Бурятский государственный педагогический университет. Бурятский государственный университет: факультеты, специальности и отзывы студентов. Поступление в БГУ

Святая Тереза Авильская (28.03.1515 – 03.10.1582) — Тереза де Хесус, Тереза Великая, Тереза Санчес де Сепеда Айумада… Об этой величайшей святой в России знают так мало, а то немногое, что знают, зачастую искажено. Даже имя её традиционно транскрибируется неверно — в испанском языке нет буквы «з», и правильней было бы говорить «Тереса»…

О ней невозможно писать. И невозможно не писать.

Испанская культура её времени представляла собой невиданный синтез разных традиций — собственно испанской, арабской, цыганской и еврейской. С конца XV века начался подъём изобразительного искусства и архитектуры, объединившей мавританскую вычурность с изяществом поздней готики.

В XV веке в результате женитьбы Фердинанда Арагонского на Изабелле Кастильской оформились современные границы Испании. Во время правления их христианнейших величеств в страну проник итальянский гуманизм. При королевском дворе была основана школа древних языков и литературы. Изабелла и Фердинанд претендовали на звание просвещённых монархов — дошедшая до потомков инвентарная опись свидетельствует о том, что они собрали в своей библиотеке бесценную коллекцию рукописей и манускриптов…

Мигель Сервантес Сааведра (1547-1616). Лопе де Вега (1562-1635). Эль Греко (1541-1625). Уильям Шекспир (1564 -1616). Тереза Авильская (1515-1582). Она застала царствование двух королей: Карлоса I и Филиппa II — и, следовательно, была современницей процессов, изменивших не только облик Испании, но и всего мира. Открытие и завоевание Нового Света изменило даже форму самой планеты, превратив её в шар, совершенное сферическое тело. Она повлияла на судьбы неисчислимых людских множеств — последствия процесса европеизации не исчерпаны до сих пор…

Богатая семья Сепеда была родом из Толедо. Дед Терезы, Хуан Санчес де Сепеда, был марраном (так называли новообращённых), то есть крестившимся евреем. За тайное исповедание иудаизма он был приговорён инквизицией в течение семи пятниц подряд шествовать по улицам города в жёлтом санбенито — позорном одеянии с изображением корчащихся чертей, который надевали на осуждённых. В позорной процессии его сопровождал и пятилетний Алонсо, которому суждено было через 30 лет стать отцом будущей великой святой. Должно быть, мальчик запомнил это на всю жизнь…

Семья перебралась в маленький город Авилу, подальше от столицы и от грозившего разорения. Отец Терезы, Алонсо де Сепеда, от двух своих жён имел двенадцать детей. Здесь, в Авиле, 28 марта 1515 г. родилась и Тереза. Дом, где она родилась, цел до сих пор и превращён в музей. А рядом, в двух шагах от него, в доминиканском монастыре св. Фомы, находится могила великого инквизитора ХV века Томасо Торквемады. Странное совпадение: не в нём ли истоки странного страха, мучившего Терезу всю жизнь?

Все восхищались рано проявившейся одарённостью девочки и её красотой (впоследствии эта красота заставляла биографов пускаться в подробные описания внешности даже уже пожилой Терезы). В детстве Тереза подговорила своего младшего брата Родриго бежать из дома, чтобы погибнуть за веру в стране мавров (это было уже после падения Гранады). Так в России дети бегали на войну уже много лет спустя после победы. Конечно же, беглецов вернули. Но в женском теле жила душа ламанчского идальго. В двадцатилетнем возрасте наперекор воле отца Тереза ушла в монастырь кармелиток. Боль, которую она испытывала от разлуки с родными, лучше всего передают слова псалмопевца Царя Давида: «Сокрушаются кости мои…». «Думаю, — писала Тереза, — что не испытаю более сильной боли, даже когда буду умирать…»

Монастырь Воплощения, в стенах которого Терезе суждено было провести много лет и простой монахиней, и настоятельницей, был огромным; в нём жило тогда около 200 насельниц! Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать несколько слов о том, кто такие кармелитки.

Орден кармелитов был основан в 1156 г., когда св. Бертольд создал скит отшельников на горе Кармель, где, по преданию, жил пророк Илия. Последователи святого выработали очень строгий устав: бедность, аскетическое подвижничество, посты, молитвы, молчание, физический труд. Повседневная жизнь монахов (и монахинь) была очень тяжёлой, требовала отказа от земных благ, в том числе от всего личного, и полной отрешённости. В конце XIV — начале XV века орден стал понемногу утрачивать былое влияние, а монахи — забывать о том, к чему призвал их Господь…

В Католической Церкви каждый монашеский орден имеет свою харизму — дар Святого Духа и своё предназначение, отличные от других. Орден кармелитов — затворнический. Сёстры почти (или совсем) не проповедуют в миру, не ухаживают за больными в госпиталях. Они молятся за всё, происходящее в мире, и таким образом делают своё дело.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что именно орден кармелиток дал литературе и Церкви самые прекрасные образцы женского религиозного и литературного творчества. Русскому читателю известны, например, сочинения св. Терезы из Лизье (её называют ещё Терезой Малой)…

…Длительный срок Тереза проболела. Монахини уже приготовили могилу, но кризис миновал. После выздоровления к Терезе пришла мысль о необходимости вернуть орден к изначальному уставу. От созерцательной жизни она устремилась к активной деятельности и прошла пешком сотни километров по всей Испании, основывая новые обители. У неё был дар привлекать к себе сердца. Многие противники Терезы, единожды поговорив с ней, становились её горячими сторонниками. А летом 1567 г. в Медине дель Кампо она обрела соратника и друга на всю жизнь. К ней пришли два кармелита и предложили свою помощь в реформе ордена. Один из них, маленький и тщедушный брат Хуан Йепес, впоследствии — св. Хуан де ла Крус (Иоанн Креста), стал величайшим поэтом Испании. Тереза же, впервые увидев их, воскликнула: «Слава Иисусу, у меня есть уже полтора монаха!» Она предсказала брату Хуану великое будущее и сама сшила для него монашескую одежду. Ему было тогда 25 лет, Терезе — 52 года.

Расчленив мистическую формулу «Иисус Христос на кресте», трое единомышленников взяли себе новые имена. Тереза де Сепеда стала Терезой де Хесус, Терезой Иисуса; Хуан де Йепес — Хуаном де ла Крус, Иоанном Креста. Орден раскололся; реформированная ветвь получила название descalsas — босоногие. (Это не означает, что босоногие кармелиты в прямом смысле слова круглый год ходили босиком. Они носили ременные сандалии, в отличие от нереформированной ветви, зимой носившей тёплую обувь).

