Некрасов в русской критике 19 века. Литературно-исторические заметки юного техника. За неудачей следует признание

Предмет синтаксиса. Предложение как центральная единица синтаксиса. Основные характеристики немецкого предложения. Члены предложения. Понятие синтаксической формы.

    Дефиниция предложения. Основные характеристики немецкого предложения. Типология простого предложения. Классификация предложений по коммуникативной цели высказывания Члены предложения. Типы синтаксической связи

Синтаксис:

Синтаксический строй языка теор. дисциплина, изучающая синтаксический строй

Как теор. дисциплина синтаксис изучает:

    предложение, т. е. ту яз. единицу, которая непосредственно реализует основную функцию языка – оформляет речевое общение между людьми, являясь законченным высказыванием и выражением законченной мысли а также получая своё грамм. оформление различные типы предложений, их содержание и оформление членение предложения, его состав и характер его членов (главных, второстепенных) словосочетания (выступающие в различных функциях в предложении) средства связи между словами в предложениях и словосочетаниях

Основной единицей синтаксиса явл-ся предложение. Предложение занимает особое место среди различных типов словосочетаний, господствует над ними. Оформляя акт речевого общения и выражая законченную мысль, предложение обладает также и эмоциональным содержанием, и является т. обр. многосторонней яз. категорией. в каждом яз существует множество типов и форм предложения, отличающихся друг от дру­га теми или иными формальными особенностями, теми или иными сторонами своего содержания.

Современное языкознание , базирующееся на достижениях пред­шествующих исследований в области изучения предложения, отме­чает многоплановость, многоаспектность предложения, что делает невозможным дать исчерпывающее определение предложения в одной формулировке. Путь постижения сложнейшего явления, которым является предложение, необходимо разделить на этапы, в каждом из которых может быть показана одна из сторон сущности предложения.

По подсчетам J. Ries’а («Was ist ein Satz») имеется 140 дефиниций предложения

Es gibt sehr viele Satzdefinitionen. hat in seiner Schrift 140. E. Seidel («Geschichte und Kritik der wichtigsten Satzdefinitionen») собрал 83 дефиниции. Все они сводимы к двум направлениям: 1) характеризация с позиций логико-мыслительной и функциональной стороны 2) характеризация с формально-грамматической позиции.

психологический аспект (H. Paul) – Der Satz ist der sprachliche Ausdruck, das Symbol dafьr, dass die Verbindung mehrerer Vorstellungen oder Vorstellungsmassen in der Seele des Sprechenden sich vollzogen hat, und das Mittel dazu, die nдmliche Verbindung der nдmlichen Vorstellung in der Seele des Hцrenden zu erzeugen «Предложение есть языковое выражение, символ того, что в душе говорящего произошло соединение/связь нескольких представлений и средство для того, чтобы соединить эти представления в душе слушающего.»

B. Delbrьck (1900)

„…eine in artikulierter Rede erfolgte ДuЯerung, welche dem Sprechenden und Hцrenden als ein zusammenhдngendes und abgeschlossenes Ganzes erscheint“; „von seiten seiner Form betrachtet: dasjenige, was von zwei Pausen eingeschlossen ist, oder positiv gesprochen: eine aus artikulierter Rede bestehende Expirationseinheit, innerhalb deren, sobald sie eine gewisse Ausdehnung erreicht, ein Wechsel zwischen hцherer (stдrkerer) und tieferer (schwдcherer) Betonung stattfindet.“

O. Jespersen (1924)

„eine (relativ) vollstдndige und unabhдngige menschliche ДuЯerung, deren Vollstдndigkeit sich in ihrem Alleinstehen zeigt, d. h. darin, dass sie fьr sich allein geдuЯert wird.“

логический аспект – предложение как выражение логического суждения.

K. Ferdinand Becker (логико-мыслительное направление): «Der Ausdruck eines Gedankens, d. h., eines prдdizierenden Urteils ist ein Satz».

Нем. грамматики дефинируют предложениe прежде всего как коммуникативную единицу. – W. Schmidt, J. Erben:

Der Satz ist die kleinste, relativ selbstдndige Redeeinheit.

Современная лингвистика пытается объединить в дефиниции предложения его структурный, семантический и функциональный аспекты.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего. Предложение обладает свойством звуковой выделимости (на основе внутренней фонетической организованности), оно выражает предикацию и состоит из одного или нескольких слов, являющихся его предельными составляющими.

