Сущность понятия и его связь с языком. II. Природа, сущность языка. Психический подход к языку

ЛЕКЦИЯ 2

ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

    Сущность языка

    Функции языка

    Язык и общество

    Язык как важнейшее средство общения и другие (невербальные) средства общения

1. Сущность языка

Сущность – это главное, что характеризует предметы, это их внутреннее, наиболее важное содержание, те глубинные процессы, которые в них протекают. Сущность – наиболее устойчивое свойство, которое обусловливает все другие свойства предмета, явление и определяет его возникновение, характер развития в обществе.

Человека всегда интересовал вопрос, что такое язык, в чем заключается его сущность. Но представители разных направлений в науке отвечали на него по-разному; поэтому для ответа на вопрос о сущности языка необходимо прежде всего ответить на вопрос, каким явлением считать язык – биологическим, психическим или социальным.

I . Биологическая теория языка.

Сторонники биологической теории (Август Шлейхер, Расмус Раск, Якоб Гримм, И.И.Срезневский и др.) языка считали язык такой же врожденной способностью человека, как способность есть, пить и др. Определение «биологическая» в названии этой теории указывает на то, что язык понимается в ней как явление прежде всего врожденное, наследственное.

Однако известно немало случаев, когда дети, длительное время находившиеся среди животных, приобретали повадки этих животных. Все эти так называемые одичавшие дети обладали общим свойством – абсолютным незнанием человеческого языка. Более того, никто из них после возвращения в цивилизованное общество не смог нормально освоить язык. Известно также, что было время, когда дети китайцев в силу сложившихся обстоятельств начинали говорить раньше на английском языке, чем на китайском, а дети русских – раньше на французском, чем на русском. Следовательно, язык не наследуется, и с этой точки зрения никак нельзя считать язык явлением биологическим. Но некоторые идеи биологической теории не противоречат данным науки ХХ в.:

    естественное (т. е. без вмешательства человеческой воли) происхождение языка,

    действие в языке определенных законов, подобно тем, которые существуют в природе,

    понимание языка как целостного образования, в котором, подобно организму, все элементы находятся в закономерных связях и отношениях (свойство системы),

    способность языка к саморазвитию.

В XX в. огромную популярность приобрела теория известного американского ученого Ноама Хомского (в американском варианте – Н.Чомски) о биологической «врожденности» языка. Ученый исследует тот факт, что ребенок в возрасте от полутора до двух с половиной лет за короткий срок практически овладевает всем многообразием форм речевых высказываний. По мысли Н.Хомского, такое положение можно объяснить лишь тем, что в организации речевого высказывания имеются два уровня – «глубинные грамматические структуры» и «поверхностные грамматические структуры» языка. Глубинные грамматические структуры ученый считает врожденными и поэтому универсальными. Они суть языковой компетенции человека, т.е. его языковой способности, это совокупность немногочисленных правил построения речевого высказывания. Ребенок овладевает не всем многообразием форм речевых высказываний, а лишь основными грамматическими структурами, которые и служат необходимыми моделями, образцами для овладения всем возможным многообразием форм речевого общения.

II . Психологическая теория

Подход к языку с точки зрения психологии говорящих предполагает рассмотрение языка как психологического явления. Сторонники такого подхода считают язык явлением психическим , т.е. выражением духа, Божьего или человеческого. Однако критики этой теории возражают, что если бы это было так, то язык возникал бы у каждого человека в отдельности, независимо от речевого влияния людей, которые его окружают, а этого не бывает никогда. Психологические теории неоднородны.

1) Социально-психологическое направление (Вильгельм фон Гумбольдт, Александр Афанасьевич Потебня) объясняет сущность языка, исходя из социальной природы психологии человека. Язык является выражением народного духа, под которым понимается духовная и интеллектуальная деятельность народа, своеобразие «национального» сознания. По Гумбольдту, язык постоянно подпитывается духовной энергией, от силы и мощи которой зависят его богатство и гибкость. Характер языка зависит от духовного устремления народа, т. е. от его замкнуой или открытой для внешней деятельности ориентации. Наконец, на него воздействует степень предрасположенности духа к языкотворчеству.

