Кубики для обучения чтению. Учимся читать. Как научить читать ребенка. Метод Зайцева. Когда начинать занятия

Причины нерегулярных месячных

Может меняться в разные периоды жизни женщины:

  • В первые месяцы и даже первые два года после начала менструации цикл может устанавливаться медленно и идти не по плану.
  • Около 35 лет длительность менструации может сократиться.
  • После родов месячные могут отсутствовать, пока мама кормит грудью малыша.
  • В 50 лет женщина приближается к менопаузе, и в это время менструальный цикл часто становится короче или менее стабильным: менструация у женщин может приходить не каждый месяц, кровотечение может усиливаться или уменьшаться.

Все эти изменения совершенно нормальны и не являются поводом для тревоги. А чтобы не упустить проблему или нестандартную ситуацию, требующую врачебного вмешательства, советуем вести подробный календарь менструации. Отмечайте все необычные симптомы и сбои в своем цикле.

Каждый месяц записывайте в календаре всё о менструации :

  • Сколько длится ваш менструальный цикл?

Отмечайте в календаре первый день каждой менструации. Период между первыми днями двух менструаций подряд и называется циклом. Так вы сможете отследить длительность и стабильность своего менструального цикла, который в норме длится 21-35 дней.

  • Каков характер выделений во время месячных?

Наверняка, вы можете сказать, как чаще всего проходят ваши месячные. Стоит делать пометки в календаре, насколько обильные выделения у вас каждый месяц, сколько тампонов или прокладок вы используете, есть ли какие-то изменения цвета и структуры выделений.

  • Любые изменения влагалищных выделений

Кровянистые пятна на белье между менструациями, изменение цвета, количества, структуры и запаха вагинальных выделений, зуд, проблемы со смазкой.

  • Боли в низу живота любого характера (не только менструальные).
  • Периоды депрессии, перемены настроения, раздражительности .

Все эти отметки позволят вам нарисовать подробную картину своего женского здоровья и облегчат врачам труд по диагностике вашего состояния и назначению подходящих лекарств, если это необходимо.

А теперь давайте остановимся на возможных нарушениях менструального цикла подробнее. Врачи-гинекологи разделяют их на первичные и вторичные.

Первичные нарушения менструального цикла

К первичным нарушениям цикла можно отнести «первичную аменорею». Она выявляется у девочек-подростков.

В норме месячные должны начаться до 15 лет. А если этого не происходит, девочке нужно показаться врачу. Причины отсутствия месячных у девочек после 15 лет могут быть разными:

  • Дефицит массы тела. Одна из самых распространенных причин. Минимальной массой тела для наступления первой менструации считается 45 кг. В этом случае решить проблему довольно просто: нужно следить за питанием.
  • Аномалии развития половых органов. Иногда они могут выражаться абсолютно бессимптомно. Поэтому девочкам нужно регулярно проходить осмотр, чтобы врач вовремя мог поставить диагноз и назначить необходимое лечение.
  • Поражения яичников (недоразвитие), гипофиза и гипоталамуса. Это также может выявить только врач.
  • Задержка полового развития. Перед наступлением месячных у девочек начинает расти грудь, появляются волосы под мышками и в интимной зоне. Если этого не происходит до 13-15 лет, это повод обратиться к врачу.

Кроме того, девушки должны знать, что менструальный цикл очень редко устанавливается сразу, как правило, это занимает около года. И в этот период месячные могут быть нерегулярными, а также скудными или наоборот - более обильными. В этом нет ничего аномального. Но если первые месячные начались больше года назад, а цикл так и не установился, это повод обратиться к врачу.

Вторичные нарушения менструального цикла

О вторичных нарушениях цикла врачи говорят, когда сбой произошел в уже устоявшемся цикле.

Причины нарушения:

  • Беременность. Если месячные не начались в срок, первое, о чем стоит подумать, это, конечно, о возможной беременности.
  • Стресс. Одна из самых распространенных причин нарушения цикла. Конечно, сказать, что не надо волноваться, намного проще, чем сделать. Но мы должны всегда об этом помнить и при необходимости не стесняться обратиться за помощью к друзьям или психотерапевту.
  • Серьезные физические нагрузки. Одно дело - заниматься спортом для здоровья и хорошей фигуры, и совсем другое - изнурять организм ежедневными интенсивными тренировками. Это может привести к гормональному сбою и исчезновению необходимой для женщин жировой прослойки. Дело в том, что жир - важная составляющая цепочки гормональных преобразований. И если содержание жировой ткани в организме станет меньше 18-25%, это может привести к нарушению менструальной функции.
  • Строгая диета. Как и в предыдущем пункте диета может стать причиной гормонального сбоя и уменьшению жировой прослойки до критического минимума. Поэтому никогда не увлекайтесь строгими диетами, отдайте предпочтение здоровому сбалансированному рациону.
  • Простуда или обострение хронических заболеваний. Любое изменение состояния, даже незначительное повышение температуры, может стать причиной задержки месячных.
  • Смена климата и часовых поясов. Женщины нередко замечают, что цикл сбился, когда путешествуют. Поэтому, собираясь в страну с другим климатом, будьте готовы, что месячные могут начаться раньше или наоборот - позже срока.
  • Противозачаточные таблетки. Часто оральные контрацептивы назначают для восстановления менструального цикла. Но бывает и наоборот: если долгое время принимать таблетки, а затем резко прекратить их пить, то менструальный цикл может немного сбиться. Почему это происходит? Организм расслабился. Он привык получать гормоны извне, а теперь ему нужно начать вырабатывать их самостоятельно. Поэтому, если в первое время после отмены препаратов ОК цикл никак не нормализуется, нужно посетить гинеколога.
  • Различные заболевания половой системы. В этом случае диагноз может поставить только врач. Поэтому, если нарушения менструального цикла носят не единичный характер, а стали для вас нормой, обязательно запишитесь к гинекологу.