Предложение — минимальная коммуникативная единица языка и речи. В этом определении отмечается функциональное назначе­ние предложения, а именно осуществлять коммуникацию. Ре­чевое общение возможно лишь с помощью предложения, мы говорим предложениями, а не словами или словосочетаниями. В языковой системе слово и предложение противопоставляются как единица номинации и единица коммуникации. Если слова входят в инвентарь языка, то конкретное предложение каждый раз организуется в процессе речи, является результатом речевой деятельности конкретного говорящего субъекта. В то же время в основе бесчисленного количества предложений, которые возникают в каждом отдельном акте коммуникации, лежит опре­деленное, незначительное количество структурных схем (моделей).

Коммуникативная функция предложения состоит в передаче информации, то есть выражении мыслей и чувств го­ворящего. Следовательно, кроме коммуникативной предложе­ние имеет когнитивную функцию, является средством оформления мысли. Мы видим, что в предложении реализуется функция языка в целом — быть средством общения, средством обмена информацией, обмена мыслями, средством самого фор­мирования мысли.

Мыслительные представления, отражаемые в высказываниях, соотносятся с различными ситуациями реальной действительно­сти, которые говорящий вычленяет в процессе своей речемысли­тельной деятельности. Обозначая определенную ситуацию, факт, «положение дел», предложение выполняет тем самым и н о м и нативную функцию. Денотатом предложения является ситу­ация, факт, фрагмент действительности, охватывающий предме­ты, их признаки, их отношения между собой.

Предложения различаются между собой с точки зре­ния той грамматической формы , в которой выявляется ле­жащее в основе предложения предикативное отношение (напр., предложения с глагольным и именным сказуемым). называет относящиеся к этому аспекту типы предложения логико-грамматическими типами предложения. В основе их дифференциации лежат формы сказуемого. Всего их насчитывается у Адмони 12:

2) Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения.

Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

Синтаксический, или структурный, семантический, или номинативный, функционально-коммуникативный, или праг­матический, который включает все семь аспектов, выделенных. Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения. Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

По каждому из этих аспектов предложения различаются между собой содержательно и по своей конкрет­ной языковой форме.

По цели высказывания предложения различают:

    Повествовательные Вопросительные Повелительные и желательные

Структурный аспект:

По структуре различают простое и сложное пр.

Простое пр. – нераспространенное / распространенное

Предложение имеет целостную структуру, которая включает интонацию законченности, субъектно-предикатные отношения (предикативность – одно из главных свойств предложения)

Простое (нераспространенное / распространенное) //

Сложное пр.(сложносочинённое/сложно-подчинённое)

Односоставноcть / двусоставность предложения →

Состав главных членов:

    двусоставное односоставное

A. двусоставное предложение (основная форма нем яз.) Die Sonne scheint.

B. формально двусоставное: Es schneit.

C. формально односоставное: Mich hungert.

D. односоставное: Komm! Helft uns!


В структуре односоставного предложения нет эллипсиса. Односоставность является для этого типа предложений полной структурой.

Особые типы предложения:

A. неглагольное (невербальное) односотавное.: Ja. Nein.

B. глагольное односоставное с Partizip II, z. B.: Eintritt verboten!

C. неглагольные односоставные предложения с инфинитивом: Zuhцren.

D. идиоматические структуры: Und ob!

Полнота предложения:

    распространенное нераспространенное эллиптическое [ Wann kommst du? – Heute am Abend. (нераспространенное эллиптическое)]

Членение предложения:

делится на словосочетания: 1) свободные и 2) несвободные, устойчивые (фразеологические группы)

тип связи: 1) подчинительная einen Versuch machen, die Frage des Jungen, sehr klug 2) сочинительная Mutter und Kind, schwach aber mutig

Члены предложения:

главные и второстепенные; самостоятельные и зависимые (определение, обстоятельство обр. д.)

    подлежащее сказуемое: простое, составное (глагольное, именное) дополнение определение (прилагательное, целое словосочетание, существительное в родит. п.) обстоятельство

Типы синтаксической связи:

Собственно синтаксическая (порядок слов: местоположение, примыкание, замыкание (рамочная конструкция)) морфологическая – согласование, управление фонетическая – интонация (Чин следовал ему: он службу вдруг оставил.-Грибоедов)

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». Таким образом, раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Словосочетание

Предложение

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

Лес сегодня необычайно красив.

