Сиротюк а л коррекция развития. Институт педагогического образования и социальных технологий. "Росток". Условия и методика развития ребенка. Сиротюк А.Л.С

Образовательная деятельность

Руководитель ООП по направлению «Психолого-педагогическое об-разование»: магистерская программа «Педагогика и психология инклю-зивного образования».
Руководитель ООП по направлению «Психолого-педагогическое об-разование»: магистерская программа «Психология и педагогика развития дошкольников».

Монографии

Шерстнева Н.С., Телятников Г.В., Сиротюк А.Л. Актуальные про-блемы психологии: Монография. Тверь: ТГУ, 2001. 116 с.

Клейберг Ю.А., Львов В.М., Новиков В.В, Сиротюк А.Л. Современ-ное Российское общество: вопросы психологии, экономики и права: Монография. Тверь-Ярославль, 2002. 140 с.

Шикун А.Ф., Телятников Г.В., Махновец С.Н., Сиротюк А.Л. Психо-логия и менеджмент: вчера, сегодня, завтра: Монография. М.: Воен-техиниздат, 2002. 256 с.

Сиротюк А.Л. Психолого-педагогическое обеспечение дифференци-рованного обучения младших школьников: Монография. Тверь: ТОИУУ, 2003. 89 с.

Клейберг Ю.А., Пискарев Д.П., Сиротюк А.Л. Социально-психологические проблемы девиантных подростков: Монография. Страсбург-Москва, 2003. 148 с.

Учебники и учебные пособия

Сиротюк А.Л., Кравец Г.В. Мозг, эмоции, индивидуальность. Йош-кар-Ола: Искра, 1997. 87 с.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфе-ра, 2000. 132 с.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2001. 79 с.

Сиротюк А.Л. Развитие интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001. 46 с.

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое со-провождение обучения. М.: Сфера, 2003. 284 с.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.: Сфера, 2003. 123 с.

Сиротюк А.Л., Махновец Л.А., Потапова И.Ю. Психологическая по-мощь и поддержка детям с проблемами поведения. Тверь: ТОИУУ, 2003. 18 с.

Сиротюк А.Л. Психолого-педагогическое сопровождение нейропси-хического развития младших школьников. Тверь: ТОИУУ, 2004. 86 с.

Сиротюк А.Л. Природосообразное обучение младших школьников. Тверь: ТОИУУ, 2005. 82 с.

Сиротюк А.Л., Пикалова Л.П., Думиникэ Ю.С., Руднев И.Е., Самсо-нова Т.Е., Сиротюк А.С. Психологические рекомендации по успеш-ной сдаче единого государственного экзамена. Тверь: ТОИУУ, 2006. 72 с. С.5-23.

Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьни-ков. М.: Сфера, 2007. 221 с. (Учебное пособие рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии).

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Психологические причины школьной неуспеваемости. Тверь: Научная книга, 2007. 59 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно-развивающая програм-ма для детей периода интенсивного роста (базальный и когнитивный уровни). Тверь: Научная книга, 2007. 111 с.

Сиротюк А.Л. Закономерности психического развития детей. Тверь: ТГУ, 2007. 83 с.

Сиротюк А.Л. Основы дидактики. Тверь: ТГУ, 2007. 182 с.

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Формирование навыков профессио-нально-педагогического общения. Тверь: ВА ВКО, 2008. 202 с.

Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошколь-ников. М.: Аркти, 2008. 56 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009. 254 с. (Учебное посо-бие является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2009 года. Фонд раз-вития отечественного образования.)

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности. Тверь: ТОИУУ, 2011. 124 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Психологическая основа формирова-ния учебных навыков школьников. Тверь: ТОИУУ, 2012. 64 с.

Сиротюк А.Л. Методика нейропсихологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста. Тверь: ТГУ, 2012. 59 с.

Сиротюк А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников. Тверь: ТОИУУ, 2012. 56 с.

Сиротюк А.Л., Грабельникова Е.А. Научно-методические рекомен-дации для учителей физического воспитания по проектированию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей спортивно-оздоровительной деятельности со всеми участниками образователь-ного процесса. Тверь: ТОИУУ, 2012. 34 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно-развивающая техноло-гия для детей периода интенсивного роста (базальный и когнитивный уровни). Тверь: ТГУ, 2012. 110 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Закономерности психического разви-тия детей дошкольного и младшего школьного возраста. Брянск: БИПКРО, 2013. 153 с.

Сиротюк А.Л. Элиминация синдрома дефицита внимания с гиперак-тивностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тверь: ТОИУУ, 2013. 95 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Методика проведения мозгового штурма «Культура здорового питания». Тверь: ТОИУУ, 2013. 14 с.

Сиротюк А.С. Индивидуальный латеральный профиль как основа индивидуальности человека в творчестве, стрессе, обучении и про-фессиональной ориентации (Методика автоматизированного иссле-дования индивидуального латерального профиля у детей и взрос-лых). СПб.: Амалтея, 2014. 80 с.

