Аграрная рэформа. Столыпинская аграрная реформа - успех или провал? Существуют две противоположные точки зрения на деятельность П. А. Столыпина

Общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в РФ установлены национальным стандартом ГОСТ Р 1.0.

Положения основополагающих стандартов системы стандартизации разработаны для применения Федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами:

· ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

Стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению в РФ работ в области стандартизации, цели и принципы стандартизации, требования к документам в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации.

· ГОСТ Р 1.1-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

Стандарт устанавливает правила создания и деятельности технических комитетов по стандартизации (далее - ТК), а также включает рекомендуемое типовое положение о ТК.

· ГОСТ Р 1.2-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

Стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов РФ, проведения работ по их обновлению (путем проверки, внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

· ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие требования

Стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций. Положения стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории РФ, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статье 17 ФЗ "О техническом регулировании".

· ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

Стандарт устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов РФ и предварительных национальных стандартов , а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам РФ.

В случае разработки национальных стандартов РФ и предварительных национальных стандартов на основе применения международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов других стран стандарт используют в части, не противоречащей правилам построения, изложения, оформления и обозначения, которые установлены в ГОСТ Р 1.7.



Стандарт не распространяется на действующие национальные стандарты РФ и признанные в этом качестве государственные стандарты РФ, которые были утверждены (приняты) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют в случае пересмотра данных стандартов по иным причинам, критерии которых установлены в ГОСТ Р 1.2-2004 (пункт 5.3.1).

При разработке изменения к действующему национальному стандарту РФ изложение и/или оформление данного стандарта может быть приведено в соответствии с настоящим стандартом в случае, когда это будет способствовать однозначному пониманию содержания действующего национального стандарта РФ.

· ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

Стандарт устанавливает правила организации и проведения экспертизы проектов стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также виды и содержание экспертизы. Стандарт распространяется на проекты национальных стандартов РФ, предварительных национальных стандартов и межгосударственных стандартов вне зависимости от того, какая страна является разработчиком. Стандарт может быть использован при экспертизе проектов стандартов организации в части, которая указана в основополагающем стандарте данной организации. Стандарт не распространяется на экспертизу проектов международных стандартов, а также на экспертизу проектов стандартов на оборонную продукцию и продукцию, сведения о которой составляют государственную тайну, а также на работы и услуги, связанные с разработкой, производством, транспортированием, хранением, применением и утилизацией данной продукции.



· ГОСТ Р 1.7-2008 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

Стандарт устанавливает правила оформления и обозначения национальных стандартов РФ и предварительных национальных стандартов, которые разрабатывают на основе применения международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов других стран.
Стандарт также устанавливает правила оформления национальных стандартов РФ, предварительных национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации, разрабатываемых на основе применения международных документов, не являющихся международными стандартами.
Стандарт не распространяется на национальные стандарты РФ, которые были утверждены (признаны в этом качестве) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями стандарта осуществляют при очередном пересмотре указанных стандартов, а в обоснованных случаях - при разработке очередных изменений к ним.
Стандарт не распространяется на межгосударственные стандарты, которые по статусу являются региональными стандартами, но применяются в Российской Федерации непосредственно в качестве национальных стандартов.

· ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновления и прекращению применения.

Стандарт устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в РФ по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов, а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в РФ. Стандарт не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных стандартах. Установленные в стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в РФ проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если их разрабатывают в других странах

· ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартом Российской Федерации. Изображение. Порядок применения.

4-5.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОССТАНДАРТА РФ

Правовые основы стандартизации в России были установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации", а с 01.07.2003 г. установлены Законом РФ "О техническом регулировании". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ; Постановлениями Правительства РФ; приказами Госстандарта РФ.

В РФ действует Государственная система стандартизации (ГСС). Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации", новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:

    ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

    ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

    ГОСТ Р 1.4-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

    ГОСТ Р 1.5-2002 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".

Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа - разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации. За разработку и / или принятие технологических регламентов отвечает регламентирующий орган власти. Выполнение регламента обеспечивает исполнительный орган по регламентам, который иногда может быть одновременно и регламентирующим органом власти.

Работа по стандартизации в России осуществляется руководящим органом (национальным), рабочими органами и контролирующими организациями.

