Диатомовые водоросли характеристика. Общая характеристика отдела диатомовые водоросли. Диатомовые водоросли способы питания

Введение

Этносоциология как раздел социологии

Этнические группы, их основные признаки

Национальное самосознание и общечеловеческие ценности

Заключение

Список литературы

Введение

Этническая социология - сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки, которая по характеристике современных ученых и сама «неприлично молода». Как область позитивной науки, связанной с разработкой инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации, практического использования полученных результатов, она ведет свое начало лишь с 30-х гг. XIX в.

Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность.

Цель семестровой работы - выявление и анализ специфических этнических закономерностей, которые наслаиваются «поверх закономерностей исторических, социальных, экономических процессов». Для выполнения данной функции этнология оперирует многими общесоциологическими понятиями, такими как «стратификация», «процесс», «традиция», «роль» и др. Так же как и социология, этнология использует ценностный подход, хотя применяется он в другом ракурсе, большей частью для исследования формирования этнической картины мира и динамики традиционной культуры.

Предмет ее интереса - этнические общности, которые представляют часть общества. Этносоциология и анализирует своеобразие социальных процессов в этнокультурных общностях. Поэтому представляется удачным афористичное определение предмета этносоциологии, которое дали авторы первого отечественного учебника по этой дисциплине, указав, что она изучает «социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах».

Проблема выделения предметной области «пограничных», интегративных дисциплин, к числу которых можно отнести этносоциологию, вызывает научные дискуссии. Ее формирование объясняется необходимостью понять этнические процессы, «протекающие уже в качественно ином, индустриальном обществе», для чего и потребовалось использовать понятия и методы эмпирической социологии.

Предмет, как правило, - только некоторая часть объекта и потому один объект может изучаться комплексом наук. Так, объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Но предметные области каждая из этих наук в этом объекте выделяет свои. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов.

Тем самым, этносоциология привносит в интегративное знание об этносе не только методы анализа, но и определяет общетеоретический ракурс рассмотрения проблематики, где этносы рассматриваются лишь как частное проявление социального целого.

Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть следующие основные задачи:

1.рассмотреть этносоциологию как раздел социологии;

2.охарактеризовать этнические группы, их основные признаки, условия формирования и развития;

3.раскрыть общие закономерности национального самосознания и общечеловеческих ценностей.

1. Этносоциология как раздел социологии

Возникновение научного направления - этносоциология обусловлено интересами науки и общественной жизни. Национальные проблемы изучают различные науки: философия, история, юридические, экономические и др. Каждая из них имеет предметную область, что позволяет проанализировать все стороны развития и взаимодействия этнических общностей. В 40 - 60-х годах ХХ века во всем мире, в связи с мощным подъемом национально-освободительного движения возрастает значение этносоциальных знаний. Этносоциология имеет предмет исследования: этносы и этносоциальные процессы, национально-региональные особенности социальной структуры народов и другие, то есть ту сферу знаний, фактически выпадает из поля зрения философов, экономистов, историков, этнографов и других специалистов. Этносоциология исследует социально значимые явления в быту и культуре людей разных национальностей, социальную обусловленность изменений в национальной культуре, в том числе в языке, национальных ориентациях, ценностях национальных традициях и обычаях, социальную определенность этнического самосознания межнациональных отношений.

Этническая социология - часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Основные темы, разрабатываемые этносоциологами:

влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию - населения;

использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;

социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;

межэтнические конфликты;

национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;

этноязыковые процессы, в т.ч. билингвизм.

Предмет и объект этнической социологии

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах12. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены», - таким было представление о новой дисциплине.

Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, прежде всего урбанизированные, в то время как историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах.

2. Этнические группы, их основные признаки

В этнографической литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией. В лекции я буду употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особенность этнической группы.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, ибо этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющий ее среди других социальных образований.

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка - является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, т.е. определение его как "своего" или "чужого".

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту "выкуп" - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в длительный разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж. Гобино, С. Аммон, Ж. Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

Типы этносов - племя, народность, нация. Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами - классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным показателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этнические группы и отношения анализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп является предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический материал используется учеными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др. Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие примитивные религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии.

Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др. В России подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, ибо этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе термины "этнический" и "национальный" часто используются как синонимы или в словосочетании "национально-этнический".

этнос нация идентичность ценность

3. Национальное самосознание и общечеловеческие ценности

Национальное самосознание как феномен в системе общественного сознания.