Начиная с XII века, идеал добровольной бедности обладал особой притягательностью. С появлением св. Франциска Ассизского он пережил подлинный расцвет. Pobreza, Бедность — Прекрасная Дама Франциска Ассизского, который, как и Тереза, был сыном состоятельных родителей. Вслед за св. Франциском реформаторы могли бы сказать: «Наш Бог — Бог бедных!» Неизбежный конфликт был связан с вопросом о том, может ли нищенствующий орден владеть собственностью. У францисканцев он был разрешён искусно, хотя и искусственно: Святой Престол объявил себя собственником монастырского имущества, монахи же считались взявшими его во временное пользование.

Аналогичный конфликт знало и православие — противостояние между иосифлянами (последователями Иосифа Волоцкого) и нестяжателями (последователями Нила Сорского). На русском поместном Соборе 1503 г. разгорелся спор о крепостных крестьянах, приписанных к монастырям, и о пользовании их трудом; победителем из него вышел защитник монастырской собственности игумен волоколамского монастыря Иосиф…

Получить признание реформы оказалось нелегкой задачей. У реформаторов было много противников. Ждать помощи от Папы было нечего. Папский нунций Сега дал клятву покончить с босоногими, подчинив их начальству нереформированной ветви и освободив от вредоносного влияния Терезы де Хесус, которую назвал «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: “жёны ваши в церквах да молчат”, и основанию монастырей без папского разрешения»…

Брат Хуан де ла Крус был схвачен противниками реформы и брошен в монастырскую тюрьму, где провёл девять месяцев в крохотной камере без света и воздуха. Его били и морили голодом, убеждая отречься. Но в тюрьме открылось настоящее призвание Хуана де ла Крус — иначе он, возможно, сам не узнал бы, что был поэтом. Чудом он бежал из своей темницы, унеся с собой маленькую тетрадку. По-испански слово luz — «свет» рифмуется со словом cruz, «крест»…

Инквизиция велела Терезе сжечь все духовные книги на родном испанском языке. Она смиренно повиновалась — её живой книгой стал Христос. Автобиография Терезы была конфискована и рассматривалась инквизицией. Запрет на публикацию сняли только в 1586 г., через 4 года после смерти автора.

Из всех книг Ветхого Завета на св. Терезу больше всего повлияла Песнь Песней. Средневековые богословы интерпретировали её аллегорически. Согласно им, речь идёт о невесте-душе, Жених которой — Бог или Сын Божий. Каждая душа призвана к духовному браку с Христом. Отношения двоих — очень бедная метафора, но трудно подобрать лучшую…

Св. Тереза была первой женщиной-писательницей в Испании, вообще первой женщиной-богословом. Она писала свои сочинения из послушания, escribo, como hablo — «пишу, как говорю» — и для монахинь, ибо женщинам легче понять женщину. Её перу принадлежат автобиография под названием «Книга моей жизни», а также «Книга оснований», «Путь к совершенству», «Обители» (в русском переводе — «Внутренний замок»); около сорока стихотворений и духовные письма. Значение созданного св. Терезой трудно переоценить даже с литературной точки зрения. «Книга моей жизни», написанная кристаллическим, абсолютно непереводимым языком, — самое переводимое произведение испанской литературы, за исключением «Дон Кихота». Стихи в основном представляют собой вариации на темы народных песен. Монахини пели (и поныне поют) их за работой, а некоторые из этих стихов по сию пору звучат в Литургии Часов.

В сочинении «Внутренний замок» св. Тереза писала: «Душу можно сравнить с замком из цельного алмаза или ясного кристалла, в котором много комнат, как в раю много обителей. Так и кажется, что я говорю несуразное, ибо если замок — наша душа, незачем в него и входить, это мы и есть; ведь нелепо сказать, чтобы вошёл в комнату тот, кто уже в ней. Но поймите, что пребывать можно по-разному. Многие души — в ограде замка, там, где стража, — совсем не хотят войти в него и не знают, что внутри, кто обитает в столь дивном доме, мало того — какие в нём комнаты. Наверное, вы читали в книгах о молитве, что надо войти внутрь, в свою душу; это — одно и то же».

Господь находится в центральном покое, а двери открывает молитва. Но случается, что «душа так привыкла общаться со зверями и гадами, живущими в ограде замка, что почти уподобилась им, и хотя от природы она столь богата, что могла бы беседовать с Самим Богом, помочь ей уже нельзя».

Как учителю о ступенях молитвы св. Терезе никогда не было равных, еще меньше было тех, кто ее превзошел. После нее практически все писатели-мистики так или иначе находились под влиянием ее трудов. Среди этих авторов особенно знамениты св. Альфонс Лигуори и св. Франциск Сальский. Тереза писала в первую очередь для монахинь и братьев ордена кармелитов, успех ее работ особенно примечателен на фоне еретических течений, преобладавших в Испании шестнадцатого века: испано-арабский мистицизм, иллюминизм алюмбрадос (Alumbrados), следы лютеранского квиетизма. Не следует упускать из виду и суровую испанскую инквизицию, олицетворением которой является фанатичный и безжалостный доминиканец Мельхиор Кано.

Учение св. Терезы изложено в ее трех главных работах: Книга о моей жизни; Путь совершенства и Внутренний замок, - последняя из которых признана шедевром. В отличие от трактатов о молитве, написанных еще до св. Игнатия, работы св. Терезы носят практический и описательный, а не теоретический и разъясняющий характер. В них содержатся бесценные психологические интуиции, основанные на личном опыте и глубоких наблюдениях за поведением других. Воспользовавшись Внутренним замком в качестве путеводителя, проследим путь возрастания в молитве в представлении св. Терезы.
Она изображает душу как замок с многочисленными покоями или обителями (moradas), в центре которого восседает на троне Христос-Царь. Достигающий успехов в молитвенной практике, переходит из одной обители в другую, пока не пройдет через семь и не попадет, наконец, в самую сокровенную комнату. За стенами замка полная тьма, а в окружающем его рве кишат в грязи мерзкие твари. Решивший последовать путем молитвы и отрекающийся от всего тварного, попадает в замок и начинает молитвенное восхождение, которое проходит через три первые стадии деятельной или аскетической молитвы, а затем через четыре стадии пассивной или мистической молитвы.

Как же понимает св. Тереза молитву?

«По-моему, - говорит она, - мысленно творимая молитва есть не что иное, как дружеская беседа, часто проходящая наедине с Тем, Кто, как нам известно, любит нас». Это наполненный любовью диалог друзей, а восхождение в молитве является прямым свидетельством возрастания в духовной жизни. Признавая значение познания, св. Тереза, однако, настаивает на том, что возрастание в молитве состоит не столько в продолжительных размышлениях, сколько в том, чтобы любить больше. Кроме того, подобно св. Иоанну Креста, она страстно защищает добровольность души в подчинении действию Святого Духа. Именно поэтому она всегда во всеоружии для защиты души от тирании установленного метода. Св. Тереза не отождествляла духовную жизнь в целом с молитвенной практикой; она рассматривала многие другие темы, такие как: самопознание, смирение, братская любовь, духовное руководство, духовная дружба, аскетизм и апостольство.