Национальным органом по стандартизации в России является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ), который осуществляет государственное управление стандартизацией в стране, формирует и реализует государственную политику в области стандартизации. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

    координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

    взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;

    направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

    подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

    устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

    принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

    осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

    руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

    осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

    представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Межгосударственном совете

    сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

    руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

    осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

    участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;

    устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций (с учетом международных договоров и соглашений России с другими государствами);

    при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила; формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

    организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

В оргструктуре Госстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно - исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Эти центры проводят работы по сертификации продукции (услуг), калибровке средств измерений, оказывают инженерно-техническую поддержку по стандартизации, метрологии, сертификации. На базе территориальных органов Госстандарта РФ создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. По данным на 1996 г., было аккредитовано более 500 органов по сертификации различных видов услуг и около 2000 испытательных лабораторий.

Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ). Эти комитеты - основные заказчики по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве государственных. Другими заказчиками могут быть отраслевые ведомства, предприятия, научно-технические и другие общества, в том числе общества по защите прав потребителей.

Госстандарт и Госстрой определяют стратегические направления по государственной стандартизации, анализируют все заказы, планы работы технических комитетов, предложения от субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают планы по государственной стандартизации, как правило годовые. Приоритетными считаются задания по гармонизации отечественных нормативных документов с международными (региональными), национальными зарубежными стандартами, а также по разработке требований безопасности к объектам стандартизации и защите прав потребителей. Выполнение планов государственной стандартизации финансируется из государственного бюджета и контролируется Госстандартом РФ (Госстроем РФ).

Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.

Основные функции ТК:

    определение концепций развития стандартизации в своей области;

    подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

    составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

    оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

    привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. В их число включаются и НИИ Госстандарта РФ и Госстроя РФ. Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные предприятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе технического комитета, направив предложение в один из указанных выше государственных органов. Госстандарт РФ и Госстрой РФ привлекают к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций - разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий - основных потребителей продукции (услуги), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.

Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

В Российской Федерации на базе отечественного опыта разработана и действует Государственная система стандартизации (ГСС РФ), представляющая собой комплекс взаимосвязанных стандартов, определяющих все основные стороны практической деятельности по стандартизации в масштабах страны.

Стандарты ГСС устанавливают цели и задачи стандартизации, организационные вопросы и методику выполнения работ по стандартизации, категории и виды нормативных документов, Объекты стандартизации, порядок разработки, внедрения, обращения стандартов и корректировки, единые правила построения, изложения и оформления стандартов. Такая своеобразная форма правового регулирования вопросов стандартизации впервые появилась в СССР ещё в 1968 г.

В связи с распадом СССР в 1993 г. была принята новая редакция комплекса стандартов ГСС. Изменения и дополнения в ней по сравнению с аналогичным комплексом стандартов прошлого в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. Эти нововведения весьма важны в свете присоединения России к Кодексу ГАТТ / ВТО по стандартизации.

В комплекс стандартов ГСС РФ входят следующие основные нормативные документы (государственные стандарты):

ГОСТ Р 1.0 – 92 «Государственная система стандартизации в Российской Федерации. Основные положения»;

ГОСТ Р 1.2 – 97 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;

ГОСТ Р 1.4 – 93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

ГОСТ Р 1.5 – 93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, уложению, оформлению и содержанию стандартов»;

ГОСТ Р 1.10 – 95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них». Взамен РД 50 – 113 – 83 (на территории РФ).

Основополагающим стандартом ГСС РФ является ГОСТ Р 1.0 – 92. Именно в нём даются определения основных понятий в области стандартизации, излагаются цели и задачи стандартизации, приводятся категории стандартов и объекты стандартизации.

ГСС РФ непрерывно совершенствуется и дополняется. Основными принципами формирования и дальнейшего развития ГСС являются:

Системность;

Комплексность;

Оптимальность,

Динамизм.

Контрольные вопросы.

    Каково назначение Государственной системы стандартизации (ГСС РФ)?

    Когда в нашей стране впервые появилась ГСС?

    Для чего потребовалось в 1993 году пересмотреть ГСС?

    Какие нормативные документы ГСС Вы знаете?

    Какой из известных Вам стандартов является основополагающим?

    Какие принципы формирования ГСС являются основными?

2.3. Основные принципы стандартизации согласно гсс рф.

Организация работ по стандартизации в стране и её результаты согласно ГСС РФ должны базироваться на следующих основных принципах :

Стандартизация должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижению согласия с учётом мнения каждой из сторон по управлению многообразием продукции, её качеству, экономичности, применимости, совместимости и взаимозаменяемости, её безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес;

Целесообразность разработки стандарта следует оценивать с точки зрения его социальной, технической и экономической необходимости и приемлемости при применении;

Стандарты следует разрабатывать такими, чтобы они не создавали препятствий международной торговле. При разработке стандартов следует принимать во внимание проекты и учитывать принятые международные и региональные стандарты, а в некоторых случаях и национальные стандарты других стран.

