Древний магический язык. Магический язык древнеиндийского танца (язык танца в истории культуры). Построение достоверной модели

Магический язык древнеиндийского танца (язык танца в истории культуры)

Мы намерены обратиться к проблеме понимания современного танца как интеллектуально-пластического языка, обусловленной множественностью его восприятий, сопереживаний и со-осмыслений и подразумевающей широкий компаративный анализ возможностей познания мира посредством хореографических интерпретаций, рождённых в различные времена и различными культурами. Эта проблема может трактоваться и как проблема кодировки определённых картин Вселенной, её стихий, многомерности человека в ее контексте, осуществляемой посредством трансформации их в особое измерение измерение пластического мироощущения.

Первое знакомство с индийским музыкальным театром состоялось в России в конце XIX в., благодаря опубликованию обстоятельнейших описаний театральных представлений, сделанных в Индии воочию наблюдавшим и изучавшим их И.П. Минаевым, выдающимся русским учёным и путешественником. Профессор Петербургского университета И.П. Минаев, один из основателей отечественного востоковедения, оставил огромное научное наследие в области буддологии, географии, литературы, лингвистики, этнографии и фольклористики Востока. Опубликовавший записи И.П. Минаева академик С.Ф. Ольденбург озаглавил их «Народные драматические представления в праздник Холи в Альморе» и снабдил интереснейшим предисловием. Примечательно, что первые сведения о представлениях бхандов (профессиональных актёров) вошли в индологическую литературу также благодаря русскому учёному, известному дравидологу А.М. Мерварту, проведшему в Индии несколько лет и опубликовавшему в 1929 г. в сборнике «Восточный театр» свою известную статью о народном театре в этой древней стране. Следует упомянуть и о глубоком, содержательном исследовании М.П. Котовской «Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии». Однако далее в литературе следует пробел, который и хотелось бы восполнить.

Цели публикации подразумевают выявление связей, единящих хореографические традиции древности и современности; осмысление проблемы синтеза стилей в балетмейстерском искусстве, равно как и сочетания в нем, творческой интерпретации хореографических культур различных эпох и народов.

Поставленные задачи буквально предполагают объять необъятное, заглянуть во все «уголки» истории, проследить, как рождались и интерпретировались пластические образы в давно ушедшие времена. Индуистский Олимп - один из наиболее притягательных с точки зрения специфики и оригинальности хореографических традиций. Расположенный на легендарной Кайласе, горной вершине величественных Гималаев, он населён танцующими, музицирующими, поющими, слагающими стихи божествами. Согласно трактатам, именно там, в глубинах прошлого, зародился божественный танец. И главными были бог Шива, породивший танец, овладевший им в совершенстве и получивший за это имя Натараджа - царь танца, а также жена его Кали (она же Дурги, Бхавати, Шакти) и Кришна как аватара Вишну в ипостаси богочеловека. На Кайласе танцующих богов окружает сонм небесных танцовщиц апсар, музыкантов гандхаров и даже мудрецов - посредников в передаче сложных навыков искусства с небес на землю.. Шива - могущественный бог созидания и разрушения - предстаёт в танце как космический творец, как аллегория двуединства жизни и смерти, открывающая людям «цель пути» освобождение от земных иллюзий и достижение просветления, воплощая идею о человеческом сердце как о центре Вселенной.. Каждый танец Шивы имеет своё собственное название и особую программу. В мифе о Патанджали трактат «Йога-Сутра» рассказывает о «Танце Одарения» - главном танце Шивы. Это образ творца Вселенной: танцуя, всё разрушающем и одновременно создающем жизнь. Он - источник всего живого, его танец - начало всех движений, его речь - все звуки мира. Своим танцем Шива создаёт мир и уничтожает зло и невежество.

В трактате «Тирукутту Даршана» («Созерцание священных танцев») эта идея танца образно выражена так:

«Он вездесущ, он всюду Шива Шакти // Чидамбарам повсюду, танец вечен, // Как вечен всемогущий Шива. // Всё мирозданье грациозный танец, // Все пять движений вечны в преходящем. // Они пять эманаций божества. // Он, солнцеликий, пять свершает действий, // И то священный танец Ума-Сахья. // Танцуют с ним Вода, Огонь и Ветер, // И с ними весь Эфир кружится в танце» .

Трактаты провозглашают 108 поз Шивы «алфавитом» танца и называют их каранами. Подобно тому, как из букв составляются слова, а из слов целые фразы, так танцовщик формирует из каран так называемую единицу движения матрику. Соединение 6 или 8 матрик образует ангахару.. Однако, это не всё. Танцовщик должен знать мудра - разнообразные позиции пальцев и хаста - жесты рук, а также специальные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя - искусства подражания, притворства, или артистического мастерства.

Налицо полноценный магический язык. Но возникает проблема: чтобы его понимать, им нужно овладеть так же, как любым другим языком. Следовательно, индийский танец выходит за рамки «пластического эсперанто» понятного всем. Но вот магия! Даже не зная языка индийского танца, мы его понимаем. Как? Наверное, в этом и состоит секрет восприятия пластического воплощения ментальных образов. Они воздействуют на нас вне нашего сознания. Мы воспринимаем этот язык образов интуитивно.

