Причины победы в ледовом побоище. Ледовое побоище — Александр Невский. Самый спорный вопрос в истории сражения

Обереговая кукла – древний, загадочный и таинственный символ славян.
В стародавние времена кукла была не просто игрушкой, а оберегом и неотъемлемым атрибутом различных обрядов. Возраст самой древней куклы,
найденной учёными на раскопках захоронений в Чехии, составляет 40 тысяч лет.
Обереговые куклы защищают дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Кукол тщательно берегут. Им отводят специальное место в доме, ставят в красный угол, прячут в сундук, кладут в приданное.
Каждая кукла имеет свое обережное значение и связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Счастьем, Здоровьем, Достатком.
В современной домашней обрядности кукла служит для выравнивания энергоинфомационного, психоэнергетического поля всей семьи. Как эзотерический и медитативный предмет она придает человеку уверенность, равновесие, чувство защищенности. Кукла своим присутствием мягко создает добрый эмоциональный фон.
При появлении куклы в вашем доме вы сразу почувствуете как изменится атмосфера в нём. Она привнесёт уют и теплоту. И самое главное - к лучшему начинает меняться внутренний мир, а за ним и полностью жизнь!

Славянская обрядовая кукла Бабка.
Бабку дарили молодой женщине, недавно вышедшей замуж, со словами: «Баба без дела не сидит!!!». Бабка передавалась как символ мудрости, жизненного опыта. И руки привязывались к корзине, к делу. Профиль у нее действительно получается характерный, требовательный, но в тоже время добрый и смешно. Это вятская кукла, она не обережная и не игровая, она подарочная.

Славянская обережная кукла Берегиня.

Берегини – обережные куклы, считаются помощницами хозяек дома. Куклы с мешочками счастья – приносят гармонию и счастье в дом. Берегиня куколка – символ благополучия и достатка, а её большая грудь – символ сытости,здоровья, образ замужней женщины. Это самая древняя обереговая кукла.
Берегини делаются только с хорошими намерениями и в отличном расположении духа. Их можно дарить на входины/новоселье, Новый год, день рождения, даже свадьбу как дополнение.

Славянская обереговая кукла Благодать.
Куклу «Благодать» делали и дарили со словами: «Не грусти, не унывай, рук не опускай». Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей - это обозначается большой грудью. Эту куклу делают на благополучие и просят у неё благ столько,
сколько нужно. «Благо дающая» никогда не опускает рук на творение добрых дел, она помогает понять, что для нас благо и увидеть его для себя в меняющемся мире.

Славянская обереговая кукла Богач.
Женщины Московской области делали оберег - куклака Богача. С виду Богач - простой мешочек, а на деле верный помощник. При создании Богача думали о своём роде, предках с любовью и благодарностью. Как любому оберегу ему ставилась четкая задача, например: прибыли и достатка на будущий год, защита благополучия семьи и т. д. Ведь как ни крути, богатство в дом приносит мужичок.

Обереговая кукла Кубышка-травница.


Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Кукла следит затем, чтобы болезнь не проникла в дом, такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Самая древняя обережная кукла наших предков Божье Око.
Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. «Божье око» помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Славянская обереговая кукла Ведучка.
Ведучка - это тип деревянной куклы, характерный для сергиевской игрушки 19 века. Раньше такие фигурки изображали кормилицу, ведущую малыша, - отсюда и местное название ведучка (ведущая в жизнь). Она оказывается не только Ведучка, но и волшебница, как и все мамы. Это образ женщины с ребёнком, недавно начавшим ходить. Она его поддерживает,учит, ведёт. Мне даже больше кажется - не просто она его ходить учит «физически», а в жизнь выводит… Особенность Ведучки – руки матери и ребёнка – одно целое.
Кукла является оберегом матери и дитя.

Славянская обрядовая кукла Вербница.
Изготовление пасхальных кукол - «Вербниц» - работа более сложная, чем роспись пасхального яйца. Общая технология изготовления не отличается от общей технологии изготовления тряпичных кукол. Однако лицо и руки Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником.

Славянская игровая кукла Веснянка.
Ростом куколка – с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Она является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и желанной.

Славянская игровая кукла Девка - Баба.
Некоторые мастера считают эту куклу оберегом для беременной женщины и ее ребенка. Конструкция куклы напоминает процесс родов у женщины: сначала появляется голова ребенка, плечики и ручки. Следовательно в ней зафиксирован момент рождения ребенка. Перед нами не просто Баба – перед нами роженица. Наша «игра» с куклой «Девка-Баба» теперь может продолжаться сколько угодно долго: Баба рожает Девку, переворачиваем куклу нарядной стороной вверх – ладная красивая выросла Девка, Девка переходит в Бабу и т.д.

Славянская обереговая кукла День - Ночь.
Куклы «День и Ночь» - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка «День» - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно.

Славянская подарочная кукла Десятиручка.
Кукла «Десятиручка» была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток. Кукла Десятиручка – помощница в делах для девушек, которые собираются выйти замуж и готовят себе приданное. И у самой Десятиручки образ молодой девушки. Яркие цветные ручки делают ее нарядной и заметной.