Намереваясь теперь проследить путешествие по стадиям молитвы, описанным во Внутреннем замке, мы обнаруживаем, что в первом «покое» или в первой обители молящийся пребывает в состоянии новоначального, живущего благодатно, но все еще крепко связанного с вещами земными, а потому всегда находящегося под угрозой отпадения от своих добрых порывов. Молитвенная практика на этом этапе представляет собой исключительно молитву, произносимую вслух.

Попадая во второй «покой», молящийся всерьез приступает к мысленно творимой молитве, хотя часто случаются периоды сухости и препятствий, подталкивающие душу к отказу от борьбы. Характерная для этого этапа молитва - дискурсивная медитация. Хотя дискурсивная молитва - это в сущности молитва размышления, она не просто состоит в умозаключениях, но и обязательно завершается в любви. Тем, кто имеет склонность к «продолжительной умственной работе», св. Тереза рекомендует прибегать к медитациям о Христе и беседовать с Ним; тем же, кому трудно контролировать себя в медитации, она предлагает медленно повторять или читать какую-нибудь молитву вслух и размышлять над произносимыми словами.

Перейдя в третий «покой», человек вступает в последнюю стадию естественной или стяжаемой молитвы, называемой молитвой стяжаемой сосредоточенности. Это - осознание присутствия Божия, являющееся настолько живым и ясным, что все способности соединяются в состоянии сосредоточенности и внимания к Богу. Св. Тереза говорит, что развитию этого вида молитвы можно способствовать, если человек вынашивает в себе осознание Божиего присутствия, подчиняется всецело божественной воле и неизменно стремится к тому, чтобы ощущать присутствие Бога не только во время молитвы, но и во всех случаях жизни. Поскольку этот этап молитвы представляет переход от аскетической к мистической молитве, то преодоление его может происходить с различной степенью напряженности.

В четвертом «покое» молящийся знакомится с первым типом мистической молитвы, молитвы сверхъестественной, ниспосылаемой свыше, называемой общим термином - молитва покоя. Именно ниспосылаемая или пассивная сосредоточенность состоит по существу в сокровенном соединении разума с Богом, так что душа наслаждается ярким и живым осознанием Божиего присутствия.

Однако совершенная молитва в четвертом «покое» - это, собственно говоря, молитва умиротворения. Это тип молитвы, когда воля наполняется божественной любовью и соединяется с Богом как со своим высшим благом, хотя память и воображение все еще свободны или «несвязаны», так что иногда даже угрожают неприятностями. Поэтому св. Тереза советует сохранять спокойствие и сосредоточенность перед Богом, погрузившись полностью в лоно божественной любви.
Цель божественного воздействия на душу - уловить все способности души и сконцентрировать их на Боге.

Следовательно, в пятом «покое» молящийся узнает молитву соединения, которая допускает много степеней интенсивности. В молитве простого соединения все способности души собираются в Боге. Тогда человек осознает присутствие Бога в такой мере, «что, глядя внутрь себя, уже не сомневается в том, что он в Боге, а Бог - в нем».

По мере того, как Бог все больше и больше овладевает душой и наполняет ее Своим светом и утешением, человек переживает молитву экстатического соединения, которая являет собой вход в шестой «покой» и введение в «мистическое обручение». Здесь - на высотах мистической молитвы - как и на высших ступенях молитвы аскетической, попускаются большие искушения и страдания с той лишь разницей, что теперь это мистическое или пассивное очищение. Нередко случается, что на этой ступени молитва сопровождается сверхъестественными мистическими явлениями, такими как: экстазы, восхищенность, локуции, видения и т.д. Затем, в седьмом и последнем «покое», приходит осознание Мольбы Христа к Своему Небесному Отцу: «Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне» (Ин 17; 22-23). Это - состояние мистического брака или преображающий союз, и св. Тереза утверждает, что мистическое обручение и мистический брак настолько близки, что шестой и седьмой «покои» вполне можно было бы объединить.

В преображающем союзе Три Божественные Личности раскрываются необычным образом, часто через интеллектуальное видение, и не удивительно, что Христос открывается душе в Своем святом человечестве. В результате душа полностью забывает о себе, она жаждет страданий и радуется мукам, она всеми силами ревнует о спасении душ. Таким образом, вершина мистической созерцательной молитвы увенчана апостольским горением. Как говорит св. Тереза, «Марфа и Мария действуют своместно».

Несмотря на то, что св. Тереза была знакома с духовными трудами, такими как: Исповедь св. Августина, Третья азбука духовности Франциска де Осуна, Восхождение на Сион Бернардина Ларедского и, возможно, Жизнь Христа Лудольфа Картузианца, - ее учение не заимствовано из них. Читая книги, она обычно обнаруживала, что они подтверждают ее собственный опыт. По ее личному свидетельству, источником ее учения является только Бог. Читая св. Терезу, веришь ей беспредельно.

Однако было бы заблуждением полагать, что учение св. Терезы касалось исключительно мистических вопросов. Она писала для монахинь, посвятивших себя созерцанию, - это факт, но она понимала, что не все они достигли мистических высот. Так, она часто утверждала, что святость не в чем-то необычном, но в том, чтобы обычное делать необычайно хорошо. Основа святости - в полном послушании воле Божией, «так что, как только мы узнаем о Его желании чего-то, мы всецело подчиняем этому свою волю… Сила совершенной любви так велика, что она заставляет нас забыть о самоуслаждении ради услаждения Того, Кто любит нас». А самый верный и быстрый способ достижения этой совершенной любви, по словам Терезы, - послушание, которое позволяет нам полностью отказаться от своей воли и всецело подчинить ее Богу. В качестве средств возрастания в святости она выделяет причащение, воспитание смирения, послушание и братскую любовь, соблюдение обета бедности; но выше всего она ставит любовь к Богу.

В своей автобиографии Тереза писала: «Вот уже 20 лет, как я монахиня-кармелитка, но я всё ещё не обрела душевного мира…» Однако все знали её спокойной, уравновешенной, всегда готовой ободрить и утешить. Радость была важной частью её жизни и учения. Она с радостью благодарила Бога за удобное кресло, за вкусные ягоды инжира. « Грусти и печали не место в моём доме!» — говорила Тереза.

На празднике, когда монахини веселились, одна сестра удалилась от всех. Когда её спросили о причине, она ответила: «Я лучше побуду со Христом!» Тереза воскликнула: «Какая жалость! А Христос как раз пришёл посмотреть, как мы танцуем!»
К концу жизни Тереза ушла в желанный ей монастырь св. Иосифа в Авиле — крохотную обитель, где жило всего семь монахинь. Она никого не «перевоспитывала». Она уводила.

К этому времени Господь уже даровал Терезе мистический опыт, которому нет аналога, — опыт трансверберации (от испанского transverberar — пронзать). Огненный херувим пронзил её сердце копиём.

Чую я удар нежданный,
и души во мне не стало!
Чем я честь сию стяжала?
Что свершил сей подвиг странный?
Что за смертная услада —
чуять в сердце рану эту!
Боль, которой равных нету;
смерть — и жизнь, что ей награда!