Древнеиндийский трактат «Натьяшастра» говорит: «Музыка - дерево самой природы, его цветение - танец».. «Танец сопровождает музыка, она сливается с ним в гораздо большей степени, чем это бывает в привычном нам балете. В наших танцах всё же бывают какие-то паузы в точном, полностью слитом с музыкальным рисунком движении. Наши танцоры иногда могут как бы отдохнуть, провести сплошное плавное движение, под которым музыка звучит сложным ритмическим рисунком. В нашем танце есть переходы, повороты, во время которых артист на несколько мгновений как бы выходит из области детальной акцентировки движения для того, чтобы после паузы снова войти в неё! Здесь (в индийском танце) этого нет. Буквально каждый акцент в музыке существует и в точно акцентированном движении танцора. И, наоборот, каждое движение артиста, его жест, его мимические знаки до малейших деталей существуют в музыке в точном временном совпадении»..

Нам кажется, что именно это отличает современные хореографические композиции: скрупулёзнейшая хореографическая интерпретация музыкальных орнаментов и настроений, ритмических нюансов и полутонов. Там азбука пластических иносказаний с ощущением некоего магического ритуала. Здесь, сейчас поэтика пластических вибраций, метаморфозы эмоциональных эманаций, трансформация смысловых контекстов в магический язык танца.

В 1921 г. Индия открыла искусство великой русской балерины Анны Павловой. «Павлова - это облако, парящее над землёй; Павлова - это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра, вестника приближающейся зимы», говорил известный индийский танцовщик и хореограф Рам Гопал.. Можно предположить, что одними из самых притягательных черт русской балерины были эмоциональная насыщенность и мощный исполнительский драматизм. В.М. Красовская сравнивала творчество Павловой с обнажённым нервом поэзии Блока.. Балетные критики говорили о ней: «Это уже не танцы, а живопись движений, пластика линий».. Особое восхищение в Индии вызывала гармония пластики и музыки, присущая танцу Анны Павловой, за что критики назвали русскую балерину «музыкой, которая приняла зримую форму»..

Рабиндранат Тагор называл танец «музыкой тела».. Тело становится инструментом для подсознательных процессов, и эти процессы проявляются в танце прямо, мгновенно и без посредников.. Тело ощущается как имеющее духовное, внутреннее измерение, как пластический материал для передачи энергетической эманации. Именно у Тагора родилась идея перевести всё действие собственной его пьесы на язык танца. Его музыкальные драмы преобразились в танцевальные. Это синтез поэзии, музыки и хореографии Р. Тагора. .

«Танец - ритмическое выражение сюжета» утверждал Р. Тагор. Мы бы сказали, что танец - это мысль, тающая в движении, а точнее, перетекающая в движение, или, по-другому, это пластическая аватара Божественной мысли.

«Мысль изречённая есть ложь» считал Ф. Тютчев; но нам представляется, что мысль, воплощённая в танце, может быть истиной. Танец не просто ещё один язык, выражающий то, что может быть выражено другим языком, а нечто большее. Это особая невербальная трансформация реальности, в которой существует множество эманаций, которые можно выразить только в танце..

В проекции рассматриваемой проблемы несомненного внимания заслуживают творческое постижение и освоение балетмейстерами своеобразных законов синтеза стилей и искусств; их желание и умение соединить ритмопластические образы и смысловые устремления разных эпох и культур. Нам представляется, что именно сейчас формируется новый уровень восприятия хореографических интерпретаций «потаенной жизни» человеческой души, её уникальных «эманаций» в пространстве и времени.

Дальнейшее исследование подразумевает осмысление возможностей современной хореографии в трансформации традиционных пространственно-временных границ «универсума танца», в интерпретации ментальных смыслов и спонтанных эмоциональных эманаций магическим языком танца, которым одарил нас сам всемогущий Шива. Это же подразумевает изучение колоритного опыта взаимообогащения и взаимовлияния хореографических культур - многопланового диалога, в котором участвуют пластические языки различных исторических эпох и народов.

Сегодня открываю окно и в комнату залетают снежинки.
Я ловлю их на ладошку и улыбаюсь. А почему, собственно?
22 марта снег уже некстати, пора уже расстраиваться, что он снова посыпал.

Проверьте свои ощущения - почему мы почти всегда радуемся идущему снегу?

Всё потому, что

снегопад практически мгновенно - магически -меняет мир

Как в сказке, на наших глазах мир превращается из серого или зеленого в белый.

И с этого предисловия плавно и изящно перейдем к главному свойству Мага - одного из самых мощных, харизматичных и результативных Архетипов - его умению менять мир , преобразовывать его в Нечто Иное.

Причем трансформировать волшебным образом - так, что большинство окружающих не понимает - как Он это делает.
В Маге всегда присутствует недосказанность, ТАЙНА

Архетип Маг. Он же – Волшебник.