Сиротюк А.С., Думиникэ Ю.С. Технологии активного обучения в образовательном процессе вуза. Тверь: ВА ВКО, 2015. 167 с.

Сиротюк А.С. Психология человека. Электронный учебник. Тверь: ВА ВКО, 2016. 8,45 МБ Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. «Росток». Условия и методика развития ребенка. М.: Сфера, 2016. 272 с. ISBN 978-5-9949-1320-8

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Разработка компетентност-но˗ориентированных заданий в вузе. Тверь: ВА ВКО, 2017. 134 с.

Публикации в рецензируемых журналах ВАК МОН РФ (2013-2017 гг.)

Сиротюк А.Л. Проблема разработки мониторинга формирования профессиональных компетенций выпускников вуза //Вестник ТвГУ. 2015. №2. С.116-122.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Стратегии предупреждения суици-дального поведения человека //Вестник ТвГУ. 2015. №3. С.59-68.

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Психофизиологическая основа инди-видуальности человека в обучении и стрессе //Вестник ТвГУ. 2015. №4. С.59-69.

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Таксономия целей образования как концептуальная основа разработки компетентностно-ориентированных заданий //Вестник ТвГУ. 2016. №3. 0,8/0,4 п.л. С.85-90.

Сиротюк А.Л. Применение дискуссионно-игровой формы организа-ции обучения в вузе //Вестник ВА ВКО. 2017. №1 (4). С.33-48.

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Применение компетентностно-ориентированных заданий в образовательном процессе вуза //Вестник ТвГУ. 2017. №4. 0,8/0,4 п.л. С.115-119.

Сиротюк А.Л., Шиманский А.Е. Психологическая сущность и струк-тура компетентности к командной деятельности у педагогических ра-ботников образовательной организации //Вестник ТвГУ. 2017. №2. С.106-111.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Структурно-визуальный способ пред-ставления информации в магистерских диссертациях //Вестник ТвГУ. 2017. №3. С. 167-173.

Публикации в сборниках конференций (2013-2017)

Sirotyuk A.L. Problemy wsparcia psychologiczno-pedagogicznej uz-dolnionych dzieci i młodzieży //MATERIAŁY IX MIĘDZYNARODOWEJ NAUKOWI-PRAKTYCZNEJ ONFERENCJI «WYKSZTAŁCENIE I NAUKA BEZ GRANIC-2013». 2013. №33. С.5-8.

Sirotyuk A.L., Sirotyuk A.S. Damaging factors of mental development of children senior preschool age //International Conference on European and Technology. 2013. Manich, Germany. P.234-239.

Сиротюк А.Л. Командообразование как образовательная технология и как средство оптимизации инновационной деятельности вуза в условиях реализации ФГОС ВО /Сборник научных трудов ВА ВКО «Проблемные вопросы состояния и перспектив развития воздушно-космической обороны». Тверь: ВА ВКО, 2014. С.298-308.

Сиротюк А.Л. Роль психологического сопровождения педагогов в системе повышения квалификации и профессиональной переподго-товки /Сборник материалов конференции «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога». Тверь: ТвГУ, 2015. С.130-136. 0,7 п.л.

Сиротюк А.Л. Интерактивные технологии обучения как фактор по-вышения профессионализма выпускников военных вузов /Сборник научных трудов ВА ВКО Международная военно-научная конфе-ренция «Проблемы создания и перспективы развития Единой (Объ-единенной) системы противовоздушной и противоракетной обороны Организации Договора о коллективной безопасности». Тверь: ВА ВКО, 2015. С.48-54.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Психофизиологическая основа одарен-ности /Профессиональное образование: отечественный опыт и меж-дународные практики //Сборник статей VII международных чтений, посвященных 100-летию Героя Советского Союза, академика РАО С.Я. Батышева /Под ред. Т.Ю. Ломакиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития РАО», 2015. 394 с. С. 130-135. 0,7 п.л.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности специалиста инклюзивного образо-вания /Материалы конференции «Актуальные проблемы инклюзив-ного образования: опыт и перспективы». Тверь: ТвГУ, 2016. С.43-54.

Сиротюк А.Л. Научно-методическая основа обучения одаренных школьников /Материалы международной научно-практической кон-ференции «Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм». М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2016. 290 с. С.37-42.

Сиротюк А.С. Психоневрологические проблемы одаренных детей и талантливой молодежи /Материалы международной научно-практической конференции «Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм». М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2016. 290 с. С.26-33.

Сиротюк А.Л. Компетентностно-ориентированные задания в образо-вательном процессе военного вуза /Материалы Международной во-енно-научной конференции «Перспективы развития форм и способов применения войск ПВО и ПРО в современных условиях». Тверь: ВА ВКО, 2017. С.32-45.