Невозможно раскрыть общие закономерности и специфические особенности формирования и развития национального самосознания без этнической культуры. Она является одним из определяющих факторов национального самосознания. Через культуру происходит связь человека с природой и межнациональные контакты.

Этнопсихологические и этнокультурные исследования позволили заметить две общие тенденции в развитии национального самосознания: с одной стороны, нововведения в связи с демократизацией общества и распространением массовой культуры Запада интенсивно обогащают духовный мир личности и в целом этноса. Общечеловеческие культурные ценности активно воздействуют на формирование и изменение этнической культуры и национального самосознания. С другой стороны, наблюдается сокращение влияния этносоциальных и этнокультурных предпосылок на развитие национального самосознания. Этническое сознание народа претерпевает изменение. Первая тенденция считается закономерной, прогрессивной, так как она обусловлена объективным ходом развития человечества. Вторая вызывает опасения.

В условиях обновления общественной жизни раздвигается динамика развития национального самосознания, углубляется интерес к познанию культурного классического наследия, вырабатывается новое явление в сфере духовной культуры. Расширение информационного блока способствует интенсификации коммуникативной связи. Долгие годы был обрыв в развитии и усвоении национальной культуры, этнокультурных связей с народами других стран Востока и Запада. Сейчас идет осмысление духовного наследия у всех народов, возвращаются мощные пласты национальной культуры. Все это оказывает большое влияние на формирование национального самосознания, способствует развитию духовно-нравственных ценностей. Исследование проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности этнокультурного и национального самосознания, раскрытие причин их взаимосвязи и влияния друг на друга имеет большое научно-теоретическое значение. Без такого подхода невозможно выявить общие закономерности и специфические особенности формирования и развития этнической культуры и национального самосознания народов.

Этнические общности формируются под воздействием социально-экономических и природно-ландшафтных факторов. Это объективный закономерный процесс, который происходит на основе различия своих и чужих особенностей, отличительных черт. Такая закономерность является всеобщим для всех феноменов сознания. Человек является субъектом сознания и самосознания.

Этнокультура и национальное самосознание тесно связаны между собой. Национальное самосознание - необходимая и специфическая сторона общественного сознания, которая отражает общественное бытие человека, его материальную культуру. Важной стороной национального самосознания является осознание людьми своей индивидуальности, принадлежности именно к этой, а не к другой национально-этнической, социально-политической общности - нации и народности.

Национальное самосознание, как определенная совокупность идей, ценностных установок, носит конкретно-исторический характер. Поэтому нет национального самосознания вне и помимо сознания принадлежности людей к «своей нации». Индивидуальное чувство, проходя ряд этапов, становится этническим национальным чувством, национальным сознанием. «Сознание, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - конечно, есть и осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды, и осознание органической связи с другой, но воспринимаемой среды и сознание органической связи с другими людьми и видами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида».

Национальное самосознание является единством общественного и индивидуального, социально-классового и национального, которое по-разному объективизируется в межличностных отношениях и существует в социальной памяти, передается из поколения в поколение в субъективной или в объективированной форме этнокультуры. Национальное самосознание - это духовная общественно развитая форма, которая фиксирует черты и свойства исторически определенного субъекта исторического творчества, его отношение к объективной реальности, в рамках которой протекает его жизнедеятельность. Национальное самосознание в качестве неотъемлемого элемента своего содержания должно иметь общечеловеческие черты и ценности, общенациональные интересы, в противном случае, гипертрофирование, обращенность национального сознания только на особенное в жизни нации может привести к национализму.

Возможно, одной из первых попыток внедрения общечеловеческих ценностей было написание и популяризация Десяти заповедей, содержащих перечень правил иудейской, а в дальнейшем и христианской морали.

Фраза была введена в обиход политиком М.С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали». Идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии, заполняется, и он обязательно будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями.

Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей не существует изолированно от других, то для мирного сосуществования культур необходима некоторая общая система ценностей.

Актуальность проблемы ценностей обусловлена ещё и социально-экономическими и политическими переменами, происходящими в бывших социалистических странах, и изменениями во взглядах людей на сложившуюся у них систему ценностей. Нет сомнения, что мы переживаем такую эпоху, когда старые идеологические, нравственные и другие ценности вытесняются из массового сознания с невиданной быстротой, а новые часто выступают лишь как заимствованные у других народов. В процессе исторического развития в науке о ценностях и в массовом сознании сложились различные направления, в том числе противоположные друг другу. В каждом направлении были выработаны свои взгляды, критерии, своя система ценностей, соответствующая и отвечающая интересам определенного общественного строя. В ходе перестройки рухнули старое общество и сложившиеся старые связи, стереотипы, старый образ жизни, которые прежде направляли деятельность людей и определяли ее содержание.

