Грамотность населения мира. Грамотность населения. Мировая статистика. Результаты опросов и исследований уровня грамотности

Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе . Чему и как служит грамотность, зависит от условий, в которые поставлено народное образование данной страны.

Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

    ✪ КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.#1

    ✪ Как освоить компьютер и ноутбук быстро и легко

    ✪ Компьютер для начинающих. Все о компьютере за 1 час

    ✪ Нужны ли государству финансово грамотные люди | Уроки финансовой грамотности в школе

    Субтитры

История распространения грамотности (с древних времён по XIX век)

Данный раздел представляет собой частичное изложение статей «Грамотность» и «Начальное народное образование» Энциклопедии Брокгауза и Ефрона .

История грамотности начинается с истории азбуки . При господстве идеографического письма, когда письмена сводились к рисункам, как, например, у эскимосов и американских индейцев, «грамотность», если можно назвать этим словом понимание живописи , была доступна всем, - никакой условности в письменах не было. История грамотности начинается с того момента, когда письмена прибретают условный характер и для понимания их делается необходимым изучение. История прежде всего показывает медленный, но постоянный ход секуляризации и демократизации грамотности: из достояния немногих, главным образом духовных лиц, она делается достоянием всех, достоянием народа .

  • невозможность слишком глубокой детализации опросника :

Валовый показатель, когда к числу неграмотных относят и детей дошкольного возраста , завышает показатели неграмотности в степени тем большей, чем больше среднее количество детей в том или ином регионе. Впрочем, всеобщая перепись обычно позволяет выделить из общего числа грамотных детей школьного возраста, а в их числе учащихся .

  • недостоверность ответов респондентов в переписных листах :

русские статистики, исследовавшие во второй половине 1880-х гг. Иркутскую губернию , нашли, что на полуграмотных приходилось от 27,3 % до 50,9 % общего числа грамотных; в местностях глухих это отношение ещё менее благоприятно .

В конце XIX века в России и за рубежом в оценках грамотности использовалось число начальных школ и учащихся в них , с разбивкой по полу и возрасту. Н. Рубакин относится к этому методу критически: грамотность приходит не с постройкой школы, а при условии её успешного окончания:

однако из начальных школ не все выходят грамотными; значительный процент не оканчивает курса

И в России, и в Европе дети крестьян, даже если и ходили в церковно-приходскую школу, то нередко отвлекались от учёбы по хозяйственно-домашним нуждам на протяжении учебного года. Незавершённость начального образования, отмечает Н. Рубакин, особенно сильна в странах, где нет обязательного обучения. Автор указывает и на несопоставимость показателей между странами: школьный возраст «считается в одних странах от 7 до 14, в других от 8 до 13 или 6-15 и т. д.»

Другим распространённым способом оценки уровня грамотности в стране является статистика комиссий по призыву новобранцев , которая позволяет установить долю грамотных. В России, где была введена всеобщая воинская повинность , этот способ Н. Рубакин находит удобным: «новобранцы выходят из разных слоёв населения и из разных областей государства; кроме того, призывы новобранцев совершаются периодически, из года в год». В то же время он указывает и на недостатки:

  • неприменимость к оценке грамотности женского населения;
  • исследованию подвергается лишь часть мужского населения (мужчины призывного возраста, не имеющие освобождения от призыва).

Ещё один существенный недостаток оценки грамотности по новобранцам - зависимость от структуры армии (доля высших классов, вступающих на офицерскую службу) и от условий призыва (мирное или военное время).

В странах, где всеобщая воинская повинность не введена, демографы изучали грамотность лиц, вступающих в брак . Здесь в поле зрения попадают лица обоего пола, разных сословий, разных возрастов и исповеданий и т. д. К этой статистике Н. Рубакин также подходит осторожно, констатируя, что помимо всеобщей переписи ни одна из методик косвенных не имеет значения абсолютного: «чем грамотнее страна, тем больше грамотных мы встретим и среди призывных, и среди вступающих в брак» .

Факторы распространения грамотности

Географические условия

Распространение грамотности крайне неравномерно как между различными слоями одного и того же народа, так и между различными народами. Оно зависит от географических  условий , в которых живёт данный народ. Внешний вид поверхности , климат , характер растительности и фауны и вообще географическая обстановка страны, делающая народ то кочевником -пастухом , то охотником , то земледельцем , создаёт условия то благоприятные, то неблагоприятные для распространения грамотности, а также оказывает сильное влияние и на развитие потребности в ней. Статистик В. Григорьев в своём исследовании Иркутской губернии ( г.) показал (), что наименьшее число грамотных и учащихся встречается в тех местностях, где наиболее развито скотоводство .