Сиротюк А.Л. Аутентичное оценивание учебных достижений обуча-ющихся в образовательном процессе вуза /Материалы Международ-ной военно-научной конференции «Перспективы развития форм и способов применения войск ПВО и ПРО в современных условиях». Тверь: ВА ВКО, 2017. С.106-112.

Подготовка научно-педагогических кадров

  • Член диссертационного совета Д 212.063.01 при ФГБОУ ВО «Твер-ской государственный университет».
  • Научное руководство аспирантами/соискателями - защищено 5 диссертаций кандидатов наук.

Участие в ведущих и рецензируемых научных изданиях

  • Член редакционной коллегии научно-методического электронного журнала «Вестник экспериментального образования» (рецензируе-мый РИНЦ).
  • Член редакционной коллегии психолого-педагогического журнала «Кафедра» (ТОИУУ).

Перечень патентов на изобретения

Сиротюк А.Л. Коррекционно-развивающая программа для младших школьников. Свидетельство Верхневолжского авторского общества № 006-02 от 04 ноября 2002 года.

Гранты, проекты (название, год, форма участия)

Грант РФФИ №05-06-80087 «Теоретическое и экспериментальное исследование психологических особенностей людей с различным типом индивидуального латерального профиля» (2005-2008 г.г.) (руководитель).

Социально-значимая практика

  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Учитель года России - 2012»;
  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Воспитатель года России - 2012»;
  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Учитель года России - 2013»;
  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Воспитатель года России - 2013»;
  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Воспитатель года России - 2014»;
  • Член жюри Всероссийского конкурса «Учитель нового поколения - 2015». г.Тверь.

Награды

Государственные награды:

  • 2004 год - почетная грамота Администрации Тверской области;
  • 2008 год - почетная грамота Губернатора Тверской области;
  • 2011 год - благодарность Главы города Твери;
  • 2013 год - благодарственное письмо Законодательного собрания Тверской области;
  • 2016 год - благодарность Губернатора Тверской области.
  • 2017 год - почетная грамота Губернатора Тверской области.

Ведомственные награды (региональное образование):

  • 2002 год - почетная грамота Департамента образования Тверской области;
  • 2003 год - грамота Администрации Тверского областного институ-та усовершенствования учителей;
  • 2003 год - грамота Министерства образования РФ и Администра-ции Тверской области;
  • 2006 год - грамота Министерства образования и науки РФ Феде-рального агентства по образованию «Национальный центр развития обра-зования»;
  • 2008 год - благодарственное письмо Ректората Академии ПК и ППРО Рособразования;
  • 2008 год - благодарственное письмо Департамента образования Тверской области;
  • 2008 год - почетная грамота Министерства образования и науки РФ;
  • 2013 год - почетная грамота Министерства образования Тверской области;
  • 2013 год - благодарственное письмо оргкомитета регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2013»;
  • 2013 год - памятная медаль «Тверской областной институт усовер-шенствования учителей: 75 лет»;
  • 2016 год - почетная грамота ректора Тверского государственного университета.
  • 2017 год - благодарность ректора Тверского государственного университета.

Общественные награды:

  • 2014 год - благодарственное письмо Тверской региональной общественной организации родителей детей с кохлеарными имплантами.

"Росток". Условия и методика развития ребенка. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С.

2-е изд., испр. и доп. - М.: 2016 - 272 с.

В книге представлены результаты исследований психического развития детей от рождения до 9 лет. Раскрыты вопросы особенностей и повреждающих факторов психического развития детей и их последствий. Даются конкретные методики, помогающие направить развитие ребенка в естественное русло. Адаптивная коррекционно-развивающая парциальная программа "Росток", предложенная авторами книги, направлена на развитие высших психических функций ребенка, развитие и стабилизацию межполушарного взаимодействия, обеспечение саморегуляции его психической деятельности. Использование материалов книги позволит решить многие задачи ФГОС ДО. Книга рекомендована психологам, педагогам и воспитателям ДОО, учителям начальных классов, студентам психологических и педагогических факультетов, преподавателям вузов, слушателям курсов повышения квалификации в системе образования, родителям и всем, кого интересует проблематика психического развития детей. Данное пособие представляет собой переработанное издание книги авторов "Современная методика развития детей от рождения до 9 лет" (М., 2009).