Ему стало очень грустно.

Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

Подчинительная связь

Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

  1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
  2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
  3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

Также словосочетания делятся на простые и сложные.

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Предложение и его признаки

Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

Грамматическая основа

Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

Какими бывают предложения

Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

  1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

Характеристики простых предложений

Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

  1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
  2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
  3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
  4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

Предложения простые и сложные

Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

"Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

Типы связей в сложных предложениях

Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

Сложное синтаксическое целое

Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.

Предложение - это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Простые предложения подразделяется на коммуникативные типы: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное. По характеру выражения отношения к действительности предложения делятся на утвердительные (утверждаются как реальные) и отрицательные (утверждаются как нереальные). По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют распространенные и нераспространенные предложения. Сложное предложение представляет собой объединение по определенным грамматическим правилам двух или более предложений на основе той или иной грамматической связи. Связь частей сложного предложения осуществляется при помощи:1 интонации2 союзов (сочинительных и подчинительных)3 союзных слов (знаменательные слова, которые служат средством связи придаточного предложения с главным и выполняющие одновременно функцию члена предложения):а) местоимения (то, что, который, чей, сколько)б) наречия (где, когда, откуда).Предложения в зависимости от средства связи делятся на союзные, бессоюзные, сложноподчиненные, сложносочиненные.

Самый главный признак предложения – предикативность – отнесённость высказывания к реальной действительности, которая грамматически выражается в категориях модальности (наклонение), времени, лица. (Виноградов).

Полипредикативность – наличие в предложении нескольких предикатов. (Эти дни тусклы, больны 2 , а туманы холодны 3).

Аспекты изучения предложения :

1. Логический (суждения, умозаключения и т.д.)

Но предл. не всегда логичны.

2. Коммуникативный (предл. рассм. как носитель актуального для говорящего информ.)

тема т - исходный пункт высказывания

рема r -сообщение о теме.

Выделение в предложении темы и ремы – актуальное членение.

3. Семантический (истолкование определ. ситуации с помощью предл.)

4. Структурный(анализ предл. в самом себе)

Лексика. Слово как предмет лексикологии

Лексика – уровень языка, обеспечивающий словарный запас языка.

1. Лексикология (от греч. lexis - слово, logos - учение) - наука, изучающая слово и словарный состав языка в целом, его функционирование и развитие.



2. Предметом лексикологии являются следующие вопросы :

· слово с точки зрения общей теории слова (роль слова в структуре языка и текста);

· структура словарного состава языка (принципы объединения слов в различные группы);

· функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости/несовместимости их понятий;

· пути пополнения и развития словарного состава языка (способы соз­дания новых слов, формирование новых значений, использование ре­сурсов других языков);

· соотношение лексики и внеязыковой действительности (закономер­ности обозначений реалий внешнего мира лексическими средствами языка).

3. В зависимости от целей и задач, решаемых лексикологией, различают :

· общую лексикологию - рассматривает общие вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира;

· частную - изучает словарный состав конкретного языка;

· историческую - описывает историю развития словарного состава язы­ка в целом или отдельных его групп;

· сопоставительную - изучает словарный состав различных языков с целью выявления их генетического родства, общих закономерностей развития их лексиконов;

· прикладную - связана с лексикографией, теорией перевода, культурой речи, лингвопедагогикой и т. д.

4. Лексикология включает в себя следующие разделы:

· ономасиология (от греч. опота "имя" и logos "учение") - наука, зани­мающаяся изучением теории номинации; исследующая процесс назы­вания, присвоения имен предметам и явлениям внешнего мира;

· семасиология (от греч. semasia "значение" и logos "учение") - значения слов и словосочетаний;

· фразеология (от греч. phraseas "выражение" и logos "учение") - фразеоло­гический состав языка, природа фразеологизмов, их типы, категори­альные признаки, особенности функционирования в речи;

· ономастика (от греч. onomastike "искусство давать имена") - имена

собственные в широком смысле слова: географические названия изу­чает топонимика, имена и фамилии людей - антропонимика;

· этимология (от греч. etymologia < etymon "истинное значение" и logos "наука") - изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка, реконструирующая словарный состав языка древнейшего (обычно дописьменного) периода;

· лексикография (от греч. lexikos "относящийся к слову" и grapho "пишу") - наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей.