2) Индивидуально-психологическое направление (младограмматизм). Его теоретиками стали ученые лейпцигской школы языкознания, считавшие, что язык существует только в сознании отдельных людей, каждого говорящего индивида, а не является проявлением духа народа.

III . Социальная теория

Наиболее убедительно социальная природа языка обнаруживается в процессе критики крайнего проявления его биологического и психологического понимания. При этом становится очевидным, что язык – исключительно человеческое свойство. По основным своим характеристикам он в принципе отличается от так называемого «языка животных», который имеет исключительно биологическую природу.

Язык любого человека возникает и развивается только в обществе, только под влиянием этого общества. Он социален по происхождению, поскольку возник в силу общественной потребности в средстве общения. Язык обслуживает общество и ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне его не может. Язык, который не используется обществом в качестве средства общения, умирает. Такова судьба латинского, древнегреческого и некоторых других языков, называемых в лингвистике «мертвыми».

Следовательно, язык – явление общественное, социальное . Случаи воспитания детей в стаях животных, а их науке известно около 14, служат неопровержимым свидетельством тому, что человек овладевает языком только в обществе, в том коллективе, в котором он растет и воспитывается, особенно в первые 3 – 4 года своей жизни. Причем на этот сложный процесс не влияют ни принадлежность к расе или национальности, ни язык родителей, если ребенок воспитывается без них в иноязычной среде: сам по себе он никогда не станет говорить на родном языке.

В языкознании существовали попытки объяснить сущность языка исключительно с позиций социальной теории, однако сегодня они подвергаются критике.

Для создания адекватной теории сущности языка необходимо исходить из того, что он обслуживает самые разные сферы деятельности человека, сам является важнейшим видом этой деятельности. Следовательно, в нем должны отражаться различные стороны человеческой природы – биологическая, психическая и социальная .

Современная наука приходит к выводу, что «по своей природе и сущности язык выступает как сложное сочетание идеального и материального, биологического (физиологического) и психического, общественного и индивидуального» (Гируцкий А.А. «Введение в языкознание»). Тот факт, что язык не наследуется, не отрицает наличия в языке определенного биологического начала. «Сущность языка как биологического явления заключается прежде всего в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода» . Именно генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая речевой аппарат, мозг, центральную нервную систему под речевой механизм. Этот механизм запускается и формируется только при наличии языкового окружения, социума, но если ребенок родился глухонемым,«общество не может обучить его порождению и восприятию звучащей речи, т.к. у него отсутствует соответствующий физиологический механизм» . Биологическое в языке проявляется и в том, что в речи каждого человека много индивидуального (так мы из множества голосов узнаем знакомый голос). Но на индивидуальном языке всегда отражается влияние социального опыта предшествовавших поколений, социального статуса носителя языка, семьи, языкового окружения и т.д. усвоение языка и его применение зависит от многих обстоятельств, в том числе и от психологических особенностей личности.

В науке известны различные точки зрения по вопросу о сущности языка.

1. Биологическая концепция языка. Эта концепция была распространена в 19 веке под влиянием успехов естественных наук. Представители этой концепции рассматривали язык как явление биологическое, природное, поскольку материальной основой языка являются нервная система, органы речи, органы слуха. Однако в истории известны случаи, когда маленькие дети попадали к диким зверям, росли среди них (например, среди волков), но вернувшись в человеческое общество, они не смогли научиться говорить, хотя их органы речи были вполне нормальны. Если ребёнок воспитывается без родителей в иноязычной среде, он заговорит на языке окружающего общества, а не на языке своих родителей. Всё это подводило исследователей к выводу, что язык по наследству не передаётся и не относится к биологическим явлениям.

2. Психологическая концепция языка. Согласно данной концепции, язык рассматривается как особая деятельность человеческой психики. Психологическая концепция языка, сложившаяся в 19 веке, оказала большое влияние на развитие языкознания. В наше время изучение связей языка и психической жизни человека осуществляется в рамках психолингвистики. Однако для понимания языка как средства общения психологический подход является недостаточным, необходим также анализ связей языка и общества, то есть необходимо рассматривать язык и как явление общественное.