— писала она позже.

Сердце святой Терезы сохраняется ныне в городе Альба де Тормес, и на нём до сих пор виден шрам от странной раны…
Она прожила 67 лет. Возраст для того времени огромный — люди долго не жили. Для нашего времени это эквивалентно, должно быть, 80 годам. Её водили под руки, как живую реликвию. С каждым вечерним боем часов Тереза радовалась, что ещё один день кончился и, значит, она стала на день ближе к своему Небесному Жениху. Fuga final de lа carne — последнее бегство от плоти произошло 4 октября 1582 г. в Альбе де Тормес. Там же Тереза Авильская и похоронена. К её гробнице каждый год приезжают толпы паломников…

В 1622 г. Тереза Авильская была канонизирована. Как и святая Екатерина Сиенская, она признана Учителем Церкви; наряду со св. Иаковом считается небесной покровительницей Испании. Её произведения переведены на множество языков, включая арабский, корейский, иврит. О ней написано множество книг и снято множество фильмов. Но на русский язык из всех книг святой Терезы переведён только «Внутренний замок».

Представление о её творчестве в России из-за отсутствия переводов крайне неполно. Тереза Авильская оставила огромный след в литературе, в истории, в Церкви. Но если всмотреться в пройденный ею путь, можно увидеть, что он совершенно противоположен тому, что предлагает психология. Ибо христианство предлагает отринуть себя самого во имя любви ко Христу…

Ничто не страшно,
ничто не больно;
всё исчезает —
Бог остаётся.
Только терпенье
цель покоряет.
Бога стяжавшим
Бога довольно;
Бога хватает…

Тереза Авильская (ММ)

Прочесть книгу Терезы Авильской «Песнь песней»:

Иоанн Креста

Хуан де ла Крус, Иоанн Йепес, Хуан де Йепес, Хуан де Авила [лат, исп.] (1542–1591) – святой. Богослов и поэт. Учитель Церкви. Один из самых известных испанских мистиков. Родился в знатной, но обедневшей дворянской семье под Авилой (Испания). Учился в университете Саламанки. Член ордена кармелитов. Познакомившись с Терезой Авильской, стал е сотрудником по реформированию ордена, что привело И.К. к заключению в тюрьму, из которой ему удалось освободиться с помощью Терезы Авильской. И. К. к суду инквизиции привлекался трижды, причем по специальному указанию в заключении обращались с ним особенно жестоко. Именно в тюрьме Х.де ла К. начал писать стихи, в веках прославившие его имя. Последние годы жизни он провел в монастырях. И. К. – величайший испанский поэт, и вместе с тем, и благодаря этому – один из великих и проницательных мистиков всех времен и народов. Свои поэмы Х. де ла К. снабжал богословским комментарием, и таким образом, глубочайшие мистические переживания сочетались у него с размышлениями в духе схоластики.

ДОРОГА НА ГОРУ КАРМЕЛЬ

Повествование о том, как душе должно приготовить себя,
чтобы в недолгом времени дойти до единенья с Богом;

излагает предостережения и науку весьма полезную,
как для начинающих, так и для продолжающих,
дабы умели отряхнуться от вещей бренных
и остаться в той всецелой наготе
и вольности духа, что нужны
для единения с Богом

http://www.ligis.ru/psylib/090417/books/ikres01/index.htm

Пролог

К Н И Г А П Е Р В А Я

В сей книге повествуется о том, что являет собой «тёмная ночь»,
и как надобно пройти сквозь неё, дабы дойти до единенья с Богом;
особо объясняется «тёмная ночь» чувств и вожделений,
а также вред, который причиняют душе оные.

Глава 1

Цитируется первая строфа. – Говорит о двух разных ночах, чрез которые проходят особы духовные, соответственно двум частям человека: низшей и высшей.

Глава 2

Объясняющая, что такое та «тёмная ночь», через которую душа прошла, как она говорит, чтобы дойти до единения. – Рассказывает о её причинах.

Глава 3

Повествует о первой причине сей «ночи», то есть об избытии вожделений ко всем вещам. – Изъясняет причину, отчего зовётся то «ночью».

Глава 4

Доказывающая конечность прохождения души через «тёмную ночь чувств», которая есть умертвление желаний, чтобы могла дойти до единения с Богом.

Глава 5

Глава 6

Говорит о двух главных вредах, которые вожделения причиняют душе. – Первый из них есть недопущение добра в душу, второй же это простое вреждение.

Глава 7

Говорит о том, как вожделения мучают душу. – В подтверждение приводит сравнения и доводы из Св.Писания.

Глава 8

Говорит о том, как вожделения затемняют и ослепляют душу.

Глава 9

Говорит о том, как вожделения грязнят душу. – В подтверждение приводятся сравнения и доводы из Св.Писания.

Глава 10

Говорящая о том, каким способом вожделения охлаждают и ослабляют душу в добродетелях.

Глава 11

Уведомляющая, что душа, чтобы смочь дойти до единения с Богом, должна непременно избыть все желания, даже наименьшие.

Глава 12

Дающая ответ на другое вопрошание: каких вожделений достаточно, чтобы причинить душе упомянутые выше ущербы.

Глава 13

Говорит о способе соблюдения души, чтобы могла войти в ту «ночь чувств».

Глава 14

Разъясняющая второй стих строфы: «Огорченьем любви возжжена».

Глава 15

В коей разъясняются остальные стихи сказанной песни.

К Н И Г А В Т О Р А Я

Толкует о ближайшем способе единения с Богом, каковым есть вера;
говорит, стало быть, о второй части «тёмной ночи», или о ночи духа.

Глава 1

Глава 2

Начинает объяснять эту вторую часть или причину «ночи», которая есть вера. – Подтверждает двумя доводами, что она темнее, чем части первая и третья.

Глава 3

Почему вера для души есть «ночь тёмная». – Это обосновывается доводами, примерами и образами Св.Писания.

Глава 4

Повествует в общем, что душа, насколько то от неё зависит, должна пребывать в темноте, чтобы вера могла наверняка проводить её к высшему созерцанию.

Глава 5

Объясняющая, что такое единение с Богом. – Приводится сравнение.

Глава 6

Объясняющая, как три теологических добродетели усовершают три области души и как устраивают мрак и пустоту в этих областях.

Глава 7

Рассуждающая о том, как узка дорога, ведущая в жизнь вечную. – Кто, стало быть, желает ею идти, должен быть обнажён и освобождён ото всего. – Начинающая разговор об обнажении разума.

Глава 8

Показывающая в общем, что никакое творение, и никакое понятие разумное не может служить непосредственным орудием единения с Богом.

Глава 9

Каким образом вера является для разума ближайшим и подходящим средством, через которое душа может дойти до единения с Богом в любви. – Что подтверждается цитатами и образами Cв.Писания.

Глава 10

Показывает различия между понятиями и познаниями, – всеми, которые доступны разуму.

