Означает познать себя. «Познать себя» — что это значит? Какие необычные сексуальные влечения есть у вас

Бейонсе однажды сказала: "Осознание собственного я - самая величайшая мудрость, которой может обладать человек. Познайте свои цели, познайте то, что вы любите, свои нравственные качества, потребности, стандарты, с чем вы не сможете мириться и ради чего вы готовы умереть. Это раскроет вас". Это правда. Также не следует забывать, что человек становится старше, взаимодействует с различными людьми и приобретает опыт, поэтому непрерывно меняется. Если вам сложно познать себя, то самоанализ позволит раскрыть все глубины вашей личности.

Шаги

Часть 1

Пристально взгляните на собственную личность

    Симпатии и антипатии. Люди чаще прилагают все усилия в направлении своих предпочтений. Важно знать, что приносит вам радость и удовольствие, но не менее полезно определить аспекты, которые могут вызывать грусть или недовольство. На одном из первых этапов самопознания следует сесть и составить перечень всего, что вам нравится и не нравится.

    • Мы часто описываем себя окружающим посредством симпатий и антипатий. Такие аспекты могут объединять нас с другими людьми или отдалять от них. Узнайте свои предпочтения, чтобы четко понимать, в каком направлении должна развиваться ваша жизнь и чего следует избегать. Только так вы сможете принять правильные карьерные решения, выбрать подходящее место жительства, найти хобби по душе и окружить себя близкими по духу людьми.
    • Составьте список, чтобы оценить гибкость ваших симпатий и антипатий. Вы запираете себя в клетке? Возможно, вы бы хотели найти занятие или попробовать что-то новое, выходящее за пределы ваших предпочтений? Соберите всю свою храбрость и попробуйте нечто совершенно новое. Возможно, вы узнаете себя с такой стороны, о существовании которой даже не подозревали.
  1. Достоинства и недостатки. Аналогично симпатиям и антипатиям, ваши сильные и слабые стороны позволят глубже познать себя. Запишите свои достоинства и недостатки на отдельном листе бумаги.

    • Достоинства и таланты большинства людей тесно связаны с их предпочтениями, а недостатки могут совпадать с антипатиями. Если вы любите пироги, печенье и пирожные, а своей сильной стороной считаете талант кондитера, то эти аспекты связаны. С другой стороны, возможно, вы не любите спорт, при этом своей слабой стороной назовете выносливость и координацию движений.
    • Очень часто наши слабости превращаются в антипатии, поскольку в этих аспектах нам никак не удается преуспеть. Именно в этом кроется причина конкретных симпатий или антипатий.
    • Весьма полезно просто знать такие аспекты. Всегда можно копнуть глубже и постараться превратить свои недостатки в достоинства или сосредоточить все силы на том, что удается более всего.
  2. Утешение и отрада. Нас характеризуют не только факторы, благодаря которым мы находимся в хорошем расположении духа, но также условия, которые вызывают чувство подавленности. Когда вы в последний раз испытывали напряжение или предавались унынию? Чего вам более всего не хватало в этот момент? Благодаря чему вы почувствовали себя лучше?

    Записывайте свои мысли и чувства в дневник. Начните наблюдать за своими мыслями и чувствами, чтобы лучше узнать себя. Потратив на это неделю, вы увидите достаточно полную картину тем и вопросов, которые часто тревожат вас, или сможете понять свое преобладающее настроение. Вы чаще думаете о хорошем или о плохом?

    • Перечитайте дневник, чтобы обнаружить едва уловимые намеки, касающиеся желательного направления развития собственной жизни, которых вы могли не замечать ранее. Возможно, что повторяющимся мотивом является путешествие, конкретный человек или новое хобби.
    • Попробуйте понять, что означают эти повторяющиеся темы, насколько вы хотите действовать в данном направлении.
  3. Пройдите тест на определение типа личности. Оценка личностных качеств с помощью теста, который можно пройти онлайн – это еще один способ познать себя. Одним людям не нравится, когда их причисляют к определенной категории, но другим четкая классификация позволяет упорядочить свою жизнь и поведение. Если вам приятно осознавать собственное “я” в контексте схожести с другими (или отличий), то попробуйте пройти бесплатный тест на определение типа личности в интернете.

    • На различных сайтах, посвященных психологии, вам потребуется дать ответы на ряд вопросов, касающихся ваших предпочтений и восприятия себя или окружающего мира. На основе анализа ответов система определит ваш тип личности. Из описания вы сможете узнать, каким интересам или профессиям стоит посвятить жизнь, а также как вы общаетесь с окружающими людьми.
    • Следует понимать, что любой бесплатный тест в интернете нельзя воспринимать как истину в последней инстанции. Не рассчитывайте получить нечто большее, чем общее представление о себе. Более глубокий и детальный анализ личности сможет провести клинический психолог.