3. Социальная концепция языка. Согласно данной концепции, язык представляет собой явление социальное, то есть общественное. Язык возникает и развивается только в обществе, человек усваивает язык в том коллективе, в котором данный человек растёт и воспитывается. Язык, в отличие от звуковых сигналов животных, не передаётся по генетической наследственности, а усваивается в процессе общения. Язык обслуживает общество и не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне общества.

Многие современные языковеды приходят к выводу, что язык – явление многокачественное, сущность которого определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов.

Следует различать понятия «язык» и «речь». Язык – система звуковых, словесных и грамматических средств, с помощью которой люди мыслят и общаются. Язык представляет собой явление социальное, он является общим для говорящего на нём народа. Речь – использование языка конкретным человеком в конкретной ситуации общения. В речи отражаются индивидуальные черты говорящего человека, но при этом взаимопонимание участников общения обеспечивается тем, что речь опирается на систему языка.

Основными функциями языка являются коммуникативная, мыслительная и кумулятивная функции. Коммуникативная функция состоит в том, что язык является средством общения. Наряду с языком существуют и другие средства общения (жесты, мимика, цифры, научные формулы, знаки уличного движения и т.п.), однако все они закреплены за какой-то определённой сферой человеческой деятельности и передают ограниченный диапазон информации. Язык является универсальным средством общения, он используется всеми людьми во всех сферах деятельности и способен выразить любую информацию, накопленную человечеством. В составе коммуникативной функции языка может быть выделен ряд разновидностей:

1. Информативная функция – передача адресату сведений об окружающей действительности.

2. Эмотивная функция – с помощью языка человек выражает свою оценку предметов и явлений, свое эмоциональное состояние.

3. Прагматическая функция – воздействие на поведение адресата, выражение побуждения к действию или запрета.

4. Фатическая (контактоустанавливающая) функция – язык служит средством установления и поддержания контакта между людьми; в этой функции используются языковые средства, позволяющие начать общение (приветствие, обращение), проверить наличие контакта (например, слово алло при телефонном разговоре), показать завершенность общения (прощание).

5. Эстетическая функция – речь может воздействовать на чувство прекрасного, доставлять удовольствие своей красотой, образностью.

Мыслительная функция выражается в том, что язык служит средством формирования мысли, то есть с помощью языковых средств люди думают, обрабатывают полученную ими информацию, планируют свои действия. Мышление неразрывно связано с познанием. Различаются два источника познания, называемые «сигнальными системами». Первая сигнальная система – это ощущения, то есть результат воздействия внешнего мира на органы чувств. На основе ощущений формируется представление – наглядный образ объекта в сознании человека. Первая сигнальная система свойственна как человеку, так и животным. Вторая сигнальная система – это язык. С помощью слова выражается понятие – обобщающая мысль о целом классе объектов, имеющих общие признаки. Поэтому человеческое абстрактное (обобщающее) мышление тесно связано с языком.

Кумулятивная функция языка – это функция сохранения общественного опыта, знаний, культурных традиций. Накопленный человечеством опыт сохраняется в языке, в текстах.

Вопрос 4. Проблема происхождения языка и его развития .

Известны различные теории происхождения языка.

1. Теория звукоподражания. Согласно этой теории, первые слова имели звукоподражательный характер, то есть звучание этих слов передавало звуки обозначаемых ими объектов. Данная теория восходит к античным философам-стоикам, в Новое время она развивалась немецким философом Лейбницем (17 – начало 18 века) и другими учёными. Эта теория опирается на тот факт, что в любом языке есть слова, основанные на звукоподражании, например, кукушка, жук, бубен, свист, шорох, гром .

2. Междометная теория (теория эмоционального происхождения языка). Согласно данной теории, язык возник на основе непроизвольных возгласов, выражавших различные эмоции, первыми словами языка были междометия. Эта теория восходит к античным философам-эпикурейцам, в 18 веке её развивал французский философ Руссо.

3. Теория социального (общественного) договора, согласно которой язык возник путём соглашения между людьми: первобытные люди, осознав необходимость иметь средство общения, стали договариваться о том, как называть окружающие предметы. Данная теория возникла в 18 веке (её сторонником был, например, английский экономист Адам Смит). Руссо объединял эту теорию с теорией эмоционального происхождения языка: по его мнению, на первом этапе первобытные люди издавали непроизвольные эмоциональные возгласы, а на втором этапе стали договариваться о значении слов, присваивая тем или иным предметам определённые названия.