Глава 11

О препятствиях и трудностях, которые могут вытекать из схватываний чувственных, получаемых сверхъестественно, когда они оказывают себя как внешние телесные чувства. – Как душа должна от них предохраняться.

Глава 12

Повествует о естественных схватываниях воображения. – Объясняет их и доказывает, что не могут они быть адекватным средством для единения с Богом. – Рассказывает, какой получается вред, если душа не отказывается от них.

Глава 13

Указывает знаки, которые должен заметить в себе человек духовный, чтобы мог узнать, когда должен оставить размышление и разумное понимание и прийти к состоянию созерцания.

Глава 14

Обосновывает потребность в тех трёх знаках и указывает на их неотменимость для продвижения души вперёд.

Глава 15

Объясняющая, что при вхождении в общее созерцательное познание, продвигающиеся должны ещё не раз воспользоваться естественным мышлением и деятельностью естественных чувств.

Глава 16

Говорит о схватываниях воображения, появляющихся в фантазии путём сверхъестественным. – Указывает, что не могут они служить душе ближайшим средством единения с Богом.

Глава 17

Разъясняющая цель и способ поведения Бога в уделении душе благ духовных посредством чувств. – Отвечающая на сомнение, которое в связи с этим появилось.

Глава 18

Трактующая об ущербе, который некоторые мастера духа могут причинить душе, из за того, что не ведут её добром в том, что касается помянутых видений; и также говорящая, как они, несмотря на происхождение от Бога, могут вводить её в обман.

Глава 19

В коей провозглашается и доказывается как, несмотря на то, что видения и изречения, причастные Богу, суть подлинные, мы можем обманываться относительно них. – Сие доказывается авторитетом Св.Писания.

Глава 20

Глава 21

В коей разъясняется, как, хотя Бог отвечает на то, о чём Его просим иной раз, Ему не нравится, что мы используем такой способ обнаружения истины. – И выясняется, как, хотя снисходит и отвечает, во многих случаях досадует.

Глава 22

В коей возбуждается сомнение, почему не дозволяется отсель, в Законе Благодати, вопрошать Бога сверхъестественным образом, как то было в Законе Ветхом. – Обосновывается сие авторитетом св.Павла

Глава 23

В коей начинается трактовка постижений ума, которые очищены для духовного пути. – Говорит о том, каковы суть эти вещи.

Глава 24

В коей трактуется тот образ действия, который характерен для духовных сверхъестественных видений.

Глава 25

В коей обсуждаются откровения. – Говорит о том, что они суть и полагает одно различение.

Глава 26

В коей обсуждаются интеллигенции истин, обнажённых в разумении, и говорится, каковы они суть в двух видах, и как душа должна располагаться относительно них.

Глава 27

В коей обсуждается второй род откровений, который есть обнаружение тайн [и таинств] оккультных. – Трактует способ, каким они могут служить единению с Богом, и каким препятствовать, и как бес может в этой части ввести во многое заблуждение.

Глава 28

В коей обсуждаются речения [внутренние], которые сверхъестественным образом могут приключаться духу. – Говорит, каким образом сие бывает.

Глава 29

В коей трактуется первый род слов, которые формулирует иной раз дух, собранный в себе. – Говорится о причине таковых и о пользе и вреде, кои могут в них заключаться.

Глава 30

В коей обсуждаются слова внутренние, которые формально сотворяются в духе путём сверхъестественным. – Сообщает о вреде, который может быть причинён, и о необходимой предосторожности, чтобы не быть в них обманутыми.

Глава 31

В коей обсуждаются слова субстанциальные, которые внутренне сотворяются духу. – Говорится об отличии их от формальных, о пользе, которую в них имеем, и о смирении и уважении, которые душа должна испытывать к ним.

Глава 32

В коей обсуждаются схватывания, которые воспринимает разумение чувств внутренних, что сверхъестественно приключаются душе. – Говорит о причине таковых и о том, каким способом должна обретать их душа, чтобы не иметь в них препятствий на пути единения с Богом.

К Н И Г А Т Р Е Т Ь Я

В которой обсуждается тёмная ночь памяти и воли;
излагается наука о должном поведении души в отношении сих двух,
дабы она шла к единству с Богом в совершенной надежде и милосердии.

Глава 1

Глава 2

В коей обсуждаются естественные схватывания памяти и говорится, как должно освобождаться от них, для того, чтобы душа могла соединиться с Богом в части этой потенции.

Глава 3

В коей говорится о трёх видах ущербов, которые принимает душа, не затемнённая в части понятий и рассуждений памяти. – Обсуждается здесь пример.

Глава 4

Трактующая о втором вреде, что может прийти к душе со стороны беса путём схватываний естественных памяти

Глава 5

Третий вред, который преследует душу на пути естественных различённых понятий памяти.

Глава 6

О дивидендах, которые получает душа от забывания и опустошения ото всех размышлений и понятий, которые естественно способна иметь благодаря памяти.

Глава 7

В коей трактуется второй род схватываний памяти, каковы суть понятия и фантазии сверхъестественные.

Глава 8

О вредах, кои понятия сверхъестественные могут сотворить душе, если она размышляет над ними. – Говорит о том, сколько их.

Глава 9

Второй род вреда, заключающийся в риске впасть в самооценку и тщетное чванство

Глава 10

О третьем вреде, который может воспоследовать душе от беса посредством схватываний воображаемых памяти.

Глава 11

Четвёртый вред, последующий душе от схватываний различённых сверхъестественных памяти, который препятствует единению

Глава 12

Пятый вред, который может воспоследовать душе в формах и схватываниях воображаемых сверхъестественных, в коих заключены суждения о Боге низкие и несоответственные.

Глава 13

О пользах, которые обретает душа в отделении от схватываний воображения; и отвечает на определённое возражение, и изъясняет одно различие между схватываниями естественными и сверхъестественными.

Глава 14

В коей обсуждаются понятия духовные, поскольку могут западать в память.

Глава 15

В коей духовному сообщается общий образ правления собой в том, что относится до этого чувства.

Глава 16

В коей начинается обсуждение «тёмной ночи» воли. – Предлагается подразделение аффектов воли.

Глава 17

В коей начинается обсуждение первого аффекта воли. – Говорит о том, что такое радость, и проводит различение вещей, которым воля способна радоваться.

Глава 18

В коей обсуждается радость касательно благ преходящих. – Говорится, как следует выпрямлять радование о них по Богу.

Глава 19

О вредах, которые могут воспоследовать душе, радующейся благам преходящим.

Глава 20

О преимуществах, которые воспоследуют душе в отстранении её от веселий, приносимых вещами преходящими.

Глава 21

В коей обсуждается, каким образом тщета есть полагать радость воли во благах естественных, и как следует через них направлять себя к Богу.

Глава 22

О вредах, которые последуют душе, полагающей радость воли во благах природных.

Глава 23

О выгодах, которые получает душа не полагающая радости своей во благах естественных.