Заключение

В результате проделанной семестровой работы можно сделать следующие выводы:

Были рассмотрены основные положения теоретических традиций в этносоциологии. Определено смысловое содержание центральных категорий этносоциологии с точки зрения этих двух подходов; таких как, этнос, нация, этничность, этническая идентичность. Проанализировано содержание этих терминов относительно адекватного понимания обозначаемых явлений и процессов. Проанализирована возможность практического применения понимания данных терминов, а именно тот факт, что при практическом применении данных терминов представляется необходимым опираться на все теоретические подходы.

Были описаны основные составляющие феномена этнической идентичности. Такие как: этнические ценности и ценностные ориентации. То есть, установлено, что этническая идентичность формируется, прежде всего, основываясь на системе этнических ценностей и ценностных ориентаций, поскольку реальная деятельность индивида, в том числе и этническое поведение, определяется ценностными ориентациями, которые представляют собой систему фиксированных установок. В свою очередь система фиксированных установок формируется, основываясь на структуре этнических ценностей. Таким образом, ценности через ценностные ориентации, обуславливают направленность поведения личности. Также, путем определения жизненной позиции личности влияют на самоидентификацию индивида в этническом пространстве. Были описаны роль и место этнических границ, как основных маркеров, формирующих этническую идентичность. Было показано, что этнические границы - базис формирования этничности, как групповой идентичности, основанной на культурных границах. В свою очередь, этничность является предданостью, оказывающей первичное влияние на формирования этнической идентичности.

На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее, есть общее, интересующее этносоциологию, - социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей.

Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.

Список литературы

1. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. Москва. 2003г. С. 30 -127.

Социология. Краткий курс. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Москва. 2003 г. С. 49-73.

Социология. Учебник для вузов. Москва 2003г. 20-57.

Http://yandex.kz/yandsearch

Этносоциология как отрасль социологической науки

Этносоциология является относительно молодой отраслью социологической науки, в которой соеднились этнография и социология Термин «этносоциология» образован двумя словами - словом «этнос», означающим народ, и словом «социология», значащим учение о социальных отношениях. Таким образом этносоциология – это учение об этносоциальных отношениях и взаимодействиях.

Замечание 1

Родина этносоциологии как отдельной отрасли социологических знаний – Германия, время возникновения - 20-30-е годы XX века. Впервые само понятие этносоциологии было введено в оборот науки немецким социологом Р. Турнвальдом Основоположник этносоциологии - американский социолог и историк-славист X. Ситтон-Уотсон, автор концепции образования этносов в доиндустриальной эпохе.

Факторы актуальности этносоциологии для современного общества

  1. Когда распались колониальные системы, окончилась холодная война, разрушились тоталитарные коммунистические режимы в Восточной Европе и стали развиваться независимые государства, а также в политике большинства многонациональных государств стал делаться упор на сохранение и развитие национальных языков и культур отдельных этносов, чему способствовала демократизациея мирового сообщества, то активизировались отдельные народы и нации. Данное явление во 2 половине 20 века было названо этническим ренессансом.
  2. В современном мире обострились межэтнические отношения, что вызвало межэтнические конфликты в некоторых региональных центрах мира. Это тоже указывает на то, что этнические сообщества активизируются, заявляя тем самым о своей самобытности и желании быть более активными участниками современных социальных процессов.

Изучение этнических общностей в этносоциологии основано на рассмотрении их как социальных образований, как субъектов и объектов социальных отношений. Исследутся закономерности формирования, а также развития этносов, что делает возможным понимание их места в современных процессах в обществе. Немалое внимание современные ученые уделяют исследованиям межэтнических взаимодействий, в том числе и межнациональным конфликтам. Изучается в рамках этносоциологии и то, как также этнические общности влияют на те или иные социальные процессы в обществе, на социальную структуру и социальное расслоение, на то, как формируются и распределяются трудовые ресурсы, на то, как функционирует государство, образовываются и функционируют политические партии.