4. Трудовая теория, согласно которой язык возник в процессе трудовой деятельности людей как средство её согласования. Трудовая деятельность первобытных людей имела коллективный характер и требовала согласования действий. В отличие от животных, человек создавал орудия труда и осваивал новые способы трудовой деятельности, что создавало необходимость обмена опытом. Трудовая теория создана в 19 веке немецким учёным Людвигом Нуаре. Нуаре считал, что древнейшими словами были глаголы – наименования действий, поскольку первые высказывания были побуждением к совершению того или иного действия. Трудовая теория происхождения языка разрабатывалась также Фридрихом Энгельсом, который считал, что трудовая деятельность сыграла ведущую роль как в формировании языка, так и в становлении человеческого сознания.

Все существующие концепции происхождения языка имеют гипотетический характер. В современной науке продолжается исследование данной проблемы.

Каждый живой язык находится в постоянном развитии. Историческое развитие языка вызывается различными факторами. Различаются внешние (социальные) и внутренние (внутриязыковые) факторы языковой эволюции.

К внешним факторам принадлежит отражение в языке изменений, происходящих в обществе. Внешние факторы сказываются прежде всего на развитии словарного и фразеологического состава языка. В лексике отражается всё новое, что появляется во всех сферах жизни общества: в общественно-политической жизни, в науке и технике, в быту, в искусстве и литературе. Возникновение новых предметов и явлений, формирование новых понятий приводят к созданию новых слов (например, в русском языке 19 века возникли слова пароход, паровоз, декабрист, западник, славянофильство, народник, обломовщина и др.), а также к появлению у старых слов новых значений (например, слово поезд , ранее означавшее ряд повозок, едущих друг за другом, в 19 веке получило новое, современное значение). Отражается в лексике и взаимодействие между разными народами и их языками, что приводит к заимствованию слов из одного языка в другой. Например, в русском языке многие религиозные термины заимствованы из греческого языка (ангел, икона, евангелие, епископ, митрополит, патриарх, монах и др.), потому что христианство заимствовано Киевской Русью из Византии. Многие слова, связанные с морским транспортом, заимствованы русским языком из нидерландского языка (например, матрос, руль, рейс, рейд ), так как в петровскую эпоху при создании русского флота широко использовался опыт Голландии.

К числу внутренних факторов языковой эволюции принадлежат тенденция к экономии языковых средств, и тенденция к изменениям по аналогии.

Тенденция к экономии языковых средств проявляется в том, что носители языка стремятся сократить время и усилия, нужные для передачи информации. В результате происходит сокращение объёма языковых единиц, замена бо́льших по объёму единиц меньшими по объёму. Например, в древнерусском языке инфинитив всех глаголов оканчивался гласным звуком и (например, видети, слышати ), затем этот звук сохранился в инфинитиве только под ударением, а в безударной позиции утратился. Существительные женского рода в форме творительного падежа единственного числа ранее имели окончание –ою, -ею , затем распространилось окончание -ой, -ей , (старый вариант окончания встречается значительно реже), в результате чего данная грамматическая форма сократилась на один слог. Сочетание слов может подвергнуться сокращению, слиться в одно слово: например, сочетание спаси бог превратилось в слово спасибо , сочетание есть ли превратилось в союз если , сочетание один на десять превратилось в числительное одиннадцать .

Тенденция к аналогии проявляется в тех случаях, когда одни языковые единицы изменяются по образцу других. Например, слова пальто, кашне, пенсне, тире, пюре, кафе во французском языке принадлежат к мужскому роду, в же русском языке эти слова перешли в средний род по аналогии с русскими словами, оканчивающимися на –о, -е . В немецком языке числительное zwo (два) получило форму zwei под влиянием следующего за ним в числовом ряду слова drei (три).


Вопрос 5. Классификация языков мира. Генеалогическая классификация .

Классификация языков – это их распределение по разрядам на основе тех или иных признаков. Наиболее известны генеалогическая и морфологическая классификации языков.

