сегодняшний неолиберализм – идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно на слои предпринимателей, защищающих, прежде всего, их интересы. Это объясняет то, что партии, придерживающиеся идеологии неолиберализма, существуют во многих странах и являются в них весьма влиятельными. Среди таких стран Канада, Англия, Австрия.

Консерватизм. История возникновения консерватизма берет свое начало еще во времена Великой Французской революции. Впервые основные положения консерватизма были сформированы в работах Э. Берка, Ж. де Местера, Л. де Бонанда.

Основатели консерватизма противопоставили идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как органическую и целостную систему.

Основные политические принципы данного идеологического направления – это необходимость приспособления к обычаям, национальным традициям, установившимся социально-политическим институтам. В конструкциях консерватизма естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивает жизнеспособность и целостность общественного организма, подобно тому, как отдельные органы человеческого тела – жизнеспособность и целостность всего его организма.

Неоконсерватизм. Неоконсерватизм отстаивает традиционные идеи и принципы консерваторов, отвергая любые революционные ломки общества как живого организма.

Неоконсерватизм отдает предпочтение действию по методу проб и ошибок, а не реализацию рационально обоснованных социально-политических проектов. По мнению Берка, очень хорошие схемы, созданные с наилучшими намерениями, часто имеют позорные и печальные последствия.

В области экономических отношений приверженцы неоконсерватизма ратовали за свободный рынок, конкуренцию и предпринимательство. В сфере духовной и социальной жизни – защита морали и религии.

Государство в русле неоконсерватизма – это главное орудие обеспечения в обществе порядка, стабильности, но при этом оно не должно вмешиваться в экономическую жизнь, так как вмешательство государства ведет к негативным для свободы личности последствиям. Неоконсерваторы настаивают на авторитете власти, законности и порядке. Ратуя за широкую демократию, неоконсерваторы признают, что она ничего общего не имеет с анархией. Индивид свободен, но не может быть свободен от общества.

Идеология - это система взглядов, представлений, идей, выра­жающих интересы того или иного общества или социальной общно­сти. Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации полити­ческого бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.

Идеологию можно представить как форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую при­тязания той или иной группы лиц на власть.

Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход полити­ческого и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. К. Маркс считал, что ко­гда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.

Политической идеологии присущи следующие функции:

    выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);

    внедрение в общественное сознание своих критериев оцен­ки политических событий, политической истории;

    интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентации, политических представлений;

    организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;

    обоснование мотивов политического поведения и мобили­зация социальных общностей на реализацию поставленных задач;

    легитимизация власти: рациональное обоснование (оправ­дание) деятельности правящей элиты.

Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и вне­дряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число привер­женцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют пре­жде всего свои личные цели и интересы.

Выделяют три основных уровня функционирования полити­ческой идеологии:

    теоретико-концептуальный, на котором формируются ос­новные положения и обосновываются идеалы и ценности опре­деленного класса, нации, социальной общности;

программно-политический, на котором социально-фило­софские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;

3) актуализированный, который характеризует уровень освое­ния гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии на этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

§ 8. Основные идеологические течения в современном мире

Либерализм и неолиберализм

Как самостоятельное идеологическое течение (мировоззре­ние) либерализм возник в конце XVII в. благодаря трудам таких ученых, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Дж. Милль, А. Смит и др. Основополагающие идеи и установки классического либерализ­ма были сформулированы в Декларации прав человека и гражда­нина 1789 г. и Конституции Франции 1791 г. Само же понятие «либерализм» вошло в общественно-политический лексикон в начале XIX в. В испанском парламенте (кортесах) «либералами» называли группу депутатов легатов-националистов. Окончатель­но либерализм как идеология сформировался к середине XIX в.

В основе либеральной идеологии лежит концепция о при­оритете личных прав и свобод над всеми иными (обществом, го­сударством). При этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе предпринимательства, при­оритету частной собственности).

Основополагающими признаками либерализма являются:

    индивидуальная свобода;

    уважение и соблюдение прав человека;

    свобода частного владения и предпринимательства;

    приоритет равенства возможностей перед социальным ра­венством;

    правовое равенство граждан;

    договорная система образования государства (отделение го­сударства от гражданского общества);

    разделение властей, идея свободных выборов всех институ­тов власти;

    невмешательство государства в частную жизнь.

Однако следование классической модели либеральной идео­логии привело к поляризации общества. Ничем не ограничений либерализм в экономике и политике не обеспечивал соци­альной гармонии и справедливости. Свободная, ничем не огра­ниченная конкуренция способствовала поглощению слабых более сильными конкурентами. Во всех секторах экономики до­минировали монополии. Аналогичная ситуация складывалась и в политике. Идеи либерализма стали переживать кризис. Неко­торые исследователи даже стали говорить о «закате» либераль­ных идей.

В результате длительных дискуссий и теоретических поисков в первой половине XX в. были пересмотрены отдельные базовые принципы классического либерализма и выработана обновлен­ная концепция «социального либерализма» - неолиберализм.

В основу программы неолибералов легли такие идеи, как:

    консенсус управляющих и управляемых;

    необходимость участия масс в политическом процессе;

    демократизация процедуры принятия политических реше­ний (принцип «политической справедливости»);

    ограниченное государственное регулирование экономиче­ской и социальной сфер;

    государственное ограничение деятельности монополий;

    гарантии определенных (ограниченных) социальных прав (права на труд, на образование, на пособие в старости и др.).

Кроме того, неолиберализм предполагает защиту личности от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы.

Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекает тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и пра­вового государства.

Консерватизм и неоконсерватизм

В основе консерватизма (от лат. conservare - сохранять, ох­ранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сло­жившегося порядка вещей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Предпосылкой возникновения консерватизма послужила Ве­ликая французская революция 1789 г., в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. По­этому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либе­ральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Но в его основе по-прежнему лежали идеи укрепления законности, госу­дарственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.

Неоконсерватизм отличает стремление приспособить тради­ционные ценности консервативного толка к реалиям современ­ного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, социальная стабильность, взаимная ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало своих приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватиз­ма, существуют в США (республиканская партия), Японии (ли­берально-консервативная), Англии (консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консер­ваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах.

Социал-демократия

В качестве одного из основных политических течений соци­ал-демократия сформировалась во второй половине XIX в. во многих европейских странах (Англия, Германия, Австрия, Венг­рия, Россия и др.). Первые социал-демократические партии фор­мировались на основе социалистических и коммунистических идей. В дальнейшем (конец XIX - начало XX в.) левое крыло со­циал-демократических движений трансформировалось в социа­листические и коммунистические партии, правое - в социал-де­мократические партии и движения.

В отличие от коммунистических идей, социал-демократия отмежевалась от революционных форм борьбы и взяла курс на реализацию своих требований мирными средствами. В качестве альтернативы капитализму и коммунизму социал-демократы предлагаютдемократический социализм - общество, в котором в равной степени будут защищены права и свободы всех социальных слоев и классов.

Современная социал-демократия предполагает:

    отказ от насильственных методов борьбы за власть;

    приоритет таких ценностей, как демократия, социальная справедливость, солидарность, свобода и др.;

    приоритет смешанной экономики над социалистической;

    социальные гарантии малоимущим и нетрудоспособным гражданам;

    государственную поддержку культуре, образованию, здра­воохранению;

    плюрализм мнений, многопартийность, идеи правового го­сударства и др.

В настоящее время социал-демократические партии сущест­вуют во многих странах. Нередко они оказывались у руля госу­дарственной власти и были инициаторами многих весьма про­грессивных реформ. Особенно велико влияние социал-демокра­тии в странах Скандинавии.

В России в 1898 г. была создана Российская социал-демокра­тическая рабочая партия (РСДРП). В 1903 г. на II съезде партии РСДРП раскололась на большевиков и меньшевиков.