Моносемия и полисемия

Моносемия - это свойство слов иметь одно значение

Полисемия - многозначность, наличие у слова (единицы языка) двух или более взаимосвязанных и исторически обусловленных значений.

В современном языкознании выделяют грамматическую и лексическую полисемии. Так, форма 2 лица ед. ч. русских глаголов может быть употреблена не только в собственно-личном, но и в обобщённо-личном значении. Ср.: «Ну, ты всех перекричишь!» и «Тебя не перекричишь». В подобном случае следует говорить о грамматической полисемии.

Часто, когда говорят о полисемии, имеют в виду прежде всего многозначность слов как единиц лексики. Лексическая полисемия - это способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности (ассоциативно связанных между собой и образующих сложное семантическое единство). Например: рукав - рукав («часть рубашки» - «ответвление реки»). Между значениями слова могут быть установлены следующие связи:

Виды переносов:

По характеру языковой мотивированности:

Метафора

Например: конь - конь («животное» - «шахматная фигура»)

По частоте употребления и стилистической роли метафоры бывают:

а) сухие или стертые - необразные и известные всем (глухой переулок)

б) общепоэтические - образные, известны всем, используются в поэзии (седой туман)

Виды метафор:

1. Сходство формы - золотое кольцо - кольцо дорог

2. Сходство местоположения - крыло птицы - крыло здания

3. Сходство функций - перо птицы - перо стальное

4. Сходство цвета - золотые серьги - золотая осень

5. Сходство оценки - ясный день - ясный взгляд

6. Сходство производимого впечатления - теплый день - теплый прием

7. Сходство в способе представления действия - охватить руками - охватило беспокойство

Метонимия

Например: блюдо - блюдо («вид посуды» - «порция пищи»)

Метонимия - переименование по смежности

Виды метонимии:

2. Материал на изделие (выставка серебра)

3. Дейсвие на результат (курсовая работа)

4. Действие на средство действия (красивая упаковка)

5. Действие на место действия (подземный переход)

6. Объект науки на отрасль знания (лексика как наука)

7. Явление, признак, качество на обладателя ()

8. Имя человека на предмет открытый им (Рентген)

Синекдоха (вид метонимии)

Перенос часть на целое, множество на единичный, родовое на видовое и наоборот («Покупатель выбирает качественные продукты». Слово «Покупатель» заменяет все множество возможных покупателей.)

Виды синекдохи:

1. Множественное число вместо единственного (как ликовал француз)

2. Определенное число вместо неопределенного (тысячеголовая толпа)

3. Видовое вместо родового (береги и копи копейку)

4. Название атрибута вместо предмета (все флаги будут в гости к нам).

Предложение – это минимальная единица речи, грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Определение В.В. Виноградова: предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения сообщаемой мысли.

Предложение в трудах лингвистов

Известны два подхода к этому вопросу:

1) попытка определить предложение с помощью нелингвистических понятий (логических, логико-психологических)

2) Стремление найти чисто лингвистические критерии при определении предложения

До 1970-х годов XIX века преобладало логико-грамматическое направление. Предложение – суждение, выраженное словами.

Потебня предложил психологическое направление (предложение объединения двух представлений в особом акте мышления). Фортунатов и Пешковский представляли формально-грамматическое направление и исходили из формальных признаков: интонации, наличия разных типов форм подлежащего сказуемого. Предложение – вид словосочетания, включающий грамматическое подлежащее и сказуемое. В.В. Виноградов, представитель структурно семантического направления, развивает идеи Шахматова, отмечает, что основные признаки предложения – предикативность и интонация. В современной науке наблюдается тенденция к разграничению предложения как единицы языка (структурного типа) и единицы речи (высказывания). Основные грамматические признаки предложения:

1) Предикативность – общая грамматическая категория, которая обозначает отношение содержащегося высказывания к действительности и выявляет это значение в частных грамматических категориях модальности и синтаксического времени. Модальность выражает оценку высказывания с точки зрения реальности/ирриальности. Предложение может содержать реальную модальность (реальный факт): Над землей – небеса голубые или модальность ирреальную (нереальный факт): Пусть будут над землей небеса голубые (желательный факт). Таким образом, если сказуемое стоит в изъявительном наклонении, то модальность – реальная.