У мага есть древние «профессии» – шаман/колдун, целитель/знахарь, астролог/звездочет. Ученые, исследующие тайны мироздания, секрет долголетия и алхимики, пытающиеся превратить свинец в золото, тоже маги.

Он вызывает удивление и восхищение своей харизмой, умом и интуицией. Он привносит «волшебные изменения» повсюду. Он может сделать невозможное возможным.

Это просто Волшебник просто заставляет мечты сбываться , используя познанные им тайны фундаментальных законов Вселенной

Магнетизм этого архетипа используется для 2/3 детских сказок, легенд, “фэнтези”. Магическая компонента заставляет смотреть, слушать и читать эти произведения, затаив дыхание, и отчаянно надеяться, что нечто подобное может однажды произойти с вами. Придет Фея или Джин и разрулит все ваши проблемы, как старый сон. Ага, размечтались! Вы будете сидеть, а Волшебник за вас действовать.

Шутки шутками, а отметьте эту черту настоящего Мага. Это Архетип действия. Однако главная арена действий Мага почти всегда скрыта. Люди видят только внешние действия: прыжки с бубном, взмах волшебной палочки. Вся работа происходит внутри, «за кулисами». Вне зоны нашего контроля. Маг – это человек, который с легкостью управляет более сильными людьми, используя их желания и слабости, сильные стороны.

Этот Архетип умеет видеть истинную причину вещей и явлений. Настоящий Маг осознает себя посвященным в Тайны Мироздания

И стремится проникнуть туда глубже и глубже.

Базовые характеристики Мага (из книги М.Марк и Кэрол С.Пирсон “Герой и бунтарь”):
Желание: Познание фундаментальных законов Природы, Мира и Вселенной.
Цель: Помогать мечтам сбываться
Девиз: «Это возможно».
Страх: Непредвиденные негативные следствия и события
Стратегия: Развивать магические способности и применять их в жизни.
Ловушка: Превращение в манипулятора
Призвание: Озарения, экстрасенсорный опыт

Уровни личностного развития Мага:
Начальный: Отдельные магические моменты и опыт трансформации.
Основной: Переживание состояния магического потока – единства с миром и понимания Вселенной
Развитый: Чудеса, переход от способностей к их проявлению.
Тень: Манипуляция, колдовство, черная магия.

Где место Маг в мире архетипов?

Маг принадлежит к тройке могущественных Архетипов Действия :
Герой, Бунтарь и Маг , основная задача которых - Оставить след в Мире

Если вы принадлежите к этому Архетипу, то вашему успеху останется искренне позавидовать.

Маг - ключевой архетип сторителлинга, брендинга,копирайтинга, креатива, рекламы, и индивидуального личностного влияния. То, что Маг может делать в этих сферах похоже на создание магии в стиле “фэнтези”.

Предприниматели так или иначе Маги, они тоже меняют мир вокруг себя. Равно как и любые технологии духовной и физической трансформации. Все они подаются под соусом «магии изменений».

Выдающиеся политики тоже Маги. Великие сценаристы, режиссеры, актеры, художники, музыканты, писатели – Маги.

Все, чьи произведения или действия, переворачивают представления о мире. Писатель-Маг напишет так, что мы говорим: «Достучался до сердца », «Крылья выросли ». Более сдержанные могут сказать: «Давно так не удивлялся буквам ».

Художник-Маг напишет картину, над смыслом которой веками ломают голову искусствоведы, а простые смертные встают перед ней на колени.

Оперу сочиняют композиторы-Маги. Объединить Драму, Поэзию, Музыку в единое искусство может только Маг.

Что ими движет? Какое «топливо» Маги используют?

Настоящий Маг всегда пытается изменить себя в те моменты, когда натыкается на препятствия.

Только так он может изменить то, что его окружает. И он точно знает - в отличии от многих других людей - что все внешние изменения начинаются внутри . «Изнутри – наружу ». Он очень силен, и знает, что настоящий источник силы внутри.

Недаром многие Бренды, применяющие этот архетип, призывают (явно или намеком) войти в контакт с самим собой, улучшить себя, ибо магия изменений всегда идет от нас к окружающему миру.

Маг в маркетинге.

Магия очень хорошо продается. Иначе и быть не может, ведь

Магия в маркетинге - это технология превращения мечты в явь

К сожалению, расплодившиеся продавцы Волшебных таблеток, отлично научились играть на нашей детской вере в добрых волшебников.

Несмотря на то, что тройка наиболее часто используемых брендами архетипов: Герой, Бунтарь и Маг, с волшебством дело обстоит не так просто.

Казалось бы - беспроигрышная стратегия - хватай Мага и строй на нем свой Бренд.

Однако!
Давайте представим себе строительную компанию, логотипом которой является волшебная палочка, слоганом «Магия в наших руках! », а сотрудники сидят в халатах со звездами и в остроконечных шляпах. Представили?
А теперь вопрос: вы бы купили квартиру в построенном этой компанией доме?