    Часть 2

    Задайте себе важные вопросы
    1. Определите свои основные ценности. Ценности – это базовые стандарты, которыми вы дорожите и которые определяют ваши решения, поведение и отношение. К ним относятся убеждения или принципы, которые вы готовы отстаивать: семья, равенство, справедливость, мир, благодарность, надежность, объективность, финансовая устойчивость, целостность и многое другое. Если не знать свои основные ценности, то вы не сможете понять, насколько ваши решения соответствуют характеру, принципам и убеждениям. Следующие вопросы помогут вам лучше узнать основные ценности:

      • Представьте двух людей, которыми вы восхищаетесь. Какие черты этих людей вызывают у вас восхищение?
      • Вспомните момент, когда вы гордились собой. Что вызвало гордость? Вы помогли человеку? Достигли цели? Смогли защитить свои права или права другого человека?
      • Какие вопросы больше всего увлекают вас на локальном или глобальном уровне? К ним могут относиться правительство, окружающая среда, образование, феминизм, преступность.
      • Какие три предмета вы бы постарались спасти в случае пожара (при условии, что все живые существа уже находятся в безопасности)? Почему именно эти три предмета?
    2. Подумайте, насколько вы можете гордиться своей жизнью. Френсис Скотт Фитцджеральд писал: "Надеюсь, ты живешь той жизнью, которой гордишься. Если же нет, я надеюсь, ты обладаешь мужеством, чтобы начать все сначала". Если бы сегодня был ваш последний день, то насколько вас удовлетворило бы оставленное наследие?

      Чем бы вы хотели заниматься, если исключить финансовый аспект? В детстве мы часто представляем, кем хотим стать в будущем. С возрастом мы поддаемся влиянию общества и меняем свои мечты. Вернитесь в тот момент, когда у вас была заветная мечта, которую пришлось отложить в долгий ящик из-за неподходящего момента или нехватки средств. Как бы вы проводили свой день, если бы не нужно было думать о деньгах? Как бы вы прожили жизнь?

      Какой бы стала ваша жизнь, если исключить страх неудачи? Мы часто упускаем великолепные возможности или не рискуем воспользоваться случаем, поскольку боимся ударить в грязь лицом. Неуверенность в себе способна повлиять на всю вашу жизнь, если перестать бороться с ней. Увы, но сомнения только увеличивают количество тех самых "а что, если", которые накапливаются с возрастом. Вот несколько способов побороть страх неудачи, который не позволяет вам стать тем, кем вы хотите быть:

      • Осознайте, что неудачи необходимы. Ошибки позволяют оценить наши действия и стать лучше. Только неудачи позволяют нам учиться и расти.
      • Мысленно представляйте свой успех. Один из способов побороть страх неудачи – постоянно представлять, как вы достигаете поставленные цели.
      • Проявляйте настойчивость. Двигайтесь к своим целям через все препятствия. Человек обычно достигает самую невообразимую цель именно в тот момент, когда уже собирается сдаться. Никогда не позволяйте мелким неудачам заставить вас потерять из виду глобальную цель.
    3. Попросите окружающих охарактеризовать вас как личность. Сначала дайте ответы на вышеуказанные вопросы, а затем спросите несколько близких людей о том, каким человеком они вас видят. Их оценкой может стать список характеристик или конкретный момент, который (на их взгляд) лучше всего описывает вас как личность.

    Часть 3

    Оцените взаимоотношения с окружающими
    1. Интроверты и экстраверты. Если вы решитесь пройти тест на определение типа личности, то одним из важных факторов, которые принимаются во внимание, будет ваша интроверсия или экстраверсия. Карл Юнг использовал данные термины для описания направления, из которого человек черпает жизненную энергию – из внутреннего или внешнего мира.

      • Интроверт – это человек, который черпает энергию в изучении внутреннего мира мыслей, идей, воспоминаний и реакций. Такие люди наслаждаются одиночеством и обычно предпочитают проводить время с одним-двумя близкими людьми. Они могут быть склонны к размышлениям или замкнуты. Экстраверт – это человек, который черпает энергию во взаимодействии с внешним миром. Такие люди предпочитают вести бурную деятельность и общаться со всеми на свете. Они лучше всего чувствуют себя в компании других и могут совершать необдуманные поступки.
      • Обычно люди представляют себе интровертов робкими и замкнутыми, а экстравертов – общительными и дружелюбными. Такие представления ошибочны, так как большинство исследователей пришли к выводу, что все эти черты относятся к общему спектру. Ни один человек в мире не может быть на 100% интровертом или экстравертом, он лишь имеет некую склонность при определенных обстоятельствах.
    2. Какой вы друг? Осознание себя также включает информацию о ваших ожиданиях, чувствах и действиях, касающихся дружеских отношений. Оцените свои отношения с друзьями. Вы любите общаться с ними каждый день или только по праздникам? Вы сами организовываете встречи или всегда ждете приглашения? Насколько вы цените время, проведенное с друзьями? Вы делитесь с ними личными подробностями о себе или держите такие сведения в тайне? Насколько вы готовы поддержать друга в трудную минуту? Вы готовы бросить все и прийти на помощь? Насколько ваши требования к дружбе обоснованы (вы не ждете, что друзья будут рядом в любое время дня и ночи или должны дружить только с вами)?