Менструальный цикл это то время, которое проходит от первого дня одной менструации до первого дня следующей менструации. У большинства женщин менструальный цикл регулярен: это означает, что между менструациями проходит одно и то же количество дней.

Длительность менструального цикла у большинства женщин находится в пределах от 24 до 38 дней. При этом отклонения в 2-3 дня в одну или другую сторону не являются критичными и не требуют обращения к врачу.

О нерегулярном менструальном цикле говорят, если:

  • Месячные каждый раз приходят через разные промежутки времени, и женщина практически не может предугадать, когда начнется следующая менструация.
  • Месячные каждый раз длятся разное количество дней (например, один раз 3 дня, в другой раз 8 дней).
  • Месячные каждый раз имеют разную степень обильности (иногда очень обильные, иногда более скудные).

Причины нерегулярных месячных

Нерегулярный менструальный цикл практически всегда говорит о том, что у женщины есть проблемы со здоровьем. Основной причиной нерегулярных месячных является гормональный сбой, вызвать который могут самые разные факторы. Мы перечислим самые распространенные причины нерегулярных месячных:

  • Стресс и физические перегрузки

Физическое и эмоциональное состояние женщины очень важно для нормального функционирования ее половой и эндокринной систем. Конфликтные ситуации и переутомление провоцируют выброс гормонов стресса (кортизол и др.), которые влияют на выработку женских половых гормонов и нередко приводят к сбою менструального цикла. В эту же категорию причин можно отнести недосып, избыток кофеина и алкоголя, строгие диеты.

  • Избыточный вес

Пара лишних килограмм не могут повлиять на менструальный цикл, но если счет идет на десятки лишних кг, то сбой менструального цикла вполне вероятен. Все дело в том, что в жировой ткани вырабатываются андрогены (мужские половые гормоны), и чем больше жировой ткани, тем больше мужских гормонов вырабатывается. Андрогены не только вызывают сбой менструального цикла, но также могут стать причиной жирной кожи, угревой сыпи на лице, избыточного роста волос на лице и на теле.

  • Синдром поликистозных яичников (СПКЯ)
  • Заболевания щитовидной железы

Нарушение работы щитовидной железы оказывает влияние на менструальный цикл. Как избыток, так и недостаток гормонов щитовидной железы может стать причиной нерегулярных месячных.

  • Гиперплазия эндометрия

Гиперплазия эндометрия это состояние, при котором внутренняя оболочка матки (эндометрий) разрастается и утолщается, приводя к нециклическим (нерегулярным) маточным кровотечениям. Существует несколько возможных причин гиперплазии эндометрия, но наиболее частой причиной этого состояния является гормональный дисбаланс. Опасность этого заболевания заключается в том, что у некоторых женщин, не получающих лечения, гиперплазия эндометрия может переходить в .

  • Полипы матки
  • Миома матки
  • Отмена противозачаточных таблеток

После отмены ОК сбои цикла случаются довольно часто. К счастью, это не опасно для здоровья и обычно не требует лечения. Менструальный цикл восстанавливается самостоятельно в течение 2-3 месяцев. Лечение может потребоваться в том случае, если месячные не стали регулярными спустя 4 и более месяцев после отмены противозачаточных таблеток.

  • Прием средств экстренной контрацепции (Постинор, Эскапел и др.)

Нерегулярный цикл после родов

После беременности и родов нередко наблюдаются нерегулярные месячные. Если женщина не кормит грудью, то месячные, как правило, приходят в первые 6-12 недель после родов. Еще в течение 3-6 месяцев после этого менструальный цикл может быть нерегулярным. Это нормальное явление, которое не требует лечения.

Обратитесь к врачу в случае, если вы не кормите грудью и:

  • месячные не пришли в первые 3 месяца после родов
  • менструальный цикл не стал регулярным в течение 6 месяцев после прихода первых месячных

Обратите внимание на то, что даже при нерегулярных месячных вы можете забеременеть, а значит, вам следует использовать или , если вы пока не планируете повторную беременность.

Нерегулярный цикл при грудном вскармливании

Если женщина кормит грудью, то первые месячные, как правило, приходят через 4-6 месяцев после родов. Тем не менее, у некоторых женщин месячные начинаются в первые 3 месяца после родов, а иногда менструации отсутствуют до тех пор, пока не прекратится грудное вскармливание. Все эти состояния абсолютно нормальны.

Нерегулярные месячные при грудном вскармливании наблюдаются очень часто. Это связано с повышенным уровнем гормона пролактина, который изменяет работу яичников и может подавлять овуляцию. Как правило, регулярный менструальный цикл устанавливается когда ребенок перестает просить грудь по ночам, или после полного отлучения от груди.

Обратитесь к врачу, если:

  • месячные не пришли в первые 3 месяца после прекращения грудного вскармливания
  • нерегулярный менструальный цикл сохраняется в течение 6 месяцев и более после прекращения грудного вскармливания
  • задержка месячных составляет более 3 месяцев

Имейте в виду, что даже если у вас нет месячных, риск беременности все равно сохраняется. Вы можете забеременеть даже если кормите грудью и после родов у вас еще не было месячных. Если вы пока не планируете повторную беременность, используйте презервативы или .