А если бы у вас случилось судебное разбирательство? (На этом месте сделаем магическое действие: «Тьфу-тьфу », ведь все мы немного волшебники, только забываем об этом.)
Так вот - вы бы доверили защиту своих интересов адвокату, который встретил вас с шаманским бубном в руках? Почему?

А потому что не надо так грубо! Мы ведь можем и не поверить.

Грамотно Архетип Волшебника можно использовать в Брендах очень разных направлений.
Где?

Классический пример “магического маркетинга” Мастер Кард.
Имея эту «волшебную палочку» - то есть «волшебную карточку» - ты можешь всё!

Интернет – это одна из «волшебных» технологий и многие интернет-бренды активно используют Архетип Мага.

Еще? Разумеется, парфюм. Обоняние не подвластно нашему сознательному контролю. Классический пример Бренда-мага – мистический (не природный) аромат Шанель №5

Обычным продуктам так же по плечу использование этого архетипа. Главное, пообещать что-нибудь необыкновенное.
Например, Данон справился с задачей, пообещав «магическое долголетие».

Еще, еще и еще раз:

Трансформация – это основа Архетипа Мага

Подаваться она может разными способами. Главное, знать меру, чтобы вашему Бренду поверили.

Еще два слова. В период кризисов, войн, потрясений потребность людей в чудесах возрастает. И рынок не заставляет себя ждать. К вашим услугам пышно расцветают любые эзотерические сервисы и продукты, товары и услуги.

Бренды- Маги:


Мистер Мускул
Данон
Гербалайф
Мастер Кард

Знаменитые Маги:


Нострадамус
Джузеппе Калиостро
Сен-Жермен
Парацельс
Григорий Распутин
Георгий Гурджиев
Дэвид Копперфильд

Мои любимые персонажи-Маги:

Старик Хоттабыч,
Мери Поппинс,

Стелла из Волшебника Изумрудного города

Девизы Мага:

Волшебство рядом, и оно возможно
“Весь мир - в одной песчинке”
Что вверху, то и внизу. Что внутри, то и снаружи. ” Изумрудная скрижаль (Около 3000г. до н.э.)
«Изнутри – наружу»
«Если развивать что-то одно, то изменяется и все, что находится вокруг » (Пауло Коэльо “Алхимик”)
“Каждая ваша мысль – это реальная сила” Прентис Малфорд

Архетипичные символы Мага:

жезлы, волшебные палочки,
плащи и, конечно,
высокая остроконечная шляпа волшебника.

Также звезды, галактики, летающие тарелки, Вселенная.
хрустальные шары, блюдечко, свечи, зеркала.

В принципе Маги на то и Маги, что могут “назначить” волшебным любой предмет. Ну, например, пуговицы «На удачу », подкова «На счастье ».
Дальше пошли Маги-Шуты симоронисты, назначив волшебным действием: «Трусы на люстру – деньги в дом! » (Примечание: трусы должны быть красные).

А если серьезно, то одно из самых увлекательных занятий - изучение символики и геральдики.

Вот, например, герб Папы Римского украшают два перекрещенных ключа над решетчатыми вратами. Далеко не все знают - это древнейшая эмблема двуликого языческого бога Януса, которому известны тайны жизни и смерти, законы земли и неба.
Безусловно, когда в Ватикане выбирали герб, знали о его истинном магическом значении.

Язык Мага.

СЛОВО само по себе обладает особой магией

А, значит, это инструмент Магов.
Какие же слова-маячки выдают Магов? Ох, как непросто с этим Архетипом!
Наверняка, вы узнаете Мага, если он произнесет заклинание:
Крибле-крабле-бумс! “или “Крекс пекс фекс!

Так ведь не произнесет! Каждый Маг способен изобрести собственное заклинание. Которое для непосвященных и на заклинание-то будет непохоже.

Маги всегда изобретали и изъяснялись на собственных магических языках, использовали знаки и символы. На средневековых европейских зданиях сохранились символические послания могущественных Орденов, непонятные посторонним. Не хотели они посвящать посторонних в свои знания.

До нас дошло несколько таких древних языков. Латынь среди них самый «молодой».

К магическим языкам так же относятся:
- ведический язык, или санскрит,
- руны, или рунический язык
- язык каббалы.
Магические языки обладали невероятной силой.

Все эти языки - проводники в высший мир, где нет названий, где существует только Суть, Абсолют, Чистое знание, Единое поле.

Можно сказать, что Маг научился говорить на Языке Вселенной. И это не будет преувеличением

Современные Маги, конечно, не владеют древними языками. Но этот архетип прекрасно осознает силу Слова . Он знает, что Словом можно вылечить и Словом можно убить.

Но, пожалуй, Волшебника по каким-то особым словам и не вычислишь.
Вот немного слов-маячков мага: Мощь, мочь, могущество, сила, лицо, глаза, высота, власть, язык, слово, сон, смерть, жизнь, символ, значение, ключ, вселенная.

К счастью, окружающие очень часто говорят о Маге так: «Надо же, как это у него получается? Прямо мистика какая-то. Волшебник! »

Вас и ваши действия характеризуют такими словами: «магия, трансформация, изменение, преобразование, состояние, вера, эзотерика, сказка, мистика, волшебник, удивляет, поражает, изумляет »? Вы используете ритуалы в жизни и получаете результат?

