Эмоциональные чувства. Эмоции. Основные функции и виды эмоций. К формам проявления эмоций относят

Как много людей испытывают душевные волнения, не осознавая их, а просто переживая и ощущая. Однако, не понимая, что испытываешь, трудно управлять чувствами, мыслями, действиями и поступками, которые они вызывают.

Даже очень сильные положительные, но неконтролируемые переживания оказываются для организма стрессом и серьезным испытанием, что и говорить об отрицательных чувствах.

Научившись осознавать, понимать и контролировать усилием воли свои душевные волнения, можно сделать жизнь гармоничнее и счастливее.

Яркие эмоции и сильные чувства, захватывая сознание и руководя им, не оставляют разуму шансов проконтролировать ситуацию. Именно поэтому вплоть до середины XIX века (периода активного развития и революционных открытий в естествознании и становления науки психологии) чувственные переживания и разум противопоставлялись друг другу как два принципиально разные способа взаимодействовать с миром.

Сегодня считается, что душевные переживания человека – чувства, эмоции, настроения, аффекты, страсть и стресс – дополняют мыслительную деятельность и регулируют поведение. В экстремальных и новых ситуациях эмоции заменяют мышление. Когда человеку некогда размышлять, когда от скорости реакции зависит жизнь и здоровье, эмоции «спасают», руководя поведением на бессознательном уровне.

Ученые расходятся во мнении о том, чем отличаются чувства от эмоции и определяют их по-разному. Некоторые переживания сложно классифицировать как чувство или эмоцию, так как грань между ними бывает очень тонкой.

Если придерживаться мнения о том, что чувства – это эволюционно развитые и социально обусловленные высшие эмоции, то каждое чувство можно будет определить как комплекс эмоциональных переживаний, который связан с каким-либо объектом (предметом, поступком, событием, человеком, животным). Чувства всегда имеют предметную определенность.

Чувства – не врожденные, а развитые, «выученные» переживания. Они развиваются потому, что человек живет в социуме, среди представителей человеческого рода, воспитывается и обучается.

Предполагается, что чувства как высшие эмоции присущи и некоторых животным. В частности, доказано, что человекообразные обезьяны умеют сопереживать и сочувствовать своим сородичам. А ведь эти чувства определяются как возвышенные и благородные.

Человеческие чувства появляются и исчезают, меняется их интенсивность, тон, значимость. Одно и то же чувство может быть стимулом, мотивировать к совершению поступков, а через время потерять эту функцию. Одно и то же чувство, испытываемое к разным людям фактически разные чувства.

Чувства бывают:

  • возвышенными (например, любовь, эмпатия) и низменными (например, ненависть и зависть);
  • гармоничными (положительные или отрицательные) и амбивалентными (включают и отрицательные и положительные эмоции);
  • предметными (к неодушевленным предметам) и межличностными (к людям).

Эмоции – ситуативные и беспредметные ощущения. К примеру, испуг всегда выражается одинаково. Чего бы ни испугался человек, он вздрагивает, вскрикивает, отстраняется от пугающего объекта.

Еще одно значительное отличие эмоций от чувств в том, что их очень трудно контролировать. Чувствами легче управлять, несмотря на то, что они сложнее и богаче по содержанию.

Для чего нужны переживания

Эмоции – врожденные положительные или отрицательные переживания, связанные с удовлетворением потребностей. Если потребности удовлетворяются и организм функционирует нормально, человек испытывает положительные потребности, если нет – отрицательные. Эмоции – это сигнал о том, что все в порядке и о том, что что-то не так, если есть реальная угроза или потенциальная опасность. Грубо говоря, эмоции – это душевная реакция на внешние или внутренние раздражители. В этом суть первой, сигнальной функции эмоций.

Следующая функция определяется как защитная . Эмоции призваны защищать человека от угроз. Например, такая сильная негативная эмоция, как страх, часто воспринимается людьми как переживание, мешающее нормально жить. Но так можно сказать только о преувеличенных и необоснованных страхах. Изначально страх оберегает человека, не позволяя ему вступить в контакт с опасным явлением или объектом.

Эмоции мобилизуют организм, задействуют его резервные силы и потенциал, волнуют, вдохновляют и побуждают на защиту личности.