После победы революции в 1917 г. левое крыло партии РСДРП (б) (большевики) трансформировалось в коммунистиче­скую партию, а правое крыло РСДРП(м) (меньшевики) вынуж­дено было эмигрировать за границу.

В современной России неоднократно предпринимались по­пытки возрождения социал-демократического движения. Так, в мае 1990 г. была создана Социал-демократическая партия Рос­сии (СДПР). В программных документах партии было записано, что она выступает с позиций социального и политического парт­нерства; способствует формированию среднего класса; противо­стоит номенклатурной буржуазии; считает своей главной опорой в демократизации общества рабочее движение. СДПР - партия Последовательного реформизма, партия труда, социального парт­нерства и компромисса, демократическая партия.

В первой половине 90-х гг. СДПР пережила несколько рас­колов, объединений и кризисов, и ее влияние на политическую жизнь в стране свелось к нулю.

В настоящее время в России существует Социал-демократи­ческая партия (М. С. Горбачев, К. А. Титов), но ее успехи на по­литическом Олимпе весьма незначительны. В то же время боль­шинство программных положений Коммунистической партии РФ (КПРФ) соответствуют идеям социал-демократии.

Коммунизм

Коммунизм (от лат. communis - общий) - общее название различных концепций, целью которых является построение бес­классового общественно-политического строя, основанного на общественной собственности и полном (экономическом, поли­тическом, социальном) равенстве всех граждан.

Идеи коммунизма известны с древнейших времен, но первые попытки описать устройство этого общественного строя были предприняты мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кам-панеллой. В XIX в., благодаря работам таких ученых, как А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Л. Бланк, социалистические коммунистические идеи приобрели теоретический, концептуаль­ный характер, но окончательно коммунистическая идеология сформировалась и приобрела определенную политическую на­правленность благодаря деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина.

К. Маркс и Ф. Энгельс являются основоположниками комму­нистической идеологии. В работе «Манифест Коммунистической партии» они сформулировали ее основные принципы. Коммуни­стическая идеология обосновывает необходимость и неизбеж­ность радикального переустройства общества путем свержения буржуазного строя и установления диктатуры пролетариата. В ка­честве конечной цели революционных реформ предполагается построение бесклассового общества, основанного на обществен­ном самоуправлении.

Коммунистическая идеология основывается на следующих принципах устройства общества:

    отмена частной собственности на средства производства;

    отсутствие эксплуатации человека человеком;

    плановое развитие экономики, отсутствие безработицы, неуклонный рост благосостояния всего народа;

    обеспечение равного права на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «от каждого по способности - каждом по труду», а в дальнейшем: «от каждого по способ­ности - каждому по потребности»;

    бесплатные и общедоступные такие социальные блага, как жилье, образование, медицинское обслуживание;

Утверждение и реализация идей гуманизма и демократии.

Несмотря на то, что коммунистическая идеология провозгла­шает гуманистические принципы построения «нового» общест­ва, в основе ее лежит теория классовой борьбы, суть которой за­ключается в уничтожении «эксплуататорских» классов. Если фа­шисты стремились уничтожить «обреченные (неполноценные) расы», то большевики развязали классовый геноцид против соб­ственного народа, уничтожая «обреченные классы», что, по сути, привело к самоистреблению народа.

Попытки реализовать идеи социализма (коммунизма) пред­принимались в СССР и многих других странах, однако итоги этих экспериментов оказались неутешительными.

Фашизм

Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) - крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремист-ское идейно-политическое движение, одна из разновидностей тоталитаризма.

Идеологические истоки фашизма восходят к элитарным иде­ям Платона и Гегеля. Германский фашизм использовал для своих теоретических обоснований идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

Как социально-политическое явление фашизм возник в на­чале XX в. в период индустриализации общества и связанных с ней острых кризисных процессов, разрушавших экономические и социально-политические субкультуры. Фашистский режим отличается от других традиционных тоталитарных режимов тем, что черпает свои силы в массовом движении недовольных граж­дан. Массовые движения в условиях глубокого экономического и политического кризисов легко поддаются манипулированию. Идеология, способная в доступной форме донести до массового сознания свои цели и способы их достижения, быстро овладева­ет находящимися под давлением различного рода проблем мас­сами. И чем глубже кризис, поразивший общество, тем больше шансов у фашистской идеологии овладеть массовым сознанием. Для этого необходимо, прежде всего, найти «врагов», повинных во всех существующих в обществе бедах, и предложить простые, доступные обывателю способы решения существующих про­блем.

Фашизм как идейно-политическое движение и как полити­ческий режим возник в 20-е гг. XX в. в Италии, а затем в Герма­нии, Португалии, Испании и других странах.

Наиболее характерными для фашистской идеологии и фаши­стских режимов являются следующие признаки:

    культ насилия и вождя;

    крайний национализм и даже расизм;

    воинствующий антикоммунизм;

    тотальный контроль за обществом и личностью;

    отсутствие демократических прав и свобод;

    широкое использование государственного регулирования в экономической сфере;

    агрессивность и экспансионизм во внешней политике;

Идеологическая и политическая нетерпимость.

Наиболее полно все эти антигуманные признаки воплоти­лись в германском фашизме, который органически соединил в себе такие близкие для рядовых немцев понятия, как социализм и национализм (национал-социализм) и провозгласил немецкую нацию высшей расой, которая должна господствовать над всеми остальными. Одновременно «неполноценные» нации (евреи, цы­гане, славяне и др.) подлежали либо поголовному истреблению, либо порабощению.

В настоящее время фашистская идеология существует в фор­ме неофашизма и находит своих сторонников во многих странах. Особую активность профашистские организации проявляют во Франции, Австрии, Германии. В России также существует опас­ность распространения фашистской идеологии. Ее рост стимулируют нерешенные экономические, социальные, межэтниче­ские проблемы, безработица среди молодежи и неэффективная миграционная политика государства.

Национализм

Национализм как идеология представляет собой разновид­ность группового эгоизма, которая обосновывает превосходст­во «своей» нации над другими. Национализм возводит принад­лежность к своей нации в политический принцип или про­грамму, в основе которой заложен приоритет национальных (этнических) интересов за счет ущемления интересов других этносов.

Благодаря тому, что национальная принадлежность пред­полагает общность таких социокультурных признаков, как язык, традиции, обычаи, менталитет, единая конфессиональ­ная принадлежность и др., национализм сравнительно легко может объединить под своими знаменами представителей оп­ределенного этноса. При этом конфронтация с другими этни­ческими группами только способствует консолидации нацио­нальной общности.

Исследователи различают две разновидности национализма:

1) национализм как форма протеста против национального угне­тения и бесправия этноса;

2) национализм как способ обоснова­ния превосходства своей нации над другими.

Первая разновид­ность национализма направлена против национального угнете­ния, колониальной зависимости, различных форм национальной дискриминации. Такой национализм играет прогрессивную роль. Вторая разновидность по своей природе, целям и методам их достижения является реакционной.

Националистическая идеология способствует консолидации этноса и более жесткому противостоянию «своих» и «чужих». Она также придает ценностно-смысловую направленность про­тивоборству, определяя цели и задачи развития этноса. Нацио­нализм, по сути, представляет политическую программу разви­тия этноса за счет ущемления интересов других национальных групп.

В основе националистической идеологии лежит завышенная самооценка «своих» и необъективно низкая оценка «чужих». Такой двойной стандарт служит как бы моральным оправданием дискриминации других этносов. Так, в странах Прибалтики (Эс­тонии, Латвии, Литве) русскоязычное население отнесено к лю­дям второго сорта. На этом основании их права и свободы ущем­ляются.

С распадом СССР и образованием СНГ национализм стал представлять реальную угрозу миру и безопасности на его терри­тории. Националистические движения во многих бывших союз­ных республиках вынудили большинство русскоязычного насе­ления покинуть эти республики, а оставшиеся, как правило, подвергаются различного рода дискриминации.