Нерегулярный цикл после 40 лет

Нужно ли лечиться при нерегулярных месячных?

Нерегулярный менструальный цикл может наблюдаться в норме только в перечисленных выше ситуациях (у подростков, после родов, у женщин старше 40 лет). Во всех остальных случаях нерегулярные месячные являются симптомом гормональных расстройств и практически всегда требуют лечения.

Лечение при нерегулярном менструальном цикле

Нерегулярный менструальный цикл это не заболевание, а только симптом, который может наблюдаться при различных расстройствах. Именно поэтому лечение нерегулярных месячных может радикально отличатся в зависимости от той причины, которая лежит в его основе.

Для лечения нерегулярных месячных могут применяться следующие методы:

  • Изменение образа жизни
  • Смена метода контрацепции

Поговорим о каждом из этих методов ниже.

Изменение образа жизни

Как мы уже выяснили в первой части этой статьи, некоторые привычки могут пагубно сказаться на менструальном цикле. Если вы подозреваете, что нерегулярные месячные связаны с вашим образом жизни (частыми стрессами, недоеданием, чрезмерными физическими нагрузками, строгими диетами и т.д.), дайте своему организму передышку и понаблюдайте за тем, как это отразится на вашем цикле.

Выявление и лечение основного заболевания

К частым причинам нерегулярных месячных относят поликистоз яичников и заболевания щитовидной железы. Эти состояния сопровождаются нарушением гормонального баланса, поэтому основной целью лечения является восстановление гормонального равновесия в организме.

Для восстановления регулярного менструального цикла при поликистозе яичников нередко назначаются гормональные противозачаточные таблетки (ОК) с антиандрогенным эффектом ( , и др.) Если при поликистозе наблюдается длительная задержка менструации, то может быть назначена гормональная терапия Дюфастоном.

При заболеваниях щитовидной железы назначаются препараты, нормализующие ее работу. Если уровень гормонов щитовидной железы понижен, назначается заместительная гормональная терапия, восполняющая недостаток гормонов. При чрезмерно высоком уровне гормонов щитовидной железы назначаются лекарства, подавляющие выработку гормонов, либо рекомендуется хирургическая операция на щитовидной железе.

Назначение противозачаточных таблеток

Комбинированные оральные контрацептивы (КОК) широко применяются в лечении нерегулярных месячных. При этом противозачаточные таблетки могут быть рекомендованы даже если вы не живете половой жизнью.

В некоторых ситуациях назначаются и женщинам, планирующим беременность, если у них наблюдается нерегулярный цикл. Прием ОК в течение 6 месяцев и более нормализует цикл, и после отмены препарата повышается шанс на зачатие.

Смена метода контрацепции

Каждый организм уникален и может по-разному реагировать на различные методы контрацепции. Так, например, если на фоне приема противозачаточных таблеток наблюдаются прорывные маточные кровотечения или очень частые мажущие выделения, врач может рекомендовать сменить этот ОК на другой препарат с более высокой дозировкой или с другим гормональным составом.

Нерегулярные месячные могут наблюдаться у женщин, использующих . В некоторых случаях единственным методом лечения такого состояния будет извлечение спирали и назначение другого метода контрацепции.

Почему возникает и как проявляется нерегулярный менструальный цикл, официальные и народные методы лечения сбоев, ведение календаря месячных.

Содержание статьи:

Нерегулярный менструальный цикл - это цикл, у которого нарушена периодичность или длительность. Такие сбои хоть раз в жизни происходят у каждой представительницы прекрасного пола. Однако не всегда они являются патологией. Рассмотрим подробнее, что такое нерегулярный менструальный цикл, причины такого нарушения и методы его лечения.

Основные причины нерегулярного менструального цикла

Женский организм во многом схож со сверхчувствительным прибором: малейшие изменения в настройках или нарушение в эксплуатации может привести к сбоям в работе. Особенно остро реагирует репродуктивная система и в частности менструальный цикл. Внести перемены в характер менструации может самый широкий диапазон факторов - от эмоций до гормональных изменений. Условно все эти возможные причины можно разделить на несколько групп: внешние и внутренние (медикаментозные и патологические).

Внешние причины нерегулярного менструального цикла


Причины, которые меняют цикл воздействием извне, встречаются в жизни женщины чаще всего. При этом они менее опасны и легче поддаются корректировке, по сравнению с внутренними факторами.

В ТОП внешних «нарушителей» менструаций попали:

  1. Стрессовые состояния;
  2. Невроз;
  3. Резкая смена климата (отпуск или переезд);
  4. Физическое перенапряжение;
  5. Изменения характера половой жизни (активизация или ее отсутствие);
  6. Резкая смена веса - как в сторону сброса, так и в сторону увеличения;
  7. Диеты, голодание;
  8. Вредные привычки;
  9. Чрезмерная увлеченность кофеином;
  10. Хроническая усталость.

Внутренние причины нерегулярного менструального цикла


Внутренние причины могут привести к серьезным последствиям, поэтому требуют своевременного выявления и лечения. Так, в качестве патологических факторов сбоев менструального цикла могут выступать заболевания самих репродуктивных органов (кисты и опухоли яичников, миомы, полипы и воспаления эндометрия, эндометриоз, нарушения в работе гипофиза и т.п.). Также на протекание и характер менструации могут влиять тяжелые инфекционные и соматические заболевания вне половой сферы.