Мотивационная функция в большей степени присуща чувствам, нежели эмоциям. Чувства побуждают действовать в определенном направлении относительно объекта переживаний. Так, испытывая дружескую симпатию, человек стремится помочь другу, поддержать, оказать услугу и так далее.

Эмоции также регулируют поведение, а в стрессовых ситуациях и вовсе заменяют мыслительный процесс. Регуляционная функция эмоций сводится к тому, что они либо способствуют прекращению деятельности, либо, напротив, стимулируют ее.

То, как индивид выражает (или не выражает) свои чувства и эмоций по отношению к собеседнику, позволяет сделать вывод об отношениях между людьми. Кроме того, посредством чувств и эмоции от человека к человеку передается информация, в том числе и на невербальном уровне. В этом коммуникативная функция чувств и эмоций. Душевные волнения, которые можно заметить, всегда правдивее слов, так как они плохо контролируются и выражаются спонтанно.

Истинные эмоции видны по физиологическим реакциям тела (пот, покраснение кожи, расширение зрачков), мимике, пантомимике, в жестах и позах. Даже если собеседник не понимает языка тела, на подсознательном уровне эти невербальные сигналы воспринимаются им. Человек говорит: «Я не знаю точно, но чувствую, что мне лгут» или «Что-то мне подсказывает, что я нравлюсь собеседнику». Весь накопленный опыт жизни обрабатывается на подсознательном уровне за долю секунды, рождая интуитивные знания.

К сожалению, среди всего многообразия человеческих переживаний, не все люди могут назвать и дюжины их. Знание того, что такое эмоции и чувства, как они влияют на внутренний и внешний мир, развивает осознанность личности и способность контролировать свою жизнь.

Основные человеческие эмоции: страх, радость, вина, гнев, удивление, интерес, отвращение, презрение.

Некоторые человеческие чувства: любовь, симпатия, ненависть, разочарование, ревность, лень, эмпатия, совесть, тревога, гордость, чувство прекрасного, чувство долга, чувство уверенности в себе и другие.

Ежедневно человек переживает различные виды эмоций и чувств. И у них есть свое назначение, а вот какое именно стоит поговорить подробнее.

Виды и функции эмоций человека

Прежде чем говорить о видах и свойствах чувств, стоит разобраться с понятием эмоций, и чем они отличаются от чувств. Чувствами называют отношения человека к различным явлениям и предметам действительности. Эмоции – это реакции человека на различные раздражители, грубо говоря, это частный вариант чувств.

Классификацию эмоций и их разбивку на виды произвести довольно сложно. Конечно, можно разделить эмоции на положительные и отрицательные, но это разделение будет условным. К примеру, злость и гнев в большинстве случаев отнесут к отрицательным эмоциям, но в ряде случаев такие чувства могут быть на пользу. Поэтому чаще используется классификация видов эмоций по отношению к различным сферам жизни. Различают следующие формы и виды эмоций.

  1. Высшие. Отвечают высшим социальным потребностям – любовь к Родине, своему народу, другим людям.
  2. Моральные. Чувства, испытываемые к обществу, самому себе – дружба, совесть, любовь и другие эмоции, отвечающие за межличностные отношения.
  3. Праксические. Возникают в процессе трудовой деятельности, связаны с ее успешностью и не успешностью.
  4. Интеллектуальные. Появляющиеся при умственной деятельности стабильные и устойчивые чувства. Такие как любознательность, удивление, радость познания истины.

Разобравшись с видами эмоций, можно приступать и к описанию их основных функций, существуют следующие виды.

  1. Мотивационно-регулирующая. Эта функция выражается в том, что эмоции часто являются побуждающим фактором, моделируют поведение человека.
  2. Коммуникативная – внешнее выражение эмоций помогает человеку общаться с другими людьми.
  3. Сигнальная. Эмоция, реакция на раздражители дает человеку возможность понять, какие из потребностей требуется удовлетворять в первую очередь.
  4. Защитная функция, позволяет среагировать на опасность и спасти человека от неприятностей.

Виды положительных эмоций и их краткая характеристика

  1. Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и приобретению новых знаний.
  2. Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование.
  3. Симпатия – может основываться на общих интересах и увлечении, сексуальной привлекательности. Это чувство при определенных обстоятельствах может развиться в восхищение, дружбу, любовь, уважение, доверие.