Значит присутствует Маг-Волшебник в вашем Архетипе. И я повторю, что вас можно поздравить. Остается только добавить, что развитому Архетипу Маг не нужно никаких проверок и подтверждений, он без слов прекрасно знает, что он – Маг.

PS. Я с удивлением обнаружила, что я не рассказала не более четверти того, что собиралась рассказать об этом самом сильном Архетипе. Я не рассказала о том, как Вольф Мессинг прошел свозь нешуточную охрану к Иосифу Сталину. Я не рассказала об отличиях женщин-Магов Ведьмах - от слова «ведать». Не рассказала о том, что в детстве мы все были немножко Магами, и об этом можно вспомнить. Ну что ж, будет повод обратиться к Архетипу Маг еще раз.

PS. Статьи про Архетипы появляются один раз в месяц.

Другие архетипы:

Интересная информация? Отправьте друзям. Просто нажмите на кнопочки любимых соцсетей под статьей и магия сработает

Впрочем, для большинства женщин здесь не сказано ничего нового. У большинства из нас тонко развита интуиция, и считывать сигналы в общении нам не составляет особого труда. Я просто подчеркнула, напомнила еще раз, на что стоит обращать внимание, общаясь с мужчинами.

ЗАПОМНИТЕ: для того чтобы вам было легче устанавливать те или иные отношения с мужчинами, фиксируйте знаки мужской заинтересованности, обращенные к вам.

Что такое фетиш?

Фетишизмом сексологи называют такое явление, когда сексуальное возбуждение у мужчины вызывает не сама женщина, а неодушевленные предметы, которые имеют к ней какое-то отношение, например, белье, туфли, шляпка и т. п. Предметы такого рода называются фетишами. Для достижения удовлетворения сама женщина фетишисту не нужна, ему достаточно что-нибудь из предметов, о которых говорилось выше.

Наша книга, конечно, не является медицинской, но все-таки постараемся рассмотреть, имеет ли какое-то отношение к обычной жизни такое понятие, как фетиш? Да, имеет, но только в более легкой форме, которая не является чем-то патологическим, из ряда вон выходящим. Например, встречаются мужчины (и их немало), которых возбуждают только женщины с исключительно пышными бедрами. Можно сказать, что эта особенность женской фигуры является для таких мужчин своеобразным фетишем. Другие мужчины предпочитают, наоборот, только очень худеньких и маленьких женщин, похожих на девочек. Некоторые молодые люди воспринимают как волнующий сексуальный объект только женщин на 20–30 лет старше себя. Фетишем в этом случае является возраст. Есть даже мужчины (и это подтвердит любой сексолог), которые чувствуют себя полноценными только рядом с женщинами, обладающими каким-либо увечьем!

Для того чтобы убедиться, что у мужчин нередко существуют совершенно определенные «привязки» к тем или иным особенностям женской внешности, достаточно изучить любую из газет, специализирующихся на объявлениях о знакомствах. Нередко там можно встретить такие объявления: «Ищу самую тоненькую женщину» или «Особ, весящих меньше 120 килограммов, просят не беспокоиться», или «Хочу познакомиться с женщиной, имеющей большой бюст», и т. п.

Надо сказать, что фетишем для мужчины может служить не только какая-нибудь особенность внешности женщины, но и те или иные предметы одежды, которые она предпочитает носить. Например, некоторых мужчин волнуют женщины только в черных ажурных чулках или только в блузе с глубоким вырезом, или только одетые в обтягивающие брючки, в то время как остальных они просто не воспринимают в качестве потенциального сексуального объекта.

Справедливости ради надо сказать, что все-таки большинство мужчин, если можно так выразиться, практически «всеядны», то есть сексуальное влечение у них не столь избирательно и не имеет жесткой «привязки». Для них самым важным является благосклонность, проявляемая женщиной, сам факт того, что она провоцирует его на «любовные игры».

Итак, завершая разговор, можно сказать, что у каждой женщины есть шанс стать возбуждающей, единственной и неповторимой. У маленькой и у высокой, у пышки и у худышки, у черноглазой и у сероглазой, со вздернутым носом или с орлиным. Разнообразие мужских вкусов таково, что в мире просто не может быть «невостребованных» женщин! Но вот что очень важно. Какими бы внешними данными не наградила вас природа, вы должны прежде всего сами полюбить себя. Это даст вам уверенность – качество, необходимое для того, чтобы вести за собой мужчин.

ЗАПОМНИТЕ: какими бы внешними данными ненаградила женщину природа, у нее всегда есть шансстать для кого-то единственной, неповторимой ижеланной.

Магический «язык тела»

Слова не нужны!

Для того чтобы обратить на себя внимание мужчины, увлечь его, очаровать и даже заставить влюбиться в себя, женщине совсем не обязательно что-либо говорить. Она может свести мужчину с ума, вообще не произнося ни слова!