В самой России бесконтрольная миграция, ввоз наркотиков и создание национальных преступных сообществ порождают враждебное отношение российских граждан к незваным при­шельцам. В стране набирают силу различного рода националистические молодежные организации, направленные против заси­лья и бесчинства иностранцев.

К сожалению, российские власти не могут или не хотят орга­низовать эффективную защиту своих граждан от националисти­ческой экспансии извне, навести элементарный порядок в ми­грационной службе, обеспечить защиту своих соотечественников за рубежом.

Расизм

Расизм - антинаучная, реакционная система взглядов, идей, отношений, согласно которым расы по своим антропологиче­ским, социокультурным, интеллектуальным и другим способно­стям (качествам) не равны между собой. Согласно теории расиз­ма различные по своей «природе» расы подразделяются на «выс­шие», призванные руководить и управлять другими, и «низшие», не способные к историческому творчеству.

Истоки расизма возникли в глубокой древности, когда различные по своим этническим признакам племена противо­поставляли себя друг другу. Одним из первых ученых, кото­рый предпринял попытку теоретического обоснования нера­венства рас, был Платон. В своей работе «Государство» он приводил следующее высказывание: «Бог... в тех из нас, кто способен править, примешал при рождении золота, в помощников их - серебра, железа же и меди - в земледельцев и разных ремесленников».

Возникновение идеологии расизма в значительной мере свя­зано с концепциями французского ученого Ж. А. Гобино (1816-1882), который в своем труде «О неравенстве человече­ских рас» предпринял попытку теоретически обосновать сущест­вование «полноценных» и «неполноценных» рас. К полноцен­ным Ж. А. Гобино относил белую расу (арийцев), которая, по его мнению, первоначально владела монополией на красоту, ум и силу. К неполноценным он относил желтую и черную расы.

Определенный вклад в развитие расовой теории внесли та­кие ученые, как X. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Ницше и другие. Так, Ф. Ницше в своих философских трудах («Так гово­рил Заратустра», «Воля к власти» и др.) развивал теорию силь­ной личности, призванной повелевать другими.

Расистские теории были весьма популярны в середине XIX - середине XX в. в Англии, Германии, США, ЮАР и дру­гих странах. Например, в фашистской Германии расизм стал официальной теорией и основной идеологией «третьего рейха». Колониалистам Северной Америки идеология расизма служила своего рода оправданием развязанного ими геноцида по отноше­нию к местным индейцам и установления рабства на юге США. С 1948 по 1989 г. расовая политика апартеида (политика расо­вого деления) была официальной государственной политикой ЮАР.

С научной точки зрения теория деления рас на «высшие» и «низшие» не имеет основания. Например, биологи не обнаружи­ли никаких доказательств существования генетических различий между расами.

После Второй мировой войны расизм был осужден как чело­веконенавистническая идеология. Всеобщая декларация прав че­ловека 1948 г., Декларация ООН о ликвидации всех форм расо­вой дискриминации 1963 г., Декларация о расе и расовых пред­рассудках 1978 г. и многие другие документы ООН определяют расизм как явление, нарушающее базовые права человека.

Однако одними декларациями ООН, осуждающими расизм во всех его проявлениях, проблемы расовой дискриминации решить невозможно. Расизм нередко находит своих приверженцев там, где не решаются существующие политические, экономиче­ские и социальные проблемы. Так, война в Чечне, незаконная массовая миграция в Россию иностранных граждан, «захват» большинства вещевых и продовольственных рынков страны вы­ходцами из ближнего и дальнего зарубежья, преступления, со­вершаемые нелегалами, вызывают естественное недовольство у российских граждан, которое нередко проявляется в актах наси­лия, совершаемых экстремистски настроенной молодежью по отношению к лицам другой расы или национальности.

Если же рассматривать проблему расизма в мировом масшта­бе, то она также обусловлена конкретными национальными ин­тересами стран и народов. А сама расистская идеология является лишь способом оправдания дискриминации других народов.

Религиозный фундаментализм и экстремизм

Религиозный фундаментализм представляет собой консерва­тивное религиозное течение, в котором религиозные догмы счи­таются незыблемыми. Его приверженцы не желают учитывать из­меняющиеся условия жизни и крайне враждебно относятся к иным религиозным и идеологическим течениям. Кроме того, представители религиозного фундаментализма, как правило, пре­тендуют на политическую власть в обществе. Религиозный фун­даментализм может иметь место в любой религии или конфессии.

Под религиозным экстремизмом понимается крайняя религи­озная нетерпимость и непримиримость к любым иным взглядам, мнениям, суждениям. Приверженцы религиозного экстремизма считают, что для достижения намеченных целей можно исполь­зовать любые, даже самые антигуманные средства и методы. Од­ним из проявлений современного религиозного экстремизма яв­ляется терроризм.

Истоки религиозного фундаментализма и экстремизма ухо­дят в глубь Средневековья, когда католическая церковь пыталась теоретически обосновать свое право на политическое господство над обществом. Кроме того, она считала католичество единст­венно правильной религией и старалась, используя насилие, распространить свое влияние на другие страны и континенты.

В этот период многие будущие европейские монархи, прежде чем вступить на престол, должны были просить благословения у Папы Римского. Крестовые походы в течение нескольких столе­тий сотрясали не только Европу, но и другие регионы мира. «Священный» церковный суд решал судьбы миллионов людей. Гугенотские войны (XVI-XVIII вв.) вошли в историю Франции и Европы как наиболее жестокие и кровавые.

Современный религиозный фундаментализм и экстремизм обычно связывают с исламским фундаментализмом. Предпосыл­ки этого явления были заложены в период колониальных войн, когда традиционная религия порабощенных стран - ислам - стала использоваться как идеология, способствовавшая освобож­дению от колонизаторов, как правило, представителей иной ре­лигии. В 60-70-е гг. прошлого столетия в некоторых мусульман­ских странах (Иран, Пакистан и др.) наблюдалась активизация исламского фундаментализма, которую исследователи объясняют желанием традиционного ислама не допустить в своих странах «пагубного влияния» модернизационных и секуляристских идей Запада. Так, в 1979 г. в результате народной революции Иран был провозглашен Исламской республикой. Религиозный лидер стра­ны аятолла Хомейни разработал и предложил единоверцам кон­цепцию политической системы исламского государства, в кото­рой роль конституции страны должен выполнять Коран. Хомей­ни призвал исламские государства всячески противостоять экспансии Запада, а США объявил главным террористом: «Аме­рика - это сущий государственный террорист, который разжига­ет пламя во всем мире...»

В 80-90-е гг. наиболее влиятельным и агрессивным течени­ем исламского фундаментализма становится ваххабизм. Экстре­мистская идеология и религиозное движение ваххабизма способ­ствовали приходу к власти в Афганистане движения «Талибан». С 1990-х гг. ваххабизм начал распространять свое влияние на Россию и на республики бывшего Советского Союза. Во время боевых действий в Чечне ваххабизм использовался в качестве идейного обоснования войны чеченских боевиков и иностран­ных наемников с федеральными войсками.

Основной формой борьбы, которую используют ваххабиты для достижения своих целей, являются террористические акты. Так, в 2004-2007 гг. они развязали настоящую террористиче­скую войну в Дагестане и Ингушетии. Их жертвами становятся военнослужащие, сотрудники милиции, государственные чинов­ники и мирные жители, в том числе и дети.

Идеологические установки исламского фундаментализма по­лучили развитие не только в исламском мире, но и среди мусуль­ман в европейских странах. В последние годы многие европейские государства (Франция, Англия, Нидерланды, Бельгия, Германия и др.) ощущают реальную угрозу со стороны исламского фундамен­тализма. Мигранты из стран Азии и Африки в большинстве своем остаются чужаками в европейских странах и становятся питатель­ной средой для религиозного исламского экстремизма.