Славянская обереговая кукла Доля .
Традиционная кукла оберег Доля - олицетворение судьбы. Самое древнее женское Божество Макошь наделяла каждого долей, а её помощницы (Доля и Недоля, или Среча и Несреча) пряли нити судьбы для каждого.
Любите и благодарите свою Долю, какой бы она ни была, созидайте своими помыслами и руками! Глядишь, на благодарность и любовь ответят тем же! Пусть Ваша Доля будет счастливой!

Славянская подарочная кукла Желанница.


Такая подружка - кукла Желанница – была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры… Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Славянская целительная кукла Здоровье.
Целительная кукла «Здоровье» делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться.
Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается.

Славянская подарочная кукла Колокольчик.
Колокольчик - кукла добрых вестей. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения.
Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Славянская обрядовая кукла Коляда.
Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. Коляду оставляли в доме на год.
Считалось, что она приносит счастье, мир и согласие в семье. Через год коляду сжигали и делали новую.

Славянская обереговая кукла Крупеничка - Зерновушка.






Крупенички - обереги на сытость, достаток в семье. Это амулеты, которые по народному поверью приносят в дом достаток, благополучие, помогают добиться успехов в работе, карьере. Если куклу зерновушку принести в дом, то лучше найти для нее место на кухне (ближе к
холодильнику, чтобы там всегда было много вкусного). Если же Вы работаете дома, то поселите ее у рабочего места. Эта девушка должна быть сытой и полной, а одевать ее нужно как можно ярче, тогда успех и достаток никогда не покинет ваш дом. Также женщины делали эту куклу для
того, чтобы в семье были дети.

Славянские обереговые куклы Кувадки.
В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель, чтобы кувадка нагрела люльку для младенчика. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Славянская обрядовая, целительная кукла Купавка.
Купавка олицетворяла начало купаний. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Купавка является целительной и обрядовой куклой. Кукла одного дня. Купавка выполнена на берёзовых ветках с лентами - тесёмками на руках. Тесёмками привязывали болезни, хвори, недуги, которые случались с хозяевами за год. Куклу опускали на воду и кукла, уплывая, уносила с собой болезни и невзгоды. Вода имела большую очистительную силу.

Славянские обрядовые куклы Мартинички.
Мартинички - это соединенные пояском две куколки, скрученные из ниток – белая и красная, мужская и женская. Красный и белый цвет – олицетворяют ярую силу жизни и волю богов на эту жизнь данную.
Соединенные мужская и женская фигурки разных цветов – единство двух начал, славянский аналог Инь-Янь. Название Мартинички уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу.

Славянская обрядовая кукла Мировое Дерево.
Помимо кукол-неразлучников, «охранявших» свадебный поезд, были на русских свадьбах и другие куклы-«защитники». Среди них особое место занимало «мировое дерево». В старину у славян мир уподоблялся дереву, корни символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, крона – небеса (Мировое дерево). Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни. Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, куски его раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с Мировым деревом получали молодые.

Славянская обереговая кукла Московка.
Кукла Московка – оберег крепкой дружной семьи. Ее держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке и не давали в руки никому чужому.
Основа куклы – березовое полено или «скалка» из ткани – символ мужской силы, а сама она – архетип матери и символизирует материнскую заботу и любовь. Если в семье женщина никак не могла родить, то изготавливалась куколка - Московка, чтобы помогала своей статностью и великолепием принести и воплотить в семье дух счастливого материнства и отцовства.
По народному поверью, эта кукла помогает воплотить в жизнь желание иметь здорового ребенка, а также охраняет добрые отношения в семье.

Славянская обереговая кукла в дорогу - Подорожница.


Кукла в дорогу. Их крутила хозяйка мужу в дорогу, когда он уходил на охоту, на рыбалку. Она совсем маленькая, ладошечная. Он ее держал в кулачке. В узелочек жена клала золу - символ домашнего очага, чтобы благополучно вернулся в дом, или крупу - чтобы он был сыт в дороге! Кукла «в Дорогу» помогает мужчинам не разорвать связь с домом, с семьей, всегда чувствовать тепло и заботу близких.

Славянская обереговая кукла Неразлучники.
Кукла-оберег - неразлучники. Интересна история этой куклы. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне
по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам.

Славянский Обережник.
Обережник делается из лент, осиновых палочек, кукол - ангелочков, бусин, листьев и другой разной привлекающей взгляд мелочи.
На Руси важно было привлечь внимание входящего в дом человека яркими, разнообразными и блестящими висюльками, чтобы отвлечь его от дурных мыслей, с которыми он мог войти в ваш дом. Видя такую красоту, человек отвлекался, терялся и забывал все плохое и злое, что было у него на уме.

Славянская обереговая кукла Очистительная.
По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы. Кукла общеславянская, бытовала повсеместно. Главное (каноническое) - наличие груди, ног и обережного креста в нижней части тела.