Виды отрицательных эмоций и их краткая характеристика

Удивление является нейтральной эмоцией, но является невероятно сильной по воздействию, блокируя все предыдущие эмоции. Вызывается удивление в результате неожиданного развития обстоятельств, может переходить в интерес.

Стоит заметить, что эмоции необходимы человеку, их дефицит (как положительных, так и отрицательных) обычно восполняют с помощью фильмов, книг, занятий спортом. Поэтому пытаясь контролировать собственные эмоции нужно стремиться не к бесчувственности, а к способности трезво размышлять в любых жизненных ситуациях.

Эмоциональная сфера человека не так проста, как может показаться. Это сложное хитросплетение ряда элементов, которые в своей совокупности позволяют человеку переживать то, что с ним происходит в любой момент времени. Всего этих компонентов четыре: эмоциональный тон, эмоции, чувства и эмоциональные состояния. Далее рассмотрим каждый компонент в отдельности и более подробно поговорим о видах эмоций и чувств.

Итак, эмоциональный тон это такое реагирование в виде переживания, которое задает текущее состояние организма.

Можно сказать, что эмоциональный тон «информирует» организм об удовлетворении текущих потребностей по шкале приятно/неприятно. Если прямо сейчас Вы окунетесь в текущий момент, то наверняка сможете определить свой эмоциональный тон.

Эмоции же – это интенсивные субъективные переживания, которые касаются значимых для человека ситуаций и событий. В их основе – потребности, поэтому то, что человеку безразлично не затрагивает его эмоций. Как справедливо заметил Энгельс, человек без эмоций – это покойник в отпуске. Пока человеку что-то интересно и он в чем-то нуждается, его всегда будут сопровождать эмоции.

Чувства отражают устойчивое эмоциональное отношение человека к реальному объекту. Они всегда субъективны. Любые чувства вырастают из практики взаимодействия человека с окружающими. Сложно переоценить их роль в жизни человека.

Эмоциональное состояние от чувств можно отличить его слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций – большей устойчивостью и продолжительностью. При этом нужно сказать, что именно эмоции и чувства являются тем самым механизмом, который запускает эмоциональное состояние. Порой эта связь настолько очевидна, что эмоциональное состояние отождествляется с самой эмоцией. Вам наверняка приходилось слышать что-то типа «я сейчас в состоянии эйфории, гнева, радости и другое». Состояние, подавленности, отстраненности — отголоски одной мелодии.

Виды эмоций человека

Как уже отмечалось ранее, эмоции представляют собой такие реакции, которые напрямую связаны с текущим моментом. Это своеобразное ситуативное реагирование человека на изменения текущего состояния. Выделяют следующие виды эмоций человека:

эмоция радости как интенсивное переживание удовлетворенности ситуацией, которая значима для человека и содержит элементы необычности, неожиданности и нестандартности. О радости более подробно в статье «Радость это чувство или эмоция?».

эмоция страха является защитной реакцией организма в ситуации опасности для жизни, здоровья и благополучия человека. Об этой эмоции читайте подробнее в статье «Страх это эмоция или чувство?».

волнение является той самой эмоцией, которая сопровождает самые значимые моменты нашей жизни. Выражаясь научным языком волнение – это некоторая эмоциональная возбудимость, которая может быть вызвана как положительным, так и отрицательным переживанием. Эта эмоция участвует в формировании готовности человека к важному в его жизни событию, активизируя его нервную систему.

Для психически здорового человека состояние волнения вполне естественно. В психологии даже существует специальное понятие «предстартовое волнение». Чаще всего оно может быть следствием неуверенности человека либо его чрезмерного стремления выполнить всё в лучшем виде.

Назвать волнение другом или врагом однозначно невозможно. Каждый из нас имеет свой критический уровень этой эмоции. Можно ли побороть состояние волнения? Полная победа сомнительна, но попробовать стоит, особенно когда Вы четко понимаете, что это самое волнение мешает Вам!

Интерес или другими словами познавательный аспект эмоциональной сферы личности. Многие психологи придерживаются мнения о том, что интерес имеет врожденный характер. Подтверждением этому может быть хотя бы ориентировочный рефлекс («что такое?» по Павлову). Вспомните, как быстро мы реагируем на новые раздражители, будь-то открывшаяся дверь или сигнал о приходе сообщения.