Свое влияние на цикл оказывают и медикаментозные препараты, действие которых может быть разнонаправленным, в частности:

  • Антидепрессанты могут вызывать задержку месячных и уменьшать их интенсивность.
  • Антикоагулянты и разжижающие кровь препараты не влияют на длительность цикла, но могут усиливать менструальное кровотечение.
  • Гормоны (оральные контрацептивы) при длительном приеме делают месячные более короткими и скудными, при неправильном подборе могут кардинально повлиять и на сроки цикла, и на его характер.
  • Кровоостанавливающие препараты оказывают прямое влияние на количество выделений в сторону уменьшения.
  • Противоязвенные лекарственные средства могут сдвигать время наступления месячных и вызывать задержку.
Повлиять на течение месячных может аборт (медицинский или самопроизвольный), лактационный период, а также установка внутриматочной спирали.

Почему сбился менструальный цикл после отпуска


Довольно часто результатом долгожданного отпуска у моря является не менее долгожданное наступление менструации. Именно так женский организм может отреагировать на резкую смену привычного для него уклада жизни в виде совокупности факторов:
  1. Стресс . Чувствительный женский организм воспринимает как стрессовые даже самые позитивные эмоции и впечатления от отпуска, не говоря уже о нервном напряжении во время сборов в поездку, ожидания выезда и самого путешествия.
  2. Перелет . Вызвать «панику» механизма менструации может смена поясов во время длительного перелета. Интересно, что такая «перезагрузка» стимулирует репродуктивную функцию. Поэтому перелеты через несколько часовых поясов довольно часто рекомендуют женщинам, которые без особых (физиологических и патологических) причин не могут забеременеть.
  3. Смена образа жизни . Чаще всего отдых предполагает более интенсивные нагрузки (плавание, походы, экскурсии и т.д.) за короткий период времени по сравнению с обычными времяпрепровождением в течение остального времени года (сидение в офисе, на диване перед телевизором или в кресле за компьютером и т.д.). Поэтому ответом организма на перегрузку может быть реактивное торможение некоторых функций, в том числе и наступление месячных.
  4. . Шоком для организма может стать и резкая перемена климатических условий. Как результат, жара или экстремальные низкие температуры могут вызвать преждевременные месячные или задержать их наступление.

Обычно женский организм достаточно быстро выходит из подобного «шока», и уже следующий после отпуска цикл начнется по привычному для вас «расписанию».

Почему сбивается менструальный цикл при установке спирали


Установку внутриматочной спирали (ВМС) организм женщины тоже воспринимает как стрессовую ситуацию, к которой нужно приспособиться. Это время адаптации матки к инородному телу и вызывает задержку наступления первых после установки спирали месячных. Максимальный срок такой задержки не должен превышать 21 дня, а сама стабилизация наступления и характера менструации - не больше 3-4 циклов.

Задержка первой менструации после установки ВМС - не единственное последствие этого метода предохранения. Механическое раздражение стенок матки спиралью оказывает не только противозачаточный эффект, но и способно повлиять на длительность и обильность выделений, а также на сопровождающие их ощущения.

Так, большинство женщин, выбравших такой метод контрацепции, отмечает удлинение периода выделений и увеличение их объема. Особенно обильными бывают первые 2-3 цикла после установки ВМС. Часто удлинение критических дней происходит за счет «мазанья», которое может затянуться на несколько дней - как в начале менструации, так и в ее конце.

Меняется и характер ощущений при менструации: у одних болевой синдром усиливается, у других наоборот - уменьшается или исчезает. Плюс к этому «раздражительная» матка становится очень чувствительной к любым воздействиям - физической и эмоциональной нагрузке, всплескам активной половой жизни, смене климата, алкоголю и т.п.

Реакция на любой из перечисленных факторов может быть разная:

  • Во время менструации: выделения могут усилиться или затянуться еще на несколько дней.
  • До начала месячных: срок наступления критических дней может сдвинуться как в сторону задержки, так и в сторону начала - раньше ожидаемой даты.
  • В межменструальный период: возможно появление мажущихся выделений.
Очень важно помнить, что выходящие за рамки указанных временных параметров отклонения (сильные кровотечения, интенсивные боли, длительные менструации) не должны оставаться без внимания врача. Поскольку ВМС - это все-таки инородное тело, есть женщины, организм которых не хочет мириться с таким «подселенцем».

Отдельно отметим влияние на менструальный цикл спиралей с гормональной составляющей, к примеру, Мирены. В этом случае наблюдается противоположный негормональным спиралям эффект: обильность и продолжительность менструации значительно уменьшается, болевые ощущения проходят.

Замечено, что обильность выделений сокращается примерно на 70-80%, а у некоторых женщин менструация проходит в виде «мазанья» в течение 1-2 дней или вообще отсутствует. Однако после удаления Мирены прежний цикл восстанавливается за 1-3 месяца.

Симптомы нерегулярного менструального цикла


Прежде чем описывать признаки нарушенного менструального цикла, вспомним его основные характеристики в норме:
  1. Цикличность, то есть последовательная смена трех фаз менструального цикла.
  2. Длительность цикла - в пределах 20-45 дней.
  3. Длительность выделений - не меньше 2-х дней и не больше недели.
  4. Объем выделений - от 50 до 150 мл за один цикл.
  5. Признаки ПМС (боли, недомогание и т.д.) - умеренно выраженные или отсутствуют.
Все, что выходит за переделы указанных цифр и описаний, уже считается сбоем цикла. В этом случае проявления отклонений можно условно разделить на две группы:
  1. Изменения длительности и периодичности . Олигоменорея (сокращение цикла), полименорея (увеличение цикла), аменорея (отсутствие месячных).
  2. Изменение характера месячных . Гипоменорея (скудные выделения), гиперменорея, она же меноррагия (обильные месячные с большой потерей крови), метроррагия (кровотечения в межменструальном периоде), альгодисменорея (болезненные месячные), кровотечение после наступления климакса (через 12 месяцев и больше).
Но и здесь есть свои нюансы: если сбои случаются 1-2 раза в год и не сопровождаются серьезными кровопотерями и болевыми ощущениями, они считаются краткосрочным нарушением в пределах нормы. В большинстве случаев такие изменения в протекании месячных вызываются внешними факторами и стабилизируются устранением причины.