Формат: pdf

Размер: 6,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей в период интенсивного роста 8
Анатомо-физиологическая основа высших психических функций 8
Некоторые закономерности психического развития детей 17
Глава 2. Повреждающие факторы психического развития детей 33
Пренатальный период развития 33
Повреждающие факторы пренатального периода развития 33
Психоневрологические осложнения пренатального периода развития 38
Натальный период развития 38
Повреждающие факторы натального периода развития 38
Психоневрологические осложнения и отсроченные последствия натальной патологии 42
Постнатальный период развития 55
Повреждающие факторы постнатального периода развития 55
Нейропсихологические синдромы и симптомы 56
Глава 3. Методы психического развития детей (дидактические материалы) 62
Нормализация общего тонуса мышц тела 66
Растяжки 66
Массажи 70
Упражнения для развития вестибулярно-моторной координации 74
Прыжки на фитнес-мячах 76
Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние, осязание, вкус) 77
Упражнения для развития тонального звукоразличения (шумовое восприятие) 79
Упражнения для развития слухомоторной координации (чувства ритма) 80
Упражнения для развития зрительной памяти, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации 82
Упражнения для развития зрительной памяти и зрительного восприятия 85
Упражнения для развития зрительно-моторной координации 86
Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия 89
Визуализация 90
Упражнения для развития артикуляции 91
Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук 94
Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия 96
Дыхательные упражнения 100
Упражнения на релаксацию (по Т.Д. Марцинковской) 103
Упражнения для развития рефлексии (по М.В. Киселевой) 104
Упражнения для развития пространственных представлений 105
Упражнения для развития воображения 107
Удержание двигательных программ 108
Упражнения для развития произвольности, концентрации внимания, самоконтроля, элиминации агрессивности и импульсивности 108
Упражнения для развития произвольности и самоконтроля 108
Упражнения для элиминации агрессивности и импульсивности 109
Упражнения для развития концентрации внимания 109
Упражнения для развития коммуникативных навыков 115
Использование музыки в коррекционно-развивающей работе 122
Рефлексотерапия: точечный массаж при заикании 127
Поощрение и наложение санкций 129
Глава 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми периода интенсивного роста 132
Программа коррекционно-развивающей работы «Росток» с детьми периода интенсивного роста 134
Занятие 1 136
Занятие 2 141
Занятие 3 143
Занятие 4 145
Занятие 5 148
Занятие 6 150
Занятие 7 152
Занятие 8 154
Занятие 9 156
Занятие 10 159
Занятие 11 161
Занятие 13 164
Занятие 14 166
Занятие 15 167
Занятие 16 169
Занятие 17 172
Занятие 18 174
Занятие 19 176
Занятие 20 178
Занятие 21 181
Занятие 22 184
Занятие 23 186
Занятие 24 188
Занятие 25 191
Занятие 26 193
Занятие 27 194
Занятие 28 196
Занятие 29 198
Занятие 30 199
Психофизиологическая физкультминутка на уроке 201
Приложения 203
Приложение 1. Возрастная периодизация психического развития детей 203
1.1. Поведенческие ориентиры психического развития ребенка (по И.В. Дубровиной ) 203
1.2. Схема нервно-психического развития детей первого года жизни (по Э.Л. Фрухт) 204
1.3. Формализованная карта формирования психоневрологических функций у здоровых детей первых 7 лет жизни (по И.А. Скворцову, НА. Ермоленко) 210
1.4. Возрастная периодизация психического развития детей (по Т.Г. Визель) 222
Приложение 2. Рефлекторные критерии неврологических нарушений 226
Характеристика физиологических безусловных рефлексов новорожденных (по А.Ю. Ратнер) 226
Характеристика безусловного рефлекса Бабинского (по А.Ю. Ратнер) 229
Приложение 3
Домашнее задание 1 229
Домашнее задание 2 232
Домашнее задание 3 235
Домашнее задание 4 238
Краткий словарь терминов 243
Список использованной и рекомендуемой литературы 254

Одна из актуальнейших проблем современного общества - отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей, которые имеют устойчивую тенденцию к ухудшению, о чем красноречиво свидетельствуют результаты многочисленных исследований в данной области.
Так, в настоящее время практически здоровыми считаются только 46% детей в возрасте до 7 лет. За время обучения в начальной школе число абсолютно здоровых школьников к 4 классу снижается в 4-5 раз. К 8 классу в 5 раз возрастает частота заболеваний органов зрения, в 3-4 раза - пищеварительной и мочевыводящей систем, в 2-3 раза - нарушение осанки, в 1,5-2 раза - нейропсихических расстройств . Возникает закономерный вопрос: что же тогда происходит с детьми, имеющими различные нарушения здоровья еще до прихода в школу?

РАЗВИТИЕ

В О С П И Т А Н И Е

АЛ. Сиротюк

УПРАЖНЕНИЯ
д а п си х о м о то р н о го
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Р А З В И Т И Е

В О С П И Т А Н И Е

А.Л. Сиротюк

УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПСИХОМОТОРНОГО
РАЗВИТИЯ дошкольников

Практическое пособие

М ОСКВА
2008

УДК 373
Б БК 74.3
С40

Сиротюк А.Л.
Упражнения для психомоторного развития дошколь­
ников: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008. - 60 с.
{Развитие и воспитание)
ISBN 978-5-89415-634-7
В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики,
артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные,
телесные и др. Отдельный раздел - массаж и самомассаж рук, ног,
головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка.
Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое
обоснование.
Ценность предлагаемого пособия - в его практической направ­
ленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателен детских
дошкольных учреждений, а также родителей.
УДК 37:1
БЬК 74.3