Славянская обережная кукла Параскева.
Кукла Параскева (с греч. пятница) в глубоком славянском ведичестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием. Сейчас Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах. Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно будет навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии.

Славянская обрядовая кукла Птица - Радость.
«Птица Радость» - кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Существовал в Тульской губернии, обряд проводился в марте. Участвовали замужние женщины - они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды. Особенно украшали головные уборы в виде птиц. Украшали перьями, меховыми опушками. Женщины сами принимали образы птиц.

Славянская обереговая кукла Северная Берегиня.
Кукла «Северная Берегиня» - это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому. Многослойность этой куклы указывала на множество тел человека, множество миров, множество воплощений души. И все это она призвана уберечь.

Славянская обереговая кукла Симеон - Столпник.
Этот оберег – символ бесконечности жизни, мужского начала, без которого женское – слабо и бесплодно. Чтобы уберечь и сохранить свой РОД, мужчина должен крепко стоять на земле, быть столпом, опорой для всех слабых и беззащитных. Позже появилась традиция дарить этот оберег -куклу Симеон-Столпник - мужчинам, чтобы их силы никогда не иссякали.
Симеон добавляет мужчинам силы.

Славянская обереговая, обрядовая кукла Спиридон - Солнцеворот.
Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома «рулить» в своих делах. Но есть у него еще одно значение: Эту куклу изготавливали, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Спиридон поворотом колеса может изменить жизнь, направив ее в нужную сторону. Так же эта кукла зарекомендовала себя как хороший оберег для автомобилистов и их автомобилей.

Славянская обереговая кукла Счастье.
Куколка Счастье - это народная кукла-оберег. Эта маленькая девочка с очень длинной косой и поднятыми к Солнцу ручками. Коса у куклы толстая - здоровье и долгая жизнь. Кукла крепко стоит на ногах, опираясь на косу. Это говорит о её крепкой опоре в жизни и о счастье, которое она принесет хозяину. Коса, как символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь.

Славянская игровая кукла Утешница.
Кукла Утешница находилась в запасе, не на виду, доставалась только как скорая помощь при болезни (или капризах) для отвлечения малыша. Делалась Утешница из самых ярких тканей, на руках и на поясе навешивались конфеты. Пока ребёнок болен и безутешен, кукла находилась у него. При успокоении кукла убиралась до следующего раза за печку, возможно за образа.

Славянская обереговая кукла Филлиповка (лыко).

Старшая подруга Десятиручки кукла Филлиповка. Это более серьезная и сильная кукла, помощница замужних женщин. И сама кукла Филлиповка это взрослая и мудрая женщина.Кукла Филлиповка не просто мастерица и помощница в делах. Она распорядительница, которая бережет свою хозяйку, помогает ей в работе, в умелом распределении своих сил и времени, в правильной организации работы среди членов семьи или сослуживцев. С помощью куклы Филлиповки мы вспоминаем о главной задаче женщины – быть берегиней и защитницей своей семьи.

Славянская обрядовая, игровая кукла Рябинка.
Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Сильнейший оберег вашему дому от всего нежелательного, негативного. Оберег любви и здоровья в вашем доме. Куклу Рябинку называют Воином против всех проявлений зла.
Сделанная на крестовине из рябины, кукла обладает магическими свойствами, такими, как снятие депрессии, снятие порчи от сглаза, защита от энергий мёртвого мира.

Славянская кукла лекарь - Лихоманки осенние.
Традиционные тряпичные куклы Лихоманки - куклы особенные,это своего рода приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них. Поэтому кукол Лихоманок делают из ярких, очень бросающихся в глаза тканей.

Славянская обережная кукла Банник.
В народе верят, что банник живет и охраняет баню, так же как домовой жилище, и ему полагается после помывки оставлять веник, мыло и воду, чтобы он тоже мог помыться, иначе он разозлиться и обязательно обрызгает кипятком, напустит в баню дыма или кинет раскаленным камнем.
Для русского человека баня была гораздо большим, чем теперешние ванны и души. Баня была и главная больница, и прачечная, и роддом, и место встречи для важных бесед. А сам банник – это самая страшная дворовая нечисть. Обычно банник ведет себя враждебно, если человек нарушает его запреты.

Кукла "Убоженька" или "Жалейка".

Изображала убого человека. Подобная кукла есть только у русского народа.
Убоженька - игровая тряпичная кукла. Изображает убогую старушку или юродивую: большая голова, маленькое туловище, тоненькие ножки, на ногах лоскутки ткани, ручек нет.
Посредством игры этой куклой у детей воспитывались такие качества как сострадание и восприятие людей такими, какие они ест

Традиционная народная кукла

Кукла-оберег для счастливого материнства

Мастер-класс с пошаговым фото «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства»

Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
- научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
- приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны - тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.

Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

Приготовим необходимые материалы и инструменты.


