Чем отличается человеческая субъектность от субъективности примеры. Большая энциклопедия нефти и газа. Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил

Первым решением при планировании является определение миссии организации и выбор целей . Существуют широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Философия организации обычно редко меняется. В узком понимании миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:

- целевые ориентиры организации , отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

- сфера деятельности организации , отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

- философия организации , находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;

- возможности и способы осуществления деятельности организации , отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

Необходимость формулирования миссии организации объясняется следующими тремя причинами:

1. Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п.

2. Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

Миссия делает ясными для сотрудников общую цель, предназначение существования организации;

Миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией;

Миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

3. Миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

Является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;

Обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;

Расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
Конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей. Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Цели подразделяются на качественные и количественные .

Количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, а для оценки качественных целей необходимо применение метода экспертных оценок. Каждая фирма фиксирует свое состояние в будущем в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Краткосрочными считаются цели сроком реализации до одного года. К среднесрочным относятся цели, которые можно достичь в период от одного до трех лет. Цели, для достижения которых необходим период, превышающий три года, считаются долгосрочными. Максимальный срок достижения долгосрочных целей обычнколеблется в промежутке от пяти до пятнадцати лет.

Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей. Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи.

Построение дерева целей является подготовительным этапом планирования. При планировании деятельности крупных компаний, в особенности транснациональных корпораций, имеющих развернутую сеть дочерних предприятий, филиалов и представительств, составление дерева целей необходимо.

Правила построения дерева целей :

Общая цель должна содержать описание конечного результата;

При развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;

При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;

Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга;

Фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки;

Количество уровней зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от организационной структуры;

Важным моментом целеполагания является моделирование их динамики в аспекте развития за определенный период времени.

Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

Прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т. п.;

Положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т. п.;

Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т. п.;

Финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т. п.;

Мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т. п.;

Разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т. п.;

Изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т. п.;

Человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т. п.;

Работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т. п.;

Оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т. п.

Требования к правильному формулированию цели :

1. Цели должны быть достижимыми. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.

2. Цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.

3. Цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то
то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

4. Цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель.

5. Цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей.

6. Цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники.

Основные отличия миссии компании от ее целей могут быть определены в следующих четырех измерениях:

1. Временной аспект. Миссия не имеет временных критериев. Цели же всегда временны и предполагают наличие сроков, когда они должны быть достигнуты.

2. Фокусировка. Миссия имеет направленность на внешнюю для компании среду, например, достичь признания или стать лидером в отрасли. Цели, напротив, чаще всего относятся к внутренним аспектам компании и выражаются в терминах использования имеющихся ресурсов для достижения конкретных внутренних показателей.

3. Специфика. Миссия выражается в терминах, имеющих общий, относительный характер, относящихся к образу компании, ее фирменному стилю. Цели, как правило, выражаются в терминах определенных результатов и предполагают их достижимость.

4. Измеряемость. И миссия, и цели в некотором смысле, могут быть измерены. Но измеряемость миссии имеет относительно качественный характер, тогда как положения, утверждаемые в целях, имеют абсолютный, количественный характер.

В основе формирования целей используется декомпозиция миссии на составляющие и обеспечивающие ее цели; результатом формирования является дерево целей.

Основные требования к построению дерева целей

При построении дерева целей к целям предъявляется ряд требований:

Ясность и четкость формулировки каждой цели, не допускающей произвольных толкований;

Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по своему масштабу и значению;

Формулировка целей должна обеспечить возможность количественной или порядковой оценки степени ее достижения;

Полнота разукрупнения: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, что достижение всех целей нижнего уровня означало бы достижение целей верхнего уровня;

Цель вышестоящего уровня не является простой суммой целей нижнего уровня;

Цель нижестоящего уровня определяется вышестоящими;

Цель нижестоящего уровня является средством для достижения вышестоящей цели;

По мере перехода к низшим уровням цели все более конкретизируются;

Все дерево целей - единая, но детализированная цель.

При построении дерева целей их структуризация может быть произведена как минимум по четырем критериям:

По горизонтам планирования (кратко- , средне- и долгосрочный);

По уровню обобщения или приоритетов (корпоративный, средний и оперативный уровень);

По направлениям деятельности (финансовые, маркетинговые, разработка нового продукта, информационная оснащенность и т.д.);

По направленности усилий компании (развитие, стабилизация).

На практике, зачастую, применяется комбинированный подход. Например, сначала формируются общекорпоративные цели, из которых вытекают финансовые, маркетинговые и т.д., а они, в свою очередь, структурируются по горизонтам планирования (Рис.3.).



Рис. 3. Пример структуризации дерева целей по критериям

Таблица 4.1

Варианты целей компании

Цели Содержание
Объем продаж Касаются объемов продаж, доли рынка товаров/услуг, продаваемых компанией
Прибыль Означают, что фирма стремится получить, как минимум, запланированную прибыль за период, которая может быть выражена как в абсолютных, так и относительных цифрах
Удовлетвор ение общественного мнения Ставятся, когда фирма стремится добиться хорошего отношения со стороны акционеров, покупателей, поставщиков, работников и правительства
Формирование имиджа Присущи практически всем фирмам, стремящимся создать и поддерживать имидж, в наибольшей мере соответствующий специфике деятельности фирмы. Эти цели напрямую связаны с позиционированием компании на рынке, ее ориентацией на массовые или концентрированные продажи.