При разработке стандартов необходимо обеспечивать :

Соответствие требований стандартов нормам законодательства, нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля и надзора;

Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов путём согласования требований к этим объектам и увязки сроков введения в действие нормативных документов, оптимальных требований, включаемых в разрабатываемые объекты;

В стандартах должна своевременно проводиться замена устаревших требований путём периодического обновления стандартов для обеспечения их соответствия современным достижениям науки, техники и технологии, передового отечественного и зарубежного опыта;

Следует избегать дублирования разработки стандартов на идентичные объекты стандартизации на различных уровнях управления;

Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены;

Стандарты должны быть изложены чётко и ясно для того, чтобы обеспечить однозначность понимания их требований.

Контрольные вопросы.

1.Какие основные принципы организации работ по

стандартизации Вы знаете?

2. Какие факторы должны быть обеспечены при

разработке стандартов?

Нормативный документ по стандартизации – это документ, устанавливающий правила, принципы, нормы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

Объектом стандартизации является продукция производственно-технического назначения, товары широкого потребления, технологические процессы, формы и методы организации труда и производства, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ, требования к оформлению документации, правила транспортирования и хранения продукции, бытовые услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации согласно ГСС РФ относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также нормы, правила и рекомендации по стандартизации. С определённой оговоркой к нормативным документам относят технические условия. Наиболее массовым нормативным документом по стандартизации является стандарт.

Стандарт согласно ГОСТ Р 1.0 – 92 – это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, и принятый признанным органом (организацией, предприятием).

Как уже упоминалось, в зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения (принятия) документа стандарты различают по категориям:

Международный;

Региональный;

Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р);

Межгосударственный (ГОСТ);

Стандарт отрасли (ОСТ);

Стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);

Стандарт предприятия (СТП).

Международный стандарт – принимается какой-либо международной (всемирной) организацией по стандартизации, например ИСО (ISO) и МЭК (TEC). Статус стандартов, принятых ИСО и МЭК - рекомендательный , добровольный.

Региональный международный стандарт – принимается международной, межправительственной, региональной организацией по стандартизации. Например, стандарты CEN Европейского комитета по стандартам, ENSI Европейского института телекоммуникационных стандартов и т.д. Статус таких стандартов для стран, входящих в региональные организации (объединения) (например ЕС) – обязательный .

ГОСТ государственные стандарты бывшего СССР, действующие в качестве межгосударственных стандартов для стран – бывших республик, входивших в своё время в состав СССР. Применяются без переоформления по постановлениям национальных комитетов по стандартизации. По существу ГОСТ – международный стандарт регионального характера . Ещё 01.01.01 в России и странах СНГ действовали свыше 20 тыс. ГОСТ.

ГОСТ Р – стандарт Госстандарта или Госстроя России. К объектам ГОСТ Р относятся организационно-методические и общетехнические объекты, продукция, работы и услуги, имеющие межотраслевое, общенародное хозяйственное значение.

ОСТ – отраслевые стандарты, устанавливаемые на аналогичные с ГОСТ Р и ГОСТ объекты, однако имеющие сугубо отраслевое значение . ОСТ применяют предприятия и организации, подведомственные соответствующему федеральному органу исполнительной власти, утвердившему отраслевой стандарт. Отраслевые стандарты могут устанавливать ограничения ГОСТ и ГОСТ Р в части номенклатуры, типоразмеров, требований, не снижая при этом качественных и эксплуатационных показателей, установленных государственными стандартами. Такие стандарты называют ограничительными . Фонд ограничительных стандартов составляет около 40 тысяч наименований.

СТО – стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Объектами СТО являются новые оригинальные виды продукции и услуг, методы испытаний, технологии, новые принципы организации и управления производством и т.д.

СТП – стандарты предприятий, организаций. Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектом стандартизации на предприятии могут быть детали, узлы и агрегаты разрабатываемых изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчёта, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент. СТП могут устанавливать ограничения ГОСТ. ГОСТ Р, ОСТ без ухудшения качества показателей качества соответствующей продукции или услуги.

Относительно новым для российской стандартизации является введение в перечень нормативных документов технического регламента .

К нормативным документам относятся также:

- Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ). ОКТЭИ – это систематизированные своды классификационных группировок определённых объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Используются для продукции, услуг, документации и другие элементы общегосударственного хозяйственного применения.

Примерами ОКТЭИ могут служить:

Общероссийский классификатор продукции – ОКП;

Общероссийский классификатор предприятий и организаций – ОКПО;

Общероссийский классификатор управленческой документации – ОКУД и т.д, - свыше 30 наименований.

- Правила по стандартизации (ПР) – нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России. ПР разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному надзору и контролю за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов.

Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

- Норма – нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства.

- Технические условия (ТУ) – документ, разрабатываемый предприятием или организацией в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектами ТУ могут быть пробная или разовая продукция, произведения художественных промыслов и т.п.

В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время ТУ можно рассматривать как нормативные документы , если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. ТУ разрабатываются в соответствии с ГОСТ 2.114 – 95. Фонд ТУ насчитывает около 150 тысяч наименований.

Контрольные вопросы.

    Дайте определение нормативного документа по стандартизации.

    Каковы объекты стандартизации?

    Какие нормативные документы по ГСС РФ Вы знаете?

    Дайте определение стандарта.

    Каков статус международных стандартов?

    Каков статус региональных международных стандартов?

    Каково современное положение ГОСТ СССР?

    Как применяются ОСТы?

    Какие стандарты называют ограничительными?

    Каково назначение СТО?

    Кто разрабатывает СТП? Каково их назначение?

    Что такое технические регламенты, их назначение?

    Что такое ОКТЭИ, назначение?

    Приведите примеры ОКТЭИ.

    Является ли обязательным выполнение требований Правил по стандартизации (ПР)?

    К каким видам документов относятся ТУ?

      Виды стандартов, применяемых в Российской

Федерации.

Понятие «вид стандарта » определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения (специфики объекта стандартизации). Государственная система стандартизации устанавливает следующие виды стандартов:

Основополагающие стандарты;

Стандарты на продукцию и услуги;

Стандарты на работу (процессы);

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают также принципы, требования, правила и нормы, которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих целей как для науки, так и для производства.

Примером основополагающего стандарта может быть государственный стандарт, определяющий общие положения в комплексе стандартов государственной системы стандартизации, ГОСТ Р 1.0 -92 «Государственная система стандартизации. Основные положения».

Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, терминологию по технической эстетике, эргономике, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т.д.)

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуг), либо к группам однородной продукции. Применяются две разновидности этого вида стандартов:

Стандарты общих технических условий , которые содержат общие требования к группам однородной продукции (услуг);

Стандарты технических условий , содержащие требования к конкретной продукции (услуге). По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований, стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты общих технических условий в общем случае включают следующие разделы: классификацию, основные параметры, общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требованиям безопасности, требования охраны окружающей среды, правила приёмки продукции, методы контроля транспортирования и хранения.

Стандарты технических условий устанавливают требования к конкретной продукции, касающиеся производства, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Эти требования не должны противоречить стандарту общих технических условий. Стандарт технических условий содержит дополнительные требования к объекту стандартизации: указание о товарном знаке, знаке соответствия, если изделие сертифицировано, и т.д.

Стандарты на работу (процессы) устанавливают к конкретным видам работ при разработке, производстве, эксплуатации, хранении, транспортировке, ремонте, утилизации в целях оптимизации решений. Стандарты на работы должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды при проведении работ.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть точными, объективными и обеспечивать воспроизводимые и сопоставимые результаты.

Контрольные вопросы.

1. Перечислите виды стандартов.

2. Каково назначение основополагающих стандартов?

3. Какие разновидности стандартов на продукцию Вы знаете?

4. Какие разделы содержат стандарты общих технических условий?

    Чем отличаются стандарты технических условий от стандартов общих технических условий?

    Что такое стандарты на работы?

    Для чего предназначены стандарты на методы контроля?

      Состав и обязательность требований нормативных документов.

Нормативные документы могут содержать обязательные требования, подлежащие безусловному исполнению в соответствии с законодательством РФ и добровольные (альтернативные) требования и положения.

При разработке новых изделий, технологических процессов, при сертификации продукции и работ наиболее широкое использование в качестве ссылочных нормативных документов по стандартизации находят государственные стандарты ГОСТ и ГОСТ Р.

В числе обязательных требований стандарты должны содержать:

Требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии;

Требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

Основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

Правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции, выполнении работ и оказании услуг, в т.ч. правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

К добровольным требованиям ГОСТ и ГОСТ Р относятся требования, характеризующие потребительские и иные свойства продукции, не оговоренные изложенными выше обязательными требованиями стандартов. Выполнение добровольных требований изготовитель (поставщик) и потребитель определяют самостоятельно при заключении договоров на разработку и поставку продукции (работ, услуг).

За несоблюдение обязательных требований стандартов юридические и физические лица, органы государственного управления согласно Закону РФ «О стандартизации» несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Такое нарушение влечёт за собой наложение штрафа . Штраф также предусмотрен за уклонение от предъявления продукции, сведений о ней и документации органам государственного надзора.