На развитие грамотности действует и климат, хотя влияние его проявляется крайне разнообразно. Длинные зимы и долгие вечера в Финляндии , Швеции и Норвегии при отсутствии полевых работ, по замечанию Левассёра , вероятно, отражаются благоприятно на развитии грамотности, хотя связь между климатом и ею ещё не разрабатывалась статистически.

Этнографический состав населения

Политический строй и экономический уклад

Зависимость грамотности от экономических условий относительно легко поддаётся исследованию. Если эти условия слишком тяжелы, то погоня за насущным хлебом не оставляет даже столько времени, сколько нужно для обучения грамоте. Перед великой французской революцией 1789 года бедность народа, несомненно, поддерживала его невежество, которое, в свою очередь, влияло на его бедность.

Громадное влияние на развитие грамотности имеют такие факторы, как распределение землевладения в стране, распределение налогов и податей, и т. п. Всякая неправильность, всякая несправедливость в этом отношении, отражаясь на обеднении народа, отрицательно отражается и на развитии в нём грамотности, и нужны другие, более могущественные для данного момента влияния, чтобы компенсировать вред, причиняемый экономическими факторами.

Гражданские свободы

"Безграмотный человек стоит вне политики , … его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика" – отмечал В. И. Ленин .

Политический строй государства также оказывает могущественное влияние на распространение грамотности. Рабство искони было одним из самых существенных препятствий к распространению грамотности в массах народа, хотя древние римляне и ценили образованных рабов и даже поручали им воспитание и обучение грамоте своих детей.

Развитие грамотности в Западной Европе шло параллельно с развитием конституционных начал, не столько предшествуя ему, сколько следуя за ним.

«При прочих равных условиях, - говорит Левассёр, - в тех странах, где народ принимает известное участие в управлении, мы встречаем сравнительно больше забот о распространении образования (значит и грамотности). Таковы, например, Швейцария, английские колонии в Австралии и Канаде , Соединённые Штаты Северной Америки и т. д.»

При самоуправлении распространение грамотности является естественной необходимостью, которую понимает каждый. В Америке после освобождения негров и дарования им политических и гражданских прав грамотность начала чрезвычайно быстро распространяться между ними. До какой степени отсутствие этих прав отразилось на степени образования негров, видно из того, что ещё в г. неграмотных негров считалось в Соединённых Штатах (по переписи) 67,63 %, тогда как неграмотных белых - всего 9,49 %. Успехи образования низших классов в Швеции Лавеле объясняет тем, что на Скандинавском полуострове эти классы были наименее угнетены феодальной системой.

Крепостное право

Говоря об отрицательном влиянии общественного строя на развитие грамотности, не следует, однако, забывать, что оно может уравновешиваться другими факторами, действующими в противоположную сторону: грамотность начала развиваться в Швеции ещё во времена абсолютной монархии благодаря влиянию протестантизма. С другой стороны, южноамериканские республики не отличаются большим распространением грамотности: расслабляющий климат, малоподвижность индейской расы, часто повторяющиеся революции, глубокая рознь между различными классами общества и прочее - всё это действует в направлении, неблагоприятном для грамотности. Вообще государственный строй, касаясь самых различных областей жизни, влияет на распространение грамотности (положительно - в одних случаях, отрицательно - в других) множеством путей, которые невозможно даже вкратце перечислить.

Религия и грамотность

Некоторое влияние на распространение грамотности оказывала религия . Духовенство было первым устроителем школ и распространителем грамотности. [где? ]

Правительственные инициативы

Правительствам принадлежит видная заслуга в деле распространения грамотности.

Но вмешательство правительства в дело народного образования не всегда благотворно отражалось на распространении грамотности. Несоответствие правительственных начинаний с потребностями общества, непонимание народных нужд, невозможность исполнить предписания правительства и т. д. иногда оказывали обратное влияние. Так, например, в половине XVIII века многие школы к Малороссии , существовавшие при церквах (школы грамоты , школы домашние и церковно-приходские), закрылись, и вследствие этого распространение грамотности замедлилось. Факт закрытия 370 школ в одной Черниговской губернии проф. Сухомлинов ставит в причинную связь с благими начинаниями Екатерины II в области народного образования.