Серьезные опасения должны вызывать долгосрочные сбои, которые без врачебной помощи восстановить сложно. Признаками долгосрочных нарушений менструального цикла являются: изменчивость длительности каждого цикла, обильные болезненные месячные после задержки, отсутствие менструального кровотечения на протяжении нескольких месяцев, частые болевые ощущения в период овуляции.

Наиболее восприимчивая к сбоям цикла категория - девочки-подростки и женщины за 40. У первых только происходит «настройка» репродуктивной системы, у вторых - завершение ее работы. Поэтому, если у девочки после первых месячных в течение года цикл не стабилизировался, а у женщины после 40-ка резко изменился - это тоже повод посетить гинеколога.

Особенности лечения менструального цикла

Главная задача при нарушении менструального цикла - найти причину сбоев. Поэтому, если задержку или преждевременный приход месячных спровоцировали внешние факторы (стресс, нагрузка, алкоголь, смена климата или др.), достаточно просто устранить их, и цикл восстановится сам собой.

Лечение изменения менструального цикла медицинскими средствами


Для симптоматического лечения могут назначаться следующие препараты:
  • Анальгетики и спазмолитики (для снятия болевых ощущений);
  • Кровеостанавливающие (дицинон, викасол);
  • Нестероидные противовоспалительные препараты;
  • Антибиотики (при наличии воспалительных процессов);
  • Гормоны (оральные контрацептивы) - для коррекции работы эндокринной системы;
  • Витамины, общеукрепляющие препараты (в случае ослабленного организма).
Если сильное кровотечение не уменьшается при проведении консервативного лечения, проводится выскабливание полости матки.
В случае если сбои в цикле вызваны опухолевыми процессами или поликистозом, причина устраняется хирургическим путем.

В большинстве случаев не требуют лечения сбои после родов, установки и/или удаления спирали, а также после отмены гормональных контрацептивов.

Лечение нерегулярного менструального цикла народными средствами


Вернуть менструальный цикл в норму способны не только изменения образа жизни или медикаментозные методы. В народной медицине также немало рецептов для стабилизации месячных.

Лекарственные травы при обильных месячных:

  • Сбор №1 . Сделайте смесь из 100 г хвоща, 20 г горца перечного, 150 г ромашки, 50 г травы пастушьей сумки, 150 г травы тысячелистника, 50 г медуницы и такого количества конского каштана. Проваривайте по 1 ч. л. этой смеси в 200 мл воды и выпивайте полученный отвар теплым перед сном. Желательно повторять процедуру на протяжении 3-х недель.
  • Сбор №2 . Смешайте траву пастушьей сумки и дубовой коры (по 1 дес. л.) с тысячелистником (1 ст. л.), залейте 0,5 л кипятка, настаивайте под крышкой полчаса, процедите и выпейте за 2 раза (утром и вечером).
Кроме того, пользуются популярностью отвары горца перечного (12 г на 200 мл кипятка), крапивы двудомной (2 ч. л. на 1 ст. кипятка), коры калины (4 ч. л. на 1 ст. кипятка).

Лекарственные травы при болезненных месячных:

  1. Настой водяного перца . Залейте 1 ст. л. сырья стаканом кипятка, и пусть отстоится не менее получаса. Принимать настой нужно трижды в день по столовой ложке.
  2. Настой с ромашкой, мятой и корневищем валерианы . Сделайте смесь из перечисленных растений в соотношении 3:3:4 и заваривайте по 1 ст. л. стаканом кипятка. Пить такой настой нужно горячим во время месячных несколько раз в день.
  3. Настой листьев малины . Залейте стаканом кипятка 3 ч. л. листьев на 15 минут. Пейте небольшими глотками в течение дня.
Народные средства для нормализации цикла:
  • Настой цветков василька . Залейте 1 ст. л. сырья стаканом кипятка минимум на 1 час и пейте настой трижды в день по трети стакана не менее 3-х недель.
  • Настой семян петрушки . Залейте 0,5 л воды комнатной температуры? ст. л. измельченных семян на 8 часов. Получившийся лечебный напиток пейте вместе с семенами 4 раза в день по? стакана.
  • Настой полыни . Залейте 1,5 ст. кипятка 1 ст. л. полыни и настаивайте в тепле не менее 4-х часов. Пейте настой процеженным, по? стакана 3-4 раза в день.

Выбирая для себя рецепт, помните, что лекарственные травы могут быть не менее опасными, чем медицинские препараты. Поэтому перед таким лечением лучше проконсультироваться с врачом.

Как рассчитать менструальный цикл

Расчет менструального цикла - обязательная процедура для тех, кто следит за своим репродуктивным здоровьем. Именно она помогает просмотреть тенденции и цикличность менструаций, определить опасные или благоприятные в случае планирования беременности дни, выявить задержку или раннее наступление критических дней.

