Что такое аллитерация. Аллитерация - что это такое в отечественной и зарубежной литературе. Различная трактовка термина

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные общего рода»

Здравствуйте, ребята!

    Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели

И готовы сей же миг

Изучать русский язык!

    Вступление.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.(СЛАЙД 1)

Однажды на уроке я услышала от ученика ответ, что все имена существительные изменяются по родам, числам и падежам. Правильно ли это?

Ученики: - нет, имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному из родов: мужскому, женскому, среднему. И в зависимости от этого относятся к одному из трех склонений.

Учитель: Действительно, в русском языке, в отличие от английского, армянского, турецкого, где нет деления по родам, каждое существительное относится к одному из родов.

На доске написаны словосочетания. Что нужно сделать? Что нам нужно знать для этого? (род) А в чем сложность? (несклоняемые существительные)

Давайте восстановим написанное. Итак, цель нашей работы - правильно написать окончания!

НО! Сегодня работают самостоятельно с карточками , на которых такого же типа задания, 1 вариант 1 ряда. Выбор делаете сами: 1 задание простое, 2 задание - сложное, можно сделать 2 , если успеете.

Ну а все остальные работают в тетрадях и у доски

Передай мел другому

Трамвайн... депо, фруктов.. желе, быстр.. кенгуру,

крепк.. кофе, седьм.. авеню, дружелюбн.. шимпанзе,

гостеприимн.. Сочи, полноводн.. Конго, дорог... шампунь, нов... тюль.

Итак, подведем итог, зачем мы определяем род? Чтобы правильно поставить окончание. Зачем нам это надо? Чтобы быть грамотными

Как видите, прилагательные верно несут службу рядом с существительными и помогают нам не ошибиться в их роде.

Но если этого не знать, можно так и остаться невеждой!!! Или невежей? Запуталась что-то я?(слайд 2)

Допишите значение: где невежа, где невежда? (на листочках)

    Неграмотный, малообразованный человек - ____невежда___________________

    Грубый, невоспитанный человек - ___________невежа____________________

Итак, 1 - это невежда, 2 - невежа, запишите. (слайд 3)

Так какое слово я должна была употребить? Если этого не знать, можно так и остаться НЕВЕЖДОЙ!

Кстати, какого рода слово НЕВЕЖДА (это человек - значит, мужского) Лист на доску.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашел.

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

    Почему вы смеетесь? Что-нибудь не так?

    Так как можно назвать неграмотного человека?(невежда)

Учитель: Очень смешное стихотворение, потому что слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Они называются несклоняемыми.

Ты такой невежда! Ой, но ты же девочка, значит, ты такая невежда, но мы определили, что слово НЕВЕЖДА - мужского рода.

Вы меня запутали, так НЕВЕЖДА - он или она?

На слайде:

Вот подходит к детворе,

Затевает драку.

Все боятся во дворе

Так... забияку.

    Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения?

    Такого забияку.

    А разве девочки не дерутся?

  • Так какого же рода существительное забияка? Такой забияка? Такая забияка? Лист на доску.

Сформулируйте проблемный вопрос: какого рода существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола?

    Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола называются существительными общего рода

Итак, запишите тему: Имена существительные общего рода.

Как вы думаете, какие задачи вы должны себе поставить при изучении новой темы?

УЗНАТЬ, какие существительные относятся к общему роду

НАУЧИТЬСЯ их правильно употреблять в речи.

В конце урока постарайтесь ответить на вопрос:»Почему в русском языке появились слова общего рода?» лист на доску

    Работа с учебником

Давайте прочтем правило на стр. 96 учебника.

Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи.

«Умница!» - сказала бабушка.

Забияка не торопится домой.

Что сделать, чтобы стало понятно?

«Умница!» - сказала бабушка внуку..

Забияка не торопилась домой.

Отгадайте, о ком идет речь - о мальчике или о девочке?

Как вы догадались?

Что обозначают данные слов? Листы на доску

(качества людей)

Итак, что же такое слова общего рода.

Выберите и запишите из упр. 229 мальчики предложения со словами общего рода, обозначающие мужской род, а девочки - женский.

У доски 2 человека.

4 ФИЗМИНУТКА

Умницы подняли руки вверх

Работяги опустили руки, наклонились.

Сладкоежки выпрямились, втянули живот.

Забияки сели, красотули тоже сели.

Продолжаем.