Решительные меры, принятые во 2-й половине XVIII века к учреждению официальных училищ, были вместе с тем мерами против народных школ. Предписано было учить по таким-то книгам, в такие-то часы, подчиняться таким-то начальникам и т. д. Учитель должен был при содействии полиции настаивать на посещении официальных школ

Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин .

По экстраполяционным оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX века грамотность сельского населения росла на 1,8 % в год .

Оценки на второе десятилетие XX века достаточно сильно разнятся, от минимальной 30 % к началу Первой мировой войны . Ряд учёных оценивает грамотность населения России к 1915 году в 35-38 % до 43 % в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет . Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год) .

При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9 % и 55,1 %, а в Сибири и Средней Азии 12,4 % и 3,3 % соответственно.

Грамотность среди военнослужащих

Статистика военного ведомства фиксирует данные о грамотности узкой возрастной группы мужской части населения, причём уже отфильтрованной (сначала в крестьянской семье или сельской общиной) на стадии призыва. Многодетные крестьянские семьи (а до 1874 года, при рекрутской повинности - сельская община) предпочитали отдавать в армию наименее ценных членов общества , в том числе, уже в XX веке и по признаку неграмотности (так как знали, что через 4 года сын вернется из армии грамотным). По данным Дж. Бушнелла, на военную службу в царской России принималось лишь 25-30 % мужчин призывного возраста . По другим данным, грамотность среди принятых на военную службу была примерно в два раза выше, чем для всего населения в целом .

Несмотря на то, что помимо земских и церковно-приходских школ в некоторых деревнях находились грамотные и свободные от другой работы лица, учившие детей азбуке по собственной инициативе , общий уровень грамотности, фиксируемый призывными комиссиями, оставался низким [источник=? ]. Указав, что долгое время (до реформы 1861г)"царская армия была [зачастую] единственным и важнейшим источником обретения грамотности русскими крестьянами" , Дж. Бушнелл отметил, что в 1880-х от обучения солдат грамоте отошли, а затем даже когда обучение грамоте требовалось (после этой даты)… то часто, а возможно и в обычных случаях это требование оставалось лишь «мёртвой буквой» (См. примечание ). Так, в пехоте обязательное обучение грамоте вновь ввели лишь в 1902 году . Однако в кавалерии и артиллерии, - констатировала вновь созданная при Главном штабе Комиссия по вопросу об образовании войск, - грамоте солдат не обучали, «ввиду того, что занятия грамотностью с молодыми солдатами этого рода оружия совершенно невыполнимы по недостатку для сего времени» .

Обучение шло по двум эшелонам, при минимальных квалификационных требованиях к признанию обучаемого грамотным. В низшем, где вместе обучали неграмотных и малограмотных, по окончании учёбы от солдата требовалось только: читать печатное, списывать с книги, знать сложение и вычитание целых чисел . В высшем, более продвинутом, куда направляли грамотных, требовалось: читать печатный текст и понимать прочитанное; списывать с книги и писать под диктовку фразы; выполнять 4 арифметических действия не выше третьего порядка и решать в уме несложные задачи на сложение и вычитание .

БСЭ дает следующие данные по грамотности новобранцев в РИ (процент грамотных среди новобранцев):

1875г - 21 %, 1880г - 22 %, 1885г - 26 %, 1890г - 31 %, 1895г - 40 %, 1900г - 49 %, 1905г - 58 %, 1913г - 73 %

Но, как отмечают авторы БСЭ далее, по этой статистике принимали «за грамотного умеющего написать лишь свою фамилию» . И даже по таким низким критериям грамотности каждый четвёртый новобранец оставался неграмотным. . - однако, в переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован - «Умеет ли читать»?(смотрите формуляры переписи). В энциклопедических словарях того времени грамотность определялась как умение читать без затруднений, а читающих с трудом относили к малограмотным; умеющих только расписаться относили к неграмотным.