Расчет при задержке менструального цикла


На сегодня есть несколько способов составления календаря своего менструального цикла:
  1. Он-лайн с помощью специальных сайтов и программ;
  2. В телефоне с помощью специальных приложений;
  3. Собственноручно в виде графика, таблицы или диаграммы.
Чтобы сделать расчеты своего цикла вручную, заведите отдельную тетрадь или блокнот, где будете вести все необходимые записи. Можно просто делать пометки в отдельном или специальном календаре. Учтите, что для получения полной картины вам нужно будет проанализировать данные не менее чем 6-ти месяцев наблюдений.

Даже при фиксировании только дат начала и окончания критических дней уже можно увидеть, насколько регулярно их наступление и стабильна длительность. Также в календарь можно включать наличие/отсутствие ПМС перед каждыми месячными, интенсивность и болезненность выделений.

Таким образом, этот календарь поможет выявить задержку наступления месячных, колебание или стабильность цикла, яркость проявления ПМС и наиболее «обильные» дни месячных.

В случае выявления сбоев в цикле, используя календарь, можно сопоставить их с какими-то жизненными ситуациями, происходящими в этот период, и определить опасные для своего цикла факторы (стресс, перегрузка, перелет и т.д.). Это может помочь предупредить возникновение подобных нарушений в дальнейшем.

Календарь менструального цикла при планировании беременности


Для женщины или девушки, которая планирует стать мамой, подход к ведению календаря месячных должен быть более детальным и не ограничиваться отмечанием дат критических дней на календарике. Здесь желательно рассчитать и знать благоприятные для зачатия малыша дни.

Если делать это самостоятельно, не используя программы и приложения, то среднестатистический расчет проводится так: разделите длительность своего цикла на 2 - это будет ориентировочная дата овуляции. Ориентировочная, поскольку в большинстве случаев яйцеклетка созревает именно в средине цикла, но тонкие настройки гормональной системы не всегда срабатывают математически точно.

Поэтому такие расчеты лучше делать, имея результаты наблюдений своего цикла на протяжении как минимум полгода. Далее к полученной дате прибавляйте в обе стороны по 2 дня, таким образом, ваш период для зачатия будет состоять из 5 дней: пара дней до созревания яйцеклетки + день овуляции + пара дней после овуляции.

Такие «зазоры» необходимы как раз для того, чтобы, во-первых, «поймать» яйцеклетку в случае, если она решит созреть не по графику, во-вторых, чтобы увеличить шансы результативной встречи яйцеклетки и сперматозоида (первая остается дееспособной до 48 часов, второй - до 3-х дней).

Более результативный способ «вычислить» готовую к оплодотворению яйцеклетку - измерение базальной температуры. Замеряется она ежедневно, утром (сразу после пробуждения, не вставая с постели, в одно и то же время). Результаты удобнее всего оформлять в виде графика.

Чтобы правильно их трактовать, необходимо запомнить следующие показатели:

  • От момента наступления критических дней до овуляции температурные показатели будут находиться в пределах 36,6-36,9 градусов.
  • За 1-2 дня до овуляции может наблюдаться снижение температуры на 0,1-0,3 градуса, а затем резкий подъем до 37,0-37,2, что обычно трактуется как овуляция.
  • После созревания и выхода яйцеклетки и до начала следующих месячных температура остается в пределах 37,0 градусов.
  • Непосредственно перед критическими днями происходит снижение температуры на 0,4-0,6 градуса.
Как раз при помощи этого способа, не прибегая к УЗИ, можно выявить у себя ановуляторные, то есть «холостые» циклы (без выхода яйцеклетки). В этом случае перепад температуры в период овуляции будет не 0,4-0,6, а 0,1-0,2 градуса. Однако заметим, что такие периоды отдыха яичников не всегда являются патологией: у женщин репродуктивного периода допускается 1-2 таких периода за год.

Как лечить нерегулярный менструальный цикл - смотрите на видео:


В любом случае сбой менструального цикла - это сбой работы организма. Тем более, если это не редкое явление, а часто наблюдаемая закономерность. Поэтому обследование у гинеколога обязательно расставит все точки над «ё»: поможет восстановить четкую работу вашей репродуктивной системы и выявить реальные угрозы или нежелательные факторы.

Методика Зайцева основана на естественной для малышей форме познания мира... Ребёнку нравится обучаться и он показывает успешные результаты...

Когда начинать обучение чтению? Методики раннего развития рекомендуют начинать обучающую работу с детьми чуть ли не с пеленок. Такой подход имеет смысл, ведь мозг малыша активно растет и нагружать его информацией просто необходимо.

Альтернативный способ обучения:

Кроме того, современные требования к начальному образованию настолько высоки, что ребенок должен прийти в первый класс, умея бегло читать, писать буквы и простые слова, имея представления о счете в пределах десяти. Подготовка к школе должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако за один год до школы научиться беглому чтению вряд ли получится.

Именно поэтому многие родители начинают заниматься с малышами самостоятельно с самого раннего возраста. Как правильно и легко ? Одно из лучших решений предлагает способ Николая Зайцева, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

Принципы методики Зайцева

Система Зайцева основана на общепедагогических дидактических принципах обучения:

Идея инновационного подхода заключается в отказе от традиционного обучения чтению при помощи расчленения слова на отдельные буквы. Это гораздо более физиологично для малыша, который говорит не буквами, а неделимыми речевыми единицами – слогами.

Второй важный момент в том, что методика основана на естественной для малышей форме познания мира и обработки информации – игре. Игровые кубики вызывают у чада искренний интерес и позволяют прекрасно систематизировать информацию. Они различаются по размеру, цвету и даже наполнению, то есть задействуют разные способы восприятия информации.