Генеалогическая классификация основана на родстве языков. Родственными называются языки, происходящие от одного и того же более древнего языка. Например, итальянский, испанский, французский и некоторые другие языки происходят от латинского языка. Английский, немецкий, шведский, нидерландский и некоторые другие языки происходят от прагерманского языка. Русский, украинский и белорусский языки происходят от древнерусского языка, сам же древнерусский язык, как и другие славянские языки (польский, болгарский и др.) происходит от праславянского языка – языка древних славян. В свою очередь, праславянский язык, а также прагерманский язык, латинский язык и ряд других языков произошли от индоевропейского праязыка, который существовал в 5 – 4 тысячелетиях до нашей эры.

Родственные языки объединяются в языковые семьи. Языковая семья – это совокупность языков, восходящих к одному и тому же праязыку (языку-предку). Языки, происшедшие от индоевропейского праязыка, объединяются в индоевропейскую семью. Существуют и другие языковые семьи: тюркская, монгольская, семито-хамитская (афразийская), уральская, китайско-тибетская и др. Тюркская семья включает в себя казахский, киргизский, туркменский, узбекский, азербайджанский, турецкий, татарский и ряд других языков. В монгольскую семью входят монгольский, калмыцкий, бурятский языки. Семито-хамитская (афразийская) семья включает в свой состав арабский язык, иврит, амхарский язык, хауса и ряд других языков, в том числе мертвые (то есть не употребляемые в настоящее время) древнеегипетский, ассиро-вавилонский, финикийский языки. В уральскую семью входят финский, эстонский, мордовский и ряд других языков. В китайско-тибетскую семью входят китайский, тибетский, бирманский и ряд других языков.

Языковое родство может быть близким или отдалённым. Поэтому в составе языковых семей выделяют группы языков. В группу объединяются языки, находящиеся в близком родстве. Так, в составе индоевропейской семьи выделяется ряд групп.

1. Славянская группа. В неё входят русский, украинский, белорусский языки (они составляют восточнославянскую подгруппу), польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий, нижнелужицкий языки (они составляют западнославянскую подгруппу), болгарский, македонский, сербохорватский, словенский языки (они составляют южнославянскую подгруппу).

2. Балтийская группа: литовский и латышский языки, а также мёртвый прусский язык.

3. Германская группа: немецкий, английский, нидерландский, шведский, датский, норвежский, исландский, а также мёртвый готский язык.

4. Кельтская группа: ирландский, шотландский, валлийский (уэльский), а также мёртвый галльский язык.

5. Романская группа: итальянский, испанский, португальский, французский, румынский, молдавский, а также их общий предок – мёртвый латинский язык.

6. Греческая группа: новогреческий язык и мёртвый древнегреческий язык.

7. Албанский язык (выделяется в особую группу).

8. Армянский язык (выделяется в особую группу).

9. Иранская группа: персидский, афганский, таджикский, осетинский, курдский и ряд других языков, а также некоторые мёртвые языки, например, скифский.

10. Индийская группа: хинди, урду, бенгали, цыганский и ряд других языков, а также мёртвый язык – санскрит (литературный язык Древней Индии).

11. Анатолийская группа. В неё входят мёртвые языки, известные по древним письменным памятникам, найденным на территории Малой Азии: хеттский, лидийский и некоторые другие.

12. Тохарская группа. В неё входят два мёртвых языка, которые известны по древним письменным памятникам, найденным на территории Центральной Азии. Их называют «тохарский А» и «тохарский Б».

Нельзя переоценить важность понимания сущности и природы языка. В повседневной жизни язык воспринимается как нечто само собой разумеющееся, неотъемлемое. Но, несмотря на это, люди с давних времен пытались понять, что же представляет собой язык, пытались постигнуть тайны и загадки языка. Понимание сущности языка неразрывно связано с вопросом происхождения языка. Невозможно строить теории и гипотезы возникновения языка, не понимая его сущности. Именно поэтому первая глава данной работы посвящена определению сущности языка. Вопрос о сущности языка сложен, поэтому нет ничего удивительного в том, что существует несколько основных концепций сущности языка, которые могут даже противоречить друг другу.

