Помощь горюющим. Как помочь людям в горе. Что вас ждет в долгосрочной перспективе

Часто за этим стоит элементарное незнание, как нужно себя вести.Одним из вариантов неправильного поведения с горюющим человеком является эмоциональная отстраненность от него и избегание разговора об утрате и вызванных ею чувствах.

Помимо этого встречается немало различных неадекватных действий по отношению к потерпевшему утрату, чаще в форме некорректных или ранящих высказываний. К примеру, таких как: "Ну, ты еще молода, и снова выйдешь замуж " или "Не плачь, ей бы это не понравилось" и т.п. Неуместные высказывания, порожденные непониманием горя или желанием заглушить его лишь усугубляет ситуацию. Несвоевременные высказывания, не учитывающие текущие обстоятельства или психологическое состояние переживающего утрату, проецирующие высказывания, переносят на другого человека собственные представления, чувства или желания.

Среди разного рода проекций особенно выделяются две: проекция своего опыта, например, в словах: "Ваши чувства мне так понятны". На самом деле любая потеря индивидуальна, и никому не дано в полной мере познать страдание и тяжесть утраты другого. Проекция своих желаний, когда сочувствующие говорят: "Тебе надо продолжать свою жизнь , надо почаще выходить, тебе надо кончать с трауром", –– они просто выражают свои потребности. Самые распространенные "убийственные клише", связанные с утратой, которые встречаются в речи: "Вы должны бы уже справиться с этим", "Вам нужно чем-то занимать себя", "Время лечит раны", "Будь сильным", "Тебе нужно держаться" –– все эти словесные установки загоняют горе в подполье.

Итак, чего действительно не следует делать в общении с горюющим человеком.

–– Отстраняться от человека, лишая его своей поддержки;

–– Рационизировать позитивные аспекты смерти, внушать позитивные выводы из утраты;

–– Упоминать, что смерть можно было предотвратить неким образом;

–– Сравнивать реакции горя потерпевшего утрату с горем других знакомых вам людей;

–– Рассуждать о своем горе, чтобы показать вашу печаль;

–– Пугаться интенсивных эмоций и уходить из ситуации;

–– Пытаться говорить с горюющим, не затрагивая их чувств;

–– Применять силу (сжимать в объятиях, хватать за руки и т.п);

–– Расценивать отказ горюющего от разговора или от предлагаемой помощи как личный выпад против вас или против ваших взаимоотношений с ним;

Теперь нам понятно, чего не следует делать по отношению к человеку, находящемуся в скорби.

Тогда встает следующий вопрос: а что же нужно делать по отношению к нему?

Что говорить?

Начните с признания ситуации. Например: "Я слышала, что твой …. умер ". Используйте слово "умер", а не какой-либо эмфемизм ("ушел" , "покинул" и т. п.) Это покажет, что вы открыты к разговору о том, как человек действительно себя чувствует. Выразите свое участие. Например: "Я очень расстроен, что это случилось". Будьте неподдельны в вашем общении и не скрывайте своих чувств. Например: "Я не знаю, что сказать, но я хочу, чтобы ты знал, что я переживаю вместе с тобой". Спросите, как он или она себя чувствует, и не предполагайте, что вы знаете, как потерпевший утрату человек чувствует себя в каждый конкретный день. Избегайте говорить человеку: "Ты такой сильный". Это подталкивает его к тому, чтобы сдерживать свои чувства. Предложите свою поддержку. Например: "Скажи мне, что я могу сделать для тебя".

Что делать?

–– Будьте с горюющим (даже если вы не знаете, что сказать). Просто присутствие кого-либо рядом может быть очень утешающим. Будьте с ним, чтобы слушать и давать поддержку. Однако не следует принуждать кого-либо говорить, если он не готов к этому.

–– Будьте хорошим слушателем. Принимайте любые выражаемые чувства и сопереживайте горюющему вместо того, чтобы советовать, как ему справиться с утратой или преуменьшить значимость потери. Помогите понять, что все переживаемые чувства - нормальны.

–– Предложите помочь с поручениями, покупкой продуктов, домашним хозяйством. Если ваши предложения отклоняются, помните, что при этом не отклоняют вас или вашу дружбу.

–– Продолжайте предлагать поддержку даже после того, как начальный шок прошел. Восстановление требует длительного времени. Следите за своим собственным здоровьем эмоциональным, физическим, духовным. Оно необходимо для продолжения полноценной жизни и помощи понесшему утрату.