      • Дайте ответы на эти вопросы и оцените, насколько вы хороший друг. Если вы хотите стать лучше, то поговорите с близкими друзьями и спросите, какие аспекты вам следует изменить.
    3. Оцените свое окружение. Принято считать, что человек – это усредненная личность пяти самых близких для него людей. Идея основана на законе средних чисел: последствия конкретного события являются усредненным значением всех возможных последствий. Отношения не являются исключением из данного правила. Те люди, с которыми вы проводите большую часть времени, оказывают на вас наибольшее влияние, хотите вы этого или нет. Внимательно взгляните на свое ближайшее окружение, поскольку эти люди также влияют на то, кем вы являетесь.

      • Несомненно, вы – личность, которая способна принимать собственные решения и приходить к собственным выводам. Однако окружающие оказывают порой незаметное влияние на вашу жизнь. При участии окружающих вы пробуете новые блюда, покупаете новую одежду, читаете новые книги и слушаете новую музыку. Они могут содействовать тому, чтобы вас взяли на работу. Они могут веселиться с вами до утра или плакаться вам в жилетку после разрыва с любимыми.
      • Вы замечаете в себе частички близких людей? Насколько вас устраивает то, что вы от них взяли? Проще говоря, если вы окружены положительными и оптимистичными людьми, то ваш настрой будет аналогичным. Если же вокруг вас только пессимисты, то их настроение не сможет не отразиться на вашей жизни. Осмотритесь вокруг, чтобы понять, кем вы являетесь.
    4. Подумайте, чем вы любите заниматься в одиночестве. Ваши действия в присутствии других людей многое скажут о вас, как и ваше времяпровождение наедине с собой. Общество влияет на наши мысли, поступки и чувства, а уединение раскрывает нашу истинную, нетронутую суть.

      • Как вы проводите время в одиночестве? Одиночество вас угнетает или радует? Вы спокойно читаете книги или включаете громкую музыку и танцуете перед зеркалом? Представляете себе свои самые смелые мечты?
      • Как ваши действия характеризуют вас?
    • Уделите несколько дней или недель каждому рассмотренному в статье аспекту или подходу, чтобы оценить и познать себя. Не выполняйте все действия сразу.
    • Примите себя и не обращайте внимания на то, что говорят другие. Вы – это только вы!

Познавать окружающих людей необходимо, без этого не обойтись, особенно руководителю. Но еще более важно познать самого себя. Худо человеку, когда вдруг открывается, например, что он не такой умный, как полагал, не столь красивый, как хотелось бы, не так храбр, как считал, и т. д. Мало кому удается при этом сохранить хладнокровие, безболезненно принять нелестную для себя новую самооценку. Не лучше и противоположная ситуация, когда человек вдруг узнает; он от рождения обладал недюжинными задатками, но построил свою жизнь таким образом, что загубил их.

Как ни больно воспринимается людьми поздно осознанная необходимость переоценки самого себя, тем не менее это тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Вот с чем говорят данные зарубежных исследований.

Психологи нашли людей, которые считали себя неудачниками в жизни и утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и обследовали каждого по специальным методикам. И что же: почти у всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали не потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков. Просто их жизнь планировалась ими самими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя. В течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников. И здесь никакого чуда нет, ибо нет людей, ни к чему не способных.

Очень важно познать себя как можно раньше, чтобы не сломаться, взвалив себе на плечи непосильную ношу из-за незнания собственных возможностей, или, наоборот, не похоронить в себе способности, которыми природа наделила каждого психически здорового человека.

Для тех, кто не потерял интереса к самому себе, можно сформулировать правила самопознания.

Правило первое. Нужно помнить, что наше Я довольно многозначно. Специалисты указывают более десятка его значений. Например, Я - каким сам себе кажусь в настоящее время. Это не всегда совпадает с тем, каким я хотел бы стать, каким хотел бы казаться людям, каков я на самом деле, и тем более с тем, каковым считают меня окружающие люди. Можно говорить о фантастическом Я, то есть о таком, каким я мог бы стать, если бы… И это еще не все Я. Так что, собираясь разобраться в своем Я, нужно хотя бы приблизительно определить, о каком из многочисленных значений идет речь.

Конечно, главное внимание следует уделить тому, что я представляю собой на самом деле объективно. Необходимо также знать подлинные представления окружающих людей о себе, ибо от этого зависят их отношение, готовность сотрудничать или конфликтовать со мной. Но отсюда не следует, будто мнения других о себе нужно принимать некритически, как истину в последней инстанции. Полезно оценивать взыскательно не только свои собственные представления о себе, но и представления других.