У женщин существует бесчисленное множество приемов для того, чтобы искушать мужчин с помощью «языка тела». Что это такое? Так называются все движения, жесты, позы и мимика, которые в совокупности представляют собой «бессловесный» уровень общения. Все мы в той или иной степени обладаем способностью выражать свои эмоции с помощью языка телодвижений, а также можем воспринимать такие сигналы от других. Однако не мешает рассмотреть их более подробно с тем, чтобы довести искусство пользования «языком тела» до совершенства.

Мужчинам нравятся женщины, которые осознанно подают им искусные сигналы обольщения, так как их это чрезвычайно возбуждает. А те женщины, которые ничего подобного делать не умеют или не хотят, им неинтересны. Мужчины воспринимают их как особ пресных, скучных, неженственных. Если женщина не одержима желанием искушать, очаровывать, соблазнять, тогда и мужчина не получает никакого импульса, не происходит «короткого замыкания» эмоций.

Мужчины нередко говорят, что женщине совсем не обязательно блистать умом. Для того чтобы у мужчин перехватило дыхание при виде женщины, достаточно того, чтобы та, которая владеет «языком тела», просто прошла мимо…

ЗАПОМНИТЕ: для того чтобы сводить с умамужчин, слова не нужны, гораздо важнее «языктела».

«Походка свободная, от бедра…»

Итак, начнем с походки. Иногда на улице можно встретить женщин, которые двигаются так, что проходящие мужчины поневоле оборачиваются им вслед. Чтобы наглядно представить себе подобную походку, достаточно вспомнить знаменитое триумфальное дефиле Софи Лорен по улице в фильме «Брак по-итальянски». Как говорится, такую женщину мужчины не пропустят!

Будущие модели в школах манекенщиц учатся элегантной, ритмичной походке, при которой вся фигура смотрится намного более выигрышно, чем при обычной ходьбе. В чем секрет этой походки? Ноги при ней ставятся поочередно одна перед другой так, как будто женщина идет по узенькой половице. Необходимость соблюдать равновесие придает походке особую грацию, сообщает ей ритмичное волнообразное движение. Все линии фигуры при этом смотрятся великолепно: ноги кажутся длиннее, бедра изящнее и стройнее, а главное, появляется гибкость пантеры! Попробуйте так пройтись и убедитесь в этом сами! Походка «шаг манекенщицы» смотрится завораживающе еще и потому, что от женщины в этот момент исходит уверенность победительницы!

Кстати, у мужчин тоже существует сексапильный тип походки. Помните знаменитый фильм «Великолепная семерка»? От сногсшибательной походки Юла Бриннера сходили с ума многие женщины, а молодые мужчины даже копировали ее. Похожую ковбойскую походку можно наблюдать у героев-суперменов в многочисленных вестернах.

ЗАПОМНИТЕ: выработайте у себя сексапильнуюпоходку, от которой мужчины будут оборачиватьсявам вслед.

Умберто Эко (1932-2016) — итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист. Ниже размещен фрагмент из книги: Умберто Эко. Поиски совершенного языка в европейской культуре. / Пер. с итал. и примечания А. Миролюбовой. — СПб.: «Александрия», 2007. — (Серия «Становление Европы»).

Магический язык Ди

Флудд в «Apologia compendiaria» («Кратчайшая апология», 1615) вспоминает, что братья-розенкрейцеры прибегали к каббалистической магии, чтобы научиться вызывать ангелов, и это вызывают в памяти как стеганографии Тритемия, так и обряды, более или менее связанные с некромантией, которые совершал Джон Ди: последнего многие ученые считают подлинным вдохновителем розенкрейцеров. Занимаясь заклинанием ангелов, описанным в «А true and faithful relation of what passed for many yeers between Dr. John Dee... and some spirits («Истинное и достоверное изложение того, что происходило многие годы между доктором Джоном Ди... и некими духами», 1659, р. 92), Ди в один прекрасный момент удостаивается со стороны архангела Гавриила откровения по поводу священного языка, и Гавриил, похоже, внушает ему уже устаревшие понятия о первичности еврейского Адамова языка (в котором «every word signifieth the quiddity of the substance»). Далее страница за страницей описываются связи между именами ангелов, числами и тайнами вселенной, а вся книга есть образец использования псевдоеврейских формул в области магических искусств.

Но эту книгу, «Relation», выпустил Мерик Казобон, которого обвиняли в том, что он обнародовал (в неполном виде) эти документы, чтобы опорочить Ди. Нас, конечно, не удивит, что ренессансный маг занимается заклинанием духов, но когда сам Ди дает нам образец шифра, или магического языка, он использует другие приемы. При написании труда, который принес ему больше всего славы, «Monas Hieroglyphica» (1564), Ди вроде бы разрабатывает особый алфавит из простых геометрических фигур, никак не связанный с еврейским. Широко известно, что в поразительной библиотеке Ди имелись рукописи Луллия, и напоминающие Каббалу опыты англичанина с еврейскими буквами в чем-то сходны с использованием букв в комбинаторике каталонского мистика (French 1972, р. 49 и далее).