Биологическая концепция

Биологическая (анатомо-физиологическая) концепция утверждает, что язык - это врожденное физиологическое свойство человека, обусловленное наличием специализированных нервных центров в коре головного мозга, а также органов речи и слуха.

Данная теория появилась в XVII-XVIII веках на основе философского натурализма. Многие лингвисты придерживались этой теории, однако, самым видным теоретиком данной концепции является Август Шлейхер (1821-1868), известный немецкий ученый.

Его взгляды на сущность языка сформировались, в основном, под влиянием открытий Ч. Дарвина и его увлечения естествознанием. Он написал огромное количество трудов, где изложил свои мысли, много работал над исследованием взаимосвязи языка и мышления.

А. Шлейхер называл язык естественным (природным) организмом. Он считал, что язык существует материально, в звуках. В своей работе «Немецкий язык» автор говорит: «Языки, эти образованные из звуковой материи природные организмы, притом самые высокие из всех…» (Шлейхер, 1869: 37). Также Шлейхер утверждал, что язык существует объективно, т. е., не зависит от воли отдельного носителя. Об этом он пишет в другой своей работе «Теория Дарвина и наука о языке», где говорится о том, что «законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих и к организмам языков» (Шлейхер, 1863). Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в том, что язык обладает способностью эволюционировать. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных" (Шлейхер, 1860: 37).

В XX веке получает распространение теория американского ученого Ноама Хомского - теория о биологической врожденности языка. Суть данной теории заключается в том, что существует «глубинные» и «поверхностные грамматические структуры», и каждый человек владеет именно глубинными грамматическими структурами, они есть врожденная языковая способность. Николай Федорович Алефиренко в своей книге «Теория языка» (Москва: 2004. С. 22) определяет глубинные грамматические структуры как некую «совокупность немногочисленных правил построения речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при речеобразовании) и наоборот, от речи к мысли (для процесса понимания высказанного)». Врожденное обладание глубинными грамматическими структурами объясняет тот удивительный факт, что дети от 1,5 до 2,5 лет овладевают практически «всем многообразием форм речевых высказываний» (Алефиренко, 2004: 21).

Биологическая концепция языка не является единственно верной при определении сущности языка. Ошибочным в концепции Шлейхера. и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.

Введение

Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.

Проблема возникновения и развития языка, а также его роли в процессе становления человечества волновала все поколения философов, а на современном этапе философии мы можем говорить об интереснейших теориях в философии языка (Л. Витгенштейн, Э. Кассирер, К. Айдукевич).

Роль языка в формировании цивилизации и значение его для познавательной и созидающей деятельности человека и обусловила актуальной данной работы.

Понятие и сущность языка

Понятие языка в различных философских системах.

Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуника-ции и познания. Системность языка выражается в наличии в каждом язы-ке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и значе-ние языкового знака не могут быть поняты вне языковой системы.

Все языки могут быть разделены на естественные, искус-ственные и частично искусственные. Первые возника-ют спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы (напр., этнические языки); вторые создаются людьми для специальных целей (напр., языки математики, логики, шифры и т. п.). Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частич-но искусственным. Характерной особенностью искусственных язы-ков является однозначная определенность их словаря, правил обра-зования и значения. Эти языки генетически и функционально вто-ричны в отношении естественного языка; первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним.

По вопросу об отношении языка к действительности имеются две противоположные точки зрения. Согласно первой из них язык есть продукт произвольной конвенции; в выборе его правил, как и в выборе правил игры, человек ничем не ограничен, в силу чего все языки, имеющие ясно определенную структуру, равноправны («прин-цип терпимости» Р. Карнапа). В соответствии со второй точкой зре-ния язык связан с действительностью и его анализ позволяет вскрыть некоторые общие факты о мире.

Конвенционалистская концепция языка принималась многими представителями философии неопозитивизма. Она основана на пре-увеличении сходства естественных языков с искусственными и на ошибочном истолковании ряда фактов, касающихся этих языков.

Мышление есть одна из форм отражения действительности. Язык, являющийся инструментом мышления, также связан своей смысло-вой стороной с действительностью и своеобразно отражает ее. Это проявляется в обусловленности развития языка развитием челове-ческого познания, в общественно-историческом генезисе языковых форм, в успешности практики, опирающейся на информацию, по-лучаемую с помощью языка.