Предмет и функции этносоциологии

Итак, предмет этносоциологии - достаточно объемный, отличный от предметов иных наук, исследования в рамках которых посвящены этническим сообщества м, и включает следующие области:

  • как происходят и развиваются этнические общности;
  • как этнические сообщества влияют на определенные социальные процессы и на общественную жизнь;
  • как происходит динамика трансформаций в этнических культурах, языках и быте;
  • как из социальных связей и социальных отношений, возникающих между этносами, формирукются межэтнические взаимоотношения.

Определение 1

Этносоциология - это отрасль социологической науки, направленная на изучение основных тенденций формирования и развития этнических общностей, их взаимоотношений, а также механизмов их интеграции в систему социальных отношений.

Этносоциология выполняет следующие функции:

  • определяет и интерпретирует роль, которую играют этнические сообщества в жизни общества;
  • содействует тому, чтобы развивались национальное сознание и национальная культура;
  • содействие тому, чтобы развивались патриотизм и национальное достоинство;
  • налаживает механизмы межэтнических отношений.

Этническая социология является пограничной наукой между социологией и этнологией. Возникла достаточно поздно. В античности существовали художественные описания путешествий, но они не имели прикладной цели. Ситуация меняется во времена колонизации и Великих географических открытий, когда начали требоваться прикладные знания для завязывания торговых отношений. Имели место сочинения католических священников, чиновников.

К концу 18 века во Франции начинает складываться этнография, которая занимается описанием черт быта, поведения различных племён и народов, живущих вне Европы.

В начале 20 века этнография начинает взаимодействовать с социологией. Тенишев старался изучить род так, как он есть (русское крестьянство): большая анкета рассылалась «экспертам» для оценки жизни крестьян.

С 1905 года «национальный вопрос» в России стал достаточно болезненным, но серьёзных исследований не проводилось.

1913г. – И. Сталин «Марксизм и национальный вопрос»,

1915г. – П. Сорокин «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство».

После революции происходит всплеск интереса к населяющим Россию этническим группам. Многие не знали русского языка и вообще были неграмотными.

В 1925 году в МГУ создаётся факультет этнологии (закрыт в 1930г.).

В частичной переписи 1920г. Впервые фиксировалась национальность.

Изменения в этнографии наметились в 50-х годах. Создаётся Институт этнографии СССР (цель – пропаганда идеологии и изучение стран третьего мира). Социология пошла в рост: создаётся институт конкретных социологических исследований (разгром в 1972 г.).

Отличие этносоциологии от западных аналогов. Западных социологов никогда не интересовали этнические группы в своём развитии, их интересовала конкретная ситуация. Социология развития (внедрение западных институтов в страны третьего мира), социология межэтнических отношений (взаимодействие малых групп).

Этносоциология – специальная социологическая теория среднего уровня, изучающая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах на основе эмпирических исследований.

Этносоциология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В этих отношениях выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей или этносов.

Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

Предметная область этнической социологии достаточно широкая. Это и социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учётом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение культур разных этнических общностей; этническое самосознание; межэтнические отношения и т. д.

Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы – части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Этносоциологи в своих исследованиях используют комплексный подход, т. е. учитывают особенности не только макросреды, но и микросреды (конкретную этнокультурную обстановку в республиках). Это усложняет методологию этносоциологического исследования. Приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности.

Культурологический метод: поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения.

Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей: в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты.

Подход, который выявляет взаимоотношения: взаимодействия людей – это роли. Роль – поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определённую позицию в группе. Роли могут быть в семье, на работе, в неформальных образованиях и т. д.

Психологический метод: объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества.

Функции этносоциологии:

1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий.

2) Практико-преобразовательная. Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную.

3) Просветительская. В условиях конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах.

Место этносоциологии в системе научных знаний

Этносоциология, являясь одним из направлений социологии, её частью, тесно связана с экономикой, политологией, социальной психологией, историей, антропологией и другими общественными дисциплинами.

Пересматриваются ведущие теории развития общества. К примеру, теорию модернизации критиковали за то, что модернизация несла не только технические блага, расширяла свободу выбора человека, но и сохраняла отсталость, не избавляла от нищеты; на её фоне росли отчуждённость и девиантное поведение. Социологи признали, что уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов нередко вносит дезорганизацию в социальную жизнь.

Общая область изучения наблюдается и с социальной психологией (этническая идентичность и межэтнические отношения). Однако психологические исследования нацелены на изучение установок, ценностей, психологических процессов (общение), но этого не достаточно для объяснения жизни тех или иных этнических общностей. Важно учитывать социальные интересы, культурные традиции, политическую и экономическую ситуации.