–– Безусловно, поддержка и сочувствие окружающих предельно важны для горюющего человека. В то же время общение с ним в некоторых случаях становится слишком тяжелым и даже разрушительным для того, кто ему сопереживает и пытается помочь. Если человек осознает, что он сделал все, что было в его силах, но это никогда не удовлетворит горюющего, то ему следует отступить на время в сторону. Здесь не имеется ввиду, что нужно бросить человека наедине с его горем. Скорее, речь идет о том, чтобы ограничить бессмысленную трату душевных сил. Чрезмерное участие, с одной стороны, эмоционально истощает сопереживающего, с другой стороны, оказывается бесплодным для горюющего и даже, возможно, подкрепляет его болезненную реакцию на потерю.

–– Если горюющий человек начинает злоупотреблять алкоголем или наркотиками, не заботиться о здоровье, то вам или кому-либо из близких следует посоветовать ему обратиться за профессиональной помощью.

Очень тяжело видеть рядом с собой человека, который переживает потерю кого-либо из родственников или близких друзей.

И зачастую мы не знаем, как помочь горюющему , что сделать для него в такой момент. Как помимо слов сочувствия, мы можем поддержать человека и какие наши действия помогут ему легче пережить беду?

Первое, что мы можем сделать, чтобы , а не причинить ему еще больше боли, это постараться оценить состояние человека и определить. В чем он нуждается сейчас наиболее сильно - разговор по душам, молчаливая поддержка, возможность выплакаться в одиночестве, конкретная помощь по какому-либо вопросу.

Чтобы знать, как поддержать человека в подобной ситуации, необходимо понимать, какие этапы сопровождают процесс переживания потери близких.

Смерть близкого человека - это всегда шок, даже если она неизбежна (человек долго болел, и врачи готовили родственников к возможности такого исхода). В первые минуты после получения такого известия наша психика срабатывает определенным образом, и мы пытаемся отрицать случившееся, защищаясь тем самым от невыносимой душевной боли.

Следующий этап переживаний - обида и гнев, причем направлены они могут быть на кого угодно - родственников, врачей, несправедливую судьбу. Человек осознает утрату, но никак не может с ней смириться.

Затем наступает период, когда переживший утрату близкого человек начинает винить в этом себя. Он переживает заново общение в последние дни жизни умершего, думает о том, что в какой-то ситуации вел себя слишком резко, говорил неправильные слова. И если бы все было иначе, смерть можно было предотвратить. Эти мысли просто изводят страдающего человека, и от них необходимо избавляться.

После этого наступает самый сложный период переживаний, когда осознание случившегося вызывает невыносимые страдания и ни с чем несравнимую душевную боль. Горюющему человеку остро не хватает умершего. Одни в этот момент постоянно плачут, вспоминая ушедшего, другие замыкаются в себе и не хотят никого видеть. Этот этап опасен вероятностью возникновения депрессии, злоупотреблением алкоголя, нарушением режима сна и питания.

Следующий этап - принятие случившегося и организация жизни в существующих обстоятельствах. Человек уже способен строить планы на будущее, в котором нет ушедшего, и относится к этому более-менее спокойно.

Близким людям, желающим поддержать человека, переживающего горе, нужно постараться определить, на каком этапе переживаний тот находится. Зачастую в желании помочь горюющему мы делаем ошибки, давая ему советы «держаться», говоря о том, что «там» ушедшему от нас человеку намного лучше, ведь он «свое отмучился».

Не нужно спустя короткое время после смерти близкого человека говорить с горюющим о будущем, в котором все будет замечательно - человек сейчас не в том состоянии, чтобы воспринимать подобные речи.