Правило второе. Человеку присуща потребность в самоуважении, в том, чтобы сохранять собственное относительно высокое мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в строгом соответствии с определенными целями. Можно сказать, что без самоуважения человек во многом перестает быть человеком.

Поучительно в этом отношении следующее высказывание В. И. Ленина:

«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер, - писал он. - Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» (Полн. собр. соч. Т. 16. С. 40).

Такова сила самоуважения: в одних и тех же объективно рабских условиях жизни наличие его делает человека революционером, а недостаток или отсутствие сталкивает на дно социальной жизни.

Правило третье. Человек, стремящийся познать себя, должен постоянно помнить, что психика обладает весьма специфическим свойством: она как бы вытесняет из сферы сознания неприятные, беспокоящие переживания, «забывает» их. Хорошо это или плохо? И то. и другое. Хорошо, потому что легко себе представить, чем бы закончилось непрерывное накопление неприятных переживаний: человек мог бы не выдержать психологического перенапряжения. Плохо, потому что факт выветривания из психики тревожащих переживаний мешает осознанию событий, стоящих за ними, объективной оценке собственной роли в них.

Например, если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро улетучивается из моей памяти под влиянием определенного свойства психики, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыл». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Отсюда правило: тревожащие, не очень ясные переживания надо попытаться осознать, проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

Правило четвертое. Многие поступки человек совершает без предварительного продумывания. Если они не повлекли за собой особых осложнений, то, как говорится, инцидент исчерпан. Но когда вдруг необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям для него самого, человека или других людей, он неудержимо стремится оправдать свой поступок, неуместность которого всем очевидна. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если я без всяких видимых причин нагрубил человеку, за что меня призвали к ответу, то я стараюсь задним числом найти причины моей несдержанности с тем, чтобы мое поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения.

Но если рационализация мотива (так называется это явление в психологии) станет правилом для данного человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать и могут привести к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов с тем, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это очень трудно, болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

Правило пятое. Когда человек сильно возбужден, например под влиянием, неприятного разговора с кем-то, по сам не может ответить ему тем же, то он ищет так называемого «козла отпущения» и «разряжается», подобно молнии, в ничего не подозревающего третьего человека. Так, обида, нанесенная мужем жене, в конечном счете выливается на ребенка, которого мать вдруг начинает ругать без видимой причины. Точно так же поступает продавщица, которой испортил настроение ее начальник: она ни с того ни с сего набрасывается на первого встречного покупателя. От этого страдает не только покупатель, но и сама продавщица, ее самоуважение. Какой же отсюда вывод? Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть, грубо говоря, делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения. Поэтому человек, который задался целью самопознания, не должен доводить себя до такого состояния, когда он фактически теряет самоконтроль. Втянувшись в эмоциональный взрыв, выйти из него чрезвычайно трудно.

Правило шестое. Наблюдательные люди знают: если мальчик неравнодушен к девочке, то он доставляет ей немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от урока и т. д.). В психологии это объясняется следующим образом. Ребенка начало тревожить глухое чувство симпатии к девочке, чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам так же глухо чувствует, что это «что-то нехорошее», за что ни товарищи, ни учителя не похвалят, догадайся они, в чем дело. Отсюда совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция.

Подобное случается не только с детьми. Взрослые тоже не избавлены от противоположных реакций, и но только, конечно, по отношению к другому полу. Так, легко заметить, что в коллективе подхалимы не всегда открыто лебезят перед начальством. Кое-кто из них осознает, что подхалимство осуждается окружающими, да и самому не доставляет большой радости. И тогда образуется противоположная реакция: подхалим начинает наскакивать на начальника, в душе оставаясь подхалимом и ненавидя себя самого за это подленькое качество. Что из этого следует? Поймав себя на мысли, что вас одолевают осуждаемые в коллективе чувства, не надо пытаться их маскировать противоположной реакцией. Этим можно ввести кого-либо в заблуждение, но нельзя обмануть самого себя: качество это все равно себя обнаружит, как его тщательно не скрывай. Надо попытаться проанализировать его, дать ему заслуженную оценку, не щадя своего самолюбия, и постараться преодолеть эту черту характера открыто, без игры на публику.

Правило седьмое. Человеку нередко мешает познать самого себя и то обстоятельство, что, обладая какими-то до конца не осознанными отрицательными качествами, он не может оценить их из-за того, что не хочет плохие качества признавать. Они ему не нравятся. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей. Тем самым он, оправдывая себя, как бы избавляется от плохих качеств. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается. Так, человек, который ворует там, где работает, понимает, что он поступает плохо, это его беспокоит, мешает его душевному равновесию. И тогда он проецирует свои склонности на других людей, начинает считать, что все кругом воруют, отчего ему становится легче. Ложное мнение его успокаивает, действует на его совесть подобно наркотику.