Говоря о связи с этносоциологии с политологией, можно отметить, что политические интересы существенно влияют на развитие межнациональных и этнополитических конфликтов. Общество должно знать, на какой тип политического и государственного устройства ориентированы социальные слои разных народов. В России остро стоит вопрос о доступе к власти людей разных национальностей. Эти и другие вопросы, связанные с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, составляют область совместного изучения политологов и этносоциологов.

В ходе экономической трансформации общества также потребовалось изучение этнонациональных факторов. Это связано с экономическим национализмом (люди разных национальностей пытаются получить права контроля за ресурсами), а также с готовностью представителей разных этносов к участию в разных формах собственности.

Дорогие друзья!

Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства - хостинг, доменное имя и т.д.

Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными - помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо!

Термин «этносоциология» впервые появился в трудах немецкого ученого Рихарда Турнвальда, который обосновал необходимость сочетания этнологического и социологического знания и формирования нового научного направления, изучающего структуры и процессы, происходящие как внутри этнических групп, так и между ними.

Главный предмет этносоциологии составляет «современная жизнь народов: их социальная структура и мобильность, перемещения, социальные аспекты их трудовой, культурной и бытовой жизнедеятельности, этнические особенности психологии и межнациональные отношения».

Новый, более конкретизированный ответ на вопрос, что составляет предмет этнической социологии, уже известные нам ученые Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и А.А. Сусоколов дают в книге «Этносоциология», вышедшей в 1998 г. В ней отмечается, что предметная область этносоциологических исследований весьма широка, что предмет этносоциологии - это «изучение социальных аспектов развития и формирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды».

Предметом этносоциологии являются социологически релевантные связи, отношения, структуры, существующие внутри этнических общностей и при их взаимодействии. Этносоциологию можно назвать социологическим, стереоскопическим видением этнонациональной проблематики. В самом широком смысле этносоциология является, с одной стороны, рациональным социологическим способом изучения этнонациональной структуры общества, а с другой стороны теоретическим выражением множества концепций, отражающих различные позиции и взгляды на эти самые социологически значимые связи, явления, процессы, взаимодействия, которые трактуются как биологические, психологические, социальные или политические реальности.

Этносоциология изучает человека как носителя этничности, взаимодействующего с социальной средой. Этносоциология изучает коммуникации homo ethnikos (человека этнического) и общества, взаимосвязь этнической идентичности и социального поведения человека.

Естественно, что этносоциология основывается на общих аналитических методах , наиболее широко применяемых социологией. Это проведение системного анализа, формирования информационной базы, создание модели изучаемого объекта и сравнение полученного результата с гипотезой, выработка практических предложений и рекомендаций. В прикладных исследованиях могут использоваться такие методы, как исторические, лингвистические, археологические, так и «включенное наблюдение». Это и кросс-культурный анализ, опросы, анкетирование, статистика, контент-анализ прессы и литературы, математическо-статистические методы и т.д. Множественность методов помогает достигать широты подхода и учета различных альтернатив.



Структура, задачи и функции этносоциологии

Этносоциология рассматривает этнические общности как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно- эволюцнонно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования.

В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических и национальных меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде, социология межэтнических семейно-брачных отношений, изучение проблем межэтнической толерантности.

Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Ее называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией.



Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных.

Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги.

Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке,способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой.

Таким образом, именно этносоциология способна дать адекватное социологическое исследование этничности и ее влияния на социальное поведение человека.

Вопрос 2. Основные понятия этносоциологии.

Основные понятия этносоциологии – «этничность», «этническая общность», «этническая идентичность», «этническая стратификация», «нация», «раса», «демос», «этноцентризм», «национализм», «этническое меньшинство», «этнический конфликт» - выступают общими категориями для целого ряда наук,предметом которых служит изучение этничности, этнических процессов.

Конечно же, этнические общности, нации не создаются кровью, как утверждают примордиалисты расово-биологического направления; классовой борьбой, как считают примордиалисты социо-исторического направления; интеллектом, согласно конструктивистам; архетипом или мобилизацией, как представляют суть дела различные инструменталистские концепции. Однако,сопоставление подходов позволяет сформулировать важные для понимания этничности в рамках этносоциологии тезисы:

1) однозначные биологические, идеалистические, социально-классовые, психологические, гедонистические (термин С.В. Соколовского), дискурсивные интерпретации этноса и этничности контрпродуктивны;

2) признание всеобщности этничности и возрастание ее роли отражают специфические структуры, инклюзии нашего современного социального существования;

3) этнические общности не есть вечные и неизменные единства.