Давайте рассмотрим конкретные советы, как помочь горюющему человеку:

Предлагайте свою помощь только если вы действительно готовы к этому и понимаете, что можете сделать.
Предлагайте конкретную помощь: «Я могу побыть с твоими детьми», «Давай схожу в магазин», «Если хочешь, я останусь у тебя ночевать» и т. д.
Как бы вы ни сопереживали человеку, переживающему утрату, не реагируйте на его просьбы обратиться к представителям оккультных наук с целью общения с духом умершего. Эти бесполезные сеансы только продлят страдания.
Помочь горюющему может просто присутствие близких людей. Постарайтесь не оставлять человека одного в столь сложный период. Больше говорите с ним, а еще лучше - слушайте, что говорит он. Рано или поздно у человека появляется потребность выговориться, выразить свои чувства. В этот период очень важно поддерживать его воспоминания об умершем, даже если они вновь вызывают слезы и страдания. Воспоминания помогают человеку принять случившееся и дают силы для каждого нового дня.
Наберитесь терпения. Человеку, переживающего горе, свойственны всплески отрицательных эмоций, и направлены они могут быть на тех, кто находится рядом. Будьте готовы к этому и примите человека безоговорочно.
Очень важно научить человека жить в новых для него условиях, выполнять непривычные для него социально-бытовые функции.
Выясните памятные даты, связанные с умершим, и позаботьтесь о том, чтобы в эти дни кто-то был рядом с человеком, переживающим траур.

Необходимо заметить, что верующие люди переживают утрату близких немного легче, ведь в религиозных учениях смерть является лишь переходом в иное состояние. Если же в семье нет верующих людей, горюющему можно организовать встречу с представителем церкви - они как правило, очень подробно отвечают на накопившиеся вопросы и тактично рекомендуют, как помочь душе умершего.

На тематических сайтах можно найти множество статей и рекомендаций на эту тему. Прочитав их внимательно, вы получите ответы на множество вопросов и обязательно найдете для себя способы, как помочь горюющему при смерти близкого.

ВЗ: Требуется ли вообще человеку утешение или горевание - это естественный процесс ?

ПГ: Разные люди переживают горе и/или утрату по-своему, но есть некоторые типичные особенности прохождения людей через этот период. Главное, что нужно понимать про работу горя (а именно так обозначал процесс, через который проходит горюющий, Зигмунд Фрейд) горе - это процесс. И в этом процессе человек отпускает ушедшего (несбывшуюся мечту, разрушенный план) и позволяет чувствам, возникающим в связи с этим, быть свободно (или не очень) выраженными в любой доступной человеку форме. Чувства в связи с потерей могут быть разными, но их не так много. Обычно люди испытывают боль, вину, иногда - острое отчаяние. Если человек был остро любим, то люди тоскуют, скучают по ушедшему. Тоска может сменяться приступами апатии, когда все чувства как бы припорошены, и ничто не волнует. Затем на поверхность снова может выйти какое-то из упомянутых чувств - острая печаль, нежность или вина (реальная или мнимая) в связи с тем, что что-то не доделано или вовсе сделано не так в отношениях с тем, кого не вернуть.

Важно, однако, понимать главное. Переживание горя и чувств, с ним связанных - это и есть работа горя. И работа эта состоит, в конечном счете, в освобождении душевных сил горюющего для новой жизни. Психоаналитики сказали бы, что горюющий высвобождает либидо, адресованное ушедшему, для новых людей, новых дел и новых отношений. Горевание - и есть работа высвобождения чувств.

Вполне понятно в связи с этим, что горе тем острее, чем сильнее мы были связаны с человеком. Известно так же, что дорогого ушедшего, отношения с которым были сложными, отпустить сложнее, потому, что горюющие испытывают гораздо больше вины за не гармоничные отношения, которые уже нельзя исправить. Чем светлее воспоминания об отношениях с ушедшими, тем легче (как ни странно) проходит работа горя. Так или иначе, чувства, связанные с горем - это душевная энергия. И чтобы проделать работу горя, ее нужно потратить. И лучший способ ее потратить - горевать.

Здесь-то и начинаются проблемы у современных людей. Ни горевать ни поддерживать мы не умеем, особенно это касается мужчин. Многие из моих клиентов признаются, что в их семьях не было принято ни слушать, ни жаловаться. Что они не представляют себе, как поддерживать того, кому плохо. Что единственные известные им способы снятия напряжения - это алкоголь и секс, причем с сексом все (как можно догадаться) тоже непросто. Люди очень часто говорят, что впервые в жизни рассказывают в кабинете психолога о том, что в их жизни что-то не так. Многие из нас живут и мыслят в парадигме действия, результата и успеха. Поэтому, когда происходит что-то из ряда вон выходящее, и готовых образцов успешного действия не оказывается, мы все оказываемся растеряны.