Данные дореволюционного «Нового Энциклопедического Словаря» сильно расходятся с данными из «Большой Советской энциклопедии». Согласно ему количество неграмотных рекрутов (на 1000) в разных армиях мира изменялось следующим образом :

1875 1894 1911
Германия 24,0 3,8 0,2
Дания 5,4 2,0
Швеция 9,0 1,2 3,7
Швейцария 46,0 38.0 5,0
Нидерланды 123,0 65,0 14,0
Франция 161,0 87,0 33,0
Бельгия 250,0 148,0 85,0
Греция 0 300 300,0
Италия 520 403,0 306,0
Сербия 793 496,0
Россия 784,0 708 617

Детальный обзор грамотности новобранцев даёт «Военно-статистический ежегодник», в котором отдельно рассматриваются все три категории грамотности: грамотные, малограмотные и неграмотные.

По данным «Военно-статистического ежегодника армии за 1912 г.» всего в 1912 году из низших чинов до поступления на службу было :

  • грамотных - 604 737;
  • малограмотных - 301 878;
  • неграмотных - 353 544.

Соответственно, в 1912 году процент грамотных солдат в русской армии составлял 47,41 %. Таким образом уровень грамотности рядовой солдатской массы по сравнению с рубежом веков, по сути, не изменился .

Помимо грамотности важно отметить уровень образовательного ценза. Так в 1912 году из нижних чинов армии имели :

  • высшее образование - 1480;
  • среднее образование - 6087;
  • низшее (начальное) - 125,494;
  • без образовательного ценза - 1 127 098.

В последнем предвоенном 1913 году 27 % призванных на военную службу были неграмотными . Когда же с началом Первой мировой войны мобилизация стала всеобщей, этот процент более чем удвоился, достигнув 61 % (в то же время в Германии - 0,04 %, в Англии - 1 %, во Франции - 3,4 %, в США - 3,8 % и в Италии 30 %) .(см. Примечание ).

Меры по развитию начального образования в России, начало XX века

1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет .

В 1910 году было установлено 4-летнее обучение для всех уже существующих начальных школ . Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз. Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года), Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил . - Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут : «Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений ». Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года (в том числе и во время Первой мировой войны) .

В 1912 году на нужды Министерства народного просвещения было выделено 117 млн.руб., а в 1914 году предполагалось отпустить 142,7 млн.руб . В 1915-16 годах разработкой новых законодательных предложений занимался министр просвещения Павел Игнатьев . В 1909 году план введения в городе всеобщего начального образования, рассчитанный до 1919 года приняла Барнаульская городская дума . В 1911 году о введении всеобщего начального образования было объявлено в Омске , в 1913 в Новониколаевске . Однако в целом к 1915 году всеобщее бесплатное начальное обучение было введено лишь в 3 % земств (15 из 440) .

Однодневная школьная перепись, проведённая Министерством народного просвещения в январе 1911 года, показала, что лишь около 43 % детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) посещало начальную школу . С этими цифрами коррелируют данные того же источника , по которым охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1 % (в городах - 46,6 %, в сельской местности-28,3 %). С этой оценкой сильно расходятся данные в книге Д. Л. Сапрыкина : «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах)».

В отчёте Министерства народного просвещения на 1911 год практически полный охват начальным образованием в 34 губерниях (46 % населения) планировался в среднем через 9,4 лет (в 40 уездах через 12-17 лет) . По оценкам авторов статьи «Нового энциклопедического словаря » за 1916 год, при условии сохранения темпов увеличения числа школ на уровне 1911-1914 годов всеобщее обучение могло бы быть достигнуто через 16 лет . При этом в планах МНП охват планировался начальными школами с 4-летним курсом обучения .

При количественном росте начальной школы освоить её полный курс удавалось лишь меньшинству : лишь 10 % из зачисленных в начальную школу заканчивали все 4 класса

Универсальных определений и стандартов грамотности не существует. Поэтому точную статистику уровня грамотности в России назвать сложно. Но все же она существует.

По данным ОООН Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. Но стоит учесть, что эти данные были актуальны на 2013 год, когда проводились последние исследования. К 2016 году ситуация явно улучшилась, учитывая общий прогресс развития грамотности в России.

Так, если в начале 90-х гг. XX века в стране было чуть более 2 000 0000 неграмотных взрослых, то к 2013 году их число сократилось до примерно 400 000.

Результаты опросов и исследований уровня грамотности

Таким образом, по последним данным статистиков, в возрасте 15 лет и старше примерно 99,4 % населения Российской Федерации умеют читать и писать. При этом среди мужчин 99,7 % являются грамотными, а среди женщин 99,2 %.