ISBN 978-5-89415-634-7

© Сиротюк А.Л.. 2008
© ЛРКТИ. 2008

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
О необходимости своевременного психомоторного развития
детей свидетельствуют работы А.Н. Леонтьева (1975), А.Р. Лурия
(1973), Н.С. Лейтеса (1971, 1980), П.Ф. Лесгафта (1952) и др. о
влиянии моторной «простроенности» тела на уровень развития
высших психических функций.
Психомоторное развитие ребенка (с учетом общих закономер­
ностей онтогенеза) является базальным уровнем для дальнейшего
психического развития как основы для полноценного обучения в
школе и формирования учебных навыков. В дошкольном детстве
невозможно провести четкую границу между психомоторным и
когнитивным развитием ребенка. Двигательное развитие ребенка
в последующем становится основой для его когнитивного, социаль­
ного и эмоционального развития. Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер,
М.М. Безруких особо подчеркивают тот факт, что «необходимым
компонентом когнитивной деятельности является психомотор­
ное развитие. ...Факторы риска в развитии моторных функций
имеют подавляющее большинство детей 6 -7 лет (около 90%)»
.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность
совершать движения телом большой амплитуды (грубая мото­
рика). Развитие же способности совершать точные движения малой
амплитуды (тонкая, или мелкая, моторика) происходит медлен­
нее, т.к. в центральной нервной системе ребенка еще продолжа­
ется процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно
отнести пользование вилкой и ложкой, письмо, нанизывание буси­
нок на нитку, вдевание нитки в иголку, ощипывание бумаги и пла­
стилина и т.д.
2-1433

Д ля ребенка одинаково нежелательным является как слишком
раннее, так и слишком позднее психическое развитие. Нормальное
психическое развитие ребенка должно пройти в определенном воз­
расте: «не раньше и не позже». Д ело в том, что энергия мозга точно
распределена для того или иного этапа онтогенеза, а для развития
психических функций детей природой залож ены определенные
сроки, которые невозможно изменить волевым решением родите­
лей или воспитателей. Однако следует учитывать, что у каждого
ребенка существует свой темп созревания и развития, обусловлен­
ный индивидуальными особенностями и социальными условиями.
Поэтому возрастные нормы перехода от одного этапа развития к
другому имеют несколько размытые границы. Например, В.А. Аве­
рин приводит следующие нормативы психомоторного разви­
тия детей от рождения до 30 месяцев жизни:
Возраст

Грубая моторика

Тонкая моторика

12-15
месяцев

Ходит самостоятельно. Заползает
вверх по лестнице. Неуклюже бро­
сает предметы. Берет и бросает боль­
шие игрушки

Чертит на бумаге цвет­
ными мелками. Вставляетпредметвотверстие.
Держит ложку, поднося
ее ко рту. Сам надевает
шапку и обувь

15-18
месяцев

Ходит боком и задом наперед.
Взбирается и спускается по лестнице
с помощью взрослых. Бросает мяч
на 1-1,5 метра
Сам поднимается и спускается по
лестнице, держась за перила, насту­
пая на ступеньки одной и той же
ногой; затем приставляет другую

Переворачивает
страницы книги

18-21
месяц

Выводит каракули, рос­
черки

21-24
месяца

Пинает ногой большой мяч. Легко Открывает дверь, пово­
наклоняется, чтобы поднять предмет рачивая ручку. Нанизы­
вает три и более бусинок.
Переворачивает стра­
ницы книги по одной

24-30
месяцев

Недолго стоит и балансирует на
одной йоге без посторонней помощи.
Стоит на цыпочках. Чередует ноги,
поднимаясь и спускаясь по лестнице.
Ездит на трехколесном велосипеде,
крутя педали

Держит пальцами мелок
или карандаш: большой
палец -с одной стороны,
остальные -с другой

В. Итон, А. Ю (W.O. Eaton W., А.Р. Yu, 1989) |3 9 | в своих иссле­
дованиях показали, что двигательная активность у детей дости­
гает пика в 2 - 3 года, постепенно сниж аясь на протяж ении
4

Оставшейся части дошкольного детства. Причем у девочек двига­
тельная активность снижается быстрее, чем у мальчиков, поэтому
5-летний мальчик более подвижен, чем его 5-летняя сверстница.
Г. Крайг систематизирует достижения дошкольников до
7-летнего возраста в области моторного развития следующим
образом:
Возраст

Грубая моторика

Тонкая моторика

Быстрое увеличение роста и веса. Берут предметы двумя
Ходят, широко расставляя ноги и руками
раскачиваясь из стороны в сторону.
Могут карабкаться вверх, толкать
и тянуть, бегать, крепко держаться
двумя руками за опору. Обладают
малой выносливостью

При ходьбе и беге ставят ноги ближе,
чем раньше, и лучше удерживают
равновесие. Передвигаются более
плавно и ровно