Весьма распространенным является тезис о зависимости наших знаний о мире от используемого в процессе познания языка. К раз-личным формам этого тезиса ведут представления о языке как об одной из форм проявления «духа народа» (В. Гумбольдт) или реали-зации свойственной человеку способности символизации (Э. Кассирер), утверждение об искажении результатов непосредственного по-знания в процессе их выражения (А. Бергсон, Э. Гуссерль). Принцип неизбежной зависимости картины мира от выбора понятийного ап-парата вместе с положением об отсутствии ограничений в этом выборе составляет существо «радикального конвенционализма», при-нимавшегося К. Айдукевичем.

Положения о связи языка с мышлением и действительностью позволяют найти правильное решение вопроса о роли языка в по-знании. Язык есть необходимый инструмент отображения челове-ком действительности, оказывающий влияние на способ ее воспри-ятия и познания и совершенствующийся в процессе этого познания. Активная роль языка в познании состоит в том, что он влияет на уровень абстрактного мышления, на возможность и способ поста-новки вопросов относительно действительности и получения отве-тов на эти вопросы. Утверждение, что язык является активным фак-тором формирования нашей картины мира, не означает, однако, ни того, что язык «творит» эту картину, ни того, что он определяет принципиальные границы возможностей познания. Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного ее отображения.

Философы и логики неоднократно обращали внимание на ошиб-ки, проистекающие из неправильного употребления и несовершен-ства естественного языка, и призывали к осторожности в пользова-нии им. Наиболее радикальные из них требовали создания некото-рого «совершенного» языка (Г. Лейбниц, Б. Рассел). Современная лингвистическая философия положению, что язык должен быть предметом философского исследования, придала форму утвержде-ния, что язык является единственным или во всяком случае наибо-лее важным предметом такого исследования. Философия оказалась при этом сведенной к «критике языка», задача которой состоит в том, чтобы туманные и запутанные мысли делать ясными и четко друг от друга отграниченными. В рамках лингвистической филосо-фии сложились два направления: одно из них ставит своей целью логическое усовершенствование естественного языка и замену от-дельных его фрагментов специально сконструированными языками (реконструкционизм); второе уделяет основное внимание исследо-ванию способов функционирования естественного языка, пытается дать наиболее полное описание его свойств и устранить тем самым затруднения, связанные с неправильным его употреблением (дескрипционизм).

Анализ языка не является, однако, единственной задачей фило-софии и не может быть сведен к прояснению его логической струк-туры. Язык связан с мышлением и действительностью и не может быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте целого ряда проблем, связанных с познанием и общением; важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблема-тика языка.

СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Взгляды учёных на сущность языка менялись в зависимости от следующих обстоятельств:

С одной стороны, они менялись в зависимости от стратегических направлений развития науки в целом, с другой стороны, в зависимости от состояния самой лингвистики в целом и накопленного в ней фактического и теоретического материала. Поэтому в науке о языке всегда есть две противоположные и в то же время взаимосвязанные тенденции в определении сущности языка.

Одни ученые базируются на связи языка с другими явлениями жизни. Они пытаются определить природу языка через его отношение к внеязыковым сущностям, то есть предметам, которые изучаются другими дисциплинами, через отношение к мышлению, обществу, культуре, окружающей действительности, человеку и так далее.

Другие учёные стремятся определить природу языка изнутри, по возможности изолируя язык от внешних факторов. Соотношение этих двух тенденций имеет диалектный характер и служит стимулом развития научных исследований языка. В свою очередь разные лингвистические направления, придерживаясь одной из этих тенденций, тоже не являются однородным.

Например, древнегреческая философия, в недрах которой зародилось Европейское языкознание, видело сущность языка в его отношении к мышлению и внешней действительности. И наоборот, первая дошедшая до нас грамматика Панини, древнеиндийского ученого, посвящена выяснению внутренней сущности языка и описании устройства языка с точки зрения фонетики и грамматики.

А. Шлейхер считал язык самостоятельным, независимым явлением, которое рождается, развивается и умирает как естественный организм, тогда как его соотечественник В. Гумбольдт рассматривал язык как дух народа и ставил знак равенства между языком и интеллектуальной деятельностью человека.