Учитель: А вот какая история произошла однажды в лагере отдыха. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый взялся его перевоспитать, всякий раз приводя много примеров.

    Вот видишь, ты такая большая неряха.

    Неверно, я не большая неряха, я мальчик.

    Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты большая неряха.

    Нет, я не большая неряха, это неверно, я не могу быть большая и даже маленькая неряха, я мальчик.

Вожатый пытался приводить все новые доказательства, еще более убедительные, но все было напрасно? Почему сопротивлялся мальчик?

Надо, разговаривая с мальчиком, говорить большой неряха, такой неряха.

    Что вы можете сказать о таких детях?

Я думаю, мы без труда объясним значение других слов: тихоня, хвастунишка, растяпа, подлиза, выскочка, ябеда.

Нравятся вам люди такого сорта?

    и мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки

Плакса, вакса, гуталин.

На носу горячий блин.

Плакать не годится.

Можно простудиться.

    Но особенно в старину не любили жадных людей

  • Жадина-говядина,

Три копейки дадено.

На четвертую копейку

Расшибется об скамейку.

А эту корилку вы закончите сами

    Что за шум, что за рев?

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка,

Это Таня … (ревушка)

    А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества

(плакса, жадина, ревушка)

    Часто и в художественной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

    Он два раза в неделю страдал от обжорства

    Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.

    Это о Троекурове - герое романа Пушкина «Дубровский»

    а какими существительными общего рода мы охарактеризовали бы Троекурова в устной речи (обжора и невежа)

    работа в парах

Посмотрим, как вы сможете найти в тексте существительные общего рода

А теперь проверим, все ли существительные вы нашли? Сверяем ответы, обводим слово в кружок, если оно не подчеркнуто.

Словарная работа Дока - знаток, мастер своего дела.

А правильно ли сюда отнести слова шеф, агент, староста, мастер?

Это качества? Нет Поэтому они не относятся к словам общего рода. Но ведь мы говорим она - агент, он- агент. Проблема? Но это проблема уже следующего урока.

Ну а мы подводим итоги!

Что нового вы сегодня узнали?

6. Домашнее задание

(расшифрованная шифрограмма)

, переехавший к бабушке.

Староста , Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка кошмарная воображала да ещё и выскочка ужасный растяпа одна растяпа жуткая соня и белоручка

рёва . Её подруга Сусликова - такая плакса , но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная . Шушунчиков Вася – редкий бука такой обжора ! При этом он ещё такой неряха и невежа , просто ужас!

удивительная злюка .

такой-сякой придира

Парная работа ФИ1.____________________________________2.____________________________

Задание: Найдите и подчеркните в тексте все существительные общего рода

Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух

(расшифрованная шифрограмма)

«Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6 класса для известных нам целей. Я внедрился в вышезаданный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, - на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота , переехавший к бабушке.

Шеф! В 6 классе никто не подходит! Староста , Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка и заучка. Крокодилова Ира тоже кошмарная воображала да ещё и выскочка . Всё разом разболтает! Балбешкин Никита – ужасный растяпа : у него всё из рук валится. Есть в 6 классе ещё одна растяпа , Кашина Олеся. Курноскина Вика – жуткая соня и белоручка . Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!

Сначала мне приглянулся Рыжиков Данил, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Ася Комарикова, но она при этом ещё и рёва . Её подруга Сусликова - такая плакса , но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная . Шушунчиков Вася – редкий бука : всё молчит. Вот Макаронинов Саша - умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная. Остаётся Хомяков, но он такой обжора ! При этом он ещё такой неряха и невежа , просто ужас!

Шеф! Я хотел с горя завербовать учительницу русского языка. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная злюка .

Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира . Здесь в самом деле не с кем работать!»


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • дать понятие о существительных общего рода.

Задачи:

образовательная:

  • формировать у учащихся навыки нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.

развивающая:

  • развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

воспитательная:

  • пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!

II. Проверка домашнего задания:

1. Буквенный диктант.

Задание : ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.

1. Найдите в предложении существительное женского рода:

На темном небе зажглась звезда.

2. Страна – это имя собственное или нарицательное?

3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:

В моём аквариуме живут золотые рыбки.

4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?

5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.

Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.

6. Слова, противоположные по значению.

III. Актуализация знаний.

  • Какое слово у Вас получилось?

Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.