Для выполнения работы нам необходимо:
- грубая хлопчатобумажная ткань;
- кусочки разноцветной и цветной ткани;
- канва;
- кружево:
- нитки красные мулине;
- ножницы;
- синтепон;
- игла.
Делаем скрутку. Для этого берем кусочек хлопчатобумажной ткани размером 30/38, сгибаем ткань пополам.


Туго и ровно скручиваем столбик. Высота столбика будет = 15 см. Столбик обвязываем красными нитками по всей высоте.


Голову округлим немного синтепоном, обозначим нитками шею.


Берем квадрат хлопчатобумажной грубой ткани размером 20/20 см


Квадрат однотонной ткани накладываем на голову.


Закрепляем красной нитью по линии шеи.


Теперь делаем руки. Подвернуть уголок на 1-1,5 см.


Сложить края к середине.


На расстоянии 1см от края делаем ладошку куклы и перетягиваем ткань ниткой.


Нитки после обвязки отрезать не надо.


Перевязываем туго ниткой на месте талии куклы.


Будем делать юбку. Возьмем кусочек цветной ткани размером 12/30 и по верхнему срезу сделаем строчку и небольшую сборку.


Обматываем куколку лоскутиком-юбочкой лицевой стороной внутрь.


Перевязываем туго ниткой по линии талии.


Выворачиваем на лицевую сторону, расправляем.


Берем кусочек канвы, делаем из нее фартук, выдергивая нитки по краю.


Вышьем на фартуке простенький рисунок, но можно и не делать его.


Закрепляем фартук. Располагаем его посередине юбочки, лицевой стороной внутрь, перетягиваем по линии талии.


Отворачиваем фартук.


Кусочек кружева повязываем вокруг головы.


Повязываем голову куклы. Для этого нужно вырезать небольшой треугольник-косынку.


Связываем ниточки на руках куклы. Ведь ей нужно будет держать своих деток.


Делаем младенца. Возьмем кусочек хлопчатобумажной грубой ткани размером 10/7см, туго скрутим столбик и перевяжем его красной нитью. Из белой ткани вырежем косыночку и закрепим ее на голове младенца, как показано на фото.


Запеленаем младенца. Берем лоскуток размером 10/13 для пеленки. Пеленаем, как показано на фото. Открытые края ткани подгибаем вовнутрь, чтобы не было ниток, и работа выглядела аккуратно и эстетично, перевязываем.

Русская армия по праву считается одной из самых сильных и боеспособных в истории. Доказательства этому – множество блистательных побед, одержанных русскими воинами в битвах с превосходившими их по силам противниками.

1. Разгром Хазарского каганата (965 год)

Падение Хазарии стало неизбежным результатом ослабления её политического и военного могущества в противостоянии с Русью. Однако к моменту восточного похода киевского князя Святослава Хазарский каганат всё ещё оставался сильным соперником.
Русский летописец сообщает:

«В лето 6473 (965 год) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар».

По одной из версий, Святослав сначала взял столицу каганата Итиль, а затем захватил Саркел, что и предопределило окончательную победу.

2. Невская Битва (1240 год)

Летом 1240 года шведы с союзниками высадились в месте, где Ижора впадает Неву. Навстречу им выдвинулся небольшой отряд новгородского князя Александра Ярославича. По преданию, князь воодушевил дружину фразой, ставшей впоследствии «крылатой»: «Братья! Не в силах Бог, а в правде!».

Историки полагают, что в соотношении сил преимущество было на стороне шведов - 5 тыс. против 1,4 тыс. Однако, не выдержав мощного и самоотверженного натиска русского войска, шведы бежали. За победу и храбрость Александр получил прозвище «Невский».

3. Ледовое побоище (1242 год)

Вторая знаменитая победа Александра Невского одержана над рыцарями Ливонского ордена в апреле 1242 года на льду Чудского озера.В этот раз вместе с новгородцами в битве принимали участия и владимирские дружины.
Исход битвы предрешила грамотная тактика русских войск. Они окружили немецкие построения с флангов и вынудили их отступить. Количество сторон историки оценивают в 15-17 тыс. русских и 10-12 тыс. ливонцев с наёмниками. В этой битве рыцари потеряли 400 убитыми и 50 пленными.

4. Куликовская битва (1380 год)

Сражение на Куликовом поле подвело итоги длительному противостоянию Руси и Орды. Накануне Мамай вступил в конфронтацию с московским великим князем Дмитрием, отказавшимся увеличивать выплачиваемую Орде дань. Это подтолкнуло хана к военным действиям.
Дмитрию удалось собрать внушительное войско, состоявшее из московских, серпуховских, белозерских, ярославских и ростовских полков. По разным оценкам 8 сентября 1380 года в решающей битве сошлось от 40 до 70 тыс. русских и от 90 до 150 тыс. ордынских войск. Победа Дмитрия Донского значительно ослабила Золотую Орду, что предопределило её дальнейший распад.