Ж. Т. Тощенко выделяет следующие причины активизации религиозного фундаментализма и экстремизма:

    противостояние богатых западных стран и всех отстающих стран Азии и Африки;

    массовая нищета, безработица и тяжелое положение боль­шинства народа в отсталых странах;

    коррупция властных структур, упадок нравов, распростра­нение наркомании;

    постоянное возбуждение межконфессиональной и внутри-конфессиональной розни;

    мощная идеологическая поддержка со стороны специально созданных газет, каналов радио и телевещания;

    прошлые исторические обиды.

Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность. И формальный результат этого процесса - аттестат, диплом, свидетельство. Образование также рассматривается как система, включающая в себя различные уровни:

дошкольное;

начальное;

аспирантура.

Система образования также включает различные виды:

массовое и элитарное;

общее и техническое.

В современном виде образование возникло в Древней Греции. Там преобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Публичные школы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Появляется отбор, Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть на музыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способности формировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Греции зародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системы Аристотелем), академия (Платон).

В Древнем Риме школа преследовала цель решение прикладных, утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственных деятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история, риторика, литература, искусство, медицина.

В средние века формируется религиозное образование. Функционируют 3 вида учебных заведений:

церковно-приходские;

кафедральные;

светские.

В XII-XIII веках в Европе возникают университеты, а при них коллегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства, права, теологии и медицины.

Широкое распространение образование получило в течение последних двух-трех веков. Рассмотрим те социальные перемены, которые этому способствовали.

Первой из таких перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции (1789-1792 гг.), она была вызвана растущим стремлением неаристократичных слоев участвовать в политических делах.

В ответ на это требование были расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять собой невежественные массы, чтобы участвовать в голосовании, народные массы должны хотя бы знать буквы. Массовое образование оказалось тесно связанным с участием народа в политической жизни.

Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции, который проявлялся в различных формах и в разное время во многих странах. Поскольку считается, что получение образования - главный способ обеспечить восходящую социальную мобильность, равные социальные возможности стали почти синонимом равного доступа к образованию.

Вторым важнейшим событием в истории современного образования стала промышленная революция. На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребностей в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые более сложные виды деятельности.

Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законными интересами, которая предъявляет свои требования к обществу - например, относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила.

Характерной особенностью образования в современных промышленно развитых странах является то, что начальное образование рано или поздно становится обязательным и бесплатным.

Как социальный институт образование формируется в ХІХ веке, когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США - 86% молодежи, Япония - 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%. Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада - 287, США - 257, Куба - 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985-86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997-98 уч. г. - 219. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах,

В целом образование призвано передавать от поколения к поколению ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе образование концентрировалось на усвоении христианского учения, в эпоху Ренессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах упор в основном делается на изучении естественно-научных дисциплин, а также большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.

Функции образования:

Социально-экономическая функция. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации.

Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.

Социализирующая функция. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества,

Интеграционная функция. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.

Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. - 53%.

Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.

Гуманистическая функция. Всесторонне развитие личности учащегося.

Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа в нашем обществе играет роль некой «камеры хранения».

Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.

Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.

Проблемы в функционировании образования в Украине:

Существует угроза падения уровня профессионального образования.

Угроза ухудшения условий учебно-воспитательного процесса.

Ухудшение качества педагогических кадров.

Потеря образованием своего качества быть эффективным средством достижения личных жизненных целей.

Образование в современном мире представляет собой одну из важнейших организаций, которой государствами уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью постоянно получать новые знания, повышать квалификацию работников, передавать детям знания и умения. Рассмотрим образование как социальный институт и узнаем, какими свойствами и функциями оно обладает.

История развития образования

Потребность в образовании появилась еще в первобытном обществе. Люди стали нуждаться в передаче знаний и умений по изготовлению орудий труда, добыче пищи, строительству жилища и так далее.

Первоначально знания передавались из поколения в поколение, сообщались в устной форме, но со временем формируются специальные организации - школы, в которых ученики изучают предметы, записывают новые знания, их работу оценивает учитель.

2-ой век н. э. ознаменовался появлением римской трехступенчатой системы образования, в которой дети обучались письму, чтению, счету, а в старших классах - греческому языку, риторике, грамматике, геометрии, астрономии, медицине и некоторым другим наукам.

В 9-10 веках, в том числе на Руси, центрами письменности и образования становятся монастыри. При них открывались церковные школы.

Большое внимание развитию образования уделял Петр I. При нем были открыты различные образовательные организации: цифирные школы, кадетские корпуса, пансионы. Впервые началось обучение девочек (институты благородных девиц).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В 19 веке большое распространение получили гимназии и реальные училища. Также существовало и домашнее обучение.

Современная система образования представляет собой взаимосвязанную цепочку учреждений: дошкольные образовательные организации, начальная школа, основная школа, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Функции образования как социального института

Образование на данный момент является не только потребностью человека, оно также вызвано государственным заказом на выпуск квалифицированных профессионально и жизненно подкованных специалистов. Это, несомненно, оказывает влияние и на функции, которое выполняет образование в обществе.

  • обучение и воспитание молодежи, передача им знаний, умений и навыков, а также привитие основных ценностей;
  • профессиональный выбор и получение специальных знаний, обеспечение предприятий квалифицированными кадрами;
  • организация преемственности образовательных учреждений, создание системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что чертами современного образования являются его четкое государственное регулирование, практическая направленность и непрерывность.

Что мы узнали?

Итак, образование - это один из социальных институтов, играющий большую роль в современном обществе. Система образования формировалась на протяжении всей истории человечества и к настоящему времени приобрела несколько основных признаков, характеризующих ее как совокупность учреждений, государственных органов, норм, в комплексе достигающих единые цели - обучение, воспитание и профессиональное становление человека, способного свободно ориентироваться в социальном пространстве, продвигать свои идеи, обеспечивать себя и свою семью материальными благами.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

Т. ФИЛИППОВСКАЯ, доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет

Любая попытка сопоставления научных. и публицистических оценок состояния современного высшего образования в России неизбежно актуализирует проблему тождественности: осталась ли изменяющаяся во времени система той же или это уже другая система? Сохранила ли она, самовос-производясь, единство и целостность, в то время как ее компоненты непрерывно «распадаются и возникают, создаются и уничтожаются, производятся и потребляются» ? Но, пожалуй, наибольший интерес представляет попытка ответить на вопрос: если система, изменяясь, сохранилась, то благодаря чему ей это удалось сделать?

С одной стороны, как и пятнадцать-двадцать лет назад, функции социального института высшего образования остались прежними:

> удовлетворение потребности общества в формировании интеллектуальной элиты и высококвалифицированных кадров, умеющих принимать решения и нести ответственность за их социальные последствия, обладающих способностями к анализу, прогнозированию, синтезу накопленного страной и человечеством опыта социально-экономических преобразований, адаптации этого опыта к реалиям современного российского общества;

> удовлетворение потребностей личности в обосновании индивидуальных статусных притязаний, в обретении гарантий самого надежного способа инвестирования капитала - в знания, умения и навыки их обновления и применения.

С другой стороны, у социального института высшего образования появились функции-задачи ситуативного плана.

Высшее образование как социальный институт: загадка выживаемости

Так,новизна актуализировалась в резком повышении значимости фундаментальной составляющей высшего образования и функциональной грамотности его выпускников. Это сопряжено с объективными колебаниями спроса и предложения на рынке труда: слишком «узкая» специализация может оказаться невостребованной. Поэтому студент должен научиться эффективно «доучиваться» и «переучиваться». Но подобный процесс неизбежно требует знания экономики и права, иностранных языков, компьютерной «грамоты». Точнее - поли-профильности базисного содержания подготовки высококвалифицированного специалиста.