«Monas» обычно считается трудом по алхимии. И все же, хотя эта книга и пронизана ссылками на алхимию, она скорее предстает как некий способ обнаружить космические связи, созерцая и объясняя основной символ, построенный на окружности и прямой, которые происходят от точки. На приведенном в ней изображении солнце — окружность, вращающаяся вокруг точки, земли, а полуокружность, пересекающая солнечную орбиту, представляет луну. Солнце и луна опираются на перевернутый крест, олицетворяющий принцип троичности (две прямые, соединяющиеся в точке пересечения) и четверичности (четыре прямых угла, образованные пересечением прямых). С некоторой натугой Ди усматривает здесь и восьмеричный принцип, а соединив троичный и четверичный, со всей очевидностью выявляет и семеричный принцип. Если сложить первые четыре числа, можно получить двадцатеричный принцип, и так далее, в головокружительной последовательности, вывести которую возможно из любой арифметической величины. Каждый из этих принципов легко образует четыре сложных элемента (теплота, холод, влажность и сухость) и прочие астрологические явления.

Исходя из этого и применяя двадцать четыре теоремы, Ди подвергает первоначальную фигуру ряду вращений, разложений, инверсий и перестановок, подобно тому как составляются анаграммы из последовательности еврейских букв; одновременно он проводит нумерологический анализ и, учитывая также начальные и конечные аспекты фигуры, применяет к ней три основные техники Каббалы — нотарикон, гематрию и темуру. Таким образом, Монада, как и любая нумерологическая спекуляция, позволяет раскрыть тайны космоса. Но с помощью Монады можно также порождать буквы алфавита, и по этому поводу Ди долго распространяется в письме-посвящении, предпосланном книге: «грамматистам» предлагается признать, что в этом труде «объясняется, по какой причине буквы имеют свою форму; чем обусловлено их место и расположение в порядке алфавита; их разнообразные связи; их числовые значения и многое другое (что должно быть учтено в первичном алфавите трех языков)». Упоминание о трех языках, естественно, отсылает нас к Постелю (с которым Ди поддерживал отношения) и к Коллежу Трех Языков, куда тот был приглашен.

В своем труде 1553 г. «De originibus» («О происхождении») Постель, доказывая первичность еврейского языка, напоминал, что всякое «представление» мира исходит из точки, прямой и треугольника и к геометрическим фигурам могут быть сведены не только буквы, но даже и сами звуки; в «De Foenicum litteris» («О финикийских буквах») он утверждал, будто люди научились языку и изобрели алфавит почти одновременно (ту же самую идею, впрочем, расхожую, возьмет на вооружение глоттогонист и поклонник Каббалы Томас Банг в своей книге «Coelum orientis» («Небо востока», 1657, р. 10)).

Похоже, Ди идет в своих выводах до конца. В том же вводном письме он объявляет, что «собрание букв алфавита таит в себе великие тайны» и что «первые мистические буквы Евреев, Греков и Римлян, форму которым придал единый Бог, были переданы смертным (...), так что все знаки, в которых они выражаются, состоят из точек, прямых и окружностей, расположенных с изумительным искусством и великим знанием». И если, читая его восхваление геометрической основы еврейской буквы «Йод», нельзя не вспомнить Дантов панегирик букве «I», нелегко также отрешиться от мысли о близости всех этих рассуждений к традиции Луллия, о которой шла речь в главе 6, особенно к поискам матрицы, порождающей все возможные языки; ко всему прочему, Ди с гордостью называет свою машину, порождающую буквы, «истинной Каббалой (...), более божественной, чем всякая грамматика».

Клули (Clulee 1988, р. 77-116) развил эти тезисы, показав, что в «Monas» предлагается изложение системы письма, снабженной четкими правилами, в которой каждая буква соответствует какой-то вещи. В этом смысле язык «Monas» даже идет дальше заветов Каббалы, ибо последняя помогает анализировать вещи как о них говорится (или пишется), а Монада помогает обозначить вещи как они есть. Благодаря возможности ее универсального применения эта Монада изобретает, или же восстанавливает, язык Адама. Клули считает, что, используя точки, прямые и окружности, Ди ориентируется на то, как художники Ренессанса вычерчивали буквы алфавита, а именно — применяя угольник и циркуль. Таким образом, с помощью одного-единственного приспособления можно породить не только все значения, но и все алфавиты мира. Приверженцам традиционной грамматики и даже евреям, занимавшимся Каббалой, не удалось объяснить форму букв, их местоположение и порядок в алфавите: они не знали истинного происхождения знаков и начертаний и поэтому не открыли Универсальной Грамматики, лежащей в основе как еврейского, так и греческого и латинского языков.