  • Каково его лексическое значение?
  • А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
  • Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка - литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
  • Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)
  • Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.

1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).

2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.

Постоянные морфологические признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)

  • Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?

Например: Моя подруга такая незнайка!

  • Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.
  • Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
  • Как Вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского)

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.

  • Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?
    • ужасная неряха
    • ужасный неряха

Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.

Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.

2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).

Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.

Задание : соединить слова с их лексическим значением.

Подлиза

неопрятный, грязный человек.

горемычный (несчастный) человек.

непоседливый человек (обычно о ребёнке).

Грязнуля

изнеженный человек.

неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо.

Непоседа

тот, кто подлизывается к кому-нибудь.

тот, кто болтает вздор, пустяки.

ненасытный, прожорливый человек.

Горемыка

очень хитрый человек.

Пустомеля

тот, кто много и часто плачет.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом.

Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.

Задание : Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.

  • Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов?

2. Словарная работа.

  • Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение?

Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

(Невежи точно судят так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно»)

  • Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение?

Невежда – малообразованный, малосведущий человек.

(Невежда также в ослепленье ‎
Бранит науки и ученье, ‎
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)

  • Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему?
  • Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы).
  • Придумайте предложение с одним из этих слов.
  • Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему?

3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 146). Обсуждение.

  • К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка .)

Физминутка

Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» - скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли ручками похлопали,
Зазнайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.

4. Игра «Отгадай слово».

А) Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?

Задание : Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.

(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)

Б) Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. Я думаю, что с заданием, которое нам придумал музыкант Гусля, мы точно справимся.
Гусля подобрал для нас песни, в которых встречаются слова-существительные общего рода.
Задание: прослушать отрывки из песен и выписать из них имена существительные общего рода.

(1. Говорят мне, что я жадина… из мультфильма «Жила-была царевна»;

2. Дети грязи не боятся… из мультфильма «Жила-была царевна»;

3. Песенка друзей из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далекие края;

4. Песня «Почемучка-почемучки»;

5. Песня Дюдюки Барбидокской;

6. Песня «Солнышко лучистое любит скакать».)

(Лежебоки, жадина, замарашка, забияка, почемучка, бяка, привереда, злюка, ябеда, вредина.)

5. «Попробуй, сочини!» (групповая работа)

Ребята! А вы знаете, что Незнайка пробовал сочинять стихи, но у него не получилось. Поэтому он предложил нам посочинять, и даже рифмы для нас придумал.

Задание : сочинить двустишие (четверостишие) на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода.
Например: Я поэт, зовусь Незнайка.

От меня вам балалайка. (из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)

1 команда:

2 команда:

3 команда

коротышка

Торопыжка

выскочка

мартышка

кисточка

VI. Итог урока.

Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока.

  • Какова была цель урока? Мы ее достигли?
  • К какому же роду принадлежит имя существительное НЕЗНАЙКА?

Графический диктант .

Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы.

Задание : отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ».

1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей.

2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи.

3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску.

4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде.

– 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода.

6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами.

7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду.

– 8. Слово молодец относится к мужскому роду.

9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я).

10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами.

Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь.

VII. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.

Спасибо Вам за урок!

Домашнее задание :

(Ученики получают разноуровневое домашнее задание)

  • 1 уровень («обязательный») – упражнение 279, выучить правила на стр. 146-147.
  • 2 уровень («понятийный») – разгадать кроссворд «Имена существительные общего рода».
  • 3 уровень («творческий») – написать рассказ, используя имена существительные общего рода (по желанию).

Для выражения авторской мысли, изображения жизни в языке употребляются средства художественной выразительности. Они служат созданию картины жизни людей, помогают читателям почувствовать и представить то, что изображено с помощью слов.

Средства выразительности передают авторское отношение к изображаемому. Главной сферой их употребления являются язык художественных произведений. В произведениях художественной литературы средства выразительности основаны на особых приемах употребления слова.

Это метафоры и эпитеты, и синекдоха, сравнение и олицетворение, которые относятся к тропам. Предлагаем разобраться, что такое аллитерация, для чего она нужна, ведь этот прием довольно часто используется авторами.

Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.

В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».

Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.

В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.

Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.

Сравнение аллитерации и ассонанса

Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией. Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?

Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).

Путем повторения согласных [т] и [с] выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.

Вот еще примеры из «Слова…»:

«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных [п], [т], [к], [ш]. Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.