Аналогичный механизм обнаруживается в националистических предрассудках, когда представители одной нации приписывают склонности, осуждаемые ими и беспокоящие их самих, другим нациям и народностям. Знание подобной человеческой слабости позволяет сделать вывод: то обстоятельство, что другие люди, по моему мнению, «хуже меня» или «такие же, как я», не дает права па самоуважение. Более того, оно усыпляет бдительность, мешает объективному самопознанию человека.

Правило восьмое. Жизнь и деятельность каждого включает множество самых разнообразных событий и ситуаций, различающихся по степени трудностей, которые приходится преодолевать. Случаются такие события, в ходе которых поведение и деятельность человека наталкиваются на серьезные трудности, непривычные, ранее пе встречавшиеся ситуации. Именно в этих условиях человек получает наибольшую информацию для самопознания. Вот почему тут нужно быть особенно самокритичным.

Если в обычных условиях многие поступки совершаются. как говорилось выше, без сознательного обдумывания и контроля, то в сложной ситуации плыть по течению недопустимо. Насколько личность оказывается психологически подготовленной к неожиданностям, настолько ее самооценка заслуживает высокого балла. Следовательно, надо обладать способностью непрерывно находиться в состоянии бдительности в житейском и профессиональном отношении. Человек, часто попадающий впросак при внезапном возникновении сложных для него ситуаций, должен глубоко задуматься над своим поведением.

Правило девятое. Редко кто подозревает, какие могущественные резервы таятся в человеке. В первую очередь это касается резервов физического развития, но и умственных способностей тоже, если их постоянно упражнять, решая все более усложняющиеся интеллектуальные задачи.

Неограниченны возможности человека и в отношении совершенствования профессионального мастерства. Простой пример: способные специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Опытный шлифовальщик в 200 (!) раз зорче нетренированного человека: он воспринимает просветы и зазоры до 0,0005 мм, в то время как неспециалист только до 0,1 мм.

Велики возможности человека и в нравственном совершенствовании, в самовоспитании. Никогда не поздно начать воспитывать в себе такие качества, как честность и правдивость, добросовестное отношение к работе, доброта к другим людям и взыскательность к себе. Вот почему в самопознании нельзя ориентироваться только на достигнутые успехи. Какими бы большими они ни были, себя нужно всегда оценивать с точки зрения тех перспектив, которые открыты перед человеком.

Правило десятое. Оно, в отличие от девяти предыдущих, касается только людей, облеченных властью. При прочих равных природных задатках руководителю труднее оценить себя, чем рядовому человеку, не наделенному правом отдавать другим приказы и распоряжения и требовать их неукоснительного исполнения. Он находится в менее благоприятных условиях с точки зрения самопознания, и причин тому много.

Руководитель вправе судить и миловать. От него зависит, как в коллективе распределяются поощрения и ответственность. В случае, когда приходится решать дилемму «кому что», далеко не каждому должностному лицу удается заставить себя отдать «пироги» подчиненному, а «шишки» принять в свой адрес. Чаще поступают наоборот. По-человечески понять это можно, но оправдать нельзя. Человеку, имеющему возможность поступать таким образом, трезво оценивать себя гораздо труднее. Чтобы не дойти до беды, руководителю надо учиться брать на себя неудачи коллектива, беспристрастно анализировать их для поиска ответа на вопрос: «Мог бы я как руководитель заранее подстраховать вероятные неудачи?» Это значит отказаться от принципа «самосвала», то есть стиля, при котором ответственность за промах начальник сваливает с себя на подчиненного. В таком случае у руководителя появляется возможность для более глубокого самопознания. Известно, что своему начальнику с большой охотой докладывают приятные новости, а те, которые могут испортить ему настроение, притормаживают. Теперь уже, разумеется, не то, что в древности, за дурные вести голову не рубят. Тем не менее человеческие слабости сохранились, правда, в виде не очень опасного психологического рудимента,

Случается, что подчиненные иногда в своем простительном, казалось бы, желании обрадовать любимого начальника переусердствуют. Тогда отрицательная информация не просто притормаживается, а умышленно укрывается и до начальника не доходит. Соответственно выпячиваются, приукрашиваются и преувеличиваются приятные вести. Более того, иногда их фабрикуют на пустом месте. Тут уж есть от чего закружиться голове руководителя: где уж там до объективной оценки положения дел на доверенном участке и корректировки самоуважения?

Правило одиннадцатое, и последнее. Опять же в назидание руководителю. Среди подчиненных попадаются разные люди. Одни хорошие, другие не очень, третьи плохие… Работать приходится с теми, кто есть. Но встречаются в коллективах такие активные, от которых иногда хочется бежать на другую работу. Они без утайки режут правду-матку в глаза кому надо и особенно кому не надо, норовят забраться на трибуну при каждом удобном случае. Нет чтобы прийти в кабинет и за закрытой дверью сказать: так, мол, и так, товарищ начальник, мы вас знаем хорошо, стоим за вас горой, любим и ценим. Но вот есть некоторые недоработки по вине таких-то и таких-то товарищей. Тех бы товарищей вмиг привели бы в чувство. Сколько хлопот доставляют эти правдолюбцы, как подводят перед высшим руководством и как плохо действуют на коллектив!