Изменились качественные характеристики абитуриента как «продукта общеобразовательной школы», «входящего» в высшее образование. По данным международных исследований PISA, абитуриенты в большинстве своем не умеют:

Внимательно прочитав связный текст, выделять в нем факты и данные, которые помогут четко ответить на поставленные вопросы;

Использовать навыки и умения пространственного представления, воображения, определения свойств пространственных фигур, работы с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями, нахождения периметра и площади нестандартных фигур, выполнения действий с процентами, средними арифметическими для ха-

рактеристики явлений и процессов, близких к реальной действительности;

Демонстрировать навыки аналитического рассуждения, рассуждения по аналогии, комбинаторных рассуждений, группировки по основным признакам фактов и мнений, умение различать и соотносить причины и следствия, логично излагать свой вариант решения проблем, подсказанный индивидуальным жизненным опытом, и т.д. .

В связи с этим внутри системы возникла потребность в трансформации дидактики высшей школы. Прежде всего это касается задач адаптации традиционной методики «выращивания» высококвалифицированных кадров к навыковым возможностям современной аудитории, снижения требований к качественным характеристикам образованности и обученности студентов.

Еще одной ситуативной функцией-задачей стала фактическая «всеобщность» высшего образования. Высшее образование как гарант статуса и вертикальной мобильности, а иногда и отсрочки от службы в армии, в русле общемировых тенденций предлагает возможность стать студентами всем, кто не только реально готов к освоению содержания профессионального образования, но и может найти средства для реализации роли студента.

Последнее предопределило трансформацию организационной структуры системы: появление негосударственных вузов, расширение сферы платных услуг в рамках государственных учреждений, развитие сети филиалов и представительств. В структуре самих учреждений становятся необходимыми функциональные услуги специалистов сферы маркетинга образования. В менеджменте высшего управленческого звена вузов расширяется бюрократическая подсистема, формируется страта сверхдоход-ной элиты, чьи оклады в десятки, а реальные доходы - в сотни раз превышают заработок непосредственных исполнителей социального образовательного заказа общества.

Параллельно с изменениями организационной структуры высших учебных заведений произошла и трансформация социального состава студентов, обучающихся на безвозмездной основе. Одной из характеристик этого явления можно считать факт системного уменьшения среди «бюджетников» доли студентов, подготовленных в общеобразовательных учреждениях в местах поселений, расположенных далее, чем в ста пятидесяти километрах от мегаполисов.

Но, несмотря на это, высшее образование в качестве социального института достаточно последовательно реализует функции-задачи, предложенные для решения обществом и гражданами. Для этого оно в допустимых пределах инерционности социальной системы трансформирует свою внутреннюю деятельность.

Сложнее обстоят дела с процессом реализации высшим образованием как социальным институтом функции-результата. Попытаемся рассмотреть проблемы «выхода» с позиций потребителей образовательных услуг. Прежде всего это касается студентов, одновременно исполняющих две роли: собственно потребителей и соучастников образовательного процесса.

В мае 2005 г. для выявления тенденций в оценке удовлетворенности выпускников -потребителей услуг - качеством полученного образования был опрошен каждый второй пятикурсник двух институтов - педагогической юриспруденции и института экономики и управления Российского профессионально-педагогического университета (Екатеринбург). Респонденты считают основной причиной, сказавшейся на появлении у них ощущения недостаточности качества полученного образования, слабую материальную базу учебного процесса. Далее они отметили личную лень и только потом указали на невысокий уровень профессионализма преподавателей. Причем около половины опрошенных «без пяти минут» правоведов и экономистов отметили, что в их студенческой жизни состоялись встречи с педагогами, серьезно повлиявшими на их

мировоззренческую позицию. Но перечисленные студентами фамилии касались лишь 4-5% преподавателей, с которыми они общались в период учебы.

Перспективу устроиться на престижную работу по окончании вуза большинство определили как низкую и среднюю, понимая под престижной работой ту, где оплата их труда будет составлять не менее 15 тыс. рублей в месяц.

В целом наблюдения автора подтверждают вывод о том, что выпускники вузов, с одной стороны, весьма прагматически относятся к получению образования («что это даст мне в будущей профессиональной жизни?»), а с другой стороны, реально оценивают получаемое образование как базу для дальнейшего развития профессиональной компетентности. Особая потребность у студентов - потребителей образовательных услуг вузов ощущается в опережающем и прогностическом знании.

Все это непосредственно связано с инновационной тенденцией в механизме реализации функций вузов по удовлетворению спроса 10-15% студентов в получении параллельно с первым второго, - как правило, экономико-правового - высшего образования. Особенно широко подобная практика распространена в технических вузах.

Однако оценивается она сегодня исследователями по-разному. Некоторые считают, что подобная инновация - не иначе как «образовательная шизофрения» . По мнению многих авторов, в целом второе образование по существу представляет собой уход от рациональности в профессиональной сфере, возвращение в традиционалистскую культурную среду, совершаемые при помощи псевдорациональных методов. Думается, наоборот, попытка расширения базовых возможностей вертикальной мобильности в перспективе реализации профессиональной карьеры свидетельствует как раз о весьма рациональном потребительском поведении. Инженер без знаний экономики и права будет в традиционалистском стиле «начальником» - функционером

по выдаче указаний, а не руководителем, способным спрогнозировать социальноэкономические последствия принимаемых решений.

Институт высшего образования и сам является потребителем образовательных услуг со стороны прежде всего общеобразовательной системы. И здесь мы сталкиваемся с весьма противоречивыми оценками происходящих социокультурных явлений.

С одной стороны, вуз получает «исходный материал» по уровню базовых общеучебных навыков и умений того качества, на которое способна эффективно разрушаемая в течение последних двух десятилетий общеобразовательная система. Поэтому вуз вынужден «приспосабливаться» к этим реалиям, прежде всего, трансформируя уровень требований к качеству учебной активности студентов. Кроме того, система высшего образования использует сложившуюся ситуацию как для легального, так и для нелегального развития своего внебюджетного финансирования. Легальность связана с диспропорциями в требованиях к объему знаний абитуриента и возможностями школы по соответствующей подготовке своих выпускников. Отсюда формируются легитимные структуры довузовской подготовки. А нелегальность опирается на репетиторство и коррумпированность работников вузов. Все это связано с диспропорциями между «реальным, заявленным и потенциальным разновидностями образования»

Кроме этого, каждый студент неизбежно несет в своем поведении как конструктивные, так и деструктивные стандарты социокультурной среды. Некоторые ученые определяют это явление как ситуацию, в которой студенческие вольности обрели новое состояние, заключающееся в демонстративных практиках уличной языковой, экономической и бытовой культуры, в далеко идущем отчуждении от образовательной деятельности, в невербализованном отказе принимать стиль жизни, характерный

для российских образованных классов .

Представляется, что это явление можно определить несколько жестче. Первичная социализация студентов происходила в условиях не только страха и растерянности «образованных российских классов» перед подменой идеалов обновления общества идеалами безнаказанной и легкой наживы, всепроникающей криминализации, но и того, что мы вполне обоснованно могли бы назвать разложением культуры. Этот термин наиболее четко характеризует направленность и аккумуляцию ценностей актуального масскульта: в нем физиологическое воспроизводство как ведущая жизненная цель подавляет воспроизводство и саморазвитие духовное и интеллектуальное.

С этой стороны вуз также вынужден трансформировать механизм своего взаимодействия со студентами на уровне как речевых, так и других аспектов культуры.