Могут менять ритм бега. Неуклюже
передвигаются скачками, умеют пры­
гать. Демонстрируют большую силу,
выносливость и координацию дви­
жений
Могут ходить по бревну Ловко пры­
гают и стоят на одной ноге. Не способнысвяэыватьотдельныемоторные
навыки в единое сложное действие

Плавное, медленное и устойчивое
увеличение роста и веса. Устойчивый
рост физической силы. Совершенст­
вование двигательных способностей.
Улучшение координации и физи­
ческой ловкости. Могут ездить на
велосипеде, прыгать через скакалку,
плавать, танцевать, писать, играть на
музыкальных инструментах. Могут
играть в баскетбол, футбол, бейсбол
и т.д. Повышение вариативности ис­
полнения освоенного действия, но без
увязывания с другими действиями

Берут предметы одной
рукой. Рисуют на бумаге
разводы и каракули.
Складывают в кучу ку­
бики
Рисуют карандашом про­
стые формы и фигуры.
Рисуют красками.
Делают из кубиков
постройки
Могут одеваться и разде­
ваться, застегивать пу­
говицы и молнии, завя­
зывать шнурки. Умеют
пользоваться письмен­
ными принадлежно­
стями, посудой
и другими предметами
домашнего обихода
Могут разрезать ножом
мягкую пишу, завязывать
простой узел. Совешенствуется изобразитель­
ная деятельность. Могут
рисовать карандашами
различныефигуры (круг,
квадрат, треугольник),
вырезать из бумаги, ле­
пить из глины и пласти­
лина различные фигуры

О казывается, что чем подвижнее и координированнее ребенок,
тем больш е оснований говорить о его нормальном психическом
развитии. В дош кольном детстве должен настораживать мало дви­
гающийся ребенок. В то время как подвижный ребенок, неудоб­
ный и доставляю щ ий много хлопот, более полноценно разви ­
вается.
М ногие родители, стараясь вы растить из своего ребенка вун­
деркинда, соверш енно напрасно заменяю т психическое и психо­
моторное развитие преждевременным ф ормированием учебных
навыков (чтение, письмо, счет), что, в свою очередь, может при­
вести к дизонтогенезу (наруш ению развития). Д аж е к 6 -7 -л е т ­
нему возрасту ребенок ещ е не готов к ф ормированию учебных
навыков.
Л.С. Выготский по поводу преждевременного обучения 7-лет­
них детей писал, что «к началу обучения письменной речи все
основны е В П Ф, составляю щ ие его основу, еще не закончили,
а некоторые из них еще и не начали своего развития, и обучение
письму опирается на незрелые, только начинаю щ ие первый и
основной циклы развития психические процессы» .
П родолж ая мы сль Л.С. Выготского, «... необходимо отметить,
что в возрасте 6 -7 лет, когда ш кола предъявляет очень высокие
требования к организации и регуляции слож нокоординирован­
ных движ ений руки, связанных с обучением письму, еще не сф ор­
мированы механизмы центральной (корковой) организации этого
вида деятельности, не закончено формирование мыш ц руки, кисти,
пальцев и окостенение костей запястья. М орфологически и ф ун к­
ционально ребенок еще не готов к связному, курсивному письму,
а длительное письмо просто невозможно» .
Известно, что психическое развитие детей начинается внутри­
утробно, протекает в соответствии с четкой генетической програм­
мой и наиболее интенсивно продолжается до 9-летиего возраста.
У каждой высшей психической функции есть свои схемы разви­
тия, знание которых позволяет своевременно и ю велирно точно
заниматься психическим развитием детей.
Следует такж е знать, что для успешного психического разви­
тия дети долж ны получать в достаточном количестве необходи­
мые витамины, минеральные вещества и аминокислоты. Например,
больш ая часть аминокислот, необходимых ребенку, содержится в
продуктах пчеловодства: мед, апилак (маточное молочко).
И звестно, что активность электрических и химических про­
цессов, происходящ их в головном мозге и центральной нервной
системе человека, зависит от количества обычной чистой воды,
6