Методика развития Зайцева не ограничивается кубиками: разработаны систематизированные таблицы, звуковые попевки, интересные игры. Однако именно способ обучения при помощи кубиков Зайцева считается секретом эффективности. Ученик не ограничен в движениях: на занятиях можно стоять, сидеть, ползать, лежать. Ребенок во время получасовых занятий не устает, а значит, его интерес не утрачивается.

Звуковые склады и игровой материал

Создатель методики заменил традиционный слог сочетанием гласной и согласной буквы, согласной с мягким знаком. Это и есть склад – новая речевая единица, понятная малышу. Каждая сторона кубика содержит отдельный склад, поэтому составить слово не представляет никакого труда.

Процесс настолько прост, что четырехлетнего малыша можно хорошо научить читать за две недели. Он просто играет в кубики, одновременно усваивая информацию. В этом секрет эффективности методики.

Возрастных ограничений обучения по системе Зайцева нет: можно заниматься с шестимесячными малышами, с трехлетками и с дошкольниками, даже первоклашками. Адаптировать обучение можно к любому возрасту. Самые юные ученики после нескольких месяцев занятий начинают одновременно говорить и читать. Чадо четырех лет довольно свободно читает уже после пятого занятия.

Важным обучающим компонентом выступает цвет. Кубики окрашены в разные цвета. Цветовая дифференциация позволяет ребенку быстро и легко освоить такие сложные школьные знания, как парность согласных по звонкости-мягкости, а также понять разницу между согласным и гласным звуком.

Для совсем маленьких детей придумана звуковая система. Разное наполнение кубиков позволяет подключить слуховое восприятие информации.

Тематический материал:

Математика и английский

Способ Зайцева для детей не ограничен обучением навыкам чтения. Разработаны отдельные программы обучения математике и изучения английского языка. Математическая разновидность методики называется «Стосчет», она позволяет увидеть совокупность числовых значений от нуля до 99. Малыш сразу же получает полное представление о составе любого числа в пределах первой сотни, легко решает примеры на сложение и вычитание.

Дидактический материал представлен специальными карточками, числовым столбом и числовой лентой, с которой очень просто работать.

Наглядность обучения, практические действия с числами, игровая форма занятий позволяют освоить азы арифметики легко и без принуждения, развить математическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.

Изучение английского языка – одно из направлений методики. Разноцветные кубики несут полную информацию о морфологии, синтаксисе английского предложения, позволяют легко и правильно строить высказывание на иностранном языке. Разработана система таблиц, полностью описывающих английскую грамматику. Наглядность и систематизация учебного материала позволяют использовать систему для обучения детей и взрослых.

Преимущества системы Зайцева очевидны. Иногда родители опасаются, что ребенок может испытывать сложности в школе, ведь фонетические принципы расходятся с идеей «зайцевского склада». Однако умный малыш легко освоит школьный материал.

Читайте в этой статье:

Сегодня обучить ребенка чтению скорее задача родителей, нежели школы, в которую большинство детей идут уже с некоторым багажом знаний. И умение читать — одно из важнейших. На данный момент уже существуют и продолжают развиваться различные обучающие методики. Все большую популярность среди них набирает методика Зайцева Николая Александровича, санкт-петербургского педагога и ведущего специалиста в сфере апробации и разработки образовательных методик на территории Российской Федерации.

Николай Зайцев и его методики

Главные принципы методик этого педагога совпадают с общепринятыми дидактическими принципами современной системы образования, но здесь они соблюдаются неукоснительно. Это:

  1. Соблюдение системности при подаче материала.
  2. Четкие алгоритмы для всех учебных действий.
  3. В обучении задействуются различные аспекты восприятия ребенком информации, и уже в согласии с принципами их работы организуется подача материала по принципу наглядности.
  4. Учтены физиологические особенности восприятия ребенком новой информации.
  5. Учебные материалы и знания преподносятся в соотношении частное-общее, что позволяет ребенку в дальнейшем свободно и самостоятельно выстраивать аналогии.
  6. Конкретно-образный материал находится в непосредственной связи с наглядным и логически-вербальным (словесным) учебным материалом.
  7. Учитывается оздоровительно-профилактический момент процесса обучения.

На данный момент учебные и экспериментальные разработки Зайцев реализует на базе общества с ограниченной ответственностью под одноименным названием «Методики Н. Зайцева». Его образовательные программы рассчитаны на активное участие не только воспитателей и педагогов, но и на родителей, роль которых в обучении ребенка крайне важна.

Основной обучающий материал — это информационное поле, которое фиксируется в виде таблиц и размещается на видном месте перед глазами ребенка, например, на стенах класса. Методика Николая Зайцева рассчитана не только на индивидуальное обучение, но и на групповые занятия и включает в себя обучение детей всем основным базовым навыкам, таким как чтение, письмо, основы арифметики и математики, иностранные языки. Дидактические приемы рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Интерактивные формы обучения предполагают быстрое раскрытие потенциала каждого ребенка как при групповом, так и при индивидуальном занятии, что помогает педагогу или воспитателю отследить скорость восприятия детьми информации и выяснить, кто из них нуждается в более пристальном внимании со стороны педагога.

В настоящий момент образовательные программы Николая Александровича Зайцева становятся все более популярны. Они уже переведены на несколько языков. Например, существуют программы на казахском, украинском, белорусском и латышском языках.