Получается, что когда кому-то рядом с нами плохо, наша самая распространенная реакция - попытаться помочь чем-то конструктивным, то есть - придумать что-то практичное. Например, если мужчина горюет, от того, что поругался с девушкой, то приятели, скорее всего, разделятся на тех, кто предложит купить ей конфет, («самых таких шоколадных, маленькие любят сладкое»), тех, которые предложат махнуть рукой («ты только свистни, набегут») и тех, которые попытаются организовать другу быстрое выздоровление за счет подручных средств (другие девушки, алкоголь, игры, др.)

Такая поддержка не очень работает. Как правило, нами, поддерживающими, движет тревога, она же - неспособность вынести тяжелые чувства того, кто рядом. «Давай быстро что-то предпримем» - означает «перестань мучиться при мне, я не могу вынести это». Почему обычно это не помогает? Потому, что человек, который мучается, получает сигнал, что его страдания и правда невыносимы.

Эффективная поддержка в горе (или в неприятностях, как угодно) - это нечто совершенно другое. Это - сигнал извне, что эти тяжелые чувства можно вынести. Послание по смыслу должно звучать примерно так: «Да, я понимаю, что тебе очень плохо. Я здесь». «Я здесь» означает, что я не разрушаюсь, видя твое горе. Значит, и ты вынесешь его. Доказательством того, что горе выносимо является как раз факт присутствия другого человека без его попыток «сбежать в полезный совет».

ВЗ: Зависит ли, как лучше утешать человека, от стадии переживания горя - Отрицание → Агрессия → Торги → Депрессия → Принятие? Каким образом, что нужно помнить и соблюдать, утешая согласно стадии?

Если учесть сказанное мной выше, то получится, что достаточно быть внимательным к человеку рядом и действовать по ситуации, и он из своей «стадии» сам вам все подскажет. Для человека на стадии шока и отрицания важно просто присутствие тех, кто рядом. Бытовая поддержка, взятие на себя каких-то дел и какой-то ответственности, что обычно трудно дается человеку в остром горе. Если человек не хочет разговаривать, не нужно к нему приставать, впрочем, это золотое правило. Если хочет плакать, пусть плачет, хорошо, если он позволяет его обнимать. Если просит всех уйти - так тому и быть. Бросать его не нужно, но временно скрыться с глаз придется. Если начинает что-то рассказывать, вот тут его нужно послушать, без особых лишних вопросов, но с простыми репликами, обозначающими присутствие. Не нужно его насильно кормить, поить, укладывать спать. Предлагать - можно, но не заставлять.

На всех последующих фазах переживания горя люди скорее делаются более контактными, хотя, конечно, все индивидуально. Они могут начать злиться, рыдать, могут начать рассказывать что-то о своей жизни, об ушедшем человеке, о чем-то постороннем. Неплохо, если есть, кому их слушать. Помните о том, что работа горя - это отреагирование чувств. Чем эффективнее это происходит, тем быстрее завершается эта работа. В последующие недели человек, понесший утрату, начинает возвращаться в жизнь. Предлагайте ему свою бытовую, организационную помощь. Сообщите, что вы - тот, к кому он может обратиться в случае чего.

ВЗ: Какие слова стоит употреблять, какие слова говорить нельзя?

Я уже отмечала выше, что работа горя - это выражение чувств. Это естественный процесс, и ему не нужно мешать и лучше бы ему способствовать. Исходя из этого, не нужно утешать человека, запрещая ему плакать, насильственно его веселить, отвлекать его от разговоров о его потере. Напротив, любые разговоры нужно поддерживать по мере сил, а если человек плачет, можно просто побыть рядом.

ВЗ: Влияет ли присутствие-отсутствие утешения на переживание горя?

Если под утешением мы понимаем действия, направленные на остановку горевания (отвлекание, вытирание слез, попытки развеселить) то - да, влияет отрицательно. Присутствие же рядом человека, который просто принимает происходящее как есть, помогает или даже просто не мешает горевать - это влияет положительно, стабилизирующе.

ВЗ: А есть ли какие-то невербальные способы утешить, выказать поддержку?

Имеет смысл ориентироваться по ситуации. Помочь по бытовым вопросам, навести элементарный порядок в квартире, спросить, в чем человек нуждается. Если такой человек вообще хочет с вами разговаривать, старайтесь больше слушать, а не рассказывать о себе. Если только вас не попросили об обратном. Работа горевания совершается быстрее, если давать человеку выговориться.