«Нам представляется, что Ди открыл (...) понятие языка как обширной системы символов, а также приемы экзегезы для порождения смыслов путем манипуляции символами» (Clulee 1988, р. 95). Такую интерпретацию вроде бы подтверждает автор, отсутствующий во всех библиографиях (насколько нам известно, его цитирует, причем обильно, только Лейбниц в «Epistolica de historia etymologica dissertatio», 1712; см. Gensini 1991). Это — Иоханнес Петрус Эрикус, который в 1697 г. публикует книгу «Anthropoglottonia sive linguae humanae génesis» («Антропоглоттогония, или Происхождение человеческого языка»), где утверждает, что все языки, включая еврейский, произошли от греческого. Но в 1686 г. уже вышел его труд «Principium philologicum, in quo vocum, signorum et punctorum tum et literarum massime ac numerorum origo» («Филологический принцип, согласно которому произошли слова, знаки, основные буквы и цифры»), и там, опираясь на «Monas Hieroglyphica» Ди, он выводит из единой матрицы — правда, по-прежнему отдавая предпочтение греческому — все алфавиты и все системы чисел, существующие во всех языках.

Производя, несомненно, сложную процедуру, он отталкивается от основных знаков Зодиака, перестраивает их в Монаду, рассуждает о том, как Адам дал каждому животному соответствующее имя, воспроизведя звук, который оно издает, и разрабатывает вполне достойную внимания фонологию, различая буквы, производимые per sibilatione per dentés (путем свиста с помощью зубов), per tremulatione linguae (путем дрожания языка), per contractione palati (путем смыкания нёба), per compressione labrorum (путем сжатия губ) и per respiratione per nares (путем дыхания через нос). Отсюда он заключает, что Адам при помощи гласных звуков назвал птиц, полугласных — земноводных, немых — рыб. Из этой элементарной фонетики он выводит музыкальные тоны и семь букв, которыми они традиционно обозначались; из них и выводится фигура «Monas Hieroglyphica». Потом Эрикус показывает, как, вращая Монаду (в конечном итоге, составляя наглядные анаграммы из ее знаков), можно получить все буквы известных алфавитов.

Устойчивость подобной традиции от Постеля до Эрикуса говорит о том, что магический язык розенкрейцеров, если розенкрейцеры прибегали к искусству Ди (тайна, которая останется неразгаданной, ибо, несмотря на явные показания их защитников, розенкрейцеров никто никогда не видел), мог быть той самой матрицей (по крайней мере, на уровне алфавита), порождающей все языки, а значит, и всю мудрость мира. Если это так, то они пошли дальше любой универсальной грамматики, мечтая не только о грамматике без синтаксических структур, но даже (как отмечается в Demonet 1992, р. 404) о «грамматике без слов», безмолвном общении, сходном с общением между ангелами, что очень напоминает идею иероглифического символа, предложенную Кирхером. Итак, вот еще один совершенный язык, но основанный на мгновенном откровении, доступном лишь посвященным.

Вначале было слово…, и потом, тоже было слово, и далее, и даже сейчас, если слова нет, значит, не существует такого понятия, никто не думает о нем, никто не может его использовать. Такова суть слова, и язык магии , в этом отношении, лучшее подтверждение правил. Когда-то давно, когда люди только осваивали возможность передачи информации словами, у магии не было собственного языка, и, прежде всего, потому, что первые знания важно было сохранить, распространить, а не спрятать. Язык магии появился намного позднее.

Был этап, когда развитие магического языка шло по правилам, которые распространяются вообще на все языки мира - включение новых слов, с соответствие, с увеличением понятийного аппарата и заимствований, расширение словоформ и прочее. Позднее, этот процесс замедлился. На современном же этапе, в магическом языке, если и есть какие-то изменения, то они касаются только того уровня, который имеет широкое распространение. Это, прежде всего, любительская деятельность, единичные случаи использования магии в домашних целях, Интернет и так далее. Профессиональная магия, и белая, и черная предпочитают использовать языки старинные, а то и вовсе, древние.

Что же следует знать, о языке магии? Прежде всего, язык магии наполнен энергией, причем, наполненность эта на несколько порядков выше, нежели чем у других слов. Поэтому, книги, содержащие готовые формулы заклинаний и других магических действий, так же как и собственные записи, не следует держать на виду. Даже случайное произнесение формулы, может иметь неприятные последствия.

Те, кто был свидетелем работы магов, наверняка обратил внимание, что слова, словосочетания, предложения весьма трудны и для произнесения, и для запоминания. Во-первых, в целях безопасности, а во-вторых, скрытая суть магического языка - призвать энергию, расположить составляющие в определенном порядке и запустить в работу магическую конструкцию. Здесь вообще ошибаться нельзя, ибо эффект непредсказуем.

Кроме того, следует избегать использования слов из магического лексикона в обыденной жизни, причина та же самая, свободная магическая энергия, пусть даже и в малых количествах постоянно присутствует в пространстве, она притягивается к словам, пусть даже и случайно произнесенным, как металлическая стружка к магниту. Произвольное, неупорядоченное сочетание может сработать совершенно случайно, непредсказуемым образом. Особенно значимы и опасны в этом отношении конечные слова магических конструкций, которые являются пусковыми и работают как детонатор, это же относится и к именам собственным. Именование ангелов, архангелов, духов и различных сил, буквально, пробуждают их к действию.