Выпитой в течение дня, поэтому каждому ребенку необходимо
пить как минимум 25 миллилитров воды на каждый килограмм
тела в день. Н е чая, не молока, а воды! Ежедневное употребление
необходимого количества воды улучш ает концентрацию вни­
мания, умственную и физическую активность, повышает стрессоустойчивость .
Отвар из листьев крапивы способствует эффективному умствен­
ному развитию ребенка; отвар из череды повышает устойчивость
к эмоциональны м нагрузкам; экстракты люцерны и эхинацеи,
а такж е яблочный сок уменьшают утомляемость при высокой
умственной нагрузке. Экстракт элеутерококка применяю т как
препарат, стимулирую щ ий, укрепляю щ ий нервную систему и
улучшающий кровоснабжение головного мозга .
Кроме того, известно, что эфирны е масла различных растений
оказывают полифункциональное действие на организм ребенка,
что широко используется в ароматерапии. Например:
- эфирны е масла аниса (Pim hinella anisum), апельсина слад­
кого (C itrus sinensis) и мелиссы (M elissa indicum) оказывают
антидепрессивное и успокоительное действие, устраняют
детскую плаксивость, раздражительность и беспокойство;
- эф ирное масло бергамота (C itru s bergam ia) способствует
концентрации внимания;
- эфирное масло гвоздики (Syzygium arom aticum) стимулирует
умственную деятельность и концентрацию внимания, а также
восстанавливает организм после длительной умственной
нагрузки;
- эфирное масло грейпфрута (C itru s paradise) улучшает кро­
вообращение, активизирует творческое мышление;
- эфирное масло ж асмина (Jasm inum grandiflorum) оказывает
стимулирующее действие на развитие психики.
М ероприятия по психомоторному развитию, основанные на
двигательных методах, включают растяжки, дыхательные и глазо­
двигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц,
реципрокные (перекрестны е) телесные упраж нения, упражнения
для развития мелкой моторики, упраж нения для релаксации.
Ниже приводятся необходимые, но далеко не достаточные упражне­
ния для психомоторного развития детей, которые можно исполь­
зовать в условиях семьи и детского сада.

РА ЗВ И Т И Е М Е Л К О Й М О Т О Р И К И
Д авно известно, что развитие мелкой моторики связан о с раз­
витием левой височной и левой лобной областей головного мозга,
которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих
сложнейш их психических функций и учебных навыков.
В.А. С ухомлинский справедливо утверж дал, что «ум ребенка
находится на кончиках его пальцев». И сследованиям и ученых
И нститута ф и зиологии детей и подростков Академии психологи­
ческих наук была подтверждена связь интеллектуального разви ­
тия с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также
находится в прям ой зависимости от степени сформированности
тонких движ ений рук.
Д ля определения уровня развития речи детей первых лет жизни
разработан следующий метод: ребенка просят п оказать один паль­
чик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные
движ ения пальцев, - говорящ ие дети. Если мышцы пальцев на­
пряжены, пальцы сгибаю тся и разгибаю тся только вместе и не
могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор,
пока движ ения пальцев не станут свободными, развитие речи и,
следовательно, мы ш ления будет затруднено.
Систематические упражнения по тренировке движ ений пальцев
наряду со стимулирую щ им влиянием на развитие речи являю тся,
по мнению М.М. Кольцовой , мощным средством повыш ения
работоспособности головного мозга. Ф орм ирование словесной
речи ребенка начинается, когда движ ения пальцев рук дости­
гают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы
подготавливает почву для последующего ф орм и рован ия речи.
П оскольку сущ ествует тесная взаимосвязь и взаимозависимость
речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого

Деф екта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тре­
н ировку его пальцев.
В литературе последних лет описаны приемы работы по р аз­
витию мелкой моторики у детей с задерж кой речевого р азви ­
тия (Н.С. Ж укова, Е.М. М астюкова, Т.Б. Ф н л и чева), с моторной
алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рож дественская), с дизартрией
(Л.В. Л опатина, И.В. С еребрякова), с заиканием (Л.И. Белякова,
Н.Л. Ры чкова). Все авторы подтверждают, что тренировка топких
движ ений пальцев рук является стимулирую щ ей для общего раз­
вития ребенка, и особенно для разви тия речи.
Д. К имура в своих исследованиях такж е показала, что сущ е­
ствует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и ар ти ку ­
ляци онн ого аппарата (K im ura D., 1983).
Таким образом, роль двигателя разви тия центральной нервной
системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют
ф орм ирование и соверш енствование топкой моторики - кисти
и пальцев рук.

Пальчиковые упражнения
для младших дошкольников
Тренировать пальцы рук ребенка м ож но уже с 6-месячного воз­
раста. П ростейш ий метод - массаж (поглаж ивание пальцев рук в
направлении от кончиков пальцев к запястью). М ожно и спользо­
вать и простейш ие упраж нения: брать каждый пальчик ребенка
отдельно, сгибать и разгибать его. Упраж нение обеих рук следует
проводить 2 - 3 минуты ежедневно. С 10-месячного возраста можно
давать малыш у перебирать сначала более крупны е и ярки е пред­
меты, затем более мелкие.
Еще раз м ож но убедиться в ун икальн ости и мудрости опыта
наш их предков. Задолго до откры тия учеными взаим освязи руки
и речи они придум али и передавали из поколения в поколение
народны е потеш ки: «С орока-белобока», «М альчик-с-пальчик»,
«Л адуш ки-ладуш ки» и т.д.
Н ельзя забы вать о регулярны х зан яти ях с пластилином или
глиной, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие
м ы ш цы пальцев. С ущ ествует и такой способ разви тия пальцев
руки, как отщ ипы вание. О т листа бумаги дети кончиками п аль­
цев отщ ипы ваю т клочки и создаю т своего рода аппликацию.
К роме того, м ож но пореком ендовать н ан изы ван ие бусинок па
нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
9