ВЗ: как понять, что человек готов к утешению, что он его хочет, что не оттолкнет вас?

Есть одна важная особенность в нашей культуре, которая сильно затрудняет ситуации получения поддержки в горе: мы боимся навязываться. Как психолог, я знаю сотни историй, когда человек, потерявший близкого, просидел несколько месяцев один, плакал в одиночестве, и никто ему не помог. Никто ни разу не позвонил, не принес поесть, не позвал погулять. Знаете почему? Друзья и родные не хотели навязываться. Отчасти люди так ведут себя из-за трусости и опасений быть отвергнутыми, отчасти - правда искренне верят, что навязываться нельзя даже в такой ситуации. И сами люди, у которых что-то случилось, тоже никому не позвонили и не попросили о помощи потому, что боялись навязываться.

Могу посоветовать только одно, боитесь навязываться - проверяйте. Ведь тому, кто горюет, навязываться еще сложнее. Пусть человек сам вам скажет, хочет он вас видеть или нет, принести ему еды или нет, пойдет он гулять или полежит один. Доверяйте тому, что он ответит. И по его ответам вы поймете, что делать дальше.

Беседовала Валентина Петрова

Помощь горюющему ребенку – задача весьма деликатная и требующая большого такта, поддержки, понимания.

Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка не только нельзя игнорировать, но важно признать его право на переживания. Обнимите ребенка, дайте ему возможность расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обращайтесь с ним так, словно он больной. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о маме, папе, бабушке, дедушке, брате или сестре.

Объясните ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, а мама тебя, и я это понимаю. Я знаю, что ты чувствуешь». Побуждайте к выражению и осознанию чувств ребенка, подарите ему ваше участие. Ребенку в большей степени, чем вам в такие минуты требуется поддержка, любовь и проявление заботы.

Может возникнуть страх. Желательно, побуждать ребенка сообщить о своих страхах. Наиболее приемлемый метод социализации страха – метод индукции. Помогите ребенку в преодолении страха, подтолкните его к самостоятельным выводам, вырабатывайте разнообразные стратегии контроля над страхом, сочувствуйте переживаниям ребенка. Но в тоже время, чтобы избавиться от страха, необходимо понять и принять его, тогда он исчезнет. Страх исчезает через принятие. Если страх отвергают, сопротивляются ему, это прибавляет страху энергии, и он увеличивается. Бесперспективны и попытки скрыть его, разрушить, создать нечто противоположное. Страх исчезает, когда мы не боимся принять свой страх, и учим ребенка специальным приемам противостояния страху. Ребенку трудно распознать и обозначить свой страх, переживания – мы помогаем ему наводящими вопросами, уместными разъяснениями.

Для ребенка важно выразить свои переживания – будь то желание поплакать, или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю, посмотреть видео, фотоальбом, написать письмо умершему и прочитать на кладбище.

Можно записаться на прием к педагогу – психологу на индивидуальные и групповые занятия, «Игротеку для всех». Психолог подберет упражнения, направленные на то, чтобы помочь ребенку преодолеть негативные последствия пережитого горя, спросит ребенка, когда он боится сильнее, когда меньше, с кем из членов семьи чувствует себя комфортнее с кем трудно наладить контакт, в чем проявляется его страх.

Есть дети, которые стесняются проявлять горе и грусть. Если их застают плачущими, они чувствуют себя еще хуже. Дети стремятся показаться более веселыми и спокойными, чем чувствуют себя внутри. Когда спрятанное горе, наконец, прорывается, его проявление может напугать как ребенка, так и его окружение. Непринятие своей грусти идет рука об руку с застенчивостью, зажатостью, стремлением оправдать какие-то ужасные события жизни и обвинить себя.

В литературе описано восемь ступеней усугубления утраты и превращения этого переживания в основу деструктивного поведения:

  • не разрешать себе показывать свое горе, пассивное переживание траура;
  • чувство вины: я виноват в том, что это случилось, как это случилось;
  • фантазии: если бы я успел, все было бы иначе…;
  • страх собственной смерти или инвалидности (что с ними будет без меня?);
  • бессильная ярость в отношении (как они могли так поступить со мной?);
  • безнадежность (все идет под откос);
  • страх потери других членов семьи;

Все эти доводы убеждают в необходимости проработки переживаний, связанных с грустью и горем. Помогите ребенку придумать вопрос, с которого можно начать разговор: «Если хочешь, расскажи мне, что тебя волнует». Обсудите с ребенком и то, как нужно себя вести, когда не хочется делиться своими переживаниями или когда другой человек отказывается говорить о своем настроении. Можно предложить нарисовать или изобразить эти проявления. Обязательно после такого задания попросите ребенка изобразить другие чувства – расслабленность, удовлетворенность. Можно предложить ребенку проговорить следующий текст, чтобы стимулировать себя к действию.