5. Битва при Молодях (1572 год)

В 1571 году крымский хан Девлет Гирей во время набега на Москву спалил русскую столицу, но не смог в неё войти. Год спустя, получив поддержку Османской империи, он организовал новый поход на Москву. Однако в этот раз крымско-турецкое войско было вынуждено остановиться в 40 километрах южнее столицы, недалеко от деревни Молоди.
Согласно летописям, Девлет Гирей привел с собой 120-тысячное войско. Однако историки настаивают на цифре 60 тыс. Так или иначе, крымско-турецкие силы значительно превосходили русское войско, численность которого не превышала 20 тыс. человек. Князю Михаилу Воротынскому удалось заманить противника в ловушку и внезапным ударом резерва разгромить его.

6. Московская битва (1612)

Решающим эпизодом Смутного времени стало сражение сил Второго ополчения, возглавляемых Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, с войском гетмана Ходкевича, пытавшегося деблокировать польско-литовский гарнизон, запершийся в Кремле.
Первые часы развернувшегося в районе Замоскворечья боя польско-литовские отряды, превосходившие в численности русских (12 тыс. против 8 тыс.), усиленно их теснили. Но, как пишут летописи, русские полководцы воспользовались небольшой передышкой и сумели восстановить моральный дух войска.
Контрнаступление ополчения в итоге внесло сумятицу в лагерьЯна Ходкевича и обратило противника в бегство.

«Надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно», – замечает польский хронист.

7. Полтавская битва (1709 год)

Осенью 1708 года вместо похода на Москву шведский король Карл XII повернул на юг, чтобы переждать зиму и с новыми силами двинуться на столицу. Однако, не дождавшись подкрепления от Станислава Лещинского. Получив отказ в помощи от турецкого султана, он решился дать генеральное сражение русской армии под Полтавой.
В битве участвовали не все собранные силы. По разным причинам со шведской стороны из 37 тыс. в бой вступило не более 17 тыс. человек, с русской – из 60 тыс. сражалось около 34 тыс. Победа, добытая русскими войсками 27 июня 1709 года под командованием Петра I, внесла перелом в Северную войну. Вскоре был положен конец шведскому господству на Балтике.

8. Чесменский бой (1770 год)

Морское сражение в Чесменской бухте пришлось в разгар русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Русский флот под командованием Алексея Орлова, обнаружив на рейде турецкие корабли, первым решился атаковать неприятеля.

Несмотря на то, что русский флот значительно уступал турецкому (соотношение кораблей: 30/73) он довольно быстро обеспечил себе стратегическое преимущество.
Сначала удалось поджечь флагманский корабль турецкой эскадры «Бурдж-у-Зафер», а за ним последовал общий пожар неприятельского флота. С 3 часов ночи до 9 утра сгорело более полусотни турецких судов. Победа позволила России серьёзно нарушить турецкие коммуникации в Эгейском море и обеспечить блокаду Дарданелл.

9. Сражение при Козлуджи (1774 год)

Сражение при Козлуджи

В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия добыла ещё одну важнейшую победу. Русская армия под командованием Александра Суворова и Михаила Каменского близ города Козлуджи (ныне Суворово в Болгарии), будучи на невыгодной позиции и уступая в численности турецким войскам (24 тыс. против 40 тыс.), смогла достичь положительного результата.
Действию русских войск серьёзно мешала лесистая местность, которая скрывала турецкие силы и затрудняла применение артиллерии. Тем не менее, в ходе 8-часового боя в условиях сильной жары Суворову удалось выбить турок с возвышенности и обратить их в бегство, даже не прибегая к штыковой атаке. Эта победа во многом предрешила исход русско-турецкой войны и заставила Османскую империю подписать мирный договор.

10. Взятие Измаила (1790 год)

Взятие твердыни – турецкой крепости Измаил в полной мере раскрыло полководческий гений Суворова. Ранее Измаил не покорился ни Николаю Репнину, ни Ивану Гудовичу, ни Григорию Потёмкину. Все надежды теперь возлагались на Александра Суворова.

Полководец в течение шести дней вёл подготовку к осаде Измаила, отрабатывая с войсками взятие деревянного макета высоких крепостных стен. Накануне штурма Суворов послал Айдозле-Мехмет-паше ультиматум:

«Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление – и воля. Первый мой выстрел – уже неволя. Штурм – смерть».

«Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил», – ответил паша.

Дунай не изменил своего течения, но менее чем за 12 часов защитники были скинуты с крепостных верхов, а город взят. Благодаря умелой осаде из 31 тыс. солдат русские потеряли чуть более 2 тыс., турки из 35 тыс. недосчитались 26 тыс.

11. Сражение у мыса Тендра (1790 год).

Командующий турецкой эскадрой Хасан-Паша сумел убедить султана в скором поражении военно-морского флота России, и в конце августа 1790 года выдвинул основные силы к мысу Тендра (недалеко от современной Одессы). Однако для ставшего на якорь турецкого флота стало неприятным сюрпризом быстрое приближение русской эскадры под командованием Фёдора Ушакова.
Несмотря на превосходство в количестве кораблей (45 против 37), турецкий флот попытался обратиться в бегство. Однако к тому времени русские корабли уже атаковали передовую линию турок. Ушакову удалось вывести из боя все флагманские корабли турецкого флота и тем самым деморализовать остаток вражеской эскадры.