Подхалимы травят правдолюбцев - им обидно: они тоже все видят, но сказать не решаются.

Правило здесь такое: какие бы хлопоты ни доставлял правдолюбец, умный начальник не даст его в обиду, защитит от наскоков улыбчивых угодников. Ведь если коллектив лишится таких людей, непременно со временем в нем начнется застой, поселится всеобщее равнодушие. Так что берегите беспокойных, неудобных правдолюбцев, Они помогают трезво смотреть на дела и поступки люден.

Это последний совет и начальникам, и их подчиненным.

Призыв «познать самого себя»

«Познай себя» - один из самых распространенных призывов в рамках философии, психологи и духовной практики. Но часто этот призыв так никуда и не приводит, потому что эта фраза больше выражает некую эмоцию, чем реально является руководством к действию. Говоря образно, это «карта», которая так никуда и не ведет, потому что мало кто способен понять указанные в ней координаты. Но стоит отнестись к данному призыву ни как абстрактному утверждению, а как к объекту медитаций, то координаты этой карты становятся вполне конкретными реалиями. А начать следует с осознавания того, что «познать самого себя» – это не цель жизни и духовной практики, а их условия, без которых ни то, ни другое не может быть реализовано во всей полноте. И для этого необходимо понять каждый аспект «познания самого себя», что бы четко и ясно понимать, не только куда мы идем, но и кто идет, и что такое вообще «идти».

Что значит «познать себя»

Призыв «Познать самого себя» ничего на самом деле не означает до тех пор, пока адепт не выполнит работу по определению понятий, составляющих основу его бытия. В противном случае «Познать себя» - это просто красивые слова.
Начнем с того, что в выражении «познай самого себя» важнейшим моментом является вопрос – «познать себя» – это познать кого? Что именно подразумевает под «себя»? Это эго? Разум? Тело? Психическая сущность или все вместе? А может быть Дух? Имея смутные представления о себе, вы в итоге получите и «смутное» познание.
Нельзя познать то, что не понимаешь.

Относительность понятия «познать самого себя»

Тот, кто ориентирован на материальный мир, под «познать себя» будет понимать познание своей способности быть успешным, буддист – буддовость, философ – «самость» ученый – разум. А что под этим будет подразумевать алкоголик? Обыватель? Проститутка? Для каждого из них понятие «себя» может означать все что угодно. Такая размытость этого «самого себя» приводит к тому, что реально так ничего и не познается. В лучшем случае очерчиваются лишь границы осмысления своего эго и не более того.
Большинство людей на вопрос «кто ты?» просто пописывают различные свои качества с различной степенью честности и адекватности.
Безусловно, так называемые духовные люди, могут под понятием «себя» подразумевать душу или дух. Но, если быть честными, то подавляющее большинство «духовных людей», это просто, так сказать, продвинутые обыватели, ибо свои Духом и духовным знанием они пользуются точно также, как своими вещами, то есть – обслуживают ими собственное эго.

Познать самого себя и познание

Но проблема самоопределения – не главная проблема в «познании самого себя», она лишь указывает на всю неоднозначность темы. Тут важнее то, что познать самого себя – это не синоним узнать, «кто я». Познание себя уже подразумевает наличие познающего, то есть вы уже должны четко и ясно понимать, кем являетесь.
Говоря еще проще, «познать себя» - это не узнать, кто вы на самом деле, а уже познавать то, как проявляет себя ваша суть.

Экзистенциальная сущность «познания самого себя

Поэтому «познать себя» означает раскрытие экзистенциальной сущности вашей уникальности, а она подразумевает не перечисление каких-то объектов типа «я – человек», «я – менеджер» или «я – Атман» и не пересказ качеств типа «я – хороший», «я – умный» или «я – духовный». Раскрытие экзистенциальной сущности, то есть ее познание – это реализация творческого проявления вашей изначальной природы, которая по определению всегда уникальна.
Таким образом, познать себя – это постижение трансцендентных качеств вашего Бытия, для которого важно не то, кем вы являетесь, а то, что воплощается через вас.