Наглядные пособия

Наиболее популярная из методических разработок Н. А. Зайцева — это развивающие кубики. Уже более 20 лет эта находка талантливого педагога пользуется успехом как в детских садах, школах и развивающих центрах, так и у родителей, которые занимаются с ребенком своими силами. Кубики — это знакомый каждому малышу с детства привычный материал. Дети, как правило, воспринимают его с удовольствием и в качестве развивающего пособия. Используются кубики для обучения ребенка чтению. Принцип обучения — чтение не по буквам или слогам в том их качестве, в котором они представлены в научной русской грамматике, а по «складам». В основе деления на склады — звучание живой разговорной речи, хорошо знакомой ребенку. К примеру, буквосочетания делятся на те, из которых легко составлять слова — «гу», «бу», «ме», «сы», «н», «дь». Из них ребенок легко и непринужденно может составлять слова по аналогии с реальным слогоделением по звучанию — «ме-дь», «бу-сы» и т.д.

Николай Александрович Зайцев уверяет, что такая подача информации более близка и понятна детям, и многочисленные положительные отзывы педагогов и родителей подтверждают этот факт. В свое время идею подобной методики излагал еще Лев Николаевич Толстой, который, как известно, тоже был талантливым педагогом и даже основал собственную школу в Ясной Поляне, где обучал грамоте крестьянских ребятишек. Обучение при помощи кубиков реализует также один из основополагающих принципов всей обучающей деятельности исследователя, а именно конкретно-образный материал (игрушка). При содействии педагога он, воспитателей или родителей, объясняющих малышу значение букв и слогов, становится наглядным и впоследствии (после осознания ребенком смысловой нагрузки букв) превращается в логически-вербальный (или же словесный, что и есть окончательный результат процесса обучения).

Обучение чтению — не единственная разработка Николая Александровича. Также ему принадлежат вспомогательные материалы для развития мелкой моторики ребенка, логики, внимания: развивающие орнаменты, большие наглядные таблицы и интерактивные настольные игры для обучения ребенка счету, детские книги, например, сборник басен Крылова, адаптированный под систему чтения «по складам». Самый нижний порог возрастного ограничения для наглядных пособий Н. Зайцева — 2 года.

Обучение чтению по методике Зайцева

Как уже упоминалось выше, основной принцип в методике Зайцева при обучении чтению — это принцип чтения по складам, сочетаниям звуков, максимально адаптированным к речи. Самый яркий положительный эффект этой методики заключается в ее скорости. Ребенок 4-5 лет овладевает чтением буквально за 15-20 часов занятий с развивающими кубиками, при этом ему не приходится оставаться надолго в одном положении, к примеру, смирно сидя за партой. Обучение проходит в игровой форме, благодаря чему малыш не испытывает усталости от получаемой информации — она воспринимается органично, в процессе игры, а не представляется ребенку навязанной извне. Конечно, не стоит пытаться установить рекорды в освоении грамоты, но если начать заниматься с ребенком достаточно рано, где-то с 4 лет, то к школе его чтение будет беглым и осмысленным. Это упростит малышу обучение и адаптацию к школе. Ведь осознание глубины собственных возможностей всегда делает нас увереннее, особенно в незнакомой обстановке, в новом коллективе.

Для самых маленьких у кубиков Н. Зайцева учтен еще и слуховой аспект восприятия. Кубики наполнены разным по звуку материалом и по звучанию делятся на «железные», «деревянные» или, к примеру, «золотые». В некоторых наборах собрать и наполнить кубики родителям предлагается своими силами, но встречаются в продаже и уже готовые наборы.

Но некоторые педагоги утверждают, что есть у этой прогрессивной методики и ряд минусов, связанных с тем, что при всех своих полезных свойствах она расходится с официальной школьной программой, которая предполагает традиционное слоговое деление вместо складового и акцентом на проработке буквенного состава слов. Однако гармонично развитый ребенок вряд ли столкнется с такими трудностями. На начальном этапе школьного образования они еще не рассматриваются в рамках программы, а к моменту изучения фонетики. в 3-4 классе, ребенок уже с легкостью будет улавливать тонкости словообразования.

Так как прогресс в современном обществе не стоит на месте, то на сегодняшний день существует даже специально выпущенное приложение для i-pad «Учимся читать» по методике Николая Александровича Зайцева, рассчитанное на детей от 4 лет. Для детей постарше будут актуальны книги, адаптированные к «складовому» методу чтения.

Интерактивное обучение

В методическом пособии, которое прилагается к каждому развивающему набору из арсенала методики Н. А. Зайцева, рассказывается о множестве занимательных обучающих игр, в которые можно играть с ребенком при помощи набора. Возрастной диапазон достаточно широк, от самых маленьких детей (2 года) до младших школьников. Методика взаимодействия с ребенком в рамках процесса обучения расписана пошагово, что упрощает ее выполнение как для педагогов, так и для родителей.

Интерактивное обучение снижает утомляемость у ребенка-дошкольника, получаемая информация воспринимается им более органично. Яркие, красочные наглядные пособия, крупные обучающие таблицы и карточки вызывают больше интереса, чем традиционные тетради и прописи. В рамках игры ребенку предлагается не только пытаться читать, считать и пытаться самостоятельно составлять слова из кубиков, а еще и пропевать их, знакомиться в домашних условиях с законами физики и заниматься «музыкальной математикой».

Родители, использующие материалы разработок Николая Александровича при подготовке ребенка к школе, как правило, бывают приятно поражены полученным результатом. Дети тоже в восторге от таких методов обучения. Специально для пап, мам, а также педагогов и воспитателей детских садов и развивающих центров проводятся семинары и мастер-классы по обучению работе с детьми при помощи данной системы. Но ознакомиться с ней и начать применять методы Н. Зайцева на практике вы вполне сможете и самостоятельно.