Синтаксическое время может совпадать с морфологическим: Быстро сроят/ строили/ будут строить школу. Но может и не совпадать: Завтра утром уезжаю (глагол в настоящем времени – окончание [ю]; синтаксическое время – будущее, на это указывает слово «завтра»). В безглагольных сказуемых с нулевой связкой или в предложениях с нулевым сказуемым время настоящее: Листопад (номинативное предложение) – настоящее время; Скромность – одна из величайших черт русского народа (нулевая связка, настоящее время); Между нами снега и снега (нулевое сказуемое, настоящее время).

Синтаксическое время указывает, в каком отношении к моменту речи находится явление действительности, о котором сообщается в предложении.

2) Отношение говорящего к сообщаемому. Модальность первого плана называется объективной, второго плана – субъективной. Модальность объективная – обязательный признак предложения. Модальность субъективная передается дополнительными лексико-грамматическими средствами: Брат приедет (общее значение реальности), Брат, конечно, приедет (значение безусловной реальности).

3) Интонационная оформленность. Каждое предложение интонационно завершено (интонация конца предложения). Отдельные слова могут приобретать значение предложения, т.к. получают значение предикативности: В этой комнате живет моя сестра (реальная модальность, синтаксическое время – настоящее).

4) Структурная схема – это абстрактный образец построения предложения. Учение о структурной схеме стало разрабатываться с конца 60 годов Шведовой. Это учение представлено в грамматике 70 и грамматике 80. В настоящее время существует два типа структурных схем, отличающихся степенью абстракции:

1) минимальные – абстрактный синтаксический образец построения предикативного минимума простого предложения, т.е. предикативного ядра, которое необходимо, чтобы предложение было синтаксически оформленной предикативной единицей: Темно – категория состояния. Дети играют (существительное множественного числа + глагол настоящего времени в третьем лице)

2) расширенная структурная схема включает в себя предикативный центр и структурно необходимые распространители. Такие схемы – открытые, т.к. количество схем не ограничено.

4) Парадигма – это система форм, вся совокупность структурной схемы предложения. Полная парадигма предложения состоит из семи членов:

1) настоящее время ночь светла \

2) прошедшее время ночь была светла } реальная модальность

3) будущее время ночь будет светла /

4) условное (сослагательное) наклонение ночь была бы светла

5) долженствовательное наклонение будь бы ночь светла

6) желательное наклонение если бы ночь была светла

7) побудительное пусть будет ночь светла

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения:

  1. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  2. Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
  3. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.

Проблема предложения и его дефиниции в грамматике

Предложение, наряду со словом, является одной из двух основных единиц языка. Изучением предложения и его категорий занимается синтаксис, в котором изучаются закономерности сочетания слов и построения предложений, закономерности включения предложений в единицу более высокого уровня. Предложение как основная единица синтаксиса является единицей коммуникативной, т.е. направленной на общение в условиях определенной конкретной ситуации. Поэтому с предложением связаны все проблемы, отражающие закономерности построения речи. Существуют разные подходы к изучению предложения: 1 – структурный, 2 – логический, 3 – семантический. Они определяются тем, какой из трех факторов, отраженных в предложении, взят за основу: языковая форма, форма мысли или объективная действительность. Одной из самых сложных проблем в синтаксисе до настоящего времени остается дефиниции предложения как основной синтаксической единицы. В настоящее время принято выделять основные признаки предложения как синтаксической единицы. К числу таких признаков относятся: 1- коммуникативная функция предложения, 2 – его предикативность, 3 – его модальная характеристика, 4 – относительная завершенность его содержания и 5 – его грамматическая и интонационная структура. Помимо названных пяти признаков, В.Г.Адмони выделяет семь основных аспектов предложения, которые в целом необходимо учитывать при его характеристике.

НОМИНАТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложность проблем, связанных с предложением как основной синтаксической единицей языка, вызвана тем, что предложение представляет собой многоплановое образование, в котором отражаются три основополагающих элемента: языковую структуру, объективную действительность и человека, говорящего, с его мыслями и чувствами, эмоциями и отношениями. Уже в начале 20-го века в грамматиках была намечена проблема взаимодействия и взаимоотношения номинативного и коммуникативного аспектов предложения, которая выявляла свою остроту особенно в свете вопроса соотношения языка и речи. Одним из первых, кто предложил разграничивать в предложении постоянные и переменные элементы, был знаменитый французский лингвист Ш.Балли, который ввел понятия диктума и модуса.