Перспективному работодателю выпускников как потребителю услуг вузов экономически невыгодно, в связи с отсутствием реальных налоговых льгот, участвовать в подготовке специалистов с высшим образованием из числа своих работников. В рамках внутриорганизационной культуры управленцы предпочитают не обращать внимания на такие ставшие сегодня архаичными понятия, как «формирование резерва кадров руководящего звена», и даже на Трудовой кодекс. Однако стоит отметить, что не в массовых масштабах, но менеджеры уже начинают обращаться к появляющимся в вузах службам трудоустройства выпускников, объявлять конкурсы дипломных проектов и даже тематических грантов.

Но чаще всего работодатель пока еще сам не знает, почему «менеджеру кассового аппарата» нужно обязательно иметь диплом о высшем образовании. И все-таки к образовательному цензу поступающих на работу предпочитает предъявлять именно такие требования.

Похоже, что подобная тенденция сохранится до тех пор, пока в целом в стране не

сложится система налоговых льгот для подготовки вузами кадров по заявкам перспективного работодателя, жестких лимитов размера минимальных, но соответствующих достойному уровню жизни окладов, допустимых при первичном найме специалистов с конкретным образовательным цензом.

И наконец, последний потребитель услуг вуза - государство в лице властных элит. Его потребительская активность по отношению к высшему образованию уже полтора десятилетия на уровне эффекта определяется как приводящая к кризису социального института.

С точки зрения экономики здесь речь идет о выборе так называемого критерия оптимальности. Это количественный показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта от принимаемых на уровне государства управленческих решений в процессе сравнения их альтернатив и выбора среди них оптимальных. Критерием оптимальности могут выступить как максимум прибыли, так и минимум трудовых затрат, минимальное время достижения какой-либо цели и т.д.

Анализ проблем функционирования социального института высшего образования в этом ракурсе позволяет предположить, что основным критерием оптимальности властные структуры избрали самоустранение от решения реальных проблем и перекладывание функциональных задач по обеспечению жизнедеятельности социального института на плечи всех потребителей, кроме самих себя.

Можно рассмотреть и еще один критерий оптимальности. Он связан с обозначением субъектами экономической деятельности государства абстрактных, или ирреальных, просто мифических акторов. К ним можно отнести абстрактных перспективных работодателей, которые, непонятно в силу каких экономико-правовых закономерностей, должны испытывать неистребимую тягу к поддержке высшего образования. К ним можно отнести семьи, не только желающие платно обучать своих членов в инсти-

тутах и университетах, но и имеющие для этого реальную финансовую возможность. Последнее весьма абстрактно, что и подтверждается при первой же попытке сопоставить ирреальные потребительские корзины, используемые для экономических макрорасчетов, и сведения Росстата о том, что около 80% россиян имеют среднедушевой доход менее 7 тыс. рублей в месяц .

Сюда же можно отнести и абстрактные целевые ориентиры, принимаемые для обоснования перспектив развития образования. Например, последний модернизационный «поворот» стратегии на период до 2008 г. предполагает определять эффективность функционирования образования по следующим критериям:

Результативность разработки и реализации моделей структурной организации системы образования - в сравнении с уровнем безработицы в сельской местности;

Развитие непрерывного профессионального образования - с данными об объемах расходов организаций на профессиональную подготовку и повышение квалификации работников;

Уровень интеграции в мировое образовательное пространство, повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг, распространение русского языка в зарубежных странах - с объемом товарооборота и числом совместных предприятий почему-то сначала именно со странами Балтии, СНГ, Китаем, Монголией, Индией, странами Африки и только потом - Европы;

Уровень повышения статуса и профессионализма педагогических кадров - в сравнении с заработной платой педагогов и родителей учащихся образовательных учреждений .

И здесь мы можем охарактеризовать кризис с помощью принятых в экономике терминов: провалы государства. Прежде всего это касается асимметрии информации и неумения предвидеть социальные последствия принимаемых экономических реше-

ний. За примерами далеко ходить не надо: один печально названный «закономо монетизации льгот» (ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г.) красноречиво это подтверждает.

Для характеристики материального состояния важнейшего социального института общества - системы образования в целом - можно воспользоваться практически любыми данными Росстата . Например, коэффициент обновления основных фондов в образовании (или ввод их в действие в процентах от наличия действующих) в 1970 г. составил 15,7%, в 1980 г. -10,1%, в 1998 и 2000 гг. - 0,8%, в 2003 г. -1,1%.

Унизительна заработная плата работников высшего образования. Профессорско-преподавательский состав относится к страте «догоняющих» бедных. В связи с этим его «омоложение» весьма проблематично.

Средний возраст профессоров - докторов наук, которые по своему статусу должны быть руководителями инновационных научных направлений, - около 70 лет. Общеизвестно, что интенсивная интеллектуальная нагрузка, свойственная вузу, «продлевает» период творческой трудоспособности любого человека. Но в этом возрасте далеко не каждый способен начать создание чего-то абсолютно нового. Более того, здесь в значительной мере «срабатывает» страх стать пассажиром постсоветского «философского парохода» или быть «выдавленным» из привычной, финансируемой из бюджета, структуры в негосударственную сферу. Последнее чаще всего происходит с теми, кто, вопреки инстинкту самосохранения, все-таки задает бюрократам от науки риторический медвежий вопрос из сказки про Машеньку: «Кто ел из моей чашки?».

С точки зрения права мы можем говорить о кризисе, возникшем в результате усиливающегося разрыва между конституционными гарантиями в области образования, реальным финансированием образовательных учреждений и качеством образовательных услуг .

Как кризисное можно определить и состояние нормативно-правового обеспечения функционирования системы образования. Например, общеизвестны процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Однако реализуются эти процедуры в условиях отсутствия таких легитимных дефиниций, как «лицензия», «лицензиат», «реестр лицензий», «обучение», «образовательная услуга», «образовательный процесс», «качество образования», «доступность образования» и т.д.

А присутствие в законе РФ «Об образовании» статьи о предпринимательской деятельности образовательных учреждений? Это противоречит не только организационно-правовой форме функционирования образовательных учреждений как некоммерческих структур, но и здравому смыслу. Если некоммерческие организации создаются для решения социальных проблем, существующих в обществе, и удовлетворения нематериальных потребностей людей, когда определение базисной целью получение прибыли зачастую традиционно нежелательно либо просто аморально, то о какой предпринимательской деятельности, смыслом которой и является систематическое получение прибыли, можно говорить в принципе?

С точки зрения социологии кризисность констатируется как затруднения, возникающие в процессе реализации попыток образовательной системыреально «выйти» на личность, сбалансировать тенденции развития образования и трансформационные социально-экономические реалии общества, гармонизировать взаимоотношения с другими социальными институтами - государством, правом, производством, культурой и т.д.

Некоторые ученые отмечают, что кризис институциональной структуры высшего образования находит свое выражение прежде всего в эрозии социальных ролей, практикуемых основными участниками образовательной деятельности . Суть этих ролей определяется не традициями, характеризовавшими ранее специфическую

социальную автономию вузов, а правилами, установленными вне образовательного института «для других целей». Эти «другие цели» сегодня достаточно очевидны.

С одной стороны, низкий заработок вынуждает тех, кто способен реально оценивать сложившуюся социально-экономическую ситуацию, подменять педагогическую, научно-исследовательскую и публичную деятельность поиском дополнительных средств существования за пределами основного места работы. Предполагаемая цель очевидна: устранить возможные факторы дестабилизации укрепляющейся системы, которую обоснованно можно определить как «постсоветский феодализм».

С другой стороны, в вузах стали появляться «большие деньги» . Именно они привлекают «малограмотных жуликов и проходимцев, которые быстро и надежно вытесняют из системы образования истинных профессионалов, подвижников и бессребреников», без которых образование существовать не может. Здесь цель также просматривается: закрепить сложившуюся стратификацию, обеспечивая наследственную ренту «новых феодалов» и системное воспроизводство малограмотной, плохо знающей свой язык, историю и культуру «социальной черни».