Уровень грамотности повысился не только за счет повышения качества образования, открытия новых школ и других учебных заведений, но и за счет появления стремления учиться у самих россиян, которые активно пользуются словарями. Более 40% русского населения прибегают к различным словарям еженедельно.

При этом после энциклопедического (46% опрошенных назвали его первым) наиболее востребованным является орфографический словарь (около 20% опрошенных), а это верный путь к повышению уровня грамотности. Регулярное использование словаря позволяет не только запомнить написание слов, но и значительно расширить кругозор и словарный запас. Предпочтение отдается электронному варианту словаря (60%), что вполне логично в наши дни.

И самое важное - последние опросы показали, что более 30% опрошенных прибегают к словарю именно для саморазвития, а не для учебы и работы.

Что показал ЕГЭ-2016?

Здесь наблюдается прогрессивная шкала. По результатам ЕГЭ-2016, показавшим увеличение количества учеников, получивших высокие баллы за тест по русскому языку, можно сделать вывод о росте грамотности российских школьников.

В пользу этого также свидетельствует сокращение числа учащихся, не преодолевших нижний порог баллов, требуемый для получения аттестата, на 0.5% по сравнению с предыдущим годом.
В 2016 году не сдавшие ЕГЭ по русскому языку составили 1% от всех тестируемых, количество же учащихся, набравших свыше 80 баллов, увеличилось на 5.5% по сравнению с 2015 годом, когда высокие баллы получили 20% экзаменующихся (в 2016 - 25,5%). Также выросло число учеников, показавших результаты свыше 90 баллов.

Результаты "Тотального диктанта" 2016 года

Напомним, что первый массовый диктант, нацеленный на проверку знаний по русскому языку, состоялся 12 лет назад, и с тех пор проводится ежегодно. В мероприятии может поучаствовать любой желающий.
"Тотальный диктант - 2016" собрал около 150 тысяч участников, что превысило прошлогоднее количество в 1,5 раза. Более 18 тысяч человек писали диктант, находясь за пределами России. При этом отличную оценку, означающую профессиональное владение языком, получили около 1% участников, что является хорошим результатом, учитывая общее количество русскоязычного населения в мире.

Словарный запас современного россиянина

По последним данным статистики в русском языке насчитывается примерно 500 000 слов, однако в обыденной жизни люди используют порядка 3000.
Словарный запас школьника составляет 2000 - 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 - 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Это хороший результат, но важно учитывать, какие именно слова знает человек. Преобладает ли в его речи молодежный сленг или жаргон, или в его активном и пассивном запасе преимущественно используются научные термины или другие "более качественные" слова.

Способы поднятия уровня грамотности

Сегодня, во времена Интернета, эта задача стала более решаемой, чем раньше. Можно выделить несколько основных и наиболее актуальных способов повышения уровня грамотности русского языка.
Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник (если вы не имеете их в бумажном виде) были у вас в закладках браузера.

Второй важный момент - это чтение. Больше читайте. Тем более это также можно сделать посредствам интернета. Но помните, что важно выбирать хорошие книги, лучше русских классиков, так как уровень грамотности русского языка у многих современных "писателей" иногда оставляет желать лучшего.

И третий способ - пользуйтесь различными порталами и сайтами, посвященными русскому языку. К сожалению, таких проектов сегодня в Интернет немного. Но все же они есть. Например, много полезной информации представлено на образовательном портале Textologia.ru. Здесь можно найти и правила орфографии и пунктуации, и теоретические сведения по разным филологическим дисциплинам, и интересные статьи по теории и истории литературы. Также на сайте есть сервис "Задать вопрос" и форум, где можно получить ответы на вопросы, что очень помогает при обучении.

Кстати, в написании этой статьи нам также помог журнал Текстология.ру, который предоставил статистические данные и другие сведения, приведенные выше. Хотелось бы видеть в сети больше подобных проектов, тогда, возможно, уровень грамотности в России был бы выше, и наша страна смогла бы делить первые места мирового рейтинга.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что в последние годы в России наблюдается общий рост уровня грамотности, а данные, полученные в текущем году, демонстрируют прогресс в области владения родным языком среди русскоговорящего населения. Поэтому вполне можно ожидать, что к 2020 году наша страна займет более высокие позиции в общем рейтинге, показав всему миру, что россияне - образованные и грамотные люди. Главное - это стремление повысить свой уровень грамотности и желание не останавливаться на достигнутом, продолжая развитие вне зависимости от возраста и жизненных обстоятельств.