Удивление – это переживание, которое отражает некое противоречие между имеющимся и только что полученным новым опытом. Знак этого переживания может быть как позитивным, так и негативным.

Доказано, что обида как эмоциональное состояние чаще переживается людьми с неадекватной самооценкой. Такие личности нередко сталкиваются с переживанием несправедливости по отношению к ним. Ответные реакции на обиды в наше время не похожи на дуэли, но чего хуже переживания, которые прочно оседают в душах людей. Уход в себя, «холодная война» до добра не доводят, разве что до психосоматики, когда эта самая обида начинает «болеть» в теле. А она непременно начнет «болеть» не сомневайтесь!

Гнев, ярость и злость одного поля ягоды. Эти эмоции представляют собой отрицательно окрашенные аффекты, которые направлены против ощущения несправедливости, которое испытывает человек. Эти переживания сопровождаются желанием устранить эту самую несправедливость. Динамика гнева и точки «кипения» у каждого свои, ровно, как и методы его преодоления.

Рассмотрим ещё один вид эмоций человека – смущение . Это переживание по поводу того, какое впечатление человек произвёл или произведёт собой и своими действиями на других значимых для него людей. В обыденной жизни смущение может проявляться в виде застенчивости, стыда или стеснительности. Ещё несколько веков назад эти характеристики были добродетелью особенно для женщин. А теперь люди готовы платить деньги, чтобы в тренинговых условиях обучиться бесцеремонности и нахрапистости. Не с чем поспорить – каждый выбирает для себя.

Жалость завершит список видов эмоций человека. Она представляет собой некий эмоциональный всплеск, причиной которого являются страдания другого человека, образно воспринимаемые как свои собственные. Чрезмерно увлекаться этой эмоцией пожалуй не стоит, но непременно нужно помнить о том, что каким бы сильным не был человек порой ему просто необходимы поддержка, сочувствие и сострадание, которые являются верными спутниками жалости.

Виды чувств человека

Ну и плавно перейдем с Вами к более тонким вещам таким, как чувства. Они ровно, как и эмоции являются неотъемлемым компонентом эмоциональной сферы человека. Чувства отличительны тем, что они имеют направленность. Это значит, возникают по отношению к чему-то или кому-то.

Перечислить абсолютно все виды чувств человека не представляется возможным. И не только потому, что их много, а ещё и потому, что многие из них схожи с эмоциями, психическими процессами и чертами личности. Условно виды чувств разделяют на нравственные и эстетические. К нравственным можно отнести любовь, доброжелательность, сострадание и тому подобное. Эстетические чувства отражают отношение человека к окружающей его действительности посредством тонкого реагирование. Взять хотя бы чувство прекрасного. Те, кто им обладает, понимают, о чем идет речь.

Начнем, пожалуй, с любви. Любовь – это все. И это всё, что мы о ней знаем.

Нередко многие задаются вопросом: зависть это чувство или эмоция? Так как мною уже отмечалось, что чувства возникают по отношению к чему-то или кому-то, Вы можете догадаться, что зависть рассматривают как один из видов чувств человека. Зависть, как правило, переживается в виде болезненного состояния желания того, что в конкретный момент времени по каким-либо причинам Вам недоступно. Я думаю, что больше у Вас нет поводов задумываться зависть это чувство или эмоция, потому как становится очевидным тот факт, что у неё всегда есть предмет или объект.

Чувство горя связано в первую очередь с переживанием утраты чего-то или кого-то. Как правило, такое переживание проходит ряд закономерных этапов, первым из которых является шок. Далее следует период, в течение которого человек находится в состоянии отрешенности и глубокой тоски, которые могут сопровождаться плачем, безразличием ко всему, чувством вины. В зависимости от значимости утраты раньше или позже человек постепенно возвращается к реальной жизни.

Наверняка каждый из нас в свое время имел опыт чувства вины , неотъемлемыми компонентами которого являются самообвинение и самоосуждение. В некотором роде чувство вины – это агрессия, которая направлена на самого себя. Очень часто «внутренний прокурор», который вынес приговор «все из-за тебя» упускает из виду то, что намерений причинить зло у Вас-то и не было.