Тем более что и государство в лице властных структур по-своему эти цели конкретизирует, однозначно определяя перспективу существования социального института высшего образования: в качестве общественного блага - нет, а вот в качестве поставщика услуг, дающих прибыль, - да. Уже сегодня статистика свидетельствует: валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы от образования в 2000 г. составили 15781 млн. руб., в 2001 г. - 20082 млн. руб., в 2002 г. - 25199 млн. руб., в 2003 г.

29224 млн. руб., и до настоящего времени тенденция роста сохранена .

Речь идет о массированной диверсификации в социальной сфере: максимальном замещении общественных благ платными для населения услугами. Не случайно экс-

перты Всемирного Банка (ВБ) сетуют, что неуверенное начало реализации социальноэкономических реформ в 2005 г., встреченное массовыми протестами граждан, увеличит политические препятствия на пути к осуществлению «грандиозной среднесрочной программы развития» в социальной сфере.

С точки зрения ВБ, повышение социальных расходов имеет смысл только в некоторых областях, но и эти новые обязательства должны сопровождаться осуществлением мер, направленных на реструктуризацию государственных расходов. Только так, оказывается, можно повысить их эффективность. Поэтому повышение заработной платы практикующих врачей, учителей и других государственных служащих обязательно должно идти только на фоне реструктуризации этой сферы.

А в целом нас пытаются убедить в том, что успешное диверсифицированное развитие России будет зависеть от продолжения структурных реформ, направленных на усиление рыночных институтов в таких областях, как судебная система, государственное управление, фискальный федерализм, налоговое администрирование и продвижение конкуренции .

В противовес этой позиции есть мнение ученых о том, что не случайно осмысление перспектив присоединения России к ВТО предполагает четкое разграничение двух полярных по своей социальной сути определений: что в системе образования можно отнести к системе услуг, а что - к системе благ.

Если максимум того, что реализуется через образовательные программы, отнести к услугам, то Россия реально подчиняется всем нормативно-правовым установкам Генерального соглашения ВТО по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services - GATS) . То есть послушное исполнение требования США о включении образования в перечень секторов услуг, подконтрольных GATS, выводит из-под контроля российского общества об-

разование как социальный институт. Он автоматически подчиняется наднациональным нормативным актам, касающимся регулирования торговли и инвестиций в эту сферу.

И тогда, на наш взгляд, сбудутся опасения ОЭСР о том, что «единственной ролью общественного сектора образования будет обеспечение доступа к образованию для тех, кто никогда не станет конкурентоспособным» .

Если образование по-прежнему в традиционном для России ключе остается в максимальном объеме социальным благом, то только само общество, делегировав соответствующие полномочия властным исполнительным структурам, может решать, как сопоставлять требования международных стандартов с уровнем качества национального образования для реализации возможностей российской рабочей силы на международном рынке труда.

Следует обратить внимание: в материалах GATS подчеркивается, что, с одной стороны, все национальные нормативные акты и действия в сфере регулирования торговли образовательными услугами, независимо от того, на каком уровне они приняты, должны соответствовать требованиям ВТО. А с другой стороны, это касается всех услуг за исключением поставляемых при осуществлении функций правительственной власти.

Следовательно, чем больше образование продолжает оставаться социальным благом, тем больше оно должно соответствовать функциям, реализуемым правительством (исполнительной властью) по защите национальных интересов. И напротив, чем больше образование - услуга, тем меньше оно соответствует системе обязательств, возложенных обществом на власть по защите его социальных интересов.

Если образование - услуга, то для индивида как ее потребителя базовым условием потребления является прежде всего его материальное благополучие. Для тех, кто «неблагополучен» (реально беден или

относится «к догоняющим бедным», и в сумме подобных людей около 80% населения России), уготовлена роль тех, «кто никогда не станет конкурентоспособным».

На то, чтобы смириться с этими перспективами, должна быть направлена не только политика, но и идеология общества. Для власти как института, которому делегированы полномочия по обоснованию идеологии общества, здесь остается роль послушного исполнителя международных требований, сформулированных ТНК.

Если образование - социальное благо, то для индивида как потребителя благ главным является индивидуальный выбор: пользоваться ими или нет. И здесь «диктатором» выступает только он сам, его амбиции, его информированность о востребованности на рынке труда рабочей силы того качества, которого он сам способен достичь. Тогда роль властных структур сводится не только к информированию участников процедуры обмена на рынке труда, но и к планированию, и к управлению этим рынком.

Но, вероятнее всего, самой значимой в таких условиях станет ответственность власти за качество того участия, которое она приняла во всех этих процедурах. И в случае «провалов государства» ответственность не удастся переложить на абстрактные для рядового гражданина структуры ВТО.

Так что же помогает институту высшего образования все-таки выживать?

Есть мнение, в соответствии с которым социальные институты интегрированы в большую общественную систему в виде ее неотъемлемых составных частей, обладающих автономией и по отношению друг к другу, и по отношению к системе в целом . Автономность их обнаруживает себя в культурных фильтрах, при помощи которых институты сохраняют свою идентичность в рамках общественной системы.

Первый фильтр - это специфическая институциональная культура: устойчивый набор ценностных ориентаций, разученных ролей, укорененных в традиции правил, символических актов.

Второй фильтр - это корпоративность, которая включает в себя критерии и механизмы отбора людей, способных выполнять роли внутри данного института, а также механизмы установления и воспроизводства внутренней институциональной субординации.

Третий фильтр - это признание важности (статусности) института в большом обществе. Такое признание закрепляется формально в правовых актах, официальных и художественных текстах и, ментально, в тезаурусе на всех его уровнях, в том числе и на архетипическом. Только в этом случае институт может управлять действиями индивидов, исполняющих в нем определенные функции.

По Т. Парсонсу, Э. Шилзу, Г. Оллпор-ту и др., один из наиболее важных функциональных принципов сохранения системы состоит в том, что ценностные ориентации различных акторов, включающихся в одну и ту же социальную систему, должны быть интегрированы в единое целое общепринятым способом . Все действующие социальные системы действительно обнаруживают тенденцию к формированию единой системы культурных ориентаций.

Именно культурная ценностная ориентация в форме общего морального согласия относительно прав и обязанностей является фундаментальным компонентом структуры любой социальной системы. Для ее работы особенно важными являются распределение власти и престижа, а также институциональные механизмы, которые регулируют это распределение .

Важно, чтобы те, кто играет роли власти и престижа, а также владеет механизмом распределения власти и престижа, при выполнении своих функций по размещению и интеграции были конформны по отношению к существующему ценностному согласию в обществе. Эти роли американские социологи предлагают считать важными интегративными механизмами общества. Их отсутствие или несовершенство приводит к конфликтам и фрустрации индивидов. В связи с этим

очевидно, что никакая социальная система не бывает ни полностью интегрирована, ни полностью дезинтегрирована.

Образование как социальный институт можно рассматривать как способ организации функционирования социальных систем, как индикатор соотнесенности и рациональности деятельности тех, кто строит институциональное взаимодействие, со способами его строительства.

Поэтому представленные в работах отечественных социологов признаки деинституционализации высшего образования можно считать своеобразными индикаторами достижения в процессе его развития точки бифуркации. Как известно, понятие бифуркации описывает процесс перехода постепенных количественных изменений управляющих параметров в качественное изменение состояния системы. Но речь идет о состоянии, а не о содержании, структуре системы. В точке бифуркации система как бы делает выбор, который определяет ее дальнейшую эволюцию.

И попытка сопоставить противоречивые дихотомии: мы - участники и мы - наблюдатели эволюции или регресса функционирования системы высшего образования -позволяет сделать ряд теоретических выводов.