В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные [ч], [ц] помогают ясно представить быстро скачущих воинов.

Примеры аллитерации

Русская система звуков дает возможность для применения аллитерации в поэтической речи.

Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.

Вот строки с аллитерацией у Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Повторение одинаковых глухих согласных [п] с шипящим [ш] дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.

Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер». В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют [ж], [з], [в], [р], читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.

Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.

Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)

Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)

Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)

Прах роют и в крови шипят. (п, х, р, т, р, к, р, ш)

Доминирует здесь взрывной [р], особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком [р].

Чередование рычащих [р] с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.

Пример аллитерации

Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:

Восток белел…Ладья катилась,

Ветрило весело звучало!

Как опрокинутое небо,

Под нами небо трепетало,

Восток алел…Она молилась.

С кудрей откинув покрывало…

В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется [л], речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке [л] слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.

Такое же повторение [л] находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы [г], [р], [б].

Важно! Аллитерация широко использовалась в фольклоре, повторы одинаковых согласных можно наблюдать в русских пословицах и поговорках.

Звукопись у поэтов Серебряного века

Широко применяли явление аллитерации поэты, творившие в начале 20 века в России. Этот художественный прием легко найти в произведениях многих авторов этого периода:

  • Брюсов;
  • Блок;
  • Цветаева;
  • Бальмонт.

Поэты Серебряного века считали стихотворный язык волшебством, магическим заклинанием.

Их стихи завораживают музыкой стиха, заставляют проникнуть в таинственную загадку сказанного поэтического слова, хотя оно не всегда понятно читателю.

Возьмем отрывок из Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из тельно алого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила.

Лила, лила, лила, качала,

Два тельно алые стекла,

Белей лилей, алее лала

Бела была ты и ала.

Здесь поэт использовал звуковой повтор согласной фонемы [л]. Хотя смысл непонятен, но оно притягивает, завораживает, заставляет слушать. Ассоциацией на [л] можно представить картины ласки, любви, лобзанья с нежными оттенками цвета алый и белый.

Поэты Серебряного века считали, что главным в русском языке и в поэтической речи является звук, старались заколдовать читателя звучанием, его мелодичностью.

В стихотворении К. Бальмонта «Камыши» повторение шипящего [ш] помогает представить ночное шуршание и шелест камышей, чуть слышный шепот.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Пример повтора согласных звуков в стихотворении

Вспомним строки из стихотворения М. Цветаевой о Блоке «щелканье ночных копыт». Героический мотив подкрепляется наличием шипящих и взрывных в данной строке, они помогают читателю представить движение, цокот копыт по мостовой.

Сразу в следующей строке продолжается сочетание [гр]: «…громкое имя твое гремит…», которое представляет образ поэта – победителя человеческих душ своим властным и мощным творчеством. Звук [р] взрывной, резкий, властный, ассоциируется с дробью барабана, грозой, вихрем.

Вот примеры из творчества . Чтобы раскрыть душевное состояние героини, А. Ахматовой в стихотворении «Слаб голос мой» используется звукопись как выразительное средство.

Применением звонких согласных [л], [н] с ассонансом на [е] передается легкость, спокойствие, чувства, которые испытывает героиня после разлуки с любимым.

В «Песне последнего вечера» Ахматовой описывается расставание в осенний вечер. Обычно осенью появляется чувство утраты перед зимними морозами, природа как бы засыпает до следующей весны. Героиня тоже прощается с любимым. Применением шипящих фонем передается атмосфера осеннего прощального вечера.

В творчестве В. Маяковского много примеров аллитерации:

Марш! Чтоб время

Ядрами рвалось.

К старым дням

Чтоб ветром

Относило

Только путаницу волос.

Аллитерация в данном отрывке на [р] дает читателю представить чеканный ритм марша, динамику революционной борьбы.

«Ужас из железа выжал стон…»: специальным набором согласных поэт В. Маяковский передает ужас потери великого вождя революции В. Ленина. Вот что значит аллитерация для Маяковского.

Звукопись в прозе


Звуковые повторы как средство выразительности используются и в прозаических произведениях.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Это строки из известного булгаковского романа. Здесь читатель слышит ритм величественной походки прокуратора, эхо от его шаркающих шагов, раздающихся в зале с высокой колоннадой.