Русский флот при этом не потерял ни одного корабля.

12. Бородинская битва (1812 год)

Картина Луи Лежена "Бородинское сражение"

26 августа 1812 года в сражении под деревней Бородино в 125 километрах западнее Москвы сошлись значительные силы французской и русской армий. Регулярные войска под командованием Наполеона насчитывали около 137 тыс. человек, армия Михаила Кутузова с примкнувшими к ней казаками и ополчением достигала 120 тыс.
Исход Бородинской битвы является дискуссионным. Однако большинство историков сходится во мнении, что ни одна сторона не добилась решающего перевеса. Бородинское сражение стало самым кровопролитным за всю историю однодневных сражений. Русские, по разным оценкам, потеряли от 40 до 46 тыс. человек, французы – от 30 до 40 тыс. Армия Наполеона, оставившая на Бородинском поле около 25% своего состава, во многом утратила боеспособность.

13. Сражение под Елисаветполем (1826 год)

Одним из ключевых эпизодов русско-персидской войны 1826-1828 годов стало сражение недалеко от Елисаветполя (ныне азербайджанский город Гянджа). Победа, добытая тогда русскими войсками под командованием Ивана Паскевича над персидской армией Аббас-Мирзы, стала образцом полководческого искусства.
Паскевичу удалось использовать замешательство угодивших в овраг персов для нанесения контрудара. Несмотря на превосходящие силы противника (35 тыс. против 10 тыс.) русские полки начали теснить армию Аббас-Мирзы по всему фронту атаки. Потери русской стороны составили 46 убитых, персы недосчитались 2000 человек.

14. Взятие Эривани (1827 год)

"Взятие русскими войсками Эриванской крепости", Ф. Рубо

Падение города-крепости Эривани стало кульминацией многочисленных попыток России установить контроль над Закавказьем. Построенная еще в середине XVI столетия крепость считалась неприступной и не раз становилась камнем преткновения для русской армии.
Ивану Паскевичу удалось грамотно осадить город с трех сторон, расставив по всему периметру пушки. «Артиллерия русских действовала прекрасно», – вспоминали оставшиеся в крепости армяне. Паскевич совершенно точно знал, где располагались персидские позиции. На восьмой день осады русские солдаты ворвались в город и расправились с гарнизоном крепости штыками.

15. Сражение при Сарыкамыше (1914 год)

К декабрю 1914 года в ходе Первой мировой войны Россия занимала фронт от Чёрного моря до озера Ван протяженностью 350 км, при этом значительная часть Кавказкой армии была выдвинута вперёд – вглубь турецкой территории. У Турции возник соблазнительный план обойти с фланга русские силы, перерезав тем самым железную дорогу Сарыкамыш-Карс.

12 декабря совершавшие обходной маневр турецкие войска заняли Бардус и выдвинулись к Сарыкамышу. Необычно морозная погода помогла русским защитникам города во главе с генералом Николаем Пржевальским выдержать натиск превосходящих сил противника, отбросить с подходом резерва турецкие части и окружить их. Турецкая армия под Сарыкамышем потеряла 60 тыс. человек.

16. Брусиловский прорыв (1916 год)

Наступательная операция Юго-Западного фронта под командованием генерала Алексея Брусилова, проведенная с мая по сентябрь 1916 года, стала, по мнению военного историка Антона Керсновского, «победой, какой в мировую войну мы ещё не одерживали». Впечатляет и количество сил, которые были задействованы с обеих сторон – 1 732 000 русских солдат и 1 061 000 солдат австро-венгерской и германской армий.
Брусиловский прорыв, благодаря которому были заняты Буковина и Восточная Галиция, стал переломным моментом в Первой мировой войне. Германия и Австро-Венгрия потеряв значительную часть армии, отражая русскую наступательную операцию, в итоге отдали стратегическую инициативу Антанте.

17. Битва за Москву (1941-1942 годы)

Длительная и кровопролитная оборона Москвы, начавшаяся в сентябре 1941 года, с 5 декабря перешла в наступательную фазу, завершившуюся 20 апреля 1942 года. Под Москвой советские войска нанесли первое болезненное поражение Германии, сорвав тем самым планы немецкого командования захватить столицу до наступления холодов.
Протяженность фронта Московской операции развернувшегося от Калязина на севере до Ряжска на юге превышала 2 тыс. км. С обеих сторон в операции принимало участие более 2,8 млн. военных, 21 тыс. минометов и орудий, 2 тыс. танков и 1,6 тыс. самолётов.
Немецкий генерал Гюнтер Блюментрит вспоминал:

«Теперь политическим руководителям Германии важно было понять, что дни блицкрига канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться».