Одним из лживых мифов о царской России начала ХХ века остаётся миф о «тёмной крестьянской массе» и «почти поголовной неграмотности». Это не так. Уровень грамотности очень быстро рос во всё время правления Николая II, и особенно быстро в 1906-1917гг. Об уровне грамотности иолодых крестьян можно судить по данным призывников в армию, более 80% которых составляли крестьяне – уже к 1913 году более 70% призывников были грамотны. Но обо всём по порядку.

Грамотность по переписи населения 1897 года

Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные Переписи населения Российской империи на 1897 год , признанные отечественными и зарубежными учёными. Всего грамотных (без учёта Финляндии) - 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин.

При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. . К началу XX века Россия сильно отставала от развитых стран Европы (кроме Италии) по уровню грамотности.

По экстраполяционым оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX и начала XX века грамотность сельского населения росла на 1,8% в год.

Грамотность в Российской империи в начале XX века

Аналогичная по масштабам и глубине Всеобщей переписи 1897 года, в Российской империи планировалась на 1915 год, и вся документация для ее проведения была подготовлена, однако, из-за начавшейся Первой мировой войны она была отменена. Тем не менее, для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года использовались данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года)(с.146).

Кроме того, в 1913 г. прошел общеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие. Некоторые из этих данных (в том числе данные школьной статистики на 1 января 1915 г.), наряду с другой статистикой Министерства народного просвещения тех лет используются и некоторыми современными исследователями.

БСЭ (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев):

Процент неграмотных призывников в России:

Процент неграмотных призывников в России

Годы 1896 1900 1905 1913

% неграмотных 60 % 51 % 42 % 27 %

Как видно, уже в 1913 году грамотность среди призывников составляла 73% (к 1917 году – более 80%).

Призывные комиссии русской армии чётко разделяли грамотных (умеющих читать и писать), малограмотных (умеющих только читать) и неграмотных (не умеющих ни читать, ни писать) При этом малограмотных и неграмотных в армии обучали.

Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году до 43% в 1917. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).

По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко, написанной по результатам социологических исследований (конца XIX - начала XX вв) нескольких групп учёных Императорских научных обществ царской России, реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин (c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли, особенно быстро после 1906 года. Средства на формирование фондов сельских библиотек, включая покупку книг и подписку на периодику, собирались со всех крестьян, включая неграмотных..

Меры по развитию начального образования в России а начале XX века

Реформы школьного образования начались при Николае II еще до Русско-японской войны и революции 1905-1907гг. В 1896 году начался переход от трёхлетнего к четырёхлетнему начальному образованию, причём все новые школы строились уже как четырёхлетние, и при этом отлично организованные. На четырёхлетку переходили и все прежние виды школ, в том числе и трёхлетние земские.

Этот процесс в целом по России был в значительной степени завершен уже к 1903 году , и окончательно к 1910-1912. После 1906 года на четырёхлетку стали переходить и церковно-приходские школы (доля которых в общем быстро растущем числе числе школ неуклонно уменьшалась).

Реформы были направлены также на снижение «бюрократической зависимости» средней школы; с этой же целью Николай II в 1904 году своим указом отменил прямую связь между получением сертификатов об окончании гимназий и университетов и присвоением чинов согласно Табели о рангах. Эти реформы были направлены также на усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализацию управления образованием и ориентацию на «местные нужды». В 1896-1904 гг издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием, в том числе, например, о финансировании различных видов начальных школ, а также о материальном обеспечении учащихся начальных училищ(с.128).

Вообще, в более широком плане, именно на рубеже XIX- XX веков (за несколько лет до Русско-японской войны и революции) закрепившееся начиная с царствования Николая Первого представление о гимназии как об инструменте формирования слоя чиновников, вступило в серьезные противоречия с более широкой концепцией средней школы как основного органа формирующего культурные силы нации в целом и «потребностями жизни» (прежде всего экономики страны)(с.38) При этом начальная школа должна была обеспечить возможность «социальных лифтов» наиболее способных учащихся в средние школы, в гимназии, и затем в вузы (с.119-120).

К 1914 году все это было реализовано. Согласно данным д.и.н. С.Волкова, доля студентов из «низших классов» в вузах (прежде всего в технических) доходила до 50-80%.

ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ 1907 ГОДА

Проект всеобщего начального образования

Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. 1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет. Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз. Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года), Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил, и, вопреки некоторым не опирающимся на факты предположениям, закон о всеобщем, обязательном и бесплатном начальном образовании в царской России принят не был. - Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут:

«Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений».

Подписанный Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным.

Новый энциклопедический словарь 1916 года(с.127) отмечает также:

«С 1908 года начинается законодательная работа Думы в области всеобщего обучения и вообще начального образования. Издается ряд законов по начальному образованию, тесно связанных с введением всеобщего обучения» .

«В течение 1908-1915гг кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 - на 6 900 000 р., в 1909 - на 6 000 000 р., в 1910 - на 10 000 000 р., в 1911 - на 7 000 000р., в 1912 - на 9 000 000 р., в 1913 - на 10 000 000 р., в 1914 - на 3 000 000 р., в 1915 - на 3 000 000 р.»

Как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ . Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года

Необходимо отметить, что не только в России, но и в других странах Европы законы об обязательном начальном образовании вводились не «одномоментно» (с даты принятия Закона правительством, или парламентом), а на протяжении десятков лет, с бурными дебатами в парламентах: «Законы о всеобщем начальном образовании в разных странах были приняты в разное время и их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой.

Например, в Англии пакет соответствующих законодательных актов введен в действие между 1870 и 1907 годами после того как была преодолена серьезная оппозиция (настаивавшая на невмешательстве государства в этот вопрос). Следует отметить, что формальное законодательное введение всеобщего обучения вовсе не всегда означало реальное его введение»(c.55) – и далее Д. Сапрыкин приводит в пример Италию, где, хотя Закон был официально введен в 1877 году, на практике он не соблюдался вплоть до окончания Первой мировой войны.

В РИ наоборот, хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917г еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75% девочек) (с.708-709).

Некоторые земства ещё в 1897 году начали составлять планы перехода своих уездов к всеобщему обучению - к 1915 году они оказались в числе тех 46-ти уездов, которые практически завершили этот переход.

На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года, был следующий:

губернии Московская и Петроградская 81-90% , 7 губерний 71-80% , 20 губерний 61-70% ...."

Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914\1915гг, а при таких темпах к 1924\1926гг полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России .

Конечно, уровень грамотности и развитие школ в регионах с преимущественно инородческим населением (как в Средней Азии) значительно отставали.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей. В педагогических вузах и семинариях МНП обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся . Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них): если к 1906 году в них работало 82.8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных)профессионально подготовленных учителей, то к 1914 - уже соответственно 96 и 98.7%

ПЕРСПЕКТИВЫ ВСЕОБЩЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПОСЛЕ 1917 ГОДЕ

Каковы были перспективы окончания процесса полного охвата начальным образованием всех детей школьного возраста в России? – По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство»(с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем, по сострянию на 1914 год «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% - от 5 до 10 лет, и лишь в 8% - свыше 10 лет». Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году) .

Подводя итог реформам национального образования к 1917 году (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пишет

«Единая система образования предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования включавшую:

1) 3-4 летний цикл начального образования,

2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений,

3) 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),

4) высшие учебные заведения университетского или специального типа, 5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году. …

В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. … Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности» .

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

Казалось бы, с грамотностью в XXI веке особых проблем возникать не должно. Однако, по данным ЮНЕСКО, сегодня около 781 млн. взрослых в мире не умеют правильно читать и писать. Причем неграмотное население есть и в развитых странах. Мы решили подробнее узнать о статистике, основных факторах и географии неграмотности на планете.

Показатели грамотности среди взрослых и молодежи

Как уже отмечалось, на планете 781 млн. неграмотных взрослых людей. Такие показатели по состоянию на 2012 год в сентябре прошлого года обнародовал Институт статистики при ЮНЕСКО. К категории взрослых статистики относят людей старше 15 лет. Исследователи также выделяют среди них группу молодежи — людей в возрасте от 15 до 24 лет, неграмотных среди которых 126 млн. За последнее десятилетие эти показатели стали меньше, однако вопрос остается актуальным, особенно в гендерном аспекте, ведь в обоих случаях — среди взрослых в целом и молодежи в частности — две трети (более 60%) неграмотных являются представительницами женского пола.

Почему неграмотных женщин больше?