Д ля форм ирования пространственных представлений работу
с пуговицами можно выполнять за спиной.
Упражнения с младшими дош кольниками необходимо вы пол­
нять 3 - 5 раз в медленном темпе сначала одной рукой, затем -дру­
гой, а в заверш ение - двумя руками вместе. Указания ребенку
должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
«П ароход*
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладошки поставить наребро;
м изинцы прижать; большие паль­
чики поднять вверх.
«Очки*
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большие пальчики правой и левой
р уки вместе с остальными обра­
зую т колечки, которые ребенок
подносит к глазам.
« С ту л *

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
К нижней части тыльной ст о­
роны левой ладошки приставить
кулачок с подвернутым большим
пальцем.

«Ст о л *

V стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левую р у к у сложить в кулачок.
Сверху на кулачок опустить л а ­
дошку правой руки. Локоть правой
руки - параллельно полу.
По счету менять положение рук.
10

4 Грабли»
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладошки повернуть к себе; пальчики
переплести между собой, выпрямить
и тоже направить на себя.

«Цепочка»
Пальчики перебираем -
И цепочку получаем.
Большой и указат ельны й пальчики
левой р ук и сложить в колечко. Через
него попеременно пропускать колечки
из пальчиков правой руки: большой -
указат ельны й; большой - средний
и т.д.
В упраж нении участвуют все паль­
чики.

«Скворечник»"
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки в вертикальном положении
прист авит ь друг к другу, мизинцы
прижаты («лодочка»).большиепаль­
цы загнут ы внутрь.

«Шарик»
Надуваем быстро шарик -
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Творческий х Центр

Москва 2003

Вкниге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги. Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. Для педагогов, психологов, родителей, студентов и преподавателей педагогических учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ *

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Нейропсихологическое сопровождение обучения ... б

Глава 1. Индивидуальные особенности нейропсихологического развития 6

    Закономерности развития психики и мозга 6

    Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости 26

    Особенности обучения детей с проблемами

в развитии 37

Глава 2. Нейропсихология гиперактивного поведения

с дефицитом внимания 49

    Основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности 50

    Нейропсихологические причины и механизмы синдрома дефицита внимания и гиперактивности 55

и учителям гиперактивных детей 62

2.4. Диагностика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 68

Глава 3. Диагностика учащихся 76

    Схема нейропсихологического заключения 77

    Исследование соматических заболеваний 78

    Исследование двигательной сферы 82

    Исследование познавательных процессов

и восприятия 87

    Исследование памяти 92

    Исследование внимания 95

    Исследование речи 96

    Исследование интеллекта 98

    Исследование произвольности 98

Глава 4. Коррекция, развитие и формирование высших психических функций 101

    Методы нейропсихологической коррекции 101

    Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» 109

4.3. «Программа формирования

нейропсихологического пространства

проблемного ребенка» 115

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Психофизиологическое сопровож дение 153

Глава 1. Индивидуальный латеральный профиль 153

  1. Структура 153

    Типы латеральной организации 164

    Роль индивидуального латерального профиля

в обучении и стрессе 186

    Методы диагностики ведущей модальности 194

    Методы диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга 201

    Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии 217

Глава 2. Дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга 221

2.1. Функциональная асимметрия полушарий

и стиль учебной деятельности 223

    Влияние функциональной асимметрии полушарий на стиль преподавания 251

    Половая дифференциация 256

    Дифференцированное обучение на практике.. 264

    Холистические приемы обучения 270

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 275

ЛИТЕРАТУРА 282

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка.

Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в 2000 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в начальных классах, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость.

В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстает в своем психическом развитии от нормы. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Нижнем Новгороде - у 60%, в Твери - у 48% обследованных. Такие дети испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.

Известно, что психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение - это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.

Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.

Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30- 50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Клинические наблюдения и ней-ропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается нарушение личностных компонентов.

Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Вопрос об использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности общеобразовательных школ впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия. В 90-х годах Т.П. Хризман выделила научное направление - нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе. В настоящее время отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребенка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования.

Публикуемая монография представляет собой обобщение опыта по разработке, модификации и обоснованию нейропсихологического и психофизиологического подходов к обучению детей в школе. В ней использованы научные труды Б.А. Архипова, Т.В. Ахутиной, Е.Ю. Балашовой, И.П. Брязгунова, П. Деннисон, В.Д. Еремеевой, H.H. Заваденко, Е.В. Касатикова, ЮА Клейберга, Н.К Корсаковой, А.Р. Лурия, Ю.В. Микадзе, Н.М. Пылаевой, A.B. Семенович, Э.Г. Симерницкой, О.Н. Усановой, К Ханна-форд, ЕД Хомской, Т.П. Хризман, Л.С Цветковой, Ю.С. Шевченко и других.

Часть первая