18. Сталинградская битва (1942-1943 годы)

Сталинградская битва считается крупнейшим сухопутным сражением в истории человечества. Суммарные потери обеих сторон по приблизительным подсчетам превышают 2 млн. человек, в плен попали около 100 тыс. немецких солдат. Для Стран «оси» поражение под Сталинградом оказалось решающим, после него Германия уже не смогла восстановить свои силы.
Французский писатель Жан-Ришар Блок в те победные дни ликовал: «Слушайте, парижане! Первые три дивизии, которые вторглись в Париж в июне 1940 года, три дивизии, которые по приглашению французского генерала Денца осквернили нашу столицу, этих трёх дивизий – сотой, сто тринадцатой и двести девяносто пятой – не существует больше! Они уничтожены под Сталинградом: русские отомстили за Париж!».

20. Взятие Берлина (1945 год)

Советская артиллерия на подступах к Берлину, апрель 1945 года.

Штурм Берлина стал завершающей частью Берлинской наступательной операции продолжавшейся 23 дня. Захват германской столицы советские войска были вынуждены осуществлять в одиночку из-за отказа союзников участвовать в этой операции. Упорные и кровопролитные бои унесли жизни как минимум 100 тыс. советских солдат.

«Это немыслимое дело, чтобы такой огромный укреплённый город был так быстро взят. Других таких примеров в истории Второй мировой войны мы не знаем», – писал историк Александр Орлов.

Результатом взятия Берлина стал выход советских войск к реке Эльба, где и произошла их знаменитая встреча с союзниками.

Выбор места сражения. Дозоры донесли князю Александру, что незначительный отряд противника двинулся к Изборску, а большая часть войска повернула к псковскому озеру. Получив это известие, Александр повернул свои войска на восток к берегу Чудского озера. Выбор был продиктован стратегическими и тактическими расчетами. На этой позиции Александр Невский со своими полками отрезал неприятелю все возможные пути подхода к Новгороду, оказываясь, таким образом, в самом центре всех возможных маршрутов противника. Вероятно, русский военачальник знал о том, как 8 лет назад на скованных льдами водах реки Эмбах его отец, князь Ярослав Всеволодович, разбил рыцарей, знал о преимуществах сражения с тяжеловооруженными рыцарями в зимних условиях.

Александр Невский решил дать бой противнику на Чудском озере, севернее урочища Узмень, у острова Вороний Камень. О знаменитом "Ледовом побоище" до нас дошли несколько важных источников. С русской стороны - это Новгородские летописи и "Житие" Александра Невского, из западных источников - "Рифмованная хроника" (автор неизвестен).

Вопрос о численности. Один из наиболее сложных и спорных вопросов - численность армий противников. Летописцы обеих сторон не приводили точных данных. Некоторые историки полагали, что численность немецких войск составила 10-12 тысяч человек, а новгородцев - 12-15 тысяч человек. Вероятно, что в ледовом побоище приняли участие немного рыцарей, а большую часть немецкого воинства составляли ополченцы из числа эстов и ливов.

Подготовка сторон к битве. Утром 5 апреля 1242 г. рыцари-крестоносцы выстроились в боевой порядок, иронично именуемый русскими летописцами "великой свиньей" или клином. Острие "клина" было направлено на русских. По флангам боевого строения встали закованные в тяжелые латы рыцари, а внутри расположились легковооруженные воины.

О боевом расположении русской рати в источниках нет подробных известий. Вероятно, это был обычный для военной практики русских князей того времени "полчный ряд" со сторожевым полком впереди. Боевые порядки русских войск были обращены к обрывистому берегу, а за одним из флангов в лесу была укрыта дружина Александра Невского. Немцы вынуждены были наступать по открытому льду, не зная точного расположения и численности русских войск.

Ход сражения. Несмотря на скупое освещение хода знаменитой битвы в источниках, ход сражения схематически ясен. Выставив длинные копья, рыцари атаковали "чело", т.е. центр русской рати. Осыпаемый градом стрел "клин" врезался в расположение сторожевого полка. Автор "Рифмованной хроники" писал: "Вот знамена братьев проникли в ряды стрелков, было слышно, как звенят мечи, и было видно, как рубились шлемы, с обеих сторон падали мертвые". О прорыве немцами сторожевого полка писал и русский летописец: "Немцы же и чюдь пробишася свиньею сквозе полкы".

Этот первый успех крестоносцев был, видимо, предусмотрен русским полководцем, так же как и встреченные после этого непреодолимые для врага затруднения. Вот как писал об этом этапе боя один из лучших отечественных военных историков: "…Наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, произошло скучивание рыцарской конницы, т.к. задние шеренги рыцарей подталкивали передние, которым негде было развернуться для боя".

Русские войска не дали немцам развить свой успех на флангах, и немецкий клин оказался прочно зажатым в клещи, потеряв стройность рядов и свободу маневра, что и оказалось гибельным для крестоносцев. В самый неожиданный для противника момент Александр отдал распоряжение засадному полку атаковать и окружить немцев. "И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди", - сообщал летописец.