Среди причин такого неравенства культурные и социальные нормы той или иной страны, низкий уровень качества жизни и т.д. Так, к примеру, в Индии только одна из трех девушек заканчивает начальную школу. Они бросают учебу, потому что вынуждены помогать по хозяйству дома, ухаживать за меньшими братьями-сестрами или больными родственниками, устраиваться на работу, чтобы заработать на жизнь. Кроме этого, многие родители скорее инвестируют в обучение своих сыновей, чем дочерей, учитывая сложившиеся в обществе традиции и нормы. Также во многих развивающихся странах преградами на пути обучения девушек становятся ранние браки и материнство.

Обычно представительницы слабого пола в таких странах просто не имеют возможности ходить в школу. В то же время, даже если такая возможность существует, то социальный и семейный уклад влияет на уровень полученных знаний. Из-за нерегулярного посещения занятий и невыполнения домашних заданий успешность девушек падает, что часто также ведет к исключению из школы.

Правительства стран, в которых существуют проблемы с грамотностью среди женского населения, пытаются повлиять на ситуацию. Так в Азербайджане попытка улучшить статус женщин заключалась в обеспечении бесплатного образования, реформы о равенстве прав и активной поддержке лидерства среди женщин. Однако такие шаги могут быть эффективными в городах, но в отдаленных сельских районах сложнее противостоять древним традициям патриархальных сообществ. В Эфиопии, например, запрещается заключать браки до 18 лет. Несмотря на это молодые девушки часто становятся жертвами «похитителей», которые таким образом получают невест для своих сыновей, причем похищая учениц прямо по дороге в школу. Сам страх перед такими действиями ведет к тому, что родители запрещают своим дочерям ходить в школу. По Африке стоит также отметить, что в некоторых странах континента хорошее образование девушки повышает, так сказать, «цену» за нее как за невесту (речь идет о своеобразном для этих стран выкупе).

География грамотности

Уровень грамотности зависит также от уровня достатка страны, поэтому самые низкие показатели грамотности в развивающихся странах. Так меньше 50% грамотных насчитывается в 14 государствах, принадлежащих преимущественно к Субсахарной Африке, Южной и Западной Азии. Среди них Афганистан, Бенин, Буркина-Фасо, Гаити, Гвинея, Эфиопия, Кот-дИвуар, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Сьерра-Леоне, Центральноафриканская республика, Чад.

В то же время за последние двадцать лет страны арабского мира, Южной и Западной Азии существенно улучшили ситуацию с грамотностью. Так за период между 1990 и 2012 годами количество грамотного населения в арабском мире выросло с 55% до 78% среди взрослых в целом и с 74% до 90% среди молодежи в частности. В Южной и Западной Азии эти показатели изменились следующим образом: с 47% до 63% среди взрослых в целом и с 60% до 80% среди молодежи.

Отдельно хочется сказать об Афганистане, который в 2011 году впервые за последние более чем тридцать лет обнародовал свои новые показатели, и где можно наблюдать значительный прогресс, ведь, по новым результатам, доля грамотного взрослого населения в стране достигла 32%, по сравнению с 18% в 1979 году. Если рассматривать отдельно возрастную группу от 15 до 24 лет, то в ней этот показатель вырос с 30% в 1979 году до 47% в 2011. В то же время гендерное неравенство остается в Афганистане высоким: только 18% взрослых женщин умеют читать и писать, по сравнению с 45 % среди мужчин. У молодежи ситуация несколько лучше: 32% грамотных представительниц женского пола и 62% мужской.

Больше всего неграмотного населения проживает в Индии — 287 млн., что составляет 37% от общего количества неграмотных в мире. Такие цифры обнародовало ЮНЕСКО в еще одном исследовании — The EFA Global Monitoring Report. В целом уровень грамотности в Индии вырос с 48% в 1991 году до 63% в 2006 (последние показатели были предоставлены именно в этом году). Однако рост численности населения нивелировал достижения, поэтому количество неграмотных взрослых индийцев осталось без изменений. За период между 1985-1994 и 2005-2011 годами выросли показатели неграмотности, преимущественно так же в результате роста населения, и в Бангладеш, Нигерии, Эфиопии. В то же время Китай за этот же промежуток времени сумел достичь значительных результатов в борьбе с неграмотностью, уменьшив количество неграмотных на 130 млн. или на 71%.

Есть неграмотные и в развитых странах, таких как США, Германия. Например, в Германии проживает 7,5 млн. неграмотных людей, что составляет около 9% от общей численности населения страны.