Имидж - это восприятие фирмы клиентами, поставщиками и другими субъектами рынка компании.

Компания может выбрать одну из этих целей или попытаться достичь сразу всех.

Организация - это объединение людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий. Организации создаются для реализации целей людей, входящих в нее. Из этого следует, что цель у организации возникает еще до ее появления. Поэтому люди с одинаковыми или схожими целями и группируются в организации. Также люди из внешней среды организации (клиенты, партнеры, поставщики и.т.п.), добиваются собственных целей, используя данную организацию. Так формируется целевое начало в деятельности организации. Целевое начало организации включает в себя два элемента: миссия и цель.

Миссия организации

В широком смысле миссия представляет собой философию организации, объединяет в себе смысл существования организации. Философия организации почти никогда не меняется, ведь она включает в себя принципы и ценности, которые чтятся в ней, определяет то какой организация планирует быть.

В узком смысле миссия это то, что отличает организацию от ей подобных. Грамотно выраженная миссия должна выражать то, что делает ее незаурядной. На практике миссия это не просто красивые слова и афоризмы. Миссия имеет практический смысл, имея следующие функции:

1) Презентация. Знаю миссию организации, ее партнеры и клиенты могут сформировать общее представление о ней, уяснить для себя чем организация занимается, какие средства использует, чего хочет добиться. Из этого формируется имидж организации.

2) Объединение. Зная миссию организации, в которой работает сотрудник, он имеет представление об общей цели ориентируя свои усилия на ее достижении.;

3) Эффективность. Рост эффективности посредством определения мисси достигается за счет того, что:

· миссия становится фундаментом целей, которые, в итоге, не противоречат ей а напротив, являются отправной точкой для формирования стратегии организации.

· миссия четко определяет смысл деятельности сотрудника, открывая возможности для использования более широкого набора приемов мотивирования.

Миссия не определяет что, как и в какие сроки следует делать организации. Она определяет важнейшее направление курса организации.

Цели организации

Цели - это желаемое состояние определенных характеристик организации. Их воплощение в жизнь и является основой деятельности организации.

Значимость целей для организации невозможно переоценить. Ведь цели выступают как исходная точка планирования; используемая в организации система построения мотивирования основывается на целях; цели являются эталоном, с которым сравнивается нынешнее состояние.

В практике имеют место быть следующие виды целей:

Стратегические или долгосрочные (цели, которые планируется достигнуть в течении пяти и более лет);

Среднесрочные (от года до пяти);

Тактические или краткосрочные (до одного года)

Краткосрочным и среднесрочным целям присуща гораздо большая, чем тактическим, конкретизация и детализация в отношении того, как кто, что и когда должен сделать.

Цели, в основном, формируются в следующих четырех сферах:

· доходы организации;

· работа с клиентами;

· потребности и благосостояние сотрудников;

· социальная ответственность.

Не трудно заметить, что эти сферы касаются всех участников взаимодействия с организацией.

Краткосрочные цели следуют из долгосрочных, являясь как бы конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей продвигает организацию в направлении долгосрочных целей.

В крупных организациях имеет место быть такое определение как иерархия целей. Она выступает в роли декомпозиции целей от более высокого уровня цели в более низкий уровень. При правильном построении иерархии целей каждое подразделение, достигая поставленных перед собой целей вносит вклад в обще дело.

Трудно переоценить важность таких целей для стратегического управления организацией, как цели роста. Данные цели характеризуют такие данные, как соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли на рынке в целом. В зависимости от этого соотношения, организации может иметь:

· быстрый темп роста;

· стабильный темп роста

· сокращение роста.

Самой желаемой для достижения является цель быстрого роста, но также эта цель является самой сложной. Поэтому стремиться к этой цели целесообразно, если организация имеет все необходимые предпосылки для ее достижения.

Цель стабильного роста заключается в сохранении неизменными размера своей прибыли и доли рынка.

К цель сокращения организация стремиться тогда, когда она планирует развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом. Наличие такой цели не означает, что для организации наступил кризис. необходимость постановки такой цели может возникнуть после быстрого роста.

Все описанные выше цели роста являются совершенно различными по своей направленности, но, как не странно это звучит, они могут спокойно, последовательно сочетаться во времени, сменяя друг друга причем в любой последовательности.

Чтобы поставить правильные цели, которые выведут организацию на ведущие положения на рынке, необходимо следовать следующим принципам:

1) Принцип достижимости целей. Конечно цели не должны быть слишком простыми, ведь в них должен быть заключен некий вызов. Но и нереальные цели демoтивируют сотрудников. В некоторых сферах рынка с этим высказыванием можно поспорить. Например в цифровых технологиях. Ни для кого ни секрет, что основатель Apple Inc Стив Джопс за время своей жизни ни раз переворачивал представление человечества о возможностях технологий. Мотивацией для его команды служила безоговорочная вера в своего лидера, который верил в, казалось бы, невоплотимые в жизнь проекты.

2) Принцип гибкости целей. Этот принцип подразумевает, что цели следует формировать таким образом, чтобы было место для маневра, чтобы цели можно было изменить, ведь внешняя и внутренняя среда организации изменчива и очень динамична.

3) Принцип измеримости цели. Здесь иметься в виду, что цели должны быть сформулированы так, чтобы их можно было количественно измерить. Неизмеримые цели порождают разные толкования, усложняют процесс оценки результатов деятельности;

4) Принцип конкретности целей. Это означает, что цели должны однозначно определять, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Она должна однозначно обуславливать, чего необходимо добиться в результате деятельности, сколько есть на выполнение времени, кто несет ответственность за выполнение. Чем больше конкретики в цели, тем проще создать стратегию по ее достижению.

5) Принцип совместимости целей подразумевает, что по оценке временной составляющей долгосрочные цели вытекают из миссии, а краткосрочные цели вытекают из долгосрочных. Но временная составляющая не является исчерпывающим направлением определения совместимости целей.

6) Принцип приемлемости целей, в первую очередь для тех, кто будет их достигать. Конечно, при составлении целей трудно угодить всем субъектам, участвующим в жизни организации. Владельцы ждут прибыль и выгоду, сотрудникам необходима высокая зарплата и достойные условия труда, клиенты не хотят переплачивать за продукцию, общество требует от организации обеспечить безопасность в экологическом плане.

Любая организация обладает определенной свободой выбора форм деятельности, однако она существует в окружении других организаций и общества, реализуя определенную миссию.

Миссия - это четко выраженная причина существования организации, или ее роль, востребованная внеш­ним окружением. Если миссия, реализуемая организацией, окажется не востребованной внешним окружением, то организация неизбежно прекратит свое существование.

Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия , а все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Миссия – это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его философию (данный термин дословно означает «ответствен-
ное задание, роль»). Миссия помогает определить, чем в действительности занимается организация, каковы ее сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия (философия) бизнеса чаще всего определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом. Следовательно, определение миссии тесно связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?»

В миссию организации также входит задача определения и эффективного удовлетворения основных потребностей потребителей для создания клиентуры в поддержку организации в будущем.

Считается, что формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия и отражать следующие аспекты:

· круг удовлетворяемых потребностей, задачи организации с точки зрения ее основных услуг или изделий, основных рынков и основных технологий;

· характеристику продукции организации и ее конкурентных преимуществ;

· перспективы роста бизнеса.

Часто руководители фирм считают, что их основной миссией является получение прибыли. Но прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему организации. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только в том случае, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы получить прибыль, необходимую ей для выживания, организация должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации.



На основе миссии определяются общие долгосрочные цели организации. Термин «общие » означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.

Можно выделить следующие восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели:

1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевание лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка организации до определенного размера.

2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса (организацией производства новых товаров, освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства).

3. Производительность. Более эффективна та организация, которая затрачивает на производство определенного количества продукции меньше экономических ресурсов. Показатели производительности труда, ресурсосбережения важны для любой организации.

4. Ресурсы. Определяется потребность во всех видах ресурсов. Сравнивается наличный уровень с необходимым, и выдвигаются цели относительно расширения или сокращения ресурсной базы, обеспечения ее стабильности.

5. Прибыльность. Цели могут быть выражены количественно: достигнуть определенного уровня прибыли, рентабельности.

6. Управленческие аспекты. Обеспечить получение прибыли в долгосрочной перспективе можно только за счет организации эффективного менеджмента.

7. Персонал. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда и т. д.

8. Социальная ответственность. С данной ответственностью связаны разработка мероприятий по формированию благоприятного имиджа фирмы, забота о ненанесении ущерба окружающей среде.

Выделяют следующие цели организации:

· общие (глобальные), разработанные для организации в целом, которые отражают концепцию организации, разработаны на длительную перспективу, определяют основные направления программ развития организации, должны быть четко сформулированы и увязаны
с ресурсами, ранжируются по принципу приоритетности;

· специфические, разрабатываемые в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении организации и выражаемые в количественных и качественных показателях (рентабельности, норме прибыли).

Многоплановость целей объясняется тем, что любая организация, любая экономическая система является многоцелевой. И сложность заключается в определении приоритетов целей. Цели организации должны обладать рядом характеристик, которые называют критериями качества поставленных целей.

К критериям качества поставленных целей относятся следующие:

· Цели должны быть конкретными и измеримыми.

· Четкий горизонт планирования представляет другую характеристику эффективных целей. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1-го года до 5 лет), краткосрочные цели (обычно в пределах года).

· Цель должна быть достижимой. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда.

· Цели должны быть гибкими и иметь пространство для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями внешней среды и внутренних возможностей организации, что обеспечивает реализацию целей.

· Множественные цели организации должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими, т. е. действия и решения, направленные на достижение одной цели, не должны противоречить достижению другой.