Методы этносоциологии. Татунц С.А. Этносоциология - файл n1.doc. Предмет и объект этнической социологии

План счетов бухгалтерского учета деятельности организации и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38н, приказа Минфина России от 18 февраля 2006 г. № 115н, приказа Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н).

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности, активов. обязательств в бухгалтерском учете. В Плане счетов приведены наименования и номера (коды) синтетических счетов (счетов первого порядка), перечень которых обязателен для применения организациями, и субсчетов (счетов второго порядка). Синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99), разбиты на восемь разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения счетов. Практически в настоящее время используются 62 синтетических счета, остальные номера пока свободны. Субсчета отдельных синтетических счетов кодируются по порядку в пределах каждого счета. Забалансовые счета нумеруются по порядку тремя знаками (от 001 до 011), даны в приложении к Плану счетов.

На основе общего Плана счетов организации учетной политикой хозяйствующего субъекта предусматривается рабочий План счетов, предназначенный для детального описания процессов деятельности организации, отражения специфических хозяйственных фактов, удовлетворения в учетной информации внутренних потребностей управленческого персонала для проведения анализа, контроля и составления отчетности. Организации при необходимости могут вводить в рабочий План счетов по согласованию с Минфином России дополнительные синтетические счета, используя свободные номера. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, могут объединяться, исключаться и вводиться организациями самостоятельно.

В России, Франции, Германии и в ряде других стран используются единые унифицированные национальные планы бухгалтерских счетов, которые применяются всеми организациями независимо от форм собственности.

Применение Плана счетов и кодирование хозяйственных операций в системах международного бухгалтерского учета в США, Великобритании и других странах более свободное, чем в российском учете. В частности, там каждая организация имеет право создавать и использовать конкретный собственный учетный план, обосновывая свой выбор стандартами и рекомендациями, разработанными специальными негосударственными национальными профессиональными организациями бухгалтеров.

Так, в организациях бухгалтерским счетам присваиваются коды и кодовые серии, обеспечивающие высокий уровень компьютерной обработки учетной информации. При этом используются различные кодовые системы. Простейший план счетов, применяющийся в небольших фирмах. предполагает двузначное кодирование. Примером может служить счетный план фотографической студии Матеа Нэх- лунда и Хокана Лаоба США (табл. 1).

Таблица 1. План счетов фотографической студии

При более сложных видах хозяйственной деятельности применяется трехзначная система кодирования (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Трехзначная система кодирования

Каждому синтетическому счету группы присваивается код, первый разряд которого характеризует группу счетов, второй и третий — отражают порядковый номер счета в группе. Аналитическим счетам (субсчетам) внутри каждой группы присваивается код в пределах каждого вида синтетического счета. Например:

Счета активов в системе международных бухгалтерских стандартов трактуются как результаты прошлых событий и источники будущих выгод. Они отражают увеличение или уменьшение различных видов ценностей (имущества). Сюда относятся: касса, векселя полученные, счета к получению, авансом оплаченные расходы, земля, здания, оборудование и т.д.

Счета пассивов рассматриваются как результаты прошлых событий и источники будущих изъятий. На них учитывается увеличение или уменьшение денежных обязательств (долгов), которые делятся на краткосрочные и долгосрочные. К счетам пассивов относят: векселя выданные, счета к оплате, прочие краткосрочные и долгосрочные обязательства и др. Приведенные формулировки практически не противоречат нынешнему представлению об активных и пассивных счетах в российском Плане счетов бухгалтерского учета.

Счета капитала предназначены для отражения средств собственника, вложенных в фирму. Собственный капитал имеет постоянный характер, сальдо по его счетам отражается в балансе. Исключение составляют счета «Изъятие капитала» и «Вложение капитала», которые могут закрываться при реформировании баланса.

Счета доходов и расходов носят название временных средств: в конце отчетного периода они закрываются и определяется финансовый результат работы организации (прибыль либо убыток). Эти счета соответствуют счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» российского бухгалтерского учета.

Сальдо по счетам учета налогов на прибыль фиксируется в балансе аналогично отражению на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» в российском бухгалтерском учете и показывает задолженность либо переплату организации по налоговым платежам. Вместе с тем российский План счетов несколько отличается от применяемых в системе международных бухгалтерских стандартов.

Сравнительный анализ бухгалтерского учета России и США позволяет сделать следующее заключение.

В США, где капитал находится в частной собственности, распределение ресурсов осуществляется как при участии государства, так и через рынок свободных капиталов. Разработка здесь счетных планов каждой фирмой оправдана, так как отражает национальные особенности экономики страны.

В России практически ликвидирована система директивного планирования; значительное количество бывших государственных организаций приватизировано. Однако в период перехода к рыночной экономике требуется вмешательство государства в решение хозяйственных вопросов хозяйствующих субъектов. Применяемый План счетов бухгалтерского учета должен отражать особенности современною состояния национальной экономики России.

Следует отметить, что единый унифицированный План бухгалтерских счетов, применяемый в России, имеет свои преимущества, поскольку обеспечивает:

  • централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;
  • контроль за правильностью ведения учета, отчетности и использования имущества организации;
  • сбор информационного материала в целом по стране, регионам и по отдельным организациям, что служит основой для анализа деятельности субъектов хозяйствования на разных уровнях и для принятия конкретных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Предмет и методы этносоциологии

Этносоциология - это дисциплина, которая изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Этническая социология является пограничной наукой между социологией и этнологией. Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы - части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности. Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. Этносоциологи в своих исследованиях используют комплексный подход, т.е. учитывают особенности не только макросреды, но и микросреды (конкретную этнокультурную обстановку в республиках). Это усложняет методологию этносоциологического исследования. Приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности. Культурологический метод: поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей (коллективный подход): в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты. Подход, который выявляет взаимоотношения: помогает понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, взаимодействия людей - это роли. Роль - поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определённую позицию в группе. Роли могут быть в семье, на работе, в неформальных образованиях и т.д. Психологический метод: объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества. С точки зрения психологического подхода этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества, влияние среды, в том числе и этнической на личность в процессе ее социализации.

2. Структура, задачи, функции этносоциологии

Функции этносоциологии: 1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий. 2) Практико-преобразовательная. Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную. 3) Просветительская. В условиях конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах. Место этносоциологии в системе научных знаний. Этносоциология, являясь одним из направлений социологии, её частью, тесно связана с экономикой, политологией, социальной психологией, историей, антропологией и другими общественными дисциплинами. Пересматриваются ведущие теории развития общества. К примеру, теорию модернизации критиковали за то, что модернизация несла не только технические блага, расширяла свободу выбора человека, но и сохраняла отсталость, не избавляла от нищеты; на её фоне росли отчуждённость и девиантное поведение. Социологи признали, что уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов нередко вносит дезорганизацию в социальную жизнь. Общая область изучения наблюдается и с социальной психологией (этническая идентичность и межэтнические отношения). Однако психологические исследования нацелены на изучение установок, ценностей, психологических процессов (общение), но этого не достаточно для объяснения жизни тех или иных этнических общностей. Важно учитывать социальные интересы, культурные традиции, политическую и экономическую ситуации. Говоря о связи с этносоциологии с политологией, можно отметить, что политические интересы существенно влияют на развитие межнациональных и этнополитических конфликтов. Общество должно знать, на какой тип политического и государственного устройства ориентированы социальные слои разных народов. В России остро стоит вопрос о доступе к власти людей разных национальностей. Эти и другие вопросы, связанные с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, составляют область совместного изучения политологов и этносоциологов. В ходе экономической трансформации общества также потребовалось изучение этнонациональных факторов. Это связано с экономическим национализмом (люди разных национальностей пытаются получить права контроля за ресурсами), а также с готовностью представителей разных этносов к участию в разных формах собственности.

Область этносоциологии широка, включает: 1) этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах, в том числе тенденции в профессиональных ориентациях). 2) темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в РФ, межгосударственная миграция на постсоветском пространстве. 3) этническая специфика внутрисемейный отношений. 4) тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах. 5) межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции. 6) этническое самосознание, авто и гетеро стереотипы, внутриэтническая солидарность. 7) этнические интересы и установки на межэтнической общине.

3. Основные понятия этносоциологии

АВТОНОМИЯ - в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций. АВТОСТЕРЕОТИПЫ - устойчивые представления этноса о своих качествах. АККУЛЬТУРАЦИЯ - процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов. АССИМИЛЯЦИЯ - тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным. ГЕНОЦИД - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. ДИАСПОРА - пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. ИНТЕГРАЦИЯ - в межкультурном взаимодействии сохранение разными группами присущих им культурных индивидуальностей, но объединение их в одно общество на иных основаниях. КОРЕННОЙ ЭТНОС - аборигенный народ, ведущий племенной образ жизни. КСЕНОФОБИЯ - враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ - обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. МЕНТАЛИТЕТ - привычки сознания и стереотипы поведения, которые самими людьми не осознаются, но лежат в основе их видения мира. Это глубинная и устойчивая структура любой культуры, включающая в себя коллективное сознание и бессознательное. НАРОД - субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны, характеризующийся единством генезиса, языка, религии и художественных традиций. НАРОДНОСТЬ - исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. НАЦИОНАЛИЗМ - идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям. НАЦИЯ - исторический тип этноса, представляющий собой социально - экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе государственности, общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и самосознания. РАСА - исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - причисление себя к группе людей определенной национальности. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса. ЭТНОЛОГИЯ - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. ЭТНОС - устойчивая совокупность людей, обладающих общими психофизиологическими признаками, общностью территории в момент возникновения и на ранних этапах этногенеза, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

4. Социо-исторические концепции этничности

Был сформулирован и разработан К. Гирц, Э. Стюард, П. Ван ден Берг, Бромлей. В концепциях этих ученых этничность интерпретировалась в качестве начальных х-к индивида, как врожденное свойство человека, т.е. представителя той или иной группы.

Для сторонников этого подхода принадлежность к той или этнической группе является данностью. «Примордиальные связи» ввел Шилдз. До этого использовалось понятие «кровно-родственные связи». Шилдз определял для интерпретации семейных отношений.

Гирц считал, что некоторая привязанность, связи проистекают из духовной близости, чем из социальных взаимодействий. Примордиализм рассматривает эту связь (этничность), как систему социально значимых признаков, которые человек получает или наследует при рождении. Считают, что этничность невозможно создать или разрушить искусственно.

Язык - одно из важнейших слагаемых этнической группы (этничности), потому что выступает изначальной характеристикой человека.

Понимание сущности понятия этничности в различных концепциях объясняется в различиях их происхождения.

Социобиологическое. П. Ван ден Берг и Гумилев. Они объясняют возникновение этничности с помощью эволюционных идей, как явление детерминированное генетически и геогр. данными. П. Ван ден Берг предлагал понимать этничность как следствие генетической принадлежности, предрасположенности человека к родственному отбору, получившему название непотизм.

Непотизм - это альтруистическое поведение которое уменьшает вклад отдельного индивида в генотип след. поколения, но одновременно увеличивает шансы передачи членов данного индивида непрямым путем (помогая родственникам выжить и передать гены, индивид способствует воспроизводству своего генофонда).

Непотизм предоставляет соотв. группам эволюционные преимущества и закрепляется на генетическом уровне.

Реципрокность - это взаимность, взаимодействие. Эта х-ка определяется как особая форма взаимоотношения и сотрудничества между отдаленными родственниками и индивидами, кот. не связаны отношениями кровного родства. В тех соц. условиях где непотисткое поведение оказывается невозможным или опасным, индивид может договориться с другими индивидами о скоординированности поведения, что позволит увеличить возможность передачи своих генов.

Этничность понимается как всеохватывающая форма естественного отбора и родственных связей, которая сохраняет свое значение и развитых обществах.

Эволюционно-историческое. Этничность стала рассматриваться как результат эволюционного развития, а не как генетически предрасположенность. Сторонники стали рассматривать этносы как социальные, а не как биологические сообщества. По их представлению этнос - общий термин, призванный характеризовать общность людей, кот выступают в истории и реальной жизни в своих конкретно-исторических формах. Формирование этноса явл длительным историческим процессом, опред роль в котором играет общность территории, языка, культуры. Ни один из этих факторов в отдельности не играет роль, только в совокупности. Т.о. этносы, примордиального х-ра имеет х-тер социального, а не только биологического сообществ, т.к. зависимы от исторических изменений. Помимо территории и языка существует потребность в культуре, кот х-ся традиционностью, устойчивостью, религ. Западные исследователи рассматривали этничность как часть социокультуры. Также появляется особенности специфики психологической - меняются вкусы, ценностные ориентации и т.д. Этносом становится только та группа людей, которая осознает себя особым их объединением и отличает себя от других аналогичных общностей. Осознание группового единства принято называть этнич самосознанием. Этническое самосознание выступает интегративным показателем этноса, который включает представление об общности территории происхождения и исторических судеб людей, составляющих этот этнос.

5. Расово-биологи ческие трактовки этноса и нации

С.М. Широкогоров: Основной классификацией этносов служит: 1. признаки антропологические (особенности строения тела; окраска; признаки, признаваемые самим этносом). 2. Этнографические (комплекс обычаев, общий уклад жизни). 3. лингвистические (язык этноса). Этнос - группа людей, говорящих на одном языке, объединённых верой в общее происхождение, обладающие определённым культурным комплексом, отличным от других групп населения. - это динамичный процесс, находится под влиянием 3-х составляющих: среда обитания (первичная), культура (вторичная среда), межэтническое окружение (третичная среда). - это биологическая и социокультурная единица. Популярное представление, что человеческие сообщества, особенно в их политико-государственных формах, всегда складывались прежде всего на этнической основе, не соответствует действительности. Как современное понятие нации, так и идея, согласно которой индивид может участвовать в гражданской и политической жизни лишь как элемент нации, принадлежит XIX веку. До того гораздо большую роль в государственном строительстве играли религиозные, династические, хозяйственные, военные и другие факторы. Дискуссия вокруг основных компонентов понятий нации и этноса приобрела явную идеологическую окраску в последние десятилетия XIX в., когда достижение и обеспечение единой национальной государственности во многих странах стало приоритетной политической целью. Именно тогда в определении нации на первый план были поставлены факторы биологические (расовое происхождение, родовое единство, этническая общность) и пространственные, связанные с единством территории проживания или расселения. В XX в. этот подход, как известно, достиг «злокачественной» стадии и воплотился как в различных вариантах фашистской идеологии, так и в иных, более «мягких» формах. Вплоть до середины XX столетия преобладало в основе своей «генетическое» понимание нации. Но нацизм отрезвил людей. Для военного и последующих поколений европейцев слова типа «национальный дух», «национальная идея» приобрели уже не романтическое, а зловещее звучание. Они стали ассоциироваться с лагерными вышками и газовыми камерами. К тому же серьезные этнографические и антропологические исследования показали, что такие считавшиеся незыблемыми индикаторы общности национальных «корней», как государственность, язык, культура, история, не очень-то работают ни в отдельности, ни в совокупности и для формулирования универсальных признаков определения национальности, во всяком случае, не годятся. Лишь один индикатор оказался универсальным - самоотнесение человека к той или иной национальности: «я - русский», «я - татарин», «я - француз». Проблема перешла в субъективную плоскость. Ю.В. Бромлей в своих последних работах отмечал большую трудность использования не только антропологических, политических и экономических, но даже отдельных культурных показателей в качестве этнодифференцирующих признаков и делал акцент на вопросах психики, самосознания этноса. Французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков. справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны - Англия, Франция, Италия - это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе. В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации», - утверждал он. Обобщая, можно сказать, что нация - это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического слада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

6. Конструктивизм в этносоциологии

Конструктивизм. (Структурная теория этничности)

Представляет собой попытку объединить примордиолизм и инструментализм для рассмотрения феномена этничности.

Конструктивизм не отрицал этничности, присущей человеку, но рассматривает этничность через призму социального общества. В основе лежит теория рационального выбора, согласно которой человек в различных ситуациях руководствуется принципом рациональности и полезности. Этничность дополняется рациональными потребностями человека, при этом социальная сущность играет более важную роль, чем его этническая принадлежность. Люди обращаются к этничности тогда, когда соц. факторы не обеспечивает достижение нужной цели. Этнические границы направляют социальную жизнь людей. В качестве определения этничности Бард предложил этнические границы. Которые определяют сами люди (территория, культура, язык, свобода).

Этнические группы, их свойства возникают и воспроизводятся в результате специфики взаимодействия. Этнос - это общность людей, формирующаяся на основании культурной самоидентификации (самоопределение) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях.

Признаком этнической общности является не общее происхождение, а представление или миф об общей судьбе исторической судьбе. Другим признаком является вера в то, что эта «наша культура», а не сам по себе новый культурный облик группы, который без такой веры ни о чем не говорит. Этничность процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанной на вере в то, что они связаны естественными и природными связями, единым типом культуры и идеи, или мифом об общем происхождении или истории. Нация является конструктом государства.

7. И нструментализм в этносоциологии

Инстументализм. (теория ситуативной этничности)

Появ. в середине 70-х г. в западной социальной антропологии. Исследователи: Янг, Ротшильд. Оно было вызвано ростом этнополитических движений того времени и в результате сложилось убеждение, что этничность, которая соединяет в себе утилитарный интерес и высокую эмоциональность может быть незаменимым инструментом в области политических отношений. Этничность стала рассматриваться в качестве инструмента для борьбы за власть. Этничность - чувство солидарности группы людей, которые формируется при определенных ситуациях и обстоятельствах. В различного рода обстоятельствах этничность становится источником ресурсов. Инструментализм понимает этничность как своеобразную реакцию людей на практическую ситуацию, в кот. эта группа оказывается.

Инструментализм не представляет собой теоретически целостной модели объяснения этничности, прежде всего это познавательная ориентация, в которой главной идеей является утверждение что все случаи политической активности этнических групп, это результат преднамеренных усилий этнократических лидеров, в их постоянной борьбе за контроль над обществом. Эта концепция чаще опирается на социально психологические теории, в которых этничность трактуется как эффективное средство для преодоления отчуждения и восстановления этнического равновесия. Существенная черта - это опора на функционализм и прагматизм. Инструментализм ориентирован на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносов в окружающем их мире. Этническое сознание мобилизуется только в опасности.

Политический психолог Дж. Дэвис, развивая этот подход, писал о потребностях, которые побуждают людей к равенству, достоинству. Этническая группа способна поддержать людей в реализации таких потребностей, мобилизовывать на их осуществление. Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти. Поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим (речь о нем будет идти при объяснении межэтнических конфликтов).

8. Психологизм в этносоциологии

К. Реннер выводил психологизм из того, что нация - культурная общность; союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей; решающее в понимание нации явл сознание индивида, как мыслящего, ролевого. Главное место в его теории занимает проблема национального интереса + стремление к государственности. В наши дни многие российские этнологи и психологи продолжают рассматривать этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. для психолога важны не различия - действительно радикальные - между подходами к интерпретации этноса; не столь существенно, представляют ли этносы изначальную характеристику человечества или они созданы заинтересованными в этом идеологами. Для него более важно то общее, что есть во всех подходах - от отцов-основателей психологии народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя до Л.Н. Гумилева - признание того, что этнос является для индивидов психологической общностью, а этническая идентичность представляет собой одну из (или даже единственную) его характеристику. С точки зрения социального психолога, не очень важно и то, на основе каких характеристик строится осознание этнической принадлежности. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Список этот бесконечен, в нем может оказаться и форма носа, и способ запахивания халата, как у древних китайцев. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духов - ной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным. Например, общность происхождения членов современных этносов - это красивый миф; с одной и той же территорией могут ассоциировать себя несколько народов. Многие элементы народно-бытовой культуры сохранились только в этнографических музеях. Этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства. с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие. Рост этнической идентичности, затронувший население множества стран на всех континентах, вначале даже получил название этнического парадокса современности, так как сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры. В настоящее время этническое возрождение рассматривается одной из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

9. Начало этносоциологических ис следований в русской социологии

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться в Российской Федерации в конце 60-х гг. с реанимации социологии после XX съезда КПСС. В отличие от сельской социологии или урбан. социологии этническая социология не могла опираться на значительное наследие 20-х гг. нашего столетия. Нельзя говорить о ней как о самостоятельном научном направлении вплоть до 60-х гг. Однако ее корни прослеживаются от середины XIX в. Именно тогда историко-социологическое направление исторической науки обратилось к объяснению развития народов. Многие ученые связывают этот этап с деятельностью С.М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в «Истории России с древнейших времен». В.О. Ключевский, ставший в Московском университете преемником С.М. Соловьева, писал, что «в «Истории России» на первом плане… изучение форм и отношений государственного и общественного быта России». Сам В.О. Ключевский отмечал сложность изучения общества в связи с тем, что оно «заметно пестреет»: «Вместе с социальным разделением увеличивается в нем и разнообразие культурных слоев, типов». Во второй половине XIX-начале XX вв. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем и о жизни русского народа. Не случайно М.М. Ковалевский писал, что «вопросы генетической социологии, науки о происхождении общественных институтов имеют особый интерес для русских, ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала, находящегося в их руках». Послереволюционная историография в 20-е гг. сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. Уже тогда примечательной в изучении народов стала практическая направленность, что определялось задачей, как тогда говорили, «переустройства быта на социалистических началах». В 1925 г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет (существовал до 1930 г.). В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, такой, как понимали ее тогда ученые, хотя и не всеми такая расширительная трактовка принималась. В конце 20-х-начале 30-х гг. в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистского подхода. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения наметились в этнографии в 50-х гг., когда проявился интерес к странам, получившим независимость после Второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. К тому времени в республиках появились свои специалисты, росло национальное самосознание. Во второй половине 50-х гг. был принят ряд постановлений о расширении прав республик, часть которых не была реализована. Этнографические исследования стали охватывать современный быт народов СССР, других стран, но до 60-х гг. о соединении этнологии с социологическим подходом не могло идти речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике. Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Реанимация социологии не могла обойти изменения, происходящие в жизни народов, межэтнические отношения, ведь Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60-е гг. составляли 45% населения. Практически все республики были полиэтническими. Серьезные исследования социальных изменений в стране становились невозможны без учета этнического многообразия. Однако среди пионеров, возрождающих социологию, специалистов по национальным, этническим проблемам в начале 60-х гг. еще не было, хотя не только ощущалась потребность в них, но появилась и реальная возможность проведения таких исследований. Рождению нового направления в этнической социологии помогли субъективные обстоятельства. В середине 60-х гг. директором Института этнографии АН СССР (сейчас - Институт этнологии и антропологии РАН) стал Ю.В. Бромлей - ученый широкого кругозора, заинтересованный в том, чтобы институт авторитетными именами и работами приобрел союзное признание. Он знал, что в социальной и культурной антропологии происходят изменения, что изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических, в том числе межличностных, взаимодействий уходит корнями в социологию. Социология, как тогда говорили, поглощает этнологию современности. Такой вариант развития для нашей науки тоже был возможным. Но это был период, когда развитие советской социологии осуществлялось усилиями ученых, пришедших из других областей знания, в частности историков, философов и др. Ю.В. Бромлей пригласил в институт таких известных социологов, как Ю.В. Арутюнян, И.С. Кон, О.И. Шкаратан. Ю.В. Арутюнян реанимировал сельскую социологию, О.И. Шкаратан - урбансоциологию, И.С. Кон работал в области социологии личности. Первоначальные специальные интересы, с которыми пришли эти и другие ученые в Институт этнографии АН СССР в Москве и Ленинграде, сыграли очень большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего на стыке социологии и этнологии.

10. Национальный вопрос в работах П.А. Сорокина

При рассмотрении взглядов П.А. Сорокина по национальному вопросу особенно явственно обнаруживается радикальное изменение его теоретических позиций в конце жизни в сравнении с теми, какими они были в самом начале.

В 1917 году им была опубликована книга «Проблемы социального равенства», в которой есть раздел о национальной проблеме. Сорокин подвергает критическому рассмотрению ряд общепринятых определений нации и национальности. Начинает он свой критический обзор с расовой или биологической точки зрения на этническое начало. «Теория чистых рас оказалась мифом; их нет». Сорокин возражает против определения нации через единство языка: «Если бы язык был решающим признаком, то тех лиц, которые одинаково хорошо и с детства владеют несколькими языками, пришлось бы признать денационализированными» (приводит пример венгров). Он обращает в этой связи внимание на известные факты национальных различий при общности языка (англичане и американцы), равно как и неопределенность языка в сопоставлениями с говорами и наречиями. Вслед за этим идет опровержение религиозного или мировоззренческого обоснования единства нации, равно как и попыток определить таковую через единство культуры. Он выступает и против определений нации через национальные интересы. Рассмотрев ряд определений нации, П. Сорокин приходит к следующему выводу: «Ни одна из теорий не знает, что такое национальность. Национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи. То, что обозначается этим словом, есть просто результат нерасчлененности и неглубокого понимания дела». «Нет национальных проблем и национального неравенства, а есть общая проблема неравенства, выступающая в различных видах и производимая различным сочетанием общих социальных факторов, среди которых нельзя отыскать специально национального фактора, отличного от религиозных, экономических, интеллектуальных, правовых, бытовых, сословно-профессиональных, территориальных и т.п. факторов». Война не ведет к торжеству национализма: она приведет к укреплению интернационализма в форме создания международного суда и сверхгосударственной федерации Европы. «Пока национальный принцип не противоречит лозунгу социального равенства - мы от души приветствуем национальные движения (движения украинцев, евреев, поляков, латышей и т.д.). Но как только национальный принцип становится средством угнетения одной группой других групп, мы поворачиваемся к нему спиной».

В статье «Существенные характеристики русской нации в ХХ веке» он дает определение нации. «Нация является многосвязанной, многофункциональной, солидарной, организованной, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства. Эта группа состоит из индивидов, которые, во-первых, являются гражданами одного государства; во-вторых, имеют общий или похожий язык, в-третьих, занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки» (уклон в примордиалистскую теорию нации). «Наряду с империями и обширными общественными классами нации являются в настоящее время наиболее могущественными социальными системами, деятельность и политика которых вполне ощутимо определяют ход исторических процессов, жизнь и судьбы миллионов человеческих существ» В этой же публикации Сорокин рассматривает черты русской нации. При этом он полагает, что при рассмотрении этого вопроса надо брать те черты нации, которые видны не в индивидуальном общении, а видны в историческом процессе. Поэтому под русскими он имеет в виду три исторические общности: великороссов, белорусов и украинцев. Одна из главных черт русской нации, отличающая ее от наций западноевропейских и, тем более, от американцев США, состоит в длительности ее существования. Это свидетельство «огромной жизнеспособности этой нации, ее замечательного упорства, всеобщей готовности ее представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни». Он считает, что преимущество русских в том, что нация пережила самое большое многообразие политических режимов. Он полагает, что политика недискриминации и равенства расовых и этнических групп в России - одна из причин сравнительно мирного расширения границ русской нации и государства.

11. Народност ь и культурно-исторические типы

В социологии XIX века ведущее место занимали эволюционистские модели общества, трактовавшие социальное развитие в духе идей линейного прогресса. Это относилось и к российской социологии. В то же время именно в ее рамках появилась самая ранняя в истории социологии антиэволюционистская модель в форме теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, по существу предвосхитившая многие формы социологического и культурологического анализа XX века. Общество, по Данилевскому, не представляет собой особой целостности, а есть сумма национальных организмов, которые развиваются на основе морфологического принципа, т.е. в плоскости собственного существования, по собственным имманентным законам. Каждый общественный организм рассматривался Данилевским как целостность, устойчивая в изменяющейся среде.

Человечество, по его мнению, не представляет какой-то единой живой целостности, а скорее походит на стихию, которая в различных точках складывается в формы, в той или иной мере аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм, имеющие четкие структуру и линию развития, представляют собой то, что Данилевский назвал культурно-историческим типом, внутри которого осуществляется общее историческое движение. По Данилевскому, культурно-исторический тип выступает как интеграция существенных признаков определенного социального организма. Соответственно культура есть объективация национального характера, т.е. психических особенностей этноса, задающих видение мира. При этом Данилевский стремился также дать социологическую интерпретацию понятия нации как субъекта социальной динамики: «Народности, национальности суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в нем идея достигает, в пространстве и во времени, возможного разнообразия, возможной многосторонности осуществления…» Согласно Данилевскому, нация (племя)

характеризуется особенностями склада ума, чувств и воли, составляющими оригинальность нации и налагающими на нее печать особого типа общечеловеческого развития. Эти особенности выражаются в языке, мифологии и эпосе, в основных формах быта, т.е. в отношениях как к внешней природе, так и к себе подобным. Из особенностей народов вытекает многообразие культурно-исторических типов, степень развития которых определяется их «жизненной силой». НАРОДНОСТЬ - исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. Ядром культурно-исторического типа является национальное начало, обладающее определённым запасом жизненной энергии и способностью к саморазвитию. Согласно классификации Данилевского, существовало 10 основных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий,

римский, аравийский, германо-романский (европейский), а также американский и перуанский. Особое место занимал русский, точнее славянский, тип. Н.Я. Данилевский выделяет четыре периода в развитии культурно-исторического типа: 1) этнографический период, самый длительный, когда формируется запас сил будущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и, следовательно, особый тип его развития; 2) государственный период, носящий переходный характер, когда, в основном в силу внешнего влияния (например, агрессии), народ строит государство как условие независимого самобытного развития; 3) период собственно цивилизации, самый короткий, период плодоношения, когда накопленные народом силы обнаруживают себя в самых различных формах культурного творчества; это время растраты накопленного запаса, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу; 4) период естественного конца культуры, имеющий две формы: апатия самодовольства - окостенение, одряхление культуры, когда завет старины считается вечным идеалом для будущего, апатия отчаяния - обнаружение неразрешимых противоречий, осознание ошибочности идеала, отклонения развития от прямого пути.

12. Национальный вопрос в кла ссово-детерминистской парадигме

Становление этнической общности ведет к резкому усилению интегративных процессов, консолидирующих представителей нескольких близких этносов в единый социальный организм. Однако реализация их осложняется множеством противоречий, что приводит в периоды политических и социально - экономических кризисов к своеобразной социальной инверсии: нация как бы сводится к своим этническим истокам. В результате чего мощные всплески архаики осложняют отношения между нациями и этносами, приводят к этнонациональным конфликтам, которые, в свою очередь приобретают политическую, социальную, культурную, экономическую окраску. Вследствие этого даже конфликты, возникающие в связи с территориальными претензиями соседних стран, с возникающими между ними экономическими, политическими и иными противоречиями, приобретают этнонациональный характер, принимают превращенную форму этнонациональных столкновений. В результате этого, как показывает опыт постсоветских государств, возникли противоречия между тенденциями формирования новых форм государственности и воспроизводства национального самосознания различных народов.

Практическая возможность повлиять на ход этнополитических процессов в советский период, соблюдая интересы всех представленных народностей, как правило, отсутствовала. Основной причиной явилось отсутствие на данном историческом этапе в СССР заинтересованности в изучении вопросов, связанных с теорией этнических общностей, наций и их существования, что обусловливалось господством в науке одной парадигмы - классово-детерминистской, в которой сочетались элементы экономического подхода К. Маркса и Ф. Энгельса и идеалистические концепции О. Бауэра. Следствием явилось неприменимость понятийно-категориального аппарата и теоретических положений науки перестроечного и постперестроечного периода, не допускавшей возможности противоречий в межнациональных отношениях при социализме.

В советском обществоведении в анализе сущности современных наций преобладало выделение этнического фактора. Но уже работы этнографов, в частности Ю.В. Бромлея о нации как этносоциальном организме и информационная теория этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова начала 50-х гг., заложили теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности, основные положения которых сводились к следующим:

Население мира состоит из сформировавшихся в период этногенеза объективно существующих базовых социальных группировок в форме этнических общностей, высшим типом которых являются нации;

Нации обладают набором обязательных характеристик, среди которых собственная территория, общность экономических связей, единый язык и отличительный социально - психологический менталитет (национальный характер);

Условием существования и развития наций является собственная государственность, на территории которой члены данной группы объявляются представителями «коренной нации», а остальные граждане - «некоренным населением».

В постсоветский период исследованию этнополитических процессов уделялось немало внимания, основным объектом исследования явился феномен национализма. Однако, во взглядах на проблематику национализма имеются принципиальные расхождения между зарубежными и отечественными исследователями. Бесспорно, в области национального вопроса в постсоветской и западной политической мысли сложилось неодинаковое понимание. Нет сомнения в том, что исследователям необходимо учитывать как достижения советской науки, так и богатый зарубежный опыт в этой области, принимая во внимание региональные особенности современного периода. Так, многие работы советских этнографов не переведены и поэтому неизвестны западной науке. Явно недооцененными остались содержащиеся в них идеи о многоуровневости этнических общностей или типах этнонациональных процессов.

В советской науке, занимавшейся сравнительными и теоретическими исследованиями наций и национальных процессов, состояние межнациональных отношений не являлось предметом научного анализа.

Под влиянием национальных движений на постсоветском пространстве, которые способствовали падению тоталитарного режима, у зарубежных и отечественных ученых и политиков вырос интерес к мировому опыту оценки этнического национализма и межэтнических конфликтов.

13. Теория эт носа в советской этносоциологии

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированным в самосознании (этнониме). Основные положения отечественной этносоциологии: 1. Этнос представляет собой системную целостность, важнейшими компонентами которой являются язык, народное искусство, обычаи, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую культуру, обладающую специфическим дня нее стилем. Следовательно, этнос - определенная культурная целостность. 2. Для возникновения этноса важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у группы людей появились специфические черты, сформировалась культурная общность, они должны систематически общаться. Общность территории - один из непременных признаков существования этноса в условиях его формирования. В дальнейшем единство территории может быть утрачено, и этнос может проживать в различных государствах, сохраняя при этом свои системные свойства, культурную целостность. 3. Этносу присуща антитеза «мы - они», поэтому этносом является группа людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса группового единства называется этническим самосознанием, внешним выражением которого является этноним. Этническое самосознание и этноним - главные этнические маркеры. Не было и нет племени, народности, нации, у которой не было бы самосознания. Понятие «этнос» (от греческого слова etnos - рой, стадо, толпа, класс (порода) людей, племя, народ) и производные от него термины традиционно использовались в отечественной науке в качестве категорий анализа. Впервые как элемент теории оно рассматривалось в работах С.М. Широкогорова. Позднее разработкой этого понятия занимались С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Козлов, Н.Н. Чебоксаров и др. Термин «этничность» в отечественной литературе советского времени использовался редко и чаще всего имел значение качества, которым обладают все представители того или иного конкретного этноса. Из этого исходили разработчики всех вариантов советской «теории этноса». Наиболее авторитетная ее версия была разработана директором Института этнографии АН СССР Ю.В. Бромлеем. Концепция состояла в следующем. С периода развитого первобытного общества существуют особые человеческие объединения - этносы. Это понятие Ю.В. Бромлей предложил трактовать в узком и широком смыслах.

В узком смысле этнос или этникос (от греческого слова - народный, языческий) был обозначен им как «исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)». При этом этническое самосознание понималось как «явление вторичное, производное от объективных факторов». Ю.В. Бромлей полагал, что эквивалентом узкого значения термина «этнос» в русском языке могло бы служить слово «национальность». Кроме собственно этноса (этникоса), Ю.В. Бромлеем декларировалось существование и других этнических общностей - метаэтносов и субэтносов. Одни понимались как надэтнические объединения, другие - как культурно-специфические внутренние подразделения этносов, выделяющиеся отдельными особенностями самосознания (например, донские казаки, негры в США и т.д.). Как предельная единица делимости этноса фигурировал отдельный человек - этнофор, носитель этнической культуры. По мнению Ю.В. Бромлея, этнос (этникос) и другие этнические общности - результат действия этнических процессов, которые он предложил делить на этноэволюционные и этнотрансформационные (этногенетические). К первым относятся внутриэтническая консолидация (сплочение субэтнических групп этноса, нивелирование диалектов и культурно-бытовых отличий, упрочение общего самосознания и т.д.) и межэтническая интеграция или единение (появление у нескольких сущностно различных этносов общих черт культуры и общего метаэтнического самосознания). Во вторую группу исследователь объединяет этногенетические парципацию (деление этноса на несколько новых, все из которых имеют не преемственные старому имена), сепарацию (превращение части этноса в новый в результате миграции или расчленения старого этноса двумя и более государствами), консолидацию (слияние близкородственных этнических общностей в одну более крупную), миксацию (слияние нескольких не связанных родством этносов в новый). Еще один этнический процесс - ассимиляцию Ю.В. Бромлей трактует двояко: для ассимилируемого этноса - это трансформация, для ассимилирующего - один из компонентов эволюции. На этнические процессы заметное влияние оказывают межэтнические отношения, их характер по Ю.В. Бромлею определяется целым рядом факторов: степенью языковой близости, религией, традиционно исповедуемой представителями контактирующих этносов, степенью сходства других элементов культуры; бытующими взаимными позитивными и негативными стереотипами, психологическими установками, ценностными ориентациями; уровнем социально-экономического и социально-политического развития и т.д. При более широком толковании термина «этнос» Ю.В. Бромлеем выделялись так называемые этносоциальные организмы (эсо) - отдельные, чаще всего наиболее крупные, части этноса, расположенные в пределах одного государственного (в том числе автономного) или потестарного (от латинского слова potestas - власть, могущество, возможность) образования. Соответственно, все этносоциальные организмы делились им на два основных типа: социально-потестарный, который присущ первобытности, и социально-политический (государственный), присущий классовым формациям.

Подобные документы

    Основные положения теоретических традиций в этносоциологии. Анализ смыслового содержания категорий: этнос, нация, этничность, их основные признаки и адекватное понимание. Феномен этнической идентичности: самосознание, ценности и ценностные ориентации.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2012

    Представления о народе. Понятия этнической идентификации в этносоциологии и этнодемографии. Структура этнического самосознания. Процессы развития глобализации и межэтнические. Показатели, характеризующие этническую идентификацию народов Дагестана.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2012

    Определение понятия "этнос" в теория ученых. Функции современной мировой прогрессивной этносоциологии. Этнические группы в составе классов, социальных слоев и институтов. Малые компоненты этнической структуры. Взаимодействие этносоциальных общностей.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2010

    Многозначность слова "народ" и его применение к классовому обществу. Формирование нации по признаку этнической принадлежности. Структура этноса и сущность этнических процессов. Проблема соотношения этноса и нации, этноса и геосоциального организма.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2010

    Предмет, метод, структура и функции социологии. Типы и признаки социального действия. Элементы социальной структуры, социальный статус и стратификация. Теория социальной мобильности П. Сорокина. Этносоциология и классификация социальных конфликтов.

    курс лекций , добавлен 09.10.2009

    Интегральная теория Э. Гидденса как синтез объективистской и субъективистской парадигм в социологии. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье. Концепция габитуса и поля: сущность и содержание, структура и элементы. Капитал и его основные разновидности.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2014

    Понятие, объект, предмет социологии. Развитие социологии в России. Программа и этапы социологического исследования. Понятие и виды социальных институтов. Социальная стратификация и ее типы. Глобальные проблемы современности. Социальные общности и группы.

    шпаргалка , добавлен 23.09.2010

    Направления развития социологии, ее глобализация на современном этапе. Социальная структура и социальная стратификация. Типология и основные приемы социологических исследований. Анкетные опросы и интервью. Методы обработки социологической информации.

    курс лекций , добавлен 14.06.2009

    Предмет, объект, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. Объекты и сущность предмета экономической социологии. Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни. Уровни и роль развития экономической социологии.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.

Несмотря на мощные интеграционные тенденции, доминирующие в современном мире, например создание Европейского Союза, национальная проблематика продолжает находиться в центре внимания политиков и ученых. Возникают новые национальные государства (и6 независимых государств на месте СССР, Чехия и Словакия вместо Чехословакии, новые республики вместо бывшей Югославии), ищут свои национальные корни, возрождают язык, историю, культуру, а следовательно - стремятся получить политическую, экономическую или национально-культурную автономию такие народы, как: валлийцы и шотландцы в Великобритании; корсиканцы и бретонцы во Франции; баски и каталонцы в Испании. Примеры можно продолжать. Сегодня мы являемся свидетелями того, что ощущение людьми своей этнической принадлежности, своей культурной уникальности самом деле неистребимое. Ни классовая, ни профессиональная, ни одна другая социальная принадлежность не способна вытеснить из сознания человека представление о ее национальной принадлежности и интересы собственной этнической общности.

Потребности людей в социологических знаниях, отражающие реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознания, межэтнических отношениях, призвана удовлетворять этносоциология.

Объект и предмет этносоциологии

Этносоциология (от гр. - Народ), или социология межнациональных отношений, в последние годы превратилась в один из самых популярных направлений социологической науки. Повсеместное пробуждение к жизни национальных идей диктует необходимость усиления внимания к источникам и движущих сил тех сложных и противоречивых процессов, протекающих в сфере межнациональных отношений.

Этносоциология - это специальная социологическая теория, которая изучает происхождение, суть, функции и общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследований.

Этносоциология пытается раскрыть социальную обусловленность этнических черт культуры и быта, ценностных ориентаций, обычаев, обрядов, межличностных национальных отношений, выявить национальные особенности таких явлений и процессов как урбанизация, способы демографического и социального воспроизводства и тому подобное. То есть, этносоциология - это наука, которая, главным образом, занимается сравнительными исследованиями этнических групп, акцентируя внимание на методах социологии (опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент) и систематизируя различные подходы к этнонациональной сферы общественной жизни.

Объектом этносоциологии есть люди, которые образуют различные социально-этнические сообщества, представленные в различных социально-этнических организациях и институтах и, выступающих действующими лицами в событиях, явлениях и процессах социально-этнического характера.

Предметом этносоциологии является совокупность социально-национальных отношений, возникающих между представителями различных социально-этнических групп, сообществ в процессе их создания, жизнедеятельности и развития. К предметной области этносоциологии относятся основные темы, как: влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения; социальная детерминированность национального самосознания и межнациональных отношений; межэтнические конфликты; национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах; специфика отраслевой и профессиональной занятости этносоциальных групп; этноязыковые процессы и т.

Как отдельная отрасль социологического знания этносоциология начала формироваться в 20-30-х гг. XX в. в Западной Европе и США. Одной из первых монографий, исследовала проблемы этносоциологии считают классическую работу Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). У истоков новой отрасли социологии стояли также такие ученые - немецкий исследователь Рихард Турнвальда, американский социолог Хью Сетон-Уотсон и другие. Сначала они акцентировали внимание на изучении проблем интеграции в к-индустриальных обществах, связывая ее с процессом консолидации нравственных ценностей в пределах отдельных групп, в частности этнических. Но со временем выяснилось, что процесс индустриализации и связанные с ним урбанизация и распространение городского образа жизни не уменьшают роли этничности, а наоборот - усиливают ее. Это побудило особый интерес к изучению этнонациональной сферы жизни общества.

Особенности выборки

Специфика формирования выборочной совокупности заключается в том, что признаком отбора респондентов является, прежде всего, их этническая принадлежность. А поскольку определение этого фактора происходит субъективно, т.е. на основе самоидентификации респондента, то в выборку могут попасть опрашиваемые, которые фактически не принадлежат исследуемой совокупности и наоборот. По этим же причинам выборка не может быть сформирована с помощью математических расчетов, поэтому применяют такие методы, как метод «фильтра», метод «снежного кома», метод отбора по косвенным признакам.

Для того, чтобы образовать идеальную с методической точки зрения случайную выборку, социолог в принципе должен иметь полный список всех членов изучаемой этнической группы, при условии их одинаковой доступности для процедуры опроса. Ясно, однако, что в большинстве социологических исследований это требование невыполнимо. Поэтому этносоциолог, изу­чающий конкретный этнос или этническую группу, почти всегда имеет дело не с собственно выборкой, а с целенаправленным отбором респон­дентов. На практике используется несколько разных методов отбора рес­пондентов определенной национальности. Назовем основные из них.

1. Метод «фильтра». Суть данного метода состоит в том, что по стан­дартной методике опрашивается более широкий массив респондентов, чем требуется для решения основной задачи исследования, однако часть вопросов анкеты (интервью) задается лишь представителям этноса, выс­тупающего объектом в данном исследовании. В качестве «фильтра» при этом служит вопрос о национальной принадлежности респондента. Окон­чательно выборка формируется не до, как в классической схеме, а после проведения опроса. При этом общий массив опрошенных распадается на две подвыборки: основную, включающую только представителей «объект­ного» этноса, и дополнительную, в которую входит, так сказать, «порода» данного исследования, т.е. те лица, которые попали в предварительную выборку, но не относятся к изучаемому этносу.

2. Метод «снежного кома» («snowball»). Метод «фильтра» применим в основном тогда, когда изучаемая этническая группа достаточно много­численна и компактно расселена в пределах города (сельского района). Однако в практике этносоциологических исследований нередки случаи, когда представители интересующей исследователя этнической группы составляют лишь незначительную долю от численности всего региона, в котором проводится исследование, и к тому же дисперсно рассеяны по его территории.

Формирование выборки по методу «снежного кома» начинается с выбора нескольких «стартовых точек», т.е. индивидов, заведомо принад­ лежащих к данной национальности. Такой отбор может быть случайным (не в статистическом, а в бытовом смысле). Однако лучше пользоваться регулярным методом, например, "Ьбращэться в Культурный центр данно­ го этноса*/в правление общины, в церковь или в национальную школу, где можно получить фамилии нескольких достаточно активных и извест­ ных в среде исследуемого этноса людей. Как правило, сотрудники Культурного центра предупреждают таких людей о предстоящем опросе. Это делается для того, чтобы сформировать у них положительную установку на сотрудничество с социологами.

Затем среди них проводится опрос, а в дополнение к анкете их просят назвать несколько фамилий и адресов других представителей данного этноса, которые проживают в том же городе и к которым можно обратиться с просьбой ответить на вопросы социологического исследования.

Особое внимание необходимо уделить подбору «стартовых» персон Они должны быть не только достаточно известны и авторитетны, но и что немаловажно, представлять разные слои данной этнической группы.

3. Метод отбора по косвенным признакам . Одним из методов целенаправленного отбора в этносоциологическом исследовании является выбор по признакам, хотя и косвенно, но достаточно тесно связанным с национальной принадлежностью. К числу таких признаков относится, напри­мер, фамилия. При отборе по фамилии обычно используются поименные, списки постоянно или временно прописанного населения, подготовленные для последних по очереди выборов.

Однако в целом этот источник не очень надежен. Зачастую невозмож­но правильно определить национальную принадлежность из-за того, что фамилии близкородственных по языку народов могут звучать одинаково. Но самая главная трудность при использовании пофамильных списков как этнического идентификатора состоит в том, что представители разных народов, принявшие одну веру или использующие один и тот, же язык в быту, часто имеют практически неразличимые фамилии. Это относится и к таким странам, как США, Канада, Австралия; но в наибольшей, пожалуй, степени характеризует Россию. Например, Яковлев может быть русским, чувашем, марийцем, якутом, эрзя, мокша, удмуртом, том и т.д. Поэтому использовать такой метод можно только в определенных случаях, с большой осторожностью и по возможности применяя дополнительные критерии отбора.

Особенности опроса

Специфика применения методов опроса в этносоциологических исследованиях зависит от концепции этноса, принимаемой в программе. Если исходить из «онтологической» концепции этноса как группы - носителя специфи­ческого культурного комплекса, то главной методологической проблемой этносоциологического исследования будет преодоление межкультурной дистанции, почти неизбежно возникающей в ходе такого исследования между исследователем и объектом исследования, между интервьюером и респондентом.

Практика этносоциологических исследований доказывает, что куль­турная дистанция - это в абсолютном большинстве случаев объективная реальность. Нарушение правил общения, демонстрация в процессе обще­ния образцов поведения, не принятых в изучаемой этнической культуре, может привести и обычно приводит к тому, что респондент либо вообще отказывается сотрудничать с исследователем, либо «выдает» ему те отве­ты, которые, как он считает, от него ожидаются.

Проблема преодоления культурной дистанции важна как в анкетных опросах, так и при интервьюировании. Ясно, однако, что проведение интервью требует гораздо более тщательной культурологической подго­товки исследователя и интервьюера.

Рассмотрим некоторые общие методы и практические приемы пре­одоления культурной дистанции, часть которых широко используется в практике этносоциологических исследований.

1) Язык инструментария (анкеты и бланк интервью).

Проблема языкового барьера в процессе исследования весьма суще­ственна. Если анкета составлена или интервью проводится на языке, ко­торым респондент не владеет или владеет в недостаточной степени, то ценность результатов такого исследования практически равна нулю. Для преодоления этого «жесткого» языкового барьера при анкетном опросе обычно используется практика перевода анкеты на язык респондента, либо двуязычные анкеты, каждый вопрос в которых представлен в двух версиях (например, на русском и татарском языках).

Для контроля качества перевода необходимо использовать такой ис­пытанный прием, как обратный перевод, когда текст анкеты, переведен­ный, например, с русского на татарский язык, потом независимым пере­водчиком переводится с татарского на русский, а затем сличаются исход­ный и конечный текст на языке, на котором первоначально была подго­товлена анкета.

2) Язык беседы.

Интервью целесообразно вести на том языке, которым и интервью­ер, и респондент владеют наиболее свободно. В том случае, если такого языка нет, необходимо прибегать к помощи переводчика.. Однако исполь­зование переводчиков крайне нежелательно по ряду причин; до-первых, это очень усложняет и удорожает исследование; во-вторых, переводчик - посредник в диалоге, обладающий своими психологическими особенно­стями, определенным социальным статусом, культурными ориентация-ми, что может повлиять на результаты исследования.

Именно поэтому переводчики в этносоциологическом интервью мо­гут использоваться лишь в очень редких, единичных случаях и крайне нежелательны при массовом интервьюировании.

К особенностям составления инструментария можно отнести необходимость повышенного внимания к смыслу, вкладываемому в термины, и правильное их использование, ситуацию составления опросного листа на двух языках, наличие нескольких идентичных вопросников на разных языках.

Проблема языка опроса может возникнуть как на этапе разработки инструментария, так и на этапе собственно проведения опроса. В первом случае решением является составление инструментария на всех языках, которые могут быть использованы в ходе опроса, и решается она исследователем. Во втором случае проблема выбора языка опроса стоит перед интервьюером, когда ему необходимо выяснить, на каком языке предпочитает общаться респондент, и уметь общаться достаточно свободно на этом языке.

К интервьюерам, проводящим этносоциологические опросы предъявляются требования более обширные, нежели к интервьюерам, работающим в рамках социальных или политических опросов. В первом случае интервьюер, прежде всего, должен знать язык, на котором проводится исследование, ориентироваться в культурных особенностях исследуемой этнической группы. Кроме того, интервьюеры в ряде случаев сами являются объектом исследования. Например, в исследовании Кондратьева В.С. изучалось влияние национальности интервьюера на ответы респондентов. И было выявлено, что чаще всего национальность интервьюера влияет на ответы респондентов, касающиеся установок в национальных отношениях (см. Кондратьев В.С. Э ксперимент «ех post facto » в этносоциологическом исследовании //Советская этнография 1970 №2) .

В этносоциологии давно известно, что национальность интервьюера заметно влияет на ответы респондента. Интервьюерам, принадлежащим к той же национальности, что и опрашиваемый, даются более «этноцент­ричные» ответы, нежели принадлежащим к другой национальности. Однако необходимо учитывать следующее: интервьюер, принадлежащий к тому же этносу, что и респондент, как пра­вило, имеет собственные достаточно выраженные установки по отноше­нию ко всем моментам истории этноса; в процессе интервьюирования он невольно (а иногда и сознательно) может «корректировать» ответы респон­дента в соответствии с собственными взглядами.

Команды интервьюеров целесообразно формировать из людей разных национальностей, с тем, чтобы минимизировать влияние личностных ка­честв интервьюера на результаты опроса. Среди интервьюеров-этносоциологов не должно быть людей, имеющих крайние позиции по вопросам этнической политики и культурного развития народов.

Руководители исследования перед его началом должны ознакомить будущих интервьюеров с основными фактами истории, современной этнополитической ситуацией, элементами духовной культуры этноса, ко­торый им предстоит изучать.

Отсутствие необходимых знаний приводит к тому, что интервьюеры, часто совершенно непреднамеренно, нарушают принятые нормы этике­та, демонстрируют свою неосведомленность в самых элементарных, с точки зрения респондента, вопросах, а это снижает качество собираемого мате­риала и иногда даже ставит под угрозу все исследование.

Метод включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия.

Метод включенного наблюдения предполагает активную позицию исследователя. Включенное наблюдение применяется в изучении "жизненных миров" социальных общностей, областей социального опыта, которые могут стать предметом этнографического описания.

Наблюдатель-исследователь во включенном наблюдении, лично находящийся и действующий в поле, имеет тесный контакт с исследовательским полем, его обитателями. Он сам попадает там под влияние происходящего. Все, что было им воспринято и изложено в полевых записях, а также и само пережитое им влияние, подлежит анализу как факты ("выраженный" и "скрытый" опыт). Наблюдение происходит открыто, т.е. исследовательское намерение должно быть изложено и объяснено для людей, находящихся в поле исследования в кратчайшие сроки после начала наблюдения или вообще до его начала. "Включенное" наблюдение - т.е. соучаствующее наблюдение (лекции по МТСИ).

В случае включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия исследование способно помочь более объективно оценить настроение представителей сторон-участников конфликтной ситуации, изучить их мотивы, которые не были изложены в официальных заявлениях. В данном случае может возникнуть проблема восприятия исследователя как представителя какой-либо конкретной, может быть даже враждебной, национальности. Поэтому особенно важно тщательно оценить этническую принадлежность исследователя, которая должна вызывать как можно более нейтральное отношение исследуемых, для исключения влияния национальности наблюдателя на происходящие вокруг него события.

Контент-анализ и исследование этничности.

Сущность контент-анализа заключается в исследовании содержания документов, направленном на объективное систематическое и количественное описание явного содержания коммуникаций, соответствующее целям исследования. В эносоциологии метод контен-анализа может использоваться для решения довольно широкого круга задач. Например, этничность как субъективное явление, как самоидентификация представителей разных групп, можно исследовать путем вычленения слов и смыслов, используемых в документах представителями группы по отношению к своей группе. Идентификацию одной этнической группы представителями другой возможно исследовать путем описания терминов, используемых в документах по отношению к какой-либо другой этнической группе. А так же, ввиду недостаточно четко сформулированного терминологического аппарата в этносоциологии, разумным представляется изучение самих терминов с помощью контен-анализа.

«В ведущих научных журналах тут же развернулась обширная дискуссия вокруг предложения Б. Н. Ельцина о поиске общенациональной идеи в 1996 г., что только подтвердило наличие реальной проблемы. Еще более часто, чем в предыдущие несколько лет стали мелькать такие понятия как «нация», «национализм», «национальные интересы», «русская идея» и т.п., хотя уже в начале текущего десятилетия было ясно, что продуктивность этих словопрений не всегда велика (из статьи А.В. Кудрина «Понятие нация и этнически мозаичная Россия» // Национальная культура и языки народов Прикамья: возрождение и развитие (к 200-летию образования Пермской губернии). Ч. I . Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 27 ноября 1997 г. / ТСК "Икар". - Пермь, 1997. - С. 30-35). Т.о. можно заниматься изучением смыслов вкладываемых прессой в эти понятия.

Возможности применения методов смежных дисциплин в этносоциологическом исследовании.

В этносоциологическом исследовании могут применяться методы этнографии, культурологи, истории, географии, экономики и других смежных дисциплин. Это связано в первую очередь с тем, что наиболее эффективным подходом в изучении этнических групп является комплексный подход, который предполагает разностороннее рассмотрение феномена этничности.

Дорогие друзья!

Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства - хостинг, доменное имя и т.д.

Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными - помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо!

НЕМНОГО ИСТОРИИ И ДАТ: Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в. , начала развиваться на отечественной почве в конце 60 -х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС. В отличие от сельской социологии или урбансоциологии этническая социология не имела значительного наследия 20 -х годов нашего столетия. Как самостоятельное научное направление она стала развиваться с конца 60 -х годов, хотя для российской социальноисторической науки интерес к развитию народов глубоко традиционен, начиная с деятельности С. М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в "Истории России с древнейших времен". Во второй половине XIX - начале XX в. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем о жизни русского народа. Послереволюционная историография сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. Уже тогда, в 20 -х годах, для изучения народов была характерна практическая направленность, что определялось задачей "переустройства быта на социалистических началах". Заметной тенденцией развития науки о народах был взгляд на нее, исходивший от классического эволюционизма, как на всеобъемлющую науку.

В 1925 г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, как ее тогда понимали ученые 8, хотя не все принимали такую ее расширительную трактовку. В конце 20 -х - начале 30 -х годов в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистской методологии в исследовании народов. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения в этнографии наметились в 50 -х годах, когда появился интерес к странам, получившим независимость после второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. Но до 60 -х годов о соединении этнологии с конкретносоциологическим подходом не могло быть и речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике. Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Возрожденная социология обратилась к исследованию изменений, происходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60 -х годах составляли 45% населения. Рождению этнической социологии содействовали и субъективные обстоятельства. В середине 60 -х годов директором Института этнографии АН СССР (с 1990 г. - Институт этнологии и антропологии РАН) стал Ю. В. Бромлей - ученый широкого кругозора, заинтересованный в том, чтобы институт приобрел союзное признание актуальными исследованиями. Он знал, что в социальной и культурной антропологии на Западе в те годы происходили важные изменения, что изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических отношений все более переходило к социологии.

Предмет и объект этнической социологии С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения. Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения. В этносоциологических исследованиях: ОБЪЕКТ объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Объект этносоциологии Предмет этносоциологии народ-этнос в социальном многообразии изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

1. Методы этносоциологического исследования. К основным методам относятся 1. Сравнительно-исторический 2. Эмпирический 3. Системный 4. Социологические методы

Сравнительно-исторический метод Включает в себя историческое описание, анализ и сравнение. В совокупности они дают возможность изучать этнополитические явления в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли, характер их качественных изменений в процессе развития. Эмпирический метод используется для изучения политического поведения этнических групп, их политической культуры, влияние этнических факторов на политический процесс. Используются подходы: а) культурологический; б) коллективистский; в) психологический

Культурологический подход Коллективистский подход рассмотрение фактов через призму совместной социальной деятельности людей, связанных представлениями об общем происхождении поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в этнической культуре ценности и правила поведения

Психологичес кий подход Системный метод Социологические методы объяснение политического поведения через потребность людей в позитивной этнической идентичности и безопасности Дает возможность изучать этническую политику государства как комплексный процесс, обнаруживать на общем фоне развития того или иного этнополитического явления наиболее важные элементы, прослеживать их взаимосвязь и взаимообусловленность Группа методов (опрос, анкетирование), дающие количественные и качественные характеристики предмета исследования

Методика этносоциологического исследования Исследовательская программа- документ, в котором изложены и обоснованы концепции исследования, основные его методологические принципы, методики и процедуры. Назначение программы исследования определяется методологической, методической и организационными функциями. Программа исследования включает: методологическую часть, где определена проблема, цели, задачи, объект, предмет исследования, проанализированы основные понятия, сформулированы гипотезы методическую или процедурную часть, где представлена система действий исследователя, способ организации и последовательность применения различных технических приемов, так же там описаны методы и техника сбора первичной информации, способ обработки и анализа данных

Исследование состоит из трех основных этапов Второй этап работы содержит: 1) выбор методов и разработку методики исследования; 2) проверку гипотезы; 3) непосредственно исследование; 4) формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; 5) обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Первый этап включает в себя: 1) выбор проблемы и темы; 2) определение объекта и предмета, целей и задач; 3) разработку гипотезы исследования. Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.