Среди наиболее актуальных чувств можно также назвать чувство справедливости , чувство долга , чувство ответственности , чувство преданности , небезызвестное чувство стыда , чувство юмора , наконец. Но напоследок хотелось бы остановится на одном очень тонком чувстве … чувстве творческого вдохновения . Более 22 лет я прожила с мыслью о том, что далека от творчества. За это время я даже успела убедить себя в том, что оно, собственно, мне и не нужно.

Жизнь показала обратное. Творчество добавляет жизни во все, что с тобой происходит, если ты уходишь от рамок и шаблонов, которые тебе однажды подарило общество. Творчество это не только стихи и картины, но еще и необычно приготовленный завтрак, знакомство с кем-то или чем-то новым и даже вовремя сказанные теплые слова это тоже творчество.

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами... Все эти переживания - эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека - это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона. Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы. Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше "я", идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.

Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому. Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой - близость и доверие. Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Чувства: чем они отличаются от эмоций

Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют. Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод. Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.

Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция. Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути). Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин. Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине. Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений. Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.

Основные виды

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации. Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным - страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным - удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость. Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Кроме того, чувства бывают:

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой "окрас".

Что формирует чувства и эмоции

Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение. Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других - страх, у третьих - ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению. Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.

Так как чувства и эмоции - явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо. И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине. Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.

Врождённые чувства и эмоции

Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии - это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет. Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить. Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери. С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.

Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.

Чем бы не занимался человек - всё вызывает у него определённое отношение, выражающееся в переживаниях: что-то нравится, а что-то вызывает недовольство, но трудно найти что-то полностью безразличное. Эмоции являются положительной ценностью, так как человеческая жизнь невозможна без переживаний. Люди, не проявляющие своих эмоций и чувств, очень сильно отличаются от окружающих и напоминают машину: они не могут радоваться, бояться, гневаться или любить. Именно отсутствие переживаний отличает биороботов от людей.

Эмоции - это пристрастное отношение человека к окружающему миру, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция или чувство. Эмоции выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.

Условия, предметы и явления, которые способствуют удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес и др. Ситуации, которые воспринимаются человеком как препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные эмоции: гнев, печаль, страх и др.

Эмоции - это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания , жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. (Шапарь В.Б Новейший психологический словарь).

Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия (неудовольствия).

Эмоции - особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний , отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей. (Гамезо М.В.)

Таким образом, необходимыми условиями возникновения эмоций являются:

Наличие потребностей,

Знания об особенностях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.

Кора регулирует действия подкорки, поэтому человек сдерживает голод, социально неприемлемые порывы. Но если кора ослаблена (при опьянении, переутомлении и т.д.), то человек теряет возможность сдерживаться.

В 1950 г. Д. Олдз и П. Милнер в экспериментах на животных открыли центры удовольствия и центры страдания , а позднее центры голода, жажды и пр., что составило эмоциональную карту мозга. При этом центры страдания, будучи расположенными в разных частях мозга, образуют единую систему. Поэтому отрицательные эмоции переживаются довольно однообразно. Центры наслаждения такой системы не образуют и положительные эмоции переживаются более дифференцированно.

Таблица 2

Физиологические механизмы эмоций и чувств

Теории эмоций

Информационная теория П.В. Симонова : эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения (при недостатке информации, необходимой для достижения цели); информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снимать эмоции.

Когнитивная теория Л. Фестингера : положительные эмоции - если ожидания подтверждаются. Отрицательные - если ожидания не подтверждаются

Биологическая теория П.К. Анохина : положительные эмоции возникают, если результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат. Несовпадение ведёт к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям.

Классификация видов эмоциональных явлений

Человек - наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тысячью слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространённую в психологии классификацию (см. рис. 1).

Рис. 1. Виды эмоциональных явлений

В таблице 3 дадим определения указанным в классификации эмоциональным явлениям.