Вооруженные специальными крючьями русские ополченцы и дружинники стаскивали рыцарей с коней, после чего тяжеловооруженные "божьи дворяне" становились полностью беспомощными. Под тяжестью скучившихся рыцарей подтаявший лед стал трещать и кое-где трескаться. Только часть крестоносного воинства сумела вырваться из окружения, пытаясь спастись бегством. Часть рыцарей утонула. В завершение "Ледового побоища" русские полки преследовали отступающего по льду Чудского озера супостата "семь верст до Соколицкого берега". Разгром немцев увенчался договором между орденом и Новгородом, по которому крестоносцы покидали все захваченные русские земли и возвращали пленных; со своей стороны псковичи также отпускали плененных немцев.

Значение битвы, ее неповторимый результат. Разгром шведских и немецких рыцарей - яркая страница военной истории России. В Невской битве и Ледовом побоище русские войска под началом Александра Ярославича Невского, выполняя оборонительную по существу задачу, отличались решительными и последовательными наступательными действиями. Каждый последующий поход полков Александра Невского имел собственную тактическую задачу, но сам полководец не выпускал из виду и общую стратегию. Так, в сражениях 1241-1242 гг. русский военачальник наносил целый ряд последовательных ударов по противнику, прежде чем произошло решающее сражение.


Новгородские войска во всех сражениях со шведами и немцами великолепно использовали фактор внезапности. Неожиданной атакой были уничтожены шведские рыцари, высадившиеся в устье Невы, стремительным и неожиданным ударом немцы были выбиты из Пскова, а затем из Копорья, наконец, быстрой и внезапной была атака засадного полка в Ледовом побоище, что привело к полному смятению боевых рядов противника. Боевые порядки и тактика русских войск оказались более гибкими, чем пресловутое построение клином войск ордена. Александр Невский, используя рельеф местности, сумел лишить врага пространства и свободы маневра, окружить и уничтожить.

Необычность битвы на Чудском озере еще и в том, что впервые в военной практике средневековья тяжелая конница была разбита пешим войском. По справедливому замечанию историка военного искусства, "тактическое окружение немецко-рыцарского войска русской ратью, т.е. применение одной их сложных и решительных форм военного искусства, является единственным случаем всего феодального периода войны. Только русская рать под командованием талантливого полководца могла осуществить тактическое окружение сильного, хорошо вооруженного противника".


Победа над немецкими рыцарями была чрезвычайно важна в военно-политическом отношении. Был на долгое время отсрочен натиск немцев на Восточную Европу. Новгород Великий сохранил возможность поддерживать экономические и культурные связи с европейскими странами, отстоял возможность выхода к Балтийскому морю, защитил русские земли в Северо-западном регионе. Разгром крестоносцев подталкивал к сопротивлению крестоносной агрессии и другие народы. Вот как оценил историческое значение Ледового побоища известный историк Древней Руси М.Н. Тихомиров: "В истории борьбы с немецкими завоевателями Ледовое побоище является величайшей датой. Эту битву можно сравнить только с Грюнвальдским разгромом тевтонских рыцарей в 1410 г. Борьба с немцами продолжалась и далее, но немцы никогда не могли уже нанести сколько-нибудь существенного вреда русским землям, а Псков оставался грозной твердыней, о которую разбивались все последующие нападения немцев". Несмотря на то, что мы видим известное преувеличение автором значения победы на Чудском озере, с ним можно согласиться.

Еще одно важное последствие Ледового побоища следует оценивать в рамках общего положения Руси в 40-е гг. XIII в. В случае поражения Новгорода создавалась бы реальная угроза захвата северо-западных русских земель войсками ордена, а если учесть, что Русь уже была покорена татарами, то избавиться от двойного гнета русскому народу, вероятно, было бы в два раза труднее.

При всей тяжести татарского гнета, было одно обстоятельство, которое, в конечном итоге оказалось в пользу Руси. Покорившие Русь монголо-татары в XIII в. оставались язычниками, с уважением и опаской относившимися к чужой вере и не посягавшими на нее. Тевтонское воинство, курируемое лично римским папой, пыталось всеми мерами внедрить на завоеванных территориях католицизм. Уничтожение или хотя бы подрыв православной веры для разрозненных, утерявших единство русских земель означал бы потерю культурной самобытности и утрату всякой надежды на восстановление политической независимости. Именно православие в эпоху татарщины и политической раздробленности, когда население многочисленных земель и княжеств Руси почти утратило чувство единства, было основой возрождения национального самосознания.

Читайте также другие темы части IX "Русь между Востоком и Западом: битвы XIII и XV вв." раздела "Русь и славянские страны в средние века":

  • 39. "Кто суть и отколе изыдоша": татаро-монголы к началу XIII в.
  • 41. Чингисхан и "мусульманский фронт": походы, осады, завоевания
  • 42. Русь и половцы накануне Калки
    • Половцы. Военно-политическая организация и социальная структура половецких орд
    • Князь Мстислав Удалой. Княжеский съезд в Киеве - решение помочь половцам
  • 44. Крестоносцы в Восточной Прибалтике