Глава 24

Которая трактует третий род благ, в коих воля способна полагать аффект радости, и которые суть блага чувственные. – Говорит, каковы они, и скольких видов, и как следует направлять волю к Богу, очищаясь от этой радости.

В 1726 году

Главная святыня День памяти Покровитель

люди созерцательной жизни, мистики, богословы, испанские поэты

Труды

«Восхождение на гору Кармель», «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви»

Святой Иоанн Креста (также известен как Св. Хуан де ла Крус и Св. Иоанн Крестный , исп. Juan de la Cruz ); (24 июня , Фонтиверос , Испания - 14 декабря , Убеда (Úbeda), Хаэн , Испания), имя в миру Хуáн де Йéпес Áльварес (исп. Juan de Yepes Álvarez ) - христианский мистик , католический святой, писатель и поэт. Реформатор ордена кармелитов . Учитель Церкви .

Биография и творчество

Хуан происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, жившей в окрестностях Авилы . Юношей поступил он в госпиталь, для ухода за больными. Образование он получал в иезуитской школе в городке Медина-дель-Кампо, куда перебралась его семья после смерти отца в поисках средств к существованию.

Фундаментальный принцип богословия св. Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек - ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного соединения с Богом, в чем и состоит святость, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела.

Произведениями св. Иоанна Креста интересовались русские символисты , в частности, Д. С. Мережковский , написавший книгу о нём. Стихотворения св. Иоанна переводили на русский язык Анатолий Гелескул , Борис Дубин , Валерий Перелешин .

Основываясь на экстатических видениях святого, Сальвадор Дали нарисовал в 1950-1952 гг. картину «Христос Святого Иоанна Креста »

Музыку на стихи Св. Иоанна писали Федерико Момпоу , Гоффредо Петрасси , Кармело Бернаола , Хендрик Андриссен, Мишель Реверди , Лорина Маккеннитт .

Напишите отзыв о статье "Иоанн Креста"

Примечания

Ссылки

Источники

  • Zimmerman, B. // The Catholic Encyclopedia . Vol. 8. New York: Robert Appleton Company, 1910. 9 Aug. 2012
  • Дж. Омэнн. Христианская духовность в католической традиции. Издательство Святого Креста, Рим-Люблин, 1994.
  • Арсеньев Н.С. О лирической поэзии Шелли, Тютчева и Хуана де ла Крус // Возрождение. – Париж, 1970. – № 223/224.
  • Афиногенова Е. Святой Иоанн Креста // Истина и жизнь. – М., 1992. – № 7\8.
  • Осипова М.П. Концепты ciencia и sabiduria в религиозно–мистической литературе (на материалах произведений св. Хуана де ла Круса) // Вопросы иберо–романской филологии. – М.: МГУ, 1998.
  • Пятачков Ю.С. Поэтико-медитативное видение Души в творчестве Фёдора Тютчева и Хуана де ла Крус. // Усходнеславянскія мовы ў сучаснай лексікаграфіі: зб. навук. арт. / рэдкал.: Д.В. Дзятко, адк. рэд. В.В. Урбан. – Мінск: БДПУ, 2015. – С. 283 – 286.
  • Пятачков Ю.С. Визионерское осмысление Души в поэтических медитациях Хуана де ла Крус и Эмили Дикинсон / Современные проблемы социально-гуманитарных наук: Сборник докладов III Международной научно-практической заочной конференции (29 февраля 2016 г.) / Научный ред. А.В. Гумеров. - Казань: ООО "Рокета Союз", 2016. - С. 143 - 153.

Литература

  • Штайн Э. Наука Креста. - М.: Общедоступный православный университет ; , 2007

Отрывок, характеризующий Иоанн Креста

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.

  • Институт Внутренней Азии
    • Лаборатория культурной антропологии
    • Лаборатория синергетических исследований цивилизационной геополитики Евразии
    • Лаборатория сравнительного правоведения в странах АТР
  • Научно-образовательный и инновационный центр системных исследований и автоматизации
    • Лаборатория спортивной генетики
    • Лаборатория вычислительных и геоинформационных технологий
    • Лаборатория системного анализа
    • Лаборатория методов оптимального управления

В состав БГУ также входят:

  • Астрономическая обсерватория,
  • Бюро переводов «Лингво»,
  • Институт Конфуция,
  • Институт непрерывного образования,
  • Отдел дистанционных технологий в образовании,
  • Научно-исследовательская часть,
  • Отдел аспирантуры и докторантуры,
  • Университетский колледж,
  • Управление довузовской подготовки,
  • Центр информационных систем,
  • Центр тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку,
  • Центр тестирования по английскому языку «Pro-English»,
  • Центр тестирования по немецкому языку.

В состав университетского образовательного комплекса входят 23 общеобразовательные школы Республики Бурятия, Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов, 9 центров довузовской подготовки, 4 профессиональных лицея, 5 колледжей.

Научные школы

На сегодняшний день Бурятский государственный университет входит в число ведущих университетов Сибири и Дальнего Востока, отличается высоким уровнем остепенённости научных кадров (третье место в Сибирском федеральном округе после Новосибирского и Томского госуниверситетов).

Эффективная работа ведется в 30 сложившихся научных направлениях, 14 из которых включены в «Перечень приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в Российской Федерации» и «Перечень критических технологий Российской Федерации ». Активизации и повышению результативности научно-исследовательской работы способствует интеграция высшего образования и вузовской науки с академическими институтами Российской академии наук . В настоящее время более 80 сотрудников Бурятского научного центра СО РАН работают в БГУ, в свою очередь 236 выпускников университета трудятся в БНЦ СО РАН и 102 - обучаются в аспирантуре научного центра. Объединение ресурсов университета и академических институтов способствует повышению вузовской составляющей в интегрированной системе научно-технического комплекса региона.

В Бурятском государственном университете осуществляются практически все виды фундаментальных исследований. На многих кафедрах ведутся прикладные и инновационные исследования. В университете сложились ведущие научные школы мирового уровня в области физики конденсированного состояния, ботаники, орнитологии, истории, монголоведения, социологии, философии, литературы, лингвистики, педагогики.

В БГУ ведётся подготовка научных и научно-педагогических кадров по 46 специальностям докторантуры и аспирантуры. Также функционирует интернатура по 15 и ординатура по 4 медицинским специальностям.

Шифр Специальности
Д 212.022.01 09.00.11 - «Социальная философия» (философские науки),
22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы» (социологические науки)

Приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2018 г. № 406/нк деятельность совета приостановлена.