Таблица 3

Виды эмоциональных явлений

Понятие Определение понятия. Назначение эмоции
Чувственный тон - - это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Многие ощущения человека имеют определённую эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев назвал этот феномен «пристрастностью» отражения и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания.
Эмоции базовые - - это эмоции, носящие ситуативный характер, выражающие оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковременны, достаточно сильно выражены, причины возникновения человеком достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 основных (К. Изард). Каждая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. Почти все из них читаются по мимике лица.
Радость - - положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Служит для установления контактов с людьми, сохранения в памяти полезных мыслей и действий, устранения негативного воздействия отрицательных эмоций.
Удивление - - не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Служит для погашения существующей активности нервной системы и для подготовки организма к активности в новой ситуации.
Интерес - - эмоциональная реакция на новое, источник мотивов научения и творчества.
Печаль (горе, страдание)- - эмоциональный сигнал невозможности удовлетворить жизненно важные потребности. Проявляется в прикованности мысли к объекту печали, слезах, горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, даёт возможность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием.
Гнев - - эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.). Гнев обеспечивает мобилизацию всех сил организма для борьбы.
Страх - - отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности; эмоциональная реакция на опасность . Страх - способ активности и защиты от сильных потрясений.
Отвращение - - отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками человека. В эволюции возникло как защита от отравления.
Презрение - - отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение - это отвержение другого человека.
Стыд - - социальная эмоция, которая выражает осознание субъектом несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожиданиям других людей и собственным представлениям. Переживание стыда - показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их.
Вина - - эмоция, возникающая при нарушении моральных и этических норм . Без принятия личностью общественных норм не возникает. Вина выражает осуждение человеком своего поступка и себя, сопровождается снижением самооценки, раскаянием и стремлением исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда.
Настроение -

- устойчивое, слабо выраженное, сравнительно продолжительное переживание, которое окрашивает поведение и деятельность человека в течение значительного времени. Причины далеко не всегда ясны переживающему их человеку, но они всегда есть и могут быть определены. Настроение зависит от здоровья, самооценки, уровня притязаний, характера и др. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные воздействия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение - это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Может быть радостным и грустным, весёлым и угнетённым, бодрым и подавленным, спокойным и раздражённым. Оно указывает на то, что человек настроен, готов реагировать определённым образом.

С.Л. Рубинштейн считал, что, 1) оно не предметно, а личностно; 2) это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Другие люди, их отношение, их внимание, забота, даже просто выражение лица формируют настроение человека. Часто повторяясь, настроение может стать устойчивой чертой личности (пессимисты и оптимисты). Чем старше человек - тем более устойчивым, постоянным становится его настроение. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение человека: может стимулировать или подавлять его деятельность. При преобладании положительного настроения человек легко переживает временные неудачи и огорчения. Следовательно, важно уметь управлять своим настроением (через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции).

Аффект -

- эмоциональное переживание, возникающее внезапно, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Возникает в экстремальных условиях, когда человек не видит конструктивного выхода из уже возникшей ситуации. Причина аффекта - чаще всего конфликт между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшие побуждения. При аффекте объём сознания сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией, а также происходит мобилизация всех сил организма. Формы его проявления - гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или ступор, скованность. Аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже обмороком, так как чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, эмоциональным шоком.

Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, либо событие в целом (полная амнезия ). Выражение эмоций в форме аффекта не желательно. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответственен за свои действия, совершённые в состоянии аффекта. Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, он имеет определённые этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать любой нормальный человек.

Конечно, это требует огромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей степени развилось аффективное состояние. Здесь самое главное - отсрочить наступление аффекта, «затушить» вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением. Существуют специальные приёмы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и не допустить её превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать её истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться с помощью следующих приёмов: глубоко и ритмично дышать; привлечь заранее заготовленный «дежурный образ» приятного события в своей жизни; попытаться посмотреть на себя со стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его» и др. Таким образом, аффекта можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, развития нравственных качеств личности. Почти все пережитые аффекты запоминаются.

Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта . Человек в своей памяти как бы заново его переживает. Изучив механизм следового аффекта, А.Р. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи. Его действие было основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек неосознанно проявляет комплекс вегетативных и двигательных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса обвиняемых и свидетелей. Сейчас в отечественной криминалистике он не применяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недостоверную информацию, т.е. однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях.