Это референтные группы, которые объединены общей историей, культурным наследием и солидарностью. Они отражают важные человеческие коммуникации, являясьполем такой коммуникации. Этническая принадлежность человека не является «тотальностью», что подтверждается существованием ассимиляции и возможностью выбора поведенческих стратегий, т.е. индивид не рождается носителем этнических маркеров, показатели этничности приобретаются в процессе социализации, несмотря на глобальность распространения, этничность может носить временный характер.

Когда в древности употребляли понятие «нациях», оно означало не более чем «народ», «демос». Современное понятие «нация» в смысле политико-государственного объединения в древних обществах не существовало, о чем свидетельствуют работы большинства авторов античности и нового времени. В основе понятия «демос» надэтнические принципы, демос включен в определенный политический порядок.

Понятие «этноцентризм» должно было объяснять борьбу между этническими группами, их конкуренцию и конфликты. Современный мир не только вобрал в себя этноцентризм, но и продолжает его продуцировать самыми различными способами. Этноцентризм стал свойством группового сознания, которое признает свою этническую группу эталонной, а другие враждебными.

Понятие «этническое меньшинство» не тождественно понятию этническая группа. Это группа людей, которая не только отличается от этнического большинства, но и часто находится в «уязвимом» положении.

«Этнический конфликт» - это конфликт, в котором стороны мобилизованы по этническому признаку, это столкновение различных «интересов», «ценностей», «идентичностей».

Понятие «этническая стратификация» связано с проблематикой социальной стратификации и социальной мобильности, но точкой отсчета здесь берется этническая или расовая принадлежность. Этот термин служит для изучения влияние этничности на разделение труда, образ жизни, формирование статусных рангов.

Используемые этносоциологией категории и понятия в определенной мере обладают многообразием смыслов, но они помогают анализировать социальную практику и формировать теоретические концепции, они также существуют не сами по себе, а скрепляют научные парадигмы.

Нация – суверенно независимое государство, самостоятельный политический организм.

Этнос – социокультурный аспект (Этногенез – процесс образования этноса.).

Демос – территориальный признак.

Раса – биологический признак (антропологический).

Национальное меньшинство – есть свое государство (евреи, молдоване).

Этническое меньшинство – нет государства (курды, цыгане).

Этноцентризм – своя группа - эталон.

Межэтнический конфликт – конфликт по этническому признаку.

Ксенофобия – нетерпимость, боязнь другого человека (гомосексуалиста…).

Расизм – одновременно и идеология, и нетерпимость по физиологическому признаку.

Этническая идентичность – когда представитель этноса причисляет себя к этому этносу.

Место этносоциологии в системе научного знания.

Этносоциология - отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Иными словами, этносоциология изучает явления и события социальной жизни, связанные с проблемами этносов, влиянием особенностей этнической культуры и традиций на социальную жизнь, межэтническими взаимоотношениями и конфликтами.

Этносоциология является пограничной наукой между социологией и этнологией. Возникла достаточно поздно. В античности существовали художественные описания путешествий, но они не имели прикладной цели. Ситуация меняется во времена колонизации и Великих географических открытий, когда начали требоваться прикладные знания для завязывания торговых отношений. Имели место сочинения католических священников, чиновников.

К концу 18 века во Франции начинает складываться этнография, которая занимается описанием черт быта, поведения различных племён и народов, живущих вне Европы. В начале 20 века этнография начинает взаимодействовать с социологией.

Предмет и объект, структура и функции этносоциологии.

Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы – части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности. Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. Функции этносоциологии: 1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий. 2) Практико-преобразовательная . Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную. 3) Просветительская . В условиях конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах.

3. Этимология слова «этнос» и его синонимы.

«Этнос» - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме). Синонимы: Общность - совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. Нация - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера.Субэтнос - этническая группа, часть этноса, занимающая компактную территорию, обладающая диалектальной и культурно-бытовой спецификой. Племя - этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Народ - достаточно многочисл. группа людей, отличающаяся общностью языка, культуры, территории, религии, истор. прошлого и др. Народность - историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма. Суперэтнос - метаэтническая общность (сообщество этносов , связанных между собой самосознанием этногенетической близости), возникающая обычно в границах полиэтниче­ского государства на базе культурно исторического единства (по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. д.).