Д 212.022.11 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки),

13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (монгольские языки; иностранные языки)» (педагогические науки),
13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» (педагогические науки)

Д 212.022.05 10.02.01 - «Русский язык» (филологические науки),
10.02.19 - «Теория языка» (филологические науки)
Д 212.022.10 05.13.18 - «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» (физико-математические науки, технические науки)

Академическое сотрудничество

Университет поддерживает сотрудничество в области науки, культуры и образования с ведущими учебно-научными центрами Москвы , Новосибирска , Иркутска , Томска , сотрудничество с зарубежными университетами и научными учреждениями. Заключены долговременные соглашения в области науки, образования и культуры с 22 университетами-партнерами из 10 стран мира. Среди них

  • Пусанский университет иностранных языков (г. Пусан , Республика Корея),
  • Национальный университет Внутренней Монголии (г. Тунляо , КНР),
  • Педагогический университет Внутренней Монголии (г. Хух-Хото , КНР),
  • Цзилиньский институт русского языка (КНР),
  • Монгольский государственный университет (Монголия),
  • Монгольский государственный университет образования (Монголия),
  • Монгольский государственный медицинский университет (Монголия),
  • Институт германистики Рурского университета (Германия),
  • Сунчхонский национальный университет (Республика Корея),
  • Канвонский национальный университет (Республика Корея),
  • Учебный центр TÖMER (Турецкая республика),
  • Факультет спортивной науки Рурского университета (г. Бохум , Германия).

Стратегия развития БГУ нацелена на продвижение культурных ценностей России в международное образовательное пространство Центральной Азии и позиционирование российской модели университетского образования. Развитая инфраструктура БГУ в Центрально-Азиатском регионе, отработанные механизмы взаимодействия с академическими и образовательными учреждениями РФ и зарубежья позволяют университету успешно выполнять связующую функцию во взаимодействии европейской и азиатской систем образования и науки.

Инфраструктура

Университет располагает значительной академической инфраструктурой, включающей научную библиотеку, издательство, центр информационных систем, отдел дистанционных технологий в обучении и др.

Учебные и административные корпуса

Университет располагает восемью учебными корпусами и одним техническим.

Учебный корпус Расположение В корпусе находятся
Главный корпус г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Факультет биологии, географии и землепользования
Факультет физической культуры, спорта и туризма
Физико-технический факультет
Химический факультет
Социально-психологический факультет
Издательство
Корпус 1 г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5 Институт математики и информатики
Институт экономики и управления
Электронный читальный зал
Отдел дистанционных технологий в образовании
Пресс-служба
Корпус 2 г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 Институт филологии и массовых коммуникаций
Исторический факультет
Корпус 3 г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 16 Институт филологии и массовых коммуникаций
Корпус 4 г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25 Педагогический институт
Корпус 5 г. Улан-Удэ, ул. Учебная, 1 Производственные помещения
Корпус 6 г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а Медицинский институт
Корпус 7 г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6 Юридический факультет
Корпус 8 г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 4 Восточный институт
Институт Конфуция
Ректорат
Административно-хозяйственная часть
Научная библиотека

Научная библиотека

Фонд научной библиотеки насчитывает более 1,2 млн экз. книг. В её структуре имеется электронный читальный зал с полнотекстовым доступом к библиотеке диссертаций

Бурятский государственный университет - один из старейших ВУЗов Сибири, образован в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1995 г. и постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. на базе Бурятского государственного педагогического института (БГПИ) имени Доржи Банзарова (основан в 1932 г.) и филиала Новосибирского государственного университета в г. Улан-Удэ.

Учредителем ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» является Министерство образования и науки Российской Федерации. Место нахождения Учредителя: 125993, г. Москва, ул. Тверская, 11.

В настоящее время БГУ является системообразующим учебным заведением, поскольку готовит кадры для всех органов образования, науки, управления, экономики, здравоохранения, социальной сферы и т. п.

Одним из основополагающих принципов БГУ является реализация системы непрерывной подготовки научных и научно-педагогических кадров: от школ, колледжей к университету, аспирантуре, докторантуре.

Сегодня университет включает в себя 7 факультетов:

  • Биологии, географии и землепользования
  • Физико-технический;
  • Химический;
  • Физической культуры, спорта и туризма;
  • Социально-психологический;
  • Исторический;
  • Юридический.

6 институтов:

  • Институт математики и информатики;
  • Институт филологии и массовых коммуникаций;
  • Медицинский институт;
  • Восточный институт;
  • Институт экономики и управления;
  • Педагогический институт.

И колледж БГУ. Структурными подразделениями университета являются:

  • Управление довузовской подготовки;
  • Институт непрерывного образования;
  • Центр евразийского сотрудничества;
  • Центр стратегических востоковедных исследований;
  • Центр правового обеспечения взаимодействия РФ со странами АТР и др.

На 72 кафедрах и в 23 научных подразделениях работает более 150 докторов наук и профессоров, около 500 кандидатов наук и доцентов. Среди преподавателей 2 член-корреспондента государственных академий РАН, РАО, РАМН, а также более 30 академиков и член-корреспондентов общественных академий России.

БГУ располагает самым крупным научным потенциалом в Байкальском регионе. В нем осуществляются практически все виды фундаментальных исследований. На многих кафедрах ведутся прикладные и инновационные исследования. В университете сложились ведущие научные школы мирового уровня в области физики конденсированного состояния, ботаники, орнитологии, истории, монголоведения, социологии, философии, литературы, лингвистики, педагогики.

БГУ активно сотрудничает с ведущими российскими университетами, институтами Российской академии наук, Российской академии образования и рядом международных организаций, занимающихся проблемами образования, науки, культуры и техники. Это обусловлено в первую очередь тем, что университет сохранил лучшие традиции, накопленные в вузах-предшественниках. Важным фактором в развитии университета явился постоянный поиск нестандартных решений для улучшения материальной базы, привлечения высококвалифицированных кадров и выхода из тех многочисленных кризисных ситуаций, которые возникают в последние годы в российском образовательном пространстве.

В БГУ функционируют международные Центры тестирования языков, в том числе Центр тестирования немецкого языка при DAAD «DaF», Центр тестирования русского языка как иностранного (кафедра РКИ). В настоящее время создается Центр тестирования английского языка совместно с Департаментом экзаменов по английскому языку Кембриджского университета (Великобритания), а также при ИФиМК создается Центр тестирования европейских языков (в том числе французского, испанского, польского языков). Результаты кембриджских экзаменов признаются всеми учебными заведениями Евросоюза и стран Содружества, а также многими колледжами и университетами США и других стран, а также официальными органами и работодателями по всему миру.

За свою историю БГУ подготовил более 55"000 специалистов высшей квалификации. В числе его выпускников академики, министры, деятели науки и культуры с мировой известностью, руководители предприятий и работники разных отраслей промышленности Сибири и Дальнего Востока.

В настоящее время в БГУ обучаются около 10"000 студентов по 113 направлениям и специальностям, в том числе 105 ООП ВПО и 8 ООП СПО, из которых 40 специалитет, 44 бакалавриат, 21 магистратура. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования ведется по 4 специальностям докторантуры и 46 специальностям аспирантуры, функционирует интернатура по 19 и ординатура по 6 медицинским специальностям.

Сегодня в состав университетского образовательного комплекса входят 23 общеобразовательные школы Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского Бурятских округов, 9 центров довузовской подготовки, 4 профессиональных лицея, 5 колледжей.