Ф. де Соссюр полагал, что предметом лингвистики служит язык в самом себе и для себя.

Бодуэн де Куртене относил язык к одной из функций человеческого организма, тем самым подчёркивая невозможность раскрывать природу языка вне связи его с человеком.

С середины XX века язык рассматривался, с одной стороны, как самостоятельное системно-структурное образование, а с другой - как социальное явление.

Разумеется, обе тенденции, то есть определение сущности языка через его отношение к внешним факторам или рассмотрение языка, как своеобразные вещи в себе в трудах отдельных лингвистов и в учениях некоторых лингвистических направлений могут перемешиваться в различных пропорциях, не быть в чистом виде.

Данное обстоятельство, однако, не исключает факта наличия этих тенденций практически на всех этапах развития науки о языке.

В целом при теоретическом исследовании языка преобладает первая концепция, тогда как в непосредственных описаниях конкретного языка доминирует вторая.

В целом мы можем говорить о том, что язык рассматривается как непосредственная действительность мысли, как феномен чувственной природы, важное средство человеческого общения, также мы можем говорить о том, что сущность языка выводится из органической связи языка с внутренним миром человека и из отношений, существующих между людьми.

В зависимости от того, на фоне какого внешнего фактора рассматривается природа языка, выделяются выполняемые языком функции. Так, ведущая функция языка - коммуникативная вытекает из социальной природы языка; когнитивная (познавательная) – из связи языка с мышлением, номинативная – из связи языка с окружающим миром.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Понятие функции языка, то есть то, для чего мы используем язык, с философской точки зрения очень важно. Сложность обсуждения функций языка состоит в следующем: способы использования языка столь многообразны, что ни одна классификация не может считаться полной и удовлетворительной. Отдельные функции языка строго противопоставлены друг другу, тогда как другие могут сочетаться, то есть реализоваться в одном и том же речевом акте.

Проблема функций языка давно привлекает внимание учёных. Общее количество функций в различных работах велико. Однако не всегда удаётся отождествлять две схожие функции, упомянутые в разных работах и называющиеся по-разному, так как не всегда очевидны основания той или иной классификации. Поэтому коснёмся основных функций языка. Основной функций языка является коммуникативная , более того во многих науках и направлениях язык рассматривается исключительно с этой точки зрения.

Остальные две функции когнитивная (познавательная) и экспрессивная (эмоциональная) основываются на понимании языка как элемента самовыражения.

В когнитивной функции язык выражает ментальную деятельность, то есть деятельность сознания.

В эмоциональной функции язык выражает чувства и эмоции человека.

Приходится признать, что эти функции не всегда легко различимы, хотя обе функции в принципе совместимы с коммуникативной.

По Гумбольдту когнитивная функция состоит в оформлении мыслей и представлении фактов. Экспрессивная функция заключается в выражении эмоциональных побуждений и ощущений. Коммуникативная функция реализуется в сообщении, полемике и взаимопонимании.

Другие учёные выдвигают большее количество функций: метаязыковая , контактоустанавливающая (фатическая) и другие.

Немецкий психолог Карл Бюлер (30гг. XX века) выделил три функции языка:

1. экспрессивная (соотносится с говорящим),

2. апеллятивная (соотносится со слушающим),

3. репрезентативная (соотносится с обсуждаемым предметом).

Как известно, интерес к функциям языка проявляли представители Пражского лингвистического кружка (Карцевский, Якобсон, Трубецкой).

Роман Якобсон выделял 6 функций языка.

1.При установке на говорящего (отправляющего сообщение) реализуется эмотивная функция.

2.Установка на адресата, стремление вызвать у него определённую реакцию – конативная .

3.Установка на сообщение и его форму – поэтическая .

4. Установка на систему языка – метаязыковая .

5.Установка на действительность – референтивная (денотативная).

6.Установка на контакт с собеседником – фатическая (контактоустанавливающая).

Ю.С. Степанов использует другие семиотические принципы. Он различает 3 функции языка:

1. синтаксическая ,

2. номинативная ,

3. прагматическая .

Приведённые данные говорят о том, что, несмотря на длительность изучения проблемы функций языка, она далека от решения.