Усиливают выразительность описания сочетание звонких согласных с глухими согласными. 14 раз повторяется звук [р], звук резкий, взрывной, передающий властность, тревогу и напряжение. Даже в имени автор использовал аллитерацию на [п] – Прокуратор Понтий Пилат.

В произведениях современных поэтов можно найти звуковые повторы для усиления выразительности:

Дождь шумел негромко, нараспев,

Поливая двор и крышу дома…

В этом отрывке С. Маршака с помощью звукописи рисуется картина природы во время дождя. Повторение шипящих в сочетании звонких согласных четко воссоздает шум дождя, поливающего крышу дома.

Читаем «Заповедник» В. Высоцкого:

Сколько их в кущах – столько их в чащах,

Ревом ревущих, рыком рычащих,

Сколько бегущих – столько лежащих

В дебрях и кущах, в рощах и чащах…

Из отрывка стихотворения видно, что оно пронизано повтором шипящих согласных, усиливается выразительность, создается страшная картина истребления зверей.

Полезное видео

Подведем итоги

Человек живет в мире разных звуков. Они воздействуют на человека, вызывая ассоциации с образами. Звукопись и фонетическая организация слов должны быть неразрывно связаны с содержанием поэтического произведения, только тогда стихотворение заиграет яркой изобразительностью.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма. Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность. Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad - к, при, со и littera - буква; собуквие) - древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» аллитерация стиха и чаще всего на начальных слогах стиха (анафорическая аллитерация).

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «Милых лад ни мыслию смыслити…» («Слово о полку Игореве»).

АЛЛИТЕРАЦИЯ - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Вернемся к итогам конкурса лета 2011г — «Мастер класс» и разберем стихи, написанные с использованием приема аллитерации. По приему аллитерации и не только о нем – на сегодня всё. Впереди вас ждет еще одна (максимум – две) статьи, посвященных оригинальным формам написания стихотворений.

Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных».

Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерация — древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира.

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер. Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации. В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столбцах мерцают искры чувства. Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.

Научная статьяпо специальности «Языкознание» из научного журнала «Армия и общество», Фомушкина Ольга Викторовна

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Основные функции звукописи

1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Оно такое,Что лучше и легче быть ОДНОМУ. В статье предпринята попытка рассмотреть аллитерацию как один из стилистических приемов, характерных для английской поэзии, особенно древнеи среднеанглийского периодов.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их и создавая особый эффект.

Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества.

Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны… Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Женская рифма в концовке – это всегда незавершенность рассказа, приглашение читателя к сопереживанию, это действие, которое все еще длится и ничего не решило.

Аннотация научной статьипо языкознанию, автор научной работы - Фомушкина Ольга Викторовна

В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Мы живем в мире звуков. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе». Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи являетсязвуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Аллитерация - происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань…“. Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Аллитерация - это литературный прием, используемый для усиления выразительности текстового материала, заключающийся в повторении одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. Слово аллитерация образовано от латинского alliteratio (littera – буква).

Аллитерация, иными словами, — это средство звукописи; повтор опорного согласного.

Аллитерация. Пример 1

В стихотворении Агнии Барто «Шуточка про Шурочку» слова, произнесённые со звуком «ш», создают иллюзию шуршания листьев осенью. Так и кажется, что где-то рядом шелестят и шуршат листья.

«Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…»

Аллитерация, как особый приём, используется в стихосложении. Владимир Маяковский писал, что для того чтобы изобрести стих, нужно придумать какое-то содержание, придать ему поэтическую форму, (кому что нравится: ямб, хорей ), «подпустить аллитерацию», всё красиво оформить — и произведение стихотворного плана готово. «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова. Можно прибегать к аллитерации для простой игры словами, для поэтической забавы; старые (для нас старые ) поэты пользовались аллитерацией главным образом для мелодичности, для музыкальности слова и поэтому применяли часто наиболее для меня ненавистную аллитерацию – звукоподражательную», — так писал В.Маяковский, автор удивительных стихотворных форм.

Владимир Маяковский призывал к сдержанности в искусстве. К вычурной аллитерации не всегда следует прибегать, замечал он. Нужно включать «режим экономии» при сочинении стихов, ибо это одно из главнейших правил производства эстетических ценностей.

Аллитерация. Пример 2

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
А.Пушкин

Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны…
К.Бальмонт

Где он, бронзы звон или гранита грань…
В.Маяковский

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
С. Есенин

Подбор материала: Ирис Ревю