В университете проходят подготовку 305 аспирантов и 17 докторантов. Работает 8 диссертационных советов по 15 научным специальностям и 9 отраслям. В начале 2011 г. был открыт диссертационный совет по физико-математическим наукам по специальности 05.13.18 "Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ".

Расширяется материальная база университета. Увеличиваются площади учебных и спортивных сооружений, сегодня это 11 учебных корпусов, 7 общежитий, Дом спорта «Труд», стадион «Спартак», спортивно-оздоровительный лагерь на Щучьем озере "Олимп", пансионат и спортивно-оздоровительный комплекс на Байкале. Улучшилась полиграфическая база и т. п.

Основная цель научной деятельности - развить БГУ в крупный центр формирования научных школ. Сегодня проведение научных исследований в БГУ рассматривается в прямой связи с их влиянием на повышение качества подготовки студентов.

В настоящее время основными направлениями деятельности университета являются:

  • совершенствование системы университетского образования на основе углубления самостоятельной работы студентов, применения инновационных технологий обучения, современных средств и методов обучения;
  • применение квалиметрического мониторинга в целях повышения качества подготовки специалистов;
  • планируется лицензирование новых образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
  • совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;
  • внедрение дистанционного образования;
  • создание научной инфраструктуры в учебных подразделениях (в институтах, на факультетах и кафедрах);
  • развертывание научных центров и лабораторий, ориентированных на научное обеспечение международных, федеральных и региональных программ и проектов в социальной сфере, физике, экологии, геологии, географии, химии, медицине, истории и политологии, филологии, педагогике и психологии;
  • продолжение интеграции с академической наукой;
  • активное привлечение крупных отечественных и зарубежных ученых к научной работе в университете;
  • внедрение современных информационных технологий в научно-исследовательскую деятельность и менеджмент в сфере научных исследований.

При выборе учебного заведения важно подобрать такое, в котором созданы необходимые условия для получения качественного образования и всестороннего развития личности. Подобным рекомендациям отвечает Бурятский (Улан-Удэ). Он предлагает массу возможностей людям, решившим связать свою жизнь с вузом.

Прошлое БГУ

Существующий сейчас университет в Улан-Удэ был создан в 1932 году. Его организовали на базе Бурят-Монгольского отделения Иркутского педагогического вуза. Для организации учебного процесса в новое учебное заведение были направлены необходимые кадры. В момент создания было открыто 4 факультета, связанных с физикой и математикой, литературой и лингвистикой, естествознанием, общественными и экономическими науками.

Начавшаяся в 1941 году война ударила по вузу. Его развитие было прекращено, преподавательский состав распущен. После окончания войны педагогический институт начал постепенно восстанавливаться. Изменялись имеющиеся факультеты и открывались новые, укреплялась материально-техническая база, увеличивались учебно-производственные площади вуза. В 1995 году произошло важное изменение, к которому стремилось руководство учебного заведения - педагогический институт получил статус классического университета.

БГУ сегодня

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» считается одним из старейших вузов нашей страны. Он входит в число ведущих научных и учебных центров Дальнего Востока и Сибири. В нем учатся свыше 10 тысяч студентов, выбравших программы высшего и среднего профессионального образования.

БГУ сегодня - это:

  • 7 факультетов, 6 институтов, 1 колледж;
  • более 1100 преподавателей, среди которых есть немало профессоров, докторов наук, доцентов, кандидатов наук;
  • 11 корпусов для проведения занятий, 7 общежитий;
  • стадион «Спартак», Дом спорта «Труд», спортивно-оздоровительный комплекс на Байкале, спортивно-оздоровительный лагерь на Щучьем озере.

Перечень факультетов и специальностей

Бурятский в своем составе имеет следующие:

  1. Землепользования, географии и биологии. Этот факультет, существующий с 1932 года, предлагает абитуриентам такие направления, как «Биология», «География», «Кадастры и землеустройство», «Педагогическое образование» (учитель биологии), «Дистанционное зондирование и геодезия».
  2. Туризма, спорта и физической культуры. Этот факультет, как видно из названия, подготавливает специалистов для сферы образования, физкультуры, спортивно-оздоровительного туризма. Для подготовки студентов используется учебно-спортивная база.
  3. Физико-технический. Данное структурное подразделение занимается подготовкой специалистов с 1932 года. Чтобы стать бакалавром, можно поступить на этот факультет по направлениям «Физика», «Энергомашиностроение», «Инноватика», «Информационные системы и технологии».
  4. Химический. Это структурное подразделение отделилось от естественно-географического факультета в 1997 году. Сегодня оно подготавливает химиков для производственных организаций, научно-исследовательских учреждений. Также имеется несколько дополнительных направлений - «Геология», «Природопользование и экология».
  5. Социально-психологический. На этом факультете подготавливаются специалисты для работы с людьми. Имеющиеся направления - «Психология» и «Социальная работа».
  6. Юридический. Институт по подготовке хранителей правопорядка Бурятский государственный университет создал в 1997 году. Он ведет обучение бакалавров по направлению «Юриспруденция». Образовательный процесс здесь организовывают высококвалифицированные преподаватели с юридическим образованием, специалисты-практики.
  7. Исторический. В 1932 году был основан этот факультет. Он предлагает 7 различных и «Социология», и «Политология», и «Международные отношения», и «История», и «Философия», и «Теология», и «Педагогическое образование».

Другие структурные подразделения и специальности

Бурятский государственный университет имеет в своем составе и несколько других структурных подразделений. Речь идет об институтах:

  • Восточный институт, предлагающий абитуриентам стать специалистами в области филологии, востоковедения и африканистики, зарубежного регионоведения, туризма, педагогического образования.
  • Институт математики и информатики, реализующий обучение по 6 направлениям («Математика», «Компьютерные науки и математика», «Педагогическое образование», «Прикладная информатика», «Прикладная математика и информатика», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»).
  • Бурятский государственный медицинский университет (институт), из стен которого выходят квалифицированные врачи и провизоры.
  • Институт массовых коммуникаций и филологии, предлагающий такие направления, как «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Лингвистика», «Филология».
  • Институт управления и экономики, который ведет активную работу по подготовке специалистов в области экономики и менеджмента.
  • Педагогический институт, выпускающий учителей начальных классов, воспитателей, учителей музыки, технологии.

Поступление в БГУ

Поступление в учебное заведение начинается с подготовки документов. Копию паспорта, аттестат или его копию, фотографии следует подавать в тот период, когда стартует приемная кампания (Бурятский государственный университет расписание работы приемной комиссии указывает на информационном стенде в вузе и на официальном сайте). В учебном заведении оформляется заявление. Сотрудники университета регистрируют все документы.

У лиц после окончания школы обязательно должны быть на руках результаты ЕГЭ по тем предметам, которые установлены в качестве вступительных испытаний. Абитуриентам со средним профессиональным и высшим образованием разрешается сдавать экзамены по утвержденным предметам в вузе.