Что такое познание

Теперь рассмотрим то, что конкретно подразумевается под термином «познание».
Из сказанного выше, уже понятно, что это не означает найти ответ на вопрос «кто я?» и не означает составление некоего мнения относительно своих возможностей или проявлений, как эгоистичного существа.
Речь в первую очередь идет о процессе активного осознавания своего персонального способа познания. Так как мир бесконечен во все стороны, то и познание бесконечно – мы можем бесконечно углубляться в любую сфер бытия и при этом все время обнаруживать новые глубины.
Таким образом, в интеллектуальном смысле, познать ничего нельзя, ибо познание уже подразумевает наличие хоть какой-либо границы. Грубо говоря, сказать, что «я познал это от и до» - всего лишь обмануть себя и других.
Кроме того, «познать» подразумевает момент статики, то есть то, что познанно больше изменяться, но это не так – в мире меняется все и меняется постоянно. Поэтому познанное вчера, уже не познано сегодня, ведь оно – иное!
Самый просто пример – познание устройства мира. Когда-то считалось, что мир был «познан», когда думали, что атом неделим, но как позже выяснилось, - это не так.
Интеллектуальное познание – это всегда составление мнения о чем-то, а не погружение в процесс познания, как такового.
Раз мир не имеет границ, то познание бесконечно! Следовательно, познание самого себя - это процесс!

Что на самом деле значит «познать себя»

«Познать себя» - это перейти из статичного состояния в динамичное, то есть обрести божественные качества движения, эволюции.
Мы не в силах что-то познать, как завершенный процесс, но можем познать само познание, как глубинную суть жизни.
Все утверждения о том, что с помощью каких-то «волшебных» медитаций или слияния с Абсолютом можно все познать – глупости, ибо если такое возможно, то бытие, само мироздание и жизнь – ограничены. Но это не так, ведь за любой границей всегда есть еще что-то, иначе, откуда взяться самой границе?
Вспомните, даже любовь есть совершенная форма познания, и если говорить о высших уровнях осознавания познания, то это тот момент, когда познающий становится творцом познания, то есть тем, кто действительно познал самого себя.
Итак,
«Познать себя» – это раскрыть свою экзистенциальную сущность через осознавание ее трансцендентного и творческого потенциала.
Познать себя – это реализовать свою способность создавать само познание, то есть созидать истинную жизнь.
© Алексей Купрейчик

Чтобы быть успешным и богатым, нужно что-то понять, что-то внутри себя. Открыть маленькую дверцу и ворваться в огромный мир.

Вы пришли в этот мир не ради кого-то, а ради себя. Позвольте самому себе взглянуть на себя, удивиться и порадоваться. Будьте собой. Ниже следующие 18 уроков самопознания помогут вам в этом непростом путешествии навстречу самому себе и познании себя.

1. Я могу быть только самим собой. Если вы не являетесь самим собою, то вы не живёте, а существуете.
2. Это моя жизнь и мои мечты достойны осуществления. Позвольте своим мечтам выходить за рамки, а действиям двигать вас вперёд. Действуйте по зову сердца, а не по зову общества.
3. Всё хорошее и плохое, - это жизненный урок. Никогда не забывайте то, чему пыталась научить вас жизнь. Она обычно это делает не просто так.

4. Несколько НАСТОЯЩИХ друзей – это всё, что вам нужно. Будьте с теми, кто дорог вам и кому небезразличны вы. Цените время, проведённое вместе, и то тепло, что было получено от близких.
5. Мои действия и слова напрямую влияют на окружающую меня жизнь . Оптимизм притягивает счастье, а реальное дело даёт реальный результат. Не болтайте попусту, живите сейчас, и будет жизнь после.
6. Несдержанные обещания разрушают отношения. Если пообещали – сделайте. А если что-то не нравится, то лучше вообще ничего не обещайте.
7. Мелочи в основном являются важными вещами. В самых простых вещах кроется самая большая радость и счастье. Ловите его.
8. Люди обычно жалею о том, чего они НЕ сделали. Как говорил кот в одном мультике: «Лучше перестать любить, чем вовсе не пылать любовью». Так же и во всём остальном – не оттягивайте на потом.
9. Маленькие люди могут совершать большие поступки. Простыми действиями можно влиять на окружающий мир. Улыбайтесь – и солнце выглянет из-за туч. Отдайте не нужное, но ценное – и получите новое и важное.
10. Неудачи делают нас сильнее и мудрее. Тут как в анекдоте: «Чего хочешь: денег или мудрости?» - «Мудрости» - «Как скажешь» - «Чёрт, надо было брать деньгами!» Уроки надо усваивать.
11. Каждый заслуживает доброго и уважительного отношения. Нет таких рамок, по которым можно определить степень заслуженного уважения. Проявляйте терпение и вам зачтётся.
12. Каждый человек интересен по своему. Чужая душа потёмки, но как же интересно может быть внутри. Открывайтесь сами и проявляйте такт, если вас допускают внутрь другой человек. Ведь так легко нанести смертельную рану по открытой душе.
13. Нет смысла делать что-либо, если я не собираюсь делать это должным образом . Старайтесь быть лучшим в своём деле или хотя бы стремиться к этому, ведь идеала всё равно не существует. Главное не останавливаться.
14. Мошенничество никогда не забывается. Поступая честно – в душе будет покой. Будете врать и юлить – покоя не будет.
15. Личностный рост вначале будет причинять неудобство. Чтобы вырасти, нужно сбросить старую шкуру, выйти из родного защитного панциря. Покиньте зону комфорта, почувствуйте мимолётный страх – и вперёд, на поиск нового себя. Делайте новые дела, посещайте новые места, знакомьтесь с новыми людьми и вы встретитесь с новым «Я».
16. Счастье – это внутренний выбор. Выбирайте правильную обстановку, правильные мысли, правильных людей. Не идеальных, такого не бывает, но тех, кто поддержит ваше состояние счастья.
17. Чем больше я в себя вкладываю, тем лучше руковожу своей жизнью . Не забывайте о самом себе. Подпитывайте себя новыми силами и знаниями. Вы тоже живое существо, которое нужно холить и лелеять. Позвольте себе это.
18. Имея знания, но бездействуя, невозможно чего-либо добиться. Не упирайтесь лбом в барьер под названием «Мне не хватает знаний». Можно быть ходячей энциклопедией, но ничего не достичь. Жизнь любит двигающихся, а не запоминающих.

Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: все, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое “я”. Все же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: “Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким”. Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: “От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?” Старец отвечает: “Конечно, брать”. Через некоторое время купец снова пишет: “Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание”. И старец отвечает: “И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность”.

И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, – это я; все остальное – это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: “Вот все мои грехи”, – затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: “Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.”, – не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: “Сожалею, но исповедь – это средство примирения с Богом, а примирение – дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?”. Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы – это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает – уж по крайней мере по отношению ко мне!).

Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

Да, конечно, можно, и это “да, конечно” для меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, – но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое – это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться.

Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное – пустыню или дебри – превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

Произведение искусства, которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой – материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его из греческого мрамора, и т. д. – просто потому, что то, что вы хотите выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет не в том, “как сделать мрамор из слоновой кости или гранит из кривого сучка”; вы просто посмотрите на этот наличный материал и скажете: “Какое произведение искусства может родиться из того, что я держу в руках?” (Что не препятствует вам впоследствии осуществить другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.)

Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы – Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: “На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят – был ли ты Петей”. Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала – и все!

И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня – причем не на короткое время, а для вечности.

С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я – реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, – тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

Есть у Евтушенко очень сильное стихотворение, где он описывает преподавателя, каким видит его ученик. Ученик за ним наблюдает и думает: что с ним сегодня такое? Он какой-то странный! Он преподает математику и только что сделал две ошибки в сложении. А теперь он сломал мел, остановился и все стер, хотя и велел нам переписывать с доски, – и так далее. В конце стихотворения мы видим преподавателя, забывшего надеть пальто и шляпу и идущего через двор; и последняя фраза: “ушла жена профессора из дома”. Вот ситуация: был только преподаватель, не было человека. Это наша ситуация по отношению к другим и ситуация, в которую мы ставим других по отношению к себе. Пока мы ее не изменим, мы не будем реальностью, не будут реальностью и другие. Невозможно встретиться с призрачным существом или тем, что еще меньше индивидуума, который все же обладает какой-то реальностью, даже если это реальность болезненная, замкнутая, лишенная всякой широты. Это верно и в отношении к Богу, так же как и к людям, потому что если мы видим только преподавателя, а не человека, то, приходя к Богу, мы часто собираем обрывки знаний, какие-то понятия о Нем и становимся на молитву не перед Живым Богом, а перед идолом, которого мы собрали из образов и понятий, подлинных в той мере, в какой каждый образ и понятие чему-то соответствует в Боге, но становящихся преградой в тот миг, когда мы говорим себе: вот Бог.

Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, – мы ведь этого не можем. Личность, персона – это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы – это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное – нет. Тогда, изучая эту бровь – технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, – попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

И вот именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел советует найти себя во Христе и найти Христа в себе. В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы сможете испробовать и который, мне кажется, может дать плоды. Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, – правда, ибо это говорит Бог, и я должен все одобрить и поддержать, потому что таким образом я займу правильную позицию в предвидении Суда Божия, – если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы сказать: раз так говорит Бог, значит так оно и есть. И это нас ничуть не волнует, потому что мы не видим никакого применения данных слов к нашей жизни, и тем самым они не представляют никакой опасности для нашего эгоистического комфорта и для нашего отказа следовать Евангелию.

Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть – нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия – и я еще не пессимист.

Возьмем пример: Х ристос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, – тогда действительно можно сказать “нет”. Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это “быть добродетельным”: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания “я” – индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того “я”, которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того “я”, которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того “я”, которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более – что говорит о нем Бог, слово Божие.

И с другой стороны – личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается – то есть все больше обнаруживается – и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность – ипостась, которая есть отношение. Личность – которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим – оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.