Стресс - Физиологический стресс - Информационный стресс - Эмоциональный стресс - Депрессия -

- нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным экстремальным воздействием; состояние необходимой тотальной мобилизации сил организма и психической деятельности на поиск выхода из очень трудного, опасного положения (Еникеев М.И.). - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней (Г. Селье). С помощью стресса организм целиком мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами. Стресс - естественная часть человеческой жизни, не всякий стресс вреден.

Стресс, по утверждению Ганса Селье (1907-1982), канадского биолога, врача и психолога, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (адаптационный синдром).

Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр. Протекает в три этапа (Г. Селье ):

1) тревога - мобилизация всех защитных сил организма для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами (эустресс). Это проявляется в интенсификации работы внутренних органов, в улучшении показателей объёма и устойчивости внимания, повышении работоспособности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. Но уже на этом этапе повышенное возбуждение из центров головного мозга распространяется на периферические отделы и внутренние органы; 2) стабилизация - ситуация закрепляется, идёт перерасход адаптационных сил (дистресс). Все системы организма, выведенные из равновесия, начинают функционировать на предельном уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, всё как будто налаживается, но внутренне идёт перерасход адаптационных резервов. Если действие стрессовых факторов продолжается, наступает третья стадия; 3) истощение , в результате наступает ухудшение самочувствия, заболевание (нервное или соматическое ) и даже смерть.

Особенностью стресса является то, что человек реагирует не только на опасность или реальное ухудшение ситуации, но и на угрозу этого. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации потери работы или развода супругов, но и при боязни лишиться работы или в тревожном ожидании разрыва брачных отношений. Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Если он длиться долго - возникают серьёзные проблемы.

Люди по-разному переживают стресс (стресс льва (опасность подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно; повышается активность, мобилизуются силы, растёт эффективность деятельности) или стресс кролика (может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, имеют место пассивность и общее торможение)). Ни одному человеку не удаётся жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжёлые жизненные потери, конфликты, напряжение при выполнении тяжёлой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми .

По виду стрессора и характера его влияния различают стресс физиологический и психологический. - реакция организма на угрожающую ситуацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр.). Психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный. - вид стресса, возникающий в ситуации значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе (особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений).

Для этого вида стресса является характерным снижение объёма и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение количества ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать результаты. - вид стресса (Р. Лазарус), возникающий при эмоциональных перегрузках человека; возникновение его большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, обиды, опасности и др. Последствиями данного вида стресса является следующее. Увеличивается напряжение, тревога, беспокойство. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон.

Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, общительные - угрюмыми и замкнутыми. Жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно появление депрессии, ощущения беспомощности либо эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее часто возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы (снижением или полным отсутствием интереса к окружающему миру и др.), когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Пути снижения психотравматического воздействия стрессовых ситуаций:

1) рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределённости, вживание в него, предварительное примыкание к нему, устранение эффекта внезапности; 2) обесценивание, снижение значения стрессовой ситуации; 3) предельное мысленное усиление возможных отрицательных последствий предстоящих событий (реальность может оказаться легче ожидаемых кризисных ситуаций).

Эмоциональное выгорание -

- психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи; проявляется в эмоциональном и/или физическом опустошении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошённости; при этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы, следствиями чего являются раздражительность и конфликтность. Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности , росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личности.

Причины : монотонность и однообразность работы, неадекватное руководство, отсутствие условий для карьерного и профессионального роста, профессиональное несоответствие, социально-психологическая дезадаптация и др. Внутренние условия, влияющие на возникновение эмоционального выгорания: акцентуации характера определённого типа, высокая тревожность, высокая агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний и др. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как стресс, приводит к психосоматическим нарушениям. Средства предупреждения: оптимизация условий труда, психологическая коррекция эмоциональных нарушений на ранних стадиях и др.

Тревога - - состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределённого беспокойства.
Тревожность - - склонность человека к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора; достаточно устойчивое свойство личности.
Паника - - мотивационное психическое состояние, связанное с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.
Фрустрация -

- крайне эмоционально напряжённое негативное состояние, связанное с возникновением непреодолимого для данной личности препятствия в достижении значимой для неё цели. (Еникеев М.И.) В случае неустранимости причин фрустрации может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.). Проявляется в невыносимо тягостном, гнетущем психическом напряжении, в чувстве отчаяния, безысходности, крайней агрессивности в отношении фрустратора. Глубина зависит от значимости блокируемой цели и её близости.