Согласно Уголовному кодексу РФ с 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность устанавливается за обман покупателя относительно потребительских свойств или качества товара (услуг), определённых условиями договора, а также за выпуск или продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности.

Нарушение обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности выявляется службами государственного надзора и контроля, входящими в качестве самостоятельных структур в состав Госстандарта России.

Контрольные вопросы.

    Какие требования и положения содержат нормативные документы?

    Какие документы обычно используются в качестве ссылочных при разработке новых изделий?

    Какие требования обязательны для стандартов?

    Какие требования относятся к добровольным?

    Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение обязательных требований?

Закон "О стандартизации", принятый 10 июня 1993 года подводит нормативную базу на основании которой развивается стандартизация и сертификация в России. Закон о стандартизации вводит понятие стандартизации, устанавливает правила организации работ по стандартизации и сертификации, утверждает требования к нормативным документам по стандартизации и государственным стандартам. Дальнейшее развитие стандартизация и сертификация в России получили с принятием закона "О техническом регулировании", регламентирующем стандартизацию в области сертификации продукции и услуг, аккредитации органов по сертификации и регистрации систем сертификации в России. Государственные стандарты на основании закона о стандартизации принимает Госстандарт России. Стандартизация и сертификация продукции в строительстве, а также принятие ГОСТ на продукцию в строительстве в соответствии с законом о стандартизации принимает Росстрой РФ (Госстрой России). Стандартизация в России основывается также на целом ряде государственных стандартов, среди которых можно особо выделить ГОСТ 1.xx На нашем сайте вы можете ознакомиться с текстом и скачать ГОСТ любых видов. На сайте в открытом доступе выложены все действующие в России ГОСТ, это более 30 000 ГОСТ . Для всех ГОСТ раз в квартал проводится обновление текста и описания. Помимо ГОСТ на нашем сайте можно скачать ТУ бесплатно . Порядок стандартизации, разработки и принятия ГОСТ определяет Госстандарт России. По мере разработки новых ГОСТ, внесения поправок и изменений в тексты, проводится стандартизация базы данных и тексты ГОСТ публикуются на нашем сайте за 1-2 года до вступления в силу на территории России. Даты последнего обновления текста ГОСТ и стандартизации описания добавляются в описание стандарта. Стандартизация опубликования текстов ГОСТ устанавливает требования к защите опубликованных стандартов от изменения. В целях соблюдения требований стандартизации и сертификации каждый ГОСТ публикуется в графическом виде. Стандартизация отображения официальных документов в сети также распространяется на все текстовые изменения к ГОСТ. Нумерация государственных стандартов, а также стандартизация их по видам и происхождению производятся в следующей форме: Вначале номера ставится аббревиатура "ГОСТ", что означает "ГОсударственный СТандарт". Затем следует символ "Р", если стандартизация ГОСТ проводилась в России, а не в СССР. Далее, через пробел в номере ГОСТ следует стандартизация аббревиатуры аутентичности данного ГОСТ текстам международных стандартов ИСО, МЭК и т.п. После перечисления всех аббревиатур ставится номер ГОСТ. Возможны следующие варианты стандартизации: Поскольку стандартизация в России устанавливает обязательства Госстандарта России по опубликованию государственных стандартов в сети на безвозмездной основе, в то время как стандартизация в Европе, Америке и других странах предусматривает распространение стандартов на платной основе, то знание соответствия между стандартизацией аббревиатуры ГОСТ и его аутентичностью позволяет пользоваться международными стандартами без их приобретения. Такая особенность стандартизации в России изрядно портит настроение европейским и американским чиновникам, живущим за счет продажи стандартов ИСО и МЭК. В конце, после перечисления всех необходимых аббревиатур следует стандартизация числовой части номера ГОСТ. Все государственные стандарты имеют числовые номера вида XXXXX.XX.XX.XX-XXXX, где первое число определяет номер группы ГОСТ, второе номер подгруппы и так далее, последним ставится год. Стандартизация предусматривает указание года в номере ГОСТ из двух или четырех цифр, в зависимости от даты разработки стандарта до 2000 года или после. Иногда подгруппы ГОСТ разделяются символом "-" вместо точки, в данных случаях стандартизация проводилась с целью запутать запутанное, поскольку никакой объективной необходимости в такой замене нет.

ГОСТ на стандартизацию:

  • ГОСТ Р 1.0 Стандартизация. Основные положения.
  • ГОСТ Р 1.1 Стандартизация и сертификация. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности.
  • ГОСТ Р 1.2 Стандартизация в России. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.
  • ГОСТ Р 1.4 Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения.
  • ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
  • ГОСТ Р 1.6 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы.
  • ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов.