Что вторичная выгода. Кому выгодны наши проблемы? Раз уж говорится о позитивном намерении, предполагается, что может быть и негативное. Например, человек может что-то делать для «страдания», «ненависти к себе», «унижения» или даже «смерти». Но за таким не

Самобичевание – это осознанное и намеренное обвинение человеком себя в совершенных проступках, самокритичное отношение к собственной личности и совершаемым действиям, переходящее в формы нанесения себе моральных и физических страданий, чтобы снизить или смыть чувство вины, стыда. Может иметь не всегда адекватное отношение и возникать в процессе приписывания себе чужой вины или критики себя за вполне социально приемлемые формы поведения. Значение слова самобичевание сопоставимо по синонимичному ряду с самообвинением, самоистязанием, самоедством, самокритикой и прочими действиями, направленными на акцентирование негативных сторон человека и причинение моральных страданий под видом раскаяния или вины.

Самобичевание психология объясняет, как попытку совладать с внешними условиями, не удовлетворяющими внутренней картинке мира человека. Это один из способов справиться с непереносимыми чувствами относительно собственной личности и ее слабых или не принимаемых сторон (часто подобное поведение имеет своим получение похвалы или ободрения со стороны окружающих, получить которые проще при помощи самоуничижения, чем при помощи реальных действий и достижений). Проигранная конкуренция, обнаружение более сильных и успешных людей в инфантильной психике переносится плохо и практически не поддается принятию, отсюда рождается подобное поведение, помогающее пережить фиаско, а жизненный принцип выглядит как выбор максималистических концепций, где человек не имеет права на проигрыш или слабость.

Идеалистическое восприятие мира повергает людей в отчаяние при каждой неудаче или в случае разворота событий не в ожидаемом русле. постоянно ощущается большая ответственность в детской ее форме, когда реальный мир заменяется иллюзорным, а себе причисляются мегаспособности (точно так, как дети винят себя в ссорах родителей или несчастных случаях, с такой же инфантильной и огромной ответственностью человек обвиняет себя в малейших неурядицах или даже случайных стечениях обстоятельств, в любой не идеальности).

Самобичевание заставляет делать глобальные выводы, приводящие к обесцениванию себя полностью из-за столкновения с незначительной не идеальностью (или даже значительной, но это все равно не вся личность целиком). Высокие требования и неумение разглядеть прекрасное в недостатках не позволяет познакомиться с собой настоящим, узнать те вещи, раздражающие в самом себе и принять себя целиком.

Причины самобичевания

Самобичевание психология определяет как гиперкритику в собственный адрес, осуществляющуюся напоказ с целью получить одобрение, поддержку или оправдание собственным поступкам. Механизм построен на том, что , направленный в свой адрес воспринимается окружающими, как искреннее раскаяние и тенденция к совершенствованию, но ошибка состоит в том, что показное раскаяние воспринимается за истинное. При человек не заламывает картинно руки, не поливает себя грязью, а признает сам факт совершения проступка, не громогласно делает выводы и начинает исправлять ситуацию, признавая при этом положительные черты, помогающие справиться с недостатками.

Выбор такого пути манипуляции собственным мира и общественным отношением может быть сформирован в детстве, где не нашлось места сформированности чувства любви и забот о себе. При различных травматичных условиях развития могут сформироваться механизмы, дающие понимание любви через боль (когда мать была ласкова только после полного разгрома , или когда причинение физической боли объяснялось пользой для самого ребенка и совершалась «из любви»). Опыт, полученный в родительской семье, показывает человеку как с ним можно обращаться, и если родители устраивали моральный прессинг или физические побои, то в дальнейшем человек живет по этой модели, обращаясь подобным образом с собой и окружающими.

Значение слова самобичевание имеет смысл и нанесения себе физических страданий, как способа уйти от , перебив ее физической или как варианта самоочищения от провинностей. В первом случае работают индивидуальные механизмы психики, помогающие контролировать чувства, переживание которых является для человека фрустрирующим (когда нет опыта, как справляться с болью, виной или отчаянием, то переполняют и становится невыносимо, а самобичевание всегда подконтрольно человеку, поэтому именно оно используется как деструктивный, но все же метод проживания эмоций). Во втором прослеживается влияние различных религиозных и воспитательных концепций, считающих тело и заботу о нем чем-то постыдным или же ставящими во главу угла физические наказания, вместо принятия и объяснения. и недостаток признания толкают к мысли, что человек не достоин ничего хорошего. Ощущение недостатка любви и права на ее получение могут повлечь глубокие депрессивные расстройства и непонимание смысла существования, за что и причиняется самостоятельное наказание себя.

Полярное мировосприятие, инфантильная ответственность, свойственные детям и подросткам, а также сохраняющиеся у некоторых как характеристика личности не дают принимать мир и соответственно себя в том виде, в котором существует. Возникает потребность соответствовать идеалам или разрушить себя полностью, невозможность видеть полутона и принимать негативные качества ведет к разрушению собственной личности, в забытьи, что именно недостатки делают нас уникальными, а ошибки составляют жизненный опыт.

Самобичевание появляется как защита от травматичных условий и влияний, являясь травматичным самим по себе. Оно высвечивает прожектором недостатки для окружающих, но оставляет сокрытым главное от самого человека и не способствует изменениям. Главным моментом при работе с самобичеванием это поиск способов реагирования и совладания с эмоциями менее разрушительными методами, а также выработка заботливой концепции жизни.

Как перестать заниматься самобичеванием?

Когда минусы и боль самоистязания начинают перевешивать полученные вторичные выгоды, приходит момент избавления от стратегии самобичевания, но процесс этот более сложный, чем может показаться. Ведь соблазн действовать проверенным, хоть и болезненным способом велик.

Чтобы не ускользнула, стоит отдельно проанализировать какие разрушительные моменты и негативные последствия вы уже получили в собственной жизни, благодаря самобичеванию (если плохо закрепляется в , то составьте список и периодически поглядывайте в него). Также пофантазируйте, куда приведет подобное поведение через несколько десятилетий, что вы приобретете (нервный тик, репутацию плакальщика, расшатанные нервы), а что потеряете (стремление развиваться, достижения, друзей).

Чрезмерная самокритика и самобичевание продолжают снижать и так низкую самооценку, разрушая личность. Так что ваша задача продолжать развиваться, подбирать занятия, в которых есть видимые результаты, чтобы вам было, за что себя хвалить, а не только ругать. Каждый раз, когда хочется опустить руки и завести песню про то, что все пропало и вы ничего не достойны – делайте что-то, направленное на (из упрямства переделайте отчет, улучшите внешность, ответьте интернет-троллю, сходите на мастер-класс или фотосессию). Мир полон мест, где вам опустят , но настолько же он полон местами, где вас будут хвалить (любые сферы услуг от парикмахерских до занятий конной ездой добавят вашему самоощущению хвалебных и прекрасных слов).

Еще одна черта самобичевания – это ориентированность на себя, тогда как окружающий мир как бы и не замечается, такими людьми легко , но с ними не интересно общаться, ведь они постоянно сконцентрированы на себе.

Как избавиться от самобичевания? Переключите внимание на внешний мир – посмотрите, что интересного в нем происходит (погода, мероприятия, прохожие), поинтересуйтесь, что нового у друзей (не с целью сравнения как у вас все плохо и ничего нового, а с целью узнать, как у них так получилось), просмотрите последние новости и тенденции. В каждом своем внимании к внешнему, ищите вдохновение и подсказки для развития, контактируя с людьми, вы можете получить адекватную обратную связь, а возможно и открытие ваших , которые самостоятельно было не разглядеть.

И не забывайте анализировать ситуацию. Ведь чаще всего критик, сидящий в нашей голове, имеет вполне конкретный голос (папы, бабушки, воспитателя, первой любви) и говорит это из прошлых ситуаций, которые закончились, но оставили свой шрам в восприятии. По сути если вас ругали за непоседливость в садике, и вы продолжаете это делать с собой во взрослом возрасте, то ограничиваете свои возможности, например, в деятельности, требующей такой бурной энергии, а плохо это только для старой воспитательницы, у которой давление и которой давно нет в вашей жизни. Анализируйте и сопоставляйте собственные реакции с ситуацией, не полагаясь на первую эмоциональную автоматическую реакцию. Первое время придется контролировать, знакомиться с собой и выбирать заботу о себе, вместо привычного ущемления.

Идеалов нет, попробуйте извлекать пользу и наслаждение из недостатков, превратите их в достоинства. Не тотальное муштрование себя дает человеку счастье, а возможность принимать себя уставшим, неидеальным, злым – тогда рождается много свободы и появляется место для радости, а не только для боли.

Вы, как и большинство людей, знакомы с внутренним критиком. Это голос в вашей голове, который вас судит, сомневается в вас, принижает и постоянно твердит, что вы недостаточно хороши. Он высказывает вам негативные обидные вещи – то, что вы и в мечтах не можете кому-либо сказать. Я такой идиот. Я фальшивка. Я всегда все делаю неправильно. У меня никогда ничего не получится.

Нравится вам это или нет, но всё, что вы себе говорите, имеет значение. Внутренняя критика не безвредна. Она создает преграды, ограничивает вас и препятствует достигнуть в жизни того, чего вы действительно хотите. Она лишает вас спокойствия и эмоционального благополучия и, если ее вовремя не остановить, может даже привести к серьезным психическим проблемам, таким как депрессия или нервозность.

Внутренняя критика может служить множеству целей, которые, на первый взгляд, кажутся полезными: она может стимулировать нас работать над собой или заставлять достигать большего. Однако в данном случае выбирать самокритику вместо позитивного внутреннего диалога – всё равно, что выбирать наказание вместо поощрения. Хотя наказание и может ненадолго заставить нас вести себя так, а не иначе, поощрение, как правило, лучший способ добиться формирования новых конструктивных привычек. Когда вы наказываете кого-либо за то, что он поступает неверно, вы не учите его, как поступать правильно.

Представьте себе маленького ребенка, который только учится ходить. Только представьте, какое негативное влияние вы на него окажете, если при каждом его падении будете кричать на него и называть маленьким болваном. Однако вы, безусловно, добьетесь другого эффекта, если будете улыбаться и поощрять ребенка каждый раз, когда он делает шаг. Когда внутренний критик постоянно навешивает на вас отрицательные ярлыки, это оказывает такой же деморализирующий эффект, деформирует ваше представление о себе, ухудшает понимание того, кто вы и на что способны.

Что, если критик прав? Это не имеет значения. Негативный внутренний диалог никогда не в ваших интересах. Всегда найдутся другие, более добрые и эффективные способы обращения с самим собой, без присвоения негативных ярлыков и саморазрушающих мыслей. В любой ситуации вы можете сосредоточиться либо на том, что сделали плохо, либо на том, что сделали хорошо и что могли бы сделать лучше в следующий раз.

Ниже приведены четыре шага, которые помогут вам узнать, как избавиться от самобичевания и заставить внутреннего критика замолчать:

1. Обращайте внимание на критика

Чтобы контролировать своего внутреннего критика, в первую очередь нужно признать его существование. В каждом осознанном моменте мы ведем внутренний диалог с самим собой. Большая часть нашего мыслительного процесса происходит автоматически и так быстро, что мы едва успеваем замечать, как переключаемся на следующую мысль. Сделайте осознанное усилие, чтобы замедлиться и уделить больше внимания своим мыслям – это поможет вам заметить присутствие внутреннего критика. Ваши эмоции также являются ключом к обнаружению самокритики. Отрицательные эмоции, такие как сомнения, чувства вины, стыда и никчемности, практически всегда являются признаками самобичевания.

Попробуйте в течение недели выполнять одно хорошее упражнение – начните вести журнал самокритики в блокноте или в телефоне. Каждый раз, когда вы замечаете, что критикуете себя, просто заносите в журнал два или три слова об этом, например: проспал, встреча с боссом, поссорился с мамой, выбор блюда на обед. Отмечайте также, какой была критика: я ленивый, я плохой работник, я плохая дочь, я не могу себя контролировать. После того, как вы осознаете критику, вы сможете ей противостоять.

2. Отстраните критика от себя

Внутренний критик не желает, чтобы вы обращали на него внимание. Он процветает, когда вы ошибочно принимаете его за часть настоящего себя. Однако вы не родились с критиком внутри. Это голос, который вы получили со стороны, например от критики других людей, их ожиданий или стандартов. Присвоение критику имени является одним из способов с ними расстаться. Подойдет любое имя, воспринимайте это легко, вы можете использовать даже какое-нибудь дурацкое прозвище, вроде «Старая ведьма». Важно то, что отделив его от своей личности, вы делаете шаг на пути освобождения от его влияния.

3. Отвечайте критику

Отвечайте своему внутреннему критику – это очень важно для того, чтобы лишить его силы. Если вы просто скажите критику, что не хотите слышать то, что он говорит, то почувствуете, что обладаете правом выбора в данном вопросе. В следующий раз, когда услышите голос критика, скажите, чтобы он шел прочь. Скажите, что не желаете его слушать. Скажите, что вы знаете, что он лжет. Скажите, что вместо этого вы будете добрее к себе.

4. Замените критика

Лучший способ победить критика – обрести более сильного союзника на своей стороне. Вам необходимо воспитать внутренний голос, который станет вашим лучшим другом. Для того чтобы этого добиться, вам нужно начать замечать хорошие вещи о себе. Независимо от того, что говорит ваш внутренний критик, у вас есть положительные черты, пускай порой для того, чтобы научиться их замечать, нужно приложить некоторые усилия.

У всех нас есть автоматическая избирательная система фильтрации, которая ищет в окружающем мире подтверждение наших убеждений относительно нас самих – так уж устроен мозг человека. В дальнейшем мы игнорируем доказательства обратного. Если вы постоянно будете твердить себе «я идиот», то фокус вашего внимания будет все время сосредоточен на небольших ошибках (например, на случае, когда вы заперли ключи в машине), несмотря на то, что на самом деле вы совершаете много умных поступков. Вы будете зацикливаться на таких вещах, так как они совпадают с тем, что вы себе говорите.

Для того чтобы изменить эту тенденцию, в первую очередь вы должны сделать осознанный шаг к тому, чтобы начать говорить себе нечто другое, а потом активно искать доказательства, подтверждающие истинность данного утверждения. Когда вы слышите, как критик говорит вам «вы идиот», ответьте ему и скажите, что это неправда. Затем замените данное утверждение на то, что считаете правдой, например «иногда я совершаю умные поступки», и приведите как можно больше примеров, подтверждающих данный факт. Критик не любит ошибаться. Чем больше примеров вы приведете в поддержку альтернативной точки зрения, тем реже он будет появляться.

Дженис Вилхауэр, доктор философии, руководитель программы амбулаторной психотерапии Университета Эмори на кафедре «Психиатрии и бихевиористской науки» Медицинского факультета

Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] Щербатых Юрий Викторович

«Вторичная выгода»

«Вторичная выгода»

Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет!

М. Эбнер-Эшенбах

Казалось бы, все понимают, что уныние – это плохо, что унывающий человек тяжко влачит груз своей жизни и страдает от собственных переживаний.

Но! Почему же он продолжает страдать? Почему не отбросит свое плохое настроение и не улыбнется миру? Мы не берем здесь «медицинских» случаев депрессии, вызванных нарушением биохимических процессов в мозге. Мы говорим о 90 % иного, психологического уныния людей, чей мозг с точки зрения медицины вполне нормален. Почему же они живут в унынии, жалуются на него, нo продолжают унывать?

Иногда потому, что подсознательно не хотят вырваться из этого состояния. Подчеркну – подсознательно, а на сознательном уровне они уверяют, что им надоела такая жизнь, что они хотят быть радостными и активными.

В психологии есть термин «вторичная выгода». Он означает, что человек может извлекать пользу из своих негативных эмоций, своего бедственного положения и т. д.

Бедных жалеют, за больными ухаживают, с глупых малый спрос, несчастным и беспомощным принято помогать. Поэтому некоторым людям так трудно покинуть раковину уныния и тоски: ведь в противном случае им пришлось бы брать на себя ответственность за собственную жизнь, бороться за свое счастье и, возможно, страдать по-настоящему.

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Фрейдман Олег

Из книги Социальное конструирование реальности автора Бергер Питер

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

В чем выгода? Хорошо. Давайте подытожим сказанное и пройдемся по тем преимуществам, которые даст вам эта программа.Прежде всего вы избавитесь от долгов, то есть закроете финансовые «минусы»: выплатите кредит за дом, автомобиль и все то, что делает вас должником. Сейчас вы

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Взаимная выгода Тереза Пушкар: Некоторые из моих друзей символизируют собой единство инь и ян: с первого взгляда они кажутся полными противоположностями. Но спустя какое-то время начинаешь замечать, что с ними происходят события, в которых они каким-то странным образом

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА ОТ ТЕРАПИИ В состоянии длительного тупика терапевту стоит реалистично оценить, есть ли у пациента перспективы найти что-то более привлекательное, чем его текущая жизнь и терапия. Иногда глядя на пациента, находящегося в состоянии хронического тупика

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Выгода безвыходности Я бы на его месте повесился. И на месте этого я бы повесился. Есть только один человек, на месте которого я бы хотел быть, но он вчера повесился. Михаил Жванецкий В том, что вы несчастны, есть интересная выгода. Несчастный человек может совершенно

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Неосознаваемая выгода Прежде чем рассматривать следующий способ заказа себе неприятностей, давайте выполним одно упражнение. Упражнение «Скрытые выгоды» 1. Выберите из множества ваших проблем, целей или задач одну, которая требует для своего решения наибольшего

Из книги Психосоматика. Психотерапевтический подход автора Курпатов Андрей Владимирович

Неосознаваемая выгода Следующий барьер на пути к материальному благополучию может состоять в том, что вы вслух декларируете, что вам нужны деньги (работа, должность, бизнес). А на самом деле вы желаете совсем другого, поэтому заявленная цель не достигается.Как это может

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

ГЛАВА 9 ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА Вторичная травма, или «вторичный травматический стресс» (Secondary Traumatic Stress - STS), - это изменения во внутреннем опыте терапевта, которые возникают в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с клиентом, переживающим травматическое

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

Из книги Новая жизнь старых вещей автора Хекль Вольфганг

Вегетативный условный рефлекс и вторичная психогения После того как нами рассмотрены процессы комплексного реагирования организма человека на стрессор, феномены «скрытых» (по крайней мере, от сознания) стрессов, а также варианты развития первичной психогении в ответ

Из книги автора

В чем заключается выгода? Давайте начнем с позитивного аспекта, с выгод. Во-первых, есть ли свидетельства того, что раннее обнаружение заболевания приводит к уменьшению количества смертей от рака простаты? Ответ будет отрицательным. Нет никаких различий в количестве

Из книги автора

В чем выгода? Давайте сначала рассмотрим выгоды. Есть два вопроса, которые могут задать женщины. Во-первых, имеются ли свидетельства того, что маммографическое обследование снижает вероятность смерти от рака груди? Ответ будет положительным. Из каждой 1000 женщин,

Из книги автора

1.4. Первичная и вторичная формы энергии Опасность, победа тем больше возбуждают и тем более опасны, чем сильнее и чище энергия. Поскольку жизнь по сути своей экономична и бытие абсолютно экономично в силу самореализованности в себе, то в случае необходимости вслед за

Из книги автора

4.4. Вторичная агрессивность Психология различает агрессивность позитивную и негативную. Позитивная агрессивность представляет собой самозащиту, новое, повторное утверждение самих себя; то есть когда индивидуализированный организм или его часть реализует свой

Из книги автора

Вторичная переработка всего и для всех Я настаиваю на ремонте до тех пор, пока это имеет смысл. Вторичная переработка также желательна для каждого хозяйства. Сегодня для этого уже существуют специальные центры, а в ближайшем будущем перерабатывать будут все


Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении.
Сразу отмечу, что лично я к клиентам обращаюсь и на "вы" и на "ты".

Я предлагаю пошаговый алгоритм действий:

  • в процессе описании алгоритма данной техники, я буду, возможно, излишне "вьедливо" обьяснять, почему надо "так" делать. Пусть вас это не смущает - кому все ясно - тот не будет терять свое драгоценное время, зато, кому-то мои пояснения пригодятся
  • вы увидите в данном алгоритме достаточно много шагов. Это потому, что запросы разнообразные по своей сложности и индивидуальности. Исходя из этого, некоторые шаги вы опустите, в процессе работы с обратившимся к вам за помошью, человеком. Замечу, что опытные практикующие психологи так и делают. Зато при сложных запросах все пункты алгоритма данной техники "будут в помошь"
  • в процесссе "шагов" не лишне будет перепроверять уровень осознанности клиента(пациента) и правильность действий самого психолога! - задавать вопросы клиенту: " это вам понятно? - например, в 3-м пункте и др. моментах.
ИТАК:

1) определяем проблему (запрос, трудность)

  • клиент расскаывает, в чем состоит проблема
  • саму проблемную ситуацию
Здесь надо перепроверить истинность запроса клиента таким образом:
  • предлагаем сказать о своей проблеме двумя способами: "у меня есть эта проблема, я не знаю, что с этим делать" или "у меня была эта проблема, я знаю, что с этим делать". То есть, речь идет о том, что человек осознает только тогда, когда проговорит проблему в настоящем либо в прошедшем времени. Если в прошлом БЫЛА проблема - значит, она не актуальна и под этим запросом скрыта! ДРУГАЯ проблема. Потому что бессознательно человек говорит в прошедшем времени, что означает - на данный момент заявленная проблема уже решена, либо не актуальна.
  • если звучит слово "было" - тогда помогаем клиенту "сформировать" другой запрос.
  • это важно, потому что при не точном запросе "уходим не туда"
  • именно из-за скрытой вторичной выгоды, запрос клиента может звучать не точно
  • чем глубже проблема,тем клиент больше далек от истинного запроса
  • чем больше внутри личностный конфликт (базовых и личностных убеждений) - тем больше клиент склонен "выполнять" не свой запрос, а чужой, по причинам (смотрите в конце статьи в разделе "Скрытая выгода тут может быть")
2) помогаем ему определить, что он при этом чувствует (как эмоцию, естественно, отрицательную)
  • и ощущает в теле на физическом (физиологическом) уровне, например: боль, тяжесть....в животе, груди, горле.
  • ощущает
  • определяем это отрицательное чуство в баллах.
  • если клиент не в состоянии определить свое чувство при воспоминании о проблемной ситуации - предлагаем ему положить свою руку на область тела (живот, солнечное сплетение, грудь, горло) и тогда он по ощущениям в теле (разницу этих ощущений) - сможет определить. Мы знаем, что базовых чувств 5-ть - это: 2 положительных (радость и любовь) и 3 отрицательные (страх- вэивоте, обид - в груди, отчаяние - в горле, промежуточное чувство злости или даже гнева - в солнечном сплетении). Остальные чувства производные.То есть, не важно, как назовет свои чувства клиент, потому что, работая с чувством, названным клиентом - мы компенсаторно работаем и с другими. Причем! что важно - тут автоматически происходит следующее: при уменьшении отрицательного чувства - увеличение положительного, потому что:
  • природа не терпит пустоты
  • если в начале терапии отрицатеьное чувство было в 9 баллов, а, при завершении консультации - 3 - тогда! вероятнее всего, что положительного чувства стало 7 баллов, вместо 1-го.
Тут отлично подходят техники РПТ

3) принятие проблемной ситуации за полученный опыт, буквально, предлагаем клиенту повторить слова "я принимаю эту(и) стрессовую ситуацию (ситуации) с благодарностью за опыт, который я получаю(ил)"

  • клиент повторяет так, как ему "ложится на сердце"
  • психолог отмечает для себя особенности проговаривания клиента
  • говорит ли он в прошедшем, либо в настоящем времени
4) закрытие неэффективных отношений, либо – изменение своего отношения к проблеме (техники могут быть разные, привычнее начать с помощью вопросов-ответов) - выводим на осознание причастности человека «я тоже в чем-то не прав…» - вопросами,

например, этими:
  • как вы считаете, вы иногда ошибаетесь?
  • бываете ли вы не правы, не вежливы
  • почему вы оказались в такой ситуации
  • заболели
  • и т.п.
Здесь клиент "знакомится с собой настоящим" - выходит за рамки "узкого коридора чувств"

5) исследуем семейный род обратившегося за помошью - фактически, его базовые убеждения и скрытые выгоды

  • каковы ваши отношения с родителями сейчас
  • а раньше?
  • что изменилось
  • в чем вы теперь не согласны с родителями
  • почему
  • что вы чувствуете при этом….и т.п.
  • в чем согласны?
Тут клиент видит ограничения базовых (несвоих) убеждений, как внутри личностный конфликт

6) что вас сейчас в отношениях с людьми раздражает? Теперь мы определяем акцентуацию

  • почему это вас раздражает?
  • не потому ли, что хотите видеть не идеальный мир - идеальным? другая акцентуация
  • и не позволяете себе быть разной - и хорошей и не очень
Тут же рекомендации психолога клиенту: нормализуем излишнюю акцентуацию
  • начните позволять себе поступать с людьми не идеально (в границах нормы)
  • позволять себе делать именно то, что раздражает в людях (в пределах нормы). Например, люто! ненавидите несправедивость - позволяйте себе поступать с людьми не справедливо (в пределах нормы). Как вам это? - пусть клиент по ходу терапии "примерит" это новое поведение (состояние) на себя. И, если даже предложение психолога вызовет протест - это уже динамика, которая его "зацепила". Протест гораздо эффективнее равнодушия. Можно с уверенностью сказать, что позже, наедине с собою, клиент не раз будет размышлять об этом
7) в вашей проблемной ситуации
  • кто мешает?
  • что мешает
  • кто помогает
  • что помогает
  • что или кто ЕЩЕ может помочь получить желаемое.
8) какими ты (вы) видишь
  • идеальные отношения
  • ваше (твое) здоровье
  • вашу жизнь
  • и т.п., согласно заявленному запросу
9) как ты (вы) изменишься? в случае достижения желаемого результата по своему запросу

10) как изменится?

  • твое окружение
  • твой больной орган
  • другое по запросу
11) что для этого надо сделать ТЕБЕ?

12) что надо сделать

  • для них
  • для себя
13) что придется делать для изменения и положительного результата
  • твоему окружению
  • родным и значимым людям
  • твоему больному органу
  • другое, согласно запросу
С 11 по 13 пункты мы помогаем клиенту заменить его прежний, не адаптивный способ поведения - на более приемлемый, тем самым научаем его новому способу действия

14) почему будет меняться не только ты, а и твое тело…окружение… ….жизнь в целом?

15) как ты еще можешь помочь? Расширяем рамки видения конечного результата творческим подходом - вместо ограниченных "черно - белого" - "да - нет" - "хорошо - плохо"

16) представь, что то, что ты хочешь – ПОЛУЧИЛОСЬ?!

  • как тебе это
  • что чувствуешь?
Важно! - если не получается представлять в образе и описать этот образ (нет никаких образных представлений!) - тогда:
  • предлагаем это нарисовать, хотя бы схематично
  • бывает, что дети (особенно маленькие или с психотравмами) не могут рассказать о своем образе, как, например, при инцесте - из-за чуства стыда. Зато! они могут его нарисовать
  • если не может даже нарисовать - отправляем на консультацию к невропатологу, психиатру (взрослому, детскому), эндокринологу (взрослых)
Здесь отлично работают методы, с помощью стимульного материала МК - метафорические карты, особенно с детьми дошкольного возраста с 3-х лет

17) что еще хочется?

  • представь, что ты получил(а) то, что тебе еще хочется…
  • и т.д.
Весь мир у нас в голове! получилось увидеть картинку - вперед! начало есть...

Этими действиями (пункты 15-18) психолог уже "накачал" клиента ресурсами

18) предлагаем клиенту

  • вспомнить его запрос - проблемную ситуацию
  • определить чувство в баллах - как правило, баллы снизятся или обнулятся.
В итоге, человек должен осознать СВОЮ СКРЫТУЮ ВЫГОДУ!

Как он это узнает?

Когда вы ему зададите последний вопрос-предложение:

Попробуйте повторить «Я так долго жил(а) с этим чувством проблемой, что поживу-ка я с этим еще чуть-чуть! Наверное, мне это еще для чего-то нужно»

В результате:

  • если человек не хочет так говорить, как вы предлагаете ему – значит, скрытая выгода прояснена в процессе психотерапии, и положительное чувство вытесняет(вытеснило) отрицательное
  • если человек охотно и легко повторяет – в этом случае его скрытая выгода уже не будет мешать ему, и он не будет терять энергию на эти отрицательные мысли и чувства или способы поведения или повторяющиеся негативные ситуации и неприятных людей. Потому что! ведь это он сам сказал «Для чего-то мне это еще нужно!». В этом случае отрицательное чувство не наносит вред, а служит показателем необходимости вторичной выгоды для самосохранения - еще какое-товремя, как по инерции, давая возможность клиенту "собратьсяссилавми....".
Скрытая выгода тут может быть:
  • и в недостатке ресурсов
  • и в экономии энергии
  • и в получении внимания и ЛЮБВИ
  • и в нежелании брать ответственность на себя
  • и в самосохранении
  • и в не желании что-либо менять…
Механизм прояснения скрытой выгоды все-равно уже запушен! Дело за малым! – за пост эффектом, который в каждой конкретной ситуации - разный по временной протяженности.
Самое главное – что теперь человек САМ дал себе право так жить какое-то время.

Таким образом, с помощью данной техники: вопросов-ответов (применении РПТ, МК и многих др. - не обязательно именно этих техник!), замены отрицательных чувств на положительные, оценки клиентом в баллах динамики (изменения) своего тревожного состояния в начале психотерапии и при ее завершении - все выше перечисленное даст возможность самому клиенту:

  • взять на себя ответственность (вместо "волшебной таблетки") и
  • сделать свой личный выбор: менять ситуацию, либо оставить все, как прежде временно оставить потому что изменения уже начали происходить в ходе выполнения данной увлекательной техники по пониманию клиентом своей причастности к негативным событиям в его собственной жизни.
Пример из практики:

Когда ко мне обратилась с первончальным запросом клиентка по поводу не простых отношений на работе, несмотря на свой альтруизм (излишний) - она застряла между "было" и "сейчас". Однако по поводу акцентуации справедливости на почве излишнего альтруизма, - она твердо озвучила свой запрос "в настоящем моменте".

Далее все-равно запрос поменялся на глубоко спрятанный из-за чувства стыда и первоначального не полного доверия ко мне (что, впрочем, понятно в ее истории - инцест в нуклеарной (супружеской) семье, она узнала об этом позже и делала вид, что ничего не произошло, даже, когда ребенок пытался найти в ее лице поддержку). Тут скрытая выгода альтруистического поведения заключалась в:

  • попытке повышения (поддержания в норме) своей собственой самооценке, как компенсации за "плохую мать" - эта фраза звучала часто (позже) в ее высказываниях,
  • не достатке ее физических ресурсов,
  • в надежде. что ситуация разрешится сама собой.
Далее еще глубже - запрос поменялся на "я не могу помочь своему ребенку!!!".

Этот случай обьясняет, что для истинного запроса, маме пришлось понять свои не правильные действия, принять это, как опыт и разрешить себе полюбить себя разной - тем самым стать готовой к другим новым для нее способам действий.

Метки: Психотерапия ,


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Читать по теме:

Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

Если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист. И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда однажды…» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Метки: Психотерапия ,

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий.

Метки: Материнство , Психотерапия , Инфантильность , Детско-родительские отношения ,

Невроз отложенной жизни

На терапевтической группе два дня подряд плакала одна женщина лет сорока. На все вопросы – о чем она плачет? – она не могла ответить. У нее были выявлены всевозможные заболевания: язва двенадцатиперстной кишки, мастопатия, вегетососудистая дистония, мигрень, варикозное расширение вен, гастрит, колит, куча гинекологических проблем. Было ясно, что ее абсолютно не удовлетворяет собственная жизнь. Но что в ней не так?

Метки: Невроз , Психотерапия , Случаи из практики психотерапии ,

Психотерапия пограничного клиента

Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Пограничные клиенты будут регулярно нарушать Ваши профессиональные и личные границы, чаще всего следующими способами: пытаться превратить терапевтические отношения в дружескую или любовную связь; задерживать время терапии любой ценой; отказываться покидать кабинет после окончания сеанса; не оплачивать встречи; предпринимать откровенные попытки соблазнить терапевта...

Метки: Психотерапия , Пограничное расстройство личности , Границы ,

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

Психолог Юрий Черников: "Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?"

Метки: Психотерапия ,

Девочка и волк

Разговор с психотерапевтом: "- Ты же понимаешь, что до тех пор, пока ты не признаешь, что ты девочка, и ты устала, и тебе нужно плакать и ошибаться, ты будешь для всех волком, будешь одиночкой, будешь пугать деревенских и прятаться от людей с дрекольем. Ты понимаешь это? - Да. Но плакать и ошибаться - это для слабаков."

Метки: Психотерапия ,

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

Эдвард де Боно: "Шесть шляп мышления". Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп - это шесть разных способов мышления. Красная шляпа - это эмоции, черная - критика, желтая - оптимизм, зеленая - творчество, синяя - управление ходом мыслей, а белая - факты и цифры.

Метки: Психотерапия ,

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

Дмитрий Клевцов, врач-психотерапевт: "«Что-то происходит с моим сознанием», «сейчас сойду с ума» - у некоторых больных при обострении ощущения измененности собственного «Я» могут возникать состояния возбуждения с усилением тревожности, панического смятения. У других пациентов углубление нарушения деперсонализации развивается как бы «на ходу», без резкого обострения эмоциональных реакций."

Метки: Психотерапия , Синдром деперсонализации-дереализации , Деперсонализация ,

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

Александр Кузьмичев, психолог: "Я предлагаю упростить там, где это возможно. Локализовать отношения до одного некоего стартового действия. Которое, пусть и не обещает 100% результат, но значительно ускоряет межличностные изменения и процесс построения своих границ. Притом не через «чистое» личностное саморазвития, а через совместную тренировку."

Метки: Психотерапия , Границы ,

Чужой мужик - мой мужик

Лика Ставцева, психолог: "Наша психика удивительные ходы выстраивает, побуждает играть по ее сценарию без разрешения самого человека. Эта история моей клиентки, публикуется с ее разрешения. Все имена не имеют к реальным людям никакого отношения"

Метки: Психотерапия ,

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

Проблемы совместного проживания с родителями – частая причина обращения к психологу. Попробуем выделить несколько типичных ситуаций и описать их. По современной психологической моде жизнь с родителями приравнивается к незавершенной сепарации, и означает застревание на определенном этапе психического взросления.

Метки: Психотерапия , Детско-родительские отношения ,

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

Карл Юнг: "Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать."

Метки: Психотерапия , Личность ,

Елизавета Мусатова, психолог: "Человек может «забыть» боль от предательства или страх от угрозы, даже если помнит факты. Происходит травматический раскол. Часть человека застревает в прошлом, и с этой частью там остается энергия и жизненные силы."

Метки: Психотерапия , Метод системных семейных расстановок ,

Размышления о маме: какая из мам твоя?

Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Клиент приходит к нам с историей. С нарративом. И там много матерей. Там его родная мать, бабушки – матери, воспитательницы детского сада, матери друзей. Матери из масс-медиа. Архетипическая мать (тоже не одна). Шизофреногенная мать (мифическая, но все же!). Мертвая мать (которая сама травмирована). Очень-даже-живая-и-активная мать, называемая в простонародье гипреопекающей."


Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность общественных благ 4
2. Проблема переполнения и теория клубов 12
3. Эффективный объем общественного блага 16
Заключение 20
Список литературы 21

Введение

Важной функцией государства в рыночной экономике является производство общественных товаров и услуг (благ). Особенностью общественных благ является то, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.
Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.
Общественная выгода - общая выгода от любой деятельности. Она включает не только выгоду, прямо выпадающую на долю действующих лиц или фирм, но также и внешнюю пользу, распространяющуюся на других людей, которым достается бесплатно.
Цель данной работы – рассмотреть проблему выгоды в общественных отношениях.

1. Понятие и сущность общественных благ

К числу обязанностей государства во всех странах относится, в частности, обеспечение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии индивидуально, имел бы место очевидный провал рынка, обусловленный прежде всего огромными положительными экстерналиями. «Ядерный зонтик» защищал бы не только тех, кто уплатил за пользование им. Мало того, невозможно было бы исключить неплательщиков из числа пользователей данного блага, если только не депортировать их из страны. По сути, сходные ситуации имели бы место, если бы жильцам большого дома предложили индивидуально приобретать на рынке услуги пожарных или автомобилистам пришлось бы на рыночной основе нанимать регулировщиков движения. В подобных случаях мы имеем дело с общественными благами.
К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой – их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.
Для общественных благ характерны два свойства:
- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;
- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
Первое свойство называется несоперничеством в потреблении, а второе – неисключаемостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными.
Несоперничество – это, по сути, предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Например, нет надобности возводить дополнительный маяк рядом с постро........

Список литературы

1. Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью: учеб. пособие / Под. ред. Э.М. Короткова. – М.: Знание, 2012. – 468с.
2. Капитонов Э.А., Управление общественными отношениями. - М.: ИД «Дашков и К», 2010. – 325с.
3. Татаринова Г.Н.. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 315 с.
4. Федулов Ю.К., Управление общественными отношениями. - М.:ВЗФЭИ, 2009. – 410с.
5. Шарков Ф.И., Паблик Рилейшнз. - М.:«Академический проспект», 2010. – 372с.