Могут иметь место также неврозы и деформации характера: устойчивая неуверенность в себе, заниженность самооценки и уровня притязаний, ригидность (неспособность изменять программы поведения). Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому он ищет какие-то компенсирующие выходы, уходит в мир грёз, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует). Устойчивость человека к фрустраторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента , опыта взаимодействия с такими факторами. Что же делать? Вести себя рационально, снизить уровень притязаний, смириться с трудностями и т.п.

Эйфория - - психическое состояние (настроение), которое характеризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьёзным сторонам и явлениям жизни. Эйфорию вызывают алкоголь, наркотики, зрители для артистов и пр.

Чувства - это самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека, формируется в условиях его жизни в обществе.

Высшие чувства - особая форма переживаний, связанная с более сложными духовными потребностями, в которых заключено всё богатство подлинно человеческих отношений. Объектами этих чувств являются отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства и литературы. Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов (МГПУ).

Виды высших чувств

В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены следующие основные виды высших чувств:

Чувства моральные (нравственные) - переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия.

Чувства интеллектуальные - чувства, связанные с познавательной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности.

Чувства эстетические - своеобразная окраска ощущений, характеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета.

Чувства практические - чувства, связанные с практической деятельностью человека.

В таблице 4 приведены примеры высших чувств.

Таблица 4

Примеры высших чувств

Нравственные Интеллектуальные Эстетические Практические
Любовь, Товарищество, Патриотизм, Чувство долга, Честь, Дружба, Добро-желательность, Гуманность, Сочувствие, Нежность, Жалость, Симпатия, Стыд, Муки совести, Ненависть, Трусость, Эгоизм, Вражда, Зависть, Злорадство, Жестокость и др. Жажда знаний, Любознательность, Любопытство, Чувство интереса, Чувство любви к истине, Чувство удивления, Радость открытия истины, Чувство удовлетворения от интеллектуальной деятельности, Сомнения в правильности решения, Уверенность в правильности доказательства, Чувство юмора, Ирония, Сарказм. Переживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусстве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического Эстетическое наслаждение и др. Досада, Удовольствие, Творческий подъём, Трудолюбие, Чувство увлечённости работой, Приятная усталость, Удовлетворённость от выполненного дела и др.

Мораль - учение о добродетелях, которые позволяют человеку стать счастливым; это должное отношение, поведение в обществе; сфера должного , исходя из позиций добра и зла. Нравственность - сфера сущего, как конкретно реализует человек моральные нормы, это конкретное поведение конкретных людей. Нравственная культура личности - показатель того, насколько глубоко и органично гуманистические нормы, принципы, ценности морали воплощаются в её реальных поступках. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества, в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей политики и т.д.

Любовь матери к своему ребёнку - высшее чувство, не зависящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мать может рассердиться на ребёнка, быть недовольной его поведением, наказать, но всё это не влияет на её чувство, которое остаётся сильным и относительно стабильным.

То, какие моральные (нравственные) чувства присущи человеку, во многом зависит от условий его жизни в обществе, взаимоотношений с другими людьми, воспитания. Эти факторы определяют место духовных потребностей и ценностно-смысловых установок в структуре направленности личности. Например, чувство любви к Родине складывается, когда понятие «Родина» наполняется личностным смыслом. Для этого важно знать историю своей страны, её достопримечательности, памятники культуры, знакомиться с выдающимися произведениями искусства, принимать активное участие в общественной и культурной жизни.

Нравственные чувства носят действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и поступков. Важно, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для человека жизненной потребностью. Нарушение этих требований и правил должно вызывать моральную неудовлетворённость, переживание обиды, стыда, гнева.

Стили любви по Ли (Андреева, Семейная психология):

- « Эрос» - любовь с первого взгляда интенсивные взаимоотношения.

- «Людус» - любовь - игра.

- «Сторге» - любовь - привязанность или дружба, с медленным развитием и длительными обязательствами.

- «Прагма» - любовь по расчету, совместимость с партнером и наличие обязательств с его стороны.

- «Агапэ» - альтруистическая любовь.

- «Маниа» - собственническая любовь, зависимость от партнера и неуверенность в себе.