Первый из них касается того, что эмоциональность оценок доминирует над анализом научных понятий. Неясно, что многие авторы принимают за содержание, а что

За форму существования института, состояние которого анализируется. И если содержание - это роли ведущих акторов социальной системы, то они остались неизменными: одни хотят иметь диплом о высшем образовании, другие могут удовлетворить эту потребность.

Меняется форма ответа на запроспотре-бителей. И эти изменения касаются как внутренних характеристик потребителей и реализаторов востребованных социальных услуг, так и внешних условий образовательного взаимодействия. Попытка оценить глубину изменений опирается на желание оп-

ределить как суть нормы, так и суть отклонений от нее. Однако аргументация исследователей, к сожалению, строится пока только на уровне сопоставления: это соответствует нашим представлениям о социальной справедливости, о параметрах сравнения, о механизмах минимизации затрат, а это - нет.

То есть используемые каждым из потребителей образовательных услуг характеристики нормы сегодня пока абстрактны. Например, суть и социальной справедливости, и тенденций мирового интеграционного и информационного развития с точки зрения государства и общества весьма противоречива .

В толковании этой сути исследователями отсутствуют междисциплинарная эмпирика, математическая логика определений, средства и методы научно обоснованного анализа нелинейных, быстротекущих, катастрофических процессов.

Вновь и вновь выявляемые и актуализированные кризисы системы высшего образования - это кризисы содержания или формы реализации функций социального института?

Но ведь многие теоретики считают кризис неотъемлемым условием развития системы, в том числе и социальной. Дискутируются вопросы о глубине кризиса, скорости реформ и их оправданности. Малоизученной является и проблема темпа социальных изменений. Этот темп можно ускорить или замедлить, сделать неравномерным или сконцентрированным .

С понятием темпа перемен связаны категории инертности социальных систем и социального трения. И для высшего образования как социального института именно его инерционность - залог самосохранения. Следовательно, механизм самовоспроиз-водства высшего образования как социального института должен быть описан с помощью новых концепций социальных изменений, базирующихся прежде всего в рамках моделей теорий хаоса и катастроф.

Высшее образование как социокультур-

ная система имеет многоуровневую и многоплановую организацию. Процессы на разных уровнях идут с различной скоростью. Поэтому целесообразна более детальная, углубленная проработка механизмов функционирования различных подсистем и элементов, характерных для каждой фазы их жизненного цикла.

Нельзя не согласиться с Ю.М. Плотин-ским, утверждающим, что многие модели, используемые прежде всего экономистами, страдают асимметричностью. Наиболее тщательно рассматриваются этапы роста, тогда как процессами спада и разложения нередко пренебрегают. Здесь мы сталкиваемся с одной из наименее проработанных тем системного анализа - проблемой идентичности систем. И это как раз та проблема, с обсуждения которой начинается наша статья.

Завершая ее, хотелось бы отметить, что сегодня явно недостаточно проанализирован и оценен еще один важнейший компонент устойчивости системы высшего образования. Определим его как внутреннюю мотивацию ее работников. В рамках образования целесообразно не просто разделять систему мотивации на две составляющие: внутреннюю и внешнюю. У этих составляющих специфическая для института высшего образования суть.

Внешняя мотивационная составляющая тождественна с системой стимулирования труда. С нашей точки зрения, система стимулирования труда - это система мотивации трудовой активности сотрудников через внешние стимулы. Их можно определить как сумму:

1) экономических стимулов, лежащих в основе экономической мотивации; они регламентируются трудовым договором и зависят от личной трудовой активности работающих (трудовой вклад в успех вуза);

2) административных стимулов, лежащих в основе административной мотивации; они регламентируются трудовым договором, но предоставляются по волеизъявлению администрации, индивидуально оцени-

вающей динамику трудовой активности работающих.

Однако думается, что наиболее значимой оказывается мотивация внутренняя -самомотивация на научно-педагогический труд. Здесь оперативно через видимые достижения студентов и их научных руководителей реализуются устремления личности на «власть и славу». И именно в вузе достаточно ярко проявляется ситуация гармонизации личных целей с целями аудитории в состоянии учебной интеракции. Только вуз позволяет ощутить стимулирующее воздействие синтеза «творчества» и «духовного совершенствования» в динамическом единстве системообразующего сплава удовлетворенности и непрекращающегося движения вперед.

Думается, до тех пор, пока «держится» именно эта базисная составляющая высшего образования, оно, как социальный институт, видоизменяясь, дифференцируясь, продолжит реализацию социальных функций, востребованных обществом. А общество будет нуждаться в высшем образовании до тех пор, пока будет жива его иллюзия: зависимость между личным успехом каждого и наличием диплома положительна, так как по-прежнему на уровне обыденного сознания учение - лидирующий фактор надежды вырваться вперед.

Литература

1. Клир Дж. Системология. Автоматизация

решения системных задач. - М., 1997.

2. Ковалева Г.С. Р1БА-2003: результаты меж-

дународного исследования // Народное образование. - 2005. - № 2.

3. Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институ-

циональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - №1.

4. Шарыгин И.Ф. Образование и глобализа-

ция // Новый мир. - 2004. - №10.

5. Лейбович О.Л., Шушкова Н.В. На семи вет-

рах: институт высшего образования в постсоветскую эпоху: новые явления в

российском высшем образовании // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - №1.

6. Российский статистический ежегодник.

2004: Стат.сб. / Росстат. - М., 2004.

7. Вифлеемский А.Б. Продолжение реформ

следует // Народное образование. - 2005. - № 2.

8. Зборовский Г.Е. Образование: от ХХ к XXI

веку. - Екатеринбург, 2000.

9. Доклад Всемирного банка об экономике

России (март 2005 г.) //Общество и экономика. - 2005. - № 5.

10. Галаган А.И., Прянишникова О.Д. Проблемы присоединения к Генеральному соглашению ВТО по торговле услугами (ГАТС) в сфере образования: анализ ми-

ровых тенденций // Социально-гуманитарные знания. - 2004 . - № 2.

11. Парсонс Т., Шилз Э., Оллпорт Г. и др. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук // Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000.

12. Заславская Т.И. Новое поколение акторов российской экономики: проблема социального качества // Общество и экономика. - 2005. - № 5.

13. Заславская Т.И. Взгляд нового поколения бизнесменов на современную экономику России и политику государства // Общество и экономика. - 2005. - № 5.

14. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. - М., 2001.

П. ГРЕЧКО, профессор Российский университет дружбы народов

Глобализация властно стучится в наши двери. На общепланетарную конкурентоспособность проверяются теперь все локальные и региональные достижения, связанные с ними критерии и оценки. Самым активным образом на глобализацию реагирует образование - институт для современного информационного общества ключевой. Он сегодня закладывает основы не только профессиональной, но и гражданской, и экзистенциально-личностной самоидентификации человека. Глобализация радикально изменяет образовательные процессы в мире, сама, в свою очередь, изменяясь под их влиянием.

Глобализация - явление на редкость сложное и многоликое. Многообразно заявляет она о себе и в плане образования: дистанционное обучение на базе Интернета, виртуальные и корпоративные университеты, транснациональные учебные цент-

Глобализация:

образовательные

горизонты

ры, невиданная ранее академическая мобильность, мировой рынок образовательных услуг и так далее. Обо всем этом можно и нужно говорить - с пристрастием, в деталях. Но я намерен сосредоточиться на том, что несет, какие сюрпризы готовит глобализация для традиционных, т.е. «доглобаль-ных», давно существующих университетов и институтов, - короче, на вещах, касающихся нас всех, «перестроившихся» и не очень.

Глобализация несет с собой так называемую вторую академическую революцию, разворачивающуюся как взаимосвязь - всестороннюю и органическую - высшей школы, науки и рынка. Для справки: «первая академическая революция» состоялась в США в конце XIX века как интеграция науки и университетского преподавания. Теперь же университет начинает приобретать черты коммерческого предприятия, мы вступаем в эпоху «академического капита-