Проблема моделирования в синтаксисе возникла в середине 20-го века и определялась во многом чисто прикладными потребностями. В лингвистике появились многочисленные работы, в которых эти проблемы связывались с выявлением моделей предложения. Были сформулированы основные признаки модели предложения. Вместе с тем, в ряде работ отмечалось, что традиционная теория членов предложения фактически выступала как первая попытка моделирования. Важную роль в процессе моделирования сыграла теория валентности глагола, которая явилась основой модели немецкого предложения. До настоящего времени многие вопросы моделирования остаются дискуссионными. Большой вклад в разработку данной проблематики внесла О.И.Москальская, первой предложившая определение семантической модели и наметившая пути к решению многих спорных вопросов в этой области языкознания.

Одним из важных вопросов теоретической грамматики всегда был вопрос классификации предложений. Уже в традиционной грамматике находим самые различные подходы к классификации простого предложения, в основу которых были положены разные критерии. Так, по цели высказывания традиционная грамматика выделяет повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. По составу главных и второстепенных членов все предложения могут быть поделены на двусоставные и односоставные, которые в свою очередь не являются однородной группой. По наличию членов предложения выделяются нераспространенные и распространенные предложения. По типу сказуемого выделяются предложения с простым глагольным, сложным глагольным, именным сказуемым, по типу подлежащего - личные, безличные предложения. В особую группу некоторые авторы выделяют неопределенно-личные предложения.

Понятие предикативности является базовым для всей теоретической грамматики. Это одна из важнейших синтаксических категорий, которая вместе с категориями времени и модальности формирует предложение как актуализованную единицу речи – высказывание. По вопросу о предикативности в лингвистике на всем протяжении ее развития высказывались различные точки зрения, в работах ведущих отечественных и зарубежных языковедов находим разную трактовку данного понятия. Одним из самых сложных вопросов в данной проблематике является вопрос о соотношении таких близких понятий, как предикативность и предикация. Большинство авторов считают предикативность грамматическим выражением предикации, которая, в свою очередь, устанавливает связь предмета и признака данного предложения с конкретной ситуацией. Способы выражения предикативности в каждом языке отличаются своим своеобразием и спецификой. Так, в немецком языке языковым выражением предикативности являются категории лица, времени и модальности. Важным является вопрос отличия предикативных отношений от других видов синтаксических отношений в предложении. Помимо центрального понятия предикативности, в теоретической грамматике существуют также понятия полипредикативности, полупредикативности и скрытой предикативности, которые также обнаруживают специфику в каждом конкретном языке.

Порядок слов в том или ином языке напрямую определяется наличием или отсутствием в данном языке флективных элементов, а значит, напрямую связан с типом языка. Существуют следующие формы порядка слов: 1) контактный – дистантный; 2) препозитивный – постпозитивный; 3) фиксированный – нефиксированный; 4) исходный (нормальный) – измененный (сдвинутый). В каждом языке порядок слов складывался в течение всего исторического развития, отражал главные особенности этого языка, менялся в зависимости от изменений в морфологической системе. Особенности порядка слов немецкого предложения связаны в первую очередь с таким явлением немецкого синтаксиса, каким является рамочная конструкция.

МОДАЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ

Модальность представляет собой один из важнейших признаков предложения. Вопросы, связанные с модальностью, как и вопросы, связанные с предикативностью, всегда находились в центре внимания теоретиков грамматики. Точки зрения на модальность как синтаксическую категорию в работах отечественных и зарубежных лингвистов отличаются значительно. Большой вклад в разработку данной проблематики внес академик В.В.Виноградов. В соответствии с его концепцией различаются три аспекта модальности простого предложения, среди которых выделяется один – обязательный для формирования предложения, два других являются факультативными, т.е. могут присутствовать или отсутствовать в предложении. Как никакая другая синтаксическая категория, модальность отражает не только специфику языковой системы, но и напрямую связана с социокультурными особенностями того общества, который говорит на данном языке. Важную функцию в формировании данной синтаксической категории выполняют модальные глаголы, роль которых в выражении разновидностей модальности в современном немецком языке чрезвычайно значительна. Это связано не в последнюю очередь с разграничением в системе немецкого языка первичных и вторичных значения модальных глаголов, что накладывает отпечаток на их отношение к реализации одного из видов модальности.

КОММУНИКАТИВНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проблемы коммуникации стали в лингвистике, и в частности, в теоретической грамматике, особенно актуальными с развитием функционального подхода к исследованию языковых явлений. Итогом многочисленных исследований в этой области стала теория коммуникативного (актуального) членения предложения, получившая полное освещение в работах отечественных и зарубежных германистов. В немецкой грамматике истоки данной теории восходят к трудам Г. Пауля, который одним из первых немецких грамматистов обратил внимание на роль слушателя в процессе коммуникации. Его идеи нашли дальнейшее развитие в работах К.Бооста, Э.Драха, которые, в конце концов, привели к созданию теории коммуникативного членения предложения. Эти авторы рассматривают немецкое предложение как расчлененное поле, подчеркивают при этом роль первого места в немецком предложении. Введенные в теории коммуникативного членения предложения понятия "тема" и "рема" предложения могут рассматриваться как основополагающие для всей дальнейшей разработки теории коммуникации. Важным в данной теме является вопрос о языковых средствах выражения темо-рематического членения предложения, которое в каждом языке обладает своей ярко выраженной спецификой.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложносочиненное предложение и его классификации

Сложное предложение представляет собой полипредикативная структура, т.е. оно состоит как минимум из двух (или более) предикативных отношений. Традиционно разграничиваются два вида сложного предложения: 1) сложносочиненное предложение (паратаксис) и 2) сложноподчиненное предложение (гипотаксис). В отношении сложносочиненного предложения возникает проблема отграничения его от последовательного ряда простых предложений. При этом важным является автосемантия и синсемантия компонентов такого сложного целого. Теорию автосемантичности и синсемантичности наиболее полно разработала Е.В.Гулыга, которая представила законченную систему таких типов сложных предложений. Современная теоретическая грамматика немецкого языка предлагает различные классификации семантических связей внутри паратаксиса: 1) соединительные; 2) противительные; 3) разделительные; 4) каузальные; 5) следственные; 6) пояснительные и т.д. Мнение лингвистов по количеству и по характеру семантических связей между элементарными предложениями паратаксиса существенно различаются.

Сложноподчиненное предложение в традиционной и

современной грамматике

Сложноподчиненное предложение (гипотаксис) представляет собой один из тех видов сложного предложения, который до настоящего времени остается в центре внимания грамматистов. Традиционная грамматика предлагала различные виды классификации придаточных предложений, такие как: а) по месту придаточного предложения в составе гипотаксиса; б) по типу связи с главным предложением; в) по степени зависимости от главного предложения; 4) по той функции, какую придаточное предложение выполняет в составе гипотаксиса. Наибольший интерес и наибольшее расхождение в точках зрения представляет последняя классификация, в соответствии с которой теоретическая грамматика выделяла придаточные субъектные, придаточные предикативные, дополнительные, определительные и различные виды обстоятельственных придаточных предложений (придаточные места, времени, цели, причины и т.д.). В середине 20-го века предпринимались неоднократные попытки пересмотреть указанную классификацию, однако, в основном результаты новых теоретических исканий сводились к тем же основным семантико-синтаксическим видам.

Текст как единица синтаксиса представляет собой относительно новый для грамматики объект исследования. Новизна для теоретической грамматики текста как предмета исследования поставила на повестку дня проблему определения места текста в системе синтаксических единиц. В результате произошло становление лингвистики текста как специфического раздела грамматики, благодаря чему многие традиционные проблемы получили новое освещение. Одним из самых дискуссионных в период становления лингвистики текста был вопрос, связанный с различными подходами к дефиниции термина "текст". Этот вопрос остается спорным и до настоящего времени. Многочисленные работы посвящены исследованию текстообразующих элементов языка, среди которых выделяются анафорические и катафорические элементы. Много внимания уделяется такому вопросу, как композиция текста. Выделены промежуточные формы между предложениями и цельным текстом, среди которых такие сверхфразовые единства, как абзац, параграф, глава и т.д.


Лексикология