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день. Мама хотела бы видеть меня спокойной и счастливой. Я счастливый человек несмотря ни на что. Я достойна счастья.

2. Именно сегодня я могу преодолеть мои страхи, потому что я контролирую себя. Страх бесполезен сам о себе.

3. Именно сегодня я смогу добиться всего, чего захочу. Я верю в свою силу.

4. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом. В результате проговаривания данного текста или аффирмаций у ребенка значительно снижается ощущение горя, увеличивается число позитивных воспоминаний. Укрепляется вера в будущее.

Нравится статья?


Взрослым можно дать представление о том, что такое позитивная работа горя, предложить им описание стадий его переживания.

  • Непринятие утраты . Человек отказывается принять произошедшее, считает это ошибкой. Типичные ошибки . Часто мы стараемся скрыть от человека случившееся, например не сообщаем детям о смерти, боясь разговора на эту тему. Путь взаимодействия . Рассказать о случившемся так, чтобы человек принял сообщение и увидел наше стремление поддержать его.
  • Острая стадия . Часто предвосхищение утраты дезинтегрирует привычное восприятие жизни; человек апатичен, он истощен и переживает крушение основ жизни. Типичные ошибки . Стараемся подчеркнуть, что жизнь продолжается, пытаемся остановить острое проявление горя - слезы, удрученность, апатию. Путь взаимодействия . Разрешать горевать, показать, что плакать говорить о страдании хорошо и не может осуждаться.
  • Латентное переживание . Возрастающая тревога «что теперь будет со мной». Человек начинает задавать вопросы, на которые в данный момент нет ответа: «Я тоже умру?», «Я виноват в этом?». Типичные ошибки . Используем случившееся в воспитательных целях: если ребенок, забывшись, начинает смеяться, напоминаем, что в семье траур. Путь взаимодействия . Помочь человеку принять мысль о том, что он не может контролировать все. Возможно, на этой стадии важно проработать с человеком его смысл жизненные ориентации.
  • Работа горя . Я учусь жить по-новому, но я помню и люблю маму. Типичные ошибки . Продолжаем говорить человеку: «Как же ты без…». Путь взаимодействия . Важно подчеркивать рост самостоятельности человека и прояснить, что это означает не забыть и предать, а научиться жить по-новому. Переживание горя у ребенка проходит несколько стадий. Это длительный процесс. Он редко протекает в строгой последовательности, чаще это напоминает колебание туда и обратно и даже между.

В процессе консультирования детей по поводу их реакций на смерть близкого могут применяться самые разнообразные методы и методики, адекватные возрасту и уровню психического развития маленького клиента. Полезно создавать мандалы. Это занятие сблизит вас с ребенком, поможет лучше его понять. Мандалы применяю в целях диагностики и коррекции травмирующих переживаний ребенка. Заранее готовлю необходимые материалы, затем провожу релаксацию «Волшебное путешествие в мир мандалы». Зажигая свечу, выключаю свет. Говорю ребенку: «Представь себе, что ты – в спокойном, приятном месте, оно тебе нравится и может быть таким, как ты захочешь. Сделай, два глубоких вдоха и выдоха. Посиди еще немного так расслабленно. Посмотри, что ты видишь перед собой, запомни. А когда ты будешь готов, открой глаза». Давай попробуем нарисовать все это в круге, который мы с тобой приготовили. Включаю свет, свеча по желанию ребенка может гореть. Предлагаю выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре круга, все, что захочется. По желанию ребенок меняет цвет и продолжает работу. Затем ребенок рассказывает о том, что он изобразил. В своей практике, работая с детьми, пережившими потери, я использую песочную терапию. Ребенок часто не может ясно сформулировать или назвать, что с ним происходит. Строя различные сюжеты, ребенок проигрывает трудности в своей жизни. Игра с песком – это своеобразная само терапия ребенка с помощью педагога-психолога.